Хронология жизни карамзина: Карамзин Н.М. Основные даты жизни и творчества

Профессиональный писатель Карамзин Николай: творчество, идеи, мысли: VIKENT.RU

Русский писатель, просветитель («первый русский европеец» по оценке В.В. Розанова) и историк.

В 1789-1790 годах Н.М. Карамзин предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил: Германию, Швейцарию, Францию и Англию.  В 1792 году результате этой поездки им были написаны: «Письма русского путешественника».

Н.М. Карамзин – первый профессиональный русский писатель – именно занятия журналистикой и литературой приносили ему средства к жизни.

 

«Фёдор Николаевич Глинка запечатлел притчу-афоризм Карамзина в заметках-воспоминаниях: «Я спросил его: откуда взяли Вы, Николай Михайлович, такой чудный слог? Он отвечал: из камина. — Как из камина?- А так, я переводил одно и то же раз, два и три раза и, прочитав и обдумав, бросал в камин, пока наконец доходил до того, что мог издать в свет». Надо ли говорить, что при создании произведений камин то и дело получал обильную пищу.

..»

Осетров Е.И., Три жизни Карамзина, М., «Современник», 1985 г., с. 145.

 

В 1801 году он основал журнал «Вестник Европы», но в 1804 году ушёл с поста редактора на  должность императорского историографа «с постоянным жалованьем» и с правом печатать свои исследования без цензуры.

До самой смерти Н.М. Карамзин был занят почти исключительно сочинением «Истории государства Российского».


«Карамзин в своё время оказался в трудной ситуации: приехал в Петербург, привёз восемь томов своей «Истории» и должен был получить у царя разрешение и деньги на печатание, у него самого денег не было. При дворе его приняли очень радушно великие княгини и великие княжны, он читал «Историю», ему делали комплименты, а государь Александр I не принимал, потому что Карамзин был горд и на поклон к Аракчееву не шёл. Карамзину давали стороной понять, что пока он не сходит к Аракчееву, царь его не примет.

Карамзин ждал, время шло. Александр I, как писал Карамзин жене, «душит меня на розах». Дальше он говорит жене, что не может пожертвовать своим достоинством, потому что его достоинство принадлежит и ему, и его жене, и его детям, и России, и если он позволит унизить себя, он совершит преступление перед культурой. Этого дозволить нельзя».

Лотман Ю.М., Человек и искусство / Воспитание души, СПб, «Искусство-СПб», 2003 г., с. 512.

 

Первые восемь томов «Истории государства Российского» появились в 1818 году неслыханным для того времени тиражом в 3000 экз. и быстро разошлись.

Известно свидетельство А.С. Пушкина: «Появление Историй Государства Российского (как и надлежало быть) наделало много шуму и произвело сильное впечатление. 3000 экземпляров разошлись в один месяц, чего не ожидал и сам Карамзин. Светские люди бросились читать историю Своего Отечества. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка 

Колумбом. Несколько времени ни о чем другом не говорили».

Пушкин А.С.,  Полное собрание сочинений в 9-и томах, Том 5, М., «Правда», 1954 г., с. 37.

 

Интересные детали: «Историограф Карамзин… Слуги, случалось, докладывали своим господам, что явился граф Истории. Никто, кстати, не знал точных прав и обязанностей «графа»: когда несколько лет спустя Сергей Глинка вздумал тоже выпускать историю, власти ему запретили: история-де занята Карамзиным. Глинка переименовал свой труд в «учебный курс» (учебники в запрет не включались) и был дозволен…»

Эйдельман Н. Я., Последний летописец. М., «Вагриус», 2004 г., с. 53.

 

«В эпоху, когда самый воздух был пропитан честолюбием, когда целое поколение повторяло слова Наполеона о том, что «гениальные люди — это метеоры, предназначение которых — жечь, чтобы просветить свой век», когда с прибавкой эпитета «благородное» честолюбие становилось неотделимым от патриотизма и борьбы за свободу, Карамзин мог бы подписаться под словами, сказанными другим поэтом через сто тридцать лет после его смерти: «Быть знаменитым некрасиво».

Лотман Ю.М., Сотворение Карамзина, М., «Книга», 1987 г., с. 16.

 

«В 1811 году Н.М. Карамзин написал для Александра I «Записку о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях», в которой высказал многие созвучные «Истории» историко-философские идеи: необходимость и благодетельность для России самодержавия, отрицание «насильственных потрясений», необходимость просвещения как основы реформ. Он признавал, что крепостное право — «зло», но освобождать крестьян теперь — «не время», ибо крестьяне ещё «недоросли» до свободы. «Для твёрдости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу». Но главное, что историк писал о том, что Россия «гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержавием», поэтому для руководства губерниями следует найти всего «

50 мужей умных, добросовестных» и «дела пойдут, как должно».

Через десятилетия поиск 50-и толковых людей для управления Россией мучала премьер-министра  П. А. Столыпина

 

Он ввёл в русский язык новые слова: «благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «девушка» (вместо «дева»), «достопримечательность», «занимательный», «кризис», «карикатура», «кучер», общественность», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «тротуар», «симметрия», «утончённость», «человечный» и «эгоист».

Одним из первых он начал использовать букву Ё

 

Когда историк писал 12-й том «Истории…» о событиях XVII века,  он умер на строке: «Орешек не сдавался…».

 

«Необходимо было поднять книгоиздательское дело до уровня высокой культуры. Пионером в этом деле выступил Новиков, но подлинный переворот произвел Карамзин. Антитезам «хорошая книга — доходная книга», «просвещение — коммерция» они противопоставили соединение: «хорошая и доходная», «высококультурная и коммерческая».

Лотман Ю.М., Размышления в юбилей Карамзина / Воспитание души, СПб, «Искусство-СПб», 2003 г.

, с. 224.

 

 

Н.М. Карамзин исходил из концепции: «История народа принадлежит ца­рям».

Методику работы Н.М. Карамзина с историческими источниками и текстами критиковал М.Т. Каченовский и его последователи.


Ученик: В.А. Жуковский.

Николай Карамзин все книги писателя, биография

Крупнейший литератор эпохи сентиментализма, историк, реформатор Николай Михайлович Карамзин появился на свет в декабре 1766 года в селе Михайловка Симбирской губернии. Детство Карамзина прошло в усадьбе родного отца Михаила Егоровича Карамзина, дворянина и отставного капитана. Учился будущий писатель в частном пансионе, в юношеские годы пребывал на военной службе (1781-1784 гг.).

Именно в годы службы Карамзин пробует писать, но активная творческая деятельность началась в период поездок по Европе (Германия, Франция, Англия, Швейцария), в результате которых родились очерки в жанре документальной прозы «Письма русского путешественника» на русском языке.

После их опубликования автор стал известным литератором. Многие ученые-филологи считают эту книгу «отправной точкой» развития современной русской литературы.

Карамзин был дважды женат и имел десять детей. Профессиональную деятельность писателя, историка и журналиста Карамзин продолжил в Москве, издав «Московский журнал» и ряд альманахов и сборников, которые положили начало развитию сентиментализма как основного литературного течения в тогдашней России. Талантливый писатель стал признанным лидером этого течения.

Дальнейшая жизнь Николая Карамзина

Дальнейшая хронология событий касается творческого взлета Николая Карамзина: Император Александр I даровал именным указом писателю звание историографа. После этого литературная работа сменилась исторической, – Карамзин издает «Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», а затем – первые восемь томов «Истории государства Российского» (1818).

К концу своей жизни Николай Михайлович являлся сторонником абсолютной монархии, отстаивая свои политические воззрения в последующих томах «Истории». 12-й том был издан уже после смерти писателя, который скончался весной 1826 года в Санкт-Петербурге от осложнений после простуды. Монумент в честь Карамзина был возведен с участием самого Николая I, который выбрал место для расположения памятника.

Карамзин как реформатор русского литературного языка

Большая роль в деятельности Николая Карамзина отведена реформаторству русского языка. Он приблизил язык своих произведений к разговорному жанру, введя в обиход множество новых слов, и отказался от старославянизмов, а также церковнославянской грамматики и лексики.

Вот некоторые из слов, введенных в русский язык Николаем Карамзиным: «утонченность», «достопримечательность», «благотворительность», «влюбленность», «ответственность» (список можно продолжить). Интересным является тот факт, что писатель одним из первых стал применять в своих сочинениях букву ё.

Экранизация исторического наследия Николая Карамзина

Документальная проза Карамзина быстро обрела популярность у читателей и вызвала повышенный интерес у критиков. Исторический проект, снятый кинокомпанией «Стар Медиа» по знаменитому труду Николая Карамзина «История Государства Российского», содержит 500 серий. Это документально-исторический сериал, в котором изложены события Российской истории от периода правления Рюрика до царствования Екатерины II.

Следует отметить также экранизацию произведения «Бедная Лиза» (1978) в виде кукольного мультфильма. История главной героини показана в жанре пантомимы. Повесть, положенная в основу мультипликационного фильма о бедной девушке, является признанным образцом русской сентиментальной литературы.

Книги Николая Карамзина в онлайн доступе

В нашей виртуальной библиотеке собраны электронные книги Н. М. Карамзина, которые можно прочитать полностью, а также скачать бесплатно и без регистрации. С помощью нашего каталога вы можете ознакомиться с сентиментальными повестями, поэмами, критическими статьями, историко-публицистическими сочинениями великого писателя. На сайте собраны лучшие произведения автора, которые принесли ему большую славу и сделали известным на века.

Если вас интересует литературное наследие русского писателя, вы можете скачать все книги Николая Карамзина в форматах fb2 (фб2), txt (тхт), epub (епаб), rtf (ртф) для чтения в мобильном устройстве. Мы предоставляем возможность читать онлайн книги Карамзина на нашем сайте, что очень удобно для современного человека, предпочитающего использование Интернета. Кроме того, вы можете слушать ту или иную аудиокнигу известного писателя, чтобы насладиться яркими эмоциями.


В библиографии каждого автора есть огромное количество произведений. Каждый из них выбирает жанр, стиль, пишет отдельные книги или целые серии и циклы, сборники рассказов. У всех писателей есть топ книг, в который вошли лучшие произведения. А многие могут похвастаться даже экранизациями своих творений.

Краткая (сокращенная) биография на русском языке позволяет узнать много интересной и полезной информации про писателя: дата его рождения, в какой стране он родился, где жил, что влияло на его творчество, посмотреть фото человека, в чье творчество вы влюблены. У многих авторов и в прошлом, и сегодня есть псевдонимы, за которыми скрываются весьма неординарные личности. А лучшие книги Николая Карамзина раскрывают то, что скрывалось в душе человека, к чему он стремился, во что верил и как жил.

Вы можете скачать все книги Николая Карамзина бесплатно в форматах txt (тхт), fb2 (фб2), rtf, epub. Вы также можете слушать аудиокниги. У нас собраны самые популярные и лучшие книги Николая Карамзина, и наша коллекция постоянно пополняется новинками — последние книги вы сможете прочитать первыми.

В перечень книг Николая Карамзина входят как новые произведения, так и те, которые вы, возможно, уже читали. Список книг Николая Карамзина выстроен в порядке хронологии — благодаря этому можно посмотреть, как развивался человек в своей профессии, как менялись его взгляды.

Слушать аудио книги очень удобно. Но также вы можете читать разные книги, а также отдельные стихи, романы, поэмы, детективы.

Ужас и величие по Kevin MF Platt | Твердый переплет

Пропустить содержимое

{{/если}} {{#if item. templateVars.googlePreviewUrl }} Google Предварительный просмотр {{/если}}

{{#if item.imprint.name }}

Выходные данные

{{ item.imprint.name }}

{{/если}}

{{#if item.title}}

{{/если}} {{#if item.subtitle}}

{{/если}} {{#if item.templateVars.contributorList}} {{#if item.edition}}

{{{ item.edition }}}

{{/если}}

{{#каждый элемент. templateVars.contributorList}}

{{{это}}}

{{/каждый}}

{{/если}}

{{#if item.templateVars.formatsDropdown}}

Формат

{{/если}}

{{#if item.templateVars.formatsDropdown}} {{{item.templateVars.formatsDropdown}}} {{/если}} {{#if item.templateVars.buyLink }} {{item.templateVars.buyLinkLabel}} {{/если}} {{#if item.templateVars.oaISBN }}

Открытый доступ

{{/если}}

Эту работу можно загрузить в некоммерческих целях:
{{item. title}} находится под лицензией Creative. Общины Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 Международная лицензия.

{{#if элемент.описание}}

{{{ элемент.описание }}}

{{/если}}

  1. средства массовой информации
  2. {{#if item.templateVars.reviews}}
  3. хвалить
  4. {{/если}} {{#if item.templateVars.contributorBiosCheck}}
  5. Автор
  6. {{/если}}
  7. для педагогов
  8. {{#if item. templateVars.moreInfo}}
  9. больше информации
  10. {{/если}} {{#if item.templateVars.awards}}
  11. награды
  12. {{/если}}
  1. {{#if item.templateVars.reviews}}
  2. {{#каждый элемент.templateVars.reviews}} {{#если это.текст}}
    {{#если это.текст}} {{{этот текст}}} {{/если}}
    {{/если}} {{/каждый}}
  3. {{/если}} {{#if item.templateVars.contributorBiosCheck}}
  4. {{#if item.templateVars.authorBios}}

    {{#if item.templateVars.contributorImageCheck}}

    {{#каждый элемент. templateVars.authorBios}} {{#если это.изображение}} {{/если}} {{/каждый}}

    {{/если}}

    {{#каждый элемент.templateVars.authorBios}} {{#if this.bio}} {{{это.био}}} Увидеть все книги этого автора {{/если}} {{/каждый}}

    {{/если}}
  5. {{/если}}
  6. Запросить экзамен или настольную копию {{#if item.templateVars.contentTab}}

    Содержимое

    {{{ item.templateVars.contentTab }}} {{/если}}
  7. {{#if item. templateVars.moreInfo}} {{#каждый элемент.templateVars.moreInfo}}

    {{{ это }}}

    {{/каждый}} {{/если}}
  8. {{#if item.awards}}
  9. {{#каждый пункт.награды}}

    {{ this.award.name }}

    {{#if this.position}}

    ( {{ это.позиция }} )

    {{/если}} {{/каждый}}
  10. {{/если}}

Также представляет интерес

Поиск книг

Марфа-мать Новгорода, часть II

На прошлой неделе я перевел первую часть рассказа Николая Карамзина о Марфе-мэре Новгородской. Некоторые из вас просили, чтобы я продолжил перевод, и лично мне нравится эта история, так что вот вторая половина первой части. Однако небольшое замечание. Если кто-то из вас знает русский, не удивляйтесь, если я не все переведу. Стиль Карамзина местами удивительно сентиментальный, а так как это мой перевод, то немного редактирую Карамзина. Надеюсь, он не слишком возражает.

В прошлый раз мы закончили с требованием Ивана III Московского, чтобы свободная Новгородская республика подчинилась его власти. Сегодня мы читаем контрвыступление Марфы Борецкой, мэра Новгорода.

Новгородская Марфа

Рассказ Николая Карамзина

«Потомки великодушных славян! Вас назвали скандалистами! Но помните! Когда Великая Империя, как шатающееся здание, разваливалась под свирепыми атаками диких героев Севера; когда готы, вандалы и другие скифские племена искали добычи и жили убийствами и грабежами; тогда у славян уже были села и города. Славяне уже обрабатывали землю, уже находили утешение в радостях мирной жизни. И все же они любили свою независимость!

«Под сенью дерева чуткий славянин играл на струнах им же изобретенной лиры, но его меч всегда висел на ветвях наверху, готовый быть вырванным и против тирана, и против разбойника.

«Да, правда, с течением времени в славянских сердцах зародились новые страсти, и забылись древние, спасительные предания старцев наших, и тогда мы, славяне, стали называться варягами. Но когда Рюрик захотел править один, наша славянская гордость ужаснулась, и новгородский владыка Вадим Великий призвал Рюрика на суд народный.

«Но Рюрик хладнокровно убил его! И когда он падал, Вадим сказал нам: «Новгородцы! Приди в это место, отмеченное моей кровью, и оплакивай свое безумие. Когда ты опомнишься и обретешь независимость, приходи сюда и прославь свою свободу!»

«Смерть Рюрика — мы признаем его мудрость и смелость! — воскресила новгородскую свободу. Народ, очарованный его величием, неохотно и смиренно покорился ему, но вскоре, не видя уже славы воина, пробудился от великого сна. Даже Олег, испытав наше новгородское упрямство, оставил нас одних грабить у других племен, менее смелых, менее гордых, чем мы!

«С этого момента Новгород выбирал себе в князья только воинов. Новгородцы избирали себе правителей, и их правители подчинялись воле народа. Здесь
сам Владимир провел свои ранние годы. Здесь, среди нашего щедрого народа, сформировался его собственный великий дух. Здесь мудрые слова наших старцев внушили ему желание искать истинную веру. Имя Владимира свято в Новгороде; свята и возлюбленна и память Ярослава Мудрого, ибо он прежде всех русских князей утвердил законы и самостоятельность этого великого города.

«Обиделся бы дух Ярослава в его небесных обителях, если бы мы не смогли сохранить наши древние пути, освященные его именем. Он любил нас, новгородцев, за то, что мы были свободны! Но ныне князь Московский упрекает тебя, Новгорода, за благоденствие твое. Конечно! Цветы нашего края цветут. Наши поля наполнились пшеницей. Наши закрома полны. Богатства текут к нам по нашей реке. Великий Ганзейский союз гордится тем, что включает нас! Иностранные гости ищут нас и удивляются величию нашего великого города, красоте его зданий. Они возвращаются домой и говорят: «Мы видели Новгород, и подобного ему нет на свете!»

«Но Русь в клочья. Его земли забрызганы кровью. Его деревни и города пусты. Его люди, как звери, прячутся в лесах. Отцы ищут своих детей, но не могут их найти. Вдовы и сироты просят милостыню на перекрестках.

«Значит, мы процветаем, но это якобы наша вина! Ибо мы осмелились следовать законам собственного процветания, не присоединяясь к безумным междоусобным войнам наших городов-братьев. Мы осмелились спасти имя «русский» от позора и поношений, ибо мы никогда не принимали ига татар и всегда хранили драгоценную честь нашего народа!

«Иван хочет править этим великим городом? Вряд ли это шок! Он видел его славу и богатство своими глазами. Но все люди на этой земле, все будущие поколения никогда не перестанут удивляться, если мы добровольно подчинимся ему. Что он может нам предложить? Только жалкие слова! Только жалкие желания меняются, когда они процветают. Пусть молит Иван небо, чтобы он ослепил нас в гневе своем, ибо только тогда возненавидит Новгород свое счастье и возжелает погибели. Но пока мы видим собственную славу и жалкое состояние княжеств русских, пока мы гордимся своим городом и презираем их, права Новогорода будут для нас святы!

«И все же несправедливость и властолюбие Ивана еще не скрывают его похвальных качеств и его достоинств. Мы давно слышали, как народ говорит о его величии, и наш свободный народ желал видеть в гостях этого самодержца. Наши искренние сердца свободно изливали радостные возгласы при его триумфальном въезде. Но эти признаки нашей искренности, казалось, обманули московского князя. Мы хотели выразить надежду, что именно он сбросит иго татар. И он думает, что мы требует , чтобы он уничтожил нашу собственную свободу? Нет! Нет!

«Пусть велик будет Иван, но велик и Новгород! Да обретет слава князь московский в истреблении врагов христианства, но не в истреблении друзей и братьев на Русской земле!

«Хан все еще смеет называть его вассалом! Пусть Иван атакует монгольских варваров, и тогда наши же воины расчистят ему дорогу в самую Орду. Тогда и только тогда, когда он уничтожит этого врага, мы скажем ему:

«Иван! Вы вернули Русской земле честь и свободу (хотя мы никогда их не теряли!). Возьмите во владение богатства, которые вы найдете у монголов; они были взяты из ваших земель, а не из наших. Мы никогда не платили кровью ни Батыю-хану, ни его потомкам. Тогда правь с мудростью и славой. Исцели глубокие раны Руси. Сделай счастливыми своих последователей, братьев наших, и если какое-нибудь из твоих княжеств превзойдет Новгород в славе, если мы когда-нибудь станем завидовать благоденствию твоего народа, если Всевышний накажет нас раздорами, бедами, унижениями, — то (клянусь тебе во имя моего отечества и моей свободы!), то мы приедем в Москву и будем просить вас править нами, ибо тогда мы не имели бы права править сами!

«Знай это, Новгород! Если вы откажетесь от своей свободы, источник вашего богатства исчезнет. Потому что свобода оживляет нашу любовь к работе. Он делает острыми наши косы и золотит наши поля. Это привлекает богатство Запада на наши рынки. Это дает крылья правосудию наших судов. Только нищета вознаградит недостойных граждан, не сумевших сохранить наследство отцов!

«Твоя слава рассеется, о великий город. Твои широкие улицы зарастут травой. Ваше процветание, исчезнув навсегда, станет притчей во языцех среди народов. Тогда любопытный странник будет стоять среди развалин Новгорода, пытаясь найти площадь Вече и мраморную статую Вадима Великого. Но никто не покажет их ему. Он задумается и скажет только… здесь когда-то стоял великий Новгород…»

Страшный крик толпы перекрикивал Марфу: «Нет! Нет! Мы все умрем за наш город! Новгород — наш Царь! Пусть Иван придет со своими воинами!»

Новгородская мэрия Марфа, стоя на помосте, куда когда-то упал Вадим, славится пылом, произведенным ее речью. Чтобы еще больше возбудить их мысли, она поднимает над головой цепь, громко встряхивает ее, а затем бросает на землю. Народ в бешенстве топает по цепи ногами, крича: «Новгород — наш Царь! Война, война против Ивана!»

Напрасно посол из Москвы пытается говорить голосом Великого Князя! Теперь народ поднимает наглые руки против его , и именно Марфа должна защищать боярина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *