мировоззрение, боги, быт и поселения ❶⓿⓿ Тут порядок!
В описании истории и быта древних славян до недавнего времени выделялись две полярные теории. Согласно первой, более академической, до того, как над русскими землями воссиял свет христианства, в диких степях и диких лесах жили довольно дикие люди-язычники. Они, конечно, что-то там пахали, сеяли и строили, но в отрыве от некоей мировой цивилизации, ушедшей далеко вперёд. Принятие христианства ускорило развитие славян, но уже имевшееся отставание преодолеть невозможно. Поэтому необходимо прекратить искать какой-то собственный путь. Нужно развиваться, повторяя путь цивилизованных стран.
Вторая точка зрения возникла, скорее всего, как реакция на первую, во многом являющуюся пренебрежительной (если не хочется употреблять слово “расистской”). Согласно сторонникам этой теории, славяне создали первый язык, от которого произошли все остальные. Славяне покорили весь мир, о чём говорят славянские корни географических названий во всех уголках земного шара и т. п.
Истина, вопреки распространённой поговорке, не лежит посередине. Славяне развивались примерно так же, как и остальные народы, но под большим влиянием природных и географических факторов. К примеру, предметом гордости многих исследователей является русский лук. Составленный из нескольких частей, он намного мощнее и точнее прославленного Робин Гудом и битвой при Креси английского лука. Однако в лесистой тогда Англии лук, бьющий на 250 метров, был нужен только для состязаний. А в степной части Руси нужен был лук дальнобойный. Даже такая мелочь, как разные луки говорят не о способностях народов к развитию, а о разных условиях существования. Они весьма сильно влияли на образ жизни и религиозные верования разных народов.
Необходимая оговорка: “славяне” – очень общее понятие. Учёные объединили под этим названием десятки народов, при этом откровенно признавая, что общим у этих народов, да и то с оговорками, может быть только начальный язык. Строго говоря, русские узнали о том, что и они, и болгары, и чехи, славяне только с развитием лингвистики да ростом политического самосознания народов в XVIII – XIX веках. Поэтому не имеет смысла говорить о каких-то общих чертах у всех славянских народов. Приведённые в этой подборке факты касаются славян, проживавших на территории нынешних Белоруссии, Украины и Европейской части России. По классификации лингвистов это восточные славяне.
1. Древние славяне имели весьма стройную систему, объясняющую, пусть и на достаточно примитивном уровне, устройство мироздания. Мир, по их верованиям, похож на яйцо. Земля – желток этого яйца, окружённый оболочками-небесами. Таких небесных оболочек 9. Особые оболочки имеют Солнце, Луна-Месяц, облака, тучи, ветры и другие небесные явления. У седьмой по счёту оболочки нижняя граница почти всегда твёрдая – в этой оболочке содержится вода. Иногда оболочка раскрывается или прорывается – тогда идёт дождь разной интенсивности. Где-то далеко-далеко растёт Мировое древо. На его ветвях произрастают экземпляры всего живущего на земле, от мелких растений до огромных животных. Туда же, в крону древа, отправляются осенью перелётные птицы. Как вариант – на небесах есть Остров, на котором живут растения и животные. Захотят небеса – ниспошлют людям зверей и растений. Будут люди плохо относиться к природе, пусть готовятся к голоду.
2. Обращение “Матушка-Земля” – также из верований древних славян, в которых Небо было отцом, а Земля – матерью. Отца звали Сварог или Стрибог. Именно он подарил людям, до того жившим в каменном веке, огонь и железо. Землю же называли Макошь или Мокошь. Достоверно известно, что она была в пантеоне славянских божеств – идол стоял в Киевском капище. Но вот чему именно покровительствовала Макошь, является предметом спора. У современных любителей препарировать древние имена, исходя из норм современного русского языка, всё просто: “Ма-“, конечно же, “Мама”, “-кош” – кошелёк, “Макошь” – мама-хранительница всех богатств. Учёные-слависты, конечно же, имеют с десяток собственных трактовок.
3. Пресловутая свастика – главный символ Солнца. Распространена она была по всему миру, в том числе, и у славян. Изначально это был просто крест – при некоторых атмосферных условиях на Солнце и рядом с ним можно увидеть крест. Потом в крест как символ Солнца начали вкладывать более узкие символы. Тёмный крест на светлом фоне – символ “нехорошего”, ночного Солнца. Светлый на тёмном – наоборот. Чтобы придать символу динамику, к окончаниям креста добавляли перекладины. Вот только за давностью веков потерялась конкретика, и теперь неизвестно, вращение в какую сторону делало свастику положительным символом. Впрочем, после известных событий середины ХХ века у свастики осталось одно-единственное толкование.
4. Две такие полезные профессии, как кузнец и мельник, имели в верованиях славян совершенно противоположные оценки. Кузнецы получали своё умение чуть ли не напрямую от Сварога, и их ремесло считалось очень достойным. Отсюда и образу Кузнеца в многочисленных сказках – это практически всегда положительный, сильный и добрый персонаж. Мельник же, по сути, выполняющий такую же работу по первому переделу сырья, всегда представляется алчным и хитрым. Разница в том, что кузнецы имели дело с приручённым огнём, олицетворявшим Солнце, а мельники наживались на противоположностях Солнца – Воде или Ветре. Вероятно, если бы кузнецам раньше достало сообразительности применить энергию воды для подъёма молота, мифология сложилась бы по-другому.
5. Процесс вынашивания и рождения ребёнка был окружён огромным количеством обычаев и ритуалов. Беременность сначала полагалось скрывать, дабы колдуны или ведьмы не подменили плод своим. Когда скрывать беременность становилось невозможно, будущей маме начинали оказывать всяческие знаки внимания и отстранять её от самой тяжелой работы. Ближе к родам будущую маму начинали потихоньку изолировать. Считалось, что роды – эта та же смерть, только с обратным знаком, и привлекать внимание потустороннего мира к ним не стоит. Поэтому и рожали в бане – подальше от жилого дома, в чистом месте. Профессионального родовспоможения, конечно, не было. На роль повитухи – женщины, перевязывавшей, “повивавшей” нитью пуповину младенца – брали кого-то из родственниц, уже родивших нескольких детей.
6. Новорожденных одевали в рубашку, сшитую из одежды родителей, причём сын получал одёжку от отца, а дочь – от матери. Помимо наследственного значения, первая одежда была ещё и сугубо практичной. Уровень детской смертности был очень высок, поэтому на одеяние младенцев не спешили расходовать чистое полотно. Соответствующую полу одежду дети получали в подростковом возрасте, после обряда инициации у мальчиков.
7. Славяне, как и все древние народы, очень щепетильно относились к своим именам. Имя, данное человеку при рождении, обычно знали только члены семьи и близкие знакомые. В ходу больше были прозвища, которые впоследствии трансформировались в фамилии. Предпочитали, чтобы прозвища носили отрицательную характеристику, дабы нечистая сила не пристала к человеку. Отсюда обилие в русских фамилия приставок “Не-” и “Без(с)-“. Прозывают человека “Некрасовым”, значит он некрасив, что с него взять? А с “Бесчастных”? Где-то в этой щепетильности лежат и корни правила этикета, согласно которому двух человек должен знакомить кто-то третий. Знакомящий как бы удостоверяет настоящие имена, а не прозвища встретившихся людей.
8. На славянской свадьбе центральной фигурой была невеста. Именно она выходила замуж, то есть покидала свой род. Для жениха свадьба была лишь знаком изменения статуса. Невеста же, выходя замуж, как бы умирала для своего рода и заново рождалась в другом. Традиция брать фамилию мужа восходит именно к воззрениям славян.
9. Очень часто при раскопках древних поселений находят конские черепа. Так приносили жертву богам, начиная строительство нового дома. Легенды о человеческих жертвах таких подтверждений не имеют. Да и конский череп был, скорее всего, символом – вряд ли кто-то, даже затевая строительство большого дома, пошёл бы на такие расходы. Под первый венец новостройки закапывали череп давно павшего или убитого коня.
10. Жилища славян различались, прежде всего, в зависимости от природных условий. На юге дом часто был врыт в землю на глубину до метра. Это экономило стройматериалы и сокращало расходы дров на отопление. В более северных районах дома ставили так, чтобы пол был минимум на уровне земли, а ещё лучше, чтобы повыше – береглись от обильной влажности. Квадратные в плане срубы ставили уже в VIII веке. Технология такого строительства была настолько простой и недорогой, что просуществовала целое тысячелетие. Обшивать дома тёсом стали только в XVI столетии.
11. В строительстве жилья очень редко применяли пилы, хотя этот инструмент был известен уже в IX веке. Дело не в отсталости наших предков. Древесина, обтёсанная топором, гораздо более устойчива к гниению – топор уплотняет волокна. Волокна распиленной древесины лохматятся, поэтому такая древесина быстрее сыреет и гниёт. Даже в XIX подрядчики штрафовали плотницкие артели, если те не пользовались пилами. Подрядчику нужен дом на продажу, его долговечность не интересует.
12. Всяческих примет, поверий и суеверий было столько, что некоторые процедуры растягивались на несколько дней. К примеру, в новый дом вселялись в течение недели. Сначала пускали в новое жилище кошку – считалось, что кошки видят нечисть. Потом запускали в дом животных п степени их важности для хозяйства. И только после того, как в доме переночевала лошадь, в него вселялись люди, начиная с самых возрастных. Глава семьи, входя в дом, должен был нести хлеб или квашню. Хозяйка варила в старом жилье кашу, но не до готовности – доварить её следовало на новом месте.
13. Уже с VI века славяне отапливали жилища и готовили пищу на печах. Печи эти были “курными”, “чёрными” – дым выходил прямо в помещение. Поэтому долго ещё избы были без потолков – место под крышей предназначалось для дыма, крыша и верх стен изнутри были чёрными от копоти и сажи. Ни колосников, ни печных плит не было. Для чугунков и сковород просто оставляли отверстие в верхней стенке печи. То, что дым выходил в жилое помещение, отнюдь не было абсолютным злом. Прокопчённое дерево не гнило и не впитывала влагу – воздух в курной избе всегда был сухим. Кроме того, сажа – сильный антисептик, препятствующий распространению простудных заболеваний.
14. “Горница” – лучшая часть большой избы. Её отгораживали от комнаты с печкой глухой стенкой, которая хорошо прогревалась. То есть в горнице было тепло и не было дыма. А название такая комната, в которой принимали самых дорогих гостей, получила от слова “горний” – “верхний”, из-за расположения выше, чем остальная изба. Иногда в горницу делали отдельный вход.
15. Погостом изначально называли вовсе не кладбище. Поселения, особенно в северной части Руси, были небольшими – несколько изб. Места в них хватало только постоянным жильцам. По мере развития некоторые из них, особенно находящиеся в выгодных местах, укрупнялись. Параллельно шёл и процесс имущественного и профессионального расслоения. Появлялись постоялые дворы, зарождалась администрация. По мере укрепления власти князей возникала необходимость сбора налогов и контроля за этим процессом. Князь выбирал несколько поселений, в которых имелись более или менее приемлемые условия для его проживания с дружиной, и назначал их погостами – местами, где можно погостить. Туда свозили разнообразную дань. Раз в год, обычно зимой, князь объезжал свои погосты, забирая её. Так что погост – это некий аналог налоговой администрации. Похоронный оттенок слово приобрело уже в Средние века.
16. Представление и России, как о стране городов, “Гардарике”, почерпнуто из западноевропейских летописей. Однако обилие городов, точнее, “городков” – поселений, ограждённых частоколом или стеной, прямо не говорит об обилии населения или о высоком уровне развития территории. Поселения славян были относительно небольшими и практически изолированными друг от друга. При всей самодостаточности тогдашних хозяйств, кое-какой обмен товарами был всё же необходим. Места этих обменов постепенно обрастали, как сейчас бы сказали, инфраструктурой: торгом, амбарами, складами. И если население небольшого поселения в случае опасности уходило в лес, прихватив нехитрые пожитки, то содержимое городка нужно было защищать. Вот и строили частоколы, параллельно формируя ополчения и нанимая профессиональных воинов, постоянно проживавших в детинце – самой укреплённой части городка. Из многих городков впоследствии выросли города, многие же канули в Лету.
17. Первая деревянная мостовая, найденная в Новгороде, была сооружена в начале Х века. Более ранних предметов археологи в городе не обнаружили. Известно, что примерно через столетие за состоянием новгородских мостовых следили специальные люди, занимавшиеся исключительно этим. А в XIII веке в Новгороде уже действовал целый устав, в котором были подробно расписаны обязанности горожан, плата за содержание мостовых и т. п. В некоторых местах раскопки обнаружили 30 слоёв мостовых, уложенных друг на друга – когда старая мостовая загрязнялась, новую клали просто на неё. Так что рассказы о вечной непролазной русской грязи сильно преувеличены. Причём особо усердствуют в преувеличении представители народов, усердно застраивавших свои города домами из палок и грязи, называемых фахверком.
18. Настоящим бичом женской части славянского общества была не злющая свекровь, а пряжа. Она сопровождала женщину буквально от рождения до гробовой доски. Пуповину новорождённой девочки перевязывали специальной нитью, да и перерезали пуповину на веретене. Учить прясть девочек начинали не в каком-то определённом возрасте, а по мере физического развития. Первую нить, произведённую юной пряхой, сберегали до свадьбы – она считалась ценным оберегом. Есть, правда, свидетельства о том, что в некоторых племенах первую нить торжественно сжигали, а пепел размешивали с водой и давали выпить юной мастерице. Производительность труда была крайне низкой. После уборки урожая все женщины выделывали полотно минимум по 12 часов в день. При этом даже в больших семьях излишков практически не возникало. Хорошо, если девушка на выданье успевала сшить себе полный комплект приданого – это сразу говорило о том, что замуж идёт прилежная хозяйка. Ведь она не только наткала полотна, но и раскроила его, сшила, да ещё и украсила вышивкой. Конечно, ей помогала вся семья, не без этого. Но даже с учётом помощи, девочки-погодки были проблемой – слишком сжатые сроки для подготовки двух приданных.
19. Поговорка “По одёжке встречают…” вовсе не о том, что своим внешним видом человек должен производить самое лучшее впечатление. В одежде славян было много элементов, указывающих на принадлежность к определённому роду (это был очень важный фактор), социальный статус, профессию или занятие человека. Соответственно, одеяние мужчины или женщины не должно быть богатым или особо нарядным. Оно должно соответствовать реальному статусу человека. За нарушение такого порядка могли и наказать. Отголоски такой строгости сохранялись очень долго. К примеру, сейчас модно ломать копья на предмет ношения школьной формы (она, кстати, в этом случае нефункциональна – в школьных стенах и так понятно, что идущий навстречу ребёнок – ученик). А ведь ещё в начале ХХ века гимназисты и гимназистки обязаны были носить форменные костюмы и платья везде, кроме домашних стен. Замеченные в другой одежде наказывались – не соответствуешь одеждой статусу, будь добр, в холодную…
20. Ещё до пришествия варягов и Крещения славяне активно вели зарубежную торговлю. На их территории повсеместно находят монеты, датированные первыми веками новой эры. Походы на Царьград проводились с банальной целью выбить лучшие условия для торговли. Причём славяне занимались экспортом довольно сложной для того времени продукции. В Северную Европу продавали выделанные кожи, ткани, и даже железо. При этом товары славянские купцы перевозили на кораблях собственной постройки, а ведь кораблестроение ещё долго оставалось средоточием самых высоких технологий, нынешним аналогом ракетно-космической промышленности.
13 интересных фактов о древних славянах
Эта статья создана пользователем Онедио. Со стороны редакции изменений не было. Вы тоже можете создавать свои статьи на нашем сайте.
Культура > История-ata_dayПользователь Онедио
Каждый уважающий себя человек должен хотя бы в общих чертах знать свою историю. И история древних русичей – не исключение, ведь в их обрядах и верованиях можно найти ключ к тому, почему даже сейчас мы поступаем так или иначе в разных ситуациях. Итак, перед вами 10 интересных фактов о древних славянах, которых вы, возможно, не слышали.
1. В рамках культа поклонения солнцу славяне верили, что за год это светило сходит на землю в четырех обличиях
Коляда – молодое светило – появлялся в праздник зимнего солнцестояния, в день весеннего равноденствия его сменял Ярило. Купало – зрелое солнце – сходил в день летнего солнцестояния, а Световид появлялся в день осеннего равноденствия.
2. Боги древних славян были «многозадачными»
Большинство богов не отвечали за какую-то определенную область, а обладали одновременно множеством различных сил. Например, Велес был не только покровителем домашних животных, но и отвечал за плодородие, а также заведовал загробным миром.
3. У древних славян существовал культ огня
Считается, что огонь славяне получили от Сварога. Огонь олицетворял жизнь и отгонял злых духов. Именно в языческой Руси появилась традиция прыгать через костер. Влюбленные давали клятву верности и прыгали через огонь, если они сумели не расцепить рук, это означало, что огонь принял и скрепил их клятву.
4. Загробный мир называли Тридесятым царством
Там все было сделано из золота, и бескрайние молочные реки бежали вдоль кисельных берегов.
5. Существует распространенное заблуждение, что древние славяне не приносили людей в жертву, однако это не так
И тому есть документальные подтверждения. Например, князь Владимир, воссев на троне в Киеве, вознес благодарение богам, принеся в жертву людей (это записано в летописях). Также упоминания о человеческих жертвоприношениях есть в «Повести временных лет».
6. Славянам был присущ родовой уклад, из чего выходил культ предков
Все-все члены семьи жили под одной крышей: родители, дети, дети детей, бабушки и дедушки, их братья и сестры и т.д. Также неподалеку находилось родовое кладбище. И каждый член рода мог подробно рассказать о любом члене семьи и знал своих предков в нескольких коленах.
7. Люди, ушедшие из своего рода или изгнанные из него, нередко собирались в дружины
Одиночкам было тяжело выжить, и они собирались в группы, которые, кстати говоря, тоже жили по принципам рода. Дружина была своего рода семьей, пусть и не кровной, а ее члены именовались братьями. Также дружина имела военное назначение – она являлась войском князя.
8. Изначально князь являлся вовсе не главой государства, а военным вождем племени
Он организовывал военные походы и защиту племени, был судьей, а также объявлял и организовывал жертвоприношения.
9. Человек, убивший животное или человека (даже в бою для защиты племени) считался нечистым и какое-то время жил отдельно от племени
В это время он совершал очистительные обряды. К таким людям отношение было особенное, а потому и селились дружинники отдельно, и в их жилище не допускался практически никто.
10.

А так как личность в условиях того времени была практически стерта, то мстил не человек человеку, а род роду. Причем в законах того времени даже было прописано, кто и за кого должен мстить.
11. В древней Руси существовала традиция поединков
Причины их проведения были совершенно разными: выяснение отношений, попытка доказать свою невиновность, добиться чего-либо. Проводились также религиозные поединки. А также поединок обязательно предшествовал битве.
12. Дети, чтобы стать членами племени, проходили особую инициацию
Это происходило в три стадии: во-первых, при рождении ребенку обрезали пуповину наконечником боевой стрелы и заворачивали в пеленку со знаком рода; во-вторых, мальчиков в три года сажали на коня и опоясывали мечом, а девочкам давали веретено и прялку; в-третьих, по достижении 12-13 лет мальчиков и девочек приводили в мужской или, соответственно, женский дом, где им давался набор сакральных знаний, необходимых в жизни.
13. Существовал обряд похищения невест
Считалось, что девушка должна идти в род мужа насильно, чтобы не оскорбить духов рода. Именно поэтому во время девичников рыдали и оплакивали уходящее девичество.
13 ужасающих фактов о викингах, которых вам никогда не расскажут в школе (18+) — onedio.ru
Эта статья создана пользователем Онедио. Со стороны редакции изменений не было. Вы тоже можете создавать свои статьи на нашем сайте.
славянских языков | Список, определение, происхождение, карта, дерево, история и количество говорящих
Славянские языки: распространение в Европе
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Роман Якобсон Йозеф Добровски Август Лескин Павел Йозеф Шафаржик Николай Сергеевич Трубецкой
- Похожие темы:
- старославянский язык восточнославянские языки праславянский язык Южнославянские языки западнославянские языки
Просмотреть весь связанный контент →
Славянские языки , также называемые Славянские языки , группа индоевропейских языков, на которых говорят в большей части Восточной Европы, большей части Балкан, некоторых частях Центральной Европы и северной части Азии. Славянские языки, на которых говорят около 315 миллионов человек на рубеже XXI века, наиболее тесно связаны с языками балтийской группы (литовский, латышский и ныне вымерший старопрусский), но они разделяют некоторые языковые новшества с другие восточно-индоевропейские языковые группы (такие как индоиранская и армянская). Со своей родины в восточно-центральной Европе (Польша или Украина) славянские языки распространились на территорию Балкан (болгарский, македонский, словенский, а также сербский, боснийский, хорватский и черногорский [иногда объединяемые как боснийско-хорватско-хорватский). черногорско-сербский]), центральная Европа (чешский и словацкий), восточная Европа (белорусский, украинский и русский) и северная часть Азии (русский). Кроме того, русский язык используется в качестве второго языка большинством жителей стран, ранее входивших в состав Советского Союза. Некоторые из славянских языков использовались писателями мирового значения (например, русский, польский и чешский), а церковнославянский язык по-прежнему используется на богослужениях в Восточной Православной Церкви.
Языки семьи
Славянская языковая группа подразделяется на три ветви: (1) южнославянская ветвь с двумя ее подгруппами боснийско-хорватско-черногорско-сербско-словенская и болгарско-македонская, (2) западнославянская ветвь с ее тремя подгруппами чешско-словацкий, сербский и лехитский (польский и родственные языки) и (3) восточнославянская ветвь, включающая русский, украинский и белорусский языки.
В разговорных славянских диалектах (в отличие от резко дифференцированных литературных языков) языковые границы не всегда выражены. Существуют переходные диалекты, соединяющие разные языки, за исключением области, где южные славяне отделены от других славян неславянскими румынами, венграми и немецкоязычными австрийцами. Даже в последней области можно проследить некоторые остатки старой диалектной преемственности (между словенским, сербским и хорватским, с одной стороны, и чешским и словацким, с другой); аналогичные остатки старых связей видны при сравнении болгарского и русского диалектов.
Таким образом, следует отметить, что традиционное генеалогическое древо славянской группы с тремя обособленными ветвями не следует принимать за реальную модель исторического развития. Было бы более реалистично представить историческое развитие как процесс, в котором непрерывно действовали тенденции к дифференциации и реинтеграции диалектов, что привело к значительной степени единообразия на всей славянской территории.
Британская викторина
Языки и алфавиты
И все же было бы преувеличением полагать, что общение между любыми двумя славянами возможно без каких-либо языковых сложностей. Множество различий между диалектами и языками в фонетике, грамматике и, прежде всего, в словарном запасе могут вызвать недопонимание даже в самом простом разговоре; и трудности больше в языке журналистики, технического использования и изящной словесности, даже в случае близкородственных языков. Таким образом, русский

Восточная подгруппа: болгарский и македонский
В начале 21 века на болгарском языке говорили более девяти миллионов человек в Болгарии и прилегающих районах других балканских стран и Украины. Различают две большие группы болгарских диалектов: восточноболгарские, ставшие основой литературного языка в середине XIX в.века, и западноболгарский, повлиявший на литературный язык. Болгарские тексты, подготовленные до 16 в., были написаны в основном на архаическом языке, сохранившем некоторые черты как староболгарского или старославянского (10—11 вв.), так и среднеболгарского (начало 12 в.).
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Хотя лексика и грамматика ранних текстов, написанных на старославянском языке, включают некоторые черты староболгарского языка, тем не менее, язык изначально был основан на македонском диалекте. Старославянский язык был первым славянским языком, зафиксированным в письменной форме. Это было сделано святыми Кириллом (Константином) и Мефодием, которые перевели Библию на то, что впоследствии стало называться старославянским, и изобрели славянскую азбуку (глаголицу). В начале 21 века на современном македонском языке говорили около двух миллионов человек в балканских странах. Это был последний крупный славянский язык, получивший стандартную литературную форму; во время Второй мировой войны его центральные диалекты прилеп и велес были возведены в этот статус. Восточно-македонский диалект ближе к болгарскому, тогда как северный диалект имеет некоторые общие черты с боснийско-хорватско-черногорско-сербскими языками (BCMS). Западный диалект, наиболее отличный от болгарского и BCMS, был выбран югославскими властями в 1944 в качестве основы для стандартного языка.
Западная подгруппа: сербский, хорватский и словенский
Западная подгруппа южнославянского включает диалекты сербского и хорватского, в том числе призренско-тимокской группы, близкие некоторым северомакедонским и западноболгарским диалектам. Литературные сербский и хорватский языки сформировались в 1-й половине 19 в. на основе штокавских диалектов, распространившихся на большей части территории Боснии, Сербии, Хорватии и Черногории. Эти диалекты называются штокавскими, потому что они используют форму што (произносится на английском языке как што ) для вопросительного местоимения «что?». Они отличаются от чакавских диалектов Западной Хорватии, Истрии, побережья Далмации (где литература на этом диалекте развивалась в 15 веке) и некоторых островов Адриатики. В этих областях ча (произносится на английском языке как ча ) является формой для «что?». Третья основная группа хорватских диалектов, на которых говорят на северо-западе Хорватии, использует кай , а не 9.0039 što или ča и поэтому называется кайкавским. Всего в начале 21 века хорватский, боснийский или сербский стандартные языки использовали около 20 миллионов человек.
В начале 21 века на словенском языке говорили более 2,2 миллиона человек в Словении и прилегающих районах Италии и Австрии. Он имеет некоторые общие черты с кайкавскими диалектами Хорватии и включает в себя множество диалектов с большими различиями между ними. В словенском (особенно в его западном и северо-западном диалектах) можно найти некоторые следы давних связей с западнославянскими языками (чешским и словацким).
Славяне Факты для детей
Карта мира стран, в которых: Большинство славянских национальностей Славянское меньшинство (>10%)
Славяне — это индоевропейцы, говорящие на различных славянских языках более крупной балто-славянской лингвистической группы. Они родом из Евразии, простираясь от Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы на север и восток до Северо-Восточной Европы, Северной Азии (Сибири) и Центральной Азии (особенно Казахстана и Туркменистана), а также исторически в Западной Европе (особенно в Восточной Германии) и Западной Азии (включая Анатолию). С начала 6 века они распространились и заселили большую часть Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.
Славяне — крупнейшая этнолингвистическая группа в Европе, за которой следуют германские народы и романские народы. Современные славяне делятся на восточных славян (главным образом белорусов, русских, русинов и украинцев), западных славян (главным образом чехов, кашубов, поляков, силезцев, словаков и сербов) и южных славян (главным образом боснийцев, болгар, хорватов, македонцы, черногорцы, сербы и словенцы).
Славяне могут быть дополнительно сгруппированы по религиозному признаку. Православие исповедует большинство славян. Православные славяне включают белорусов, болгар, македонцев, черногорцев, русских, русинов, сербов и украинцев и определяются православными обычаями и кириллицей, а также их культурной связью с Византийской империей (черногорцы и сербы также используют латиницу на равные условия).
Второй по распространенности религией является католицизм. Славяне-католики включают хорватов, чехов, кашубов, поляков, силезцев, словаков, словенцев и сербов и определяются их латинским влиянием, наследием и связью с Западной Европой. Есть также значительные протестантские и лютеранские меньшинства, особенно среди западных славян, такие как исторические богемские (чешские) гуситы.
Второй по величине религией у славян после христианства является ислам. К славянам-мусульманам относятся боснийцы, помаки (болгарские мусульмане), горани, торбеши (македонские мусульмане) и другие мусульмане бывшей Югославии.
Современные славянские народы и этносы значительно разнообразны как генетически, так и культурно, и отношения между ними даже внутри отдельных групп колеблются от этнической солидарности до взаимной неприязни.
Содержание
- Происхождение
- Первые упоминания
- Миграции
- Средневековье
- Современная эпоха
- Панславизм
- Языки
- Этнокультурные подразделения
- Религия
- Отношения с неславянами
- Генетика
- Население человек
- Картинки для детей
Происхождение
Первые упоминания
Боян, легендарный рассказчик и устный историк
Происхождение и миграция славян в Европе между V и X веками н.
Иордан в своей работе Getica (написанной в 551 г. н.э.) описывает венетов как «населенный народ», чьи жилища начинаются у истоков Вислы и занимают «большое пространство земли». Он также описывает венетов как предков антов и славенов, двух ранних славянских племен, появившихся на византийской границе в начале 6 века. Прокопий писал в 545 г., что «склавены и анты фактически носили в далеком прошлом одно и то же имя; ибо их обоих называли Sporoi в старину». Название Sporoi происходит от греческого σπείρω («рассыпаю зерно»). Он описывал их как варваров, живших при демократии, верящих в единого бога, «создателя молнии» (Перун) ,которым приносили жертвы. Жили в разрозненных жилищах,и постоянно меняли поселение.На войне это были в основном пехотинцы с небольшими щитами и боевыми топорами,легко одетые,некоторые вступали в бой нагими с прикрытыми только гениталиями.Язык у них «варварский (то есть не греческий), и оба племени похожи внешне, они высоки и сильны, «в то время как их тела и волосы не очень светлые или белокурые, и, конечно, они не склонны полностью к темному типу, но они все слегка румяного цвета. И они живут тяжелой жизнью, не обращая внимания на телесные удобства … «. Иордан описал склавенов, у которых болота и леса были их городами. Другой источник 6-го века говорит о том, что они жили среди почти непроходимых лесов, рек, озер и болот.
Менандр Протектор упоминает Даурентия (около 577–579 гг.), который убил аварского посланника кагана Баяна I за то, что тот просил славян принять сюзеренитет аваров; Даурентий отказался и, как сообщается, сказал: «Другие не завоевывают нашу землю, мы завоевываем их — так будет всегда для нас».
Миграция
Распространение славянских племен с 7 по 9 века нашей эры в Европе
Согласно теории восточной родины, до того, как стать известными римскому миру, славяноязычные племена были частью многих многоэтнических конфедераций Евразии, таких как сарматская , Гуннская и Готская империи. Славяне вышли из безвестности, когда движение германских племен на запад в V и VI веках н.э. (считается, что оно было связано с движением народов из Сибири и Восточной Европы: гуннов, а позже аваров и булгар) положило начало великому переселению славяне, заселившие земли, покинутые германскими племенами, спасавшимися от гуннов и их союзников: на запад в страны между Одером и линией Эльба-Заале; на юг в Богемию, Моравию, большую часть современной Австрии, Паннонскую равнину и Балканы; и на север по верхнему Днепру. Также предполагалось, что некоторые славяне мигрировали с вандалами на Пиренейский полуостров и даже в Северную Африку.
Примерно в 6 веке славяне в большом количестве появились на границах Византии. В византийских записях отмечается, что количество славян было настолько велико, что трава не вырастала там, где прошли славяне. Сообщалось, что после военного движения даже на Пелопоннесе и в Малой Азии были славянские поселения. Это южное движение традиционно рассматривалось как агрессивная экспансия. К концу 6 века славяне заселили районы Восточных Альп.
Средневековье
Великая Моравия была одним из первых крупных славянских государств, 833–89 гг.07
гг. н.э. Когда переселение славян закончилось, появились их первые государственные организации, каждая из которых возглавлялась князем с казной и войсками обороны. В 7 веке франкский купец Само поддержал славян против их аварских правителей и стал правителем первого известного славянского государства в Центральной Европе, Империи Само. Это раннеславянское государство, вероятно, не пережило своего основателя и правителя, но оно явилось основой для более поздних западнославянских государств на его территории. Самой старой из них была Карантания; другие — Княжество Нитра, Моравское княжество (см. Великая Моравия) и Балатонское княжество. Первая Болгарская империя была основана в 681 году как союз между правящими булгарами и многочисленными славянами в этом районе, а их южнославянский язык, старославянский, стал основным и официальным языком империи в 864 году. Болгария сыграла важную роль в распространение славянской письменности и христианства на остальной славянский мир. Экспансия мадьяр в Карпатский бассейн и германизация Австрии постепенно отделяли южных славян от западных и восточных славян. Более поздние славянские государства, сформировавшиеся в последующие века, включали Киевскую Русь, Вторую Болгарскую империю, Королевство Польское, Княжество Богемское, Королевство Хорватия, Боснийский банат и Сербскую империю.
Новое время
В конце 19 века в мире существовало всего четыре славянских государства: Российская империя, Княжество Сербия, Княжество Черногория и Княжество Болгария. В Австро-Венгерской империи примерно из 50 миллионов человек около 23 миллионов были славянами. Славянские народы, большей частью лишенные права голоса в делах Австро-Венгрии, призывали к национальному самоопределению. Из-за обширности и разнообразия территории, занимаемой славянскими народами, было несколько центров славянской консолидации. В начале 20-го века, после окончания Первой мировой войны и распада Центральных держав, несколько славянских наций вновь возникли и стали независимыми, такие как Вторая Польская Республика, Первая Чехословацкая Республика и Королевство Югославия ( официально назывался Королевством сербов, хорватов и словенцев до 19 г.29). После окончания холодной войны и последующего распада Советского Союза, Чехословакии и Югославии возникли дополнительные новые славянские государства, такие как Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Черногория, Северная Македония, Беларусь. и Украина.
Панславизм
Печать панславянского съезда в Праге, 1848 г.
Панславизм, движение, получившее известность в середине XIX века, подчеркивало общее наследие и единство всех славянских народов. Основное внимание уделялось Балканам, где южные славяне веками находились под властью других империй: Византийской империи, Австро-Венгрии, Османской империи и Венеции. Российская империя использовала панславизм как политический инструмент; как и Советский Союз, который получил военно-политическое влияние и контроль над большинством славянских стран между 1939 и 1948 г. и сохраняли гегемонистскую роль до периода 1989–1991 гг.
Языки
Главная страница: Славянские языки
Южнославянские языки .
Словенский Паннонский Словенский Стирийский Словенский Каринтийский Словенский Карниоланский Словенский Ровте Словенский Литоральный Словенский Хорватский Кайкавский Хорватский боснийский боснийский боснийский сербский Штокавский сербский Шумадийско-воеводинский диалект Косовско-ресавский диалект Черногорский Черногорский Торлакский (переходный диалект) Торлакский македонский Северно-македонский Южно-македонский Восточно-македонский Болгарский Западно-болгарский Рупский болгарский Балканский болгарский Мезийский болгарский
Восточный Славянские языки . Русский Белорусский Украинский Русин
Западнославянские языки .
Польский Кашубский Силезский Полабский †
Нижнесербский Верхнелужицкий
Чешский Словацкий Европейский, через балто-славянский этап, на котором он развился многочисленные лексические и морфофонологические изоглоссы с балтийскими языками. В рамках курганной гипотезы «оставшиеся после переселений [из степи] индоевропейцы стали носителями балто-славянского языка». Праславянский язык определяется как последний этап развития языка, предшествующий географическому расколу исторических славянских языков. Этот язык был однородным, и на основании заимствований из иностранных языков и славянских заимствований в другие языки нельзя сказать, что он имел какие-либо узнаваемые диалекты — это говорит о том, что когда-то существовала относительно небольшая праславянская родина.
Славянское языковое единство было до некоторой степени заметно уже в старославянских (или староболгарских) рукописях, которые, хотя и основывались на местной славянской речи Салоников, все же могли служить цели первого общеславянского литературного языка. Славистика начиналась как почти исключительно лингвистическое и филологическое предприятие. Еще в 1833 г. славянские языки были признаны индоевропейскими.
Стандартизированные славянские языки, имеющие официальный статус хотя бы в одной стране: белорусский, боснийский, болгарский, хорватский, чешский, македонский, черногорский, польский, русский, сербский, словацкий, словенский и украинский.
Алфавиты, используемые для славянских языков, часто связаны с доминирующей религией среди соответствующих этнических групп. Православные христиане используют кириллицу, а католики — латиницу; боснийцы, которые являются мусульманами, также используют латинский алфавит. Кроме того, некоторые восточные католики и католики используют кириллицу. Сербский и черногорский языки используют как кириллицу, так и латиницу. Существует также латиница для письма на белорусском языке, которая называется Łacinka.
Этнокультурные подразделения
Славян обычно делят по географическому признаку на три основные подгруппы: западные славяне, восточные славяне и южные славяне, каждая из которых имеет разное и разнообразное происхождение, основанное на уникальной истории, религии и культуре определенных славянских групп. внутри них. Помимо доисторических археологических культур, эти подгруппы имели заметные культурные контакты с неславянскими цивилизациями бронзового и железного веков. Современные славянские нации и этносы значительно разнообразны как генетически, так и культурно, и отношения между ними — даже внутри самих отдельных этносов — разнообразны, от чувства связи до чувства взаимной неприязни.
Западные славяне происходят от раннеславянских племен, поселившихся в Центральной Европе после того, как восточногерманские племена покинули этот район в период миграции. Отмечено, что они смешались с германцами, венграми, кельтами (особенно бойями), старопруссами и паннонскими аварами. Западные славяне попали под влияние Западной Римской империи (латинской) и Римско-католической церкви.
Восточные славяне ведут свое происхождение от раннеславянских племен, которые смешались и контактировали с финно-угорскими народами и балтами. Их раннеславянский компонент, анты, смешался или поглотил иранцев, а позже получил влияние хазар и викингов. Восточные славяне ведут свое национальное происхождение от племенных союзов Киевской Руси и Русского каганата, начиная с 10 века. Особенно они попали под влияние Византийской империи и Восточной православной церкви.
Южные славяне большей части региона происходят от раннеславянских племен, которые смешались с местными протобалканскими племенами (иллирийскими, дакийскими, фракийскими, пеонскими, эллинскими племенами) и кельтскими племенами (в частности, скордисками), а также с римлянами (и романизированными остатками прежних групп), а также с остатками временно оседлых вторгшихся восточногерманских, азиатских или кавказских племен, таких как гепиды, гунны, авары, готы и булгары. Коренные жители современной Словении и континентальной Хорватии произошли от раннеславянских племен, которые смешались с римлянами и романизировали кельтских и иллирийских народов, а также с аварами и германскими народами (лангобардами и ост-готами). Южные славяне (кроме словенцев и хорватов) попали в культурную сферу Восточной Римской империи (Византийской империи), Османской империи и Восточной православной церкви и ислама, в то время как словенцы и хорваты испытали влияние западноримской империи. Империя (латиница) и, таким образом, Римско-католической церковью, подобно западным славянам.
Религия
«Збручский идол», хранящийся в Краковском археологическом музее
Языческое славянское население было обращено в христианство между 7 и 12 веками. Православие преобладает среди восточных и южных славян, тогда как католицизм преобладает среди западных славян и некоторых западных южных славян. Религиозные границы во многом сопоставимы с расколом между Востоком и Западом, который начался в 11 веке.
Большинство современного славянского населения, исповедующего религию, являются православными, за ними следуют католики, а небольшое меньшинство — протестанты. Есть небольшие славянско-мусульманские группы. Религиозные границы по национальностям могут быть очень резкими; обычно в славянских этносах подавляющее большинство верующих исповедует одну религию. Некоторые славяне атеисты или агностики: согласно опросу 2012 года, в Чехии 20% были атеистами.
Преимущественно восточное православие:
| В основном католицизм:
| В основном ислам:
|
Отношения с неславянскими народами
Первая Болгарская империя, булгары были тюркским полукочевым воинственным племенем, славянизированным в 7 веке н.э.
На протяжении всей своей истории славяне контактировали с неславянскими группами. На предполагаемой родине (современная Украина) они имели контакты с иранскими сарматами и германскими готами. После их последующего распространения славяне начали ассимилировать неславянские народы. Например, на Балканах жили палеобалканские народы, такие как романизированные и эллинизированные (линия Иречека) иллирийцы, фракийцы и даки, а также греки и кельты скордиски и серды. Поскольку славян было так много, большинство коренного населения Балкан было славянизировано. В этот период фракийцы и иллирийцы как определенные этнические группы исчезли. Исключением является Греция, где славяне были эллинизированы, потому что греков было больше (чему способствовало большее количество греков, вернувшихся в Грецию в 9 в.го века и церковью и администрацией), Румыния, где славяне поселились на пути в современную Грецию, Северную Македонию, Болгарию и Восточную Фракию, но ассимилировались, и современная албанская нация, претендующая на происхождение от иллирийцев.
Правящий статус булгар и их контроль над землей передали номинальное наследие болгарской страны и народа будущим поколениям, но булгары постепенно также были славянизированы в нынешнюю южнославянскую этническую группу, известную как болгары. Носители романского языка в укрепленных далматинских городах долгое время сохраняли свою культуру и язык. На далматинском романском языке говорили до высокого средневековья, но со временем они тоже были ассимилированы телом славян.
На Западных Балканах южные славяне и германские гепиды вступили в брак с захватчиками, в результате чего население стало славянизированным. В Центральной Европе западные славяне смешались с германскими, венгерскими и кельтскими народами, а в Восточной Европе восточные славяне столкнулись с финскими и скандинавскими народами. Скандинавы (варяги) и финские народы участвовали в раннем образовании Русского государства, но через столетие были полностью славянизированы. Некоторые финно-угорские племена на севере также были поглощены растущим населением Руси. В XI и XII веках постоянные набеги кочевых тюркских племен, таких как кипчаки и печенеги, вызвали массовую миграцию восточнославянского населения в более безопасные, густые лесные районы на севере. В средние века группы саксонских горняков поселились в средневековой Боснии, Сербии и Болгарии, где они были славянизированы.
Saqaliba относится к славянским наемникам и рабам в средневековом арабском мире в Северной Африке, Сицилии и Аль-Андалусе. Сакалиба служили охраной халифа. В 12 веке усилилось славянское пиратство в Прибалтике. Вендский крестовый поход был начат против полабских славян в 1147 году как часть Северных крестовых походов. Языческий вождь славянских ободритов Никлот начал свое открытое сопротивление, когда Лотарь III, император Священной Римской империи, вторгся на славянские земли. В августе 1160 г. Никлот был убит, и немецкая колонизация ( Ostsiedlung ) региона Эльба-Одер. В Ганноверской Вендланде, Мекленбурге-Передней Померании и Лужице захватчики приступили к германизации. Ранние формы германизации описаны немецкими монахами: Гельмольдом в рукописи Chronicon Slavorum и Адамом Бременским в Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum. Полабский язык просуществовал до начала 19 века на территории нынешней немецкой земли Нижняя Саксония. В Восточной Германии около 20% немцев имеют историческое славянское происхождение по отцовской линии, как показало тестирование Y-ДНК.
Казаки, хотя говорят по-славянски и исповедуют православие, происходят из разных этнических групп, включая татар и других тюрков. Многие первые члены терских казаков были осетинами. Горалы южной Польши и северной Словакии частично произошли от романоязычных валахов, которые мигрировали в регион с 14 по 17 века и были поглощены местным населением. Население Моравской Валахии также произошло от влахов. И наоборот, некоторые славяне ассимилировались с другими популяциями. Хотя большинство продолжило свой путь в Юго-Восточную Европу, привлеченные богатствами территории, которая стала государством Болгария, некоторые остались в Карпатском бассейне в Центральной Европе и ассимилировались с мадьярами. Многочисленные названия рек и других мест в Румынии имеют славянское происхождение.
Генетика
Генетическое исследование, опубликованное в журнале Nature в июне 2015 года, включало анализ двух славянских женщин, похороненных в Брандисеке, Чешская Республика, между 600 и 900 годами нашей эры.