Возвращение Одиссея в Итаку. Приключения Одиссея
После того как феакийцы отплыли от берегов Итаки, Одиссей ещё несколько часов спал и проснулся с восходом солнца. Вокруг него был туман и сначала он не понял, что находится на родной Итаке.
На помощь пришла богиня Афина, она рассеяла туман и тогда Одиссей увидел, что он наконец-то на своей родине. Одиссей плакал от счастья и целовал землю родной Итаки.
Афина рассказала ему, что происходит во дворце царя: «Во дворце тебя поджидает опасность. Вокруг твоей жены, Пенелопы кружится много женихов, которые хотят на ней жениться и стать царём Итаки. Но Пенелопа постоянно плачет и ждет твоего возвращения. Тебе нельзя сразу появляться во дворце, я изменю твой облик».
Сразу же богиня превратила Одиссея в нищего и отправила его в хижину Евмея, верного слуги и бывшего свинопаса Одиссея. Там он должен был дождаться Телемаха, сына Одиссея.
На следующий день Телемах прибыл в хижину Эвмея, где Одиссей открылся своему сыну кто он такой. Сын и отец долго обнимались и плакали. Затем они стали думать как расправиться с женихами, которые к тому времени обосновались во дворце, устраивали застолья и весело проводили время.
На следующее утро Телемах прибыл во дворец, а вскоре после этого подошёл Одиссей в облике нищего. Никто его не узнал. Только Аргос, его верный старый пес, счастливо замахал хвостом, почувствовав хозяина.
Одиссей сел на пороге дворца, вышел Телемах принес ему еду. Пенелопа, узнавшая, что нищий пришел из далека, решила расспросить его не слышал ли он что-нибудь о её муже. Но сначала она попросила Эвриклею (няню Одиссея), помыть ноги незнакомца. Еврикея принесла таз и воду и когда мыла ноги нищего заметила шрам на ноге, такой же как был у Одиссея. Она вскрикнула, Одиссей знаком попросил его не выдавать.
Он также не выдал себя, разговаривая с Пенелопой. На вопросы её о муже, он ответил, что Одиссей скоро придет.
На следующий день женихи как обычно пришли во дворец. Рабы накрыли столы и они снова начали есть и пить. В этот день Пенелопа должна была выбрать нового мужа. Она попросила принести лук Одиссея и его стрелы. Пенелопа сказала: «Послушайте меня! Тот, кто сможет натянуть тетиву на лук Одиссея и пустить стрелу так, чтобы она пролетела через двенадцать колец, станет моим мужем».
После её слов, женихи пытались выполнить задание Пенелопы, но ни у кого не получилось. Подошёл попробовать свои силы и нищий, но это только всех рассмешило. Однако царица разрешила ему поучаствовать в соревновании. Он схватил лук, быстро натянул тетиву и пустил стрелу, которая как молния пронеслась сквозь отверстия. Женихи были в ужасе, они поняли кто перед ними стоит, тем более, что Афина вернула ему прежний облик.
Сразу же к Одиссею подбежал Телемах со своим луком, верные слуги закрыли дверь, чтобы никто не мог убежать. Вскоре были убиты все женихи.
Пенелопа радостно бросилась на шею своему мужу и они долго стояли обнявшись и плакали от счастья.
На следующее утро Одиссей пошел к своему отцу, старому Лаэрту, который жил один в своем имении. В течение многих лет старик ждал возвращения своего сына. И когда он увидел сына живым, радости его не было предела.
Одиссей жил долго и счастливо и ещё много лет царствовал на своей любимой родине, Итаке.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ОДИССЕЯ НА ИТАКУ. Легенды и мифы древней Греции (ил.)
ВОЗВРАЩЕНИЕ ОДИССЕЯ НА ИТАКУ. Легенды и мифы древней Греции (ил.)ВикиЧтение
Легенды и мифы древней Греции (ил.)
Кун Николай Альбертович
Содержание
ВОЗВРАЩЕНИЕ ОДИССЕЯ НА ИТАКУ
Изложено по поэме Гомера «Одиссея».
На следующий день феакийцы приготовились к отплытию. Погрузили они на корабль богатые дары, поднесенные Одиссею. Сам Алкиной руководил всеми приготовлениями. Когда все было готово, во дворце Алкиноя была принесена жертва Зевсу и устроен прощальный пир. С нетерпением ждал наступления вечера Одиссей. Обрадовался он, увидев, что солнце склоняется к западу и близок вечер. Когда стал уже сгущаться вечерний сумрак, простился Одиссей с царем Алкиноем и богоравной Аретой и пошел на корабль. За ним служанки несли короб с дарами, вино и запас пищи на дорогу. Взошел Одиссей на корабль и лег на приготовленное для него ложе. Налегли на весла могучие гребцы, и вышел корабль в открытое море. Боги же навеяли на Одиссея глубокий сон; спокойно спал он во время всего пути. Быстрее сокола несся корабль по морю и на ранней заре пристал уже к берегам Итаки, недалеко от грота, посвященного наядам. Феакийцы осторожно перенесли спящего Одиссея на берег и положили на песок. Около него поставили все дары, данные ему феакийцами. Затем отправились они в обратный путь. Увидал возвращающийся корабль Посейдон и страшно разгневался на феакийцев за то, что против его воли отвезли они Одиссея на родину. Стал жаловаться на них Посейдон громовержцу Зевсу. Посоветовал Зевс своему брату в наказание обратить корабль феакийцев, когда он будет входить в родную гавань, в высокую скалу.
Между тем Одиссей проснулся на морском берегу. Не узнал он родную Итаку, так как все окрестности покрыла богиня Афина густым туманом. В отчаяние пришел Одиссей. Он думал, что феакийцы оставили его на каком-нибудь пустынном острове, и стал громко жаловаться на свою горькую участь.
Оглядевшись кругом, увидал он рядом с собой дары феакийцев. Они были все целы. Печальный, пошел Одиссей по берегу моря и встретил прекрасного юношу. Спросил он его, что это за страна, и вдруг услыхал, что он на Итаке. Спросил и юноша Одиссея, кто он. Осторожный Одиссей ответил, что он странник, родом с Крита, откуда бежал он, убив из мести сына Идоменея, Архилоха. На корабле финикийцев думал он отправиться в Пилос или Элиду, но финикийцы коварно бросили его здесь на берегу, когда он уснул, похитив все его богатства. Выслушал эту повесть юноша, улыбнулся и вдруг изменил свой образ. Перед Одиссеем стояла богиня Афина-Паллада. Похвалила она Одиссея за его осторожность и ободрила его, обещав теперь ему свою помощь; богиня сказала, что если и не всегда помогала она ему до сих пор, то лишь потому, что не хотела разгневать Посейдона. Афина повелела Одиссею никому не открывать, кто он. Но не мог поверить Одиссей, что он, наконец, в Итаке. Тогда Афина рассеяла туман, покрывавший Итаку, и Одиссей узнал свою родину. Упал он на землю и стал в восторге целовать ее.
Афина же обратила Одиссея в убогого нищего. Сморщилась на лице и плечах кожа у Одиссея, похудел он, упали с его головы роскошные кудри, глаза потускнели, а веки покрылись струпьями. Одела его Афина в грязные лохмотья, через плечо на веревке перекинула заплатанную суму, а в руки дала посох. Повелела она Одиссею спрятать дары феакийцев в пещере и идти под видом нищего к свинопасу Эвмею, сама же тотчас понеслась в Спарту, чтобы вернуть оттуда сына Одиссея Телемаха.Данный текст является ознакомительным фрагментом.
ОДИССЕЯ
Женихи готовят гибель телемаху, когда он ВЕРНЕТСЯ НА ИТАКУ
Женихи готовят гибель телемаху, когда он ВЕРНЕТСЯ НА ИТАКУ Изложено по поэме Гомера «Одиссея».Пока Телемах был в Пилосе и Спарте, женихи узнали случайно от пришедшего к ним Ноемона, что Телемах покинул Итаку. Испугались они, так как думали, что Телемах поехал за помощью в
ВОЗВРАЩЕНИЕ ТЕЛЕМАХА НА ИТАКУ
ВОЗВРАЩЕНИЕ ТЕЛЕМАХА НА ИТАКУ Изложено по поэме Гомера «Одиссея».Покинув Одиссея, обращенного в нищего, богиня Афина-Паллада направилась в Спарту и быстро достигла ее. Пошла она во дворец царя Менелая прямо в тот покой, где спал Телемах с Писистратом. Спокойно спал
Сибирская одиссея
Сибирская одиссея В годы разорения приток русского населения в казачьи станицы усилился. Но чем многолюднее становилось вольное казачество, тем больше оно зависело от подвоза хлеба, свинца и пороха из внутренних уездов России.Война на всех границах побуждала русское
Сибирская одиссея
Сибирская одиссея В годы разорения приток русского населения в казачьи станицы усилился. Но чем многолюднее становилось вольное казачество, тем больше оно зависело от подвоза хлеба, свинца и пороха из внутренних уездов России.Война на всех границах побуждала русское
«Судьба Одиссея»
«Судьба Одиссея» Трагична не только история, но и судьба отдельного человека. В стихотворении «Судьба Одиссея» «богобоязненный страдалец», в котором легко угадать другое «я» поэта, вынес все испытания, преодолел все препятствия. Он остался мужественным, стойким,
Одиссея «Кента»
Одиссея «Кента» Итак, в Москве с нетерпением ждали первых сообщений от берлинских агентов. Однако станции в Бресте и Минске скоро оказались потеряны в связи со стремительным наступлением немцев. Из Москвы берлинские передатчики были не слышны. Что оставалось делать в
Родина Одиссея
Родина Одиссея Когда феаки наконец доплыли до Итаки, Одиссей крепко спал. Проснувшись, он не узнал родного острова. Его покровительнице богине Афине пришлось заново знакомить Одиссея с его царством. Она предупредила героя, что его дворец заняли претенденты на трон Итаки,2. Одиссея
2. Одиссея С тех пор как король Ричард покинул Святую землю и обратил взор к родной Англии, его история перестала быть эпической и превратилась в личную драму. Теперь уже не столько историки, сколько беллетристы интересовались его жизнью и делами. В это время главным
«Лемурийская Одиссея»
«Лемурийская Одиссея» Лемурия была колыбелью первых приматов.
«Илиада» и «Одиссея»
«Илиада» и «Одиссея» Поэмы «Илиада» и «Одиссея» были созданы на основе популярного цикла произведений о войне союзных вождей греческих (ахейских) племен против Трои. Название этих эпических произведений напрямую связано с содержанием поэм. Так название первой «Илиада»
По следам Одиссея
По следам Одиссея Знаменитая «Одиссея», созданная около VII в. до н. э., считается одним из первых приключенческих романов в истории человечества. Ее автор, слепой певец Гомер, не только имел дар стихосложения, но и прекрасно разбирался в искусстве кораблевождения.
Сибирская одиссея
Сибирская одиссея Фантастические слухи о неведомых землях на северо-востоке, куда лишь изредка добирались караваны и привозили оттуда меха, золото, серебро, драгоценные камни, доходили еще до древних греков и римлян. Позднее «за Камень» стали проникать дерзкиеВозвращение Одиссея с Троянской войны, датированное
годомВ эпосе «Одиссея», одном из краеугольных камней западной литературы, легендарный греческий герой Одиссей возвращается к своей царице Пенелопе после 10 лет плавания по винному темному морю.
Теперь ученые отнесли его возвращение к 16 апреля 1178 г. до н.э., около полудня по местному времени, согласно астрономическим ссылкам в эпической поэме, которые, кажется, указывают на полное солнечное затмение в день, когда Одиссей предположительно вернулся.
«Одиссея» — тысячелетний эпос, сочиненный, как говорят, слепым поэтом Гомером. В наше время «Одиссея» обычно рассматривается как художественная литература. Тем не менее, более ранний гомеровский эпос «Илиада» был сосредоточен на войне против Трои, и ученые впервые обнаружили вещественные доказательства существования Трои в 19 веке. Это уже давно вызывает вопросы о том, к каким другим историческим фактам могут относиться эпосы.
В «Одиссее» после десятилетней Троянской войны царь острова Итака Одиссей сражается с чудовищами и ведьмами после того, как навлек на себя гнев морского бога Посейдона. После того, как он, наконец, возвращается домой, Одиссей убивает более 100 непослушных женихов, каждый из которых хочет жениться на Пенелопе.
Кроваво-красный
Возможное солнечное затмение упоминается в 20-й книге «Одиссеи», когда женихи начинают свой последний обед. В этот момент богиня войны Афина «сбивает их с толку», заставляя женихов безудержно смеяться и видеть, как их еда забрызгана кровью. Затем провидец Феоклимен предвидит смерть женихов, заканчивая словами: «Солнце было стерто с неба, и несчастливая тьма вторгается в мир».
Греческий историк Плутарх предположил, что пророчество Феоклимена относится к солнечному затмению.
Совсем недавно астрономы Карл Шох и Пауль Нойгебауэр вычислили в 1920-х годах, что полное солнечное затмение произошло над Ионическими островами, одним из которых является Итака, около полудня 16 апреля 1178 года до н. наиболее часто приводится оценка разграбления Трои — около 1190 г. до н.э.
Тем не менее, остается много скептицизма по поводу того, относится ли Феоклимен к этому затмению или к какому-либо другому. Чтобы пролить свет на этот вопрос, исследователи Марсело Маньяско и Константино Байкузис из Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке решили проанализировать другие отрывки из «Одиссеи» на предмет астрономических ссылок, не предполагая затмения.
Ученые впервые составили примерную хронологию событий, изображенных в «Одиссее». Во-первых, за 29 дней до предполагаемого затмения и расправы над женихами упоминаются три созвездия, когда Одиссей отправляется с острова Огигия, где он провел семь лет в плену у прекрасной нимфы Калипсо. Одиссею велят следить за Плеядами и поздно заходящим Волопасом, а Большую Медведицу держать слева от себя. Затем, за пять дней до предполагаемого затмения, Одиссей прибывает на Итаку, когда Звезда Зари, то есть Венера, восходит перед солнцем.
Наконец, в ночь перед затмением наступает новолуние.
Кроме того, посланник богов, Гермес, отправляется на запад в Огигию царем богов Зевсом, чтобы освободить Одиссея, а затем немедленно возвращается обратно на восток примерно за 34 дня до затмения. Исследователи предполагают, что это путешествие связано с очевидным поворотным моментом в движении планеты Меркурий. (Меркурий был римским названием Гермеса.)
Отсталая планета
Меркурий совершает полный оборот вокруг Солнца примерно за 88 дней, по сравнению с годом, который требуется Земле для этого. Это означает, что Меркурий и Земля чем-то похожи на две машины, движущиеся по разным дорожкам гоночной трассы с разной скоростью. Эффект этих движений заключается в том, что Меркурий иногда кажется движущимся назад или ретроградным в небе с нашей точки зрения, объяснил Маньяско. Это происходит примерно три недели подряд, примерно три раза в год.
Затем ученые искали возможные даты, которые удовлетворяли бы всем этим астрономическим ссылкам, близким к падению Трои, которое на протяжении веков оценивалось примерно между 1250 и 1115 годами до нашей эры. Из этих 135 лет они нашли только одну дату, удовлетворяющую всем ссылкам — 16 апреля 1178 г. до н. э., ту же дату, что и предполагаемое затмение.
«Это всего лишь один день из примерно 50 000 дней», — сказал Магнаско LiveScience. «Если наши выводы верны, это было бы довольно эффектно странно. Откуда Гомер мог знать об этом затмении, о положениях планет, которые произошли примерно за 100 лет до него? знал тогда об астрономии». Говорят, что Гомер, если он действительно существовал, написал «Одиссею» где-то в конце девятого века до нашей эры.
Маньяско и Байкузис подробно рассказали о своих выводах онлайн 23 июня в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Точная дата возвращения Одиссея на Итаку
Могло ли это быть 25-30 октября 1207 г. до н.э.?
Анн-Мари де Грация
«Я только что с восхищением прочитал статью о точной дате возвращения Одиссея во дворец и убийстве им женихов Пенелопы. Действительно очень хорошо. »
Джеймс Солтер, 20 августа 2012 г.
Эта статья основана на статье «Новая астрономическая датировка возвращения Одиссея на Итаку»
Щелкните здесь, чтобы просмотреть оригинальную статью Ставроса Папамаринопулоса и др.
«…и пропало солнце с неба, и злой туман покрыл все…» (Гомер, Одиссея, 20, 356-357 ).
Уже древний астроном и философ Гераклид Понтийский, или Гераклид Понтийский (ок. 390 — ок. 310 до н.э.) в своих Аллегориях, 75, 1, 1-9, 3, объяснил это прохождение Odyssey как относящееся к солнечному затмению. Насколько нам известно, он первым заявил, что провидец Феоклимен таким образом возвестил женихам, собравшимся во дворце Одиссея, о начале солнечного затмения, которое увидит час их собственной гибели.
Но действительно ли Гераклид был первым? Он был доверенным лицом Платона, , который оставил его ответственным за свою Академию, когда уехал на Сицилию. Гераклид мог просто зафиксировать в письменной форме древнее знание, переданное Академии. Он был одним из самых важных астрономов древности и первым предположил, что Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток за 24 часа. Согласно Chalcidius, он предложил модель Солнечной системы, в которой Венера и, возможно, Меркурий вращались вокруг Солнца, объясняя таким образом вариации их яркости. Эта модель считается первым шагом к гелиоцентризму. Коперник сам объявил Гераклида своим предшественником. Несомненно, Гераклид был бы авторитетом в области небесной механики своего времени.
Во главе группы ученых и исследователей, Ставрос Папамаринопулос, Профессор геомифологии Университета Патры, Греция, намеревался определить точную дату этого затмения, упомянутого в «Одиссее», из которого можно было бы легко вывести важнейшую дату начала Троянской войны, т. к. сама война длилась десять лет, за которыми последовали еще десять лет скитаний Одиссея, прежде чем он вернулся в свое царство на острове Итака, возвращение домой, которое, согласно повествованию, должно было произойти за пять дней до затмения в вопрос.
Но правомерно ли ожидать научной точности от гомеровских текстов?
Ставрос Папамаринопулос на конференции Quantavolution, Кандерстег, 2009 г.
«Древние греки знали, что такое «подлинный миф», — утверждает Папамаринопулос. «Например, Плутарх ( Fragmenta, 157) говорит следующее: «Старая физическая наука как для греков, так и для варваров является естественной logos (логос в древности означал факт) глубоко спрятан в мифах. Гораздо раньше Плутарха Платон в IV веке до н. э. заявил в The Republic (379a): «И основателям надлежит знать образцы, по которым поэты должны сочинять свои басни и из которых нельзя допускать их стихов». отклониться. Из этого мы можем сделать вывод, что некоторые поэты иногда отклонялись от записанной традиции, которая передавалась им устно, и что их нужно было призвать к порядку».
Гомер , несомненно, был обязан тем же самым ограничениям, и его очень древность и большая близость к самому «логосу» сделали бы его особенно надежным. В томе «Наука и техника в гомеровских эпосах » (2008 г.), сборнике докладов, представленных на симпозиуме, проходившем в Древней Олимпии, Греция, 27–31 августа 2006 г., организатором которого был профессор Папамаринопулос, многочисленные статьи, в которых Гомер, многократно проверенный с помощью принципов современной науки, оказался точным.
За -5 дней до затмения Одиссей в одиночестве и инкогнито приземляется на берегах своего родного острова Итака, где он до сих пор номинально является королем и на котором отсутствовал двадцать лет. Его приветствует свинопас Евмей, , в хижине которого он воссоединяется со своим молодым взрослым сыном Телемахом, , прежде чем его забирают обратно, переодевшись нищим, в его дворец, где живут родовитые паразиты под предлогом его смерти. , обосновались и растрачивают свое состояние, ухаживая за своей якобы овдовевшей женой, которую обычай заставит жениться на одной из них.
Книги с 20 по 22 из Одиссеи рассказывают о событиях дня затмения. Действие происходит во дворце, на пиру собравшихся женихов, с переодетым Одиссеем, Телемахом и Феоклименом, старым провидцем издалека и несколькими слугами. Это всеобщий праздник, и многие животные забиваются, «и люди стали закалывать больших овец и откормленных козлов, да, и откормленных свиней, и коров стада». [ Од. 20, 250-251 ]. Как это было принято, вплоть до середины XX в. века в Центральной Европе, на пирах, где животных забивают на месте, последующий пир проходит в две фазы: первая трапеза, называемая здесь deipnon, , где потребляются внутренности, так как эти нежные, быстро портящиеся части должны быть поджаривают и съедают сразу, запивая вином; через несколько часов следует главный банкет, который Гомер называет дорпон, после того, как большие мясные куски успели приготовиться и приготовиться. Прошедшее время традиционно заполняется играми или развлечениями.
Книга 20 посвящена ранней, deipnon части банкета. На стороне женихов разгораются насмешки, чуть ли не потасовки и дискуссии по поводу присутствия на пиру неизвестного нищего Одиссея, которого стойко защищает Телемах. Дело достигло апогея, богиня Афина, неусыпно бдительная, возбудила среди женихов «неутолимый смех и повернула их разум наперекосяк. И вот они смеялись чужими губами, и вся в крови была мокрая плоть, которую они ели, и глаза их были наполнены слезами, и их дух начинает рыдать». [ Од. 20, 345-346 ]. Это момент, когда провидец Феоклимен произносит свое пророчество о солнечном затмении (которое, возможно, уже началось) и гибели женихов.
«Ах, несчастные люди, какое зло вы страдаете? Окутаны ночью головы ваши, и лица ваши, и колени ваши под вами; воспламенен звук плача, омыты слезами щеки ваши и окроплены кровь — стены и прекрасные балки, и призраков полно на крыльце, призраков, что спешат к Эребу под мраком, и солнце пропало с неба, и злой туман витает над всем». Так он говорил, а все над ним весело смеялись». [ Од. 20, 351-358 ].
Женихи слишком пьяны и растеряны, чтобы заметить перемену в свете или понять, что их гибель приближается. Они призывают изгнать Феоклимена из банкетного зала. «Скорее, юноша, выведите его из дома, к месту собрания, а то здесь он застает как ночь!» [ Од. 20, 361-362 ]. Феоклимен уходит один, повторяя свое предупреждение.
Книги 21 и 22 охватывают часы, традиционно отводимые на игры, между дейпнон и дорпон части банкета. На самом деле, мы уже знаем из книги 20, что женихи никогда не смогут съесть дорпон: «Но никогда еда не могла быть более безвкусной, чем ужин, такой как богиня [Афина] и могучий человек [Одиссей] вскоре предстанут перед ними». [ Од. 20, 390-391 ]. Их «ужин» будет смертью.
В Книге 21, в состязании, организованном благодаря вмешательству самой Пенелопы, женихи пытаются натянуть старый лук Одиссея и повторить подвиг Одиссея в стрельбе из лука, отправив одну-единственную стрелу в ушко двенадцати выровненных топоров. Ни один из женихов не может натянуть лук, и возникают новые ссоры из-за того, следует ли разрешить нищему попробовать. Одиссей натягивает лук и совершает невероятный подвиг. Обладая недавно обретенной властью, он берет в свои руки порядок проведения банкета: «Но ныне время приготовить и ужин для ахейцев, пока еще есть свет, а после этого еще другие забавы, с песнями и с лирами, ибо это аккомпанемент пира». [ Од. 20, 428-430 ] Это сигнал к началу расправы над женихами.
После того, как женихи были убиты, двенадцать служанок, которые раньше были их любовницами, приказывают войти в зал, чтобы помочь избавиться от тел и очистить кровь и запекшуюся кровь, после чего они все сами были повешены Телемахом, «как дрозды или голуби, попадая в силки… и немного корчились ногами, но недолго.» [ Од. 20, 470 -474 ]
Все это происходит, пока «еще есть свет». Тогда Одиссей зовет свою старую кормилицу Эвриклею: «Принеси серу, старушка, чтобы очистить от скверны, и принеси мне огня, чтобы я мог очистить зал». [ Од. 20, 481-482 )
Только после этого и у Одиссея «тщательно очистили зал, дом и двор», впустили других служанок и «они вышли из своего зала с факелами в руках». [ Од. 20, 496 ].
Наступила ночь. Дело сделано.
Эта последовательность событий указывает на солнечное затмение, происходящее в середине дня, достигающее своего максимума после ухода Феоклимена из банкетного зала, между дейпноном и дорпоном, 900:50 во время «развлечений» (т. е. резни женихов) и, следовательно, значительно сужает количество затмений, которые следует учитывать в данный момент времени.
Что касается временных рамок, Папамаринопулос и его сотрудники, П. Прека-Пападема, кафедры астрофизики Афинского университета и П. Антонопулос кафедры физики Университета Патры, дайте в своей оригинальной статье две таблицы датировок Троянской войны, одна с датами, выдвинутыми древними авторами и документами, в диапазоне от 1514 до 1171 г. до н.э., другая с датами, предложенными современными археологами и историками, в диапазоне от 1270 до 10 века до н.э. Они решили сосредоточить свое внимание на временном промежутке между 1300-1130 гг. до н.э. «Начнем с 1300 г. до н.э., потому что в этот последний период ахейцы достигли максимальной политической, экономической и военной организации и были способны организовать морскую мощь в 1200 кораблей [Илиада, 2, 494-762 и Илиада 2, 816-877) готов действовать вдали от Греции в Трое. Мы также продлеваем его на 41 год за пределы 1171 года, до 1130 г. до н.э., чтобы включить разрушение правящей системы ахейских дворцов. 9 Ксавье Жюбье0013 веб-сайт «Пять тысячелетий (от -1999 до +3000) Канон базы данных солнечных затмений» на основе Espenak & Meeus (2006 г.) мы обнаружили 64 солнечных затмения (полное или кольцеобразное, гибридное или частичное), которые можно было увидеть из район Ионических островов в 1300-1130 гг. до н.э. Список НАСА основан на моделях VSOP87D для расчета положения Солнца и ELP-2000/82 для расчета положения Луны (Espenak & Meeus 2006 & 2009c).
Однако, как Профессор Уильям К. Маллен указал профессору Папамаринопулосу на конференции по квантовой эволюции в Кандерштеге, Швейцария, в 2009 г., в повествовании о возвращении Одиссея есть замечательные сезонные и астрономические наблюдения, которые необходимо принять во внимание и которые позволят еще больше сократите количество затмений, которые необходимо принять во внимание.
Например, о временах года:
После того, как подплыл к руслу реки, чтобы не быть выброшенным на берег в 9 часов0011 Схерия после того, как его плот потонул, всего за несколько дней до своего возвращения на Итаку, Одиссей размышляет о своем положении так: «Если здесь, в русле реки, я буду бодрствовать всю утомительную ночь, свежая роса может окутать меня, когда от немощи я выдыхал дух мой, и ветерок с реки дует холодным ранним утром». [ Од. 5, 466-469 ]. «Он пролез под два куста, которые росли на одном месте, один из терновника и один из маслины [Od. 20, 476-477]… Под ними Одиссей подкрался и тут же собрал руками широкую постель, ибо опавших листьев было в избытке, достаточно, чтобы укрыть двух или трех человек зимой, как бы ни была сурова погода [Од . 20, 481-485].
По прибытии Одиссея на Итаку, где он нашел убежище у свинопаса Евмея, «наступила ночь, грязная и безлунная, и Зевс всю ночь лил дождь, и Западный Ветер, вечно дождливый ветер, дул всю ночь». [ Од. 14, 457-458 ]. Евмей «поставил ложе для Одиссея возле огня и бросил на него овечьи и козьи шкуры; там лег Одиссей, и свинопас набросил на него большой толстый плащ, который он держал как сменную одежду, когда надвигалась страшная буря. возникать». [ Од. 14, 419-423 ].
На следующий день Одиссей полон решимости отправиться в город «как только я согреюсь у огня, и солнце пригреет; ибо ужасно бедны эти одежды, которые я ношу, и я боюсь, как бы утро мороз может одолеть меня». [ Од. 17, 23-25 ].
Подсказки исходят и от животноводства…:
«И подошли свиньи и свинопасы. Свиноматок заперли в своих хлевах, и дивный шум поднялся от них, когда их загоняли в загон.» [ Од. 14, 410-411 ]. «На рассвете пусть ест, а за нашими господами свиньями». [ Од. 15, 397 ] На ночь животных запирают, а не оставляют на улице.
…и от человеческих привычек и от астрономии:
«…возьми радость свою, и пей вино твое, сидя там. Эти ночи дивно длинны. Есть время для сна, и есть время радость слушать сказки; тебе не нужно ложиться, пока не придет время; даже в слишком долгом сне бывает усталость». [ Од. 15, 392-394 ].
«И его мать сидела против Телемаха у дверного косяка зала, прислонившись к стулу и пряла тонкие нити пряжи.» [ Од. 17, 96-97 ]. Арета тоже, несколькими днями ранее в Схерии, была замечена вращающейся.
отец Одиссея Лаэрт, «когда наступает лето и богатая осень», спит под открытым небом в своем винограднике «тогда все склоны участка виноградника усеяны его низкими клумбами опавших листьев.» [ Од. 11, 193-194 ]. Именно в этом винограднике его находит Одиссей, «он нашел своего отца одного в ухоженном винограднике, копающим растение» [ Од. 24, 226 ] предположительно рыхление почвы вокруг виноградника.
Все это явно указывает на возвращение Одиссея осенью.
Из 64 солнечных затмений (полных, кольцеобразных, гибридных или частичных), наблюдавшихся в Греции на Ионических островах за этот 230-летний период, только 14 наблюдались в сентябре, октябре и ноябре.
Находим еще подсказки из астрономии: мы уже видели в Од. 14, 457, относится к -5 дню до затмения, что «теперь наступила ночь, грязная и безлунная.» Солнечное затмение может произойти только в день Новолуния, что согласуется с клятвой, данной инкогнито Одиссеем Евмею в Од. 14, 161-162: «В этот же день Одиссей придет сюда, когда старая луна убывает и появляется новая луна. Он вернется и отомстит всем тем, кто здесь бесчестит его жену и его славную сын.» [ Од. 14, 161-164 ] — точно означает: Одиссей вернется в день Новолуния. Одиссей, все еще инкогнито, через два дня повторяет ту же клятву Пенелопе: «В течение этой самой луны Одиссей придет сюда, когда старая луна убывает и появляется новая.» [ Од. 19, 306-307 ]. Это может означать, что Одиссей предвидел затмение и что он тщательно планирует свое «возвращение» — убийство женихов и потерю своего инкогнито — чтобы совпасть с ним. Во всяком случае, это согласуется с тем, что ночь дня -5 «приходит» без луны, поскольку тогда луна будет убывать и не будет видна в начале ночи.
Что касается луны, то условие солнечного затмения выполнено: день пророчества Феоклимена действительно является днем новолуния.
Однако Гомер дает еще две астрономические подсказки относительно возвращения Одиссея на Итаку.
Первая планета Венера, которая видна на востоке, как утренняя звезда, на рассвете дня -5, когда корабль феаков доставляет спящего Одиссея на Итаку: «Теперь, когда эта ярчайшая из звезд роза, которая когда-либо появляется, чтобы возвестить Рассвет, даже тогда морской корабль приближался к острову». [ Од. 13, 93-95 ]. Второй касается Плеяд (принадлежащих к созвездию Тельца ), а также Волопаса, (созвездие, содержащее Арктура ), Большой Медведицы и Ориона , которые были видны после всех ночей во время его путешествия. он покинул остров богини Калипсо: «и он сидел и управлял своим судном искусно рулевым веслом, и сон не падал на его веки, когда он наблюдал за Плеядами, и поздно заходящим Волопасом, и Медведем , которую люди также называют Повозкой, которая всегда кружит там, где она есть, и наблюдает за Орионом, и одна не имеет участия в купании Океана, ибо эта звезда Калипсо, прекрасная богиня, велела ему держаться левой руки, когда он плыл. по морю. Семнадцать дней плыл он по морю, а на восемнадцатый показались призрачные горы страны феаков». [ Од. 5, 270-280 ]. Это требует одновременного присутствия Плеяд и Волопаса на ночном небе, что происходит только два раза в году, весной и осенью.
Папамаринопулос и его сотрудники заявляют: «Известно, что Венера видна либо на востоке, либо на западе. Чтобы продемонстрировать, действительно ли Венера находится на востоке за пять дней до дня солнечного затмения, мы использовали Starry Night 6 Pro Plus Последний предлагает положение восьми основных планет с точностью до 5 угловых секунд для временного промежутка в 3000 лет до настоящего времени Точно так же положение Луны с точностью до 10 угловых секунд для нескольких тысяч лет в любом направлении. Мы использовали координаты Итаки (38° 22′ 0″ северной широты, 20° 43′ 03 восточной долготы) в качестве репрезентативных для всех Ионических островов. Из этого упомянутого исследования пять из 14 солнечных затмений (полное или кольцеобразное, гибридное или частичное) остаются доступными для дальнейшего анализа, поскольку они удовлетворяют первому гомеровскому условию. Однако трое из них (1298, 1252 и 1234 гг. до н.э.) практически не были бы видны. Из оставшихся двух первая, произошедшая в 1143 г. до н.э. следует отвергнуть, поскольку экономическая и организационная система ахейских дворцов к тому времени уже рухнула. Однако последнее оставшееся, похоже, удовлетворяет обоим гомеровским условиям… Это кольцеобразное солнечное затмение 30 октября 1207 г. до н.э. (JD 1280869). Он был виден на Ионических островах при значительном затемнении солнечного диска на 75%.
Для расчета освещенности Солнца во время солнечного затмения мы использовали уравнение (1), предложенное Möllmann и Vollmer (2006): L = освещенность Солнца во время солнечного затмения При установке p = 0,75 в уравнении (1) освещенность солнца становится равной 25% от его полной ценность. Последнее означает значительное уменьшение освещенности, что абсолютно совместимо с фразой Гомера [Od. 20, 357) каки axlus, означает «злой туман». Явление началось в 14:30 по местному времени (12:30 UT) и закончилось в 17:25 LT (15:25 UT) на Ионических островах. Максимальное затемнение солнца на 3/4 наблюдалось в 16:00 LT (14:00 UT) во второй половине дня и перед подготовкой дорпона . Максимальное время затмения совпадает с убийством женихов и закончилось оно незадолго до захода солнца, так как сразу после убийства слуги приходят с факелами и проливают свет [Od. 22, 497] и [Од. 23, 290-293]. Согласно расчетам «Звездной ночи», описание Гомера в приведенных выше отрывках соответствует закату солнца в 17:58 LT (15:58 UT) 30 октября 1207 г. до н.э. (JD 1280869).» Как эта дата согласуется с двумя астрономическими указаниями, данными Гомером? В день -5 перед затмением, в день прибытия Одиссея на Итаку, мы видели, что Венера видна как утренняя звезда. «Как показывает «Звездная ночь Pro Plus», 25 октября 1207 г. до н.э. Венеру действительно можно было наблюдать на востоке неба, в созвездии Весов», , как указано в статье Папамаринопулоса. Венера взошла в 05:13 LT, а Солнце в 06:50 LT. «Венера исключительной ясности (величина = -3,94) находилась за 1 1/2 часа до восхода солнца на высоте 18° над горизонтом». Условие «Венера» явно выполнено. Второе условие, касающееся созвездий Плеяд (Тельца), Волопаса, Большой Медведицы и Ориона, касается конфигураций, которые повторяются ежегодно и касаются всех средиземноморских широт. Объясняет Папамаринопулос: «Одиссей… путешествует с запада на восток, имея слева от себя Большую Медведицу. Моряк наблюдает за последней, а также за Плеядами и Волопасом всю ночь (между 19:30 и 05:30 LT). Гомер говорит в Od. 5 , 272-274: , «когда он наблюдал за Плеядами, и поздно заходящим Волопасом, и Медведем, которого люди также называют Повозкой, который всегда кружит там, где он есть, и наблюдает за Орионом». семантически сильнее, чем английское слово «часы». Греческое слово содержит элементы беспокойства и настойчивости животного, ожидающего своего охотника, Ориона. И это действительно происходит. Орион появляется в 22:30 LT, через два часа после ранее упомянутых созвездий. Плеяды движутся с востока. на запад всю ночь, в то время как Волопас находится в северо-западном небе на пути к заходу Гомер использует фразу
Lmax = максимум освещенности Солнца
p = затемнение солнечного диска
Условия второй гомеровской подсказки выполняются в случае осеннего затмения и, следовательно, согласуются с солнечным затмением 30 октября 1207 г. до н.э.
Таким образом, мы можем датировать возвращение Одиссея на Итаку 25 октября 1207 г. до н. э., а убийство женихов — 30 октября 1207 г. до н. э.*, что положило бы начало Троянской войне в 1227 г. до н. э. и его конец в 1217 г. до н.э.
Анн-Мари де Грация
Copyright © Август 2012 г.
* Обратите внимание, что у Гомера это праздник, сопровождаемый большим забоем животных. Нас не может не поразить его близость, с точки зрения календаря, к нашему собственному Хэллоуину — Дню всех святых — Дню мертвых.
Иллюстрации взяты из замечательного набора, созданного для детской книги в 1956 году Алисой и Мартином Провенсенами (издана Simon & Schuster в США и les Deux Coqs d’Or, Франция), которые познакомили меня и многих других моего поколения в нежном возрасте к невероятно стильному и поэтическому видению гомеровского мира.