Биография жизнь и творчество ломоносова: Ломоносов биография кратко для детей – самые главные и интересные факты из жизни Михаила Васильевича

Содержание

Хронологическая таблица жизни и творчества Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов — это воплощение идеи «универсального человека», появившейся в эпоху Возрождения в Италии, в России. Мировая наука ставит его в один ряд с таким ученым как Леонардо да Винчи — самым известным «универсальным человеком» в мире. Михаил Ломоносов хорошо знал и гуманитарные науки, и естественные, писал стихи и оды. Российская наука обязана ему появлением множества отраслей, в том числе и физической химии. Вклад деятеля в культуру России огромен, поэтому важно знать его биографию.

8 ноября 1711 — рождение Михаила Ломоносова в Архангельской губернии, в семье поморов

1730 — после получения паспорта будущий поэт и ученый отправился в Москву

1731-1734 — обучение в крупнейшем учебном заведении того времени — Славяно-греко-латинской академии. Затем молодой человек продолжал учиться и в других заведениях высшего образования: Киево-могилянской академии, Санкт-Петербургском академическом университете, за рубежом в Марбургском университете, где слушал курсы по химии и физике

1739 — женитьба на Елизавете Цильх и начало обучения горному делу у Геккеля

1741 — возвращение в Россию из Германии

1742 — успехи ученого отмечены на родине. Ломоносову причислено звание адъюнкта физического класса Академии наук и художеств, а позднее и назначение профессором химии в том же месте

1748 — появление в России первой химической лаборатории благодаря Ломоносову. Здесь ученый проводил опыты по получению разноцветных стекл и изучал горные породы

1752 — Ломоносов читает лекции по физической химии — науке о физической природе химических процессах: механизмах осуществления химических реакций, перехода одного вещества в другое. Эта наука была основана Михаилом Ломоносовым

1753 — создание стекольной фабрики

1755 — сбылась давняя мечта Михаила Васильевича Ломоносова — учреждение московского университета по плану ученого

1757 — первая критика в адрес Ломоносова. Синод требует остановить его работу за то, что он просит священнослужителей не ругать науки в проповедях, которые они читают людям

1758 — несмотря на деятельность церкви работа Ломоносова продолжается. Он руководит историческим собранием и географическим департаментом

1760 — заслуги ученого признаны за рубежом. Михаил Ломоносов считается почетным членом шведской королевской академии наук

4 апреля 1765 — смерть ученого от пневмонии в Петербурге

Также читают:

Картинка к сочинению Хронологическая таблица жизни Михаила Ломоносова

Популярные сегодня темы

Ольга Ломоносова (Olga Lomonosova), Актриса: фото, биография, фильмография, новости

Ольга Ломоносова — российская актриса театра и кино.

Биография Ольги Ломоносовой

Ольга Ломоносова родилась в Донецке в семье строителя и экономиста. Она занималась художественной гимнастикой и балетом. В 1986 году семья переехала в Киев. Здесь Ольга поступила в школу олимпийского резерва Альбины Дерюгиной, стала кандидатом в мастера спорта.

В 1988 году Ольга Ломоносова поступила в Киевское хореографическое училище. На последнем курсе ей предложили уехать на стажировку в Германию. Поездка отменилась из-за того, что Ольга влюбилась в актера Владимира Машкова и решила жить в Москве, стать актрисой. В 1997 году она переехала в Москву. Намеревалась танцевать на сцене музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

К моменту поступления в труппу она стремительно набрала вес. Пришлось худеть. Вскоре балерина получила партию в постановке Гедиминаса Таранды «Руслан и Людмила». И опять возникла помеха: из-за травмы, полученной на гастролях, Ломоносова не могла танцевать.

В 2003 году она окончила Театральный институт им. Щукина. Работала в Театре им. Станиславского и Театре им. Евгения Вахтангова.

Творческий путь Ольги Ломоносовой

Первую телевизионную роль Ольга Ломоносова сыграла в сериале «Кобра: Антитеррор» в 2003 году. Спустя два года к ней пришла всероссийская известность: в многосерийном проекте «Не родись красивой» актриса стала Кирой Воропаевой. После этого сериала Ломоносовой пришлось ломать стереотип, добиваясь новых ролей, поскольку ее видели кем-то вроде Киры и отказывали под предлогом, что она «слишком красива».

Актрисе пришлось побриться налысо, чтобы сыграть Корделию в спектакле «Король Лир».

Ломоносова активно снималась, но ни одна из ее героинь не пользовалась таким успехом, как Кира.

Личная жизнь Ольги Ломоносовой

Первым мужем актрисы был продюсер Евгений Ряшенцев, сын поэта Юрия Ряшенцева.

Со вторым мужем, режиссером Павлом Сафоновым, Ломоносова не оформляла отношения, но родила от него троих детей. Супруги познакомилась во время совместной работы над отрывком из романа Тургенева «Прекрасные люди».

В декабре 2006 года у пары родилась дочь Варвара, в мае 2011 года — вторая дочь, Александра. Крестная Александры — однокурсница Ломоносовой, актриса Марина Александрова. В 2017 году Ольга родила сына Федора.

Первого ребенка Ольга Ломоносова постоянно возила с собой на съемки.

У Ломоносовой есть крестник, Ваня — старший сын Григория Антипенко и Юлии Такшиной.

Фильмография Ольги Ломоносовой

  • Тетрада Фалло (2018)

    Тайны и ложь (2017…), Катя

  • А зори здесь тихие… (2015)

    Косатка (2014), Ольга Косаткина

    Крестный (2014), Анна

    Бабье царство (2012), Оксана Никитина

    Дежурный ангел-2 (2012), Евгения

  • Время и люди (2012)
  • Три дня с придурком (2011), дама в черном
  • Объект 11 (2011), Трошина Маргарита
  • Назад — к счастью, или Кто найдет Синюю птицу (2011), Маша
  • Частный сыск полковника в отставке (2010)
  • Похищение Богини (2010)
  • Осведомленный источник в Москве (2010), Дженнифер Луи
  • Зверобой 2 (2010), Мария Назарова
  • Дежурный ангел (2010), Евгения
  • Военная разведка: Западный фронт (2010), Кузнецова
  • Случайная запись (2009)
  • Роман выходного дня (2009), Галина Купцова
  • Разжатые пальцы (2009)
  • История летчика (2009), Вика
  • Непрощенные (2009), Катя
  • Высший пилотаж (2009), Наталья, бортпроводник
  • Пять шагов по облакам (2008)
  • Две истории о любви (2008), Ольга
  • Я не я (2008), Лена, жена Запальцева
  • Зверобой (2008), Мария Назарова
  • Чизкейк (2008), Наташа
  • Дважды в одну реку (2008), Лена Болотова
  • Отдаленные последствия (2008), Таня Виноградова
  • Точка возврата (2007), Шнырева
  • Агентство «Алиби» (2007)
  • Ты мне снишься… (2007), Ольга Николаевна
  • Любовь на острие ножа (2007), Лариса
  • Ночные сестры (2007), Вера
  • Моя Пречистенка (2006), Софи Куратова
  • Красная комната (2006), Катя
  • 9 месяцев (2006), Наталья
  • Богиня прайм-тайма (2005), Алина Лаврова
  • Не родись красивой (2005–2006), Кира Воропаева
  • Большое зло и мелкие пакости (2005), Зоя, девушка Потапова
  • Одна тень на двоих (2005), Марта
  • Смерть Таирова (2004)
  • Новогодние мужчины (2004)
  • Дети Арбата (2004), Люся
  • Кобра: Антитеррор (2003. ..), Екатерина Вознесенская

Проект «Жизнь и творчество Михаила Васильевича Ломоносова»

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Тема ученического проекта
Авторы проекта: учащиеся 7 А класса Руководитель: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» г. Моршанска Махортова И.А.
Жизнь и творчество Михаила Васильевича Ломоносова

Слайд 2

Гипотеза
Изучение жизни и деятельности М.В.Ломоносова – ключ к пониманию гениальности его личности

Слайд 3

Цель исследования
Выяснить, что подвигло Ломоносова на реформы в сферах литературного языка. Задачи Познакомиться с этапами жизни и творчества М.В.Ломоносова Проанализировать, как многостороннее дарование учёного повлияло на его филологическую и поэтическую деятельность

Слайд 4

Ход исследования
Прочитать и проанализировать биографические данные поэта и учёного Познакомиться с знаменитой теорией «трёх штилей» Изучить его произведения «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её величества Государыни императрицы Елисаветы Петровны 1147 года» Произвести анализ данных произведений и определить, к каким «штилям» они относятся Составить рассказ о поэте, опираясь на прочитанные произведения и статьи Сделать вывод

Слайд 5

Мы исследуем
Познакомились с фактами биографии поэта и учёного Узнали: Где родился М. В.Ломоносов В какой семье воспитывался поэт Когда выучился грамоте Когда ушёл в Москву и поступил в Славяно – греко-латинскую академию Выяснили, в чём необычность курса обучения, пройденного М.В.Ломоносовым Когда и где началась его блестящая академическая карьера Что стало смыслом жизни Ломоносова Как тема могущества и величия России сочеталась в его поэзии с прославлением Петра I как просвещённого государя

Слайд 6

Ломоносов- этапы жизни

Слайд 7

Мы исследуем Познакомились с теорией «трёх штилей»
Узнали: Теория «трех штилей» сыграла огромную роль в становлении русского литературного языка Каждому «штилю» соответствуют свои жанры: «высокому» — героические поэмы, оды, трагедии; «среднему» — драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии; «низкому» — комедии, эпиграммы, песни, басни.

Слайд 8

Мы исследуем Познакомились с его произведениями
Выяснили: Изученные произведения «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её величества Государыни императрицы Елисаветы Петровны 1147 года» относятся к жанру оды Оды — это объёмные произведения, для которых характерны высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приёмов (обращение, риторический вопрос)

Слайд 9

Мы исследуем Систематизировали все знания о поэте
Выяснили: Живой творческий ум и учёная любознательность Ломоносова не имели границ Смыслом жизни Ломоносова было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины Реформы поэта в сферах литературного языка отвечали культурным потребностям нации Ломоносов — первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики

Слайд 10

Вывод
В результате выполнения проекта мы убедились, что более глубокое изучение биографии и творчества Михаила Васильевича Ломоносова помогает раскрыть всю гениальность его личности. Это первый русский академик, который вторгся во все области человеческого знания: он был литератором, поэтом, языковедом, историком, географом, геологом, металлургом, физиком, химиком, художником, педагогом. Гипотеза верна.

Слайд 11

Источники информации
Большая библиотека Кирилла и Мефодия, 2009. Литература. 7 кл. Учеб.для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. Ч.1/авт.-сост. В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2007. Ломоносов М.В. Избранное. Архангельск, 1978.

Улица Ломоносова — Литературная карта Уфы

Жизнь и творчество Михаила Васильевича Ломоносова (1711 – 1765), первого русского ученого-естествоиспытателя мирового значения, человека энциклопедических знаний и титанической натуры, были целиком посвящены служению высоким целям. Любовь к России, науке, истине – этому поклонялся всю жизнь гениальный сын русской земли, ставший ее славой и гордостью. Сын рыбака, «архангельский мужик», пришедший в Москву пешком с берегов Белого моря, М.

В.Ломоносов вошел в историю мировой науки как ученый чрезвычайно разносторонних интересов и способностей. Своими научными трудами он обогатил многие отрасли человеческого знания. Его идеи намного опередили свое время.

Всей своей жизнью М.В.Ломоносов доказал, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать». М.В.Ломоносов проявлял большой интерес к башкирскому краю. В Москву «архангельский мужик» пешком пришел, а вот до Уфы дойти он не смог, хотя такое желание было.

В 1734 году правительство организовало Оренбургскую экспедицию, во главе которой стоял видный ученый и государственный деятель Иван Кирилович Кирилов. Экспедиции предстояло познакомиться с восточными районами России, с башкирским краем. Молодой любознательный Ломоносов, учившийся тогда в московской Славяно-греко-латинской академии, изъявил страстное желание поехать в Башкирию. Вначале дело шло хорошо – его включили в число участников экспедиции. Но перед самым выездом ему было отказано в этом по тем мотивам, что он не является дворянином.

Это подтверждают документы.

С 1731 года М.В.Ломоносов жил в Москве. Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ему пришлось скрыть свое происхождение: указ Синода от 7 июня 1728 года предписывал Академии «помещиковых людей и крестьянских детей… отрешить и впредь таковых не принимать». В 1734 году для того, чтобы попасть в экспедицию И.К.Кирилова, М.В.Ломоносов выдал себя за сына священника, но позже он все же вынужден был назвать свои подлинные биографические данные: «…рождением-де он, Михайло, Архангелогородской губернии, Двинского уезда, дворцовой Куростровской деревни крестьянина Василья Дорофеева сын…».

В 1755 году историк П.И.Рычков, побывавший в Башкирии с экспедицией Кирилова, окончил первую часть своего капитального труда «Топография Оренбургской губернии». В этом труде обстоятельно описывается история Башкирии и других географических областей. 2 февраля 1755 года рукопись своей книги он послал М.В.Ломоносову, просил рассмотреть его труд, исправить погрешности и представить Академии наук. Книгу Рычков снабдил картами Оренбургской губернии, составленными впервые. Они были очень важны как для науки, так и для правительства. К трудам Рычкова М.В.Ломоносов проявил живейший интерес и принял меры к дальнейшему их продвижению. По его представлению 31 июля и 2 августа 1755 года на академической конференции были рассмотрены и одобрены к изданию исследования П.И.Рычкова. Забота и внимание великого ученого окрыляли Рычкова. Ломоносов указывал Рычкову на необходимость тщательно и всесторонне изучать богатый башкирский край. Его интересовали руды, многие полезные ископаемые, таившиеся в недрах Урала. 20 декабря 1763 года было напечатано «Известие о сочиняемой Российской минералогии», в котором объявлено было, что Ломоносов намерен «сочинить описание руд и других минералов, находящихся на всех российских заводах». Поэтому к заводчикам и другим лицам была обращена просьба – посылать академику Ломоносову образцы имевшихся у него руд. По призыву Ломоносова и Академии наук неутомимый Рычков проводил огромную работу по изучению естественных богатств Башкирии.

В этом деле ему помогало местное население – башкиры. Рычков вместе с местными рудознатцами кропотливо изучал Башкирию. Среди местного населения в те годы пробуждался интерес к рудному делу. Известны имена башкирских рудознатцев и рудопромышленников Тактамыша Ижбулатова, Надыра Уразметова, несколько позднее – Исмаила Тасимова, ставшего крупным рудопромышленником, одним из инициаторов создания Горной академии в России. А Надыр Уразметов впервые открыл нефть и приступил к постройке нефтяного завода. Образцы найденной нефти Уразметов повез в Петербург для анализа. Весьма возможно, что анализ был сделан в знаменитой химической лаборатории Ломоносова. По сообщению Рычкова, Ломоносов хорошо знал о Надыре Уразметове и о башкирской нефти.

Итогом упорной работы П.И.Рычкова был составленный им труд «О медных рудах и минералах, находящихся в Оренбургской губернии», который он 1 мая 1764 года отправил М.В.Ломоносову. этим трудом великий ученый остался очень доволен. Его высоко оценили и в Академии наук.

Связи Михаила Васильевича Ломоносова с нашим краем еще не раскрыты полностью.

Библиография

  • Богучарсков, В. Т. История географии в России ХУШ в. / В. Т. Богучарсков // История географии. — Москва: Академический Проект, 2006. — С. 101-141.

  • Бутромеев, В. П. Всемирная история в лицах. Новое время : энциклопедия / В. П. Бутромеев. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС,1999. — 319 с. — (Энциклопедия школьника) (Детский Плутарх).

  • Егоров, П. Великий трудолюбец / П. Егоров // Библиотека. — 2009. — N 10. — С. 73-75.

  • Лебедев, Е. Н. Ломоносов: 1711-1765. К 300-летию со дня рождения / Е. Н. Лебедев. — Москва: Дрофа, 2009. — 590 с.
  • Ломоносов : краткий энциклопедический словарь / РАН; Музей М. В. Ломоносова; ред.-сост.Э. П. Карпеев. — Санкт-Петербург : Наука, 2000. — 258 с.

  • Ломоносов. Грибоедов. Сенковский. Герцен. Писемский:Биографические повествования. — Челябинск: УРАЛ, 1997. — 575 с. — (Жизнь замечательны людей. Биографическая библиотека им. Ф. Павленкова).
  • Нечипоренко, Ю. Д. Ломоносов-поэт. Из новой книги / Ю. Д. Нечипоренко. — (Книжные палаты) // Библиотека в школе. — 2011. — N 9. — С. 33-35: ил.

  • Павлова, Г. Е. Михаил Васильевич Ломоносов, 1711-1765 / Г. Е. Павлова, А. С. Федорова ; отв. ред. Е. П. Велихов. — Москва: Наука, 1988. — 464 с. : ил. — (Научно-биографическая литература). — Библиогр. в примеч.: с. 429-449. — Имен. указ.: с. 457-462.

  • Почему Ломоносов до Уфы не дошел //Узиков Ю. Уфимских улиц имена.- Уфа: Уфимский полиграф комбинат,2007.-С.154-156.
  • Родин, И. О. М. В. Ломоносов: краткие биографические сведения / И. О. Родин. — (Литература XVIII века) // Все произведения школьной программы в кратком изложении / И. О. Родин, Т. М. Пименова. — Москва, 2003. — С. 38-39.

  • Слава Ломоносова — навеки : к 300-летию со дня рождения великого сына России // Правда. — 2011. — 18-21 нояб. — С. 6:ил.

  • Тростин, Е. Хребет, который не сломить [Текст] / Е. Тростин. — (Русский след) // Свой. — 2018. — № 4. — С. 36-39: ил.

  • Усыскин Л. Персональная инвентаризация человека-университета /Л.Усыскин// Знамя. — 2007. — N 12. — С. 207-210.

  • Щеблыкин И. П. Михаил Васильевич Ломоносов: книга для учащихся старших классов / И. П. Щеблыкин.-Москва:Просвещение,1993.-128 с.

Литературное наследие

  • Ломоносов М. В. Сочинения / М. В. Ломомносов . — Москва : Изд. дом «Летопись-М», 2000. — 284 с. — (Мир поэзии).
  • Ломоносов М. В. Записки по русской истории / М. В. Ломоносов . — Москва : ЭКСМО, 2003. — 703 с. — (Антология мысли).
  • Ломоносов М. В. Стихотворения : Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / М. В. Ломоносов- 3-е изд., стер. — М. : Дрофа, 2006. — 128 с. — (Школьная программа).

Основные даты жизни Ломоносова.

Биография

1711, 8 (19) ноября- родился в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии у черносошного крестьянина помора В. Д. Ломоносова и его жены Елены Ивановны, урождённой Сивковой.

1720 г. — умерла мать Ломоносова, и он остался сиротой.

1721-1723 — обучался грамоте у Ивана Шубного и дьячка местой церкви Семена Сабельнкова.

1721-1722 — начал плавать с отцом по Белому и Баренцеву морям.

1723 — вторая женитьба отца.

1724, 14 июня — умерла мачеха Ломоносова

1724, 11 октября — третий брак отца Ломоносова с вдовой Ириной Семёновной Корельской.

1730, декабрь — получил в Холмогорской воеводской канцелярии паспорт и с рыбным обозом отправился в Москву.

1731, 15 января — зачислен в Славяно-греко-латинскую академию в Москве.

1733 после июля-1734 до сентября — время возможного посещения Киева и пребывания в Киево-Могилянской академии.

1734, сентябрь — попытался принять участие в качестве священника в Оренбургской экспедиции И. К. Кирилова.

1735, ноябрь — в числе 12 учеников Славяно-греко-латинской академии назначен для продолжения образования в Петербурге, в Академии наук.

1736, января — зачислен студентом при АН без жалованья «на академическом коште».

1736, 19 марта — официально уведомлен о предстоящей отправке в Германию для обучения химии и горному делу.

1736, 23 сентября — вместе Д. И. Виноградовым и Г. У. Райзером отплыл из Кронштадта в Травемюнде (Германия).

1736, 3 ноября — прибыл в Марбург и поселился в доме вдовы Е. Е. Цильх.

1738, 6 ноября — вместе с Виноградовым и Райзером зачислен в Марбургский университет.

1738, 4 октября — отправил в Петербург, в АН первую свою студенческую диссертацию «Работа по физике о превращении твёрдого тела в жидкое в зависимости от движения предсуществующей жидкости».

1739, март — закончил «Физическую диссертацию о различии смешанных тел, состоящем в сцеплёнии корпускул».

1739, июль — закончил обучение в Марбургском университете и получил свидетельства об успехах в науках от Ю. Г. Дуйзинга и Хр. Вольфа.

1739, 14 июля — вместе с Виноградовым и Райзером прибыл во Фрейберг для обучения у И. Ф. Генкеля горному делу.

1739 — написал оду «На взятие Хотина» и составил «Письмо о правилах российского стихотворства»

1739, 8 ноября — дочь марбургской квартирной хозяйки Л. Елизавета Христина Цильх родила от Ломоносова дочь, получившую при крещении имя Екатерина Елизавета.

1740, начало мая — после ссоры с Генкелем ушел из Фрейнберга.

1740, 26 мая — обвенчался в церкви реформатской общины Марбурга с Елизаветой Христиной Цильх.

1740, июнь-октябрь — путешевствовал по Германии и Голландии в попытке вернуться в Петербург.

1740. ноябрь-1741, май — жил у своей жены в Марбурге.

1741. 8 июня — возвратился в Петербург.

1741, 10 июня — направлен к И. Амману «для изучения естественной истории».

1741, июль-ноябрь — работал над составлением своего раздела [Каталога камней и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры Петербургской Академии наук].

1741, август — подал в Академическое собрание «Рассуждение о катопт-рико- диоптрическом зажигательном инструменте» и «Физико-химические рассуждения о соответствии серебра и ртути…».

1741, декабрь — закончил работу «Элементы математической химии».

1741, 22 декабря — в Марбурге у Ломоносова родился сын, названный при крещении Иваном.
1742, 8 января — определен адъюнктом физического класса АН.

1742, январь — обратился в Академи ческу ю канцелярию с предложением учредить при АН Химическую лабораторию.

1742, 28 января — в Марбурге умер сын Ломоносова Иван.

1743 — работал над диссертациями: «Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств», «О сцеплении и расположении физических монад», «О составляющих природные тела нечувствительных физических частицах, в которых заключается достаточное основание частных качеств». Приступил к систематическому изучению северных сияний, наблюдавшихся в Петербурге. Написал «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей слад-коречия», оды «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

1743, 26 мая — учинил в пьяном виде «предерзости» в помещениях АН, оскорбив профессора X. Н. Винсгейма.

1743, 28 мая-1744, 19 января — находился под домашним арестом.

1743, август — участвовал в поэтическом соревновании с А. П. Сумароковым и В. К. Тредиаковским, переложив стихами 14-й псалом.

1743, октябрь — в Петербург приехала жена Ломоносова с дочерью Екатериной и братом И. Цильхом.

1744, 27 января — в Академическом собрании прочел предписанную ему формулу извинения перед профессорами.

1744, март-июнь — перевел с немецкого на русский язык «Описание в начале 1744 года явившияся кометы», составленное Г. Гейнзиусом.

1744, декабрь — закончил и представил в Академическое собрание три диссертации: «О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном», «Размышления о причинах теплоты и холода» и «О действии химических растворителей вообще».

1745, февраль — перевел с латинского на русский язык шестой раздел книги Л, Ф. Тюммига, назвав его «Вольфианская экспериментальная физика».

1745, март — составил и подал в Академическую канцелярию в третий раз проект и план постройки при АН Химической лаборатории.

1745, 25 июля — назначен профессором химии Петербургской АН.

1745, 25 октября — подал в Академическое собрание проект и план постройки Химической лаборатории.

1746, 20 июня — прочитал первую публичную лекцию по экспериментальной
физике в аудитории Физического кабинета АН.

1746, 1 июля — подписан указ о постройке Химической лаборатории.

1747 — перевел с немецкого языка книгу Соломона Губерта «Экономическая
стратагема», озаглавив ее «Лифляндская экономия».

1747, январь — закончил переработку рукописи «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия», дал ей новое название «Краткое руководство к красноречию. Книга первая…».

1747, 11-18 июля — вместе с А. А. Грековым посетил Кронштадт.

1748. сентябрь — написал диссертацию «Опыт теории упругости воздуха».

1748, 12 октября — закончено строительство первой в России научной и учебной химической лаборатории.

1749, январь-февраль — написал «Диссертацию о рождении и природе
селитры».

1749, 21 февраля — родилась дочь Ломоносова Елена.

1749, октябрь-1750, март — принимал участие в обсуждении речи
Г.Ф.Миллера «Происхождение имени и народа российского».

1751, март — произведен в коллежские советники.

1751, июль — в Академической типографии отпечатано «Собрание разных
сочинений в стихах и в прозе Михаила Ломоносова. Книга первая».

1751, 6 сентября — в Публичном собрании АН произнес «Слово о пользе
химии».

1752-1754 — работал над составлением «Курса физической химии».

1752, сентябрь — закончил первую мозаику «Мадонна» с картины римского
живописца Солимены.

1752, сентябрь — сочинил трагедию «Демофонт», которая была напечатана
в том же году.

1752, 25 сентября — подал в Сенат предложение об учреждении в России
«мозаичного дела».

1752, декабрь — вышел Указ о постройке фабрики цветного стекла.

1753, 22 февраля-23 марта — поездка в Москву.

1753, 15 марта — получает земли и крестьян для постройки фабрики цветного стекла в Усть-Рудицах.

1753, 26 ноября — произнес в Публичном собрании АН «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих».

1754, июль — в письме к И. И. Шувалову сообщил свои предложения об организации Московского университета

1754, ноябрь — написал статью «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии».

1755, 26 апреля — произнес в Публичном собрании АН «Слово похвальное Петру Великому».

1756, 15 июня — получил разрешение на постройку дома на набережной р. Мойки.

1756, 1 июля — произнес в Публичном собрании АН «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее».

1757, 13 января — в Академической типографии отпечатана «Российская
грамматика».

1757, февраль — в типографии Московского университета начато печатание
первого тома Собрания сочинений Ломоносова.

1757, 13 февраля — назначен советником Академической канцелярии.

1757, 6 сентября — произнес в Публичном собрании АН «Слово о рождении
металлов от трясения земли».

1757, сентябрь — переехал в собственный дом на набережной р. Мойки.

1758, март — назначен руководителем Географического департамента АН.

1759, 8 мая — произнес в Публичном собрании АН «Рассуждение о большей точности морского пути».

1760, 19 января — назначен руководителем Академических университета и гимназии.

1760, 30 апреля — избран почетным членом Шведской королевской Академии наук.

1760, июль — закончил работу над «Рассуждением о происхождении ледяных гор в Северных морях» и направил ее в Шведскую Академию наук.

1760, 6 сентября — произнес в Публичном собрании АН «Рассуждение о твердости и жидкости тел».

1760, ноябрь — в типографии АН напечатан «Краткий Российский летописец с родословием».

1761, 26 мая — наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца.

1761, 1 ноября — написал первое из намечаемых им 8 писем И. И. Шувалову
«О сохранении и размножении Российского народа».

1763, сентябрь — закончил «Краткое описание разных путешествий по
Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном
в Восточную Индию».

1763, 10 октября — избран почетным членом Академии трех знатнейших
художеств.

1763 — в типографии АН закончено печатание книги «Первые основания
металлургии, или рудных дел».

1763, 15 декабря — произведен в статские советники.

1763, 20 декабря — в типографии АН отпечатано «Известие о сочиняемой российской минералогии».

1764, январь — составил «Роспись сочинениям и другим делам советника Ломоносова».

1764, апрель — избран почетным членом Академии наук Болонского института.

1765, 28 января — последний раз присутствовал на заседании Академического собрания.

1765, 4 апреля — скончался в собственном доме на р. Мойке.

1765, 8 апреля — похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской
лавры.

Ломоносов: биография, личная жизнь, наука, фото

Михаил Ломоносов, биография которого обросла легендами за последние 200 лет, вошел в историю как великий ученый и реформатор науки. Старшему поколению его биография известна не только по книгам, но и многосерийному фильму «Михайло Ломоносов» (1986), представившему канонический взгляд на ученого. Со временем историки пересмотрели некоторые факты из биографии Ломоносова. Расскажем подробнее о жизни ученого.

Фото: ru.wikipedia.org: UGC

Ломоносов: биография, личная жизнь

Ломоносов — это не просто ученый. Он символ верного служения науке и пример того, что при наличии желания и усилий карьеру можно сделать даже в обществе, где социальная мобильность сильно ограничена сословными рамками.

Биография Ломоносова еще при жизни обросла множеством легенд. В советское время к ним прибавились идеологические легенды, которые создали образ бедного крестьянского сына из поморов, бежавшего от деспотичного отца ради учебы. Так начинается повествование об ученом в фильме 1986 года.

Сын непростого крестьянина

Михаил Васильевич Ломоносов действительно родился в семье Василия Дорофеевича осенью 1711 года. Однако Василий Ломоносов принадлежал к категории государственных крестьян. Они не знали крепостничества и платили подушную подать в казну, так как формально проживали на земле, принадлежащей государству.

Однако отец будущего ученого не бедствовал. Василий разбогател благодаря указу 1714 года, изданному Петром I. Самодержец запретил жителям Архангельской губернии строить традиционные для этих мест ладьи, повелев делать суда на голландский манер. Василий, у которого был опыт хождения на подобных кораблях, первым в губернии построил судно европейского типа, которое назвал «Чайка».

Василию Ломоносову принадлежала рыболовецкая артель. Историки полагают, что легенда о том, что бедный паренек прибился к рыбному обозу и три недели шел пешком в Москву, несколько преувеличена. Вероятно, обоз принадлежал отцу, а к Михаилу — сыну хозяина —относились с почтением.

Внебрачный сын Петра I

Вопрос, кто такой Ломоносов, не давал покоя его современникам. Он сделал карьеру, не имея связей и благородного происхождения. Несмотря на тяжелый характер, ему сходили с рук многие выходки, он легко двигался по карьерной лестнице.

Сам ученый благоговел перед царем-реформатором, посвящал ему стихотворные произведения. Поэтому уже в XVIII веке появилась легенда о том, что Ломоносов — внебрачный сын Петра I, а поэтому у него есть покровители при дворе, которые улаживают все проблемы. Однако никаких сведений о связи царя и ученого историкам найти не удалось. Известно, что Петр I посещал родные края Ломоносова за девять лет до появления Михаила на свет.

Помор и старообрядец

В 1863 году в биографии, подготовленной к столетию со дня смерти ученого, биограф Владимир Ламанский назвал Ломоносова помором. С тех пор утверждение о принадлежности ученого к этой особой этнографической группе русского и финно-угорского населения стала повторяться во многих биографиях Ломоносова.

Большинство поморов — старообрядцы, которые были негативно настроены по отношению к официальной православной церкви империи. В 1757 году Ломоносов написал скандальный «Гимн бороде», из-за которого православное духовенство обратилось с жалобой к императрице Елизавете. Этот факт для некоторых биографов служил косвенным подтверждением поморского происхождения Ломоносова.

Однако историки не смогли найти хотя бы один документ, в котором ученый называл бы себя помором. Сохранилось сообщение о Ломоносове от 1734 года, когда его допрашивали в канцелярии синодального правления. Из него известно, что Ломоносов назвал себя сыном крестьянина Архангелогородской губернии Василия Дорофеева. Иными словами, он не идентифицировал себя с особой группой поморов. В сохранившихся документах об отце Василии и дяде Луке они именуются крестьянами или «двинянами» и «холмогорцами», но не поморами.

Юноша, который предпочел знания женитьбе

Во многих биографиях Ломоносова повторяется факт, что он поздно научился читать. Грамоте его обучил дьяк церкви, расположенной в деревне Мишанинская, где родился Ломоносов.

Не так давно историки выяснили, что в доме у Василия и Елены Ломоносовых была библиотека и родители владели грамотой. Детство Ломоносова не было серым и невежественным, как это изображалось во многих биографиях. Поэтому существует версия, что читать Михаил научился в раннем возрасте благодаря матери.

После смерти Елены Ивановны — матери Михаила — Василий Ломоносов еще несколько раз был женат. С мачехой Ириной у парня не складывались отношения. Она была менее образована, чем Елена, и ее раздражала тяга пасынка к грамоте, что служило причиной конфликтов. Отношения с мачехой историки называют одной из вероятных причин побега из дома в 1730 году.

Другой причиной считают намерение Василия женить сына. Михайло с 10 лет помогал отцу в промысле и к 19 лет должен был стать самостоятельным, заведя собственную семью. Для крестьянского сына в XVIII веке возраст для вступления в брак был подходящим.

Однако Михаил обладал своенравным характером и решил не подчиняться отцовской воле, почему и сбежал в Москву. Побег стал не последним в жизни Михаила восстанием против авторитета. В 1739 году он сбежал от авторитарного преподавателя Генкеля в Саксонии, а затем из прусской армии, куда Ломоносов попал, возвращаясь домой из Германии.

Фото: commons.wikimedia.org: UGC

Удачливый крестьянский сын

Михаил Ломоносов, биография которого полна историями о невероятном везении, в 1731 году пришел в Москву. Ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Известно, что при поступлении Михаил назвался сыном дворянина.

Однако уже спустя три года его обман был раскрыт. В 1734 году он дает показания, в которых рассказывает правду о своем происхождении, но никаких санкций за обман не последовало. Более того, Ломоносова направили учиться в одно из самых престижных учебных заведений империи — Киево-Могилянскую академию.

Спустя год, в 1735-м, Ломоносов уже студент университета при Академии наук в Санкт-Петербурге, а еще через год он получил направление на заграничную стажировку, где провел четыре года. Несмотря на самовольное оставление места учебы и возвращение на родину в 1741 году без официального разрешения, Ломоносов снова не понес никакого наказания. Наоборот, смог защитить две диссертации и получить должность адъюнкта.

С точки зрения современника, это небывалый карьерный рост для человека, который сказал неправду при поступлении. Вероятно, тогда и зародилась легенда о родстве Ломоносова и Петра I.

Известно, что в 1728 году был издан указ, запрещавший принимать детей крестьян в Славяно-греко-латинскую академию. Однако он практически не выполнялся. Обучение грамоте было не в моде среди представителей привилегированных сословий. Образование в XVIII веке никто не рассматривал как социальный лифт, и академия испытывала проблему с учащимися. Поэтому руководство вынуждено было закрывать глаза на происхождение желающих учиться.

Ломоносов, который был намного старше остальных учащихся, проявил усердие, которое не могло остаться незамеченным. У него не было сильных конкурентов. Поэтому уже в 34 года он получил звание профессора и чиновничий титул, который, согласно «Табеля о рангах», приравнивался к дворянскому титулу.

Однолюб и семьянин

Михаил Ломоносов был женат один раз. Во время пребывания за границей у него завязался роман с Елизаветой — дочерью хозяев квартиры, которую Михаил снимал. Пара поженилась после рождения первой дочери. В 1740 году Ломоносов и Елизавета Цильх обвенчались по реформатскому обряду в Марбурге. Вскоре Михаил отправился на родину, оставив супругу в доме ее матери и велев ждать вызова.

В 1741 году Елизавет отправила запрос в Петербург с просьбой отыскать мужа. Ломоносов признался, что женился без разрешения властей и по протестантскому обряду. Законодательство Российской империи запрещало браки представителей определенных сословий без разрешения начальства и ограничивало браки с иноверцами. Несмотря на два нарушения закона, Ломоносову было позволено перевести жену в Россию при условии, что она примет православие.

Елизавета родила Михаилу троих детей, из которых выжила лишь дочь Елена. Она вышла замуж за Алексея Константинова, служившего библиотекарем у Екатерины II. Среди потомков Ломоносова были представители дворянских родов Раевских, Волконских и Орловых.

В зрелом возрасте Ломоносов узнал, что у него есть сестра, которая родилась после его бегства из родных краев, и племянники. Он помог перевезти племянников в Петербург. Один из них — Михаил Головин — стал известным математиком.

В апреле 1765 года Петербург облетела новость, что умер Ломоносов. Фото его могилы на Лазаревском кладбище, сделанной из каррарского мрамора мастером из Италии Ф. Медико, можно найти в Сети.

Фото: commons.wikimedia.org: UGC

Читайте также: Ахмет Байтурсынов: биография

Михаил Ломоносов: наука и литература, открытия

Жизнь и творчество Ломоносова свидетельствуют о многогранности его личности. Он интересовался как естественными, так и гуманитарными науками, сделав вклад в развитие обоих направлений.

Реформатор языка

Ломоносов провел реформу русского языка, отделив разговорный язык от церковнославянского, введя десятки научных терминов, аналогов которых не было ранее. Также он предложил использовать причастные обороты. Изданная ученым «Российская грамматика» на десятилетия стала пособием по литературному языку.

Ломоносов прославился своими одами. В стихосложении он впервые использовал ямб, сделав произведения изящными и легкими для восприятия. Специалисты подсчитали, что 80% произведений Пушкина написаны именно ямбом.

Создатель антинорманнской теории

Если в языкознании Ломоносов стал великим реформатором, то в истории — родоначальником дискуссии, которая длилась более 200 лет. В советские времена Ломоносова изображали как борца с засильем немецкой науки в России.

Известен его конфликт с профессорским составом Академии наук в 1743 году. Советские историки изображали его как протест ученого против бездарной иностранной профессуры. Но в глазах современников он остался пьяным дебошем, за который ученого посадили в карцер на полгода и на 50% урезали жалование.

Ломоносов, в отличие от европейских ученых, для которых наука и государство — две параллельные сферы, которые не должны пересекаться, — считал себя защитником государственных интересов, что влияло на его суждения и порождало конфликты с приглашенными иностранными учеными.

Продолжением конфликта с иностранцами стал его спор с профессором Миллером, вышедший за рамки академической дискуссии. Историк Миллер, основываясь на текстах летописей, выдвинул предположение о том, что первые князья Киевской Руси были норманнами.

Ломоносов счел подобные выводы оскорбительными для национальной гордости великороссов. Он не только писал труды, опровергавшие воззрения Миллера, но и участвовал в преследовании профессора. Известно, что в 1748 году Ломоносов принимал участие в обыске у Миллера, обвиненного в недозволенной переписке с французским астрономом Жозефом Делилем. Ученый искренне считал, что защищает интересы государства.

Сегодня норманнская теория по-прежнему авторитетна в академических кругах. Нет более-менее серьезных ученых, которые бы ни разделяли ее положения. Более того, историки нашли археологические и лингвистические доказательства теории, на отсутствие которых в свое время указывал Ломоносов.

Основатель физической химии

Профессорское звание Ломоносова, полученное в 1745 году, было присвоено за успехи в изучении химии. Ученый выдвинул гипотезу о связи химических и физических явлений, которая к 1750-м годам оформилась в проект нового направления науки «Физическая химия», которую он начал преподавать студентам. Сегодня физическая химия — один из наиболее обширных разделов современной химии.

Автор проекта по освоению Севера

Ломоносов видел огромный потенциал в ресурсах Севера, которые могут принести пользу казне. Он выдвинул предположение о наличии земель за Северным Ледовитым океаном и возможности пройти на Камчатку Северным океаном.

Для проверки гипотезы за месяц до смерти ученого в 1765 году стартовала экспедиция Василия Чичагова. Предположение Ломоносова о том, что Солнце растопит льды для прохода, не подтвердилось, и экспедиция застряла в районе Шпицбергена. Однако с появлением ледоколов идея обрела новое дыхание.

Еще одна идея об освоении северных земель при помощи ссыльных оказалась востребованной в советские времена.

Фото: ru.wikipedia.org: UGC

Автор программы университетского образования

Вопреки распространенному мнению Ломоносов не был основателем Московского университета. Его создал фаворит Елизаветы, меценат и друг Ломоносова Иван Шувалов. Ученый же участвовал в написании учебных планов и проекта университетского устава. Основное внимание Ломоносов уделял Петербургскому университету, ректором которого был с 1758 до самой смерти в 1765 году.

В советские времена в 1950-х годах имя дворянина Шувалова перестали упоминать в официальной истории университета, заменив Ломоносовым, чье крестьянское происхождение казалось идеологически правильным.

Так или иначе, но благодаря ученому и его стараниям в Российской империи сформировался слой образованных людей, способных ценить и развивать науку.

Великий астроном

В 1761 году ученый, наблюдая в телескоп за Венерой, выдвинул предположение о том, что на планете имеется атмосфера. Поскольку астрономия была лишь увлечением, Ломоносов не стал развивать идею. Его интересовали не столько звезды, сколько совершенствование оптических приборов, которые бы позволили за ними наблюдать. Впоследствии астрономы подтвердили предположение Ломоносова.

Создатель мозаики

Ломоносова интересовали физические свойства цвета. Увлечение привело его к идее производства цветного стекла. Он разгадал секреты итальянских стеклодувов и основал отечественное мозаичное производство. В Эрмитаже хранятся несколько мозаичных портретов, созданных Ломоносовым лично, в частности портрет Петра I 1754 года.

Фото: flickr.com: UGC

Ломоносов — многогранный ученый, который сделал важные открытия как в гуманитарных, так и в естественных науках. Несмотря на то что его биография со временем обросла множеством мифов, он остается одним из наиболее известных ученых XVIII века.

Читайте также: Аль-Фараби: биография и философия

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1798826-lomonosov-biografia-licnaa-zizn-nauka-foto.html

Наука, цивилизация и общество

Наука, цивилизация и общество

Михаил Васильевич Ломоносов

Поэт, ученый и реформатор лингвистики, р. 19 (8 * ) 1711 ноября (близ Холмогор, Россия), д. 15 (4 * ) 1765 апреля (Санкт-Петербург).


Михаил Ломоносов был сыном бедного рыбака. В десять лет он сам стал рыбаком. У юного Михаила была жажда знаний, и за несколько свободных часов он прочитал все книги, которые мог достать.В возрасте девятнадцати лет он решил, что ему нужно ехать в Москву, чтобы добиться каких-либо успехов, и покинул деревню пешком и без единой монеты в кармане.

Маскируя свое семейное происхождение, Ломоносову удалось попасть в Славяно-греко-латинскую академию. Он едва мог содержать себя, и его благородные однокурсники постоянно беспокоили его; но за пять лет он прошел восьмилетний курс обучения, сам выучил греческий и изучал философские классики.

Это было время, когда царь Петр I призвал всех ученых мужей объединиться и преобразовать великую нацию, в то время как аристократия и церковь открыто выступали против распространения образования, опасаясь потери своих привилегий. Но преподаватели Академии уже не могли игнорировать достижения Ломоносова, и в 1736 году он был принят в Петербургский университет. Однако Ломоносов решил уехать в Германию. За тремя годами обучения в Марбургском университете последовали два года в Академии горного дела и стекольной промышленности Фрайбурга.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Петербургскую академию, где снова столкнулся с враждебностью аристократии. Его разочарование по поводу некомпетентности совета директоров и его вспыльчивый характер поставили его в затруднительное положение, и в мае 1743 года он был отправлен в тюрьму. Он использовал это время, чтобы уточнить рабочий план своей жизни, уже составленный в Марбурге, в котором основное внимание уделялось вопросу о структуре материи.

Ломоносов был выдающимся поэтом, и две оды, посланные императрице Елизавете, обеспечили его освобождение в январе 1744 года.Его 276 заметок по физике и корпускулярной философии («276 заметок по корпускулярной философии и физике») привели к его назначению профессором Академии в 1745 году. Он переводил иностранные работы на русский язык и писал на латыни работы по термодинамике, электричеству и физике. свойства воздуха, опубликованные Академией по рекомендации близкого друга Ломоносова Леонарда Эйлера.

В 1748 году Академия предоставила Ломоносову средства на строительство лаборатории, и Ломоносов наконец смог сам заняться изучением природы.В течение трех лет он провел более 4000 задокументированных экспериментов, которые привели к созданию стекольного завода и производству цветного стекла.

Ломоносов сосредоточился на передаче своих знаний будущим поколениям. Он написал введение в физическую химию, русскую грамматику и по заказу императрицы Елизаветы краткую историю России. Он составлял планы Московского университета и следил за его развитием с 1755 года.

В 1757 г. Ломоносов стал советником Академии.В последующие годы он сосредоточился на географии, геологии и океанографии полярных морей и опубликовал работы по мореплаванию, исследовательским рейсам и недрам северных регионов России. Он был избран членом Шведской академии наук и Болонской академии.

Хотя теперь Ломоносов был признан выдающимся интеллектуалом в России, русское дворянство ненавидело его материалистические и гуманистические идеи и продолжало преследовать его при каждом удобном случае.Когда в 1762 г. (1761 г. по старому календарю) умерла его покровительница, императрица Елизавета, напряжение в его жизни усилилось, и через три года Ломоносов скончался в изнеможении в возрасте 51 года. Императрица Екатерина II Великая распорядилась о государственных похоронах в честь «двора». поэт », но чтобы предотвратить распространение его идей и защитить систему крепостного права, она проследила за тем, чтобы все его записи были конфискованы.

Биография Михаила Ломоносова появилась в 1937 году. Полное собрание сочинений Ломоносова было наконец опубликовано Советским Союзом в 11 томах на латинском и русском языках в 1950–1983 годах, примерно через 200 лет после их написания.Московский университет теперь называется Ломоносовским университетом, а деревня, где он родился, недалеко от Архангельска на Белом море, теперь называется Ломоносово.

Портрет: картина Леонтия Миропольского, 1787 г .; общественное достояние (Википедия)


Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Фото: © Георг Дембовски, лицензия свободной документации GNU


* Русская дата времени. Календарь, используемый в Европе, вступил в силу в России только в 1918 году.

дом

Отдел истории Кунсткамеры и русской науки XVIII века (музей М.В.Ломоносова)

Отдел истории Кунсткамеры и русской науки XVIII века (музей М.В. Ломоносова)

Контактная информация

Телефон: (812) 328-12-11: (812) 328-10-11

ПЕРСОНАЛ ОТДЕЛА

Маргарита ХАРТАНОВИЧ , доктор наук, заведующая отделом (история российской науки и культуры: история государственных и общественных учреждений, деятельность российских ученых)

Сергей БЕРЕЗНИЦКИЙ , доктор наук, ведущий научный сотрудник (история отечественной науки, этнография, культура традиционных и современных обществ)

Ольга ДОМАНСКАЯ, старший куратор (специализация: История формирования коллекций музея)

КРАВЧЕНКО Татьяна , Ассистент

Евгения ЛУПАНОВА , кандидат наук, старший научный сотрудник (научные приборы и инструменты 18 -го — начала 19 -го века)

Ольга ПЕТРОВА, старший хранитель (история Кунсткамеры 18 -го века)

После основания Академии наук в 1724 году Кунсткамера стала ее неотъемлемой частью, сыграв огромную роль в становлении российской науки. В нем размещались не только музейные коллекции, но и библиотека, операционный театр, физический кабинет и астрономическая обсерватория; это было место плодотворной работы первых академиков. Среди них был М. В. Ломоносов. Жизнь ученого с первых же шагов в Академии была неразрывно связана с Кунсткамерой.

Музей М. В. Ломоносова создан постановлением Президиума АН СССР в 1947 году как структурное подразделение Института этнографии АН СССР.В 1953 году он был выведен из ИЭ и передан во вновь созданный Институт истории естествознания и технологий им. Вавилова. В 1993 году он был возвращен в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН в качестве научного отдела с сохраненными темами исследований, а также с его коллекциями, библиотекой, фото-библиотекой и архивом. Современное название кафедра получила в 2009 году.

Музей М. В. Ломоносова был открыт 5 января 1949 года на верхних этажах башни здания Кунсткамеры, где с 1741 по 1765 год работал первый в России ученый и эрудит Михаил Васильевич Ломоносов. Это было единственное сохранившееся к тому времени здание комплекса Академии 18 -го века.

Первым академическим заданием Ломоносова, только что принятого в штат Академии, было издание «Каталога камней и окаменелостей» Кунсткамеры на латыни в 1745 году. Он продолжил изучение и описание коллекции минералов Кунсткамеры, начатые академиком Я. Гмелин. Затем Ломоносов перешел на работу в Кабинет физики под руководством академика Г.Крафт, где он много времени проводил в камере-обскуре, проводя эксперименты по дифракции света. Ломоносов всю жизнь пользовался приборами Кабинета физики, часть из них брал домой для проведения различных испытаний. Ломоносов много часов читал книги в библиотеке, много работал в обсерватории, делая там свои первые шаги в метеорологии, картографии, географии и астрономии.

После пожара 1747 года обсерватория фактически перестала функционировать, а деятельность всех кабинетов Кунсткамеры и библиотеки была приостановлена ​​на длительное время. В таких условиях академикам, в том числе Ломоносову, приходилось работать в основном в домашних кабинетах и ​​обсерваториях.

Здание Кунсткамеры было отреставрировано архитектором С. И. Чевакинским в 1751–1757 годах с некоторыми изменениями, отразившимися на его архитектурном облике. Больше всего бросилось в глаза отсутствие верхней части башни, что придавало зданию вид незавершенности. Лишь в 1947-1948 годах Кунсткамера вернула облик, близкий к первоначальному, за счет переделки верхней части башни армиллярной сферой.Автор проекта реконструкции — архитектор Р. И. Каплан-Ингель, один из инициаторов создания музея М. В. Ломоносова и его первый директор.

Т.В. Станюкович, специалист по русской культуре 18 -го века, при участии Каплан-Ингеля сумел в короткие сроки, не имея специального музейного оборудования и срочно создавая коллекции музея Ломоносова, организовать выставку и заложить основу исследовательской тематики будущего музея.Музей задумывался как центр изучения жизни и деятельности М. В. Ломоносова в контексте русской науки и культуры 18 -го века. При поддержке президента Академии наук СССР академика С.И. Вавилова материалы по тематике музея были переданы из различных академических учреждений и крупных музейных хранилищ страны, приобретены в антикварных магазинах или у частных лиц. Коллекции музея также пополнились за счет пожертвований.Поскольку подлинных вещей Ломоносова сохранилось очень мало, было решено пойти по пути воссоздания типичных интерьеров той эпохи.

Когда музей только создавался, в нем было всего три сотрудника: архитектор Р. И. Каплан-Ингель, который занимался реставрацией башни; историк Т. В. Станюкович, создавший выставку, и В. Л. Ченакал, специалист по оптике и приборостроению, ставший впоследствии директором музея.

Когда M.Музей В. Ломоносова был передан Институту истории естествознания и техники, Т. В. Станюкович остался в Институте этнографии. Ее позицию заняла Н. В. Соколова, специалист по русской культуре 18 -го века. Позже к музею присоединились Р. Б. Городинская, И. А. Бренева и Т. М. Моисеева.

С 1993 по 2002 год отделом музея М.В.Ломоносова МАЭ РАН руководил Э.П. Карпеев, с 2002 по 2010 год — Т.Моисеева М. (и.о. заведующей кафедрой). С июня 2010 года кафедру возглавляет Хартанович М.Ф.

Основные темы исследований

Основные направления исследований отдела связаны с изучением истории Кунсткамеры, жизни и творчества М. В. Ломоносова.

Тема исследования: «Музей Академии 18 — 21 вв .: История концептов и коллекций (К 300 -летию Кунсткамеры).Научный руководитель: директор Ю. К. Чистов, д.т.н. Тематическая область исследования: Кунсткамера: Императорский музей в Санкт-Петербурге в составе Академии наук. 18 век. Научный руководитель: Заведующий отделом Хартанович М.Ф. , D.Sc.

Основные публикации

  • Березницкий С.В. Проект по возобновлению Второй Камчатской экспедиции (1753-1765 гг.) // Вестник ДВО РАН. Владивосток, 2013, № 1. С. 48-55.
  • Березницкий С.В. Негидаль чел. : Исторический и этнографический очерки ] / Редактор публикации: А.Ф. Старцев. Владивосток: Дальнаука, 2014. С. 152-182. 2,38 печатных листа
  • Березницкий С. В. Методика полевой этнографии: учебное. Биробиджан: ИЦ ПГУ им. И. Шолома-Алейхема, 2014, 213 с.
  • БерезницкийС. В. Армиллярныесферы — уникальные музейные экспонаты Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунстмамера) РАН [Армиллярные сферы: Уникальные экспонаты Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН] // Вопросы музеологии , №1 (11), 2015, с. 124-133.
  • Березницкий С. В. Нерчинская экспедиция. СПб: МАЭ РАН, 2014. 296 с., 18 печатных листов (Кунсткамера Петрополитана).
  • Бренева И. В., Моисеева Т. М. Музей Ломоносова. Путеводитель [Музей Ломоносова. Путеводитель]. Санкт-Петербург, 1995, 62 с.
  • Бренева И. В., Моисеева Т. М. Воссоздание «Кабинета ученого XVIII века» в музее М. В. Ломоносова.Музей В.Ломоносова] // Кунсткамера. Этнографические тетради . Санкт-Петербург, 1996, № 10. С. 209-214.
  • Бренева И. В. История инструментальной палаты Петербургской Академии наук. СПб: Наука, 1999.
  • .
  • Карпеев Э. П. Большой Готторпский глобус. СПб: МАЭ РАН, 2003.91 с.
  • Копанева Н.П. Живые краски Мериан // Наука из первых рук , 2010, 1 (31), с. 96-109.
  • Копанева Н. П. «Северная и Восточная Тартария» в России // Николаас Вицен. Северная и Восточная Тартария. Редакция и научное руководство Н. П. Копанева, Б. Наарден. Северная и Южная Тартария. Редакция и научное руководство Н. П. Копанева и Б. Наарден. Амстердам, 2010, т. 3. С. 139-175.(совместно с Копаневой А.Н.).
  • Копанева Н.П. О реконструкции первых отечественных коллекций Кунсткамеры: на примере собрания Д.Г. Мессершмидта // На примере коллекции Д. Г. Мессершмидта. лицах . Санкт-Петербург: Государственный Эрмитаж, 2011. С. 226-233.
  • Копанева Н. П. Формирование фондов Кунсткамеры и Вторая Камчатская экспедиция: к документальной реконструкции коллекций // Радловский сборник.Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2010 г. СПб: МАЭ РАН, 2011. С. 73-78.
  • Копанева Н. П. Ломоносов и первая отсылка Вольтеру рукописей по русской истории // М . В . Ломоносов i словесность yego время . Перевод и подражание в русской литературе XVIII века.Перевод и подражание в русской литературе 18 -го века] / Редакторы издания: Костин А.А., Демин А.О. Москва; СПб: Альянс-Архео, 2013. (Чтения Отдела русской литературы XVIII века. Выпуск 7). Совместно с Копаневым Н.А.
  • Копанева Н. П. Мозаичный портрет Петра I: кто автор? [Мозаичный портрет Петра I: кто автор?] // Наука из первых рук . 2013, № 5/6 (55/54), стр. 54-65.
  • Копанева Н.П. К биографии А. И. Андреева [Подробнее о биографии А. И. Андреева] // Археографический ежегодник за 2009-2010 годы . М .: Наука, 2013. С. 314-324.
  • Копанева Н.П. О первом печатном каталоге Кунсткамеры (к 300-летию первого публичного музея) // Альманах библи. , 2014, вып. XXXVII.
  • Копанева Н.П. Степан Петрович Крашенинников: 25 773 версты по Сибири и Камчатке [Степан Петрович Крашенинников: 25 773 версты по Сибири и Камчатке] // Наука из первых рук . 2012, №2, с. 72-97.
  • Летопись Кунсткамеры. 1714-1836 / Рос.акад.наук, Музеи антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) [Хроники Кунсткамеры. 1714-1836 / Российская академия наук, Музей антропологии и этнографии Петра Великого (Кунсткамера); [Авторы и составители: М.Ф. Хартанович, М. В. Хартанович; редакторы издания: Н.П. Копанева, Ю.А. К. Чистов]. — Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2014. 740 с.
  • .
  • Ломоносов: Сб. статеи [Ломоносов: Собрание статей]. Москва; Ленинград: Изд-во АН СССР, 1951, т. 3; 1960, т. 4; 1961, т. 5; 1991, т. 9.
  • Ломоносов и Академия наук. К 300-летию М. В. Ломоносова (1711-1765) [Ломоносов и Академия наук. К 300 -летию -летия М. В. Ломоносова (1711-1765) / Научный редактор: В.Ю. Афиани. Составители Н. П. Копанева, Н. В. Литвина. Статьи: В.Ю. Афиани, И. Н. Ильина, Н. П. Копанева, М. Ф. Хартанович. М .: Архив РАН, 2011.168 с.
  • .
  • Ломоносовские чтения в Кунсткамере: К 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова: К 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова / Под ред. д.т.н. М.Ф. Хартановича, Ю. Чистов К., д.т.н. Санкт-Петербург, 2011, вып.1, 207 с.
  • Ломоносовские чтения в Кунсткамере / Редакция: Н.Копанева П., Хартанович М.Ф. Санкт-Петербург, 2016.
  • Лупанова Е. М. Приборы конструкции М. В. Ломоносова. О вкладе великого русского учёного в развитие отечественного приборостроения. О вкладе великого русского ученого в развитие отечественного приборостроения // Московский журнал , 2011, №11, с. 40-48.
  • Лупанова Е. М. Медали с портретами М. В. Ломоносова [Медали с портретами Ломоносова] // Мир музей , 2012, №4. С. 4-11.
  • Лупанова Е. М. Иоганн Бакмайстер [JohannBacmeister] // Вопросы истории , 2014, № 6, с.18-37 /
  • Лупанова Е. М. Телескоп и пассажный инструмент Йозефа Фраунгофера [Телескоп и транзитный инструмент Йозефа Фраунгофера] // Немцы в Санкт- Петербург . Биографический аспект . XVIII-ХХ вв . г.СПб., 2014. Вып. 8. С. 126-131.
  • Лупанова Е. М. Модели и научные инструменты в Кунсткамеру XVIII века // Русский архив , 2016, № 3, с.208-231.
  • М. В. Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь [М. В. Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь / Под ред. Э. П. Карпеева. СПб: Наука, 1999, 258 с. (Дополнительный выпуск 2001).
  • Михаил Васильевич Ломоносов. К 300-летию со дня рождения: по материалам Музея М. В. Ломоносова. К 300 -летию -летия: По материалам музея М. В. Ломоносова / Составлено и составлено М. Ф. Хартанович, Н. П. Копанева; редактор издания: Ю. К. Чистов. СПб: Петроний, 2011.96 с.
  • .
  • Моисеева Т. М. Армиллярная сфера из собрания Музея М. В. Ломоносова как объект международного изучения.Собрание музея В. Ломоносова как объект международного исследования // История техники и музейное дело: сборник трудов. Выпуск 4-1. Москва, 2007. С. 211-216.
  • Моисеева Т. М. Научные инструменты Петербургской Кунсткамеры: от «курьезных экспериментов» до экспериментальных наук // Вопросы истории естествознания и техн. Москва, 2008, №1, с. 65-80.
  • Научное сообщество Санкт-Петербург.XVIII — начало XXI века / Энциклопедический справочник. 18 — начало 21 -го века / Энциклопедический справочник] / Редактор Публикатин: М. Ф. Хартанович. СПб: Наука, 2013.
  • .
  • Летопические жизни и творчества М. В. Ломоносова [Хроника жизни и творчества М. В. Ломоносова] / Составители В. Л. Ченакал, Г. А. Андреева, Г. Е. Павлова, Н. В. Соколова. Москва; Ленинград: Изд-во АН СССР, 1961.
  • .
  • Станюкович Т.В. Кунсткамера Петербургской Академии наук. Москва; Ленинград: Изд-во АН СССР, 1953.
  • .
  • Хартанович М. Ф. Награды графа Уварова в Императорской Академии наук // Академия наук в истории культуры XVIII-XIX вв. . Санкт-Петербург, Наука, 2010. С. 312-334.
  • Хартанович М.Ф. Императорская Академия наук и научные общества в XIX в. // Академия наук в истории культуры XVIII-XIX вв.. Санкт-Петербург, Наука, 2010. С. 529-559.
  • Хартанович М.Ф. Императорская Археографическая комиссия и сеть археографических учреждений в России XIX в. культуры XVIII-XIX вв . Санкт-Петербург, Наука, 2010, с.268-311.
  • Хартанович М. Ф. Один опыт выше тысячи мнений. Первая химическая лаборатория Академии наук. Первая химическая лаборатория Академии наук] // Наука из первых рук . 2011, №5, с. 88-97.
  • Хартанович М. Ф. Химическая лаборатория М. В. Ломоносова [Химическая лаборатория М. В. Ломоносова] // Искусство и наука в современном мире: посвящается 300-летию М.В. Ломоносова / Сборник материалов Второй Международной научной конференции «Искусство и наука в современном мире»: К 300 -летию -летия М. В. Ломоносова. 1-4 ноября 2011 г. Санкт-Петербург, 2012 г. С. 44-46.
  • Хартанович М. Ф. Комиссия, учрежденная для применения электромагнитной силы к движению машины по способу профессора Б. С. Якоби Императорской Академии наук.С. Якоби Императорской Академии наук] // « Комиссий Академии наук в XVIII XX веков ». СПб: Нестори-история, 2013. С. 161-170.
  • Хартанович М.Ф. Археографическая комиссия в начале XX века // Комисии Академии наук в XVIII XVIII веках ». СПб: Нестор-история, 2013. С. 309-323.
  • Хартанович М. Ф. Румянцева Галина Алексеевна и её картины, посвященные М. В. Ломоносову (из собрания Музея М. В. Ломоносова МАЭ РАН) [Галина Румянцева и ее рисунки, посвященные М. В. Ломоносову] // классы c156k. Санкт-Петербург, 2014. С. 341-346. (Собрание Музея антропологии и этнографии. Выпуск LIX).
  • Хартанович М.Ф. Кунсткамера — первый музей России // Русская история . 2014, № 1. С. 37-41.
  • Хартанович М. Ф. Музеи Академии наук XIX в .: от Кунсткамеры к узкоспециальным научным центрам // Вопросы муз. №2 (12), 2015. С. 38–45.
  • Хартанович М.Ф. Реформы Императорской Академии наук: подготовка Устава 1803 г. [Реформы Императорской Академии Наук: Подготовка Устава 1803 года] // Академия наук в Контексте историко научных 15156 научных — первый половин XX в . Исторические очерки [ Академия Наук контекст — 1 половина из 20 век . Исторические очерков ] / Редактор публикации: Ю. М. Батурин. Санкт-Петербург, 2016. С. 511-564.
  • Хартанович М.Ф. Реформы в Академии наук: Устав 1836 г. [Реформы в Академии наук: Устав 1836 г.] // // Академия наук в контексте историко-научных исследований в XVIII — первой половине XX в. Исторические очерки. — 1 половина 20-го век.Исторические очерки] Редактор: Ю. М. Батурин. Санкт-Петербург, 2016. С. 565–594.
  • Хартанович М.Ф. Реформы Российской Академии Наук в XVIII — первой половине XIX в . : Уроки организации отечественной науки 18 — 1 Ст половина 19 Уроки века: организация российской науки] // Императорская академия наук и художеств, Академия наук СССР, Российская академия наук — попыточная академия: К 290-летию основания РАН. — Триединая академия: К 290 -й годовщине основания РАН ].Москва, 2016. С. 211-256.
  • Ченакал В. Л. Очерки по истории русской астрономии. Москва; Ленинград: Наука, 1951.
  • .
  • Ченакал В. Л. Русские приборостроители первой половины XVIII в. Ленинград: Просвещение, 1953.
  • Ченакал В. Л. Зажигательные стекла и зеркала Чирнгауза в России // Труды ИИЭТ.Москва, 1960, т. 34.

Перейти к основному содержанию Поиск