Первая мировая война и русская культура • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
Материалы
Память о войне: пропагандистский миф против «окопной правды»
Как менялся образ войны от Сталина до Горбачеве и что про это думали Пастернак, Слуцкий, Самойлов и Окуджава
Травля писателей, композиторов, режиссеров в послевоенном СССР
Кто придумал «безродный космополитизм» и за что власти нападали на Эйзенштейна, Ахматову и Шостаковича
Хрущевская оттепель — демонтаж сталинской системы
Как проводилась десталинизация и при чем тут Солженицын, Хуциев, иностранные студенты и бассейн «Москва»
Фарцовщики, битломаны, пепси-кола: советская молодежь и Запад
Как советские люди влюбились в западную культуру в атмосфере холодной войны
Хрущевки, дефицит, досуг: быт и потребление времен «развитого социализма»
Как советский человек 1970-х справлялся с недостатком товаров, пространства и времени
Физик как новый культурный герой: научно-техническая интеллигенция и ее ценности
Стругацкие и Шурик, КВН и КСП, свободомыслие и структурализм, Сахаров и Солженицын как новый культурный мейнстрим
Застой, диссидентство, андеграунд и третья волна эмиграции
Новые репрессии и ответ на них: политическая культура «длинных семидесятых»
Перестройка, рок и соц-арт: выход культуры из андеграунда
Как 1980-е стали временем перемен и при чем тут Пригов с Кабаковым, Цой с Шевчуком и Гумилев с Набоковым
Где узнать больше про Россию от войны до перестройки
Воспоминания диссидентов, монография о магазине «Березка», сайт с музыкой «на костях» — и другие рекомендации
Ключевые образы России от войны до перестройки
От Сталина в гробу и оттепельного кино до инсталляции Кабакова и путча ГКЧП
Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии
Как скандинавский род стал русской династией
Крещение Руси и наследие язычества
Почему Владимир выбрал христианство
Византия и Русь
Что и зачем заимствовала Русь у Константинополя
Древний Новгород: от призвания варягов до республики
Как была устроена Новгородская республика и была ли она демократией
Что такое древнерусская литература
Летописи, религиозные трактаты, жития и «Слово о полку Игореве»
Первые святые и рождение русской иконы
Кого и за что канонизировали в первые века после крещения Руси — и как их изображали
Русь между Западом и кочевниками
Как русские князья породнились с западными королями и степными вождями
Монгольское иго и его последствия
Как Орда изменила Русь
Где узнать больше про Древнюю Русь
Научпоп об иге, учебник по истории иконописи, исследование княжеских имен и другие рекомендации
Ключевые образы Древней Руси
Произведения современников и представления потомков — от летописных миниатюр до открыток Билибина
Московское царство: собирание земель и формирование самодержавия
Как московский князь стал царем всея Руси
Кремль как новый центр государства
Как русские и итальянские зодчие построили символ Московского царства
Расцвет русской иконописи
Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий
Великое княжество Литовское и русские земли
Судьба восточных славян в Литве и Польше
Церковная реформа XVII века и раскол
Как разные подходы к священным текстам привели к культурному конфликту
Протопоп Аввакум: средневековое сознание и сознание Нового времени
Как автобиография раскольника выразила противоречия эпохи
Татары и русская культура
Как разные народы учились жить в одном государстве
Начало светской культуры: стихи, театр и газеты
Алексей Михайлович и европейское влияние
Где узнать больше про Московскую Русь
Путеводитель по Успенскому собору, справочник по истории татар, свод новгородских фресок и другие рекомендации
Ключевые образы Московской Руси
Произведения современников и представления потомков — от «Троицы» Рублева до акварели Васнецова
Культурные реформы Петра Великого
Отказ от традиций и поворот в сторону Европы
Петербург и Москва: новая столица против старой
Жители, быт и экономика двух российских столиц
Придворная жизнь как спектакль: от Версаля до Царского Села
Как загородные резиденции, театр и маскарады создавали образ российского монарха
Дворяне XVIII века: от слуг престола до оппозиции
Как новая знать стала интеллектуальной элитой
Становление русской живописи: портрет XVIII века
Как Левицкий, Рокотов и Боровиковский создавали новое искусство
Война 1812 года: появление национальной мифологии
Как русское общество осознало себя единой нацией
Французское влияние: Просвещение и вольнодумство
Почему французская культура была примером для русского общества конца XVIII — начала XIX века
Пушкин и феномен национального гения
Почему Пушкин стал главным русским поэтом
Где узнать больше про Россию от Петра до декабристов
Научпоп о придворных, исследование увеселений Петра, сайты о 1812 годе и другие рекомендации
Ключевые образы России от Петра до декабристов
Произведения современников и потомков — от аллегорической гравюры с Петром до Пушкина кисти Репина
Поиск русской идеи и понятие народности
Откуда взялось и что значило главное историко-философское понятие XIX века
Западники, славянофилы и другие: споры о пути России
Похожа ли Россия на Европу, и если нет, то хорошо это или плохо
Появление русской интеллигенции
Когда и почему образованные люди противопоставили себя государству
Фольклор и всплеск интереса к культуре простого народа
Киреевский, Даль и Некрасов в поисках древних традиций
Русский писатель на Западе
Как Гоголь влюбился в Европу, Герцен разочаровался в Европе, а Европа влюбилась в Толстого и Достоевского
Чайковский и «Могучая кучка»: спор о русской музыке
Музыка как портрет русского народа или музыка как портрет души человека
Романы, журналы и газеты: литература в погоне за прогрессом
Как писатели и критики стали самыми влиятельными людьми в России и при чем здесь реформы Александра II
Где узнать больше про Россию XIX века
Исследования о железных дорогах, воспоминания Репина, иллюстрированные очерки о жизни России и другие рекомендации
Ключевые образы России XIX века
От посмертного портрета Пушкина до фотографии первой железной дороги
Передвижники и другие: крестьяне в русской живописи
Бурлаки на Волге, колдуны на свадьбе и созерцатели в лесу: простой народ на картинах XIX века
От декаданса до футуризма: русский Серебряный век и европейские влияния
Как русская культура на рубеже веков догнала западную
Соловьев, Бердяев и другие: русская религиозная философия
Как интеллигенция перестала стесняться религии
Символизм в поэзии, музыке и живописи
Как Белый, Блок, Врубель и Скрябин искали мистическую истину
Народное богоискательство: толстовцы, хлысты и другие секты
Как простые люди пытались познать Бога без помощи церкви
Коллекционеры и меценаты — создатели искусства Серебряного века
Как Щукины и Морозовы изменили путь русской живописи
Расцвет русского балета: Дягилев и Русские сезоны
Как Бакст и Нижинский, Стравинский и Павлова, Фокин и Баланчин прославили русский балет на весь мир
Режиссерский театр: Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд
Как русские режиссеры стали важнее актеров и драматургов
Первая мировая война и русская культура
Патриоты и пацифисты: как война изменила русских поэтов и художников
Где узнать больше про Серебряный век
Мемуары Витте и Бенуа, исследование русских сект, учебник по истории театра — и другие рекомендации
Ключевые образы Серебряного века
От Врубеля и первых постановок Чехова до Малевича и Февральской революции
Коммунизм как новая религия
Во что верили большевики и почему компромисса между старым и новым миром быть не могло
Авангард — искусство революции
Как Малевич, Эйзенштейн, Мейерхольд и конструктивисты получили возможность изменить мир
Создание нового советского человека
Как большевики превращали человека в машину, чего они хотели от детей и зачем были нужны пионеры
Соцреализм как художественный стиль и как инструмент власти
Почему Прокофьев приветствовал соцреализм и есть ли интересные соцреалистические романы
Сталинская Москва как мечта о социализме
Дворец Советов, город-сад и другие сбывшиеся и несбывшиеся градостроительные идеи 1930-х
Культ Сталина в СССР
Как руководитель СССР стал вождем, мудрецом, пророком и почти художником
Большой террор и советская литература
Как Булгаков, Платонов, Гайдар и Твардовский искали язык для описания репрессий
Первая волна эмиграции: русская культура за рубежом
Бунин, Цветаева и Набоков за рубежом: изгнание, попытка выжить или духовная миссия?
Где узнать больше про Россию между революцией и войной
Воспоминания иностранцев об СССР, энциклопедия русского авангарда, карта репрессий — и другие рекомендации
Ключевые образы России между революцией и войной
От башни Татлина и спектаклей Мейерхольда до портрета Сталина и тюремной фотографии Мандельштама
Лекция 8 из 8
Патриоты и пацифисты: как война изменила русских поэтов и художников
Авторы Олег Лекманов, Филипп Лекманов
soundcloud.com/player/?url=https%3A//api.soundcloud.com/tracks/412928418%3Fsecret_token%3Ds-FSE6L&color=%23ff5500&hide_related=true&show_comments=false&show_user=true&show_reposts=false&visual=true»/>В пьесе Максима Горького «На дне» наивная девушка Настя пересказывает содержание бульварного романа «Роковая любовь»:
«Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились… а уж я его давно жду и дрожу от страха и горя. Он тоже дрожит весь и — белый как мел, а в руках у него леворверт…
<…>
„Ненаглядная, говорит, моя любовь! Родители, говорит, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой… и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни…“ А леворверт у него — агромадный и заряжен десятью пулями…»
Этот отрывок дает хорошее представление о массовом художественном вкусе начала XX века. Сегодня эта эпоха ассоциируется прежде всего с модернизмом, но в действительности это течение было далеко от того, чтобы стать мейнстримом.
Сюжеты, подобные истории из бульварного романа «Роковая любовь» с его «леворвертом», использовались в многочисленных отечественных фильмах того времени. Вот выразительные названия некоторых кинокартин, в которых в 1910-х годах снялся великий артист немого кино Иван Мозжухин: «В полночь на кладбище», «Женщина с кинжалом», «Любовь сильна не страстью поцелуя», «В руках беспощадного рока».
Эту границу с массовым искусством модернисты не стремились преодолеть — напротив, сознательно подчеркивали разницу.
Ситуация радикальным образом изменилась после начала Первой мировой войны. Ее масштаб потрясал. Об очень многом приходилось говорить, используя наречие «впервые». Впервые в войне приняли участие 38 из 59 существовавших тогда независимых государств. Впервые под ружье в мире было поставлено более 73 миллионов человек. Впервые более девяти с половиной миллионов из них были убиты или умерли от ран. Именно в боях этой войны были впервые использованы танки, химическое оружие и огнеметы. Более того, впервые от войны не осталось свободным и небо: новый князь Андрей Болконский, подняв глаза над полем битвы, мог бы увидеть в небе боевые аэропланы.
Жесткая оппозиция между массовой и модернистской культурой была во время войны если не полностью уничтожена, то значительно размыта. Особенно это касается первых месяцев войны, окрашенных в ура-патриотические тона. Тогда и модернисты, и авторы, работавшие для широкой публики, испытывали схожие чувства. Их объединяла вера в скорую победу, а также мысль о благородной миссии, выпавшей на долю Российской империи.
Подогретые пропагандой, многие люди искусства полагали, что война не продлится долго и завершится быстрым поражением Германии и ее союзников. Узнав о начале боевых действий, Корней Чуковский в своем альманахе «Чукоккала» попросил приятелей поделиться своими военными прогнозами. Эти записи сегодня поражают своим оптимизмом: «Уверен, что окончится к 25 декабря. Жду полного разгрома швабов» (Корней Чуковский). «К рождеству. Жду разгрома тевтонов» (Николай Евреинов). «Чем скорее, тем лучше — жду федеративной Германской республики» (Илья Репин).
Рассуждая о войне, многие публицисты делали особый упор на столкновении тевтонского и русского духа. Под таким углом Российская империя представала защитницей славянского единства, противостоящей германским варварам. Свою статью, напечатанную в самом популярном журнале того времени «Нива», публицист и автор многочисленных шпионских детективов Николай Брешко-Брешковский начал так: «В самом деле, разве эта вся война, пылающим заревом охватившая Европу, не является крестовым походом славянства против самодовольного, всё и вся попирающего германизма?» Показательно, что взгляд этого представителя массовой литературы разделяли утонченные символисты. Например, Валерий Брюсов в речи, напечатанной в газете «Голос Москвы», заявил: «Славянство призвано ныне отстаивать гуманные начала, культуру, право, свободу народов…» Сходно высказался еще один символист, Вячеслав Иванов, который заклеймил противников России как «наглое племя, пародирующее Рим в сколоченных наскоро подмостках импровизированной и не помнящей родства империи».
Режиссеры снимали пропагандистские военные фильмы, театральные деятели ставили лубочные агитпредставления. Тот же Мозжухин в первые годы войны сыграл главные роли в таких кинокартинах, как «Ее геройский подвиг», «Сестра милосердия», «Слава — нам, смерть — врагам», «Тайна германского посольства» и прочих в том же роде и духе. Не остались в стороне от развернувшихся событий и русские художники. В работе над патриотическими плакатами приняли участие такие разные художники, как Виктор Васнецов и Казимир Малевич, Аристарх Лентулов и Константин Коровин, Владимир Маяковский и Леонид Пастернак. При этом почти все они с охотой использовали так называемый народный стиль: кто в жанре лубка, кто в жанре размашистой батальной графики, кто в жанре подражания иконописи.
Особо следует сказать о серии из 14 литографий «Мистические образы войны», автором которой была художница-авангардистка Наталья Гончарова, которая и до начала боевых действий испытывала острый интерес к примитивному искусству, к лубку. Эта художественная форма давала возможность объединить изображение со словом и вернуться от громоздкой сложности современной культуры к простейшим эмблемам народного художественного языка. Первую мировую войну Гончарова поняла и изобразила не как битву славян с тевтонами, а как битву абсолютного Добра с абсолютным Злом. Например, в работе с показательным названем «Ангелы и аэропланы» изображено, как три ангела борются с немецкими аэропланами.
Трудно не заметить, что и многие стихотворения поэтов-модернистов, написанные вскоре после начала войны, были лишены сложной образности, так раздражавшей большинство читателей и критиков. Блок, Брюсов, Гумилев, Мандельштам словно бы вдохновились призывом автора газетных стихотворных фельетонов Николая Агнивцева:
Поэты, встаньте в общем кличе!
Довольно петь о Беатриче, —
Уже в полях свистит картечь
И реют ядра!.. — О, поэты,
Пора жеманные сонеты
Перековать на звонкий меч!
Через месяц после начала войны Александр Блок написал стихотворение «Петроградское небо мутилось дождем», которое очень сильно отличалось от его прежних произведений. Метафоры и сравнения военного стихотворения Блока предельно ясны для понимания. Их должен был уяснить как солдат, сражающийся на фронте, так и героический работник тыла: «И военною славой заплакал рожок, / Наполняя тревогой сердца» или «В этом поезде тысячью жизней цвели / Боль разлуки, тревоги любви…» Финал стихотворения, исполненный патриотического пафоса, призывает преодолеть тяжелые чувства, связанные с войной, ведь жертвы всех людей, уходящих на фронт, не напрасны.
Довоенные стихи Осипа Мандельштама часто были трудны для восприятия, поскольку поэт насыщал их отсылками к мировой культуре. Однако на начало войны Мандельштам отозвался стихотворением «Немецкая каска», лишенным исторических и литературных аллюзий и словно бы написанным для детей:
Немецкая каска, священный трофей,
Лежит на камине в гостиной твоей.Дотронься, она, как игрушка, легка;
Пронизана воздухом медь шишака…В Познáни и в Польше не всем воевать, —
Своими глазами врага увидать:И, слушая ядер губительный хор,
Сорвать с неприятеля гордый убор!Нам только взглянуть на блестящую медь
И вспомнить о тех, кто готов умереть!
Война как бы отменила литературные школы, художники самых разных направлений вдруг ввели в свой активный словарь церковнославянизмы, заговорили вычурным языком, пользоваться которым в мирное время считалось безвкусным и даже стыдным. Вот строки из военного стихотворения представительницы массовой поэзии Елены Федотовой:
Выкован крепко ваш меч заповедный,
Скосит он жатву свою, —
Словно колосья, под клич наш победный
Лягут тевтоны в бою.
А вот обращенная к России строфа из милитаристского стихотворения искушенного Георгия Иванова:
С тобою — Бог! На подвиг правый
Ты меч не даром подняла!
И мир глядит на бой неравный,
Моля, чтобы Орел Двуглавый
Сразил тевтонского орла.
Неудивительно, что тексты, созданные в первые месяцы войны, часто были пронизаны религиозными аллюзиями. К евангельским отсылкам прибегали такие разные авторы, как реалист-разночинец Леонид Андреев и эстет-дворянин Николай Врангель. «Настроение у меня чудесное, — истинно воскрес, как Лазарь… — писал Андреев. — Подъем действительно огромный, высокий и небывалый: все горды тем, что — русские… Если бы сейчас вдруг сразу окончилась война, — была бы печаль и даже отчаяние…» Ему вторил Врангель: «Мне думается, что грядущая Война, в которой все Великие Державы примут участие, — разрешение вековечного вопроса о борьбе двух начал: Божеского и человеческого».
Конечно же, не все поэты и художники откликнулись на начало войны произведениями, в которых прославлялось русское оружие. В частности, Зинаида Гиппиус уже в августе 1914 года написала стихотворение «Тише», в котором она призывала к «целомудрию молчанья». Еще более смелую позицию заняла уже в самом начале войны юная Марина Цветаева. Ее стихотворение «Германии» было датировано 1 декабря 1914 года. Начинается оно как раз с противопоставления себя патриотам — ненавистникам любимой страны:
Ты миру отдана на травлю,
И счета нет твоим врагам,
Ну, как же я тебя оставлю?
Ну, как же я тебя предам?
Дальше Цветаева воспевает великую культуру Германии: она вспоминает о Канте, Гете, Гейне и народных немецких песнях. Читателю может показаться, что эта «старая» Германия сейчас будет противопоставлена «новой», но его ожидания не сбываются. В предпоследней строфе Цветаева решается на шокирующее и страшное для того времени признание:
Когда меня не душит злоба
На Кайзера взлетевший ус,
Когда в влюбленности до гроба
Тебе, Германия, клянусь.
Однако на первом этапе военной эпопеи большинство художников придерживались кардинально иной точки зрения. Ее сформулировал Леонид Андреев в статье «Пусть не молчат поэты»: «Нельзя же в самом деле… чтобы и З. Гиппиус заранее предписывала каждому поэту: молчи! Все равно, хорошего не напишешь! Нет — пусть не молчат поэты!»
К концу 1915 года русское общество осознало, что война приобретает непредсказуемый затяжной характер. На Восточном фронте немцы в мае начали успешное наступление, а успехи русских войск были невелики. На этом фоне настроения стали заметно меняться. Эту эволюцию описал один из авторов журнала «Летопись» Владимир Базаров:
«Начинает рассеиваться тот угар, который вот уже несколько месяцев отравлял мысль нашего „общества“. Точных данных относительно размера тех опустошений, которые произвела война, нет. Но ни одна из прежних войн не затрагивала так глубоко народного хозяйства, не производила таких гигантских разрушений в экономике воюющих стран, как нынешняя „война народов“».
Теперь уже само объединение художников разных направлений, к которому в 1914 году призывал поэт-фельетонист Николай Агнивцев, стало оцениваться совсем по-другому. Не где-нибудь, а в консервативном журнале «Лукоморье» в октябре 1915 года был напечатан фельетон с выразительным заглавием «Поэзия для тугоухих». В этом фельетоне патриотические настроения, охватившие русских литераторов в начале войны, вспоминались с ядовитой и горькой издевкой:
«Великое единодушие проявила в те дни поэзия. Куда девались акмеизмы с футуризмами, как сквозь землю провалились направления, нет больше вырожденцев, нет отщепенцев, все патриоты, все спасают отечество. <…> Все говорят в один голос? Но ведь это единодушие, ведь теперь же „общерусское единение“. „Ночью все кошки серы“».
Обратим особое внимание на иронические кавычки, в которые заключено здесь словосочетание «общерусское единение». Представить такое в начальный период войны было просто невозможно.
Массовая культура и в этот период по инерции продолжала проклинать немецких захватчиков, прославлять жертвенную доблесть русских солдат и взывать к патриотическим чувствам. А о большинстве модернистов этого сказать было уже нельзя. Лучшее тому свидетельство — это пацифистские стихотворения Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского и Марины Цветаевой.
В жестких цензурных условиях имперской России одной из форм протеста модернистов против затянувшейся войны было демонстративное молчание о ней. «Я в работе своей сосредоточился совершенно сознательно на круге тем, не имеющем ничего общего с современностью…» — так в декабре 1916 года символист Андрей Белый ответил на один из вопросов анкеты «Война и творчество», которую составила газета «Утро России». А модернистский поэт Илья Эренбург констатировал в заметке, написанной для «Биржевых ведомостей»:
«Быть может, после войны кто-либо из уцелевших поэтов, сотни которых теперь сидят в окопах, молча страдая и умирая, скажет одно слово, способное взволновать тысячи сердец. Но теперешние стихи вызовут у грядущего читателя лишь раздражение и недоумение».
Смена отношения художников-модернистов к Первой мировой войне хорошо прослеживается на примере Александра Блока. В первые месяцы войны Блок полон патриотических чаяний, он отзывается на происходящее несколькими стихотворениями и издает книгу «Стихи о России». Но затем восприятие событий у поэта меняется коренным образом. В январе 1916 года он пишет своей знакомой:
«Я не понимаю, как ты, например, можешь говорить, что все хорошо, когда наша родина, может быть, на краю гибели, когда социальный вопрос так обострен во всем мире, когда нет общества, государства, семьи, личности, где было бы хоть сравнительно благополучно».
Мы видим, что между массовой и модернистской культурой вновь воздвиглась глухая стена. Причем на этот раз элитарные художники парадоксальным образом оказались ближе к народу, чем творцы массового искусства. Широчайшие слои российского населения устали от войны и были ею недовольны. Маятник общественного настроения откачнулся от сплочения вокруг царствующей династии к противоположному полюсу. Радикалы все чаще оглядывались на недавний опыт революции 1905–1907 годов, росло недовольство императорской фамилией. Политика властей только подогревала протестные настроения, которые в итоге вылились в Февральскую революцию.
Творческая интеллигенция встретила февраль 1917 года радостно: ей в очередной раз показалось, что мощной очистительной волной без остатка смыты пошлость, скука и главные социальные проблемы русской жизни. «Утренняя светлость сегодня — это опьянение правдой революции, это влюбленность во взятую (не „дарованную“) свободу, и это… в ясных лицах улицы, народа», — 1 марта 1917 года записала в дневнике Зинаида Гиппиус. Однако за Февральской революцией последовала Октябрьская, которая кардинально изменила политический режим в стране на многие десятилетия.
Это в конечном итоге привело уже не к очередному изменению баланса между массовой и модернистской культурой в России, а к решительной деформации самих этих понятий. Перед искусством была поставлена сложнейшая идеологическая задача — начать работу для совсем нового потребителя: рабочего и крестьянина. Пичкать его образцами прежней массовой культуры не рекомендовалось, ведь советский человек должен был воспитываться на высоких образцах. А к восприятию элитарной культуры новый ее потребитель был просто не готов. Мучительные, но плодотворные попытки как-то справиться с этой проблемой в итоге и привели к рождению уникального советского искусства 1920-х годов.
О праздновании нового, 1914 года Анна Ахматова позднее написала: «Приближался не календарный — / Настоящий Двадцатый Век». То есть отсчет двадцатого столетия она предлагала вести не с 1900 или 1901 года, а с начала Первой мировой войны. Действительно, эта война необратимо изменила зрение многих и многих людей и, в частности, деятелей отечественного искусства. Она задала огромные масштабы для их произведений, позволила испытать чувство небывалого патриотического подъема и столь же сильного разочарования в «русской идее». В итоге Первая мировая война сплотила художников самых разных направлений в страстном отрицании не только бессмысленных «оптóвых смертей», но и сложившегося в России исторического порядка вещей.
История русской культурыСеребряный век
Древняя Русь
IX–XIV века
Истоки русской культуры
Куратор: Федор Успенский
Московская Русь
XV–XVII века
Независимость и новые территории
Куратор: Константин Ерусалимский
Петербургский период
1697–1825
Русская культура и Европа
Куратор: Андрей Зорин
От Николая I до Николая II
1825–1894
Интеллигенция между властью и народом
Куратор: Михаил Велижев
Серебряный век
1894–1917
Предчувствие катастрофы
Куратор: Олег Лекманов
Между революцией и войной
1917–1941
Культура и советская идеология
Куратор: Илья Венявкин
От войны до распада СССР
1941–1991
Оттепель, застой и перестройка
Куратор: Мария Майофис
Радио ArzamasДжаз в СССР
Новый курс музыковеда Федора Софронова — о том, как в молодое Советское государство проник западный джаз, как он влиял на судьбы своих главных героев и как в конце концов советским джазом заинтересовался мир
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Официальный сайт Президента Кыргызской Республики
Древний периодПервые следы человеческой деятельности на территории Кыргызстана уходят в эпоху раннего или нижнего палеолита. Памятником этого времени было каменное орудие, найденное А.П.Окладниковым в 1953 году в Центральном Тянь-Шане, на левом берегу реки Он-Арча. Техника обработка каменного орудия позволяет датировать время его изготовления как 300 тысяча лет тому назад. Аналогичное изготовленное орудие выявлено в Ходжа-Бакырган-Сае на юге Кыргызстана.
Эпоха энеолита представлена только древнейшей частью рисунков, выбитых на камнях урочища Саймалы-Таш. Это грандиозный культовый центр эпохи энеолита и бронзы до средневековья.
Скотоводческие народы Средней Азии середины I тысячалетия до н.э. в источниках именовались – «саками». Это были воинственные племена, игравшие активную роль в политических событиях Центральной Азии I тысячалетии до н. э.
В III веке до н.э. на территории Центральной Азии господствовала империя гуннов. В 201 году до н.э. Модэ (Маодунь) подчинил владение Гэгунь (Кыргыз), которое располагалось тогда в Восточном Тянь-Шане. Правление Маодуня стало важной изначальной вехой в истории кыргызского народа: в китайской летописи в 201 г. был впервые упомянут этноним «кыргыз».
Преемниками саков стали усуни. Заняв Семиречье, Джунгарию и Центральный Тянь-Шань, они создали здесь один из древнейших государств. Усунский правитель кюнбаг в 71 году до н.э., в союзе с Ханской империей, нанес гуннам сокрушительное поражение. В то время часть Кыргызстана входила в состав государства Давань в Ферганской долине. Давань (по древнеперсидским источникам – Паркана) был густонаселенной страной. Особенно славились ферганские кони, которых Китай стремился заполучить их для своей конницы. В 104–99 годах до н.э. Давань отстояло независимость в борьбе с Ханской империей.
В середине VI века на Алтае образовался Тюркский каганат (551-744). В 70-х годах VI века он достиг вершины могущества, территория его простиралась от Хингана до северокавказских равнин, от верховьев Енисея до верховьев Аму-Дарьи. В 603 году произошел официальный раздел Тюркской державы на Восточный и Западный каганаты.
Западнотюркский каганат (603–704) занимал обширную территорию – от Восточного Туркестана, предгорья Тянь-Шаня и Семиречья до Северного Кавказа. Админстративно-политическим и главным торговым центром был г.Суяб (развалины Ак-Бешим близ г.Токмак).
С распадом западнотюркского каганата на территории Кыргызстана существовал Тюргешский каганат (704–746), в 746 году в него вторгаются карлуки. Государство карлуков состояло из сильного союза кочевых племен.VIII– IX вв. ознаменовался господством Карлукского каганата на Семиречье и Тянь-Шане. В этот период в Южной Сибири начало возвышаться государство Енисейских кыргызов. В результате 20-летней войны с уйгурами (820–841), кыргызы разгромили их. Разгром Уйгурского каганата и завоевание обширных территорий Центральной Азии привело к созданию Великого Кыргызского каганата.
С образованием Караханидского каганата (X– нач. XIII в.в.) на территории Кыргызстана начала распространяться исламская культура. Это означало бурный подъем городской культуры, письменности, литературы и истории. Великие мыслители Жусуп Баласагуни и Махмуд Кашгари творили свои бесценные произведения.
С завоеванием Чингиз ханом Средней Азии образовался улус Чагатая. За ним следовала государство Хайду и Моголистан. В период существования Моголистана на историческую арену вышли кыргызы. Моголистанский историк Мухаммед Хайдар назвал их «дикими львами Моголистана», что свидетельствует об их политическом превосходстве в названном регионе.
Во второй половине XV–XVI вв. кыргызы окончательно обрели свой нынешний этнический облик и в основном занимали территории Тянь-Шаня и Памиро-Алая.
Начиная с середины XVII до середины –XVIII вв. кыргызы отстаивали свою независимость в связи нашествием Джунгарского ханства.
В середине 60-х годов XVIII в. южные кыргызы, а затем в 20–30-е годы XIX в. северные кыргызы, попадают под влияние Кокандского ханства. В конце XVIII и начале XIX вв. северокыргызские племена начали самостоятельно установливать контакт с Россией. В 1785 г. первых представителей в Россию отправил сарыбагышский бий Атаке баатыр. 1855 году племя бугу приняло Российское подданство, что означало начало процесса присоединения Кыргызстана. В 1868 году северная часть Кыргызстана окончательно присоединилась к России, а южная была завоевана после подавления антикокандского восстания 1876 г.
В 1867 г. в Кыргызстане начало действовать админстративно-территориальное управление России. Переселенческая и налоговая политика царизма усиливала национальный и экономический гнёт. Первое антиколониальное выступление народов Средней Азии произошло в Ферганской долине в 1898 г. в г. Андижане.
Процесс присоединения привел к постепенному изменению экономического и хозяйственного уклада кыргызов. Началось изучение географии, природы, истории и культуры кыргызского народа, что является прогрессивным явлением. Однако колониальная политика царизма привела к восстанию 1916 г. закончившегося трагедией.
Советский периодОктябрьская революция (1917г.) в России, утверждение социалистического строя, права народов на самоопределение и образование СССР, стали переломным историческим этапом в истории Кыргызстана.
С образованием Кара-Киргизской автономной области (14 октября 1924 г.) началось развитие кыргызской государственности советского типа, что позволило без политических осложнений приобрести полный суверенитет в 1991 году.
Эпоха социализма преобразила Кыргызстан, сделала его индустриально-аграрным. Многоотраслевая промышленность, строительная индустрия и строительство, транспорт, связь, технически оснащенное сельское хозяйство, торговля и другие виды услуг стали органичными составными частями единого народнохозяйственного комплекса республики. В целом успешно решалась проблема занятости трудовых ресурсов, поднялся материальный уровень жизни населения.
Особенно развивался топливно-энергетический комплекс, в котором на долю угольной промышленности в 80-е годы приходилось до 40% добываемого в Средней Азии угля. Успешно развивались энергетический комплекс, цветная металлургия, ведущее место в которой заняло производство сурьмы, ртути, редкоземельных и других цветных металлов. Сурьма Кадамжайского комбината являлась эталоном качества на международном рынке. Продукция Хайдарканского ртутного комбината поставлялась более чем в 40 стран мира. Ведущую роль в сельском хозяйстве играло животноводство. Кыргызстан занимал третье место в СССР по абсолютным показателям производства продукции овцеводства, уступая только РСФСР и Казахстану.
По темпам роста произведенного национального дохода Кыргызстан опережал такие союзные республики, как Украина, Казахстан, Литва, Молдова, Туркмения и Эстония. Возникали и благоустраивались города и населенные пункты, а научно-техническая революция стала элементом не только индустриального развития, но и социальной составляющей.
Следует отметить и тот факт, что в победу в Великой Отечественной войне свой достойный вклад внес и народ Кыргызстана; в действующую армию было направлено 360 тыс. кыргызстанцев. Они мужественно сражались на всех фронтах, 73 были удостоены звания Героя Советского Союза, 21 награжден орденом Славы трех степеней. Кыргызстан стал надежным бастионом единого военно-хозяйственного организма страны, эвакуированные предприятия не только восстановились, но и расширили свою производственную мощь.
Одним из главных направлений культурного строительства стала ликвидация неграмотности, создание новой системы образования, успешно функционировали вузы и средне-специальные учебные заведения, готовившие квалифицированные кадры. В становлении и развитии науки большую роль сыграл Киргизский филиал АН СССР (1943), получивший статус Академии наук республики в декабре 1954 года.
Национальная профессиональная литература начинается с создания письменности на кыргызском языке. Особое место в национальной и мировой литературе принадлежит Ч. Айтматову, произведения которого переведены на более чем 80 языков народов мира. Успешное развитие получило профессиональное кыргызское искусство – театральное, музыкальное, изобразительное и кинематография.
Вместе с несомненными позитивами, советский период отмечен негативами тоталитарного режима, приведшего к трагедии многих человеческих судеб.
Независимый КыргызстанС 1991 года, после распада СССР, открывается новая страница в многовековой истории кыргызского народа. 31 августа Кыргызстан объявил себя суверенным государством и начался этап реформирования. Прежний тоталитарно-авторитарный режим КПСС был заменен авторитарно-демократическим. Внедрялись принципы демократического управления, вместо так называемой общенародной собственности (государственной) были внедрены разные формы собственности с приоритетом частной. Плановая экономика заменена рыночной, прежде социально однородное общество резко дифференцировалось. Коммунистическая идеология уступила буржуазно-либеральной, коллективистское сознание вытеснилось индивидуалистским.
В общественно-политическом плане республика приобрела все атрибуты государственности, стала равноправным членом мирового сообщества. Однако разрыв хозяйственных связей бывшего СССР негативно отразился на социально-экономическом положении республики. В связи с нарастанием инфляционного процесса в 1993 году вводится национальная валюта (сом), что позволило ей вести самостоятельную финансовую и денежно-кредитную политику. В том же году принимается первая Конституция суверенного Кыргызстана. Однако недоработки рыночных реформ привели к высокому дефициту государственного бюджета и республика становится аграрно-индустриальной, а около половины населения находится за чертой бедности.
Высокая степень коррупции, резкая дифференциация общества, криминализация, авторитаризм власти дважды приводит Кыргызстан к свержению существующего режима власти (24 марта 2005 и 7 апреля 2010 гг.). После переходного Временного правительства в Кыргызстане устанавливается парламентская республика; Жогорку Кенешу предоставляется широкие полномочия.
Сложная социально-экономическая ситуация заставляет Кыргызстан проводить многовекторную политику, он налаживает необходимые контакты с целью притока в республику соответствующих инвестиций. Он становится членом Организации Объединенных Наций (ООН), Всемирной Торговой Организации, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), ЮНЕСКО, Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), Организации Исламского Сотрдуничества (ОИС), Организации Экономического Сотрудничества (ОЭС), Совета Сотрудничества Тюркоязычных Государств (ССТГ), предпринимает интеграционные шаги в Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество, налаживает связи не только со странами ближнего, но и дальнего зарубежья.
В духовной жизни суверенного Кыргызстана также произошли значительные изменения, вызванные процессом демократизации. В связи с этим принимается ряд законов в сфере образования для адаптации ее к рыночным отношениям. Негативные последствия экономического кризиса отразились на деятельности научных учреждений, но они, в том числе и Академия наук, все же пытаются адаптироваться в этих сложных условиях и концентрируются на решении приоритетных направлений развития науки. Для духовного возрождения общества огромное значение имеет бережное отношение к культурному наследию, в частности, к шедевру устного народного творчества – эпосу «Манас».
Однако нельзя не отметить того факта, что негативные процессы особенно коснулись сферы культуры, которая практически выживает за счет спонсорства международных организаций. Тем не менее государство, несмотря на определенные трудности, все же приняло ряд мер по созданию ее нормативно-правовой базы.
Столетие Первой мировой войны | Национальный архив
Артиллерийский расчет штабной роты полка 23-го пехотного полка ведет огонь из 37-мм орудия во время наступления на укрепленные позиции немцев. Посмотреть в Каталоге.
After remaining neutral for three years, the United States reluctantly entered what was supposed to be "The War to End All Wars." By declaring war on April 6, 1917, President Woodrow Wilson committed the nation to join the other Allied countries in their efforts to defeat the German-led Central Powers. The National Archives commemorates this 100th anniversary of the United States entry into World War I. As the largest repository of American WWI records, we invite you to browse the wealth of records and information documenting the U.S. experience in World War I, including photographs, documents, audio visual recordings, educational resources, articles, blog posts, lectures and events.» data-version=»1″>
В качестве крупнейшего хранилища американских записей о Первой мировой войне Национальный архив приглашает вас просмотреть множество записей и информации, документирующих опыт США в этом конфликте, включая фотографии, документы, аудиовизуальные записи, образовательные ресурсы, статьи, сообщения в блогах, лекции. и события.
6 апреля 2017 года исполняется 100 лет со дня вступления Америки в Великую войну. Сохраняя нейтралитет в течение трех лет, Соединенные Штаты неохотно вступили в то, что должно было стать «войной за прекращение всех войн». Объявив войну, президент Вудро Вильсон обязал нацию присоединиться к другим странам-союзникам в их усилиях по разгрому центральных держав, возглавляемых Германией.
Что происходит?
Узнайте о наших текущих программах и выставках, связанных с Первой мировой войной.
Ресурсы для преподавателей
Преподавание с использованием документов Первой мировой войны с помощью нашего инструмента DocsTeach.
Генеалогические ресурсы
Узнайте о наших записях, касающихся отдельных лиц.
Журнал «Пролог»
Читайте статьи о Первой мировой войне, взятые из наших запасов.
Пометьте и расшифруйте
Станьте гражданином-архивариусом для наших архивов времен Первой мировой войны.
Темы Первой мировой войны
Ознакомьтесь с дополнительными записями, информацией, статьями и ресурсами в Национальном архиве, организованными по предметным областям.
Хронология Первой мировой войны
Хронология
Дополнительные ресурсы
Начните свое исследование с этих обзорных руководств и ресурсов Первой мировой войны из Национального архива. Выделенные здесь записи представляют собой небольшую часть фондов Национального архива, многие из которых еще не оцифрованы. Свяжитесь с Национальным архивом, чтобы спланировать исследовательский визит.
Американская неофициальная коллекция фотографий Первой мировой войны, 1917–1918 гг.
Военные записи: записи Первой мировой войны в Национальном архиве в Сент-Луисе
Исследуйте дополнительные ресурсы, задавайте вопросы и получайте помощь в исследованиях на History Hub
Франклин Д. Рузвельт, Документы помощника министра военно-морского флота, 1913-1920 | Президентская библиотека и музей Франклина Д. Рузвельта
Серия отчетов по внешней политике времен Первой мировой войны, блог The Text Message
Выставка «Первая мировая война: история солдата» в Google Cultural Institute
Управление по контролю за продуктами питания США, женщины и Великая война: выставка Пенсильванского поезда по сохранению продуктов питания в Google Cultural Institute
Что люди спрашивают на History Hub о записях Первой мировой войны?
- личные дела военнослужащих — когда вы можете получить доступ к их личным делам
- Пытаюсь найти записи отца, раненого 4 августа 1918 года во Франции
- Можно ли найти трудовые книжки моей семьи?
- Ищу записи 36-й дивизии, 111 инженеров Первой мировой войны.
- Ищу родственника, который был медсестрой во время Первой мировой войны.
больших обязанностей и новая глобальная власть | Национальный музей Второй мировой войны
Верхнее изображение: Президент Трумэн с членами кабинета и другими официальными лицами в кабинете Белого дома. Предоставлено Национальным управлением архивов и документации, 200610.
Последствия Первой мировой войны подтвердили важность изоляционизма для многих американцев. «Война за прекращение всех войн» в конечном итоге не оправдала своего названия, и американцы опасались снова ввязываться в иностранные конфликты. До начала Второй мировой войны идея Соединенных Штатов как ведущей мировой державы не была амбицией американских политиков. Большинство американцев по-прежнему довольствовались тем, что эту роль выполняли другие державы, такие как Великобритания. Однако к концу Второй мировой войны Соединенные Штаты стали одной из двух ведущих мировых держав наряду с Советским Союзом, который пережил столь же неожиданный приход к власти. Вдали от изоляционизма, который характеризовал глобальную политику США, сразу после Второй мировой войны у американских политических и экономических лидеров возникло явное желание защитить эту новообретенную силу и закрепить за Соединенными Штатами статус лидера «свободного мира».
Растущая сила доллара
В конце девятнадцатого века британский фунт был более чем в два раза дороже своего ближайшего конкурента, включая французский франк и немецкую марку. Американские доллары не могли конкурировать с европейскими валютами. Сила британского фунта стерлингов продолжала сохраняться, но его предпочтение в качестве стандартной валюты для мировой торговли со временем ослабевало. Ученые-экономисты Мензи Чинн и Джеффри Франкель утверждали, что слабеющая сила британского фунта стерлингов, пострадавшая от двух мировых войн и глобальной экономической депрессии, позволила американскому доллару превзойти некогда сильную британскую валюту. К 1945 статус доллара и фунта существенно изменился. За несколько десятилетий Соединенные Штаты превратились из изоляционистской, замкнутой в себе державы с минимальным присутствием на мировой арене в экономический центр, контролирующий самую ценную валюту на международных рынках. Как произошло такое замечательное преображение?
Десятилетия до начала Первой мировой войны выявили признаки укрепления экономики США. Общий размер американской экономики превзошел Великобританию еще в 1872 году и продолжал расти. Как указывали Чинн и Франкель, после 1914, «США перешли от чистого должника к чистому кредитору, в то время как Великобритания двигалась в противоположном направлении. Это во многом было связано с британскими заимствованиями у Соединенных Штатов для ведения Первой мировой войны». В последующие годы экспорт США опережал экспорт Великобритании. Доллар сохранял стабильность в 1920-х годах, превратившись в основную международную валюту, но из-за глобальной депрессии 1930-х годов фунт сохранил доминирующее положение в качестве ключевой валюты межвоенного периода. Однако к концу Второй мировой войны фунт уже не мог конкурировать. Войны, деколонизация и снижение экономической мощи за рубежом нанесли продолжительный удар по Соединенному Королевству и открыли новую эру американского доминирования на арене глобального влияния и экономической мощи.
Арсенал демократии, созданный Франклином Д. Рузвельтом, когда Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну, оказался ценным вложением в американскую экономику. К 1945 году Соединенные Штаты производили более половины производимых товаров в мире. Экспорт США составлял более одной трети всего мирового экспорта, а Соединенные Штаты владели примерно двумя третями имеющихся золотых резервов. Внезапное появление этой новой экономической мощи наложило на Соединенные Штаты ряд новых обязанностей. Действия американских лидеров больше не будут затрагивать только граждан Соединенных Штатов. Такие действия имели далеко идущие последствия во всем мире.
Бреттон-Вудская конференция
Растущая экономическая мощь Соединенных Штатов оказалась в центре внимания еще до окончания Второй мировой войны. Во время конференции, проходившей в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Гэмпшир, с 1 по 22 июля 1944 года, делегаты из 44 стран встретились, чтобы обсудить послевоенный мировой порядок и установить новую международную валютную систему. Эта конференция была проведена с целью избежать новой глобальной экономической депрессии, подобной той, что произошла в межвоенный период. Теория о том, что партнерство, построенное на торгово-экономических связях, поможет предотвратить развязывание новой мировой войны, привела к созданию новой Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк. И МВФ, и Всемирный банк были созданы в Вашингтоне, округ Колумбия, и эти организации стремились отслеживать движение, использовать средства между странами и предоставлять ссуды странам, испытывающим экономические трудности. На Бреттон-Вудской конференции обменные курсы были привязаны к золотым резервам, и, поскольку Соединенные Штаты владеют большей частью золотых резервов в мире, доллар стал новой резервной валютой для международной торговли и торговли. В то время как МВФ должен был следить за поддержанием этой новой глобальной экономической системы, Соединенные Штаты и доллар стали экономическими знаменосцами послевоенного мира.
Организация Объединенных Наций
Ведущая роль, занимаемая Соединенными Штатами после Второй мировой войны, возросла благодаря созданию Организации Объединенных Наций в 1945 году. Собравшись в Сан-Франциско, делегаты из 50 стран разработали устав этой новой международной организации, основанной предотвратить начало новой мировой войны. Позже к ней присоединилась Польша, в результате чего число стран-основателей достигло 51. После согласования Устава ООН и Организация Объединенных Наций официально начала свое существование 24 октября 19 года.45.
Плакат «Мы, народы Организации Объединенных Наций» любезно предоставлен Национальным управлением архивов и документации, 516086.
ООН основывалась на идее президента США Вудро Вильсона о Лиге Наций, созданной после Первой мировой войны. Основана на американской идее и продвигается Рузвельта на конференциях, проводимых между союзными державами во время Второй мировой войны, Соединенные Штаты подписали Устав ООН как один из ее самых влиятельных членов. Соединенные Штаты стали одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, и Соединенные Штаты продолжают оставаться одним из крупнейших финансовых доноров Организации Объединенных Наций.
План Маршалла
Выйдя из Второй мировой войны в качестве ведущей державы, Соединенные Штаты взяли на себя активную роль в восстановлении разрушенных войной городов, оставшихся после этого беспрецедентного конфликта. Отказавшись от своей прежней роли изоляционистской державы, лидеры США разработали План послевоенного восстановления Европы (ERP) , который вложил более 13 миллиардов долларов в восстановление Западной Европы. Возглавляемая госсекретарем Джорджем Маршаллом инициатива, известная как « План Маршалла » помог укрепить экономическую мощь и международную известность Соединенных Штатов после Второй мировой войны. В отличие от изоляционизма, который доминировал во внешней политике США после Первой мировой войны, план Маршалла подтвердил, что Соединенные Штаты сохранят свою активность и активность на мировой арене. Соединенные Штаты подошли к восстановлению западноевропейской экономики как к инвестиции в сохранение мира и защиту рынков для американских товаров. Основное убеждение, лежащее в основе плана Маршалла, заключалось в том, что страны, которые торгуют вместе, с меньшей вероятностью будут вести войну друг против друга.
Восстановление истерзанных войной стран Западной Европы не только помогло избежать очередной экономической депрессии, но и способствовало обострению конкуренции за мировое господство между США и СССР. Возникающий конфликт между капиталистическими и коммунистическими странами подпитывал желание американских лидеров предотвратить присутствие коммунизма в Западной Европе в пользу капиталистических авантюр. Как бы Соединенные Штаты ни инвестировали в восстановление экономических рынков для продвижения своих товаров и предотвращения новой глобальной войны, план Маршалла послужил каналом для распространения капитализма по Западной Европе, препятствуя глобальному могуществу и влиянию. Советского Союза.
Джейкоб А. Малик (Р. СССР) из Совета Безопасности ООН, голосует. Предоставлено Национальным архивом, 541950.
Аналогичные проблемы повлияли на усилия по реструктуризации японской экономики после периода наказаний и правительственной реформы под руководством генерала Дугласа Макартура, главы Верховного командования союзных держав (SCAP) в Японии. Поскольку Китай находился на пороге коммунистической революции, SCAP стремился перестроить промышленный сектор Японии таким образом, чтобы ограничить военную мощь и предотвратить рост коммунист интересы. Часть послевоенной экономической реструктуризации включала роспуск крупных японских бизнес-конгломератов, известных как zaibatsu . дзайбацу , контролируемое лишь несколькими известными семьями, обладало монополией на большую часть имперской японской экономики, особенно в промышленном секторе. Чтобы обеспечить контроль над восстановлением и реструктуризацией японской промышленности, SCAP начал атаку на дзайбацу , вынудив роспуск этих семейных монополий и передав большую экономическую власть малым предприятиям и японским фермерам. Однако эти прогрессивные шаги также усилили опасения, что коммунизм может утвердиться в Японии. В то время как план Маршалла был направлен на предотвращение возникновения последующих войн, а также на предотвращение коммунистического влияния со стороны Советского Союза, начало 9-го0079 Корейская война в 1950 году обеспечила капиталистический импульс для японской промышленности, к которому стремились американские лидеры, поскольку Япония стала основным поставщиком товаров для сил ООН на протяжении всей войны.
«Новые рынки и отрасли»
Инвестируя в восстановление стран, опустошенных Второй мировой войной, Соединенные Штаты создали новые рынки для экспорта американских товаров. Такие продукты, как Coca-Cola, стали желанными товарами за рубежом и способствовали экспорту американской культуры. Спрос на товары американского производства — наряду с перемещением людей американскими коммерческими авиалиниями, такими как Pan Am, или путешественниками, останавливающимися в управляемых американцами отелях за границей, таких как сеть Hilton, — сделал Соединенные Штаты мировой экономический лидер . Доминирование американской экономики на мировом рынке после Второй мировой войны внесло существенные изменения в образ жизни американцев. Новое процветание привело к возникновению потребительского общества по всей территории Соединенных Штатов, где формирующийся средний класс охотно покупал такие товары, как автомобили и телевизоры. Экономический бум, последовавший за Второй мировой войной, не только изменил повседневную жизнь американцев, но и сделал Соединенные Штаты как культурным лидером за рубежом, так и экономическим лидером среди всех других стран.
Понравилась эта статья? Подробнее читайте в нашем онлайн-классе.
Из коллекции в класс: преподавание истории в Национальном музее Второй мировой войны.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Участник
Кристен Д. Бертон, доктор философии
Кристен Д. Бертон — специалист по программам для учителей и учебным планам в Национальном музее Второй мировой войны в Новом Орлеане, штат Луизиана.