Филарет | |
?-1633 | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | ФиларетФиларет. Портрет работы Виктора Шилова. Филарет (ок. 1554–1.10.1633), четвертый русский Патриарх, отец царя Михаила Федоровича, в миру Федор Никитич Романов, племянник царицы Анастасии, первой жены Ивана Грозного. В молодости получил хорошее образование. Был женат на Ксении Ивановне из незнатного рода дворян Шестовых. Борис Годунов, опасаясь Романовых, преследовал их. Филарет был насильно пострижен и сослан в 1600 в Сийский монастырь, а жена его, постриженная с именем Марфа, была сослана в Заонежский край. Лжедмитрий I возвратил Филарета и возвел его в Ростовские митрополиты. Филарет был твердым сторонником царя Василия Шуйского. В 1608 отряд Сапеги захватил его и привел в лагерь Тушинского вора; самозванец провозгласил его Патриархом. Когда Тушинский лагерь распался, Филарет отправился в Москву. После низвержения Шуйского он был избран членом посольства к Сигизмунду под Смоленск по поводу избрания королевича Владислава на Московский престол и возглавил посольство вместе с кн. В. В. Голицыным. Сначала посольство было принято, но потом поляки стали требовать от послов приказа смоленскому гарнизону сдать город. После отказа посольство было отправлено в Вильну и всякие переговоры с ним были прекращены. Когда начало формироваться ополчение, послов сначала заключили под стражу, потом отправили в Польшу. Филарет проживал в доме канцлера Льва Сапеги. Попытка в 1613 после избрания Михаила на царство добиться возвращения Филарета в обмен на пленных поляков не удалась. Деулинское перемирие русских с поляками и переговоры на р. Поляновке привели к обмену пленными. Филарет возвратился в Москву 14 июня 1619, а 24 июня был посвящен в Московские Патриархи бывшим тогда проездом в России Иерусалимским Патриархом Феофаном. Филарет оказывал сильное влияние на царя Михаила Федоровича. В последующие 14 лет сказывалась деятельность Патриарха во всех сферах правительственной деятельности. Филарет, как и сын его, носил титул великого государя, стоявший на всех грамотах.Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа. Вернуться на главную страницу Филарета
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
| ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |
Исторические песни XVII века.
«Возвращение Филарета» Исторические песни XVII века. «Возвращение Филарета»12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 | Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Педагогическое сообщество | Бесплатные всероссийские конкурсы | Бесплатные сертификаты | Нужна помощь? Инструкции для новых участников |
Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости
Библиотека
▪Учебно-методические материалы
▪Презентации
Материал опубликовала
20
#8 класс #История #Литература #Учебно-методические материалы #Презентация #Методист #Учитель-предметник #Студент-практикант #Школьное образование
Скачать
презентацию
Просмотреть
презентацию
Исторические песни XVII века. «Возвращение Филарета»
PPTX / 3.47 Мб
Опубликовано
сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 22.08.21 в 20:42 3ОтветитьПожаловаться
Благодарю за интересную работу!
Ирина Владимировна Казарцева, 22.08.21 в 20:46 2ОтветитьПожаловаться
Марина Юрьевна, большое спасибо за поддержку!
Юлия Васильевна Воробьева, 22.08.21 в 22:33 1ОтветитьПожаловаться
Спасибо за Ваш труд, Ирина Владимировна!
Ирина Владимировна Казарцева, 23.08.21 в 11:41 1ОтветитьПожаловаться
Юлия Васильевна, вам большое спасибо за отзыв и внимание к моим работам!
Устинова Валентина Ивановна, 23.
Ирина Владимировна, спасибо!
Ирина Владимировна Казарцева, 23.08.21 в 11:42 0ОтветитьПожаловаться
Валентина Ивановна, большое спасибо за отзыв!
Мещеряков Андрей Геннадьевич, 23.08.21 в 12:03 1ОтветитьПожаловаться
Спасибо! Очень интересная презентация.
Небольшое уточнение: на слайде 7 кадр из сериала «Годунов» (не «Дворянская дочь») 2018 года (М. Андреева в роли Ксении Шестовой).
Ирина Владимировна Казарцева, 23.08.21 в 12:15 0ОтветитьПожаловаться
Андрей Геннадьевич, большое спасибо за отзыв! И особое за поправку, эту информацию нашла в интернете, не проверила.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.
Закрыть
КОНЕЦ ДОРОГИ ДЛЯ «ПАТРИАРХА» ФИЛАРЕТА
2 комментария Редакция
Минкультуры подтверждает ликвидацию Филаретовского «Киевского Патриархата»
30 июля Почетный Патриарх Филарет обратился в Минюст с просьбой «продлить» регистрацию УПЦ КП.
Фото: УНИАН
Министерство культуры Украины в среду подтвердило ликвидацию Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата по итогам Объединительного Собора, состоявшегося 15 декабря 2018 г.
В сообщении Министерства культуры говорится, что УПЦ КП прекратила свое существование путем присоединения к Киевской митрополии Православной церкви Украины (ПЦУ).
В частности, приказом Министерства культуры Украины от 30.01.2019 № 54 зарегистрирован Устав Киевской Митрополии Православной Церкви Украины (ПЦУ).
Также данным приказом на основании решений Поместного Собора бывшей УПЦ КП от 15.12.2017 г. признан недействующим приказ Министерства от 12.06.2017 г. № 505 о регистрации устава УПЦ КП.
«Таким образом, на основании решения Поместного Собора УПЦ КП от 15.12.201 религиозное объединение Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата прекратило свою деятельность, а религиозная организация УПЦ КП вошла Украинская православная церковь (ПЦУ)», — сообщили в Минкультуры.
30 июля Филарет обратился в Минюст с просьбой «продлить» регистрацию УПЦ КП.
В июне 2019 года почетный патриарх заявил о своем несогласии с пунктами Томоса об автокефалии Православной церкви Украины (ПЦУ), предоставленными Вселенским патриархатом, и объявил о возрождении УПЦ КП.
В ответ Синод ПЦУ лишил Филарета права управлять Киевской епархией Украинской Церкви.
Этот краткий репортаж появился сегодня на УНИАН, ценном источнике украинских новостей на английском языке.
См. обширный раздел
Украина в нашем Архиве.Примечание для наших читателей: «Православие в диалоге» проводит два постоянных сбора средств: во-первых, Покровители «Православия в диалоге» для поддержки нашей работы; и во-вторых, Православие в диалоге: ангелы в неведении для оказания гуманитарной помощи на границе США и Мексики. Пожалуйста, рассмотрите возможность внести свой вклад в один или оба из них в зависимости от ваших возможностей.
Православие в диалоге стремится способствовать свободному обмену идеями, предлагая широкий спектр точек зрения на неограниченное количество тем.
Наше решение опубликовать не подразумевает ни нашего согласия, ни несогласия с автором, полностью или частично.Присоединяйтесь к обсуждению на Facebook и/или Twitter или ответив на эту статью в собственной статье или письме в редакцию.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Добавьте постоянную ссылку в закладки.«Хиротонии» Филарета и про-ПЦУ греки: бумеранги всегда возвращаются — Защита веры — новости Православия
Защита веры
19 декабря 2021 21:29
Автор: Кирилл Александров
Признав Филарета, Фанар устроил хаос в Церкви. Фото: СПЖ
13 декабря 2021 года УПЦ КП провела «архиерейский собор», который постановил «рукоположить» двух «епископов» и принял в свою юрисдикцию греческого митрополита-раскольника. Усиление филаретовской структуры накануне годовщины «объединительного собора» ПЦУ выглядело издевательством над Фанаром, Думенко и признавшими эту религиозную структуру Церквами. Но уже через день ситуация для них оказалась куда хуже – Филарет и его сподвижники совершили «епископскую хиротонию» запрещенного в священническом сане клирика Элладской Церкви (того самого, который был объявлен УПЦ КП митрополитом) . И теперь, по логике Фанара и его сателлитов, они обязаны признать это «освящение» каноническим. Ведь по их положению Филарет — законный епископ. Ни Фанар, ни ПЦУ, ни Греция не знают, что со всем этим делать, но решение лежит на поверхности.
«Архиерейский» Собор УПЦ КП 13 декабря 2021 года. Фото: пресс-служба «Киевского Патриархата»Бумеранг Филарету Денисенко
В 1992 году Филарет Денисенко, тогда еще законный митрополит Киевский и всея Украины, на Архиерейском Соборе в Москве перед крестом и Евангелием поклялся, что по возвращении в Киев оставит пост Предстоятеля УПЦ и созовет Архиерейский Собор для избрания нового Предстоятеля. Он нарушил свою клятву, даже не отрицая факт ее принятия. Он сказал, что это не имеет отношения к делу и произнесено в дипломатических целях.
В том же 1992 году Филарет Денисенко впал в раскол и откололся от Христовой Церкви; его деятельность уже не была направлена на приведение людей к Богу. Однако с помощью светских властей Украины он создал довольно успешный проект – Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). Причем создал он ее практически с нуля, потому что с ним из Церкви ушли только два епископа – правящий и викарный. За ним не последовал ни один монастырь, ни одно учебное заведение. Количество священников, ушедших из Церкви после Филарета, было минимальным, как и количество приходов. К моменту объединения УПЦ КП с Украинской Автокефальной Православной Церковью (УАПЦ) в 2018 году и создания Православной Церкви Украины (ПЦУ) организация Филарета Денисенко насчитывала более 30 «архиереев» и около 4500 приходов. Это достижение делает честь Филарету как политику и организатору, но для Церкви Христовой это отрицательный результат. Ведь те люди, которые пошли за раскольником, оказались вне спасительного ковчега Церкви.
Филарет воспитал практически всех своих «архиереев» УПЦ КП, поставил их на ноги, снабдил соответствующей должностью и материальной частью. Однако он не смог научить их самому главному – жить по заповедям Божиим.
Филарет воспитал практически всех своих «архиереев» УПЦ КП, поставил их на ноги, обеспечил соответствующей должностью и матчастью. По большому счету, они всем ему обязаны. Однако он не смог научить их самому главному – жить по заповедям Божиим. Чтобы учить этому, надо прежде всего самому жить по этим заповедям, потому что любое учение действенно только тогда, когда ученик видит в своем учителе живой пример. Филарет Денисенко подал очень яркий пример своим «архиереям». Избрание Сергея (Епифания) Думенко главой ПЦУ на так называемом «объединительном соборе» 15 декабря 2018 года дало ему отличный шанс показать, чему его научил учитель. И он действительно это сделал.
Через несколько месяцев после «совета» Филарет обвинил Сергея Думенко в предательстве и нарушении своего обещания. По его словам, глава ПЦУ и бывший президент Украины П. Порошенко обманул «патриарха» и отстранил его от реального руководства новой организацией. Филарет громко хлопнул дверью, вышел из ПЦУ и объявил о воссоздании проекта УПЦ КП. Он был очень обижен на своего «воспитанника» Сергея Думенко, но мог ли этот бумеранг предательства не вернуться к тому, кто его запустил за раз? Слова Священного Писания: «Что посеет, то и пожнет» (Гал. 6:7) всегда актуальны.
Бумеранг Сергею Думенко
После создания проекта ПЦУ Филарет Денисенко думал, что фактически возглавит эту структуру, как ранее возглавлял УПЦ КП, с той лишь разницей, что к его прежний титул «патриарх». Думенко должен был действовать как министр иностранных дел, по выражению Драбинко – «королева Англии». Однако Сергей Думенко оказался достойным учеником своего учителя Филарета и фактически отстранил последнего от власти, тем самым запустив собственный бумеранг, который возвращается к нему сегодня. Вероятно, Сергей Думенко предполагал, что 90-летний «старичок» смирился бы со своим положением почетного пенсионера и не стал бы мутить воду, но просчитался. Филарет снова «рукоположил» себя «епископами» и вернул под свое управление многие приходы УПЦ КП за границей. Однако самый главный актив «почетного патриарха» — идеологическая победа. Филарет сказал, что ПЦУ вовсе не автокефальная или национальная церковь. И он абсолютно прав. Согласно Томосу, выданному ПЦУ, эта организация подчиняется Фанару в ключевых аспектах: правосудие, мироприем, обращение к Фанару по наиболее важным вопросам и так далее.
Так что глава ПЦУ просто не знает, что делать со своим бывшим учителем. Когда Филарет заявил о своем выходе из ПЦУ, т.е. фактически ушел в раскол с раскольниками, его не изгнали из сана, не предали анафеме и даже не изгнали из «священства». Его лишь отстранили от руководства Киевской епархией ПЦУ. № «Указать, что Почетный Патриарх Филарет остается в епископате Православной Церкви Украины, но утратил свои канонические права и обязанности, связанные с управлением епархией» 9№ 0034 (из Журнала заседания Священного Синода ПЦУ от 24 июня 2019 г. ). Следовательно, ПЦУ считает Филарета каноническим епископом, а значит, все его «священные обряды» действительны с точки зрения ПЦУ.
ПЦУ считает Филарета каноническим епископом, а значит, все его «священные обряды» действительны с точки зрения ПЦУ.
Итак, 13 декабря 2021 года на заседании «Архиерейского» Собора УПЦ КП было принято решение «рукоположить» двух «епископов» для зарубежных приходов, а по факту было около трех (подробнее об что позже).
«Секретарь Викариатства Украинской Православной Церкви — Киевского Патриархата в США и Канаде иеромонах Лука (Згоба) избрать епископом Филадельфийским, викарием Киевской епархии. <...> По ходатайству архиепископа Фэлештского и Восточно-Молдовского Филарета избрать архимандрита Авива (Панку) епископом Рышканским, викарием Восточно-Молдавской епархии» (Постановление Архиерейского Собора УПЦ КП от 13 декабря 2021 г.).
14 декабря во Владимирском соборе Лука Згоба принял «епископскую хиротонию». 0005 «Хиротония» Луки Згобы во Владимирском соборе в Киеве. Фото: пресс-служба УПЦ КП
В октябре 2021 года, когда Филарет постриг Богдана Згобу в «монашество» ввиду предстоящей «хиротонии», Сергей Думенко ответил ему своим Указом от 30 октября 2021 года, в котором сделал дурак сам. Он заявил, что «Почетный Патриарх Филарет остается в епископате Православной Церкви Украины, но утратил свои канонические права и обязанности, связанные с управлением епархией». То есть С. Думенко фактически подтвердил «архиерейский» сан Филарета. Далее С. Думенко пишет: «Вынужден предупредить вас, что всякое совершение вами и под вашим руководством чина архиерейской хиротонии, как совершаемое в состоянии запрета, антиканонически и над лицами, не избранными должным образом Церковью на архиерейское служение, не признается действительным в настоящее время и не может быть признано в дальнейшем». никаких «архиереев» для ПЦУ не «рукополагать»! Он «рукополагал» их для УПЦ КП, что к ПЦУ никакого отношения не имеет. В любом случае, все «архиереи» «рукоположенные» Филаретом являются «каноническими» для И Сергей Думенко не может этого отрицать, так как каноничность этих новых «архиереев» равна его собственной каноничности, так как в обоих случаях они вытекают из каноничности Филарета Денисенко.
А дальше – еще смешнее. С. Думенко пишет, что «протоиерей Богдан Згоба, проживающий в США, как ставропигиальный клирик, находившийся в подчинении Предстоятеля Украинской Православной Церкви — Киевского Патриархата и не принявший пока каноническую власть Епископа Вселенский Патриархат по месту его жительства <...> фактически находится в канонической компетенции Предстоятеля Православной Церкви Украины». Но он не может быть в «канонической компетенции» Предстоятеля ПЦУ, поскольку Томос запрещает ПЦУ иметь приходы за границей. Тупик.
Бумеранг Патриарху Варфоломею
Глава Фанара совершил много беззаконных и антиканонических поступков, но в данном случае остановимся на двух его действиях:
- принятие раскольников в общение без покаяния последнего; №
- о признании священнического сана за лицами, не имеющими канонического рукоположения.
11 октября 2018 года Синод Константинопольской Церкви принял постановление по Украине. Один из его пунктов гласил: «(…) находиться в общении с бывшим митрополитом Киевским Филаретом и бывшим архиепископом Львовским Макарием и с ними, так как они должным образом восстановлены нами в епископстве нашими положительными суждениями в отношении челобитных апелляции, которую они нам неоднократно подавали». тот, кто был предан смерти за грех, а его не было.Второе преступление Патриарха Варфоломея (признание архиерейского сана за неимеющими его) еще более вопиющее, чем первое.Повторим, в решении Константинопольского Синода буквально написано: «Вышеуказанные лица канонически восстановлены в иерархическом или священническом сане.» Слово «восстановленные» означает, что в течение какого-то времени они не имели этого «иерархического или священнического чина» и возвращались к тому, что имели изначально. Однако абсолютное большинство «последователей» Филарета Денисенко и Макария Малетича на момент их разрыва с Христовой Церковью составляли миряне. В каком «иерархическом или священническом сане» они были восстановлены? Если к Филарету Денисенко такая логика применима, поскольку до раскола он действительно был каноническим епископом, то с Макарием Малетичем она вообще не работает, потому что он был только священником. На каком основании патриарх Варфоломей признал его епископом?
Абсолютное большинство «последователей» Денисенко и Малетича на момент их разрыва с Христовой Церковью составляли миряне. В каком «иерархическом или священническом сане» они были восстановлены?
Еще хуже обстоит дело с главой ПЦУ Сергеем Думенко. Он мог быть восстановлен только в сане мирянина и никак иначе, ибо все свои последующие «саны» он получил от Филарета, отлученного от Церкви. На протяжении нескольких десятилетий анафему Филарету и его последователям признавала вся полнота Православной Церкви, в том числе и Константинопольский Патриархат. Все «хиротонии» были признаны недействительными. Но вдруг, задним числом, вопреки всем канонам, их признал Фанар! Даже такой ярый сторонник Константинопольского Патриархата, как Предстоятель Албанской Церкви архиепископ Анастасий, написал письмо Патриарху Варфоломею, в котором заявил о невозможности признания рукоположений задним числом.
Однако Фанар лишь отказался от всех подобных аргументов или ответил так, что «ему виднее». Патриарх Варфоломей, другие фанариоты, а также представители (пусть и не все) Церквей, признавших ПЦУ, без колебаний совершают богослужения с ПЦУ и признают все их «священные обряды». Они даже приглашают их участвовать в архиерейских хиротониях. Таким образом, фанариоты вводят в Церковь яд, который все больше проникает в Тело Церкви. Скоро будет непонятно, какой епископ канонический, какой нет, чьи таинства действительны, чьи нет и так далее. Хаос может разрастись настолько, что будет впору ввести в обряд рукоположения формулу «если не рукоположен» по аналогии с крещением, когда есть сомнения, крещен человек на самом деле или нет.
И вот бумеранг, запущенный патриархом Варфоломеем, возвращается к нему. Филарет Денисенко, «восстановленный» в архиерейском сане, принимает под свой омофор не только украинские зарубежные приходы, не пожелавшие подчиняться фанариотам по приказу Сергея Думенко, но и откровенно раскольнические группы греческих старостильников, т.е. кого сам Фанар считает вне Церкви.
Так, решение Архиерейского Собора УПЦ КП от 13 декабря 2021 года гласит: «Принять митрополита Хризостома (Каллида) с приходами и клиром его епархии Элладской Церкви, старостильников, по его просьбе, в состав Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата».
Этот грек когда-то был иподиаконом Предстоятеля Элладской Церкви архиепископа Иеронима, потом стал священником, потом ушел в раскол, где стал «митрополитом» Дервенохорской епархии «Истинно-Православной Церкви Эллады» «. 15 декабря 2021 года «рукоположен» (или «перерукоположен») во «епископа» с первоначальным титулом «епископ Мариупольский и Дервенохорский».
«Хиротония» «архимандрита» Хризостома во Владимирском соборе в Киеве. Фото: пресс-служба УПЦ КПВновь обратим внимание на непрекращающийся хаос среди раскольников. Если г-н Каллис назван митрополитом в постановлении «архиерейского собора» УПЦ КП от 13.12.2021, то зачем его «рукополагать»? Но в любом случае, поскольку Филарет Денисенко не предается анафеме и даже не отстранен от «священства» с точки зрения Фанара и ГПЦ, все его «хиротонии» должны быть ими признаны действительными.
Если «епископ Мариупольский и Дервенохорский» Хризостом Каллис объявится, например, в Афинах и захочет «сослужить» архиепископу Иерониму, на каком основании греки откажут ему?
Интересно будет увидеть, как «епископ Мариупольский и Дервенохорский» Хризостом Каллис объявится, например, в Афинах «сослужить» архиепископу Иерониму — на каком основании греки откажут ему? Хуже всего то, что по этой схеме могут последовать и другие, желающие получить «канонические» «хиротонии» от Филарета Денисенко, 9. 0033 «восстановлен» Патриархом Варфоломеем «в общении с Церковью» . Похоже на беспроигрышную ситуацию для обеих сторон в расколе?
Рано или поздно «его божественному всесвятейшеству» Патриарху Варфоломею придется ответить на вопрос, что с этим нужно делать. Если он сорвется с катушек, Филарет, обиженный на Сергея Думенко, «напечатает» столько «канонических архиереев», что избавиться от них будет невозможно. Изгнание господина Денисенко из «священства», отречение от него или наложение на него анафемы будет означать, что «его божественное всесвятейшество» совершило ошибку, признав Филарета «восстановленным в общении с Церковью». А если ошибка, то и все остальные решения по Украине неверны.
Что же все-таки делать?
Нет ничего легче покаяния, но в то же время нет ничего и труднее покаяния. Однако это единственное решение. Другого положения в Евангелии нет – «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Покаяние не унижает человека, а, наоборот, возвышает его. Дверь покаяния открыта для Филарета Денисенко, Сергея Думенко, Патриарха Варфоломея и всех остальных, кто так или иначе участвовал в создании антиканонического проекта ПЦУ или иным образом согрешил против Церкви Христовой. Только так можно уврачевать существующие расколы и прекратить эту непонятную чехарду с «рукоположениями». В противном случае запущенные бумеранги будут продолжать летать, поражая не только тех, кто их запускает, но и нанося раны всем, кто последовал за ними по незнанию или по какой-либо другой причине.
Напоследок еще один вопрос, риторический – все ли описанное выше родно Христовой Церкви? Говорил ли об этом Господь, когда посылал Своих апостолов на проповедь?
«По плодам их узнаете их…» (Мф. 7:16).
УПЦ КП УАПЦ Константинопольский Патриархат Патриарх Варфоломей Филарет Денисенко Макарий Малетич Раскол Фанар Греческая православная церковь Албанская православная церковь Архиепископ Анастасий (Янноулатос) Архиепископ Иероним ПЦУ Епифания Думенко
Если вы заметили ошибку, выделите нужный текст и нажмите Ctrl+Enter или Сообщить об ошибке, чтобы сообщить об этом в редакцию.