Возвышение Москвы – кратко самое главное о начале процесса
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 591.
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 591.
Если XIII век запомнился русским княжествам монголо-татарским нашествием, то в XIV веке основным процессом стало возвышение Москвы. Небольшой и до этого по сути неприметный город всего за 40 лет превратился в политический и церковный центр тогда еще раздробленных русских княжеств. Это произошло в несколько этапов.
Князь Даниил и его сын Юрий
Даниил Александрович был младшим сыном Александра Невского. Через два года после смерти отца, в 1263 году, он унаследовал московское княжество. До 1300 года он успел основать в Москве пару монастырей. В последние годы правления, то есть в 1300-1303 годах он смог присоединить к своим владениям:
- Коломну – военным путем.
- Переславль – унаследовал после смерти местного князя.
Таким образом, к 1303 под контролем московского князя была территория в 120 километров с севера на юг и в 150-200 с запада на восток.
После смерти Даниила престол унаследовал его старший сын Юрий. С 1304 года началось противостояние Московского и Тверского княжества. В 1317 году тверичи одержали в Бортеневской битве, но в 1318 году проигравший на поле боя Юрий путем интриг в Золотой Орде добился убийства Михаила Тверского.
Тверское княжество, как и Московское, имело выгодное географическое положение на торговых путях Верхневолжья, но политика московских князей в 1300-1340 годах оказалась более дальновидной и успешной.
Рис. 2. Иван Калита.Деятельность князя Юрия к 1323 году вышла далеко за пределы Московского княжества. Например, в 1323 году он основал крепость Орешек и, будучи новгородским князем, подписал мирный договор со Швецией.
Иван Калита и его потомки
После внезапного убийства в Золотой Орде Юрия Даниловича, новым князем стал Иван Калита. Его короткое 15-летнее правление (с 1325 по 1340 год) оказалось очень успешным.
Во-первых, Москва стала церковным центром русских земель.
В 1326 в город переехал митрополит Петр из Владимира. Тогда же началось строительство каменных соборов, что было большой редкостью для XIV века в русских землях. Средства на это были накоплены благодаря периоду затишья в отношениях с Золотой Ордой, который длился около 40 лет, с 1328 по 1368 год.
Во-вторых, Московский князь получил ярлык от хана Золотой Орды и разгромил своего конкурента – Тверское княжество. В 1328 он подавил там восстание с помощью ордынцев, а в 1339 добился убийства ханом тверских князей. К 1339 году Иван Калита возвел в Москве дубовый Кремль, а спустя 29 лет его внук Дмитрий Донской построил уже каменный Кремль.
Спустя 19 лет после смерти Ивана Калиты в Золотой Орде умирает хан Бердибек и начинается период Смуты, который привел к распаду этого могущественного государства на несколько ханств.
У Московского князя Дмитрия Донского в 1374-1382 годах оказалась достаточно сил для борьбы с ханами Золотой Орды – Мамаем и Тохтамышем. Первого он смог разгромить, а второй сжег Москву в 1382 году.
Что мы узнали?
Начало возвышения Москвы относится к правлению князя Даниила Александровича. Если сформулировать кратко самое главное в этом процессе, то благодаря удачному сочетанию географического и политического факторов, Московское княжество к 1340 стало центром объединения всех остальных земель и уже никогда не теряло этого статуса.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 591.
А какая ваша оценка?
Возвышение Москвы при Иване Калите
После гибели Юрия Даниловича власть в Московском княжестве перешла к его брату – Ивану Даниловичу. В отличие от необузданного, рискованного старшего брата, Иван Данилович был правителем осторожным, осмотрительным и неторопливым.
Однако хитрость, жестокость и целеустремленность, свойственные потомкам Александра Невского, он сохранил полностью.
Иван Данилович хорошо понимал, что добиться успехов на Руси можно лишь при опоре на Орду, но так, чтобы не выказывать откровенно своих претензий на лидерство и не демонстрировать свою силу, как это делали Михаил Ярославич и Юрий Данилович. Главное для него заключалось в том, чтобы любыми путями столкнуть Тверь с Ордой. И такой случай скоро представился.
Уже со времени гордого и независимого Михаила Ярославича в Тверском княжестве копилась ненависть к ордынским насильникам. Особенно она увеличилась после убийства одного за другим их князей и разгрома тверских земель московско-татарскими войсками. Поэтому нужна была лишь искра, чтобы в Твери разгорелся большой пожар антиордынского восстания. Такой искрой стала в 1327 г. драка на торгу, когда тверичи пришли на выручку своему земляку, обиженному татарскими баскаками. Загудел вечевой колокол. Со всех сторон Твери на торг бросились люди.
Началось избиение ордынских насильников. Главарь татарского отряда укрылся в княжеском дворце, но его подожгли вместе с ордынцами. Скоро восстанием была охвачена вся тверская земля.
Иван Данилович решил использовать благоприятный момент. Он выехал в Орду и предложил хану свои услуги. Обратно Иван вернулся с татарским войском и жестоко подавил восстание. Огнем и мечом он прошел по тверской земле.
Тверской князь, носивший титул великого князя владимирского, бежал во враждебное Орде Литовско-Русское государство. За услуги Орде московский князь получил приращение к своим владениям: ему были переданы Кострома и Новгород, где ранее сидели наместники тверского князя.
Теперь силы Твери были вновь значительно подорваны.
Но Орда не была бы Ордой, если бы хан сразу же отдал все преимущества Ивану Даниловичу. Напротив, после бегства тверского князя ярлык на великое княжение хан, в обход московского князя, отдал в Суздаль. Орда продолжала играть на противоречиях между русскими князьями.
И лишь в 1332 г., после смерти суздальского князя, Иван Данилович получил наконец титул великого князя владимирского.
Высшую власть в Северо-Восточной Руси Иван Данилович использовал сполна для усиления позиций Московского княжества.
Во-первых, он продолжал всеми мерами сотрудничать с Ордой, выказывал себя послушным подручным хана. Иван Данилович часто бывал в Сарае, вез подарки хану, его родственникам и сановникам, льстил им, вел себя смиренно и послушно. Он исправно платил дань Орде и вскоре получил право от имени Орды собирать дань со всех русских земель. Иван беспощадно выколачивал дань и жестоко карал за неуплату.
Во-вторых, Иван Данилович упорно и целеустремленно продолжал расширять пределы Московского княжества. При нем Москва начала объединять другие северо-восточные русские земли.
Огромные деньги проходили через его руки, и значительная часть их оседала в его личной казне. Используя собственные накопления и то, что он утаивал от Орды, Иван Данилович прикупал чужие владения, округлял свои.
Там, где не работали деньги, он не брезговал откровенным насилием, угрозами. При этом Иван Данилович неизменно опирался на помощь Орды, владыка которой, обманутый его послушанием, не смог разглядеть в нем решительного и беспощадного политика. Иван присоединил к Москве княжества Ростовское, Галицкое, Белозерское, Угличское. Теперь Московское княжество стало самым крупным и сильным среди других русских княжеств.
В-третьих, московский князь проявил себя как рачительный и бережливый хозяин, скопидом. Он не тратил зря деньги, вел скромный образ жизни, много помогал нищим и убогим. Куда бы он ни шел, у него на поясе неизменно висел кошель с деньгами. Такой кошель на Руси называли калитой. Из этого кошеля он нередко доставал мелкую монету и оделял нуждающихся. Его так и прозвали в народе: «Иван Калита». Под этим именем он и вошел в русскую историю.
В-четвертых, Иван Калита превратил Москву в церковный центр русских земель. Он частенько приглашал к себе погостить престарелого митрополита Петра, чья резиденция была во Владимире.
В Москве владыку хорошо принимали и всячески обхаживали, ублажали. Петр подолгу жил в Москве. Там и умер и был похоронен в Успенском соборе, который в ту пору был еще деревянным. Покойного митрополита Петра объявили святым угодником и покровителем Москвы. К его гробнице стали стекаться паломники, около нее молились верующие.
Следующий митрополит уже переселился в Москву. Москва стала центром русской митрополии. Это увеличило значимость и авторитет Московского княжества.
При Иване Калите Русь вздохнула с облегчением: прекратились княжеские междоусобицы, ордынцы перестали совершать набеги на русские земли. Теперь Северо-Восточная Русь могла в полной мере использовать свое выгодное положение среди других русских земель.
Со времени Ивана Калиты титул великого князя владимирского прочно находился в руках московских князей. Более того, умирая, Иван Калита передал свою власть не старшему в роду, а своему сыну, вовсе не заботясь о мнении на этот счет Орды. Наследование в Московском княжестве пошло по прямой мужской линии – от отца к сыну.
Автор текста: Людмила Морозова
Материал создан: 09.11.2016
Русские летописи
Историческое значение Куликовской битвы
Золотые шедевры царя — Ганоксинское ювелирное объединение
В Оружейной палате Кремля хранятся уникальные коллекции драгоценных изделий, отражающих художественное богатство страны и взаимоотношения с другими народами и регионами. Среди них фантастические свидетельства русского ювелирного искусства XII–XX веков.
| Венец (украсил оклад иконы Божией Матери Боголюбская). Москва, конец 14 начало 15 века.Золото чеканное и зернистое. Филигрань, сапфир, альмандин, турмалин, изумруды, бирюза и жемчуг |
Царское золото дает впечатляющий обзор развития золотых и серебряных ремесел на Востоке Европы. Каждая эпоха вносила свой вклад в богатое разнообразие.
Сокровищница Кремля впервые упоминается в XIV веке.
Бижутерия великого князя Ивана Калиты составляет основной инвентарь нынешней коллекции. Это не случайное развитие. Это упоминание связано с возвышением Москвы как могущественной центральной державы. Раньше мародерствующие монголы и татары не раз приводили к разрушениям и препятствовали развитию русских городов.
| Панагия (значок медали, обозначающий высшую духовную власть) с цепью. Камея: Италия, 12 век; Оправа: Кремлевская мастерская, Москва, 1589 год. Оникс, золото и серебро, чеканка, зернь, позолота; Филигрань, эмаль, сапфир, рубин и жемчуг. | Братина (сосуд с крышкой. Подарок царю Михаилу Фехлоровичу). Москва, Кремлевская мастерская, 1-я половина XVII века. Золото, битое и преследуемое. Чернь и жемчуг. |
Однако расцвет древнерусского ювелирного искусства приходится на задолго до политической консолидации страны.
Например, среди царских кладов есть крайне редкие предметы IV–XII веков, происходящие из Причерноморья, а также из Византии. Древняя Русь впитала в себя античное наследие византийской культуры, влияние которой еще возрастало после христианизации в X веке.
| Корона (голова Мономаха 2-го Ордена). Москва, Кремлевская мастерская, 1682 год. Золото чеканное, рубин, сапфир, изумруды, турмалин, сердолик, жемчуг и соболь | Реликварий с нагрудным распятием. Москва, между 1619 и 1633 годами. Золото чеканное и битое. Чернь, сапфир, турмалин, изумруд и жемчуг. |
Княжеская эпоха
В XII-XV веках на Руси соперничали между собой несколько более мелких княжеств. Соответственно, каждый из них стремился продвигать качество своих ремесел. Возникли эстетически и технически самостоятельные школы неповторимого золотого и серебряного дела — например, в Новгороде, который поддерживал теснейшую связь с ганзейскими городами, или также при дворе князя Рясанского, сокровища которого не были обнаружены до 1822 г.
| Кубок (часть богослужебного сервиза). Москва, 1806 г. Серебро, чеканка, литье, гравировка, позолота. Эмаль. | Панагия. Санкт-Петербург или Москва, 1824 г. Золото, чеканка и гравировка. Эмаль, хризопрас и бирюза.; |
Возвышение Москвы
Русские княжества окончательно объединились на рубеже 16-го века: Москва оказалась на вершине империи. Искусство и культура пережили здесь респектабельный подъем, а кремлевские придворные мастерские стали центром художественной работы. Филигрань и эмаль пережили свой золотой век. Эмаль сияла выбранной гаммой светящихся цветов, подчеркивая красивый рисунок и филигранное драгоценное кружево. В то время чернь была также одной из самых популярных практик, которая включала чернение художественных гравюр. Виртуозное разнообразие орнаментов и их выразительная сила остаются исключительно похвальными и сегодня.
Ни в одной другой стране мира эта технология не имела такой традиции в ювелирном ремесле; ювелирное искусство, которое проходит через разные века, как непрерывная линия традиции. После Москвы Новгород оставался ведущим центром производства ювелирных изделий в течение 16 века. Новгородские мастера соединили тончайшие филигранные и литые фигуры в замечательные композиции, обрамляя их жемчугом и крупными драгоценными камнями.
| Брошь «Русалочки». Москва, около 1900 г. Золото, серебро, бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры, оконная эмаль. |
К сожалению, за редким исключением, неизвестны имена ювелиров, работавших в Москве в XVI веке. Вряд ли какие-либо сведения о них можно почерпнуть из письменных источников. Их работы не имеют печати или подписи. Помимо русских ювелиров, в мастерских Кремля работали и иностранцы. Сотрудничество с мастерами Западной Европы в эпоху Возрождения, безусловно, не могло не сказаться на русских ювелирах.
Однако это не привело к прямому плагиату. Глиптика была одной из специализированных областей. Точных сведений о том, когда возникло искусство огранки камней в России, нет. Однако к 16 веку он уже достиг высокого уровня.
| Блюдо. Москва, около 1890 г. 1. Мастерская Каторского. Серебро позолоченное, эмаль по скани, резьба. |
Победоносное восхождение эмали в XVII веке
Свидетельства о русском ювелирном искусстве XVII века более обширны. Мастера этого периода сохранили высокоразвитую техническую традицию своих предшественников. Характерными чертами были веселая, экстравагантная отделка яркими орнаментами из эмали и чеканки. Жемчуг использовался с роскошным декадансом. Драгоценности, кубки и дамы, иконы, распятия, ткани и предметы из всех сфер жизни были богато украшены золотом, жемчугом и драгоценными камнями.
В искусстве эмали мастера постоянно искали новые возможности. Ничто так не олицетворяло мощное художественное выражение этого периода, как яркая красочность этой технологии.
| Подвеска. Москва, 1899-1908 гг. Золото, бриллианты и эмаль | Ожерелье. Москва, начало 20 века. Золото, демантоид и опалесцирующая эмаль |
Эпоха больших потрясений XVIII- XIX вв.
Эпоха Петра I – период величайших перемен, затронувших все сферы жизни российского общества. Это выражается и во всех скобках искусства, таких как архитектурные памятники, росписи, дворцы и многочисленные предметы прикладного искусства. Русские мастера по золоту и серебру открылись европейским модам, не отрицая своих национальных особенностей. Совершенствовались такие техники, как чернь и филигрань. В конце века первый даже пережил новый золотой век.
Отражая события в Западной Европе, историзм нашел много сторонников в XIX в.века, и люди еще раз оглянулись на экстравагантную пышность предыдущих эпох.
| Настольные часы. Санкт-Петербург, 1896-1903 гг. Мастерская Фаберже М. Першин. Золото, серебро, платина, бриллианты, жемчуг и эмаль на кильоше | Портсигар. Москва, 1908-1916 гг. Серебро с позолотой, эмаль по скани и живописная эмаль |
Незадолго до начала века гугенот, эмигрировавший через Германию, прославился при царском дворе: Карл Фаберже был назначен придворным поставщиком и спроектировал среди прочего знаменитые пасхальные яйца в подарок от царя его жене.
Кроме того, в 1904 году Фаберже разработал одну из этих драгоценных придворных игрушек: музыкальную шкатулку в форме яйца в центре копии Кремля. Ювелирные изделия, созданные фирмой Карла Фаберже, получившего фантастическое образование в Петербурге, Дрездене и Франкфурте-на-Майне, виртуозно соединили в себе сложнейшие ювелирные техники.
Их искусство было известно во многих странах мира, а королевские дворы во многих государствах пользовались услугами фирмы, которая с большой чуткостью реагировала на изменения во вкусах. Он стал одним из самых новаторских образований в ювелирном искусстве в конце 19 века.го и начала 20 века.
| Макет Московского Кремля (музыкальная шкатулка в подарок на Пасху). Санкт-Петербург. 1904. Карл Фаберже. Золото, серебро, литье, чеканка. Эмаль, оникс и стекло |
Питер Хенсельдер – © GZ ART + DESIGN – февраль 2005 г.0199
Сила, святость и искусство мифа
Энн Клеймола (биография)
Пьер Гонно, À l’aube de la Russie, москвич: Серж де Радон Руж и Андре. Légendes et images (XIVe–XVIIe siecles) (На заре Московской Руси: Сергий Радонежский и Андрей Рублев. Легенды и образы [XIV–XVII вв.]). 357 с., ил., приложения. Париж: Институт исследований рабов, 2007 г.
ISBN-13 978-2720404351. €24,00.
Элизабет Тейро, L’Église des premiers Saints Métropolites Russes (Церковь Первых Святых Русских Митрополитов). 418 с., ил., приложения. Париж: Институт исследований рабов, 2009 г. ISBN-13 978-2720404511. € 24,00.
В советское время в публикациях, освещающих религиозную жизнь средневековой и ранней современной Руси, особое внимание уделялось земельным вопросам и положению крестьянства. Сфера этой научной области значительно расширилась за последние годы, охватив культурные и духовные аспекты истории московской церкви. Этому расширению в значительной степени способствовала публикация документов, дополняющих фундаментальные собрания исходных материалов, созданных в 20 в. Богатые коллекции российских музеев и открытия художников-реставраторов становятся все более доступными благодаря обильному выпуску качественных альбомов и каталогов экспонатов, а также развитию сайтов, посвященных искусству и архитектуре. Две замечательные монографии, рассмотренные здесь, еще больше расширят наше понимание периода формирования московского государства, поскольку они подчеркивают важные взаимосвязи, которые позволили церковным лидерам и московским князьям построить симбиотические отношения, которые способствовали их взаимному успеху.
Обе книги раскрывают важность святости как социального и политического «клея», скрепляющего восходящий статус правителей и церковных иерархов, и в то же время излагают широко расходящиеся маршруты для будущих [End Page 992] святых, которым следует следовать во время их земные жизни. Святые, фигурирующие в анализе Елизаветой Тейро русской митрополии в XIV–XVI веках, скроены совсем из другой ткани: от легендарно смиренного монаха Сергия Радонежского — советника князей, примирителя, двойника святого Франциска в раздаче мирских владений, и источник вдохновения для объединения против татар и восстановления русской духовности. Напротив, святые митрополиты содействуют церковному и государственному строительству как политические активисты, переезжающие в Москву и после этого связывающие судьбу своей церкви с судьбой местных правителей. Тогда и Сергий, и митрополиты были посмертно провозглашены чудотворными заступниками за Москву, и этот образ поддерживали как церковные иерархи, так и московские правители.
Исследование Тейро начинается с переноса Петром резиденции митрополита в Москву, начала им строительства Успенского собора и его погребения в 1326 году в его недостроенной церкви. Его относительно быстрое признание в качестве первого святого, связанного с Московским княжеством, было инициировано его преемником Феогностом при поддержке Ивана Калиты из Москвы; и византийский патриарх согласился на канонизацию. Митрополиты до Петра не были в центре особого почитания, но после этого его преемники стали серьезно относиться к этому статусу. Анализируя основания для причисления к лику святых, Тейро приходит к выводу, что после Петра «причисление к лику святых» (199), а не канонизация, с ее коннотацией процедуры, используемой в Римско-католической церкви, лучше описывает процесс, действовавший в Московии, особенно до того, как соборы митрополита Макария 1547–1549 годов сделали прославление более формальным процессом. Нетленные реликвии служили указанием на то, что он достоин быть святым, но непременным требованием было то, чтобы потенциальный святой совершал чудеса при жизни или после смерти (и послужной список кандидата в этом отношении мог быть «улучшен», чтобы усилить его притязания).
