Во времена царствования алексея михайловича произошло: Царь и Великий Князь Алексей Михайлович Романова. Основные события

Алексей Михайлович (Тишайший) Романов. Интересные факты биографии.

Царь всероссийский с 1645 по 1676 годы


Народная память, конечно, скорректированная историками, сохранила за Алексеем Михайловичем прозвище «Тишайший». Отчасти оно рождено демонстративным христианским смирением в его поведении, добродушным, «тихим» нравом, умением слушать своих приближённых. Его любим делом было чтение книг и соколиная охота. Он собственноручно написал первое в русской истории руководство для охотников «Книга, глаголемая урядник: новое уложение и устроение чина сокольничья пути». 
Однако, периоды царской «тихости» нередко сменялись вспышками убеждённой твёрдости и решительности, а порой и гнева. Но главное – в его правление появилось невиданное до того явление – раскол. Появления старообрядчества принесло в жизнь русских людей много проблем и горя.

На царствовании

Алексей Михайлович был венчан на царство в возрасте шестнадцати лет, после смерти отца Михаила Федоровича в июле 1645 года.

 
Алексей сын и приемник царя Михаила Фёдоровича Романова и Евдокии Лукьяновны Стрешневой родился в Москве 19 марта 1629 года.
Фактическим правителем при Алексее Михайловиче стал боярин Борис Иванович Морозов, в течение тринадцати лет бывший воспитателем царевича. Воспитатель заставлял царевича в детстве носить немецкое платье, как и его слуг.
Едва став царём, он подписал указ о составлении Переписных книг, то есть, проведении переписи. После опричного террора прошедшего века, смуты, гражданской войны и интервенции, перепись была нужна для осуществления точных экономических расчетов. Финансовая политика правительства Алексея Михайловича была ориентирована на увеличение налогов и пополнение за их счёт казны. Установление в 1645 году высокой пошлины на соль привело к народным волнениям. 
«Соляной бунт» в Москве откликнулся аналогичными выступлениями во множестве городов, вплоть до Сибири. В Москве восставший народ потребовал «выдачи» главного лихоимца боярина Б.
И.Морозова. Однако, своего «дядьку» Алексею Михайловичу удалось спасти, отправить его в Кириллов монастырь, пообещав – одновременно – отмену ненавистного народу налога. Обещание своё Алексей Михайлович сдержал (пошлина на соль была отменена). Тем временем, во главе правительства был поставлен боярин Никита Одоевский. Он распорядился увеличить жалованье стрелецкому войску – главной военной опоре самодержца. Стрельцы потопили восстание в крови.

Соляной бунт. Художник Э. Лисснер 
Именно Никита Одоевский передал впоследствии царю поданную от дворян и верхов посада челобитную о созыве Земского собора для наведения порядка в суде и управлении. В начале 1649 года Алексей Михайлович подписал текст Соборного уложения – новых основ законодательства России. Этот документ утверждал принцип централизованного государства с авторитарной властью царя. Там, где сохранялись выборные должности, они подчинялись воеводам — представителям царя на местах. Соборное уложение отменяло «урочные годы» для сыска беглых крестьян.
Существенно изменилось и положение посадских низов: все городские слободы были отныне «поверстаны в тягло», – то есть, должны были нести полное налоговое бремя. 
В экономической политике правительство Алексея Михайловича поощряло промышленную деятельность, покровительствовало отечественной торговле, защищая её от конкуренции иностранных товаров. Этим целям служили Таможенный и Новоторговый  уставы, содействовавшие росту и внешней торговли на основах протекционизма и меркантилизма. Однако, просчёты в финансовой политике, как например, выпуск медных денег, приравненных к серебряным, что обесценило рубль, вызвали недовольство населения, переросшее в «Медный бунт». Бунт был подавлен стрельцами, а медные деньги – отменены.
Медный бунт
Составлены Переписные книги. Указ о составлении книг гласил: «Как крестьян и бобылей и дворы их перепишут, по тем переписным книгам крестьяне и бобыли, и их дети, и братья, и племянники будут крепки и без урочных лет…». 
Новая перепись показала, что после опричного террора прошедшего века, гражданской войны и интервенции, в городах России к 1646 году, остался примерно 41 процент посадских дворов от уровня середины XVI века.  
Годы правления «тишайшего царя» вошли в русскую историю и многими примерами активного государственного реформирования. Принято Соборное уложение – новые основы законодательства России. Проведена, пусть и неуспешно, финансовая реформа.
По распоряжению самодержца были учреждены новые центральные приказы — Монастырский, Малороссийский,  Рейтарский, Счетный, Литовский, Хлебный, Тайных дел. 
Приказ Тайных дел контролировал деятельность всех государственных учреждений, а, кроме того, послов и воевод; ему же подчинялось все хозяйство царской фамилии. Интересно, что Приказ занимался организацией поисков полезных ископаемых на всей территории государства. С 1654 года и до конца царствования сына Алексея Михайловича, Фёдора Земский собор уже не созывался. Зато достигла расцвета приказная система управления, интенсивно шёл процесс его бюрократизации.
На Печатном дворе в Москве по распоряжению царя Алексея Михайловича отпечатана книга «Учение и хитрость ратного строя», перевод немецкого трактата. З5 гравюр этого издания впервые в истории специально изготавливались в Голландии.  
 «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» стал, по сути, первым Русским Воинским Уставом и определил первую законодательно закрепленную систему воинских чинов. Кстати, в Уставе давались советы по обучению солдат плаванию.
Создана первая российская противопожарная служба. 17 апреля 1649 года царь Алексей Михайлович подписал: «Наказ о гражданском благочинии». В Наказе говорится об установлении в Москве профессиональной противопожарной охраны. «Наказ о градском благочинии» стал первым нормативным правовым актом, содержащим основные признаки установления профессиональной пожарной охраны. B Наказе определяется штатный состав пожарной охраны, её техника, постоянное дежурство, объезды городов, устанавливаются наказания за нарушения правил обращения с огнем. Причем все эти положения распространялись не только на Москву, но и на все Российские города.

Раскол

Всё началась с восстаний в Пскове и Новгороде в 1650 году.

Они стали ответом на эти изменения в системе налогообложения. Подавлением восстаний руководил новгородский митрополит Никон. Этим он и заслужил царское доверие и стал «любимым другом» самодержца. В 1652 году Никон был посвящён в патриархи. 
Новгородский митрополит Никон (в миру Никита Минин (Минов) стал седьмым патриархом. Шестой патриарх Московский и всея Руси – Иосиф скончался в апреле. 
По преданию, Никон согласился на патриарший престол, при условии, что царь, бояре, освященный собор и все православные дадут торжественный обет перед Богом, что они будут сохранять «евангельские Христовы догматы и правила св. апостолов и св. отец, и благочестивых царей законы» и будут слушаться его, Никона, во всем, «яко начальника и пастыря и отца краснейшаго». Власти духовные и бояре поклялись в этом.
 Патриарх Никон представляет исправленные книги. Художник А.Д. Кившенко
Царь поручил седьмому патриарху московскому и всея Руси Никону проведение церковной реформы, о необходимости которой говорили уже давно, но никак не могли собраться с её осуществлением.
Участие Никона обещало успех предприятию. Это был человек энергичный, волевой и, кроме того, пользовавшийся полным доверием Алексея.
Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во всем, яко начальника и пастыря и отца краснейшаго». Никон официально именовался великим государем, и царь искал его советов не только в церковных, но и в государственных делах. Полный титул присвоенный себе Никоном: «Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств патриарх».
Но реформа принесла в российскую жизнь неведомое до тех пор явление – раскол, подробнее о котором можно прочитать на выставках «Россия-Моя история».  
В несчастливое, по народным поверьям, число – 13 мая, Большой Церковный Собор 1667 года осудил всех не покоряющихся новым обрядам и ново исправленным печатным книгам. Осужденные, не признавшие решений собора, оказались вне церкви. Это был фактически последний акт, зафиксировавший назревавший раскол между приверженцами старой веры – старообрядцами, – и сторонниками церковной реформы, осуществленной патриархом Никоном. 
Собоp пpедал стаpообpядцев пpоклятию и анафеме, исходя из непpавильных воззpений на стаpые pyсские цеpковные обpяды. Так старообрядчество уже стало неискоренимым явлением русской жизни. Считается, что после этого Святой Руси больше не стало. Она ушла в бега, в леса, в гари, в далекие провинции России.

Боярыня Морозова. Художник Василий Суриков
Когда Никон начал оказывать прямое влияние на государственные дела и возомнил себя выше царя, руководствуясь тезисом «священство выше царства», Алексей Михайлович открыто содействовал осуждению его на церковном соборе. Никон был лишён архиепископского сана и заточён в Белозерском Ферапонтовом монастыре. Но Церковь уже была расколота.

Суд на патриархом Никоном. Художник С.Д. Милорадович
Внешняя политика

Как государственный деятель, Алексей Михайлович не ограничивал интересы только территорий государства, но и интересовался внешней политикой. С просьбой о помощи к «восточному царю» в это время обратился казацкий сотник Богдан Хмельницкий, поднявший Малороссию против поляков. На Земском соборе 1653 года казаки Хмельницкого были приняты в подданство, одновременно была объявлена война Польше. В мае 1654 года русские войска выступили в поход и заняли Смоленск. Весной 1655 года по распоряжению царя война была продолжена и заняты города Вильно, Ковно и Гродно. 

Одновременно, опасаясь усиления Швеции, в июле 1656 года Россия объявила ей войну и царь приказал двинуть войско в Ливонию. После ряда успешных походов и взятия Динаурга, Кокенгузена, Дерпта, русским войскам, всё же, пришлось отступить и заключить в тот же год невыгодный мир со шведами в Кардиссе. Причиной согласия на невыгодные условия со шведами стала «смута» в Малороссии, начавшаяся после смерти Хмельницкого и вызвавшая новую войну с Польшей. Алексей Михайлович лично участвовал во многих из военных походов, руководил дипломатическими переговорами, контролировал деятельность русских послов. 
Крупным достижением русской дипломатии во времена правления Алексея Михайловича было воссоединение Малороссии с Россией. 8 января 1654 года Переяславская Рада утвердила присоединение ряда малороссийских земель к России.
Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Художник Илья Ефимович Репин
При Алексее Михайловиче начался процесс сближения русской и западноевропейской культур. Побывав во время войны в Прибалтике, он познакомился с иным укладом жизни, уровнем культуры, с новыми нравами и обычаями. На Посольский приказ был возложен перевод иностранной литературы, трактатов, исторических хроник, научных трудов.

В семейном кругу

По свидетельству некоторых иностранцев жизнь русского царя представляли образец умеренности и простоты, к столу царя Алексея Михайловича подавались всегда самые простые блюда, ржаной хлеб, немного вина, овсяная брага или лёгкое пиво, а иногда одна только коричная вода. Но и этот стол никакого сравнения не имел с теми, который государь держал во время постов.
Вербное воскресение времен Алексея Михайловича
В «Россия-Моя история» можно прочесть, что по мнению некоторых исследователей истории, любимое занятие Алексея Михайловича – чтение, образовало в царе очень глубокую и сознательную религиозность. Религиозным чувством он был проникнут весь. Он много молился, строго держал посты и прекрасно знал все церковные уставы. Его главным духовным интересом было спасение души. С этой точки зрения он судил и других. Всякому виновному царь, при выговоре, непременно указывал, что он своим поступком губит свою душу и служит сатане. По представлению, общему в то время, средство к спасению души царь видел в строгом следовании обрядности и поэтому очень строго соблюдал все обряды.
Личная жизнь царя складывалась удачно. Бракосочетание 19-летнего Алексея Михайловича и 23-летней Марии Ильиничны Милославской состоялось 16 января 1648 года.
Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем — Художник К. Е.Маковский 
Милославские были старым служилым родом, известным с конца XV века, но богатством и положением в обществе не выделялись. Считается, что Алексей Михайлович случайно увидал Марию Ильиничну в церкви, после чего велел взять её в Верх, где «тое девицы смотрел и возлюбил и нарек царевной и в соблюдение предаде ее сестрам своим, дондеже приспеет час женитьбы». Согласно другим источникам, это знакомство, как и самый брак, было подстроено боярином Морозовым , имевшим в виду породниться с царём посредством женитьбы на младшей сестре Марии. Свадьба отпразднована была не совсем обычным способом: по настоянию царского духовника не были допущены при этом «кощуны, бесовские играния, песни студные сопельные и трубное козлогласование», а вместо того «устроены» были песни духовные. 
С Марией Ильиничной Милославской он нажил 13 детей, в том числе, будущих царей Фёдора и Ивана, а также царевну-правительницу Софью. 
После смерти М.И.Милославской в 1669 году Алексей Михайлович женился в 1671 году на Наталье Кирилловне Нарышкиной, родственнице А. С.Матвеева. 
Внимание к молодой жене, родившей ему троих детей и, в частности, будущего императора Петра I, заставило Алексея Михайловича создать во дворце театр. 
Алексей Михайлович умер 30 января 1676. Главным итогом его более, чем 30-летнего правления было превращение сословно-представительной монархии в абсолютную. Самодержец сам ведал государственными делами, контролировал деятельность госучреждений через Приказ Тайных дел. Будучи образованным человеком, Алексей Михайлович первым из русских царей стал собственноручно подписывать указы. Своим сыновьям самодержец передал в наследство мощное государство, признанное за рубежом.

Подробнее об этом временном периоде можно узнать в историческом парке «Россия-Моя история». 

Поделиться с друзьями!

«В военном деле он сведущ и неустрашим». Царь Алексей Михайлович

19 марта 1629 года родился царь Алексей Михайлович, создавший прообраз новой русской армии

В отечественной истории русский царь Алексей Михайлович Романов — второй представитель царской династии Романовых — известен прежде всего по своему прозвищу – Тишайший. И видимо, таково влияние этого слова, что мало кто задумывается, сколько бурных и важных для России событий произошло в царствование Алексея Михайловича, с 1645 по 1676 годы.

Многие из этих событий были прямо или косвенно инициированы самим царем, стремившимся вернуть Руси ее прежнюю геополитическую роль и укрепить государственную власть в стране, лишь недавно начавшей оправляться от потрясений Смутного времени. Трудно сказать, насколько это стремление было продиктовано характером самого Алексея Михайловича и насколько зависело от воспитания и влияния времени. Но нельзя не отметить, что Россия много выиграла от того, что летом 1645 года на ее престол поднялся шестнадцатилетний юноша, родившийся 19 марта 1629 года, сын царя Михаила Федоровича Романова и его жены Евдокии Стрешневой.

Самодержец Царь Алексей Михайлович. Рисунок из альбома «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом» Василия Петровича Верещагина. Источник: https://pinterest.com

«А честь и чин и образец всякой вещи большой и малой учинен по тому: честь укрепляет и утверждает крепость; урядство же уставляет и объявляет красоту и удивление; стройство же предлагает дело», — писал в одном из своих сочинений царь Алексей Михайлович. И эти слова как нельзя лучше определяют и отношение русского царя к одной из самых важных для государства сфер — военной. Среди множества реформ, затеянных и проведенных Алексеем Романовым, военная была одной из самых важных, сыгравших особую роль в том, каких внешнеполитических успехов удалось добиться этому государю. 

Лицом к Западу

Как свидетельствовали современники и как отмечали многие русские историки, в том числе Василий Ключевский, Николай Костомаров и Сергей Соловьев, во многом характер царевича Алексея Романова сложился под влиянием его воспитателя — «дядьки», боярина Бориса Морозова. Морозов отличался весьма прогрессивными для своего времени взглядами, основу которых составляло представление о Руси как части Европы, нуждающейся в обновлении. Причем это обновление следовало сочетать с сохранением традиционных русских ценностей, прежде всего религиозных.

«Благочестивый великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малые и Белыя России самодержец». Портрет работы неизвестного художника XVII века. Источник: https://pinterest.com

Старший и единственный доживший до совершеннолетия сын царя Михаила Федоровича, Алексей Романов оказался, с одной стороны, очень восприимчивым к идеям и замыслам своего дядьки, а с другой – имел достаточно твердый характер, чтобы трансформировать вложенные в него в детстве идеи на собственный лад. В итоге со временем на русском престоле оказался человек, который изо всех сил стремился превратить Россию в полноправного политического игрока на европейском поле. И при этом хорошо понимал, что сделать это без реформирования важнейших сторон государственной жизни просто невозможно.

Это стремление сделать Русь полноправным партнером европейских держав побуждало Алексея Михайловича добиваться возвращения в состав России тех земель, которые некогда были частью Древнерусского и освоения новых территорий. По сути, Алексей Романов во многом предвосхитил и предварил многие шаги своего знаменитого сына — Петра Алексеевича, прозванного Великим. Единственное, чего не хватило отцу Петра Первого, — это неуемной страсти, которая заставила его сына не понемногу изменять страну, а буквально перевернуть ее с ног на голову. Хотя добиться таких успехов Петру Алексеевичу, наверное, вряд ли удалось бы, не будь Россия уже подготовлена к таким потрясениям теми изменениями, которых добился его отец. В том числе и в военной сфере, которая очень быстро стала определять курс внешнеполитический вес русского государства. Неслучайно курляндец Яков Рейтенфельс дал московскому царю такую характеристику: «В военном деле он сведущ и неустрашим».

Парадный «Образ великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великая, и Белая, и Малая России самодержца» работы неизвестного художника XVII века. Источник: https://pinterest.com

Выборные полки Алексея Михайловича

Прекрасно понимая, что претензии на изменение геополитической роли России невозможны без укрепления ее вооруженных сил, Алексей Михайлович активно продолжал военные реформы, начатые еще его отцом. Появление в 1631-34 годах полков «нового строя» — драгунских, рейтарских и солдатских — показало Алексею Романову направление, в котором нужно было двигаться.

Серьезные изменения в военном деле на Руси при Алексее Михайловиче начались в 1648 году. Причем в военных реформах второго царя из династии Романовых очень ярко проявилась характерная особенность всех предпринятых им государственных изменений: взять лучшее из чужого опыта и совместить с лучшим из отечественного. Далеко не каждый его предшественник или наследник на российском престоле мог похвастаться таким же взвешенным подходом!

Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году. Картина художника Николая Сверчкова, 1864 год. Источник: https://www.scoopnest.com

Поэтому наряду с новыми полками иноземного строя в русской армии появились и два так называемых выборных полка — то есть состоящих из отобранных воинов. Отбирали же в полки почти исключительно русских военных, в том числе и на командные должности. Фактически выборные полки Алексея Михайловича были своего рода прообразом гвардии: неслучайно Первый выборный полк именовался также Государевым, а Второй — Дворцовым.

Престижный характер службы в выборных полках и то, что комплектовались, обучались и применялись эти подразделения так же, как и полки иноземного строя, то есть по самым современным военным канонам, быстро доказали свою эффективность. Созданные в конце 1650-х годов выборные полки отлично проявили себя в литовских и смоленских походах, в ходе Русско-турецкой войны 1672-1681 годов, а также в ходе сражений с бунтовщиками Степана Разина.

Рейтар «полка нового строя» времен царя Алексея Михайловича (реконструкция). Источник: http://armflot.ru

Пушка, которую изобрел сам великий князь

Затевая военную реформу, Алексей Михайлович не мог не понимать и того, что новая армия — это не только новые подходы к комплектованию и обучению войск, но и новое вооружение. И хотя роль холодного оружия во времена царствования Алексея Романова была по-прежнему велика, нельзя было не понимать, что будущее — за оружием огнестрельным.

В этой связи интересен эпизод, который в своих дневниковых записях приводит секретарь датского посольства при русском дворе Андрей Роде. По его воспоминаниям, 11 апреля 1659 года полковник Николай Бауман (командир одного из полков нового строя и артиллерийский специалист, на которого царь возложил обязанности унификации и стандартизации русской артиллерии) «пригласил к себе секретаря и толмача», чтобы изложить им планы по выпуску новых орудий. Среди чертежей, которые продемонстрировал полковник Бауман, был, как пишет Роде, «чертеж пушки, которую изобрел сам великий князь». Интерес Алексея Михайловича к новым видам вооружения подтверждают и другие современники, и в этом Алексей Романов тоже предвосхитил стремление своего наследника Петра Алексеевича лично участвовать в создании новых видов оружия и снаряжения.

Мушкетер и копейщик солдатского (то есть пехотного) полка нового строя времен царя Алексея Михайловича. Источник: https://warriors.fandom.com

Но изобрести новое – мало, нужно еще добиться, чтобы это новое нашлось, кому и где произвести. И с этой точки зрения правление Алексея Михайловича тоже стало прологом создания мощной оружейной отрасли в России. Тот же самый полковник Бауман, как вспоминает Роде, не просто показывал чертеж новой мортиры, но оговаривал, что «Ее предполагалось отлить в Туле на литейном заводе Марселиса. Но чтобы эта мортира была получше, ее хотели отлить особым образом.  Так, чтобы пасть над камерой по желанию можно было разбирать на 3 части и складывать, и заделать винтами так, чтобы она опять была прочна и крепка, будто из одного куска». Тульский завод, о котором идет речь — это один из первых в России металлургических заводов и одно из первых оружейных предприятий, которое еще при Михаиле Федоровиче получило право «лить и ковать пушки, и ядра, и котлы, и доски, и разное прутье и всякое железное дело делать». При Алексее Михайловиче Тульский завод стал одним из оружейных центров России, каким он является и поныне.

Паруса русского «Орла»

Еще одна сфера, в которой Алексей Михайлович, образно говоря, показал направление движения своему знаменитому сыну — создание русского морского флота. Хотя создать настоящие военно-морские силы удалось только Петру Алексеевичу, но первый русский военный корабль был построен и спущен на воду по приказу его отца.

Первый русский военный корабль — фрегат «Орел», заложенный по приказу царя Алексея Михайловича. Источник: https://topwar.ru

Поводом для создания фрегата «Орел» стал серьезный дипломатический успех Москвы, добившейся заключения торгового договора с Персией (расширение и активизация внешнеполитической деятельности России во второй половине XVII века тоже ставится в заслугу царю Алексею Михайловичу). Документ предусматривал прокладку главного торгового маршрута по Каспию, но при этом на русскую сторону возлагалась обязанность организации охраны купцов во время плавания. А для этого требовались настоящие мореходные корабли.

Процесс постройки «Орла», который традиционно называют фрегатом, хотя он представлял собой голландский пинас — трехмачтовый парусно-гребной корабль, растянулся на полтора года. Проблемы, которые испытывали корабелы, как нельзя лучше характеризуют условия, в которых царю Алексею Михайловичу довелось проводить и военную реформу, и все остальные преобразования. Лес, мастеров плотницких и канатных дел, резчиков по дереву приходилось добывать под угрозой применения войск или под обещаниями карательных санкций со стороны престола. Доходило до крайностей: известен факт, что однажды на просьбу прислать дополнительных опытных кузнецов в Пушкарском приказе ответили отказом, поскольку кузнец-де у них остался один, да и тот занят отливкой и отделкой колокольного языка.

В мае 1669 года «Орел» отправился в плавание к Каспию, имея на борту команду из 22 голландских моряков во главе с капитаном Давидом Бутлером и отряд из 35 стрельцов, вооруженных 22 пищалями, 40 мушкетами и четырьмя десятками пистолетов, а также новинкой — ручными гранатами. Все действия команды определялись созданным Бутлером «Корабельного строя письмом» — экстрактом наиболее важных положений голландского морского устава, ставшим предшественником петровского «Морского устава». И хотя проявить себя в бою «Орлу» не довелось (в 1670 году зазимовавший в Астрахани фрегат захватили казаки Степана Разина, которые загнали его в протоку Кутум и оставили там гнить), свою роль в истории становления русского морского флота он сыграл. Как говорил об этом Петр I, «хотя намерение отеческое не получило конца своего, однако же достойно оно есть вечного прославления, понеже от начинания того, яко от доброго семене, произошло нынешнее дело морское».

Осада Риги войсками Алексея Михайловича стала одним из примеров успешных действий реформированной армии. Картина художника Михаила Петрова-Маслакова «Осада русскими войсками Риги. 1656 г.». Источник: https://hystory.mediasole.ru

Изменить армию — изменить Россию

Существенные преобразования, которым подверглась русская армия и русское военное дело в царствование Алексея Михайловича, сыграли серьезную роль в изменении политической карты Восточной Европы в годы его правления. Достаточно сказать, что к 1676 году, когда закончилось правление Алексея Романова, в состав России вернулся Смоленск и многие другие города, утраченные в годы Смуты и в первое время после нее. Тогда же сумели добиться освобождения из-под польского ига Левобережной Украины, и эти земли вместе с Киевом тоже вернулись к русскому престолу. Русские казаки и стрельцы проложили новые маршруты за Урал и основали множество новых городов, которыми прирастало Московское царство: Симбирск, Нерчинск, Иркутск, Кунгур и другие.

Но важнее всего, пожалуй, то, что именно Алексей Михайлович сумел своими реформами расшатать закосневшую Русь, подготовить ее к преобразованиям, затеянным его сыном Петром. И военные реформы сыграли в этом не последнюю роль. Как известно, трансформация армии очень быстро влечет за собой трансформацию и промышленности, и общества в целом, поскольку нет такой сферы общественной жизни, которой не касались бы вопросы защиты Отечества. Неслучайно и Петр Алексеевич через два десятка лет тоже начнет менять Россию именно с армии.

Русский престол времен правления царя Алексея Михайловича — в фондах Президентской библиотеки

29 марта 2018 года исполняется 389 лет со дня рождения царя Алексея Михайловича (1629-1676) — второго государя из династии Романовых, восшедшего на русский престол; отец первого императора России Петра Великого. На портале Президентской библиотеки представлена ​​электронная коллекция «Дом Романовых. Земский собор 1613 года», один из разделов которой посвящен Алексею Михайловичу. В подборку вошли редкие книги и документы, раскрывающие черты личности и характер правления этого самодержца.

«Находясь среди избалованного московского общества таким культурным деятелем, как Петр Великий, был — культурный прорыв в Московской Руси можно было обозначить раньше, чем он произошел на самом деле», — пишет С. Платонов в издании «Царь Алексей Михайлович» ( 1913), электронная копия которого размещена на портале Президентской библиотеки. — Но такого лидера не было. Напротив, глава Московского государства был тогда любопытным и приятным, но более благородным, чем практически полезным правителем. <...> Современники искренне любили Алексея Михайловича. Сам вид царя говорил в его пользу и привлекал к нему. Редкая доброта светилась в его живых голубых глазах».0003

По свидетельству И. Катаева в книге «Царь Алексей Михайлович и его время» (1901 г.), эта доброта была деятельной: «Милосердие к товарищам было отличительной чертой царя: оно было направлено на людей обездоленных и несчастных. Почти каждый день при царском дворе было щедрое подношение от царя, на пир приглашались на «кормовые», то есть обеды».

Воспитание под присмотром «дядей» — боярина Бориса Морозова — не могло не оставить отпечатка на впечатлительном юноше. В двенадцатилетнем возрасте у Царевича была своя детская библиотека, среди книг — лексикон (своеобразный энциклопедический словарь), грамматика, космография. Наряду с любознательностью Алексей отличался редким православным благочестием: строго соблюдал посты и посещал церковные службы.

Алексей Михайлович вступил на престол в 1645 году. В первые годы его правления государством фактически управлял тот же боярин Б. И. Морозов. Главной заботой нового правительства было пополнение государственной казны. С этой целью в 1646 г. царским указом была увеличена плата за соль, население перестало ее покупать, а доходы казны упали. Соляной налог был отменен, но одновременно с его уплатой населением стали собирать недоимки по налогам за два предыдущих года. В 1648 году массовое недовольство посадов в Москве привело к Соляному бунту. Было очевидно, что в стране необходимо провести широкие преобразования.

В 1649 г. Земский собор принял новый свод законов — «Уложение о царе и великом князе Алексее Михайловиче», который оставался основным законом Российского государства до 1830 г. Новый свод законов содержал нормы не только процессуального , но и государственное, гражданское, административное и уголовное право. Уложение резко ограничивало права духовенства, которое, за исключением патриарха и его слуг, теперь подлежало суду на общих основаниях и не могло приобретать имений. Для управления бывшим вотчиной монастырей и духовенства был учреждён Монашеский Орден. Это нововведение послужило поводом для первых разногласий между монархом Алексеем Михайловичем и Никоном, который в 1652 году был возведен на престол патриархов Московского и Всея Руси. Молодой царь почитал патриарха, прислушивался к его советам, но со временем их отношения разладились.

«Нет сомнения», — писал А. Вейдемейер в своем сочинении «О России под властью дома Романовых до единства Петра Великого» (1858 г.), что смирением и кротостью Никон смог вернуть милосердие государя, снисходительное и добросердечное, но так до него; а Никон, напротив, не смирялся с духом, действовал надменно и торжественно проклинал своих врагов. Значение и влияние его на людей было сильным. Царь повелел построить собор, в котором излагались действия Никона с требованием отстранения его от патриаршества» 9.0003

Тем не менее, «у царя Алексея Михайловича не было того, от чего в высшей степени отличался Петр Великий», — пишет И. Катаев в упомянутой выше книге, «не было ни твердости, ни самостоятельности характера. Он легко подчинялся влиянию другие люди <...>, дали много власти людям, которые ее не заслужили».

От разного рода бед государь отдыхал на любимой соколиной охоте и даже вел своеобразные «записки охотника». В издании «Охотничий дневник царя Алексея Михайловича 1657 г.», электронная копия которого размещена на портале Президентской библиотеки, читаем: «25 апреля, суббота, после раннего обеда, отправился в поход на Тверские поля. чтобы насладиться, и пришел в последний час дня. Было в тот день пасмурно, а с четвертого часа до вечера лил дождь».

Не будучи по характеру борцом и реформатором в той мере, в какой вскоре предстал перед русским народом его сын Петр Великий, Алексей Михайлович, тем не менее, стремился навести порядок в государстве. И произошло это во многом благодаря вышеупомянутому Кодексу. При царе Алексее продолжалось колонизационное движение в Сибирь, прославившее хабаровцев и других казаков. Были основаны города Нерчинск и Иркутск. Крупным достижением русской дипломатии в царствование Алексея Михайловича было воссоединение Украины с Россией.

Коллекция Дома Романовых насчитывает около 900 единиц хранения. Среди них официальные документы, мемуары, дневники, деловая и личная переписка, фрагменты кинохроники, фотографии и картины, аудиозаписи радиопередач, научно-популярные фильмы, исторические исследования, библиография и многое другое.

Стокгольмская икона Божией Матери

Тропарь и кондак

История Стокгольмской иконы Божией Матери тесно связана со священным символом Тихвинской иконы Божией Матери (26 июня), явившейся на Руси в 1383 году на берегу реки Тихвинки. Явление Стокгольмской иконы Пресвятой Богородицы приходится на XVI-XVII века, время великих распрей между Россией и Шведским королевством.

За их сговор с противниками Православной Веры и за многие другие грехи пал гнев Божий на русский народ. Шведские войска заняли крепости Ивангород, Ям, Копорье, Ладогу. После длительной осады Новгород попал в руки врага. В 1613 году Тихвин стал полем боя. Шведский полководец Якоб Делагарди привел свои войска к Успенскому монастырю и приказал разрушить его. Трижды осаждали шведы святую обитель, но Царица Небесная не отнимала у монахов милости Своей, вселяя страх в их врагов, подступавших со всех сторон.

13 сентября 1613 года, накануне праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, шведские полки отступили, когда на защиту монастыря явилось большое московское войско. Известие об этом чуде положило начало освобождению всей Новгородской области от иноземных войск. Вскоре был подписан Столбовский мирный договор между Россией и Швецией в присутствии Тихвинской иконы. Таким образом, Тихвинская икона Божией Матери была защитницей и покровительницей православных в их отношениях со шведами.

По этому договору многие города были присоединены к Швеции, но русское население должно было остаться в тех местах. Православные, однако, не могли принять эти условия и через короткое время начался массовый исход людей с присоединенных земель на территорию России. Попытки шведских властей удержать людей на своих местах обещаниями снижения сборов и пошлин не дали желаемых результатов. Русские помещики и крестьяне, не желавшие жить в Швеции, лютеранской стране, покинули регион, потому что тосковали по своим домам. Среди них были жители Тихвина. Они не могли забыть свой город с золотыми куполами его церквей, звоном колоколов и иконами дорогих их сердцу святых.

Исход православных из завоеванных шведами земель продолжился в правление благочестивейшего царя Алексея Михайловича (1645-1676), прозванного в народе «миролюбивым» за свою доброту. В его царствование Россия приобрела Стокгольмскую икону Пресвятой Богородицы.

Однажды, когда тихвинские купцы пришли к шведскому купцу Фоке за припасами, они увидели знакомую икону, икону Богородицы, похожую на Тихвинскую, только меньшего размера. Усердно молились, взирая на дорогую икону, и с тех пор часто приезжали в Фоку.

Прошло время, и до Тихвина дошел слух, что шведы в Стокгольме нашли Тихвинскую икону Божией Матери. Душа каждого тихвинца скорбела при виде этой святыни в руках иностранцев. Скорбили они видеть свою Покровительницу, Пресвятую Богородицу, на чужбине. И решили купцы выкупить икону.

Уговорить Фоку было непросто, но в конце концов, боясь потерять выгодные торговые связи, он согласился продать Икону, попросив 100 золотых. Дело было улажено, и на двадцать шестом году царствования благочестивого государя Алексея Михайловича тихвинские купцы осенью 1671 года снова отправились в обратный путь с новообретенной святыней. Они везли с собой список Тихвинской иконы. , украшенный жемчугом и драгоценными камнями. который они купили в Стокгольме.

На Ладожском озере попали в страшную бурю. Несколько дней большие волны бросали корабль из стороны в сторону. Вода покрылась льдом, шел снег. Как раз тогда, когда казалось, что надежды уже нет, все на корабле пали на колени перед иконой Богородицы и стали молиться. Вдруг кормчий закричал: «Монастырь! Это монастырь Святителя Николая Чудотворца». Стокгольмская икона следовала тем же путем, что и подлинная Тихвинская икона триста лет назад, по рекам Свирь и Оять, а затем морским путем была доставлена ​​в Тихвин.

Чудесное спасение купцов и то, что икона прошла тем же путем, что и Тихвинская икона, расценивались как знак чудотворной силы Стокгольмской иконы. 13 ноября она была помещена для поклонения в Успенском соборе г. Тихвина. В городе икону встретил крестный ход, и все храмы зазвонили в колокола. Вместе со всем народом настоятель Великого Успенского монастыря преклонил колени перед иконой и воскликнул: «Пришла Государыня! Пришла не в чужую страну, а в свое место, в великую и славную Россию. , в эту святую обитель, куда Ангелы принесли поселиться ее древнюю икону».

Стокгольмская икона Царицы Небесной с красивой жемчужной ризой, с рельефным венцом, помещалась слева от Царских врат, в главном ряду иконостаса Спасо-Преображенского собора, построенного на на месте деревянной церкви, основанной при царе Петре Алексеевиче (1696-1725).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *