Использование приёма «Толстые и тонкие вопросы» на уроках
Обучение в школе в последние десятилетия направлено не на запоминание изложенных учителем фактов в готовом виде, а на осмысление той или иной информации. Поэтому всё большую актуальность приобретают педагогические приёмы, разработанные в рамках технологии критического мышления. В их число входит методика «Толстые и тонкие вопросы».
1 Понятие «толстых» и «тонких» вопросов и суть приёма
2 Использование техники на уроках в школе
2.1 Особенности работы с приёмом в начальном, среднем и старшем звене
2.2 Примеры использования
2.2.1 Литература
2.2.2 Русский язык
2.2.3 История
2.2.4 Обществознание
2.2.5 География
2.2.6 Биология
Понятие «толстых» и «тонких» вопросов и суть приёма
Сформулированные вопросы школьникам необходимо вписать в таблицу«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.
На уроке техника представляется в виде таблицы, которую ребята заполняют и озвучивают друг другу с целью получения ответов на поставленные вопросы:
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто? Что? Когда? Как звали… ? Было ли… ? | Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ? Мог ли… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ? |
Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:
- обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;
- отрабатывает умение формулировать вопросы;
- воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.
Сформулированный ребёнком вопрос позволяет сделать вывод об уровне развития:
- умения погружаться в текст;
- способности анализировать информацию в контексте личного опыта;
- навыка работать в малых и больших группах, выслушивать оппонента и доказательно высказывать свою точку зрения.
Американский учёный Томас Эдисон говорил: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».
Использование техники на уроках в школе
После составления таблицы ученики работают в группах, задавая вопросы друг другу- На стадии актуализации полученных знаний приём помогает вспомнить пройденный материал.
- На этапе осмысления вопросы служат для усвоения знаний по ходу их изложения (например, в процессе чтения текста или составления конспекта).
- В процессе закрепления информации с помощью размышлений в рамках «Толстых и тонких вопросов» дети с успехом могут продемонстрировать полученные знания, умения и навыки.
Приём может быть использован на уроках любого цикла. Работа с его применением строится в 3 этапа:
- I этап. Дети учатся формулировать «тонкие» вопросы, потом «толстые». Причём в начальном звене малышам можно предлагать дополнять начало каждого вопроса, а вот в среднем и старшем ребятам следует учиться составлять их полностью.
- II этап. На этой стадии школьники записывают формулировки.
- III этап. В процессе работы с текстом дети вносят вопросы в таблицу, а затем задают их друг другу. От учителя требуется делать смысловые паузы, если материал представляется в устной форме
Задача предподавателя — показать разницу между «тонкими» (однозначными) вопросами и «толстыми», имеющими несколько аспектов рассмотрения. Для этого при введении техники в работу педагог сначала формулирует вопросы сам, затем с помощью учеников, а через пару месяцев регулярного использования составление таблицы может быть отдано на откуп детям.
Особенности работы с приёмом в начальном, среднем и старшем звене
С детьми разного возраста использование техники «Толстые и тонкие вопросы» имеет некоторые различия. Они связаны с количеством предлагаемых формулировок и работой над составлением таблицы. Что касается первого аспекта, то в начальном звене (таблицу можно начинать заполнять уже во 2 классе) рекомендуется не формулировать много «толстых» заданий, так как малышам ещё довольно трудно давать ответы на проблемные вопросы, требующие определённого жизненного опыта. Также в работе с учащимися 1–4 классов составление таблицы должно вестись вместе с учителем, а самостоятельное освоение вопросника возможно только на этапе создания «тонких» вопросов.
В среднем звене ребята должны сами формулировать проблемные вопросы, а вот ответы на них учителю следует корректировать. Педагог может назначать «специалистов» по вопросам разного характера, только обязательно следует учитывать то, что «тонкие» задания значительно проще составляются и не требуют аналитического подхода при ответе.
Старшеклассникам полагается работать над заданием без помощи учителяВ старших классах вся работа с таблицей становится самостоятельной. И задача учителя — направлять ход рассуждений в соответствии с целями урока.
Примеры использования
Литература
Как уже было сказано, приём «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на уроках любого цикла. Однако гуманитарные и естественные науки, предполагающие работу с текстом, открывают большие возможности для применения техники. Например, на уроке литературы при изучении романа Тургенева «Отцы и дети» таблица может иметь такой вид:
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто главный герой? Что связывало Базарова с Аркадием? Когда они познакомились? Как звали возлюбленную главного героя? Было ли чувство взаимным? | Дайте три объяснения, почему Павел и Николай Кирсановы вели разный образ жизни? Объясните, почему Базарова тяготили его родители? Почему, вы думаете, Аркадий дружил с Базаровым? В чём различие взглядов на жизнь Анны Сергеевны и Фенечки? Предположите, что будет, если Базаров появится в сегодняшнем обществе? Мог ли Базаров жениться и зажить тихой семейной жизнью? |
Русский язык
В процессе рассмотрения темы «Причастный и деепричастный оборот» дети могут проработать такой вопросник:
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Что обозначает причастие? Что обозначает деепричастие? Как отличить причастие от деепричастия? | Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия? Объясните, почему прилагательное не может заменить причастие и деепричастие? Почему, вы думаете, обороты выделяются запятыми? В чём различие знаков препинания при оборотах в разных частях предложения? Предположите, что будет, если из речи исчезнут причастия и деепричастия? Верно ли, что большое количество оборотов в речи утяжеляет её? |
История
На уроке истории в рамках темы «Причины Второй мировой войны» ученики могут составить вопросник по такому образцу:
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Кто руководил нападением на Польшу? Что связывало политических руководителей Европы накануне войны? Когда произошло первое нападение немецких войск на СССР? Как звали главнокомандующего советских войск? Было ли известно руководству СССР о готовящемся нападении? | Дайте три объяснения, почему была допущена война в Европе? Объясните, почему нельзя было избежать такого способа разрешения конфликта? Почему, как вы думаете, Сталин не прислушался к прогнозам аналитиков о намерениях Гитлера? В чём различие подходов в подготовке солдат немецкой и советской армии? Предположите, что было бы, если бы СССР проиграл войну? Мог ли Жуков сократить человеческие потери? |
Обществознание
«Толстые» и «тонкие» вопросы на уроках обществознания позволяют детям рассмотреть многоаспектность темы.
Например, «Значение технического прогресса в жизни общества».«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Что такое технический прогресс? Когда человек начал понимать, что у прогресса есть отрицательные стороны? Было ли возможным будущее человечества без технологий? | Дайте три объяснения, почему технологии прочно вошли в жизнь каждого человека? Объясните, почему общество зависит от технологий? В чём различие европейского и американского подхода к технологическому прогрессу? Предположите, что будет с обществом, если технологии перестанут развиваться? |
География
Для уроков географии приём «Толстые и тонкие вопросы» особенно удобен, так как позволяет глубже проанализировать те или иные природные явления. Так, при изучении темы «Мировые океаны и экологические проблемы» составление таблицы может стать основой для подготовки и написания проектных работ.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Что такое океан? Что связывает все океаны? Когда они образовались? Как называли океаны в древности? Было ли такое же количество океанов в начале цивилизации? | Дайте три объяснения, почему большое скопление воды называется океаном? Объясните, почему вода в океанах холоднее, чем в морях? Почему нельзя пить воду из океана? В чём различие Тихого и Индийского океанов? Предположите, что будет, если океаны высохнут? Мог ли океан не замёрзнуть в период вечной мерзлоты? |
Биология
На уроке биологии тема «Бактерии» может быть также рассмотрена при составлении таблицы вопросов:
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Что такое бактерии? Когда впервые упоминаются бактерии? Как звали учёных, которые занимались изучением строения бактерий? Было ли возможным дальнейшее развитие человечества без изучения бактерий? | Дайте три объяснения, почему бактерии так важны для человека? Объясните, почему бактерии являются живучими организмами? Почему, как вы думаете, есть вредные бактерии? Предположите, что будет, если бактерии исчезнут? |
Приём «Толстые и тонкие вопросы» позволяет учителю провести мониторинг знаний учащихся по теме, а также определить, какие аспекты нуждаются в дальнейшей доработке. А дети с его помощью учатся искать ответы на поставленные вопросы в голове, а не в интернете, то есть проявляют смекалку и знания.
NIT for You — РКМ: «тонкие» и «толстые» вопросы
Толстые вопросы предполагают развернутые ответы, тонкие вопросы требуют односложные ответы или ответы, требующие знания фактов.
На уроках можно использовать таблицу “Тонкие и толстые вопросы”.
Таблица “Тонкие и толстые вопросы” может быть использована на любой из трех стадий урока:
- на стадии вызова – это вопросы до изучения темы;
- на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;
- при размышлении – демонстрация пройденного.
Первоначально учащиеся под руководством учителя осваивают технологию составления «тонких» и «толстых» вопросов с использованием текста учебника, а в последующем делают это самостоятельно. Возможно составление толстых и тонких вопросов при выполнении домашнего задания. Такая коллекция вопросов, составленная учащимися, может оказать помощь при организации опроса учащихся, либо взаимоопроса.
Дополнительно:
- Прием “Ромашка Блума”
- Прием “Кубик Блума”
Чтобы сделать вопросы инструментом развития у учащихся мышления и понимания, следует использовать таксономию образовательных целей, которая является результатом многолетней работы большой группы американских ученых Чикагского университета под руководством Б. Блума. Необходимость создания таксономии Блюм объяснял существующими в образовании несоответствиями между тем, на что нацелена учебная программа, чему на самом деле учащиеся получают возможность научиться, и чему они фактически научаются.
Таксономия – (гр. taxis расположение по порядку + nomos закон) – теория классификации и систематизации сложно организованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение.
Таксономия Блюма разделяет процесс познания на три области: познавательная, эмоциональная и двигательная.
Эмоциональная сфера включает в себя все, связанное с формированием ценностей, отношений, развитием эмоционального самоконтроля обучаемых.
К двигательной области относится развитие двигательных навыков, физической выносливости.
Познавательная, или когнитивная, область, это та сфера познания, в которой главное – интеллектуальные результаты. Эта область разделяется на категории, от самого низкого уровня мышления (просто помню) до самого высокого (создаю новые идеи).
Традиционная иерархия мыслительных процессов
Планирование учебных целей и заданий на основе таксономии Блума
Таксономия Б. Блума: ключевые вопросы к каждому из уровнейУровни | Ключевые вопросы к каждому из уровней |
Уровень один – фактические знания: Вопросы предполагают фактическое знание материала. | Каким образом… Сколько… Кто есть… Что есть… |
Уровень два – понимание: Вопросы требуют от учащихся
| Раскройте значение… Переформулируйте собственными словами… Приведите пример… Насколько эти идеи сходны с… Поясните значение (рассказа, диаграммы и т.п.) |
Уровень три – применение: Задание предполагает применение знаний к конкретной ситуации | Что произойдет, если… Применить эту формулу для решения следующей задачи… |
Уровень четыре – анализ: Вопросы требуют умения учащихся: абстрагироваться от конкретного материала, исследуя его составляющие | Насколько одинаковы и насколько они различны? Опишите возможные мотивы Различите теорию и факты |
Уровень пять – синтез: Вопросы побуждают учащихся выходить за пределы известного | Предложите новый подход к решению проблемы Нарисуйте картину, сочините текст, выведите формулу и т. п., которые наилучшим образом иллюстрируют новый способ понимания… |
Уровень шесть – оценка | Представьте детальную критику теории… Отметьте сильные и слабые стороны… Обоснуйте свои выводы |
Ресурсы:
- http://www.kmspb.narod.ru/posobie/ttvopr.htm
- http://pedsovet.su/metodika/priemy/5669_kak_nauchit_detey_stavit_voprosy
Просмотров: 13096
тонких и толстых вопросов – Блог Ellii
«У меня нет особых талантов. Я просто страстно любопытен».
— Альберт Эйнштейн
Эйнштейн считал любопытство движущей силой своего успеха. Задавая вопросы и удовлетворяя свое любопытство, он смог бросить вызов многовековым взглядам на вселенную и перевернуть их с ног на голову.
А кто знает? Вы могли бы иметь следующего Эйнштейна прямо в своем классе. Познакомив учащихся с концепцией тонких и толстых вопросов, вы, возможно, сможете проявить Эйнштейна во всех из них.
Чтение художественной литературы может способствовать развитию любопытства. Чтобы начать процесс, сначала убедитесь, что учащиеся понимают основную сюжетную линию отрывка, с которым вы работаете. Надежный способ узнать, что учащиеся поняли суть, — это задавать «тонкие» вопросы — буквальные вопросы, касающиеся конкретных деталей текста. В эту категорию попадают вопросы, на которые можно ответить несколькими словами, да/нет или числом. Они часто начинаются с кто , что , вместо или вместо .
Как только учащиеся приобретут уверенность, которая идет рука об руку с пониманием, можно будет начать настоящее взаимодействие с любознательностью. Научившись задавать «толстые» вопросы, учащиеся могут начать проникать глубже поверхности чтения. В отличие от тонких вопросов, толстые вопросы требуют, чтобы учащиеся активировали предшествующие знания, а ответы открыты и часто сложны. Если у вас в классе 20 учеников, вы можете получить 20 разных ответов на один и тот же сложный вопрос. Ответы на эти вопросы не прыгают со страницы; студенты должны использовать свое воображение, чтобы ответить на них.
Так как же это работает в классе? Возьмите Джек и бобовый стебель . Сначала попросите учащихся прочитать рассказ. Чтобы проверить понимание, задайте несколько тонких вопросов. Например:
- Кто главные герои истории?
- Где происходит история?
- Что происходит с семенами после того, как мать Джека выбросит их в окно?
Убедившись, что учащиеся поняли историю, задайте несколько толстых вопросов и попросите учащихся обсудить их в группах или парах. Например:
- Какие черты характера характеризуют Джека?
- Почему слуга огра хочет помочь Джеку?
- Как вы думаете, что произойдет с Джеком и его матерью после окончания истории?
Напомните учащимся, что нет правильных или неправильных ответов. После обсуждения предложите группам или парам придумать свои собственные сложные вопросы. Задайте им несколько вопросов в качестве руководства:
- Что, если…?
- Как…?
- Почему…?
- Какие черты характера описывают…?
- Что произойдет, если…?
- Как бы вы себя чувствовали, если бы…?
- Что вызвало…?
- Что автор имеет в виду под…?
После того, как учащиеся создали свои собственные толстые вопросы, разбейте их на небольшие группы для обсуждения новых вопросов. (Надеемся, им понравится разжигать любопытство одноклассников!)
По мере того, как учащиеся осваивают этот новый навык, поощряйте их задавать сложные вопросы до, во время и после чтения. И всегда помните слова Эйнштейна: «Важно не переставать задавать вопросы. У любопытства есть своя причина существования».
- Альберт Эйнштейн
- Чудо
- Wh- Вопросы
- Формирование вопросов
Закрытое чтение: задавайте толстые и тонкие вопросы
Этот бесплатный ресурс по внимательному чтению поможет вам научить учащихся различать и формировать толстые и тонкие вопросы.
Это еще один бесплатный ресурс для учителей от Curriculum Corner.
Эта коллекция вопросов, задающих толстые и тонкие вопросы, является частью нашей серии о внимательном чтении. Если вам нужны дополнительные бесплатные ресурсы, посетите нашу полную коллекцию Close Reading.
Работая над внедрением навыка внимательного чтения в свою повседневную жизнь в классе, вы найдете наш набор бесплатных материалов по внимательному чтению полезным инструментом.
Как эти ресурсы помогут вам в обучении внимательному чтению?
Этот специальный пост посвящен умению обучать студентов различать толстые и тонкие вопросы.
Они узнают о разнице.
Им будет предложено разработать свои собственные вопросы, соответствующие этим двум категориям.
Эти распечатки предназначены для того, чтобы помочь детям научиться различать толстые и тонкие вопросы. Затем учащиеся узнают, как задавать более глубокие вопросы.
Как толстые и тонкие вопросы помогают самоконтролю во время чтения?
Важной частью самоконтроля является задавание вопросов во время чтения.
Часто учащимся бывает трудно понять, как задавать осмысленные вопросы.
Нам нравится помогать учащимся понять, чем могут отличаться вопросы, называя их «толстыми» или «тонкими».
Как только учащиеся поймут разницу, их можно поощрять к формированию вопросов, которые углубят текст.
Что вы найдете
- Якорная диаграмма . Мы предоставили эту якорную диаграмму в цветном и черно-белом вариантах.
- Миниатюрные диаграммы . Их можно разместить в центре для справки или вклеить в блокноты для интерактивного чтения. Опять же, мы предоставляем эти якорные диаграммы как в цвете, так и в черно-белом варианте.
- Сортировка толстых и тонких карточек . Эти карточки могут использоваться в вашей комнате по-разному. Вы можете начать с его использования во время мини-урока и попросить класс работать вместе, чтобы распределить каждый вопрос по правильной категории. Карточки также можно использовать в качестве подсказок для учащихся, задающих свои вопросы. Или карточки можно использовать во время кружка грамотности как способ задать вопросы.
- Толстые или тонкие вопросы Практическая страница – Прежде чем можно ожидать, что учащиеся будут задавать вопросы в уме для самоконтроля во время чтения, им должно быть предоставлено много возможностей для отработки этого навыка.
- Мы создали этот графический органайзер в качестве выходного листка для использования в вашем классе.
- Сначала предлагаем лепку на мини-уроке. На следующий день мы повторяли упражнение, прося студентов внести больше вклада в формирование вопросов.
- Когда учащиеся будут готовы, назначьте эту страницу в качестве задания во время самостоятельного чтения, просматривая ответы во время группового обсуждения в конце урока.
- Для читателей, которые все еще борются с этой задачей, вы можете использовать это в качестве руководства по обучению чтению в малых группах. Лаура из ReadLearnTeachLife предлагает использовать книгу Westlandia для отработки навыка разработки сложных и тонких вопросов. Мы проверили его и считаем, что он отлично подходит для урока. Если у вас есть другой любимый, пожалуйста, поделитесь ниже
- Толстые или худые вопросы Добавьте в закладки выходные билеты — используйте их, если хотите быстро проверить. Студентов просят записать один «толстый» и один «тонкий» вопрос.
Вы можете скачать этот бесплатный набор здесь:
Существует так много идей для обучения этой концепции. Как насчет использования игры Headbanz для практики студентов?
Мы также нашли фотографию занятия в классе, когда учитель велел учащимся записывать толстые вопросы на стикерах обычного размера, а тонкие вопросы — на мини-ярлыках. Какой отличный визуал! У вас есть другие идеи? Мы будем рады их услышать!
Вот несколько ресурсов, которые могут помочь вам сосредоточиться на сложных и тонких вопросах (содержит партнерские ссылки)
Как и все наши ресурсы, The Curriculum Corner создает их для бесплатного использования в классе.