Воспитание стародума примеры из комедии недоросль: Цитаты стародума по плану: 1).Родословная стородума 2)воспитание 3)на военной службе.в отставке 4)отношение к службе при…

Содержание

Сочинение Воспитание и образование в комедии Недоросль

  • Сочинения
  • /
  • Литература
  • /
  • Фонвизин

Фонвизин в своих произведениях всегда был тем автором, который пытается донести до читателя гораздо больше, чем просто интересная история с колоритными персонажами. Напротив, в своих произведениях Фонвизин очень часто старался донести до читателя достаточно интересные темы, которые читатель должен был найти в произведении, и поразмыслить над ними. Одной из подобных тем стало воспитание и образование подрастающего поколения. В его время, образование очень часто принижали, из-за чего он очень сильно переживал, думая о том, что новое поколение вырастет не только не подготовленным к жизни, но и не думающим своей головой, а лишь выполняющим указания окружающих. Отличным примером подобного произведения станет “Недоросль”.

В произведении “Недоросль” недостаток образования является одной из центральных тем. В нём автор повествует нам об обществе в его время, его невежественности, довольно сильной алчности и злости, от чего страдало будущее поколение, потому автор и решил написать данное произведение, именно с данной темой в центральных позициях. Само же повествование рассказывает о небольшой семье, в которой достаточно хорошие и добрые отношения, однако они, как и всё общество в то время достаточно не широко мыслят, и потому замкнуты в своём консервативном мире, из которого они даже не ищут выхода.

Проблема же недостатка образование и воспитания прослеживается на протяжении всего произведения, и, так или иначе, отражается на характерах персонажей. Сначала мы видим всех членов семьи, в которой практически у каждого человека недостаёт ни образования, ни воспитания. Каждый из них считает верхом счастья просто материальные блага, чаще всего деньги.

Желание этих материальных благ и затуманивает их разум, и они стремятся только к получению денег и выгоды. И таким образом такие люди, которые не имели образования и не желают его получить, обучают новое поколение точно таким же взглядам на жизнь, после чего те начинают вести точно такой же образ жизни, что, конечно же, ужасно, и о чём говорил сам автор произведения.

Таким образом, мы видим, что автор раскрыл достаточно сложную тему в своём произведении, просто используя образы персонажей и их поведение. Однако даже такие небольшие и несложные эффекты помогли донести до читателя все его  мысли, которые впоследствии изменили умы многих людей.

Сочинение 2

Фонвизин написал чудесное произведение и назвал его «Недоросль». По названию комедии можно легко определить, о чем будет рассказываться в комедии. В произведении поднимается тема воспитания и образования. Все события оборачиваются вокруг Митрофанушки.

Родители Митрофана гордятся своей необразованностью. По их мнению, что бы быть богатым не обязательно хорошо учится и много знать. Они не развиты разносторонне и не всегда могут поддержать разговор с умным человеком. Своего сына родители пытаются обучить элементарным знаниям. Они хотят, что бы он умел читать и считать. Маманя, по всей видимости, не умела читать, но мастерски это скрывала.

Митрофанушке постоянно нанимают учителей, но он не желает учиться. Учеба у него не вызывает ни какого интереса. Учителя которые приходят в семью очень интересные персонажи. Бывший военный преподает мальчику арифметику. Кучер Вральман прекрасно выдает себя за учителя немецкого языка. Все преподаватели далеко не компетентные люди. Они сами не владеют знаниями, поэтому научить Митрофанушку они не могут.

Богатый дядя Стародуб считает, что не нужно учиться и забивать лишними мыслями голову. Он одобряет духовное развитие. Для Стародуба главное доброта и отвага в человек.

Митрофанушке попались неказистые педагоги. Они не могут научить этого лентяя, потому что сами не владеют знаниями. Воспитанием парня так же никто не занимается. Ему все позволено. Парень не видит перед собой достойного примера для подражания. В его семье принято смеяться над добрыми людьми. Митрофанушка страшный грубиян и хам. Он часто обманывает. Родители такое поведение сына поощряют и не делают ему замечаний. Парень за свою жизнь научился подлизываться. Он агрессивно ведет себя в обществе, никого не слушает и не воспринимает советов. В конце комедии мама разочаровалась в Митрофанушке. Родители сами виноваты в плохом поведении сына. Они его баловали и все позволяли.

Тема воспитания ярко описана Фонвизиным в своей комедии. Он показывает нам, то насколько примитивно высшее общество. Они не хотят заниматься саморазвитием, и учится чему то новому. Их интересуют только деньги. Родители не занимались воспитанием своего Митрофанушки. Мама и  папа все позволяли сыну. Из-за такого воспитания Митрофанушка вырос подлым, наглым и непорядочным человеком. Читая комедию «Недоросль» можно понять насколько важно хорошее образование и воспитание для становления личности человека.

Вариант 3

Д. И. Фонвизин – писатель – классицист и просветитель. Самыми яркими представителями этого направления в русской литературе являются М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин. Просветители считали, что можно изменить государственное устройство, сделать жизнь более справедливой, если дать хорошее образование и воспитание правящему классу – помещикам. Образованный человек, по мнению просветителей, не способен к жестокости, будет всегда справедлив и добр к своим крепостным. Более того, писатели – классицисты проводили мысль о справедливом монархе, который установит в государстве главенство закона.

Но что происходит в реальной жизни? Вот стало известно, что в своем имении бесчинствует г-жа Простакова: крестьяне в ее имении совсем обнищали, она оскорбляет и избивает своих дворовых, да и родственников мучает и унижает, хочет принудить к замужеству со своим братцем сироту Софьюшку, дабы и ее деревеньки прибрать к рукам.

Сама г-жа Простакова невежественна, она убеждена, что главное родовитость: ее батюшка занимал доходное место и умер, сидя на сундуке с деньгами. Но и до нее дошло новое веяние: дворяне должны учить своих отпрысков, чтобы получить государственные места. Вот Простакова и нанимает для своего ненаглядного сыночка Митрофана учителей: недоучившегося семинариста Кутейкина, бывшего солдата Цыфиркина, кучера в прошлом Вральмана. Даже те малые знания, которые могут дать «учителя», Митрофан не хочет усвоить. Сцена «Урок Митрофанушки» демонстрирует полное невежество ученика: он не может ответить на самые простые вопросы. Его жизненное кредо: «Не хочу учиться – хочу жениться!»

Кто же по-настоящему занимается воспитанием и просвещением недоросля? Г-жа Простакова! Каждый день она подает негативный пример своему сыну (Митрофан – в переводе с греч. означает «подобный матери»). Она учит его жадности и жестокости. Вот г-жа Простакова бранит крепостного портного Тришку, который «изряднехонько сшил кафтан, мамушка Еремеевна каждый день получает оплеухи, Простакова обирает своих крепостных, они голодают и больше не способны платить оброк. Да и мужа своего Простакова бьет и бранит, с братцем затевает драку, как только узнает, что Софья – богатая наследница, а значит, должна выйти замуж за Митрофана. Безумная любовь к сыну, пожалуй, единственное ее положительное качество.

Она не видит никакого проку в учебе: ни с кем не делись, если что нашел, зачем знать географию, если есть извозчики, которые отвезут туда, куда нужно, дверь от того, где она находится, может быть именем существительным или прилагательным, а история сводится к байкам кучера Вральмана. Ее убеждение: дворянство – высшее сословие, а крепостные и дворовые должны выполнять их указы. Скотинина – такова девичья фамилия матушки, и она является сутью образа оскотинившейся помещицы.

В конце комедии торжествует справедливость: чиновник Правдин изымает под государственную опеку имение Простаковых, Софьюшка выходит замуж за Милона и ее находит дядюшка Стародум, именно в уста этого героя автор вложил свои мысли: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

Заключительная сцена поистине трагична: г-жа Простакова ищет поддержку и опору у своего сыночка, но тот отталкивает ее со словами: «Отвяжись, матушка». Слова Стародума венчают комедию: «Вот воспитания достойные плоды».

Во времена Фонвизина слово «недоросль» означало недоучившегося подростка, не служившего еще в армии. Комедия «Недоросль» дала слову новое переносное значение – невежественный, необразованный, грубый подросток.

Тема образования и воспитания (Недоросль)

Комедия Фонвизина «Недоросль» была написана как олицетворение только вышедшего закона Петра I об образовании. Сам царь считал, что люди, которые были необразованные и невоспитанные, не имели право находится в супружеских отношениях, и тем более руководить другими людьми. Главная тема в произведении не только основывается на образовании, но также указывается на то, что нужно не просто воспитывать детей, а стать настоящим примером, на который необходимо равняться.

Тема воспитания:

Госпожа Простакова – настоящий пример необразованного, глупого, обладающего огромной жестокостью человека. Ее отношение к людям, к прислуге, и собственному мужу, так и говорит, человек не уважает никого, а любимого сыночка, готова подложить под всех ради собственной выгоды.

Ее воспитание любимого Митрофанушки приносит свои плоды. Он ленивый, глупый, безвольный, не уважающий собственных родителей. Перед этим юношей стоит очень неприятный пример родителей: глупый отец, который не может поставить жену на место, и жестокая мать, которая думает только о своей выгоде.

Собрав в себе все самые ужасные качества от родителей, любимый сын отказывается от матери при первой возможности. И именно из-за того, что родители не дали ребенку необходимого воспитания, закрывали на все его выходки глаза, и обвиняли других в том, что совершил юноша, он вырос настоящим эгоистом.

Тема образования:

Будущее страны и нации зависит от того, какое поколение будет после нас. Вкладывая с самого детства в умы детей любовь к учебе и образованию, можно не бояться, что страна окажется в самой нищете.

Простакова женщина необразованная, именно из-за этого она не считала образование важным вкладом для ребенка. Но, в тоже время, для Митрофана решает нанять учителей.

К сожалению, если у ребенка нет никакой заинтересованности в учебе, как бы не заинтересовывали учителя разными предметами, он учиться не будет. Однако, в случае с сыном Простаковой, больше сыграла роль собственная лень Митрофана, и слова его матери о том, зачем вообще эта учеба. Не говоря уже о том, что учителя, которых наняла Простакова, были, слабо говоря бездарными.

Воспитание и образование – самые ценные вложения в детей, в будущее поколение великой страны. Но, о каком воспитании можно говорить, когда такие ограниченные люди растят себе подобных? Именно так и продолжается круговорот глупости, хамства и неуважения.

Другие темы:

← Характеристика Стародума↑ ФонвизинМитрофанушка в произведении Недоросль →

Воспитание и образование в комедии Недоросль

Популярные сочинения

  • Сочинение Осень в моем городе

    Осень — невероятно красивое, живописное, бархатное, но в тоже время мрачное и прохладное время года. Природа меняет свой окрас и все вокруг становится разноцветным: желтым, оранжевым, багряным.

  • Любовная лирика Есенина — сочинение 11 класс

    Есенин был довольно любвеобильным человеком, хотя, если посмотреть на некоторые особенности его биографии более подробно, открываются весьма неординарные детали

  • Сочинение Описание подруги (7 класс)

    Я с удовольствием приступаю к написанию данного сочинения, так как всегда приятно говорить о дорогих сердцу людях. Мне посчастливилось познакомиться с волшебной девчонкой, которая стала мне не только подругой, но и настоящей сестрой

Основные темы проблемы фонвизин недоросль. Две главные проблемы в комедии «Недоросль. Проблема воспитания в Недоросле Фонвизина

Комедия “Недоросль” вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. Обличительный пафос “Недоросля” питается двумя мощными источниками, в равной степени растворенными в структуре драматического действия. Лаковыми являются сатира и публицистика.

Уничтожающая и беспощадная сатира наполняет все сцены, изображающие жизненный уклад семейства Простаковой. В сценах учения Митрофана, в откровениях его дядюшки о своей любви к свиньям, в алчности и самоуправстве хозяйки дома мир Простаковых и Скотининых раскрывается во всей неприглядности их духовного убожества.

Не менее уничтожающий приговор этому миру произносит и присутствующая на сцене группа положительных дворян, контрастно противопоставляемая скотскому существованию родителей Митрофана. Диалоги Стародума и Правдина. в которых затрагиваются глубокие, порой государственные проблемы,- это страстные публицистические выступления, отражающие авторскую позицию. Пафос речей Стародума и Правдина также выполняет обличительную функцию, но здесь обличение сливается с утверждением позитивных идеалов самого автора.

Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе “Недоросля”. Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства. В словах Стародума. с негодованием обличающего дворян, в которых благородство, можно сказать, “погребено с их предками”, в сообщаемых им наблюдениях из жизни двора Фонвизин не только констатирует упадок моральных устоев общества- он ищет причины этого упадка.

Заключительная реплика Стародума, которой завершается “Недоросль”: “Вот злонравия достойные плоды!” — в контексте идейных положений фонвизинского трактата придает всей пьесе особое политическое звучание. Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти становилась источником произвола, это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести, т. е. к духовному вырождению правящего класса. В свете общей нравственно-политической концепции Фонвизина, выразителями которой в пьесе выступают положительные персонажи, мир простаковых и скотининых предстает зловещей реализацией торжества злонравия.

Другая проблема “Недоросля” — это проблема воспитания. Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании мыслителей XVIII века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла — духовной деградации дворянства.

Значительная часть драматического действия в “Недоросле” в той или иной мере подчинена проблемам воспитания. Ей подчинены как сцены учения Митрофана, так и большая часть нравоучений Стародума. Кульминационный пункт в разработке этой темы — бесспорно сцена экзамена Митрофона в IV действии комедии. Эта убийственная по силе заключенного в ней обличительного, сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания простаковых и скотининых. Вынесение этого приговора обеспечивается не только за счет самораскрытия невежества Митрофана, но и благодаря демонстрации примеров иного воспитания. Это, например, сцены, в которых Стародум беседует с Софьей и Милоном. —

Сын своего времени, Фонвизин всем своим обликом и направлением творческих исканий принадлежал к тому кругу передовых русских людей XVIII века, которые составили лагерь просветителей. Все они были писателями, и их творчество пронизано пафосом утверждения идеалов справедливости и гуманизма. Сатира и публицистика были их оружием. Мужественный протест против несправедливостей самовластья и гневные обвинения в адрес крепостников звучали в их произведениях. В этом состояла историческая заслуга русской сатиры XVIII века, одним из наиболее ярких представителей которого был Фонвизин.

Комедия «Недоросль» была написана Денисом Фонвизиным в 18 веке. В произведении автор раскрывает наиболее актуальные для того времени темы и идеи – вопросы общественных идеалов, морали, личной чести и служения отечеству, конфликт «отцов и детей» и значение родительского воспитания при формировании осознанной личности.

Тема комедии «Недоросль»

Ведущей темой комедии «Недоросль» Фонвизина является тема воспитания нового дворянства. Автор раскрывает ее путем противопоставления персонажей-носителей идей просвещения (Правдин, Стародум, Софья, Милон) и представителей устаревших, отживших себя устоев феодального общества (Простаковы, Митрофан, Скотинин). Такое деление героев для произведения «Недоросль» не случайно – они по-разному воспитаны, а значит и имеют кардинально противоположные взгляды на жизнь. Это отражено даже в отношениях между родителями и детьми – достаточно вспомнить как взаимоуважение между Софьей и Стародумом контрастирует с чрезмерным потаканием прихотям избалованного Митрофана, который не ценит того, что дает ему Простакова и в конце вообще отказывается от матери.

Именно в проблемах семейного воспитания Фонвизин видит причину общей моральной деградации и необразованности российского дворянства той эпохи. Простакова, желая сэкономить, нанимает непрофессиональных учителей – отставного сержанта Цыфиркина, не окончившего семинарию Кутейкина и не имеющего никакого отношения к наукам Вральмана. Митрофана по сути учат рабы, а чему они могут научить, кроме как быть такими же как они? (Вспомним, ироничный момент, когда юноша повторял за Кутейкиным «Аз же есмь червь…»и «Аз есмь скот»). Иронизируя, Фонвизин заострил внимание на том, что Россия той эпохи нуждается в срочной реформации образования. Дворян должны воспитывать как сильных, самостоятельных, просвещенных личностей с высокими идеалами. И люди, служащие при дворе не исключение – о падении их нравов мы узнаем из речей Стародума, когда он вспоминает годы свой службы.

Дополнительной темой «Недоросля» является вопрос долга перед родиной и честного его исполнения. Как становится понятно при подробном анализе произведения, она тесно связана с темой воспитания. Высокая мораль, понятие о чести, умении пренебречь собственной выгодой и комфортом ради светлого будущего отчизны могут привиться только от родителей или образованных учителей. На время написания пьесы данные взгляды были передовыми, так как в среде дворянства насаждалась идея, что служить нужно прежде всего государю, а не отечеству. Именно за такие, достаточно резкие высказывания в произведении Фонвизин был ограничен в литературной деятельности по приказу Екатерины ІІ.

Идея комедии «Недоросль»

Идея комедии «Недоросль» перекликается с ее темой – это осуждение безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков и воспевание идеалов просвещения и гуманизма. Фонвизин сам был личностью Просвещения, поэтому высшие человеческие начала были главными для него. Изображая в комедии ужасы невежества «старых» дворян, автор обнажал недостатки существовавшего в России общественного строя. Победу над ними Фонвизин видел в главенстве справедливого, гуманного закона, как это и происходит в конце пьесы. Олицетворяющий букву закона Правдин, после того как получает подтверждение, что деревня Простаковых переходит под его опеку, запрещает Простаковой «отыгрывать» злобу на крепостных. Более того, он сам расплачивается с учителями, но так, как они того действительно заслуживают. Однако, читатель (или зритель) понимает, что справедливый закон восторжествовал только в этой деревне, а не по всей царской России, так как высшие чины все еще занимают представители помещицкой морали – те же Простаковы и Скотинины, которые ради собственной выгоды готовы льстить незнакомому человеку и обманывать своих родственников.

Таким образом, тема и идея «Недоросля» тесно связаны. В комедии Фонвизин не только высмеял жестоких, необразованных помещиков, но и на примере Правдина, Милона, Софьи, Стародума показал, какой должна быть личность Просвещения в царской России. Автор акцентирует внимание на том, что достичь обновления общества можно только через полную реформацию системы воспитания и образования. Устаревшие идеалы должны быть отброшены, тогда как гуманизм, честность, справедливость, мораль должны стать основой обновленного дворянства.

Подводя итог, стоит отметить, что Фонвизин создал гениальное произведение, идеи которого не утратили своей актуальности и в наши дни. Пьеса привлекает все новых читателей и исследователе своей глубиной и злободневностью осветляемых вопросов.

Тест по произведению

Д. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» подчеркивает важные проблемы, которые были актуальны в то время и имеют место в современном мире. Главная проблема комедии «Недоросль» – это невежество и нравственный упадок, из-за которых страдают окружающие.

Проблема воспитания и невежества

На примере отношений Митрофанушки и его матери выявляется основная проблема произведения. Невежество и нежелание учиться, тотальная глупость и безграмотность делают всю семью Простаковых посмешищем для нормальных людей. Простакова искренне любит сына. Но сама являясь невежей, она в поисках лучшего находит только худшее. Мог бы вырасти из Митрофанушки хороший человек? Возможно. Но Простакова сама не дает ему такой возможности, потакая глупости, лени, беспардонности. Она поощряет то, что является отрицательными качествами. Даже в поиске учителей она стремится выделить не воспитательный процесс, не результат, а статус учителя. Для нее главное, чтобы «не неволил» ребенка, и она совсем не понимает, что так невозможно ничему научить.

Проблемные вопросы воспитания крылись в социализации. Ведь воспитание — фактор, который определяет нравственный облик каждого человека, его отношение к другим людям и поведение с другими людьми. Как может мать воспитать порядочного сына, если невежество и деспотизм для нее самой — норма?

Проблема нравственного упадка

Рассуждая о том, какие проблемы поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль», нельзя забывать и о том, что важную роль в этом вопросе играет проблема нравственного упадка дворян. Фонвизин отразил картину жизни дворянства того времени. Такое явление было распространено повсеместно. Воспитывая себе подобных, ощущая власть, дворяне становились деспотами и издевались над своими подчиненными. Именно такую картину читатель наблюдает в «Недоросли». Фонвизин не просто констатирует факт, но пытается найти причины происходящему. Самоуправство и жестокость, невежество и безрассудность, потакание тому, кого боишься — вот причины того, что имеющие власть становятся грубыми и безжалостными, растят себе подобных, занимаются их воспитанием с точки зрения глупых предрассудков. В итоге — поколение за поколением только деградация. Что может вырасти из Митрофанушки, которые имеет перед глазами пример родителей? Только такой же как они человек: либо жестокий и хитрый как мать, либо бесхарактерный и слабовольный, как отец.

Противопоставление проблемам

Но есть в комедии Фонвизина и светлые моменты, которые противопоставляются поднимаемым проблемам. Если Простаковы являются воплощением всех пороков того времени, то такие персонажи как Софья, Стародум, Милон – представители плеяды, которая спасет Россию.

Старое поколение, которое имеет разум и честь, и молодое, которое стремится к знаниям, справедливости и настоящим чувствам. Именно они являются положительными персонажами и имеют возможность спасти ситуацию. Никакие козни Простаковой не позволяют Стародуму оставить племянницу в их цепких руках. В итоге справедливость восторжествовала, благодаря лучшим качествам человечества, которые выражены в положительных героях комедии.

Денис Иванович поднимает проблемы актуальные для своего времени. Дворянство имело ряд собственных пороков, которые автор очень хорошо раскрывает. Помимо этого, писатель касается такой темы, как воспитание. Всё в сумме дает понимание, почему мы сталкиваемся с тем обществом, которое нас окружает. В центре всего стоит проблема нравственного и морального упадка, а также невежества и безразличия. Все эти моменты очень сильно отражаются на жизни окружающих людей.

Проблема воспитания ярко раскрывается на примере семьи Простаковых. Знакомясь с этой семьей, очень сложно понять, где находится глава семейства. Складывается такое впечатление, что отцу всё безразлично. Он ведет себя отстраненно и безвольно, все бразды правления отданы в руки матери. Она заняла статус главы в этой семье, и сама все решает. Она души не чает в своем сыне и не позволяет ему перетруждаться. Она нисколько не задумывается о том, что из него вырос лодырь. Митрофанушке хочется все время отдыхать и не напрягаться. В таком исходе виновата мать. В первую очередь проблема в том, что у нее самой сложный и деспотичный характер. Она хочет, чтобы ее сыночек всегда был в поле зрения. Чтобы ему жилось спокойно и радостно, но при этом не надо было прилагать ни капли усилий. Этим она сгубила сына. Она даже не могла подобрать ему нормального учителя.

Социализация индивидуума проходила неправильно. Мать воспитала сына так, что он никому ничего не должен. Однако, ему все должны. Она передала своему ребенку, что знала и понимала сама. Невежа способна вырастить только невежу. Это закономерно.

Нравственный упадок характерен для дворянского рода. Проблема состояла в том, что дворяне чувствовали себя выше остальных. Их сгубила власть и вседозволенность. Подопечные ничего не могли им противопоставить, что привело к развитию деспотизма. Безнаказанность и свобода действий породили таких наглых, самовлюбленных и жестоких деспотов. Разумеется, они воспитывали своих детей в такой же атмосфере. Те, в свою очередь, воспринимали такое поведение как само собой разумеющееся. Так работает цепная реакция. Автор поднимает проблему деградации. Ранее дворяне отличались благородством и добродушием, теперь эти качества ушли в небытие. Такое понятие, как уважение окружающих людей перестало существовать. Теперь только существует понятие эгоизма. Митрофанушка не сможет стать нормальным и высоконравственным человеком. Его родители оставили только два пути: путь безволия и слабохарактерности (по отцу) или путь хитрости и лжи (по матери).

Вариант 2

Одним из известных писателей, чье творчество до сегодняшнего времени является актуальным, является Денис Иванович Фонвизин. Проблемы, затронутые в произведениях этого автора, до сих пор являются предметом для спора.

Произведение «Недоросль» собрала в себе кучу проблем, это связанно и с воспитанием, с образованием, а так же невежество по отношению к окружающим. Множество пороков собрала в себе семья Простаковых, чье поведение на сегодняшний день можно заметить во многих людях.

К примеру, мать Митрофанушки, дала воспитание своему отпрыску такое, что он не желает учиться, ему хочется поскорее жениться. Она с детства привила ему лень и избалованность. Его мать сама не имела абсолютно ни какого образование, соответственно свое дитя она воспитала так же. Единственное чему она могла научить своего ребенка, это любовь к деньгам. Ведь ради денег эта барышня была готова на многое. Автор подчеркивает, что за деньги она может совершить любую подлость. Конечно такое поведение сына, считалось нормальным для его матери. Но не для окружающих его людей. Любовь матери всегда оправдывала поступки своего любимого сыночка.

Проблема, которую затронул Денис Иванович в этом произведении, была в том, что люди не видят, что происходит у них под носом. Пока это не доведет до плачевного состояния и не выйдет из под их контроля. Фонвизин этим произведением показывает, что люди не могут критически к себе отнестись и не хотят избавляться от собственных недостатков.

Еще одной не менее важной проблемой этой комедии было отношение к крепостным. Хозяйка дома Простакова, относится к своим подопечным очень грубо, разговаривает с ними надменно. В то время как к своим гостям она обращается очень ласково. Ее поведение говорит о ее нравственном воспитании, она считает, что если обращаться с господами ласково, то можно получить от этого хорошую выгоду.

Несмотря на то, что крепостничества как такового уже не существует, лицемерное поведение и алчность все еще присущи людям. Впрочем, как и неравенство по социальному положению.

Автор очень часто высмеивает в своем произведении интеллектуальный уровень дворянства. Самым ярким примером становится семья Скотининых-Простаковых. По сравнению с Европой, уровень образования дворян в России имел огромное колоссальное различие.

Этим произведение Д.Фонвизин, хотел подчеркнуть невежество и деспотизм, которые на самом деле имеет очень большое значение в дальнейшей жизни страны. По мнению автора только правильное образование может быть спасением от грозящей беды. Которая, может произойти вследствие недостаточного уровня интеллектуального образования. Денис Иванович считал что эта проблема может привести к деградации дворян, а ведь в их руках находится власть.

Какие проблемы поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль» Вы узнаете в этой статье.

«Недоросль»: проблематика

Проблемы поднятые в комедии «Недоросль»:

1. Каким должен быть истинный дворянин — и отвечает ли русское дворянство своему назначению?

2. Необходимость просвещения, образования — отсутствие их..

3. Бесправие крестьян и произвол помещиков.

Каждая из указанных проблематик рассматривается через призму идей просвещения. Фонвизин, обостряя внимание на недостатках эпохи через приемы комического, делает ударение на необходимости менять традиционные, устаревшие, давно неактуальные устои, которые затягивают людей в болото «злонравия», глупости, уподобляя их животным.

Проблема воспитания в комедии «Недоросль»

Проблема воспитания приобретала в представлении Фонвизина государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственный надёжный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла – духовной деградации дворянства.

Воспитание должно дать «прямую цену учености», пробудить гуманные, человеко­любивые чувства, способствовать общему улуч­шению нравов.

«Недоросль» проблема крепостного права

Тема бесправие крестьян и произвол помещиков обозначена писателем уже в первом действии. Первая реплика Простаковой: “Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил” — вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти.

Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола.
Так начинается “Недоросль”. Главный конфликт социально-политической жизни России — произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных — становится темой комедии. Драматическим конфликтом “Недоросля” является борьба прогрессивно настроенных передовых дворян — Правдина и Стародума — с крепостниками — Простаковыми и Скотининым.
Рабство, а не воспитание развращает и растлевает самих помещиков, — делает второй вывод Фонвизин. Драматург сурово и обличительно заявляет: русские дворяне превратились в Скотининых, утративших честь, достоинство, человечность, стали жестокими палачами окружающих их людей и всесильными тиранами и паразитами только вследствие крепостного права. Отсюда демонстрация скотининской природы тех, кто именует себя “благородным сословием”, — Простаковой, ее мужа, ее сына, ее брата. Рабовладельцы не только превратили своих крестьян в “тяглый скот”, но и сами стали гнусными и презренными холопами.

Главным намерением Фонвизина в “Недоросле” и было показать все действия, поступки, мысли Простаковых и Скотинина, всю их мораль и интересы в социальной обусловленности. . Они порождены крепостным правом, утверждает Фонвизин. Вот почему от первого до последнего акта тема крепостного права пронизывает все произведение.

Описание персонажа госпожи Простаковой. Портретная характеристика Простаковой в комедии «Недоросль»

Комедия Д. Фонвизина «Недоросль» рассказывает о событиях, происходивших в доме Простаковых. Их главные участники — Митрофан, сын хозяина дома, его мать, госпожа Простакова, и Стародум с племянницей.

Госпожа Простакова безумно любит своего сына, слишком опекает и потворствует ему, потакая всем его капризам и капризам, отчего Митрофан растет абсолютно зависимым человеком, уровень развития которого совершенно не соответствует его возрасту. Но госпожа Простакова слепо следует его желаниям. Свое будущее она видит в сыне, все время повторяя: «Вот мой сын — мое единственное утешение!». И при этом она ничего не делает для того, чтобы из сына выросло что-то путешествующее. Грамоте Митрофана учат плохие учителя, а сам он учиться не хочет. Однако мать считает своего сына самым лучшим и образованным, хотя от этого ленивца ни умом, ни знаниями и не пахнет.

Со своим мужем госпожа Простакова ведет себя так, как будто вообще не считает его человеком, тем более главой семьи. Она сама решает все вопросы, игнорируя его мнение и пренебрегая им, если это касается Митрофана.

Госпожа Простакова — жестокая и несправедливая хозяйка по отношению к своим слугам и крестьянам. Она может строго наказать портного за то, что он неправильно сшил костюм, не обращает внимания, если кто-то из слуг болен. Госпожа Простакова делает выговор Еремеевне за каждую «оплошность». Например, если Митрофанушка объедался за обедом булочек, а Еремеевна выказывала по этому поводу заботу, она говорит: «Тебе шестую булку жалко, скотина? Какое усердие». Ей и в голову не приходило, что переедание не пойдет сыну на пользу. Всех крепостных Простакова считает своей собственностью, практически вещью, поэтому позволяет себе бездумно распоряжаться их жизнями и обдирать их, как липку, просто по прихоти

Госпожа Простакова обращается с Софьей как со злой хозяйкой. Она всегда груба и холодна. Но как только она узнает, что Стародум, дядя Софьи, оставил ее племяннице большое наследство, она меняет свое поведение, становится лицемерно доброй и ласковой, называет ее «дорогой подругой». Теперь Простакова хочет женить сына на Софье, чтобы получить все ее деньги в качестве приданого, отказав в этом своему брату, хотя ранее была согласна на этот брак. Узнав, что Софья обручена с миланским офицером и что Стародум согласился на это, Простакова хочет заставить и обманом заставить сына жениться на девушке. Однако ее план провалился. По закону у нее отняли деревню, лишив ее власти.

Госпожа Простакова была жестокой, своевольной женщиной, которая не считалась с интересами и чувствами других людей, из-за чего потеряла все. В образе Простаковой Фонвизин раскрывает отрицательные черты недалёкого, беспринципного человека, обладающего властью, который своими действиями навлекает беду на себя и своих близких. Автор показывает, что можно получить богатство, не теряя чести и человеческого лица. И такие люди, как Простакова, в конце концов, расплачиваются за весь причиненный вред.

Госпожа Простакова — мать Митрофанушки, одного из главных героев комедии. Она родилась в многодетной семье, но выжили только она и ее брат. Отец Простаковой был военным служащим, после этого, будучи неграмотным, он разбогател, но был настолько жаден, что умер однажды, лежа на сундуке, который был сплошь набит золотыми монетами. Простакова и ее брат Скотинин тоже выросли жадными и богатыми.

Фонвизин отзывается о Простаковой как о диком звере, способном «делать другим плохо», именно так говорит ее девичья фамилия — такая же, как и у ее брата — Скотинина. Она груба своим крестьянам, кроме того, брала у них все, что только у них было. Но не только слуги боятся своей хозяйки, но и ее мужа. Простакова обращается с ним как со слугой, заставляя его подчиняться ей, для нее его мнение ничего не значит и она толкает его как хочет, считая себя хозяйкой этого поместья.

Единственное сокровище у нее есть — это ее шестнадцатилетний сын Митрофанушка. Единственным счастьем для Простаковой является благополучие сына, ведь она считает своим главным родительским долгом ни в чем ему не отказывать. Но хоть Простакова и считает, что учиться вредно и даже опасно для здоровья, она все же нанимает для него иностранных преподавателей, считая это «модным».

Помещица Простакова унижает и оскорбляет всех своих слуг. Например, она обвиняет няню Митрофанушки Еремеевну в жадности из-за того, что та беспокоится о том, что Митрофан объедается булочек за обедом. А Тришку она называет «аферисткой» только за то, что он сшил ей сыну кафтан, который не подошёл.

Она обращается к Стародуму с лестью, так как он обладал крупной суммой денег, которую завещал своей племяннице Софьюшке, а Простакова хотела женить на ней своего Митрофанушку. Но из-за ее корысти и жадности все ее планы рухнули, и она осталась ни с чем.

Таким образом, на протяжении всей жизни характер Простаковой был изуродован. Простакова выросла в семье, которая отличалась крайним невежеством, жадностью и неблагодарностью. Родители не дали ни ей, ни ее брату хорошего воспитания и не вложили в ее душу никаких хороших качеств. Но больше всего на нее действовали условия крепостного права — она ​​была полноправной хозяйкой крепостных. Она не следовала никаким правилам и осознала свою полную власть над всеми, поэтому превратилась в «бесчеловечную любовницу-тирана».

Вариант 2

Простакова не так проста, как кажется. За улыбки и добрые слова в адрес нужных ей людей, много злости, зависти и жестокости.

Выявляется в общении с подневольными людьми. От ее несправедливых издевательств, от жестоких побоев страдают крепостные… Она делает, что хочет. А когда ей делают замечание (почти уже судят), она не понимает, почему она не может быть хозяйкой дома. Ей странно, что хороший хозяин не ругается со слугами. И не хочет, например, ссориться с соседями; она предпочла бы отобрать у крестьян свои деньги и землю. То есть не быть в убытке. Думаю, то же самое и с нервами. Простакова не станет ругаться с важными людьми, но «сливать» негатив на кого-то нужно. А это ее бедные слуги. Она не слышит никаких оправданий. Например, в самом начале она ругает портного за хороший кафтан. Портной говорит, что нигде не учился шить. Простакова смеется, мол, неужели для этого нужно учиться.

Она толкает своего мужа. Совершенно его не уважает. Он немного лучше относится к своему брату, но и посмеивается над его простотой. Когда он нужен женихом бедной Софьи, то хорошо с ним общается, когда к богатому сыну в женихи пристроил сына, так брат уже не нужен. И она готова использовать каждого в своих интересах.

Ее вежливость не идет от сердца. Хорошие отношения зависят от выгоды. Она обидела Софью, но как только разбогатела, стала «душкой». Ее вежливость (поклоны, поцелуи) лишняя. Стародуб, богатый дядя, тоже это замечает. То есть он им практически никто, все его видят впервые, но он уже «всем отец». Когда объявляют о помолвке Софьи, Простакова не останавливается. Она организует похищение невесты! Оказывается, она готова практически на все ради своих целей, которые часто зациклены на сыне.

Она даже гордится тем, что в свое время ее ничему не научили. Он считает, что образование не обязательно для хорошей жизни. Но он уже понимает, что «ребенку» нужно дать хорошее (видимое) образование.

Она любит только своего сына — Митрофанушку. Слепая материнская любовь. Всем сын хорош: и умный, и образованный, и добрый… Но все, на самом деле, не так! И в конце концов избалованный Митрофанушка готов отказаться от матери. Вот худший удар для нее. Она сделала все для этого мальчика, а он предатель. В общем, он ведет себя так же, как и она.

Образ, характеристика Простакова в комедии Подлесок

Я думаю, что Простакова зря ругают! Она получила это в комедии. Все считают ее глупой, порочной, лицемерной женщиной. В принципе, так оно и есть… Но нужно смотреть на причины ее странного поведения.

Она просто слишком любит своего сына. И Митрофанушка этим только беззастенчиво пользуется — в свою пользу. Простакова чуть не забылась ради сына. Она во власти чувств. Чтобы она могла любить своего мужа, брата, отца… или мороженое. То есть его главное любить кого-то или что-то, делать все для его блага.

И она просто многого не понимает. В детстве, как мы понимаем, ее ничему не учили. Она не знает многих наук. Например, она считает, что география нужна только кучеру. Но с другой стороны, она не так уж и неправа! Люди часто забивают голову ненужной информацией, все знают поверхностно. И в каждой области должны быть специалисты. Вот если меня не устраивает математика, то и нечего меня с ней мучить.

Простакова считает, что слуг надо ругать, что их надо бить, но иначе они не понимают. (Возможно, это отчасти и правда.) Если вы помните героя из чеховского смешного рассказа «Незваный гость», то с этим мужиком бесполезно разговаривать! И еще одно — она не хочет портить отношения с соседями, с родственниками и говорит, что лучше бы все на крепостных вымещать. Это ужасно, да. Но тогда крепостных (как и негров-рабов) за людей практически не считали. Они были для нее симуляторами ударов, как куклы сейчас в офисах. И если через сто лет начнут говорить о правах кукол, то и мы окажемся жестокими.

В финале кричит, что умерла — сил больше нет (буквально), сына больше нет (фигурально). Сын оказался настоящим предателем. В общем, Простакова — недалекая наседка, в ужасном поведении ее особо не упрекнешь. Возможно, она даже покается и исправится.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Математика в моей жизни (5, 6 класс)

    У каждого из нас есть увлечение или хобби. Мое любимое хобби- математика. На первый взгляд может показаться, что математика — сухая и малоинтересная наука. Но это одна из самых древних и занимательных наук.

  • Пусть кожа человека будет богатой: у матерей много копеек, дорогих речей. Але, не нам об этом думать, что финансовый достаток не самое страшное в жизни и не надо забывать о таком термине, как духовное богатство

  • Тема одиночества в рассказе Тоска Чехова очерк

    Рассказ «Тоска» — вершина покоренного чеховским мастерством. Чувствительная лирика и гнетущее чувство грусти переданы им в совершенстве, и именно из-за этого физически больно читать это произведение.

  • Анализ повести Живые мощи Тургенева

    И.С. Пример бесконечного терпения, страдания и принятия воли Божией Тургенев показал в своем рассказе «Силы живые». В образе главной героини Лукерьи автор отразил характер, силу духа и отношение к жизни русского народа.

  • Анализ главы «Фаталист» из романа «Герой нашего времени» 9 класс

    Заключительной частью произведения Лермонтова «Герой нашего времени» является рассказ «Фаталист». События этой главы происходят недалеко от казачьей станицы, где находится главный герой. В основном офицеры занимались тем, что играли в карты.

Комедия «Недоросль» — гениальное произведение Фонвизина, в котором драматург изобразил ярких, запоминающихся персонажей, имена которых в современной литературе и эпохе стали нарицательными. Одним из главных образов спектакля является мать недоросля Митрофанушки — госпожа Простакова. По сюжету произведения героиня относится к отрицательным персонажам. Грубая, необразованная, жестокая и корыстная женщина с первой сцены вызывает у читателей негативное отношение, а местами даже насмешки. Однако сам образ тонко психологичен и требует детального анализа.

Судьба Простаковой

В пьесе воспитание и наследственность почти полностью определяют будущий характер и склонности личности. И образ Простаковой в комедии «Недоросль» не исключение. Женщина воспитывалась в семье необразованных помещиков, главной ценностью которых были материальные блага — ее отец даже умер на сундуке с деньгами. Неуважение к окружающим, жестокость по отношению к крестьянам и готовность на все ради наживы Простакова переняла у родителей. А то, что в семье было восемнадцать детей и выжили из них только двое — остальные погибли по недосмотру — это настоящий ужас.

Возможно, если бы Простакова вышла замуж за образованного и более активного мужчину, то недостатки ее воспитания со временем становились бы все менее и менее заметными. Однако в мужья ей достался пассивный, глуповатый Простаков, которому проще спрятаться за юбку деятельной жены, чем решать бытовые вопросы самостоятельно. Необходимость самой управлять всей деревней и воспитание старой помещицы делали женщину еще более жестокой, деспотической и грубой, усиливая все отрицательные качества ее характера.

Рассматривая историю жизни героини, перед читателем проясняется неоднозначная характеристика Простаковой в «Недорослях». Митрофан – сын женщины, единственная ее отрада и утешение. Однако ни он, ни ее муж не ценят усилия Простаковой по управлению деревней. Достаточно вспомнить известную сцену, когда в конце пьесы Митрофан уходит от матери, а мужу остается только упрекать сына — Простаков тоже остается в стороне от ее горя, не пытаясь утешить женщину. Даже при всем сварливом характере Простакову жаль, ведь от нее уходят самые близкие люди.

Неблагодарность Митрофана: кто виноват?

Как было сказано выше, Митрофан был единственным утешением Простаковой. Чрезмерная любовь к женщине вырастила из него «маменькин сынок». Митрофан такой же грубый, жестокий, глупый и жадный. В свои шестнадцать он все еще напоминает маленького ребенка, который озорничает и вместо учебы бегает, гоняясь за голубями. С одной стороны, чрезмерная забота и защита сына от любых забот реального мира может быть связана с трагической историей семьи самой Простаковой — одному ребенку нет восемнадцати. Однако, с другой стороны, Простаковой было просто удобно, что Митрофан так и остался большим слабоумным ребенком.

Как становится ясно из сцены урока арифметики, когда женщина по-своему решает задачи, предложенные Цыфиркиным, то главной для нее является «собственная», помещичья мудрость хозяина. Не имея никакого образования, Простакова решает любую ситуацию в поисках личной выгоды. Послушный Митрофан, во всем слушавшийся мать, тоже должен был стать выгодным вложением. Простакова даже не тратит деньги на его образование — ведь, во-первых, она сама прекрасно жила без обременительных знаний, а, во-вторых, лучше знает, что нужно ее сыну. Даже женитьба на Софье, в первую очередь, пополнила бы сундуки деревни Простаковых (напомним, что молодой человек даже не до конца понимает сути брака — он просто умственно и нравственно еще не созрел).

То, что в финальной сцене Митрофан отказывается от матери, несомненно, вина самой Простаковой. Молодой человек перенял от нее неуважение к родным и то, что нужно приставать к тому, у кого есть деньги и власть. Именно поэтому Митрофан, не раздумывая, соглашается служить у нового хозяина села Правдина. Однако главная причина все же кроется в общей «злобности» всей семьи Скотининых, а также в глупости и пассивности Простакова, который не смог стать достойным авторитетом для своего сына.

Простакова как носительница устаревшей морали

В «Подлеске» госпожа Простакова противопоставляется двум персонажам — Стародуму и Правдину. Оба мужчины являются носителями гуманных просветительских идей, противопоставленных устаревшим, помещичьим устоям.

Стародум и Простакова по сюжету пьесы являются родителями молодых людей, но подход к воспитанию у них совершенно разный. Женщина, как было сказано ранее, балует своего сына и относится к нему как к ребенку. Она не пытается его чему-то научить, наоборот, даже во время урока говорит, что знания ему не понадобятся. Стародум же общается с Софьей на равных, делится с ней собственным опытом, передает собственные знания и, главное, уважает ее личность.

Простакова и Правдин противопоставлены как помещики, владельцы больших усадеб. Женщина считает, что бить своих крестьян, отбирать у них последние деньги, обращаться с ними как с животными — это вполне нормально. Для нее невозможность наказать слуг так же ужасна, как и то, что она потеряла свою деревню. Правдин руководствуется новыми просветительскими идеями. Он приехал в деревню специально, чтобы прекратить жестокость Простаковой и дать людям спокойно работать. Через сопоставление двух идейных направлений Фонвизин хотел показать, насколько важными и необходимыми были реформы в просвещении русского общества той эпохи.

Новаторство Фонвизина в образе Простаковой

В «Недорослях» Простаков выступает неоднозначным персонажем. С одной стороны, она предстает жестокой, глупой, корыстной представительницей старых дворянских и помещичьих нравов. С другой стороны, перед нами женщина с непростой судьбой, которая в один момент теряет все, что было для нее ценно.

По канонам классических произведений разоблачение и наказание отрицательных персонажей в финальной сцене спектакля должно быть справедливым и не вызывать сочувствия. Однако когда в конце женщина теряет абсолютно все, читателю становится ее жаль. Образ Простаковой в «Недорослях» не вписывается в шаблоны и рамки классических героев. Психологизм и нестандартность по сути составного образа (Простакова — отражение всего социального слоя крепостной России XVIII века) делает его новаторским и интересным даже для современного читателя.

Приведенное описание Простаковой поможет учащимся 8 и 9 классов раскрыть образ матери Митрофана в сочинении на тему «Характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Фонвизина» герои Подлесок

Характеристика героя Простаков

Простакова — один из главных героев и движущееся лицо в пьесе Д. И. Фонвизина «Подлесок». Она мать Митрофанушки и сестра Тараса Скотинина. Простакова участвует почти во всех событиях спектакля, так как действие происходит в доме, где она является хозяйкой. По положению она дворянка, имеет крепостных и является типичным образцом русской помещицы середины XVIII века. Отличается беспринципностью, невежеством, безграмотностью и стремлением все контролировать. Муж героини не решается с ней спорить. Ей чужды такие понятия, как совесть и честь. Для достижения своих целей она готова пойти на любые уловки, в том числе на подлость и обман. Все, что ее интересует, это ее личное благополучие и благополучие сына. Ради Митрофанушки она готова на все. Так, например, узнав о богатом приданом воспитанницы Софьи, она тут же решает выдать за нее сына, несмотря на то, что изначально было решено выдать ее замуж за брата помещика Тараса Скотинина и, несмотря на протесты самой Софии. Даже когда ее планы рушатся, она все равно пытается тайно обвенчать молодых.

В спектакле показана безграничная и глупая любовь Простаковой к сыну, единственной ее радости. Будучи сама неграмотной, она старается дать ему достойное образование, чтобы не выглядеть хуже других помещиков. Для этого она нанимает учителя немецкого языка. Однако делается это не ради учености сына, а ради столичной моды. Также в попытке устранить своего брата с пути Митрофанушки она просто вцепилась ему в горло. Автор ясно показывает причины такого поведения Простаковой. Прежде всего, это связано с ее внутренней неосведомленностью и необразованностью. Вторая причина имеет социальный оттенок и кроется в указе Екатерины II «О вольности дворян». Благодаря этому указу дворяне того времени получили полную власть над крепостными и были вольны делать все, что хотели. Показав крах Простаковой и ее планов в конце пьесы, автор подчеркивает и крах всей системы.

Комедия Фонвизина «Недоросль» — одно из классических произведений, без которого невозможно рассмотрение традиций социальной комедии и сатиры в русской литературе в целом. Автор мастерски изображает типичных персонажей глубинки, окостеневших, грубых, необразованных, но носящих важные титулы и гордящихся своим благородством.

Важную роль в отражении авторской позиции и всего замысла произведения играет такой характерный персонаж, как госпожа Простакова. Жесткая помещица, она вполне типична для российской действительности того времени. Под ее «крылом» находится любимый сын, а также не слишком любвеобильный муж, который просто не смеет возражать своей властной жене. На самом деле она недалекая, но очень целеустремленная женщина, которая полностью сосредоточена на воспитании собственного сына и финансовом и социальном благополучии своей семьи. Ей явно не хватает и образования, и банального воспитания, и такта, однако этот персонаж не лишен сильных чувств, и вовсе не так однозначен, как может показаться.

Характеристика героя

Основные черты характера не так уж и сложны для понимания, они прописаны Фонвизиным достаточно четко, так как сама Простакова не является ни загадочной личностью, ни слишком глубокой в ​​своем внутреннем содержании дамой. С одной стороны, она жестока и беспощадна, готова на все ради достижения собственных целей. С другой стороны, она настолько проникнута любовью к сыну, что не желает замечать его самых явных недостатков. Такое противоречие не позволяет читателю воспринимать ее исключительно как отрицательного персонажа.

К основным чертам героини также можно отнести недоброжелательность, вспыльчивость, нетерпимость. Она не слишком счастлива, поэтому всегда недовольна тем, что происходит вокруг. Это касается как отношений с мужем, так и социального устройства, даже политики и экономики, насколько она вообще способна в них разбираться.

Еще одной важной чертой этой героини является ее нелюбовь к наукам во всех их проявлениях. Для нее отсутствие какого-либо развития – залог стабильности и благополучия. Она очень прямолинейна, поэтому любые упражнения и уроки воспринимает буквально. Во многих сценах с учителем раскрывается и ее жадность: простые математические задачки повергают ее в настоящий шок, заставляют полностью оградить ребенка от этих вредных наук.

Такова ее психологическая картина: с годами типичное сознание властной помещицы буквально «убило» в ней все человеческое. Ею движет только жажда власти, и даже добрые чувства оборачиваются чем-то негативным: любовь к мужу превращается в команду, нежность к сыну — в сверхопека. Мелкие, но значимые черты автор прорисовывает через детали, например, давая ссылку на неприглядную девичью фамилию. Бывшая Скотина, Простакова, получила после замужества не менее говорящую фамилию.

Образ героя в произведении

Простакова — центральный образ в комедии, вокруг которой вращается сразу несколько сюжетных линий. Однако гораздо важнее то, что она олицетворяет всех старых помещиков, над которыми высмеивает Фонвизин. Финал, в котором Простакова снова играет центральную роль, показывает главную мысль автора именно через социальную смерть этой «злобной ярости». Ей неизбежно пришел конец, как и всей системе мелкобуржуазного общества. На протяжении всей комедии Простакова происходит воплощение мелкобуржуазных порядков и пережитков.

Через образ Простаковой автор комедии обрисовывает все те черты, которые так ненавистны ему в современном обществе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *