Внешняя политика Николая 1 – кратко основные направления, задачи и войны
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 398.
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 398.
Внешняя политика Николая 1 в 1826-1855 годах имела консервативный характер. Основными направлениями в те годы стали южное и европейское. Первое связано с так называемым “восточным вопросом”, то есть с противостоянием Российской империи и Османской империи на Балканах. К нему также можно отнести Кавказскую войну и даже войну с Персией в начале правления императора.
Период с 1826 по 1831 год
Первые годы царствования Николая I Российская империя провела две войны, с Персией в 1826-1828 годах и с Османской империей в 1828-1829. Причиной русско-персидской войны 1826-1828 годов стало стремление шаха Фетх-Али и его наследника Аббас Мирзы вернуть земли в Закавказье, которые они уступили России по Гюлистанскому миру в 1813 году.
Рис. 1. Николай I.России пришлось воевать не только с Персией, но и ханствами Закавказья: Эриванским, Нахичеванским, Шекинским и Карабахским. Персы и ханства имели численный перевес в разы, но их армия уступала по уровню подготовки российской. Персидская армия потерпела поражения в Шамхорской битве, под Шушей и у города Аббас-Абад. Генерал Паскевич взял Эривань (современный Ереван), а генерал Эристов – Тавриз (современный Тебриз).
В войне с Османской империей задачей России впервые была поддержка греческих революционеров. Боевые действия шли с апреля 1828 по сентябрь 1829 года. В результате, Греция, а также Молдавия и Валахия получили автономию. В двух последних государствах-княжествах оставались российские войска. Помимо этого, Россия получила от Турции контрибуцию и новые территории, Устье Дуная и восточное побережье Черного моря с городами Анапа и Сухум.
К внешней политике Николая I можно отнести и короткую войну с Царством Польским на рубеже 1830-1831 годов.
Восстание в этой части Российской империи было вызвано влиянием революции во Франции 1831 года. Оно было подавлено и вместо Царства на карте появились губернии без прежних привилегий. Рис. 2. Русско-турецкая война 1828-1829 карта.Период с 1832 по 1855 год
Следствие русско-турецкой войны 1828-1829 годов стал Ункляр-Искелесийский договор 1833 года. Он привел к созданию короткого по времени союза России и Османской империи, например, против египетского правителя Мехмет Али. В 1833 году на берегу Босфора высадилась 30-тысячная русская армия, она по сути предотвратила распад Османской империи.
Николай I и его окружение негативно относились к революционному движению в Европе, именно поэтому в 1848-1849 годах он отправил на подавление восстания в Венгрии 150-тысячную армию Ивана Паскевича. Она потеряла умершими от болезней в 10 раз больше, чем в боях.
Последним внешнеполитическим событием в правление Николая I стала Крымская война. Российской империи пришлось воевать не только с Османской империей в Закавказье, на Дунае и в Причерноморье. Против нее выступила европейская коалиция в состав Великобритании, Франции и Сардинского королевства. Она преследовала простую задачу – ослабить влияние России в “восточном вопросе” и на Балканах. Расположенные у западных границ Российской империи государства – Пруссия, Австрия и Швеция, также заняли протурецкую позицию в 1853-1856 годах. До войны с ними не дошло, но пришлось держать значительную часть армии у западных границ.
Крымская война закончилась через год после смерти Николая I Парижским мирным договором. Россия уступила Турции дельту Дуная и отказалась от содержания флота на Черном море.
Рис. 3. Крымская война карта.Что мы узнали?
Кратко о внешней политике Николая 1 необходимо знать, чтобы понимать место Российской империи в мире во второй четверти XIX века. Основными направлениями его внешней политики стали западное и южное. На первом пришлось подавлять революции в Польше и Венгрии, а на втором – воевать с Турцией и Персией.Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 398.
А какая ваша оценка?
Технологическая карта по истории 9 класса «Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817-1864 гг.»
Место и роль урока в изучаемой теме: одна из центральных тем раздела «Россия в первой половине XIX века», раскрывает основные аспекты внешней политики.
Цель урока | Сформировать представление об основных событиях внешней политики России во второй четверти XIX века на южном направлении. |
Задачи урока | Образовательные — обеспечить условия для усвоения учащимися основных событий внешней политики на указанном направлении Развивающие – развитие речевых способностей, развивать умение работать с картой, поиска информации, а также продолжать формирование умений работать с текстом Воспитательные — воспитывать понимание важности изучаемой эпохи в контексте исторического прошлого и недавних событий российской истории на кавказском направлении |
Планируемые результаты | Личностные: умение работать с текстом, картой и тестовыми заданиями; навыки поиска информации Метапредметные: владеть способами деятельности в группе; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера; умение вести контроль и самоконтроль; анализировать и обобщать полученные знания. Предметные: знают основные события и понятия по изучаемой теме; владеют навыками работы с атласом, картой и текстом. |
Основные понятия и термины | Джихад, мюридизм, имамат, священная война (газават) |
Основные источники информации | Мультимедийная карта, карты Х1Х века, учебник Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуев, Е.В. Симонова «История России XIX – начало XX века» .М.: Дрофа 2016 г. |
Оборудование | Доска, проектор, экран, учебник. |
Технологии и методы | ИКТ, частично — поисковый, наглядный, словестный |
Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание учебного материала | Методы | ФО УД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный | 1 | Приветствие. Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | — | Словесные | — | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Умение организовать рабочее место. |
Постановка темы и цели и задач урока | 3 | Подведение детей к формулировке темы и постановке цели урока. | Цель и задачи урока | Словесные | Фронт. | Сообщает тему и план урока. Определяет цель и ставит соответствующие задачи (объяснение учителя) | Внимательно слушают, осмысление цели и задач урока. Первичное усвоение темы урока. | Умение анализировать |
Изучение нового материала (ход урока) | 27 | Усвоение основных событий и терминов по изучаемой теме. Развитие компетенций в рамках изучаемой темы | Работа по плану (на доске): Предыстория конфликта на Кавказе Действия генерала Ермолова Возникновение мюридизма. Имам Шамиль. Окончание войны на Кавказе. Пленение Шамиля. | Наглядный, Частично-поисковый, ИКТ, словесные | Инд. Груп. фронт | Организует работу по плану. Предлагает просмотреть презентацию, выдает новый материал — основные события и термины периода. Работа с картой Просмотр презентации мультимедиа. | Смотрят презентацию. Слушают учителя, выписывают основные события и термины, работают с картой. Слушают и смотрят презентацию делают краткие заметки. | Умения работать в группе, искать информацию, работать с картой, усваивают основные термины и понятия Совершенствуют навыки работы с текстом Навыки самоконтроля |
Закрепление нового материала | 5 | Развивать знания по изучаемой теме | Работа с контрольными вопросами по теме, формулирование основных и промежуточных выводов. | Частично-поисковый | Инд. | Предлагает сформулировать основные и промежуточные итоги. | Выполняют поставленное задание. | Умение работать с текстом и поиск информации |
Рефлексия деятельности | 2 | Фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Подведение итогов | Рубрика «Сегодня на уроке я узнал…?» | Словесный | Инд. Груп. | Объявляет рубрику. И предлагает слово любому из обучающихся, дальше обучающиеся делают выводы передавая слово одноклассникам | Устно подводят итоги и анализируют результаты | Умение анализировать, делать вывод, аргументировать свою точку зрения. Умение оценить свою работу на уроке. |
Домашнее задание | 2 | Работа с проблемным вопросом, позволяющим погрузиться в историческую эпоху | Наглядный (интерактивная доска) | Фронт. | Объясняет, как выполнять домашнее задание. | Записывают домашнее задание |
7 Царствование Николая I, 1825–1855 гг.
, и новый интеллектуальный климат | Российские идентичности: исторический обзорФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийские идентичности: исторический обзорСовременная история (1700–1945 гг.)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийские идентичности: исторический обзорСовременная история (1700–1945 гг.)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cайт
Рясановский, Николая В.
,‘7 Царствование Nicholas I, 1825–1855, и новый интеллектуальный климат’
,
Российские идентичности: исторический обзор
(
New York,
;
Online Edn,
,
Oxford Academic
, 1 января 2010 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195156508.003.0008,
, по состоянию на 4 ноября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРоссийские идентичности: исторический обзорСовременная история (1700–1945 гг.)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicРусские идентичности: исторический обзорСовременная история (1700–1919 гг. )45)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В данной главе царствование Николая I рассматривается как период продолжения и смены царствования его старшего брата (Александра I). Обсуждается, что его реорганизация государственных крестьян может считаться весьма значительным вкладом в своего рода частичное улучшение крестьянской жизни, начатое такими мерами Александра I, как закон о свободных земледельцах. Глава описывает Николая I как нового государя, проявившего решительность, целеустремленность и железную волю. В нем рассказывается, как он женился на прусской принцессе и установил тесные связи с семьей жены. В нем объясняется, что государственная идеология, известная как Официальная национальность, была провозглашена в 1823 году новым министром просвещения Сергеем Уваровым, который процитировал, что все образование в России должно вестись в духе православия, самодержавия и народности.
Это объясняет, что романтизм и идеалистическая философия также проникли в Россию.Ключевые слова: Николай I, государственные крестьяне, Пруссия, официальное гражданство, Сергей Уваров, романтизм, идеалистическая философия, декабристы
Предмет
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Внешняя политика Николая I (1825-55)
Господство России оказалось иллюзорным. Пока Николай пытался сохранить статус-кво в Европе, он проводил агрессивную политику по отношению к Османской империи. Отсталость и врожденная слабость России выявились в середине века в Крымской войне. Николай I следовал традиционной российской политике решения так называемого Восточного вопроса, стремясь разделить Османскую империю и установить протекторат над православным населением Балкан, все еще в значительной степени находившимся под османским контролем в 1820-х годах.
Во внешней политике Николай I выступал защитником господствующего легитимизма и охранителем от революции. Его предложения подавить революцию на европейском континенте, принятые в некоторых случаях, принесли ему ярлык жандарма Европы. В 1830 г. после народного восстания во Франции восстали поляки в русской Польше. Николай подавил восстание, отменил польскую конституцию и превратил Польшу в российскую губернию. В 1848 году, когда серию революций потрясла Европа, Николай был в авангарде реакции. В 1849 г.он вмешался от имени Габсбургов и помог подавить восстание в Венгрии, а также призвал Пруссию не принимать либеральную конституцию. Помогая консервативным силам отразить призрак революции, Николай I как бы доминировал над Европой.
Непоколебимая вера в самодержавные методы и преувеличенный страх перед революционными принципами проявлялись как во внешних, так и во внутренних делах. Подобно Александру в последний период своего царствования, Николай считал себя верховным блюстителем европейского порядка и всегда был начеку, чтобы противостоять революции во всех ее формах. К несчастью для мира во всем мире, его привычная политика сохранения существующего положения вещей часто затемнялась и нарушалась его желанием сохранить и увеличить свой собственный престиж и престиж, влияние и территорию своей страны. К персидской войне, начавшейся в 1826 г., вследствие пограничных споров, он присоединил к себе Эриванскую и Нахичеванскую губернии, и в течение всего его царствования планомерно велось завоевание Кавказа.
Он вообще был в натянутых отношениях с Францией, особенно во времена Луи-Филиппа, ставшего королем не по милости божьей, а по воле народа. Во время революционного брожения 1848-49 он убеждал прусского короля отказаться от императорской короны, сотрудничал с австрийским императором в подавлении венгерского восстания и вынудил пруссаков отказаться от поддержки повстанцев в Шлезвиг-Гольштейне.
В отношении Османской империи нельзя сказать, что его политика была строго консервативной. Как защитник православных христиан он поддерживал дело райя в Греции, Сербии и Румынии. Под османской угрозой войны он добился в 1826 г. Акерманской конвенции, по которой была подтверждена автономия Молдавии, Валахии и Сербии, обеспечен свободный проход торговых судов через проливы и присоединены спорные территории на азиатской границе, а в В июле 1827 г. он подписал с Англией и Францией Лондонский договор о решении греческого вопроса при посредничестве держав. Поскольку султан отверг посредничество, его флот был уничтожен объединенными эскадрами трех держав в Наварино; и так как этого «неблагоприятного события» было недостаточно, чтобы сломить его сопротивление, русская армия перешла Дунай и после двух упорных кампаний двинулась к Адрианополю. Здесь 14 сентября 1829 г.был подписан договор, по которому Порта уступала России острова в устье Дуная и несколько областей на азиатской границе, даровала полную свободу русскому судоходству и торговле в Черном море и гарантировала автономные права, ранее предоставленные Молдавии. , Валахия и Сербия. Кроме того, согласно 10-й статье договора Турция присоединилась к протоколу от 22 марта 1829 г., по которому державы согласились на превращение Греции в подчиненное княжество. Эта попытка России обеспечить себе единственный престиж освобождения Греции была, однако, сорвана действиями других держав, выдвинувших принцип независимости нового греческого государства с дальнейшим расширением границ.
В результате войны Россия стала главенствовать в Константинополе; и вскоре возможность дальнейшего усиления ее влияния была создана Мехемедом Али, честолюбивым пашей Египта, который в ноябре 1831 года начал войну со своим государем в Сирии, одержал ряд побед над турецкими войсками в Малой Азии и угрожал Константинополю. . Султан Мадмуд II, тщетно обратившись к Великобритании за активной помощью, в отчаянии обратился к России. Николай немедленно послал свой Черноморский флот в Босфор, высадил на азиатском берегу отряд в 10 000 человек и двинул другой большой отряд к турецкой границе в Бессарабии. .
Тем временем царь (8 июля 1833 г.) заключил с султаном Ункяр-Скелесский договор, который якобы представлял собой оборонительный и наступательный союз между двумя державами и фактически устанавливал российский протекторат над Турцией. В секретной статье договора, заключенного султаном в случае возникновения casus foederis [лат. «случай союза» — дипломатический термин, он описывает ситуацию, в которой вступают в силу условия союза, например одна нация подвергается нападению другой] и, принимая во внимание освобождение от своих обязательств по статьям публичного договора, закрыть Дарданеллы для военных кораблей всех наций «au besoin» [французская фраза, используемая в торговом праве, «В случае надобности»], что фактически означало, что в случае угрозы России нападения со стороны Средиземного моря он закроет Дарданеллы от захватчиков. Крупнейшие европейские стороны ошибочно полагали, что договор содержал секретный пункт, дающий России право направлять военные корабли через проливы Босфор и Дарданеллы. Англия и Франция энергично протестовали, и договор так и остался мертвой буквой, но этот вопрос снова возник в 1840 году, после того как возобновленная попытка Махмуда сокрушить Мехемеда Али закончилась полным поражением турок от Ибрагима при Незибе (24 июня 1839 г.).). На этот раз Мехмета Али поддержало французское правительство, стремившееся установить преобладающее влияние в Египте, но ему успешно противостояла коалиция Великобритании, России, Австрии и Пруссии, которая конвенцией Лондона поставила мат агрессивным замыслам Франции. (15 июля 1840 г.). Таким образом, на несколько лет было задержано развитие российской политики в отношении Турции. Конвенцией о Лондонских проливах 1841 года они подтвердили османский контроль над проливами и запретили любой державе, включая Россию, отправлять военные корабли через проливы.
Проект утверждения и расширения российского протектората над православными христианами был возрожден в 1853 г., когда Наполеон III добился для римо-католиков определенных привилегий в отношении святых мест в Палестине. В то же время Австрия вмешалась в дела Черногории и вынудила султана вывести свои войска из княжества. В этих двух инцидентах царь увидел падение престижа и влияния России в Турции, и князь Меншиков был отправлен со специальной миссией в Константинополь для получения возмещения в виде договора, который должен гарантировать права Православной Церкви в отношении Святых мест и утвердить протекторат России над православными райями, установленный Кайнарджийским, Бухарестским и Адрианопольским договорами. Основываясь на своей роли в подавлении революций 1848 года и ошибочном убеждении, что он пользуется британской дипломатической поддержкой, Николай выступил против османов, которые объявили войну России в 1853 году. Опасаясь результатов поражения Османской империи от России, в 1854 году Великобритания и Франция присоединился к так называемой Крымской войне на стороне Османской империи. Австрия предложила османам дипломатическую поддержку, а Пруссия осталась нейтральной, оставив Россию без союзников на континенте.