Ярослав Мудрый – внутренняя политика
Законодательство Ярослава Мудрого. [См. также Ярослав Мудрый – внешняя и внутренняя политика, таблица.] Обязанный великокняжеским престолом, спасением своего рода усердию новгородцев, Ярослав Мудрый (см. его краткую и подробную биографии) в первые годы своего княжения дал им льготные грамоты, служившие впоследствии основанием их внутреннему устройству. Эти грамоты истреблены временем и содержание их в точности неизвестно: знаем только достоверно, что в продолжение 4 веков Новгород дозволял управлять собою только тем князьям, которые клятвою подтверждали грамоты Ярослава. Вникая, однако, в ход событий, можно полагать, что Ярослав предоставил Новгороду исключительное право зависеть, наравне с Киевом, от великого князя, решать дела внутренние судом народного веча и платить князю дань определенную. Слабость преемников Ярослава дозволяла Новгороду предаваться всем порывам необузданного своеволия и мало-помалу присвоить некоторые права самостоятельного государства.
Ярослав Мудрый и расцвет Киевского государства. Видеоурок
В то же время Ярослав даровал Новгороду письменный закон, известный под названием Русской Правды, введенный впоследствии во всей Руси. Законодатель хотел установить лучший порядок суда и расправы, который был раньше основан на праве личной и родовой мести, не согласовался с понятиями христианскими; для этой цели он начертал 17 статей, которыми установил, чего должен страшиться нарушитель общественного порядка и какого удовлетворения мог требовать обиженный. Главные статьи Русской Правды, по новгородскому списку: 1) за смерть мужа мстит брат или сын, или отец или двоюродные братья, или племянники; 2) если не будет мстителя, убийца платит 40 гривен; 3) за удар палкою, жердью, мечом виновный платит 12 гривен; 4) за отсечение руки 40 гривен; 5) за вырвание уса или бороды 12 гривен; 6) за обнажение меча 1 гривну; 7) за увод челядинца и коня 3 гривны; 8) в случае запирательства ответчика разбирают дело 12 выборных. После смерти Ярослава дети его прибавили 18 статей о праве собственности, о рабах, рубежах, сене, скоте. Владимир Мономах дополнил Русскую Правду несколькими статьями, о ростах или процентах и проч.
Старинные обычаи, славянские и норманнские, освященные временем, были, без сомнения, основанием Русской Правды. Не касаясь тех из них, которые сами по себе имели всеобщую силу закона, например о наследстве, законодатель желал исправить другие, не столь определенные, зависевшие от произвола; хотел согласовать их с правилами здравого рассудка и ослабить слишком вредные для гражданской жизни. Так, принужденный утвердить коренной обычай ранних обществ, право личной и родовитой мести, противный и духу христианства и цели общежития, но освященный веками, законодатель старался по крайней мере уменьшить зло, дозволив личную месть только близким родственникам и притом в случае смертоубийства; за прочие же преступления установил денежную пеню. Обиженный получал удовлетворение сообразное обиде и не мог распространять мщения своего далее предела, назначенного законом.
Церковная политика и просветительство Ярослава Мудрого. Льготные грамоты и Русская Правда были первыми делами внутренней политики Ярослава, предвестниками его мудрого правления. Зная, что вера христианская более всех законов могла способствовать успехам жизни гражданской, сын святого Владимира, равно набожный и благочестивый, распространял ее учение в самых отдаленных областях не жестоким преследованием язычества, но средствами благоразумными: строил церкви, из коих в особенности замечателен Софийский собор в Киеве, переводил божественные книги на язык отечественный, сам читал их неутомимо, многое списывал для народного употребления, определял из казны своей содержание служителям церкви, детей их велел воспитывать и с этой целью основал народное училище в Новгороде для 300 отроков. Новое поколение увидело плоды его ревности просвещенной: явились не только достойные пастыри, но и писатели красноречивые, преподобный Нестор и св. Кирилл, епископ Туровский. Духовенство получило от Ярослава новые льготы и важные права: Уставом о церковном суде он подтвердил устав святого Владимира, предоставив кроме того ведению митрополита и епископов многие тяжбы, с определением, чего они должны требовать от подсудимых.
При всей набожности, при всем уважении к сану духовному Ярослав не хотел, однако, чтобы русское духовенство было в исключительной зависимости от греческого патриарха, подобно тому как западное духовенство признавало верховную власть римского папы. Ярослав смотрел на Византийскую империю как на государство знаменитое, просвещенное, но и Русь признавал державой самостоятельной, неподвластной ни греческому императору, ни патриарху. Он не хотел стерпеть, чтобы подданные его были обижаемы в Царьграде, и, узнав об убиении греками знатного русса, объявил императору Константину Мономаху войну, послал сильное войско под начальством сына своего Владимира и, удовлетворив чести оскорбленного государя, заключил мир, как равный императору самодержец.
В том же смысле он действовал и в отношении к константинопольскому патриарху: считал его первосвятителем восточной церкви, но не отказывался от права назначать в русские митрополиты сановников по собственному усмотрению. По случаю разрыва с греками, утвердив своею властью в достоинстве Киевского митрополита, избранного русскими епископами инока Илариона, он определил ясно, что русский первосвятитель должен находиться в зависимости от великого князя. Преемники Ярослава возобновили отношения с византийскими первосвятителями, требовали от них митрополитов и епископов, предоставляли иногда их суду случаи церковные, но не позволяли им по произволу вмешиваться в дела русской церкви, тем более в дела гражданские, и нередко, по примеру Ярослава, назначали митрополитов сами.
Таким образом, со времен Ярослава установилась русская иерархия, сходная с греческою в устройстве внутреннем, в правах и обязанностях духовенства, в отношениях его к светской власти, тесно соединенная с нею догматами веры, обрядами богослужения, тем не менее самостоятельная и независимая от восточных патриархов в делах внутреннего управления. Она была безопасна и от вредных нововведений и от чужого вмешательства. С одной стороны, составляя нераздельную часть восточной церкви, она не могла принять в свои недра ничего нового без согласия вселенских соборов, следовательно, имела самый прочный залог чистоты вероисповедания; с другой же стороны, имея свой определенный круг, она не могла быть потрясаема кознями чуждого властолюбия, по примеру западных государств, подвластных римскому папе.
Важнейшим действием Ярослава было также определение главных начал удельного права и взаимных отношений князей в потомстве Владимира святого. Назначив каждому из пяти сыновей своих определенную область, он установил, что старший в княжеском семействе есть глава государства, посредник, миротворец и защитник своих братьев, которые обязаны чтить его как отца, но в то же время имели неотъемлемое право на свои уделы. С тех пор Русь образовала систему союзных государств, друг от друга не зависимых, но тем не менее соединенных в одно целое верою, языком и господством одного дома.
Правление Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.) — что это, определение и ответ
«Русская правда» и категории населения Древней Руси
При Ярославе Мудром появился первый письменный свод законов — «Русская правда». Этот документ регулировал размер штрафов (виры) и меру наказания за различные нарушения, закреплял принцип кровной мести (человек, который совершил убийство, может быть так же убит родственниками жертвы), которая была ограничена кругом ближайших родственников.
Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин.
«Русская Правда».
В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр и князей крестьянские общины платили дань в пользу государства.
Крестьянская община называлась вервь. На Руси она первоначально складывалась на кровнородственной основе и постепенно превращалась в соседскую (территориальную) общину, связанную круговой порукой. В Русской правде вервь несла ответственность перед князем за убийство, совершённое на её территории, содержала (кормила) княжеских сборщиков штрафов.
Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани — «полюдье».
Помимо свободных общинников, в Русской Правде фиксируются категории зависимого населения Древней Руси:
Смерды —изначально свободные члены общины, ставшие, впоследствии, зависимыми от князя (например, их судил не общинный суд, а князь; после смерти бездетного смерда имущество переходило не общине, а князю).
Закупы — лица, взявшие в долг («купу») и вынужденные отрабатывать этот долг в хозяйстве феодала. Устав о закупах помещался в одной из редакций «Русской правды». Были установлены предельные размеры процентов на долг. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, то ответственность его была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», т.е. обращен в холопство. Такой же исход ждал закупа в случае его попытки уйти от господина, не расплатившись. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях. Правовое положение закупа было как бы промежуточным между свободным человеком и холопом.
Рядовичи — лица, которые по договору («ряду») работали у землевладельца, нередко оказывались как бы временными рабами.
Изгои — лица, находящиеся как бы вне социальных групп (например, отпущенные на волю холопы, фактически зависимые от своего бывшего хозяина).
Холопы — лица, попавшие в рабство в результате самопродажи, рождения от рабыни, женитьбы на рабыне. Холопами называли рабов местного происхождения. Рабы иностранного происхождения именовались челядью.
Наймиты — общее название разорившихся крестьян и посадских, беглых холопов и прочих, нанимавшихся на работы и находившихся в личной зависимости от нанимателя;
Прощенники — бывшие холопы, получившие «прощение» (свободу) с условием — работать на церковных землях. Зависели в судебном отношении от епископа и были обязаны уплачивать ему феодальную ренту.
Городское население
Основная масса была свободна. Личность горожан и имущество были защищены законом. Большая часть из них платили налоги и несли повинности в пользу государства.
Среди горожан были «лучшие» или «вятшие» люди — купцы, торговцы, и «молодшие», или «черные» (т. е. бедные), люди — ремесленники и работные люди, обслуживавшие торговлю.
Русская правда различала два разряда купцов: купцов и гостей (соответственно ведущих местный торг и заграничный).
Правовое положение женщины в Древней Руси было гораздо выше, чем в римском или древнегерманском обществе, где женщина всегда нуждалась в опекуне и не обладала правоспособностью. В Киевской Руси женщина при вступлении в брак имело право на «вено» — выкуп, могла распоряжаться своим имуществом (и даже после смерти мужа имущество оставалось за ней).
Преобразования Ярослава Мудрого
При Ярославе Мудром (1019 – 1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г., после успешного похода на прибалтийскую чудь, Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике.
Ярослав Мудрый. Реконструкция М. М. Герасимова по черепу.
При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около 400 церквей и 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор — храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром.
Победа Ярослава Владимировича Киевского над печенегами; бегство печенегов из-под Киева.
Софийский собор в Новгороде.
Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота — парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.
Золотые ворота во Владимире.
Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Илариона — русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись «об успении царя нашего».
Международные связи Древней Руси
При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерде. Сестра князя была замужем за польским королем.
Сын князя Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха — принцессе Анне. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода Владимир Мономах.
Ярослав умело использовал династические браки в качестве средства укрепления мира. Сыновья Ярослава Владимировича Мудрого, Святослав, Вячеслав и Игорь женились на немецких принцессах.
Старшая дочь Елизавета была супругой Харальда Сурового, норвежского короля. Анна, вторая его дочь, вышла замуж за короля Франции Генриха I. Во Франции она стала известна как Анна Русская или Анна Киевская. Еще одна дочь Анастасия вступила в брак с венгерским королем Андрашем I.
Некоторые сюжеты из эпохи правления Ярослава Мудрого нашли свое отражение в шведской саге «Круг земной» Снорри Стурлусона — уникальном в своём роде сборнике, повествующем о жизни Северной Европы в эпоху викингов, становлении скандинавских государств.
Взгляд на историю как на продолжение политики — LobeLog
Игорь Торбаков
Ведущий большевистский историк Михаил Покровский классно определил историю как «политику, проецируемую в прошлое». Владимир Путин, президент России, принимает эту концепцию и работает с ней.
Важность истории для Кремля в полной мере проявилась на недавней встрече Путина с молодыми учеными и преподавателями истории в московском Музее современной истории России. Путин ясно дал понять, что, по его мнению, контроль над прошлым России позволит ему управлять будущим. Ссылаясь на культурные войны России, которые ведутся как с внешними, так и с внутренними врагами, Путин заявил; «Мы видим попытки… перекодировать наше общество», добавив, что эти злонамеренные действия, направленные на перемены, «всегда идут рука об руку с попытками переписать историю и придать ей форму в соответствии с определенными геополитическими интересами».
На предыдущих встречах с российскими учеными Путин выдвинул двоякую идею о важности формирования и контроля исторических нарративов: «Прошлые события должны изображаться таким образом, чтобы подпитывать национальную гордость» и «Мы не можем позволить никому навязывать чувство вины на нас».
Главной заботой Кремля в путинскую эпоху, когда дело доходит до истории, было утверждение статуса России как великой державы и недопущение недоброжелателей Москвы похищать ее политический и моральный капитал, который во многом основан на победе России над нацизмом в Вторая мировая война. Именно в этом контексте Путин утверждал, что не было ничего особенно «плохого» в заключении пакта о ненападении с нацистской Германией в 1919 году.39. «В то время это были методы внешней политики», — утверждал он. Чтобы помочь оправдать пакт Молотова-Риббентропа, он отметил, что западные лидеры заключили печально известное собственное соглашение, Мюнхенское соглашение 1938 года, с Гитлером.
В последние несколько лет в кремлевской историографии возник новый, третий приоритет, вызванный народными восстаниями, сместившими диктаторов и авторитарно настроенных лидеров на Ближнем Востоке и в Украине. Этот новый постулат кремлевской историографии проповедует социальную сплоченность и проклинает идею лояльной оппозиции правящей линии.
В ходе общения с молодыми историками Путин как минимум дважды поднимал тему консолидации общества. Пожалуй, самый важный момент в речи Путина наступил, когда он коснулся стиля руководства Ярослава Мудрого, правившего Киевской Русью в XI веке. В то время как Ярослав руководил культурным расцветом и создал свое царство как военную державу, Путин с завуалированной критикой отметил, что великий князь не смог установить тип четкой системы престолонаследия, которая уже была принята рядом раннефеодальных западных обществ. . Напротив, «процедура престолонаследия в России была очень сложной и запутанной, создавала раздробленность». В конечном итоге междоусобицы между князьями после смерти Ярослава ослабили Русское государство и поставили под угрозу само его существование. «Это чрезвычайно важно», — сказал Путин. «Этот исторический урок о периодах фрагментации должен стать сигналом опасности. Мы должны относиться к этому очень внимательно и не допускать подобных вещей ни при каких обстоятельствах».
Путин вернулся к этой теме, когда обсуждал причины поражения России в Первой мировой войне. К концу 1917 года, утверждал Путин, Россия оказалась в «совершенно уникальной ситуации». Она «объявила себя проигравшей» в войне и «потеряла огромные территории», хотя «в боях на фронте мы не были разбиты». Так почему же произошла эта катастрофа? Путин дал резкий ответ; «Мы были разорваны изнутри, вот что произошло», имея в виду внутренние беспорядки, которые в конечном итоге позволили относительно небольшой большевистской фракции захватить власть в результате переворота.
Два взаимосвязанных фактора лежат в основе подхода правящей элиты к написанию истории. Первый связан с глубоко укоренившейся в России авторитарной политической культурой. Ученые давно отмечают тесную связь между типом режима и степенью его опоры на исторические мифы. Правда, все режимы прибегают к мифотворчеству и полагаются на него. Но политическая легитимность в либеральных демократиях гораздо меньше, чем в авторитарных режимах, зависит от объединяющего исторического нарратива, который способствует соблюдению государственной политики. Таким образом, подлинные демократии гораздо более терпимы к инакомыслию, разногласиям и конкурирующим идеям. В конечном счете, демократии могут позволить себе роскошь относиться с относительной невозмутимостью к традиции историографии, которая бросает вызов привычным предположениям.
Второй фактор путинского подхода касается того, что российская общественность склонна считать историю неизменной: однажды написанная, она не должна меняться. «История — это наука, и если к ней относиться серьезно, ее нельзя переписать», — заявил Путин в какой-то момент во время встречи с молодыми историками.
Социологические данные подтверждают мнение о том, что россияне в постсоветскую эпоху не рассматривают историографию как постоянно развивающийся процесс, в котором то, что воспринимается как «историческая правда» в одну эпоху, может (и должно) быть оспорено и развенчано когда появляются новые доказательства или выдвигаются новые интерпретации. Согласно последним данным, предоставленным российским социологическим центром ВЦИОМ, 60 процентов респондентов считают, что прошлые события следует изучать таким образом, чтобы исключить «повторное исследование», ведущее к новым подходам и интерпретациям. Только 31% опрошенных считают изучение истории непрерывным и бессрочным процессом. Кроме того, 79% высказались за использование единого учебника истории в школах, чтобы не запутывать молодые умы конкурирующими интерпретациями. Симптоматично, что 60% сказали, что принятие «закона о памяти», предусматривающего уголовную ответственность за «пересмотр итогов Второй мировой войны», было бы благом.
Такие результаты опроса показывают, что преобладающее отношение к истории и памяти во многих отношениях свидетельствует о сходстве взглядов между правителями и управляемыми в современной России.
Игорь Торбаков — старший научный сотрудник Университета Упсалы и Университета Сёдерторн, Стокгольм, Швеция. Эта статья была впервые опубликована EurasiaNet и перепечатана здесь с разрешения.
Принимая украинскую награду, Генеральный секретарь поздравляет страну с пройденным путем после обретения независимости
Поиск по сайту
SG/SM/8257 | |
ПРИНИМАЯ УКРАИНСКУЮ НАГРАДУ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ПОЗДРАВЛЯЕТ СТРАНУ С ПУТЬМ, ПРОЙДЕННЫМ С ПОМОЩЬЮ НЕЗАВИСИМОСТИ НЬЮ-ЙОРК, 3 июня (Штаб-квартира ООН) — Ниже приводятся замечания Генерального секретаря Кофи Аннана по поводу вручения ордена князя Ярослава Мудрого в Киеве, Украина, 3 июня: Вы оказали мне большую честь, отдав мне этот приказ. Я знаю, что Ярослав Мудрый — один из самых уважаемых исторических деятелей вашей страны, и я непременно буду носить его орден с уважением. Уже в XI веке князь Ярослав представлял ценности, выдержавшие испытание историей, — кодификацию права, поощрение образования и искусства, укрепление отношений с другими странами. Я прибыл только вчера с этим первым визитом в Украину в качестве Генерального секретаря, но еще до этого у меня были причины быть впечатленным вашей страной. После обретения независимости вы приняли конституцию, призывающую к плюралистической политической системе с защитой основных прав и свобод человека. Вы работали над установлением дружеских отношений со своими соседями, играете активную роль на международной арене, в том числе в Организации Объединенных Наций. Вы с большим мужеством сталкиваетесь со значительными экологическими проблемами. Вы стали свидетелями резкого роста заболеваемости ВИЧ/СПИДом и предприняли решительные шаги для борьбы с ним, о чем свидетельствует Ваше решение, г-н Председатель, объявить 2002 год годом борьбы со СПИДом. Вы много работали для проведения реформ в сфере образования, сельского хозяйства, экономического и социального развития. |