В.Соломин: Монолог Чацкого («Горе от ума», 1977)
Вход / Регистрация
Монолог Чацкого («Горе от ума», 1977) — «А судьи кто?» (исполнитель: В.Соломин)
Фамусов: - Позвольте баютшка, вот Чацкого, мне друга, Андрея Ильича покойного сынок. Он не служит, ну, то есть он пользы не находит, а захоти - так был бы деловой. Жаль, очень жаль. Он малый с головой и славно пишет, переводит. Нельзя не пожалеть, что с этаким умом... Чацкий: - Нельзя ли пожалеть о ком-нибудь другом? И похвалы мне Ваши досаждают. Фамусов: - Не я один, все также осуждают. Чацкий: - А судьи кто? - За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма; Всегда готовые к журьбе, Поют все песнь одну и ту же, Не замечая об себе: Что старее, то хуже. Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве, И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты.Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен, Для замыслов каких-то непонятных, Дитей возили на поклон? Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменил борзые три собаки!!! Или вон тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?! Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!! Вот те, которые дожили до седин! Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи! Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется - враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, - Они тотчас: разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем! опасным!! - Мундир! один мундир! он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть; Но кто б тогда за всеми не повлекся? Когда из гвардии, иные от двора Сюда на время приезжали, - Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали!
Послушать/Cкачать эту песню
Mp3 320kbps на стороннем сайте
У нас недавно искали песни:
Артем татищевский-10 декабря
Аэропорты вокзалы
F(x) —
Es im
Гимн росси
Oasis wonderwall
The beatles rock
Дэвид
2020 © Tekstovoi.
Ru Тексты песен
ГДЗ Русский язык 7 класс Часть 2 Львова. § 31 Задание 642 Спишите, раскрывая скобки. Морфологический разбор выделенных слов – Рамблер/класс
ГДЗ Русский язык 7 класс Часть 2 Львова. § 31 Задание 642 Спишите, раскрывая скобки. Морфологический разбор выделенных слов – Рамблер/классИнтересные вопросы
Школа
Подскажите, как бороться с грубым отношением одноклассников к моему ребенку?
Новости
Поделитесь, сколько вы потратили на подготовку ребенка к учебному году?
Школа
Объясните, это правда, что родители теперь будут информироваться о снижении успеваемости в школе?
Школа
Когда в 2018 году намечено проведение основного периода ЕГЭ?
Новости
Будет ли как-то улучшаться система проверки и организации итоговых сочинений?
Вузы
Подскажите, почему закрыли прием в Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино»?
Как выпонить задание?
1.
Спишите, раскрывая скобки и объясняя правописание частиц
со словами. Сделайте вывод.
1) Поди(ка) ты сюда, присядь(ка) ты со мной. (А. Пушкин) 2) Степан (не)решился(таки) идти прямо в усадьбу. (М. Салтыков-Щедрин)3) Вот(с) Ча́цкого, мне друга, Андрея Ильича покойного сынок. (А. Грибоедов) 4) Нельзя(ли) пожалеть о ком(нибудь) другом? (А. Грибоедов)5) Неуже(ли) вы захотите со мной поссориться (не)на шутку? (А. Пушкин ) 6) Уже(ль) мне скоро тридцать лет? (А. Пушкин) 7) Так(таки) брат к тебе и вошёл? (И. Тургенев) 8) Письмецо было вежливое, но
Проведите морфологический разбор выделенных слов.
ответы
Выполнение задания. Правописание частиц
1) Поди-ка ты сюда, присядь-ка ты со мной.
2) Степан не решился-таки идти прямо в усадьбу. 3) Вот-с Чацкого, мне друга, Андрея Ильича покойного сынок. 4) Нельзя ли пожалеть о ком-нибудь другом? 5) Неужели вы захотите со мной поссориться не на шутку? 6)Ужель мне скоро тридцать лет? 7) Так-таки брат к тебе и вошёл? 8) Письмецо было вежливое, но всё-таки решительное и немногословное. 9) Но хоть и велик был соблазн, я таки успел побороть себя. 10) В последние дни погода была довольно-таки сырая.
Морфологический разбор
Нельзя ли пожалеть о ком-нибудь другом?
О ком-нибудь
I. Местоим.; указывает на предмет.
II. Н. ф. — кто-нибудь.
1. Постоян. призн.: неопредел., мест.-сущ.
2. Непост. призн.: употреб. в форме П. п.
III. Дополнение.
Ужель мне скоро тридцать лет?
Мне
I. Местоим.; указывает на предмет.
II. Н. ф. — я.
1. Постоян. призн.: личное, мест.-сущ., 1 лицо.
2. Непост. призн.: употреб. в форме ед.
ч., Д. п.III. Дополнение.
Письмецо было вежливое, но всё-таки решительное и немногословное.
Всё-таки
1. Частица; не явл. членом предл.; усиливает значение прилагат. решительное.
II. 1. Неизм.
2. Смысл., усилит.
3. Сложн.
Но хоть и велик был соблазн, я таки успел побороть себя.
Велик
I. Прилаг., общ. грам. знач. — признак предмета.
II. Н. ф. — великий.
1. Пост. призн.: качеств.
2. Непост. призн.: употр. в форме полож. ср. ст., крат., м. р., ед. ч.
III. Сказуемое.
Себя
I. Местоим.; указывает на предмет.
II. Н. ф. — себя.
1. Постоян. призн.: возврат., мест.-сущ.
2. Непост. призн.: употреб. в форме Р. п.
III. Дополнение.
ваш ответ
Можно ввести 4000 cимволов
отправить
дежурный
Нажимая кнопку «отправить», вы принимаете условия пользовательского соглашения
похожие темы
Иностранные языки
ЕГЭ
Сочинения
Стихи
похожие вопросы 5
ГДЗ.
Знаете как сделать ?
Измените строение предложений, соединив в них однородные
члены попарно. Запишите. Выразительно (Подробнее…)
ГИАРусский язык7 классЛьвова С.И.
ГДЗ.Русский язык.7 класс.1 часть.С.И.Львова.§13. Сочетание разных типов речи в тексте.Задание 367.Выпишите слова и словосочетания.
Кто знает так сделать ?
Сначала спишите первые два абзаца,
вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. (Подробнее…)
ЕГЭРусский язык7 классЛьвова С.И.
Задание 1 Наши проекты. Похвальное слово знакам препинания. Русский язык.4 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. ГДЗ
Какими знаками можно ответить на вопросы???
1. Вспомните употребление знаков препинания:
а) какие знаки препинания (Подробнее…)
Русский языкКанакина В.
П.Горецкий В.Г.4 класс
Хело! Помогите решить уравнение! Вариант 13. Часть 1. Задание 4. ОГЭ 36 вариантов ответов по Математике 9 класс Ященко.
Решите уравнение 5х2+ 20х = 0.
Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите меньший из корней.
ГДЗМатематикаОГЭ9 классЯщенко И.В.
Вариант 13. Часть 1. Задание 12. ОГЭ 36 вариантов ответов по Математике 9 класс Ященко. Найдите расстояние от точки до середины отрезка
На клетчатой бумаге с размером клетки 1×1 отмечены три точки: А, В и С. Найдите расстояние от точки А до середины отрезка ВС.
(Подробнее…)
ГДЗМатематикаОГЭ9 классЯщенко И.В.
Текст песни Чацкого
Как выучить монолог Чацкого «Кто судьи..?» Как выучить монолог Чацкого «Кто судьи..?»
- возможно ли выучить его за вечер? Завтра спросят.
- Записать отрывок на диктофон и много раз прослушать — после 20-го отскакивает как от зубов, гарантирую.

- ходить по комнате и учить. Я тоже преподавал в свое время.
- Распечатать можно, но нет возможности — переписать (копирование текста — один из способов его запоминания), а потом выучить с компьютера.
А судьи кто? — За древность лет
Их вражда непримирима к вольной жизни,
Суждения черпаются из забытых газет
Времена Очаковских и покорения Крыма;
Всегда готов играть
Все поют одну песню
Не замечая про себя:
Чем старше, тем хуже.
Где, скажите нам, отцы отечества, *
Какие взять на пробы?
Разве они не богаты на грабеже?
Нашли защиту от суда в друзьях, в родстве,
Великолепные палаты построены Где пиршествами и расточительностью заливаются,
И где не воскресят иностранные клиенты *
Самые гнусные черты прошлого.
А кто в Москве не затыкался
Обеды, ужины и танцы?
Не та ли ты, к кому я еще от пелены,
За какие-то непонятные замыслы,
Ребенка на поклон взяли?
Тот Нестор* знатных злодеев,
Толпа, окруженная слугами;
Ревнивые, они в часы вина и дерутся
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
Променял на них трех борзых!! !
Или тот другой, что на затеи
На крепостной балет возил во многих кибитках
От матерей, отцов отвергнутых детей? !
Сам умом погрузился в Зефиры и Амуры,
Заставил всю Москву дивиться их красоте!
Но должники* не согласились на отсрочку:
Амуры и Зефиры все
Распроданы по одному!! !
Вот кто дожил до седых волос!
Вот кого уважать надо без людей!
Вот наши строгие судьи и судьи!
Теперь пусть один из нас,
Молодых, есть враг исканий,
Не требующий ни мест, ни чинов,
В науку вонзит ум, жаждущий знаний;
Иль сам Бог в душе лихорадку возбудит
К творчеству, высокому и прекрасному, —
Им тотчас: грабеж! Огонь!
И он будет известен как мечтатель! опасный! ! —
Туника! одна униформа! он в их прежней жизни
Когда-то приютившиеся, вышитые и прекрасные,
Их слабость, убожество разума;
И мы следуем за ними в счастливый путь!
И у жен, дочерей — такая же страсть к мундирам!
Я сама давно отказалась от нежности к нему? !
Теперь я не могу впасть в эту ребячливость;
Но тогда кто бы не занимался всеми?
Когда из караула другие со двора
Пришли сюда ненадолго, —
Кричат бабы: ура!
И шапки в воздух бросали!
Так говорит Господь.
.!
«ЗАКОН — (КАНОН…), СВЯТАЯ и СВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ И ПРАВО И БЛАГ»., Господь наставляет Свою Церковь, через брата нашего Апостола Павла.. (КАНОН, — РИМ 7:12).
И посему, всякое слово и дело, противоречащее ЗАКОНУ — (СВЯТОМУ БОЖЬЕМ…), — есть — ЗАЩИТА БОЖЬИХ МЕЛЕЙ..!
Так говорит Господь..!
«Избери себе.., мудрых, разумных и испытанных мужей..,
И Я дал повеление судьям твоим в то время, говоря: Слушайте братьев ваших и судите справедливо, и брата, и брата, и странника его;
не различай на суде лиц, ни малых, ни великих, слушай: не бойся лица человеческого, ибо суд есть дело Божие»…, говорит Господь.. (КАНОН, — Втор. 1 , 13 — 17).
Не оскверняйте НЕПОСЛУШАНИЕМ, — Божиих святынь.., — «ибо непослушание есть тот же грех, что и волшебство, и противление есть то же, что и идолопоклонство».., говорит Господь.. (КАНОН , -1 Царств 15:23).
«Не делай неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лице великого; суди ближнего твоего по правде»… говорит Господь .
. (КАНОН, — Левит 19, 15).
«Горе тем, которые зло называют добром, а добро злом, тьму почитают светом, а свет тьмою, горькое почитают сладким, а сладкое горьким!
Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед собой..,
кто за дары оправдывают виновных и лишают правых!
Поскольку огонь пожирает солому, а пламя пожирает сено, то корень их сгниет, и цвет их рассеется, как пыль; потому что они отвергли закон Господень».. (КАНОН, — Исайя 5, 20 — 24).
ПОМНИТЕ ДО КОНЦА СВОИХ ДНЕЙ, — (пока живы…), — НА ЗЕМЛЕ, ПРОШЕДШЕМ БЕЗЗАКОНОМ..!
Бог сотворил человека.. — по Своему образу и по Своему подобию..!
Образ, — Бог есть Дух…, — его определяет духовная сущность человека, — (мысли, слова, дела…), как человека..!
Подобие, — Бог, — Творец всего сущего..!
Жизнь человека.., — творческий процесс..!
Отсюда, (по крайней мере…), следует, что все человеческие проблемы имеют духовную природу..!
Попытка решения проблем — нарушение Закона, по которому Господь Бог, (судья живых и мертвых.
. КАНОН, — Лк. 16, 19 — 31), — судит живущих на земле, — приводит к гибели. .!
И все победы преступников ведут их к поражению.., —
Ибо, ВСЁ.., — Господь сделал ради Себя; и даже наблюдает за нечестивым в день бедствия.. (КАНОН, — Пс. 16, 4).
«Начало мудрости — страх Господень; верный ум для всех, кто соблюдает Его заповеди. Его хвала пребудет вовеки».. (КАНОН, — 110 — 10).
Ибо нет — мудрости, и нет разума, и нет совета противного Господу.. (КАНОН — Притчи 21, 30).
«Бог судья праведный, и Бог строго взыскивающий каждый день,
если кто не применяет.
готовит ему сосуды смерти».. (КАНОН, — Псалом 7, 12-14),
И кто проклят, — (вопреки Господу…), — на плоть надеясь, — (мудрость , богатство и человеческую силу…), оскверняет святыни Божии — нарушает заповеди.., — перстом Божиим написано.. (КАНОН, — Исх. 31, 18)…
КТО СКРЫВАЛ СВОИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, НЕ ИМЕЕТ УСПЕХА, А КТО УЗНАЕТ И ОСТАВИТ ИХ, БУДЕТ ПОРНО! ! !
(КАНОН — Притчи 28-13).
КАНОН — ЗАКОН.., на основании которого Господь Бог.., (в — ИСТИННЫЙ Законодатель и Судия.. КАНОН, — Иакова 4:12…), живые и мертвые.., судит живущих на земля.., это есть ЗАКОН.., о котором Господь говорит.., богатому человеку.., пошедшему в ад.., читай.., — «КАНОН, — Луки 16. 19 — (29 ) — 31? …
«ИХ, — (среди живущих на земле…), ИМЕЮТ МОИСЕЙ — (ЗАКОН — КАНОН.., — Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие…), И ПРОРОКИ, — (Дух Христов в них… КАНОН, — 1 Петра 1, 11…), ДА СЛУШАЮТ.., говорит Господь.. (КАНОН, — Лк. 16:29)
И это явно указывает на то, что за чертой между жизнью и смертью.. Бога не интересует ваша национальность… или, как вы себя назвали.., христианин или мусульманин, коммунист или атеист, или просто .., — «человек разумный»
Бог, не спросит тебя.. о твоем положении в обществе, о твоих званиях и наградах.. потому что Бог сердцевидец.., знает человека.., — абсолютно..!
И потому на суд Божий… мундир с наградами надевать… — незачем..
.
«Ибо кто вас отличает?
Что у тебя есть, чего ты не получил? А если получил, то хвалишься, как будто не получил. «…, говорит Господь.. (КАНОН, -1 Коринфянам 4:7.)
«Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди..,
не убивай; не прелюбодействуй; не кради ; не лжесвидетельствуй;
чти отца и мать; и: возлюби ближнего твоего, как самого себя».., говорит Господь.. (КАНОН, — Мф. 19, 17 — 19).
«Ум прав со всеми соблюдающие Его заповеди».. (КАНОН, — ПСАЛТЕРЬ 110, 10)!
«И горе тому, кто нарушает заповеди ЗАКОНА»… говорит Господь…
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господин! », войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господин! Разве мы не пророчествовали от Твоего имени? и не твоим ли именем бесов изгоняли? и не от твоего ли имени ты совершил много чудес?
И тогда я заявлю им: я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».. (КАНОН, — Мф. 7, 21 — 23)
Что такое беспредел.
.?
Это хоть что-то..то есть ПРОТИВ ЗАКОНА..!
Закон какой, может Конституция США.., или, очередная конституция.., СССР-РФ..?
Не..!
Для Бога.., — во все времена.., был только один ЗАКОН — КАНОН.., который Он, от творения, написал.. — в сердцах живущих на земле.. (КАНОН, — Рим. 2, 14-15), и давший Израилю (первенца Божия…), через человека Божия.., — пророка Моисея..!
Это именно тот.., — ЗАКОН.. о котором Господь говорит.., — тому, кто попал в ад.., богачу..! (КАНОН, — Луки 16, 29..,).
Поэтому так говорите и так поступайте, как те, кто подлежит суду по закону свободы.
П.С. «Пусть неправедный еще творит неправду; нечистый да сквернится еще; праведник да творит правду еще, и святой да освящается снова.
Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.
Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.
Блаженны те, кто соблюдает Его заповеди, дабы они могли иметь право на древо жизни и войти в город воротами.
А вне там псы и чародеи, и блудники, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду»..!
Так говорит Господь.. (КАНОН, Откр. 22, 11 — 15).
Меню артикулов:
Как известно, истина рождается в споре. Поэтому все произведения, в которых есть два противоборствующих лагеря, основанных на кастовом распределении или социальном неравенстве, представляют интерес для читателя. В комедии все персонажи четко разделены по социальному, общественному положению. С одной стороны Александр Чацкий, который критикует общество, указывает на то, что действия и устои, которыми они живут, неправильны.
Все остальные находятся на противоположной стороне, независимо от того, принимают ли они активное участие в отстаивании своей позиции или являются пассивными наблюдателями за развитием конфликта.
Критика поколений: куда идем и что ценим
Монолог «Кто судьи? ..» второго акта пятого явления основано не столько на отклике фамусовского общества, сколько направлено на широкую аудиторию, выходит за рамки романа, то есть ориентировано на читателя, зрителя в театре.
Это способствует изображению масштабности проблемы — антиморальной, лишенной благородства и благочестия — такова позиция не только фамусовского окружения, но и всего общества в целом. С помощью этого монолога Грибоедов показывает развитие конфликта. Именно здесь мы видим подробное описание всех пороков общества.
Пока Чацкий путешествовал, вольности красноречия остались в прошлом, высказывание мнения, отличного от коллективного, стало не только не модным, но и в какой-то степени неприличным. Времена декабристов ушли в прошлое и теперь речи, подобные этому монологу, зачитываются на тайных собраниях, поэтому подобные проявления в обществе становятся предметом насмешек.
Александр резко критикует старшее поколение, которое непримиримо относится к вольной жизни. Они грабили Отечество, набивали карманы деньгами и думали только об званых обедах, приемах и получении новых чинов.
Взаимные гарантии и бартер правят миром. Там, где этот принцип не работает, подключается новый — взяточничество.
Взятками покупаются даже иностранцы, не привыкшие к таким процедурам.
Благородные дворяне зря тратят время. Они построили себе роскошные дома и то и дело устраивают там приемы и пиршества, малопригодные для развития общества и улучшения жизни.
Многие из них обзавелись собственными театрами, что является признаком небывалого благополучия в обществе, но, к сожалению, такие театры возникают не из любви к искусству, а потому, что это способ выделиться. Господа обращаются со своими крепостными как с товаром — легко продают их и забирают детей. Никто из крепостных не может быть уверен в благосклонности барина — сегодня он хвалит его за оказанные услуги, а завтра может обменять на гончих. Для Чацкого такое поведение унизительно, он искренне не понимает, почему только он замечает эти очевидные, по его мнению, вещи…
Преобладание службы в армии над другими видами деятельности
Особое внимание уделяет службе в армии.
Утверждая, что нет такого человека, который не носил бы униформу — иначе такой человек будет считаться изгоем. Да и сам он только недавно распрощался с этим одеянием и занимаемой должностью.
Удивительно, что не только мужчины с благоговением относятся к военным, для которых такая служба становится в первую очередь средством заработка, но и вызывает восхищение у представительниц женского пола.
Особенно обидно Чацкому, что за его мундиром часто скрываются нечестивые побуждения и дела. Эта приверженность военной службе понятна для Чацкого.
Военные всегда становятся предметом похвалы в обществе, женщины балуют их своим вниманием, а радостные возгласы не перестают звучать для них. Для таких людей не нужно быть красноречивым или уметь заинтересовать общество умной беседой. Для того, чтобы быть в центре внимания, достаточно просто надеть униформу.
Общество стремится восхищаться новыми открытиями, обсуждать гипотезы научных исследований, но при этом никто не понимает, что для того, чтобы сделать что-то значимое в науке, да собственно, как и в любом виде деятельности, необходимо это сделать на длительный период времени, а иногда и на всю жизнь.
Люди, имеющие предрасположенность к науке и желающие посвятить этому свою жизнь, не только игнорируются обществом, но и тут же стараются подавить их пыл и намерения, заставляя чувствовать себя изгоем. Та же участь постигнет и тех, кто решит служить Мельпомене, «в душе его сам бог возбудит лихорадку к искусствам творческим, возвышенным», окружающие испытывают отвращение к этому роду деятельности, и такой человек, решивший стать художник становится предметом насмешек. В результате такие люди оказываются перед непростым выбором – отказаться от дела, к которому у вас есть предрасположенность, или же пойти против общественного мнения и терпеть насмешки и упреки со стороны окружающих.
Несмотря на то, что многие аристократы, да и не только они, любят проводить время в театрах, читать книги, мысль о том, что кто-то должен их писать и что кто-то должен быть не дилетантом, для кого литературная деятельность хобби, а профессионал, для которого это будет ежедневная работа, чужд обществу. Способность не понимать таких простых истин смущает Чацкого.
С точки зрения теории литературы
Самые распространенные риторические вопросы в тексте: «Кто такие судьи?», «Разве они не богаты на грабеже?» Они способствуют осознанию катастрофы, происходящей в сознании интеллигенции.
Присутствующие в монологе метафоры помогают более ярко передать суть высказывания: «все поют одну песню» — придерживаются одних принципов; «черты не воскресят» — не вызовут обновления прежних начал в обществе; «Не затыкайте рта» — говорит о том, что хороший прием может стать поводом для умалчивания о некоторых несправедливостях, взяточничество помогает решить многие трудные вопросы по-легкому.
Для выражения противоречий, выдвинутых обществом, Грибоедов использует противоречия. Мундир противостоит бедности и нравственному падению, вольная жизнь — враждебному отношению, а благородные дела по спасению жизней равносильны обмену на гончих.
Итак, монолог «Кто судьи?..» знаменует собой развитие конфликта. Александр указывает, что лица, рискнувшие противоречить общепринятым устоям, изгоняются из общества — окружающие с ужасом наблюдают за деятельностью таких людей, они для них как бельмо на глазу.
Чацкий утверждает, что общество уже вымирает — обман, ложь, подхалимство, предвзятость обычны, естественны и, к сожалению, являются идеалами и примерами для подражания, а то, что действительно полезно, вызывает отвращение.
А судьи кто? (значение) — употребляется как сомнение в том, что те, кто высказывают свое мнение по какому-либо вопросу, достойны того, чтобы о нем судили.
Фамусов (Чацкому)
Эй, завяжи узелок на память;
Прошу молчать, сервис не очень.
(в Скалозуб)
Прости меня, отец. Вот Чацкий, мой друг,
Покойный сын Андрея Ильича:
Он не служит, то есть не находит в том никакой пользы,
Но если бы ты захотел, то по-деловому.
Жалко, жалко, он с головой маленький;
И пишет и переводит хорошо.
Нельзя не пожалеть, что с таким умом…
Чацкий
Разве ты не можешь пожалеть кого-то другого?
А твои похвалы меня раздражают.
Фамусов
Не я один, все тоже осуждают.
А судьи кто? — Для
лет древностиИх вражда непримирима к свободной жизни,
Суждения составлены из забытых газет
Времена Очаковских и покорения Крыма;
Всегда готов к игре
Все они поют одну и ту же песню
Не замечая за собой:
Чем старше, тем хуже.
Где? покажите нам, отцы отечества,
Какие взять для проб?
Разве они не богаты на грабеже?
Нашли защиту от суда в друзьях, в родстве,
Великолепные палаты построены
Где разливаются в пирах и расточительности,
И где иностранные клиенты не воскреснут
Самые гнусные черты прошлого.
А кто в Москве не затыкался
Обеды, ужины и танцы?
Не та ли ты со мной из пелены,
Для каких-то непонятных планов,
Ребёнка брали на поклон?
Заставили восхищаться своей красотой всю Москву!
Но должники не согласились на отсрочку:
Амуры и Зефиры все
Поштучно распродано!!!
Вот кто дожил до седых волос!
То есть уважать кого надо без людей!
Вот наши строгие судьи и судьи!
Теперь пусть один из нас,
Среди молодежи есть: враг поиска,
Не требует ни мест, ни продвижения по службе,
В науке он застрянет умом, жаждущим знаний;
Или сам Бог возбудит в его душе лихорадку
К творчеству, высокому и прекрасному, —
Они немедленно: ограбление! Огонь!
И он будет известен как мечтатель! опасный !! —
Туника! одна униформа! он в их прежней жизни
Когда-то приютившийся, вышитый и красивый,
Их слабость, убожество разума;
И мы следуем за ними в счастливый путь!
И у жен, дочерей такая же страсть к мундирам!
Я сама давно отказалась от нежности к нему?!
Теперь я не могу впасть в эту ребячливость;
Но тогда кто бы не занимался всеми?
Когда от охраны, другие от суда
Они пришли сюда ненадолго:
Женщины кричали: ура!
И шапки в воздух бросали! »
Примеры
Булат Окуджава
«Путешествие любителей (Из записок лейтенанта в отставке Амирана Амилахвари)», 1971-1977:
» — А судьи кто? фон Мюфлинг с пафосом спросил с небес.
Ах, судьи… — сказал доктор, весь скривившись, и глаза его наполнились слезами, — ваш сарказм, батюшка, не действует, ибо говорю не как судья, а как потерпевший, вот так . »
Примечания
1) является главным героем произведения. Молодой дворянин, сын покойного друга Фамусова — Андрея Ильича Чацкого. Чацкий и Софья Фамусова любили друг друга.
2) московский дворянин среднего чина. Работает менеджером в официальном месте. Он был женат, но его жена умерла вскоре после родов, оставив жене единственную дочь Софью. Фамусов дружил с покойным отцом Чацкого.
3) Времена Очаковских и завоевания Крыма — крепость и город Очаков были взяты русскими войсками 6 (17) декабря 1788 г. в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Общее командование штурмом осуществлял князь Потемкин, армией командовал полководец (1730 — 1800). По Ясскому мирному договору 179 г.1 крепость отошла к России.
4) Нестор (ок. 1056-1114) — древнерусский летописец, монах Киево-Печерского монастыря.
Комедия «Горе от ума» написана А. Грибоедовым после Отечественной войны 1812 года, то есть в период, когда в жизни России происходили глубокие общественно-политические перемены.
Своим творчеством Грибоедов откликнулся на самые насущные вопросы современности, такие как крепостное право, личная свобода и независимость в мыслях, состояние просвещения и образования, карьеризм и уважение к чинам, преклонение перед чужой культурой. Идеологический смысл «Горя от ума» состоит в противопоставлении двух образов жизни и мировоззрений: старого, феодального («век минувший») и нового, прогрессивного («век нынешний»).
«Век нынешний» представлен в комедии Чацкого, который является идеологом новых взглядов, выражает свое отношение ко всему происходящему в обществе. Именно поэтому столь важное место в пьесе занимают монологи главного героя. Они раскрывают отношение Чацкого к основным проблемам современного общества. Его монологи также несут большую сюжетную нагрузку: они появляются в пьесе в критические моменты развития конфликта.
Первый монолог встречаем уже на выставке. Начинается оно словами «Ну что твой отец?..», и в нем Чацкий характеризует московские нравы. Он с горечью отмечает, что за время его отсутствия в Москве ничего существенно не изменилось. И здесь он впервые заводит разговор о принятой в обществе системе воспитания. Дети русских дворян воспитываются иностранными гувернерами «в большем числе и за меньшую цену». Подрастающее поколение растет в убеждении, что «без немцев нам нет спасения». Чацкий насмешливо и в то же время с горечью отмечает, что для того, чтобы слыть образованным в Москве, надо говорить на «смесь французского и нижегородского языков».
Второй монолог («И, верно, мир начал глупеть…») связан с началом конфликта и посвящен противостоянию «века нынешнего» и «века минувшего». ». Этот монолог ведется в спокойном, слегка ироничном тоне, что психологически оправдано. Чацкий любит дочь Фамусова и не хочет раздражать ее отца. Но Чацкий не хочет поддакивать Фамусову, оскорбляющему его самолюбие, его взгляды вольнодумца.
Причем этот монолог вызван нравственными поучениями отца Софьи, его советами, как сделать карьеру, используя опыт незабвенного дяди Максима Петровича.
Чацкий с этим категорически не согласен. Весь обвинительный смысл слов главного героя заключается в том, что он пытается объяснить Фамусову разницу между двумя историческими периодами, прошлым и настоящим. Екатерининская эпоха, вызывающая у Фамусова такое умиление, Чацкий определяет как «век покорности и страха». Чацкий считает, что сейчас такие времена, когда нет людей, желающих «смешить людей, смело жертвовать затылком». Он искренне надеется, что приемы и методы дворян екатерининского времени ушли в прошлое, а новый век ценит действительно честных и преданно служащих делу людей, а не отдельных личностей:
Хотя везде есть охотники на одно и то же,
Да, сегодня смех пугает и держит стыд в узде,
Недаром государи их не жалуют.
Третий монолог «Кто такие судьи?» — самый известный и яркий монолог главного героя.
Это происходит в момент развития конфликта в пьесе. Именно в этом монологе взгляды Чацкого получают наиболее полное освещение. Здесь герой ярко выражает свои антикрепостнические взгляды, что впоследствии дало критике возможность сблизить Чацкого с декабристами. Как отличается тон этого страстного монолога от мирных строк предыдущего! Приводя конкретные примеры проявления чудовищного отношения дворян к крепостным, Чацкий ужасается беззаконию, царящему в России:
Тот Нестор благородных негодяев,
Толпа, окруженная слугами;
Ретивые, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
Променял на них трех борзых!!!
Еще один барин продает своих крепостных актеров:
Но должники не согласились на отсрочку:
Амуры и Зефиры все
Распроданы по одному!
«Где, скажите, отцы отечества, // Что взять за образцы?» — горько спрашивает главный герой. В этом монологе слышна неподдельная боль человека, знающего цену «отцам отечества», которые «богаты на разбой» и ограждены от суда всей существующей системой: связями, взятками, знакомствами, должность.
Новый человек не может, по мнению героя, смириться с существующим рабским положением «умных, энергичных людей». И как можно смириться с тем, что защитники страны, герои войны 1812 года, господа имеют право на обмен или продажу. Чацкий ставит вопрос о том, должно ли существовать крепостное право в России.
Герой Грибоедов тоже возмущен тем, что такие «строгие судьи и судьи» преследуют всех свободолюбивых, освобождают и защищают только безобразных и беспринципных. В этом монологе героя слышится голос самого автора, выражающего его сокровенные мысли. И любой здравомыслящий человек, выслушав страстный монолог Чацкого, неизбежно должен прийти к выводу, что такого положения вещей не может быть в цивилизованной стране.
Другой монолог Чацкого начинается словами «В той комнате ничтожная встреча…» Он знаменует собой кульминацию и развязку конфликта. Отвечая на вопрос Софьи «Скажи, что тебя так злит?», Чацкий, как обычно, увлекается и не замечает, что его никто не слушает: все танцуют или играют в карты.
Чацкий говорит в пустоту, но в этом монологе затрагивает важную проблему. Его возмущает «француз из Бордо» как пример преклонения русских дворян перед всем иностранным. Со страхом и слезами он отправился в Россию, а потом обрадовался и почувствовал себя важным человеком, не встретив там «ни звука русского, ни лица русского». Чацкий обижается на то, что русский язык, национальные обычаи и культуру следует ставить гораздо ниже иностранных. Он иронически предлагает позаимствовать у китайцев «мудрое… невежество иностранцев». И продолжает:
Поднимемся ли мы снова от иностранного господства моды?
Чтоб народ наш умный, весёлый
Хотя по языку он нас немцами не считал,
Последний монолог приходится на развязку сюжета. Чацкий говорит здесь, что он никогда не сможет смириться с обычаями и порядками фамусовской Москвы. Его не удивляет, что это общество людей, панически боящихся всего нового и передового, объявляет его сумасшедшим:
Вы правы: он выйдет из огня целым и невредимым,
Кто успеет остаться с тобой,
Вдохнет воздух один
И в нем уцелеет разум.
Итак, Чацкий ушел из дома Фамусовых оскорбленный и разочарованный, И все же он не воспринимается как побежденный человек, неудачник, потому что сумел остаться верным своим идеалам, остаться самим собой.
Монологи помогают нам понять не только характер главного героя. Они рассказывают нам о порядках, существовавших в то время в России, о надеждах и чаяниях передовых людей того времени. Они имеют значение как в смысловом, так и в структурном построении пьесы. Думающим читателям и зрителям обязательно стоит задуматься над основными проблемами российского общества времен Грибоедова, многие из которых актуальны и сегодня.
И судьи, которые учат. Текст песни представляет собой монолог «а кто судьи». Преобладание военной службы над другими видами деятельности
А судьи кто?
А судьи кто?
Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795-1829). Слова Чацкого (акт. 2, явл. 5).
А судьи кто? за древность
К вольной жизни их вражда непримирима,
Суды черпают из забытых газет
Времена Очакова и завоевание Крыма.
О неуважении к мнению авторитетов, которые ничем не лучше тех, кого эти судьи пытаются обвинить, раскритиковать и т.п.
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003 .
А судьи кто?
Цитата из комедии А.С. Грибоедов «Горе от ума» (1824), д. 2, явл. 5, слова Чацкого:
А судьи кто? — За древность лет К вольной жизни их вражда непримирима, Суждения черпаются из забытых газет времен Очакова и покорения Крыма.
Словарь крылатых слов. Плутекс. 2004
Смотреть что такое «Кто такие судьи?» в других словарях:
Ср. Не я один все осуждаю (Фамусов). пер. «Кто судьи?» Грибоидов. Горе от Разума. 2, 5. Чацкий. Ср. Ничтожный суд Толпы, в решениях предвзятый, И ветреный и несогласный. Жуковский. См. улица… Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Ср Не я один тоже осужден.
(Фамусов). Ср. А судьи кто? Грибоедов. Горе от ума. 2, 5. Чацкий. Ср. Незначителен суд Толпы, в решениях предвзятой, И ветреной и несогласной. Жуковский. См. улица… Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
А судьи кто? — крыло. сл. Цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), д. 2, явл. 5, слова Чацкого: А судьи кто? За древность лет К вольной жизни их вражда непримирима, Суждения черпаются из забытых газет времен Очакова и покорения Крыма… Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Жанр Драма В ролях Мария Шукшина Игорь Гордин Константин Юшкевич Алена Хмельницкая Михаил Ремизов Юлия Авг Виктория Лукина Марина Правкина Александр Нестеров Владимир Фоков … Википедия
Основные понятия иудаизма Портал иудаизма … Википедия
Основные понятия иудаизма Портал иудаизма … Википедия
Это название в разных странах носят мало похожие учреждения. В Англии судьи были созданы при Эдуарде III (1360 г.
) как единственная инстанция, призванная охранять общественный покой. Постепенно расширяясь, их компетенция уже в XV в. охватил все… Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрон
— … Википедия
Жизнь и времена судьи Роя Бина Жанр Комедия Романтика Вестерн-экранизация Режиссер Джон Хьюстон … Википедия
Книги
- Кто есть кто в еврейской Библии От Авагты до Яэли, Мандель Д.. «Кто есть кто в еврейской Библии» представляет собой обширный биографический справочник, содержащий более 3000 имен библейских героев: среди них патриархи и праматери, пророки, судьи и…
Здравствуйте пользователи ресурса сайт — сегодня предлагаем вашему вниманию текст песни. Вся информация, касающаяся имущественных прав, находится у владельца песни, информация на данном ресурсе предоставлена исключительно в ознакомительных целях.
А судьи кто? — За древность лет
К вольной жизни их вражда непримирима,
Суждения черпают из забытых газет
Времена Очаковских и покорения Крыма;
Всегда готов к взбиванию
Все они поют одну и ту же песню
Не замечая за собой:
Чем старше, тем хуже.
Где, покажите нам, отцы отечества, *
Что взять за образцы?
Разве они не богаты на грабеже?
Защиту от суда нашли в друзьях, в родстве,
Великолепные строительные покои,
Где они переполнены в пиршествах и расточительности,
И где не воскреснут иностранные клиенты *
Низчайшие черты былой жизни.
Да и кто в Москве рты не зажимал
Обеды, ужины и танцы?
Не та ли ты, к кому я еще с пеленок,
За какие-то непонятные намерения,
Детей на поклон взяли?
Та Нестор* знатных злодеев,
Толпа в окружении слуг;
Ревнивые, они в часы вина и драки
И честь и жизнь спасали не раз: вдруг
Променял на них трех борзых!!!
Или тот, что вон там, который для шалостей
Он возил в крепость балет на многих фурах
От матерей, отцов отвергнутых детей?!
Сам в Зефиры и Амуры мысленно погрузился,
Заставил всю Москву дивиться их красоте!
Но должники* не согласились на отсрочку:
Амуры и Зефиры все
Поштучно продано!!!
Вот те, кто дожил до седых волос!
Вот кого мы должны уважать в глуши!
Вот наши строгие ценители и ценители!
Теперь пусть один из нас
Из молодежи есть враг квестов,
Не требуя ни мест, ни чинов,
В науках он застрянет умом, жаждущим знаний;
Иль в душе его сам Бог возбудит жар
К творчеству, высокому и прекрасному, —
Им тотчас: грабеж! Огонь!
И они будут известны как мечтатели! опасный!! —
Униформа! одна униформа! он в прежней жизни их
Когда-то укрыт, вышит и прекрасен,
Их малодушие, разум бедность;
И мы следуем за ними в счастливый путь!
И у жен, дочерей — такая же страсть к мундиру!
Давно ли я отказалась от нежности к нему?!
Теперь я не могу впасть в эту ребячливость;
Но кого тогда не привлекали бы все?
Когда из караула другие со двора
Они пришли сюда ненадолго —
Женщины кричали: ура!
И шапки в воздух бросали!
Хотите быть в курсе музыкальных новостей и слушать/скачивать/читать тексты из горячих новинок 2017 и 2018 года прямо с компьютера, планшета, телефона?! Вы узнаете о громких премьерах и найдете тексты самых ожидаемых песен.
Мы расскажем вам обо всех словах во всех песнях, которые есть на российском рынке, чтобы вы ничего не пропустили. Предпочитаете домашний уют? На сайте можно читать тексты онлайн и хорошего вам настроения 🙂 !
Если вы хотите хорошо отдохнуть, отлично провести время и найти актуальную и полную информацию о песне, не обязательно переписывать песню по словам, все это вы найдете на нашем ресурсе — мы это сделали для тебя.
Добавьте этот сайт в закладки. Сочетание клавиш Ctrl+D.
А судьи кто? — За древность лет
К вольной жизни их вражда непримирима,
Суждения черпают из забытых газет
Времена Очаковских и покорения Крыма;
Всегда готовы сбить с толку
Все поют одну песню
Не замечая о себе:
Чем старше, тем хуже.
Где, покажите нам, отцы отечества, *
Что взять за образцы?
Разве они не богаты на грабеже?
Защиту от суда нашли в друзьях, в родстве,
Великолепные строительные покои,
Где они переполнены в пиршествах и расточительности,
И где не воскреснут иностранные клиенты *
Низчайшие черты былой жизни.
Да и кто в Москве рты не зажимал
Обеды, ужины и танцы?
Не та ли ты, к кому я еще с пеленок,
За какие-то непонятные намерения,
Детей на поклон взяли?
Та Нестор* знатных злодеев,
Толпа в окружении слуг;
Ревнивые, они в часы вина и драки
И честь и жизнь спасали не раз: вдруг
Променял на них трех борзых!!!
Или тот, что вон там, для розыгрыша
Он возил в крепость балет на многих подводах
От матерей, отцов отвергнутых детей?!
Сам в Зефиры и Амуры мысленно погрузился,
Заставил всю Москву дивиться их красоте!
Но должники* не согласились на отсрочку:
Амуры и Зефиры все
Поштучно продано!!!
Вот те, кто дожил до седых волос!
Вот кого мы должны уважать в глуши!
Вот наши строгие ценители и ценители!
Теперь пусть один из нас
У молодежи есть враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышений,
В науках он застрянет умом, жаждущим знаний;
Иль в душе его сам Бог возбудит жар
К творчеству, высокому и прекрасному, —
Им тотчас: грабеж! Огонь!
И они будут известны как мечтатели! опасный!! —
Униформа! одна униформа! он в прежней жизни их
Когда-то укрыт, вышит и прекрасен,
Их малодушие, разум бедность;
И мы следуем за ними в счастливый путь!
И у жен, дочерей — такая же страсть к мундиру!
Давно ли я отказалась от нежности к нему?!
Теперь я не могу впасть в эту ребячливость;
Но кого тогда не привлекали бы все?
Когда из караула, другие со двора
Пришли сюда ненадолго, —
Женщины кричали: ура!
И шапки в воздух бросали!
Кто судьи? За
лет В свободной жизни их вражда непримирима,
Суждения выводят из забытых Газет
Времена Очакова и покорения Крыма;
Всегда готов к бурбе
Песни все равно пою
Не замечая про себя:
Чем старше, тем хуже.
Где, покажи нам отцов Отечества, *
Что взять за пробы?
Не эти ли, грабят богачи?
Защита от суда, найденная у друзей, родственников,
Великолепная палата Соруда,
Где разливаются по бутылкам пиршества и расточительности
И где не поднимут иностранные заказчики *
Прошлая жизнь самых убогих черт.
А кто в Москве рты не зажимал
Обед, ужин и танцы?
Не кем ты желаешь видеть меня с одеждой
За идеи какие-то неясные,
Дней взял на поклон?
Нестор* злодеи знатные,
Окруженный толпой слуг;
Иди за борт, они вино и бой смотрят
И честь и жизнь спасали не раз: вдруг
Это феменильные борзые три собаки!!!
Или что еще, за строгий
На прибойный балет проехал на многих грузовиках
От матерей, отцов исключили детей?!
Сам ум погрузился в Сфиры и Амуры,
Заставил всю Москву восхищаться их красотой!
Но должники *не согласились на отсрочку:
Амуры и Зефирки все
Продано Единично!!!
Вот и дожили до седины!
Здесь нужно уважать, кто нас бросил!
Вот наши строгие ценители и ценители!
Теперь пусть один из нас
Из молодежи есть враг погони,
Не требует ни мест, ни чинов,
В науку он впарит ум, жаждущий знаний;
Или в сердце его сам Бог горячку возбудит
К творчеству, высокому и прекрасному, —
Им сразу: грабеж! Огонь!
И назовут мечтателем! опасный!! —
униформа! одна униформа! он остался в их хозяйстве
Когда-то приютившийся, вышитый и красивый,
Их умственная слабость, скудость ума;
А мы за них в чем-то рады!
И жены, и дочери — к его мундиру такая же страсть!
Я всегда даю ему отказ в любви?!
Теперь это мне по-детски не ходить;
А я тогда вообще не вел?
Когда от караула, другие со двора
Сюда идут —
Женщины кричат: ура!
И в воздух взметнулись чепчики!
Комедия «Горе от ума» — самое известное произведение Александра Грибоедова.
В ней он раскрыл много интересных и важных тем, дал оценку современникам. Автор ассоциирует себя с главным героем — Александром Чацким, именно в его репликах звучат мысли писателя. Основные мысли чаще всего звучат в монологах персонажа. Они играют очень важную роль в идейном смысле комедии. Во всем произведении шесть монологов, и каждый из них характеризует героя с новой стороны и развивает сюжет.
Один из 25 дураков
Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» показано, чем этот отрывок отличается от обычных речей персонажей. Высказывание главного героя выходит далеко за рамки ситуации, в которой он оказался, и предназначено оно не для «фамусного» общества, а для читателя. Этот монолог является едва ли не самым важным во всем произведении, поскольку в нем выражается развитие социального конфликта, и проявляется идейный смысл всей комедии.
Писатель создал некое подобие, в котором этот отрывок объясняется с психологической точки зрения как «контрудар». Но анализ монолога Чацкого «Кто судьи?» говорит, что он гораздо «шире» в своей идейной и художественной роли.
Александр Андреевич мог ограничиться колкими замечаниями и отбиваться ими от своих противников. Чацкий же хотел произнести обстоятельную обличительную речь. «Кто судьи?» — спрашивает главный герой Скалозуба и Фамусова, но его замечание в основном касается не их, а всего «фамусовского общества».
«Смех сквозь слезы»
Единственный разумный человек во всем произведении — один Александр Андреевич, он со всех сторон окружен дураками, и в этом беда главного героя. Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» показывает, что Александр Андреевич не может найти общий язык не с отдельными людьми, а со всем консервативным обществом. Реплики главного героя не делают его смешным, скорее, Скалозуб создает комическую ситуацию своей реакцией на ответ Чацкого. Читатель симпатизирует Александру Андреевичу, в этом случае комедия уже превращается в драму.
Оппозиция обществу
Анализ монолога Чацкого показывает, как трудно человеку прижиться в обществе, в котором царят иные настроения и идеи.
Грибоедов в своей комедии предупреждал читателей об изменениях, происшедших в кругах декабристов. Если раньше вольнодумцы могли спокойно выступать на балах, то теперь реакция консервативного общества усилилась. Декабристы замышляют, перестраивая деятельность обществ по новым правилам.
Анализ монолога Чацкого «А судьи кто?» показывает, что такая речь могла произноситься только на закрытых собраниях тайных обществ в кругу единомышленников, а не в гостиной хозяина. К сожалению, Александр Андреевич об этом не знает, так как в последние годы скитается и пребывает вдали от родины. Он не знает господствующих в обществе настроений, не знает о реакции властей и окружения на столь смелые речи, поэтому произносит свой монолог перед дураками, которые не хотят, да и не могут его понять.
А судьи кто? (значение) — употребляется как сомнение в том, что те, кто высказывают свое мнение по какому-либо вопросу, достойны судить о нем.
» Фамусов (к Чацкому)
Эй, завяжи узелок на память;
Прошу молчать, не большая услуга.
(для фугу)
Позвольте мне, отец. Вот Чацкий, мой друг,
Покойный сын Андрея Ильича:
Не служит, то есть не находит в том никакой пользы,
А если хотите: так дело и пойдет.
Жаль, жаль, он маленький с головой;
И пишет и переводит хорошо.
Нельзя не жалеть, что с таким умом…
Чацкий
Разве ты не можешь пожалеть кого-то другого?
А твои похвалы меня раздражают.
Фамусов
Не я один, все тоже осуждают.
А судьи кто? — За древность
летК свободной жизни их вражда непримирима,
Суждения из забытых газет
Времена Очаковских и покорения Крыма;
Всегда готов к работе
Все они поют одну и ту же песню
Не замечая за собой:
Чем старше, тем хуже.
Где? покажите нам, отцы отечества,
Что взять в качестве образцов?
Разве они не богаты грабежом?
Нашли защиту от суда в друзьях, в родстве,
Великолепные строительные камеры,
Где они переполнены пирами и расточительством,
И где зарубежные клиенты не воскреснут
Самые подлые черты прошлой жизни.
Да и кто в Москве рты не зажимал
Обеды, ужины и танцы?
Не та ли ты, кому я еще с пеленок,
За какие-то непонятные намерения,
Взяли ребенка на поклон?
Заставили восхищаться своей красотой всю Москву!
Но должники не согласились на отсрочку:
Амуры и Зефиры все
Поштучно распродано!!!
Вот те, кто дожил до седых волос!
Вот кого мы должны уважать в глуши!
Вот наши строгие ценители и ценители!
Теперь пусть один из нас
Из молодежи есть: враг квеста,
Не требующий ни мест, ни повышений,
В науках он застрянет умом, жаждущим знаний;
Или в его душе сам Бог возбудит жар
Творчеству, высокому и прекрасному,—
Они немедленно: ограбление! Огонь!
И они будут известны как мечтатели! опасный!! —
Униформа! одна униформа! он в их прежней жизни
Когда-то приютил, вышил и прекрасен,
Их малодушие, причина бедности;
И мы следуем за ними в счастливый путь!
И в жёнах, дочерях к мундирам такая же страсть!
Давно ли я отказалась от нежности к нему?!
Теперь я не могу впасть в это ребячество;
Но кого же тогда не привлекали бы все?
Когда от охраны, другие от суда
Зашел сюда ненадолго:
Женщины кричали: ура!
И шапки в воздух бросали!
Примеры
Булат Окуджава
«Путешествие любителей (Из записок лейтенанта в отставке Амирана Амилахвари)», 1971-1977:
» — А судьи кто? — с пафосом спросил фон Мюфлинг с небес.
Ах, судьи… — сказал доктор, весь скривившись, и глаза его наполнились слезами, — ваш сарказм, милостивый государь, не имеет силы, ибо я говорю не как судья, а как потерпевший, вот так.
Примечания
1) главный герой рассказа. Молодой дворянин, сын покойного друга Фамусова Андрея Ильича Чацкого. Чацкий и Софья Фамусова любили друг друга.
2) — московский дворянин средней руки. Служит управляющим в государственном месте. Он был женат, но его жена умерла вскоре после родов, оставив жене единственную дочь Софью. Фамусов дружил с покойным отцом Чацкого.
3) Времена Очаковских и завоевание Крыма — крепость и город Очаков взят русскими войсками 6 (17) декабря 1788 г. в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Общее командование штурмом осуществлял князь Потемкин, армией командовал полководец (1730 — 1800). По Ясскому мирному договору 1791 года крепость отошла к России.
4) Нестор (ок. 1056-1114) — древнерусский летописец, монах Киево-Печерского монастыря.





