Война с саксами при карле великом: Войны Карла Великого с саксами

Войны Карла Великого с саксами

Жившие в Северной Германии саксы сохраняли старые общественные порядки германских племён: у них люди разделялись по своему общественному положению на людей благородных, свободных, «литов» (полусвободных) и несвободных; в их свободных общинах не было ни королей, ни духовенства. Они поклонялись своим богам в лесах, подле ручьев или священных деревьев. Они сжигали тела умерших. Для войны они собирались под начальством герцогов, выбранных между членами знатных семейств. Они состояли из четырех племен, вообще не смешивавшихся одно с другим, – из вестфальцев, остфальцев, ангрийцев, нордальбингцев. У них были общие собрания, происходившие в Маркло на берегу Везера.

 

Карл Великий. История правления, завоеваний, реформ

 

Саксы почти непрерывно вели войны с франками с начала эпохи Меровингов. Взаимная вражда между этими двумя народами еще усилилась вследствие того, что Каролинги заботились об обращении язычников в христианство. Поэтому войны между франками и саксами имели столько же религиозный, сколько политический характер; этим объясняется и отчаянное ожесточение, с которым сражались саксы. Их окончательное поражение было неизбежным, тем не менее их сопротивление было упорно и продолжительно. По основательному замечанию некоторых писателей, история саксов доказывает, что германцы были бы неспособны к прогрессу, если бы не подчинились ничьему внешнему влиянию. Для того, чтоб они могли соединиться в одну нацию, нужно было мечом и огнем вводить у них дисциплину и цивилизацию, которые были получены франками от Древнего Рима и от христианства. Карл Великий взялся за это дело с самого начала своего царствования и вел его в течение более тридцати лет с удивительной энергией.

В 772 году Карл выступил из Геристальского замка и пошёл войной к истокам Липпе вглубь тех болотистых лесов, где Арминий истребил легионы Вара. Крепость Эресбург была взята приступом. Неподалеку оттуда находилось национальное святилище саксов, называвшееся Ирминсулем. Франки употребили три дня на его разрушение. Саксы наконец согласились на уступки: их вожди принесли присягу на верность франкскому королю и дали обещание не мешать проповедованию христианского учения. Карл Великий увел с собою заложников и поставил в Саксонии гарнизоны.

Ирминсуль, саксонский языческий идол

 

В то время, как он сражался с лангобардами, храбрый вестфальский герцог Видукинд (Виттекинд), бывший душою сопротивления саксов, снова взялся за оружие. Франкские гарнизоны были выгнаны, Эресбург был отнят у франков, и вся страна до берегов Рейна была опустошена; разрушение построенного в гессенской земле фрицларского монастыря было отмщением за разрушение Ирминсуля (774). В 775 году Карл Великий снова появился в земле вестфальцев, нанес им несколько поражений и принял присягу на верность от герцогов ангрийского и остфальского; франкские гарнизоны были снова поставлены на прежних местах, а именно в Эресбурге и в Сигибурге (на берегах Рура).

В следующем году франкский король был занят войной в Италии; Видукинд воспользовался его отсутствием, чтоб возобновить борьбу и частью выгнал франков, частью стал осаждать их крепости (776). Карл Великий удвоил свои усилия и построил на берегах Липпы новую крепость. Чтоб запугать саксов демонстрацией своего могущества, он созвал в центре их владений, в Падерборне, государственный сейм и показал им всю громадность своих военных сил. Кроме того, он сосредоточил эти силы в таком пункте, откуда мог двигать их во все стороны против мятежников; благодаря этому, он скоро довершил покорение страны. Карл Великий еще семь раз созывал государственный сейм на саксонской территории. Последние два раза он делал это, может быть, только для того, чтобы публично заявить о достигнутом успехе и о водворившемся между франками и саксами единомыслии; но во всех других случаях он делал это прямо с целью сосредоточить на саксонской территории все свои силы.

В 777 году казался достигнутым полный успех; многие из знатных и из свободных саксов крестились; их покорность казалась безусловной. Но в 778 году, в то время, как главные военные силы франков находились в Испании под начальством самого Карла Великого, Видукинд, спасшийся бегством на север от Эльбы, возвратился в Саксонию. Он собрал саксов, прежде сражавшихся отдельными отрядами, призвал к себе на помощь датчан, прогнал или умертвил христианских миссионеров и дошел до Кобленца. Он опустошил Гессен и Тюрингию и выгнал из Фульды монахов (779). Тогда Карл Великий приступил к решительным мерам. Победой при Бохольте (779) он принудил саксов к отступлению и затем употребил все свои усилия на покорение Саксонии.

Саксы не были в состоянии вступить в решительную битву с многочисленной франкской армией. Вся страна вплоть до берегов Везера была покорена франками. Тогда Карл Великий занялся введением правильного устройства в завоеванных им странах. Он разделил их на графства, во главе которых поставил или преданных ему саксов или франков. Были основаны шесть епископств, – мюнстерское и оснабрюкское для вестфальцев, падерборнское и минденское для ангрийцев, верденское и бременское для остфальцев. Если язычники отказывались креститься, то их принуждали к этому силой. В 782 году был созван подле истоков Липпы сейм в доказательство того, что Саксония вступила в состав владений франкского короля.

Но лишь только Карл Великий возвратился вместе с своими сановниками в Австразию, Видукинд снова возбудил саксов к восстанию, воспользовавшись войною франков с сорбами (славянами, жившими между Заалой и Эльбой). Посланная против него армия была покинута изменившими ей саксонскими союзниками и потерпела полное поражение у горы Сунталя, на правом берегу Везера. На этот раз Карл Великий не удовольствовался бегством Видукинда и смиренными изъявлениями покорности со стороны саксов. Он стал лагерем у Вердена, на Аллере, потребовал, чтоб ему были выданы изменившие ему саксонские воины, предал их суду и казнил в числе 4.500 человек. Он обнародовал эдикт, которым запретил, под страхом смертной казни, исполнение языческих обрядов, и приказал всем саксам креститься, строго соблюдать церковные законы и платить десятину (782).

Эта бесчеловечная жестокость вызвала всеобщее восстание саксов под руководством неутомимого Видукинда. Началась страшная борьба; после первого нерешительного сражения близь Детмольда, саксы потерпели на берегах Гасы такое страшное поражение, что уже не могли более сопротивляться (783). Опустошения, которым подвергалась их страна в течение двух лет, окончательно истощили их силы. Карл сам объезжал берега Заалы и Эльбы, уводя с собою в плен массы людей, годных для военной службы. То же делал его сын в западных округах (784). В следующем году были произведены такие же объезды на севере от Эльбы. Пленники уводились на дальнее расстояние от своего отечества. Сам Видукинд убедился в бесполезности дальнейшего сопротивления. Он вместе с некоторыми из своих сподвижников явился в Аттиньи (в Шампани) и крестился при очень пышной обстановке (785).

Видукинд приносит присягу верности Карлу Великому, 785 г. Художник А. Шеффер, 1840

 

Война Карла Великого с саксами кончилась, но их покорность не была полной. Они были очень недовольны тем, что от них требовали военной службы, которая была очень тяжела во время дальних экспедиций против арабов и авар. В 792 году саксы и фризы отказались от участия в походах. Во всей северной Саксонии вспыхнули восстания. Церкви и монастыри были обращены в груды пепла, епископы и священники были прогнаны. Это случилось в критическую для империи минуту. Завоеватель прибег к кротким мерам: вступив в Саксонию во главе двух многочисленных армий, он поспешил заключить с саксами мирный договор, согласившись на значительные в их пользу уступки.

Отпраздновав свой триумф на большом народном собрании во Франкфурте (794), Карл возобновил борьбу с твердым намерением довести до конца то, что было им предпринято в Саксонии. В то время саксы подверглись с тылу нападениям ободритов, славянского племени, пользовавшегося покровительством франков. В течение трех лет (795 – 798) франкские армии ходили по Саксонии во всех направлениях: из некоторых округов целая треть жителей была переселена в другие владения Карла Великого; принадлежавшие мятежникам земли были конфискованы и розданы преданным Карлу людям, – графам, епископам, аббатам. После того Карл пошел за Эльбу и стал точно так же поступать с нордальбингцами. После победы, одержанной им при Свентане (799), десять тысяч семейств были переселены в другие провинции. Ободриты получили часть этой страны у берегов Балтийского моря. В 803 году Карл Великий мог публично объявить из своей виллы в Зальце (на берегу франконской Сады), что во всей Саксонии восстановлено полное спокойствие.

Франкское государство при Карле Великом. Карта. Показаны саксонские земли, завоёванные Карлом

 

Саксы и франки еще не слились в один народ, но они говорили на одном языке, исповедовали одну религию и имели одинаковые государственные учреждения. С тех пор их участь сделалась нераздельной, и они мало-помалу соединились в одну немецкую нацию. Окончательное присоединение Саксонии и Баварии к владениям Карла Великого сделало этого государя настоящим основателем германской империи.

обобщающие сведения об эпохе Карла Великого даны в статьях Карл Великий – кратко, Карл Великий, Империя Карла Великого и её распад, Государство франков при Карле Великом, Папство в эпоху Карла Великого и папа Николай I

Карл Великий.

Покорение саксов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Ю

Я

Уже во время лангобардской войны все успели познакомиться с главным признаком государственной мудрости Карла и основой всех его успехов — с твердой волей, дававшей ему возможность доводить до конца задачу, за которую он принимался. То же свойство проявилось при выполнении другого, гораздо более сложного замысла — при покорении саксов, которое он задумал давно, еще когда после смерти Карломана стал править всем государством. Война с саксами, длившаяся четверть века (772-804), не была следствием стремления к воинственным приключениям или завоеваниям, ни каких-либо побуждений религиозного свойства — это была историческая задача, завещанная Карлу отцом и дедом.

По внутренней необходимости, общему ходу и последствиям победоносного окончания эта война в истории германской нации и даже всей Западной Европы занимает такое же место и даже имеет такой же характер, как Самнитские войны в римской истории. Саксонский народ или, лучше сказать, объединение племен, которое в течение многих веков существовало в Северной Германии под этим названием, жил на территории между Эльбой и Рейном, занимая пространство от слияния рек Фульды и Верры и до Эйдера. Самих саксов подразделяют на пять больших племен, входивших в состав государства или союза, который они составляли: вестфалов, анграриев, остфалов, фризов и нордальбингов. Все они были язычниками, и ни в установлении государственной связи между разрозненными силами народов, ни в отношении каких-либо иных стремлений к высшим целям они в последние века не продвинулись вперед. Они не знали королевской власти, и в мирное время у них не было даже признака общего правления; только ради ведения войны или хищнического набега ими избирался герцог или, вернее, герцоги отдельных племен и племенных союзов. У них было почти то же, о чем повествует Цезарь в рассказе о свевах: отдельные общины, управляемые выборными старшинами, жили по обычаю праотцов; общие вопросы разрешались на общих народных сходках, которые собирались в определенное время и в определенных местах и каждый раз, когда стране грозила общая опасность или же когда общее предприятие против соседей сулило успех и богатую добычу. Характер подобной общины (или общин) демократичен только условно: в ней неизбежно существует господствующий класс свободных (Freie или FrilinGe), противостоящий многочисленным несвободным, покоренным в силу военного права, и из массы свободных выдвигаются, в силу известного естественного развития, которое наблюдается во всех подобных условиях, благородные, знатные (EdelinGe, AdeliGe), сильные, воинственные, окруженные многочисленными дружинами. Давно уже они были страшны соседям, а при благоприятных обстоятельствах могли быть гибельными даже для Франкского государства. Проницательный Карл понял, что — если можно употребить в данном случае современное выражение — эра переселения народов, неправильных захватов земли, вторжений на культурную территорию уже прекратилась; вот почему в мае 772 г. в Вормсе на одном из тех весенних съездов, на которые с давних пор ежегодно съезжались к королю духовные и светские вельможи, была решена война против саксов.

В этой борьбе с саксами интересы Франкского государства и христианской церкви совпадали, хотя в первые годы войны никаких обращений из язычества в христианство не последовало. Война велась таким образом: на майском съезде, в одном из мест, ближайших к театру войны, принимались необходимые меры к походу, и затем этот поход начинали с некоторой торжественностью, которой церковь придавала обрядовую сторону. Впереди войска несли мощи, какие были под руками; и духовенства при войске было очень много: «священников, аббатов, пресвитеров, учителей веры, сколько возможно было их собрать… и обязанность их заключалась в том, чтобы они своими святыми наставлениями поучали и покоряли под кроткое иго Христово народ, испокон века находившийся в узах бесовских». Воевали, опустошали страну, разрушали языческие капища. В 772 г. было разорено знаменитейшее из них, Ирминсул в Эггских горах — святилище, значение и внешний вид которого неизвестны. Затем неприятельские общины покорялись, некоторых князей или эделингов удавалось крестить, от общин брали заложников, размещали гарнизоны в удобных местах, как, например, Эресбург при Штадтберге, и начинали строить церкви.

Но при первом удобном случае, когда саксы знали, что франкский король далеко, народ поднимался, вероломный, как все варвары, нарушал все клятвы, данные от его имени, нападал на гарнизоны и пытался уничтожить наложенное на него рабство. Так тянулась война, жестокая и кровавая; так были утрачены все приобретения первых лет войны, когда Карл был отвлечен войной с лангобардами. Возвратясь оттуда, он послал в страну саксов летучие отряды для ее опустошения. В 775 г. Карл лично повел туда большое войско, и страна саксов ему покорилась, но уже в следующем году во время его пребывания в Италии страна вновь восстала. Это повторялось несколько раз: в 777 г. в Падерборне был созван майский съезд; на него явилось много саксов и их знати, были предприняты меры к установлению более прочной организации. Но уже в следующем 778 г. воинственные толпы саксов появились на берегах Рейна. Они подступили под самый Кёльн и все на правом берегу Рейна (на левый они не могли или не решились переправиться) предали огню и мечу: опасались даже за гроб святого Бонифация, так что фульдские монахи поспешили припрятать его в безопасное место.

В этот год Карл предпринял важный, но не особенно удачный поход за Пиренеи; восстание саксов вызвало его оттуда, и в походах двух следующих годов он лично предводительствовал войсками. В его руках были довольно значительные силы; саксы поспешили заявить о своей покорности, многие из них крестились. Вскоре после этого многие саксонские эделинги должны были признать, что тщетно противятся преобладающему могуществу франков, что их интерес должен побуждать к скорейшему соединению с государством. Ввиду этого Карл на одном из съездов 782 г. попытался установить свое окружное управление в стране саксов и даже многих из саксонской знати возвел в графское достоинство. Но у саксов в это время появился смелый вождь — Видукинд, который стал руководить своим народом в духе Арминия и даже побуждал их действовать против Карла, как тот некогда действовал против Вара. Между франками пронесся слух о вторжении сорбов (сербов) — славянского племени, жившего между Заале и Эльбой. Когда же франкское войско явилось на саксонскую территорию, оказалось, что бунтуют сами саксы и Видукинд предводительствует мятежниками. Вместе с рипуарским вспомогательным отрядом под предводительством графа Теодориха франкское войско довольно несогласно и слишком неосторожно произвело нападение на саксов, которые к этому нападению готовились, а потому со всех сторон окружили франков и нанесли им такое же жестокое поражение, какое было нанесено Вару в Тевтобургском лесу. Спаслись немногие, и поражение это было тем более чувствительно, что во время битвы погибло несколько именитых сподвижников Карла. Карл решил жестоко наказать саксов за вероломство. Быстро собрав сильное войско, он поспешил в Саксонию и созвал саксонских вельмож. Главный зачинщик и руководитель восстания Видукинд бежал к норманнам и ускользнул от мести Карла, потребовавшего выдачи ему 4,5 тысяч саксов и приказавшего их обезглавить близ Вердена на Адлере. Это вновь возмутило весь народ против Карла, тем более что саксам не по сердцу пришлось ни новое государственное устройство, ни новая вера, требовавшая уплаты десятины священникам. Партия Видукинда опять взяла верх. Последовали новые битвы, и дело приняло иной, более благоприятный для франков оборот только с 785 г. Зиму 784/785 г. Карл провел в Саксонии; летом ходил походом до берегов Эльбы. По-видимому, именно тогда большинство саксов разуверилось в могуществе своих богов и признало тщетность дальнейшего противодействия прочно устроенному Франкскому государству, во главе которого стоял мощный единодержавный государь. В числе этих саксов находился и сам Видукинд, и другой влиятельный вождь, Аббио. Оба они крестились: с этой целью они явились к Карлу в Аттиньи, в Арденнах, и были им очарованы.

После этого всем было предписано крещение под страхом смертной казни, и весьма подробный статут, т. н. Падерборнский капитулярий 785 г. урегулировал все отношения в стране саксов. По этому статуту смертной казни подлежал тот, кто ограбит или подожжет церковь, нарушит святой 40-дневный пост из неуважения к христианству, убьет епископа, священника или дьякона, кто по дьявольскому соблазну назовет мужчину колдуном, а женщину ведьмой, и сожжет их, и станет есть их мясо или давать другим, кто станет сжигать трупы умерших, укрываться от крещения или приносить людей в жертву дьяволу или бесам, составлять заговоры против христиан или их короля, устраивать возмущения против короля, или же убьет своего господина или госпожу. Кто не окрестит своего ребенка в первые же дни по рождении, платит: эделинг — 120, свободнорожденный — 60, несвободный — 30 шиллингов; точно так же платит денежный штраф тот, кто приносит жертвы у источников и деревьев или в рощах. Языческих жрецов и прорицателей следует отныне выдавать церкви; тела саксов-христиан — хоронить на христианских кладбищах, а не зарывать в языческих могильных холмах. На христианские церкви было распространено право убежища, что способствовало внушению уважения к ним в новообращенной пастве. На каждые 120 человек надлежало выделять в пользу церкви одного раба или рабыню, и сверх того, по заповеди Божией, все: эделинги, свободные или несвободные, — должны были уделять церкви десятую долю своего дохода. Общие народные собрания были запрещены, кроме тех случаев, когда они «собирались по воле короля его посланниками». Прежде чем народ подчинился всем этим законоположениям, Карлу пришлось усмирить еще одно восстание.

Затем он окончательно переманил на свою сторону знать и разъединил ее с народом: в 797 г. много саксонских эделингов присутствовало на съезде в Аахене, где вышеприведенные суровые постановления были значительно смягчены. Тогда же завершилась и церковная организация: епископские кафедры учреждены в Хильдесхайме, Падерборне, Бремене, Вердене, Мюнстере, Оснабрюке, и в эти города разосланы мощи или части мощей, какие можно было отыскать. Суровым, но действенным средством умиротворения Саксонии были массовые переселения народа во франкскую землю, а оттуда в Саксонию. Сохранившиеся названия местностей и городов, произведенные от слова «франк» (Франкфурт, Франкенталь и т. п.) в Северо-Западной Германии и слова «сакс» (Заксенхаузен, Заксенхайм) в Южной Германии, напоминают об этих переселениях; говорят, до 10 тысяч семейств было выселено из Саксонии на франкскую территорию. В 804 г. всякое сопротивление прекратилось. Строгими мерами были достигнуты громадные результаты: введением сильного и многочисленного саксонского народа в состав франкского государственного организма была создана возможность возникновения в будущем германского государства и германской нации.

Источники:

1. Егер О. Всемирная история в 4т.; ООО «Издательство АСТ», М., 2000г.

См. также:

Карл Великий

Карл Великий. Начало правления и покорение Италии
Карл Великий и арабы
Карл Великий — император
Карл Великий — основатель Священной Римской империи

Блог о скандинавской мифологии | norsemyth.

org: Саксонская война Карла Великого: религиозно-культурные элементы, часть первая

Карл Великий, король франков и император римлян, вел завоевательную войну против саксов-язычников с 772 по 804 год. Тридцатидвухлетний конфликт длился семьдесят процентов его правления; ему было двадцать четыре года, когда это началось, и пятьдесят шесть, когда оно закончилось. В этой статье будут рассмотрены многолетние усилия Карла Великого в течение этого длительного периода по замене языческих верований и социальных структур саксов христианскими верованиями и франкским правлением.

Карл Великий Альбрехта Дюрера

После краткого обзора использованных первоисточников, ранних каролингско-саксонских конфликтов, материальных целей франкских вторжений и религиозной мотивации Карла Великого, в этой статье представлено повествование о саксонской войне, сосредоточенное на религиозно-культурных элементах.

Акцент сделан на пяти ключевых событиях: разрушении Ирминсула, конфликте с Видукиндом, массовой казни в Вердене, проблеме Capitulatio de partibus Saxoniæ и насильственное переселение саксонского народа.

Главный аргумент заключается в том, что в течение длительного периода войны Карл Великий все чаще стремился к полному стиранию саксонской языческой идентичности.

ПЕРВИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Королевские франкские анналы , возможно, являются основным первоисточником по истории Саксонской войны. Они предлагают официальную историю, охватывающую период с 741 по 829 годы, с событиями примерно после 79 г.0 записано одновременно. Дополнительный материал был добавлен редактором между 814 и 817 годами. Несмотря на то, что отчет RFA был просто написан в ежегодных записях без реальных размышлений или содержательных комментариев, он содержит подробный отчет об основных событиях саксонской войны с франкской точки зрения. Неизвестно, заказал ли Карл Великий анналы лично, но поддержка такого проекта согласуется с его продвижением историографии в целом.

Летописи были источником для Эйнхарда, написавшего свои Жизнь Карла Императора около 828 года. Он получил образование в Фульдском монастыре, основанном святым Бонифаций, замученным миссионером, который имел такое символическое значение как для христианского Карла Великого, так и для саксов-язычников. Эйнхард стал членом двора Карла Великого, когда ему было немного за двадцать. Он служил Карлу Великому с начала 790-х годов до смерти императора в 814 году, затем оставался при дворе сына и преемника Карла Великого Людовика до конца 820-х годов.

Нравится RFA , Einhard’s Life представляет изысканный и современный взгляд на эпоху Саксонской войны. Эйнхард утверждает, что его работа сочетает в себе его собственные показания очевидца «наряду с общими сообщениями других писателей». Хотя Эйнхард часто невнимателен к деталям, путает основные факты, смешивает людей с похожими именами и импортирует информацию от классических авторов, он, по крайней мере, кажется, не просто сфабриковал материал.

Среди его придворных слушателей было много выживших во времена Карла Великого, которые признали бы откровенную фантазию.

Ноткер Бальбул, автор книги Деяния императора Карла Великого , родился в 840 году и в детстве был отдан в монастырь Святого Галла. Он не был ни членом королевского двора, ни очевидцем описываемых им событий. Однако раздел Актов , посвященный военным завоеваниям Карла Великого, основан на устных показаниях некоего Адальберта, участвовавшего в саксонской войне с Герольдом, братом жены Карла Великого Хильдегарды.

Ноткер Бальбул в рукописи XI века

Анонимный монах Корви, известный как Саксонский поэт, еще более далек от событий Саксонской войны. Его «Жизнь Карла Великого » была написана между 888 и 891 годами. Хотя поэма в значительной степени основана на Эйнхарде и анналах, поэт добавляет некоторые дополнительные детали.

Спустя более восьмидесяти лет после окончания конфликта саксонский поэт благодарит Карла Великого за завоевание и обращение своих предков. Однако некоторое чувство саксонской самости проявляется, когда поэт отходит от своих франкских источников; он уделяет больше внимания различению различных племенных подмножеств саксов, изображает некоторые из вторжений Карла Великого в Саксонию как упреждающие удары, которые не были мотивированы реальными нападениями саксов, и подробно описывает последствия Карла Великого после 79 г.5 политика выжженной земли оказала на саксонский народ.

РАННИЕ КОНФЛИКТЫ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

Саксы появляются в третьей записи Королевских Франкских Анналов . Дядя Карла Великого Карломан вторгся в Саксонию и вынудил подчиниться саксонского лидера Теодориха в 743 и (с помощью отца Карла Великого Пепина) в 744. Пипин сам вел войска в Саксонию в 747, 753 и 758 годах. вторжений и не перечисляет первоначальных подстрекательских действий саксов, хотя материальная мотивация подразумевается утверждением, что после франкского вторжения 758 года саксы «обещали Пипину подчиняться всем его приказам и преподнести в качестве подарков на его собрании до трех лошадей каждый год». На протяжении всего этого периода неумиротворенная Саксония обеспечивала стабильный источник дохода в виде грабежей и крупных ежегодных выплат дани. Хотя в сообщениях об этих ранних конфликтах упоминаются некоторые религиозные элементы (миссионерская работа и крещение франками, поджоги церквей саксами), их роль ничтожна по сравнению с тем, что должно было произойти при Карле Великом.

Пепин от Louis-Félix Amiel

Непрекращающиеся нападения Карла Великого на соседние народы объяснялись как «средство обеспечить короля достаточными средствами для вознаграждения его вассалов и компенсации скудных ресурсов и недостаточных доходов его королевства». Говорят, что в 774 году, через два года после его первого вторжения на саксонскую территорию, один из четырех атакующих отрядов Карла Великого «вернулся домой с большой добычей». Более поздние кампании продолжали перекачивать саксонское богатство в руки франков.

The Saxon Poet изображает Карла Великого чем-то вроде пирата в отрывке, напоминающем Anglo-Saxon Chronicle описание набега викингов на Линдисфарн: «он послал тройное войско в регионы [саксов], и поразил народ многочисленными убийствами и грабежами. Опустошив многие места, он ушел победителем, нагруженный добычей». В целом саксонские земли, которые он с таким трудом завоевал, были в восемнадцать раз больше, чем Уэссекс, который Альфред защищал от викингов; благодаря своим завоеваниям Карл Великий почти вдвое увеличил размер земель, унаследованных от его отца.

РЕЛИГИОЗНАЯ МОТИВАЦИЯ КАРЛА МАНЬЯ

Однако сокровища и земля не были единственной мотивацией короля-завоевателя, который носил меч с «крестообразной рукоятью наготове для нападения на язычников». Саксонский Поэт называет его «учителем веры», пришедшим к саксам, «чтобы спасти их против их воли».

В тексте о жизни святого Либория, написанном между 887 и 909 годами, говорится, что Карл Великий «проповедовал саксам железным языком», возможно, повторяя поразительный образ Ноткера о «железном Карле-победителе», сражающемся со своими врагами: «в железном шлеме». вооруженный железными перчатками, его железная грудь и широкие плечи надежно защищены железным нагрудником… — О, железо; увы, железо!» — раздался растерянный вопль горожан».

Карл Великий от D.J. Фунт

В 775 оригинальная запись RFA просто описывает еще один саксонский набег Карла Великого без указания мотивации. Однако в пересмотренном RFA говорится, что он «решил напасть на вероломное и нарушившее договор племя саксов и продолжать эту войну до тех пор, пока они не будут побеждены и вынуждены принять христианскую религию или полностью не будут истреблены». Эта решимость совершенно отличается от территориальной экспансии и накопления богатства.

Религиозный характер Саксонской войны выходит за рамки тропа «с божьей помощью», повторяемого до банальности в RFA . Карл Великий считал себя новым Константином, подражая первому христианскому императору, назвав в честь себя франкскую крепость Карлсбург, как предыдущий император сделал с Константинополем. К его ужасу, одноименная крепость была разрушена языческими саксами, восставшими под предводительством Видукинда.

В жизни Эйнхарда , саксы — единственные нехристиане, чьи религиозные убеждения обсуждаются. Биограф вводит их, констатируя, что саксы, «как и почти все народы, живущие в Германии, были свирепы по натуре, преданы культу демонов, враждебны нашей религии и не считали зазорным преступать божественные или человеческие законы ». Утверждение Эйнхарда о том, что саксы были демонопоклонниками, соответствует древнесаксонскому крестильному обету восьми веков, который давали те, кто обратился в христианство: их спутники».

Наряду с этой демонизацией саксонской религии Эйнхард излагает образ двойного неповиновения саксов священному и светскому законам, идею, которая пронизывает современное изображение саксонской войны. В отличие от RFA , Эйнхард дает Карлу Великому четкий мотив для его первого наступления на саксов, утверждая, что саксы спровоцировали войну: «Убийства, грабежи и поджоги никогда не прекращались по обе стороны [франкско-саксонской границы]. Франки были настолько раздражены этими инцидентами, что решили, что пришло время перестать реагировать на отдельные инциденты и начать полномасштабную войну против саксов».

Несмотря на описание Эйнхардом разумных оборонительных действий, предпринятых франками, первая акция против саксов носила откровенно религиозный характер.

ВОЙНА НАЧИНАЕТСЯ: РАЗРУШЕНИЕ ИРМИНСУЛА

В 772 году разрушение Карлом Великим главного священного места саксов стало первым вылазкой Саксонской войны. RFA сообщает о своих действиях:

Захватив замок Эресбург, он проследовал до Ирминсула, разрушил этого идола и унес найденное золото и серебро. Случилась великая засуха, так что не стало воды в том месте, где стоял Ирминсул. Славный царь хотел остаться там на два или три дня, чтобы полностью разрушить храм, но у них не было воды. Вдруг в полдень, по милости Божией, пока войско отдыхало и никто не знал, что происходит, вылилось ручьем столько воды, что хватило всему войску.

Разрушение саксонского святилища было достаточным событием, чтобы новости о нем довольно быстро распространились по Англии. В 783 году англосаксонский аббат Эанвульф отправил Карлу Великому письмо, в котором поздравлял его с победой над язычниками и сносом религиозного объекта.

«Карл Великий уничтожает Ирминсул» Германа Вислиценуса

Название Irminûl означает «гигантская колонна» на древнесаксонском языке. Рудольф Фульдский описал Irminsul как « universis columna, pseudo sustinens omnia » («столп вселенной, который как бы поддерживает все сущее»), но писал он в 860 году, через восемьдесят восемь лет после события. Он также был склонен заимствовать описания саксонской религии у римского писателя I века Тацита.

Саксонский поэт пишет, что Ирминсул «был выполнен в виде огромной колонны и содержал соответствующее богатство украшений», но его отчет был написан почти через 120 лет после разрушения этого места. К таким более поздним источникам следует относиться с осторожностью; источники, современные саксонской войне, не уточняют, была ли Ирминсул резной колонной или натуральным деревом.

Как и в записях о вторжении Карломана и Пипина в Саксонию, первоначальный саксонский удар не упоминается; Карл Великий просто инициирует многолетнюю войну, вторгнувшись на саксонскую территорию, чтобы разрушить и разграбить религиозное святилище. Выгода от богатства, полученная от кражи вотивных сокровищ сайта, кажется второстепенной. Причиной длительного пребывания Карла Великого на этом месте было полное разрушение того, что должно было быть солидным языческим храмом, а не поиск новых сокровищ.

Разрушение Ирминсула и разграбление сокровищ храма представляет собой радикальный разрыв с прошлой политикой Каролингов. Богатство этого места, вероятно, было хорошо известно, а местоположение святыни недалеко от Эресбурга было легко доступно предшественникам Карла Великого во время их набегов на саксонские земли. Однако ни Карломан, ни Пипин не посылали войск для его разграбления. Тот факт, что Карл Великий разрушил религиозное место, оставленное нетронутым более ранними франкскими лидерами, знаменует собой начало новой стратегии взаимодействия с саксами.

Ощущение священной войны витает над сценой, когда летописец описывает чудо воды, посланной Богом армии Карла Великого. Учитывая продолжающиеся религиозные элементы кампаний Карла Великого против саксов, поразительно, что первое упоминание саксонской религии в Королевских франкских анналах представляет собой описание того, как Карл Великий уничтожил их идола в «символическом заявлении о своих намерениях».

САКСОНЫ НАНОСИЛИ ОТВЕТНЫЙ АКЦИЯ

Пока Карл Великий находился в Риме в 773 году, саксы с большой армией вошли на территорию франков. После того, как они сожгли дома за пределами замка Бюрабург,

они наткнулись на церковь во Фрицларе, которую освятил святой памяти Бонифаций, последний мученик, и которая, как он пророчески сказал, никогда не будет сожжена огнем. Саксы с большой решимостью начали нападать на эту церковь, пытаясь тем или иным образом сжечь ее. Пока это происходило, некоторым христианам в замке, а также некоторым язычникам в войске явились два юноши на белых конях, которые охраняли церковь от огня. Из-за них язычники не могли поджечь храм или повредить его ни внутри, ни снаружи. Напуганные вмешательством божественной силы, они обратились в бегство, хотя никто их не преследовал.

Этот отрывок в RFA отражает то, что описывает разрушение Карлом Великим Ирминсула. В первом случае Карлу Великому удалось разрушить языческое святое место, потому что Бог послал чудо воды в помощь франкам-христианам. Во втором случае саксам не удалось разрушить христианское святое место, потому что Бог послал чудо огнестойких всадников в качестве препятствия для саксов-язычников. Символически воды крещения противопоставлены адскому огню. Христианам посылают живительную воду, когда солнце в самом разгаре; язычники несут разрушительный огонь, который теряет свою силу перед лицом благодати Божией.

Добавление к литературному и гомилетическому смыслу этих парных статей — обращение к Бонифацию, мученику (первоначально англо-саксонскому монаху по имени Винфрид), связанному с отцом Карла Великого в RFA . В 750 году «Пепин избран королем по обычаю франков, помазан рукою архиепископа Бонифация святой памяти». Святой тесно связан с каролингами своим благословением их первого короля, и эта династическая связь продолжается через исполнение его пророчества во время правления сына Пипина. Сам Карл Великий был настолько предан Бонифацию, что поручил фризскому священнослужителю Людгеру построить церковь и масштабный памятник святому-мученику.

Если неудавшееся нападение на церковь, освященную Бонифаций, следует воспринимать как исторический факт, а не просто как благочестивый урок о связях Каролингов со святыми и неизбежной победе христианства над язычеством, выбор цели саксонцами заслуживает внимания. Во времена своей миссионерской деятельности Бонифаций срубил (с помощью «божественного порыва свыше») «некий дуб необычайной величины, который по древнему имени язычников называется дубом Юпитера» перед « великое множество язычников, которые в душе усердно проклинали врага своих богов», затем использовали его дерево для постройки молельни, посвященной святому Петру.

Бонифаций рубит Торов дуб
Римско-католическая церковь св. Бонифация, Кредитон, Англия

«Юпитер» обычно считается интерпретацией romana Тунаера, саксонского эквивалента скандинавского Тора, который фигурирует в упомянутом выше обете крещения. Итак, после разрушения Ирминсула саксы попытались отомстить за разрушение языческого места, центром которого могло быть «великое святилище языческого дерева», разрушив христианское место, посвященное человеку, который, как известно, уничтожил священное языческое дерево. в более раннем поколении.

Саксонский поэт подчеркивает, что церковь, освященная Бонифаций, действительно была главной целью саксонского вторжения. Язычники продолжали приходить за святым; мощи святого в конечном итоге пришлось эвакуировать монахам Фульды, когда саксы попытались разрушить монастырь и убить его священнослужителей, возможно, в попытке остановить миссионерские усилия по обращению и разрушению священных языческих мест. В записи RFA о первом саксонском нападении в 773 г. не упоминается грабеж, что подтверждает идею о том, что это был акт возмездия против религиозно значимого объекта.

РЕЛИГИОЗНАЯ ВОЙНА

Если это прочтение верно, то получается, что саксы рассматривали нападение Карла Великого как акт религиозной войны в контексте длительной кампании против их традиционной религии. «Сознательная и последовательная политика сопротивления», возможно, была обусловлена ​​языческим мировоззрением, которое формировало собственное повествование о христианских действиях на протяжении нескольких поколений.

Нападения на церкви, включая резиденцию епископа в Бюрабурге, продолжались до 774 года. Нападение саксов на церковную собственность заставило Карла Великого обороняться как королевского защитника христианства. Его стремление к мести, нагроможденное на месть, продолжало обостряться в последующие годы в виде самовоспроизводящегося цикла, напоминающего десятилетнюю вражду исландских саг.

Штурм Иоганна Филиппа Пройсса (с фотографии Лотара Визе)

После массового крещения после поражения саксонцев в 777 году аббату Штурму и четырем сотням монахов монастыря Фульда, основанного Бонифаций, было поручено религиозное образование новообращенных. Монахи сделали крещение своей главной целью и уничтожили столько языческих религиозных объектов, сколько смогли. Биограф Штурма Эйгиль пишет, что Карл Великий специально поручил аббату разрушение саксонских храмов, снос священных рощ и возведение новых церквей.

Многие из этих церквей, в свою очередь, были разрушены саксами-язычниками, что противоречит триумфальной поэме De converte Saxonum , написанной при дворе Карла Великого в 777 году в честь обращения саксов в христианство и кажущегося окончания конфликта. Реакция саксов на продолжающуюся антиязыческую деятельность франков и союзных им церковников привела к тому, что главный саксонский лидер многолетнего конфликта стал известен.

Видукинд появится во второй части.

Восстание Карла Великого | Western Civilizations I (HIS103) – Биль

Цель обучения

  • Обсудить политические и территориальные достижения Карла Великого

Ключевые моменты

  • Карл Великий был полон решимости улучшить образование и религию и вывести Европу из беспорядка; для этого он начал тридцатилетнюю военную кампанию завоеваний, объединивших Европу и распространивших христианство.
  • Сначала он победил лангобардов в Италии, поддерживая папу Адриана I.
  • В Саксонских войнах, длившихся тридцать лет и восемнадцать сражений, он завоевал Саксонию и начал обращать побежденных в христианство.
  • К 800 году он был правителем Западной Европы и контролировал современные Францию, Швейцарию, Бельгию, Нидерланды, Германию и части Австрии и Испании.

Термины

Династия Каролингов

Империя во время позднесредневекового царства франков, управляемая семьей Каролингов, франкской дворянской семьей, к которой принадлежал Карл Великий.

Франкское государство

Территория, населенная и управляемая франками, конфедерацией германских племен, с 400-х по 800-е годы нашей эры.

Саксы

Группа германских племен, впервые упомянутая как жившая у побережья Северного моря на территории современной Германии (Старая Саксония) в позднеримские времена.

Лангобарды

Германский народ, правивший значительной частью итальянского полуострова с 568 по 774 год.

Карл Великий, также известный как Карл Великий или Карл I, был королем франков с 768 года и королем Италии с 774 года. , а с 800 г. был первым императором в Западной Европе после распада Западной Римской империи тремя веками ранее. Основанное им расширенное франкское государство называется Каролингской империей. Карл Великий считается величайшим правителем династии Каролингов из-за достижений, которых он добился в то время, которое казалось самой серединой Средневековья.

Карл Великий был старшим сыном Пипина Короткого и Бертрады Лаонской. Он стал королем в 768 году после смерти своего отца и первоначально был соправителем вместе со своим братом Карломаном I. Карл получил первоначальную долю Пипина в качестве мэра — внешние части королевства, граничащие с морем, а именно Нейстрия, западная Аквитания. , и северные части Австралии — в то время как Карломан получил прежнюю долю своего дяди, внутренние части — южная Австралия, Септимания, восточная Аквитания, Бургундия, Прованс и Швабия, земли, граничащие с Италией. Внезапная смерть Карломана в 771 году при невыясненных обстоятельствах сделала Карла Великого бесспорным правителем Франкского королевства.

Карл Великий был полон решимости улучшить образование и религию и вывести Европу из беспорядка. Для этого он начал тридцатилетнюю военную кампанию 772–804 годов завоеваний, объединивших Европу и распространивших христианство. Карл Великий был вовлечен в почти постоянные сражения на протяжении всего своего правления, часто во главе своих элитных отрядов телохранителей скара со своим легендарным мечом Жуайез в руке. Первым шагом, который сделал Карл Великий в построении своей империи, было завоевание новых территорий.

Первая из этих завоевательных кампаний была против лангобардов; Карл Великий вышел победителем и завоевал лангобардские земли к северу от Италии. При наследовании в 772 году папа Адриан I потребовал вернуть некоторые города бывшего экзархата Равенны в соответствии с обещанием, данным при наследовании Дезидериуса. Вместо этого Дезидериус захватил некоторые папские города и вторгся в Пентаполис, направляясь в Рим. Осенью Адриан отправил послов к Карлу Великому с просьбой обеспечить соблюдение политики своего отца Пипина. Дезидерий послал своих послов, отвергая обвинения папы. Послы встретились в Тионвиле, и Карл Великий поддержал папу. Карл Великий потребовал, чтобы Дезидериус подчинился папе, но Дезидериус тут же поклялся, что никогда этого не сделает.

Карл Великий и его дядя Бернард пересекли Альпы в 773 году и оттеснили лангобардов обратно в Павию, которую они затем осадили. Осада продолжалась до весны 774 года, когда Карл Великий посетил папу в Риме. Там он подтвердил дары своего отца земли. Некоторые более поздние хроники ложно утверждали, что он также расширил их, предоставив Тоскану, Эмилию, Венецию и Корсику. После того, как папа даровал Карлу Великому титул патриция, он вернулся в Павию, где лангобарды были на грани капитуляции. В обмен на свои жизни лангобарды уступили и открыли ворота в начале лета.

Карл Великий и Папа Адриан I
Франкский король Карл Великий был набожным католиком, поддерживавшим тесные отношения с папством на протяжении всей своей жизни. В 772 году, когда папе Адриану I угрожали захватчики, король бросился в Рим, чтобы оказать помощь. Показанный здесь папа просит помощи у Карла Великого на встрече под Римом.

В ходе Саксонских войн, длившихся тридцать лет и восемнадцать сражений, Карл Великий сверг Саксонию и обратил побежденных в христианство.

Германские саксы были разделены на четыре подгруппы в четырех регионах. Ближе всего к Австралии находилась Вестфалия, а дальше всех — Истфалия. Между этими двумя королевствами находилась Энгрия, а к северу, у подножия Ютландского полуострова, находилась Нордальбингия. В своей первой кампании против саксов в 773 году Карл Великий срубил столб Ирминсула недалеко от Падерборна и заставил англов подчиниться. Кампания была прервана его первой экспедицией в Италию. Он вернулся в Саксонию в 775 году, пройдя через Вестфалию и завоевав саксонский форт в Сигибурге. Затем он пересек Англию, где снова победил саксов. Наконец, в Истфалии он разгромил саксонское войско и обратил его лидера Хесси в христианство. Карл Великий вернулся через Вестфалию, оставив лагеря в Сигибурге и Эресбурге, которые были важными саксонскими бастионами. За исключением Нордальбингии, Саксония находилась под его контролем, но сопротивление саксонцев не прекратилось.

После своей кампании в Италии по подчинению герцогов Фриули и Сполето Карл Великий быстро вернулся в Саксонию в 776 году, где восстание разрушило его крепость в Эресбурге. Саксы снова были повержены, но их главный вождь Видукинд сумел бежать в Данию, на родину своей жены. Карл Великий построил новый лагерь в Карлштадте. В 777 году он созвал национальное собрание в Падерборне, чтобы полностью интегрировать Саксонию в состав Франкского королевства. Многие саксы были крещены как христиане.

Помимо саксонских кампаний Карла Великого, он расширил свою империю за счет южной Германии, южной Франции и острова Корсика. Он сражался с аварами, присоединив к своей империи современную Венгрию, а также сражался с маврами Испании, завоевав северную часть Испании. Благодаря этим завоеваниям Карл Великий объединил Европу и распространил христианство.

К 800 году он был правителем Западной Европы и контролировал современные Францию, Швейцарию, Бельгию, Нидерланды, Германию и части Австрии и Испании. Успешные военные кампании Карла Великого были связаны с его способностями полководца и планировщика, а также с подготовкой его воинов. Он контролировал свою огромную империю, посылая агентов для наблюдения за ее различными областями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *