Восстание хлопка косолапа произошло в: Восстание Хлопка Косолапа в 1603 году

Восстание Хлопка Косолапа в 1603 году

Восстание Хлопка случилось в 1603 году как ответ на голод в стране и обнищание большей части крестьян.Крестьяне бежали и объединялись в группы. В последующем они стали движущей силой восстания, которое охватило многие регионы центральной России. Очень важно отметить, что события 1603 года нельзя в полной мере назвать восстанием или мятежом. Восставшие не выдвигали никаких требований и не преследовали никаких политических целей. Они искали средства для существования и выживания, и поэтому занимались грабежами и разбоями. Характерно, что еще со времен Бориса Годунова это движение также называлось не «восстание», а «разбои».

Причины

Главные причины восстания Хлопка Косолапа:

  • Голод. Обычно в учебниках говорится о голоде 1602-1603 годов. Действительно, в эти годы положение стало максимально тяжелым. Но если говорить более объективно, то голод начался еще с неурожая 1600 года, и фактически длился 4 года.
  • Продолжение закрепощения крестьян. С каждым годом крестьяне все больше лишались своих прав. Борис Годунов пытался решить их проблемы, но делал это не настойчиво. Например, в 1601 году он восстановил Юрьев день, но из-за того что царские чиновники не следили за исполнением указа реально крестьяне им не пользовались, а помещики просто игнорировали.
  • Высокие налоги. После поражения в Ливонской войне Россия отличалась высоким уровнем налогообложения, который к тому же регулярно увеличивался.
Голод 1601-1603 как причина восстания Хлопка

Как и большинство крупных выступления в истории России, восстание Хлопка смогло получить массовость из-за проблем внутри страны — голод. Ведь речь идет не только о нехватке пищи, но и о вспышке холеры на ее фоне. Голод приводил к тому, что еды катастрофически не хватало и помещики, решая эту проблему, либо давали крестьянам вольную, либо просто изгоняли их. В совокупности это привело к тотальному обнищанию населения.

Крестьяне были вынуждены бежать от помещиков, объединяться и заниматься разбоями и грабежами.

Чем же был обусловлен голод 1601-1603 годов? Исследователи того времени называют эти годы эпохой «резкого похолодания». Именно аномально холодные температуры на протяжении всех времен года сказывались на урожае. Причину такого изменения климата установить крайне тяжело, но исследователи связывают этот процесс с извержением вулканов в Перу в 1600 году.

Ход восстания

Крестьянское движение 1603 года под командованием Хлопка, в котором активно принимали участие боевые холопы, связывается с голодом. Как только в 1601 года начался сильный неурожай, помещики стали избавляться от крестьян, которых нужно было кормить. Им выдавались вольные, некоторых изгоняли, но чаще помещики создавали такие условия, при которых крестьяне были вынуждены бежать. В результате всего за несколько лет количество беглых крестьян увеличилось в десятки раз. Эти люди потеряли возможность прокормить себя и свою семью трудом.

У них оставался только 1 путь — объединяться в группы и заниматься грабежом. Поэтому важный вывод на этом этапе — в восстании Хлопка, в его подготовительной стадии, огромную роль сыграли не дальновидные помещики, своими руками создавшие возможность для мятежа.

Непосредственный бунт характеризуется следующими этапами:

  1. Лето 1603 года — начало восстания. Оно охватило всю центральную часть России, но основная масса «разбоев» сосредоточилась под Москвой. Ими управлял Хлопко Косолап. Им удалось захватить смоленскую дорогу, которая была важным путем сообщения между центральной и западной Россией.
  2. Конец лета 1603 — Боярская дума осознала опасность положения. Если в первый месяц восстания в Хлопку относились несерьезно, то к концу лета стало понятно, что есть большой риск того, что восставшие могут захватить Москву. Боярская Дума назначила командующего обороной города воеводу Ботурлина.
  3. Сентябрь 1603 — военный поход царской армии против восставших. Восставшие крестьяне и холопы не были солдатами и воевать не хотели. Многие, узнав о приближении царской армии, бежали. Другая часть, узнав что Борис Годунов обещал простить всех восставших, отказывались сражаться. Поэтому в результате сражения царская армия одержала верх относительно легко. В ходе сражения Хлопко Косолап был ранен, доставлен в Москву, а позже казнен.
Казнь Хлопка Косолапа

Ситуация в стране после ареста и казни Хлопка подтверждает, что это было нетипичное восстание. Разбои за пределами Москвы продолжились. Многие отряды в последующем примкнули к движению Болотникова.

Итоги и историческое значение

В историографии, особенно советской, восстание Хлопка Косолапа рассматривалось исключительно с классовой точки зрения, как явление локальное. Однако этому восстанию нужно уделять гораздо большее внимание, поскольку:

  • Восстание Хлопка было подавлено большим трудом и фактически стало отправной точкой для более массового и организованного восстания Болотникова.
  • Многие участники восстания Хлопка в дальнейшем принимали участие в восстании Болотникова.
  • Восстание показало главное проблему в обществе — противоречия на всех уровнях. Смута только начиналась и даже у элиты еще не было четкого понимания кто должен быть у власти. Социальные противоречия нужно было решать, но Борис Годунов пустил их на самотек, чем только усугубил ситуацию.

Хлопко Косолап в 1603 году в ходе сражения был ранен и попал в плен. Впоследствии его казнили в Москве. Восстание Хлопка завершилось, но для России проблемы только начинались.

Восстание Хлопка: ход и причины

Восстание Хлопка — не восстание и не мятеж в прямом смысле слова, этим названием в отечественной истории принято обозначать всплеск массового бандитизма и разбоя в Русском государстве, случившийся в 1601-1603 годах в период правления Бориса Годунова.

 

Массовый бандитизм был спровоцирован Великим голодом, который охватил страну в 1601-1603 годах: бунтовщики не выдвигали каких-либо политических требований и не стремились к захвату власти, они промышляли разбоем, чтобы добыть средства к существованию. Основу разбойничьих отрядов составляли беглые или изгнанные своими хозяевами холопы, которые не имели единого лидера и хаотично сбивались в группы.

 

Самым большим отрядом, численность которого достигала 600 человек, стала дружина атамана Хлопко Косолапа, действовавшая в окрестностях Москвы — по его имени и было впоследствии названо это историческое событие.

 

Восстание Хлопка и связанное с ним холопское движение стало одним из наиболее ярких событий начального этапа Смутного времени.

 

 

Предпосылки и причины восстания

Основной причиной восстания Хлопка стал Великий голод 1601-1603 годов, который протекал на фоне политической нестабильности Смутного времени и продолжающегося закрепощения крестьян.

 

Массовый голод был спровоцирован похолоданием климата, которое привело к неурожаю в 1601, 1602 и 1603 годах. По мнению исследователей, это могло быть связано с извержением вулкана Уайнапутина в Перу 19 февраля 1600 года: извержение привело к накоплению пепла в атмосфере Земли и вызвало вулканическую зиму в Европе.

 

Из-за голода многие помещики, чтобы избавиться от ответственности за своих крестьян, стали давать им вольную, а другие, чтобы избежать необходимости кормить их, просто выгоняли крестьян из своих усадеб (либо вынуждали бежать), не давая им вольную и рассчитывая вновь вернуть их себе, когда голод закончится. Вследствие этого изгнанные холопы и освобождённые крестьяне стали сбиваться в группы и заниматься разбоем на дорогах.

 

 

Цели восстания

Особенностью восстания Хлопка стал его неполитический характер.

 

Восставшие не стремились установить контроль над какими-либо городами, крепостями или территориями, не выдвигали политических требований и не пытались захватить власть в стране или отдельных её частях. Единственной их целью было получение средств к существованию путём разбоя и грабежей, которые стали привычными в условиях продолжительного голода способами.

 

 

Ход восстания

После неурожая 1601 года многие помещики, опасаясь или не имея возможности прокормить своих крестьян, стали давать им вольную или попросту выгонять из своих имений без вольной, рассчитывая после окончания голода предъявить права на них вновь.

Крестьяне и изгнанные холопы, не имевшие средств к существованию за пределами помещичьих угодий, были вынуждены искать средства к существованию и стали сбиваться в разбойничьи отряды, чтобы выживать сообща.

 

Восстание быстро охватило западные, южные и центральные районы Русского государства. Особенно тяжёлым было положение на западе страны, где сложились уникальные условия: с одной стороны, ввиду невысокой естественной урожайности здесь наиболее тяжело ощущались последствия голода, с другой — через западные районы проходили важные торговые пути в Польшу и Швецию, которые привлекали разбойников.

 

В Москве по приказу царя Бориса Годунова нуждающимся раздавали хлеб, поэтому толпы голодающих двинулись в столицу. Однако, на всех его не хватило: по свидетельствам Авраамия Палицына, за время голода в Москве погибли около 127 тысяч человек. На фоне голода начались эпидемии холеры, наблюдались случаи людоедства. Стечение большого количества изгнанных и беглых холопов в Москву привело к небывалому всплеску бандитизма в городе и его окрестностях, и постепенно из них сформировался самый крупный отряд холопского движения, действовавший под управлением атамана Хлопко Косолапа: его численность достигала 600 человек!

 

Для борьбы с разбойниками власти старались использовать местные силы и помощь сельских старост, не призывая дворянское ополчение. Однако, эти меры были неэффективны: мирное крестьянское население оказывало поддержку восставшим холопам, что очень затрудняло борьбу с их отрядами.

 

В августе 1603 года из Москвы для уничтожения отряда Хлопка был отправлен отряд из 100 обученных стрельцов под командованием окольничего Ивана Басманова. Однако, в середине сентября стрельцы попали в организованную мятежниками засаду и понесли серьёзные потери. Иван Басманов в ходе боя был убит, но остатки войска смогли одержать победу, и Хлопко Косолап был пленён. Впоследствии его казнили.

 

К сожалению, уничтожение отряда Хлопка не означало автоматическое окончание разбоев и грабежей в Русском государстве, и с ними боролись ещё долгое время.

 

 

Последствия

Хотя восстание Хлопка в целом было подавлено, проблема беглых и изгнанных из-за голода холопов, которые занимались бандитизмом в Русском государстве, не решилась сама собой. Многие из участников восстания, в том числе и выжившие члены отряда Хлопка, бежали на юг, где впоследствии присоединились к восстанию Ивана Болотникова 1606-1607 годов и приняли участие в других событиях Смутного времени.

 

По приказу царя Бориса Годунова обстоятельства восстания были тщательно расследованы, поскольку среди восставших обнаружились не только беглые холопы, но и слуги опальных бояр, что давало повод к подозрению, что на самом деле восстание Хлопка было спланировано — однако, об убедительных доказательствах в пользу этой версии ничего неизвестно.

Открытие The Cotton Club (Нью-Йорк)

Вт, 12.04.1923

The Cotton Club (NYC) Opens

*The Cotton Club открылся в этот день в 1923 году.  Этот популярный сегрегированный ночной клуб в Нью-Йорке с 1923 по 1940 год продемонстрировал, как американские расовые интерсекциональность и неравенство сосуществовали вместе. Он располагался на 142-й улице и Ленокс-авеню (с 1923 по 1935 год), а затем ненадолго в Театральном районе в центре города (1935-1940 годы).

В 1920 году чемпион по боксу в супертяжелом весе Джек Джонсон арендовал верхний этаж здания на углу 142-й улицы и Ленокс-авеню в центре Гарлема и открыл уютный клуб для ужина под названием Club Deluxe. Оуни Мэдден, известный белый бутлегер и гангстер из Англии, возглавил клуб после выхода из тюрьмы в 19 году.23 и сменил название на Cotton Club. Они договорились о сделке, которая позволила Джонсону остаться менеджером клуба. Мэдден «использовал хлопковый клуб как средство продажи своего пива №1 толпе, запрещающей запрет». Когда в 1925 году клуб ненадолго закрылся из-за продажи спиртных напитков, вскоре он снова открылся без вмешательства полиции. Затем Герман Старк стал режиссером. Продюсер из Гарлема Леонард Харпер руководил первыми двумя из трех открытых ночных шоу в новом месте.

Клуб действовал в эпоху Сухого закона и расовой сегрегации в эпоху Джима Кроу. Чернокожие изначально не могли покровительствовать клубу «Коттон», но в этом зале выступали Дюк Эллингтон и многие из самых популярных чернокожих артистов начала 20 9 годов.0009-й  века. В период своего расцвета он служил модным местом встреч, где по воскресеньям регулярно проводились «вечеринки знаменитостей». Клуб «Коттон» был заведением только для белых и воспроизводил расистские образы сегрегации, часто изображая чернокожих дикарями в экзотических джунглях или «темненькими» на плантациях Юга. Клуб наложил более тонкую цветовую гамму на хористок, которых клуб представил в откровенных нарядах.

Ожидалось, что они будут «высокими, загорелыми и потрясающими», что означало, что они должны быть ростом не менее 5 футов 6 дюймов, светлокожими и моложе 21 года. Цвета кожи танцоров-мужчин были более разнообразными. «Чернокожие исполнители не общались с клиентурой клуба, и после шоу многие из них отправились в соседний подвал управляющего по адресу 646 Lenox, где они выпили кукурузного виски, персикового бренди и марихуаны». писать «музыку джунглей» для белой публики; его вклад в Cotton Club был бесценным, как описано в этом 1937 Отрывок из New York Times : «До тех пор, пока правит эмпирический Герцог и его музицирующий петух, и пусть Хлопковый клуб продолжает помнить, что он пришел из Гарлема».

В годы правления Гарлема шоу в клубе «Коттон» представляли собой музыкальные ревю, и некоторые из них назывались «Парад клуба «Коттон» с указанием года. В ревю участвовали танцоры, певцы, комики, эстрадные исполнители и хаус-бэнд. Первое ревю, которое исполнил оркестр Эллингтона, называлось «Ритмания» и включало Аделаид-холл. Холл только что записал с Эллингтоном несколько песен, в том числе «Creole Love Call», которая стала мировым хитом. Клуб также позволил ему развить свой репертуар, сочиняя танцевальные мелодии для шоу и увертюр, переходы, аккомпанемент и эффекты «джунглей», что дало ему свободу экспериментировать с оркестровыми аранжировками, которые гастролирующие группы редко испытывали.

Оркестр Кэба Кэллоуэя принес в клуб свое ревю «Brown Sugar» в 1930 году, заменив оркестр Эллингтона после его ухода в 1931 году. В шестнадцать лет Лена Хорн начала работать в клубе Cotton в качестве хористки и спела «Sweeter than Sweet» с Кэллоуэем. . Дороти Дэндридж выступала в клубе со своей сестрой Вивиан в составе группы Dandridge Sisters, чечеточников Билла «Боджанглса» Робинсона, Сэмми Дэвиса-младшего (в составе трио Уилла Мастина) и братьев Николас. После выступления в клубе «Коттон» все шоу с Аделаидой Холл в главной роли отправились в гастрольный тур по Америке. Целью Мэддена для Cotton Club было предоставить «настоящее развлечение для черных богатой аудитории, состоящей только из белых». 19 июня35, Cotton Club открыл свои двери для чернокожих посетителей. Готовясь к бою с Джо Луи, клуб запланировал торжество и «направил открытое приглашение сепианам». Клуб временно закрылся в 1936 году после расовых беспорядков в Гарлеме годом ранее. Карл Ван Вехтен пообещал бойкотировать клуб за такую ​​расистскую политику, как отказ во входе чернокожим.

Лэнгстон Хьюз, ключевая фигура Гарлемского Ренессанса, посетил клуб «Коттон» как редкий чернокожий посетитель. После своего визита Хьюз раскритиковал сегрегированную атмосферу клуба и отметил, что это «клуб Джима Кроу для гангстеров и белых денег». Помимо «музыки джунглей» и интерьера в стиле плантаций, Хьюз считал, что идея Мэддена о «настоящих развлечениях для черных» аналогична развлечениям, предлагаемым в зоопарке. Белым «незнакомцам были предоставлены лучшие столики у ринга, чтобы они могли сидеть и смотреть на негритянских посетителей — как на забавных животных в зоопарке». Хьюз также считал, что Cotton Club негативно повлиял на сообщество Гарлема. Клуб принес «наплыв белых в Гарлем после захода солнца, наводнив маленькие кабаре и бары, где раньше смеялись и пели только цветные люди». Хьюз также упомянул, сколько соседних кабаре, особенно черных кабаре, были вынуждены закрыться из-за конкуренции со стороны Cotton Club. В этих небольших клубах не было большого зала и музыки таких известных артистов, как Эллингтон.

Клуб «Коттон» вновь открылся позже в том же году на Бродвее и 48-й улице. Местом, выбранным для нового клуба «Коттон», была большая комната на верхнем этаже здания, где встречаются Бродвей и Седьмая авеню, важный перекресток в центре города в центре Большого Белого Пути, Бродвейского Театрального Района. Коттон-клуб окончательно закрылся в 1940 году из-за повышения арендной платы, изменения вкусов и федерального расследования уклонения от уплаты налогов владельцами ночных клубов на Манхэттене. На его пространстве открылся ночной клуб «Латинский квартал», а здание снесли в 19 году. 89, чтобы построить гостиницу.

Восстановленный Фрэнсисом Фордом Копполой «Коттон-клуб» исправляет историческую голливудскую ошибку что черный актерский состав фильма, битком набитый светилами, среди которых реальная танцевальная пара Грегори и

Морис Хайнс , был слишком в центре внимания. Говорили, что они отодвинули на задний план белую сюжетную линию фильма, которую возглавляла еще большая команда известных имен: Ричард Гир и Николас Кейдж , Дайан Лейн , Гвен Вердон, Боб Хоскинс, Джеймс Ремар , Фред Гвинн, Том Уэйтс — даже красавчик Уорхол Джо Даллесандро .

И директор смягчился. 35 лет назад The Cotton Club был выпущен в изуродованном виде. Живой рассказ Копполы о двух артистах-выскочках — Дикси Двайер (Гир) и Сэндмен Уильямс (Грегори Хайнс) — был сокращен, чтобы больше сосредоточиться на сюжете Дуайера, в котором молодой трубач устраивается на работу к гангстеру и влюбляется в гангстера. девушка (Лейн), а его брат (Кейдж) с головой ныряет в преступную жизнь. Это история, которая ведет нас через 1929, в Голливуд и обратно, и по всему Гарлему, с особым акцентом на конфликты между еврейскими и ирландскими бандами, сотрясающие город.

Тем не менее, размах фильма, который был написан в соавторстве с лауреатом Пулитцеровской премии Уильямом Кеннеди , не то, что запоминается в нем. Что примечательно, так это почти мифическое место его названия. Это история, которая проводит большую часть своего времени в атмосфере Гарлемского клуба «Коттон», на котором основан фильм, известного своими потрясающими музыкальными ревю, в которых участвовали такие люди, как Дюк Эллингтон и Этель Уотерс, Кэб Кэллоуэй. , братья Николас и Лена Хорн, среди многих других выдающихся людей. Но публика была полностью белой по замыслу: внимание привлекали чернокожие исполнители, но до 1935, они не могли даже пройти через парадную дверь, не говоря уже о том, чтобы как следует осматривать это место.

Долгое время это была ирония сокращений, сделанных для The Cotton Club . Фильм не просто задокументировал эту историю сегрегации: когда из фильма вырезали большинство сцен с черными персонажами, он стал еще одним примером конца 20-го века, в котором мир развлечений не изменился.

Коппола, который выступал против изменений в своем оригинальном фильме, но в конечном итоге поддался давлению, вернулся с недавно отреставрированной версией, The Cotton Club Encore , премьера которого состоялась 5 октября на Нью-Йоркском кинофестивале, а позже на этой неделе он получит более полный прокат в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Среди прочего, великолепно выглядящая новая версия восстанавливает сюжетную линию братьев Хайнс и истории чернокожих персонажей фильма в целом, а также большую часть его захватывающих выступлений в Cotton Club. Без сомнения, это был труд любви; как ни странно, это второе кинособытие Копполы в году. (Первым был выпуск его Апокалипсис сегодня: Финальная версия. )

В связи с поворотом режиссера в 2000-х годах на финансирование собственных проектов Коппола потратил примерно полмиллиона долларов собственных денег на Encore , который восстанавливает 24 минуты материала и вырезает 13 минут из оригинала. театральный выпуск, чтобы сбалансировать его параллельные сюжеты. Теперь вместо того, чтобы чувствовать себя фантомной конечностью, черная сюжетная линия — с ее неуловимыми, но полезными параллелями в сюжете Гира — живет своей собственной жизнью. Песочный человек Грегори Хайнса Уильямс вместе со своим братом танцует чечетку, пока не влюбляется в знойную клубную певицу Лилу Роуз (9).0025 Лонетт Макки ), который мечтает добиться успеха на Бродвее, сойдя за белого. Для белых гангстеров-повелителей другой половины фильма новая версия восстанавливает ощущение черного преступного мира, которое действовало и в Гарлеме. К взлёту и падению карьеры Дикси Дуайер как корнетистки и, возможно, голливудской звезды, монтаж восстанавливает восхождение Песочного человека и успехи Лайлы в целом.

И многое из этого хорошо. По правде говоря, большая часть Cotton Club уже была хороша, если рассматривать сцену за сценой, а не как полноценный фильм. Это великолепная, тщательно прорисованная историческая картина, полная виртуозных монтажей, которые целенаправленно отсылают к фильмам 30-х годов, катапультируют нас сквозь время и историю, держа нас в курсе более широких сил, формирующих жизнь персонажей, таких как Великая депрессия. Кинематография Стивена Голдблатта является частью теневых текстур работы Гордона Уиллиса над фильмами «Крестный отец », хотя во многих смыслах она гораздо более яркая, отшлифованная и блестящая, достаточно громкая, чтобы соответствовать уличному гламуру окраины, радостные трущобы эпохи. А насилие — насилие! Есть одна шокирующая смерть, которая для меня считается одной из самых страшных (в хорошем смысле) во всех фильмах, жестокая месть с участием разделочного ножа, шеи какого-то парня и брызг крови на лице Дайан Лейн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *