Возникновение олимпийских игр в древней греции: Олимпийские игры Древней Греции — Учреждение образования Белорусский государственный университет физической культуры

Содержание

История возникновения Олимпийских игр

Я здесь: Главная ›

Виртуальная школа

Спорт

› Загадочная и непредсказуемая история Олимпийских игр

Спорт

Олимпийские игры — это захватывающие всемирные соревнования, поражающие красотой и зрелищностью. Тысячи людей каждые четыре года спешат в город-хозяин чемпионата, чтобы поболеть за любимую сборную и своими глазами увидеть новых спортивных звезд мира. Миллионы фанатов смотрят телетрансляцию. А Ты следишь за олимпийскими перипетиями?

18180 т.0

Если да, Тебе, наверное, будет очень интересно узнать впечатляющие подробности возникновения Олимпийских гонок. История олимпийских игр захватывающая и полна неожиданностей. Так что, нырнем в неизведанные дали мировых олимпиад?

Как все начиналось

Знаменитые Олимпийские игры в честь Зевса Олимпийского зародились еще в Древней Греции и проводились с 776 года до н. е. каждые 4 года в городе Олимпия. Спортивные соревнования имели столь грандиозный успех и большое значение для общества, что на время Олимпийской гонки прекращались войны и устанавливалась экехирия — священное перемирие.

Поглядеть на соревнования в Олимпию отовсюду валил народ: кто добирался пешком, кто — верхом, а некоторые даже плыли кораблями за тридевять земель, лишь бы хоть одним глазком взглянуть на величественных греческих атлетов. Вокруг города вырастали целые палаточные поселения. Чтобы понаблюдать за спортсменами, зрители полностью заполняли склоны холмов вокруг долины реки Алфей.

После торжественной победы и церемонии награждения (вручения венка из священной маслины и пальмовой ветки) олимпионик жил припеваючи.

В его честь устраивали праздники, пели гимны, делали статуи, в Афинах победителя освобождали от налогов и обременительных общественных обязанностей. А еще победителю всегда оставляли лучшее место в театре. Кое-где особыми привилегиями пользовались даже дети олимпийца.

Интересно, что женщин на Олимпийские соревнования не пускали под страхом смертельной казни.

Отважные эллины соревновались в беге, кулачном бое (победителем которого однажды стал Пифагор), прыжках, метании копья и так далее. Однако наиболее опасными были гонки колесниц. Ты не поверишь, но победителем конных соревнований считали владельца лошадей, а не бедного извозчика, который рисковал жизнью ради выигрыша

.

С Олимпийскими играми связано много легенд. Одна из них рассказывает, якобы первые соревнования организовал сам Зевс в честь победы над отцом. Правда это или нет, а вот в литературе впервые упомянул об Олимпийских играх Древней Греции именно Гомер в поэме «Илиада».

Археологические раскопки свидетельствуют, что в Олимпии специально для соревнований были возведены 5 стадионов прямоугольной или подковообразной формы с трибунами для болельщиков.

К сожалению, сейчас ничего не известно о времени чемпионов. Достаточно было первым добраться до финиша, чтобы получить право зажечь священный огонь. Но предания повествуют нам об олимпийцах, которые бегали быстрее зайцев, а чего только стоит талант спартанца Ладаса, который во время бега не оставлял на песке следов.

Современные Олимпийские игры

Современные международные спортивные соревнования, известные как летние Олимпийские игры, проводятся раз в четыре года с 1896-го. Инициатором выступил французский барон Пьер де Кубертен. Он считал, что именно недостаточная физическая подготовка помешала французским солдатам выиграть в Франко-Прусской войне 1870-1871 годов. Молодежь должна меряться силой на спортивных площадках, а не на полях сражений, утверждал активист.

Первые Олимпийские игры провели в Афинах. Для организации соревнований создали Международный олимпийский комитет, первым президентом которого стал Деметриус Викелас из Греции.

С того времени проведения всемирной олимпиады стало доброй традицией. На фоне впечатляющих раскопок и археологических находок идея олимпизма распространилась по всей Европе. Все чаще европейские государства организовывали собственные спортивные соревнования, за которыми наблюдал весь мир.

А как же зимние виды спорта ..

Чтобы восполнить пробел в соревнованиях по зимним видам спорта, которые летом провести было технически невозможно, с 25 января 1924 проводятся зимние Олимпийские игры. Первые были организованы во французском городе Шамони. Кроме фигурного катания и хоккея, спортсмены соревновались в скоростном беге на коньках, прыжках с трамплина и т. п.

Побороться за первенство в соревнованиях изъявили желание 293 атлета, в том числе 13 женщин, из 16 стран мира. Первым олимпийским чемпионом зимних игр стал Ч. Джутроу с США (скоростной бег на коньках), однако в итоге лидерами соревнований оказались команды Финляндии и Норвегии. Гонки продолжались 11 дней и закончились 4 февраля.

Атрибуты Олимпийских игр

Сейчас символом и эмблемой Олимпийских игр есть пять колец, переплетенных между собой, которые символизируют объединение пяти континентов.

Олимпийский девиз, предложенный католическим монахом Анри Дидоном: «Быстрее, выше, сильнее».

На церемонии открытия каждой олимпиады поднимают флаг — белое полотнище с эмблемой (олимпийскими кольцами). На протяжении всей олимпиады горит

олимпийский огонь, который к месту проведения каждый раз привозят из Олимпии.

С 1968 года каждая олимпиада имеет свой талисман.

В 2016 году Олимпийские игры планируется провести в Рио-де-Жанейро, Бразилия, где украинская команда представит миру своих чемпионов. Кстати, первой олимпийской чемпионкой независимой Украины стала фигуристка Оксана Баюл.

Церемония открытия и закрытия Олимпийских игр — это всегда яркое зрелище, которое еще раз подчеркивает престиж и планетарного масштаба важность этих всемирных соревнований.

Теги: УдивительноеЭкскурс в историю

Заметили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Другие материалы по теме

Международный день театра

Плетение из резинок.

Удивитель…

Самые красивые деньги мира

Искусство песчаных скульптур

Как во Франции метро появилось

Самые удивительные праздники

Фокус с кубиками

Необычные мосты

Значение древних Олимпийских игр в развитии греческой цивилизации

АННОТАЦИЯ

С учетом того, что уровень физического и психического здоровья в обществе определяет уровень здоровья нации, стабильность ее развития, мы попытались актуализировать необходимость повышения престижа знаний об истории древних спортивных состязаний на примере Олимпийских игр. Статья посвящена теоретическому изучению причин возникновения, способов организации и содержательной стороны соревнований. Рассмотрен вопрос о преемственности основных принципов древних Олимпийских игр в наши дни.

ABSTRACT

People’s health level defines the general health of the nation and it’s ability to historical progress. The authors suggest raising the level of ancient civilization’s history knowledge, using an example of Olympian Games. The article explores the theory of genesis, foundation, evolution and fall of ancient games.

 

Огромное значение для развития древнегреческой цивилизации имели национальные праздники, сопровождавшиеся зрелищными массовыми играми. По своей важности Олимпийские Игры занимали первое место среди прочих и по древности и по масштабу. Это старейшие, величайшие и значительнейшие Панэллинские соревнования атлетов, которые устраивались в честь древнегреческого бога Зевса Олимпийского каждые четыре года на протяжении 1170 лет—с 776г. до н.э. по 394г. н.э.

В южной части Греции на полуострове Пелопоннес располагается небольшой городок Олимпия, ранее бывший небольшой деревней, близ одноименной горы. Долина реки Алфей в этой местности являлась основной исторической сценой культовых обрядов и состязаний древнегреческих атлетов—людей, а также, по преданиям атлетов-богов. Многие греческие мифы и легенды повествуют о разных историях появления первых Олимпийских игр. Повествования носят, как откровенно историко-религиозное, так и сугубо военно-прагматическое толкование.

По одной из мифологических версий, именно Зевс считался основателем этих игр. Он учредил их будто бы в честь победы над своим  отцом—Кроном. Захватив единоличную власть на земле и на небесах, он уступил лишь воды богу морей и океанов Посейдону, а подземное царство Плутону. В этих божественных соревнованиях приняли участие наиболее известные представители эллинского пантеона. Одним из особенных событий мифографы отмечают победу бога света Аполлона в кулачном бою над богом войны Ареем или иначе Аресом (Марсом). В беговом состязании Аполлон победил крылоногого вестника богов Гермеса (Меркурия). Древние греки считали Аполлона также непобедимым лучником и дискоболом. Составителем первых правил борьбы мифы называют знаменитого героя Тезея (победителя Минотавра). Но обучила его этим правилам и приемам якобы сама богиня Афина. Как видим, на Олимпе атлетов было не меньше, чем в Олимпии. И другие герои эллинских мифов и эпоса отличались незаурядной атлетической доблестью. Непревзойденный бегун Ахилл, первый лучник Филоктет, братья Диоскуры – кулачный боец и наездник, наконец, универсальный атлет Одиссей. Этот список можно было бы продолжить.

Согласно другой мифологической версии основателем Олимпийских игр был Геракл Идейский, так называемый Геракл Старший, которого не следует путать с Гераклом Фиванским, свершившим широко известные 12 подвигов. Придя якобы в Олимпию с Крита, он первый устроил тут состязания и увенчал победителя веткой маслины.

Однако самой популярной и живучей является третья версия происхождения олимпийских игр, имеется в виду миф о Пелопе – учредителе Олимпиад. Вот его краткое содержание. Внук Зевса и сын лидийского правителя из Малой Азии Тантала Пелоп прибыл на южное побережье греческого полуострова, впоследствии названный его именем, влюбился в красавицу Гипподамию – дочь Эномая, царя Элиды и сына бога войны Ареса. Оракул предсказал Эномаю, что он погибнет от руки зятя. Поэтому всем, кто сватался к Гипподамии, царь предлагал состязаться на колесницах. Догнав очередного жениха, Эномай пронзал его копьем. Головы тринадцати претендентов-неудачников уже украшали частокол царского дома, когда явился четырнадцатый. Пелоп согласился на все условия состязания, однако предусмотрительно подкупил царского возницу Миртила, и тот подменил в царской колеснице деревянную осевую чеку восковой. В тот самый момент, когда царь занес тяжелое ясеневое копье, чтобы поразить четырнадцатого жениха, колесница Эномая на полном ходу разлетается на части, и он гибнет. Пророчество сбылось.

Став мужем Гипподамии и одновременно властителем Олимпии и всей Элиды, сын Тантала решил в память о своей победе проводить тут праздник с атлетическими состязаниями. Между прочим, у древнегреческих авторов имеется описание могилы Пелопа в Олимпии. Историки и археологи решили проверить его достоверность. В точно описанном месте было найдено и захоронение, и принадлежности атлетических состязаний. Данную версию основания Олимпийских игр можно считать наиболее правдоподобной в силу того, что Пелопу воздавали высокие почести. По словам Павсания—летописца  Игр, здесь почитали его настолько выше других героев, насколько  Зевса выше богов [2, с.113].

Геракл Младший внук Пелопа, знаменитый победитель Немейского льва, Лернейской гидры и других чудищ,  был тоже причастен к великим играм. В войне с царем Авгием освободил Элиду. В честь этой победы и в память о своем знаменитом деде, возобновил в Олимпии, забытые было игры. В легенде Геракл, выбирая дорожку для бега, отмерил дистанцию длинной 600 ступней, или один стадий, равный примерно 192,27 метра. Эта дистанция стала впоследствии длиной стадиона.  Сам же он выступил там как победитель в беге, борьбе и панкратионе. Панкратион – своеобразное соединение жестокого кулачного боя и борьбы. Подвиги Геракла отражены в известном фризе храма Зевса в Олимпии[3, с. 302].Миф этот учёные относят к ХIII в. до н. э. Поэтому считать 776 г. до н. э., когда на мраморной доске, впервые было записано имя бегуна-победителя, элидского повара Коройба, годом рождения Олимпийских игр, по-видимому, неверно. Это всего лишь начало их официального летоисчисления.

Своих богов греки представляли себе и изображали сильными, ловкими, быстрыми и красивыми. Это были фантастически идеализированные и гипертрофированные образы лучших атлетов. Каждый грек, желая походить на богов, стремился к интеллектуальному и физическому совершенству. Конечно, современный человек не может всерьёз отнестись к утверждению о божественном происхождении Олимпийских игр, хотя «олимпийская мифология» широко и разнообразно отражена в произведениях древнегреческих авторов Аполлодора, Феофраста и Элиана. К примеру, Гипподамия и Пелоп реальные исторические герои, жившие во второй половине 2-го тысячелетия до н.э .Однако, несомненно, первоначально Игры, как и другие подобные состязания эллинов, носили ритуальный характер. Древние греки считали, что лучший способ отблагодарить богов за победу над врагом, за хороший урожай и даже за удачную женитьбу или замужество – это устроить в их честь спортивные состязания. Устраивались состязания и на тризне в память об умершем и одновременно за право владения его наследством. Олимпийские игры, как и другие древнегреческие праздники, начинались обязательными культовыми процессиями. Ритуальная часть игр оказывала на зрителей и участников больше эстетическое и нравственное, чем религиозное, влияние. Олимпийский праздник распадался на две главные части: священнодействия и состязания. Первые составляли существенную часть праздника, а вторые служили только его украшением, но очевидно первые в самих эллинах возбуждали гораздо меньше интереса, нежели состязания, и потому очень мало описаны и известны.

Подробно рассказал об Олимпийских играх в своем «Описании Эллады» Павсаний – писатель и путешественник IIв. н. э.

Главным достоинством Олимпийских игр был их исключительно мирный характер: на весь праздничный период провозглашалось священное перемирие – экехейриа. Это значило, что на время подготовки и проведения игр любой гость или участник попадали под патронат спартанцев, гарантировавших мир и безопасность на территории состязаний  встреч и выступлений.

Павсаний приводит одну из наиболее достоверных версий происхождения священного перемирия. Древнегреческие государства не всегда жили дружно, междоусобные стычки не были редкостью. И вот элидский правитель Ифит обратился однажды к оракулу с вопросом, как прекратить раздоры и заодно умилостивить небожителей. И получил якобы совет возродить забытые, уже в который раз, Олимпийские игры. Ифит немедленно заключил мирный договор со спартанским правителем Ликургом и Клеосфеном из Пиз. Они совместно выработали Олимпийский устав, а на медном диске записали текст договора. В частности, там говорилось: «Олимпия является священным местом, и тот, кто придет сюда с оружием, станет святотатцем…»[2].  Диск видели и описали Аристотель, а затем – Павсаний. Как предполагают некоторые исследователи, договор был заключен в 884 г. до н. э. Это еще одно свидетельство весьма древнего происхождения Олимпийских игр.

Итак, первым и главным олимпийским условием являлось прекращение на время игр любых враждебных действий. Все, кто шёл или ехал на игры, пользовались правом свободного прохода даже через неприятельские страны. Под страхом смерти и божьей кары никто не смел вторгаться с враждебными целями в священную область. Если же через неё должны были проследовать дружественные войска, то они отдавали своё оружие на границе и получали его, лишь по выходе с олимпийской территории. Однако в истории Игр были перерывы, связанные с неожиданными венными действиями. Так, в 36 году до н.э. аркадийцы пытались захватить Олимпию, на что греки ответили запретом участия агрессоров в соревнованиях.

Устав категорически возбранял также приходить во время игр на Олимпийский стадион женщинам. Нарушительниц этого запрета полагалось сбрасывать в пропасть со скалы. Так своеобразно проявлялся тут культ Зевса – суровая и жестокая религия верховного бога. Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры, у которой даже было на Олимпийском стадионе персональное мраморное кресло. Как известно, Деметра была богиней плодородия. Если же вспомнить к тому же, что победитель награждался венком из ветвей оливы, то можно смело утверждать: доисторической первоосновой Олимпийских игр был праздник урожая. Об этом же свидетельствуют и сроки их проведения. Они приходились обычно на месяцы Аполлоний и Парфений, когда собирали урожай.

В Олимпийских играх античности на первых порах принимали участие  только греки, а позже – не только они, но и другие народы, приезжавшие из самых отдалённых уголков эллинского мира. А если вспомнить, что этот «мир» был весьма обширен и не настолько мобилен как сейчас, то станет ясно, что на дорогу в Олимпию и обратно домой иной атлет тратил несколько месяцев. Поэтому первые столетия Олимпийский праздник носил узко местный характер. Так было до перемирия Ифита – Ликурга, он отмечался ежегодно. Со временем же это стало невозможным. Поэтому, как предполагают учёные, именно в IX в. до н. э. игры начали проводить раз в четыре года.

Таким образом, наблюдается две основные линии версий происхождения Олимпийских Игр. Первая носит откровенно мифический и религиозный характер, объясняющий языческие основы религии античной Греции. Вторая практическая, ссылается на необходимость мирных пауз в виде отвлекающих спортивных мероприятий для решения политических, экономических и социальных вопросов того периода развития древней Греции.

Эллины часто вверяли свою судьбу богам. Бог морей Посейдон неизменно шефствовал над конными ристаниями. Обязательной принадлежностью гимнасиев и палестр (спортивных школ античной Греции) были гермы – колонны, увенчанные головой Гермеса: именно он считался покровителем молодых спортсменов. Участники состязаний до начала игр делали жертвоприношения богам, а в случае победы приносили благодарственные жертвы, возводили статуи богов, а иногда и храмы. В священной Альтиде – оливковой роще, где были расположены гимнастические постройки, стояло и несколько храмов. Самым главным был храм Зевса: тут находилось одно из семи чудес света – громадная и великолепная статуя «отца богов», изваянная Фидием из золота и слоновой кости. Мастерскую скульптора, находившуюся тут же, археологи обнаружили в 1954 г. Полагались древние греки на волю божью, выходя на Олимпийский стадион, философ Платон называл богов «друзьями игр». Возвращаясь домой, победитель возлагал свой оливковый венок на статую небожителя – покровителя своего города. Этим подчеркивались и уважение к богу, и факт его «заочного участия» в победном поединке.

Олимпия находилась в удобном географически расположенном месте, в Северо-западной части Пелопоннеса, близ моря и некотором отдалении от Афин и воинствующей Спарты. С южной стороны она отделялась рекой Алфей, с западной – рекой Кладей, а с севера находилась гора Кронос. На востоке простиралась низина, заливаемая в половодье водами Алфея. Выбор для олимпийского стадиона у горы Кронос объясняется тем, что склоны служили естественной трибуной для зрителей, на которой располагалось по 40 тыс. человек. На территории Олимпии находились: ипподром (730-336 м) на котором устраивались гонки на колесницах и верховой езды; олимпийский стадион с местами на 50 тыс. зрителей и ареной примерно 213х29 м; гимнасий—двор, окруженный колоннадой, предназначенный встречать и обеспечивать предсоревновательную подготовку участников игр под строгим присмотром тренеров, с дорожками для бега, площадками для метаний, борьбы, для различных тренировочных упражнений, игр с мячом; комнатами для гигиенических процедур, банями и др.; к гимнасию примыкали жилые помещения для участников Олимпийских игр. Так называемая «Олимпийская деревня» тех времен по масштабам своей территории и качеству строений превосходила многие другие исторические памятники. О начале проведения соревнований сообщали специальные посыльные спондофоры.

Программа древних олимпийцев развивалась и совершенствовалась в зависимости от исторически обусловленных социальных спросов на виды подготовок участников. Состояла она из двух частей – первая, как было сказано ранее, религиозное жертвоприношение, вторая – практическая состязательная. Старейшим и важнейшим видом состязаний был бег на различные дистанции. Позже к нему присоединился бег на 400 метров в полной боевой амуниции. Далее в программу Игр стали включать спортивные единоборства: борьба, бокс и панкратион. Соревнования по пятиборью (пентатлону) включали в себя: бег, метание диска, прыжки в длину, метание копья, борьбу. Верховая езда и гонки на колесницах, появились последними. В перерывах отдыха или подготовки спортсменов,  состязались в умениях музыканты, поэты, философы и ораторы.

Для участников состязаний (агонов) существовало четыре условия: первое — они должны были быть свободными гражданами Греции и тренироваться к Играм не менее 10 месяцев. Этот закон существовал довольно долго, однако позднее он стал видоизменяться и разрешил, примерно с 600 года, участвовать в Олимпиаде посланникам из греческих городов-колоний, которые располагались по всему средиземноморскому побережью. Этим они выражали свою принадлежность к определенному городу. Второе – участники были лица только мужского пола. Третье – иметь незапятнанную репутацию и быть, выдвинутым для участия в Играх народом своего города или местности. Осужденные или отмеченные в жалобах судом к участию не допускались. Четвертое – участники должны были подтвердить свою готовность и  физическое развитие на предварительных отборочных соревнованиях, которые проводились в городе Элисе.

Победители награждались оливковым венком, а главное всеобщим долговременным признанием и многочисленными привилегиями на родине.  Их называли Олимпиониками.

Судьями были элладоники – особо высокопоставленные и образованные почетные граждане, их избирали по жребию за год до начала Игр. В их компетенции были выбор мест соревнований, допуск атлетов, отбор и жеребьевка участников, определение победителей и награждение. Решения судей пересмотру и обжалованию не подлежали.

В Олимпийских Играх участвовали реальные герои античной истории Греции: Гиппократ – отец медицины, участвовал в гонках на колесницах и достиг значительных успехов в борьбе, драматурги Софокл и Еврипид, математик и философ Пифагор, а философы Сократ и Платон соревновались не только в изящных искусствах, но и в боевых стартах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.

Олимпионикам сочиняли оды, лучшими скульпторами тех времен в мраморе ваялись статуи с указанием имен и достижений атлетов, что считалось большой честью, которые после  устанавливались на родине победителя.

Исторический рассвет и угасание древнегреческой цивилизации, несомненно, отразились и на истории Олимпийских Игр. Захват греческой территории римскими завоевателями и позднее введение монотеистической религии вошли в противоречие с самими основами идеи таких массовых культовых празднеств. Философия нового мира  стала воспринимать эти мероприятия как языческое идолопоклонство, и император Феодосий Преподобный, правивший восточной частью Римской Империи, в394 году н.э. официально запретил проведение Олимпиад. Олимпия представляла собой музей греков, в котором находились священные дары и приношения от государств и отдельных лиц с разных концов эллинского мира. Среди них алтари, статуи богов, героев и атлетов. Известно что, в римскую эпоху насчитывалось более 3000 изваяний и произведений знаменитых художников. Большинство памятников искусства было перевезено в Константинополь, в том числе и знаменитая статуя Зевса работы Фидия, которая погибла там во время пожара [1, с. 393]. Окончательно дело отца довершил сын, все храмовые и спортивные сооружения были сожжены, по приказу Феодосия II (в 426 г. н. э.), а через сто лет и окончательно разрушены сильными землетрясениями и разливами рек.

Современные Олимпийские Игры являются реставрацией древних греческих Игр, их идей, принципов и собственно организацией состязаний с новой идеологией и геополитической точкой  зрения. Организатором и вдохновителем этого стал французский общественный деятель, историк, педагог, социолог Пьер де Кубертен. Он был вдохновлен древними олимпийскими фестивалями и сумел на практике реализовать возрождение олимпийского движения в конце XIX века сначала в Европе, а его последователи позже и во всем мире. В Париже в большом зале Сорбонны 23 июня 1894 г. была создана международная комиссия по возрождению Олимпийских Игр. Кубертен стал ее председателем, а позже собрали МОК – международный олимпийский комитет, в который вошли наиболее авторитетные и независимые мировые  «элладоники». Был разработан нормативный акт, так называемый уставной документ в деятельности МОК – Олимпийская хартия.

Основными принципами, закрепленными в олимпийской хартии, стали ранее разработанные в древние эллинские времена и адаптированные к современным условиям:

— принцип олимпизма (сочетание спорта с другими видами деятельности человека)

—  принцип гармоничного развития человека и уважения его достоинства

—  принцип универсальности Олимпийского движения современности

—  принцип свободной реализации прав человека заниматься спортом

—  принцип недопустимости дискриминации в спорте по расовой, половой и национальной принадлежности[4, с. 156.]

Эти идеи делали спорт более доступным народу, позволяли воспитывать в людях не только физические качества, но и являлись гармоничным средством коммуникации, взаимопонимания и улучшения отношений между народами и странами. Они должны были отражать не только уровень социально-экономического развития отдельных государств, но и способствовать решению общественных геополитических проблем и противоречий мирным путем, путем спортивных споров, а не войн. Основной идеей был сдерживающий фактор Игр, как совместная деятельность, осуществляемая во благо мира, взаимопонимания, уважения и дружбы между народами.

Современное олимпийское движение со всеми достижениями, но и проблемами, это тема для отдельного исследования.

Делая выводы можно сказать, что продолжительность во времени и масштаб древних Олимпийских Игр подтверждают значимость и влияние греческой цивилизации на обширные средиземноморские и черноморские  территории. Периодичность и системность Игр говорят о тесной связи их с важнейшими социокультурными, военными и экономическими событиями того периода греческой истории. Олимпийские Игры способствовали развитию множества ремесел, искусств и наук, призванных обслуживать их. К примеру, строительство храмов, алтарей, статуй, сценических площадок и других материальных и духовных ценностей. Расширяли межнациональные связи и позволяли выстраивать в периоды перемирий новые геополитические отношения между государствами этого региона. В пору своего расцвета, то есть до середины V в. до н. э., атлетические состязания и подготовка к ним являлись существенным элементом гармонического воспитания свободных граждан эллинского общества. Способствовали развитию выполнения военно-прикладного заказа в подготовке молодежи к боевым действиям и развитию духа истинных воинов. В Олимпийских играх все в большей мере росла идея единства политически разобщенного греческого народа,  единства жизненного уклада, языка, культуры.

Историческая неизбежность становления, развития и заката любой цивилизации с точки зрения великих философов и ученых Шпенглера, Тойнби, П.А.Сорокина и др., несомненно, обусловили исчезновение такого социокультурного явления как Олимпийские Игры. Однако в нынешнем витке исторического развития человечества их реконструкция во времени столь незначительна, а масштаб их планетарного влияния столь велик, что есть огромное поле для научных междисциплинарных исследований и анализа данного социального явления.

 

Список литературы:

1. Бузескул В.П. История афинской демократии. СПб., 480 с.
2. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. М., 1995. 380 с.
3. Никитюк Е.В. Историко-антикварное сочинение Павсания в русле так называемого Греческого возрождения // Павсаний. Описание Эллады. СПб., 1996.
4. Родиченко С.В. Твой олимпийский учебник. М.: издат. «Советский спорт», 2014. – С.156.

Древние Олимпийские игры и другие спортивные игры

Древние Олимпийские игры, проводившиеся каждые четыре года в Олимпии в честь бога Зевса, отмечались более тысячелетия и послужили источником вдохновения для современных соревнований. В сохранившихся надписях и литературных источниках перечислены имена около восьмисот олимпийских чемпионов древности; первым зарегистрированным победителем был Коройбос из Элиды, выигравший стадиона (бег) в 776 г. до н.э. К шестому веку до н. э. Панэллинские игры — с 9 в.0003 pan (все) и hellenikos (греческий) — также проводились в Дельфах, Немее и Истмии и привлекали спортсменов со всего греческого мира. Многие местные фестивали, в том числе Панафинеи в Афинах, были созданы по образцу этих четырех игр.

Каждый всегреческий праздник отмечался перемирием, или ekecheiria , что буквально означает «держаться за руки». Перемирие, записанное на бронзовом дискосе , выставленном в Олимпии, не только позволило спортсменам и болельщикам безопасно путешествовать, но и заложило общую основу для мира между греками. Сегодняшние Олимпийские игры продолжают этот дух в форме резолюции, принятой Организацией Объединенных Наций под названием «Построение мира и лучшего мира с помощью спорта и олимпийских идеалов».

Мифическая история игр

Бронзовый бальзамарий, украшенный львиными шкурами и гермами, конец I – начало II вв. н.э. Римляне, середина империи. Бронза, 3 дюйма (7,6 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, подарок Джона Дж. Медвекиса в честь Эмили Рафферти и в честь 150-летия музея, 2021 г. (2021.19.2)

Украшение на этом бронзовом бальзамариуме — масляная фляга б. спортсменами для очистки кожи — напоминает о мифическом происхождении Олимпийских игр. Статуи Геракла (Геркулес на латыни) и бога Гермеса, изображенные слева и справа соответственно в виде герм (столбов, увенчанных бюстами), покрытых львиными шкурами, традиционно устанавливались в спортзале, где тренировались спортсмены.

Очевидно, согласно мифу, многие греческие боги и герои соревновались в первых играх в Олимпии: Зевс боролся со своим отцом Кроносом за трон; Аполлон опередил Гермеса и победил Ареса в боксе; а Геракл, которому часто приписывают основание Олимпийских игр, одерживал победы в борьбе и панкратионе , бескомпромиссном единоборстве.

Греческие спортсмены черпали вдохновение в своих героических предшественниках. Милон Кротонский, знаменитый борец древности, называл себя Гераклом и даже носил фирменную львиную шкуру героя, дополнявшую его шесть олимпийских венков. Афинский чемпион по боксу Диоксипп прославился тем, что победил полностью экипированного македонского солдата, будучи «одет» как победоносный спортсмен — обнаженным, с маслом, увенчанным победным венком — и вооруженный, как Геракл, с одной только дубиной. А легендарный боксер Диагор Родосский был провозглашен сыном Гермеса за свои «сверхчеловеческие» спортивные достижения.

Мероприятия и обучение

Терракотовый скифос (чашка для питья), ок. 500 г. до н.э. греческий, аттический. Приписывается художнику Тесею. Терракота, 6 ½ × 9 дюймов (16,2 × 22,5 см). The Metropolitan Museum of Art, New York, Purchase, Rogers Fund, 1906 (06.1021.49)

В древних играх было много соревнований, которые до сих пор проводятся в современных Олимпийских играх, таких как бег, прыжки, метание диска, метание копья, борьба, пятиборье (комбинация предыдущих пяти видов) и бокс. Как и сегодня, спортсмены специализировались на определенных видах спорта и интенсивно работали с профессиональными тренерами.

Древние греки соревновались в жестоком полноконтактном единоборстве, похожем на смешанные боевые искусства, называемом панкратион , сочетающем в себе борьбу, бокс и удары ногами, но практически без правил — запрещались только кусание и выдавливание глаз. Этот скайфос показывает тренера, внимательно наблюдающего за этим опасным для жизни соревнованием. Некоторые бойцы хвастались прозвищами, отражающими их фирменную технику боя. Соклей, боец ​​​​из города Сикион, был известен как «Кончики пальцев», потому что он ломал пальцы своему противнику в начале боя. Неудивительно, что греки стали экспертами в области спортивной медицины!

Терракотовый пелике (кувшин для вина), ок. 510 г. до н.э. греческий, аттический. Приписывается художнику Ахелоосу. Терракота, 13 ¼ дюйма (33,3 см). The Metropolitan Museum of Art, New York, Purchase, Rogers Fund, 1949 (49.11.1)

Древние греки верили, что музыка улучшает координацию и движения, будь то танцы, военные учения или даже ручной труд. Так, помимо личных тренеров, важную роль в спортивных играх играли и профессиональные музыканты. Мужчина на этой пелике играет на авлосе (двойной свирели). Он сопровождает двух боксеров, шагая оживленно и синхронно ведя бой с тенью.

Один чемпион по боксу по имени Меланкомас из Карии вошел в историю благодаря своей уникальной технике боя — ему удалось победить своих противников, ни разу не нанеся удара и не получив удара. Из-за своего исключительного состояния и выносливости он мог защищаться, пока его противник в конце концов не утомился и не сдался.

Древние игры в Афинах

Терракотовая призовая амфора Панафинеев (кувшин), ок. 510 г. до н.э. греческий, аттический. Относится к группе Leagros. Терракота, 25 дюймов (63,5 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Покупка, Фонд Роджерса, 1907 (07.286.80)

В Афинах, месте проведения первых современных Олимпийских игр в 1896 году, в древности также проводились спортивные игры. Каждые четыре года в конце месяца Гекатомбайон (начало августа) афиняне собирались, чтобы отпраздновать Великую Панафинею — расширенную и более сложную версию самого важного ежегодного городского праздника, проводимого в честь его божества-покровителя Афины. Это событие стало одним из самых важных фестивалей международного соревнования вне Панэллинских игр.

Большая Панафинея включала в себя традиционные спортивные, музыкальные и конные соревнования, такие как скачки, изображенные на этой призовой амфоре. Тем не менее, это также повлекло за собой эклектичную программу более необычных событий, включая конкурсы мужской красоты, танцы в доспехах, гонки на колесницах и спешивание (во время движения колесницы!), Гонки на факелах и лодках.

Терракотовая амфора Панафинейского приза (кувшин), ок. 510 г. до н.э. греческий, аттический. Терракота, 24 ½ дюйма (62,2 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Покупка, Фонд Флетчера, 1956 (56.171.4)

Победители Панафинейских игр были награждены оливковым маслом, собранным в священных рощах Афины. Масло было представлено в амфоре объемом почти сорок литров и обычно иллюстрировалось событием победителя. На противоположной стороне каждой вазы была официальная эмблема игр: богиня Афина в полном вооружении, шагающая между двумя колоннами. Надпись вдоль одной из колонн идентифицировала каждый сосуд как один из «призов из Афин».

Эта амфора стала призом гонки колесниц на четверках, самого престижного события игр и грандиозного финала программы. Согласно традиции, Эрехтей, легендарный первый царь Афин, ввел состязание, и ему даже приписывают изобретение квадриги (колесницы, запряженной четырьмя лошадьми). Целых 140 амфор и содержащееся в них ценное масло были вручены победителю этой гонки — больше, чем за любое другое соревнование в играх.

Призы для игр

Слева: Бронзовая гидрия (кувшин для воды), середина V века до н.э. греч., аргос. Бронза, 20 ¼ дюйма (51,41 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, покупка, завещание Джозефа Пулитцера, 1926 (26.50). Справа: бронзовая гидрия (кувшин для воды), начало 4 века до н.э. Греческий. Бронза, 19 × 18 ¼ дюйма (48,3 × 46,5 см). The Metropolitan Museum of Art, New York, Purchase, Joseph Pulitzer Bequest, 1957 (57.11.12)

В древних играх не было медалей, но призы за победу были важной частью греческих спортивных состязаний; слово «легкая атлетика» произошло даже от athlon , что означает «приз». Эти награды варьировались в зависимости от города-организатора и часто включали денежные призы и ценные предметы, такие как бронзовые сосуды.

Из надписи на гидрии слева мы знаем, что она была вручена на играх, проводимых для богини Геры в ее святилище в Аргосе. До середины III века до н. э. эти игры назывались Гекатомбойя (праздник с принесением в жертву ста волов) и привлекали участников со всей Греции.

Гидрия справа имеет две надписи на губе. В одном приводится имя председательствующего, Каллиар, а в другом указывается, что участники посвятили приз Гераклу, для которого проводились игры. Эта надпись подразумевает, что гидрия была дана герою коллективно, потому что не было индивидуального победителя.

Фрагмент мраморного рельефа с изображением спортивных наград, II век н.э. Рим. Мрамор, 12 ¾ × 26 ½ дюйма (32,5 × 67,7 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Покупка, Фонд Роджерса, 1959 (59.11.19)

Этот фрагмент римского барельефа представляет собой стандартные призы, присуждаемые на четырех площадках в Греции: амфора с оливковым маслом из Панафинейских игр в Афинах, сосновый венок из Истмии, бронзовый щит из Аргоса и венок из сельдерея с игр в Немее. Символические венки из священных деревьев или растений, в том числе оливковый венок из Олимпии, были столь же престижны, как и более дорогие награды.

Спортивные игры, зародившиеся в Древней Греции, процветали во времена Римской империи. Многие греческие города продолжали принимать их, а участники, такие как победитель из Рамнуса, который заказал этот рельеф, получили известность и богатство благодаря победам в играх по всей Греции. Некоторые спортсмены стали астрономически богатыми. Карьерный выигрыш Гая Аппулея Диокла, римского гонщика на колесницах второго века нашей эры, оценивался в 36 миллионов сестерциев — этого хватило бы на двухмесячное жалованье всей римской армии.

От древности к современности

Открытие Олимпийских игр 1896 года на стадионе Панатинаикос в Афинах, Греция. Изображение из общественного достояния предоставлено Wikimedia Commons

В 393 году нашей эры римский император Феодосий I издал указ, запрещающий древние игры как языческие праздники. Последним зарегистрированным победителем на Олимпийских играх был Зопирос, боксер из Афин, в 385 году нашей эры. Тем не менее, надписи и литературные источники подтверждают, что спортивные игры продолжались и в начале пятого века в престижных местах, включая Олимпию и Афины.

Почти полтора тысячелетия спустя Олимпийские игры вернулись, возродив древний дух соперничества и сообщества в глобальном масштабе. Соответственно, церемония открытия первых современных Олимпийских игр состоялась в Афинах на Панафинейском стадионе, первоначально построенном в четвертом веке до нашей эры и отреставрированном по этому случаю.



Шатер: терракотовая амфора Панафинейского приза (фрагмент), ок. 530 г. до н.э. греческий, аттический. Приписывается художнику Евфилету. Терракота, 24 ½ дюйма (62,2 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Покупка, Фонд Роджерса, 1914 (14.130.12)

Десять фактов о древних Олимпийских играх

Были борьба, бокс и бег, но знаете ли вы, что были отдельные игры для женщин и что за нарушение правил полагались физические наказания?

(Изображение Getty Images, 2005 г.
)

Первые древние Олимпийские игры состоялись почти 2800 лет назад в городе Олимпия.

Они были старейшими и крупнейшими из четырех Всегреческих игр — четырех отдельных спортивных праздников, проводившихся в Древней Греции.

Олимпийские игры стали неотъемлемой частью древнегреческого общества. Каждые четыре года с 776 г. до н.э. по 393 г. н.э. тысячи людей со всего греческого мира собирались на соревнования.

Событие было настолько популярным, что, когда персы вторглись летом 480 г. до н.э., союзным греческим городам-государствам пришлось отложить военные приготовления, так как на Олимпийских играх было так много мужчин!

Но, в отличие от современных Олимпийских игр, здесь не было ни эстафеты огня, ни спортсменок, и соревнования часто становились жестокими.

Ниже мы рассмотрим десять интересных фактов о древних Олимпийских играх, которые вы, возможно, не знали, в том числе почему они подошли к концу.

Греческий гимнаст Лефтерис Петруниас бежит по древнему стадиону в Олимпии перед современными Олимпийскими играми в Рио-2016. (2016 Getty Images)

1 — Древний Олимпийский стадион

Олимпийские игры были названы в честь горы Олимп, но на самом деле они проводились в сельском святилище Олимпия, в западной части Греции на Пелопоннесе.

Это было чрезвычайно священное место с живописными плантациями оливковых деревьев и гигантской статуей бога Зевса.

Ко второму веку до нашей эры главный стадион вмещал около 45 000 человек, которые жили в палатках вокруг здания.

2 — Религиозное происхождение Олимпийских игр

Существует некоторый исторический спор о причине древних Олимпийских игр.

Согласно одной из теорий, это был фестиваль в честь Зевса. Это помогло бы объяснить, почему он был назван в честь горы Олимп, где, как говорили, жили греческие боги.

Однако некоторые историки считают, что древние Олимпийские игры на самом деле были похоронными играми , проводившимися в честь умерших местных героев.

Это вполне правдоподобно, учитывая, что спортивные соревнования часто были связаны с похоронными ритуалами.

Во время праздника в честь Зевса было принесено в жертву огромное количество волов. После того, как небольшая часть каждого животного была сожжена для бога, остальное мясо было съедено людьми на большом пиру.

Реконструкция монументальной статуи Зевса в Олимпии.

3 — Олимпийское перемирие между греческими городами-государствами

Перед Играми посланников , называемых «spondophoroi», были разосланы по всему греческому миру, чтобы объявить об олимпийском перемирии или «экехейрии».

Каждый участвующий город-государство должен был подписать перемирие, которое означало, что война не разрешается и в Олимпию нельзя ввозить оружие.

Это, в свою очередь, способствовало безопасному проезду спортсменов и зрителей, направляющихся на фестиваль.

Первоначально перемирие было на один месяц, но позже оно было продлено до трех.

Большое количество людей в сочетании со спокойной атмосферой означало, что Олимпиада стала прекрасной возможностью для торговцев, художников и музыкантов продемонстрировать свои товары и таланты.

4 — Кто может принять участие?

Все свободных граждан Греции мужского пола имели право участвовать в древних Олимпийских играх, независимо от их социального положения. Несколько императоров даже приняли участие.

Женщины не допускаются к соревнованиям.

Однако в этом правиле была лазейка. В гонках на колесницах олимпийскими чемпионами были объявлены владельцы лошадей, а не всадники.

Каждому было позволено владеть лошадью, и Киниска, дочь царя Спарты Архидама, впоследствии стала первой женщиной-олимпийской победительницей в древности . Четыре ее лошади выиграли Олимпиады 396 г. до н.э. и 392 г. до н.э.

Отдельный фестиваль под названием Герейские игры , посвященный богине и жене Зевса Гере, создан для женщин.

Эти Игры также проводились в Олимпии, и молодые девушки соревновались в беге по дорожке на одну шестую короче, чем у мужчин.

В Древних Олимпийских играх принимают участие метатель диска, прыгун и два метателя копья.

5 — События на древней Олимпиаде

На первых 12 древних Олимпийских играх единственным соревнованием была короткая беговая дорожка длиной около 190 м, или одна длина стадиона, называемая «стадион».

Со временем количество Игр увеличилось с одного дня до пяти, так как в программу было добавлено 18 мероприятий.

Самыми ранними дополнениями были беговые соревнования разной продолжительности, а также борьба, пятиборье, бокс и для самых богатых участников гонки на колесницах.

Как и его современный эквивалент, древнее пятиборье включало в себя пять различных соревнований. Это были диск, прыжок в длину (с использованием отягощений при прыжке с места), метание копья, бег и борьба.

Среди различных скачек была «кальпе», когда всадник спрыгивал со своей кобылы и бежал рядом с ней на последнем круге.

Каждое соревнование предназначалось для подготовки мужчин к войне, что, возможно, лучше всего олицетворялось гонкой «гоплитодром» , где спортсмены должны были преодолеть от двух до четырех длин стадиона в полном комплекте доспехов гоплитов.

Самым жестоким видом спорта был «панкратион» . Это соревнование представляло собой комбинацию борьбы и бокса, где разрешались захваты за шею и удушение, а запрещались только укусы и выдавливание глаз. Спортсмены могли уйти в отставку по мановению пальца в контактных видах спорта, но смерть по-прежнему была обычным явлением.

Майклом Фелпсом древних Олимпийских игр, несомненно, был Леонид Родосский. Бегун выиграл в общей сложности 12 титулов на четырех олимпиадах подряд (164–152 гг. до н. э.) и был провозглашен героем среди мужчин.

Интересно, что марафон, несмотря на то, что он был назван в честь древнегреческого города, не был частью античной программы. Оно было представлено на первых современных Олимпийских играх в Афинах по адресу в 1896 году.

Хотя толкание ядра не было древним олимпийским видом, квалификационные раунды Олимпийских игр 2004 года в Афинах проходили на Древнем стадионе Олимпии. (2004 Гетти Изображений)

6 — Физическое наказание за нарушение правил

Древние греки не полагались на добрую волю, чтобы обеспечить честную конкуренцию в этот часто жестокий исторический период.

спортсменов, нарушивших правила во время Олимпиады, публично пороли.

Будь то нечестный прием в борьбе или фальстарт в беге, официальные лица, называемые «алитами», имели право наказать любого участника, который, по их мнению, пытался получить несправедливое преимущество.

Спортсменам помимо порки можно было дать пощечину большие финансовые штрафы .

Физическим напоминанием о том, что ждало нарушителей правил, стал ряд статуй Зевса, выстроившихся вдоль пути спортсмена к стадиону «Олимпия», которые были оплачены штрафами.

Недостаток мужества также вызывал неодобрение, и был даже спортсмен, которого оштрафовали за трусость после того, как он отказался от участия в соревнованиях.

На этой греческой глиняной посуде изображен метатель диска, за которым пристально наблюдает чиновник с кнутом.

7 — Спортсмены соревновались обнаженными

Если вы когда-либо видели изображения древних олимпийцев на горшках, мисках и других произведениях искусства, то наверняка заметили, что они состязались в обнаженном виде.

Предполагается, что этому есть несколько причин, начиная от дани уважения Зевсу, которому они хотели показать свою физическую силу, и заканчивая проведением различия между собой и своими врагами-варварами, которые боялись показывать свои тела.

Как бы то ни было, нагота была фундаментальной частью древнегреческой культуры, и спортсмены демонстрировали свое телосложение во время парадов на стадионе.

Кроме того, борцы также покрывали свои тела маслом, чтобы песок не попадал в поры, прежде чем присыпать себя мелким порошком, чтобы их можно было схватить.

Мужчины также тренировались в желтой одежде, а слово «гимназия» на самом деле происходит от греческого слова «gymnos», что означает «голый».

Ранняя Олимпиада, изображенная на древнегреческой вазе, где участники скачут обнаженными. (2005 Getty Images)

8 — Призы и награды для победителей

На древних Играх не было золотых, серебряных и бронзовых медалей.

На самом деле призы были вручены только победителям, которые начали с венка, сделанного из листьев священных оливковых деревьев в Олимпии.

Победителям также разрешили воздвигнуть статую самого себя в священной роще Альтис — святилище богов — в Олимпии, ныне входящей в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, хотя позволить себе это могли только самые богатые.

«Оды» были посвящены занявшим первое место известным поэтам, которые исполнялись по возвращении спортсмена в родной штат.

В конце фестиваля победители, их семьи и болельщики были приглашены на изысканный пир.

Артист в костюме древнегреческой статуи вручает венок победителю на церемонии открытия Олимпийских игр 2004 года в Афинах. (2004 Getty Images)

9 — Древнегреческие Олимпийские игры проходили жарким летом

Греция известна своими обжигающими летними температурами, и именно тогда проводились Игры.

Хотя это может показаться ненужным наказанием для спортсменов, это был единственный выход.

Это потому, что лето было самым спокойным временем года для сельскохозяйственных работ, которые были источником жизненной силы греческой экономики. Даже Олимпиада не была важнее этого.

Следовательно, летние Игры означали, что значительно больше людей смогли принять участие в фестивале и насладиться им.

Радостным побочным продуктом стало то, что Игры редко подвергаются воздействию дождя!

Летние температуры создали бы изнуряющую жару на древнем олимпийском стадионе. (2004 Гетти Изображений)

10 — Финальная (официальная) древняя Олимпиада

Древние Олимпийские игры были настолько популярны, что им было позволено продолжаться, когда Греция была завоевана римлянами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *