Во сколько лет моцарт написал первое произведение: 14 самых популярных легенд о Моцарте • Arzamas

Содержание

14 самых популярных легенд о Моцарте • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

История, Антропология

Моцарт — вундеркинд, писавший музыку с четырех лет? Правда, что он был европейской суперзвездой, но спускал все состояние на парики и женщин? И вообще воровал чужие идеи? А «Реквием» написал, предчувствуя свою смерть? И правда ли, что его отравил Сальери? Разбираем самые распространенные легенды о Моцарте

Автор Марина Раку

Вольфганг Амадей Моцарт — самая мифологизированная личность в исто­рии музыки. Большего количества слухов, легенд, детективных историй и вымыслов не породила ни одна биография.

Некоторые слухи появились еще при жизни Моцарта благодаря его род­ствен­никам, друзьям и знакомым. А некоторые гораздо позже — в эпоху романтизма, то есть в начале XIX века: романтиков вдохновляло как твор­чество Моцарта, в особенности сюжет о Дон Жуане, так и его ранняя смерть. Объясняем, откуда взялись разные легенды о великом композиторе.

Легенда 1. Моцарт был вундеркиндом, начал играть и писать музыку в четыре года

Вердикт: это почти правда.

Юный Моцарт играет на органе в церкви францисканцев в Вене в 1762 году. Картина Генриха Лоссова. 1864 год Stadtmuseum, Linz

Моцарт действительно был вундеркиндом, причем самым знаменитым вундеркиндом в истории музыки. Он начал играть рано и овладевал этим искусством неимоверно быстро. Леопольд Моцарт, легендарный музыкальный педагог, так описывал удивительные успехи сына в игре на клавире, ранней версии современного пианино: «Менуэт и трио Вольфгангерль  Уменьшительно-ласкательная форма имени Вольфганг. выучил 26 января 1761 года в половине десятого вечера в течение получаса, за день до того как ему исполнилось пять лет»  Цит.  по: Е. С. Черная. Моцарт. Жизнь и творчество. М., 1966.. Параллельно мальчик учился и игре на скрипке — одну из его детских скрипок можно увидеть в Зальцбурге, в доме, где он родился. Сразу после рождения сына Леопольд Моцарт издал учебник «Опыт фундаментальной школы игры на скрипке» («Versuch einer gründlichen Violinschule») и, видимо, начал его тестировать. В семь лет Вольфганг Моцарт уже играл на скрипке для архиепис­копа, а в восемь лет начал выступать, играя на органе. 

Первые дошедшие до нас автографы  То есть сочинения, написанные рукой самого автора. Моцарта относятся к 1764 году — их автору тогда было также восемь лет. До этого импровизации, а затем и композиции ребенка записывал отец. Судя по его скрупулезным заметкам, Моцарт завершил самую раннюю импровизацию в пять лет, в апреле 1761 года. Менее чем через год он написал свою первую пьесу — Аллегро для клавира фа-мажор. Из числа мировых классиков только Сергей Прокофьев приступил к искусству композиции в столь же раннем возрасте.

Легенда 2. Моцарта насильно заставляли заниматься музыкой 

Вердикт: это неправда.

Детство Моцарта. Картина Эбенизера Кроуфорда. 1873 год Jersey Museum and Art Gallery

Леопольд Моцарт был прогрессивным и талантливым педагогом, поэтому воспитывал не кнутом, а пряником. Его воспитательный принцип требовал времени, выдержки и преданности своему делу: так ему удалось не повредить дар воспитанника грубым вмешательством. Он никогда не применял к детям телесные наказания. При этом в глазах Вольфганга авторитет отца был непре­рекаем — он чуть ли не молился на него, утверждая, что «за Господом идет сразу Папа»  Моцарт своему отцу в Зальцбург. 7 марта 1778 года // Моцарт Вольфганг Амадей. Полное собрание писем. М., 2006.. Отец, в свою очередь, видел в нем гения.

Вольфганг так поражал родителей своим даром, что его скорее баловали. Иоганн Адольф Хассе, один из знаменитых композиторов того времени, даже опасался: «Только бы отец не слишком избаловал его и не испортил фимиамом преувеличенной похвалы»  Г.  Аберт. В. А. Моцарт. Книга 1. Часть 1. М., 1987..

Легенда 3. Моцарт сразу стал ребенком-звездой и выступал по всей Европе

Вердикт: это правда. 

Семья Моцарт дает гастроли в Париже. Акварель Кармонтеля. 1763 год Musée Condé

Леопольд Моцарт был отцом двух вундеркиндов: Наннерль  Наннерль — домашнее прозвище старшей сестры Вольфганга, а полное имя — Мария Анна Вальбурга Игнатия Моцарт., старшая сестра Вольфганга, тоже росла многообещающей исполнительницей. Их первые гастроли начались уже в январе 1762 года, когда младшему Моцарту испол­нилось шесть лет, а его сестре было десять. Хотя Мюнхен, куда они отпра­вились, находит­ся недалеко от Зальцбурга, все же это были настоящие гастроли. При дворе курфюрста  Курфюрст — в Германии избирательный князь, облеченный правом избирать на вакантный императорский престол. Баварии Максимилиана III Иосифа они провели три неде­ли.

Вместе с сестрой Вольфганг объездил все музыкальные столицы Европы. Уже через полгода после мюнхенского триумфа отец с детьми отправился в Вену. На одной из остановок они дали первый в своей жизни публичный концерт, а в Вене их ожидала целая серия выступлений: и при дворе Марии Терезии, и в аристократических салонах, и в домах иностранных послов. Тогда же они получили предложение выступить в Версале. В начале лета 1763 года семья в полном составе отправилась на три года в тур­не по Европе: Мюнхен, Аугсбург, Ульм, Людвигсбург, Брухзаль, Мангейм, Швет­цинген, Франкфурт-на-Майне, Кобленц, Бонн, Кёльн, Ахен, Брюссель и, нако­нец, Париж и Версаль. Это лишь те города, в которых они давали концерты. Главной целью путешествия был прием у Людовика XV в Версале. А следующей целью стал Лондон. Георг III был настолько восхищен выступле­нием, что пожелал снова услышать вундеркиндов на торжествах по случаю очередной годовщины своего вступления на престол. 

После почти годового пребывания в Англии странствия продолжились: Кентер­бери, Кале, Лилль, Гент, Антверпен, Гаага, Амстердам, Утрехт, Антверпен. Снова Брюссель, Париж, Версаль, Дижон, Лион, Женева, Лозанна, Берн, Цюрих, Донауэшинген и вот, наконец, опять Мюнхен и Зальцбург. Вольфгангерль возвратился домой известным музыкантом, выступавшим перед королями. В преддверии его четырнадцатилетия семья едет в Италию. Второе и третье итальянские путешествия, в которые в 1771 и 1772 годах отправилась только мужская часть семьи Моцарт, были триумфальными. Европа была покорена, а с нею — весь музы­каль­ный мир.         

Легенда 4. Моцарт с детства пользовался покровительством королей

Вердикт: это правда. 

Юный Моцарт. Картина Аугуста Фридриха Кнопа. 1919 год Düsseldorfer Auktionshaus 

Во время европейских гастролей Моцарт познакомился с дворцовой жизнью, а позже венский двор станет местом его работы. Вершиной придворной карье­ры композитора можно считать аудиенцию у папы римского Климента XIV в Ватикане. Моцарту было 14 лет, а папа уже посвятил его в кавалеры ордена Золотой шпоры  Орден Золотой шпоры — награда, прису­ждав­шаяся папой римским за заслуги перед католической верой или иные деяния во славу Церкви. .

Взрослый Моцарт продолжил общаться с аристократами и монархами, с кото­рыми познакомился в детстве. Иногда независимый характер и острый язык могли навлечь на него неприятности. Чего стоит только знаменитый диалог между композитором и его главным меценатом Иосифом II на премьере «Похищения из сераля»:

— Слишком много нот, мой дорогой Моцарт. 
— Ровно столько, сколько нужно, Ваше Величество  Цит. по: Стендаль. Жизнь Моцарта. Стендаль. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 8. М., 1959..

Легенда 5. Моцарт считался гением, поэтому много зарабатывал

Вердикт: это правда.

Портрет Вольфганга Амадея Моцарта в возрасте 13 лет в Вероне. Картина художника Веронской школы, предположительно Джамбеттино Чиньяроли. 1770 год Christie’s

За годы гастролей Моцарту удалось заработать много денег: его семья стала одной из самых обеспеченных в провинциальном Зальцбурге. В 18 лет Вольф­ганг уже получал ежегодное жалованье в 150 гульденов в качестве концерт­мейстера придворной капеллы. Но это не было единственным источником его благосостояния. Поклонники, в том числе венценосные, регулярно дарили ему подарки. Как правило, это были драгоценности, которые музыкант, согласно практике того времени, прагматично «обналичивал». Немалый доход прино­сили европейские постановки его опер и публикации. Он также продолжал выступать как виртуозный исполнитель.

В 25 лет Моцарт окончательно переехал в Вену, ушел со службы и стал свободным художником. К нему по-прежнему поступали заказы, его оперы и выступления были успешны. В течение четырех лет он проводил авторские концерты — так называемые «академии» — для самой блестящей публики, включая императорскую чету. За один из таких концертов он получил гонорар почти в 1600 гульденов.

Подобно большинству музыкантов того времени, Моцарт зарабатывал не только выступлениями и театральными представлениями, но и уроками — по 3–4 занятия ежедневно. Количество учеников из богатых, желательно аристократических семей было мерилом успеха в музыкальной среде  Частные уроки давали Гайдн, Бетховен, Шопен, Лист и многие другие знаменитые композиторы.

В 30 лет Моцарт жил в Вене уже с семьей и получал постоянное годовое жалованье как придворный камерный музыкант при венском дворе. От него требовалось только обеспечивать музыкальное оформление балов — это была скорее почетная должность, чем тяжелая работа. Австрийский император Иосиф II заказал ему оперу, а король Пруссии Фридрих Вильгельм II — шесть струнных квартетов.

Моцарта считали модным композитором, поэтому были готовы платить за его работы. Впрочем, признание его таланта не было безоговорочным. Гораздо большее признание получили при жизни его современники — Антонио Сальери, Доменико Чимароза, Висенте Мартин-и-Солер. Моцарт считал, что заслуживает большего, и с удовольствием цитировал в письме отцу похвалу одного вельможи — «такие люди появляются только раз в 100 лет»  Моцарт своему отцу в Зальцбург. 17 августа 1782 года // Моцарт Вольфганг Амадей. Полное собрание писем. М., 2006..

 

Курс «Как слушать классическую музыку»

Музыканты Петр Айду и Григорий Кротенко и искусствовед Константин Дудаков-Кашуро — о том, что мешает нам наслаждаться классической музыкой и что нужно знать, чтобы ее полюбить

Легенда 6.

Но деньгами распоряжаться не умел и жил очень бедно

Вердикт: отчасти это правда.

Беседка. Банкетный стол в честь Моцарта в доме Шиканедера. Гравюра по картине Аугуста Боркмана. 1879 год Изображены Гайдн, Альбрехтсбергер, Моцарт, Антонио Сальери, Катерина Кавальери, Шиканедер, Алоизия Ланге, Глюк. austriasites.com

Крайняя бедность композитора — это миф. Его создала Констанца Моцарт, после смерти мужа просившая помощи у его влиятельных знакомых. Долги удалось погасить довольно быстро, а значит, их было не очень много.

Впрочем, деньгами Моцарт действительно распоряжался не слишком умело, хотя постоянно пытался убедить отца в обратном. Все заработанное он тратил на съем дорогостоящего жилья в центре Вены, на содержание слуг и собствен­ной упряжки, на гостей, на одежду для себя и любимой жены, на регулярный уход за внешностью, соответствующий требованиям двора. Свадьбу он сыграл в главном венском соборе — Святого Стефана. В последние годы жизни компо­зитора Констанца посещала дорогой курорт, что составило отдельную статью расходов. Сложно сказать, было ли лечение необходимостью или такой же данью моде, как дорогие наряды. 

Моцарт не мог контролировать не только свои расходы, но и доходы. Он явно недосчитался авторских гонораров от многих театров, ставивших его оперы. Авторское право тогда соблюдалось неаккуратно, а отслеживать должников Моцарт не любил и не умел. Он любил и умел сочинять и исполнять музыку — и тратил на это все свое время. В последние четыре года жизни его материаль­ное положение ухудшилось. Но не по вине самого Моцарта: Австрия вступила в войну, что повлекло за собой экономический кризис. Меценаты стали менее щедрыми, а дожить до лучших времен композитору не довелось.

Легенда 7. Моцарт воровал чужие идеи

Вердикт: это неправда.

Моцарт сочиняет. Картина Йозефа Бюхе. Около 1880 года moderata.ru

Оригинальность стала считаться главным достоинством музыки уже после смерти Моцарта: девизом романтического века была идея изобретения музыкального материала. А в современной Моцарту культуре еще не сформи­ровались представления о своих и чужих идеях, о плагиате. В основе творчества была работа по образцам — такой моделью мог быть жанр, стиль и даже сочи­ненная кем-то музыкальная тема. Поэтому исторический стиль этой эпохи сейчас более узнаваем, чем индивидуальные стили отдельных авторов.

 

Гении, мифотворцы и виртуозы: кто создавал музыку романтизма

Почему Вагнер, Паганини, Берлиоз и другие обожествляли сами себя и одновременно смогли достучаться до души каждого слушателя

Моцарт работал с огромным количеством услышанного и сыгранного, заимствование было для него диалогом с другими композиторами и другими сочинениями. Сейчас мы не всегда считываем остроумие этого диалога. Многие важные для Моцарта авторы забыты, и его музыка стала символом, обобщившим всю эпоху.

Легенда 8. Моцарт коллекционировал парики

Вердикт: это скорее неправда.

Вольфганг Амадей Моцарт. Гравюра Эдуарда Манделя по рисунку Дорис Шток 1789 года Kulturhistorisches Museum Schloss Merseburg

В то время парики составляли неотъемлемую часть облика светского человека, хотя именно Моцарт надевал их в исключительных случаях, а на портретах часто изображен с тщательно уложенными собственными волосами. Об обре­ме­ни­тельных расходах на парикмахеров он упоминает вскользь в неко­торых письмах. Также сохранились воспоминания друзей о его фран­това­тости и любов­ное описание модных деталей одежды в его письмах, однако о страсти Моцарта к коллекционированию париков ничего не известно.

Легенда 9. У Моцарта было много женщин

Вердикт: это скорее неправда.

Вольфганг Амадей и Констанца Моцарт. Открытка Ханса Принца Bibliothèque nationale de France

Мы не можем достоверно судить об этом, потому что единственным источ­ником информации остаются письма Моцарта — в основном к отцу. 27-летний Вольфганг Амадей писал Леопольду:

«Я ни в коем случае не могу жить так, как большинство нынешних молодых людей. — Во-первых, я слишком привержен религии, во-вторых, слишком полон любви к ближнему, чтобы соблазнить невин­ную девицу, и, в-третьих, испытываю слишком много ужаса и омер­зения, страха и боязни перед болезнями и слишком большую любовь к своему здоровью, чтобы связываться с гулящими девками; при этом я могу поклясться, что до сих пор еще ни с одной особой женского пола я не имел дел такого рода — ибо если бы это произошло, я бы этого от вас не утаил…»  Моцарт своему отцу в Зальцбург. 15 декабря 1781 года // Моцарт Вольфганг Амадей. Полное собрание писем. М., 2006. 

Впрочем, возможно, Моцарт не был полностью честен с отцом, зная о его строгих религиозных и нравственных принципах. До отъезда из Зальцбурга он находился под неусыпным родительским наблюдением и, вырвавшись из-под опеки, немедленно влюбился. 

Моцарт и Алоизия Вебер. Иллюстрация Карла Рёхлинга. До 1920 годаsofaithfulaheart.blogspot.com

Судя по письмам Моцарта, певица Алоизия Вебер, на которой он планировал жениться, рассчитывала с его помощью получить выгодные контракты в Ита­лии.

Желая помочь карьере возлюбленной, Моцарт написал для нее несколько сочинений. Устроившись в оперную труппу, Алоизия потеряла к нему интерес, и тогда в роли утешительницы выступила двоюродная сестра Вольфганга — Мария Анна Текла. Характер их отношений и степень близости не до конца понятны, но «письма к кузиночке» приобрели скандальную известность в моцартоведении из-за их непристойностей, не выходящих, впрочем, за грани­цы туалетного юмора. 

Констанца, ставшая женой композитора, была родной сестрой Алоизии и тоже певицей. Биографы Моцарта в лучшем случае равнодушны к истории Констан­цы, поскольку, в отличие от сестры, она не сделала артистических успехов и никак не повлияла на творчество мужа. По всей видимости, в этом браке Моцарт был счастлив, невзирая на разные омрачающие обстоятельства, в пер­вую очередь смерть четырех детей.

Легенда 10. Моцарт любил неприличный юмор и вообще был не особо умен

Вердикт: первое правда, второе нет.

Вольфганг Амадей Моцарт и Эмануэль Шиканедер сочиняют «Волшебную флейту».
Рекламная открытка фирмы Liebig. 1906 год
Mitteldeutsche Rundfunk

Моцарт прибегал к туалетному юмору даже в письмах, и письма эти по неосторожности адресата дошли до нас. Общаясь с кузиной, Моцарт не стеснялся в выражениях: 

«А теперь имею честь задать вопрос, как ваше самочувствие, как здоровье? Стул в порядке ли? Кожа гладкая ли? — Скажите, я вам еще не надоел? А для писания часто ли используете мел? Вы хоть время от времени меня вспоминаете? А повеситься иногда не желаете? А не злились на меня иногда? На бедного дурака? Не хотите ли добровольно мир заключить, а не то ведь я могу и громкого подпустить! Ну вот, вы уже смеетесь до колик — значит, виктория! — Пусть наши задницы станут символом мира! Я так и знал, что вы не сможете долго сопротивляться. Да-да, я всегда верю в свою победу, и даже если нынче посру после обеда, все равно через две недели в Париж уеду. И если вы мне ответить хотите, то из города Аугсбурга сейчас же пишите, да пишите поскорей, чтобы я письмо получить успел.

Ведь если я уже уеду, то, ожидая получить письмо, получу одно дерьмо»  Моцарт — Марии Анне Текле Моцарт в Аугсбург. Мангейм, 28 февраля 1778 года // Моцарт Вольфганг Амадей. Полное собрание писем. М., 2006.. 

Комментаторы этих писем неоднократно указывали, что такого рода переписка была обычным делом для жителей Зальцбурга той эпохи. В подобном стиле переписывались и родители Моцарта.

Моцарт был совсем неглуп и прекрасно образован. Он говорил как минимум на трех европейских языках, на итальянском и немецком писал оперы, знал латынь и писал на ней духовные сочинения. Всю жизнь он общался в кругу самых образованных и умных людей своего времени. Знания и ум он про­явил в своем искусстве, в размышлениях о музыке и ее законах, которые дошли до нас благодаря его письмам.

Легенда 11. Моцарт был слепым. Или глухим

Вердикт: это неправда.

Ухо Моцарта и обычное ухо. Акварель Вольфганга Амадея Моцарта. Не позднее 1791 года Houghton Library, Harvard University

Его путают с потерявшим зрение Георгом Фридрихом Генделем и оглохшим Людвигом ван Бетховеном.

 

Новый курс — о Бетховене!

Три лекции — о сонатах, симфониях и песнях великого композитора

Легенда 12. Моцарт написал «Реквием» за ночь по заказу таинственного незнакомца, предчувствуя свою смерть 

Вердикт: это полуправда.

Моцарт сочиняет «Реквием». Картина Уильяма Джеймса Гранта. До 1854 года Museum Carolino Augusteum

Заказ таинственного незнакомца на «Реквием» действительно существовал. Но имя заказчика впоследствии было раскрыто, и в его намерениях не оказа­лось никакой мистики. Это был композитор-любитель Франц фон Вальзегг цу Штуппах, который заказал «Реквием» своей умершей жене, чтобы выдать его за свое сочинение. Отсюда таинственность обстоятельств заказа — он не хотел раскрывать свое имя. 

Кроме того, «Реквием» не был написан за ночь (это удел увертюры к «Дон Жуану»), он вовсе не был закончен, невзирая на достаточный срок — заказчик не торопил композитора, а тот занимался другими неотложными делами. После смерти Моцарта это сочинение дописывал по его замечаниям ученик — Франц Ксавер Зюсмайер. Три завершающих части «Реквиема» Зюсмайер написал самостоятельно. А в знаменитой «Lacrimosa» самому Моцарту принадлежат только первые восемь тактов — это, быть может, самая известная сочиненная им музыкальная тема.

Легенда 13. Моцарта отравил его главный враг — Сальери

Вердикт: это не доказано.

Сальери всыпает яд в бокал Моцарта. Рисунок Михаила Врубеля. 1884 год«Мир Врубеля», vrubel-world.ru

До сих пор множатся расследования этого случая — иногда научные, но чаще всего недобросовестные. Начало слухам было положено сразу после смерти Моцарта и не без участия его вдовы: якобы покойный композитор сам что-то такое предполагал. В музыкантской среде Вены тоже обсуждалась такая версия и даже называли имя Сальери, так что ему пришлось клясться своим близким знакомым, что этого не было и быть не могло.

В пользу Сальери говорит то, что ему совершенно нечему было завидовать: его положение при дворе было куда прочнее, чем у Моцарта, он занимал более высокую должность, а успех его сочинений был давним и устойчивым. Ника­ких примет борьбы и интриг против Моцарта за ним не было замечено. Напро­тив, у Сальери была репутация достойного человека и исключительного педа­гога: его школу прошли сразу три гения — Бетховен, Шуберт и Лист. И ни од­ного из них он не пытался отравить. Что касается Моцарта, то, скорее всего, он умер от скоротечной почечной болезни. 

Легенда 14. Отравленный Моцарт умер в нищете и безвестности

Вердикт: это неправда.

Моцарт при смерти. Иллюстрация Чарльза Эдварда Чамберса из книги Джеймса Ханекера «The Steinway Collection of Paintings by American Artists: Together with Prose Portraits of the Great Composers». 1919 годGetty Research Institute

Этот миф возник из-за того, что Моцарта похоронили в общей могиле, но это не было связано с его финансовым положением. Согласно указу императора Иосифа II, похороны в отдельной могиле были привилегией лишь самых знатных семей. Остальных же хоронили по 5–6 человек, без гробов. Родствен­никам запрещалось сопровождать умершего на кладбище, воздвигать на моги­лах памятники и кресты. Таковы были представления императора об эконо­мии. Указ позже был отменен, но могила Моцарта к тому времени уже была потеряна. Зато музыка осталась.

еще на фактчек:

 

Самые популярные легенды о Гоголе

Сжег «Мертвые души»? Был похоронен без головы? Был геем?

 

Самые популярные легенды о Екатерине II

Спала с конем? Продала Аляску? Была немецкой шпионкой?

 

Самые популярные легенды о Петре I

Убил сына? Рубил бороды топором? Был подменен в младенчестве?

 

Самые популярные легенды о Юлии Цезаре

Он что, правда пришел, увидел и победил?

 

Самые популярные легенды о кардинале Ришелье

Был влюблен в Анну Австрийскую? Носил только красное?

 

Самые популярные легенды о Ленине

Кудрявый в валенках? На броневике? Ел чернильницы? Гриб?

Источники и литература

  • Аберт Г.  В. А. Моцарт.

    В 2 кн. М., 1987.

  • Акопян Л. О. Моцарт. Путеводитель.

    М., 2006.

  • Арнонкур Н. Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди.

    М., 2005.

  • Брион М. Моцарт.

    М., 2004. 

  • Луцкер П. В., Сусидко И. П. Моцарт и его время.

    М., 2008.

  • Стендаль. Жизнь Моцарта.

    Стендаль. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 8. М., 1959.

  • Черная Е. С. Моцарт и австрийский музыкальный театр.

    М., 1963. 

  • Чигарева Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика.

    М., 2000. 

  • Чичерин Г. В. Моцарт.

    Л., 1970.

  • Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество.

    М., 1977.

  • Вольфганг Амадей Моцарт. Полное собрание писем.

    М., 2006.

  • Моцарт. Истории и анекдоты, рассказанные его современниками.

    М., 2007.

  • Bär C. Mozart. Krankheit — Tod — Begräbnis.

    Salzburg, 1967.

  • Deutsch O. E. Mozart. Die Dokumente seines Lebens. Kassel, Basel, London, New York, 1961.
  • Jahn O. W. A. Mozart.

    Leipzig, 1856–1859.

Теги

Мифы
Музыка
Фактчек
XVIII век

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Спички дня

Проклинающие браконьеров

Моностих дня

Анна Ахматова

Пропаганда дня

Немцы — союзным войскам

Архив

История

Фактчек: 9 самых популярных легенд о Ричарде III

Хитрый горбун, жестокий тиран или герой, павший в бою?

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

биография, личная жизнь и творчество композитора

Опубликовано:

Портрет Вольфганга Амадея Моцарта: YouTube / История

Динамичная и захватывающая музыка, более 600 музыкальных произведений, узнаваемых с первых аккордов — все это проявления гениальности австрийского музыканта-виртуоза XVIII века. Моцарт, биография которого наполнена драматическими обстоятельствами, был интересным человеком, во многом опередившим свое время. Подробнее об увлечениях, творческом пути и личной жизни маэстро рассказано в статье.

Биография Моцарта: детство, образование

Кто такой Моцарт? Ответ на этот вопрос найдем, исследуя музыкальные произведения и жизненный путь автора мировых шедевров. Моцарт — автор более 600 классических композиций для клавишных инструментов, один из самых ярких представителей венской классической школы, а также гений, тонко чувствовавший такт и умевший посредством нот передать мысли и переживания людей.

Когда родился Моцарт? Мальчик родился в семье Анны Марии Моцарт и композитора и скрипача музыканта Леопольда Моцарта, служившего в архиепископской капелле. Случилось это 27 января 1756 года. Пара принадлежала к среднему сословию, но оба родителя Моцарта получили отменное воспитание и образование.

В каком городе родился Моцарт? Жизнь и творчество Моцарта неразрывно связаны с его родным Зальцбургом. В этом небольшом австрийском городе сформировался талант юного дарования, тут начался его творческий путь, пейзажи Зальцбурга и окрестностей вдохновляли мальчика на первые творения.

Вольфганг Амадей Моцарт в детстве: YouTube / История

Моцарт, биография которого полна тайн и домыслов, — гениальный человек с непростой судьбой. Трагические обстоятельства сопутствовали его рождению — мать Амадея едва не погибла при родах, но смогла поправиться и выжить. Известно, что:

  • в семье Моцартов родилось 7 детей, но многие из них умерли в младенчестве;
  • у автора «Маленькой ночной серенады» была старшая сестра Мария Анна, которая тоже была очень музыкальной;
  • в детстве Вольфганг перенес несколько тяжелых заболеваний: едва не умер от брюшного тифа, а после на девять дней ослеп из-за перенесенной оспы.

Детство Моцарта наполнено музыкой. Это время становления и развития его гения:

  1. Маленький Амадей в 4 года усердно занимался на клавесине под чутким руководством отца.
  2. В 5 лет мальчик самостоятельно создал первое произведение (отец записал ноты в альбом). Так начиналась музыка Моцарта.
  3. В шестилетнем возрасте талантливый парнишка освоил скрипку, причем занимался самостоятельно. Скрипка и клавесин — любимые инструменты Моцарта с детства, а вот от игры духовых инструментов он терял сознание: его тонкий слух не переносил их звуки.
  4. Системного общего образования родители Моцарта не обеспечили детям, все необходимые знания давали самостоятельно.
  5. Краткая биография Моцарта будет неполной без информации о его первых гастролях. В шестилетнем возрасте мальчик с сестрой посетили более восьми европейских стран, давая концерт за концертом. Юные гении моментально привлекали внимание публики и вскоре стали знаменитостями.
  6. Изданные в 1764 году первые четыре сонета авторства Вольфганга Моцарта стали очень популярными.

Моцарт, произведения которого набирали известность, заметно устал от концертов и переездов, поэтому на какое-то время творческая семья вернулась на малую родину. Долго скучать юному дарованию не пришлось: в 14 лет отец организовывает для Амадея место на музыкальном состязании в Болонье (Италия). Конечно же, мальчик производит фурор. Результат поездки — членство в Болонской филармонической академии.

Вольфганг Амадей Моцарт: творчество, чем известен

Классическая музыка, Моцарт, удивительной красоты сонаты и симфонии, а также мастерское исполнение музыкальных шедевров — все эти понятия с легкостью можно поместить в один ассоциативный ряд.

Симфоническое исполнение произведений Моцарта: Pxhere

До сих пор бытует термин «эффект Моцарта», который обозначает плодотворное, оздоровительное воздействие музыки австрийского гения на все живое. Моцарт для детей специально не создавал музыку, но педагоги заметили, что его произведения помогают развивать у детей внимательность и концентрацию. Поэтому музыкальные пьесы композитора включают на занятиях с дошкольниками.

Сам Моцарт, творчество которого стало достоянием человечества, был успешным музыкантом:

  1. Плодотворный период в его деятельности начинается с 1772 года. Из-под пера гения выходит множество симфоний, опер и квартетов. Произведения Моцарта отличаются новаторским подходом в звучании. В этом была немалая заслуга и влияние Йозефа Гайдна.
  2. В Зальцбурге юный Амадей находит первую службу при дворе архиепископа — он повторяет судьбу отца. Через пять лет благодаря деньгам покровителя Моцарт отправляется в Париж.
  3. В 1781 году происходит знаковое событие для юноши — он переезжает в Вену. Критики называют это время периодом расцвета карьеры гения, ведь именно тогда написаны «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан» и «Маленькая ночная серенада». В 1780-х о таланте Моцарта узнала практически вся Европа, а сумма его гонораров была чрезвычайно высокой.
  4. К сожалению, далее биография Моцарта совершает трагический поворот: из-за перемен в управлении государством меняются приоритеты в финансировании, музыканты отодвигаются на второй план. Низкие гонорары и депрессия усугубляются болезнью жены Моцарта: у нее развивается язва голени. Лечение болезни требует немалых денег.

Приблизительно в тот же период умирает отец Амадея, с которым у музыканта была крепкая связь. Хоть творческий период Вольфганга Амадея начался рано, он был достаточно коротким. Но даже за это время талантливый композитор и исполнитель смог написать намного больше, чем некоторые музыканты за всю свою долгую жизнь.

Вольфганг Амадей Моцарт: факты, личная жизнь, последние годы

Моцарт, годы жизни которого были наполнены творческими взлетами и падениями, практически не имел яркой личной жизни. Главная и единственная его любовь — Констанция Вебер. Историю их любви сложно назвать заурядной:

  • впервые пара познакомилась во время проживания маэстро в Вене;
  • на тот момент талантливый парень искал для себя доступное и уютное жилье. Отличным вариантом стал отчий дом красавицы, в котором музыкант поселился как арендатор;
Жена Вольфганга Амадея Моцарта Констанция Вебер: YouTube / История
  • поначалу Констанция не подавала никаких знаков внимания Амадею, но несколько позже бытовые мелочи сблизили их;
  • результат этой вспышки чувств — длительный роман, который не одобряли родители девушки. Они желали для дочери более достойной партии, но любовь двух молодых людей убедила их в обратном.

Официальная церемония бракосочетания Констанции Вебер и Вольфганга Амадея Моцарта состоялась в 1782 году. Современники описывали отношения пары как трепетные и уважительные. Супруги всегда поддерживали друг друга во всех начинаниях и даже в сложные периоды жизни их любовь помогла им преодолевать все препятствия.

Так, например, пара страстно желала детей, но за годы совместной жизни у Констанции лишь двое родов из шести были успешными. У Моцарта родились сыновья — Карл Томас и Франц Ксавер Вольфганг.

К сожалению, постоянные проблемы со здоровьем супруги надломили силы композитора. Констанция отправилась на очередное лечение язвы голени в 1790 году, а Амадей вынужден был работать за гроши, чтобы рассчитаться по медицинским счетам.

Вскоре в жизни Моцарта случились изменения к лучшему: начинается второй восход звезды гения. В течение года он выпускает легендарные творения: «Милосердие Тита», «Симфония №40» и «Реквием» (последнее произведение дописал ученик Моцарта Зюсмайер).

Но окончание года ознаменовалось новым испытанием и новой болезнью, на этот раз недуг настиг Моцарта. Руки и ноги музыканта болели и сильно распухли, ему стремительно становилось хуже. Последние месяцы жизни композитор был прикован к постели, скончался гений 5 декабря 1791 года. Моцарт был похоронен как бедняк, он сам желал скромную церемонию и захоронение в общей могиле.

Мистическая история связана с фактом смерти гения. Эксперты считают, что спровоцировала смерть музыканта ревматическая воспалительная лихорадка, но есть версия об отравлении Моцарта его завистником — Антонио Сальери. Доказательной базы эта версия не имеет, возможно, она возникла как результат популярности «Маленькой трагедии» Пушкина.

Музыка Моцарта навсегда вошла в золотой фонд классических мировых произведений. До сих пор творения гения звучат с разных сцен, прославляя имя Амадея в веках.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1881788-mocart-biografia-licnaa-zizn-i-tvorcestvo-kompozitora/

Британника

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Животные: Африканское сафари

7 человек, которые сформировали мировую историю LGBTQIA+

Откуда мы знаем, что у динозавров могли быть перья?

Биография Моцарта — Филадельфийская опера

  • Дом
  • Что сейчас
  • Фигаро

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) был одним из самых влиятельных, популярных и плодовитых композиторов классического периода. Он написал более 600 произведений, в том числе одни из самых известных и любимых произведений симфонической, камерной, оперной и хоровой музыки. Моцарт родился в Зальцбурге в музыкальной семье. С раннего возраста юный Моцарт проявлял все признаки потрясающего музыкального таланта. К 5 годам он мог читать и писать музыку, и он развлекал людей своими талантами игры на клавишных. К 6 годам он писал свои первые сочинения. Моцарта обычно считали редким музыкальным гением, хотя Моцарт говорил, что усердно изучал других великих композиторов, таких как Гайдн и Бах.

КартаАкадемия музыки

Даты Апрель-май 2017 .

Пт, 28 апреля 20:00
Вс, 30 апреля 14:30
Ср, 3 мая 19:30
Пт, 5 мая 20:00
Вс, 7 мая 14:30

Примерно три часа и 10 минут, включая один 20-минутный антракт

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, Австрия. Его отец, Леопольд Моцарт, известный композитор, педагог и автор известных сочинений по игре на скрипке, в то время состоял на службе у архиепископа Зальцбурга. Леопольд и Анна-Мария, его жена, подчеркивали важность музыки для своих детей. Вместе со своей сестрой Наннерль Вольфганг получил такое интенсивное музыкальное образование, что к шести годам стал подающим надежды композитором и опытным клавишником. В 1762 году Леопольд представил своего сына как исполнителя при императорском дворе в Вене, Австрия, а с 1763 по 1766 год он сопровождал обоих детей в непрерывном музыкальном турне по Европе, которое включало длительное пребывание в Париже, Франции и Лондоне, Англия, а также как визиты во многие другие города, с выступлениями перед французскими и английскими королевскими семьями.

Моцарт был самым знаменитым вундеркиндом (необычайно одаренным ребенком) того времени как клавишник. Он также произвел большое впечатление как композитор и импровизатор (тот, кто аранжирует или создает). В Лондоне он завоевал восхищение музыканта Иоганна Христиана Баха (1735–1782) и с раннего возраста познакомился с необычным разнообразием музыкальных стилей и вкусов по всей Европе.

В возрасте от десяти до семнадцати лет репутация Моцарта как композитора выросла до такой же степени зрелости, как у большинства музыкантов старшего возраста. Он провел годы с 1766 по 1769 г.в Зальцбурге писал инструментальные произведения и музыку к школьным драмам на немецком и латинском языках, а в 1768 г. поставил свои первые настоящие оперы: немецкий Зингшпиль (то есть с разговорным диалогом) Bastien und Bastienne . Несмотря на свою растущую репутацию, Моцарт не нашел для себя подходящей должности; и его отец еще раз сопровождал Моцарта в возрасте четырнадцати лет (1769 г.) и отправился в Италию, чтобы попытаться пробиться в качестве оперного композитора.

В Италии Моцарт был хорошо принят: в Милане, Италия, он получил заказ на оперу; в Риме Папа сделал его членом почетного рыцарского ордена; а в Болонье, Италия, Accademia Filarmonica предоставила ему членство, несмотря на правило, обычно требующее, чтобы кандидатам было двадцать лет. За эти годы путешествий по Италии и возвращений в Зальцбург между поездками он поставил свои первые крупномасштабные постановки Opera seria (то есть придворной оперы на серьезные темы):  Mitridate  (1770),  Ascanio in Alba  (1771) и Lucio Silla  (1772), а также его первые струнные квартеты. В Зальцбурге в конце 1771 года он возобновил написание симфоний (№№ 14–21).

Париж был намного большим театром для талантов Моцарта. Отец уговаривал его поехать туда, ибо «из Парижа слава человека большого таланта разносится эхом по всему миру», — писал он сыну. Но после девяти трудных месяцев в Париже, с марта 1778 года по январь 1779 года, Моцарт снова вернулся в Зальцбург, не сумев закрепиться и подавленный всем пережитым, включая смерть его матери посреди его пребывания. в Париже. Не сумев устроиться на оперу, он писал музыку на заказ в Париже, опять же в основном для духовых инструментов: Концертная симфония  для четырех духовых инструментов соло и оркестра, Концерт для флейты и арфы, другой камерной музыки и музыки для балета Les Petits riens . Кроме того, он начал давать уроки, чтобы заработать деньги.

Годы, проведенные Моцартом в Вене, с двадцати пяти лет до его смерти в тридцать пять лет, охватывают одно из величайших событий в истории музыки за короткий промежуток времени. За эти десять лет музыка Моцарта быстро вышла за пределы досягаемости многих его современников; в нем были представлены как идеи, так и методы разработки, которым могли следовать немногие, и многим покойный Моцарт казался трудным композитором.

Крупнейшие инструментальные произведения этого периода объединяют все области прежней деятельности Моцарта и некоторые новые: шесть симфоний, в том числе знаменитые последние три: №. 39 ми-бемоль мажор, нет. 40 соль минор и нет. 41 до мажор (Юпитер — название, неизвестное Моцарту). Он закончил эти три работы за шесть недель летом 1788 года, что стало выдающимся достижением даже для него самого.

В области струнных квартетов Моцарт создал две важные группы произведений, которые полностью затмили все, что он написал до 1780 года: в 1785 году он опубликовал шесть квартетов (К. 387, 421, 428, 458, 464 и 465) и в 1786 г. добавлен сингл Hoffmeister Quartet (К. 499). В 1789 году он написал последние три квартета (K. 575, 589 и 590), посвященные королю Пруссии Фридриху Вильгельму (1688–1740), известному виолончелисту.

Развитие Моцарта как оперного композитора между 1781 годом и его смертью, возможно, еще более примечательно, поскольку проблемы оперы были более обширными, чем проблемы более крупных инструментальных форм, и давали менее адекватные модели. Первым важным результатом стал немецкий Зингшпиль под названием Die Entführung aus dem Serail (1782; Похищение из Сераля ). Затем Моцарт обратился к итальянской опере. Моцарт создал три свои величайшие итальянские оперы: Свадьба Фигаро (1786; Свадьба Фигаро ), Дон Жуан (1787, для Праги) и Cosi fan tutte (1790). В своей последней опере «Волшебная флейта » (1791) Моцарт вернулся к немецкой опере и создал произведение, сочетающее в себе многие направления популярного театра и включающее музыкальные выражения от народных до оперных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *