Возлюбленная гоголя: «Гоголь всю жизнь преданно и беззаветно любил одну-единственную женщину»

Публикации — Страшная месть Гоголю?

← К списку публикаций

22.08.2018 • Вероника Милославская

22.08.2018

Вероника Милославская

Светская премьера фильма «Гоголь. Страшная месть» прошла вчера в московском кинотеатре «Октябрь». Картину называют «заключительной частью трилогии». Но, похоже, тремя лентами проект не ограничится. В пользу этого предположения говорит странный, если не сказать эксцентричный, финал серии. Который, впрочем, пошёл далеко не на пользу всему сериалу.    

 

 
В фойе кинотеатра перед премьерой. 

Теперь я знаю, кто Чёрный Всадник. Но, разумеется, не скажу. Разве что намекну: всё в полном соответствии с классическими детективными канонами, согласно которым преступником всегда оказывается тот, кого вы меньше всего подозреваете.

Киносериал «Гоголь» снят режиссёром Егором Барановым, телеканалом «ТВ-3»  и продюсерской компанией «Среда». Первый фильм проекта — «Гоголь. Начало» — вышел летом 2017-го. Примерно через полгода, весной 2018-го, появилась вторая серия — «Гоголь. Вий». Третья — «Гоголь. Страшная месть» — выйдет в прокат 30 августа. Спустя какое-то время из трёх полнометражных фильмов сделают шесть часовых телесерий, которые будут показаны в эфире канала «ТВ-3».

В синопсисе указывается, что проект создан «по мотивам произведений Н. В. Гоголя из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”». Связь, бесспорно, прослеживается. Но далеко не буквальная. На самом деле, картина представляет собой детективный триллер.

1829 год. Влиятельный столичный сыщик Яков Гуро (Олег Меньшиков) и молодой судебный писарь Николай Гоголь (Александр Петров), страдающий непонятными припадками и способный общаться с сущностями из потустороннего мира, расследуют серию загадочных убийств девушек в Полтавской губернии около небольшого села Диканька. Одной из жертв может стать возлюбленная Гоголя Лиза (Таисия Вилкова). Чтобы её спасти, героям придётся побороть суеверия, пережить кошмарные события, столкнуться с колдовством и победить древнее проклятье.    

Впрочем, авторы сериала с самого начала не скрывали и даже наоборот, много раз предупреждали, что ждать от фильма биографической или литературной точности не стоит — картина представляет собой «хулиганский комикс» с Гоголем в заглавной роли. Сделано это было, по словам создателей, исключительно «ради молодёжи». Которая, по их мнению, только так и способна воспринимать классику.

«Почему мы рассказали эту историю именно так и не пытались погрузиться глубже? Потому что боялись отпугнуть молодёжь», — поясняет, например, актёр Евгений Стычкин. «Это всё для молодых людей. Им нужно вливание новых идей. И я считаю, что таких проектов должно быть больше», — добавляет Павел Деревянко

Уж не знаю, почему создатели сериала так плохо думают о современной молодёжи, но, возможно, в чём-то они оказались правы — первые два фильма вызвали у публики довольно большой интерес. В прокате они собрали примерно по восемь миллионов долларов каждый. А кроме того, немало всколыхнули читательскую активность: после их выхода продажи произведений Гоголя выросли на 40 процентов.

 

 
Съёмочная группа фильма на сцене кинотеатра. 

 

К сожалению, заключительная часть трилогии получилась слабее начальных. Во-первых, из-за очень «экономного» монтажа складывается ощущение, будто рассказчик ужасно боится, что аудитория заскучает, и потому изо всех сил старается удержать её внимание — торопится, суетится, как неуверенный в себе подросток.

Во-вторых, авторы сценария (Наташа Меркулова и Алексей Чупов) использовали самый лёгкий (и дешёвый) в исполнении, но наименее выигрышный приём: истину зритель раскрывает не сам (благодаря действию), а узнаёт из пояснений героев (устные рассказы которых периодически иллюстрируются той или иной сценой).

И третье — это финал. Мягко говоря, неожиданный. После всех разоблачений на экране вдруг появляются… Александр Сергеевич Пушкин (Павел Деревянко) и Михаил Юрьевич Лермонтов (Аскар Нигамедзянов). Какое отношение они имеют к сюжету, рассказывать опять же не стану. Но сообщу, что лично у меня ничего кроме раздражения это не вызвало. Лёгкой иронии, изящной шутки, увы, не получилось. Вместо неё вышла глупая и даже в чём-то грубая издёвка над зрителем. 

Смысл финальной сцены прост: зрителю намекнули, что он может надеяться на продолжение сериала. К этому же заключению подталкивает и официальная информация о сериале, в которой помимо трёх уже существующих картин упоминается ещё одна: «Гоголь. Заколдованное место». Указывается даже год её выхода — 2018. Впрочем, на прямой вопрос о возможности продолжения авторы проекта ответа никому не дают.

 

 
Интервью с Александром Петровым перед премьерой. Съёмки «ТВ-3» в фойе кинотеатра. 

Как видите, недостатков в работе авторского коллектива «Гоголя» немало. К счастью, все они достаточно мелкие, малозначительные и совершенно не портят впечатления ни от прекрасных актёрских работ Александра Петрова, Олега Меньшикова, Евгения Стычкина, Таисии Вилковой, Юлии Франц, ни от трудов замечательных художников — Елены Жуковой, Максима Сергеева, Виктории Игумновой, ни — и это главное — от сериала в целом.  

Основную же претензию некоторых критиков — относительно недопустимости спекуляций на имени великого писателя, «страшной мести» Гоголю — лично я совершенно не разделяю. Напротив, считаю эту идею (автор Александр Цекало) — сделать реального человека, талантливого и загадочного творца, выдающуюся и неординарную личность Николая Васильевича Гоголя персонажем фикшн-произведений (любых: литературных, кино-, теле-, даже комиксов) — во-первых, имеющей право на существование, во-вторых, весьма жизнеспособной и, в третьих, неимоверно, колоссально, адски продуктивной. Главное — чтобы произведения были качественными.

Так что посмотреть «Страшную месть», безусловно, стоит. По всем вышеуказанными причинам. И, наконец, вы же хотите узнать, кто Чёрный Всадник?

Фото автора.

Анастасия Заворотнюк сыграла возлюбленную Гоголя за смешные деньги

Комсомольская правда

ЗвездыШоу-бизнесРЕПОРТАЖАнастасия Заворотнюк: досье KP.RU

1 июня 2009 12:21

Проходивший в Липецке международный кинофорум «Золотой витязь» завершился премьерой фильма о великом писателе, снятого Натальей Бондарчук [фотогалерея]

Последним фильмом конкурсной программы фестиваля стала картина «Гоголь. Ближайший». Для ее представления в Липецк приехала режиссер фильма и известная актриса Наталья Бондарчук, а также исполнители всех главных ролей. За исключением Евгения Редько («Дура», «Сестрички Либерти», «Параллельно любви»), воплотившего образ великого писателя. Похоже, смирившаяся после сериала «Бригада» с амплуа матери Валентина Теличкина («Зигзаг удачи», «По секрету всему свету», «Где находится нофелет?») на этот раз сыграла матушку Николая Васильевича. Николай Бурляев («Лермонтов», «Военно-полевой роман», «Адмирал») и Инга Шатова («Любовь и правда Федора Тютчева») в фильме стали близкими друзьями Гоголя — четой Толстых. Юная Мария Бурляева — первой любовью гения. А Анастасия Заворотнюк — любовью всей жизни писателя.

— Я давно приглядывалась к Насте и поняла, что лучше, чем она, образ Александры Смирновой-Россет не воплотит никто, — объяснила свой выбор Наталья Бондарчук. — Последние годы ее просто эксплуатировали в комедийных ролях, не замечая ее колоссального драматического таланта. В моем фильме она играет именно такую, в чем-то даже трагедийную роль. То, с каким пиететом, с каким трепетом она относилась к своей роли, к членам съемочной группы и коллегам по съемочной площадке, я не встречала ни у одного медийного актера. Хотя видела их немало. Кроме того, в фильме, бюджет которого составил всего миллион долларов, Настя снималась практически без гонорара.

Очи черные, очи жгучие…

Заворотнюк приехала в Липецк в субботу ранним утром московским поездом и до вечернего показа не покидала гостиничного номера. На предпремьерной пресс-конференции Анастасия появилась с 20-минутным опозданием. Пришедшие в кинотеатр липчане, не веря своим глазам, окружили звезду плотным кольцом и не выпускали ее, требуя от нее автографов и фото на память.

«Прекрасная няня» выдержала принятый на православном кинофоруме дресс-код, облачившись в черное, не слишком короткое с неглубоким декольте платье. В чем так и не смогла отказать себе актриса, так это в украшениях. Драгоценности всеми цветами радуги сверкали на изящных пальчиках, шее и ушках миниатюрной брюнетки. За столом Анастасии отвели место между Натальей Бондарчук и Ингой Шатовой — бывшей и нынешней супругами президента кинофорума «Золотой витязь», актера и режиссера Николая Бурляева.

— Получив предложение Натальи Сергеевны сломать сложившиеся по отношению ко мне стереотипы, я не сомневалась ни секунды, — обворожительно и несколько смущенно улыбаясь, призналась Заворотнюк. — Ведь на эти стереотипы очень удобно облокачиваться. Мол, зачем ей серьезные роли? Дайте ей что-нибудь комическое! Меня привлекала не только сама роль, сыграть которую невероятно большое счастье, но и то время, и этот исторический персонаж. Вы даже не представляете, чего стоит только прийти на эту территорию: не на территорию шоу-бизнеса, сумасшедших гонораров, а на территорию того, что называется большим искусством! Мне действительно надоело амплуа комической актрисы. Про фильм «Код апокалипсиса» говорить не будем.

Для меня это давно перевернутая страница биографии. Мой персонаж — Россет, в которую был влюблен не только Гоголь, но и Пушкин с Жуковским, женщина большого ума и харизмы. В чем мы с ней похожи?..

— …Они, прежде всего, очень похожи внешне, — опередила Заворотнюк с ответом Наталья Бондарчук. — Россет обладала огненными черными глазами. А у нас не так много актрис с такими «звездными» глазами и такой грациозностью души, которая есть у Насти. Кстати, играла она без грима. Лишь в финале картины ее волосам пришлось придать седину…

Фильм-победитель в широком прокате не покажут?

— Анастасия, в предыдущем полнометражном фильме вам пришлось освоить навыки рукопашного боя. Если сейчас на вас кто-то нападет, сможете себя защитить? — поинтересовались у актрисы журналисты.

— У него ни одного зуба не останется! Шучу, конечно. Но пойдемте уже смотреть фильм! Я так волнуюсь, что колени дрожат.

Липецкая публика устроила создателям «Гоголя» овацию. Еще до оглашения решения конкурсного жюри мало кто сомневался, что статуэтку «Золотого витязя» получит именно Бондарчук.

А вот прокатная судьба малобюджетной по нынешним меркам и совсем нерейтинговой картины остается туманной. Режиссер уверена, что в крупных кинотеатрах ее фильм показывать не будут. Так что в новом амплуа драматической актрисы «прекрасную няню» Заворотнюк массовый зритель сможет увидеть опять-таки лишь на телеэкранах. И не так скоро, как хотелось бы создателям картины.

Как артисты проводили время в Липецке

Помимо культурной программы, предложенной организаторами, гости фестиваля развлекались в городе металлургов и самостоятельно.

Энергичная и, в отличие от дочери, покинувшей форум сразу после его открытия, жизнерадостная Лариса Голубкина все свободное время уделяла своей крохотной собачке.

— Я не всегда беру ее на гастроли, — нежно прижимая к груди йоркширского терьера, призналась нестареющая Шурочка Азарова из легендарной «Гусарской баллады». — Но на этот раз Татусю было не с кем оставить. Вот она меня и сопровождает. Внуки? Ну неужели вы думаете, что они сидят одни? За ними есть, кому присмотреть, даже когда их мамы нет дома.

А я всего лишь бабушка и вижусь с ними не так часто. Хотя всех их обожаю.

Еще один друг животных, звезда сериала «Возвращение Мухтара» Виктор Низовой проявил себя как страстный футбольный болельщик. Виктор успел побывать на домашней игре липецкого «Металлурга», как ребенок, радовался победе «Барселоны» и прямо-таки фанател во время субботней трансляции столичного дерби «Локомотив» — «Спартак». В спортбар Низовой пришел в форме «Локо».

— В стан поклонников железнодорожников меня «завербовал» мой старший коллега по театру Валерий Баринов. Он близкий друг тренера «Локомотива» Юрия Семина, — не отрываясь от большого плазменного экрана, объяснил один из самых узнаваемых на улице простыми липчанами участников форума. — Я на днях получил визу в Финляндию. Еду поддержать нашу сборную. Очень хотелось бы, чтобы она попала на первенство мира. Уже начал копить деньги и на поездку в Южную Африку. Смотри, гол! Гооол! — вскочил со стула Низовой и принялся набирать номер Баринова, довольное лицо которого в этот момент выхватила камера оператора трансляции.

ДЕЛА ДУХОВНЫЕ

Звезды кино посетили святыни Ельца и Задонска

За десять фестивальных дней гости кинофорума смогли побывать в нескольких районах области. Особым спросом пользовались поездки в Елец и Задонск.

В величественном Вознесенском соборе Ельца больше других времени провел Александр Тютрюмов. Служака-полковник из сериала про приключения питерских ментов истово крестился и ставил свечи перед иконами святых.

— Нет, слава Богу, ничего страшного в моей жизни не произошло, — рассказал Тютрюмов. — Просто в последнее время очень редко удается посещать храм. Кризис заставляет больше работать. Сам я и моя семья хуже жить не стали. А вот количество фильмов, производство которых продюсировала моя компания, сократилось значительно. Зато я существенно экономлю на штрафах за нарушение правил дорожного движения. После участия в «Убойной силе» ни в Москве, ни тем более в Питере, гибэдедешники меня рублем не наказывают.

Не испугала актеров и холодная (всего четыре градуса) вода источника Задонского монастыря. Владимир Гостюхин, Евгений Леонов-Гладышев, Семен Морозов с удовольствием и с головой окунулись в ледяную купель. А потом долго обменивались полученными впечатлениями и ощущениями.

— Как заново родились! — пришли к единому выводу заслуженные и народные артисты.

Смотрите фотогалерею

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

«Комсомольская правда в Воронеже» (kp. ru). Адрес редакции: ЗАО «КП в Воронеже» ул. Лидии Рябцевой,54, Воронеж, 394049. Контактный телефон +7 (473) 2727-927, электронный адрес [email protected]

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Автор: nikolai%20gogol

Автор: nikolai%20gogol

Сортировать: Заголовок: A-ZНазвание: Z-AAАвтор: A-ZАвтор: Z-APЦена: от высокой к низкойЦена: от низкой к высокойСамые последние в спискеПорядок в спискеЖанр: A-ZЖанр: Z-AКоличество: от наименее к наиболее просматриваемымНаименее просматриваемые

Показано 1-4 из 4

Мертвые души.
Роман (Винтажная классика)

Автор: Гоголь, Николай

Цена:  17,00 долл. США

Издатель:

Vintage: апрель 1997 г.

Идентификатор продавца: 170896

ISBN-13: 9780679776444

Связывание: Торговая пучка

СОДЕРЖА как в высшей степени реалистический портрет провинциальной русской жизни и как великолепно преувеличенная повесть; как гимн русскому духу и как беспощадная сатира на имперскую русскую продажность, пошлость и пышность. В то время как коварный антигерой Гоголя, Чичиков, прочесывает провинцию в поисках «мертвых душ» — умерших крепостных, которые до сих пор представляют собой деньги для любого, кто достаточно сообразителен, чтобы торговать ими, — мы знакомимся с диккенсовским составом крестьян, помещиков и коварные мелкие чиновники, немногие из которых могут устоять перед обольстительной нелогичностью Чи. ..
Подробнее…

Ночь перед Рождеством

Автор: Гоголь, Николай

Цена:  $18.00

Издатель: Penguin Classics в твердом переплете: октябрь 2014 г.

Идентификатор продавца: 170880

ISBN-13: 9780143122487

Переплет: Твердый переплет

Состояние: Новое


Один из шести любимых рождественских классиков в коллекционных изданиях в твердом переплете Написанная в 1831 году отцом русской литературы, эта шумная сказка повествует о битве кузнеца Вакулы с чертом, похитившим луну и спрятавшим он у него в кармане, что позволило ему посеять хаос в деревне Диканька. И черт, и Вакула влюблены в Оксану, самую красивую девушку Диканьки. Вакула полон решимости завоевать ее расположение; дьявол, столь же решительный, вызывает метель, чтобы помешать усилиям Вакулы. Забавный и озорной, и черпающий вдохновение из народных сказок Гоголя о далеком гриппе…
Подробнее…

Ночь перед Рождеством

Автор: Гоголь, Николай

Цена:  10,80 $

Издатель: Penguin Classics в твердом переплете: октябрь 2014 г.

Идентификатор продавца: 189033

ISBN-13: 9780143122487

Переплет: Твердый переплет

Состояние: Б/у — Хорошее


Одно из шести любимых рождественских классических произведений в коллекционных изданиях в твердом переплете Написанная в 1831 году отцом русской литературы, эта шумная сказка повествует о битве кузнеца Вакулы с дьяволом, похитившим луну. и спрятал его в кармане, что позволило ему разгромить деревню Диканька. И черт, и Вакула влюблены в Оксану, самую красивую девушку Диканьки. Вакула полон решимости завоевать ее расположение; дьявол, столь же решительный, вызывает метель, чтобы помешать усилиям Вакулы. Забавный и озорной, и черпающий вдохновение из народных сказок Гоголя о далеком гриппе…
Подробнее…

Шинель и другие рассказы (Dover Thrift Editions)

Автор: Николай Гоголь

Цена:  2,40 $

Издатель4: Dover Publications: февраль 1992 г.

Идентификатор продавца: 186382

ISBN-13: 9780486270579

Переплет: Торговая Мягкая обложка

Состояние: Б/у — Хорошее


Рассказы Гоголя вызывают восхищение умелым смешением фантазии и реальности, тихим добрым юмором и использованием обыденных подробностей, как выразился Гоголь, для извлечения необыкновенного из необыкновенного. обычный. Образные и неподвластные времени, они остаются такими же свежими и значимыми сегодня, какими они были для читателей несколько поколений назад. Этот богатый выбор из четырех рассказов великого русского автора XIX века «Мертвые души» включает в себя «Нос», дикую сатиру на некомпетентных бюрократов и снобистов. и самодовольство российских высших классов; Старомодные фермеры, набросок, изображающий пожилую пару, живущих счастливо…
Подробнее…

Художник-голод: Пирование и пост с Гоголем

— И испеки нам пирог с рыбой, — сказал он, втягивая воздух сквозь зубы и глубоко вдыхая. — В один угол я хочу, чтобы ты положил осетровые щечки и хрящи, сваренные, в другой — гречку, а потом грибы и лук, и молоки сладкие, и мозги, и еще что-нибудь, знаешь ли, вещь. И удостоверьтесь, что с одной стороны он — вы знаете — приятного золотисто-коричневого цвета, а с другой стороны не такой. А пирожное — так, чтобы оно пропеклось, пока оно не рассыплется, чтобы соки насквозь пропитались, видишь ли, так, что его даже во рту не чувствуешь, — чтобы оно просто таяло, как снег. Говоря все это, Петух все причмокивал и посасывал губы.

Хорошо задокументировано, что Николай Гоголь, автор книги «Мертвые души» , страдал от серьезных проблем с желудком. Он был убеждён, что его желудок неправильно сформирован — фактически перевёрнутый, положение, которое, как он утверждает, обнаружили «известные доктора» в Париже. Его письма к друзьям полны описаниями его желудочных болей, как, например, когда он жалуется Михаилу Погодину, что «моя геморроидальная болезнь распространилась на мой желудок. Это невыносимая болезнь. Меня это утомляет. Он ни на минуту не оставляет меня в покое и мешает моей работе»; или когда он пишет своему другу Николаю Прокоповичу, что «я был бы более упоен Италией, если бы был совершенно здоров; но я болен в самой благородной части тела — в моем желудке. Действуя как демон, он уже почти не переваривается, а запоры такие постоянные, что я просто не знаю, что делать». Поскольку запоры у Гоголя чередовались с частыми приступами поноса, его озабоченность пищеварением неудивительна. Как писал он своему доверенному лицу Александру Данилевскому: «…в моем внутреннем доме делается столько стирки, уборки и всяких хлопот, что [хозяин] не может начать объяснять даже своему ближайшему другу».

Критики были в восторге от обильных отсылок к еде в творчестве Гоголя, комментируя семиотику еды в его произведениях или постулируя, что сублимированное желание писателя к матери находит удовлетворение в еде, а не в сексе. Действительно, буйные вкусовые образы Гоголя побуждают к такому анализу. Как он сам заметил о своем четырехугольном рыбном пироге, от него «у мертвеца текут слюнки». Гастрономический Гоголь использует язык столь же фактурный и богатый, как и продукты, которые он так любовно описывает. После долгих лет наслаждения его прозой я открыл для себя другой вид сублимации, менее психосексуальный. Дело тут не в матери автора и не в его носе — органе, который лихо шествует по улицам Санкт-Петербурга в его блестящем рассказе «Нос». Скорее, я нахожу произведения Гоголя полными примеров, подчеркивающих желудок и процессы пищеварения, литературных проявлений болезней, преследовавших писателя на протяжении всей его жизни. Хотя я восхищаюсь гастрономическим Гоголем, я еще больше заинтригован желудочный Гоголь.

Желудок Гоголя, его «самая благородная часть», был по меньшей мере такой же навязчивой идеей, как и его пресловутый нос. Эти два понятия, конечно, тесно связаны, поскольку обоняние дает возможность ощущать вкус. Без способности обоняния не было бы ни аппетита, ни желания набить желудок. Когда мы чувствуем приятный запах, у нас начинает выделяться слюна, вызывая выделение сока, который помогает пищеварению. Поскольку желудок является вместилищем удовольствий, которые нос только предвосхищает, его неспособность функционировать должным образом причиняла ему бесконечные страдания, как физические, так и эмоциональные. Официальная причина его смерти — гастроэнтерит 9.0153 ex inanitione (воспаление желудка и кишок от голодания, недостатка пищи и воды) — почти не раскрывает сопутствующих ему мук, не говоря уже о глубокой амбивалентности Гоголя в отношении самого аппетита. Его литературные характеристики в Мертвые души ясно показывают, что даже когда он прославлял обильных едоков, таких как Собакевич (чья фамилия происходит от слова собака ) и Петух (от слова петух ), он не изображал их ни глубокими, ни проникновенными личности.

В письме к графу А. П. Толстому, опубликованном под названием «Смысл болезни» в № Избранные места из переписки с друзьями , Гоголь писал: «Не могу найти слов, чтобы поблагодарить Промысел Божий за мою болезнь. Так и ты слишком покорно принимаешь свой недуг, считая впредь, что так надо. Только молись Богу, чтобы открылся тебе его чудесный смысл и вся глубина его возвышенного смысла». Такое признание болезни полезной может показаться неискренним, но Гоголь был искренен в своих страданиях и как чувствительный художник, и как человек, страдающий от неистового аппетита, который не могли уменьшить даже почти постоянные желудочные расстройства. Толстому он продолжал: «…если бы не эти недуги, я бы подумал, что я уже такой, каким должен быть. Я говорю не о том добром здоровье, которое непрестанно побуждает русских каперситься, и о желании показать себя другим и толкнуло бы и меня на тысячу непристойностей».

Из переписки писателя и рассказов его друзей известно, что Гоголь не только любил поесть, но и любил готовить. В Италии он научился делать макароны в итальянском стиле, которые часто готовил для своих друзей. Погодин вспоминает, как поднималось настроение у Гоголя, когда ему приходилось подавать макароны:

…прямо за обедом он делал макароны, не доверяя это никому. Он потребовал большую миску и с искусством настоящего гастронома принялся перебирать макароны по отдельности; он положил в пароварку немного масла и тертого сыра и смешал их вместе. Открывая крышку, с особенно яркой улыбкой для всех сидящих за столом, он восклицал: «А теперь боритесь за это, люди!»

Во время путешествий Гоголь иногда покупал парное молоко на остановках, снимал сливки и сбивал масло. Его страсть к жирным молочным продуктам еще больше проявляется в его любимом блюде из кипяченого козьего молока, смешанного с ромом, которое он в шутку называл гоголь-моголь (причудливое название любимого русскими детьми молочного коктейля с добавлением яиц). Но способность Гоголя переваривать все, что он глотал, вызывала постоянную озабоченность. Писатель Сергей Аксаков рассказывает, что всякий раз, когда Гоголь готовил свой знаменитый горячий пунш, смесь рома и шампанского, синее пламя поднималось над тающими на решетке кусками сахара, после чего Гоголь неизменно «повторял свой старый анекдот о том, что Бенкендорф [глава тайной полиции в синей форме], который пришел навести порядок в [всех] желудках». Хоть бы кто-нибудь урегулировал свой кишечник, пусть даже в случае необходимости презираемый символ царских репрессий!

Но вряд ли кто-то мог бы помочь. Как мы знаем из писем Гоголя, он часто наедался до дискомфорта и дома, и за границей. Его сестра Елизавета вспоминает, что

После уроков в [Патриотическом] институте он всегда приносил нам сладости. Но он сам был сладкоежкой и иногда съедал целую банку варенья в одиночку, и если я случалось просить его, он говорил: «Подожди, я лучше покажу тебе, как мой друг ест его — смотри, как это, а другой мой друг ест это так», и так далее. И пока я смеялась над его подражаниями, он доедал всю банку.

Друг Гоголя Иван Золотарев в письме о «необычайном аппетите» автора сообщает, что в Италии, когда они с Гоголем ходили обедать в тратторию, Гоголь ел сытно, чистя тарелку. Но как только новый посетитель входил в тратторию и заказывал что-нибудь поесть, у Гоголя вновь воспылал аппетит, и, несмотря на то, что он только что поел, он заказывал другой обед, то ли тот же, то ли другой. Здесь полезно вспомнить, что Чичиков в Мертвые души , демонстрирует похожее поведение. Отведав в доме вдовы Коробочки закусок и дюжину блинов в масле, он направляется в трактир и тут же заказывает поросенка с хреном и сметаной. Это действие вызывает знаменитое отступление рассказчика о здоровых аппетитах «средних сословий» русских, открывающее главу 4 книги «Мертвые души» :

Автор вынужден признаться, что больше всего завидует аппетиту и пищеварению таких люди. У него совсем нет времени на всю петербургскую и московскую знатность, которая целую вечность размышляет, что бы им съесть завтра и что бы им хотелось на обед послезавтра, никогда не приступая к этим обедам, не проглотив предварительно таблетку, после чего съедают своих устриц, морских пауков и прочую гадость, а потом едут в Карлсбад или на Кавказ лечиться. Нет, эти господа никогда не вызывали у него зависти. Но люди среднего сословия, которые на одной почте заказывают ветчину, на другой поросенка, на третьем горбушу осетрину или пряную колбасу, жареную с луком, а потом, как будто и не съели всего днём, сядут в любое время и накормят тарелку стерляжной ухи с налимом и мягкой икрой, которая шипит и шипит между зубами, а затем кеджери или пирогом с сомом — от того, чтобы смотреть, как текут слюнки. Эти люди поистине наделены самым завидным даром небес! Многие знатные дворяне, ни минуты не колеблясь, пожертвовали бы половиной своих крепостных и половиной своих имений, заложенных и незаложенных, со всеми улучшениями на иностранный и русский лад, чтобы иметь такое же пищеварение, как у его менее знатных собратьев, но печальная правда состоит в том, что никакие деньги, никакие поместья, с улучшениями или без них, не могут купить такого пищеварения, которым обычно пользуются люди среднего сословия.

Понятно восхищение Гоголя этими людьми. Но он также признавал, что чистое хорошее здоровье может привести к поверхностности, и ценил душевность, которую может даровать болезнь.

Занятость Гоголя была так велика, что его персонажи тоже часто страдают несварением желудка. Иногда симптомы кажутся очаровательными, как в «Землевладельцах Старого Света», где отдаленное поместье с его бесконечным изобилием представляет собой род земли Кокейн. Типичный день приема пищи включает ранний завтрак с кофе; полдник из сдобного печенья, пирожков с маком и соленых грибов; поздняя закуска из водки, еще грибов и вяленой рыбы; обед в полдень из различных каш и тушеных блюд, их соки плотно закупорены в глиняных горшках; ранний полдник из арбуза и груши; полдник фруктовых вареников с ягодами; полдник из других деликатесов из кладовой; и ужин в половине девятого. Появление еды на тарелке Афанасия Ивановича как по волшебству усиливает эту идиллию. Его жена, Пульхерия Ивановна, наблюдает за работой кучера-алхимика, который произносит заклинания над производимыми им гомеопатическими отварами от всевозможных недугов. Я люблю Гоголя за эти образы алхимии и изобилия, пробуждающие желание волшебства, которое живет в нас глубоко: втайне мы все еще жаждем скатерть-самобранка , заколдованная скатерть, которая сама расстилается, заваливая стол сладкими лакомствами. Но и в этом заколдованном царстве желудки не всегда работают должным образом: Афанасий Иванович просыпается с болью в животе, вызванной излишествами дня. Лекарство Пульхерии Ивановны? Больше еды, в виде простокваши и компот из сушеных груш.

Собакевич в Dead Souls хуже. После обеда на щах и няня («известное лакомство, подаваемое к щам, состоящим из бараньего желудка, фаршированного гречкой, мозгами и бараньими ножками»), полседла бараньего с зерном, ватрушки (творожные тарталетки), «каждая больше тарелки, потом шла индейка величиной с теленка, начиненная всякими вкусняшками: яйцами, рисом, печенью и бог знает чем еще», ни у него, ни у Чичикова не осталось места для варенья, приготовленного женой в гостиной. Вместо этого он удаляется в свое кресло, не в силах ничего делать, «кроме как хрипеть и бормотать невнятно, крестясь и закрывая рот рукой каждые несколько секунд». Несварение, точно. Звуки исходят и из животов посетителей. В повести Гоголя «Заколдованное место» рассказчик и его семья иногда «съедали столько огурцов, дынь, репы, лука и гороха, что, клянусь, можно было подумать, что у нас в животах кричат ​​петухи». Кричащий петух Гоголя — это не просто яркая метафора, а точное описание клинических проявлений урчания в животе, патологического урчания в животе, часто связанного с нарушением пищеварения. Мучения героев — их ненасытные аппетиты и неспособность легко переваривать — отражают гоголевские и обнаруживают его озабоченность не просто едой (как в знаменитом чеховском рассказе «Сирена»), а приемом пищи как физиологическим процессом.

Конечно, через сто пятьдесят лет после смерти Гоголя невозможно точно знать, от чего он страдал. Многие комментаторы в его время и позже приписывали его проблемы просто плохому состоянию нервов. Соматические и психические симптомы Гоголя были настолько тесно связаны между собой, что даже его друзья с трудом верили в реальность его физических недугов, приписывая вместо этого его недуги чересчур активному воображению. Моя собственная теория состоит в том, что Гоголь страдал от синдрома раздраженного кишечника, который проявляется по-разному. Некоторые люди страдают запорами; другие диарея; некоторые, как Гоголь, страдают и тем, и другим. Во всех случаях СРК вызывает сильный дискомфорт и дистресс и может привести к инвалидности. Часто считается, что причиной этого состояния является эмоциональный конфликт или стресс, хотя, скорее всего, СРК является результатом как стресса, так и неправильного питания. В материалах Национального центра информации о заболеваниях пищеварения поясняется, что «многие люди сообщают, что их симптомы возникают после еды или в состоянии стресса. Сила реакции — спазм толстой кишки — часто связана с количеством калорий в еде и особенно с количеством жира в еде. Жир в любой форме (животный или растительный) является сильным стимулом сокращений толстой кишки после еды».

Жирность рациона Гоголя, вероятно, могла спровоцировать СРК — достаточно вспомнить его любимые макароны, насыщенные маслом и сыром, или его любимый гоголь-моголь со свежесбитым маслом. Даже когда Гоголь не готовил, его тянуло к сытной пище. Погодин сообщает, что на ежегодные именины Гоголя он обычно просил повара Купеческого клуба приготовить еду, потому что его еда была пожирнее — жирнее, чем у повара более известного Английского клуба. И переписка Гоголя, и мемуары его современников содержат достаточно свидетельств того давления, которое его привычки в еде должны были оказывать на его тело. А поскольку толстая кишка неразрывно связана с нервной системой, неудивительно, что желудочные расстройства Гоголя должны были вызвать нервные реакции, которые сами по себе стали невыносимыми. Как писал Гоголь Погодину из Рима:

Чтобы избавить свой желудок от всяких застарелых и неприятных излишеств и остатков московских обедов, я стал пить мариенбадские воды в Вене. … нервное пробуждение мое вдруг перешло в нервное раздражение. Все сразу бросилось мне в грудь. Я испугался. Я сама не понимала своего состояния. Я бросил свою работу, думая, что это все из-за отсутствия физических упражнений во время приема воды и из-за моего сидячего образа жизни. Я начал делать упражнения, и мне стало хуже. Моя нервная возбудимость чрезвычайно возросла, усилилась тяжесть в груди и давление, которого я никогда раньше не испытывал. К счастью, врачи установили, что у меня нет чахотки, что все это от желудочного расстройства, которое мешало пищеварению и вызывало необыкновенное раздражение нервов… Я впал в состояние болезненного уныния, которое совершенно неописуемо…

Тяжелые формы СРК могут вызывать отстранение от обычной деятельности, как это периодически случалось с Гоголем. Нас не должно удивлять, что воды курорта не вылечили его или что даже лучшие врачи не смогли помочь. Лекарства от СРК до сих пор не существует, и кроме рекомендуемой умеренности в питании — на что Гоголь, по-видимому, был неспособен по своему темпераменту — настоящего лечения не существует.

Хотя Гоголь был известным ипохондриком, за его тревогами скрывалось глубокое недоверие к общепринятому хорошему здоровью, которое, по его мнению, вело к бездумному образу жизни. Многие из его наиболее преувеличенно нарисованных персонажей имеют довольно звериный подход к жизни, провозглашая, как Генеральный инспектор Хлестаков, «Я люблю поесть», и проявляет далеко не утонченное поведение во время приема пищи. Хотя Гоголь воспевает этот беззастенчивый аппетит к жизни, признавая в жизненности способ бытия, совершенно отличный от действительности его собственной жизни, он, тем не менее, остро сознавал, что здоровые люди слишком часто бывают беспечными, неспособными вообразить себя вне своих аппетитов и в другой жизни. , более вдумчивый, образ жизни. На самом деле болезнь Гоголя, его внутреннее чутье питали его искусство. Его источник мучений — его аппетит — стал его вдохновением, его музой, превратившей в литературу голод, охвативший все его существо. Его гурманство говорило о чем-то большем, чем простое физическое желание; его голод был экзистенциальным, и его нелегко было удовлетворить. Неудивительно поэтому, что как только персонажи «Старосветских помещиков» потеряли аппетит к жизни, они не могут продолжать есть и впоследствии умирают — поведение, отраженное в собственной смерти Гоголя двадцать лет спустя. Измученный неуверенностью в себе, Гоголь больше не мог есть. Вместо этого, после многих лет желудочных и душевных страданий, он создал себе состояние духовной благодати, которого он мог достичь только посредством голодания. Победив аппетит, своего демона, Гоголь позволил своему духу восторжествовать над низменными потребностями своего тела.

Под влиянием отца Матвея Константиновского, ревностного, в высшей степени недоброжелательного деятеля, ставшего его духовным наставником, Гоголь стал отказываться от еды в феврале 1852 года, во время Масленицы (русской Масленицы), целой недели веселья и баловства. когда русские традиционно наедаются перед Великим постом. Пытаясь очистить тело и душу, он совершил добровольное покаяние, своего рода святую анорексию.

Подробности последующей кончины Гоголя переносят нас в область его самых фантасмагорических рассказов. В своих письмах, записках и воспоминаниях близкие писателя сообщают, что аппетит не покидал его до самого конца, и из-за него он сильно страдал. Гоголь разрешил врачам давать ему только воду, смешанную с несколькими каплями вина. По мере того как он слабел, его пытались кормить, разбавляя жидкость супом, но он редко соглашался ее проглотить. Еда, которая раньше была вне его контроля из-за его ненасытного аппетита, теперь стала источником контроля; через воздержание Гоголь, наконец, приблизился к мистическому состоянию, к состоянию благодати.

Набоков отметил «любопытную физическую сторону гоголевского гения. Живот — красавица его рассказов, нос — их красавица». В конце жизни желудок Гоголя так сморщился, что, ощупывая его, врачи с ужасом ощупывали его позвоночник. Из его носа — органа, пробуждавшего его аппетит, его вдохновение — свисали семь пиявок. Ему на голову положили пакеты со льдом; горячие горчичники обожгли ему ноги. В конце концов его кишечник перестал функционировать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *