Воспевание выдающихся личностей в оде на день восшествия: Ода На день восшествия на престол императрицы Елизаветы (Ломоносов М. В.) 👍

Содержание

XVIII в. Известны следующие разновидности оды: победно-патриотическая,

Ода М.В. Ломоносова. Место оды в системе жанров классицизма. Анализ оды «На

взятие Хотина».

Ломоносов вошел в историю русской литературы прежде всего как поэт-одописец.

Современники называли его российским Пиндаром. Ода — лирический жанр. Она

перешла в европейскую литературу из античной поэзии. В русской литературе

похвальная, философская, духовная и анакреонтическая. В системе жанров

русского классицизма ода относилась к «высоким» жанрам, в которых

изображались «образцовые» герои — монархи, полководцы, которые могли служить

примером для подражания. В большинстве случаев ода состоит из строф с

повторяющейся рифмовкой. В русской поэзии чаще всего имела место

десятистишная строфа, предложенная Ломоносовым.

Ломоносов начал с победно-патриотической «Оды на взятие Хотина». Она написана

в 1739 г. в Германии, непосредственно после захвата русскими войсками

турецкой крепости Хотин, расположенной в Молдавии.

Гарнизон крепости вместе с

ее начальником Калчакпашою был взят в плен. Эта блестящая победа произвела

сильное впечатление в Европе и еще выше подняла международный престиж России.

В оде Ломоносова можно выделить три основные части: вступление, изображение

военных действий и прославление победителей. Картины боя даны в типичном для

Ломоносова гиперболизированном стиле с массой развернутых сравнений, метафор

и олицетворений, воплотивших в себе напряженность и героику батальных сцен.

Луна и змея символизируют магометанский мир; орел, парящий над Хотином, —

русское воинство. Вершителем всех событий выведен русский солдат, «росс», как

называет его автор. О подвиге этого безымянного героя Ломоносов пишет с

восхищением:

Крепит отечества любовь

Сынов российских дух и руку:

Желает всяк пролить всю кровь,

От грозного бодрится звуку.

Напряженность, патетический тон повествования усиливается риторическими

вопросами, восклицаниями автора, обращенными то к русскому воинству, то к его

неприятелю. Есть в оде и обращение к историческому прошлому России. Над

русским воинством появляются тени Петра I и Ивана Грозного, одержавших в свое

время победы над магометанами: Петр — над турками под Азовом, Грозный — над

татарами под Казанью. Такого рода исторические параллели станут после

Ломоносова одной из устойчивых черт одического жанра.

\

Анализ оды Ломоносова «На день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года»

 Написана в год, когда Елизавета Петровна утвердила новый устав и штаты Академии наук, вдвое увеличив количество средств на ее нужды. Здесь же поэт прославляет мир, опасаясь новой войны, в которую Австрия, Англия и Голландия, воевавшие с Францией и Пруссией, втягивали Россию, требуя отправки русских войск к берегам Рейна. В этой оде особенно остро сказалось противоречие всего жанра похвальной оды — противоречие между его комплиментарностью и реальным политическим содержанием: поэт от имени Елизаветы прославляет «тишину», излагая свою собственную программу мира.

Обратимся к анализу одной из лучших од Ломоносова «На день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года». Термин «ода» (от греческого , что значит песня) утвердился в русской поэзии, благодаря Тредиаковскому, который, в свою очередь, заимствовал его из трактата Буало. В статье «Рассуждение об оде» Тредиаковский так охарактеризовал этот жанр: «В оде описывается всегда и непременно материя благородная, важная, редко нежная и приятная, в речах весьма пиитических и великолепных». Несмотря на неприязнь к своему литературному противнику, Тредиаковский давал определение жанра, по существу, исходя из поэтических опытов Ломоносова. Именно такова ломоносовская ода. Она обращена тематически к «материи благородной и важной»: миру и покою в стране, мудрому правлению просвещенного монарха, развитию отечественных наук и образования, освоению новых земель и рачительного использования богатств на старых землях.

Ломоносов разработал на практике и утвердил на десятилетия вперед формальные признаки жанра, или, другим словом, его поэтику. В оде встречаем масштабные образы; величественный стиль, подымающий описываемые картины над обыденностью; «пышный» поэтический язык, насыщенный церковнославянизмами, риторическими фигурами, красочными метафорами и гиперболами. И при этом – классицистическая строгость построения, «гармония стиха»: выдержанный четырехстопный ямб, строфа из десяти строк, ненарушаемая схема гибкой рифмовки абабввгддг.

Начнем анализ текста с первой строфы:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

Словно бы с высоты птичьего полета обозревает поэт села, города, колосящиеся хлебные нивы, бороздящие моря корабли. Они все овеяны и защищены «блаженной тишиной» – в России мир и покой. Ода посвящена прославлению императрицы Елизаветы Петровны, но еще до ее появления в оде успевает поэт высказать свою главную и заветную идею: процветанию страны способствует мир, не войны. Императрица, которая входит в оду в следующей строфе, оказывается по художественной логике производным от этой всеобъемлющей мирной тишины («Душа ее зефира тише»). Очень интересный ход! С одной стороны, поэт выдерживает параметры хвалебного жанра («краше Елисаветы» ничего не может быть в свете). Но с другой, – с первых строк произведения он твердо обозначил свою авторскую позицию. И далее лирический голос поэта, а не проекция на образ императрицы все отчетливее будет вести развитие повествования. Доминирующая роль лирического героя в оде – несомненное художественное достижение Ломоносова в этом традиционном классицистическом жанре.

Ломоносов стремится выдержать композиционные нормы жанра, то есть принцип построения одического стихотворения. В вводной части заявлены предмет воспевания и главная мысль произведения (правда, как мы видели, поэт поменял их местами). Это – тезис. Основная часть обосновывает, доказывает заявленный тезис о величии и могуществе воспеваемого предмета. И, наконец, заключение (или финал) дает взгляд в будущее, в дальнейшее процветание и могущество прославляемых явлений. Нормы классицизма рационалистичны, потому одна композиционная часть произведения неукоснительно и последовательно идет за предписанной другой.

Вводная часть, или, как ее еще называют, экспозиция, занимает в этой ломоносовской оде двенадцать строф. Поэт славит Елизавету на фоне строго следующих один за другим ее предшественников на троне. В царственной портретной галерее особо выделен отец нынешней правительницы Петр I. Это – кумир поэта. Читателю ясно из развернутой и высоко пафосной характеристики Петра, что именно от него переняла дочь эстафету великих дел.

С четырнадцатой строфы ода вступает в свою основную часть. Замысел расширяется, а его художественная реализация неожиданно начинает проявлять новые, нетрадиционные, черты.

Лирический пафос переходит от династии правителей к величественному образу Отчизны, к ее неисчерпаемым природным богатствам, громадным духовным и творческим возможностям:

Сия Тебе единой слава,

Монархиня, принадлежит,

Пространная Твоя держава,

О, как Тебя благодарит!

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство в оных потаенно

Наукой будет откровенно,

Что щедростью Твоей цветет.

Вот где простор воодушевлению лирического героя! Достоинства «прекрасной Елисаветы» постепенно отходят на второй план. Мысли поэта заняты теперь другим. Меняется само тематическое направление оды. И сам автор теперь – не просто одописец. Он – патриотически настроенный ученый, обращающий взоры читателей на животрепещущие для России проблемы. Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего Востока. Русские моряки с помощью ученых- картографов открывают новые земли, прокладывая путь к «неведомым народам»:

Там влажный флота путь белеет,

И море тщится уступить:

Колумб Российский через воды

Спешит в неведомы народы

Твои щедроты возвестить.

Сам Плутон, мифический хозяин подземных богатств, вынужден уступить разработчикам полезных ископаемых Северных и Уральских (Рифейских) гор. Вспомним кстати, что Ломоносов в совершенстве изучил горнодобывающее дело:

И се Минерва ударяет

В верьхи Рифейски копием.

Сребро и злато истекает

Во всем наследии твоем.

Плутон в расселинах мятется,

Что Россам в руки предается

Драгой его металл из гор,

Который там натура скрыла;

От блеска дневного светила

Он мрачный отвращает взор.

И все-таки главное, что выведет Россию в ряд мировых держав, это, по мысли поэта, новые поколения людей: образованные, просвещенные, преданные науке русские юноши:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте, ныне ободренны,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха,

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском саду и наеди´не,

В покое сладком и в труде.

Тему решающей роли науки и просвещения в развитии страны заявил, как помним, еще Кантемир. Служил науке своим творчеством и всей своей жизнью Тредиаковский. И вот теперь Ломоносов увековечивает эту тему, ставит ее на поэтический пьедестал. Именно так, потому что две только что процитированные строфы – это кульминация оды, высший ее лирический пик, вершина эмоционального одушевления.

Но вот поэт как бы спохватывается, вспоминая, что ода посвящена официальному событию: ежегодно празднуемой дате восшествия на престол императрицы. Финальная строфа вновь непосредственно обращена к Елизавете. Эта строфа обязательная, церемониальная и потому, думается, не самая выразительная. Скучное слово «беспреткновенну» поэт с натугой рифмует с эпитетом «благословенну»:

Тебе, о милости Источник,

О Ангел мирных наших лет!

Всевышний на того помощник,

Кто гордостью своей дерзнет,

Завидя нашему покою,

Против тебя восстать войною;

Тебя Зиждитель сохранит

Во всех путях беспреткновенну

И жизнь Твою благословенну

С числом щедрот Твоих сравнит.

Явно не лучшая строфа! Попробуем поставить вопрос следующим образом: если жанр классицистической оды есть выражение определенных политических и государственных взглядов, то в ломоносовской оде чьи это взгляды в большей степени, императрицы или самого поэта? В ответе на этот вопрос особенно важной оказывается третья строфа. В ней Елизавета представлена миротворицей, прекратившей все войны ради спокойствия и счастья россиян:

Когда на трон Она вступила,

Как Вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец;

Тебя прияв, облобызала:

– Мне полно тех побед, – сказала, –

Для коих крови льется ток.

Я Россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

На целый Запад и Восток.

Но в действительности Елизавета вовсе не была миротворицей! Воинственная правительница задумывала новые и новые походы на границах Российского государства. Военные сражения тяжелым бременем ложились на семьи русских людей-тружеников. Как мало соответствовала реальная Елизавета Петровна тому идеалу правительницы страны, который воссоздан в произведении! И каким нужно было быть не просто смелым, но дерзким человеком, чтобы расхваливать императрицу за внешнюю политику, противоположную той, которую она установила в отношении военных действий! Своей одой Ломоносов говорил Елизавете Петровне, что России нужен мир и не нужны войны. Пафос и стилистика произведения миротворческие, а не призывно-агрессивные. Красивыми и великолепными по обилию выразительных средств становятся строфы, когда поэт выходит на тему мира вкупе с науками и требует, чтобы «пламенные», то есть военные, звуки умолкли:

Молчите, пламенные звуки,

И колебать престаньте свет:

Здесь в мире расширять науки

Изволила Елисавет.

Вы, наглы вихри, не дерзайте

Реветь, но кротко разглашайте

Прекрасны наши имена.

В безмолвии внимай, вселенна:

Се хощет Лира восхищенна

Гласить велики имена.

Особенно красочны у Ломоносова метафоры. Метафора (по-гречески metaphora´ означает перенос) – это художественный прием, соединяющий в один образ разные явления или предметы, переносящий свойства этих разных предметов друг на друга. Оттого, что явления или предметы сопоставлены внутри образа, он получает дополнительные эмоциональные и смысловые значения, границы его раздвигаются, образ становится объемным, ярким и оригинальным. Ломоносов любил метафоры именно за их способность соединять разнородные частности в цельную грандиозную картину, выводить к главной идее произведения. «Метафорой, – отмечал он в своей «Риторике» (1748), – идеи представляются много живее и великолепнее, нежели просто». Художественное мышление Ломоносова было по сути своей, как сказали бы сейчас, синтезирующим.

Вот один из примеров ломоносовской метафоры. Пятая строфа из оды «На день восшествия…»:

Чтоб слову с оными сравняться,

Достаток силы нашей мал;

Но мы не можем удержаться

От пения Твоих похвал;

Твои щедроты ободряют

Наш дух и к бегу устремляют,

Как в понт пловца способный ветр

Чрез яры волны порывает,

Он брег с весельем оставляет;

Летит корма меж водных недр.

Бо´льшую часть пространства этой строфы занимает сложная и витиеватая метафора. Чаще метафоры бывают в несколько слов или в одно предложение. Здесь же поражаешься масштабности метафорического образа. Чтобы его вычленить, придется хорошо вдуматься в текст. Перед нами – изысканный комплимент императрице. Поэт сетует на то, что не имеет возвышенных слов, равных достоинствам Елизаветы, и тем не менее, решается эти достоинства воспевать. Чувствует он себя при этом как неопытный пловец, отважившийся в одиночку «чрез яры волны» переплыть «понт» (то есть Черное море). Пловца направляет и поддерживает в пути «способный», то есть попутный, ветер. Подобным образом поэтический дух автора воспламеняется и направляется замечательными деяниями Елизаветы, ее «щедротами».

Чтобы сообщить оде величие и размах мысли, Ломоносову приходилось прибегать к непростым оборотам речи. В своей «Риторике» он теоретически обосновал правомерность «украшения» поэтического слога. Каждая фраза, подчиняясь высокому одическому стилю, должна рождать ощущение пышности и великолепия. И здесь похвальны, по его мысли, даже изобретения: например, такие «предложения, в которых подлежащее и сказуемое сопрягаются некоторым странным, необыкновенным или чрезъестественным образом, и тем составляют нечто важное и приятное». Г.А. Гуковский образно и точно сказал об этом стремлении поэта одновременно и к красочной пышности, и к гармонической стройности: «Ломоносов строит целые колоссальные словесные здания, напоминающие собой огромные дворцы Растрелли; его периоды самым объемом своим, самым ритмом производят впечатление гигантского подъема мысли и пафоса. Симметрически расположенные в них группы слов и предложений как бы подчиняют человеческой мысли и человеческому плану необъятную стихию настоящего и будущего».

Пышность и великолепие поэтического слога помогают Ломоносову воссоздать мощную энергетику и красочную наглядность описываемых картин. Вот, например, в оде 1742 года удивительно яркая картина военного сражения, в центре которой персонифицированный образ Смерти. От созерцания этого образа мурашки бегут по коже:

Там кони бурными ногами

Взвевают к небу прах густой,

Там Смерть меж готфскими полками

Бежит, ярясь, из строя в строй,

И алчну челюсть отверзает,

И хладны руки простирает,

Их гордый исторгая дух.

А что за чу´дные кони с «бурными ногами»! В обычной речи так выразиться нельзя, в поэтической – можно. Больше того, «бурные ноги» коней, взвевающие к небу густой прах, – почти космический образ. Проведенный при этом по очень тонкому поэтическому лезвию. Чуть- чуть в сторону, и все сорвется в нелепость.

Через полвека поэт-новатор, основоположник русского романтизма В.А. Жуковский, описывая особое состояние души, навеянное спускающимися в сельской тишине сумерками, напишет: «Душа полна прохладной тишиной». Он поразит современников небывало смелым сочетанием слов. «Может ли тишина быть прохладной!» – станут укорять поэта строгие критики. Но ведь первым в русской поэзии прибегал к смелым соединениям слов и понятий в своем метафорическом слоге уже Ломоносов!

А.Д. Кантемир. Личность. Литературное творчество. Сатиры (история жанра,

структурно-типологические разновидности сатир, их композиционно-стилевые

особенности).

Антиох Дмитриевич Кантемир (1709-1744) — первый русский писатель-классицист,

автор стихотворных сатир. Сын молдавского господаря, принявшего в 1711 г.

русское подданство, Кантемир был воспитан в духе сочувствия Петровским

реформам. В годы реакции, наступившей после смерти Петра, он смело обличал

воинствующее невежество родовитых дворян и церковников. Кантемиру принадлежат

девять сатир: пять написанных в России и четыре — за границей, куда он был

направлен в качестве посла в 1732 г. Сатирическая деятельность писателя

наглядно подтверждает органическую связь русского классицизма с потребностями

русского общества. В отличие от предшествующей литературы все произведения

Кантемира отличаются сугубо светским характером.

Жанр стихотворной сатиры был известен как в античной, так и во французской

литературе XVII —XVIII вв. Сам Кантемир в сатире IV называет своими учителями

Ювенала, Персия, Горация и Буало. Любопытно отметить, что одна из сатир Буало

также носила название «К своему уму». Но используя созданную до него жанровую

форму, Кантемир наполнил ее злободневным русским содержанием.

Как писатель-классицист Кантемир оценивает своих героев с точки зрения

служения интересам государства. Герои его сатир — люди, забывшие свой долг,

свои обязанности перед государством, — невежды, бездельники, взяточники,

казнокрады. В этом одно из коренных отличий произведений Кантемира от

предшествующей древнерусской литературы, в которой поведение человека

определялось евангельскими заповедями.

Большая часть сатир Кантемира имеет двойное название. Одно из них указывает

на объект сатиры — «На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян

злонравных», «На человеческие злонравия вообще». Другое — на адресата, к

которому, обращается автор, — «К уму своему», «К архиепископу Новгородскому»

или же на собеседников, обсуждающих ту или иную проблему, — «Филарет и

Евгений», «Сатир и Периерг» (т. е. любопытный). Обычно в большинстве сатир

тесно связаны между собой два художественных принципа: монолог автора,

порицающего враждебные ему явления, и изображение этих явлений. В

произведениях Кантемира имеют место оба эти начала, но более всего удается

ему живописная часть сатиры. Кантемир — несомненный художник слова, у него

зоркий, наблюдательный глаз, он умеет словами обрисовать нужную ему картину.

Подобно многим классицистам, Кантемир видит причину порочного поведения своих

героев в подчинении их той или иной «страсти». Характерно в этом отношении

название сатиры III «О различии страстей человеческих». Каждый из героев

наделен только одной страстью. Это или стяжатель, или сплетник, или скупец,

или лицемер, или развратник, или щеголь и т. п.

Разумеется, такое изображение отличается известной одноплановостью,

схематичностью, но оно всецело соответствует задачам писателя-классициста:

предостеречь читателя от возможности сделаться жертвой той или иной страсти.

Чем отчетливее, рельефнее будет изображен порок, тем действеннее станет

воспитательная роль художественного произведения. Условные, чаще всего

греческие имена героев (Критон, Хрисипп, Клеарх) должны подчеркнуть типичный,

общечеловеческий характер изображаемых страстей.

Замечателен стиль сатир Кантемира. Его источник — живая разговорная речь,

чему во многом помогает форма, выбранная писателем, — разговор с

собеседником. В сатирах много просторечных слов и даже вульгаризмов,

полностью соответствующих грубым, низменным характерам героев сатир.

Несмотря на большую популярность сатир Кантемира, о чем свидетельствуют их

многочисленные списки, русское правительство не торопилось с изданием этих

произведений. Впервые, в прозаическом переводе на французский язык, они были

напечатаны в Лондоне в 1749 г., пять лет спустя после смерти писателя. В 1752

г. в Германии вышел стихотворный перевод сатир Кантемира на немецкий язык. И

только в 1762 г. последовало русское издание под редакцией поэта И. С.

Баркова, осуществленное Академией наук.

А.П. Сумароков. Личность. Общественно-политические взгляды. Литературно-

эстетическая позиция. Эпистола «О стихотворстве».

Творческий диапазон Александра Петровича Сумарокова (1717-1777) очень широк.

Он писал оды, сатиры, басни, эклоги, песни, но главное, чем он обогатил

жанровый состав русского классицизма, — трагедия и комедия.

Мировоззрение Сумарокова сформировалось под влиянием идей петровского

времени. Но в отличие от Ломоносова он сосредоточил внимание на роли и

обязанностях дворянства. Потомственный дворянин, воспитанник шляхетного

корпуса, Сумароков не сомневался в законности дворянских привилегий, но

считал, что высокий пост и владение крепостными необходимо подтвердить

образованием и полезной для общества службой. Дворянин не должен унижать

человеческое достоинство крестьянина, отягощать его непосильными поборами. Он

резко критиковал невежество и алчность многих представителей дворянства в

своих сатирах, баснях и комедиях.

Лучшей формой государственного устройства Сумароков считал монархию. Но

высокое положение монарха обязывает его быть справедливым, великодушным,

уметь подавлять в себе дурные страсти. В своих трагедиях поэт изображал

пагубные последствия, проистекающие от забвения монархами их гражданского

долга.

По своим философским взглядам Сумароков был рационалистом. Хотя ему и была

знакома сенсуалистическая теория Локка (см. его статью «О разумении

человеческом по мнению Локка»), но она не привела его к отказу от

рационализма. На свое творчество Сумароков смотрел как на своеобразную школу

гражданских добродетелей. Поэтому на первое место им выдвигались

моралистические функции. Вместе с тем Сумароков остро ощущал и сугубо

художественные задачи, которые стояли перед русской литературой, Свои

соображения по этим вопросам он изложил в двух эпистолах: «О русском языке» и

«О стихотворстве». В дальнейшем он объединил их в одном произведении под

названием «Наставление хотящим быти писателями» (1774). Образцом для

«Наставления» послужил трактат Буало «Искусство поэзии», но в сочинении

Сумарокова ощущается самостоятельная позиция, продиктованная насущными

потребностями русской литературы. В трактате Буало не ставится вопрос о

создании национального языка, поскольку во Франции XVII в. эта проблема уже

была решена.

Основное место в «Наставлении» отведено характеристике новых для русской

литературы жанров: идиллии, оды, поэмы, трагедии, комедии, сатиры, басни.

Большая часть рекомендаций связана с выбором стиля для каждого из них: «Во

стихотворстве знай различие родов // И что начнешь, ищи к тому приличных

слов» (Ч. 1. С. 360). Но отношение к отдельным жанрам у Буало и Сумарокова не

всегда совпадает. Буало очень высоко отзывается о поэме. Он ставит ее даже

выше трагедии. Сумароков говорит о ней меньше, довольствуясь лишь

характеристикой ее стиля. За всю свою жизнь он не написал ни одной поэмы. Его

талант раскрылся в трагедии и комедии, Буало вполне терпим к малым жанрам — к

балладе, рондо, мадригалу. Сумароков в эпистоле «О стихотворстве» называет их

«безделками», а в «Наставлении» обходит полным молчанием.

Трагедии А.П. Сумарокова. Общая характеристика. Своеобразие трагического

конфликта.

Литературную славу принесли Сумарокову трагедии. Он первый ввел этот жанр в

русскую литературу. Восхищенные современники называли его «северным Расином».

Всего им написано девять трагедий. Шесть — с 1747 по 1758 г.: «Хорев» (1747),

«Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750), «Артистона» (1750), «Семира»

(1751), «Ярополк и Демиза» (1758). Затем, после десятилетнего перерыва, еще

три: «Вышеслав» (1768), «Дмитрий Самозванец» (1771) и «Мстислав» (1774).

Сумароков широко использовал в своих трагедиях опыт французских драматургов

Анализ стихотворения «Восшествие Елизаветы. Ода» Ломоносова

План по литературе ода на день восшествия на всероссийский престол

Михаил Васильевич Ломоносов известен не только как выдающийся учёный, но и как талантливый писатель и поэт, внесший большой вклад в русскую литературу. Одним из известных его произведений является «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Предлагаем краткий анализ «Ода на день восшествия на престол…» по плану, который поможет при подготовке к уроку литературы в 8 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Восшествие Елизаветы. Ода.

История создания – Ода написана в 1747 году.

Тема произведения – Прославление великих свершений императрицы Елизаветы Петровны.

Композиция – Произведение условно состоит из трёх частей: в первой части прославляется монарх, во второй – описываются богатства и возможности России, в третьей части вновь возносятся хвалебные слова в адрес мудрого правителя.

Жанр – Ода.

Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб с использованием перекрёстных, парных и кольцевых рифм.

Метафоры – «подать…ума плоды».

Эпитеты – «щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».

Сравнения – «душа её зефира тише», «зрак прекраснее рая».

Олицетворения – «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился».

Гипербола – «чрез горы, реки и моря».

Старославянизмы – «град», «дщерь», «выя», «узреть».

История создания

«Ода на день восшествия…» написана Михаилом Васильевичем в 1747 году, на шестую годовщину знаменательного события – восшествия на престол Елизаветы Петровны. В своём произведении он отметил положительные стороны правления новой императрицы, продолжившей добрые начинания Петра I.

Елизавета вплотную занялась реструктуризацией Академии наук: утвердила новый штат и новый указ, вдвое увеличила средства, необходимые на нужды академии, всячески поддерживала науку и русских учёных.

В этот же период весьма насущным был вопрос возможного вступления России в новую войну. Коалиция Австрии, Голландии и Англии предлагала российскому правительству принять участие в войне против Франции и германских государств за право получения Австрийского наследства.

В своём произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за её стремление вывести Россию на новый уровень в вопросе просвещения, но и предостерегает от вступления в войну, настаивая на мирной программе развития государства.

Центральная тема произведения – прославление великих дел государыни Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, выбрала правильный курс в управлении государством Российским.

Но вместе с тем автор мастерски вплетает в оду и более важные темы: развитие науки и образования, возможность процветания государства только в мирное время, любовь к Родине.

Главная идея произведения – долг перед своим Отечеством, служение которому является наивысшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.

По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но также современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, её духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.

Композиция

Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трёх условных частей, логически связанных друг с другом.

В первой части стихотворения поэт выражает свой восторг и возносит хвалу императрице, её заслугам перед отечеством. Также прославляет прошлые достижения государства и её правителей, с особым восхищением вспоминает Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета переняла эстафету великих дел.

Во второй части поэт плавно отступает от личности правителя и фокусируется на величественном образе России с её бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами и огромным творческим и духовным потенциалом. Укрепление и обогащение государства он видит в развитии наук, а будущее страны – в образованных, просвещенных молодых людях.

Финальная часть произведения вновь прославляет монарха за его деяния, направленные на благо отчизны.

Произведение написано в жанре оды, который был излюбленным литературным жанром Ломоносова. Это торжественное произведение, призванное прославлять значительное лицо или важное событие, и в мастерстве написания од Михаилу Васильевичу не было равных.

Стихотворный размер произведения – четырёхстопный ямб, также излюбленный размер Ломоносова. Он пользовался им с большой искусностью, придавая произведению особую торжественность, звучность и музыкальность.

Рифмовка в данном произведении также заслуживает отдельного внимания. Для первых четырёх строк характерна перекрестная рифма, далее следуют 2 строки с парной рифмой, и завершает стихотворение кольцевая рифма.

Средства выразительности

Произведение отличается удивительным многообразием художественных средств, с помощью которых ода приобретает торжественный, высокий стиль. Среди них Сравнения (« душа её зефира тише», «зрак прекраснее рая »), Олицетворения (« вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился »), Гиперболы (« чрез горы, реки и моря »), Старославянизмы (« град», «дщерь», «выя», «узреть »), Метафоры (« подать…ума плоды »).

Особое место занимают невероятно красочные и образные Эпитеты: « щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая ».

Благодаря искусному использованию выразительных средств автору удается в полной мере раскрыть свой творческий замысел.

Коалиция Австрии, Голландии и Англии предлагала российскому правительству принять участие в войне против Франции и германских государств за право получения Австрийского наследства.

Obrazovaka. ru

30.12.2018 1:49:27

2018-12-30 01:49:27

Источники:

Https://obrazovaka. ru/analiz-stihotvoreniya/lomonosov/oda-vosshestvie-elizavety-na-prestol. html

Конспект урока литературы на тему М. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Основные темы и проблемы произведения. » /> » /> .keyword { color: red; }

План по литературе ода на день восшествия на всероссийский престол

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

    Онлайн
    Формат Диплом
    Гособразца Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
Воспитателей и психологов

Получите свидетельство
О просмотре прямо сейчас!

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ М. В.Ломоносов. Урок 2..pptx

Курс повышения квалификации

Использование современных информационных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС

Курс повышения квалификации

Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

    Сейчас обучается 55 человек из 27 регионов

«Домашнее обучение.

Лайфхаки для родителей»

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
Каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Михаил Васильевич Ломоносов 1711 – 1765.

Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

Основные темы и проблемы произведения Тема урока

Закрепить и углубить знания о биографии М. В. Ломоносова, его роли в литературе; помочь осмыслить основные темы и проблемы оды; совершенствовать навыки выразительного и внимательного чтения; способствовать формированию у учащихся умений сотрудничества. Цели урока:

Заполните таблицу ЗХУ Что я знаю Что я хочу узнать Что яузнал(а)

1.Прославление мира как основы всеобщего благоденствия. 2.Величие России, её процветание: А) восхваление Елизаветы; Б) заслуги Петра 1, укрепившего могущество России; В) природные богатства и красота России; Г) призыв к образованным юношам овладевать науками; Д) наука и её роль в российском обществе. 3. Благодарность императрице за её деяния на благо государству. План оды

Россия, её процветание Главная тема

Мир Елизавета Петровна Пётр 1 Наука Основные темы

Проблема просвещенной монархии Проблема служения Отечеству Основные проблемы

Синквейн Группа «Исследователи»- Пётр 1 Группа «Литературоведы» –Елизавета Петровна 1 существительное 2 прилагательных 3 глагола 1 предложение Слово

1.М. В Ломоносов родился в…году а) 1730 б)1711 в)1765 2. Какой университет был основан по инициативе М. В. Ломоносова? а) Свердловский б) Петербургский в) Московский 3. Произведение М. В. Ломоносова «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» относится к жанру: а) элегии б) оды в) послания Тематический тест

4. Какое древнее искусство возродил М. В. Ломоносов? а) скульптура б) архитектура в)мозаика 5.В какой европейской стране учился М. В. Ломоносов? а) Германии б) Франции в)Англии 6. Кого восхваляет М. В. Ломоносов в своей оде? а) королеву б)царевну в)императрицу

7. Основные темы оды М. В. Ломоносова: а) Петр 1, Елизавета, наука, мир; б) Петр 1, Отечество, защита, труд; в) Елизавета, мир, любовь, счастье 8.Основные проблемы оды М. В. Ломоносова: а) просвещенная монархия и мир; б) служение отечеству и просвещенная монархия; в) развитие науки и защита Отечества.

1. б 5. а 2. в 6. в 3. б 7. а 4. в 8. б Правильный ответ

0 ошибок -«5» 1-2 ошибки — «4» 3-4 ошибки «3» 5-8 ошибок «2» Критерии оценок

До встречи на уроках литературы!

Выбранный для просмотра документ Открытый урок 8 класс. docx

Рушанова Кульжиян Рамазановна

Учитель русского языка и литературы

ГУ СОШ №15 г. Павлодара

Тема: М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Основные темы и проблемы произведения .

Цели: закрепить и углубить знания о биографии М. В. Ломоносова, его роли в литературе;

Помочь осмыслить основные темы и проблемы оды ;

Совершенствовать навыки выразительного и внимательного чтения;

Способствовать формированию у учащихся умений сотрудничества.

Тип урока : обобщение знаний.

Оборудование : раздаточный материал, презентация, проектор, учебник

Этапы урока

Организационно-мотивационный этап.

Актуализация опорных знаний. (5 мин.)

Учитель: Ребята, вы получили индивидуальное домашнее задание.

Группа «Исследователи» подготовили презентацию на тему «М. В. Ломоносов-учёный», а группа «Литературоведы» — «М. В. Ломоносов-поэт, лингвист»

Презентация творческих работ . Показ слайдов

3.Целеполагание. (1 мин.)

-Ребята, мы на прошлом уроке прочитали оду и составили план. Дома должны были ещё раз внимательно прочитать оду Ломоносов. Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? (Анализу оды )

-Мы с вами говорили об основных темах и проблемах оды? (Нет)

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока ( Основные темы и проблемы оды М. В. Ломоносова «Ода на день восшествия на всероссийский престол. Елизаветы Петровны на всероссийский престо 1747 года»)

Тема записывается учениками в тетради. Заполните таблицу ЗХУ, только 1и 2 колонку. (3 мин.) Слайд 5

Что я хочу узнать

4.Работа по теме урока. (3 минут)

Предлагаю внимательно прочитать план оды и определить темы произведения . Найдите ключевые слова, которые помогут вам определить темы.

Прославление мира как основы всеобщего благоденствия.

Величие России, её процветание:

А) восхваление Елизаветы;

Б) заслуги Петра 1, укрепившего могущество России;

В) природные богатства и красота России;

Г) призыв к образованным юношам овладевать науками;

Д) наука и её роль в российском обществе.

3. Благодарность императрице за её деяния на благо государству.

-Итак, называем темы (Мир, Россия, Елизавета, Петр 1, наука)

-Какова главная, ведущая тема оды, вокруг которого строится главное лирическое повествование? Как с ней связаны другие, казалось бы независимо развивающие темы, которые мы выделили в плане? (Главная тема оды — Россия, ее процветание. Своеобразным вступлением к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины»).

— Ломоносов — патриотически настроенный учёный, обращающий взоры читателей на животрепещущие для России проблемы. Какие это проблемы? ( Проблемы просвещенного монарха и проблемы служению отечества).

-Воспевание героев, силы и славы России, её величия и красоты, прославления мира, восхищение наукой, всесильным разумом человека — вот основные темы поэзии Ломоносова.

6. Физминутка. Записать в дневнике дом. зад.(1 мин.)

7.Работа в группах ( 7 минут)

Группы получают задания.

Группа «Исследователи»

Задание. Найти в тексте строки, подтверждающие тему мира и тему Петр 1.

Группа «Литературоведы»

Задание. Найти в тексте строки, подтверждающие тему науки и тему Елисаветы Петровны.

8. Выступление групп (5 минут)

Тема мира. Царей и царств земных отрада

Возлюбленная тишина ,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полный корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земле.

Своей одой Ломоносов говорил Елизавете Петровне, России нужен мир и не нужны войны. Мир — основное условие и для успехов просвещения.

Тема Петра 1. Поэт хвалит Елизавету за то, что в начале ее царствования прекратились войны, затем автор переходит к воспоминаниям об отце Елизаветы. Петре 1, которого он считал идеальным монархом и национальным героем.

Послал в Россию человека,

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознёс

Главу, победами венчану,

Россию, грубостью поправну,

С собой возвысил до небес

В полях кровавых Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря в руках,

И стрепетом нептун чудился,

Взирая на российский флаг…

Это образ царя-гражданина, труженика, посвятившего себя служению государству, неустанно заботящегося об общем благе.

С чувством особого восхищения вспоминает поэт о том, что при Петре

Чрез горы и моря

В Россию простирали руки..

Ломоносов выражает надежду, Елизавета будет следовать примеру отца и покровительствовать наукам.

Тема Елизаветы . В этих строках Елизавета представлена миротворицей, прекратившей все войны ради спокойствия и счастья россиян.

Когда на трон Она вступила,

Как Вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец;

Тебя прияв, облобызала; ( )

-Мне полно тех побед, сказала,-

Для коих крови льется ток.

Я Россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойствием не меняюсь

На целый Запад и Восток.

Тема науки. Развитие наук поможет освоить богатства Севера, сибирской тайги и Дальнего востока.

О, вы которых ожидает

Отечества от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны,

Дерзайте, ныне ободренны,

Реченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумов Невтонов

Российская земля рождать.

Науки юноши питают

Отраду старым подают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствиях не помеха,

Науки пользуют везде.

9. Закрепление (5 мин)

Запишите по данной теме синквейн. Слайд 10

Группа «Исследователи»- Пётр 1

Группа «Литературоведы –Елизавета

10.Итог урока. Тематический тест (5 мин.) Слайды 11-13

М. В Ломоносов родился в

А) 1730 Б)1711 в)1765

2. Какой университет был основан по инициативе М. В. Ломоносова?

А) Свердловский б) Петербургский В) Московский

3. Произведение М. В. Ломоносова « На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» относится к жанру:

А) элегии Б) оды в) послания

4. Какое древнее искусство возродил М. В. Ломоносов?

А) скульптура б) архитектура В) мозаика

5.В какой европейской стране учился М. В. Ломоносов?

А) Германии б) Франции в) Англии

6. Кого восхваляет М. В. Ломоносов в своей оде?

А) королеву б)царевну В) императрицу

7. Основные темы оды М. В. Ломоносова:

А) Петр 1, Елизавета, наука, мир;

Б) труд, защита, Отечества, Петр ;

В) Елизавета, мир, любовь, счастье

8.Основные проблемы оды М. В. Ломоносова:

А) просвещенная монархия и мир;

Б) служение отечеству и просвещенная монархия;

В) развитие науки и защита Отечества.

Взаимопрверка. (5 мин.) Слайд 14

Критерии оценок: (Слайд 15)

11. Рефлексия. Заполните 3 колонку ЗХУ и прочитать (5 мин.)

    Сейчас обучается 55 человек из 27 регионов

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
Каждому участнику

Ломоносов выражает надежду, Елизавета будет следовать примеру отца и покровительствовать наукам.

Infourok. ru

07.06.2018 2:12:40

2018-06-07 02:12:40

Источники:

Https://infourok. ru/konspekt-uroka-literaturi-na-temu-mlomonosovoda-na-den-vosshestviya-na-vserossiyskiy-prestol-ee-velichestva-gosudarini-imperatri-698664. html

Конспект урока по литературе. М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» » /> » /> .keyword { color: red; }

План по литературе ода на день восшествия на всероссийский престол

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

    Онлайн
    Формат Диплом
    Гособразца Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
Воспитателей и психологов

Получите свидетельство
О просмотре прямо сейчас!

Пояснительная записка

Урок литературы по программе В. Я.Коровиной

М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года»

Теоретическое обоснование:

Личностно ориентированная технология.

Психолого-дидактические характеристики урока, направленного на личностное развитие учащихся: формирование субъектной позиции учащихся, развитие мотивов учения, формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Новизна опыта:

Активизация познавательной деятельности учащихся через организацию разрешения проблемных ситуаций, разнообразие используемых методов и приемов деятельности. Развитие мотивов учения: обучение целеполаганию, рефлексии.

Сущность опыта:

Совместный поиск решения учебной проблемы, обучение в содружестве, поисковые методы работы, способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся. Формирование ценностных ориентаций детей на примере места и роли личности в мире

Отличительной чертой гуманистической парадигмы образования является признание ценности своеобразия достоинства человеческой личности, ее права на свободное развитие, то есть признание ее уникальности.

Основные требования к личностно ориентированному уроку — создание условий для проявления познавательной активности учеников.

В процессе изучения литературы рассматривается роль личности в исторической жизни общества, раскрываются основные факты и события через преломление их в биографии конкретных людей.

Представляются живые образы людей, их эмоциональность, индивидуальность. Основой личностно ориентированных ситуаций на уроке литературы является обращение к мнению учащихся по поводу оценки событий и характера деятельности исторических личностей.

В начале изучения темы «Русская литература 18 века» в 9 классе кратко освещается круг смежных вопросов: историческая, общественно – политическая обстановка, развитие науки, философской мысли, искусства.

Даются знания по теории литературы. На первом уроке этой темы начинается знакомство с литературными направлениями. Составляется таблица, которая заполняется совместно в течение года по мере изучения темы. Сравнительный анализ и подготовка сообщений по ней развивают мыслительную деятельность, актуализирует знания учащихся.

Второй урок по творчеству М. В. Ломоносова.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года»

Первый этап урока – оргмомент – задаёт тон учебного занятия, настраивает на эмоциональное восприятия материала. Эмоциональный поиск ответа создаётся проблемной ситуацией. Определение темы и целей урока идет методом побуждающего от проблемной ситуации диалога.

На втором этапе проверяется домашнее задание. Актуализация знаний происходит через групповую работу по таблице, составление сообщений по изучаемой теме.

В основе третьего этапа – диалоговые методы сотрудничества и сотворчества всех субъектов урока. В этой части урока содержится слово учителя, сообщение учащегося, диалог.

На уроке создаются условия для формирования мыслительных операций: умение выразить словами мысль, подчинять рассказ главной мысли, выражать свое отношение к излагаемому. Процессы мышления проявляются в последовательной работе над текстом оды: внимание к слову, анализ содержания, способность выделять главное в произведении, составить план, соответствующий логической структуре текста.

Четвёртый этап содержит обобщение темы – формулировка идеи произведения Ломоносова, актуализация знаний.

Пятый этап – информация о домашнем задании, инструкция выполнения.

Предполагается составление цитатного плана – найти ключевые слова в каждой части оды. Межпредметная связь, связь с жизнью – вспомнить имена учёных. На этапе рефлексии дети высказывают свои впечатления от урока. Подведение итогов деятельности, самооценка.

На данном уроке использовались различные формы работы: фронтальная, групповая, дифференцированная.

Применялись следующие методы обучения: словесно-репродуктивные, наглядный, частично-поисковый, практический. Выбранные методы работы способствовали увеличению мотивации к учению, познавательной активности детей.

Психолого — дидактические характеристики, обеспечивающие личностно ориентированную направленность данного урока.

Ориентация на развитие познавательных способностей:

Постановка и организация разрешения проблемных ситуаций, задания творческого характера, поощрение творческой активности уч-ся, анализ ситуаций, разнообразие используемых методов и приёмов деятельности.

Формирование субъектной позиции уч-ся:

Создание ситуации выбора, организация индивидуальной деятельности.

Знание и учёт психофизиологических особенностей уч-ся:

Использование приёмов дифференциации, проблемных заданий.

Развитие мотивов учения:

Обучение целеполаганию; создание условий нравственного выбора.

Организация равноправного общения в ходе учебного взаимодействия: приоритет диалогических форм учебной деятельности,

Организация сотрудничества учителя и учеников, доброжелательность в общение.

Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе:

Подробные инструкции к выполнению д/з; обучение учеников рефлексии, самооценке действий, результатов.

Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе:

Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; формирование опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям; создание ситуации успеха, доброжелательности, благоприятный психологический климат.

Михаил Васильевич Ломоносов –

Поэт — мыслитель,

Поэт – гражданин.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года».

Учёный, поэт, реформатор

Русского литературного языка.

1. Расширить представление учащихся о жизни и творчестве М. В. Ломоносова, как поэта – гражданина.

Раскрыть особенности жанра оды: патриотический пафос, лиричность, торжественность.

2. Создавать условия для формирования мыслительных операций учащихся: умение правильно формулировать свои мысли в процессе сообщений по таблицам, составлять план, находить пути решения проблем, делать выводы на основе анализа учебного материала.

3. Создать условия для развития коммуникативных умений в ходе урока через подготовку сообщений, ведение учебного диалога, через работу в парах.

4. Воспитание патриотизма на примере жизни и творчества Ломоносова.

Оформление доски:

1) Цитата А. С. Пушкина.

2) Портрет М. В. Ломоносова.

3) Портрет Петра 1.

I . Оргмомент.

Определение темы урока.

Учитель: А. С. Пушкин сказал: « Ломоносов был великий человек. Между Петром I И Екатериной II Он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым университетом».

Как вы думаете, почему в приведённом суждении Пушкина о Ломоносове определены такие временные рамки его деятельности (между Петром I и Екатериной II )?

Только ли временный смысл имеет это определение?

Обращение к имеющимся знаниям детей.

(Краткие высказывания уч-ся о Ломоносове, как об учёном, поэте, гражданине.)

Учитель. Всё творчество Ломоносова — и поэтическое, и научное – явилось своеобразным «культурным откликом » на грандиозные государственные преобразования России начала 18 столетия. Его художественные открытия не канут в Лету, эстафету примет Державин, а спустя столетье – Жуковский, Пушкин, Лермонтов.

Определите тему урока и цель.

(Ломоносов — поэт-мыслитель, поэт — гражданин. Цель урока – рассмотреть особенности стихотворения поэта.)

II . Проверка д/з.

1) Индивидуальное сообщение на тему «Судьба М. В. Ломоносова».

2) Какова роль Ломоносова в разработке русского литературного языка? Вспомните из курса лит-ры 7 класса.

В 16-17 веках церковнославянский язык существовал в качестве языка книжного, но разговорно-народная речь вторгается в него. Ломоносов предложил упорядочить и ограничить использование старославянских слов в русском литературном языке.

Сравнительный анализ и подготовка сообщений по ней развивают мыслительную деятельность, актуализирует знания учащихся.

Infourok. ru

17.04.2018 19:33:14

2018-04-17 19:33:14

Источники:

Https://infourok. ru/konspekt-uroka-po-literature-m-v-lomonosov-oda-na-den-vosshestviya-na-vserossiyskiy-prestol-eyo-velichestva-gosudarini-imperatri-2301829.html

Вознесение Господне — Греческая Православная Архиепископия Америки

Введение

Праздник Вознесения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа отмечается ежегодно на сороковой день после Великого и Святого праздника Пасхи. Поскольку дата Пасхи меняется каждый год, меняется и дата праздника Вознесения. Праздник всегда отмечается в четверг.

Сам праздник напоминает, когда на сороковой день после Своего Воскресения Иисус привел Своих учеников на Елеонскую гору и, благословив их и попросив дождаться исполнения обетования Святого Духа, вознесся на небо .

Историческая справка

История Вознесения Господня, отмечаемого как один из Двенадцати великих праздников Церкви, содержится в книге Деяний Апостолов 1:3-11. Он также упоминается в Евангелиях от Марка (16:19) и Луки (24:50-53). Момент Вознесения описан в одном предложении: «Он вознесся пред глазами их на облаке, которое унесло Его из виду» (Деяния 1:9).

Последний раз Христос явился на землю через сорок дней после Своего Воскресения из мертвых. В Деяниях апостолов говорится, что ученики были в Иерусалиме. Перед ними предстал Иисус и повелел им не уходить из Иерусалима, а ждать «Обетования Отца». Он заявил: «Вы будете крещены Духом Святым через несколько дней» (Деяния 1:5).

После того, как Иисус дал эти указания, Он повел учеников на Елеонскую гору. Здесь Он поручил им быть Его свидетелями «в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деяния 1:8). Также в это время Христос повелел ученикам «идти и научить все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матфея 28:19). Иисус также сказал им, что Он будет с ними всегда, «даже до скончания века» (Матфея 28:20).

На глазах у учеников Иисус воздел руки, благословил их и был взят с глаз их (Луки 24:51; Деяния 1:9). Им явились два ангела и спросили, почему они смотрят на небо. Тогда один из ангелов сказал: «Сей же Иисус, вознесенный от вас на небо, придет таким образом, каким вы видели Его восходящим на небо» (Деяния 1:11).

Икона «Праздничная»

Икона «Вознесение Господне» — икона радостная. Он окрашен яркими красками. Христос изображен возносящимся в Своей славе в мандорле. Мандорла — это рисунок миндалевидной или круглой формы. Внутри мандорлы находится фигура святого человека. Христос благословляет собрание Своей десницей. Слева от Него свиток. Свиток является символом учения. Эта икона показывает, что Господь на небесах является источником благословения. Кроме того, Иисус является источником знаний. Икона напоминает нам о том, что Христос продолжает оставаться источником учения и вести Церкви, благословляя и направляя тех, кому Он доверил свое дело.

Богородица занимает особое место в этой иконе. Она находится в центре иконы, сразу под восходящим Христом. Жест ее рук — жест молитвы. Она четко очерчена белизной одежд ангелов. Богородица изображена в очень спокойной позе. Это сильно отличается от внешнего вида Disciples. Они двигаются, разговаривают друг с другом и смотрят и указывают на небо. Вся группа, Богородица и ученики представляют Церковь.

Икона Вознесения включает тех, кто не был свидетелем Вознесения. Святой Павел показан слева от Богородицы, но мы знаем, что он не присутствовал при Вознесении. В то время святой Павел еще не верил в Иисуса. Но он стал христианином и одним из величайших апостолов и миссионеров Церкви.

Икона выражает владычество Христа над Его Церковью; Он ее Глава, ее проводник, ее источник вдохновения и обучения; оно получает свое поручение и служение от Него и исполняет его в силе Святого Духа.

Православное празднование Вознесения Господня

Этот праздник Господень празднуется Божественной литургией святителя Иоанна Златоуста, которая совершается в день праздника и которой предшествует утреня. Накануне праздника совершается Великая вечерня. Священные Писания для праздника следующие: На вечерне: Исайя 2:2-3, 62:10-63:9; Захария 14:1,4,8-11. На Ортросе (утрене) Марка 16:9-20; На Божественной литургии: Деяния 1:1–12; Луки 24:36-53.

Песнопения праздника

Аполитикион (глас четвертый)  

Христе Боже наш, вознесся еси во славе и возвеселил учениц Твоих обетованием Святаго Духа. Твое благословение заверило их в том, что Ты Сын Божий, Искупитель мира.

Кондак (Плагал второго гласа)  

О Христе Боже наш, исполнив ради нас Твое домостроительство, Ты во славе вознесся, земное с небесным соединив. Ты никогда не был разлучен, но остался неразлучен и воззвал к любящим Тебя: «Я с вами, и никто не против вас».

Список литературы

Икона «Вознесение Господа и Спасителя Иисуса Христа», используется с разрешения Theologic

Воплощенный Бог: Праздники Иисуса Христа и Девы Марии, Катеринг Асланофф, редактор и Пол Мейендорф, переводчик (Crestwood, Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии, 1995).

Праздничные иконы христианского года Джона Бэгли (Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии, 2000), стр. 134-139

Вознесение | Описание, значение, праздник и искусство

Ascension

Смотреть все медиа

Похожие темы:
христианство церковный год Праздник Вознесения Господня

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Вознесение , в христианской вере, вознесение Иисуса Христа на небо на 40-й день после Его Воскресения (первым днем ​​считается Пасха). Праздник Вознесения стоит с Рождеством, Пасхой и Пятидесятницей по универсальности его соблюдения среди христиан. Праздник отмечается через 40 дней после Пасхи как в восточном, так и в западном христианстве с 4 века. До этого Вознесение отмечалось как часть празднования сошествия Святого Духа в Пятидесятницу.

Значение Вознесения для христиан вытекает из их веры в прославление и возвышение Иисуса после его смерти и Воскресения, а также из темы его возвращения к Богу Отцу. Таким образом, Евангелие от Иоанна использует как высказывания Иисуса, так и его явления после Воскресения, чтобы указать на новые отношения между Иисусом и его Отцом, а также между ним и его последователями, а не на простое физическое перемещение с земли на небеса.

Еще из Британники

церковный год: Вознесение

Писание и обряды

Согласно первой главе Деяний Апостолов, после явления апостолам в различных случаях в течение 40 дней, Иисус был вознесен в их присутствии, а затем был скрыт от них облаком, частый библейский образ, означающий присутствие Бога. Хотя вера в Вознесение очевидна и в других книгах Нового Завета, акценты и образы различаются. В Евангелии от Иоанна прославление, описанное в истории Вознесения, кажется, произошло сразу после Воскресения. Образность рассказа в Евангелии от Луки аналогична Деяниям, но нет упоминания о периоде в 40 дней. Вознесение Иисуса упоминается в Апостольском символе веры, исповедании веры, используемом для крещения в ранней церкви.

Отличительной особенностью литургии праздника в западных церквах является гашение пасхальной свечи, впервые зажигаемой на Пасху, после прочтения Евангелия, как символ ухода Христа с земли. Несмотря на обозначенную в этом действии идею разделения, которая, как можно было бы ожидать, придаст нотку печали, вся литургия Вознесения, через 10 дней до Пятидесятницы, отмечена радостью в окончательном торжестве воскресшего Господа. Одной из центральных тем праздника является царствование Христа, а богословский смысл заключается в том, что Вознесение было последним актом искупления, дарующим участие в божественной жизни всем, кто является членами Христа. Другими словами, Христос «вознесся на небо, чтобы сделать нас причастниками Своего Божества».

В европейском Средневековье увлечение людей зрелищностью и драматизмом нашло выход в различных обрядовых практиках, которые стали ассоциироваться с праздником. Популярные обычаи включали шествие в подражание путешествию Христа с его апостолами на Елеонскую гору, а также поднятие распятия или статуи воскресшего Христа через отверстие в церковной крыше.

Арт.

В христианском искусстве Вознесение — старая тема, появляющаяся с V века. Самая ранняя версия Вознесения, сохранившаяся на Западе до XI века, изображает Христа сбоку, взбирающегося на вершину холма и сжимающего руку Бога, которая появляется из облака наверху, чтобы тянуть его на небо. Апостолы, собравшиеся внизу, наблюдают за происходящим.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В VI веке в Сирии была разработана другая версия Вознесения, которая позже была принята в византийском искусстве. Эта версия подчеркивает божественность Христа, изображая его фронтально, неподвижно стоящим в мандорле, или миндалевидном ореоле, возвышающемся над землей и поддерживаемом ангелами. Он держит свиток и делает жест благословения. Любопытной деталью этой версии является регулярное включение Девы Марии, которая не упоминается в библейском повествовании о событии, и св. Павла, который по историческим причинам не присутствовал. Включение этих фигур не было должным образом объяснено, но они могут представлять вместе с фигурой Святого Петра аллегорию церкви, которую оставляет Христос. Этот тип Вознесения, следующий римской традиции изображения апофеоза императора, часто занимал видное место в монументальном убранстве византийских церквей как эмблема одного из главных церковных праздников.

К XI веку Запад также принял фронтальное изображение. Однако в западной версии подчеркивается человечность Христа: он простирает руки в обе стороны, показывая свои раны. Обычно он находится в мандорле, но не всегда его поддерживают или даже окружают ангелы; таким образом, он больше не возносится на небеса, а восходит своей собственной силой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *