Военный Флот России — численность и места дислокации
Военный Флот России
Военно-морские силы России были созданы для обеспечения безопасности морских границ государства и демонстрации военной мощи на международной арене. От того, насколько серьезно другие страны будут воспринимать наш флот, зависит возможность политического влияния в мире. Именно поэтому руководство страны всегда обращало особое внимание на развитие флота.
Историческая справка
Большой вклад в развитие флота Российской империи внес Петр I, который был большим поклонником моря и кораблей. В годы его правления появились первые крупные военные судна, оборудованные на тот момент современным вооружением. Благодаря этому Россия сумела отстоять много своих земель, как с севера, так и с юга.
В период существования Советского Союза было построено большое количество тяжелых боевых кораблей, многие из которых продолжают выполнять свои функции и сегодня.
История ВМФ России
Разновидности
[flat_ab id=”1″]
Структура и дислокация ВМФ России
ВМС России структурно подразделяются на 5 флотов:
- Северный флот – обеспечивает защиту границ России со стороны Северно-Ледовитого океана, база расположена в городе Североморске. Данный флот является самым молодым, флагман – атомный ударный крейсер «Петр Великий».
- Балтийский флот – стоит на защите государственных границ с западной стороны, является старейшим флотом Российской империи, который основал сам Петр I. База находится в Калининграде. Флагман – эсминец «Настойчивый».
- Черноморский флот – располагается на побережье Черного моря с главным городом Севастополем, расположенным в Крыму. Флагман – крейсер «Москва».
- Тихоокеанский флот – база находится во Владивостоке. Флот выполняет необходимые боевые задачи на востоке страны. Флагман – крейсер «Варяг».
- Каспийская флотилия – руководство базируется в Астрахани, флагманом выступает ракетный корабль «Дагестан».
Авианосцы
ТАВКР «Адмирал Кузнецов» является единственным представителем авианосцев России. В отличие от ударных атомных авианосцев США, российский корабль имеет дизельные и паротурбинные двигатели, в результате чего значительно уступает американским аналогам. Включает в себя следующее вооружение:
- Истребитель Су-33: загрузка вооружения 6,5 т, в том числе:
- Управляемые ракеты Р-73, Р-27Р/ЭР, Р-27Т/ЭТ «воздух-воздух»;
- Управляемые ракеты Х-41, П-800 «Оникс» «воздух-земля»;
- Неуправляемые ракеты 80мм, 122мм и 266мм;
- Бомбы 500кг, 250кг и 100кг.
- Истребители МиГ29-К и МиГ-29Куб: загрузка вооружения 4,5 т, включающая управляемые ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля», бомбы и пушки.
- Ракетное вооружение: ПУ ПКРК «Гранит», ЗРАК «Кортик», ПУ ЗРК «Кинжал»;
- Противолодочное вооружение РБУ-12000.
Все авианосцы России и СССР читать
Подлодки
Субмарины разделяются на следующие типы:
- Многоцелевые дизель-электрические подлодки – типы «Палтус», «Варшавянка» и «Лада» – в настоящий момент в строю находится 18 кораблей. Несут в себе крылатые ракеты «Калибр», противокорабельные ракеты ЗМ-54 и «Оникс», минно-торпедное вооружение.
- Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения типа «Кальмар» и «Дельфин» – 10 единиц, которые оснащены баллистическими ракетами Р-29Р и Р-29РМ, торпедами СЭТ-65, САЭТ-60М и 53-65К, ПЛУР «Водопад».
- Атомные торпедные подлодки, в том числе, оснащенные крылатыми ракетами, типов: «Щука», «Акула», «Барракуда», «Кондор», «Антей», «Щука-Б» и «Ясень». Общее количество суден, находящихся в строю – 17 единиц. На вооружении находятся крылатые и противокорабельные ракеты «Калибр», С-10 «Гранат» и «Оникс», самонаводящиеся торпеды УСЭТ-80.
- РПКСН «Боррей» – 3 судна, включающие твердотопливные баллистические ракеты «Булава», торпеды 533 мм и 324 мм, крылатые ракеты «Оникс» и «Калибр» и пр.
[flat_ab id=”2″]
Эсминцы
В составе Российского флота находится 6 эскортных миноносцев проекта «Сарыч», которые несут в себе следующее вооружение:
- Ракеты П-270 «Москит», ЗРК «Ураган»;
- Противолодочная РБУ-1000;
- Торпеды СЭТ-65.
Линкоры
Последние линейные корабли находились на вооружении Российской империи в начале 20 века, с приходом советской власти данный вид суден не производился ввиду отсутствия необходимости.
Фрегаты
Российские фрегаты проекта 22350 находятся в стадии строительства. На данный момент заказано 8 кораблей, 2 из которых уже спущены на воду и проходят испытания. Планируемое вооружение: ЗРАК «Палаш», ПКР ЗМ55, ЗРК «Редут», ПЛР 91Р2, ПТЗ «Планет-НК» и другие.
Катера
Говоря о ракетных катерах, которые также называют легкими корветами, имеются в виду типы 12411Т «Молния-1» и 12411 «Молния-1». Общее количество составляет 26 единиц. Ракетное вооружение включает ПУ ПКР П-15 «Термит», ПУ ПКР П-120 «Москит», ПЗРК «Стрела-3» и ЗРАК «Кортик».
Тральщики
Российские тральщики постепенно уходят из вооружения России, так как их функции выполняют современные подводные лодки. Находящиеся на данный момент корабли включают в себя установки РБУ-1200, ПУ ЗРК «Игла» и «Стрела-3».
Корветы
Корветы проекта 20380 начали производить с 2001 года, в настоящий момент на вооружении находится 5 кораблей, которые включают ПКРК «Уран», ЗРАК «Кортик-М», ЗРК «Редут». В конце 2018 года планируется к вводу десантный корвет проекта 20385.
Военные корабли ВМС РФ
Разновидности
vmflot.ru
Военно — Морской Флот
Главная | Основы военной службы | Материалы по основам военной службы | Вооружённые Силы Российской Федерации | Структура и задачи Вооружённых Сил Российской Федерации | Виды Вооружённых Сил Российской Федерации | Военно — Морской Флот
Виды Вооружённых Сил Российской Федерации
Военно — Морской Флот
Из истории создания
В 1695 г. молодой царь Петр I предпринял попытку овладеть занятой турками крепостью Азов. Осада закончилась неудачей, так как гарнизону крепости оказывал большую помощь и поддержку господствовавший на Азовском море турецкий флот.
После анализа причин неудачной осады в России было учреждено Адмиралтейство, а на р. Воронеже заложены судостроительные верфи. В результате предпринятых энергичных мер в 1696г. удалось создать первое в истории России соединение боевых и транспортных судов, так называемый морской воинский караван. В его составе было 2 фрегата, 23 галеры, 4 брандера и около 1000 мелких гребных судов. В мае 1696 г. сухопутное войско (около 75 тыс. человек) и морской воинский караван достигли Азова и блокировали его с суши и с моря, а 20 мая отряд из 40 казачьих лодок напал на турецкую эскадру. Турки потеряли 2 корабля и 10 грузовых судов. В это же время основная часть воинского каравана заняла позицию в устье р. Дона и не дала возможности прибывшему для помощи азовскому гарнизону турецкому флоту подойти к берегу и высадить подкрепление осажденным.
В результате этих действий 19 июля 1696 г. Азов сдался. В связи с этими событиями 1696 г. по праву считают годом основания Военно-Морского Флота России.
Организационная структура Военно — Морского Флота
- Главное командование Военно-морского флота
- Надводные силы
- Подводные силы
- Морская авиация
- Береговые войска:
- Береговые ракетно-артиллерийские войска
- Морская пехота
Военно-Морской Флот — вид Вооруженных Сил, предназначенный для нанесения ударов по промышленно-экономическим районам (центрам), важным военным объектам противника и разгрома его военно-морских сил. ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объектам врага, уничтожать его корабли на море и в базах, нарушать его океанские и морские коммуникации и защищать свои, содействовать сухопутным войскам в проведении операций, высаживать морские десанты и отражать высадку морских десантов противника, перевозить войска, материальные средства и выполнять другие задачи.
В состав ВМФ входят нескольких родов сил: подводных, надводных, морской авиации, береговых войск. В его состав входят также корабли и суда вспомогательного флота, части специального назначения и различные службы. Главные рода сил — подводные силы и морская авиация.
Военно-Морской Флот является одним из важнейших внешнеполитических атрибутов государства. Он предназначен для обеспечения безопасности и защиты интересов Российской Федерации в мирное и военное время на океанских и морских рубежах.
Военно-Морской Флот способен наносить ядерные удары по наземным объектам противника, уничтожать группировки его флота в морс и базах, нарушать океанские и морские коммуникации противника и защищать свои морские перевозки, содействовать сухопутным войскам в операциях на континентальных театрах военных действий, высаживать морские десанты, участвовать в отражении десантов противника и выполнять другие задачи.
Сегодня Военно-Морской Флот состоит из четырех флотов: Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского и Каспийской флотилии. Приоритетной задачей флота является предотвращение развязывания войн и вооруженных конфликтов, а в случае агрессии ее отражение, прикрытие объектов страны, сил и войск с океанских и морских направлений, нанесение поражения противнику, создание условий для предотвращения военных действий на возможно более ранней стадии и заключения мира на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации. Кроме того, задачей Военно-Морского Флота является проведение операций по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными союзническими обязательствами Российской Федерации.
Для решения приоритетной задачи Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота — предотвращения развязывания войны в составе ВМФ имеются морские стратегические ядерные силы и силы общего назначения. В случае агрессии они должны отразить удары противника, нанести поражение ударным группировкам его флота и воспрепятствовать проведению им широкомасштабных морских операций, а также во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечить создание необходимых условий для эффективного проведения оборонительных операций на континентальных театрах военных действий.
- Военно-Морской Флот (ВМФ) состоит из следующих родов сил (рис. 1):
- подводных
- надводных
- морской авиации
- морской пехоты и войск береговой обороны.
- В его состав входят:
- корабли и суда,
- части специального назначения
- части и подразделения тыла.
Основной ударной силой ВМФ являются атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами. Эти корабли постоянно находятся в различных районах Мирового океана, готовые к немедленному применению своего стратегического оружия.
Подводные атомоходы, вооруженные крылатыми ракетами класса «корабль-корабль», нацелены в основном на борьбу с крупными надводными кораблями противника.
Торпедные атомные подводные лодки используются для нарушения подводных и надводных коммуникаций противника и в системе обороны от подводной угрозы, а также для эскортирования ракетных подводных лодок и надводных кораблей.
Использование дизельных подводных лодок (ракетных и торпедных) связано, главным образом, с решением типовых для них задач в ограниченных районах моря.
Оснащение подводных лодок атомной энергетикой и ракетно-ядерным оружием, мощными гидроакустическими комплексами и высокоточным навигационным вооружением наряду с комплексной автоматизацией процессов управления и созданием оптимальных условий жизнедеятельности экипажа существенно расширило их тактические свойства и формы боевого применения. Надводные силы в современных условиях остаются важнейшей частью ВМФ. Создание кораблей — носителей самолетов и вертолетов, а также переход ряда классов кораблей, как и подводных лодок, на атомную энергетику намного повысили их боевые возможности. Оснащение кораблей вертолетами и самолетами значительно расширяет их возможности по обнаружению и поражению подводных лодок противника. Вертолеты создают возможность успешного решения задач ретрансляции и связи, целеуказания, передачи грузов в море, высадки десанта на побережье и спасения личного состава.
Надводные корабли являются основными силами для обеспечения выхода и развертывания подводных лодок в районы боевых действий и возвращения в базы, перевозки и прикрытия десантов. Им отводится главная роль в постановке минных заграждений, в борьбе с минной опасностью и защите своих коммуникаций.
Традиционной задачей надводных кораблей является нанесение ударов но объектам противника на его территории и прикрытие своего побережья с моря от военно-морских сил противника.
Таким образом, на надводные корабли возлагается комплекс ответственных боевых задач. Эти задачи они решают группами, соединениями, объединениями как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами сил флота (подводными лодками, авиацией, морской пехотой).
Морская авиация — род сил ВМФ. Она состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой.
Стратегическая и тактическая авиация предназначена для противоборства с группировками надводных кораблей в океане, подводными лодками и транспортами, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов по береговым объектам противника.
Палубная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ. Ее основными боевыми задачами в вооруженной борьбе на морс являются уничтожение авиации противника в воздухе, стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств противовоздушной обороны противника, ведение тактической разведки и др. При выполнении боевых задач палубная авиация активно взаимодействует с тактической.
Вертолеты морской авиации являются эффективным средством целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолетов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса «воздух-поверхность» и другое вооружение, они являются мощным средством огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника.
Морская пехота — род сил ВМФ, предназначенный для ведения боевых действий в составе морских десантов (самостоятельно или совместно с Сухопутными войсками), а также для обороны побережья (военно-морских баз, портов).
Боевые действия морской пехоты осуществляются, как правило, при поддержке авиации и артиллерийского огня кораблей. В свою очередь морская пехота использует в боевых действиях все виды вооружения, характерные для мотострелковых войск, применяя при этом специфическую для нее тактику десантирования.
Войска береговой обороны, как род сил ВМФ, предназначены для защиты пунктов базирования сил ВМФ, портов, важных участков побережья, островов, проливов и узкостей от нападения кораблей и морских десантов противника. Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны (охраны водного района). Для обеспечения обороны силами войск на побережье создаются береговые укрепления.
Части и подразделения тыла предназначены для тылового обеспечения сил и боевых действий ВМФ. Они обеспечивают удовлетворение материальных, транспортных, бытовых и других потребностей соединений и объединений ВМФ в целях поддержания их в боевой готовности к выполнению поставленных задач.
Источник: Сайт Министерства обороны Российской Федерации
http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/voenno-morskoy-flot.html
xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai
Военно-морской флот Российской Федерации — история создания и военный состав военно-морских сил РФ
Эмблема ВМФ России. Гюйс ВМФ России.Военно-Морской Флот Российской Федерации, сокращённо — ВМФ России, название военно-морского флота Российской Федерации (России).
История ВМФ России
Военно-Морской Флот Российской Федерации был сформирован 14 февраля 1992 года на основе ВМФ СССР
Организация
ВМФ России состоит из надводных сил, подводных сил, морской авиации и береговых войск флота, включающих соединения морской пехоты и войск береговой обороны. В состав ВМФ также входят корабли и суда, части специального назначения, части и подразделения тыла. Кроме того, существует Гидрографическая служба ВМФ, которая структурно относится к Управлению навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации.
Военно-Морской Флот России включает в себя следующие объединения: 4 флота — Балтийский флот, Черноморский флот, Северный флот и Тихоокеанский флот, а также Каспийскую флотилию.
Пункты базирования
Этот раздел не заполнен. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив этот раздел.
Военно-морские базы и пункты базирования ВМФ России.
Северный флот ВМФ России
Пункты базирования:
- Североморск
- Гремиха
- Гаджиево
- Видяево
- Западная Лица (Заозёрск)
- Полярный
- Оленья Губа
Военно-морские базы:
- Беломорская военно-морская база г. Северодвинск.
Штаб:
Тихоокеанский флот ВМФ России
Пункты базирования:
- Владивосток
- Фокино
- Дунай
- Советская Гавань
- Вилючинск (Камчатская область)
Штаб:
Черноморский флот ВМФ России
Пункты базирования:
- Балаклава
- Керчь
- Феодосия
- Черноморское
Военно-морские базы:
Штаб:
Балтийский флот ВМФ России
Пункты базирования:
- Балтийск
- Кронштадт
Военно-морские базы:
Штаб:
Каспийская флотилия ВМФ России
Пункты базирования:
- Астрахань
- Махачкала
- Каспийск
Штаб:
Техника и вооружение
По состоянию на 2014 год в состав ВМФ России входят 14 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, 28 атомных подводных лодок с ракетно-торпедным вооружением, 19 дизельных подводных лодок, 8 атомных подводных лодок специального назначения и 1 дизельная подводная лодка специального назначения, 1 тяжелый авианесущий крейсер, 3 тяжелых атомных ракетных крейсера, 3 ракетных крейсера, 6 эсминцев, 3 корвета, 7 сторожевых кораблей, 9 малых ракетных кораблей, 11 больших противолодочных кораблей, 28 малых противолодочных кораблей, 8 малых ракетных кораблей, 4 малых артиллерийских кораблей, 28 ракетных катеров, 6 артиллерийских катеров, 13 морских тральщиков, 22 базовых тральщика, 23 рейдовых тральщика, 19 больших десантных кораблей, 2 малых десантных корабля на ВП и 23 десантных катера.
Префикс кораблей и судов
Корабли и суда, принадлежащие ВМФ России, в настоящее время не имеют префиксов в своих названиях.
Флаги кораблей и судов
Знаки различия
Этот раздел не заполнен. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив этот раздел.
wiki.wargaming.net
Флот морской. Военно-Морской Флот Российской Федерации
Во все времена война была одной из основных сфер человеческой деятельности. Конечно, её последствия всегда имели крайне негативный характер, тем не менее в социальной среде она пользовалась достаточно большой популярностью. Это обусловлено тем фактом, что посредством войны можно добиться получения земли, власти, ресурсов и т. п. Помимо этого, с помощью военных действий решалось множество международных политических конфликтов. Таким образом, вооруженная борьба является важной частью общественной деятельности.
На протяжении всей истории социум модернизировал свои возможности в сфере военного искусства. Это привело к появлению стандартных правил построения войск, которые используются по сей день. Согласно одному из них, все вооруженные силы любого государства делятся на три составляющих: морские, сухопутные и воздушные. В данной статье автор хотел бы поговорить о Военно-Морском Флоте Российской Федерации, который на сегодняшний день занимает весомое место в мировом рейтинге подобных войск.
Что такое военно-морской флот?
На сегодняшний день в Российской Федерации существует большое количество военных формирований, которые имеют разные по своей сути задачи и функции. Отсюда возникает вполне логический вопрос: что такое флот морской? По своей сути это составная часть военно-морских сил любого государства, в нашем случае РФ. Эта составляющая делится на два основных элемента: надводный и подводный. Следует отметить тот факт, что большое количество традиций и особенностей этого формирования во многом обусловлено развитием морских отношений и территориальными особенностями страны. Российская Федерация в этом плане имеет достаточно длинную историю становления морских военных формирований, о чем будет указано далее.
Флот Российской империи
Российский императорский флот существовал в период с 1721 по 1917 год. За это время формирование участвовало во многих морских сражениях. Помимо этого, имперский флот отличался высоким уровнем боевой подготовки и эффективностью в условиях войны на воде.
Первыми представителями формирования были суда, построенные для ведения боевых действий в рамках Северной войны. Основными базами управления имперским флотом в это время были Кронштадт, Ревел, Або и Гельсингфорс. Уже к началу 1745 года силы Его Императорского Величества на море состояли из 130 парусных кораблей, 36 линейных, а также 9 фрегатов и судов иных типов. Морской флот Российской империи жил по специальному уставу.
В истории имперского флота существует немало известных личностей, например адмирал Нахимов. Этот человек отличился героизмом и грамотным построением тактической обороны во время осады Севастополя в 1854-1855 годах. На сегодняшний день адмирал Нахимов является негласным символом российского флота.
Следует также отметить, что формирование использовалось в Крымской и Русско-Японских войнах. Помимо этого, заключительным этапом развития морского императорского флота стало его участие в Первой мировой войне.
Советский морской флот
Военные формирования Советского Союза, базирующиеся на море, существовали с 1918 по 1992 год. Основной задачей флота СССР была защита границ государства от внешней агрессии. В состав формирования входили подразделения подводных лодок, морской авиации, надводных кораблей, ракетно-артиллерийские войска, а также морская пехота. Командование производилось из штаба ВМФ, расположенного в городе Москве. За время своего существования флот участвовал в наиболее масштабном военном конфликте – Второй мировой войне.
На конец 80-х годов в составе формирования было следующее количество техники: 160 надводных кораблей, 113 подводных лодок, 83 ракетоносца, а также около 12 тысяч личного состава морской пехоты. Пик своего развития флот морской СССР имел к 1985 году. В это время он занимал второе место по численности судов после Соединенных Штатов Америки.
Задачи флота на современном этапе
Современный морской флот Российской Федерации является одним из основных элементов вооруженных сил государства. В соответствии с этим на него полностью ложится выполнение ряда специфических по своей сути задач:
— всестороннее сдерживание любого применения военной силы на море;
— постоянная защита государственных границ, а также суверенитета Российской Федерации в областях исключительной экономической зоны и континентального шельфа;
— обеспечение безопасности при реализации деятельности морехозяйственного характера на территории Мирового океана;
— обеспечение и повсеместное поддержание военного присутствия Российской Федерации на территории Мирового океана;
— участие в миротворческих, а также военных миссиях, если таковые отвечают интересам Российской Федерации;
Как мы видим, флот морской России имеет достаточно обширный спектр основных задач, которые необходимо повсеместно реализовать.
Структура ВМФ Российской Федерации
Флот морской РФ имеет свою структуру, которая обеспечивает эффективность применения данного формирования в условиях военных действий на воде. Но следует отметить, что в своем составе ВМФ имеет большое количество подразделений, которые, в свою очередь, наделены рядом достаточно специфических функций. Флот морской России состоит из следующих элементов:
1. Надводные силы, в число которых входят подразделения, использующие в работе надводные средства, то есть корабли.
2. Силы подводные.
3. Третьим элементом является морская авиация, которая, в свою очередь, подразделяется на более мелкие структурные подразделения.
4. Войска берегового характера, относящиеся к морскому флоту.
При этом, как уже указывалось ранее, каждая из представленных составляющих выполняет собственные функциональные задачи для обеспечения эффективности применения ВМФ в целом.
Цели использования надводных и подводных сил
Как вы понимаете, основными силами ВМФ России являются надводные и подводные подразделения. Именно они реализуют основные задачи данной части вооруженных сил. Но в структуре Военно-Морского Флота РФ надводные и подводные подразделения реализуют ряд своих, специфических функций. Например, первый тип формирований используется, как правило:
— для прикрытия высадки десанта, а также его переправления до точки высадки и эвакуации;
— защиты территориальных границ государства;
— установления заграждений от мин;
— обеспечения деятельности подводных подразделений.
Вторым, не менее важным по своей эффективности подразделением в составе ВМФ Российской Федерации являются подводные формирования. Их главной задачей является разведка морских глубин в мирное время, а также повреждение водных и наземных целей в военное. Стоит отметить, что ключевой техникой в составе подводных подразделений являются атомные подлодки. Они вооружены достаточно серьезным оружием, а именно ракетами баллистического и крылатого типа.
Морская авиация
Для многих людей существование авиации морского характера является непонятным фактором. Многие путают данную составляющую с отдельным родом войск, что является ошибкой. Стоит отметить, что в состав вооруженных сил включена армия, морской флот и военная авиация. При этом одноименные подразделения в структуре ВМФ не имеют ничего общего с последним элементом ВС РФ. Морская авиация имеет целый спектр собственных функциональных задач, например:
— противодействие надводным силам противника;
— реализация ударов по объектам берегового базирования противника;
— отражение авиационных ударов.
Таким образом, морская авиация является специальным подразделением, созданным для реализации функций в рамках деятельности ВМФ.
Особенности морской пехоты
История морского флота во все времена была неразрывно связана с развитием подразделений морских пехотинцев. Формирование относится к структуре береговых войск. По сути, такие подразделения предназначены специально для ведения действий боевого характера посредством морского десантирования. Корпуса морской пехоты были известны еще во времена правления Петра Первого. В те далекие времена численность данного подразделения составляла около 20 тысяч человек личного состава.
На сегодняшний день этот показатель находится на отметке 8 тысяч человек, которые распределены по четырем основным бригадам. Основной задачей морпехов является десантная деятельность, то есть кратковременные высадки для выполнения отдельных задач, а также защита береговых тактических объектов и надводных аппаратов.
Основные группировки ВМФ
Флаг военно-морского флота можно увидеть не на всей территории государства. Силы и средства этого элемента вооруженных сил распределены в соответствии с тактической необходимостью. Проще говоря, основные группировки располагаются в тех местах, где Российская Федерация омывается водой. На основе этого важного фактора весь Военно-Морской Флот Российской Федерации подразделяется на следующие отдельные группы:
1. Северный флот базируется на Беломорской военной базе в городе Северодвинске. Его главной задачей является защита территориальных интересов Российской Федерации в одноименной части мира.
2. Тихоокеанский флот базируется большей частью на востоке России, в таких городах, как Владивосток, Дунай, Советская Гавань.
3. Балтийская группировка расположена близ культурной столицы РФ, Санкт-Петербурга. Место базировки является не менее значимым историческим памятником. В данном случае речь идет о Кронштадте.
4. Каспийский флот базируется в Астрахани и Каспийске.
5. Что касается черноморской группировки, то она базируется в районе одноименного моря. Расположен флот на территории некогда принадлежащего Украине Севастополя. Следует отметить, что данная группа ВМФ имеет достаточно важное тактическое значение. Её главной целью является защита интересов России в регионах Черного и Средиземного морей. Командующий Черноморским флотом на сегодняшний день — адмирал Александр Викторович Витко.
Эмблема и флаг Военно-Морского Флота РФ
Символика ВМФ РФ вызывает во всем мире массу вопросов и споров. Следует отметить, что главным обозначением флота на сегодняшний день является его флаг. На нем изображен косой Андреевский крест. Мало кто знает, что практически идентичный символ является флагом Шотландии. Знаменем морского флота символ стал в 2001 году.
Эмблема ВМФ России также имеет особый символический подтекст. Она представляет собой золотого гербового орла, на заднем фоне которого скрещены якоря. Данная эмблема ВМФ России является общепризнанной и используется во всех группировках соответствующего рода войск.
Заключение
Итак, в статье мы попытались рассмотреть все аспекты и характерные особенности Военно-Морского Флота Российской Федерации. На сегодняшний день эта часть вооруженных сил является одной из самых сильных в мире, что говорит о высоком уровне военной мощи РФ в целом.
fb.ru
Военно-морской флот Российской империи — это… Что такое Военно-морской флот Российской империи?
Гюйс ВМФ Российской империи
Кормовой флаг ВМФ Российской империи
Военно-Морской Флот Российской империи — флот Российской империи до октябрьской революции 1917 года.
Первые Романовы
Первое трёхмачтовое судно построенное в России было спущено на воду в 1636 году во время правления царя Михаила Фёдоровича. Корабль был построен по европейскому стандарту в Балахне кораблестроителями из Гольштейна, Дания, и был назван Фредерик. К несчастью, во время сильного шторма, Фредерик затонул в Каспийском море в своё первое плавание.
Во время русско-шведской войны 1656—1658 годов, русские силы захватили шведские крепости Даугавгрива и Кокенхаузен (переименован в Царевич-Дмитриев) на Западной Двине. Боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин основал судостроительную верфь в Царевиче-Дмитриеве и начал строительство кораблей для плавания на Балтийском море. По окончанию войны Россия и Швеция заключили Кардиийский мирный договор в 1661 году, по результатам которого Россия возвратила Швеции все завоёванные территории и была вынуждена уничтожить все корабли заложенные в Царевиче-Дмитриеве.
Ордин-Нащокин не потерял своих надежд и повернулся к реке Волге и Каспийскому морю. Получив царское разрешение, боярин пригласил датских кораблестроителей в село Дединово находящиеся на слиянии рек Ока и Волга. Строительство кораблей началось зимой 1667 года. В течение двух лет они закончили строительство четырёх кораблей: фрегата Орёл, и трёх меньших суден. Орёл закончил своё плавание также плачевно как и Фредерик — он был захвачен в Астрахани взбунтовавшимися казаками Стеньки Разина. Казаки ограбили и затем сожгли это судно.
В XVII веке русские купцы и казаки переплыли через Белое море на кочах, достигли устьев рек Лена, Колыма, и Индигирка, и основали поселения в регионе верхнего Амура. Самым известным из этих первооткрывателей является Семён Иванович Дежнёв — в 1648 году он проплыл по Северному Ледовитому океану всю длину современной России, обогнул Чукотский полуостров, пересёк Берингово море и вышел в Тихий океан.
Флот Петра Великого
Памятник Петру I, Кронштадт.
Регулярный Военно-Морской Флот Российской империи начал своё существование во время правления императора Петра Первого. Во время второго Азовского похода 1696 года против Турции, первый раз русские выдвинули 4 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры, и 1300 стругов, построенных на реке Воронеж. После завоевания крепости Азов, боярская дума обсудила рапорт Петра об этом походе и решила начать строительство Военно-Морского Флота 20 октября 1696 года. Эта дата считается официальным днем рождения Военно-Морского Флота России.
Балтийский флот Российской империи был построен во время Великой Северной войны 1700—1721 годов. Строительство галер произошло в 1702—1704 годах на нескольких верфях находящихся на эстуариях рек Сясь, Луга и Олонка. Для защиты завоёванных побережий и для атак на вражеские морские пути сообщения в Балтийском море был создан парусный флот из кораблей построенных в России и купленных в других странах. В 1703—1723 годах главная база балтийского флота находилась в Санкт-Петербурге, и после этого в Кронштадте. Новые базы были созданы в Выборге, Гелсингфорсе, Ревеле и Або. Вначале владимирский приказ управлял судостроительными делами, позднее эта функция была передана адмиралтейскому приказу.
В 1745 году Военно-Морской Флот имел 130 парусных кораблей включая в себя 36 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 шнявы, 5 бандер и 77 вспомогательных суден. Гребной флот состоял из 396 кораблей включая в себя 253 галеры и скампавеи и 143 бригантины. Корабли были построены на 24 верфях включая верфи в Воронеже, Казани, Переяславле, Архангельске, Олонце, Петербрурге и Астрахани.
Военно-морские офицеры происходили из дворян — матросы были рекрутами из простонародья. Срок службы во флоте был пожизненным. Молодые офицеры обучались в школе математических и навигационных наук основанной в 1701 году и часто посылались для обучения и практики заграницу. Иностранцы часто нанимались для военно-морской службы, например шотландец Томас Гордон — командир Кронштадтского порта. В 1718 году была образована Адмиралтейств-коллегия — высший орган управления Военно-Морского Флота в России.
Морской собор, Кронштадт — один из нескольких соборов Военно-Морского Флота Российской империи.Принципы организации военно-морского флота, методы образования и практики для подготовки будущих кадров, а также и методы проведения военных действий были написаны в морском уставе 1720 года — документе, основанном на опыте зарубежных стран. Петр Первый, Федор Апраксин, Алексей Синявин, Наум Синявин, Михаил Голицын и другие, считаются основателями искусства морского боя в России. Принципы военно-морского дела были дальше развиты Григорием Спиридовым, Федором Ушаковым, и Дмитрием Сенявиным.
Военно-Морской Флот Российской империи в XVIII веке
Во второй половине XVIII века Военно-Морской Флот Российской империи был усилен из-за более активной внешней политики России и русско-турецких войн за господство на Чёрном море. Первый раз в своей истории Россия послала военно-морские эскадры из Балтийского моря в удалённый театр боевых действий (см. Архипелагские экспедиции русского флота, Первая Архипелагская экспедиция). Во время Чесменского сражения 1770 года, эскадра адмирала Спиридова разгромила турецкую флотилию в добилась господства в Эгейском море. В 1771 году русская армия завоевала побережье Керченского пролива и захватила крепости Керчь и Ени-Кале.
После того как русские войска подошли к Дунаю, для защиты дунайского эстуария была сформирована Дунайская военная флотилия. В 1773 году, корабли Азовской флотилии (заново сформирована в 1771 году) вышли в Чёрное море. Русско-турецкая война 1768-1774 годов закончилась победой Российской империи, в её результате к России отошло все побережье Азовского моря и часть береговой линии Черного моря между реками Южный Буг и Днестр. Крым был объявлен независимым государством под российским протекторатом и в 1783 году полностью стал частью России. В 1778 году был основан порт Херсон, в котором первый корабль Черноморского флота был спущен на воду в 1783 году. Год спустя там была уже полная эскадра.
Начало XIX века
В конце XVIII — начале XIX веков, Военно-Морской Флот России стал третьим самым большим флотом в мире после Великобритании и Франции. Черноморский флот имел в своём составе 5 линейных кораблей и 19 фрегатов (1787 год), Балтийский флот имел 23 линейных корабля и 130 фрегатов (1788 год). В начале XIX века Военно-Морской Флот Российской империи состоял за Черноморского и Балтийского флотов, Каспийской флотилии, Беломорской флотилии и Охотской флотилии. В 1802 году было создано Министерство морских сил (переименовано в Морское министерство в 1815 году).
В 1826 году был построен первый военный пароход Ижора (73.6 кв или 100 л. с.) вооружённый 8 пушками. В 1836 году был построен первый пароходофрегат Богатырь (водоизмещение — 1340 тонн, мощность — 117 кв (240 л.с.), вооружение — 28 пушек). Между 1803 и 1855 годами русские мореплаватели совершили более 40 кругосветных и дальних путешествий, которые сыграли значительную роль в освоении Дальнего Востока, различных океанов и тихоокеанского операционного региона.
Крымская война и ее последствия
Медленное экономическое и промышленное развитие России в первой половине XIX века стали причиной её отставания от Европы в области пароходостроения. К началу Крымской войны в 1853 году Россия имела Черноморский и Балтийский флоты, Архангельскую, Каспийскую и Камчатскую флотилии — общей численностью в 40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета и брига, 16 пароходофрегатов и т. д..
Общее число личного состава флота составляло 91 000 человек. Крепостное право имело очень неблагоприятное влияние на развитие Военно-Морского Флота — особенно на Балтийском флоте, который был известен за особенно жестокую муштру.
Благодаря адмиралам Михаилу Лазареву, Павелу Нахимову, Владимиру Корнилову, и Владимиру Истомину матросы Черноморского флота были хорошо обучены искусству военно-морского дела и морским традициям, поддерживающимся со времен адмирала Ушакова.
Синопское сражение 1853 года продемонстрировало отвагу и героизм черноморцев и тактическое искусство Нахимова. Во время осады Севастополя в 1854—1855 годах русские моряки показали пример как можно использовать все возможные средства для защиты их города на море и суше. По результатам парижского мирного договора 1856 года Россия лишилась права иметь военно-морской флот на Чёрном море. В 1860-х годах устаревший парусный флот Российской империи потерял своё значение и в результате был заменен на паровой.
После окончания Крымской войны, Россия занялась строительством паровых броненосцев, мониторов и плавучих батарей. Эти судна оснащались тяжёлой артиллерией и толстой бронёй, однако были ненадёжными в открытом море, медленными и не могли плавать на дальние расстояния. В 1861 году был спущен на воду первый боевой корабль со стальной бронёй — канонерская лодка Опыт. В 1869 был заложен первый броненосец предназначенный для плавания в открытом море — Пётр Великий.
Конец XIX века
Военно-Морской Флот Российской империи продолжал расширяться в конце XIX века, особенно после прихода к власти царя Николая II, который испытывал влияние американского военно-морского теоретика Альфреда Мэхэна. Несмотря на то, что русская промышленность развивалась большими темпами, она не могла поддерживать постоянно увеличивающиеся потребности флота, и некоторые корабли были заказаны во Франции, Германии, США и Дании. Французские судостроительные инженеры оказали наибольшее влияние на конструкции российских кораблей.
Во время американской гражданской войны Россия направила в атлантические и тихоокеанские порты северян две крейсерские эскадры. Эта экспедиция стала показательным примером того, как сравнительно малыми силами можно добиваться крупных политических успехов. Результатом присутствия всего одиннадцати небольших военных кораблей в районах оживлённого торгового судоходства оказалось то, что крупные европейские державы (Англия, Франция и Австрия) отказались от конфронтации с Россией, побеждённой ими же всего 7 лет назад.
Сознавая своё отставание, Морское Министерство сделало закупки за границей основным способом его преодоления. Существовала и практика закупки головного корабля за границей, затем постройки серии по нему на своих верфях, иногда в ущерб развитию собственного кораблестроения.
Русско-японская война
В ночь 8 февраля 1904 года японский флот под командой адмирала Хэйхатиро Того начал военные действия против Российской империи. В результате неожиданной атаки на Порт-Артур два российских линкора были серьёзно повреждены торпедами. Эта атака развилась в полномасштабную битву следующим утром. Несколько попыток японского флота атаковать российские корабли провалились из-за огня береговой артиллерии и нежелания российского флота покинуть гавань для сражения в открытом море, особенно после гибели адмирала Степана Макарова 13 апреля 1904 года.
После неудачных атак на Порт-Артур, японцы попытались закрыть к нему доступ — в ночь на 13—14 февраля они затопили несколько кораблей груженных цементов у входа в гавань. Как оказалось эти корабли затонули слишком глубоко, чтобы повлиять на судоходство. Попытка блокады с помощью боевых кораблей 3—4 мая также провалилась.
В марте вице-адмирал Макаров взял под свою команду первую тихоокеанскую эскадру с целью снятия японской блокады на Порт-Артур. К тому времени обе стороны начали широко использовать тактику минирования морских путей сообщения около портов. Первый раз в истории мины пользовались атакующей стороной — до этого мины использовались только в оборонительных целях для закрытия доступа в гавань вражеским кораблям.
Японская тактика применения мин была довольно эффективной и существенно ограничила маневренность русских кораблей. 12 апреля 1904 года два российских броненосца — флагман Петропавловск и Победа — подорвались на минах на выходе из гавани. В течение часа Петропавловск затонул, Победа была отбуксирована в Порт-Артур для ремонта. Макаров принял смерть на Петропавловске сделав выбор погибнуть со своим кораблём.
Обстрел Порт-Артура.
Вскоре русские переняли японскую тактику минирования и стали использовать её в атакующих целях. 15 мая 1904 года два японских броненосца Ясима и Хатсусе попались в свежее минное поле и подорвались по крайней мере на двух минах каждый. Ясима затонул в течение всего нескольких минут с 450 матросами на борту, Хатсусе пошёл на дно в течение нескольких часов во время буксировки в порт.
Российский флот сделал попытку прорвать блокаду и уйти во Владивосток, однако был перехвачен и разгромлен в Жёлтом море. Остаток российского флота в Порт-Артуре был понемногу потоплен нападающей артиллерией. Попытки прорвать блокаду с суши также не удались и после сражения при Ляояне в конце августа, русские силы отступили к Мукдену (Шэньян). Порт-Артур пал 2 января 1905 года после нескольких кровопролитных штурмов.
Российское командование послало Балтийский флот под командой адмирала Зиновия Рожественского в помощь осаждённому Порт-Артуру вокруг мыса Доброй Надежды в Азию. 21 октября 1904 года они едва не спровоцировали войну с Великобританией (союзник Японии, но нейтральное государство во время этой войны) во время Гулльского инцидента, когда российский флот обстрелял британские рыболовецкие лодки приняв их за миноносцы.
Продолжительность плавания Балтийского флота дала адмиралу Того достаточное время, чтобы подготовится к встрече до того как флот имел бы возможность дойти до Владивостока. Балтийский флот был встречен японскими силами в Корейском проливе около острова Цусима. В результате Цусимского сражения 27—28 мая 1905 года, более современный японский флот, уступающий в количестве, но превосходящий российский флот в скорости и дальности артиллерии, беспощадно обстрелял русские корабли. Флот Российской империи был полностью разгромлен — практически все боевые корабли погибли или были затоплены экипажем, остальные капитулировали, и лишь единицы ушли или в нейтральные порты или во Владивосток.
Возрождение флота
После фиаско в русско-японской войне флот Российской империи упал с третьего места в мире на шестое место. 19 марта 1906 года указом императора Николая II в составе Военно-морского флота Российской империи был создан новый род войск — подводные лодки, в строй вошли 10 субмарин[1]. С тех пор 19 марта отмечается в России как профессиональный праздник — День подводника. В июне 1906 года был организован Морской генеральный штаб и широкомасштабная программа по расширению флота была представлена на обсуждение государственной думе в 1907 и 1908 годах, однако была отвергнута. Боснийский кризис в 1909 году вновь поднял вопрос о расширении флота и новые линкоры, крейсера, и миноносцы были заказаны для Балтийского флота. Ухудшение отношений с Османской империей также спровоцировало расширение Черноморского флота новыми линкорами типа Императрица Мария. Российская империя потратила 519 миллионов долларов на военно-морские нужды с 1906 по 1913 год — это пятый по размеру бюджет после Великобритании, Германии, США, и Франции.
Перевооружение также включало большое участие зарубежных партнёров — крейсер Рюрик и оборудование других кораблей было заказано на иностранных заводах. После начала Первой мировой войны корабли и оборудование под строительством в Германии были конфискованы. Оборудование из Англии частично было передано союзниками и частично доставлено в Россию.
В другом случае, приобретение подводных лодок «АГ» конструкции фирмы «Холланд» (США) вместо строительства отечественных образцов, позволило создать новый род сил, но сказалось отрицательно на его модернизации. В эпоху стремительного развития подводной техники Россия была вынуждена содержать морально устаревшие лодки, не имея ни базы для их обеспечения (все необходимое обеспечивалось импортом), ни денег на замену. Когда их сборка по контракту была налажена в России, ведущие морские страны уже сменили одно-два поколения лодок. В результате лодки, современные по меркам 1911 г (год появления класса) продолжали служить до середины XX в.
Первая мировая война
Балтийское море
На Балтийском море главными противниками были Россия и Германия, довольно большое количество британских подводных лодок проплывали через пролив Каттегат для поддержки российского флота. Так как немецкий флот был больше и новее русского, а также из-за возможности легко перебросить корабли флота Открытого Моря из Северного моря в Балтийское через Кильский канал в случае необходимости, российский флот занимал в основном оборонную позицию. Наступательные операции были ограничены в перехвате конвойных перевозок между Швецией и Германией русскими и британскими подлодками, и также использованием минных полей в атакующих целях.
Широкое использование морских мин в наступательных и оборонительных целях обоими сторонами ограничило маневренные действия флота на Восточном фронте. Немецкая атака на Рижский залив в августе 1915 года была неуспешна, однако повторная попытка в октябре 1917 года закончилась оккупацией островов в заливе (Операция «Альбион») и повреждением русских кораблей пытающихся покинуть Ригу (Моонзундское сражение) которая была захвачена немцами.
К марту 1918 года революция в России и Брестский мир позволили Германии получить полный контроль над Балтийским морем, немецкий флот начал перевозку войск для поддержки новоиспечённой независимой Финляндии и оккупации Польши, Украины, и западной части России. Остатки Балтийского флота были эвакуированы из Хельсинки и Таллина в Кронштадт во время ледового похода Балтийского флота в марте 1918 года.
Чёрное море
На Чёрном море основным противником России была Османская империя. Основной базой Черноморского флота был Севастополь и его командирами были адмирал Эбергард и с 1916 года адмирал Колчак.
Война на Чёрном море началась после того как флот Османской империи обстрелял несколько русских городов в октябре 1914 года. Самыми современными кораблями в распоряжении турецкого флота были два немецких крейсера: Гебен и Бреслау, оба под командой адмирала Вильгельма Сушона. Гебен был повреждён по крайней мере в четырёх различных битвах и обычно отступал обратно в порт под угрозой превосходящего российского флота. К концу 1915 года Черноморский флот практически полностью контролировал ситуацию на этом море.
Черноморский флот в основном использовался для поддержки Кавказской армии генерала Юденича. В августе 1915 года русская подлодка и два миноносца атаковали турецкий конвой из четырёх транспортных кораблей, крейсера и двух миноносцев — все транспортёры были потоплены без российских потерь. Летом 1916 года турецкая армия под командой Вехип-Паши сделала попытку отбить город Трабзон от русских. Турки начали продвижение по побережью в июле, однако российский флот сумел существенно затормозить их продвижение с помощью артобстрела колонн пехоты и их обозов. Русская армия перешла в контрнаступление и наголову разбила турецкие сухопутные силы.
После того как адмирал Колчак принял командование в августе 1916 года флот Российской империи заминировал выход из Босфора и этим предотвратил все турецкие корабли от действий на Чёрном море. Год спустя морские подступы к Варне также были заминированы. Самая большая потеря Черноморского флота было уничтожение линкора Императрица Мария, который взорвался на якоре в порту 7 октября 1916 года, всего лишь один год после спуска на воду. Причины взрыва так и не были открыты, по некоторым мнениям это мог быть диверсионный акт, по другим — несчастный случай.
Революция и гражданская война
Революция и последующая гражданская война в России имели самый отрицательный эффект на флот Российской империи. Балтийский флот в Петрограде оставался практически не тронутым, однако и он был атакован флотом Великобритании в 1919 году. Войска союзных интервентов оккупировали побережья Тихого океана, Чёрного моря, и Арктики. Остаток Черноморского флота находился под контролем генерала Врангеля и был блокирован в Бизерте, Тунис. Русские матросы воевали на обеих сторонах этого конфликта. Матросы Балтийского флота подняли восстание против Советского правительства в Кронштадте в 1921 году.
Оставшиеся в руках Советской власти корабли сформировали ядро Военно-Морского Флота СССР.
Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ • Большая российская энциклопедия
ВОЕ́ННО-МОРСКО́Й ФЛОТ (ВМФ), вид вооружённых сил (ВС), предназначенный для решения стратегических и оперативных задач на океанских и морских ТВД; в ряде государств – военно-морские силы (ВМС). По своим боевым возможностям совр. ВМФ способен наносить ядерные удары по важным наземным объектам противника, уничтожать силы его флота в море и на базах, нарушать (срывать) океанские и мор. перевозки, завоёвывать господство в мор. (океанских) районах, содействовать сухопутным войскам (СВ) в проведении операций на континентальном ТВД, оборонять свои мор. (океанские) перевозки, высаживать мор. десанты. ВМФ проводит операции и ведёт боевые действия самостоятельно или совм. с др. видами ВС. Гл. свойства ВМФ: высокая мобильность, большая автономность, способность действовать в любых районах Мирового ок., постоянная боевая готовность и высокая боевая устойчивость его подводных сил и авианосных группировок.
Развитие флота началось в глубокой древности. В Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме и Китае первоначально строились торговые суда, а позднее и воен. гребные корабли. В греч. флоте в 5 в. до н. э. осн. классом боевого корабля была триера. Наиболее распространёнными типами кораблей рим. флота в 3–2 вв. до н. э. являлись трирема (то же, что триера) и пентера (корабль больших размеров с 5 рядами вёсел). В 1 в. до н. э. в Риме наряду с этими типами кораблей появились либурны – небольшие корабли с однорядным размещением вёсел и большей манёвренностью. Осн. способами вооруж. борьбы на море были таран и абордаж. Позднее в качестве оружия стали использовать метательные машины – баллисты и катапульты, устанавливавшиеся в носовой части корабля и стрелявшие камнями и зажигательными снарядами. В 7 в. н. э. венецианцы на основе рим. либурны создали улучшенный тип гребного корабля – галеру, которая постепенно вытеснила др. типы гребных кораблей и к кон. Средневековья стала осн. боевым кораблём. В 10–12 вв. в ряде средиземноморских стран, а также у англосаксов, норманнов и датчан появились парусные суда. Переход от гребных судов к парусным завершился к сер. 17 в. Осн. оружием парусных кораблей становится артиллерия. В 16–17 вв. в Англии, Франции, Испании и Голландии создаются постоянные воен. флоты. К нач. 18 в. корабли в зависимости от водоизмещения, количества пушек и численности экипажа стали разделять на классы и ранги. В это же время сложилась боевая организация парусного флота – появились эскадры. Тактика ведения мор. боя парусными флотами заключалась в том, чтобы, построив свои корабли в кильватерную колонну, занять наветренное положение по отношению к кораблям противника и, сближаясь с ними, уничтожить их огнём своей артиллерии. Если арт. дуэль не приводила к успеху, бой завершался абордажной схваткой.
Начало созданию регулярного воен. флота России положено в 1696, когда по указу Петра I в целях борьбы за выход к Азовскому и Чёрному морям на р. Воронеж была построена Азовская флотилия. В ходе Северной войны 1700–21 был создан Балт. флот, выдвинувший Россию в число крупных мор. держав. Уже в начале своего становления рос. флот одержал первую победу над швед. флотом в Гангутском морском сражении 1714 и в последующем вписал много героич. страниц в отеч. историю.
84-пушечный корабль «Императрица Мария» (1853, Россия).
Во 2-й пол. 18 в. развитие пром-сти, науки и техники позволило значительно улучшить конструкцию корпусов кораблей, их парусное и арт. вооружение. Водоизмещение линейных кораблей увеличилось с 1 до 4 тыс. т, число орудий возросло до 135, усовершенствовалась корабельная артиллерия (бронзовые орудия были заменены чугунными, скорострельность возросла до 1 выстрела в 3 мин, дальность стрельбы – с 300 до 600 м). Парусный флот достиг своей вершины.
Броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» (1904, Россия).
Минный заградитель «Енисей» (1912, Россия).
В нач. 19 в. появились первые паровые боевые корабли. После Крымской войны 1853–56 все государства перешли к строительству паровых броненосных кораблей. Переход к строительству парового флота совпал с внедрением нарезной корабельной артиллерии, обладавшей большей дальностью и точностью стрельбы. Появление в 1870-х гг. мин, а затем торпед привело к созданию минных заградителей и миноносцев. Бурный технич. прогресс привёл к созданию на флоте трёх осн. типов кораблей: эскадренных броненосцев для арт. боя; крейсеров для дозорной службы, разведки и уничтожения торговых судов; миноносцев для завершения боя минно-торпедной атакой повреждённых кораблей. Повышение роли ВМФ в кон. 19 в. (теория «морской силы», основоположники – амер. контр-адм. А. Т. Мэхэн и брит. вице-адм. Ф. Х. Коломб) было связано с активной колониальной политикой ведущих государств мира.
После русско-японской войны 1904–05 в составе флотов появились линкоры, которые стали решающей силой в вооруж. борьбе на море. Они постоянно совершенствовались: увеличивалось количество стволов артиллерии гл. калибра, её дальнобойность и скорострельность (до 2 выстрелов в 1 мин), бронирование, скорость хода. В связи с технич. совершенствованием возросла роль в мор. бою торпедного оружия и в составе флотов вместо миноносцев появились эскадренные миноносцы (эсминцы), оснащённые арт. и торпедным вооружением. Для разведки, борьбы с эсминцами противника и действий на мор. коммуникациях во мн. государствах строились лёгкие крейсера. Усовершенствование двигателей внутр. сгорания, электромоторов, аккумуляторных батарей и перископов создало предпосылки в нач. 20 в. для строительства подводных лодок (ПЛ), которые в большинстве государств первоначально предназначались для борьбы с надводными кораблями противника в прибрежных водах и разведки. В ряде государств началось строительство гидросамолётов.
В 1-ю мировую войну в боях на море участвовали сотни надводных кораблей, ПЛ, а на последнем её этапе – и самолёты. Линкоры использовались крайне ограниченно из-за резко возросшей минной опасности, угрозы от ПЛ и др. боевых средств. Широкое применение нашли лёгкие крейсера, водоизмещение которых к концу войны выросло до 8 тыс. т, а скорость хода – до 30 уз (55,5 км/ч) и более. Кораблями универсального назначения показали себя эсминцы, которые стали наиболее многочисленными в составе флотов воевавших государств; их водоизмещение было доведено до 2 тыс. т, скорость хода – до 38 уз (70 км/ч). Дальнейшее развитие получили минные заградители. Появились спец. типы тральщиков: эскадренные (быстроходные), базовые и катера-тральщики. Важную роль в боевых действиях на море стали играть ПЛ, которые оформились в самостоят. род сил ВМФ, способный успешно решать не только тактические, но и оперативные задачи. В ходе 1-й мировой войны появились авианосцы, сторожевые корабли, торпедные катера. Впервые стала использоваться морская авиация, самолёты которой вели разведку, наносили бомбовые удары по кораблям и базам флота, корректировали огонь корабельной артиллерии. Оружием самолётов мор. авиации наряду с бомбами стали торпеды. ВМФ начал превращаться в вид ВС, объединяющий соединения и части надводных кораблей, ПЛ, авиации и морской пехоты, при доминирующем значении надводных кораблей.
В период между 1-й и 2-й мировыми войнами предпочтение отдавалось строительству линкоров. Корабли др. классов – авианосцы, крейсера, эсминцы и др. – предназначались для обеспечения действий линкоров. В 1937–38 Великобритания, Япония и США перешли к серийному строительству авианосцев. Интенсивно строились крейсера, эсминцы, ПЛ, торпедные катера. В состав флотов входила бомбардировочная, минно-торпедная, разведывательная и истребительная авиация. Корабли оснащались усовершенствованным арт. и торпедным оружием, появились неконтактные мины, новое противолодочное оружие, стали применяться радиолокация и гидролокация.
Во 2-й мировой войне размах военных действий на море значительно возрос. В ходе войны линкоры уступили авианосцам роль гл. ударной силы. Интенсивное развитие получила мор. авиация (палубная и наземного базирования). Возросла роль ПЛ, которые использовались гл. обр. для борьбы с надводными кораблями. Для борьбы с вражескими ПЛ применялись авиация, ПЛ и минное оружие. В составе флотов стали использовать корабли ПВО. Война подтвердила вывод о том, что цели вооружённой борьбы на море достигаются объединёнными усилиями разнородных сил флота.
В послевоен. период в строительстве ВМС мн. зарубежных государств, и прежде всего США, осн. усилия направлялись на создание атомных ПЛ, вооружённых баллистич. ракетами, а также авианосцев. Произошло качественное обновление парка самолётов авиации ВМС. Надводные корабли начали оснащаться противокорабельными, противолодочными и зенитными ракетами, а атомные ПЛ – стратегич. ракетами. Резко возросло насыщение кораблей и самолётов авиации ВМС разл. радиоэлектронными средствами. Появились противолодочные и десантные вертолётоносцы, корабли и катера на подводных крыльях, на возд. подушке и др.
В России после 1917 ВМФ создавался и развивался как составная часть ВС РСФСР (с 1924 – СССР). Декрет о создании Рабоче-крестьянского Красного Флота (РККФ) был принят CHK 29.1(11.2).1918. За годы Гражд. войны 1917–22 в РККФ сформировано св. 30 морских, озёрных и речных воен. флотилий, преим. из кораблей Балт. флота. Большинство кораблей Черноморского флота в связи с угрозой захвата их герм. оккупантами 18.6.1918 было затоплено в районе Новороссийска, часть кораблей ушла в Азовское м. и составила ядро Азовской воен. флотилии. Корабли, действовавшие на стороне Белого движения, в нояб. 1920 были уведены в Тунис. После окончания Гражд. войны от Рос. имп. флота остались единицы кораблей, которые требовали ремонта.
В 1926 принята первая сов. программа воен. судостроения. К 1929 отремонтирована значит. часть кораблей, проведена модернизация эсминцев, частично линкоров, восстановлены воен.-мор. базы. В 1929–40 за счёт строительства новых кораблей укрепились Балт. и Черноморский, созданы Тихоокеанский (1935) и Северный (1937) флоты. Для непосредств. руководства ВМФ образован Нар. комиссариат ВМФ СССР (дек. 1937). Одновременно из Нар. комиссариата оборонной пром-сти СССР был выделен Нар. комиссариат судостроит. пром-сти СССР. В 1938 принята программа строительства большого мор. и океанского флота. В это же время активно исследовались новые формы и способы ведения боевых действий на море, направления развития сил флота. К началу Вел. Отеч. войны в состав ВМФ СССР входило ок. 1 тыс. боевых кораблей разл. классов (в т. ч. 3 линкора, 8 крейсеров, 54 эсминца и лидера, 212 ПЛ, 22 сторожевых корабля, 80 тральщиков, 287 торпедных катеров), св. 2,5 тыс. самолётов мор. авиации и 260 батарей береговой артиллерии. Значительно улучшилась система базирования сил ВМФ.
В ходе Вел. Отеч. войны ВМФ СССР вёл боевые действия по уничтожению сил флота противника, нарушал его морские коммуникации, охранял свои морские, озёрные и речные перевозки, содействовал приморским группировкам сов. войск в проведении оборонит. и наступат. операций. Сев. флот совм. с ВМС союзников (Великобритании, США) обеспечивал коммуникации, связывающие сев. порты СССР с портами этих государств, вёл активные действия на мор. коммуникациях противника. Для обеспечения безопасности движения судов в Арктике, и в частности по Сев. мор. пути, была создана Беломорская воен. флотилия. В 1942 на Сев. флот была возложена оборона п-овов Средний и Рыбачий. Балт. флот участвовал в обороне Лиепаи, Таллина, Моонзундских о-вов, п-ова Ханко, ораниенбаумского плацдарма, о-вов Выборгского зал. и сев. побережья Ладожского оз., а также сыграл важную роль в героич. обороне Ленинграда. Черноморский флот совм. с СВ оборонял Одессу, Севастополь, Керчь, Новороссийск, участвовал в обороне Сев. Кавказа. На многоводных реках и озёрах для создания оборонит. рубежей вместе с СВ использовались речные и озёрные флотилии: Пинская, Чудская, Ладожская, Онежская, Волжская, отряд кораблей на оз. Ильмень. Из Азовской воен. флотилии выделялись отряды кораблей для действия на реках Дон и Кубань. Ладожская воен. флотилия обеспечивала коммуникации через Ладожское оз. (Дорога жизни) с осаждённым Ленинградом. Большой вклад внесли моряки Волжской воен. флотилии в оборону Сталинграда и в обеспечение важных народно-хозяйств. перевозок по Волге. В 1943 воссоздана Днепровская воен. флотилия, а в 1944 – Дунайская воен. флотилия. Корабли Днепровской флотилии, перебазированные в бассейн р. Одер, принимали участие в Берлинской операции 1945. Дунайская флотилия участвовала в освобождении Белграда, Будапешта и Вены. Тихоокеанский флот и Амурская воен. флотилия в авг. – сент. 1945 участвовали в разгроме япон. Квантунской армии, освобождении Кореи, Маньчжурии, Юж. Сахалина и Курильских о-вов. ВМФ направил ок. 500 тыс. матросов и офицеров на сухопутные фронты. Воен. моряки сражались под Одессой, Севастополем, Москвой, Ленинградом. За годы войны сов. ВМФ было проведено св. 100 мор. оперативных и тактич. десантных операций. За боевые заслуги в Вел. Отеч. войне 78 кораблям присвоено гв. звание, ок. 80 соединений и частей были удостоены поч. наименований, св. 240 кораблей, частей и разл. формирований ВМФ получили гос. награды. Более 350 тыс. моряков награждены орденами и медалями, св. 500 чел. удостоены звания Героя Сов. Союза, из них 7 – дважды.
В послевоенное время ВМФ СССР развивался с учётом опыта Вел. Отеч. войны на базе достижений науки и техники. Были созданы дизельные и атомные ПЛ разл. назначения, ракетные корабли и катера, противолодочные корабли, способные вести успешную борьбу с совр. ПЛ. Мор. авиация получила на вооружение реактивные самолёты, способные нести на большие расстояния ракеты и поражать корабли разл. классов, пополнилась противолодочными самолётами и вертолётами. На вооружение ВМФ поступили ракетные комплексы. Мор. пехота получила воен. технику, необходимую для высадки мор. десантов на необорудованное побережье.
Сторожевой корабль «Сметливый» (1998, РФ).
ВМФ РФ – преемник рос. ВМФ и ВМФ СССР, предназначен для обеспечения воен. безопасности с мор. и океанских направлений, защиты интересов РФ и её союзников в Мировом ок. воен. методами, поддержания воен.-политич. стабильности. Кроме того, ВМФ создаёт и поддерживает условия для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности РФ в Мировом океане.
ВМФ РФ состоит из мор. стратегич. ядерных сил и мор. сил (войск) общего назначения. Включает: подводные силы, надводные силы флота, мор. авиацию и ПВО, береговые войска, являющиеся родами сил (войск) ВМФ, а также спец. войска (разведывательные, связи, радиотехнические, радиоэлектронной борьбы, мор. инженерные, судоремонтные, гидрографические и др.) и тыл. Береговые войска, в свою очередь, делятся на рода войск: мор. пехоту, береговые ракетно-арт. войска и войска береговой обороны. В организац. отношении ВМФ включает Балт., Северный, Тихоокеанский и Черноморский флоты, а также Каспийскую воен. флотилию и соединения, части, учреждения центр. подчинения. Гл. ударная сила ВМФ – ракетные подводные крейсера стратегич. назначения, многоцелевые атомные подводные лодки и мор. ракетоносная авиация.
В состав ВМС США, Великобритании, Франции и Китая входят: стратегич. ядерные силы (атомные ракетные ПЛ) и силы общего назначения (авианосцы, линкоры, многоцелевые ПЛ, эскортные корабли, корабли огневой поддержки, разл. десантные корабли и др.), а также авиация ВМС и мор. пехота. ВМС Италии, ФРГ, Канады, Турции, Норвегии, Бельгии, Нидерландов и др. стран – членов НАТО, а также Швеции, Австралии, Аргентины, Бразилии, Араб. Республики Египет, Индии, Израиля, Пакистана, Японии и др. включают дизельные ПЛ, надводные корабли, авиацию ВМС, мор. пехоту и вспомогательные суда (подробнее см. в статьях об этих государствах).
bigenc.ru
Военно-морской флот — это… Что такое Военно-морской флот?
Военно-Морской Флот РФ — Военно Морской Флот Российской Федерации Эмблема ВМФ России Год формирования Страна Российск … Википедия
Военно-морской флот РФ — Военно Морской Флот Российской Федерации Эмблема ВМФ России Год формирования Страна Российск … Википедия
Военно-Морской Флот РФ — Создание регулярного военного флота в России было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII XVIII веков главным препятствием для экономического и… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Военно-морской флот — Военно морской флот: 1 матрос, 1711; 2 матрос, 1858. ВОЕННО МОРСКОЙ ФЛОТ (ВМФ) (военно морские силы; ВМС), вид вооруженных сил, предназначенный для самостоятельных действий, а также для содействия сухопутным войскам, высадки морских десантов,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Военно-морской флот — (navy), группы кораблей и обслуживающий их персонал, предназначенные для ведения боевых действий на море. В 5 4 вв. до н.э. Афины и Коринф использовали триремы (галеры с тремя рядами весел) и быстроходные, высокоманевренные галеры с пятью рядами… … Всемирная история
Военно-морской флот — (ВМФ, в ряде государств именуется ВМС) вид вооруженных сил, способный решать стратегические и оперативные задачи на океанских и морских театрах военных действий. По своим боевым возможностям современные ВМФ (ВМС) способны наносить удары… … Морской словарь
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ — (ВМФ; в некоторых государствах ВМС) вид вооруженных сил. ВМФ состоит из родов сил: подводных лодок, морской авиации, надводных кораблей, береговых ракетно артиллерийских войск и морской пехоты … Большой Энциклопедический словарь
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ — (ВМФ) вид вооруженных сил, предназначенный для решения стратегических и оперативных задач на океанских и морских театрах военных действий. По своим боевым возможностям современный ВМФ (военно морские силы) способен наносить ядерные удары по… … Юридическая энциклопедия
Военно-морской флот — (ВМФ; в некоторых государствах именуется военно морскими силами ВМС) вид вооружённых сил, предназначенный для выполнения стратегических и оперативных задач на океанских и морских театрах военных действий. Задачи ВМФ выполняет как… … Большая советская энциклопедия
Военно-Морской Флот — Римская трирема Военно морской флот основная часть военно морских сил государства. В зависимости от своего состава у той или иной страны может делиться на надводный и подводный флот. В зависимости от своей величины может также называться… … Википедия
dic.academic.ru