Информационные материалы :: Интересные статьи :: Первая мировая война
- Главная страница/
- Информационные материалы/
- ← Интересные статьи
ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, высший орган власти и управления в России со 2.3 по 25.10.1917. Сформировано в дни Февральской революции 1917 в ходе переговоров Временного комитета Государственной думы и Исполнительного комитета Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Свои законодательные и административные функции В. п. наследовало от отрекшегося императора, царского Совета министров, от Государственного совета и Государственной думы, заседания которых были приостановлены указом Николая II 25.2.1917. До 10 марта в целях «преемственности власти» В. п. именовалось Советом министров.
Идея создания правительства «общественного доверия» или «национальной обороны» восходит к середине 1915, когда под впечатлением от поражений русской армии на фронте в Государственной думе и Государственном совете оформился оппозиционный царскому режиму т.
Временное правительство 1-го состава.
Плакат 1917 г.
В первый состав В. п. вошли преимущественно либеральные деятели из состава Государственной думы. Возглавил В. п. председатель Главного комитета Земского союза и сопредседатель Земгора Львов; он же был министром внутренних дел. Министром иностранных дел стал лидер партии кадетов П. Н. Милюков, военным и морским министром лидер октябристов А. И. Гучков, министром земледелия – А. И. Шингарев, торговли и промышленности – А. И. Коновалов, финансов – М. И. Терещенко, путей сообщения – Н. В. Некрасов, юстиции – А. Ф. Керенский, народного просвещения – А. А. Мануйлов. Кроме них в заседаниях В. п. принимали участие государственный контролер И. В. Годнев и обер-прокурор Святейшего Синода В. Н. Львов. Управляющим делами был назначен видный деятель партии кадетов В. Д. Набоков. Протоколов или стенограмм заседаний не велось, чтобы не фиксировать разногласия и особые мнения. В этом Набоков видел «стремление избегнуть всего того, что могло нарушить единство правительства и ответственность его в целом за каждое принятое решение».
При оглашении состава правительства в Екатерининском зале Таврического дворца на возглас из зала о том, кто выбрал это правительство, Милюков с пафосом ответил: «Нас выбрала революция». Однако Керенский постарался придать В. п. легитимность и 15 марта министры прибыли в Правительствующий Сенат и принесли присягу в присутствии сенаторов 1-го департамента на верность службе.
Различные политические силы оказывали сильное давление на В. п. Левые организации создали параллельные органы власти – Советы (см. Советы рабочих и солдатских депутатов). 9 марта военный и морской министр Гучков писал начальнику штаба верховного главнокомандующего М.
В. Алексееву: «Временное правительство не располагает какой-либо реальной властью, и его распоряжения осуществляются лишь в тех размерах, как допускает Совет рабочих и солдатских депутатов, который располагает важнейшими элементами реальной власти, т. к. войска, железные дороги, почта и телеграф в его руках. В частности, по военному ведомству ныне представляется возможным отдавать лишь те распоряжения, которые не идут коренным образом вразрез с постановлениями вышеназванного Совета». В стране возникло двоевластие.
В первой декларации о своих целях и задачах, согласованной с Исполкомом Петросовета, В. п. провозгласило ряд демократических свобод и начало подготовки к созыву Учредительного собрания, осуществило широкую политическую амнистию, отменило смертную казнь, ссылки и поселения (см. также Законодательство, Судебная система), заменило полицию народной милицией. Были ликвидированы комитеты по делам печати, жандармские управления и охранные отделения. Была образована Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц.
В. п. сохранило в силе большинство статей Свода законов Российской империи. Были отстранены от должностей генерал-губернаторы, губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники, полицмейстеры, становые приставы, урядники, земские начальники. Упраздненные должности заменялись губернскими, городскими и уездными комиссарами Временного правительства и их аппаратами. Повсеместно вводились волостные земские собрания и управы. Уездные земские учреждения избирались на основе всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании. В городах с населением свыше 150 тыс. чел. Учреждались районные органы самоуправления. В. п. объявило государственной собственностью удельные и кабинетские земли. Для подготовки проекта земельной реформы были созданы Главный земельный комитет, губернские, уездные и волостные земельные комитеты. Для ограничения потребления дефицитного хлеба В. п. ввело государственную хлебную монополию и карточную систему снабжения населения. Однако оно отложило до Учредительного собрания решение земельного и рабочего вопросов, продолжило прежнюю внешнюю политику, что сделало позицию власти удобной для критики со стороны леворадикальной оппозиции.
В. п. изначально не доверяло большинство рабочих, от него постепенно стало отворачиваться крестьянство, а к концу лета – значительная часть интеллигенции. Проанализировав его первый состав, бывший главноуправляющий землеустройства и земледелия А. В. Кривошеин, один из ближайших соратников П. А. Столыпина, отметил: «Это правительство имеет один серьезный… очень серьезный недостаток… Оно слишком правое… Да, правое. Месяца два тому назад оно удовлетворило бы всех. Оно спасло бы положение. Теперь же оно слишком умеренно. Это его слабость. А сейчас нужна сила… И этим, господа, вы губите не только ваше детище – революцию, но и наше общее отечество – Россию».
Действительно, уже два месяца спустя разразился правительственный кризис. Он был вызван нотой Милюкова 18.
4.1917, направленной союзным державам, в котором говорилось о стремлении России «довести мировую войну до решительной победы». Нота спровоцировала массовые антиправительственные волнения. Выход из возникшего кризиса был найден на пути создания коалиционного правительства с участием министров-социалистов и образования новых министерств. Министерство труда возглавил М. И. Скобелев, продовольствия – А. В. Пешехонов, почт и телеграфов – И. Г. Церетели. Министром земледелия стал лидер партии эсеров В. М. Чернов. Гучков и Милюков покинули свои посты. На должность военного и морского министра переместился Керенский. Его на посту министра юстиции сменил П. Н. Переверзев. Министром иностранных дел стал беспартийный Терещенко, а Министерство государственного призрения возглавил кадет Д. И. Шаховской. Однако это правительство просуществовало два месяца. В начале июля разразился новый политический кризис. Он был вызван разногласиями в правительстве по поводу законопроекта о запрещении сделок с землей, сроков выборов и созыва Учредительного собрания и обострением конфликта с украинской Центральной радой.
В целях «единения государственной власти со всеми организованными силами страны» В.п. организовало в Москве Государственное совещание.
Однако большинство ораторов призывали власть силой установить в стране порядок, пресечь анархию, вмешательство неправительственных организаций в государственную и хозяйственную жизнь. Фактически на этом мероприятии произошла консолидация правых сил страны. 25 августа вспыхнул мятеж корниловский. После начала движения войск на Петроград Керенский объявил генерала Л. Г. Корнилова мятежником и обратился к революционной демократии с призывом спасти революцию. Борьба с мятежниками значительно усилила Советы и ослабила В. п. Министры-кадеты вышли из состава правительства. Более трех недель высшая власть в стране осуществляла Директория во главе с Керенским. 1 сентября она провозгласила Россию республикой.
25.9.1917 в условиях усиления социально-экономических противоречий, всеобщей забастовки железнодорожников было сформировано третье коалиционное правительство в составе: председатель – Керенский, министр торговли и промышленности – Коновалов, внутренних дел – Никитин (он же сохранил пост министра почт и телеграфов), иностранных дел – Терещенко, военный – А.
И. Верховский, морской – Д. Н. Вердеревский, путей сообщения – А. В. Ливеровский, продовольствия – Прокопович, земледелия – С. Л. Маслов, финансов – М. В. Бернацкий, труда – К. А. Гвоздев, просвещения – С. С. Салазкин, призрения – Н. М. Кишкин, юстиции – П. Н. Малянтович, исповеданий (он же обер-прокурор Синода) – Карташев. Государственным контролером стал С. А. Смирнов. В состав В. п. входил также председатель Экономического совета С. Н. Третьяков.
Всего во всех составах В. п. участвовало 39 чел. Распределение министерских портфелей по принципу партийности было следующим: 12кадетов и 2 к ним примыкавших, 2 октябриста, 2 прогрессиста, 2 радикал-демократа, 2 народных социалиста, 1 трудовик, 5 эсеров, 5 меньшевиков и 6 беспартийных специалистов. Если в первом составе правительства беспартийных специалистов не было вовсе, то в последнем их было уже 6. С учетом значимости занимаемых министерских постов можно говорить о преобладании в нем либерально мыслящих деятелей, что в целом отражалось на всем курсе внутренней и внешней политики.
Пребывание в правительстве почти всех министров было кратковременным. 23 чел. (59 %) исполняли свои обязанности не более двух месяцев. За столь короткий срок пребывания в правительстве они могли решать лишь неотложные текущие дела и никакой серьезной перспективной работы, связанной с проведением каких-либо глубоких реформ, выполнить не могли.
Почти все министры принадлежали к элите дореволюционной России. 16 чел. (т. е. 42 %) прошло школу российского парламентаризма (Годнев, Гучков, Ефремов, Керенский, Кокошкин и др.). 4 министра ранее были руководителями фракций в Государственной думе (Ефремов, Керенский, Милюков, Церетели). Годнев, Львов и Шингарев были председателями думских комиссий. 18 чел. избирались гласными земств и городских дум. 31 чел. имели высшее образование, из них 24 – окончили университеты. Двое – Салазкин и Шингарев – имели два высших образования, окончив физико-математические и медицинские факультеты. Среди членов правительства были академик (Ольденбург), три профессора (Мануйлов, Некрасов, Салазкин), пять приват-доцентов (Бернацкий, Годнев, Карташев, Кокошкин, Милюков).
И. В. Годнев и С. С. Салазкин имели степень доктора медицины, Мануйлов – доктора политэкономии, Авксентьев получил степень доктора философии в Германии.
Большинство из членов Временного правительства находились в конфликте с самодержавной властью. 10 чел. (Авксентьев, Гвоздев, Маслов, Милюков, Никитин, Прокопович, Салазкин, Скобелев, Церетели, Чернов) испытали тюремное заключение и ссылки, 6 чел. исключались из учебных заведений (Авксентьев, Верховский, Маслов, Пешехонов, Церетели, Чернов), 5 чел. лишались права преподавания или были вынуждены оставилть работу в учебных заведениях (Карташев, Кокошкин, Мануйлов, Милюков, Салазкин), трое (Кокошкин, Пешехонов, Родичев) подвергались административным преследованиям.
По сословной принадлежности 21 чел. были дворянами, в т. ч. трое (Г. Е. Львов, Церетели и Шаховской) имели титул князя. Выходцами из крестьян были Гвоздев и Карташев. Средний возраст министров составлял 46 лет. Самыми старшими (61 год) были Годнев и Родичев, самыми молодыми (31 год) – Верховский и Терещенко.
По данным отечественных историков, 12 министров входили в состав масонских организаций.
Осенью 1917 в стране резко ухудшились все экономические показатели, на новый уровень вышли социальные противоречия, одним из свидетельств которых стала всеобщая сентябрьская железнодорожная забастовка. Во всех без исключения звеньях государственного аппарата была подорвана сложившаяся веками организация деятельности. Правительство Керенского не смогло установить контроль хотя бы за одной сферой общественной жизни. 4 октября В. п. приняло решение о необходимости скорейшей эвакуации в Москву правительства, высших и центральных учреждений, некоторых предприятий. По мнению ряда исследователей, осенью 1917 Керенский утратил способность к критическому самоанализу и оценке событий.
Гиперинфляция, непомерные расходы на резко выросший государственный аппарат, провал попыток ввести хлебную монополию и выполнить продразверстку, территориальный распад формально единого государства, невозможность и нежелание абсолютного большинства солдат и матросов продолжать войну за непонятные цели, недоверие к власти после провала корниловского мятежа привели к росту влияния левой оппозиции, повсеместной большевизации Советов.
Во 2-й половине октября правительство оказалось на грани нового кризиса. Викжель потребовал отставки министра путей сообщения Ливеровского и заявил о готовности взять управление путями сообщения в свои руки. 17 и 19 октября военный министр Верховский на заседании правительства дважды ставил вопрос об отставке: «Народ не понимает, за что воюет, за что его заставляют нести голод, лишения, идти на смерть. В самом Петрограде ни одна рука не вступится на защиту Временного правительства, а эшелоны, вытребованные с фронта, перейдут на сторону большевиков». 20 октября на совместном заседании комиссий Предпарламента по обороне и иностранным делам он высказался в пользу заключения мира с Германией и выход из войны, после чего Керенский отправил Верховского в двухнедельный отпуск по состоянию здоровья. 24 октября в решающие часы противостояния с радикальной оппозицией В. п. не получило поддержки и во Временном совете Российской республики (Предпарламенте).
24–26.10.1917 отряды солдат, матросов и красногвардейцев (см.
также Красная гвардия, военно-революционные комитеты) под руководством Петроградского военно-революционного комитета захватили власть и арестовали В. п. После освобождения ряд министров (Гвоздев, Малянтович, Маслов, Никитин, Вердеревский, Салазкин) и несколько товарищей министров проводили подпольные заседания. В воззвании от 17 ноября члены В. п. заявили о сложении своих полномочий и призвали население сплотиться вокруг Учредительного собрания.
Дальнейшая судьба членов В. п. отразила отношение к революции российской интеллигенции. 16 бывших министров в той или иной форме сотрудничала с советской властью, 23 чел. эмигрировали и первоначально вели активную антисоветскую деятельность. В дальнейшем некоторые из них изменили свои взгляды. Контр-адмирал Вердеревский незадолго до своей смерти принял советское гражданство, Пешехонов работал консультантом в торгпредстве СССР в Прибалтике, Третьяков сотрудничал с советской разведкой и был казнен фашистами.
Потенциально министры В. п.
были вполне готовы к выполнению своих обязанностей, имея соответствующую профессиональную и политическую подготовку, но деятельность правительства в целом закончилась крахом. Причин этому несколько. Вся социокультурная среда страны не соответствовала либеральному курсу новой власти. Либеральные идеи пришли в Россию с Запада, требовали радикальной ломки сложившейся здесь системы ценностей и шли в противоречие со многими чертами национального характера и историческими традициями. Лидер октябристов Гучков на Государственном совещании в Москве 15 августа сказал: «Целый мир идей и верований отделяет нас, не социалистов, от людей “того берега”. Не столько личные и классовые интересы разделяют нас, а иное понимание структуры человеческого общества и задач государства». Но на выборах в Учредительное собрание свыше 80 % голосов получили социалистические партии, что ясно продемонстрировало господствовавшие в обществе настроения.
Вынужденное разрушить правоохранительную систему, правительство не сумело выстроить новый аналогичный механизм, при посредстве которого оно могло бы проводить в жизнь свои постановления.
Пешехонов вспоминал: «До широких масс населения сознание, что государственная власть исчезла, дошло, конечно, не сразу. В деревнях оно дало себя знать только в мае, в глухих же местах и того позже, а на фронте оно обнаружилось с полной наглядностью во второй половине июня. Если какой-нибудь государственный порядок и продолжал еще держаться, то, главным образом, по инерции». К осени ситуация резко изменилась. Газета «Новое время» в канун Октябрьской революции 1917 констатировала: «Не проходит дня, чтобы правительство не объявило ту или другую губернию или какой-нибудь город на военном положении. Постановления об этом выносятся в заседании Временного правительства, спешно сообщаются по телеграфу к месту назначения и… на том все кончается… Морального авторитета оно не имеет, а для физического воздействия у него нет аппарата. Оно не может заставить себе повиноваться. Оно в лучшем случае может вступить в переговоры с теми, кто захочет с ним разговаривать».
В. п. не сумело или не захотело опереться на возникшие повсеместно после Февральской революции т.
н. общественные исполнительные комитеты, в состав которых входили делегаты от леворадикальных до буржуазно-помещичьих организаций. На короткое время они стали политической формой широкого народного фронта и отражали общедемократический этап в революции. Именно общественные исполнительные комитеты после свержения самодержавия оказались главными носителями власти на местах. Но В.п. передало местную власть специально созданному институту комиссаров, основной костяк которого формировался за счет цензовых слоев населения. Уже этим актом оно нарушило единство общественных сил, сложившееся в борьбе с монархической властью. В апреле Г. Е. Львов издал циркуляр, в котором прямо говорилось, что губернскому комиссару присваиваются права и обязанности бывших губернаторов. Поскольку новые назначенцы часто не имели необходимого опыта административной работы, в обществе стало складываться впечатление о замене чиновников первого сорта чиновниками второго сорта. Новая власть изначально не вызывала доверия, а социальная дифференциация общества и обострение политической борьбы вели к поляризации сил между левыми и правыми флангами, постепенно усиливая главных оппонентов В.
п. – Советы.
Наконец, В. п., находясь в перманентном кризисе, постоянно опаздывало в принятии необходимых для укрепления власти решений. Даже «Временное положение о губернских (областных) и уездных комиссарах» было опубликовано лишь 25 сентября. Принятые же законы в области государственного строительства недопустимо задерживались в исполнении. Например, выборы в уездные земские учреждения на основе закона от 21 мая завершились в начале декабря 1917,а открытие новых губернских земских учреждений было намечено лишь на 1.3.1918.
Т. о., государственный строй России представлял осенью 1917 буржуазную республику с очень неустойчивой властью В. п. Медлительность и половинчатость социально-экономических реформ, просчеты в государственном строительстве способствовали нарастанию общенационального кризиса, который привел к новой революции и переходу власти в руки Советов. Как писал в «Очерках русской смуты» генерал А. И. Деникин, «власть падала из слабых рук Временного правительства и, во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действенной организации, которая могла бы предъявить свои права на тяжкое наследие во всеоружии реальной силы».
Источники: Журналы заседаний Временного правительства. Март–октябрь 1917 года: В 4 тт. (Архив новейшей истории России. Серия: Публикации). М., 2001–04; Набоков В. Д. Временное правительство: (Воспоминания). М., 1991; Керенский А. Ф. Россия на историческом повороте. М., 1993; Станкевич В. Б. Воспоминания. 1918–1919. Ломоносов Ю. В. Воспоминания о мартовской революции 1917 г.М., 1994; Половцов П. А. Дни Затмения: (Записки главнокомандующего войсками Петроградского военного округа генерала П. А. Половцова в 1917 году). М., 1999; Церетели И. Г. Кризис власти: Воспоминания лидера меньшевиков, депутата II Государственной думы. 1917–1918. М.,2007.
Лит.: Ознобишин Д. В. Временный комитет Государственной думы и Временное правительство // Исторические записки. 1965. №75; Старцев В. И. Революция и власть: Петроградский совет и Временное правительство в марте–апреле 1917 г. М., 1978; Его же. Внутренняя политика Временного правительства. Л., 1980; Его же. Крах керенщины. Л., 1982; Ерошкин Н.
П. Власть, свергнутая Октябрем: (Временное правительство как преемник самодержавия) // Исторический опыт Великого Октября. М., 1986. С. 99–114; Рабинович А. Большевики приходят к власти: революция 1917 г. в Петрограде. М., 1989; Измозик В. С. Временное правительство: Люди и судьбы // ВИ. 1994. № 6; Сенцов А. А. Развитие Российского государства после Февральской революции 1917 года. Краснодар, 1994; Герасименко Г. А. Народ и власть. 1917. М., 1995; Иоффе Г. З. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов. М., 1995; Сенин А. С. Военное министерство Временного правительства. М., 1995; Белошапка Н. В. Временное правительство в 1917 г.: Механизм формирования и функционирования. М., 1998; Малышева С. Ю. Временное правительство России: Современная отечественная историография. Казань, 2000; Коваленко Н. А. Центральная власть и аппарат управления в России: механизм формирования и функционирования (февраль–октябрь 1917 г.). М., 2000; Сенин А. С. Министерство путей сообщения в 1917 году. 2-е изд.
М., 2009; Милюков П. Н. История второй русской революции. СПб., 2014.
Соловьев, К.А. Временное правительство [Текст] / Россия в Первой мировой войне. 1914–1918: Энциклопедия: В 3 тт. / отв. редактор А. К. Сорокин. – М. : Политическая энциклопедия, 2014 — Т. 1 — С. 435-439.
крах Временного правительства • Расшифровка эпизода • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсРеволюция 1917 годаАудиолекцииМатериалыСодержание шестой лекции из курса Бориса Колоницкого «Революция 1917 года»
В советское время, в 1920–30-е годы, многим детям давали революционные имена. Часто они были посвящены Ленину — например, один мальчик получил имя Вилсор, это аббревиатура: «Владимир Ильич Ленин совершил Октябрьскую революцию». Это имя отражало некоторые марксистские представления о роли личности в истории, удивительным образом сочетаясь с мнением о том, что вождь всемогущ и только его точные и своевременные действия сделали возможным такое событие, как революция.
Если мы посмотрим исторические работы, как советские, так и другие, мы увидим, что они лениноцентричны. И тут авторы-антикоммунисты ничем от коммунистов не отличаются: знак оценки разный, но в центре повествования всегда оказывается Ленин и его действия, его тексты, его поступки. Поэтому авторы совершенно разных взглядов говорят: не будь Ленина, не было бы и Октября.
Допустим, что Ленина по каким-то причинам действительно не было бы. Был другой вождь, Троцкий, который тоже многое сделал для того, чтобы эти события совершились. Представим себе, что Ленину на голову упал кирпич и он был исключен из политического процесса той поры. Допустим, для простоты, что и по какому-то совпадению Троцкого переехал трамвай. Я сильно сомневаюсь, что он в это время ходил пешком, но вот предположим, что и Троцкого нет. Как могли бы развиваться события в этой ситуации? Я думаю, что все равно коридор возможностей был достаточно узок. В его рамках могли действовать и Ленин, и Троцкий, и другие, может быть, не столь известные персонажи.
Однако некоторые конфликты программировались логикой взаимодействия институтов.
С самого начала Февральской революции существовало определенное противоречие между Временным правительством и Петроградским советом. Они боролись за власть, и главным объектом этой борьбы были вооруженные силы России — в первую очередь петроградский гарнизон. От контроля над ним зависело очень многое. Ситуация перетягивания власти в петроградском гарнизоне возникла не осенью 1917 года, а значительно раньше: этот конфликт существовал и в то время, когда Петроградский совет контролировали меньшевики и эсеры. После дела Корнилова в Петроградском cовете руководящую роль занимают большевики — исполком возглавляет Троцкий, вступивший уже к этому времени в партию большевиков. Таким образом, большевики получили прежде всего довольно большой и слаженный аппарат Петроградского совета: комнаты, телефоны, другие материальные ресурсы, которые важны для осуществления власти. Но самое главное — большевики получили уже сложившийся авторитет Петроградского совета.
Не все солдаты петроградского гарнизона готовы были делать что-то ради большевиков, таких было, конечно, меньшинство. Но авторитет Петроградского совета был очень и очень важен и значим.
К этому времени возникла довольно сложная ситуация на фронте. Немецкая армия осуществила совершенно неожиданную операцию по захвату Моонзундских островов. Это одна из первых в мировой истории операций, где взаимодействовали армия, флот и авиация, и это был новый уровень координации. Захватив острова, немцы, казалось бы, прокладывали себе дорогу в Финский залив — то есть опасность уже приближалась к Петрограду. Правительство требовало посылок из Петрограда, подкрепления на фронт.
Но тут Петроградский совет во главе с Троцким сделал очень сильный тактический ход. Совет заявил, что генералам он не доверяет, потому что те поддерживают Корнилова, что они, может быть, и скрытые, но корниловцы в душе, и для обеспечения действий в петроградском гарнизоне создается Военно-революционный комитет.
Формально целью комитета было обеспечить защиту революционного Петрограда от немцев, но де-факто он становился органом легальной подготовки к борьбе, к противостоянию с Временным правительством. Через Военно-революционный комитет Петроградский совет рассылал своих комиссаров в полки и другие части петроградского гарнизона.
Но когда мы говорим о событиях Октября, мы должны говорить не только о большевиках и не только о Петрограде. Если Февральская революция может в значительной степени описываться как реакция огромной страны на то, что происходило в Петрограде, то Октябрь — явление гораздо более сложное. Октябрей было очень много, они были очень разные и очень по-разному протекали в разных частях страны.
В некоторых случаях Октябрь начался уже в сентябре. Чрезвычайные органы власти, революционные комитеты, созданные для борьбы с Корниловым, далеко не везде прекратили существование, несмотря на все призывы Керенского. Они продолжали осуществлять власть в первую очередь в различных рабочих поселках промышленных районов.
В Харькове, например, большевики, действуя вместе с левыми украинскими эсерами, фактически получили власть, а это центр очень важного индустриального района России.
Временное правительство теряло Финляндию, причем как бы в двух измерениях. С одной стороны, финские элиты уже решили к этому времени максимально дистанцироваться от Временного правительства, чувствуя для себя опасность в связи с происходящим в России. Но одновременно вызов Временному правительству бросали и расположенные в Финляндии гарнизоны российских войск.
Гельсингфорс, нынешний Хельсинки, был главной базой Балтийского флота. Там, в частности, находились броненосцы, в том числе и первая бригада линейных кораблей, состоявшая из дредноутов. Дредноуты, мощнейшие линейные корабли, были своеобразной входной карточкой в клуб военных держав. Если после Второй мировой войны таким признаком было наличие ядерного оружия, то во время Первой мировой статус великой державы определялся обладанием дредноутами, современными линейными кораблями.
И вот первая бригада — четыре дредноута Российского военно-морского флота — вместе с другими соединениями Балтийского флота бросили вызов Временному правительству, заявив, что не подчиняются его распоряжениям.
Таким образом, многие районы страны еще до октябрьских событий в Петрограде бросали вызов центральной власти. Но делали это не только левые. На Дону казаки избрали свое казачье правительство во главе с генералом Калединым и тоже далеко не во всем следовали указаниям Временного правительства. Этот процесс привел к образованию областей с разными политическими режимами, их можно назвать протобелыми и протокрасными областями. Установить какой-то общий знаменатель в это время было уже достаточно сложно. Механизм гражданской войны был запущен.
Но все-таки постараемся взглянуть на ситуацию не со стороны большевиков и других противников Временного правительства, а со стороны самого правительства. Его власть ослабевала, и одним из проявлений этого было падение авторитета Керенского.
Так же как накануне Февральской революции циркулировали совершенно немыслимые слухи о Николае II, Александре Федоровне или Распутине, так и накануне Октября левые и правые передавали невероятные слухи о Керенском — о его пьянстве, любовных похождениях, приверженности наркотикам. Но были и собственно политические слухи.
В английских архивах мне доводилось встречать документ, полученный британским министерством иностранных дел от своих агентов, где они говорили, что Керенский де-факто уже заключил соглашение с Германией о перемирии и его противостояние с большевиками просто внешняя маскировка. Я не хочу сказать, что английское министерство иностранных дел на сто процентов верило в это. Но точно можно утверждать, что они не отбрасывали это как совершенную чушь и абсолютную ложь, чем это было на самом деле.
В пропаганде большевиков мы можем встретить утверждения о том, что германский империализм и английское правительство на самом деле заключили тайный сговор против мировой революции и элемент этого сговора — коварный план сдачи революционного Петрограда немцам.
Эта мысль совершенно абсурдна, невозможно представить, чтобы в это время, в момент напряженной борьбы, англичане и немцы о чем-либо могли говорить. Но многие люди верили: «Вот смотрите, у нас идут бои на Балтике, мы потеряли Моонзундский архипелаг, а что делал в это время хваленый английский королевский флот? Союзники не помогли нам ничем». Или, например, Керенский и Временное правительство рассматривали планы по перевозу столицы в Москву, потому что ситуация была достаточно опасной. И люди говорили: «Видите, это они хотят намеренно сдать Петроград немцам, чтобы тем самым подрезать и подорвать революцию».
Против Керенского в это время плели интриги не только левые — большевики, левые эсеры, анархисты, меньшевики-интернационалисты, которые составляли достаточно широкий и противоречивый фронт. Против Керенского вели интригу и правые силы. В уличной прессе в это время встречаются колоссальные яростные атаки на Керенского. И аргументы левых и правых иногда одинаковы.
Само по себе это свидетельствует о фантастическом сужении политической базы Керенского.
В это время, конечно, мало кто хотел умирать за большевиков, за установление власти Советов. Но уж точно никто не хотел поддерживать Керенского. Кроме того, многие люди консервативных взглядов рассматривали это как возможный элемент политической игры. Керенский — отыгранная карта, на Учредительное собрание надежды нет — так считали многие генералы, представители бизнеса консервативных и даже некоторых либеральных кругов. Учредительное собрание все равно будет социалистическим, вряд ли это будет деловой работающий орган; может быть, и неплохо, если большевики скинут власть Керенского: их опереточная власть продержится не очень долго, и это будет естественный шаг на пути к установлению нормальной крепкой военной диктатуры. Многие же искренне верили в то, что хуже Керенского ничего быть не может. Вполне образованные современники полагали: «Ну что большевики? У нас уже был Керенский, большевики — примерно то же самое».
Однако такое отношение к Керенскому и к последнему Временному правительству — индикатор не только политического состояния этих дней.
Это отражало и другие процессы, еще более глубокие. Февральская революция пробудила колоссальный энтузиазм, многие прошли в это время невероятную политизацию. Выпускались политические брошюры, люди ходили на всевозможные митинги. Появилось слово «помитинговать»: «я пойду вечерком помитингую» — в смысле «поучаствую в митинге, послушаю, поговорю». Это гиперполитизированность, когда люди готовы тратить время и деньги на политические мероприятия. Но политический энтузиазм, вера в чудо революции к осени 1917 года сменились разочарованием. На смену политизации пришла нарастающая аполитичность, пессимизм. Люди все меньше заботились о революции и о судьбах страны, они все больше думали о выживании своем или членов своих семей в грядущей ситуации.
Если посмотреть некоторые неполитические газеты осени 1917 года, то о большевиках они пишут гораздо меньше, чем о других проблемах. Дефицит — в особенности проблемы продовольствия, холод, рост преступности — это тоже беспокоило жителей многих городов.
Люди уходят из политики, разочаровываются в ней. И это необходимо брать в расчет. Мы обычно описываем революции как действия необычайно активных людей, через их активных участников. На самом деле эффект политической мобилизации, осуществленной большевиками и их союзниками, зависит и от политической демобилизации их врагов. И положение Временного правительства объяснялось не только активизацией его противников слева, но также действиями их оппонентов справа и нарастающей аполитичностью многих людей, которые ранее были горячими сторонниками Керенского и Временного правительства.
Если вернуться к вопросу, поставленному в начале, о роли Ленина, то нужно сказать, что он был, безусловно, политиком технически очень высокого класса и наложил очень большой отпечаток на историю. Без его участия конфигурация политических сил была бы совершенно другой. Но даже при отсутствии Ленина сложно себе представить такое развитие событий, которое бы полностью исключало сценарий гражданской войны.
ГусьгусьКандидат игрушечных наук
Что общего у паровоза и «пьющей птички», зачем ее клюв обмотан тканью — и будет ли она работать без воды? В третьем эпизоде нового детского подкаста химик Иван Сорокин рассказывает про игрушку, похожую на вечный двигатель
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Аудиолекции
18 минут
1/7
«Измена и обман»: политический кризис кануна революции
Почему Николай II к февралю 1917 года остался без поддержки
Читает Борис Колоницкий
Почему Николай II к февралю 1917 года остался без поддержки
20 минут
2/7
Февральская революция: спонтанная или организованная
Как начались события февраля 1917 года и были ли они спланированы
Читает Борис Колоницкий
Как начались события февраля 1917 года и были ли они спланированы
23 минуты
3/7
Победа революции: солдаты и депутаты против царя
Как гвардейцы оказались среди восставших и как события в Петрограде привели к отречению Николая II
Читает Борис Колоницкий
Как гвардейцы оказались среди восставших и как события в Петрограде привели к отречению Николая II
23 минуты
4/7
Культ «вождя революции»: взлет Александра Керенского
Как борец за свободу и «главноуговаривающий» покорил армию
Читает Борис Колоницкий
Как борец за свободу и «главноуговаривающий» покорил армию
21 минута
5/7
Керенский и Корнилов: предчувствие гражданской войны
Как провалился Корниловский мятеж и кто от этого выиграл
Читает Борис Колоницкий
Как провалился Корниловский мятеж и кто от этого выиграл
20 минут
6/7
Неизбежность Октября: крах Временного правительства
Что бы было, если бы Ленину на голову упал кирпич
Читает Борис Колоницкий
Что бы было, если бы Ленину на голову упал кирпич
22 минуты
7/7
Мифы о революции и начало Гражданской войны
Какой конфликт предопределил развитие России в XX веке
Читает Борис Колоницкий
Какой конфликт предопределил развитие России в XX веке
Материалы
Революция для самых маленьких
События 1917 года в рисунках и дневниковых записях детей
Борис Колоницкий: «Общей концепции революции не будет»
Как и зачем изучать историю революции
Кем бы вы были в 1917 году?
Политический компас революции определит, анархист вы или черносотенец
1917 год в истории
Краткая хронология революции, войны и мира
Как понять революцию
Главные исследования о 1917 годе
Саундтрек революции
Что пели и играли на митингах и демонстрациях в 1917 году
Революция в картинках
Фотографии, карикатуры, брошюры и газетные заголовки 1917 года
Как почувствовать революцию
Главные воспоминания о 1917 годе
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023.
Все права защищены
Формирование Временного правительства – семнадцать моментов советской истории
Первоисточник: Известия, 3 марта 1917 г.
Граждане, Временный исполнительный комитет из членов Думы, при помощи и поддержке гарнизона власти столицы и ее жителей восторжествовала над темными силами Старого режима в такой степени, что позволила ей организовать более устойчивую исполнительную власть. Имея в виду эту идею, Временный комитет назначил министрами первого кабинета, представляющими общественность, людей, чья политическая и общественная жизнь в прошлом обеспечила им доверие страны.
Львов князь Георгий Евгеньевич, премьер-министр и министр внутренних дел
Милюков П.Н., министр иностранных дел
Гучков А.И., военный и морской министр
Терещенко М.И., министр финансов
Мануйлов А.А., министр образования
А.И. Шингарев, министр сельского хозяйства
Н. В. Некрасов, министр путей сообщения
А.
И. Коновалов, министр торговли и промышленности
А. Ф. Керенский, министр юстиции
Вл. Львов, Священный Синод
Кабинет министров будет руководствоваться в своих действиях следующими принципами:
1. Немедленная всеобщая амнистия за все политические и религиозные преступления, включая террористические акты, военные мятежи, аграрные преступления и т.д.
2. Свобода слова и печати; свобода создавать профсоюзы и забастовки. Эти политические свободы должны быть распространены на армию, насколько позволяют условия войны.
3. Отмена всех социальных, религиозных и национальных ограничений.
4. Немедленная подготовка к созыву Учредительного собрания, избранного всеобщим и тайным голосованием, которое определит форму правления и выработает Конституцию страны.
5. Вместо полиции организовать народное ополчение с выборными должностными лицами, подчиненное органу местного самоуправления.
6. Выборы на основе всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права.
7. Войска, участвовавшие в революционном движении, не разоружаться и не выводиться из Петрограда.
8. При исполнении служебных обязанностей и на военной службе должна соблюдаться строгая военная дисциплина, но в свободное от службы время солдаты должны пользоваться такими же общественными правами, как и другие граждане.
Временное правительство желает добавить, что оно не намерено, пользуясь военными условиями, откладывать осуществление вышеупомянутых мер реформы.
Председатель Думы М. Родзянко
Председатель Совета Министров Князь Львов
Министры Милюков, Некрасов, Мануйлов, Коновалов, Терещенко, Вл. Львов, Шингарев, Керенский.
Граждане России:
Произошло большое событие. Могучим натиском русского народа старые порядки низвергнуты. Рождается новая, свободная Россия. Великая революция венчает долгие годы борьбы. Актом от 17 [30] октября 19 г.05, под напором проснувшихся народных сил, России были обещаны конституционные свободы.
Эти обещания, однако, не были выполнены. Первая Государственная Дума, выразительница чаяний народа, была распущена. Та же участь постигла и II Думу, и правительство, не в силах подавить народную волю, постановило актом от 3 (16) июня 1907 г. лишить народ части тех прав участия в законодательной работе, которые был предоставлен.
В течение девяти долгих лет у народа шаг за шагом отнимали все права, которые он завоевал. В очередной раз страна погрузилась в пучину произвола и произвола. Все попытки образумить Правительство оказались тщетными, и титаническая мировая борьба, в которую втянули страну враги, застала Правительство в состоянии морального разложения, отчужденного от народа, безразличного к судьбе родной страны. землю и погрязли в позоре коррупции. Ни героические усилия армии, шатающейся под сокрушительным бременем внутреннего хаоса, ни призывы народных представителей, сплотившихся перед национальной опасностью, не смогли направить бывшего императора и его правительство на путь гибели.
единение с народом. И когда Россия, вследствие незаконных и пагубных действий ее правителей, столкнулась с тяжелейшими бедствиями, народ был вынужден взять власть в свои руки.
Единодушный революционный энтузиазм народа, вполне сознающего всю серьезность момента, и решимость Государственной Думы создали Временное правительство, которое считает своим священным и ответственным долгом осуществить чаяния нации , и вывести страну на светлый путь свободной гражданской организации.
Правительство надеется, что дух высокого патриотизма, проявившийся в борьбе народа против старой власти, вдохновит и наших доблестных воинов на поле боя. Со своей стороны Правительство приложит все усилия, чтобы обеспечить нашу армию всем необходимым для доведения войны до победного конца.
Правительство будет свято соблюдать союзы, связывающие нас с другими державами, и будет неукоснительно выполнять соглашения, заключенные союзниками. Принимая меры к защите страны от внешнего врага, Правительство вместе с тем будет считать своей первоочередной обязанностью сделать возможным волеизъявление народа относительно формы правления и созовет Учредительное собрание.
в кратчайшие сроки на основе всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права, гарантируя также участие в выборах доблестным защитникам родной земли, проливающим ныне свою кровь на полях сражений.
Учредительное собрание издаст основные законы, гарантирующие стране неотъемлемые права на справедливость, равенство и свободу. Сознавая тяжкое бремя, которое несет страна из-за бесправия граждан, недостаток которого стоит на пути ее свободной творческой силы в это время бурных национальных волнений, Временное правительство считает необходимым немедленно до созыва Учредительного собрания, обеспечить страну законами для защиты гражданских свобод и равенства, чтобы дать возможность всем гражданам свободно прилагать свои духовные силы к творческому труду на благо страны. Правительство также возьмет на себя принятие законодательных положений, гарантирующих всем гражданам на основе всеобщего избирательного права равное участие в выборах в органы местного самоуправления.
В этот момент национального освобождения вся страна с благоговейной благодарностью вспоминает тех, кто в борьбе за свои политические и религиозные убеждения пали жертвами мстительного старого режима, и Временное правительство будет считать своим радостным долгом принести вернут из ссылки со всеми почестями всех, кто пострадал за благо страны.
Выполняя эти задачи, Временное правительство воодушевлено верой, что таким образом оно исполнит волю народа и что весь народ поддержит его в его честном стремлении обеспечить счастье России. Эта вера вдохновляет его мужеством. Только в общих усилиях всего народа и Временного правительства она может видеть залог торжества нового порядка.
Источник: Фрэнк Голдер, изд., Документы русской истории, 1914-1917 (Нью-Йорк: The Century Co., 1927), стр. 308-313.
Временное правительство | Международная энциклопедия Первой мировой войны (1МВ)
Состав↑
Первый кабинет↑
Временное правительство было официально учрежденной властью в России, отвечавшей за ведение войны в период с февраля по октябрь 1917 года. Оно было сформировано, когда царское правительство рухнуло после того, как протесты против нехватки продовольствия и безработицы набрали силу в последнюю неделю февраля. 1917. К демонстрантам, требовавшим прекращения войны и царского режима, присоединились взбунтовавшиеся солдаты Петроградского гарнизона.
В то время как толпы толпились на улицах, члены российского законодательного собрания, Думы, создали Временный комитет, чтобы взять на себя работу по управлению столицей и восстановлению спокойствия. 2 марта (15 марта) Временный комитет сформировал Временное правительство для управления страной до передачи власти всенародно избранному учредительному собранию. Это было результатом переговоров с Исполкомом Петроградского Совета рабочих депутатов, возрождения рабочих советов, возникших в 1905 революция. Должности премьер-министра и министра внутренних дел занимал князь Георгий Евгеньевич Львов (1861–1925), возглавлявший Союз земств — общественную организацию, отвечавшую за медицинское обслуживание, продовольственное снабжение и другие вопросы. военных усилий России. Остальной состав кабинета состоял в основном из умеренных депутатов Думы. Павел Николаевич Милюков (1859–1943) из либеральной кадетской партии занял пост министра иностранных дел, а Александр Иванович Гучков (1862–1919)36), лидер консервативной партии октябристов и председатель Российского Красного Креста и Военно-промышленного комитета, стал военным и морским министром.
Исполком Совета условно поддержал правительство и помог составить его первоначальную декларацию, но проголосовал против участия в кабинете. Александр Федорович Керенский (1881–1970), вице-президент Исполнительного комитета и слабо связанный с эсерами, тем не менее согласился на роль министра юстиции.
Коалиционные правительства↑
В мае 1917 года, после ожесточенных протестов против секретной записки Милюкова союзникам, обязывавшей правительство выполнять экспансионистские военные цели старого режима, Советский исполнительный комитет согласился поддержать правительство, позволив его социалистическим лидерам вступить в коалицию с либералы. Керенский стал военным министром, к нему присоединились лидер эсеров Виктор Михайлович Чернов (1873–1952) в качестве министра сельского хозяйства и меньшевики Матвей Иванович Скобелев (1885–1919).38) и Ираклия Георгиевича Церетели (1881–1959) в качестве министра труда и министра почты и телеграфа соответственно. Милюков ушел из правительства, и пост министра иностранных дел занял независимый либеральный промышленник Михаил Иванович Терещенко (1886–1956).
Когда в июле князь Львов ушел в отставку из-за аграрной политики, Керенский заменил его на посту премьер-министра в перетасованном кабинете. В сентябре, после восстания генерала Лавра Георгиевича Корнилова (1870–1918), Керенский сформировал еще одну коалицию, не имевшую твердой поддержки какой-либо крупной политической группы. Это было последнее правительство перед захватом власти большевиками.
Проблемы↑
Немедленные задачи↑
Задачи, стоявшие перед Временным правительством, и возложенные на него надежды были огромными. Он стремился восстановить закон и порядок и воссоздать администрацию по всей империи, проводя при этом крупные политические реформы и продолжая вести войну на Восточном фронте. Хотя многие члены первого кабинета были по склонности конституционными монархистами, одной из первых задач кабинета было наблюдение за концом династии Романовых. Николай II, император России (1868–1919 гг.).18) отрекся от престола 2 марта (15 марта) в пользу своего брата Михаила Александровича, великого князя России (1878–1918), который отказался от короны, когда руководители Временного правительства сообщили, что они не могут гарантировать его безопасность в случае бурное восстание.
В то же время новое правительство обнародовало свою первую программу, обещая в короткие сроки созыв выборного собрания, а также введение гражданских свобод. В последующие недели правительство провело ряд демократизирующих реформ. Он предоставил свободу слова, собраний и печати; введено всеобщее избирательное право для взрослых; снял ограничения по классу, религии или национальности: сделал полицию подотчетной местным органам власти; введены суды присяжных; отменили смертную казнь; и создали местные исполнительные комитеты на каждом уровне от провинции до деревни. Однако первоначальное заявление правительства не касалось некоторых наиболее острых проблем России, прежде всего аграрной реформы и войны, по которым правительство и Совет не смогли договориться. Несмотря на свою демократическую программу, Временное правительство позже предприняло насильственные реквизиции зерна, предвосхитив фундаментальный компонент большевистского военного коммунизма.
Война, земля и легитимность↑
Многие трудности, с которыми столкнулось Временное правительство, были связаны с его неспособностью или нежеланием положить конец войне.
В первом кабинете министр иностранных дел Милюков выступал за энергичное ведение войны до решающей победы и признание существующих договорных обязательств, включая приобретение Россией Константинополя. Когда гневные демонстрации по поводу позиции Милюкова привели к падению первого коалиционного правительства, оно приняло советскую линию «революционного оборончества». Это повлекло за собой усилия по достижению всеобщего мира без аннексий и контрибуций и в то же время борьбу за защиту страны и завоеваний революции от внешней военной угрозы. Однако попытки Совета организовать международную социалистическую мирную конференцию и попытки правительства убедить союзников пересмотреть свои военные цели в соответствии с формулой «никаких аннексий» ни к чему не привели, а июньское военное наступление Керенского закончилось отступлением и восстаниями. рабочих и солдат Петрограда.
Военные усилия не только оттолкнули правительство от уставших от войны слоев населения и армии, но и продолжали истощать государственные ресурсы, нарушать поставки продовольствия и топлива и ограничивать масштабы внутренних социальных и экономических реформ.
Реформы, направленные на решение проблемы земельного голода и справедливого перераспределения земли в пользу тех, кто ее обрабатывал, были приоритетом для значительной части крестьянства, составлявшего большинство населения. Временное правительство с уважением к законным правам и сознанием трудности проведения земельной реформы при миллионах крестьян в погонах на фронте отложило принятие закона о земле до созыва Учредительного собрания. Однако выборы в собрание были отложены из-за скрупулезной заботы либеральных лидеров о выработке справедливого решения по всей империи и в армии, а также из-за военных соображений и политических кризисов. Авторитет правительства, всегда подчеркивавшего свой временный мандат, рухнул. Крестьяне и солдаты-дезертиры взяли захват земли в свои руки.
Кризисы и коллапс ↑
Временное правительство в 1917 г. преследовали череда кризисов, от апрельского кризиса по военным целям до июльских беспорядков, последовавших за злополучным военным наступлением, до неудачной попытки власти справа генерала Корнилова в августе.
