Внешняя политика Российской Федерации на современном этапе
Статья посвящена рассмотрению итогов сотрудничества Российской Федерации в рамках применяемого курса внешней политики на современном этапе, а также перспектив дальнейшего развития. Отмечается необходимость адаптации России к условиям изменяющегося мира в целях сохранения позиций одного из ведущих акторов глобальной политики.
Ключевые слова: Россия, внешнеполитический курс, международное сотрудничество.
Сфера международных отношений последние годы характеризуется неопределенностью своего дальнейшего развития. Возрастает напряженность и нестабильность, недоверие и конфликтогенность на глобальном уровне. Существуют тенденции ослабевания, потери эффективности институтов, инструментов и механизмов легитимного воздействия на возникающие угрозы мирового масштаба.
Прошедший 2019 год был насыщен событиями, которые также влияют на определение вектора направленности развития дальнейшей истории международных отношений.
Россия, глубоко вовлеченная в международные процессы, оказывает прямое влияние на политику, экономику, военную, социальную, а также иные сферы, составляющие целостность глобального сообщества. Как отмечают эксперты, внешнеполитический курс современной России характеризуется преемственностью и последовательностью, надежностью и предсказуемостью своих действий. Наряду с этим, безусловно, — как и раньше, так и сейчас и будет в дальнейшем — роль и решения России не будут являться «удобными» для руководств абсолютно всех стран на земном шаре.
Рассмотрим регионы мира в страновом разрезе относительно взаимодействия их с Российской Федерацией на текущий период и в ближайшей перспективе.
Россия и страны Ближнего Востока
Россия, как участница глобальной политики, является заинтересованной стороной по установлению баланса сил в разных регионах мира, стабилизации их внутреннего и внешнего положения. Одним из ярких примеров успешности реализуемого дипломатического курса можно отметить действия России на территории Ближневосточного региона — в Сирии, способствовавшие снижению давнего военного противостояния конфликтующих сторон. Как отметил Президент России В. В. Путин на пресс-конференции, организованной по итогам саммита БРИКС в конце 2019 года: «После начала российской операции по поддержке легитимного правительства Сирии 90 % территории страны было освобождено от террористов» [4]. Вопрос дальнейшего политического урегулирования в Сирии, а также поддержание общей стабильности в странах Ближнего Востока, является одним из ключевых в рамках внешнеполитического курса России на ближайший период времени.
Во взаимоотношениях России и Ирана с конца 2019 года наблюдается положительная динамика. В стране при поддержке правящей элиты усиливаются настроения пророссийской направленности. В ближайшем будущем возможно установление более тесных экономических связей по вопросам взаимодействия в нефтегазовой, нефтехимической и транспортной инфраструктурах. Развитие сотрудничества наших стран также подкрепляется существующей конфронтацией Тегерана с Вашингтоном и неопределенностью позиции ЕС касательно санкционной политики в отношении Ирана.
В 2020 году продолжится сотрудничество России и Турции в экономической, военно-политической и иных сферах. Россия, как заинтересованная сторона в сохранении контроля за ситуацией на границе Турции и Сирии, предпринимает шаги по восстановлению турецко-сирийского диалога. В 2020 году планируется завершение строительства второй ветки газопровода «Турецкий поток». На территории Турецкой Республики Россия строит первую в стране АЭС «Аккую», которую планируют запустить уже в 2023 году.
Значимыми для обеих стран остаются российско-израильские отношения. Между Россией и Израилем налажено торгово-экономическое сотрудничество, прежде всего, в сфере инновационно-технического развития. Также весома роль России на территории всего Ближневосточного региона, что учитывает Израиль в рамках развития стратегического партнерства.
Сотрудничество Королевства Саудовская Аравия и Российской Федерации обещает быть плодотворным. Заинтересовать Королевства в поддержании отношений с Россией проявляется в части установления дальнейших контактов по вопросам поддержания стабильных цен на нефть в рамках организации ОПЕК+, а также нормализации политического диалога по актуальным проблемам Ближнего Востока.
На высоком уровне остается взаимодействие России и Египта: налажено военное и военно-техническое сотрудничество, существует единство позиций по многим вопросам регионального характера. Прогнозируется подписание соглашения о зоне свободной торговли между Египтом и Евразийским экономическим союзом.
Россия старается развивать отношения со всеми странами на территории Ближнего Востока, сохраняя позиции одного из ведущих участников политического процесса в Ближневосточном регионе.
Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона
Российской Федерацией достигнуты значительные успехи в сфере развития межгосударственного взаимодействия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Существенное внимание на мировой арене отводится российско-китайским отношениям, которые характеризуются как партнерские, нацеленные на сближение. Как отмечают в Китае: «…в условиях изменения мирового порядка партнерство Москвы и Пекина приобретает особую важность» [1]. Между Россией и Китаем установился интенсивный политический диалог, ведутся консультации по стратегической безопасности, углублению торгово-экономического (Китай признан крупнейшим торговым партнером России с 2010 года), военно-технического, гуманитарного, образовательного, научного и культурного сотрудничества, также значительное внимание уделяется вопросам развития Дальнего Востока.
Сформированы предпосылки к расширению состава участников Шанхайской организации сотрудничества (далее — ШОС) [3]. В рамках председательства России в 2020 году предполагается создание Форума глав регионов государств-членов ШОС — нового механизма взаимодействия участников ШОС.
Развивается концепция БРИКС+, которая призвана расширить платформу объединения, образуя новое экономическое сообщество. В 2020 году председательство в БРИКС также перешло к России.
Актуальным остается процесс координации Евразийского экономического союза с китайской инициативой «Один пояс — один путь», который должен послужить стимулом в развитии российской экономики. Предполагается создать масштабные проекты в сфере развития инфраструктуры, которые в перспективе по линии Северного морского пути должны связать Китай и Восточную Азию с Европой. Ввиду того, что в текущем году ожидается проведение саммитов БРИКС и ШОС на территории Российской Федерации, России представляется возможность подтвердить свою лидирующую роль в рамках данного формата сотрудничества, расширить пакет совместных проектов.
В торгово-экономической, политической и гуманитарной отраслях сформировались успешные связи между Россией и Японией. При этом актуальными остаются проблемы территориальной несогласованности между странами. Существующие разногласия в части закрепления территории Курильских островов в границах Российской Федерации, и, как следствие, отказ японской стороны соблюдать российское законодательство при ведении совместной деятельности — являются «камнем преткновения» для дальнейшего успешного развития российско-японского взаимодействия. Вместе с тем продолжаются консультации сторон в целях достижения компромисса, укрепления доверия и определения направлений возможного сотрудничества.
С Южной Кореей у России продолжается этап поиска возможностей внешнеэкономического сотрудничества. К тому же, Южная Корея нуждается в поддержке со стороны России по вопросам организации межкорейского взаимодействия.
Ввиду утраты прежнего динамизма функционирования форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), на текущий момент времени находится под вопросом перспектива формирования единой Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли.
Россия, страны Европы и постсоветского пространства
Отношения России и Европейских стран характеризуются неопределенностью, в том числе, ввиду имеющейся ситуации с введенными антироссийскими санкциями.
Вместе с тем, в июне прошлого года после пятилетнего перерыва Россия вернула себе присутствие в Парламентской ассамблее Совета Европы как члена Совета, обладающего полным набором и объемом полномочий. Остается востребованной перспектива развития политического диалога России с Европой по многим стратегическим направлениям.
2020 год — год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Одновременно с этим, анализируя события последних лет, данная юбилейная дата также может послужить основанием для очередных выступлений сторон, трактующих мировую историю в ином формате, результатом чего могут быть события ухудшения политического климата ряда европейских стран касательно взаимоотношений с Россией.
По инициативе В. В. Путина с участием Украины и Евросоюза были проведены переговоры по энергетическим вопросам. Наметился прогресс и конструктивность трехстороннего диалога по вопросам осуществления дальнейшего транзита газа.
При участии России восстановил свою работу саммит «Нормандской четверки», который выступил за урегулирование конфликта в Добассе по «формуле Штайнмайера», конституционно закрепляющей особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины. По прогнозам экспертов, в сложившихся условиях, «замораживание» конфликта и прекращение боевых действий — наиболее вероятный сценарий развития украинского вопроса в ближайшей перспективе.
При совместных усилиях России и Запада был урегулирован возникший политический кризис в Молдавии, в результате чего Конституционный суд Молдавии признал легитимность правительства и парламента.
В 2019 году Россия и Белоруссия активно работали над развитием сотрудничества в рамках Союзного государства (договор от 08. 12.1999 «О создании Союзного государства»). В 2020 году планируется продолжение обсуждения вопросов взаимной интеграции и унификации российского и белорусского законодательства. С 2021 года в рамках сотрудничества предполагается создание условий для функционирования общих рынков в следующих отраслях экономики: нефтегазовой, промышленной, сельскохозяйственной и транспортной. Также рассматривается вариант перехода России и Белоруссии на единое налоговое законодательство и общий внешнеторговый режим.
Приоритетными направлениями для России остаются экономические и политические связи с Азербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном, Туркменистаном. Одна из ключевых целей взаимодействия России с перечисленными странами — обеспечение их безопасности и суверенитета, в том числе, в интересах самой России и в рамках Организации Договора о коллективной безопасности.
Ситуация в отношениях с Соединенными Штатами Америки остается неоднозначной. Существует возможность расширения санкционного пакета в отношении Российской Федерации. 2019 год завершился принятием военного бюджета в США и введением дополнительных санкций для Российской Федерации, в результате которых завершение строительства газопровода «Северный поток-2» может быть осложнено. Вопросы военно-политической тематики продолжают оставаться основными в повестке дня российско-американского диалога. Также сложности возникают в установлении контактов на межпарламентском уровне. Остальное взаимодействие осуществляется в штатном режиме, согласно утвержденным договоренностям. Непосредственная возможность начала поэтапного налаживания рабочего взаимодействия России с западными странами находится в частичной зависимости от результатов предстоящих президентских выборов в США, запланированных на конец текущего года.
Новым этапом в развитии межгосударственного сотрудничества России стал впервые организованный саммит «Россия — Африка», проведенный в Сочи в 2019 году, в котором приняли участие все 54 африканских государства. Грандиозное по своим масштабам мероприятие призвано положить начало развитию взаимодействия, углублению и интенсификации российско-африканских отношений. По результатам проведенного саммита была принята декларация, закрепляющая дальнейшее сотрудничество России и стран африканского континента в политической, экономической, научно-технической, культурно-гуманитарной сферах, а также по вопросам обеспечения безопасности.
Нельзя обойти вниманием тот факт, что наступивший 2020 год стал однозначно новым этапом в истории мирового сообщества — мы становимся свидетелями и участниками построения нового миропорядка. Стабильность мировой системы резко снижается, формат старого взаимодействия будет, вероятнее всего, существенно трансформироваться. Причиной тому, помимо прочего, послужили процессы распространения нового вида вируса в масштабах всей планеты, уносящего множество человеческих жизней. В этой связи, к существующим в повестке дня международного сообщества не менее важным проблемам глобального характера таким, как: ухудшение климата, технологические изменения и проблемы социальной нестабильности, добавляется, пожалуй, самый актуальный вопрос сохранения человеческой жизни. И, вследствие чего, процесс организации международного сотрудничества также будет претерпевать корректировки.
Как пример, прошедший в новом формате 26 марта текущего года под председательством короля Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауда саммит «Большой двадцатки» (G20), стал первым совещанием глав государств, проведенным в режиме видеоконференции. Именно ситуация с распространением вируса, меры по борьбе с ним, его влияние на экономики всех стран — стали повесткой саммита. По итогам проведенного совещания обозначена готовность стран к единству в борьбе с глобальной проблемой, приносящей невосполнимый урон всему мировому сообществу. По заявлению В. В. Путина: «Похоже, что текущие проблемы, связанные с пандемией нового коронавируса, обернутся более масштабными потрясениями, чем финансовый кризис 2008–2009 годов»..
Перед руководством России стоит сложнейшая задача, требующая оперативного реагирования на происходящие в мире события, адаптации к возникающим изменениям во всех структурах и сферах общества, стратегического планирования. От продуманности каждого разрабатываемого решения зависит будущее страны.
Ввиду этого, руководствуясь принципами безопасности, минимизацией затрачиваемых ресурсов, а также быстротой проведения переговоров между странами возможно дальнейшее развитие внешнеполитического взаимодействия на принципиально новом уровне. Мир входит в иную эру межгосударственных взаимоотношений.
В то же время, веря в лучший исход текущего глобального потрясения, стоит отметить, что Россия, значительно укрепившая в последние годы свои позиции на арене мировой политики, призвана сохранить и продолжить стратегию независимости и самоопределения внешнеполитического курса, оставаясь открытой к сотрудничеству со всеми странами мира на основе признания и взаимной выгоды.
Литература:
- URL: https://eurasia.expert/preodolet-nedoverie-chto-budet-s-rossiysko-kitayskimi-otnosheniyami-v-2020-godu/
- URL: https://globalcentre.hse.ru/news/325111245.html
- URL: https://ria.
ru/20191101/1560469354.html
- URL: https://www.rbc.ru/politics/15/11/2019/5dcde5639a79478520ab8c59
- Быков О. Н. Геополитический статус России (в двух книгах). — М.: ИМЭМО РАН, 2015. — 410 с.
- Иванов И. С. Российская внешняя политика на пороге 2020 года // Российская газета. — 2019. —№ 266(8024). — С. 6.
- Россия и мир: 2020. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / рук. проекта: Дынкин А. А., Барановский В. Г.; отв. ред.: Мачавариани Г. И., Кобринская И. Я.. — М.: ИМЭМО РАН, 2019. — 172 с.
- Устинова Н. В. Геополитика: учеб. пособие / Устинова Н. В.; М-во образования и науки Росс. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 90 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Российская Федерация, внешнеполитический курс, Китай, Ближневосточный регион, дальнейшее развитие, отношение, Сирия, Азиатско-Тихоокеанский регион, Евразийский экономический союз.
О приоритетах внешней политики Российской Федерации
Заслушав информацию Министра иностранных дел Российской Федерации о приоритетах внешней политики Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Международная обстановка претерпела существенные изменения за время, прошедшее после рассмотрения вопроса об актуальных проблемах внешней политики Российской Федерации на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 23 декабря 2019 года.
Российская дипломатия прилагает значительные усилия по защите и продвижению интересов государства и граждан Российской Федерации на международной арене. Последовательно отстаивается определяющая роль Организации Объединенных Наций (ООН) как главного института, целью которого является поддержание международного мира и безопасности.
Значимым
вкладом Российской Федерации в обеспечение стратегической стабильности в мире
стало продление в феврале 2021 года на пять лет срока действия Договора между
Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему
сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля
2010 года, а также начало переговоров с Соединенными Штатами Америки (США) по вопросам стратегической стабильности.
Особое внимание уделяется дальнейшему укреплению отношений в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), БРИКС, а также углублению взаимодействия государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности.
Проводится работа по сопряжению деятельности ЕАЭС с китайской инициативой «Один пояс – один путь», повышению уровня взаимодействия между ЕАЭС, ШОС и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии в рамках Большого Евразийского партнерства.
Продолжает расширяться сотрудничество в рамках «Группы двадцати». Ведется диалог по поиску консенсусных решений по восстановлению мировой экономики, преодолению пандемии новой коронавирусной инфекции, борьбе с изменениями климата.
Приоритетным направлением внешней политики Российской Федерации является интенсификация стратегического взаимодействия с Республикой Беларусь в рамках Союзного государства.
В вопросах урегулирования внутриукраинского конфликта наша страна последовательно
отстаивает необходимость реализации Комплекса мер по выполнению Минских
соглашений, подписанного 12 февраля 2015 года и одобренного резолюцией Совета
Безопасности ООН 2202 от 17 февраля 2015 года.
Российская дипломатия решительно выступает против искажения истории, попыток пересмотра итогов Второй мировой войны и сноса памятников ее героям, реабилитации пособников нацизма, а также против политики поощрения современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.
Российская Федерация проводит последовательную линию по противодействию дискриминации соотечественников, проживающих за рубежом, и политике вытеснения русского языка, реализуемой в Грузии, государствах Прибалтики и на Украине.
В мире сохраняется высокая геополитическая напряженность. Страны Запада во главе с США пытаются сдержать развитие альтернативных им центров силы, в том числе России, используют для этого широкий арсенал средств, включая нелегитимные односторонние санкции, попытки вмешательства во внутренние дела государств, проведение дезинформационных кампаний и провокации по линии специальных служб.
Россия
исходит из того, что для решения проблем, с которыми сталкивается сегодня
человечество, необходим диалог ведущих государств с учетом позиций всех государств – членов мирового
сообщества. Этому должно способствовать проведение саммита государств –
постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации поддерживает усилия российской дипломатии по сохранению атмосферы доверия в отношениях России с зарубежными странами, в том числе по межпарламентской линии.
Сенаторы Российской Федерации активно работают на таких международных площадках, как Межпарламентский союз, Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ), Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности, Парламентская ассамблея Совета Европы, Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других. Интенсивно развиваются межпарламентские связи.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
отмечает эффективное взаимодействие с Министерством иностранных дел Российской
Федерации при проведении в городе Санкт-Петербурге 27–28 мая 2021 года
девятого Невского международного экологического конгресса, а также третьего
Евразийского женского форума, состоявшегося 13–15 октября 2021 года.
Для палаты особенно важна работа по активному включению субъектов Российской Федерации в обеспечение внешних интересов страны. Взаимодействие субъектов Российской Федерации и регионов иностранных государств наращивается в ходе межрегиональных форумов, которые способствуют активизации сотрудничества в экономике и культуре, позволяют устанавливать деловые связи между представителями предпринимательского сообщества.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра иностранных дел Российской Федерации о приоритетах внешней политики Российской Федерации и выразить поддержку деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации по реализации внешнеполитического курса в соответствии с основными направлениями внешней политики государства, определяемыми Президентом Российской Федерации.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
проработать вопрос о необходимости совершенствования законодательства в сфере содействия международному развитию и при необходимости подготовить проект федерального закона, регулирующего эту сферу правоотношений;
своевременно реагировать на нарушения прав и свобод граждан Российской Федерации за рубежом, а также прав соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе в государствах Прибалтики, на Украине, в США и ряде других стран, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности с федеральными законами «О специальных экономических мерах и принудительных мерах», «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»;
рассмотреть вопрос о совершенствовании механизмов доведения информации до граждан государств – членов ЕАЭС и государств – участников Союзного государства о положительном влиянии интеграционных проектов с участием Российской Федерации на социально-экономическое развитие указанных государств, в том числе с использованием национальных средств массовой информации и Межгосударственной телерадиокомпании «Мир», а также современных информационно-коммуникационных технологий;
провести работу по расширению возможностей въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан на основании единой электронной визы после снятия ограничений на въезд в Российскую Федерацию, введенных в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
ускорить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;
ускорить
принятие постановления Правительства Российской Федерации в части грантовой
поддержки талантливых иностранных граждан и лиц без гражданства, которые обучаются
в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях
компенсации им затрат, связанных в том числе с транспортными расходами, оплатой
проживания в общежитиях и выплатой дополнительных стипендий.
3. Рекомендовать Министерству иностранных дел Российской Федерации:
добиваться в отношениях со странами – членами Организации Североатлантического договора (НАТО) и другими странами Запада предоставления Российской Федерации долгосрочных международно-правовых гарантий безопасности;
продолжить активно противодействовать давлению со стороны США и их союзников, в том числе попыткам монопольного определения стандартов в области климатической повестки без согласования с другими государствами, разрабатывать и предлагать взаимовыгодные решения по этой проблематике;
содействовать более эффективному взаимодействию дипломатических представительств Российской Федерации с торговыми представительствами Российской Федерации в иностранных государствах в целях успешной реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт», создания единой системы институтов продвижения экспорта, а также дальнейшего совершенствования деятельности торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах;
содействовать завершению ратификации прикаспийскими государствами Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, подписанной в городе Актау 12 августа 2018 года, с целью ее вступления в силу;
способствовать началу практической деятельности Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств, предусмотренной статьей 33 Устава Содружества Независимых Государств, принятого в городе Минске 22 января 1993 года;
продолжить взаимодействие с государствами – участниками СНГ по вопросу расширения возможностей и качества преподавания русского языка и учебных предметов на русском языке в общеобразовательных организациях, опираясь на опыт развития инфраструктуры российского образования и образования на русском языке в Республике Таджикистан, Киргизской Республике и Республике Узбекистан;
вести диалог с иностранными государствами, не участвующими в Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 года, об их присоединении к этому международному договору;
продвигать возможности Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ в качестве международного органа по содействию повышению правовой культуры избирателей, обеспечению и реализации избирательных прав граждан, созданию условий для широкого и объективного освещения хода подготовки и проведения выборов в иностранных государствах;
проработать вопросы о дальнейшем укреплении связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, защите их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности, а также о дальнейшем упрощении процедуры получения ими гражданства Российской Федерации, наметить оптимальные пути реализации созидательного потенциала Русского мира как пространства общероссийской культурной идентичности;
разработать общие подходы по организации противодействия проявлениям нетерпимости по национальному признаку в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе в государствах Прибалтики, на Украине, в США и ряде других стран;
разработать меры по усилению гуманитарного сотрудничества в рамках СНГ, поддержке русского языка и русской культуры;
продолжить работу по противодействию фальсификации истории, попыткам ревизии итогов Второй мировой войны, извращения роли и места СССР в Победе над нацизмом, в том числе путем ежегодного внесения резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о борьбе с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости;
обеспечить разработку и продвижение инициатив, направленных на упрочение позиций России как ведущего государства в регионе Баренцева моря, в рамках предстоящего председательства России в Совете Баренцева/Евроарктического региона в 2023–2025 годах;
продолжить политику по отстаиванию принципов и духа Договора о Шпицбергене от 9 февраля 1920 года, предусматривающего мирный статус архипелага, противодействовать политике скрытой милитаризации архипелага Шпицберген и включению этой территории в сферу национального военного строительства Королевства Норвегия;
продолжить работу в целях продвижения российской заявки на проведение Всемирной выставки «ЭКСПО-2030» в городе Москве;
содействовать
проведению консультаций с международными партнерами России по недопущению
незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла.
4. Рекомендовать Министерству иностранных дел Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации активизировать взаимодействие с зарубежными ассоциациями выпускников российских образовательных организаций высшего образования (советских высших учебных заведений) на предмет анализа потребности подготовки кадров в рамках устанавливаемой Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан в Российской Федерации, а также по вопросу трудоустройства выпускников российских образовательных организаций высшего образования в иностранных государствах.
5. Рекомендовать Министерству иностранных дел
Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования
Российской Федерации, а также Министерством просвещения Российской Федерации
проработать механизмы расширения доступа соотечественников, проживающих за рубежом, к получению общего образования на русском языке в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, используя в том
числе возможности дистанционных образовательных технологий.
6. Сенаторам Российской Федерации:
использовать в рамках межпарламентского сотрудничества контакты с парламентами государств – членов НАТО и государств – членов Европейского союза для продвижения российских подходов в сфере обеспечения международной безопасности и глобальной стабильности;
активизировать межпарламентское сотрудничество с парламентами государств Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии;
расширить взаимодействие с Советом глав субъектов Российской Федерации при Министерстве иностранных дел Российской Федерации в целях дальнейшего повышения эффективности участия регионов в обеспечении внешних интересов страны.
7. Комитету Совета Федерации по международным делам проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2022 года.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по международным делам.
9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
15 декабря 2021 года
№ 549-СФ
Загрузить в DOC формате (docx)
Загрузить в PDF формате (pdf)
Война на Украине и ее последствия для ЕС
Блог HR/VP — Война Путина против Украины уже привела к гибели тысяч людей, но также и к серьезному экономическому ущербу во всем мире. Нам нужно справиться с последствиями этого третьего асимметричного шока за 15 лет как дома, так и за рубежом. Лидеры ЕС договорились на неформальном саммите в Версале укрепить экономическую устойчивость Европы, радикально сократить наш импорт энергоносителей из России и серьезно укрепить оборону Европы.
Война против Украины, которую начал Владимир Путин, уже имеет значительные экономические последствия в России, где рубль потерял половину своей стоимости, а инфляция стремительно растет. Московская биржа закрыта. Многие международные компании, такие как Ikea, McDonald’s, Visa и MasterCard, покинули страну. Ожидается, что в этом году экономика России сократится как минимум на 15%. Ослабленная и изолированная, Россия рискует стать в будущем очень зависимой от Китая.
Цена свободы и демократии
Однако мы также наблюдаем значительные последствия в Европе, где цены на энергоносители и другие товары растут и, вероятно, будут продолжать расти. Мы, внутри ЕС, должны также заплатить цену, чтобы остановить эту возмутительную и неспровоцированную войну: от этого зависит будущее нашей безопасности и наших демократий. Цена, которую нужно заплатить, — это цена свободы.
Война в Украине является третьим асимметричным шоком, как его называют экономисты, который Союз пережил за последние два десятилетия после финансово-экономического кризиса 2008 года и последовавших за ним кризиса Еврозоны и COVID-19. пандемия. Асимметричный шок — это внезапное изменение экономических условий, которое влияет на одни страны ЕС больше, чем на другие. Война на Украине действительно оказывает гораздо большее влияние на соседние страны из-за наплыва беженцев и их сильной зависимости от российского газа.
Чтобы не допустить ослабления ЕС асимметричными потрясениями, нам необходимо активизировать нашу способность проявлять солидарность с наиболее пострадавшими странами. Это то, что мы сделали после кризиса 2008-2009 годов, хотя и не спешили. Это то, что мы сделали, столкнувшись с экономическим воздействием COVID-19пандемии, как путем объединения закупок вакцины, так и в рамках плана ЕС «Следующее поколение». Это также то, что нам нужно сделать сейчас.
Последствия войны в Украине были в центре внимания неформальной встречи лидеров ЕС в Версале. Главы государств и правительств договорились о скорейшем отказе от импорта российского газа, нефти и угля. Мы не можем продолжать кормить военную машину Владимира Путина за счет нашего импорта энергоресурсов. К концу марта Комиссия представит план по обеспечению наших поставок в предстоящий зимний сезон и уточнит к концу мая детали плана REPower EU, чтобы положить конец нашей зависимости от импорта ископаемого топлива из России.
Параллельно главы государств и правительств рассмотрят вопрос о влиянии роста цен на энергоносители на граждан и бизнес ЕС на ближайшем заседании Европейского совета 24-25 марта. В частности, нам, вероятно, необходимо переосмыслить нашу систему оптового ценообразования на электроэнергию, которая в настоящее время определяется ценами на газ для всех источников энергии, несмотря на то, что выработка электроэнергии с использованием газа составляет очень небольшую часть от общего числа.
«Три способа сократить нашу зависимость от России — это диверсификация поставок, энергоэффективность и ускорение использования возобновляемых источников энергии».
Этот план имеет много важных внутренних последствий для ЕС, а также для его внешней политики. Три способа сократить нашу зависимость от России — это диверсификация поставок, энергоэффективность и ускорение использования возобновляемых источников энергии. Что касается диверсификации, нам необходимо увеличить закупки сжиженного природного газа (СПГ) у таких поставщиков, как США, Катар, Норвегия, африканские производители и другие.
Для этого нам нужна, в частности, инфраструктура, способная принимать и перерабатывать СПГ. В настоящее время они очень неравномерно распределены в Европе, например, много в Испании, но почти нет в Германии или странах Центральной и Восточной Европы. Однако в настоящее время у нас нет достаточного количества трубопроводов между Испанией и остальным континентом. Нам придется создать новую инфраструктуру и организоваться, чтобы объединить эти поставки СПГ.
Кроме того, мы должны сократить потребление энергии в ЕС и, следовательно, нашу потребность в газе, а также в нефти и угле, для которых Россия также является нашим основным поставщиком. В противном случае наши усилия по снижению нашей зависимости от России рискуют привести к резкому увеличению общих счетов ЕС за электроэнергию. Нам также нужно избегать простой замены одной чрезмерной внешней зависимости на другую.
В то же время мы должны ускорить внедрение возобновляемых источников энергии: в 2020 году почти все страны ЕС превысили цели, установленные в 2008 году по доле возобновляемых источников энергии, но по-прежнему необходимо укреплять эту тенденцию. В этом заключается цель плана действий «Fit for 55», предложенного Комиссией в прошлом году для выполнения наших обязательств по сокращению выбросов, взятых в Глазго. Мы должны ускорить его реализацию.
Необходимость увеличить расходы на оборону
Наконец, эта война также заставит нас увеличить расходы на оборону. Нам нужно тратить больше, но прежде всего тратить лучше, то есть совместно. Некоторые государства-члены, такие как Германия, уже приняли важные новые меры в этой области, предоставив дополнительные расходы на оборону в размере 100 млрд евро в 2022 году и увеличение оборонного бюджета до более чем 2 % ВВП с 2024 года. Так должно быть везде, где оборона расходы по-прежнему слишком малы. Опять же, это всегда болезненные решения в условиях высокого государственного долга и дефицита государственных ресурсов, но Владимир Путин явно не оставляет нам выбора.
«С возвращением войны на европейскую землю все мы в Европе должны более активно брать на себя ответственность за собственную безопасность. Стратегический компас обеспечит основу для использования этих дополнительных средств, обеспечивая полная взаимодополняемость с НАТО».
С возвращением войны на европейскую землю все мы в Европе должны более активно участвовать в принятии на себя ответственности за собственную безопасность. Стратегический компас, который я подготовил и который мы сейчас приспосабливаем к новой ситуации, должен быть принят Советом по иностранным делам 21 марта. Он обеспечит основу для эффективного и скоординированного использования этих дополнительных средств внутри ЕС, обеспечивая полную взаимодополняемость с НАТО. Вместе с Европейским оборонным агентством мы также проанализируем структуру наших военных расходов и пробелы в инвестициях и предложим дополнительные инициативы по укреплению европейской оборонно-промышленной и технологической базы.
Прием беженцев
Кроме того, эта война уже вызывает массовый приток беженцев в Европейский Союз. Пока я пишу, более 2 миллионов человек пересекли наши границы, и ожидается, что это число еще больше возрастет в ближайшие дни и недели, пока Путин продолжает свою агрессию. Соседи Украины из ЕС продемонстрировали замечательную мобилизацию и солидарность, приняв этих беженцев. Здесь мы также уже помогаем наиболее непосредственно заинтересованным странам ЕС справиться с этим наплывом, и нам нужно будет сделать больше в будущем. Но проблема беженцев также поднимает более широкий вопрос о возобновлении нашей общей политики в отношении убежища и миграции для укрепления солидарности, процесс, который начался в 2020 году, но еще не завершен.
Война на Украине также делает более безотлагательным предотвращение распространения этого конфликта в других частях мира и решение других кризисов. Мы уже давно работаем, чтобы помочь найти политическое решение политического и гуманитарного кризиса в Венесуэле. Нам также необходимо снизить напряженность в регионе Персидского залива, что тесно связано с возобновлением СВПД, иранской ядерной сделки, над которой мы упорно работали в течение многих месяцев. Мы также должны внимательно следить за ситуацией на Западных Балканах или на Кавказе.
Негативное влияние на развивающиеся и развивающиеся страны
Эта война также будет иметь важные последствия для развивающихся и развивающихся стран, являющихся импортерами энергии. Они пострадают даже больше нас от роста цен на ископаемое топливо. И дело не только в энергии. Влияние на рынок зерна, пшеницы, а также кукурузы, подсолнечника и удобрений, основными экспортерами которых были Россия и Украина, также будет значительным. Цены на основные сельскохозяйственные продукты уже были высокими. Они, вероятно, еще больше увеличатся с большим потенциалом для создания страданий и политической нестабильности.
«В прошлом году мы видели, что развивающиеся страны пострадали сильнее, чем развитые, от экономических последствий пандемии COVID-19. Война в Украине может еще больше усугубить ситуацию из-за риска крупных беспорядков, связанных с повышением цен на продукты питания и энергоносители».
В прошлом году мы видели, что развивающиеся страны пострадали сильнее, чем развитые, от экономических последствий пандемии COVID-19. Мировой голод и нищета вновь значительно увеличились. Война на Украине может еще больше усугубить ситуацию в этом отношении из-за риска крупных беспорядков, связанных с ростом цен на продукты питания и энергоносители, что мы уже видели в прошлом в сопоставимых обстоятельствах. Поэтому, несмотря на наши собственные трудности, мы должны увеличить нашу поддержку более бедным странам, наиболее пострадавшим от косвенных последствий этой войны, в том числе в Африке и на Ближнем Востоке.
Вторжением в Украину Владимир Путин заставляет нас срочно переосмыслить многие элементы нашей внутренней организации и нашего мировоззрения. Мы должны ответить на этот вызов, чтобы защитить нашу безопасность и наши демократические ценности.
Россия Политика, отношения и текущие дела – внешняя политика
Добро пожаловать в мир знаний.
Получите максимум от FP.
Узнайте о преимуществах подписки на FP. Узнайте о преимуществах, включенных в вашу подписку.
Будьте в курсе тем, которые вас волнуют, с оповещениями по электронной почте. Зарегистрируйтесь ниже. Будьте в курсе тем, которые вас волнуют, с оповещениями по электронной почте. Зарегистрируйтесь ниже.
Выберите несколько новостных рассылок, которые вас интересуют. Получите больше информации в своем почтовом ящике.
Вот некоторые из них, которые, как мы думаем, вам могут понравиться. Обновите настройки рассылки.
Ваш путеводитель по самым важным мировым событиям дня.
Доставляется понедельник-пятница.
Основной анализ историй, формирующих геополитику на континенте. Доставлено в среду.
Единый дайджест политики, экономики и культуры. Доставлено в пятницу.
Последние новости, анализ и данные из страны каждую неделю. Доставлено в среду.
Еженедельная информация о событиях в Индии и ее соседях. Доставили в четверг.
Еженедельная сводка о том, что движет политикой национальной безопасности США. Доставили в четверг.
Подборка лучших лонгридов. Доставлено в среду и воскресенье.
Вечерний обзор любимых историй дня наших редакторов. Доставка понедельник-суббота.
Ежемесячный дайджест лучших статей, прочитанных подписчиками FP.
Идите в ногу с миром, не останавливая свой. Идите в ногу с миром, не останавливая свой.
Загрузите мобильное приложение FP, чтобы читать в любое время и в любом месте.

- Читать журнал
- Сохранение статей (и чтение в автономном режиме)
- Настройте свою ленту
- Слушайте подкасты FP
Проанализируйте крупнейшие мировые события. Проанализируйте крупнейшие мировые события.
Присоединяйтесь к углубленным беседам и общайтесь с экспертами по внешней политике с Присоединяйтесь к углубленным беседам и общайтесь с экспертами по внешней политике с помощью
Посмотрите, что в тренде. Посмотрите, что в тренде.
Самые популярные статьи о FP прямо сейчас. Самые популярные статьи о FP прямо сейчас.
Люди проходят мимо кремлевской звезды с буквой Z.Глядя в черную дыру будущего России
Победа Украины может стать единственным шансом страны на долгосрочное спасение.
Женщина проходит мимо бронетранспортера российской армии на улице Грозного, Чечня, 2004 год.