Возникновение древней индии: Глава 3. Древняя Индия. История государства и права зарубежных стран

Содержание

ее история, культура, религия, искусство

История древней Индии
  • Упадок индийской цивилизации

  • Культура древней Индии

  • Искусство древней Индии

  • Религия древней Индии

  • Интересные факты о древней Индии

  • Древняя Индия, видео
  • Цивилизация древней Индии вплоть до начала ХХ века была сравнительно мало изучена археологами и историками, считалось, что основные центры цивилизации древнего мира лежали на ближнем Востоке, в междуречье Тигра и Евфрата, и в древнем Египте. Все изменилось благодаря находкам английского археолога Джеймса Брестеда, который первый открыл на территории Индии следы древнейшей Хараппской цивилизации или протоиндийской, как ее еще называют. И оказалось, что древнеиндийская цивилизация такая же древняя как и древнеегипетская, что культура древней Индии была не менее развита чем в древнем Шумере или Вавилоне. О древней Индии, ее истории, культуре, религии, искусстве, наша сегодняшняя статья.

    История

    Как мы уже сказали, древнейшая индийская цивилизация, получившая название хараппской или протоиндийской была открыта археологами в начале прошлого ХХ века. Перед изумленными глазами ученых предстала яркая культура, с развитыми городами, домами, оснащенными водопроводом (это в то время когда в Европе народ еще в пещерах местами жил), развитыми ремеслами, торговлей и искусством. Первым был раскопан старинный индийский город Хараппа, который и дал название этой цивилизации, затем Мохенджо-Даро и множество других древних поселений того времени.

    Территория древней Индии того давнего периода располагаюсь по долине реки Инда и его притоков, и будто бы ожерельем охватывала восточное побережье Аравийского моря на территории современной Индии и Пакистана.

    Карта древней Индии.

    Происхождение древней Индии до сих пор является предметом дискуссий историков и археологов. Между ними нет согласия по поводу того, имела ли древняя протоиндийская цивилизация местные корни, или же была занесена из соседней Месопотамии, с которой к слову велась интенсивная торговля.

    Так или иначе, но большинство ученых считает, что протоиндийская цивилизация сформировалась из местных ранних земледельческих культур, которые существовали в плодородной долине реки Инд. И археологические находки подкрепляют эту точку зрения, так как в долине инда археологами обнаружено много древнейших земледельческих поселений, которые датируются VI—IV тысячелетиями до н. э.

    Плодородная долина Инда, благоприятный климат, большие залежи кремния, обеспечивающие сырье для изготовления материалов, все это способствовало тому, что вскоре эти земли стали одной из первых колыбелей древнейшей цивилизации человечества.

    О самой ранней страницы древнеиндийской истории, мы, к сожалению, сказать много не может, так как с этого периода к нам не дошло никаких письменных источников, единственное, благодаря чему мы может судить о жизни древних индийцев, это археологические находки. По этой причине мы можем многое сказать о культуре древней Индии, о том каким у них был быт, хозяйство, но практически ничего не знаем, например, какие цари правили древней Индией, какие там были законы, вели ли они войны и так далее.

    Упадок индийской цивилизации

    Исторической загадкой остаются и причины упадка и заката древней протоиндийской цивилизации. Но, что мы можем сказать из археологических источников, это то, что кризис случился не стремительно, а происходил постепенно. Постепенно пустели древние города Хараппа и Мохенджо-Даро, постройки забрасывались, сокращались ремесленные производства, пришла в упадок торговля. Все реже использовался металл.

    Касательно причин такого упадка есть несколько гипотез, одна из них, говорит, что все это было вызвано изменениями в экологии, изменение русла реки Инда вследствие сильного землетрясения, повлекшего за собой наводнения, перемена в направлении муссонов, неизвестные ранее болезни и эпидемии, сильная засуха.

    И последней каплей, повлекшей падение хараппской цивилизации, стало вторжение кочевых племен – ариев, пришедших в Индию из среднеазиатских степей. Из-за внутренних неурядиц хараппские города не смогли противостоять пришельцам, и вскоре были завоеваны ими. Постепенно арии перемешались с местным населением, и их смесь образовала современный индийский народ.

    Культура

    Хараппская культура древней Индии была очень продвинутой, как для того времени, о чем говорит, хотя бы наличие высоко развитых городов, имевших прямые улицы. Дома строились из сырцового кирпича и даже были оборудованы водопроводом. Среди домов древнего индийского города обязательно были общественные зернохранилища, в самом городе находились кварталы разных ремесленников. В частности древние индийцы были умелыми гончарами, их художественно расписанная глиняная посуда пользовалась спросом и далеко за пределами самой Индии.

    Руины древнего индийского города.

    В окрестных деревнях выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз. Чуть позже стали садить финиковые пальмы, сеять рожь, выращивать рис и хлопок.

    Искусство

    Древние индийцы были весьма творческими людьми, но наибольших успехов они достигли в зодчестве и скульптуре. Правда, к сожалению, до наших времен дошло гораздо больше поздних произведения индийского искусства, нежели с древнейшего периода Индии, хараппской цивилизации.

    Древнеиндийская скульптура.

    Что же касается сравнительно более позднего индийского искусства, то оно находится под очень сильным влиянием религии древней Индии, как буддизма, так и индуизма. Изображение Будды и многих индийских божеств и по сей день сохранились на многих старинных индийских храмах, настенных росписях.

    Настенная живопись Аджанты.

    Весьма силен в индийском искусстве и эротический мотив, самым ярким примером которого является индийский храм Кхаджурахо, где в самом прямом смысле запечатлена Камасутра в каменьях.

    Это еще самое невинное изображение из храма Кхаджурахо.

    В целом у индусов было своеобразное отношение к сексу, для них он не являлся чем-то постыдным, а наоборот, практически духовной практикой, отсюда и соседство эротики и религии в индийской культуре.

    Религия

    Индия стала родиной для одной их трех мировых религий – буддизма, хотя как это не парадоксально, сама буддизм не приняла, оставшись верной своей исконной религии – индуизму. Буддизм же, зародившись в Индии распространился по всем окрестным странам.

    Индуизм, традиционная религия Индии, имеет глубокие корни, так как идет к нам из древнейших времен индийской истории, по сути, он представляет собой смесь верований древних индийцев хараппской цивилизации и пришельцев-ариев. Смешавшись с местным населением, арии основательно смешали и религию древней Индии.

    В основе индуизма лежит вера во множество разных богов, причем богов в индуизме так много, что даже сами индусы не могут назвать точно их количество. Так в каждой индийской деревне может быть свой местный бог-покровитель. А еще боги древней Индии делятся на две большие группировке: суров и асуров, которые в некоторых индийских мифах противостоят друг другу, в некоторых же мифах асуры и вовсе не боги, а больше демоны, противостоящие божественным сурам. В этом божественном противостоянии индуистских богов можно увидеть отголоски реального противостояния двух культур, арийской, и хараппской (протоиндийской).

    Суры и асуры.

    И, тем не менее, в божественном многообразии богов индуизма можно выделить несколько более главных богов, которых почитают все индусы, это:

    • Брахма – бог-творец, согласно индуизму, именно Брахма является творцом всего сущего.
    • Шива – бог-разрушитель. Если Брахма, это такой себе божественный карандаш, то Шива – ластик, ответственный за разрушение, в том числе и за разрушение всего плохого.
    • Вишну, верховный бог-наблюдатель, само слово «Вишну» переводится с санскрита как «всеобъемлющий». Является охранителем мироздания и всего сущего. Также следит за своими «божественными коллегами» Брахмой и Шивой, за тем, чтобы один из них не переусердствовал в своем творении, а второй – в своем разрушении.

    Интересные факты

    • Помимо индуизма и буддизма Индия является родиной для огромного числа различных философско-религиозных учений. Поэтому Индию порой называют «страной тысячи религий».
    • Именно из древней Индии к нам пришли шахматы, йога, чай (по легенде, индийский монах медитировал под чайным деревом, возле него лежала чаша с водой, и с дерева в чашу случайно упал листок, попробовав чашу с водой и чайным листком, монах пришел в изумление от вкусного напитка, так и появился чай).
    • Среди наук в древней Индии особое развитие получила математика, а древнеиндийские математики первыми изобрели десятичную систему счисления, цифру 0, правила извлечения квадратных и кубических корней, а также с большой точностью рассчитали число «Пи».
    • Не менее искусными были и древнеиндийские астрономы, которые умели определять фазы Луны без телескопа.
    • Индия является одним из очагов зарождения письменности, особенно популярным стал индийский санскрит, на котором писали индийские ученые и жрецы – брахманы. Однако развитие письменности в древней Индии началось уже в после хараппский период, с приходом ариев.

    Видео

    И в завершение интересный документальный фильм о древней Индии от канала Discovery.

    Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

    При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту pavelchaika1983@gmail. com или в Фейсбук, с уважением автор.

    Исторический сайт Путешествия во времени


    Древняя Индия — история, периоды, возникновение, расцвет, упадок, распад, общество, экономика, культура, вики — WikiWhat

    Основные статьи: История Индии, Древний Восток

    Содержание (план)

    1. Основные события в истории Древней Индии

    2. Хараппская цивилизация

    3. Ведийская цивилизация

    3.1. Возникновение кастовой системы

    4. Буддийский период

    4.1. Зарождение буддизма

    4.2. Держава Маурьев

    5. Классический период Древней Индии

    5.1. Империя Гуптов

    6. Картинки (фото, рисунки)

    Основные события в истории Древней Индии

    • Ок. 3500-1500 гг. до н. э. — эпоха Хараппской цивилизации.
    • Ок. 1500 г. до н. э. — появление племен индоариев.
    • Ок. 560-480 гг. до н. э. — годы жизни и смерти Сиддхартхи Гаутамы (Будды).
    • 327 — 325 гг. до н. э. — Александр Великий пытается покорить Северную Индию.
    • 321 г. до н. э. — Чандрагупта Маурья создает державу Маурьев.
    • 272-231 гг. до н. э. — годы правления Ашоки.
    • 185 г. до н. э. — распад державы Маурьев.
    • 320 — 535 гг. н. э. — Гуптская держава.

    Хараппская цивилизация

    см. Хараппская цивилизация

    Загрузка…

    Ведийская цивилизация

    Около 1500 г. до н. э. долина Инда (территория современного Пакистана) стала заселяться арийскими племенами. Постепенно они расселились по всей Северной Индии и основали там свои города.

    Арийские жрецы возносили гимны своим многочисленным богам. У арийцев не было письменности, поэтому гимны передавались из уст в уста. Через много лет их записали в священных книгах, названных «Веды». Эти записи являются важным элементом индуистской религии, которая стала в Индии сегодня основной.

    Возникновение кастовой системы

    Древние арийцы делили население на четыре различные группы в соответствии с их занятиями. Дети всегда относились к той же группе, что и их родители. Такой способ деления людей по группам получил название «кастовая система».

    Четыре основные группы (варны) кастовой системы: жрецы и ученые (брахманы), цари и воины (кшатрии), торговцы и земледельцы (вайшьи), работники (щудры).

    Буддийский период

    Зарождение буддизма

    Начало буддизму положил индийский царевич Сиддхартха Гаутама. Однажды, когда Сиддхартха отправился на прогулку в своей колеснице, он впервые столкнулся с болезнью, старостью и смертью.

    Сиддхартху очень расстроило увиденное, и он решил отыскать способ избежать страданий и жить в покое. Он покинул дворец и стал странствующим отшельником.

    Спустя много лет Сиддхартха понял, что люди страдают оттого, что желают материальных благ и заботятся лишь о себе. Познание этой истины и принесло ему имя Будда, что значит «просветленный». Учение Будды нашло отклик в душе людей, и его мысли получили распространение.

    Держава Маурьев

    К 500 г. до н. э. Северная Индия состояла из множества небольших царств. В 321 г. до н. э. воин по имени Чандрагупта Маурья, захватив одно из царств, на этом не остановился и, покорив большую часть Индии, основал империю Маурьев. Наибольших размеров это государство достигло в годы правления Ашоки, внука Чандрагупты.

    Ашока

    Одиннадцать лет воевал Ашока ради расширения пределов своей державы. Но однажды после сражения, в котором погибло много воинов, он решил принять буддизм и отказался от захватнических войн. Ашока обещал мудро править своим народом. Эти обещания (эдикты) были вырезаны по всей империи на каменных колоннах. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

    Архитектура Маурьев

    В годы правления Ашоки было основано много буддистских монастырей и воздвигнуто памятников. Огромные каменные купола, ступы, были построены в местах, связанных с жизнью Будды. Одна из таких ступ была построена в городе Санчи. Вокруг неё была каменная ограда, а резьба на воротах изображала сцены из жизни Будды.

    Классический период Древней Индии

    После кончины Ашоки мощь его державы ослабла, и вскоре она распалась на отдельные царства. Раздробленность Индии сохранялась вплоть до 320 г. н. э., когда новый царский род Гуптов подчинил ее себе.

    Империя Гуптов

    Гуптская держава знаменита своей прекрасной живописью и скульптурой. В это время развиваются классическая индийская музыка и танец. Поэт Калидаса пишет о природе и любви.

    Картинки (фото, рисунки)

    • Четыре основные группы (варны) кастовой системы
    • Сиддхартха в своей колеснице
    • ru/public/page_images/1468/0x65-259.jpg» data-src=»http://wikiwhat.ru/public/page_images/1468/259.jpg»>
      Сиддхартха-странник
    • Скульптурная голова Будды
    • Индийские боевые слоны
    • Карта империи Маурьев в своих последних пределах
    • ru/public/page_images/1468/263.jpg»>
      Львы украшали верх одной из колонн Ашоки
    • Великая ступа в городе Санчи
    • Часть настенной росписи из буддистских пещерных храмов в Аджанте

    Материал с сайта http://WikiWhat.ru

    Древняя Индия: цивилизация и история

    Индия была одним из великих очагов древней цивилизации.

    Для целей данной статьи термин Древняя Индия относится к тому периоду индийской истории, который начался в начале 3-го тысячелетия до н. после 500 г. н.э.

    К этому времени были заложены все основные основы индийской цивилизации. Таким образом, Древняя Индия играет ключевую роль в мировой истории. Его достижения все еще ощущаются сегодня, в современной Индии и в его растущем влиянии во всем мире.

    Содержимое


    Хронология и обзор

    Общество

    Правительство

    Религия

    Литература

    Искусство и архитектура

    Наука и техника

    Наследие Древней Индии

    Дальнейшее изучение


    Историческая карта цивилизации долины Инда

    Хронология и обзор Древней Индии

    Хронология истории древней Индии:

    ок. 2800 г. до н. э.: начало возникновения цивилизации долины Инда

    ок. 1700 г. до н. э.: исчезновение цивилизации долины Инда

    ок. Индия из Центральной Азии

    c. 800 г. до н.э.: Использование железа и алфавитного письма начинает распространяться в северной Индии с Ближнего Востока

    c. 500 г. до н.э.: основаны две новые религии, буддизм и джайнизм

    327 г. до н.э.: Александр Македонский завоевывает долину Инда; это приводит к тому, что царь Чандрагупта Маурья из Магада завоевывает долину Инда у преемника Александра Македонского (304 г. до н.э.)


    Фрагмент Александровской мозаики с изображением Александра Македонского.

    290 г. до н.э.: преемник Чандрагупты, Биндусара, распространяет завоевания Маурьев на центральную Индию

    269 г. до н.э.: Ашока становится императором Маурьев

    251 г. до н.э.: миссия под руководством Махинды, сына Ашоки, представляет буддизм на острове Шри-Ланка

    в. 250 г. до н.э.: основано индийско-греческое царство Бактрии

    232 г. до н.э.: умирает Ашока; вскоре после этого в 9 г. наступает упадок империи Маурьев.0003

    в. 150 г. н.э.: скифы (саки) вторгаются на северо-запад Индии

    c. 150 г. н.э.: империя Кушан начинает свое восхождение на северо-западе Индии

    c. 300 г. н.э.: империя Гуптов начинает свое восхождение и доминирует в северной Индии

    c. 500 г. н.э.: империя Гуптов находится в упадке и вскоре исчезает

     

    Городская цивилизация впервые появилась в древней Индии вместе с цивилизацией долины Инда в начале третьего тысячелетия до н. э., на территории современного Пакистана и северо-западной Индии. Это было одновременно с другими ранними цивилизациями древнего мира, в Месопотамии и Древнем Египте, и является одной из самых ранних цивилизаций в мировой истории. Он славится своими большими и хорошо спланированными городами.

    Цивилизация долины Инда исчезла в середине 2-го тысячелетия до нашей эры. В следующую тысячу лет народ, известный как арийцы, говорящий на индоевропейском языке, переселился в северную Индию из Центральной Азии. Они пришли в Индию как пастушеские полукочевые племена во главе с воинственными вождями. Со временем они стали правителями местного дравидийского населения, которое они там нашли, и сформировали племенные королевства.

    Этот период древней индийской истории известен как ведический век, поскольку он был описан в самых ранних индийских писаниях, называемых Ведами. Это также период формирования, в котором были заложены основные черты традиционной индийской цивилизации. К ним относятся появление раннего индуизма как основополагающей религии Индии и социального/религиозного феномена, известного как каста.


    Страница из рукописи Семьдесят два образца каст в Индии

    Период длился примерно с 1500 г. до н.э. по 500 г. до н.э.; то есть с первых дней арийских миграций до эпохи Будды.

    Племенное общество ранних арийцев уступило место более сложному обществу классической эпохи Древней Индии. В этот период на Индийском субконтиненте возродилась городская цивилизация, а вместе с ней и грамотная культура. Это был один из самых творческих периодов в истории Индии, когда появились две новые религии: джайнизм и буддизм.


    Изображение Индры верхом на слоне, Айравата.>

    Этот период древней Индии закончился с возникновением первого великого имперского государства в древней Индии, империи Маурьев, после 320 г. до н.э.

    Империя Маурьев фактически образовалась от царства Магадха. При линии королей династии Нанда (годы правления около 424–322 гг. До н. Э.) Это королевство резко расширилось и охватило большую часть северной Индии; а при следующей династии Маурьев империя распространилась на всю северную и центральную Индию.

    Самым известным из императоров Маурьев, фактически самым известным правителем в истории древней Индии и одним из самых выдающихся во всем древнем мире, был Ашока (также пишется как Ашока — годы правления 272–232 до н. э.). Он был замечательным и привлекательным правителем: сострадательным, терпимым, твердым, ищущим справедливости и благополучия для всех своих подданных.

    Примерно через пятьдесят лет после смерти Ашоки огромная империя Маурьев начала рушиться. Окраинные провинции отпали, и к середине 2 века до н. э. империя сократилась до основных территорий. На обломках империи возникли и другие могущественные государства, самым могущественным из которых было царство Сатавахана.

    На северо-западе субконтинента, на территории современного Афганистана, возникло еще одно влиятельное государство — индо-греческое царство Бактрия. Вскоре он распался на более мелкие государства, а затем этот район был завоеван скифским народом из Центральной Азии, известным в индийской истории как сака. Они, в свою очередь, были вытеснены с северо-запада кушанским народом, создавшим могущественную империю, охватывающую северную Индию и некоторые районы Центральной Азии.

    Эта череда государств на северо-западе питала самобытную культуру, которую современные ученые называют цивилизацией Гандхара. Это был сплав индийских, греческих и персидских элементов. Буддизм был преобладающей религией здесь, и положение Гандхары на Шелковом пути распространило его влияние повсюду. В частности, его миссионеры принесли буддизм в Китай.

    Гандхара также имела глубокое культурное влияние на Индийском субконтиненте. Искусство и архитектура империи Гуптов многим обязаны ей.

    Общество и экономика в Древней Индии

    Ведическая эпоха была «темным веком» в индийской истории, поскольку это было время насильственных потрясений, и не сохранилось никаких письменных записей того периода, освещающих его. Однако это была одна из самых формирующих эпох древнеиндийской цивилизации. Что касается общества, то приход арийцев в древнюю Индию и их утверждение себя в качестве доминирующей группы породили кастовую систему. Это разделило индийское общество на жесткие слои, основанные на религиозных правилах. Первоначально существовало всего четыре касты: каста жрецов, каста воинов, земледельцы и торговцы и чернорабочие. Вне кастовой системы, исключенные из общества, в котором доминировали арийцы, находились «неприкасаемые».

    По мере того, как раннее арийское общество эволюционировало в более оседлое и более городское общество древней Индии, эти кастовые разделения сохранялись. Новые религиозные движения, джайны и буддисты, восстали против него, проповедуя, что все люди равны. Однако каста так и не была свергнута. Действительно, с течением времени он стал более сложным и жестким. Оно сохранилось до наших дней.

    В давние времена многие группы охотников-собирателей населяли большую часть Индийского субконтинента. Однако экономическая история древней Индии связана с сельскохозяйственным прогрессом. Использование железа распространилось с Ближнего Востока примерно с 800 г. до н.э., что сделало сельское хозяйство более продуктивным, а население выросло. Сначала это происходило на равнинах северной Индии. Однако земледелие железного века постепенно распространилось по всему субконтиненту. Охотники-собиратели все больше и больше вытеснялись в леса и холмы Индии, чтобы в конце концов заняться сельским хозяйством и интегрироваться в арийское общество в качестве новых каст.

    Распространение земледелия железного века было важным событием в истории древней Индии, поскольку оно привело к возрождению городской цивилизации на субконтиненте. Города выросли; расширилась торговля; появилась металлическая валюта, вошло в обиход алфавитное письмо.

    Эти события были закреплены во времена империи Маурьев и ее преемников, и городская цивилизация распространилась по всей Индии.

    Правительство в Древней Индии

    Племенные вожди раннего арийского общества были предками принцев и королей, с которыми мы сталкиваемся в более поздней индийской истории. Возрождение городов способствовало появлению должным образом организованных государств. Большинство из них были королевствами, но в древнем мире за пределами Средиземноморья некоторые из них были республиками.

    Возвышение империи Маурьев, охватившей большую часть древней Индии, сопровождалось созданием провинциальной администрации, которая охватывала большую часть субконтинента. Империя была разделена на провинции, и была создана общеимперская организация по сбору налогов. Также была создана разветвленная система шпионажа. Сеть дорог, идущих с юга и севера и с востока на запад, сохранялась. Мощь Маурьев в конечном счете опиралась на их грозную армию, которая, по-видимому, была одной из крупнейших в древнем мире.

    Создание провинций с сильными центрами государственной власти, расположенными в ключевых местах на большей части субконтинента, подготовило почву для следующей главы в истории Индии. По мере ослабления власти Маурьев эти провинции сами по себе стали могущественными региональными королевствами, охватившими территорию, намного большую, чем древняя родина арийцев в северной Индии, и простирающуюся до южной Индии.

    Форма правления, возникшая в пост-мавриатские века, представляла собой более свободную форму управления. На самом деле крупные индийские государства были не столько централизованными королевствами, сколько собранием королевств, подчинявшихся «царю царей». Лучше всего это проиллюстрировано в структуре власти империи Гупта, которая также хорошо отражала сильные и слабые стороны этой системы.

    Религия Древней Индии

    Цивилизация Древней Индии была удивительным рассадником религиозных инноваций.

    Реконструировать религию цивилизации долины Инда невозможно, но есть веские доказательства того, что она оказала большое влияние на последующую религиозную историю Индии. В любом случае, следующий период древней индийской истории, ведический век, ознаменовался возникновением системы верований, которая легла в основу всех более поздних индийских религий.


    Раскопанные руины Мохенджо-Даро с Большой купальней впереди.
    Воспроизведено по лицензии Creative Commons 1. 0

    Иногда это называют ведической религией или брахманизмом. Он вращался вокруг пантеона богов и богинь, но также стал включать концепцию «Цикла жизни» — перевоплощения души от одного существа (включая животных и людей) к другому.

    Позднее идея о том, что материальный мир является иллюзией, получила широкое распространение. Такие идеи были более сильно подчеркнуты в новых учениях джайнизма и буддизма, которые также берут свое начало в древней Индии около 500 г. до н.э.

    Джайнизм

    Джайнизм был основан Махаривой («Великий герой», жил около 540–468 гг. до н. э.). Он подчеркивал аспект, уже присутствующий в раннем индуизме, ненасилие по отношению ко всем живым существам. Он также пропагандировал отказ от мирских желаний и аскетический образ жизни.

    Буддизм

    Буддизм был основан Гаутамой Сиддхартой, Буддой («Просветленным», жил с 565 по 485 г. до н.э.). Он пришел к выводу, что крайний аскетизм не является плодотворной основой для духовной жизни. Однако, как и джайны, он считал, что освобождение от мирских желаний — это путь к спасению. В повседневной жизни буддисты подчеркивали важность этического поведения.

    При империи Маурьев и позднее

    И буддизм, и джайнизм процветали при империи Маурьев и ее преемниках. Некоторые ученые считают, что именно при Ашоке буддизм стал основной религией древней Индии. в королевствах, пришедших на смену империи Маурьев, многие короли во всех частях Индии были счастливы продвигать все три религиозных направления: брахманизм, буддизм и джайнизм. Действительно, степень, в которой они рассматривались как отдельные религии (если такая концепция вообще существовала в Индии в то время), остается под вопросом.

    Возникновение индуизма

    Учения и практика джайнизма и буддизма оказали глубокое влияние на брахманизм и помогли ему развиться в религию, известную нам как индуизм.

    Это был постепенный процесс, который действительно становится очевидным только к концу периода, который мы здесь обозначили как Древнюю Индию (т. е. до 500 г. н.э.). Это определенно имело место во времена империи Гуптов, когда поклонение Шиве и Вишну (культы Шайвы и Вайшнава соответственно) и другим божествам приобретало все большее значение. Эти новые культы включались в верования и обычаи брахманов, тем самым превращая их в раннюю форму индуизма. Возможно, этот процесс больше всего характеризовался тем, что древний ведический акцент на ритуальном жертвоприношении уменьшался, и его место занимало более личное поклонение божеству.

    Древняя индийская литература

    Устная традиция

    Тесно связанная с этими религиозными событиями, древняя Индия произвела фантастически богатую литературу. В течение столетий после прихода в северную Индию, в так называемую «Веду Вед», арийцы создали огромное количество стихов, сказок, гимнов, заклинаний и т. д. в устной традиции, известной как Веды .

    Другим корпусом устной литературы, составленной ближе к концу ведической эпохи, были Упанишады , сборник произведений прозы и поэзии, в которых исследуются глубокие религиозные и философские концепции, в том числе идея о том, что материальный мир является иллюзией, и последствия этой идеи для индивидуальной души.

    Наряду с этим возникла традиция сложной эпической поэзии, снова устной в их первоначальном составе. Наиболее известными примерами являются Рамаяна и Махабхарата . В них пересказываются известные события из полумифологической истории, произошедшие еще в ведическую эпоху.

    Письменные произведения

    Самыми ранними примерами письменных текстов в древней Индии являются краткие, содержательные стихи, называемые сутрами, которые выражают религиозные и философские идеи. Таким образом были сформированы самые ранние джайнские и буддийские писания.

    Только к концу древнего периода истории Индии начали записывать огромное количество устных сочинений ведической эпохи, о которых говорилось выше. Санскрит был языком, на котором это было сделано, с использованием брахмического письма, родового алфавита для всей более поздней индийской литературы.

    Период Гупта был высшей точкой древнеиндийской литературы. Величайший из всех индийских поэтов и драматургов Калидаса, вероятно, жил и работал примерно в это время, как и многие другие. Выпускались также работы по математике, медицине, политике и другим предметам. Например, «Артхашастра » известного государственного деятеля Каутильи опережает Макиавелли почти на 2000 лет.

    Санскрит и другие языки

    Вплоть до времен Гупты и позже санскрит был языком высокой культуры – и фактически его использование таким образом стало более распространенным с течением времени в древней Индии. Санскрит был древним языком ариев; это был индоевропейский язык, отдаленно связанный с персидским, греческим, латинским, немецким и другими языками. Санскритское письмо было основано на арамейском алфавите, пришедшем в Индию с Ближнего Востока незадолго до 500 г. до н.э.

    Один из величайших лингвистов в мировой истории процветал где-то в последующие столетия. Это был Панини. Он изложил весьма логичные правила грамматики, которые легли в основу классического санскрита. Его основная идея заключалась в том, что слова должны максимально эффективно выражать смысл — краткие сутры в древнеиндийских писаниях воплощают этот принцип. Влияние работ Панини на историю высокой индийской культуры неисчислимо. Большая часть индийского образования основывалась на его принципах, хотя и не на санскрите; они обучали индийских ученых строгой логике, которая служила основным стимулом для интеллектуальных размышлений и дискуссий.

    Несмотря на почти монополию санскрита на научную литературу, по всей Индии на региональных языках писалось все больше популярных произведений. В древности они медленно развивались, превращаясь в литературные языки, которые приносили плоды в средние века и позже.

    Древнеиндийское искусство и архитектура

    Искусство

    Помимо статуэток цивилизации долины Инда, самые ранние дошедшие до нас образцы искусства Древней Индии происходят из великолепных пещерных храмов в центральной Индии. Распространение таких храмов — либо расположенных в естественных пещерах, которые были сформированы для создания религиозного пространства, либо полностью высеченных из скалы — изначально было буддийским нововведением, которое позже переняли индусы. Здесь до нас дошли резьба по камню и расписные фрески, датируемые античными временами, самые ранние из которых датируются империей Маурьев или сразу после нее. Самые известные ранние пещерные храмы находятся в Эллоре, в центральной Индии.

    Отдельные события происходили на северо-западе Индии. Здесь греческий и персидский стили искусства смешивались с индийскими элементами, что привело к возникновению культуры Гандхара. Это богатое слияние традиций оказало бы большое влияние на искусство далеко за пределами Индии, вплоть до Китая; но это также способствовало бы продолжающейся эволюции индийских стилей в живописи и скульптуре.

    Архитектура

    Еще одним буддийским нововведением стала ступа , куполообразный памятник, в котором хранились религиозные реликвии. Самые ранние из них относятся ко временам Маурьев, а самой известной является Великая ступа в Санчи.

    Помимо пещерных храмов, древнеиндийские постройки — светские и религиозные — в основном строились из дерева и кирпича. К сожалению, ни один из них не сохранился из этого периода истории Индии. По-видимому, они включали закругленные арки на окна и двери — в этом случае они предшествовали арочной архитектуре на Западе на несколько столетий.

    Древнеиндийская математика, медицина и естественные науки

    Некоторые из наиболее важных достижений древней Индии относятся к области математики и естественных наук. На самом деле индийская математика, вероятно, была самой развитой в древнем мире.

    Математика

    Индийские математики ясно поняли теорему Пифагора, что квадрат гипотенузы (сторона, противоположная прямому углу) равен сумме квадратов двух других сторон. Религиозные тексты ведического периода содержат примеры простых пифагорейских троек, например, «веревка, натянутая по диагонали прямоугольника, образует площадь, которую вместе составляют вертикальная и горизонтальная стороны».

    Некоторое время спустя, на этапе, обычно приписываемом периоду империи Гупта или чуть раньше, индийские мыслители открыли понятие нуля. Это было чрезвычайно важным достижением в математике, тем более что оно было связано с развитием десятичной системы счисления.

    Это достижение распространится на запад до Исламского халифата в 8-м и 9-м веках, а оттуда через пару столетий достигнет Европы. Здесь он освободил математиков от ограничений неуклюжей римской системы счисления и стал решающим фактором в подъеме западной математики и науки.

    Астрономия

    Арьябхата, самый известный ученый времен Гуптов, показал, что Земля представляет собой шар и каждый день вращается вокруг своей оси. Он считал, что она вращается вокруг Солнца, а не наоборот, и что движения звезд вызваны собственными движениями Земли, а не неба. Он определил затмения как тень луны, падающую на Землю.

    Ученые Гупта рассчитали продолжительность солнечного года с точностью, недоступной ни одной другой древней цивилизации, включая греков.

    Медицина

    В медицинском трактате под названием Сушрута Самхита (или Компендиум Сушриты, 6 век до н. э.) описаны 1120 болезней, 700 лекарственных растений, подробное исследование анатомии, 64 препарата из минеральных источников и 57 препаратов из животных источников. Хирургия катаракты была известна древним индийским врачам и выполнялась с помощью специально разработанной изогнутой иглы, чтобы ослабить хрусталик и вытолкнуть катаракту из поля зрения.


    Статуя, посвященная Сушруте, в институте Патанджали Йогпит в Харидваре.
    Воспроизведено в рамках Creative Commons 3.0

     

    Наследие Древней Индии в мировой истории

    Эволюция религиозной культуры в древней Индии, в результате которой индуизм, джайнизм и буддизм возникли как три отдельные религии, имела большое значение. в мировой истории. Вместе с тем этим религиям сегодня доверяют миллиарды людей. Буддизм распространился далеко за пределы Индийского субконтинента (где, как ни странно, он стал религией меньшинства) и оказал глубокое влияние на общества в Китае, Японии, Корее, Тибете и Юго-Восточной Азии. В настоящее время она быстро распространяется среди людей на Западе, где, по некоторым подсчетам, это самая быстрорастущая религия.

    Взаимодействие между тремя соперничающими, но тесно связанными системами верований в сочетании со строгой логикой, вытекающей из четко определенных грамматических правил санскрита, создало богатую и терпимую интеллектуальную среду. Это привело бы к достижениям мирового значения. Индийские разработки в области математики помогли заложить основы современной западной математики и, следовательно, современной западной науки.

     

    Дальнейшее изучение:

    Ресурсы карт времени:

    Articles:

    The Indus Valley Civilization

    The Vedic Age

    Classical India

    The Maurya Empire

    The Gandhara civilization

    The Gupta Empire

    The Deccan empires of Ancient and Medieval India

    Maps:

    Индия и Южная Азия в 3500 г. до н.э.: предыстория

    Индия и Южная Азия в 2500 г. до н.э.: цивилизация долины Инда

    Индия и Южная Азия в 1500 г. до н.э.: арийские миграции

    Индия и Южная Азия в 1000 г. до н.э.: ведическая эпоха

    Индия и Южная Азия в 500 г. до н.э.: Индия Будды

    Индия и Южная Азия в 200 г. до н.э.: империя Маурьев в 30 г. до н.э.: После Маурьев

    Индия и Южная Азия в 200 г. н.э.: Фрагментированная Индия

    Индия и Южная Азия в 500 г. н.э.: Империя Гуптов

    Более широкий контекст, в котором процветала Древняя Индия, см. в Картах Древнего мира. .

    Источники:

    Книги

    Основные источники, которые я использовал для изучения истории древней и средневековой Индии:

    Thapar, R., The Penguin History of Early India, обзор предмета, от истоков до 1300 г. н.э., для обычного читателя.

    Keay, J., A History of India, Harper Collins , 2000, представляет собой доступное введение в историю Индии.

    Auboyer, J., Повседневная жизнь в Древней Индии , Феникс, 1965, представляет собой очень читабельный взгляд на жизнь в древней и раннесредневековой Индии с 200 г. до н.э. по 700 г. н.э.

    Schmidt, K.J., An Atlas and Survey of South Asian History, Sharpe, 1995, предлагает четкий картографический подход к истории Индии, бесценный для западного читателя, незнакомого с географией Индии.

    Богато иллюстрированный труд по археологии для широкого круга читателей, в котором хорошо освещена древняя Индия и корни индийской цивилизации, Renfrew, C. (ed.), Прошлые миры: Атлас археологии Times , Times Books, 1995, с. 88-9; 130-1; 188-9.

    Работа по общей археологии, предназначенная больше для студентов, но читабельная и с очень хорошим освещением древней Индии, — Scarre, C. (ed.), The Human Past , Thames & Hudson, 2005, p. 518 и далее.

    Веб-сайты:

    Прекрасная серия Британского музея о древних цивилизациях включает их веб-сайт Ancient India.

    В Википедии обычно содержится огромное количество информации по Истории Индии

    В Энциклопедии древней истории есть хороший раздел, посвященный долине Инда — Древней Индии, — но остальная часть древней индийской истории немного отрывочна.

     

    Древняя Индия — Древние цивилизации для детей

    География Южной Азии

    Южная Азия является одной из четырех древних цивилизаций, где зародилась человеческая желтый) и Ирак (Тигр и Евфрат). Цивилизация в Южной Азии зародилась вдоль реки Инд. На земле Южной Азии преобладают три основных типа физических особенностей. Горы, реки и массивный полуостров Индии треугольной формы.

    50 или 60 миллионов лет назад Индия медленно врезалась в Азию и сформировала Гималаи и горы Гиндукуш, которые почти отделяют Индию от окружающей территории. За исключением побережья, есть только несколько узких проходов через горы, таких как Хайберский перевал, которые позволили людям войти в эту землю. Другими основными физическими особенностями являются река Инд в современном Пакистане и река Ганг в современной Индии.

    Река Инд находится в очень засушливой области, называемой пустыней Тар. Этот засушливый климат является местом зарождения еще одной из первых в мире человеческих цивилизаций.

    Вода в реку Инд в основном поступает из таяния ледников и природных источников из окружающих ее гор. Когда вода стекает с горы, она собирает плодородный ил. Этот район будет затопляться не реже одного раза в год и обеспечивать фермеров водой для орошения. Когда паводковые воды ушли, остался тонкий слой плодородного ила. Сегодня в большей части Южной Азии наблюдается ежегодная смена направления ветра, называемая муссоном, который обычно приносит обильные дожди. Некоторые историки утверждают, что долина Инда переживала два наводнения в год.

    Ранняя история

    Некоторые из древнейших человеческих останков в Южной Азии датируются примерно 75 000 лет назад. Эти ранние люди изготавливали инструменты и вели кочевой образ жизни охотников и собирателей. Артефакты указывают на то, что около 5000 г.
    до н.э. в Южной Азии развивалось сельское хозяйство. Постепенно люди стали жить на постоянных местах, медленно развивались деревни — в конце концов эти деревни превратились в города и создали одну из древнейших человеческих цивилизаций в мире. Эта цивилизация известна под многими именами: Древняя Индия, Долина Инда и Хараппская цивилизация. Историки и археологи считают, что цивилизация долины Инда зародилась около 3000 г. до н.э. Есть свидетельства торговли между Древней Индией и Месопотамией еще в 3200 году до нашей эры. Это еще одно свидетельство того, что Древняя Индия полагалась на торговлю в большей степени, чем другие ранние цивилизации.

    Древняя Индия

    Древнюю Индию часто называют Хараппской цивилизацией, потому что один из древних городов назывался Хараппа. Хараппа была лишь одним из 1500 городов в долине реки Инд. Другой известный город называется Мохенджо-Даро. Историки считают Древнюю Индию самой большой из всех четырех ранних цивилизаций. Эта цивилизация не была обнаружена до 1920-х годов нашей эры, и большая часть этой цивилизации остается загадкой. Одна из причин, по которой цивилизация долины Инда так загадочна, заключается в том, что историки не смогли перевести их сложный письменный язык, называемый Письмо Инда . Существуют тысячи артефактов с 400-600 различными письменными символами. Большинство этих символов были выдавлены в мягкую глину печатями   . Печать подобна штампу, оставляющему оттиск в мягкой глине. Тюлени иногда имеют форму цилиндра, чтобы их можно было катать по глине. Символы индусского письма были обнаружены в Месопотамии, что говорит о том, что они поддерживали регулярную торговлю.

    Археологи обнаружили, что остатки городов невероятно хорошо спланированы. По оценкам историков, в каждом крупном городе могло проживать до 80 000 человек, поэтому Древняя Индия была самой крупной ранней цивилизацией. Здания были построены из сырцовых кирпичей, обожженных в печь , чтобы сделать его сложнее. Печь — это горячая печь или топка для обжига глиняной посуды. Градостроители начали с рытья колодцев и дренажных систем, разбив главные дороги и небольшие дороги в виде квадратной сетки. Наконец, вдоль дорог были построены дома, иногда многоэтажные. Похоже, что в большинстве городских домов были системы канализации — технология, которой не было равных в истории более 3000 лет. Однако большинство людей не жили в городских районах. Большинство людей жили в фермерских деревнях в сельской местности.


    Фермеры одомашнили несколько растений, включая дыни, пшеницу, горох, финики, семена кунжута и хлопок, а также многих животных. Археологи выяснили, какую пищу ели древние индейцы, изучив зубы скелетов и места хранения продуктов. Еще одним примером того, насколько хорошо спланирована цивилизация долины Инда, является их зернохранилище. Некоторые историки считают, что они обнаружили огромный амбар длиной почти 200 футов для хранения и сушки пшеницы. Однако в этом здании нет следов зерна, поэтому историки снова сомневаются в загадочной цивилизации долины Инда.

    Древняя Индия несколько отличалась от египтян и месопотамцев. Во-первых, они отличаются тем, что в Древней Индии было очень мало крупных сооружений. Одно из самых больших сооружений, которое было обнаружено, называется Великая баня. По сути, это общественный бассейн длиной более 40 футов, шириной 20 футов и глубиной почти 10 футов. Если когда-то и существовали большие храмы или дворцы, сегодня их уже нет. Это приводит к любопытному вопросу: были ли в Древней Индии короли или высокопоставленные религиозные лидеры? Как выглядела социальная пирамида? Остатки цивилизации предполагают, что они были очень

    эгалитарное общество. Эгалитаризм означает, что все в обществе были в основном равны. Еще одно отличие — в вооруженных силах и оружии. В долине Инда очень мало свидетельств наличия оружия и военной культуры. Еще одно отличие состоит в том, что астрономия, по-видимому, менее важна в Индии, чем в других цивилизациях, если только текст не был утерян.

    Религия долины Инда также загадочна, потому что язык не переведен.

    Историки полагают, что они, возможно, поклонялись богине-матери. Они считают, что Великая баня могла использоваться для какого-то крещения. Был найден небольшой артефакт, который, по мнению некоторых историков, может быть священником (справа), но археологам еще предстоит найти какой-либо храм. Некоторые символы письма Инда связаны с изображениями современной религии индуизма (слева), но историки не все согласны с этими символами. На изображении слева изображен трехликий человек, сидящий в позе лотоса. Поза лотоса — Йога поза для медитации, при которой человек сидит прямо, скрестив ноги на коленях. Йога — это духовная практика медитации, дыхания и положения тела, используемая во многих религиях, особенно в индуизме.

    К 1500 г. до н.э. некогда обширная и могущественная цивилизация начала приходить в упадок, в какой-то момент она внезапно прекратила свое существование.

    Историки не знают, почему мощность этой области снизилась. Есть несколько теорий, что сильное землетрясение разрушило города и изменило русло рек, из-за чего они переместились на новое место.
    Другая теория утверждает, что климат мог измениться, что вынудило их переехать. Еще одна теория предполагает, что вторгшиеся армии разрушили некоторые города и вынудили большинство людей переселиться. Одно мы знаем точно, что цивилизация, которая когда-то жила в этой области, закончилась, и сюда переселились новые люди.

    Ведический период
    Около 1500 г. до н.э. индоевропейцев человек мигрировали в Индию. Эти люди пришли из района между Черным морем и Каспийским морем (фиолетовый цвет на карте слева). Между 4000 и 1000 годами до нашей эры индоевропейцы мигрировали по всей Европе и Азии. Некоторые отправились в Европу и оказали влияние на римлян и греков; некоторые поселились в Турции и стали хеттами, другие вместо этого мигрировали на юго-восток. Некоторые остановились в Иране, позже став персидскими, в то время как другие продолжили свой путь на юго-восток в Пакистан и Индию. Медленная миграция не появлялась в северной Индии примерно до 1500 г. до н.э. В Индии индоевропейцев иногда называют арийцами.

    Некоторые люди оспаривают это прибытие индоевропейцев, однако разговорный язык, который эти индоевропейцы принесли в Индию, записанный на санскрите, очень похож на другие индоевропейские языки, такие как греческий и латынь. Есть много примеров похожих слов между языками, на которых говорят в этих областях. Кроме того, некоторые данные ДНК подтверждают прибытие индоевропейцев в эти регионы. Однако это теория истории, с которой не согласны некоторые историки.

    Помимо своего разговорного языка, индоевропейцы принесли с собой в Индию свои религиозные верования. История и верования индуизма были записаны в сборнике рассказов и песен под названием « Вед».

    Многие историки считают, что индуистская религия зародилась в цивилизации долины реки Инд. Сначала Веды были записаны на языке под названием санскрит . Санскрит был разговорным языком , который был записан в различных системах письма, разработанных позже, таких как Деванагари — ранняя форма хинди (изображение справа), основного языка современной Индии. Индоевропейцы также привезли одомашненных лошадей в Южную Азию — это говорит о том, что индоевропейцы были, по крайней мере, полукочевыми.


    Индоевропейцы сначала поселились вдоль реки Инд, в том же месте, где жили жители долины Инда. Они осели и смешались с местными индейцами. Они жили там и со временем распространились по всей Индо-Гангской равнине. Именно в это время Кастовая система зародилась в Индии. Считается, что подобное деление общества было и у индоевропейцев, но историки расходятся во мнениях относительно того, как возникла кастовая система. Кастовая система – это постоянное разделение людей на определенные уровни внутри общества. У каждого уровня или касты есть определенные профессии, такие как торговец, воин или священник.

    Касты были очень важны для идентичности людей. Было четыре касты, но была еще одна группа 90 421 ниже 90 422, четыре касты, известные как далиты или Неприкасаемые . Неприкасаемые обычно выполняли худшую работу, например, вычищали человеческие какашки из сточных канав, собирали мусор и занимались мертвыми телами. Низшей из каст были шудры — слуги и батраки, не имевшие ни своего дела, ни своей земли и вынужденные работать на других людей. К этой касте принадлежало наибольшее количество людей. Над ними стояли вайшьи, или фермеры и торговцы, владевшие собственными фермами или предприятиями. Выше этих людей были кшатрии, или воины. Самой могущественной кастой были брамины (на фото ниже), жрецы и другие лидеры. Многие историки считают, что когда прибыли индоевропейцы, они относились к коренным жителям долины Инда как к неприкасаемым.

    Внутри каждой касты также были десятки более мелких групп. Люди, которые происходили из разных каст, не могли есть вместе. Обычно люди из одной касты не женились и не дружили с людьми из другой касты. Неприкасаемых не пускали в храмы, и они считались «загрязненными» по сравнению с браминами, которые были «чистыми». Сегодня кастовая система запрещена современной индийской конституцией, и в городских районах большинство людей игнорируют кастовые традиции. Однако в традиционных сельских районах все еще существует кастовое деление. Развивающаяся индийская культура индоевропейцев, смешанных с коренными жителями долины Инда, начала быстро расти. Их цивилизация распространилась от долины реки Инд до реки Ганг. Подобно другим цивилизациям, королевства развивались по мере расширения территории.

     

    Индийские королевства и иностранные вторжения
    Около 1000 лет индоевропейцы и коренные индейцы смешивались и мигрировали по всей северной части региона. Города начали расти в количестве и размерах, и к 600 г. до н.э. они постепенно превратились в 16 различных королевств, называемых Маха Джанападас . Именно в этот период Сиддхартха Гаутама отказался от своего титула принца, чтобы искать истину и положить конец страданиям. Во время своих редких выездов из королевского дворца Сиддарта замечал, что большинство людей страдают в течение жизни. Он также устал от священников, которые доминировали в обществе. Он отказался от своей королевской жизни и начал поиски настоящей правды. После многих лет поисков он достиг « просветление » и стал известен как Будда или «просветленный». Будда путешествовал по Южной Азии и обучал других своим новым идеям — эти учения стали известны как религия буддизма.

     В это время также развивалась другая религия под названием джайнизм. Обе эти новые религии произошли от индуизма точно так же, как христианство и ислам произошли от иудаизма. Эти новые религии были восстанием против культурных идей, таких как кастовая система и важность священников в религии. Некоторые из первых значительных архитектур в Южной Азии также произошли от этих новых религий. Поскольку многие здания долины Инда были потеряны в результате эрозии, буддийская архитектура стала самой известной архитектурой Индии. Первая разработка называется ступа . Ступа (ниже, левое изображение) – это сооружение в виде кургана, в котором покоятся прах и реликвии любимого буддийского лидера. Позже ступа трансформировалась в новое буддийское сооружение под названием пагода . Пагода (ниже, правая картинка) обычно имеет много уровней или «ярусов» крыш. Это также буддийский храм. Сегодня буддийские пагоды можно найти по всему Китаю, Японии и Юго-Восточной Азии.

    В 520 г. до н.э. персы вторглись и взяли под свой контроль северную часть Индийского субконтинента. Это завоевание было под властью могущественного персидского лидера Дария Великого. Персия контролировала этот регион около 200 лет, пока Александр Македонский не вторгся в Южную Азию. Александр и его армия были далеко от дома и полностью истощены годами постоянной войны, когда они неистовствовали на восток. Именно в Индии армия Александра окончательно отказалась воевать, и Александр Македонский был вынужден вернуться в Грецию. Образец завоевания Персии, за которым последовало завоевание Греции, имел место в Древнем Египте, Древнем Ираке (Месопотамии) и Древней Индии. Единственная древняя цивилизация, не пострадавшая от персидского и греческого завоевания, — это древний Китай. В основном это связано с барьерами географии.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *