Внутренняя политика ярослава мудрого – Внешняя и внутренняя политика князя Ярослава Мудрого (кратко)

Содержание

Внешняя и внутренняя политика князя Ярослава Мудрого (кратко)

Киевский князь Ярослав Мудрый сын Владимира Великого и полоцкой княжны. В 9 лет становится ростовским князем, а после новгородским.

После смерти отца вступает в борьбу за киевский престол. В 1019 году становится киевским правителем, и лишь после смерти брата Мстислава (1036 году) единоличным правителем всей Руси.

Времена княжения Ярослава Мудрого стали периодом укрепления и возвышения Древнерусского государства. Благодаря успешной внутренней политике и дипломатии добился повышения международного авторитета Руси.

Внешняя политика

При Ярославе Мудром была расширена территория Киевской Руси. Совершались военные походы против племен чуди, ятвигов, мазовшан, литовцев.

В 1036 году, воспользовавшись отсутствием Ярослава, печенеги осадили Киев. Однако киевский князь нанес сокрушительный удар кочевникам. Сражение под Киевом положило конец русско–печенежским войнам.

Организованный поход Ярослава и его брата Мстислава против Польши оказался успешен — «Червонная Русь» с городами Перемышль, Белз, Червень снова была присоединена к  Киевской Руси.

Война с Византией в 1043 году оказалась неудачной для киевского князя. Русь заключает мирный договор, основанием которого становится брак дочери византийского императора и сына Ярослава Мудрого. Именно этот союз, впоследствии, подарит Киевскому государству не менее известного правителя – Владимира Мономаха.

Укрепление международного авторитета стало одной из главных задач во внешней политике. Достигалось она не только военными действиями, но и  заключением взаимовыгодных политических соглашений. Династические браки дома Ярослава и европейских монархов  Польши, Франции, Норвегии, Венгрии, Швеции, Германии стали основой « семейной дипломатии».

Внутренняя политика

Ярослав Мудрый, желая не допустить междоусобных войн между сыновьями, провел административную реформу. Принцип наследования стал походить на принцип европейского сеньората – наследование по старшинству.

Желая установить порядок и законность в государстве, князь становится основателем русского законодательства. В 1016 году при нем была принята  «Русская Правда» — первый писаный свод законов на Руси.

Мозаика собора святой Софии 11 века

Поддерживал дальнейшее распространение и укрепление христианства. При Ярославе Владимировиче был назначен впервые митрополит киевский – Илларион. Это положило начало отделение русской церкви от византийской. Была восстановлена десятина- 1/10 часть доходов населения на церковные нужды. Началось строительство каменных церквей и храмов. Прекрасным подобием константинопольской Св. Софии  стал  Софийский собор — жемчужина древнерусской архитектуры. Он был построен в 1037 году на месте победы над печенегами в Киеве. К временам правления Ярослава относят и появление Печерского монастыря.

Происходит расширение и укрепление столицы. Золотые ворота, златоглавые церкви поражали приезжих гостей. Анна, дочь Ярослава, став королевой Франции, называла Париж — «городишко», сравнивая с Киевом.

Ярослав Мудрый считал, что расцвет государства возможен лишь при повышении образованности и грамотности населения. Для этого открывались новые школы, училища. При Софийском соборе была создана величайшая библиотека. Появлялись книгописные мастерские.

Продолжив политику отца, Ярослав Мудрый возвысил Киевскую Русь.

 

istoriyakratko.ru

Внутренняя и внешняя политика правления Ярослава Мудрого. «Русская правда».

Вскоре
после принятия христианства Владимир
ввел новую систему управления Древнерусским
государством. Владимир посадил своих
сыновей наместниками в Новгород, Полоцк,
Туров и Ростов. Сам князь остался в
Киеве. Наместники управляли княжествами
и собирали дань, значительную часть
которой отправляли в Киев. Княжения
занимались сыновьями Владимира в порядке
старшинства. Самым почетным и важным,
после киевского, было новгородское
княжение. Его занимал старший из братьев.
Младший брат княжил в наименее важном
и значимом княжестве. Если старший брат
умирал, его место занимал следующий по
старшинству князь, а все остальные
переходили на освободившиеся более
почетные княжения. Они как бы поднимались
на одну ступеньку по лестнице (такую
систему распределения княжений называют
лествичной). Нарушение ее было возможно
в случае смерти одного из младших
княжичей. Его княжение наследовали
собственные сыновья и внуки. При этом
княжение, которое он занимал, выпадало
из общей системы распределения княжеских
престолов.

«Лествичная
система» действовала только при жизни
главы правящей династии – князя Киевского.
Уже в 1014 г. незадолго до смерти отца
княживший в Новгороде Ярослав Владимирович
прекратил выплату в Киев положенной
части новгородской дани. В ответ Владимир
решил наказать непокорного сына. Но
подготовку к походу на Новгород прервала
смерть киевского князя в 1015 г. Между
сыновьями Владимира началась кровопролитная
борьба за власть. В ней победил Ярослав,
занявший в 1019 г. киевский престол. Ему
не удалось одолеть лишь Мстислава
Тмутараканского. В результате Русская
земля была поделена между братьями по
Днепру.

С
именем Ярослава, вошедшего в историю с
прозвищем Мудрый, связывают дальнейший
расцвет Древней Руси. Князь решительно
пресекал все распри, стремясь упрочить
новые отвечающие интересам государства
порядки, творил суд и издавал законы.

При
Ярославе Мудром Киевская Русь достигла
наивыс­шего могущества. Ему, так же
как и Владимиру I, удалось обезопасить
Русь от печенежских набегов. В 1030 г.
после успешного похода на прибалтийскую
чудь Ярослав основал неподалеку от
Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в
Эстонии), утвердив русские позиции в
При­балтике. После смерти брата
Мстислава Тмутараканского в 1035 г.,
владевшего с 1024 г. землями к востоку от
Днепра, Ярослав оконча­тельно стал
единодержавным князем Киевской Руси.

Особенно
покровительствовал Ярослав церкви.
Рост силы и авторитета Руси позволили
Ярославу впервые назначить киевским
митрополитом государственного деятеля
и писателя Илларио­на – русского по
происхождению. Во время правления
Ярослава Киев превратился в один из
крупнейших европейских городов. С
появлением в городе храма св. Софии,
Золотых ворот, монастырей святых Георгия
и Ирины столица Древнерусской державы
в основных чертах дублировала святые
места Константинополя. Тем самым бросался
вызов могущественной Византийской
империи; Киев осмеливался претендовать
на роль центра христианского мира,
вместо утративших эту функцию «ветхого»
Иерусалима и даже Константинополя.
Мысль о переходе центра мира на Русь,
которая ответственна за судьбы всех
православных христиан, надолго стала
идеей, сплачивавшей древнерусские
земли. Она объясняла необходимость и
цель существования Древнерусского
государства. С этой идеей в дальнейшем
будут сверять свои действия древнерусские
правители и их подданные.

С
большой настойчивостью Ярослав
Владимирович продолжал внешнюю политику
своего отца и деда. Но он расширил ее
масштабы, совершенствовал методы
проведения в соответствии с растущей
хозяйственной, военной, политической
мощью государства. Как уже говорилось
выше, он утвердил власть Руси на западном
берегу Чудского озера и вывел русские
границы к Прибалтике. Тем самым Ярослав
стремился обеспечить выход Руси к
Балтийскому морю, укрепить безопасность
ее северо-западных границ. Еще в 30-е годы
XI в. Русь продолжала успешное противоборство
с Польшей. Но после того, как были
отвоеваны «Червенские города», Польша,
испытывая давление со стороны Германской
империи и Чехии, а также прибалтийских
славянских языческих племен, теперь
нуждалась в поддержке со стороны Руси.
Союз двух государств был укреплен
династическими браками, польский король
женился на сестре Ярослава Добронеге
(христианское имя Мария), а старший сын
Ярослава Изяслав женился на сестре
Казимира I. Русь оказала Польше помощь
в войнах с Чехией и прибалтийскими
славянами.

На
севере Русь связывали тесные дружественные
отношения со Швецией. Ярослав был женат
на дочери шведского короля Ингигерде.
Добрыми были отношения и с Норвегией,
куда была выдана замуж за норвежского
короля младшая дочь Ярослава Елизавета.

После
долгого периода мирных отношений с
Византией Русь при Ярославе начала
новую войну с великой империей. Поводом
послужила расправа с русскими купцами
в Константинополе. Лишь в 1046 г . был
заключен новый мирный договор с Византией.
В знак возобновления дружеских связей
между двумя странами был устроен брак
византийской принцессы, дочери Константина
Мономаха, и четвертого сына Ярослава –
Всеволода. В 1053 г. у них родился сын,
которого назвали в честь деда Владимиром,
а в христианстве дали ему, как и деду,
имя Василий. Это был будущий великий
киевский князь Владимир Мономах.

Этот
брак лишь подчеркнул, как вырос за
последние десятилетия международный
авторитет Руси. Русь поистине стала
европейской державой. С ее политикой
считались Германская империя, Византия.
Швеция, Польша, Норвегия, Чехия, Венгрия,
другие европейские страны.

С
именем Ярослава связан первый писаный
закон Древнерусского государства —
«Русская Правда». Древнейшая часть ее,
так называемая «Правда Ярослава»,
регламентировала имущественные отношения
и отношения внутри княжеской дружины.
Новгородские мужи стали пользоваться
такими же правами, как и киевские.
Законодательство Ярослава формировало
представления о значимости княжеского
права, идущего на смену обычному праву,
в том числе и таких его архаичных
проявлений, как институт кровной мести.
«Правда Ярослава» еще не отменяет, а
лишь ограничивает кровную месть кругом
близких родственников. Разветвленная
система штрафов теперь лишает дальних
родственников права мстить виновным
за погибшего сородича, нанося тем самым
невосполнимый удар по родоплеменным
представлениям.

Старшие
Ярославичи продолжили законотворческую
деятельность отца. «Правда Ярославичей»
— это новый закон, который прежде всего
защищал княжескую собственность.
Устанавливались штрафы за кражу хлеба,
скота, сена, дров, лодок, за вторжение в
охотничьи угодья и за иные имущественные
преступления. Убийство княжеского тиуна
каралось по новому закону или смертью,
или огромным штрафом, разорявшим сразу
всю деревню. «Правда Ярославичей» вошла
в состав «Русской Правды», отразив более
зрелую стадию общественных отношений.

studfiles.net

Внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого

Ярослав Мудрый — правитель, который сыграл огромную роль в истории Киевской Руси. Сын Владимира сумел одновременно наладить внешние отношения и отношения внутри государства. За то время, когда правил Ярослав Мудрый, если рассматривать отношения русского государства с другими странами, князь сумел добиться признания ими Киевской Руси. Большую роль сыграл сын Владимира и в становлении внутренней политики. Словом, признание страны, ее развитие и расцвет, заслуживает того, чтобы мы познакомились со внешней и внутренней политикой Ярослава Мудрого и вкратце рассмотрели принципы, которых придерживался князь за время своего правления.

Внутренняя политика краткий обзор

Если рассматривать внутреннюю политику за время правления Ярослава Мудрого в нашем кратком обзоре, то стоит отметить, что она была целенаправлена на укрепление экономических связей и развитие культуры между отдельными княжествами в государстве. Он старался своими действиями обеспечить настоящую мощь государству.

К главным его решениям, что касаемо политики Руси, относится составление письменного свода законов. Это первый правитель, который стал упорядочивать правовые нормы, записывая их и издавая в виде законов под названием Русская правда или как еще ее называли Устав Ярослава. С помощью законов регулировались отношения внутри государства между княжествами. Проще говоря, Русская правда стала неким кодексом, что знаком нам и в наше время. Он регулировал административные, уголовные и гражданские нормы. Конечно, документ не был совершенен, но все равно благодаря ему решались вопросы правопорядка среди общества, законодательная база защищала от насилия и беззакония, что господствовало в то время. Принятые законы, которых все должны были придерживаться, позволили государственной машине набрать оборотов. Князю удалось упорядочить законы и начать борьбу с нигилизмом.

Однако внутренняя политика князя — это не только решение правового вопроса. Правитель страны большое внимание уделил и духовной стороне жизни. Он делал все возможное, чтобы избавиться от попечительства Византии. Так при Ярославе на киевскую митрополию назначается уже не греческий, а русский митрополит Илларион. За время правления нового князя, строятся храмы, в том числе был заложен главный храм Руси триннадцатиголовый собор святой Софии. Князь заботится о просвещении, открывая училища. К тому же Ярослав привлекал книгописцев и переводчиков, что позволило приумножить книги в государстве, которые стали всем доступны. Детей начинают учить грамоте.

Внешняя политика краткий обзор

Большую роль Ярослав сыграл и в становлении внешних отношений, уделяя большое внимание внешней политике. Если обратиться к событиям, что происходили во внешней политике, то Ярослава Мудрого не назовешь завоевателем, между тем это не помешало ему установить мир с Византией, укрепить южные и западные рубежи. Все вопросы он старался, как и его отец, решать дипломатическим путем. К тому же при Ярославе наблюдаются династические браки, с помощью которых и укрепляется авторитет Киевской Руси. Лидеры же европейских государств были не против породниться с князем. Так, сам он женится на дочери норвежского короля, его сестра заключает брак с польским князем, Один из сыновей берет в качестве жены сестру польского князя, а другому сыну в жены была предназначена греческая царевна. Еще два сына женятся на немецких княгинях. Были у Ярослава и дочки. Одну из них он выдает замуж за норвежского короля, другую — за венгерского, третью дочь отдает замуж французскому королю. Это позволяет наладить хорошие отношения с другими государствами и дает возможность укрепить международный авторитет Руси.

Изучив внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого, можно подвести итоги. Ярослава не спроста прозвали Мудрым и своим правлением он это доказал, ведь это была настоящая эпоха расцвета Киевской Руси.

Внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого

А какую оценку поставите вы?


sochinyshka.ru

Внутренняя политика Ярослава Мудрого — реферат

Внутренняя политика Ярослава
Мудрого. Итак, в 1019 году Ярослав окончательно
утвердился в Киеве. Можно по-разному относиться
к его приходу к власти. Был ли он братоубийцей
или сам стремился отомстить за смерть
братьев, вопрос очень сложный. Однако
кем бы он ни был, его последующее правление
действительно стало временем расцвета
Руси. Свое прозвище Мудрый своим правлением
Ярослав, безусловно, заслужил.

Остановимся на основных направлениях
его внутренней политики:

1. укрепление государственного 
единства. Со смертью Святополка 
спокойствие на Русь не пришло.
Еще один брат – Мстислав, правивший 
в далекой Тмутаракани, не вмешивался 
в начавшуюся междоусобицу, давая 
Святополку и Ярославу возможность 
самим разобраться друг с другом.
Теперь же, когда победитель был 
известен, Мстислав напомнил о 
себе. Правда, он показал себя 
достаточно «скромным» братом. Не 
претендуя на Киев, он потребовал 
«лишь» половину государства 
с центром в Чернигове. С этого 
времени Чернигов становится 
вторым по значимости городом 
на Руси, после Киева. Между братьями 
вспыхнула война, апофеозом которой 
стала битва под городом Листвен
в 1024 году. Мстислав одержал победу, и Ярославу
пришлось согласиться с его условиями.
Русь была разделена между братьями. После
этих событий братья жили достаточно мирно,
даже осуществляли совместные походы
против соседей (об этом речь пойдет далее).
Так продолжалось до 1036 года. В этом году
умер Мстислав, не имея наследников, и
Ярослав вновь стал единоличным правителем.
Однако, умирая, Ярослав повторил поступок
своих предков – разделил государство
между сыновьями, заложив, тем самым, предпосылки
для будущих междоусобиц.

2. укрепление православия.
Во время правления Ярослава 
был построен ряд церквей и 
храмов, из которых самый замечательный
– храм Св. Софии в Киеве. Он 
был построен как аналог самому 
известному на тот момент православному 
храму в мире – храму Cв. Софии в
Константинополе. К правлению Ярослава
необходимо отнести и зарождение монашеской
обители в пещерах над Днепром – будущей
Печерской обители, современной Киево-Печерской
лавры. Также было устроено первое на Руси
книгохранилище (библиотека). При Ярославе
Мудром появился и 1-й русский митрополит
– Илларион (1051 г.). До этого времени все
митрополиты на Руси были из числа приезжих
греков (византийцев).

3. подавление восстания 
в Суздале (1024 г.). В тот год в 
Суздальской земле случился неурожай 
и начался голод. Тогда большинство 
местного населения, при подстрекательстве 
языческих волхвов, подняли восстание 
против зажиточного населения, обвинив 
их в колдовстве, что те «задерживают 
изобилие». Для волхвов это была 
попытка вернуть себе утраченные 
с принятием христианства позиции.
Тем более что в этом регионе 
христианство было еще очень 
непрочным. Народ пошел по селам,
истребляя местных богачей как 
колдунов. Восстание достигло таких 
размеров, что Ярославу пришлось 
самому прибыть для подавления 
мятежа. Восстание было подавленно,
но что характерно – Ярослав карал 
не за веру, а за уголовное 
преступление. Однако после этого 
началось активное внедрение 
христианства в данном регионе
(строились церкви, отправлялись 
в те земли проповедники и 
т. п.).

4. активное градостроительство.
При Ярославе Русь стала покрываться 
новыми городами, такими как Ярославль,
Юрьев (Дерпт), Волок Ламский (будущий
Волоколамск) и др. Шло активное строительство
и в уже существующих городах, особенно
в Киеве. Он вообще становится одним из
крупнейших европейских городов того
времени. Когда дочь Ярослава – Анна приехала
в Париж, то он ей показался маленьким
городишкой по сравнению с русской столицей.
Чего только стоили знаменитые Золотые
ворота, построенные в Киеве именно при
Ярославе.

5. начало создания летописного 
свода – «Повести временных лет».
Летопись – запись событий по годам
(«летам»). Авторство первой русской 
летописи приписывают монаху 
Нестору. Видимо это не совсем 
верно. Летопись явно создавала 
целая группа монахов, Нестор 
же ее либо возглавлял, либо 
его имя просто единственное 
из дошедших до нас соавторов 
этой работы. Кстати, первоначальный 
вариант ПВЛ до нас не дошел,
мы располагаем лишь ее поздними 
копиями. Это дает основание ряду 
историков вообще отрицать достоверность 
текста летописи. Однако, зная трепетное 
отношение тогдашнего человека 
к книжному слову, мы вряд ли 
имеем дело с позднейшей фальшивкой.
Другое дело, что переписываемые 
копии несут на себе всевозможные 
описки и неточности, что естественно 
при переписывании текста вручную.
Поэтому к этому источнику 
необходимо относиться осторожно,
но не в коем случае не 
отказываться от его дальнейшего 
изучения.

6. создание первого письменного 
сборника законов на Руси – «Русской 
Правды». Законы естественно были 
и раньше. Однако они не были 
записаны, были ориентированны на традицию,
так называемое «устное право». С усложнением
государственного управления появилась
необходимость в законах письменных. Этот
процесс был свойственен всей тогдашней
Западное Европе, там появляются свои
письменные своды законов («варварские
правды»: «Салическая Правда» франков,
«Саксонская Правда» и т. п.). К середине
XI века дело дошло и до Руси. «Русская Правда»
во многом отражала старые обычаи славян.
Однако это не была простая фиксация норм
«устного права». Во-первых, в новом законе
был ограничен обычай кровной мести. Пока
еще речь не идет об его отмене, настолько
он укоренился в русском праве (как и в
других «варварских» правах). Однако теперь
кровная месть была ограниченна только
кругом ближайших родственников. Уже сыновья
и внуки Ярослава начали активную борьбу
с этим обычаем. Во-вторых, «Русская Правда»
не вводила за совершенные преступления
жестокие меры наказания, ограничиваясь
штрафами, которые назывались «виры».
В-третьих, текст законов отражает существующее
социальное расслоение в обществе, которое
с усложнением государства, только прогрессировало.
К примеру, «вира» за преступления против
одних социальных слоев отличалась от
«виры» за преступление против других
слоев. Таким образом, на основе «Русской
Правды» мы можем делать выводы о социально-экономическом
развитии Руси в данный период.

Внешняя политика Ярослава
Мудрого. Теперь перейдем к основным направлениям
внешней политики Ярослава Мудрого.

1. укрепление династических 
связей. Ярослав, сам женатый на 
дочери шведского короля, стремился 
устроить брачные дела своих 
детей с иноземными монархами.

2. Польша. Мы уже останавливались 
на роли поляков во время 
междоусобицы 1015-1019 гг. После ее окончания 
возникла проблема возвращения 
«Червенских городов». В 1031 году Ярослав
и Мстислав предприняли совместный поход
против поляков, в ходе которого «Червенские
города» были возвращены Руси. Однако
в дальнейшем взаимоотношения между Русью
и Польшей меняются. Польша, испытывая
мощное давление со стороны Германской
империи и Чехии, стала искать союза с
Русью. Союз был заключен и укреплен династическими
браками (см. таблицу выше). В дальнейшем
Ярослав оказывал помощь польскому королю
Казимиру I в войнах с Чехией и прибалтийскими
славянскими языческими племенами.

3. степь. Отношения Руси 
с печенегами продолжали оставаться 
довольно напряженными. Хотя после 
окончания междоусобицы они вроде 
бы не беспокоили Ярослава, но 
удар можно было ожидать в 
любой момент. И он наступил. В
1036 году, после смерти Мстислава,
Ярослав отправился в Новгород.
Этим воспользовались печенеги.
Они совершили набег на Киев 
и осадили его. Ярослав вернулся,
снял осаду с Киева и нанес 
сокрушительное поражение печенегам,
от которого они так и не 
смогли оправиться. Несколько десятилетий 
Русь жила спокойно. Однако «свято 
место пусто не бывает». Как 
в свое время печенеги сменили 
хазар, так и теперь на место 
ослабленных печенегов пришли 
новые кочевники – половцы. Уже сыновьям 
Ярослава пришлось столкнуться 
с новыми кочевниками в южнорусских 
степях (об этом речь пойдет 
в следующей лекции).

4. Византия. После длительного 
периода мира между Русью и 
Византией последовала новая, последняя 
война между этими государствами.
Поводом послужило убийство нескольких 
русских купцов в Константинополе.
Вновь были затронуты торговые 
интересы Руси, и Ярослав в 1043
году начал войну. Война в целом 
для Руси была неуспешной, однако 
и греки понесли серьезные 
потери. Мирный договор был подписан 
в 1046 году. Он был скреплен династическим 
браком (см. таблицу выше). От этого 
брака в 1053 году был рожден 
будущий великий киевский князь 
Владимир Мономах, речь о котором 
пойдет в следующих лекциях.

Таким образом, за годы правления
Ярослава Мудрого международный престиж
Руси резко возрос. С ее политикой считались
ведущие европейские державы того времени.

Правление Ярослава Мудрого
делится на несколько периодов:

Ростовский период

В первые годы XI века Ярослав
Мудрый княжил в Ростове. Сведения о ростовском
периоде его биографии носят поздний и
легендарный характер.

С этим временем нередко связывают
основание города Ярославля, названного
в честь князя, который по легенде секирой
убил священную медведицу и приказал срубить
на неприступном мысу над Волгой небольшую
деревянную крепость, названную по его
имени — Ярославль. Эти события нашли отражение
на гербе города. Предполагают также, что
Ярославль был основан в 1010 году Ярославом
для защиты Ростова. Связывается это с
крепостью на Стрелке — месте слияния
Волги и Которосли. Однако впервые упоминается
Ярославль в «Повести временных лет» под
1071 годом в связи с восстанием смердов,
которое возглавляли два волхва из Ярославля.

Новгородский период

После смерти старшего брата
Вышеслава (по некоторым данным — в 1011
году) был посажен отцом на княжение в
Новгород. Причём его резиденцией вероятнее
всего стал Княжин двор (позже названный
Ярославовым Дворищем), до этого новгородские
князья со времён Рюрика жили, как правило,
на Городище около Новгорода.

В 1019 году Ярослав женился на
дочери шведского короля Олафа Шётконунга
— Ингегерде, за которую прежде сватался
конунг Норвегии Олаф Харальдсон, посвятивший
ей вису и впоследствии женившийся на
её младшей сестре Астрид. Ингигерду на
Руси крестят созвучным именем — Ирина.
В качестве дара от мужа Ингегерда получила
город Альдейгаборг (Ладога) с прилегающими
землями, которые получили с тех пор название
Ингерманландии (земли Ингегерды).

Киевский период

В 1036 году он одержал победу
над печенегами и этим освободил Русь
от их набегов. В память о победе над печенегами
князь заложил знаменитый собор Святой
Софии в Киеве, для росписи храма были
вызваны художники из Константинополя.

В этом же году после смерти
брата Мстислава Владимировича Ярослав
стал единоличным правителем большей
части Киевской Руси, за исключением Полоцкого
княжества, где княжил его племянник Брячислав,
а после смерти последнего в 1044 — Всеслав
Брячиславич.

В 1036-37 по его приказу были построены
мощные крепостные укрепления («город
Ярослава»), Золотые ворота с надвратной
церковью Благовещения, храм святой Софии,
а также основаны монастыри св. Георгия
и Ирины. Прообразами этих построек были
архитектурные сооружения Константинополя
и Иерусалима; они призваны были символизировать
перемещение в Киев центра православного
мира. Завершение строительства совпало
с созданием «Слова о Законе и Благодати»,
которое было произнесено 25 марта 1038. Тогда
же была написана первая русская летопись
— т. н. Древнейший свод. В «Повести временных
лет» содержится похвальный отзыв о просветительской
деятельности Ярослава. По свидетельству
летописи, князь позаботился о переводе
на русский язык многих греческих книг,
которые составили основу библиотеки,
созданной им в храме Софии Киевской. Ярославу
Мудрому приписывается также составление
первого русского законодательного акта
«Русской Правды».

Ярослав Мудрый умер в 1054 году
в возрасте 76 лет. Умирая, он вновь разделил
Русь между оставшимися в живых сыновьями:
Изяславу достался, на правах старшего
в роду, Киев, Святославу – Чернигов, Всеволоду
– Переяславль, а Вячеславу – Смоленск.
В результате предпосылки для новых междоусобиц
были созданы.

 

referat911.ru

Внутренняя политика Ярослава Мудрого: основные моменты

Внутренняя политика Ярослава Мудрого – вопрос, достойный отдельного внимания. История Киевской Руси пошла бы по совершенно другому пути, если бы не действия этого правителя. В чем же была особенность его внутренней политики? На этот и другие вопросы мы ответим ниже.

Восхождение Ярослава на престол

В 1015 году умирает князь Владимир. Естественно, началась борьба между наследниками за престол. За четыре года братоубийственных распрей погибли Глеб, Святополк, Борис и Святослав.

В Киеве на престол взошел Ярослав. Примечательно. что с 1024 по 1036 год в Киевской Руси было два князя, которые не воевали между собой, а княжили вместе из двух административных центров – Киева и Чернигова. Как отмечают летописцы, внутренняя политика Ярослава Мудрого, кратко если ее описывать, представляла собой политику просветителя и строителя централизованного государства. Но обо всем по порядку.

Ярослав Мудрый, желая выйти из-под “опеки” Византии, назначает в 1051 году митрополитом церковного деятеля Иллариона. Это становится началом полного и окончательного утверждения христианства на Руси. Как было сказано выше, Ярослав в основном прославился не завоеваниями, а работой по благоустройству Киевской Руси. В частности, он сделал очень много для христианской церкви, продолжив дело Владимира – внедрение христианства. Помимо этого, с распространением новой веры возникла возрастающая потребность в священнослужителях. Еще Владимир приказывал учить боярских детей грамоте, чтобы потом сделать из них священнослужителей, столь необходимых Киевской Руси. Матери этих детей плакали по ним, так как еще не укрепились в вере. Ярослав продолжил эту традицию, организовав впоследствии в Новгороде духовное училище для 300 мальчиков, сыновей старост и священников.

Князь отличался любовью к книгам и нанимал писцов для переписывания болгарских рукописей. Иногда он даже поручал исправлять болгарские переводы или переводить прямо с греческого. Летопись гласит, что он сам переписывал некоторые книги, а затем принес их в дар храму Святой Софии. Именно при Ярославе Мудром начали появляться монашеские общины, которые занимались переписыванием книг.

Правовое законодательство Руси – заслуга Ярослава

Именно внутренняя политика Ярослава Мудрого ознаменовалась созданием первого свода законов – “Русской Правды”. Князь серьезно подошел к вопросу реформирования правовой системы государства. Историки связывают появление древнейшей части “Русской Правды” именно с именем Ярослава Мудрого. И даже называют примерное место ее издания – Новгород. До нас, к сожалению, первоначальный вариант свода не дошел. Достоверно известно, что в 11-12 веке сыновья Ярослава изменили текст писания и назвали его “Правдой Ярославичей”. С введением христианства языческие понятия о морали, преступлении и наказании начали заменяться нормами и правилами христианской морали.

Преступление в “Русской Правде” определялось не как нарушение воли князя или кого бы то ни было, а как нанесение ущерба. То есть, уголовное нарушение не отличалось от гражданско-правового, поскольку виновник должен был уплатить определенную компенсацию пострадавшей стороне. Таким образом, в основном на укрепление государства была направлена внутренняя политика Ярослава Мудрого. Описание наказаний за то или иное преступление в “Русской Правде” четко показывает, что Ярослав стремился создать систему единого для всех законодательства.

Культура и градостроительство Киевской Руси во время княжения Ярослава

Правление этого князя-просветителя часто называется историками “золотым веком” развития культуры и наук Киевской Руси. Помимо развития христианства и переписи книг, внутренняя политика Ярослава Мудрого характеризовалась небывалым расцветом градостроительства.

Была возведена церковь Святой Софии – жемчужина средневековой архитектуры, а также другие большие и малые храмы. Причем, если до принятия христианства все постройки в городах были деревянными, то с новой верой на Русь пришла и каменная архитектура. В основном строились храмы, так как развивающееся христианство остро нуждалось в местах поклонения. В Киевской Руси самой популярной моделью храма была крестово-купольная, поскольку храмы представляли собой крест из двух сводов, увенчанный куполом. В двух словах, такова была внутренняя политика Ярослава Мудрого. Таблица представлена ниже.

КультураПерепись книг, создание переводов рукописей, строительство храмов
НаукаОрганизация учебных заведений для детей старост и священников
Правовая сфераИздание первого свода правовых норм – “Русской Правды”

Как видим, Ярослав действовал в трех основных направлениях. Довольно сложная тема – внутренняя политика Ярослава Мудрого. Таблица поможет в ней лучше разобраться.

fb.ru

Ярослава Мудрого. Внутренняя и внешняя политика ?

Во внешней политике Ярослав, как и его отец, больше надеялся на дипломатию, чем на оружие. Он сумел обеспечить для Киевской Руси признание и высокий авторитет среди прочих европейских держав. В ту пору главным путем «евроинтеграции» были династические браки. И лидеры европейских государств были весьма не прочь породниться с Ярославом. На его сестре Доброгневе был женат польский князь Казимир; сын Ярослава Изяслав взял в жены сестру Казимира, другой сын – Всеволод – был женат на греческой царевне, еще двое его сыновей – на немецких княжнах. Норвежский король Гаральд заключил брачный союз с дочерью Ярослава Елизаветой, венгерский король Андрей – с его дочерью Анастасией, французский король Генрих I был женат на третьей дочери – Анне Ярославне. Сам же Ярослав взял в жены Ингигерду (в православии – Ирину) , дочь норвежского короля Олафа.

Во внутренней политике период правления Ярослава Мудрого ознаменовался расцветом «стольного града» Киева и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Великий князь упорядочил правовые обычаи Руси и начал, выражаясь современным языком, борьбу с правовым нигилизмом. При Ярославе возник первый свод узаконений, регулировавший отношения внутри княжеских владений, названный «Русской правдой» . «Устав Ярослава» , или древнейшая «Русская правда» , был дан Новгороду в 1016 г. Он был основан на старых традициях, устном «Законе русском» , который упоминался еще в договорах Руси с Византией. Фактически это был первый письменный сводный кодекс – уголовный, гражданский и административный. Первый русский писаный закон касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилия, бесчинств, драк, которые были нередки в ту эпоху даже в самом изысканном обществе. Конечно, документ был несовершенен. В нем, например, было предусмотрено наказание за удар чашей или рогом, а за повреждение бороды оппонента назначалось наказание, равное штрафу за убийство.

Важным шагом в духовной и политической жизни Киевского княжества было последовательное стремление Ярослава освободиться от опеки Византии в церковных делах. В 1051 г. при Ярославе на киевскую митрополию впервые был поставлен не греческий, а русский митрополит Илларион – блестящий оратор, автор известного «Слова о законе и благодати» . Это произведение утверждало равенство всех народов и прославляло Русскую землю, которая, по мнению его автора, должна была быть «ведома и слышима есть всеми концы земля» .

Ярослав понимал значение христианского просвещения. Главным оружием в борьбе с язычеством он считал книги. Собирая повсюду книгописцев и переводчиков, он умножил количество книг на Руси и постепенно ввел их в повсеместное употребление. Современники отмечали, что Ярослав был сам начитанным в богослужебных книгах человеком и владел большой личной библиотекой. Он, по словам летописца, считал книги «реками, способными напоить мудростью» . С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась в русских землях. По всей земле собирали при Ярославе детей и обучали их грамоте. Показательно, что сын Ярослава, Всеволод, не выезжая из Киева, выучил пять языков. Похоже, что тогда в столице Руси имелись и возможности, и нужда в овладении иностранными языками.

Времена Владимира и Ярослава стали эпохой расцвета Киевской Руси, имевшей все основания гордиться не только политической, но и экономической мощью. Не случайно только эти князья могли позволить себе чеканить собственные золотые и серебряные монеты – златники и сребреники.
http://top50.nameofrussia.ru/person.html?id=81

otvet.mail.ru

Внутренняя политика Ярослава Мудрого: основные моменты

Образование

24 января 2015

Внутренняя политика Ярослава Мудрого – вопрос, достойный отдельного внимания. История Киевской Руси пошла бы по совершенно другому пути, если бы не действия этого правителя. В чем же была особенность его внутренней политики? На этот и другие вопросы мы ответим ниже.

Восхождение Ярослава на престол

В 1015 году умирает князь Владимир. Естественно, началась борьба между наследниками за престол. За четыре года братоубийственных распрей погибли Глеб, Святополк, Борис и Святослав.

В Киеве на престол взошел Ярослав. Примечательно. что с 1024 по 1036 год в Киевской Руси было два князя, которые не воевали между собой, а княжили вместе из двух административных центров – Киева и Чернигова. Как отмечают летописцы, внутренняя политика Ярослава Мудрого, кратко если ее описывать, представляла собой политику просветителя и строителя централизованного государства. Но обо всем по порядку.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого в отношении церкви

Ярослав Мудрый, желая выйти из-под “опеки” Византии, назначает в 1051 году митрополитом церковного деятеля Иллариона. Это становится началом полного и окончательного утверждения христианства на Руси. Как было сказано выше, Ярослав в основном прославился не завоеваниями, а работой по благоустройству Киевской Руси. В частности, он сделал очень много для христианской церкви, продолжив дело Владимира – внедрение христианства. Помимо этого, с распространением новой веры возникла возрастающая потребность в священнослужителях. Еще Владимир приказывал учить боярских детей грамоте, чтобы потом сделать из них священнослужителей, столь необходимых Киевской Руси. Матери этих детей плакали по ним, так как еще не укрепились в вере. Ярослав продолжил эту традицию, организовав впоследствии в Новгороде духовное училище для 300 мальчиков, сыновей старост и священников.

Князь отличался любовью к книгам и нанимал писцов для переписывания болгарских рукописей. Иногда он даже поручал исправлять болгарские переводы или переводить прямо с греческого. Летопись гласит, что он сам переписывал некоторые книги, а затем принес их в дар храму Святой Софии. Именно при Ярославе Мудром начали появляться монашеские общины, которые занимались переписыванием книг.

Правовое законодательство Руси – заслуга Ярослава

Именно внутренняя политика Ярослава Мудрого ознаменовалась созданием первого свода законов – “Русской Правды”. Князь серьезно подошел к вопросу реформирования правовой системы государства. Историки связывают появление древнейшей части “Русской Правды” именно с именем Ярослава Мудрого. И даже называют примерное место ее издания – Новгород. До нас, к сожалению, первоначальный вариант свода не дошел. Достоверно известно, что в 11-12 веке сыновья Ярослава изменили текст писания и назвали его “Правдой Ярославичей”. С введением христианства языческие понятия о морали, преступлении и наказании начали заменяться нормами и правилами христианской морали.

Преступление в “Русской Правде” определялось не как нарушение воли князя или кого бы то ни было, а как нанесение ущерба. То есть, уголовное нарушение не отличалось от гражданско-правового, поскольку виновник должен был уплатить определенную компенсацию пострадавшей стороне. Таким образом, в основном на укрепление государства была направлена внутренняя политика Ярослава Мудрого. Описание наказаний за то или иное преступление в “Русской Правде” четко показывает, что Ярослав стремился создать систему единого для всех законодательства.

Культура и градостроительство Киевской Руси во время княжения Ярослава

Правление этого князя-просветителя часто называется историками “золотым веком” развития культуры и наук Киевской Руси. Помимо развития христианства и переписи книг, внутренняя политика Ярослава Мудрого характеризовалась небывалым расцветом градостроительства.

Была возведена церковь Святой Софии – жемчужина средневековой архитектуры, а также другие большие и малые храмы. Причем, если до принятия христианства все постройки в городах были деревянными, то с новой верой на Русь пришла и каменная архитектура. В основном строились храмы, так как развивающееся христианство остро нуждалось в местах поклонения. В Киевской Руси самой популярной моделью храма была крестово-купольная, поскольку храмы представляли собой крест из двух сводов, увенчанный куполом. В двух словах, такова была внутренняя политика Ярослава Мудрого. Таблица представлена ниже.

КультураПерепись книг, создание переводов рукописей, строительство храмов
НаукаОрганизация учебных заведений для детей старост и священников
Правовая сфераИздание первого свода правовых норм – “Русской Правды”

Как видим, Ярослав действовал в трех основных направлениях. Довольно сложная тема – внутренняя политика Ярослава Мудрого. Таблица поможет в ней лучше разобраться.

Источник: fb.ru

monateka.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о