Рай викингов — ВАЛЬХАЛЛА и девы-воительницы ВАЛЬКИРИИ (иллюстрированное эссе)
На рубеже I и II тысячелетий нашей эры вся Европа, в особенности жители ее прибрежных территорий, испытывали постоянный ужас перед кровожадными, не знающими ни жалости, ни страха викингами, известными в Западной Европе, как норманны, а в Восточной — как варяги. Ужас перед викингами объяснился их крайней жестокостью. Недаром одной из самых популярных молитв в южной Англии и северной Франции была: «Боже, спаси нас от норманнов».
Но викинги вызывали не только ужас, но и восхищение своей вошедшей в предания храбростью и бесстрашием в бою. Именно поэтому викинги-варяги составляли элитную часть дружин русских князей времен Киевской Руси. Да и многие короли Западной Европы стремились нанять викингов, зная о их пренебрежении перед смертью в сражениях, которых в те времена было немало.
В чем же причина легендарного бесстрашия викингов?
На мой взгляд, одна из главных причин неустрашимости норманнов во время сражений заключалась в их религиозных верованиях, в основе которых лежал не страх перед Божьим наказанием, как в христианстве, а убежденность в том, что лишь доблестная смерть в бою гарантирует им счастливое посмертное существование в скандинавском мифологическом раю — ВАЛЬХАЛЛЕ — царстве верховного божества Одина.
А попасть туда без помощи ВАЛЬКИРИЙ было невозможно.
Так кто же такие эти валькирии?
Ответу на этот вопрос и посвящено данное иллюстрированное эссе.
ВАЛЬКИРИЯМИ в скандинавской мифологии (VALKYRJA — с древнеисландского — «выбирающая убитых») называли воинственных дев, подчиненных Одину и участвующих в распределении побед и смертей в битвах.
«… девы в шлемах с просторов небесных
Мчались в кольчугах, обрызганных кровью,
Свет излучали копья валькирий.»
(См.: «Первая песнь о Хельги Убийце Хундинга» / Скандинавский эпос: Старшая Эдда, Младшая Эдда. Исландские саги. — М, 2009. С. 81.)
Обладающие внешностью прекрасных дев, валькирии были сродни норнам, только норны определили судьбу мира и богов, а валькирии — каждого конкретного человека, точнее, воина в битве. Образно выражаясь, «из костей и кишок» валькирии ткали будущее каждого сражения.
Вот какие слова были вложены в уста валькирий в «Саге о Ньяле»:
«Соткана ткань, большая, как туча,
Чтоб возвестить воинам гибель.
Окропим ее кровью.
Накрепко ткань, стальную от копий,
Кровавым утком битвы свирепой
Ткать мы должны.
Сделаем ткань из кишок человечьих…
… Мы ткем, мы ткем стяг боевой,
Рвутся вперед смелые воины.
Конунга жизнь мы защитим, —
Нам выбирать, кто в сече погибнет.»
(См.: Исландские саги. В 2 томах. — СПб., 1999.)
Заранее определив исход сражения, валькирии кружили над полем битвы в облике всадниц, скачущих на крылатых конях-облаках. Из грив коней-облаков валькирий капала на землю оплодотворяющая роса, а от их мечей и копий исходил свет. Во время самого кровавого действа валькирии витали над битвой и забирали с окровавленной земли (или палубы драккара) отважных воинов — ЭЙНХЕРИЕВ. Забирали не просто куда-то, а уносили в Вальхаллу (с древнеисландского — «чертогубитых»).
В находящемся на небе, принадлежавшем самому Одину жилище, павшие в бою храбрые воины — эйнхерии проводят свою загробную жизнь в привычных им в жизни земной реалиях: смертельных поединках. Но наносимые им друг другу смертельные раны заживают сами собой, а отрубленные боевыми топорами и мечами конечности волшебным образом вновь отрастают.
После сражений эйнхерии пируют за столом Одина, пьют неиссякающее медовое хмельное молоко козы Хейдрун и едят никогда не кончающееся мясо вепря Сэхримнира, которое варит в котле Эльдхримнир повар Андхримнир. При этом съеденный храбрыми мертвецами волшебный вепрь ежедневно возрождается целым и невредимым.
Во время пиров в Вальхалле отважным погибшим воинам прислуживают валькирии. Они подносят им питье, меняют посуду и чаши.
Всего валькирий тринадцать. Это известно благодаря саге «Речи Гринмира» из «Старшей Эдды», в которой приводится полный перечень валькирий:
«Христ и Мист пусть рог мне подносят,
Скеггьёльд и Скегуль, Хильд и Труд,
Хлёкк и Херфьётур, Гейр и Гейрёлуль,
Рангрид и Радгрид, и Регинлейя
Тоже цедят пиво эйнхериям.
«
(См.: «Речи Гринмира» / Скандинавский эпос… С. 42-43.)
Некоторые имена валькирий расшифровываются:
— Хильд — «битва»;
— Херфьётур — «путы войска»;
— Хлёкк — «шум битвы»;
— Труд — «сила»;
— Христ — «потрясающая»;
— Мист — «туманная».
Остальные имена: Скеггьёльд, Скёгуль, Гёль (Гейр), Гейрахед (Гейрёлуль), Рандгрид, Радгрид и Регинлейя — точной расшифровке пока не подаются.
(См.: Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 томах. — М., 1994. Т. 1. С. 211.)
Впрочем, учитывая транскультурные параллели, скорее всего валькирии оказывали эйнхериям и другие услуги, ублажая их по ночам. По крайней мере, в поздней, романтизированной традиции.
В поздних скандинавских мифах образ валькирий романтизировался, и они превратились в нордических красавиц с ослепительно яркими голубыми глазами и длинными светлыми волосами.
Как достойные пары павшим героям, одеты валькирии были соответственно: обычно в доспехи (чаще всего в облегченном варианте), в руках — мечи или копья, на голове — шлем, украшенный рогами либо птичьими крыльями.
Согласно поверьям, от блеска их доспехов на небе возникает северное сияние.
Романтизация образа привела к тому, что валькирии стали более самостоятельными персонажами, способными противостоять воле Одина, влюбляться в земных героев, выходить за них замуж и рожать от них детей. Природа валькирий серьезно изменилась: они перестали быть дочерями Одина и обзавелись человеческой сущностью.
«Одного конунга звали Эйлими. У него была дочь Свава. Она была валькирией и носилась по небу и по морю. Она дала Хельги имя и часто потом защищала его в битвах.»
(См.: «Песня о Хельги сыне Хьерварда» / Скандинавский эпос… С. 88.)
Во время христианизации Скандинавии все эти мифологические персонажи были, разумеется, демонизированы.
ВАЛЬХАЛЛА стала ассоциироваться с Адом — преисподней, боги скандинавской мифологии — асы — превратились в демонов, герои-воины — эйнхерии — стали великими грешниками, а валькирии, конечно же, — ведьмами и суккубами.
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.
Added by @histori_of_myths Instagram post Скандинавская мифология — красивый и одновременно жестокий мир. Мир собранный из множества интересных и поучительных мифов. Мир насыщенный приключениями и подвигами, которые заставляют о многом задуматься. Одним из главных факторов, объединяющих между собой народы, населяющие Скандинавию, была религия. Все викинги верили в одних и тех же богов и соблюдали схожие традиции, поэтому неудивительно, что норманнские племена всегда могли найти межу собой «общий язык». Религия норманнов представляла собой сложную политеистическую систему, основанную на поклонении божествам, почитании духов природы, предков и мифических существ — гномов, альвов, валькирий, гигантов и др.
И обряды, связанные с почитанием божеств, и мифы скандинавской религии очень красочны, и мало в какой религии есть столько традиций, мифических персонажей и легенд, как в веровании викингов. Боги норманнов, согласно верованию, как и люди, имели семьи и принадлежали к одному из двух кланов: асам или ванам. Обособленно от этих двух родов божеств стояли богини судьбы норны, которым подчинялись и люди, и боги, а также не принадлежали к божественным семьям различные мифологические сверхъестественные существа. Согласно преданиям викингов, в древние времена асы и ваны враждовали между собой, однако позже они заключили мир, и стали совместно править и людьми, и некоторыми мифическими существами. Семья асов были более многочисленной, и к ней принадлежали большинство почитаемых норманнами богов. Боги-асы обитали в Асгарде — укрепленном городе, построенном во время войны с ванами. Асы считались божествами порядка, поэтому в их городе каждому жителю было отведено отдельное место — чертог, и в каждом чертоге был возведен дворец того или иного бога.
@histori_of_myths
2 years ago
Скандинавская мифология — красивый и одновременно жестокий мир. Мир собранный из множества интересных и поучительных мифов. Мир насыщенный приключениями и подвигами, которые заставляют о многом задуматься.
Одним из главных факторов, объединяющих между собой народы, населяющие Скандинавию, была религия. Все викинги верили в одних и тех же богов и соблюдали схожие традиции, поэтому неудивительно, что норманнские племена всегда могли найти межу собой «общий язык». Религия норманнов представляла собой сложную политеистическую систему, основанную на поклонении божествам, почитании духов природы, предков и мифических существ — гномов, альвов, валькирий, гигантов и др. И обряды, связанные с почитанием божеств, и мифы скандинавской религии очень красочны, и мало в какой религии есть столько традиций, мифических персонажей и легенд, как в веровании викингов.

Download
Мифический понедельник: Один Всеотец
Один Всеотец из скандинавской мифологии. Авторы и права: Виктор Вильялобос (лицензия CC BY-SA 4.0)
Один, одноглазый скандинавский бог войны и поля боя, почитаемый берсерками , обезумевшими воинами-викингами, которые свирепо сражались без доспехов и не чувствовали ран. Но Один был сложным персонажем, который также обладал властью над мудростью и поэзией. Скандинавская мифология, также называемая тевтонской мифологией, состоит из мифов и легенд Скандинавии и Германии. Главный бог скандинавского пантеона, Один был отцом многих из Асы (скандинавская раса богов), включая Тора и Бальдра, а также фигуру отца для других, таких как Локи. По этой причине Одина часто называли «Всеотцом».
Великолепный зал Валгалла был домом Одина в Асгарде, владениях скандинавских богов. Там он пировал с душами героев, павших в бою. Сам бесстрашный воин, Один носил копье в качестве оружия и ездил на восьминогом коне по имени Слейпнир. Перед битвой Один бросал свое копье на силы одной стороны, выбирая их победителями. Затем он отправил валькирий, группу воинственных богинь-дев, чтобы выбрать, какие воины выживут и умерли, а затем доставить павших героев в Вальхаллу.
Один был мудрейшим богом; у него была неутолимая жажда знаний. Два ворона, Хугинн и Муминн, сидели рядом с ним и рассказывали ему обо всем, что они видели в мире каждый день. Один получил свою величайшую мудрость от Мимира, загадочного и древнего существа, охранявшего колодец, воды которого были источником всех знаний во вселенной. Посетив однажды, Один попросил испить из этого кладезя знаний. Мимир отказывался, если бог не предлагал что-то ценное взамен. Без колебаний Один вырвал себе один глаз и бросил его в воду.
Сам Один говорил только стихами, а поэзия была даром, который он даровал только избранным людям, которым он предлагал глоток своего волшебного медовухи (медового вина). Один украл этот мед поэзии у жадного великана Суттунга, который спрятал драгоценную жидкость в огромный чан. Мед давал любому, кто его пил, возможность говорить красивой прозой. Чтобы украсть напиток, Один проглотил весь чан и принял форму орла, спасаясь от разъяренного великана. Отягощенный медом, застрявшим в его горле, и преследуемый Суттунгом по горячим следам, Один едва добрался до безопасных стен Асгарда. Он выплюнул мед в огромный сосуд и с тех пор охраняет его. Однако несколько капель пролились и упали на Землю, где драгоценная жидкость сегодня является источником всей дурной поэзии среди людей.
Среда, от англо-саксонского слова Wodensday (день Одина) назван так, чтобы напоминать людям о всевидящем присутствии Одина и всегда быть гостеприимным.
| Документ без названия World Book Online предоставляет прогрессивную последовательность основных баз данных, поддерживаемых дополнительными инструменты, такие как языковой перевод, графические органайзеры и уникальные веб-квесты. Переход от От Early World of Learning до World Book Advanced, World Book Online объединяет конечных пользователей с их соответствующий уровень обучения. Каждый автономный сайт предоставляет дополнительные функции для поддержки потребности конкретных возможностей пользователей. The World Book Отличие World Book сочетает в себе передовые технологии с традиционным редакционным мастерством для создания
авторитетный, заслуживающий доверия и беспристрастный контент. |
Богини скандинавской мифологии | Список скандинавских богинь
Подавляющее большинство историй о богах в скандинавской мифологии сосредоточены на таких, как король Один, непобедимый Тор и обманщик Локи.
Есть также рассказы о Бальдере, Фрейре и Хеймдалле. Но так же, как и мир мужчин, царство богов было населено как мужчинами, так и женщинами.
Хотя скандинавских богинь могли быть второстепенными персонажами скандинавских саг, ясно, что они были неотъемлемой частью скандинавской мифологии. Давайте познакомимся с некоторыми из удивительных скандинавских богинь, которых почитали викинги.
Фрейя Фрейя («леди») была скандинавской богиней любви, плодородия, колдовства, золота, войны и смерти. Она была не богом асов , а одним из второстепенных богов ванов. Две расы сражались в прошлом, и Фрейя была отправлена жить в Асгард по слову богов асов в качестве заложницы.
Богиня любви, она использовала свою красоту, чтобы исполнить свои желания. Например, она провела ночь с каждым из четырех гномов, которые сделали прекрасное ожерелье Брисингамен, чтобы завладеть им. Богиня войны, подобно Одину, собирала павших воинов с поля боя, чтобы жить в своем чертоге, Фольквангре.
Согласно скандинавской мифологии, она получила первый выбор. Богиня колдовства, она практиковала форму магии под названием Сейдр, которая включала распознавание и влияние на судьбу.
Футболка «Фрейя» доступна в магазине ВКНГ. Она тоже была пророчицей, но никогда не открывала увиденных тайн. Должно быть, она была очень понимающей, так как у Одина было много внебрачных связей и много детей от других существ, включая Тора. У Фригг и Одина было как минимум двое детей, Бальдр и Ходр. В одной истории из скандинавской мифологии, чтобы защитить своего сына Бальдра, Фригг подошла ко всем существующим живым существам и попросила их согласиться никогда не причинять вреда ее сыну.
Это делало Бальдра непобедимым, что забавляло других богов, которые развлекались, бросая в него оружие.
К сожалению, Фригг забыла о скромном растении омелы, секрет, который открыл Локи. Озорник сделал дротик из омелы и обманом заставил слепого брата Бальдра Ходра бросить его в Бальдра, убив его. Ходр был казнен за участие в смерти Бальдра, а Фригг потеряла обоих своих сыновей.
Necklaces, Bracelets, Pendants, Rings
Use Code B5 for -5% Off
See Our Collection
GefionGefion was a goddess плодородия и земледелие, связанное с плугом. Согласно ее саге в каноне скандинавской мифологии, она переоделась нищенкой и попросила шведского короля дать ей немного земли.
Он сказал, что она может получить всю землю, которую сможет вспахать за один день и одну ночь. Гефион так глубоко вспахал западную часть Швеции, что она отрезалась от материка и образовала новый остров Зеландию.
Идун была богиней весны и молодости в скандинавской мифологии. Она была хранительницей яблок молодости, которые росли в Асгарде, и поставляла их богам для поддержания их молодости. В одной истории Локи, чтобы спасти свою шкуру, соглашается помочь великанше Тьяссе похитить Идун, чтобы добыть для нее яблоки.
Пока Идун держат в плену, асы, лишенные доступа к яблокам, начинают стареть. Они требуют, чтобы Локи вернул Идун в Асгард, что ему и удается.
СифЕще одна богиня плодородия , Сиф ассоциировалась с зерном, а ее длинные золотые волосы, вероятно, представляли золотые поля. Она была женой Тора, а в некоторых источниках также приравнивалась к оракулу Сивилле.
Сиф наиболее известна тем, что Локи в шутку остриг ей золотые волосы. Это приводит в ярость Тора, который требует, чтобы Локи заменил волосы. Локи покупает у гномов головной убор из тончайших золотых нитей.
В этой же истории из скандинавской мифологии Локи добывает копье Гунгнир и кольцо Драупнир для Одина, корабль Скидбладнир и золотого вепря Гуллинбурсти для Фрейра и могучий молот Мьёльнир для Тора.
СигюнСигюн — жена Локи в скандинавской мифологии. За свою роль в смерти Бальдра Локи был прикован к скале с ядовитой змеей, подвешенной над его головой, чтобы всю вечность мучительно капать яд на его лицо.
Преданна своему мужу, Сигюн предпочитает оставаться рядом с ним, защищая его от яда, ловя его в чаше. Однако, когда она должна уйти, чтобы опорожнить чашу, Локи должен страдать.
ЭйрСкандинавская богиня Эйр («помощь» или «милосердие») была связана с медицинскими навыками и описывается как очень хороший врач. Некоторые источники скандинавской мифологии предполагают, что она была валькирией, а не богиней.
Валькирия перенесла мужчин, погибших на поле боя, в Валгаллу.
Возможно, считалось, что Эйр также исцеляет некоторых раненых.
Эти три скандинавские богини были служанками Фригг, королевы богов асов, в скандинавской мифологии. Девственница Фулла посещала ясеневый ящик и обувь Фригг, была любимицей королевы и знала все ее секреты. Гна была самым доверенным посланником Фригг и выполняла ее поручения в девяти мирах.
Она едет на лошади Хофварпнир, которая может скакать по воздуху и по воде. Хлин («защитник») была послана Фригг защищать людей от ее имени. Фригг, возможно, попросила ее защитить Одина, поскольку его смерть описывается как второе горе Хлин.
ИльмрМало что известно о богине Ильмр , так как только ее имя записано в сохранившейся скандинавской мифологии . Ее имя может означать «приятно пахнущая» на древнескандинавском языке, что предполагает ассоциацию с запахами.
Хотя этот тип ассоциации был бы уникальным в скандинавской мифологии, богини запахов известны и в других политеистических религиях.
Возможно, ее запах был афродизиаком.
Дочь Локи , согласно скандинавской мифологии Хель правила подземным миром скандинавов. Это было место не только для нечестивцев, но и для всех викингов, которые не погибли в бою.
Часто близкие вкладывали меч или копье в руку умирающего, пытаясь заставить Хель думать, что они погибли в бою. Ее часто изображают частично разложившейся, с лицом и телом живой женщины, но ногами трупа.
Согласно скандинавской мифологии, она будет сражаться вместе со своим отцом против богов асов во время Рагнарока, возглавляя армию мертвых.
Другие скандинавские богиниИмена 17 других скандинавских богинь записаны в метрическом списке, сохранившемся в Прозаической Эдде, и даже больше упомянуто вскользь. Другие богини, перечисленные в Прозаической Эдде:
- Снотра — богиня мудрости и вежливости.
- Гердр – богиня-великанша, связанная с Землей; жена Фрейра.

- Лофн – «утешительница», устраивает браки, когда они запрещены.
- Скади – богиня-великанша, связанная с охотой из лука, катанием на лыжах, зимой и горами; жена Ньорда и имеет двоих детей от Одина.
- Йорд – богиня-великанша, олицетворяющая Землю; мать Тора.
- Бил — вместе со своим братом Хьюки она следует за олицетворенной луной по небу.
- Ньорун — ее ассоциации никогда не подтверждаются, но этимология предполагает, что она была связана с Землей.
- Нанна — жена Бальдра, которая либо умерла от горя после его смерти, либо в горе бросилась на его погребальный костер.
- Хносс – дочь Фрейи, она была богиней чувственности и увлечения.
- Риндр — богиня-великанша, оплодотворенная Одином после смерти Бальдра, чтобы произвести на свет бога Вали, который отомстит за смерть Бальдра и его отца во время Рагнарока.


Цифровой контент обновляется в режиме реального времени и
тщательно подобраны для каждого уровня обучения. Доступный 24/7 контент доступен на различных устройствах.
World Book Online сочетает в себе методы обучения 21-го века со своевременной информацией.
Разбивая сложные темы и используя понятный текст, World Book Online помогает
развивать беглость речи и улучшать понимание. Благодаря возможности единого входа эти сайты являются парными.
с очень визуальным содержанием, чтобы привлечь даже самого неохотного читателя. Наша коллекция ресурсов зажигает
опыт обучения на протяжении всей жизни для каждого пользователя. Эта приверженность ясности, актуальности и точности делает
Цифровые предложения World Book представляют собой информационный центр для класса, библиотеки и не только. 
