«Ставить Южную Осетию в один ряд с Донбассом оскорбительно». Можно ли сравнивать события 2008 и 2022 годов?
Накануне президентских выборов в самопровозглашенной Южной Осетии нынешний глава республики Анатолий Бибилов заявил, что готов провести референдум по вхождению в состав России, после чего Южная Осетия объединится с Северной.
С подобными инициативами он выступал и ранее, еще будучи спикером парламента, – это также было перед выборами, которые он в итоге и выиграл. Кремль на новое заявление Бибилова отреагировал сдержанно, отметив, что не предпринимает никаких действий для включения в состав России самопровозглашенной республики.
Кавказ.Реалии поговорил с экспертами из Тбилиси, Цхинвали и Владикавказа, чтобы узнать, насколько вероятно, что геополитическая картина Закавказья может в ближайшее время измениться, что общего между событиями августа 2008-го и февраля 2022 года, а также может ли Грузия применить силу для решения территориального спора.
«Ошибка Саакашвили»Люди, которые сравнивают Южную Осетию с самопровозглашенными территориями на юго-востоке Украины, абсолютно не понимают, что такое международное право, объясняет политический обозреватель Руслан Тотров.
Руслан Тотров«Когда развалился Советский Союз, было так называемое окно возможностей, когда Грузии как суверенного государства, признанного ООН, еще не существовало. В то же время определенные части Грузии – Южная Осетия и Абхазия – заявили о своем выходе из Грузинской АССР Советского Союза, – рассказывает Тотров. – Это международный казус и прецедент, но с точки зрения правового континуитета (теория и практика в международном праве о непрерывности государства как субъекта международного права и непрерывности международных государственных обязательств. – Прим.) все тогда было выполнено безупречно».
Тотров говорит, что сторонникам независимости Южной Осетии было важно выстроить возможный диалог в правовом поле, и это ключевое отличие действий местных властей от непризнанных «ДНР» и «ЛНР».
«В Донбассе на ровном месте создаются сепаратистские настроения и устраивается заваруха – и кто-то еще смеет Южную Осетию ставить в один ряд с непонятными территориями. Для меня, как для осетина, как для человека, который считает, что впервые за 800 лет появилось суверенное государство осетин, оскорбительно, когда мою страну стараются принизить до этого уровня. Более того, это часто делает сам президент Анатолий Бибилов, что, на мой взгляд, является одним из главных показателей, что это случайный человек у власти», – говорит Тотров.
По мнению эксперта Центра стратегического анализа и института Центральной Европы Томаша Баранца, в отличие от вторжения в Украину, масштаб подготовки России к югоосетинскому конфликту – не с военно-стратегической точки зрения, а с точки зрения работы с местным населением и международной общественностью – был совсем разным.
В той же Словакии люди с пророссийскими настроениями сейчас осуждают это вторжение
«Как началась война в 2008 году? Постепенной эскалацией напряженности между Россией и Грузией, а также усилением сепаратистских настроений, – объясняет Баранец. – Все это достигло того уровня, когда президент Саакашвили отправил армию в Южную Осетию обстреливать Цхинвали. Грузинские войска штурмовали город и входили в него. И реакцию на это российской армии мы знаем. В результате у Кремля появилась возможность поддерживать нарратив о том, что он там защищал мирных жителей».
По мнению Баранца, именно решительный шаг Саакашвили помог убедить и большую часть российского населения, и даже страны Запада в необходимости силовых методов.
«В этот же раз Кремль начал свои действия внезапно. Попытка подготовить почву, утверждая, что украинцы хотят взять обратно Донбасс, была, – говорит эксперт. – Но мы не наблюдали постепенного создания напряженности, чтобы спровоцировать украинцев. Может, по отношению к россиянам Кремль был способен поддерживать эту легенду, но по отношению к Западу – нет. В той же Словакии [например] люди с пророссийскими настроениями сейчас осуждают это вторжение».
Рассуждая о том, почему в 2008 году Запад выступил только лишь с осуждением действий России, но не стал вводить санкции, Баранец выделяет несколько факторов.
Ситуация развилась очень быстро, это в целом был шок
«Один из них очень простой – война длилась несколько дней, и Запад просто не успел отреагировать, – указывает собеседник. – Было и другое отношение к режиму Владимира Путина по сравнению с 2014-м или с 2022 годом. Думаю, что и действия Саакашвили в Цхинвали сыграли свою роль, хоть Запад и понимал, что это провокация России, какой-то замысел Кремля. Но ситуация развилась очень быстро, это в целом был шок. И нужно было какое-то время, чтобы узнать, что происходит, среагировать и создать план, а о происходящем стало известно, когда война уже заканчивалась».
Баранец отмечает, что в 2008 году случаев уничтожения инфраструктуры и число жертв было гораздо меньше, чем сейчас в Украине. Кроме того, в Южную Осетию не успели приехать все журналисты, и поэтому «не было того психологического эффекта, когда видишь столько убитых людей».
«В принципе Запад после решения Саакашвили пойти на Цхинвали, наверное, решил, что это политика перезагрузки, что это такой эксцесс, что все наладится. А после 2014 года он стал понимать, что это не эксцесс, а систематическая политика Кремля по отношению к соседним странам», – резюмирует Баранец.
Действия России в 2008 году и сейчас отличаются прежде всего масштабами, считает эксперт грузинского центра стратегического анализа Гела Васадзе.
«Тогда удалось убедить общественность, что вторжение в Грузию было исключением, что это не [президент России Владимир] Путин, а Михаил Саакашвили такой негодяй, – рассуждает эксперт. – Кроме того, в Грузии не стояло задачи геноцида. Сейчас же (имеется в виду война в Украине. – Прим.) цель была поставлена абсолютно четко поставлена – в программных речах Путина говорилось, что украинской нации не существует и что украинский язык – не самостоятельный».
Гела ВасадзеВасадзе отмечает, что когда в 2008 году Россия напала на Грузию, Запад не увидел для себя никакой угрозы, а когда Россия напала на Украину, стало понятно, что следующий – именно он.
Югоосетинский депутат Давид Санакоев согласен с такой точкой зрения, он считает, что сейчас санкции «приобрели более жесткие формы еще и потому, что Украина находится ближе к центру Европы».
Бриллиантовый дым российского бизнеса«Грузия с самого начала присоединилась к полному пакету международных санкций в отношении РФ, потому что не могла по-другому, – указывает Васадзе. – Если бы не присоединилась, сама бы попала под санкции. Но наш премьер постоянно повторяет: «Мы не будем вводить свои санкции». Меня терзают смутные сомнения, что ведутся переговоры в обход санкций. На протяжении 10 лет шла диффузия российского бизнеса с грузинскими фамилиями, сейчас для него настал звездный час. Бриллиантовый дым – как у Воробьянинова. Время делать деньги. И тут прилетает такой «нежданчик» – война».
Васадзе подчеркивает, что грузинская риторика вокруг санкций никак не связана с российскими туристами.
«Вы что, думаете все эти «тойоты» и «макдональдсы» ушли с российского рынка только по моральным соображениям? Конечно, репутационные потери очень важны для этих компаний, но они их как-нибудь потерпели бы, если бы не главная причина. Закончился российский рынок! Он схлопывается, – утверждает Васадзе.
Даже при идеальном варианте развития событий, если Россия сейчас отведет войска и вернет Украине Крым и Донбасс, улучшения уже не произойдет, считает эксперт.
Если бы два месяца назад мне сказали, что Макрон предлагает отказаться от российской нефти, я бы решил, что этот человек сумасшедший
«А куда девать детей Мариуполя? А куда девать жителей Бучи, Гостомеля и Ирпеня? Причем это только условные названия – такое творилось во всех оккупированных городах. Мир изменился, поделился на черное и белое. Макрон призвал отказаться от закупки российской нефти и угля – если бы два месяца назад мне об этом сказали, я бы решил, что этот человек сумасшедший», – говорит Васадзе.
Томаш Баранец, рассуждая о санкциях, обращает внимание, что Грузия имеет свою историю конфликта с Россией, который «хорошо для нее не закончился».
«Есть нарратив, который создала партия «Грузинская мечта». Он прагматичный — не пророссийский, но уже не такой прозападный. И он должен приносить какую-то пользу. И если бы сейчас после вторжения России в Украину «Грузинская мечта» ввела какие-то санкции, она призналась бы, что их политика была неправильной. А это противоречит основам, на которых эта партия построена», – говорит Баранец.
«Единственный засаленный козырь»Серьезные разговоры о вхождении Южной Осетии в Россию могут быть только в Москве, но никак не в самой самопровозглашенной республике, считает Васадзе.
«Если операция по присоединению этой территории удастся, то, соответственно, Москва возьмет на себя конкретные обязательства ее содержать. В России сейчас наступают, мягко говоря, трудные времена. Вряд ли при Путине, но после него перед руководством России сразу же встанет вопрос: «А зачем нам эта территория?» И первым, от чего откажется Россия, будет Южная Осетия», – уверен эксперт грузинского центра стратегического анализа.
По мнению Руслана Тотрова, президент Бибилов использует любую возможность, чтобы остаться у власти, и действует по проверенной схеме.
Если Бибилов проведет референдум, никаких санкций Россия на него не давала, – это все бибиловские игры
«Он как та мышь, которая в крынке масло сбивает, чтобы не потонуть. Он ведь провернул этот фокус на прошлых выборах, – вспоминает осетинский политолог. – У Бибилова тогда была программа «Пять шагов в Россию», хотя с самого начала было очевидно, что это трюк, профанация. Сейчас он снова вытаскивает из рукава один-единственный засаленный козырь, который у него остается. [Президент] играет на самых тонких струнах осетинской души – не секрет, что население Южной Осетии хочет в состав России, это без референдума понятно. Даже если он референдум проведет, никаких санкций Россия на него не давала, поэтому это все бибиловские игры».
Собеседник обращает внимание, что сам факт, когда президент суверенного государства, каким себя считает Южная Осетия, хочет этот суверенитет «растоптать и вручить другой стране», является нонсенсом.
«Я полагаю, что Бибилов вполне искренне хочет, чтобы присоединение к России произошло, потому что у него нет осетинского национального самосознания вообще. Все, о чем он говорит, это так называемый «русский мир». Он не живет интересами осетинского народа и не понимает, что его интересы могут существовать в отрыве от так называемого «русского мира», – объясняет Тотров.
По его мнению, Бибилов прежде всего русский офицер, который оказался во главе осетинского государства, но, как считает политолог, находится не на своем месте «географически».
Анатолий БибиловПо мнению депутата Давида Санакоева, президент Южной Осетии действительно эксплуатирует идею присоединения республики к России еще с 2014 года.
Давид Санакоев«Перед президентскими выборами 2017 года Леонид Тибилов (бывший президент Южной Осетии. – Прим.) и Анатолий Бибилов подписали соглашение, что не будут использовать эту риторику во время выборов, а избранный президент просто проведет референдум. Но Бибилов благополучно забыл про это и вспомнил только сейчас, потому что его рейтинг близок к нулю», – говорит Санакоев.
В то же время реакция и Министерства иностранных дел России, и Администрации президента четко дает понять, что вопрос вхождения Южной Осетии в состав РФ не актуален на сегодняшний день, подчеркивает Санакоев. Однако, как заявил Томаш Баранец, в отличие от предыдущих случаев Москва в этот раз отреагировала намного мягче на риторику Южной Осетии.
«С одной стороны, ничего не изменилось: Бибилов сделал такое заявление, чтобы повысить свои шансы на выборах. Но Москва тоже не хочет терять свой стратегический инструмент по отношению к Грузии. Грузия – главный приз, который хочет Кремль. В то же время заявление Бибилова было достаточно аккуратным, чтобы как-то не дестабилизировать ситуацию в де-факто Южной Осетии», – объясняет Баранец.
Эксперт предполагает, что есть и второе объяснение происходящему – Бибилов мог сделать это заявление, получив поддержку Москвы, готовой допустить аннексию Южной Осетии.
Югоосетинская оппозиция атакует Бибилова за то , что он не смог выстроить отношения с Кремлем
Югоосетинская оппозиция атакует Бибилова за то , что он не смог выстроить отношения с Кремлем. «В таком случае это означает очень высокий уровень паники и страха в Кремле. Конечно, это была бы кратковременная пропагандистская победа, мол, мы присоединили другие регионы в то время, как Россия имеет большие проблемы в Украине. Но эффект от этой победы будет длиться недолго — Москва так потеряет очень важный стратегический инструмент по привлечению Грузии в свою сферу влияния и «Грузинскую мечту». Кремль так провалит план, над которым работал много лет», – продолжает Баранец.
Эксперт считает, что есть и третье объяснение происходящему – «из разряда теории заговоров».
«Будет де-факто референдум, а после Россия скажет, что она уважает волеизъявление югоосетинских граждан, но еще не время для присоединения, – говорит Баранец. – В таком случае это будет проблема для Бибилова – югоосетинская оппозиция его и так постоянно атакует за то, что он не смог выстроить хорошие отношения с Кремлем», – считает Баранец.
От такого развития событий выиграла бы «Грузинская мечта», которая могла бы сказать, что Россия готова была аннексировать Южную Осетию, но прагматические отношения помогли предотвратить этот сценарий, считает Баранец.
«Россия может вернуться и отомстить»Среди возможных вариантов развития событий в Закавказье некоторые эксперты назвали открытие второго фронта и восстановление территориальной целостности Грузии силовым путем сейчас, когда Россия занята Украиной.
Зачем возвращать контроль над территориями, которые в общем-то потом некуда девать?
«Но первый вопрос – это зачем, а второй вопрос – как. Военный конфликт возможен только в случае нападения на Грузию. А нечем! Все в Украине и там же будет утилизировано. Тем более сейчас вообще это бессмысленно. Зачем возвращать контроль над территориями, которые в общем-то потом некуда девать?» – говорит Васадзе.
По мнению Руслана Тотрова, в официальном Тбилиси прекрасно понимают, что силовой метод решения проблемы будет смертоубийственным.
«Судя по нынешней риторике Тбилиси, можно говорить, что определенный урок эти люди выучили. И это не комплимент, а предостережение нам, осетинам, о том, что грузинские политики намного гибче и маневреннее, чем их предшественники 10–15 лет назад, – говорит эксперт. – И это таит в себе определенные геополитические угрозы для Южной Осетии. Но о силовом решении вопроса сейчас речи идти не может. Хотя какого-нибудь 18 января, глядя на все маневры, невозможно было бы представить и то, что сегодня происходит в Украине».
Осетинский флаг, ЦхинвалиТотров полагает, что надо думать о долгосрочной перспективе: несмотря на то что военным путем ничего сейчас решаться не будет, общество «должно быть готово к куда более коварному и непредсказуемому развитию событий, чем лобовая военная операция».
С точки зрения Давида Санакоева, если исходить из официальных данных, которые поступают от Комитета госбезопасности, поводов для беспокойства нет.
«Мы оцениваем в то же время и то, что происходит на политических площадках. Например, некоторые оппозиционные партии пытаются использовать нынешнее положение дел, чтобы устроить реванш в отношении Южной Осетии. Как погода в горах меняется, так и здесь решение может приняться быстро. Как например, по санкциям. Не применяли, не применяли, а сейчас вот приняли и присоединились», – говорит Санакоев.
По мнению Томаша Баранца, у Грузии нет поддержки населения для силового варианта событий и есть бизнес-интересы по отношению к России.
Восстановление территориальной целостности силой нелогично, не в интересах «Грузинской мечты» и не имеет поддержки населения
«Еще до начала войны здесь было проведено несколько исследований, согласно которым, грузины не хотят брать силой территории обратно, – рассказывает эксперт. – Они понимают, что Россия может вернуться и отомстить, а во-вторых, они бы против себя настроили население де-факто Южной Осетии и Абхазии. Если бы сейчас шла гражданская война и пришлось разбираться с местным населением, это было бы плохо для экономики и играло бы в пользу российской пропаганды. Восстановление территориальной целостности силой нелогично, не в интересах «Грузинской мечты» и не имеет поддержки населения».
По мнению Баранца, геополитическая ситуация в Закавказье скорее может измениться в связи с решением вопроса Нагорного Карабаха, но никак не Южной Осетии.
***
Выборы президента Южной Осетии прошли 10 апреля – кандидаты не смогли набрать достаточно голосов для победы, что означает необходимость второго тура голосования.
ЦИК огласил данные лишь по Кваиси после обработки 68% протоколов – у Алана Гаглоева 43,51%, у Анатолия Бибилова 42,02%, у Гарри Мулдарова 4,94%. Данные по Джавскому району ЦИК, предположительно, огласил ошибочно – сообщается, что после обработки 67% протоколов Гаглоев набирает 4,40%, Бибилов – 3,6%, Мулдаров – 0,63%.
К участию в выборах ранее не допустили 12 оппозиционных кандидатов. При этом сам Бибилов не был снят с выборов, несмотря на то что не смог сдать экзамен на знание осетинского языка.
Текст может содержать терминологию и топонимы, используемые в самопровозглашенных республиках Южной Осетии и Абхазии.
как Тбилиси начинал войну в Южной Осетии — EADaily, 26 августа 2019 — Южная Осетия. Новости Южной Осетии. Южная Осетия сегодня. Новости Южной Осетии сегодня
В череде памятных мероприятий августа, посвященных очередной годовщине войны 2008 года, мы незаслуженно забываем о событиях августа 2004 года. Между тем боевое противостояние того времени стало фактической прелюдией августа 2008-го. Именно 15 лет назад правители Грузии после успешной авантюры в Аджарии во главе с новоиспеченным президентом Михаилом Саакашвили первый раз попытались развязать широкомасштабную войну на юге Алании.
Очередное обострение в зоне грузино-осетинского конфликта началось 31 мая 2004 года. В этот день Саакашвили, ободренный легким захватом Аджарии, решил «покончить» и с Южной Осетией. В то время в зону конфликта, где имели право находиться только российские, грузинские, северо-осетинские миротворческие силы и сотрудники местных правоохранительных органов, грузинская сторона перебросила подразделения своих внутренних войск с тяжёлой военной техникой. На всей границе с Южной Осетией устанавливается жесткий контроль, рынок у села Эргнет, на котором велась торговля грузинскими и осетинскими предпринимателями, власти Тбилиси сравняли бульдозерами. В течение июня и июля обстановка обострилась, происходили перестрелки, захваты заложников, перекрывались дороги. Попытки стабилизировать ситуацию российскими и иностранными представителями наталкивались на агрессивность и неуступчивость грузинского руководства. МИД России распространяет заявление о том, что ситуация в Южной Осетии в любой момент может выйти из-под контроля, и требует прекратить огонь, одновременно направляя в Грузию высокопоставленных сотрудников с целью предотвратить разгорающуюся войну.
Российские представители, прибывшие в зону грузино-осетинского конфликта 4 августа, попали под обстрел. Делегация, в которую входил председатель думского комитета по делам СНГ Андрей Кокошин, а также представители Северной Осетии и Грузии, перемещалась в зоне конфликта на машинах миротворцев. На этих автомобилях были опознавательные знаки миротворческих сил. Однако у села Сарабук по автоколонне был открыт огонь. Все члены делегации вынуждены были выскочить из машин и укрыться в кустах.
Здесь надо отметить, что переход к вооруженной фазе стал результатом краха так называемой мирной агрессии, которую провозгласил президент Грузии Саакашвили. В течение весны 2004 года устраивались различные пиар-акции с доставкой удобрений в грузиноязычные села РЮО. Саакашвили за это даже прозвали Михаил Сасукашвили (от грузинского «сасуки» — удобрение). Автомобили с мешками удобрений буквально прорывались в осетинские села. Одновременно среди жителей Цхинвала распространялись путевки для поездок на черноморские курорты Грузии, раздавались компьютеры, книги, продукты питания… Казалось, еще немного и Грузия задушит в «мирных объятиях» Южную Осетию. Ну, а венцом жертвенности президента Грузии стала поездка его супруги Сандры Рулофс в Цхинвал. В сопровождении огромной свиты Рулофс хотела проехать непременно через столицу РЮО в ныне уже бывшие грузинские села Лиахвского ущелья, где в ее честь давали концерт. Однако спутнице жизни Михаила Саакашвили все же пришлось воспользоваться вертолетом. В СМИ Грузии прошла волна возмущения: как, мол, эти осетинские дикари оскорбили красавицу, первую леди и не пропустили ее с мирной миссией. Ну в таком случае, во-первых, о мужественности осетин не грузинам говорить… А, во-вторых, что это за мужчина М. Саакашвили, который посылает в целях пиара свою жену в опасную зону?! Впрочем, вскоре игры в миролюбие надоели самому Саакашвили и его экспансивная натура потребовала более решительных действий.
В ночь на 10 августа происходит минометный обстрел Цхинвала и осетинских сел. Появились первые раненые и убитые. Здесь надо отметить, что бункер республиканской больницы, несмотря на угрозу войны, не был подготовлен, так же как и позднее — в 2008 году. Поэтому медперсонал под обстрелом в срочном порядке перетаскивал в подвал койки и самих больных. Сюда же переводили рожениц и новорожденных из роддома.
На следующую ночь стрельба с применением минометов, гранатометов и пулеметов шла уже с обеих сторон. При этом с каждым днем происходят более интенсивные перестрелки между грузинскими и осетинскими формированиями. Грузия объявляет о гибели трёх своих военнослужащих, Южная Осетия — о повреждениях, нанесённых более чем 50 зданиям и линиям электропередач и нескольких десятках раненых среди мирных жителей. Становится ясно, что это уже не просто вооружённая провокация, а самые настоящие бои.
12 августа дополнительные подразделения внутренних войск Грузии выдвигаются из Западной Грузии. Концентрация вооружений и вооружённых людей в зоне конфликта достигает опасной черты. В Тбилиси прибывают первый заместитель главы МИД РФ Валерий Лощинин и посол по особым поручениям МИД РФ Лев Миронов. К вечеру они уже в Цхинвале. 13 августа в столице РЮО проходит заседание Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию грузино-осетинского конфликта, на котором достигнута договоренность о прекращении огня и рассмотрена схема разведения противостоящих сторон и обеспечения безопасности мирного населения. Параллельно парламент Грузии принимает заявление с требованием о прекращении мандата российских миротворческих сил и введении в зону конфликта международного миротворческого контингента.
Тем временем продолжает поступать информация о пострадавших в результате военных действий как с грузинской, так и с осетинской стороны. Президент Грузии заявляет, что выступает за мирное урегулирование ситуации:
«Весь мир должен увидеть, что руководство и народ Грузии желают восстановления единства страны, но это должно произойти мирным путём. Мы никогда не отдадим первыми приказ о переходе в атаку».
Как видим, Саакашвили уже тогда опробовал свои лицемерные заявления.
17 августа представители обеих конфликтующих сторон говорят о том, что в регионе имеется некая «третья сила», провоцирующая обострение вооруженного конфликта между ними. Подразделения министерств обороны Грузии и Южной Осетии получают приказ начать совместную операцию против неподконтрольных формирований и уничтожать их на месте. При этом в Тбилиси «третьей силой» считают группу наёмников с Северного Кавказа, а в Цхинвале — неподконтрольные властям подразделения грузинского МВД.
В действительности же провокациями занимались спецподразделения из состава МВД Грузии. Всеми их действиями руководил министр Ираклий Окруашвили (впоследствии министр обороны). Его ведомство вообще действовало независимо от других грузинских силовых структур. Впрочем, больших лавров военного стратега он в Южной Осетии не снискал. Ранним утром одно из подразделений МВД в количестве 39 человек, незаконно находившееся в зоне конфликта в селе Ванат, было обезоружено и доставлено в Цхинвал. В ходе допросов выяснилось, что перед ними была поставлена задача перекрыть дорогу между осетинскими селами Джер и Дменис и ждать приказа о проведении силовых операций в этих населенных пунктах. Весь мир облетели кадры стоявших на коленях на центральной площади в Цхинвале грузинских солдат и полицейских. Самое интересное, что на Западе факт стояния на коленях грузинских полицейских и солдат вызвал возмущение. Однако если мы обратимся к уставу армии и полиции США, то там прямо указано, что при пленении противника его надо поставить на колени, завести ему руки за голову и обыскать. Многочисленные кадры из Ирака и Афганистана (да и фильмов-боевиков) тому подтверждение. Видимо, поэтому сотрудники грузинского МВД, обученные своими американскими инструкторами такой процедуре, добросовестно ее выполнили сами. На колени их насильно точно никто не ставил. Но этот эпизод вызвал вспышку бешенства у Саакашвили и приступ неутихающей ярости у Окруашвили.
18 августа президент России Владимир Путин заявляет, что, учитывая обострение обстановки, он не считает уместной свою запланированную ранее поездку в Грузию. По мнению Путина, первопричиной нынешних конфликтов стало «дурацкое решение» о ликвидации автономных образований:
«Россия готова внести свой посильный вклад в урегулирование и восстановление территориальной целостности Грузии, но не собирается брать на себя несвойственные функции и выступать на одной стороне. Мы готовы сыграть роль посредника и гаранта договоренностей, которые могут быть достигнуты, если будет добрая воля».
Ранним утром 19 августа грузинские силы штурмуют стратегические высоты в районе осетинского села Тлиакан. В ходе операции уничтожено, по словам министра внутренних дел Грузии Ираклия Окруашвили, восемь казаков — российских граждан. Окруашвили в телевизионном интервью заявил, что покажет тела убитых казаков по телевидению. Однако по грузинскому телевидению распространили видеокадры лишь с одним погибшим. Впоследствии выяснилось, что с осетинской стороны после зверских пыток убит один человек — осетин, а не казак Геннадий Санакоев, сотрудник РОВД Дзауского района, который попал в плен после ранения.
Сопредседатель СКК от Грузии Георгий Хаиндрава обвинил Ираклия Окруашвили в убийстве жителя Южной Осетии Геннадия Санакоева. По его словам, для того, чтобы скрыть следы преступления, люди Окруашвили «переодели раненого жителя Дзау Санакоева в казачью форму и, не оказав никакой помощи, оставили умирать». Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, Санакоев не был убит в перестрелке. Он был взят в плен раненым. В нарушение ст. 13 Женевской конвенции «Об обращении с военнопленными» (от 12 августа 1949 года) Санакоев перед смертью подвергся физическим истязаниям.
Бои 19 августа за высоты у села Тлиакан имели важное стратегическое значение. Через этот район проходит дорога, по которой грузинские войска намеревались, выйдя к Дзау, перерезать ТрансКАМ и блокировать сообщение Цхинвала с Россией. После тяжелого боя малочисленные осетинские подразделения были вынуждены оставить высоты ввиду явного превосходства противника. Понадобилась вся вторая половина дня, чтобы в результате контратаки выбить грузинские части с этих позиций. Угроза прорыва противника к Дзау миновала.
Попытки грузинских элитных частей взять осетинские позиции у сел Сарабук и Ортеу в течение всего месяца также окончились провалом. Более того, потери, понесенные противником, вскоре заставили произвести замену так называемого Коджорского батальона. В документальном фильме, который вышел после окончания боевых действий, грузинские солдаты высоко оценили боевые качества своего противника. В своих воспоминаниях они удивлялись точности стрельбы минометчиков, которые ухитрялись попадать снарядами прямо в грузинские траншеи. А один из участников боев поражался тому, как противники ухитрялись переговариваться между собой посредством автоматных очередей, выбивая слова звуком выстрелов.
20 августа министр обороны Грузии Георгий Барамидзе ввиду бесперспективности боевых операций и давления России объявляет, что грузинские войска выводятся из зоны конфликта…
Газета «Республика»
Грузия Хронология событий: Доклад Совета Безопасности
- Печать
- Поделиться
Грузия
Август 2019
8 августа члены Совета провели собрание по «любым другим вопросам» по ситуации в Грузии. Встреча была инициирована членами Совета ЕС в ознаменование 11-й годовщины начала конфликта в Грузии. Оскар Фернандес-Таранко, помощник Генерального секретаря по поддержке миростроительства, проинформировал участников о последних событиях в стране. После встречи члены Совета из США и ЕС, включая нового члена Эстонию, провели пресс-конференцию. Они выразили сожаление по поводу отсутствия прогресса в реализации существующих соглашений, а также подтвердили свою поддержку суверенитета и территориальной целостности Грузии. Кроме того, они подчеркнули, что признание Россией Южной Осетии и Абхазии демонстрирует неуважение к основанному на правилах международному порядку и способствует дестабилизации региона.
Март 2017 г.
28 марта после консультаций по СООННР члены Совета обсудили в разделе «другие дела» ситуацию в Грузии. Украина инициировала встречу из-за опасений по поводу парламентских выборов 12 и 26 марта в Абхазии, планов проведения референдума 9 апреля в Южной Осетии и продолжающейся милитаризации сепаратистских территорий в Грузии. Кроме того, Украина хотела использовать встречу, чтобы выразить поддержку территориальной целостности Грузии. Украина также предложила заявление для прессы по итогам встречи, но его принятие было заблокировано Россией.
Декабрь 2016 г.
По просьбе Украины члены Совета собрались 6 декабря по «любым другим делам» для рассмотрения ситуации в Грузии. Украина хотела поднять вопрос о соглашении от 23 ноября между Россией и грузинским регионом Абхазия о создании совместных вооруженных сил. Украина также предложила выступить с заявлением для прессы, в котором подтверждается поддержка территориальной целостности Грузии. Заявление не было принято из-за возражения России.
Июнь 2009
15 июня Россия наложила вето на проект резолюции, который продлил бы мандат МООННГ на две недели. Десять членов Совета проголосовали за, четверо воздержались (Китай, Ливия, Уганда и Вьетнам). Миссия была учреждена в августе 1993 года резолюцией 858.
Май 2009 года
18 мая был выпущен доклад Генерального секретаря о рекомендациях относительно будущей деятельности МООННГ. Что касается других событий, майская сессия женевских переговоров застопорилась, когда Абхазия отказалась участвовать, а Россия и делегация Южной Осетии ушли.
Февраль 2009
13 февраля Совет принял резолюцию 1866 о продлении мандата МООННГ на четыре месяца и выразил намерение Совета наметить элементы будущей миссии ООН к концу срока действия мандата.
Январь 2009
Миссия Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Грузии начала закрываться. В течение месяца нарастала напряженность, когда 20 января Россия предупредила, что введет «особые экономические меры» против стран, поставляющих оружие в Грузию. 16 января грузинский полицейский был застрелен при исполнении служебных обязанностей вблизи административной границы Южной Осетии.
Декабрь 2008
Ираклий Аласания подал в отставку с поста посла Грузии в ООН. 24 декабря он выступил с заявлением, в котором обвинил президента Грузии Михаила Саакашвили в разжигании вооруженного конфликта в августе и призвал всех «порядочных и патриотичных людей» объединить усилия для предотвращения надвигающегося «кризиса» и восстановления безопасности, стабильности и процветания.
Октябрь, ноябрь и декабрь 2008 года
9 октября Совет принял резолюцию 1839 о продлении мандата МООННГ на технической основе на четыре месяца. После принятия в Женеве было проведено три раунда переговоров при международном посредничестве, посвященных безопасности и стабильности и репатриации беженцев, под совместным председательством ООН, ЕС и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Август 2008 г.
Совет провел семь заседаний в виде закрытых и открытых заседаний по двум проектам резолюций, одному из которых был представлен Францией, а другому — Россией, по российско-грузинскому конфликту. 26 августа президент России Дмитрий Медведев подписал указы о признании Южной Осетии и Абхазии независимыми государствами. 20 августа Россия прекратила военное сотрудничество с НАТО после призыва министров стран НАТО к России соблюдать режим прекращения огня и немедленно вывести свои войска. 15 августа Россия и Грузия подписали соглашение о прекращении огня после интенсивного международного давления после нападения России на грузинские военные в Южной Осетии 8 августа. (Накануне Грузия пожаловалась, что осетинские сепаратисты нападают на грузинскую полицию и патрули и перебрасывают большие силы в Южную Осетию.)
Июль 2008
21 июля Совет провел закрытое заседание по ситуации в Грузии, созванное по просьбе Грузии. 15 июля НАТО выразила обеспокоенность заявлением России о том, что ее военный самолет преднамеренно пролетал над территорией Грузии, заявив, что это действие вызывает вопросы о роли России как миротворца в Абхазии и посредника в переговорах между Тбилиси и Сухуми. 5 и 6 июля на подконтрольной Абхазии территории, а также вблизи линии прекращения огня на территории Грузии произошла серия взрывов. Четыре человека погибли, шестнадцать получили ранения. Один сотрудник МООННГ был убит, а другой ранен.
Май 2008 г.
30 мая Совет собрался по просьбе Грузии для обсуждения доклада МООННГ о сбитом беспилотном летательном аппарате. (26 мая МООННГ опубликовала отчет о своем независимом расследовании случая сбития грузинского беспилотного летательного аппарата над Абхазией 20 апреля. На видео, снятом беспилотником до того, как он был уничтожен, видно, как истребитель выпустил по нему ракету. Отчет определили, что истребитель был либо МиГ-29 российского производства, либо Су-27.) 15 мая Генеральная Ассамблея приняла резолюцию (14 за, 11 против и 105 воздержавшихся), защищающую права грузинских беженцев и внутригосударственных перемещенных лиц вернуться в Абхазию.
апрель 2008 года
15 апреля Совет принял резолюцию 1808, продлевающую мандат МООННГ на шесть месяцев. В том же месяце Россия увеличила свои миротворческие силы в Абхазии до 2500 человек, сославшись на наращивание войск на грузино-абхазской границе. Грузия отрицала какое-либо наращивание войск и выразила недовольство тем, что ее не проинформировали об увеличении численности российских войск.
октябрь 2007 года
15 октября Совет принял резолюцию 1781, продлевающую мандат МООННГ на шесть месяцев. Что касается других событий, то 25 октября состоялся первый контакт на высоком уровне между Тбилиси и Сухуми (столица Абхазии) для обсуждения столкновения 20 сентября. (В результате столкновения между подразделениями МВД Грузии и абхазской воинской частью двое убиты, несколько ранены и несколько человек взяты в плен. Для расследования инцидента была создана Совместная группа по установлению фактов под руководством МООННГ.)
Сентябрь 2007 г.
Грузия пожаловалась в Совет на военные учения, проводимые абхазскими войсками в Абхазии.
август 2007 г.
Грузия созвала заседание Совета Безопасности, заявив, что 6 августа 2007 г. на ее территорию упала российская ракета. Впоследствии, 9 и 16 августа, Совет провел два неофициальных брифинга по поводу инцидента.
Июнь 2007 г.
Приднестровская Республика, Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах подписали совместную декларацию о «принципах мирного и справедливого урегулирования» своих соответствующих ситуаций.
Март 2007 г.
Отношения между Грузией и Россией обострились еще больше, когда, по словам грузинских официальных лиц, три российских вертолета обстреляли Кодорское ущелье. Россия это отрицала. На место отправлена следственно-оперативная группа.
октябрь 2006 г.
Совет в резолюции 1716 от 13 октября призвал к возобновлению 12 октября совместного патрулирования Миссией ООН по наблюдению в Грузии и миротворцами Содружества Независимых Государств в верхней части Кодорского ущелья. В том же месяце МООННГ расследовала сообщения о том, что из Абхазии по верхней части Кодорского ущелья были выпущены три ракеты.
июль 2006 г.
Жан Арно из Франции был назначен Специальным представителем Генерального секретаря по Грузии и главой МООННГ, сменив Хайди Тальявини из Швейцарии.
Январь 2006 года
Совет принял решение о техническом обновлении МООННГ. Это было вызвано возражениями России против стандартной формулировки ООН, подтверждающей суверенитет и территориальную целостность Грузии и поддерживающей политическое решение о включении Абхазии в границы Грузии.
октябрь 2005 г.
11 октября парламент Грузии раскритиковал действия российских миротворцев и пригрозил, что согласие Грузии на присутствие российских сил может быть отозвано до 15 февраля в случае Южной Осетии и до 15 июля в случае Абхазии.
Май 2005 г.
Подписан протокол об укреплении режима прекращения огня 1994 года.
Май-август 2004 г.
Напряженность возросла с отколовшейся Южной Осетией.
март-май 2004 г.
Возникла напряженность между Тбилиси и де-факто автономной областью Аджарии, кульминацией которой стала отставка аджарского лидера Аслана Абашидзе.
Сентябрь-октябрь 2002 г.
Возобновление напряженности вокруг чеченских боевиков на территории Грузии. Российская Федерация предупредила о возможных военных действиях. Российский спецназ начал рейды через границу без согласования с Тбилиси.
Декабрь 2001 г.
Сторонам были представлены «Основные принципы распределения полномочий между Тбилиси и Сухуми».
Октябрь 2001 г.
Возобновление боевых действий между абхазскими сепаратистами и грузинскими военизированными формированиями. Россия обвинила Грузию в укрывательстве чеченских сил. Вертолет ООН был сбит в Кодорском ущелье Абхазии.
1996
Грузия и Южная Осетия при участии России, Республики Северная Осетия и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе подписали в 1996 году Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами Грузинской — Осетинский конфликт.
Апрель-май 1994 года
Подписаны Московское соглашение о прекращении огня и четырехстороннее соглашение. В результате были развернуты миротворческие силы Содружества Независимых Государств, а мандат МООННГ был расширен. Также была достигнута договоренность о практических мерах по таким темам, как транспорт и связь.
Сентябрь 1993
Прекращение огня нарушено. Грузия стала членом Содружества Независимых Государств и согласилась на создание на своей территории трех российских военных баз.
Август 1993 г.
Миссия ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ) была создана для наблюдения за прекращением огня.
Июль 1993 года
В соответствии с Сочинским соглашением было достигнуто новое прекращение огня.
Октябрь 1992 г.
Прекращение огня было нарушено, и на российском Северном Кавказе вспыхнули межэтнические бои.
Сентябрь 1992 г.
Обе стороны подписали план прекращения огня и поддержания мира.
Август 1992 г.
Начался конфликт между грузинскими войсками и абхазскими сепаратистскими силами.
Апрель 1991
Грузия стала независимой после всенародного референдума. Абхазское население проголосовало за то, чтобы остаться в составе Советского Союза.
1990
Южная Осетия провозгласила независимость, стремясь к объединению с Северной Осетией, Россия.
1978
Абхазская Автономная Социалистическая Республика безуспешно пыталась отделиться от Грузии и присоединиться к Российской Республике.
1931
Абхазия была включена в состав Грузии советскими властями.
1921
Грузия стала частью Советского Союза.
- Печать
- Поделиться
- Поделиться или распечатать этот пост
Обзор Кавказа Том 7 Выпуск 2 (2019)
Под бордеризацией понимается строительство физических барьеров для преобразования территориальной линии прекращения огня в международную границу. Этот термин был впервые использован официальными лицами Европейского Союза для обозначения административной границы между Грузией и де-факто государством Южная Осетия. В статье анализируется, как строительство физической границы в этом районе стало театром символических (гео)политических игр, фоном для политического соперничества между внутренними партиями Грузии и местом паломничества для визуализации жертвенности Грузии перед международной аудиторией. Представление бордеризации как свидетельства внутренней нерешительности или геополитической агрессии — это риторический гамбит, который может сработать, а может и не сработать. Те, кто больше всего был связан с ней во внутренней политике Грузии, потеряли власть. Однако на международном уровне бордеризация теперь является частью стандартной литании российской геополитической агрессии, на которую ссылаются даже политики, поддерживающие пограничные стены. Относительный успех театра бордеризации в Грузии усложняет аргументы гегемонистской социализации, поскольку он показывает способность малых государств социализировать гегемонистские государства, разделяя их образы жертвы и уязвимости.
- Заголовок:
- Театр бордеризации: геополитическое предпринимательство на границе с Южной Осетией, 2008–2018 гг.
- Тип статьи:
- исследовательская статья
- DOI:
- https://doi. org/10.1080/23761199.2019.1565192
- Язык:
- Английский
- Страницы:
- 110–133
- Ключевые слова:
- Бордеризация; забор из колючей проволоки; Южная Осетия; Грузия; Россия; символическая политика; аффективная геополитика; жертва
- В:
- Обзор Кавказа
- В:
- Том 7: Выпуск 2
- Полученный:
- 25 мая 2018 г.
- Принял:
- 02 янв 2019
- Издатель:
- Брилл | Шёнинг
- E-ISSN:
- 2376-1202
- Распечатать ISSN:
- 2376-1199
- Предметы:
- регионоведение, славяноведение и евразийство
Все время | Прошлый год | Последние 30 дней | |
---|---|---|---|
Абстрактные просмотры | 374 | 360 | 27 |
Полнотекстовые просмотры | 30 | 28 | 2 |
Просмотры и загрузки PDF | 63 | 60 | 5 |
Под бордеризацией понимается строительство физических барьеров для преобразования территориальной линии прекращения огня в международную границу. Этот термин был впервые использован официальными лицами Европейского Союза для обозначения административной границы между Грузией и де-факто государством Южная Осетия. В статье анализируется, как строительство физической границы в этом районе стало театром символических (гео)политических игр, фоном для политического соперничества между внутренними партиями Грузии и местом паломничества для визуализации жертвенности Грузии перед международной аудиторией. Представление бордеризации как свидетельства внутренней нерешительности или геополитической агрессии — это риторический гамбит, который может сработать, а может и не сработать. Те, кто больше всего был связан с ней во внутренней политике Грузии, потеряли власть. Однако на международном уровне бордеризация теперь является частью стандартной литании российской геополитической агрессии, на которую ссылаются даже политики, поддерживающие пограничные стены. Относительный успех театра бордеризации в Грузии усложняет аргументы гегемонистской социализации, поскольку он показывает способность малых государств социализировать гегемонистские государства, разделяя их образы жертвы и уязвимости.
- Заголовок:
- Театр бордеризации: геополитическое предпринимательство на границе с Южной Осетией, 2008–2018 гг.
- Тип статьи:
- исследовательская статья
- DOI:
- https://doi. org/10.1080/23761199.2019.1565192
- Язык:
- Английский
- Страницы:
- 110–133
- Ключевые слова:
- Бордеризация; забор из колючей проволоки; Южная Осетия; Грузия; Россия; символическая политика; аффективная геополитика; жертва
- В:
- Обзор Кавказа
- В:
- Том 7: Выпуск 2
- Полученный:
- 25 мая 2018 г.