Влияние распутина на царскую семью: Какова роль Григория Распутина в падении Российской империи

Какова роль Григория Распутина в падении Российской империи

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Общество

28.04.2016 00:07

Поделиться

Последняя императрица и Григорий Распутин: неизвестные подробности

Леонид Млечин

До столетней годовщины Великой русской революции остался год. А 1917-й, от которого мы отсчитываем современную историю нашего государства, во многом остается загадкой. Особенно Февраль — стремительное, происшедшее всего за несколько дней крушение империи. Как ни странно это звучит, но глубинные причины, пружины и весь ход стремительной Февральской революции, сокрушившей монархию и империю, остаются неисследованными.

Мы долго удовлетворялись простыми объяснениями советской историографии: созрела революционная ситуация, самодержавие себя исчерпало, верхи не могут, низы не хотят… Потом во всем стали видеть заговоры, влияние темных сил и чужих денег. Настало время спокойного, серьезного и глубокого анализа. Хотя трудно остаться беспристрастным, когда речь идет о таких драмах и трагедиях такого масштаба.

Не правильным ли будет сказать, что революция началась в декабре 1916 года, когда в столице был убит Григорий Ефимович Распутин?

Если бы он сам так вдохновенно не рассказывал о том, как тайно управляет Россией, как вертит императрицей и самим самодержцем. Если бы ему так безоговорочно не поверили. Если бы общество не было буквально заворожено экзотически-диковатым безумием этого сумрачного чудодея. Если бы ему не приписывали сверхъестественные способности и невероятные мужские достоинства. Он сам точно избежал бы страшной и мучительной смерти во время ночного ужина в одном из питерских дворцов. И возможно, жизни многих других людей тоже были бы спасены.

Тобольскому крестьянину Распутину приписывают особую роль в судьбе последнего императора и его семьи, в истории династии Романовых, да и всей России. Убили Распутина, рухнула монархия.

Как это произошло?

Императрица родила четырех дочерей. А от нее требовали наследника, будто родить мальчика зависело только от ее желания. 30 июля 1904 года, в разгар Русско-японской войны, императрица разрешилась от бремени долгожданным мальчиком. Но родительское счастье оказалось недолгим. Наследник русского престола был неизлечимо болен. Гемофилия — наследственное заболевание. Генный дефект мешает крови свертываться. Любая травма вела к кровотечению, которое не удавалось остановить. За одну ночь император состарился на десять лет. Болезнь цесаревича Алексея изменила судьбу России в ХХ столетии. Императорская семья замкнулась в своем кругу. Все мысли — о больном мальчике.

Императрица не пожелала покориться судьбе. Глубоко набожная, она была мистиком, это позволяло надеяться на чудо. И оно явилось в облике крестьянина Григория Распутина. Его привел во дворец духовник Николая II и Александры Федоровны ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Феофан. Он восторгался Распутиным:

— Есть еще Божьи люди на свете. Вот ими-то и держится еще святая Русь.

Несколько раз цесаревичу Алексею становилось легче в момент появления Распутина. Едва ли Григорию Ефимовичу под силу было остановить кровотечение. Скорее, его появление удачно совпадало с окончанием очередного приступа. Но успокоить, снять у мальчика напряжение и страх он точно мог.

Появление Распутина возле трона принесло императорской семье некоторое облегчение и вернуло надежду. Но общество словно оскорбилось близостью тобольского мужика к престолу. В петроградских салонах заговорили о любовном треугольнике — Николай, Александра и Григорий. В народном представлении царь повенчан с Россией, то есть личной жизни у него быть не должно. И потому общество возненавидело его жену, которую он действительно любил и любовь к которой скрывать не хотел.

В чем только не обвиняли императрицу! В том, что у нее роман с Распутиным. Что она пустила старца в спальню великих княжон. Что пыталась отравить собственного сына, поэтому цесаревич Алексей такой больной. Что Александра Федоровна вознамерилась свергнуть мужа, занять трон и сама править Россией. И все эти небылицы изо дня в день повторяли самые разные люди! Происходило унижение власти.

А в 1914 году началась война. Неудачи на фронтах породили слухи о немецком заговоре. Пошли разговоры о том, что императрице немецкая кровь дороже русской! Императрица — немецкий агент! Помешательство? Глупость? Продуманная атака на правительство с дальней целью — взять власть в свои руки? Впору говорить об информационной войне. Императрица-немка превратилась в самую удобную мишень. Слухи о немецком заговоре в дворцовых кругах подорвали не только репутацию императора, но и боевой дух вооруженных сил.

Почему император не отвечал на нападки оппозиции? Во-первых, он был занят делом, которое считал более важным: войной. Во-вторых, считал ниже своего достоинства отвечать на оскорбления личного свойства. Не на дуэли же ему с ними драться…

16 декабря 1916 года Распутина убили. Это сделали великий князь Дмитрий Павлович — двоюродный брат Николая II, князь Феликс Юсупов, женатый на племяннице царя, и монархист Пуришкевич. Это был страшный удар для несчастной матери — императрица верила, что только Распутин способен уменьшить страдания ее больного сына.

Если здраво рассуждать: что дурного сделал России Григорий Ефимович Распутин? И не смешно ли вообще говорить, что он погубил империю. Ну что же, приехал в Петербург тобольский крестьянин — и рухнула империя?

Теперь установлено документально: ничего из того, что он рассказывал о себе и что о нем говорили другие, не было! Просто были люди, которые завидовали положению Распутина у трона, были те, кто использовал его в своих политических целях, и те, кто его ненавидел. Они убили Распутина. Эта история получила грандиозный резонанс! Тем самым они расшатали трон. Монархия рухнула, большевики пришли к власти, началась Гражданская война, и Россия умылась кровью.

Программа Леонида Млечина «Вспомнить все» выходит на ОТР по понедельникам.

Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск: №92(6960)

Поделиться

ИсторияЦарская семья РомановыхГригорий РаспутинРГ-Фото

Царская семья и Г.

Е. Распутин / Официальные документы / Патриархия.ru

Приложение №3
к докладу митрополита Крутицкого и Коломенского
Ювеналия, председателя Синодальной комиссии
по канонизации святых

 

ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ И Г.Е. РАСПУТИН

Отношения царской семьи к Г.Е. Распутину нельзя рассматривать вне контекста исторической, психологической и религиозной ситуации, сложившейся в российском обществе в начале XX столетия, феномен Распутина, о котором говорят многие исследователи, едва ли можно понять вне исторического фона тогдашней России.

Как бы отрицательно ни относиться к личности самого Распутина, мы не должны ни на минуту забывать, что его личность в полной мере могла раскрыться в условиях жизни российского общества накануне катастрофы 1917 года.

Действительно, личность Распутина является во многом типологическим выражением духовного состояния определенной части общества начала XX века: «Не случайно в высшем обществе увлекались Распутиным, — пишет в своих воспоминаниях митрополит Вениамин (Федченков), — там была соответствующая почва для этого. А потому не в нем одном, даже скажу, не столько в нем, сколько в общей атмосфере лежали причины увлечения им. И это характерно для предреволюционного безвременья. Трагедия в самом Распутине была более глубокая, чем простой грех. В нем боролись два начала, и низшее возобладало над высшим. Начавшийся процесс его обращения надломился и кончился трагически. Здесь была большая личная душевная трагедия. А вторая трагедия была в обществе, в разных слоях его, начиная от оскудения силы в духовных кругах до распущенности в богатых» (2, 138).

Как же могло случиться, что столь одиозная фигура как Распутин могла оказывать значительное влияние на царскую семью и на российскую государственно-политическую жизнь его времени?

Одним из объяснений распутинского феномена является так называемое «старчество» Распутина. Вот что об этом пишет бывший товарищ обер-прокурора Святейшего Синода князь Н.Д. Жевахов: «Когда на горизонте Петербурга показался Распутин, которого народная молва назвала «старцем», приехавшим из далекой Сибири, где он якобы прославился высокою подвижническою жизнью, то общество дрогнуло и неудержимым потоком устремилось к нему. Им заинтересовались и простолюдин, и верующие представители высшего общества, монахи, миряне, епископы и члены Государственного Совета, государственные и общественные деятели, объединенные между собою столько же общим религиозным настроением, сколько, может быть, и общими нравственными страданиями и невзгодами.

Славе Распутина предшествовало много привходящих обстоятельств и, между прочим, тот факт, что известный всему Петербургу высотою духовной жизни архимандрит Феофан будто бы несколько раз ездил к Распутину в Сибирь и пользовался его духовными наставлениями. Появлению Распутина в Петербурге предшествовала грозная сила. Его считали если не святым, то, во всяком случае, великим подвижником. Кто создал ему такую славу и вывез из Сибири, я не знаю, но в обстановке дальнейших событий тот факт, что Распутину нужно было пробить дорогу к славе собственными усилиями, имеет чрезвычайное значение. Его называли то «старцем», то «провидцем», то «Божьим человеком», но каждая из этих платформ ставила его на одинаковую высоту и закрепляла в глазах Петербургского света позицию «святого» (5, 203-204, 206).

В самом деле, появившись в Петербурге, Распутин, еще совсем недавно проводивший жизнь в буйстве и пьяных разгулах — об этом, во всяком случае, свидетельствуют его односельчане — имел уже репутацию «старца» и «провидца». По всей вероятности, в 1903 году происходит его знакомство с ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии епископом Сергием (Страгородским), который представляет Распутина инспектору Академии архимандриту Феофану (Быстрову) и епископу Гермогену (Долганову). Особенно благоприятное впечатление Распутин произвел на архимандрита Феофана, духовника царской семьи, который испытывал глубокую симпатию к этому сибирскому мужику-проповеднику и видел в «старце Григории» носителя новой и истинной силы веры. При посредничестве великого князя Петра Николаевича и его жены Милицы Николаевны 1 ноября 1905 года произошло роковое знакомство с царской семьей, о чем мы читаем в дневнике Императора Николая II: «Пили чай с Милицей Николаевной и Станой. Познакомились с человеком Божьим — Григорием из Тобольской губернии» (3, 287).

Первые два года после знакомства Распутин не стал для царской семьи тем «дорогим Григорием», для которого были открыты их души. Они с радостью встречались и слушали других «Божьих людей». Так, Император записал в своем дневнике 14 января 1906 года: «В 4 часа к нам пришел человек Божий Димитрий из Козельска около Оптиной пустыни. Он принес образ, написанный согласно видению, которое он недавно имел. Разговаривал с ним около полтора часа» (3, 298).

До конца 1907 года встречи императорской семьи со «старцем Григорием» были случайными и довольно редкими. Между тем возрастала и молва о «сибирском старце», но по мере роста его известности достоянием гласности становились и вовсе нелицеприятные факты его безнравственного поведения. Быть может, они и остались бы фактами биографии Распутина и в лучшем случае вошли бы как курьез в историю петербургского общества, если бы не совпали с началом периода систематических встреч Распутина с царской семей. В этих регулярных встречах, проходивших в царскосельском доме А. А. Вырубовой, принимали участие и царские дети. Поползли слухи о принадлежности Распутина к секте хлыстов. В 1908 году по указу Императора Тобольской Духовной Консисторией было проведено расследование о принадлежности Распутина к хлыстовству. В заключение следствия было отмечено что «при внимательном рассмотрении следственного дела нельзя не видеть, что перед нами группа лиц, объединившихся в особое общество со своеобразным религиозно-нравственным мировоззрением и строем жизни, отличным от православного… Самый уклад жизни последователей Григория Нового и личность его самого как будто близко подходят… к хлыстовству, но твердых начал, на основании которых можно было бы утверждать, что мы здесь имеем дело с хлыстовством, в рассмотренном следствием делопроизводстве нет», поэтому следствие было отправлено на доследование, которое, по неустановленным причинам, так и не было закончено. Однако в опубликованных недавно воспоминаниях о Распутине В.А. Жуковской вновь ставится вопрос о принадлежности Распутина к крайней форме хлыстовства. В этих воспоминаниях приводятся свидетельства (распутинской фразеологии и его эротических радениях) о принадлежности «старца Григория» к хлыстовской секте (7, 252-317).

В чем же разгадка тайны Распутина? Как могло в нем соединиться несоединимое — поистине сатанинское буйство и молитва? Очевидно, противоборство этих двух начал происходило в его душе годами, но в итоге темное все же одолело. Вот что писал в своих воспоминаниях митрополит Евлогий (Георгиевский): «Сибирский странник, искавший Бога в подвиге, и вместе с этим человек распущенный и порочный, натура демонической силы, — он сочетал в своей душе и жизни трагедию: ревностные религиозные подвиги и страшные подъемы перемежались у него с падением в бездну греха. До тех пор пока он ужас этой трагедии сознавал, не все еще было потеряно; но впоследствии дошел до оправдания своих падений, — и это был конец» (4, 182). Еще более резкую оценку противоречивой натуре Распутина дал бывший воспитатель Великого князя П. Жильяр: «Судьба хотела, чтобы тот, которого видели в ореоле святого, был бы в действительности существом недостойным и развратным. .. нечестивое влияние этого человека было одною из главных причин смерти тех, кто верил, что найдет в нем спасение» (6, 40).

Так почему же все-таки Распутин оказался так близок к царской семье, почему так верили ему? Как заметила А.А. Вырубова в своих показаниях ЧСКВП в 1917 году, Николай и Александра Федоровна «верили ему как отцу Иоанну Кронштадтскому, страшно ему верили; и когда у них горе было, когда, например, наследник был болен, обратились к нему с просьбой помолиться» (1, 109).

Вот именно в этом последнем и следует видеть причину «роковой связи», соединившей Распутина с царской семьей. Именно в конце 1907 года Распутин оказался рядом с заболевшим наследником, впервые помог улучшению здоровья Алексея Николаевича. Вмешательство Распутина неоднократно изменяло в лучшую сторону течение болезни наследника — сохранилось довольно много упоминаний об этом, но конкретных, подлинно документированных данных почти нет. Кто-то что-то слышал, кто-то что-то знал от кого-то, но никто из числа людей, оставивших письменные свидетельства, ничего сам не видел. Не случайно Пьер Жильяр пишет о том, как он неоднократно «имел возможность убедиться в том, какую незначительную роль играл Распутин в жизни Алексея Николаевича», но, повторяем, слухов в этой области всегда было больше, чем надежных фактов.

Именно случай исцеления царевича явился поворотом в отношении Александры Федоровны к Распутину, к этому, по ее словам «человеку Божьему». Вот что пишет уже упоминавшийся нами П. Жильяр о влиянии Распутина на Александру Федоровну через болезнь сына: «Мать ухватилась за надежду, которую ей давали, как утопающий хватается за руку, которую ему протягивают, и она уверовала в него со всей силой своей души. Давно она, впрочем, была убеждена, что спасение России и династии придет из народа, и она вообразила, что этот смиренный мужик был послан Богом… Сила веры сделала остальное и, благодаря самовнушению, которому способствовали случайные совпадения, Императрица пришла к убеждению, что судьба ее сына зависит от этого человека. Распутин понял состояние души этой отчаявшейся матери, сокрушенной в борьбе и дошедшей, как казалось, до пределов своего страдания. Он вполне усвоил, что мог извлечь из этого, и с дьявольским искусством он достиг того, что его жизнь до некоторой степени являлась связанной с жизнью цесаревича» (6, 37-38).

Именно болезнь сына оказалась определяющим моментом в отношении Александры Федоровны и Распутина — он стал надеждой и опорой ее семьи, более того, она верила, что под защитой этого человека ее семье и России не угрожает опасность — она знала это точно, она чувствовала это всем своим сердцем, «которое никогда не обманывало».

Поэтому при всей неприглядности разных слухов и сплетен, окружавших Распутина, Александра Федоровна видела его лишь с одной стороны. По словам дворцового коменданта В.Н. Воейкова, Александра Федоровна смотрела на Распутина как «на своего человека», игравшего в ее семье роль наставника-утешителя, — и как нам не понять исстрадавшейся матери, сына которой спасает от смерти этот человек? Она была убеждена, что Распутин — посланец от Бога, его заступничество перед Всевышним дает надежду на будущее. ..

Свое понимание роли Распутина Александра Федоровна излагала в письмах мужу. Так, в июне 1915 года она писала: «Слушайся нашего Друга: верь ему, сердцу дороги интересы России и твои. Бог недаром его послал, только мы должны обращать больше внимания на его слова — они не говорятся на ветер. Как важно для нас иметь не только его молитвы, но и советы». В другом письме мужу она писала, что «та страна, Государь которой направляется Божьим Человеком, не может погибнуть». Мы видим, как постепенно из «старца-утешителя» Распутин превращается во влиятельную политическую фигуру. Будучи умным и сообразительным, он, несомненно, понял, что уклоняться от роли советчика «мамы земли русской» он не может, иначе потеряет расположение царской семьи. Именно в этом драматическом смешении ролей Распутина была трагедия последнего царствования. Императрица предназначила «простецу и молитвеннику» роль, которую он ни при каких обстоятельствах не имел права играть, да и не имел возможности удачно ее исполнить.

Все попытки ближайших родственников, друзей, церковных иерархов предостеречь Александру Федоровну от влияния Распутина заканчивались разрывом, отставкой, полной изоляцией. В письмах Императору Николаю от 15 июня 1915 года Александра Федоровна писала: «Самарин, несомненно, пойдет против нашего Друга и будет на стороне тех епископов, которых мы не любим, — он такой ярый и узкий москвич» (1, 192). Хорошо известно, чем кончились выступления против Распутина священномученика митрополита Владимира, епископов священномученика Гермогена и Феофана. Полный разрыв произошел у Александры Федоровны и со своей сестрой — преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной, которая в письме императору от 26 марта 1910 года писала о пребывании Распутина в духовной прелести.

Отношения самого Императора и Распутина были более сложными — восхищение «старцем» сочеталось у него с осторожностью и даже с сомнениями. Так, после первой встречи с Распутиным в 1907 году он сказал князю Орлову, что нашел в Распутине «человека чистой веры». Председателю Государственной Думы М. Родзянко он так характеризует Распутина: «Он хороший, простой русский человек. В моменты сомнений и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно». Но все же Император испытывал беспокойство по поводу Распутина — ведь его не могли не тревожить сообщения доверенных лиц о скандальном его поведении. Император многократно пытался избавиться от него, но всякий раз отступал под давлением Императрицы или из-за необходимости помощи Распутина для излечения наследника. Вот что об этом пишет П. Жильяр: «Сначала он терпел его, не решаясь нанести удар вере Императрицы, которую Императрица имела в него и в которой она находила надежду, дававшую ей возможность ждать. Император опасался удалить Распутина, потому что если бы Алексей Николаевич умер, то Император в глазах матери, несомненно, являлся бы убийцей своего ребенка» (6, 157-158).

Подводя итог анализу причин влияния Г. Е. Распутина на царскую семью, в заключение хотелось бы отметить, что Император оказался не в состоянии противостоять воле Императрицы, истерзанной отчаянием из-за болезни сына и находившейся в связи с этим под зловещим влиянием Распутина, — как дорого пришлось впоследствии заплатить всей семье за это!


Библиография

1. Боханов А. Н. Сумерки монархии. М., 1993.

2. Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох, б/м, 1994.

3. Дневники императора Николая II. М., 1991.

4. Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. М., 1994.

5. Жевахов Н.Д., князь. Воспоминания, том 1. М., 1993.

6. Жильяр П. Тринадцать лет при Русском Дворе. Paris, б/г.

7. Жуковская В.А. Мои воспоминания о Григории Ефимовиче Распутине, 1914-1916 гг. // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII — XX вв., тома 2-3. М., 1992, с. 252-317.

Распутин, «Безумный монах», ставший другом Романовых

34-летний Распутин прибыл в столицу России Санкт-Петербург в 1903 году. (Фото Topical Press Agency/Getty Images)

  • Наследие Романовых: как в России помнят последнюю российскую царскую семью?
Жизнь Григория Распутина: хронология
9 января 1869

Григорий родился у сибирских крестьян Ефима и Анны Распутиных в селе Покровское на реке Туре

2 февраля 1887

Григорий женится на Прасковье Дубровиной. У них будет трое детей: Дмитрий, Матрена (Мария) и Варвара

1897–1905

Распутин странствует по святыням России странником или паломником

1 ноября 1905

Распутин представлен царю Николай II и его жена, императрица Александра, впервые

1907

Церковь расследует Распутина на предмет его предполагаемых связей с подпольной сектой, известной как хлысты

март 1910

«Московские ведомости» запускают первую из многих печатных кампаний против Распутина

Весна 1911

Распутин едет в Святую Землю

Октябрь 1912

так верят Николай и Александра благодаря божественному вмешательству Распутина.

29 июня 1914 г.

Распутин ранен женщиной по имени Хиония Гусева возле своего дома в Покровском и чуть не погибает

Январь–февраль

19:16 Министр внутренних дел Алексей Хвостов замышляет убийство Распутина. Заговор проваливается

17 декабря 1916

Распутин убит в петроградском особняке князя Феликса Юсупова

10–11 марта 1917

Тело Распутина кремировано, скорее всего в Петроградском политехническом институте, при загадочных обстоятельствах

3 Как это произошло

3 Распутин связался с российской царской семьей?

Когда 34-летний Распутин прибыл в российскую столицу Санкт-Петербург в 1903, его время не могло быть лучше. Интерес к мистицизму и оккультизму в светских кругах города рос, и Распутин имел все возможности воспользоваться этим увлечением. В течение многих лет неграмотный сибирский крестьянин, ставший самопровозглашенным святым (несмотря на свое сегодняшнее прозвище, он никогда не был монахом), путешествовал по России и утверждал, что дошел до Греции и Иерусалима.

Обратившись в радикальную религиозную секту в возрасте 18 лет, он заработал репутацию целителя, который может предсказывать будущее и даровать божественное избавление. Это было достигнуто благодаря его учению о «святом бесстрастии», которое утверждало, что лучший способ приблизиться к Богу — через греховные действия, особенно плотские. Его плоть, если быть точным. Неудивительно, что его имя изменилось с Григория Ефимовича Новых на Распутин, что, как считалось, означало «развратник».

Распутин макал свои покрытые коркой грязи пальцы в варенье, чтобы женщины могли их слизать

Несмотря на его грязные волосы, бороду и зловонный вид, число последователей Распутина росло, и он с удовольствием обращался с ними, как бы он ни в розыске. Есть рассказы из его жизни — правда или слухи — что Распутин макал свои покрытые коркой грязи пальцы в варенье, чтобы женщины могли «смириться», вылизывая их дочиста. Предположительно, он еще больше удостоил своих поклонников намеками на прозвища или тем, что заставил их купать его обнаженное тело. Однажды он якобы пригласил двух молодых сестер в баню, а их матери объявил, что это «День спасения».

Больше похоже на это

Распутин в окружении последователей, c1914. (Фото из архива Халтона/Getty Images)

Прислужники толпились, иногда сотнями, возле его дома, надеясь добиться аудиенции у Распутина, украсть сувенир (в том числе обрезки ногтей) или оставить в подарок цветы. «Идиоты приносят цветы каждый день. Они знают, что я люблю их», — пошутил он однажды. Однако «настоящая святая работа» Распутина заключалась в том, что он спал с этими женщинами, обещая, что контакт с его телом может очистить душу.

Хотя у него был секс с бесчисленным количеством женщин, включая замужних дворянок, жена Распутина и мать его детей, на которых он женился в 19 лет, осталась ему верна. Когда она обращалась с ним, как с другим его преданным, она однажды сказала: «Его достаточно для всех». Его разврат не помешал Распутину подняться на самую вершину российского общества. Фактически, именно его заявления о магической целительной силе привели к тому, что он был представлен царю Николаю II и его жене Александре, поскольку они искали кого-то, кто вылечил бы их больного сына.

  • Всегда ли Россия играла по своим правилам?

Друг Романовых

Традиционные врачи не смогли вылечить молодого Алексея, который страдал гемофилией, то есть его кровь не сворачивалась должным образом, когда он был ранен, поэтому отчаявшаяся Александра обратилась к неортодоксальным целителям. Когда Распутину якобы удалось остановить приступ сильного кровотечения в 1908 году с помощью молитвы, императрица попала под его чары. Распутин стал «нашим другом» семьи Романовых, и его вызывали всякий раз, когда Алексею требовалось исцеление верой. В 1912 декабря состояние князя настолько ухудшилось, что он принял последнее таинство. Узнав об этом, Распутин отправил Александре телеграмму следующего содержания: «Малыш не умрет. Не позволяйте врачам беспокоить его слишком сильно». Алексей выздоровел, связь Распутина с королевской семьей укрепилась, а его имя распространилось по России.

Традиционные врачи не смогли вылечить юного Алексея (слева на первом плане). (Фото The Print Collector/Getty Images)

По мере роста влияния Распутина на Романовых их популярность падала. Они уже боролись за поддержку, так как у Николая II не было силы и авторитета своего отца, Александра III, особенно после его неэффективного руководства во время Революции 1905. Тем временем к Александре, как к немке, относились с подозрением в российском замкнутом обществе, усугубленном ее желанием жить в уединении, чтобы воспитывать своих детей, а не быть публичным лицом династии. Так что, когда Романовы возвысили крестьянского мистика с похотливой репутацией, напряженность только обострилась.

  • Революции в России: как 1917 год сформировал столетие

И Распутин не сделал ничего, чтобы помочь делу, поскольку, с усилением власти, он вел свой развратный образ жизни с большей безнаказанностью. Пока Александра приглашала Распутина провести время с Алексеем и ее дочерьми (где он играл совершенного святого человека), его враги распространяли о нем слухи. Утверждалось даже, что в пьяном угаре Распутин хвастался царицей среди своих сексуальных завоеваний, хотя доказательств этому нет и кажется маловероятным, поскольку Александра, по общему мнению, была предана своему мужу. Когда нападки на любимого друга дошли до ушей Романовых, они отказались их принять. «Я слишком хорошо знаю Распутина, чтобы верить всем сплетням о нем», — заявил Николай. Александра пошла еще дальше в своей похвале: «Святых всегда очерняют. Его ненавидят, потому что мы любим его».

По мере того, как влияние Распутина на Романовых росло, их популярность падала

Даже когда обвинения против Распутина стали подавляющими, включая инцидент в марте 1915 года, когда он спустил штаны и, как выразился один очевидец он, помахал своим «репродуктивным органом» в ресторане — Романовы слишком зависели от него для здоровья Алексея. Многим Распутин угрожал самому существованию Российской империи.

Начало Первой мировой войны ознаменовало новую главу в могуществе Распутина. Николай II принял личное командование своими войсками в сентябре 1915 года, оставив Александру ответственной за государственные дела. Хотя изначально он был против войны, теперь Распутин стал самым влиятельным человеком в стране. Он убрал врагов с их позиций и заменил их своими избранными, шантажировал 2000 рублей с каждого, кто надеялся избежать линии фронта, и мало что сделал для помощи военным усилиям.

Крики оппозиции об измене и саботаже стали громче, направленные не только против Распутина, но и против монархии. Революция казалась неизбежной, и предотвратить ее означало для многих дворян освободить Романовых от их пагубного кукловода. Распутин должен был умереть.


Послушайте: Хелен Раппапорт объясняет, почему последний русский царь и его семья встретили насильственную смерть в 1918 году, в этом выпуске подкаста HistoryExtra :


Распутин «обманул смерть»?

Подробности того, что произошло 29 декабря 1916 года, далеки от точных, но считается, что Распутин провел день, выпив дюжину бутылок вина и, возможно, проведя время с последователями в бане. В тот вечер он брел по заснеженным улицам Петербурга (или Петрограда, как тогда было), направляясь в дом князя Феликса Юсопова, богатого мужа племянницы Николая, на свидание с его красивой, молодой жена Ирина.

У Юсопова и небольшой группы заговорщиков, в том числе двоюродного брата царя, были другие планы. Распутина отвели вниз, чтобы дождаться Ирины, которой даже не было в том же городе, и предложили вино и пирожные с примесью цианида. Утверждается, что, несмотря на то, что он выпил достаточно, чтобы убить пятерых человек, Распутин не проявлял никаких признаков отравления ядом. Именно тогда Юсопов достал револьвер и выстрелил в него в упор. Однако он как-то не умер. Когда заговорщики праздновали с бокалом вина, Распутин открыл глаза, встал на ноги и добрался до двора, прежде чем его преследовали и застрелили во второй раз, отправив его на землю у ворот дворца.

  • Британский агент убил Распутина?

Если верить рассказу, Распутин еще дергался от жизни, поэтому убийцы избили его – со злобным вниманием уделяя его промежность, доставившую в их глазах столько неприятностей. На всякий случай еще одна пуля была выпущена, на этот раз в мозг. Они завернули тело в ковер и бросили его в реку Неву (хотя некоторые утверждают, что он мог быть жив, когда упал в воду, и на самом деле утонул). Тело Распутина было обнаружено пару дней спустя, его выбросило на берег — его руки были подняты, как будто он разорвал свои оковы в последней попытке обмануть смерть.

Незадолго до своей смерти Распутин якобы написал предупреждение Романовым, в котором говорилось: «Когда колокол прозвонит три раза, он возвестит, что я убит. Если меня убьют простые люди, вы и ваши дети будете править Россией на века вперед; если меня убьёт кто-то из вашего рода, то вас и вашу семью убьют русские люди! Молись царь русский. Молиться.» Хотя подлинность этого письма вызывает споры, династия Романовых действительно рухнула спустя более чем три столетия с революцией 19-го века.17. Большая часть жизни и смерти Распутина пропитана вопросами, на которые нет ответов, и ненадежными источниками, но нет никаких сомнений в загадочной, призрачной роли, которую он сыграл в кровавом конце имперской России. !это одна из причин, почему он остается таким очаровательным и сегодня. Он стал больше мифом, чем человеком.

Иллюстрация Григория Распутина (слева) и царя Николая II (справа) на конференции из русского сатирического издания Signaly (Сигналы), около 1905 года. (Фото JHU Sheridan Libraries/Gado/Getty Images)

После Распутина

В то время как царица Александра была обезумела, услышав известие о смерти Распутина, большая часть России праздновала это известие. В лучшем случае мистик был продажным и аморальным, а в худшем — злым. Его смерть была так сильно поддержана общественностью, что царь Николай II опасался слишком сурово наказывать своих убийц, если это спровоцирует беспорядки.

Ненависть к Распутину была такова, что при жизни он оказался удобным козлом отпущения для Романовых. Однако с его уходом обида на слабую правящую династию обострилась. Николай сделал врагами Думу, парламент, созданный после 19-го века.05 Революция, распустив его, когда он встретился с оппозицией.

Царица Александра обезумела, услышав известие о смерти Распутина. (Фото © CORBIS/Corbis через Getty Images)

  • Последние дни Романовых

Первая мировая война нанесла ущерб экономике России, привела к беспрецедентным масштабам гибели людей и вызвала нехватку продовольствия. В начале 1917 года в Петербурге вспыхнула Февральская революция, и когда войскам было приказано ее разогнать, они подняли мятеж. Николай был вынужден отречься от престола, положив конец династии, просуществовавшей более 300 лет, и было создано временное правительство. Это тоже не продлится долго, так как вторая революция позже в том же году привела к власти большевиков Владимира Ленина. 17 июля 1918 ноября Николая, Александру и их пятерых детей, находившихся под домашним арестом, казнили.

Этот контент впервые появился в выпуске History Revealed за июнь 2016 г. 69-1916) был сибирским целителем и старцем . («духовный учитель»), связанный с царской семьей в дореволюционные годы. Распутин оказывал определенное влияние на королевскую семью, особенно на царицу Александру, отношения, которые питали слухи, критику и антицарскую пропаганду.

Распутин родился Григорий Ефимович Новых в Покровском, деревне под Тобольском в Западной Сибири. Его отец, Ефим, зарабатывал на жизнь покупкой и продажей лошадей и не мог позволить себе образование своих детей. Двое братьев и сестер Новых, Дмитрий и Мария, утонули в местной реке.

Апокрифические истории предполагают, что Новые в детстве демонстрировали экстрасенсорные или телепатические способности, хотя они апокрифичны. Согласно документальным свидетельствам, он был очень высоким (рост 6 футов 4 дюйма или 193 сантиметра) и был склонен к пьянству, сексуальным распущенным связям и неподобающему поведению, особенно по отношению к местным женщинам.

В подростковом возрасте Новых стал самопровозглашенным мистиком и начал называть себя Распутиным, именем, взятым из-за слияния двух рек недалеко от его родного города. Он поступил в Верхотурский монастырь с намерением стать монахом, но бросил его, чтобы жениться в возрасте 18 лет.

У Распутина и его жены Прасковьи было трое детей. Однако его религиозные амбиции остались непреодолимыми, и он отказался от них, чтобы отправиться в паломничество в Грецию и Святые земли в надежде стать пророком. Он проделал это путешествие в основном пешком.

В 1904 году Распутин отправился в Санкт-Петербург. Он прибыл в столицу и, несмотря на то, что был самопровозглашенным святым и не рукоположен Русской православной церковью, сумел склонить на свою сторону городского епископа.

Распутин вскоре приобрел репутацию проповедника и духовного наставника. Одной из его клиенток и, возможно, любовниц была Анна Врюбова, фрейлина и доверенное лицо царицы Александры. То ли Врюбова, то ли двое черногорских королевских особ, князь Милица и княгиня Анастасия, рекомендовали Распутина царской семье.

Николай и Александра впервые встретились с Распутиным в ноябре 1905 года, затем, по крайней мере, дважды в 1906 году. Несмотря на его оборванный вид, неприятный запах и отсутствие манер и этикета (он обращался к Николаю и Александре как «папа» и «мама»), Распутин смог завоевать доверие королевской четы.

Как известно, доверие Александры к Распутину проистекало из его очевидной способности облегчить страдания ее сына Алексея во время его приступов гемофилии. Историки и медицинские эксперты расходятся во мнениях относительно того, как и в какой степени Распутину удалось этого добиться. Некоторые предполагают, что Распутин использовал гипноз, массаж или смесь лекарственных трав или лекарств. Другие считают, что мальчику помогло успокаивающее поведение Распутина и то, как он отгонял чрезмерно внимательных придворных врачей.

Как бы то ни было, царица стала ассоциировать присутствие Распутина с крепким здоровьем и счастьем Алексея. Царь, хотя и скептически относился к Распутину и был возмущен вызванной им негативной репутацией, не был склонен менять религиозного деятеля или даже свою жену. Николаю также нравилось формировать символические отношения с такими крестьянами, как Распутин, полагая, что они поддерживают его связь с людьми.

Когда Распутин не помогал Алексею и Александре, он тратил большую часть своего времени на гнусную общественную деятельность. Он стал постоянным советником аристократичных и богатых буржуазных женщин — и открыто хвастался, что спит с ними. Ночью Распутина часто можно было встретить в захудалых районах Санкт-Петербурга, в барах и публичных домах. В прессе появились сообщения о том, что он в пьяном виде обнажал свой пенис и утверждал, что переспал с царицей.

Если бы не Первая мировая война, Распутин мог бы остаться исторической редкостью. Однако наступление войны позволило сибирской целительнице активно участвовать в управлении страной, вызывая критику и позор режима.

Когда Николай принял командование армией в сентябре 1915 г., Александра де-факто оставила контроль над правительством – и у нее на слуху был Распутин, постоянно дававший советы по министерским должностям и вопросам политики. Вмешательство Распутина спровоцировало увольнение и замену некоторых министров.

В качестве примера можно привести назначение Александра Протопопова министром внутренних дел 19 сентября16 было в значительной степени делом рук Распутина.

Предоставление правительства в руки женщины немецкого происхождения и сибирского крестьянина сомнительного поведения вызвало волну резкой и часто непристойной пропаганды, которая еще больше подорвала царизм.

Поняв, что выходки Распутина угрожают царю и его режиму, консерваторы начали плести заговор против сибирского старца. В декабре 1916 года Распутин был убит князем Феликсом Юсуповым, великим князем Дмитрием Павловичем и Владимиром Пуришкевичем, которые ранее осудили его в Думе. Заманив Распутина во дворец Юсупова, они отравили его (по-видимому, безрезультатно), несколько раз выстрелили в него и бросили тело в замерзшую Неву.

Взгляд историка:
«Николаю посылались неоднократные предупреждения о возрастающей опасности для престола [со стороны Распутина]. Его дядя, великий князь Николай Николаевич, умолял его помешать его жене навредить репутации монархии, вмешиваясь в дела правительства. «Вы стоите накануне эпохи новых смут», — предупреждал он… В этой атмосфере напряженного ожидания открыто говорили о необходимости дворцового переворота и о том, чтобы императрица была заперта от греха подальше, в женский монастырь. Безудержные инсинуации и сплетни о «темных силах», которые она и Распутин представляли, были единственной темой разговоров в закрытых клубах, где «великие князья играли в квинз и говорили о спасении России».
Хелен Раппапорт

Информация для цитирования
Название: «Григорий Распутин»
Авторы: Дженнифер Ллевеллин, Стив Томпсон

Издатель: Alpha History

Дата публикации: 21 мая 2019 г.
Дата обращения: 25 апреля 2023 г.
Авторское право: Содержание этой страницы не может быть повторно опубликовано без нашего прямого разрешения. Для получения дополнительной информации об использовании, пожалуйста, обратитесь к нашим Условиям использования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *