ПРИХОД К ВЛАСТИ ПЕТРА I. 500 знаменитых исторических событий
ПРИХОД К ВЛАСТИ ПЕТРА I. 500 знаменитых исторических событийВикиЧтение
500 знаменитых исторических событий
Карнацевич Владислав Леонидович
Содержание
ПРИХОД К ВЛАСТИ ПЕТРА I
Петр I
Выдающуюся роль в становлении и развитии российского государства, ставшего одной из наиболее могущественных держав в мире, сыграл первый российский император Петр I. В его правление были проведены серьезнейшие реформы — в государственном управлении, армии, церкви, социально-экономической и культурной сфере. Войны расширили границы России. Петр Алексеевич стремился преодолеть вековую отсталость своей страны, сделать ее настоящей европейской державой. Время его царствования стало триумфом российского абсолютизма, началась новая эра российской истории.
Петр родился в 1672 г. Он был сыном Алексея Михайловича от второй жены — Натальи Нарышкиной. В 1682 г. умер царь Федор Алексеевич (сводный брат Петра — сын Алексея Тишайшего от первой жены). Болезненный царь почти не принимал участия в государственных делах. Тем не менее, в его правление была предпринята реформа податной системы и армии. В январе 1681 г. было отменено местничество. Таким образом дворяне оттеснили от власти боярскую знать, продолжилась государственная централизация.
После смерти бездетного Федора претендентами на власть стали слабоумный Иван Алексеевич (сын Алексея Михайловича от первого брака) и Петр Алексеевич. Глухая борьба Милославских и Нарышкиных перешла в открытое столкновение. В нем победили Милославские, воспользовавшиеся поддержкой стрельцов. Возглавляла их умная и властная царевна Софья. Вначале патриарх провозгласил и благословил на царство Петра, за которого в силу малолетства должна была править мать Наталья Нарышкина. Однако в ходе вспыхнувшего стрелецкого восстания повстанцы убили ненавистных полковников, главу Стрелецкого приказа Долгорукого, братьев Натальи Нырышкиной, разгромили Стрелецкий и Холопий приказы и потребовали закрепления своих прав и привилегий.
Затем эти же стрельцы жестоко расправились с холопами и посадскими, которые участвовали в восстании.По требованию стрельцов царями были избраны оба брата — Иван и Петр, а регентство досталось Софье. Реальная власть была в ее руках и в руках ее фаворита Василия Голицына. Партия Петра была отстранена от управления. Вокруг него собрался свой двор, состоявший из молодых людей из знатных семей. Более всего молодого царя интересовало военное дело. Для вспыльчивого и властного подростка было организовано два «потешных полка» в селах Преображенское и Семеновское. Интерес к технической стороне войны заставил Петра заняться математикой, фортификацией, инженерным делом. Царь не чурался работы, обучился токарному делу и пиротехнике.
27 января 1689 г. Петр женился на Евдокии Лопухиной. Жену свою он не любил, большую часть времени проводил в полковой избе в селе Преображенское. Царь увлекся судостроением, с Яузы он переселился на Переяславское озеро, где на воду были спущены первые корабли Петра.
Петр достиг совершеннолетия, а следовательно, пришел конец регентству Софьи. Она с тревогой ждала, когда брат, отличавшийся неуемной энергией, очевидными талантами и силой воли, предъявит свои претензии на престол. Царевна решила нанести превентивный удар. Но на сей раз она не получила широкой поддержки.
В ночь на 8 августа 1689 г. царь был разбужен в Преображенском стрельцами, принесшими весть об опасности со стороны Кремля. Петр бежал в Троице-Сергиевский монастырь; его приверженцы распорядились созвать дворянское ополчение. За Петром последовали его уже не такие и потешные два полка, верный ему стрелецкий полк, к Троице потянулись патриарх, бояре, дворянские полки. Софья поняла, что проиграла. Вместе с верными стрельцами она отправилась и сама к Троице-Сергиевскому монастырю с повинной, надеясь на достижение компромисса. Но об этом не могло быть и речи. Софью схватили и заточили в Новодевичий монастырь, где она и умерла через 15 лет. Ее наиболее активные сторонники были казнены или сосланы, большую часть стрельцов выслали из Москвы в другие города.
Власть перешла в руки не по годам развитого Петра, хотя его соправителем до своей смерти в 1696 г. формально оставался Иван V.Надо сказать, что Петр не сразу перешел к реальному управлению государством. Продолжались «потешные бои», царь все больше времени уделял реализации своих «морских» планов. Появились новые соратники — например Лефорт. Правила же мать Петра Наталья Кирилловна, и время ее правления современники оценивали как отход от реформаторских устремлений Софьи и Василия Голицына. Однако в середине 90-х годов XVII в. Петр уже взял все нити управления в свои руки. Эпоха перемен была не за горами.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Приход к власти Каролингов
Приход к власти Каролингов Королевство франков знало два периода подъема: в конце V и в VI веках — при Хлодвиге и его сыновьях, разделивших королевство, которое потом снова объединилось на непродолжительное время, — и затем в VIII веке. Власть Меровингов в VII веке понемногу
§ 1. Приход к власти Пак Чонхи
§ 1. Приход к власти Пак Чонхи В феврале 1960 г., за месяц до последних скандальных президентских выборов Ли Сынмана, в командовании южнокорейской армии образовалась тайная группа высокопоставленных военачальников средних лет, замышлявших захватить власть, чтобы навести§ 1. Приход к власти Чон Духвана
§ 1. Приход к власти Чон Духвана После объявления чрезвычайного положения 27 октября 1979 г. формально власть в стране продолжала оставаться в руках Республиканской партии, которую снова возглавил Ким Чжонпхиль. С конца октября по декабрь 1979 г. Чхве Гюха стал временным
ПРИХОД К ВЛАСТИ ПЕРИКЛА
ПРИХОД К ВЛАСТИ ПЕРИКЛА ПериклV в. до н. э. считается веком расцвета классической Греции. В первую очередь, этот расцвет связан с возвышением Афин. В этом городе к власти надолго пришла демократическая партия, возглавляемая одаренным политиком, одним из величайших
ПРИХОД К ВЛАСТИ ЮЛИЯ ЦЕЗАРЯ
ПРИХОД К ВЛАСТИ ЮЛИЯ ЦЕЗАРЯ Юлий ЦезарьВо второй половине 50-х годов I в. до н. э. Помпей все чаще рассматривался как реальный кандидат на роль диктатора. Это сталкивало его с Цезарем, но еще некоторое время после смерти Красса в отношениях теперь дуумвиров сохранялось
ПРИХОД К ВЛАСТИ ОМЕЙЯДОВ
ПРИХОД К ВЛАСТИ ОМЕЙЯДОВ Пророк Мухаммед умер в 632 г. в Мекке. Наверное, он и не подозревал о том, какую популярность приобретет созданная им религия и какого могущества достигнет созданное им государство. Уже через каких-то 80 лет Аравийский полуостров составлял лишь
ПРИХОД К ВЛАСТИ РИШЕЛЬЕ
ПРИХОД К ВЛАСТИ РИШЕЛЬЕ Памятник кардиналу РишельеПравление кардинала Ришелье стало эпохой не только в истории Франции, но и всей Европы.
Наверное, каждый человек, пишущий об этом незаурядном политике, не преминет сказать, что отрицательный образ кардинала, созданныйПРИХОД К ВЛАСТИ ЛЮДОВИКА XIV
ПРИХОД К ВЛАСТИ ЛЮДОВИКА XIV Людовик ХІ в костюме «короля-солнце»Правление короля Людовика XIV считается расцветом абсолютизма во Франции, когда король, а вернее королевская администрация сосредоточила в своих руках всю полноту власти в стране. Это было время пышных
СВЕРЖЕНИЕ ПЕТРА III. ПРИХОД К ВЛАСТИ ЕКАТЕРИНЫ II
СВЕРЖЕНИЕ ПЕТРА III. ПРИХОД К ВЛАСТИ ЕКАТЕРИНЫ II Наиболее значительной фигурой на российском престоле в XVIII в. была Екатерина II. Бедная немецкая принцесса и сама не подозревала, какую роль она сыграет в истории одной из могущественнейших стран мира. Правление же ее
ПРИХОД К ВЛАСТИ МУССОЛИНИ
ПРИХОД К ВЛАСТИ МУССОЛИНИ Бенито МуссолиниИталия вышла из Первой мировой войны настолько ослабленной, что ее притязания союзники фактически не принимали в расчет. Она оказалась «побежденным в стане победителей». Италия являлась крупным должником США и Англии, страну
ПРИХОД К ВЛАСТИ В ГЕРМАНИИ ГИТЛЕРА
ПРИХОД К ВЛАСТИ В ГЕРМАНИИ ГИТЛЕРА Назначение Гитлера канцлером ГерманииПосле неудавшегося путча в 1923 г. политика национал-социалистической партии несколько изменилась. Руководство НСДАП, во-первых, предприняло меры для увеличения численности партийцев, при этом
Приход к власти адмирала Колчака
Приход к власти адмирала Колчака 18 ноября 1918 г. в результате переворота в Омске к власти пришел адмирал А.В. Колчак, ставший Верховным Правителем и Верховным главнокомандующим всеми сухопутными и морскими вооруженными силами России. Это событие является одним из10.3. ХРУЩЕВ. ПРИХОД К ВЛАСТИ
10. 3. ХРУЩЕВ. ПРИХОД К ВЛАСТИ После смерти Сталина власть в стране временно была сосредоточена в руках Берии и Маленкова, точнее в руках Берии. Маленков был аморфной, слабодеятельной личностью, отягощенной излишним весом. Он не сыграл заметной роли в послесталинской
Приход к власти Юстиниана
Приход к власти Юстиниана 527 год Юстиниан стал императором римского Востока в 527 г., а умер в 565 г. Родившись в бедной крестьянской семье в Македонии, он имел счастье быть племянником солдата по имени Юстин, который достиг высших должностей и наконец стал императором —
Приход Гитлера к власти
Приход Гитлера к власти 30 января 1933 года 30 января 1933 г. президент Германского Рейха престарелый фельдмаршал Гинденбург назначает Адольфа Гитлера на пост канцлера (премьер-министра).Менее чем за год до этого, в марте-апреле 1932 г. , Гинденбург и Гитлер были конкурентами на
Приход к власти П. Дорошенко
Приход к власти П. Дорошенко Летом 1665 г. происходит смена лидера на Правобережье. В августе его уже сместил Петр Дорошенко. Дорошенко происходил из старинного казацкого рода. Его дед был реестровым гетманом, сам он с юных лет казаковал, участвовал в восстание
Достижения культуры после прихода к власти Петра I
Содержание
- 1 Приход к власти Петра
- 2 На переломе эпох
- 3 Народная культура
- 4 Новые культурные веяния
- 5 Образование
- 6 Научные знания
- 7 Литература
- 8 Архитектура
- 9 Театр. Живопись. Музыка
- 10 Быт
Приход к власти Петра
Дни регентства Софьи были уже сочтены. В селе Преображенском под Москвой, куда Софья отправила семейство Нарышкиных, подрастал второй венчанный на царство монарх — Петр I.
Предоставленный самому себе да своему учителю Никите Зотову, который научил его считать, писать и читать книги в основном религиозного содержания, Петр свободное время отдавал военным играм. Ему стало тесно в палатах с игрушечными шатром, солдатиками и крепостями. Петр собирал сверстников в свои потешные, как говорили в то время, войска. Среди них были дети знатных людей, дворян и выходцы из простых семей. Сын придворного конюха Александр Ментиков особенно сблизился с царем.
Вскоре потешные были сформированы в два батальона. Они имели командование, казну, несли «потешную» службу. Их игры постепенно превращались в настоящие маневры. Так началось формирование будущих петровских гвардейских полков — Преображенского и Семеновского.
Жизнь Петра проходила вдалеке от царского двора. Лишь изредка его привозили в Кремлевский дворец на официальные встречи с иностранными послами, сажали на трон. Он начал понимать несоответствие между своим царским положением и реальной жизнью. Подраставший Петр со своими сторонниками и воспитателем, двоюродным братом канцлера князем Б. А. Голицыным, приходил в приказы и знакомился с делами, он чаще посещал Боярскую думу. Женитьба на юной красавице Евдокии Лопухиной, к чему его принудила мать, сделала его полностью легитимным монархом.
Часто после официальных церемоний между братом и сестрой вспыхивали перепалки. Постепенно чаша весов склонялась в сторону Петра. Все большая часть Боярской думы и приказных деятелей поддерживала его. Сторонники Петра критиковали правительство Софьи — Голицына за якобы неудачные крымские походы, за «вечный мир» с Польшей, за приверженность к реформам. В эти летние месяцы 1689г. партия Нарышкиных, по существу, выступала с традиционных старобоярских позиций.
К концу лета обстановка в Москве накалилась. В Кремле созревал заговор с целью устранить Петра от власти. Но между сторонниками Софьи не было на этот счет единого мнения. Колебалась и сама царевна.
Все решил стихийный ход событий. В ночь с 7-го на 8 августа 1689г. в Преображенском стало известно, что Софья вызвала стрельцов в Кремль и готовит нападение на Преображенское. «Испуганный Петр на неоседланной лошади в сопровождении Меншикова и близких друзей бежал в соседний лес, куда ему привезли одежду и седло. Петр укрылся в Троице-Сергиевом монастыре. Софья заперлась в Кремле.
Петр приказал всем стрелецким и солдатским начальникам явиться к Троице. Попытки Софьи остановить их успеха не имели. Посланный на переговоры Патриарх также остался у Петра. Из Москвы к законному монарху явились два его «потешных» батальона. К концу августа члены Боярской думы, руководители приказов, стрелецкие полки также прибыли к Троице.
Последними туда двинулись Голицын и Софья. Канцлера арестовали, бросили в простую телегу и отправили в ссылку в далекий Каргополь. Умер он в полной нищете в 1714 г. Софью заставили вернуться в Москву и вскоре заточили в Новодевичий монастырь. Главу Стрелецкого приказа Шакловитого и его сторонников силой привезли в Троице-Сергиев монастырь и после допросов и пыток казнили.
На переломе эпох
Россия продолжала оставаться аграрной страной со слабым по сравнению со странами Европы развитием городов, со всеподавляющей властью бояр и дворян, все увеличивающимся значением самодержавной власти и усилением крепостного права. Русская Православная Церковь оставалась мощной идеологической силой. Идеалы Возрождения и Реформации, в центре которых была личность человека, его права, раскрытие его способностей, оказывались чуждыми для России. Постулат «все в руках Божьих» был основополагающим для страны, для жизни человека. Интересы личности поглощались интересами государства и Церкви.
Это означало, что основная масса населения продолжала жить по-старому, в условиях традиционного средневекового общества. Подавляющая часть крестьянства и значительная часть посадских жителей и дворян были неграмотны. Даже воеводы порой не владели грамотой и брали себе в подручные дьяков и подьячих, которые писали, читали и подписывались за них. Грамотными были, как правило, верхи общества, приказная администрация, духовные лица. В XVII в. заметно вырос уровень образованности царской семьи и членов Боярской думы. Из их среды шли самые сильные импульсы в сторону развития культуры.
Церковь играла в общем развитии культуры противоречивую роль. С одной стороны, в монастырях и при церквах испокон веков создавались школы, писались летописи и другие сочинения, работали иконописцы. Развивалось хоровое пение. С другой стороны, Церковь не принимала западную (латинскую) культуру. Церковники выступали против куль поступков и обычаев?
Противоречивое влияние на развитие русской культуры оказывали колонизационные процессы. Русские служилые люди и крестьяне, осваивая дальние края, хотя и приносили сюда более высокий уровень обработки земли, владения незнакомыми доселе орудиями труда и оружием, строительного искусства, одновременно распространяли на огромные территории традиционную средневековую русскую культуру и на долгие годы превращали эти районы в оплоты русского Средневековья. Вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья, Северного Кавказа, Прикаспийских степей, Сибири и Дальнего Востока замедляло ее общее цивилизационное развитие.
Народная культура
В народном творчестве выявлялись талант, мудрость, наблюдательность русского народа, оно оставалось бесценным культурным достоянием страны.
Песни, сказки, пословицы, поговорки отражали не только прошлую историю страны, но и события XVII в. Их героями становились полководец Скопин-Шуйский, казак Ермак Тимофеевич, атаман Степан Разин. Фольклорные сборники переписывали, передавали из рук в руки.
Популярны были бродячие музыканты — исполнители на гуслях, рожках, волынках, кукольные представления с неизменным Петрушкой, которые высмеивали лежебок, алчных воевод, глупых священников, жестоких помещиков, жадных купцов.
Многие традиции русского народного творчества дошли до XVII в. из глубокой старины, от времен языческой Руси. Языческие игрища и праздники были широко распространены в народе, особенно в сельской местности. Церковь упорно и жестко преследовала эти бесовские развлечения.
Новые культурные веяния
Россия издревле являлась европейской страной. Монгольское нашествие и феодальная раздробленность прервали процесс общения русской и евронейской культуры. С образованием Русского централизонанного государства эта связь стала восстанавливаться. Россия вступала на путь общеевропейского движения. Развивалась городская жизнь — носитель новых культурных процессов, появились первые мануфактуры, формировался всероссийский рынок.
Шире становился приток в Россию иностранных специалистов. Немецкая слобода Кокуй, к неудовлетворению церковников, становилась средоточием западных новшеств.
Создание сильного самодержавного государства, строительство новой армии, освоение новых земель требовали специалистов. Со второй половины XVII в. Россия все теснее включалась в европейскую политику: входила в антитурецкую лигу, вела переговоры со странами Европы. Москва наполнялась говором иностранных дипломатов.
Присоединенные земли требовалось описать и освоить, для чего нужны были картографы, геологи, опытные администраторы, строители, переводчики.
Важной причиной сдвигов в области русской культуры стало формирование великорусской нации. В XVII в. произошла консолидация национальной территории России, началось сплочение ее населения в великорусскую нацию, ее превращение в организационное ядро многонациональной России. Эти процессы нуждались в осмыслении. Была необходима новая идеология.
Образование
Значительный шаг вперед сделало образование. Простой народ учили грамоте дьячки, духовные лица, писцы. Людей зажиточных — специально нанятые учителя из отечественных грамотеев. Одна из школ при церкви Иоанна Богослова в Москве была организована по инициативе прихожан. Появилась школа в Чудовом монастыре в Кремле.
Большую роль в развитии просвещения сыграл царский окольничий Д.М. Ртищев. Приглашенные им из Киева ученые монахи начали обучение в созданном им Андреевском монастыре на берегу Москвы-реки славянскому и греческому языкам, философии, другим наукам. Около Ртищева группировались просвещенные люди Москвы, образованные выходцы из украинских и белорусских земель.
Для обучения членов царской семьи приглашали выдающихся просветителей. Так, царь Алексей Михайлович предложил белорусскому монаху Симеону Полоцкому стать воспитателем царских детей. Полоцкий возглавил школу, открытую в Москве при Спасском монастыре. Через несколько лет при его содействии открыли греко-латинскую школу при Печатном дворе, где в начале 1680-х гг. училось уже более 200 человек. В школах в Нижнем Новгороде и Боровске детей обучали без мзды (бесплатно). При Аптекарском приказе появилась школа русских лекарей.
В Славяно-греко-латинской академии способные ученики, независимо от сословной принадлежности, проходили весь школьный цикл — от азов до высшей тогдашней премудрости — философии, богословия, этики. Из итальянского города Падуи в качестве первых преподавателей сюда пригласили братьев Лихудов. Церковники ополчились на иноземцев: их подозревали в лютеранстве. Братьев отстранили от любимого дела, но русские преподаватели продолжили обучение детей.
Появились первые учебники — букварь В, Бурцева, который сразу же приобрел большую популярность, и грамматика М. Смотрицкого. К концу века Печатный двор выпускал буквари и другие учебные пособия в тысячах экземпляров. Они стоили недорого и быстро раскупались.
Учебники распространялись и в рукописном виде. В школах и Славяно-греко-латинской академии в качестве учебных пособий использовались переводные руководства — «О строении человеческого тела», «Космография», где излагались гелиоцентрические взгляды Коперника.
С каждым годом увеличивалось количество печатной продукции. Выходили книги церковного и светского содержания — летописи, повести, исторические сочинения, книги по географии, астрономии, медицине.
Вслед за Европой в России приступили к выпуску газет. Рукописный листок с европейскими новостями назывался «Вести», издавался в одном экземпляре и предназначался для царя Алексея Михайловича. Потом появилась рукописная газета «Куранты». Ее читали придворные и высшие правительственные чиновники.
Научные знания
Постепенно развивались в России и научные знания. При изготовлении пушек и колоколов русским мастерам удалось добиться создания сплавов самого высокого качества. Они освоили производство пушек с винтовой нарезкой, что увеличивало четкость и меткость стрельбы.
Верно развивалось внедрение новой техники и строительном деле. Деревянное зодчество достигло фантастических успехов. Деревянный загородный дворец Алексея Михаиловича в селе Коломенском по праву называли восьмым чудом света.
В каменном строительстве русские мастера также достигли больших высот. Колокольня Ивана Великого (рубеж XVI—XVII вв.), царские палаты а Кремле, крепостные стены в ряде городов поражают точностью расчетов и прочностью конструкций.
На мельницах, в железоделательном производстве стали использовать водяные двигатели. Шаг вперед сделало бурение, особенно соляных скважин.
Выходили в свет справочники и руководства научного и прикладного характера — по географии, описанию и межеванию земель, изготовлению химических растворов (красок, чернил), военному делу, медицине. Составление географических карт стало постоянным делом. Первые чертежи земель поступили из присоединенной Сибири. В 1696 г. С.У. Ремизов составил первую общую «Чертежную карту Сибири».
Серьезный сдвиг произошел в развитии исторических знаний. С одной стороны, это были традиционные летописные сочинения, а с другой — появились авторские работы, раскрывавшие события Смуты, русско-польских войн, другие явления в жизни страны.
Ученому монаху Сильвестру Медведеву принадлежит труд о времени правления Федора и Софьи, о стрелецком восстании 1682 г.
Неоднократно переиздавались популярные обзоры по русской истории.
Литература
Русские писатели ставили в своих произведениях нравственные вопросы, размышляли о судьбах Родины, о проблемах, которые выдвигала современная жизнь.
Ряд литературно-исторических сочинений принадлежал перу участников Смуты. Те события отразились в «Сказании» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Толицына, «Временнике» дьяка Ивана Тимофеева. Кто-то из участников похода Ермака написал «Повесть о покорении Сибири». В свет вышла «Повесть об Азовском сидении донских казаков».
Популярностью среди всех слоев населения пользовались жития святых. Яркой книгой стало «Житие» протопопа Аввакума — своеобразная автобиография.
Широкое распространение получили повести и сказания сатирического характера: «Азбука о голом и небогатом человеке», «Повесть о Шемякине суде», «Служба кабаку» и др. Зародились светская повесть и драма. В 1680 г. впервые вышел в свет авторский сборник стихов Симеона Полоцкого.
Архитектура
Многие из тех зданий, храмов, крепостных стен, что и поныне восхищают нас, были созданы в XVII в. Это оказалось следствием общего подъема страны, накопления государством и частными лицами материальных средств. Совершенствовались строительная техника, искусство архитекторов.
В XVII в. Суздаль, Москва, Каргополь, Устюг Великий, Ярославль, Кострома, Ростов Великий, Тобольск стали средоточием высоких достижений русской архитектуры. Ее отличают нарядность, красочность, умело подобранное сочетание цветов. Современники говорили, что это знатное узорочье.
Привыкшие работать с податливым и отзывчивым дерном, русские архитекторы и строители и в камне сохранили тягу к красоте и резкому великолепию.
В XVII в. созданы основные архитектурные шедевры Злотого кольца России: здания Ростовской митрополит, Архангельский собор в Нижегородском кремле, церковь Покрова в Медведкове, храмы в Угличе, церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Ярославле. Приобрели законченный вид архитектурные ансамбли Троице-Сергиева, Иосифо-Волоколамского, Симонова, Спасо-Ефимьева, Новодевичьего, Новоиерусалимского монастырей.
Лидером нового зодчества оставалась Москва. Здесь строились дворец в Кремле, отделанный изразцами трехэтажный терем с шатровой надстройкой, церкви в отдельных районах Москвы (Троицы в Никитниках, Рождества а Путинках), каменные палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, бояр Голицына и Троекурова.
Наиболее примечательным явлением в русской архитектуре XVII в. стало распространение так называемого нарышкинского барокко — стиля нарядного, пышного и величавого, с белокаменной резьбой по красной кирпичной кладке.
Первым стал строить здания в этом стиле брат царицы Л.К. Нарышкин. Таковы палаты Нарышкиных на Петровке, церковь Покрова в Филях. Этим же стилем отмечены церкви в Троице-Лыкове, Уборах под Москвой, Успенский собор в Рязани.
Театр. Живопись. Музыка
В XVII в. родился русский театр. Он стал мощным фактором развития культуры. Большим почитателем театральных постановок был царь Алексей Михайлович.
Глава Посольского приказа А.С. Матвеев предложил монарху организовать труппу под руководством пастора из Немецкой слободы. Тот набрал актеров — сначала из иноземцев, позднее там появились и русские. Построили театральные храмины в селе Преображенском, потом в Кремле. Пьесы на библейские сюжеты играли лишь в летнее время. Одна из пьес так понравилась царю, что он смотрел ее десять часов кряду. После смерти Алексея Михайловича труппа распалась, театр был закрыт.
Образцы европейской живописи, появившиеся в России в XVII в., развитие русских художественных традиций создали перелом в этой сфере культуры. В XVII в. наряду с совершенствованием иконописи (появлением, например, так называемой строгановской школы — по имени заказчиков икон, крупных предпринимателей братьев Строгановых) выявилось стремление к реалистической живописи.
Крупнейшим русским художником XVII в., в чьем творчестве впервые в России наблюдались реалистические этюды, был мастер царской Оружейной палаты С.Ф. Ушаков (1626г.—1686г.). У него было немало последователей, учеников.
Из царского дворца художники получали заказы на библейские темы и сюжеты древней истории (например, деяниях Александра Македонского). Одновременно к храмах Москвы, Нижнего Новгорода, Ярославля, Костромы настенные росписи наполнялись мотивами реальной жизни.
Появилась портретная живопись — создавались парсуны царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, царевны Софьи, Н.К. Нарышкиной и Патриарха Никона. Имеются сведения, что все они не без удовольствия позировали живописцам. В Москве стали работать иностранные мастера.
Шаг вперед сделало русское музыкальное искусство.
Наряду с народной музыкальной культурой, церковным хоровым пением зарождалось классическое профессиональное музыкальное искусство.
По приказу царей Михаила и Алексея из Европы приглашали музыкантов-профессионалов — флейтистов, валторнистов, гобоистов, органистов, скрипачей. Они увеселяли царскую семью, сопровождали театральные представления. Органы ставили в царских чертогах и в домах вельмож; переносные органы появились на народных торжествах и игрищах. Бродячие оркестры услаждали слух вельмож.
Во второй половине XVII в. при дворе возникли профессиональные оркестры, исполнявшие произведения западных композиторов. К сочинению музыкальных пьес приступили и русские самородки.
Одним из первых русских композиторов был дьяк Титов, положивший на музыку стихотворную псалтырь Симеона Полоцкого.
В 1677 г. был сконструирован первый нотный печатный станок, и в России началось нотопечатание.
Быт
Заметные сдвиги во всех областях русской культуры мало влияли на общую культурную панораму страны. Новые веяния оставались элитарными. Они лишь подчеркивали огромную пропасть между жизнью широких народных масс (крестьян, особенно крепостных, и посадских людей) и чрезвычайно узкого слоя тянувшихся к образованию и культуре представителей верхов общества. И все же храмы и дома стояли на виду, вход в церкви был открыт для всех прихожан, и с их стен смотрели потрясающие душу живописные творения. Это не могло пройти мимо сознания народа и накладывало на его облик цивилизационную печать.
Новые веяния в области быта также коснулись лишь верхушки города — царского двора, бояр, богатых посадских людей. Постепенно европейская модель жизни проникала в материально обеспеченную русскую среду. Главной чертой этих новшеств была забота о комфорте. За столом появились приборы для еды и салфетки. В ход пошли скатерти и индивидуальная посуда. Люди использовали индивидуальные предметы туалета, для каждого члена семьи выделялась отдельная комната.
В больших каменных домах бояр Голицыных, Нарышкиных, Одоевских, Троекуровых, Морозова и Матвеева, в палатах дьяков Ордина-Нащокина и Украинцева, во дворцах Строгановых стены были покрыты дорогими обоями, тканями, кожей, коврами. В простенках висели и зеркала, и картины. Люстры с сотнями свечей освещали помещения. В комнатах стояла красивая мебель. Отдельные помещения выделялись под библиотеки.
Под стать домам была одежда хозяев и их слуг — на западный манер, короткая и легкая, из дорогих тканей, украшенная золотым и серебряным шитьем и драгоценными камнями. Соответствующими были и экипажи — легкие, на рессорах, со слугами на запятках.
Элементами быта богатых людей стали концерты, развлечения, шахматы. В шахматной игре русские оказались великими мастерами, они легко обыгрывали европейцев.
Европеизировавшиеся люди брили лицо, делали прически, некоторые использовали парики.
Скромнее жили и одевались представители посадской верхушки (суконное платье, скромные мебель и посуда), но и в их среде наблюдалось стремление к комфорту.
Новые явления быта были каплей в море старорусских обычаев. Миллионы людей жили в курных избах, с бычьими пузырями в окнах, с лучиной в общей комнате. Крестьянские и посадские семьи хлебали щи и ели кашу из общей миски деревянными ложками. Они носили одежду из домотканого холста или грубого сукна, лапти летом и валенки зимой, спали на лавках в общих комнатах.
В редкие дни отдыха люди наслаждались ряженьем, занимались гаданием, с удовольствием плясали и пели песни и частушки, радовались представлениям скоморохов и кукольному театру Петрушки.
Exile One — 1 Петра 1:1-2
Ситуация
Представьте, если сможете, древнюю цивилизацию Северной Турции. Греческая культура и Римская империя, расположенные сразу за Эгейским морем в Европе, начали сильно влиять на ваше сообщество. Римские дороги, налоги и военные всегда присутствуют. Такова и греческая мысль. Все согласились с этим — и времена, кажется, улучшаются. Эпоха движется в определенном направлении, и вы попадаете в ее волну.
И вот однажды, без предупреждения, в ваш маленький городок прибывает посыльный. Он здесь не для того, чтобы торговать, как почти все другие путешественники. Вместо этого у него есть новости для провозглашения. Это не указ кесаря, а о человеке по имени Иисус. Бог есть, Иисус — это он, и он стал одним из нас, — заявляет проповедник. Потом он умер вместо нас, воскреснув на третий день. И когда вам возвещается славное Евангелие, вы обнаруживаете, что соглашаетесь, верите и желаете этого Иисуса. Его Дух наполняет вас, и теперь ваша жизнь изменилась.
Вы окажетесь частью нового сообщества в своем сообществе. Вы и другие христиане собираетесь как один по воскресеньям и в небольших местах в течение недели. Изучая Священное Писание и поклоняясь Богу, написавшему их, вы всему заново учитесь. Вскоре вы понимаете, что ваши новые взгляды и образ жизни несовместимы с римским и греческим образом жизни, который вы приняли раньше.
И ты не единственный, кто признает, что ты другой. Вскоре и ваш город начинает видеть это. Они подозревают, что вы думаете не так, как они, и они, конечно же, видят, что вы живете не так, как они. Люди в вашей общине всегда представляли все стороны мысли, но вы и другие христиане придерживались чего-то другого, чем все остальные в городе. Иисус — твой Царь. Он достоин вашего поклонения. И он просит вас и любить других, и рассказывать им о нем.
Но тот факт, что вы отличаетесь от других, вскоре заставляет большинство восстать против вас. Их неприятие не является катастрофическим, но незаметно они поворачиваются к вам спиной. Вы беспокоитесь, что однажды вам могут причинить физический вред за ваше христианство, главным образом потому, что они готовы говорить такие гневные и ненавистные слова о вас и вашем Господе. Вы не можете сказать, откуда исходит весь этот яд — вы изо всех сил старались любить и вносить свой вклад в свое сообщество — но враждебность растет. Вы чувствуете растерянность относительно того, что делать. Римский Сенат и Император, кажется, не заботятся о вашем небольшом меньшинстве, а то беспокойство, которое они проявляют, указывает на то, что они могут начать обвинять вас в своих неудачах.
Вы и другие члены сообщества начинаете беспокоиться. Потеряем ли мы наши источники дохода? Будем ли мы полностью исключены из публичного дискурса? Превратится ли эта насмешка в законы, призывающие к нашим преследованиям? Пострадаем ли мы? И если что-то из этого случится с нами, как нам жить?
Как только ваши вопросы и давление достигли апогея, прибывает новый посыльный. Он христианин, его зовут Силуан, и он приехал из Рима (1 Петра 5:12-13). Вы знаете, что там есть христиане, поэтому вам интересно, как они справляются с растущим сопротивлением вере в мать всех городов. Как они справляются с растущей враждебностью и обвинением со стороны культуры? Они сопротивляются? Они уезжают в деревню? Соответствуют ли они требованиям граждан?
Сильванус сообщает вам, что у него есть письмо от не кого иного, как Питера, письмо, предназначенное для того, чтобы показать вам, как жить, когда общество отвергает вас. Вы не поверите — Питер!
Вы, конечно, знаете это имя. Он был главным апостолом Иисуса, лидером двенадцати, первым проповедником в день рождения церкви и тем, у кого были ключи, чтобы открыть Евангелие для языческого мира. И он сделал. Через десять лет после того, как Иисус умер и снова жил, Петр умер в соответствии со своими предпочтениями и сказал слова жизни небольшой группе язычников на северном побережье Израиля. И когда они уверовали, Дух сошел. Все видели это, и вскоре это подтвердилось — хорошие новости для языческого мира. Вот как Евангелие в конце концов дошло до вас. А теперь Петр написал вам и другим христианам по торговому пути через Понт, Галатию, Каппадокию, Азию и Вифинию (1:1).
На следующее утро, в воскресенье, вы собрались со всеми остальными христианами в своей церкви. После некоторой молитвы и пения Богу Сильванус встает перед вами со свитком папируса в руке. Разворачивает, молится и начинает читать:
1:1 Петр, апостол Иисуса Христа, Избранным изгнанникам рассеяния в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, 2 по предведению Бога Отца, при освящении Духом, за послушание Иисусу Христу и за окропление Его Кровью: Да умножится вам благодать и мир.
Прежде всего, я хочу, чтобы вы обратили внимание на автора нашего письма. Как я уже сказал, Петр был первым апостолом, но в этом письме он первый изгнанник. К этому времени он отказался от удобств и ограничений Иерусалима ради Рима. Иерусалим был знаком; Рим был неизвестен. Иерусалим был заполнен людьми одного культурного происхождения; Рим был наполнен всеми народами, племенами и языками. Мораль Иерусалима была похожа на христианскую; Мораль Рима была перевернутой и несуществующей. В Иерусалиме у Петра было влияние — так много людей пришли к Иисусу там, — но в Риме у Петра не было ни власти, ни статуса.
И Питер почувствовал странность своего нового города. В конце этого письма он называет Рим «Вавилоном» (5:13). Это его способ указать время в истории Израиля, когда они были изгнаны в Вавилон. Жизнь там была такая другая, и безбожие изобиловало. Как же они могли там жить?
На помощь древним ветхозаветным изгнанникам Бог послал пророка Иеремию. Он велел им подчиниться жизни в изгнании, строя дома, разбивая сады, вступая в брак и создавая семьи прямо здесь, в Вавилоне. Он даже сказал:
Ищите блага городу, куда я отправил вас в изгнание, и молитесь Господу от его имени, ибо в его благоденствии вы найдете свое благополучие. (Иеремия 29:7)
Затем Иеремия предупредил Божий народ о лжепророках, которые посоветуют им избежать изгнания. Эти лжецы должны были убедить Божий народ в том, что Бог не хочет, чтобы его дети жили в таких условиях. Но, как сказал им Иеремия, Бог хотел, чтобы они подверглись изгнанию, пока Бог не спасет их.
«Ибо Я знаю планы, которые Я имею о вас, говорит Господь, планы во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущее и надежду». (Иеремия 29:11)
Похоже, Петр написал свое письмо в стиле служения Иеремии. На протяжении всей своей переписки Петр будет поощрять церковь благополучно переносить периоды изгнания во имя Христа.
Сначала он расскажет нам о радости призвания изгнанника (1:1-2:10). Мы принадлежим Иисусу и имеем великое спасение, поэтому радуемся, даже страдая за Его имя.
Во-вторых, Петр расскажет нам о жизни в изгнании, описав, как мы должны жить (2:11-3:7). Он будет побуждать нас воздерживаться от греха, подчиняться власти и выполнять работу и семью во славу Божью.
В-третьих, Петр расскажет нам о боли изгнания (3:8-4:19). Все страдают, но верующие могут пострадать за праведность. Если мы слышим насмешки или чувствуем кулаки враждебных Христу, мы должны терпеть.
И в-четвертых, Петр описывает общину, которую должен построить изгнанник (5:1-14). Церковь — наш новый дом, и мы должны все больше и больше проникаться ею по мере роста неприятия. Идея вести христианскую жизнь в одиночку становится еще более невозможной для ссыльных верующих.
Воскресение изменило все
Но Петр был игрой для этой изгнанной разновидности христианства, потому что Иисус воскрес из мертвых. Это изменило все для Питера. Его неудачи и недостатки были обращены в каналы Божьей благодати, и он был восстановлен с определенной целью. Поскольку Иисус воскрес, Петр должен был связаться с ним, поэтому после более чем десяти лет служения в Иерусалиме он собрал свою семью и служил в различных римских провинциях. Иисус предсказал, что Петр умрет мученической смертью, поэтому у Петра было решение. Он мог бежать и прятаться, а мог бежать прямо навстречу опасности. Он выбрал последнее, потому что, если бы Христос воскрес, Петр знал, что он тоже воскреснет. Смерть только ускорит его окончательную победу.
Итак, Петр пошел и воспользовался новым именем, которое дал ему Иисус. Его имя при рождении было «Симон», но Иисус сделал то, что Бог сделал со всеми святыми древности, и переименовал своего человека. «Петр» означает «скала», потому что Петр исповедовал основополагающие истины и стал основополагающим человеком, сделавшим основополагающие вещи для церкви.
Апостол
Петр назвал себя в этом письме «Апостолом Иисуса Христа». Когда Павел говорил это в начале своих писем, это часто означало, что ему придется защищать свою позицию или поправлять свою аудиторию. Но когда Петр сказал это, никто не спорил. Если Петр не был апостолом, никто не был апостолом. Он занимал особое положение, которое Иисус зарезервировал для своих первых и авторитетных свидетелей и авторов истины. Подобно пророкам Ветхого Завета, эти люди произносили слова, формировавшие цивилизации.
Но как апостол Петр был Изгнанником №1. Он знал, что значит быть изгоем общества из-за Иисуса. Можно сказать, что он узнал о том, что его отвергают как справа, так и слева из-за его веры во Христа. Правые, созданные иудаизмом, не любили благодать и прощение для всех народов, проповедуемые Петром. А левым, сформированным большей частью римского общества, не нравилась ограничительная мораль, которой учил Петр. И никому не нравилось думать об Иисусе как о Господе. За это Пит изгнанник №1 в этом письме.
Зачем называть их изгнанниками?
Второе, что я хочу, чтобы вы увидели в этих вступительных стихах, это адресаты. Петр назвал их «избранными изгнанниками Рассеяния» в районе, известном нам как Северная Турция. Название еврейское, потому что ассирийцы и вавилоняне рассеяли и изгнали древний Израиль. Рассеянные евреи стали называться диаспорой.
Но Петр берет этот титул и твердо присваивает его еврейской и языческой церкви того региона и эпохи. Мы знаем, что он пишет преимущественно языческой церкви, потому что он описывает их жизнь до Христа. В прежней жизни они жили чувственно, следуя своим страстям. Они усердно веселились, опьяняли себя и участвовали в действиях, которые алкоголь подстегивает. Петр сказал, что эти христиане были искуплены от «бесполезных путей», которым их учили предыдущие поколения, и теперь они стали Божьим народом (1:18, 2:10).
Это поможет нам узнать, что сделало их изгнанниками. Это то, что делает нас сегодня изгнанниками. Во-первых, они верили тому, что делало их изгнанниками. Во-вторых, они жили так, что стали изгнанниками. И на их убеждения, и на образ жизни общество смотрело свысока, поэтому они стали изгнанниками.
Какую маргинализацию они испытали?
Вы можете задаться вопросом о маргинализации, которую они получили, с подозрением, которое мы не можем понять. Для западных церквей характерно размышлять об отсутствии преследований, которые мы исторически получали. На протяжении многих веков многие западные страны придерживались политики предоставления церкви привилегированного статуса. Иногда это означало, что церковь имела политическое влияние, иногда это означало, что она управляла монархами, но обычно это означало, что номинальное христианство поощрялось к распространению. Многие люди были христианами только по названию.
Но, хотя церковь и имела влияние в этих западных обществах, секуляризм теперь взял на себя инициативу. Тем не менее, поскольку так многие идентифицируют себя как христиане по имени, христианство держится за полупривилегированный статус. Я думаю, факты показывают, что многие из тех, кто говорит, что они христиане, таковыми не являются. Многие, называющие себя христианами, также говорят, что не верят в Евангелие Божье и даже не посещают, не говоря уже о том, чтобы принадлежать к какой-либо поместной церкви. Число людей, которые верят в Евангелие, придерживаются основных доктрин христианства и живут своей верой, будучи частью церкви и следуя учениям Писания в своей личной жизни, невелико.
Но в таких местах, как эти, из-за исторической связи с церковью преследование еще не носит физического характера. Христиане во многих странах избиты и находятся в невыгодном экономическом положении из-за своей веры, но в западном мире этого еще не произошло. Таким образом, у нас может возникнуть искушение не обращать внимания на 1 Петра, потому что уровень преследований у них определенно был хуже, чем у нас.
Не так быстро. Враждебность, описанная в этом письме, является словесной клеветой и злонамеренными обвинениями.
1 Петра 2:12 (ESV) — 12 Соблюдайте честность среди язычников, чтобы когда они злословят вас, как злодеев, , они видели ваши добрые дела и прославляли Бога в день посещения.
1 Петра 2:15 (ESV) — 15 Ибо воля Божия есть, чтобы вы, делая добро, заставили замолчать невежество неразумных людей.
1 Петра 3:9 (ESV) — 9 Не воздавайте злом за зло или злословием за злословие , а напротив, благослови, ибо к тому ты и призван, чтобы получить благословение.
1 Петра 3:16 — 16 иметь добрую совесть, дабы, когда вас злословят, злословящие ваше доброе житие во Христе были посрамлены.
Услышав эти описания, мы должны понять, что вступаем на территорию, на которой, как думал Питер, находятся его читатели. Недавно я слышал о христианине, который был в команде компании по софтболу. Они всегда прекрасно проводили время вместе, и все знали, что он верующий. Но однажды ночью он зашел на Facebook и с ужасом увидел, как большинство его товарищей по команде ругают христиан и высмеивают христианскую веру как не более чем веру в фей и гоблинов. Вы можете зайти в интернет и найти тысячи примеров подобного поведения.
Этот вид насмешек всегда был рядом. И хотя трудно точно знать, что люди говорили о христианах первого века, которым писал Петр, у нас есть фрагмент римского граффити, нацарапанного на штукатурке на здании в Риме во втором веке. Это изображение распятого человека с ослиной головой. Другой мужчина воздевает руку в поклоне к фигуре на кресте. Затем подпись гласит: «Алексаменос поклоняется своему богу». Кажется, у него даже был хэштег.
Они были особыми людьми Бога
Но Питер хотел утешить свою аудиторию, аудиторию, которая, как вы теперь понимаете, включает вас и меня, чем-то особенным. На протяжении всего письма он будет воодушевлять нас правдой о том, кто мы есть. И он намекает на нашу идентичность в этом кратком вступлении.
Избранный
Всеобъемлющее ободрение Петра исходит из его описания этих изгнанников в самом первом стихе — избранных (1:1). Быть избранными означает, что мы являемся получателями Божьей благодати, теми, кого Бог призвал к Своей любви. Он побудил нас довериться ему, и мы услышали его призыв.
Эта тема не предназначена для того, чтобы расстроить вас или поколебать вашу веру. Его не следует вырывать из контекста и помещать в бесплодную или бесчувственную богословскую систему. Ни за что. Это задумано как повод для празднования! Бог избрал Адама. Бог избрал Ноя. Бог избрал Авраама. Бог избрал Израиль. И, если вы во Христе, Бог избрал вас.
В Божьей команде
И Петр хотел, чтобы его читатели праздновали то, как их избрал весь Триединый Бог. Он сделал это, намекая на Отца, Духа и Сына в нашем втором стихе.
Что сделал Отец? Он избрал нас 90 131 по предведению Бога Отца 90 132 (2). Я сомневаюсь, что это означает, что Бог знал, что мы выберем его, поэтому Он выбрал нас. Я подозреваю, что это означает, что он знает нас, знает свои планы, и мы являемся частью этих планов. Эти страдающие верующие праздновали бы, что Отец знал их и Его планы для них.
В глазах Бога
Но что же сделал Дух? Петр говорит нам, что Дух отделяет нас для освящения (2). Это слово часто относится к процессу духовного роста во время христианской жизни, но здесь оно используется для описания акта отделения нас от Бога в момент спасения. Когда эти осажденные христиане доверились Христу, Дух отделил их для Бога. Подобно особой тарелке, используемой для особой цели — я думаю о своей ежедневной кофейной кружке — Бог отделил нас для особой цели. И это утешает нас во время гонений.
Для Божьего Евангелия
Но что сделал Сын? Он выбрал нас для послушание ему и за окропление его кровью (2). Это означает, что мы избраны Богом, чтобы принять Евангелие Христа, повиноваться Царю, который есть Христос, и возвещать миру Евангелие Его крови. Эти ранние верующие были бы воодушевлены, узнав, что их испытания не были напрасными. У Бога была для них миссия, которая основывалась на том, во что они верили об Иисусе.
Божья благодать в испытаниях
Все эти разговоры Петра о нашей личности в Боге предназначены для того, чтобы ободрить нас. Если мы чувствуем себя чужими для нашего мира, по крайней мере, мы знаем, что Бог принимает нас. Если мы чувствуем, что у нас меньше возможностей укорениться в культуре, по крайней мере, мы знаем, что у нас есть корни в Боге. И если мы чувствуем, что общество не дает нам места или цели, по крайней мере, мы знаем, что Бог дал нам Свое евангелие и миссию провозглашать его.
Эти первоначальные слушатели были бы очень воодушевлены, узнав, что, несмотря на все их испытания и отвержение и трудности христианства в их мире в то время, они принадлежали Богу.
Не знаю, помните ли вы свою первую поездку на американских горках вверх ногами. Я помню своего «Демона» в «Великой Америке» Санта-Клары. Я боялся, и поездка была беспокойной, но я был очень утешен безопасностью, обеспечиваемой плечевым ремнем. Я был крепко привязан к машине, а машина была крепко привязана к гусенице. Я знал, что успею. Точно так же, если мы верующие, мы должны знать, что мы крепко привязаны к Богу, когда обрушиваются гонения. Поездка может быть трудной, но мы в безопасности в нем.
Сегодня я хочу закончить, сосредоточившись на теме, которую я выбрал для нашего изучения 1 Петра. Я называю эту серию «Грация изгнания». Я взял это с самого конца этого письма.
«Я кратко написал вам, увещевая и провозглашая, что это есть истинная благодать Божья. Стой твердо в ней.» (1 Петра 5:12).
Итак, Петр увидел в своем письме увещевание и провозглашение истинной благодати Божией. Если вы потратите время на его прочтение — а я советую вам сделать это на этой неделе, — вы обнаружите, что это описание жизни в изгнании. Трудностей предостаточно. Насмешка существует. Присутствуют решения жить не так, как все. И несмотря на все это, несмотря на то, что это жизнь на периферии, жизнь религиозного меньшинства, Петр сказал, что это жизнь истинной Божьей благодати.
Милость означает милость. И, живя на обочине общества, а не в его центре, трудно чувствовать себя благосклонным к Богу. Но Питер хочет, чтобы мы были в восторге от возможностей, которые дает пребывание в подавляющем меньшинстве. Весы мертвой религии и номинального христианства падают, потому что людям незачем притворяться христианами. Остается более чистая, святая, более яркая церковь. Он может быть меньше, но, по крайней мере, он не мертв.
И жива благодать. Жить весело. Живой — это благословение.
Мы не можем полагаться на обычный бизнес
И я думаю, что эта книга поможет нам изменить ситуацию. Прошло много времени с тех пор, как истинная церковь составляла большинство на Западе, хотя мы часто в это не верим. Но мы должны перейти от обслуживания к миссии, от заселения к пребыванию, от принятого к чужому. Это единственный путь вперед, и для меня это захватывающе.
Но смена тяжелая. Заманчиво пытаться доминировать в культуре как христианское большинство, но интересно научиться жить и участвовать в культуре как христианское меньшинство. Я полагаю, что мы находимся там, где были изгнанники, получившие это письмо, — это Калифорния. Теперь мы изгнанники.
Цели
В заключение позвольте мне сформулировать некоторые цели нашего изучения 1 Петра. Дай Бог, я планирую не торопиться, изучая эту книгу. Это очень плотная книга, поэтому ее будет легко читать медленно. И вот что, я надеюсь, произойдет, когда мы будем размышлять над Божьим словом.
Чтобы мы научились так сильно радоваться тому, что мы имеем во Христе, что мы никогда не пойдем на компромисс, чтобы получить то, что мы можем от мира. Одной из величайших мер защиты от теологических ошибок или заблуждений, связанных с образом жизни, является полное и абсолютное удовлетворение во Христе и во Христе.
Чтобы мы лучше узнали, как благословлять нашу общину Евангелием. Времена, когда люди приходили на церковные собрания во время обыска, почти прошли. Люди с церковным прошлым могут забредать на наши публичные собрания, но эта группа статистически уменьшается с каждым годом. Мы должны больше думать о том, как выйти с Евангелием на «дороги и изгороди» (Луки 14:23).
Чтобы мы открыли новые библейские способы построения нашего евангельского сообщества, чтобы мы могли опираться друг на друга во время тяжелого напряжения социального отторжения. Одним из противоядий от отвержения со стороны сообщества является принятие сообщества Иисуса. Я думаю, что мы далеко отошли от дней посещения церкви два раза в месяц, что является полным противодействием давлению общества на нас. Нам нужно больше, поэтому я надеюсь, что эта книга напомнит нам о библейских стратегиях взращивания здорового общества.
Чтобы члены нашей церковной семьи, испытывающие сильнейшее чувство социальной изоляции, утешились жизнью, описанной Петром. Я думаю о тех из вас, кто служит и учится в университетских городках. Во многих кампусах и классах существует сильная нетерпимость к христианской вере, поэтому я молюсь, чтобы эта книга придала вам необходимую поддержку, а также мудрость и проницательность, необходимые для того, чтобы ориентироваться в вашей обстановке. И есть много похожих сред, физических, корпоративных и цифровых, в которых, я надеюсь, эта книга поможет вам научиться ориентироваться как христианину.
Да благословит нас Бог, когда мы изучаем Его Слово.
Избранные охраняются силой Бога
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который по Своей великой милости возродил нас свыше, чтобы живая надежда через воскресение Иисуса Христа от мертвым, чтобы получить наследство нетленное и чистое и не увянет, сбереженный на небесах для вас, защищен силой Божией через веру ко спасению готов раскрыться в последний раз.
В первых 12 стихах этого письма нет заповедей. Никаких требований, требований или указаний. Что здесь делает Питер не говорит нам, что делать, но говорит нам, чем наслаждаться. Он не увещевает, он ликует.
Где мы остановились на прошлой неделе
Мы видели это на прошлой неделе в стихе 3, где Петр начинает это абзац не с приказами или даже наставлениями, а с поклонением. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа». Его цель побуждает нас благословлять Бога. Чтобы показать нам, что Бог является величайшим ценность в мире.
Он начинает с благословения и почитания Бога. И Бог является центром что он говорит в стихах 3 и 4:
- Бог велик в милости.
- Бог заставляет нас родиться свыше
- Бог дает нам живую надежду.
- Бог воскресил Иисуса Христа из мертвых.
- Бог обещает нерушимое наследие.
- Бог хранит это наследие, чтобы оно никогда не погибло или почва или выцветание.
Но на прошлой неделе мы остановились на четвертом стихе. Причина, по которой мы остановились там это потому, что я думаю, что стих 5 заслуживает отдельной проповеди. Ты мог бы верьте всей великой истине о Боге в стихах 3 и 4, а затем беспокоиться об одной критической опасности, не описанной там; по крайней мере, нет явно.
Защита силой Бога через веру сейчас
Вы можете знать, что Бог милостив. Вы можете знать, что Бог заставил тебя родиться свыше. Вы можете знать, что Бог воскресил Иисуса из мертвых. Возможно, вы знаете, что Бог обещал хранить ваши наследие нетленное на небесах. Другими словами, вы знаете, что Бог сделал в прошлом, чтобы дать вам жизнь, и вы знаете, что такое Бог собирается сделать в будущем, чтобы дать вам ваше наследство.
Но что насчет сейчас? Как насчет времени между новым рождением и окончательное спасение? Как насчет искушений, давлений, стрессов, усталость, преследование, разочарование, страдание, замешательство, недоумение, страхи и ловушки, с которыми мы сталкиваемся сейчас? Делает ли Бог что-нибудь об этом? Он посылает своего Сына умереть за наши грехи, воскресить его из мертвых, чтобы открыть вечную жизнь, заставить нас родиться свыше и затем отступить, чтобы посмотреть, доберемся ли мы до небес? Питер не собирается оставить этот вопрос без ответа или даже подразумевать. Он делает ответ явный, ясный и мощный в стихе 5.
Те, кто рожден свыше, «защищены [т. защищены] силой Божией через веру ко спасению, готовому открыться в последнее время». Ответ Петра: НЕТ. Бог не просто отступает после того, как он заставил нас родиться свыше. Он использует свою божественную силу, чтобы защищать нас на протяжении всей жизни. спасение готово открыться.
Петр хочет, чтобы мы увидели здесь то, что Бог имеет в виду для Своего народа. быть в полной безопасности в нем. Он хочет, чтобы мы чувствовали, что Бог сам делает все, что должно быть сделано, чтобы гарантировать нашу окончательное, вечное спасение.
Иллюстрация цепи
Представьте это так. Твое спасение подобно цепи, простирается назад в вечность и вперед в вечность. Это неразрывная цепь. Куда бы вы ни посмотрели в этой цепочке, вы найдете ссылки из железа, выкованного самим Богом.
Если вы заглянете в вечность настолько далеко, насколько сможете, вы обнаружите, выборы (1: 1–2): «Избранным пришельцам». «Бог избрал тебя из начало, — говорит Павел во 2 Фессалоникийцам 2:13, — ко спасению».
Если вы смотрите в вечность так далеко, как можете, на этом цепь спасения, видишь наследие, которое (согласно стиху 4) сберегается Богом для вас, а потому является нетленным и непорочный и неувядаемый. Бог взял на себя ответственность за ваше спасение в начавшись до того, как вы существовали, и Бог обеспечивает свою великую цель прежде чем вы когда-либо попасть туда в будущем.
Если вы оглянетесь на эту цепочку на пару тысяч лет назад, вы обнаружите Бог посылает Своего Сына Иисуса, чтобы он пролил Свою кровь за ваш грех (т. окропление в стихе 2). И затем вы обнаружите, что он поднимает Иисуса из мертвых, чтобы победить смерть и дать вам надежду (ст. 3).
Если вы оглянетесь на один или два, двадцать или семьдесят лет назад, как верующий, вы видите великое звено в цепи, называемое новым рождением, и вы видите из стиха 3, что это звено не вами, а Бог: «Благословен Бог, давший нам возродиться к жизни надеяться. »
И если вы посмотрите сейчас на цепь спасения, выкованную этим самый день в вашей жизни, что вы видите? Если вы посмотрите на цепь которая связывает новое рождение в прошлом с вашим наследием в будущем. будущее, что ты видишь?
Две картинки, я надеюсь на тебя
Не надо См.Позвольте мне сказать вам, что я надеюсь, что вы НЕ увидите в первую очередь. я надеюсь ты не видеть два изображения.
Верующий остался беззащитным
На одном изображении христианин идет по краю большого пропасть, которую ему нужно пересечь, чтобы попасть в рай. Он держится за один конец цепи, ведущей в прошлое. День за днем он налаживая узы верности, насколько это возможно, с некоторой помощью от Святого Духа (не безошибочная помощь), так что в конце концов он можно попытаться соединиться с небесной цепью, свисающей с высокая скала с другой стороны. Но он никогда не уверен, что он подделать связи достаточно хорошо или иметь силы, чтобы закончить цепь.
Другими словами, я надеюсь, что представление о цепи спасение не то, что оставляет верующего незащищенным и готовым к отпасть от веры и погибнуть. Я скажу вам, почему в минута.
Безопасность верующего не в том месте
Другое изображение, которого, я надеюсь, у вас нет, ошибочно противоположное направление. Это почти то же изображение, что и раньше. Христианин с цепью спасения, ведущей в прошлое, идя по пропасти, пытаясь с помощью Святого Дух (не безошибочная помощь), чтобы выковать звенья верности и в конечном итоге соединитесь с небесной цепью на другой стороне. Но на этом изображении христианин пристегнут ремнем безопасности на талии к цепи небес с другой стороны, чтобы даже если он отпустит цепи, ведущей в прошлое, или прекращает ковать какие-либо звенья верность, он не упадет насмерть, а будет втянут в небо иначе, чем цепью.
На первом изображении у верующего нет ни безопасности, ни уверенности. что он попадет в рай. На втором изображении верующий имеет безопасность в неположенном месте; своего рода автоматический вечный безопасность, которая может привести вас в рай иначе, чем по цепи о спасительных, настойчивых действиях Бога, открытых в Писании.
Образ в стихах 5
Стих 5 указывает на совсем другой образ. Помните, вопрос мы спрашиваем: «Если вы посмотрите теперь на цепь спасения (которая связывает новое рождение в прошлом с вашим наследством в будущем) выкован в этот самый день в вашей жизни, что вы видите?»
В стихе 5 говорится: «[Мы] [теперь] защищены силой Бог через веру ко спасению, готовому открыться в последнем время.» Какой же образ цепи спасения вы видите в том стих? Вот что я вижу.
Стоя посреди этой пропасти, которая исчезает в бездна настолько глубока, что никто не может видеть дно, это Всемогущий Бог. Под его правой рукой он прижимает к груди цепь моего спасение, ведущее в прошлое и связанное с избранием, смерть Иисуса, его воскресение и мое новое рождение. Под его левой руку он сжимает небесную цепь. Конец цепочки небеса свободно висят над его левым предплечьем, ожидая возможного привязанность к моей жизни. Конец другой цепи в его руках. И он создает необходимые узы верности, которые сделать цепь достаточно длинной, чтобы правильно соединиться с цепью небеса.
Два принципиальных отличия
Между этим изображением и два других:
Одно из отличий состоит в том, что последнее изображение, кажется, делает безопасность верующего сомнительна, в то время как второй образ кажется сделать это определенным. Причина, по которой последнее изображение может показаться наша безопасность неуверенна в том, что нет ремня безопасности и звенья цепи еще не соединены. Либо будет звенья верности выкованы в нашей жизни или мы не будем соединяться с небом. Библия не гарантирует безопасность за счет верности Иисусу. Многим кажется, что наша безопасность неуверенный.
Но другое отличие состоит в том, что сам Бог держит цепь и ковка звеньев с непогрешимой силой. Это мы делаем акты верности — теперь цепь спасения выкованы в нашей жизни, но именно Бог «производит в нас хотение и сотвори его благоволение» (Филиппийцам 2:13).
От чего Бог защищает своих избранников?
Теперь давайте проверим это на стихе 5: «[Мы] [теперь] защищен силой Божией через веру ко спасению готов открыться в последнее время».
Обратите внимание на несколько вещей:
- Спасение готово к раскрытию. Мы спасены сейчас,
но наше спасение не завершено. Есть наследство
нетленный, чистый и неувядаемый, который еще предстоит получить. Есть
предстоит испытать гораздо больше благодати и славы (1:13; 4:13; 5:10). Мы
еще не перешли пропасть.
- Опасность на пути к спасению на небесах. Нам нужно
постоянная защита после нашего преобразования. Наша безопасность не означает
мы дома свободны. Предстоит битва. И в этом
битве, нам нужна защита и помощь далеко за пределами того, что мы можем предоставить
для себя.
- Наша защита исходит от Бога. Более
конкретно, из
сила Божья. «[Мы] [сейчас] защищены силой Божьей».
В стихе 3 мы увидели, что Бог вызывает новое рождение, а в стихе 5 мы
увидеть, что Бог защищает своих детей на всем пути до небес. Итак, наш
безопасность не означает, что боя нет или что мы не
должны победить, но что Бог будет бороться за нас с непогрешимым
мастерство и всемогущая сила.
- Средство, которое Бог использует для нашей защиты, — это вера. «[Сейчас мы будучи] защищены силой Божьей через веру».
Что единственное удерживает нас от спасения?
Теперь подумайте с меня внимательно об этом на мгновение. Что Бог защищает нас от? То есть то, что, в конце концов, единственное, что может удержать нас от спасения готовы открыться в последнее время?
Смерть не удержит нас от спасения. Он ведет нас прямо к небеса. Так что нам не нужна защита от этого. Страдание не будет держать нас с небес. В стихах 6–7 говорится, что страдания очищают нашу веру. Так это не то, от чего нам нужна защита.
Это правда, что мы нуждаемся в защите от сатаны, «который бродит вокруг, как рыкающий лев, ищущий, кого поглотить» (1 Петра 5:8). И мы нуждаются в защите от непреодолимых искушений и «страстей, которые вознаграждают войну против души» (2:11). Поэтому мы должны молиться: «Не введи нас в искушения и избавь нас от лукавого» (Мф. 6:13; ср. 1 Коринфянам 10:13).
Но почему? Каков итог урона, который эти враги сможет сделать? Что отделяет нас от небес? ответ неверие. Не доверяя Богу. Не живя «верой в Сын Божий, возлюбивший нас и предавший Себя за нас» (Галатам 2:20).
Значение стиха 5
Итак, что же означает стих 5, когда говорится, что мы «защищены [от потери нашего окончательного спасения] силой Божьей через веру»? Это означает, что сила Божья защищает нас для спасения через поддерживая нашу веру. Единственное, что может удержать нас от небес оставляет нашу веру во Христа и обращается к другим надеждам, другим сокровища. Итак, чтобы защитить нас, Бог предотвращает это. Он вдохновляет и питает, укрепляет и укрепляет нашу веру. И при этом он охраняет нас от единственного, что может нас погубить; неверие, отсутствие веры в Бога.
Это очень отличается от безопасности ремня безопасности. Некоторые люди думают, что благодаря какому-то прошлому опыту они ремень безопасности и может оставить кузницу веры позади, упасть в бездну греха и неверия, и просто качнуться низко к земля обетованная. Хорошо, что нет ремня безопасности. Есть один способ небеса: путь стойкой веры. И именно поэтому стих 5 такой важный.
Наша безопасность не в том, чтобы сделать небеса безусловными. Наша безопасность находится в непогрешимом обязательстве Бога выполнить условия небеса.
Отречение и восстановление Петра
Позвольте мне закончить опытом Петра, который научил его этот урок очень сильно. В ночь, когда Петр предал Иисуса, Господь сказал ему: «Симон, Симон, вот, сатана потребовал разрешения просеять вас, как пшеницу [другими словами, надавить Петр через сито искушения, чтобы попытаться процедить свою веру]; но я молился за вас, чтобы вера ваша не оскудела; А ты, когда же, обратившись опять, укрепи братьев твоих» (Лк. 22:31–32).
Иисус молился, чтобы вера Петра не ослабела полностью. Поэтому Петр горько заплакал и вернулся от своего греха. Но кому сделал Иисус молится? Богу, его Отцу. И что он просил Бога сделать? К не допустить, чтобы вера Петра подошла к концу.