краткая биография, основные идеи и философия
Всемирно известный философ эпохи Просвещения Вольтер удивлял мир своими революционными и противоречивыми взглядами на общество, систему власти и взаимоотношений государства и его граждан. Его труды и в наше время не потеряли своей актуальности и вызывают споры, а философские идеи о состоянии общества и положения человека в социуме требуют долгого изучения и понимания. И хотя Вольтер творил в 18 веке, его исследования достаточно современны и в свете политических событий требуют особого подхода и подробного изучения.
Краткая биография Вольтера
Мари Франсуа Аруе (будущий Вольтер) родился 21 ноября 1694 года в одном из округов Парижа в семье нотариуса и сборщика налогов Франсуа Аруе. Его мать Мари Маргерит Демар была дочерью секретаря уголовного суда. Семья Вольтер вела жизнь добропорядочных буржуа. Гораздо позже будущий философ отказался от своего отца и объявил себя незаконнорожденным отпрыском шевалье де Рошбрюна, нищего мушкетера и поэта, поскольку жизнь рантье и буржуа вызывала в молодом человеке протест, с которым он не мог мириться.
Поскольку в то время было принято подросткам идти по стопам своих родителей то по настоянию отца молодой Вольтер пошел учиться в иезуитский лицей, где в течение семи лет (1704-1711) он изучал право. Но свободолюбивая натура юноши взяла свое и он бросил изучать скучные закона и принялся за сочинение дерзких, свободолюбивых стихов и бросился в водоворот светской жизни.
Очень скоро в мае 1717 молодой поэт попал в Бастилию, наводящую ужас на всех крепость – незыблемый символ королевской власти, за написанную эпиграмму на герцога Орлеанского, регента Франции, но один год тюремного заключения не заставил юного поэта пересмотреть свое мировоззрение.
Первые опыты в драматургии
В 1718 году в парижском театре была поставлена его первая пьеса «Эдип», по мотивам греческих мифов, но на самом деле это был первый укол существующей системе власти и общественных законов. Пьеса была благосклонно принята публикой. В это время драматург выступил впервые под псевдонимом «дю Вольтер».
Следующая крупная пьеса «Лига», вскоре переименованная в «Генриаду» принесла молодому Вольтеру успех как борцу за идею и гражданские вольности. Пьеса изображала время религиозных войн во Франции (16 век) и была посвящена королю Генриху VI, идеей пьесы был конфликт между взглядами на общество короля – деспота, не терпящего никаких возражений, и короля, толерантно относящегося к общественному мнению.
Поскольку Вольтер продолжал вращаться в вихре светской жизни, неизбежно должны были возникать столкновения между остроумным поэтом и высокородными дворянами, не терпящими превосходства ни в ком. В 1726 году подобная стычка произошла между Вольтером и шевалье Роганом, который упрекнул литератора в том, что за псевдонимом он прячет низкое происхождение.
Отъезд в Англию
Молодой человек дерзко ответил дворянину, но тот не счел нужным вызвать его на дуэль, а просто приказал своим лакеям избить драматурга. Это унижение сильно повлияло на моральное состояние философа, он понимал, что живет в сословном обществе, но надеялся, что ум, образование и блестящие способности помогут ему подняться в глазах света.
Вооружившись дуэльными пистолетами, он попытался ответить за нанесенное оскорбление, но был вновь арестован и брошен в Бастилию. Через несколько месяцев молодой человек покинул негостеприимную Францию и уехал в Англию. Пребывание в Англии в течение двух лет в условиях веротерпимости и борьбе за политические свободы, сильно изменило молодого человека и помогло закончить формирование его убеждений. Новые взгляды нашли свое отражение в сборнике статей «Философские письма», которые были изданы в 1733 году на английском языке, а в 1734 году – на французском.
В этом произведении, вновь на приеме контраста, сравнивались английские либеральные порядки и в мрачном свете описывалась политическая ситуация во Франции.
По возвращению Вольтера на Родину, книгу признали еретической и по приговору Французского парламента сожгли, а сам автор долго находился под следствием. Над ним опять нависла угроза заключения в Бастилию.
Пребывание в Шампани
В этом же году, чтобы не искушать судьбу, Вольтер уехал подальше от Парижа в Шампань, в замок Сирей, принадлежавший его любовнице маркизе де Шатле. Для своего времени женщина чрезвычайно образованная, она разделяла рискованные взгляды Вольтера, увлекалась метафизикой, естественными науками и серьезно изучала Библию. Десять лет, что Вольтер и его возлюбленная провели в уединенном замке, были чрезвычайно плодотворными.
Именно здесь были написаны драмы «Альзира», «Магомет», большой «Трактат о метафизике» и «Основы философии Ньютона». Отчеты о проведённых лабораторных опытах, подтверждающие его выводы, постоянно отправлялись в Королевскую Академию наук. В это же время был почти закончен большой исторический труд «Жизнь и век Людовика ХIV».
Научный подход к изучению мира постепенно меняли взгляды ученого и так критически относившегося к христианскому объяснению появления Вселенной. Пытливый ум старался научно объяснить причины возникновение государства и социальных отношений, законов и частной собственности.
Именно в этот период была написана наделавшая много шума драма «Орлеанская девственница», посвященная одному из самых тяжелых периодов французской истории и ее национальной героине Жанне Д, Арк. Поэма была закончена еще в 1735 году, но официально опубликована она была лишь в 1762 году.
В этом произведении драматург попытался развенчать двуличие и лицемерие иезуитов – церковников. Для этого он не побоялся немного иронично показать мистицизм и религиозные видения молодой Жанны, он смеялся над чудесами якобы сотворенными девушкой и явно не верил в ее божественное предназначение.
Даже говоря о девственности Жанны он иронизировал над словами иезуитов, что только невинная девушка могла в то время спасти Францию.
Но в конце произведения Вольтер отказался от иронии и скепсиса, он с пафосом и восторгом показывал самоотверженность Жанны, ее веру в успех дела, ее умение повести за собой целую армию и внушить своим солдатам уверенность в победе.
В страшной гибели девушки на костре он прямо обвиняет короля и иезуитов, он с гневом клеймит ее палачей и предателей народной героини.
Вольтер – царедворец
Карьера Вольтера – придворного была довольно короткой и весьма неудачной. В 1745 году он был назначен историографом Франции, а в 1746 году его назначили действующим членом Французской Академии наук.
И в этот момент философ хотел снискать одобрение короля и получить постоянные доходы от казны, но все его творчество, известное правительству, так и не снискало одобрения короны.
Смерть его возлюбленной маркизы дю Шатле, разочарование в высшем свете, равнодушие короля — все это подвигло философа искать прибежища в Пруссии, при дворе короля Фридриха II. Их отношения завязались еще в 1736 году, когда молодой кронпринц обратился с восторженным письмом к Вольтеру. Теперь (в 1750) Вольтер уехал из Франции в Пруссию, где он надеялся снискать понимание и уважение, а также рассчитывал на щедрость и доброжелательность короля – философа.
Но при прусском дворе Вольтер пробыл недолго, всего три года. За это время он обнаружил в своем «друге» не только широту взглядов и острый ум, но и деспотичность, чванcтво и неприятие чужих точек зрения. Поэтому в 1753 году он выехал из Пруссии и почти целый год путешествовал по Европе, пока в 1754 году не осел в Швейцарии.
Создание «Энциклопедии»
В Швейцарии неподалеку от Женевы Вольтер купил маленькое имение и назвал его «Отрада». Именно здесь совместно с Дени Дидро и Жаном Д,Аламбером была создана знаменитая «Энциклопедия», прославившая имена этих философов на весь мир.
Уже в 1755 году в пятом томе издания вышли статьи «Дух и душа», «Красноречие», «Изящество», принадлежащие перу Вольтера.
В своей статье «История» философ усомнился во многих исторических событиях и их правильном освещении, особенно в той ее части, где описывались различные чудеса и видения.
В очерке «Идолы и идолопоклонство» он упрекал христиан в поклонении идолам не менее чем язычники, только христиане при этом прикрываются высшими идеями и красивыми словами, но жертвы приносят не прямо, как это было у язычников, но тайно под покровом темноты и невежества.
В 1757 году вышла статья «Женева», наделавшая много шума и позднее признанная неудачной. В этой статье Вольтер ополчился против теоретиков реформаторской церкви и, в частности, Жана Кальвина.
С одной стороны он воспевал свободолюбивых швейцарцев и их политический строй, и это звучало как критика французской политики. Но с другой стороны Вольтер показывал Кальвина и его последователей как людей, опьяненных одной идеей и ради этого способных инициировать еще одну «Варфоломеевскую ночь».
Эта статье негативно отразилась не только на отношении к самому Вольтеру, но и поставила под сомнение авторитет его друзей – философов.
Творчество в Фернее
Опасаясь репрессий со стороны швейцарского духовенства, Вольтер решил себя обезопасить и приобрел два небольших поместья по обе стороны женевского озера, вблизи границы с Францией.
Поместье Ферней стало его небольшим государством, где он творил расправу и суд, уподобляясь «просвещенным монархам». К этому времени материальное положение Вольера значительно улучшилось, и он смог позволить себе почти роскошный образ жизни. Он получал несколько пансионов от власть имущих из разных стран мира. Плюс полученное наследство от родителей, переиздание его литературных произведений, и умение правильно вести финансовые операции – все это к 1776 году превратило некогда бедного философа в одного из богатейших людей Франции.
Именно поместье Ферней стало местом паломничества философов изо всех стран мира. Здесь Вольтер провел почти двадцать счастливых лет. Все просвещенные путешественники считали своим долгом посетить философа – отшельника. Именно отсюда он вел обширную переписку, причем со многими августейшими особами: прусским королем Фридрихом II, российской императрицей Екатериной Великой, польским монархом Станиславом Августом, королем Швеции Густавом III и королем Дании Христианом VII.
Даже в возрасте 65 лет, Вольтер писал и отправлял сотни писем. По заказу российского правительства он написал «Историю Российской империи при Петре Великом», опубликованную в 1763 году. Его произведение показывало Петра Алексеевича, как великого реформатора, сумевшего порвать с варварством и невежеством.
Именно в фернейский период были написаны известнейшие повести «Кандид» и «Простодушный», показывающие ложь и лицемерие современного общества.
В это же время Вольтер ополчился на роль католической церкви в политических гонения и защищал ее жертвы, таких видных деятелей как Серлен, Калас, граф де Лалли, шевалье ле Ла Бар. Воззвание философа из письма к Аламберу (1760 г): «Раздавите гадину!»- было направлено против католицизма и абсолютной власти иезуитов.
Впрочем, не менее известна и другая крытая фраза Вольтера: «Если бы Бога не было, его бы следовало придумать». Он, как истинный сын своего времени, считал, что только религия может сдерживать народ, и только помощь церкви поможет правительству держать третье сословие в узде.
Смерть в Париже
На склоне лет, в 1778 году философ решил в последний раз посетить город своего детства и юности. В феврале он прибыл в Париж, где был встречен с огромным воодушевлением.
Посещение столицы Франции было очень насыщенным: Вольтер посетил несколько раз заседания французской Академии наук, увидел премьерный спектакль своей пьемы «Ирен», вступил в массонскую ложу «Девять сестер», а спустя три месяца умер.
Понимая перед своей кончиной, что католическая церковь попытается отомстить ему за все нападки, он формально исповедовался и причастился. Но архиепископ Франции Кристоф де Бомон посчитал, что раскаяние еретика было явно недостаточным, и отказал философу в христианском погребении.
Близкие философа вывезли его тело в Шампань, где он и был похоронен. Такое небрежение к всемирно известному человеку, прославившему свою Родину, вызвало негодование у широких кругов населения. В 1791 году тело философа торжественно ввезли в Париж, где оно было вновь захоронено в Пантеоне, служившим усыпальницей для всех известных людей Франции.
Основные идеи Вольтера (кратко)
Основные идеи философов эпохи Просвещения заключались в нравственном перевоспитании общества, которое должно подняться на революцию и завоевать свою свободу с оружием в руках.
Вольтер был противником существующей материалистической школы, и придерживался эмпирического (опытного) направления в науке.
Философ отстаивал естественные права и свободы каждого человека: жизнь, свободу, безопасность, право собственности и всеобщее равенство без классов и сословий. При этом он понимал, что люди лживы и злы по своей природе, поэтому общество должно создать разумные законы для гармонизации общественных отношений.
Интересно, что отстаивая равенство, Вольтер, тем не менее делил общество на две большие группы: богатых и образованных людей и необразованных и небогатых, которые должны трудиться на высший класс. При этом бедным и трудящимся не обязательно давать образование, поскольку их ненужное образование и неверные рассуждения могут погубить весь государственный строй.
Философия Вольтера (кратко)
Любая философская школа должна, прежде всего, отвечать на вопрос, интересующий все просвещенное человечество с древнейших времен. Это вопросы: «Кто я? Для чего пришел в этот мир? В чем заключается смысл человеческого существования?»
В своих философских трудах Вольтер причиной всех зол в обществе считал католическую церковь и ее абсолютную власть над миром. Если судить по церковным канонам, то человек живет и умирает по воле Бога, и не может противиться божественному провидению.
Именно церковь уничтожает свободу совести и свободу слова. Но Вольтер, как истинный сын своего времени, не мог отрицать существование Бога и необходимость религии. При этом он считал, что доказательства существования Бога должны быть добыты эмпирическим путем, а не слепой верой.
При всех свободолюбивых взглядах Вольтер не был сторонником демократии, он ратовал за «просвещенную монархию». Он боялся народовластия и считал, что народ нужно держать в узде. При этом философ резко критиковал устои феодального общества, его законы и сословные предрассудки. Все произведения его пронизаны гуманизмом и толерантностью.
Краткая биография Вольтера самое главное
- Биографии /
- Вольтер
В 1649 году в ноябре 21 числа в Париже родился Франсуа-Мари Аруэ младший, более известный как философ и писатель Вольтер.
Отец , работающий в сане городского чиновника, отдал юного сына на обучение профессии юриста в иезуитский коллеж. Франсуа имел совершенно другие взгляды на свою будущую профессию и обратился к литературе.
Начинал свой творческий путь Вольтер при дворцах аристократических семей, как поэт-нахлебник. Первое его попадание в Бастилию приходится как раз на период нахлебничества. Поэт был осужден за сатиру в адрес семьи регента .
Нередко Вольтер бывал избит молодыми дворянами, за свои творческие порывы и вольнодумие. Несостоявшаяся дуэль с одним из обидчиков, чуть не подтвердила пророчество астрологов, сделанное при рождении Вольтера. Они предсказали, что жизнь юноши оборвется на 33 году жизни. В итоге писатель прожил на 30 лет дольше.
В 1726 году философ уезжает в Англию, где и живет 3 года, изучая культуру и политику страны. По возвращении во Францию Вольтер пытается издать книгу о своей жизни в Англии. Издателя книги схватили и посадили в Бастилию. Вольтеру пришлось скрываться в Лотарингии, где его приютила маркиза дю Шатле. Вольтер прожил с ней 15 лет.
За свою поэму «Светский человек» Вольтер снова получает обвинение в глумлении над религией и вынужден снова бежать, теперь в Голландию.
Вольтер в 1746 году получил назначение на должность придворного поэта и историка. Однако снова попав в немилость к дворянам, в этот раз оскорблена была маркиза де Помпадур, ушел со двора.
Вольтер не мог чувствовать себя во Франции безопасно, так как его постоянно подозревали в неблагонадежности и он находился в немилости у дворянских родов. Философ попытался получить пристанище у своего давнего приятеля по переписке Фридриха 2, прусского короля. Вольтер поселился в Потсдаме, но после очередной ссоры, теперь уже с прусским дворянством,в 1751 году уехал в Швейцарию.
Под Женевой Вольтер покупает имение и называет его «Délices», что значит «Отрадное». Позже ему удается приобрести еще два имения. Одно в Турнэ, а второе в Ферне. Став богатым человеком, Вольтер приобрел, что называется «капиталистическую» независимость. Теперь ему не грозили побои и гонения за свободное высказывание собственного мнения, так как половина аристократии находилась у него в долгу.
К Вольтеру в Ферне стала стекаться интеллигенция со всего мира. Дружбой с просвещенным писателем стало принято гордиться. В 1778 году, после смерти Людовика 15, Вольтер смог, в возрасте 83 лет, смог вернутся под звуки фанфар и бушевания восторженной толпы в Париж. Где продолжил свою литературную деятельность в особняке на улице Ришелье.
Также, Вольтер вступил в должность директора парижской Академии и занялся работой с академическим словарем. В это время болезнь творца медленно прогрессировала. Рак забрал жизнь Вольтера 30 мая 1778 года.
7 класс
Интересные факты и даты из жизни
Другие:← Стравинский Игорь Федорович↑ БиографииСкрябин Александр Николаевич →
Популярные люди- Ференца Листа
Замечательный всеми композитор из Венгрии и талантливый пианист появился на свет 22 октября 1811 года в крохотном селении Доборьян в семье графского служителя. Отец его был одаренным человеком в сфере музыкальной культуры и
- Фонвизин Денис Иванович
Д.И.Фонвизин великий и знаменитый русский писатель, замечательный драматург, потрясающий публицист, великолепный переводчик. Именно этот человек по праву считается мастером и основным создателем классицизма. Именно Фонвизиным была создана национальная
- Романов Алексей Михайлович
Алексей Михайлович второй царь из династии Романовых родился в марте 1629 года. Стал монархом в возрасте 16 лет после смерти отца и матери. В первые годы своего правления предавался разного рода развлечениям. Поэтому большую часть времени
- Чапаев Василий Иванович
В далеком 19 веке, году в 1887 в Казанской губернии на свет появился мальчик, которого нарекли Василием. Он родился в простой, большой семье крестьянина. Детей в семье родилось много, но выжили только 4 ребенка, в том числе и Василий. Когда Вася подрос,
- Чехов
Антон Павлович Чехов- литератор, драматург, академик.
- Пржевальский Николай Михайлович
Н. М. Пржевальский – знаменитый на весь мир русский путешественник открывший для Европы природу и традиции Средней Азии. Пржевальский родился в семье отставного поручика М. К. Пржевальского 12 апреля 1839 года. В конце 80-х годов XIX века Пржевальский
Вольтер Биография | Биография онлайн
Вольтер (21 ноября 1694 — 30 мая 1778) был французским писателем, эссеистом и философом — он был известен своим остроумием, сатирой и защитой гражданских свобод. Он стремился защитить свободу религиозной и политической мысли и сыграл важную роль в период Просвещения восемнадцатого века.
«Люби правду, но прощай ошибки».
– Вольтер
Вольтер был плодовитым писателем, написавшим более 20 000 писем и более 2 000 книг и брошюр. Несмотря на строгие законы о цензуре, он часто рисковал большими штрафами, нарушая их и допрашивая истеблишмент.
Краткая биография Вольтера
Вольтер родился Франсуа-Мари Аруэ в Париже. Он получил образование у иезуитов в Коллеже Луи-ле-Гран (1704–1711), свободно владея греческим, латынью и основными европейскими языками.
Его отец пытался уговорить Вольтера стать юристом, но Вольтера больше интересовало желание стать писателем. Вместо того, чтобы учиться на юриста, он начал писать стихи и мягко критиковать церковь и государство. Его юмористические сатирические произведения сделали его популярным среди слоев парижского общества, хотя они также начали привлекать внимание цензоров.
В 1726 году он был сослан в Англию после драки с французским дворянином. Дворянин использовал свое богатство, чтобы его арестовали, и это заставило Вольтера попытаться реформировать французскую судебную систему. После этого первого заключения в Бастилии он изменил свое имя на Вольтер, что означает его отход от своего прошлого. Он также использовал множество других псевдонимов на протяжении всей своей жизни, пытаясь избежать цензуры.
Вольтер провел три года в Англии, где на него повлияли британские писатели, такие как Уильям Шекспир, а также другая политическая система, в которой была конституционная монархия, а не абсолютная монархия, как во Франции. Он также учился у великих ученых, таких как сэр Исаак Ньютон. Вольтера особенно впечатлили мыслители шотландского Просвещения, такие как Адам Смит и Дэвид Юм, сказавшие однажды:0005
«Все наши представления о цивилизации мы ищем в Шотландии»
Хотя у него было много общего с французским философом Просвещения Жаном Жаком Руссо, у них часто возникали разногласия, и у них были натянутые отношения. Однако после того, как Руссо написал « Эмиль / Викэр Савойяр», Вольтер предложил Руссо безопасное убежище, потому что он оценил нападки Руссо на религиозное лицемерие. Руссо сожалел, что не ответил на предложение Вольтера.
Вернувшись во Францию, он написал письма, восхваляющие британскую систему правления и их большее уважение к свободе слова. Это привело в ярость французский истеблишмент, и он снова был вынужден бежать из Парижа.
В поисках безопасного места Вольтер начал сотрудничество с маркизой дю Шатле. В это время Вольтер писал о научных теориях Ньютона и помог сделать идеи Ньютона доступными для гораздо более широкой части европейского общества. Он также начал критиковать отношения церкви с государством. Вольтер выступал за отделение религии от государства, а также за предоставление свободы веры и религиозной терпимости. У Вольтера было неоднозначное мнение о Библии, и он был готов ее критиковать. Хотя он и не исповедовал религию, но верил в Бога по разуму.
«Что такое вера? Верить тому, что очевидно? Нет. Для меня совершенно очевидно, что существует необходимое, вечное, высшее и разумное существо. Это вопрос не веры, а разума». О католицизме
В письме Фридриху II, королю Пруссии, (5 января 1767 г. ) он однажды написал:
«Наша [религия], несомненно, самая нелепая, самая нелепая и самая кровожадный, чтобы заразить мир».
В 1744 году Вольтер вернулся в Париж, где у него завязались отношения со своей племянницей Мари Луизой Миньо. Они оставались вместе до его смерти.
На короткое время он был приглашен Фридрихом Великим в Потсдам. Здесь Вольтер написал больше статей научного характера, но позже навлек на себя неудовольствие короля, поскольку начал высмеивать злоупотребления властью внутри государства.
В 1759 году он написал свое самое известное произведение – Candide, ou l’Optimisme ( Кандид , или Оптимизм ) Это была сатира на философию Лейбница. После непродолжительного пребывания в Женеве он на 20 лет поселился в Ферни на французской границе.
В своей более поздней жизни Вольтер продолжал писать, а также поддерживать преследуемые религиозные меньшинства. Его посетили некоторые из ведущих европейских интеллектуалов того времени, такие как Джеймс Босуэлл и Адам Смит.
В 1778 году он умер, вскоре вернувшись в Париж. Некоторые из его врагов утверждали, что он обратился в католицизм на смертном одре, но это оспаривается.
В феврале того же года, опасаясь смерти, он написал:
«Я умираю, поклоняясь Богу, любя своих друзей, не ненавидя своих врагов и ненавидя суеверия».
Вольтер был тайно похоронен до того, как об этом стало известно.
Через три года после его смерти, 11 июля 1791 года, он был доставлен обратно в Париж для погребения в Пантеоне. Говорят, до миллиона человек пришли посмотреть на Вольтера, который теперь считается французским героем и предтечей французской революции.
Влияние Вольтера
- Вольтер произвел революцию в искусстве истории. Он стремился избежать предвзятости и включал обсуждение социальных и экономических вопросов, отходя от сухих военных счетов.
- Вольтер выступал за расширение образования, надеясь, что большая грамотность освободит общество от невежества.
- Вольтер писал стихи и пьесы, в том числе два эпоса. Вольтер политизировал письмо, показав, что даже поэзия и романтика могут быть пронизаны сатирой и политической полемикой. Часто косвенная критика оказывалась наиболее эффективной.
- Вольтер был страстным и настойчивым критиком власть имущих, злоупотреблявших своим положением. Нападая на злоупотребления абсолютной монархии и церкви, он проложил путь к менее почтительному отношению, которое было важной основной причиной Французской революции.
- Во время религиозных преследований Вольтер показал, как религиозные догмы были созданы человеческим невежеством и привели к ненужному кровопролитию и страданиям.
- Вольтер был ключевой фигурой эпохи Просвещения, которая стремилась использовать ряд научных и литературных книг для объяснения основной природы жизни. Вольтер считал, что ни одна книга или догма не могут объяснить все. Но истинное понимание требовало использования разума и непредвзятости.
Образец цитирования: Петтингер, Теджван. « Биография Вольтера» , Оксфорд, www.biographyonline.net — 3 февраля 2013 г. Последнее обновление 7 февраля 2018 г.
Цитаты Вольтера
должны терпеть друг друга. Я, однако, иду дальше: я говорю, что мы должны считать всех людей своими братьями. Какие? Турок мой брат? Китаец мой брат? Еврей? Сиам? Да, без сомнения; не все ли мы дети одного отца и создания одного и того же Бога?»
— Voltaire Актат о толерации (1763)
Кандида
РодственныеЛюди, изменившие мир – известные люди, изменившие ход истории, включая Сократа, Ньютона, Иисуса Христа, Мухаммеда, королеву Викторию, Екатерину Великую, Эйнштейна и Ганди.
Писатели и авторы — известные авторы, такие как Дж.Р.Р. Толкин, Уильям Шекспир, Дж.К. Роулинг, Джейн Остин, Лев Толстой, Джон Стейнбек и Эрнест Хемингуэй.
Известные французы — Список известных французских мужчин и женщин. Включает политиков, генералов, художников, спортсменов и деятелей культуры, таких как Наполеон, Мария Антионетта, Де Голль, Клод Моне и Коко Шанель.
Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
Викторины- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Самые популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.