Властителям и судиям державин г р: Властителям и судиям — Державин. Полный текст стихотворения — Властителям и судиям

Властителям и судиям — Державин. Полный текст стихотворения — Властителям и судиям

Литература

Каталог стихотворений

Гавриил Державин — стихи

Гавриил Державин

Властителям и судиям

Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых? Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет! Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!

1780 г.

Другие стихи этого автора

Памятник

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Признание

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Бог

О Ты, пространством бесконечный,

Живый в движеньи вещества,

О религии

Река времен в своем стремленьи…

Река времён в своём стремленьи

Уносит все дела людей

О жизни

Лебедь

Необычайным я пареньем

От тленна мира отделюсь,

Золотой век

Снигирь

Что ты заводишь песню военну

Флейте подобно, милый снигирь?

Золотой век

Как читать

Публикация

Как читать «Преступление и наказание» Достоевского

Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика

Публикация

Как читать «Белую гвардию» Булгакова

Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света

Публикация

Как читать «Очарованного странника» Лескова

Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь

Публикация

Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих

Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы

Публикация

Как читать «Лето Господне» Шмелева

Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы

Публикация

Как читать «Двенадцать» Блока

На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме

Публикация

Как читать «Темные аллеи» Бунина

На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина

Публикация

Как читать «Гранатовый браслет» Куприна

Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника

Публикация

Как читать «Доктора Живаго» Пастернака

Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака

Публикация

Как читать Набокова

Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах

«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

  • О проекте
  • Открытые данные

© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

Материалы

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

«Властителям и судиям» анализ стихотворения Державина по плану кратко – жанр, история создания, тема

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 221.

Обновлено 27 Февраля, 2021

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 221.

Обновлено 27 Февраля, 2021

Обличительная ода “Властителям и судиям” является одним из самых важных произведений в творчестве Державина, который в экспрессивной и эмоциональной манере привлекает внимание общества к проблеме продажности чиновников. Можно использовать краткий анализ “Властителям и судиям” по плану на уроке литературы в 9 классе, чтобы школьники поняли не только смысл стихотворения, но и обстановку в России XVIII века.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Властителям и судиям.

История создания – Гавриил Романович написал своё произведение в 1780 году и с большим трудом добился его публикации в популярной газете того времени – “Санкт-Петербургском Вестнике”.

Композиция – стихотворение представляет собой цельное произведение, не разделяющееся на определённые части, тема развивается последовательно.

Тема стихотворения – необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чём Державин пытается убедить людей, облечённых властью.

Жанр – ода, но ода гневная и обличительная, для своего времени – практически революционная.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, поэт использует перекрёстную рифму.

Эпитеты“последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”

.

Сравнения“как с древ увядший лист падет”, “вы умрёте, как ваш последний раб умрёт”.

История создания

Стих является вольным переводом одного из псалмов, который Державин дополнил собственными мыслями – возмущением по поводу власть предержащих. Написано оно было в 1780 году и после больших усилий со стороны поэта всё же опубликовано в газете “Санкт-Петербургский Вестник”.

Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.

Несмотря на то, что Державин был убеждённым монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.

Тема

Тема этого обличительного произведения – произвол чиновников и других государственных мужей, которые пользуются своей властью во вред как народу, так и государству. Они властолюбивы, алчны, подлы и не способны ни понять простого человека, ни помочь ему. Поэт обращается к властителям, убеждая их жить по совести, и к судиям (имея в виду конкретно императрицу), призывая их свершить справедливый суд и покарать владык, которые так сильно зазнались.

Однако в конце поэт высказывает мысль, что по-настоящему справедливо править людьми может только Бог.

Композиция

Композиция оды соответствует композиции первоисточника, то есть 81-го псалма царя Давида, вольным переводом которого и является.

На протяжении всего стихотворения поэт развивает одну и ту же мысль о продажности власть предержащих и необходимости перемен. Так, в начале он высказывает свои взгляды на справедливое общественное устройство, когда те, кто находится у власти, защищают тех, кому это необходимо. Далее он указывает на то, что на самом деле ничего подобного не происходит, все просто пекутся о своих интересах.

И в конце он, во-первых, утверждает мысль о том, что подобное нарушение законов человечности не может остаться безнаказанным, во-вторых, взывает к Богу как к высшему судье.
Ода написана ямбом, в ней используется перекрёстная рифма.

Жанр

Определить жанр этого произведения несложно – это ода. Но ода гневная – так её назвал сам автор. Также в нём есть элементы духовной оды, поскольку за основу взят библейский текст.

Выразительные средства

Художественное своеобразие державинского произведения выражается не только в смешении поджанров, но и в том, какие средства выразительности он использует для того, чтобы донести свою мысль. Так, в нём присутствуют привычные тропы:

  • Эпитеты “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”.
  • Сравнения “как с древ увядший лист падет”, “вы умрёте, как ваш последний раб умрёт”.

Однако они выступают в качестве вспомогательных средств. Основными являются славянизмы, с помощью которых поэт делает своё стихотворение более торжественным, и восклицательные предложения. Они играют очень важную роль в ткани произведения, придавая ему сходство с ораторской речью. Таким способом Державин привлекает внимание читателей.

Тест по стихотворению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Саша Смочелюк

    7/7

  • Лера Титова

    6/7

  • Miella Milanova

    7/7

  • Екатерина Сазонова

    7/7

  • Ксюша Попшой

    7/7

  • Дарья Цимьалист

    7/7

  • Евгения Котова

    7/7

  • Айгуль Ситдикова

    7/7

  • Михаил Аккерманов

    7/7

  • Лена Мафтей

    7/7

Рейтинг анализа

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 221.


А какую оценку поставите вы?

Анализ правителям и судьям. Державин Правителям и судьям (Разбор поэмы, стиха). Структурный анализ стихотворения

Обличительная ода «Государям и судьям» — одно из важнейших произведений в творчестве Державина, выразительно и эмоционально привлекающего внимание общественности к проблеме коррупции чиновников. Краткий анализ «Владыкам и судьям» можно использовать по плану на уроке литературы в 9 классе. й класс и чтобы учащиеся понимали не только смысл стихотворения, но и положение в России 18 века.

Краткий анализ

История создания — Гавриил Романович написал свое произведение в 1870 году и с большим трудом добился его публикации в популярной газете того времени — «Петербургских ведомостях».

Композиция — стихотворение представляет собой целую историю, не разделенную на определенные части, тема развивается последовательно.

Тема стихотворения — необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чем Державин пытается убедить людей, стоящих у власти.

жанр — ода, но гневная и обличительная ода, для своего времени — почти революционная.

Стихотворный размер — ямб с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты «Последний раб», «увядший лист», «земные боги» .

Сравнения «Как увядший лист падает с дерева», «ты умрешь, как умрет твой последний раб» .

История создания

Стихотворение представляет собой больной перевод одного из псалмов, который Державин добавил с собственным негодованием на власть имущих. Она была написана в 1870 году и, после больших усилий со стороны поэта, все-таки была опубликована — в газете «Санкт-Петербургский вестник».

Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, много лет занимавшим достаточно высокие посты. И такая деятельность показала ему все недостатки системы управления в Российской империи — а их было немало. За годы службы Гавриил Романович твердо уверился в том, что строй нуждается в кардинальных переменах — эта мысль была выражена им в поэме «Государям и судьям». Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями своего времени.

Несмотря на то, что Державин был убежденным монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которые в целом благоволили поэту как революционный призыв. И, несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки мысли о ниспровержении существующего строя, просто выражая накопившуюся озлобленность по поводу царящей несправедливости, позднее заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.

Тема

Тема этого обвинительного произведения – произвол чиновников и других государственных деятелей, использующих свою власть во вред как народу, так и государству. Они властолюбивы, жадны, подлы и не способны ни понять простого человека, ни помочь ему. Поэт обращается к правителям, призывая их жить по совести, и к судьям (имея в виду именно императрицу), призывая их осуществить справедливый суд и наказать столь высокомерных правителей. Однако в конце поэт высказывает мысль о том, что по-настоящему управлять людьми может только Бог.

Состав

Соответствует составу первоисточника, то есть 81-му псалму царя Давида, вольным переводом которого является.

На протяжении всего стиха поэт развивает одну и ту же мысль и о продажности держащей силы и о необходимости перемен. Так, вначале он высказывает свои взгляды на справедливый общественный строй, когда власть имущие защищают тех, кто в этом нуждается. Далее он указывает, что на самом деле ничего подобного не происходит, каждый просто озабочен своими интересами.

И в конце он, во-первых, утверждает мысль, что такое нарушение законов человечества не может оставаться безнаказанным, а во-вторых, взывает к Богу как к высшей инстанции.

жанр

Жанр этого произведения определить несложно — это ода. А вот гневная ода — так назвал ее сам автор. Он также содержит элементы духовной оды, так как основан на библейском тексте. Ода написана ямбом и использует перекрестную рифму.

Выразительные средства

Художественное своеобразие творчества Державина выражается не только в смешении поджанров, но и в том, какие выразительные средства он использует для передачи своей мысли. Итак, он содержит обычные пути:

  • Эпитеты — «последний раб», «увядший лист», «земные боги».
  • Сравнения — «как с дерева упадет увядший лист», «ты умрешь, как умрет твой последний раб».

Однако они действуют как вспомогательные средства. Основные из них — славянизмы, с помощью которых поэт делает свое стихотворение более торжественным, и риторические восклицания. Они играют очень важную роль в ткани произведения, придавая ему сходство с ораторской речью. Таким образом Державин привлекает внимание читателей.

Стихотворный тест

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4,3. Всего полученных оценок: 110.

Всегда стремится быть в гуще событий, касающихся судеб страны и народа. Многие поэты посвящают Родине стихи, восхваляют или упрекают власть, высказывают свое мнение о каких-либо событиях. В конце 18 — начале 19 века власть в России совершенно перестала понимать людей, и такое отношение к людям не могло не сказаться на творчестве многих поэтов. Фаворит императрицы Екатерины II тоже не мог остаться в стороне. Поэт отличался пылким и справедливым характером, поэтому его возмущал беспредел, творившийся вокруг.

Вызов самодержавию и беззаконию

Анализ «Властителям и судьям» показывает, насколько непривычным для того времени было спорить с властями, показывать свое неповиновение. С первых строк произведения становится понятно, что дальше так жить нельзя, даже Богу не под силу смотреть на земных правителей. Автор считает, что короли должны помогать вдовам, сиротам и другим несчастным людям, но они только слышат и защищают сильных. Родину сотрясают зверства, но чиновники этого не видят.

Анализ «За господ и судей» говорит о том, что Гавриил Романович хотел разоблачить все пороки власти. Для русского народа монархия, равнодушная к жизни простых людей, настоящая трагедия. Короли ни в своих поступках, ни в своей жизни не подобны богам. В конце поэмы поэт разуверился в том, что все можно исправить, вразумив монархов, ведь понятия честь и совесть не знакомы правителям и судьям. показывает: поэт убежден, что спасти Россию может только суд Божий.

Художественное своеобразие стиха

Анализ «За господ и судей» позволяет понять, каким новатором был Гавриил Державин. В его время большинство лириков писали стихи для определенных слоев общества. Простые люди не понимали возвышенных и патетических речей, поэтому Гавриил Романович решил немного упростить язык и добавить к своим стихам тот, который понятен большинству людей. Сам автор назвал произведение «За господ и судей» гневной одой. Он взял за основу библейский текст – Псалом 81.

Поэт создал торжественный стиль с помощью обращений, вопросов, обилия славянизмов. Анализ «Владыкам и судьям» показывает, что автору удалось добиться ораторского звучания. В своей оде поэт выразил горечь порочности современного мира, он пытался пробудить в читателе не только гнев, но и желание очиститься и изменить жизнь к лучшему.

Смысл стихотворения «Государям и судьям»

Державин (анализ показывает, что автор не заложил в свое произведение революционного импульса), по своим убеждениям был монархистом и очень хорошо относился к императрице Екатерине II. Даже при написании оды «Владыкам и судьям» он не выступил против правительницы, ибо был убежден в ее добродетели. В царящем в стране беззаконии виноваты окружающие императрицу чиновники — именно об этом хотел ее предупредить Гавриил Романович. Несмотря на это, многие восприняли стихотворение как призыв к смене власти. Направление нашло продолжение в творчестве Пушкина, Лермонтова и других поэтов XIX в.век.

Стихотворение «Государям и судьям» Державин написал в 1870 году. Напечатано в «Санкт-Петербургских ведомостях». С большим трудом поэт добивался этого издания. Тем не менее обличительная ода была напечатана в популярной газете. Это был вольный перевод одного из библейских псалмов царя Давида. Державин, сохранив гневный пафос оригинала, добавил к нему свое чисто «русское» возмущение «деяниями сильных мира сего».

На протяжении всей поэмы обвиняются люди, наделенные большой властью. Автор убеждает читателя, что только Бог может править на Земле, и только он может быть справедливым. По словам Державина, «властолюбивые» не способны понять простого человека, а уж тем более помочь ему. Поэт горько «вопит» о несправедливости, подлости, равнодушии и жадности тех, кто достиг власти «Земные боги» … Боль Державина слышна в каждом слове оды. Тема ясна — убедить правителей жить по законам гуманности и добродетели. Державин также ссылается на «Судей» … Он видит в их лицах мудрость и справедливость. Параллельный диалог автора раскрывает суть его поэмы — способствовать «высокому суждению» и наказывать «заносчивых» правителей «возмущенным» словом.

По тем временам поэма была более чем смелой. Оно было революционным, призывало к свержению произвола и беззакония. Словосочетание «Наказать нечестивых» — явный призыв к политическому перевороту. Державин считает, что возмездие покроет обнаглевших правителей. Екатерина снисходительно относилась к «лордам и судьям». В Российском государстве она слыла покровительницей всего прогрессивного и не хотела портить отношения с Державиным. Вот почему стихотворение дошло до нас без цензуры.

Содержание стихотворений можно описать в форме небольшого рассказа, то есть отойти от лирики к былине: «Огляделся однажды Бог кругом и увидел внизу большое множество людей. Все они были влиятельными людьми в своем государстве: создавали законы, вершили судьбы… И Всевышний замечал, что эти люди распоряжаются властью несправедливо, не честно, не гуманно. Также Бог видел, какие зверства творятся вокруг: много нищеты, голода, смерти, унижений… И Бог понял, что в бедствиях простых людей виноваты руководители государств. И разгневанный Всевышний призвал толпу к совести сверху. Но толпа не слышала мудрого голоса с небес. Разочаровавшись в людях, Бог исчез, опечалился… Печаль Божию подхватил одинокий и честный человек. Силой своего поэтического слова он начал клеймить «земных» правителей.

«Для господ и судей» пишется ямбом , используя перекрестную рифму: судьи-воли (женщины), их злые (мужчины). Рифмы – это в основном слова одной части речи: невинно-бессильные (прилагательные), оковы (существительные), знать-ударные (глаголы). Но есть исключения: судья мне, слушайте землю.

V эпитеты есть усечение окончания прилагательного: боги властный, страстный, смертный … Это придает поэме торжественность и силу. Истории : рек, хозяин, до, срывать, взятка, раздевание, подлость, древний — подчеркивают и давность событий, и неувядающую красоту уходящего слова. Слог Державина величественен и прост одновременно. В оде семь восклицательных предложений! Они наполнены огромными чувствами гнева и презрения. Хорошо у Державина сравнения :

И ты так упадешь
как упадет с дерева увядший лист!
И ты умрешь так,
как умрет твой последний раб!

Прилагательные выцвели, последние показывают хрупкость нечестного правления.

Лирический герой полон горечи, разочарования, бессилия. Но он верит, что справедливость восторжествует. Торжественной песней — ода — называют поэму Державина. Ода страстная, гневная, обличительная, революционная.

Г.Р. Державин. «Государям и судьям»

История создания

С 1786 по 1788 год Державин был губернатором Тамбовской губернии. Как и в других службах, здесь он действовал активно, стараясь многое изменить в существующем порядке региона. Но вскоре он понимает, что его преобразования мешают местной знати, а идеалы просвещения, долга и справедливости вызывают открытую неприязнь чиновников. Он видит, как на высоких государственных должностях нарушается закон, а нарушители не получают никакого наказания. Он пытается навести порядок, но не находит единомышленников. Именно в это время, в 1787 году, он написал гражданскую оду «Властителям и судьям».

Державин взял за основу для этого произведения написанную ранее поэму на библейскую тему, которая называлась «Псалом 81».

Псалом — это библейская песня, обращенная к богу . .. Автором таких песен считается ветхозаветный царь Давид.

Державин перевел древнее произведение на современный язык, наполнил его обличительным содержанием и дал поэме новое название: «Государям и судьям».

Основные темы и идеи стихотворения

На основе библейского текста автор рассказывает о современной жизни Российского государства. В его родной стране безнаказанное нарушение законов, угнетают слабых, торжествуют неправда и зло, а справедливости искать негде. Остается надеяться только на Бога, только он сможет навести порядок в стране. И если Господь спросит правителей, как они проводят в жизнь установленные ими законы?

Всемогущий Бог воскрес, да рассудит

Земные боги в их воинстве;

Как долго, рёк, как долго ты будешь

Чтобы пощадить неправедных и нечестивых?

Ваша обязанность: соблюдать законы,

Не смотри в лица сильных,

Ни помощи, ни защиты

Нельзя оставлять без внимания сирот и вдов.

Ваш долг: спасти невинных от бед,

Несчастливые для укрытия;

Защити слабого от сильного,

Вырвать бедняков из оков.

Не обращайте внимания! Видят — и не знают!

Покрытый бриаровым нетканым материалом:

Злодеяния сотрясают землю,

Неправда сотрясает небеса.

Поэт гневно обличает «неправедных и нечестивых». Автор напоминает им, что люди, наделенные властью, все же люди, а не всемогущие боги. Поэтому они должны помнить о высшей каре, о том, как легко они нарушили закон справедливости, установленный самим Богом. Это главная мысль стихотворения.

Так и упадешь.

Как упадет с дерева увядший лист!

И ты умрешь так,

Как умрет твой последний раб!

Безусловно, эта работа была воспринята как революционное воззвание. Ведь в последнем четверостишии поэт призывает к суду над несправедливой властью.

Восстань, Боже! Бог прав!

И внемли их молитве:

Приди, судья, накажи нечестивых

И будь королем земли!

Художественное своеобразие стихотворения

С одной стороны, это произведение можно отнести к духовным одам так как оно основано на библейском тексте. Лексика и образы стихотворения, действительно, напоминают псалом, например, используются следующие слова: в сонме; не обращай внимания; покрытые шерстяным бриаром; слушай их молитву. Автор включает риторические восклицания, вопросы, обращения: «Доколе будешь миловать неправедных и злых?»; «Короли! Я думал, вы, боги, сильны…»; «Воскресите Боже! Боже Боже!» Благодаря таким приемам создается ораторских звуков, убеждающих читателей в правоте поэта.

С другой стороны, это стихотворение направлено на пробуждение читательского сознания, пробуждение стремления к исправлению пороков, оно является своеобразным предупреждением, назиданием «правителей».

В чем смысл этой оды? Конечно, Державин не был революционером, он был монархистом, и своей поэмой он не собирался вызывать бунт в обществе. Но отсутствие справедливости в стране его очень возмущало. В будущем подобная тема прозвучит в произведениях Пушкина, Лермонтова и других поэтов.

Державин в этой оде выступает как новатор: он сочетает старославянскую лексику с общеупотребительными словами, говорит о власти с точки зрения общечеловеческих, нравственных идеалов. Поэт не воспевает правителя, как положено в оде классицизма, а обличает пороки королей и вельмож.

История создания. Необычайно мужественный, решительный и независимый характер Державина проявлялся во всем, в том числе и в его поэзии. Одно из его стихотворений едва не стало поводом для ссылки и опалы. Это была написанная в 1787 году ода «Владыкам и судьям», которую автор назвал «гневной одой».

Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушались законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не увенчалась успехом: он не нашел поддержки ни в обществе, ни в правительстве. Нарушители закона благополучно избежали заслуженного наказания. Но в то же время поэт свято верил, что сама Екатерина — добродетельный монарх, окруженный злыми сановниками. Обида и гнев требовали выхода. И тогда поэт решил написать переложение 81-го псалма — так в древности называли библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — Псалтирь.

Тема этого псалма оказалась созвучна духу времени. Неслучайно этот 81-й псалом был перефразирован якобинцами во время Французской революции в Париже, и народ распевал его на улицах города, выражая свое возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.

Первый вариант своего переложения 81-го псалма Державин сделал за несколько лет до его публикации. Он передал стихотворение в «Петербургский вестник». Но издатели, испугавшись, «вырезали его из уже отпечатанной книги журнала. В новом варианте, написанном спустя пять лет, поэт даже усилил обвинительный пафос стихотворения. Ему удалось добиться его публикации. убрали прежнее название — «Псалом 81» — и издали произведение под собственным заглавием «О господах и судьях».

Основные темы и идеи. Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с жизнью современного поэта в Российском государстве. Именно здесь он видит нарушение справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он находит в ветхозаветной истории:

До тех пор, пока реки, до тех пор, пока как вы будете
Чтобы пощадить неправедных и нечестивых?

Державин утверждает в этом стихотворении, как и во многих других, необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости;

Твой долг: соблюдать законы,
Не смотреть в лица сильных,
Сирот и вдов нельзя оставлять без помощи, без защиты.
Долг твой: от бед спасать невинных, Несчастных прикрывать;
Защитить бессильных от сильных,
Вырвать бедных из оков.

Но в реальной жизни он видит отклонение от этого высшего закона тех, кто у власти, кто должен в первую очередь следить за соблюдением законов:

Не внимать! Видят — и не знают!
Покрытый шиповником:
Злодеяния сотрясают землю,
Неправда рябит небеса.

Вот почему голос поэта-обличителя «неправедных и нечестивых» звучит так гневно. Он утверждает неотвратимость наказания для тех «лукавых» правителей, которые не повинуются высшему закону правды и справедливости, — в этом главная мысль и главная мысль оды Державина:

И ты упадешь вот так.
Как упадет с дерева увядший лист!
И ты умрешь так,
Как умрет твой последний раб!

Неудивительно, что ода «Государям и судьям» была воспринята не только придворным кругом, но даже императрицей, обычно поддерживавшей Державина, как революционное воззвание. Ведь речь идет о том, что неправедная власть не может быть прочной, ее неизбежно ждет гнев Божий и падение. Поэт стремится предупредить об этом императрицу, в добродетель которой он продолжал верить. В противном случае такие «правители и судьи», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно будут заменены теми, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:

Восстань, Боже! Бог прав!
И внемли их молитве:
Приди, суди, накажи нечестивых
И будь единым царем земли!

Художественное своеобразие. Поэт-новатор, Державин смело идет на разрушение уже привычных для своего времени норм классицизма и создает свою особую поэтическую систему. Рассуждения о лирике, или об оде», где он излагает свою теорию литературы и историю мировой поэзии, объясняет свой творческий метод и стиль. Именно здесь он подробно говорит о тех жанровых разновидностях од, которые появились в его творчестве со времен Фелицы. Если это свое произведение поэт относит к смешанной оде, то стихотворение «Владыкам и судьям» автор называет гневной одой. Если следовать традиции, то ее пришлось бы отнести к хорошо развитому к тому времени в русской литературе жанру духовной оды — ведь в основе ее лежит библейский текст. К тому же в платье Державина лексика и многие образы действительно напоминают библейскую поэзию: в их сонме; покрытые шерстяным бриаром; слушайте их молитвы и т. д. Торжественный одный стиль создается не только за счет обилия славянизмов, но и с помощью особых синтаксических средств: риторических восклицаний, вопросов, призывов: «Доколе будешь щадить неправедных и злых? «; «Короли! Я думал, вы, боги, сильны…»; «Воскресите Бога! Боже Боже!» Кроме того, поэт использует прием анафоры и синтаксических повторов: «Ваш долг: блюсти законы…», «Ваш долг состоит в том, чтобы уберечь невинных от бед…»; «Они не слышат! Видят — и не знают!

Все это придает стихотворению ораторское звучание, что помогает автору максимально привлечь внимание читателей и слушателей. Ведь, конечно, перед нами не столько духовная, сколько, пользуясь определением автора, «гневная» ода, то есть такая, которая призвана выразить горечь автора, видящего порочности современной ему жизни, и отразить обличительный пафос стихотворения, которое должно пробудить в читателях не только гнев, но и желание очиститься и исправить пороки.

Смысл произведения. Мы знаем, что сам Державин не вкладывал в свое произведение революционного смысла, он был монархистом по своим политическим убеждениям, к тому столь ярко и эмоционально выраженный протест против «неправедных и злых» многими стал восприниматься как политическое воззвание. Автор «Фелицы», восхваляющий «добродетели» императрицы и искренне верящий в ее мудрость и справедливость, в оде «За господ и судей» предстал в совершенно новом обличье: он стал гневным обличителем пороков правителей, растоптавших закон и литературу — одно из важнейших ее направлений. Позднее она получила блестящее развитие в творчестве Пушкина, Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий. Но для современного читателя этот труд тоже может быть близок и понятен: ведь пороки неправедной власти, ее стремление действовать в своих, а не национальных, государственных интересах, попирая законы и справедливость, к сожалению, остаются актуальными Cегодня.

Гавриил Романович Державин правителям и судьям читал. Анализ стихотворения «Государям и судьям» Державина Г.Р.

Поэт Державин написал поэму «Государям и судьям» в 1780 году. В то время он работал чиновником военного ведомства в губернии и часто сталкивался с несправедливостью по отношению к простому народу… Это произведение — клич отчаянный человек, сердце которого болит от сострадания к угнетенным, слабым и бессильным. И в то же время автор не видит выхода из этой ситуации, кроме суда Всевышнего Бога.

Следует отметить, что Державин с большим уважением относился к царской семье, считая, что все беды исходят не от правителя, а от тех, кто уполномочен судить и определять судьбы простых людей.

Именно им автор посвящает гневные строки от лица самого Бога. Он перечисляет их обязанности — вершить справедливый суд, защищать невиновных, наказывать виновных. Но «земные боги» этого не делают. Они совершают злодеяния, их глаза закрыты взятками, и беззакония, которые они совершают, сотрясают землю и достигают небес.

Во второй части стихотворения поэт напоминает всем нечестивым, что богатые так же смертны, как и бедняки, что и они умрут в свое время. Тогда на них будет Божий суд, но люди не думают об этом и продолжают творить злые дела. И сам автор не видит выхода из этой ситуации, она кажется ему совершенно безнадежной. По мнению Державина, только Господь может установить в России справедливость; обычные люди не могут справиться с этим. И поэт призывает Бога прийти, наказать всех виновных и владычествовать над всей землей.

Стихотворение носит обличительный характер, сам автор назвал его «гневной одой». Гавриил Державин был одним из первых поэтов, не побоявшихся открыто осудить беззаконие и злоупотребление властью. В 1780 году поэма не была опубликована, так как цензура не разрешила. Лишь спустя 8 лет произведение все-таки было опубликовано, и едва не стало причиной опалы поэта. Ода вызвала недовольство и гнев тех, кому она была посвящена. В те времена не принято было осуждать власть имущих, это была первая попытка, но ее поддержали поэты следующего века, посвятившие этой теме свои лучшие произведения.

Анализ поэмы «Государям и судьям Державина»

Гавриил Державин написал оду «Государям и судьям» в 1787 году. Самостоятельная борьба Державина с нарушениями закона и пресечение преступной деятельности высших слоев общества не принесла никаких плодов. Тогда поэт решил написать оду на тему 81-го псалма.

Вся суть ее заключалась в обращении к Богу через праведные песнопения.

Первое творение поэта на эту тему так и не было опубликовано из-за того, что редакция не разрешила выпуск псалма Державина. Издательство «Санкт-Петербургский вестник» посчитало оду слишком пафосной и гневной.

Тем не менее, Гавриил Державин добился публикации своего переработанного стиха спустя пять лет. Сменив название на «За господ и судей», новое творение поэта поступает в издательство.

Писатель находит свои мысли и чувства в библейских легендах, которые он воспевает в стихотворении в переработанном виде. Несправедливость, гнев, человеческие пороки, угнетение слабых, гнев, власть и нарушение законов – все эти темы вбирает в себя ода «Владыкам и судьям».

Державин разражается гневной тирадой о несоблюдении этих законов в реальной жизни. В этих строках поэмы раскрывается вся несправедливость по отношению к слабым и их угнетение.

Но, по словам писателя, наказание правителям за несправедливость и пренебрежение своими обязанностями неизбежно:

Так и падешь.
Как упадет с дерева увядший лист!

Этот отрывок стихотворения буквально пропитан гневом Державина к власть имущим, которые закрывают глаза на все нарушения законов и поощряют их.

В последних строках оды писатель выражает свою веру в справедливость и светлое будущее, исходя из чего можно сказать, что добро обязательно победит зло и несправедливость.

Основная тема, которую Гавриил Державин поднимает в стихотворении «Государям и судьям», остается значимой и по сей день. «Ловкие» правители, действия которых наполнены гневом, несправедливостью и пороками, во все времена остаются одной из главных проблем общества. Но, по мнению писателя, обязательно наступит день, когда справедливость восторжествует и зло восторжествует.

Анализ поэмы Государям и Судьям по плану

Вам может быть интересно

  • Анализ поэмы Ахматовой Муза

    Гениальный лирик и философ, поэтесса Анна Ахматова в поэме «Муза» устраивает «допрос» лирической героини от лица Музы.

  • Анализ стихотворения Листопад Бунин

    Основной темой произведения является пейзажная лирика, представленная в стихотворении в описании осеннего природного пейзажа в сочетании с философскими размышлениями автора о человеческом смысле жизни.

  • Анализ стихотворения Блока «Сумерки, весенние сумерки»

    Написанное в первый год ХХ века, это мистическое стихотворение начинается эпиграфом Фета. Риторический вопрос, на который Блок все еще пытается ответить: «Подождете?» Мечты. Герой на берегу, волны у ног холодные — не умеешь плавать

  • Анализ стихотворения Блока «Чужой»

    Стихотворение «Чужой» было написано великим русским поэтом Александром Блоком в 1906 году. Это одно из лучших его творческих произведений. Стихотворение было связано с личной трагедией поэта

  • Анализ стихотворения «Человек с ноготками Некрасова»

    Произведение великого русского писателя Н.А.Некрасова представляет собой совокупность тем и вопросов, остающихся актуальными во все времена. Это проникновение невзгод и бедности в мир детства

История создания. Необычайно смелый, решительный и независимый характер Державина проявлялся во всем, в том числе и в его поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений едва не стало поводом для ссылки и опалы. Это была написанная в 1787 году ода «Владыкам и судьям», которую автор назвал «гневной одой».

Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина, что в Российской империи законы постоянно нарушаются. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не увенчалась успехом: он не нашел поддержки ни в обществе, ни в правительстве. Нарушители закона благополучно избежали заслуженного наказания. Но в то же время поэт свято верил, что сама Екатерина — добродетельный монарх, окруженный злыми сановниками. Обида и гнев требовали выхода. И тогда поэт решил написать переложение 81-го псалма — так в древности называли библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — Псалтирь.

Тема этого псалма оказалась созвучна духу времени. Неслучайно этот 81-й псалом был перефразирован якобинцами во время Французской революции в Париже, и народ распевал его на улицах города, выражая свое возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.

Первый вариант своего переложения 80-го псалма Державин сделал за несколько лет до его публикации. Он передал стихотворение в «Санкт-Петербургский вестник». Но издатели, испугавшись, «вырезали его из уже вышедшей книги журнала. В новой редакции, написанной пятью годами позже, поэт даже усилил обличительный пафос стихотворения. Ему удалось добиться его публикации. убрали прежнее название — «Псалом 81» — и издали произведение под собственным заглавием «О господах и судьях».

Основные темы и идеи. Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства… Именно здесь он видит нарушение справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зло, аналогию которому он находит в ветхозаветной истории:

Пока реки, пока ты
Пощадить неправедных и нечестивых?

Державин утверждает в этом стихотворении, как и во многих других, необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости;

Твой долг: соблюдать законы,
Не смотреть в лица сильных,
Сирот и вдов нельзя оставлять без помощи, без защиты.
Долг твой: от бед спасать невинных, Несчастных прикрывать;
Защитить бессильных от сильных,
Вырвать бедных из оков.

Но в реальной жизни он видит отступление от этого высшего закона тех, кто у власти, которые должны в первую очередь следить за соблюдением законов:

Не обращайте внимания! Видят — и не знают!
Покрытый шиповником:
Злодеяния сотрясают землю,
Неправда рябит небеса.

Вот почему голос поэта-обличителя «неправедных и нечестивых» звучит так гневно. Он утверждает неотвратимость наказания для тех «лукавых» правителей, которые не повинуются высшему закону правды и справедливости, — в этом главная мысль и главная мысль оды Державина:

И так упадешь.
Как упадет с дерева увядший лист!
И ты умрешь так,
Как умрет твой последний раб!

Неудивительно, что ода «Государям и судьям» была воспринята не только придворным окружением, но даже обычно благосклонной к Державину императрицей как революционное воззвание. Ведь речь идет о том, что неправедная власть не может быть прочной, ее неизбежно ждет гнев Божий и падение. Поэт стремится предупредить об этом императрицу, в добродетель которой он продолжал верить. В противном случае такие «правители и судьи», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно будут заменены теми, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:

Восстань, Боже! Бог прав!
И внемли их молитве:
Приди, суди, накажи нечестивых
И будь единым царем земли!

Художественное своеобразие. Поэт-новатор, Державин смело идет на разрушение уже привычных для своего времени норм классицизма и создает свою особую поэтическую систему. Рассуждение о лирике, или об оде», где он излагает свою теорию литературы и историю мировой поэзии, объясняет свой творческий метод и стиль. Именно здесь он подробно говорит о тех жанровых разновидностях од, которые появляются в его творчестве, начиная с Фелицы. Если это свое произведение поэт относит к смешанной оде, то стихотворение «Владыкам и судьям» автор называет гневной одой. Если следовать традиции, то ее следовало бы отнести к жанру духовной оды, хорошо развитому к тому времени в русской литературе, ибо в основе ее лежит библейский текст. К тому же в одежде Державина лексика и многие образы действительно напоминают библейскую поэзию: в их сонме; покрытые шерстяным бриаром; слушайте их молитвы и т. д. Торжественный стиль оды создается не только за счет обилия славянизмов, но и с помощью особых синтаксических средств: риторических восклицаний, вопросов, призывов: «Доколе пощадишь неправедных и зло?»; «Короли! Я думал, вы, боги, сильны. ..»; «Восстаньте, Боже! Боже добрый!» Кроме того, поэт использует прием анафоры и синтаксических повторов: «Ваш долг: блюсти законы…», «Ваш долг состоит в том, чтобы уберечь невинных от бед…»; «Они не слушают! Видят — и не знают!

Все это придает стихотворению ораторское звучание, что помогает автору максимально привлечь внимание читателей и слушателей. Ведь перед нами, конечно, не столько спиричуэл, сколько, пользуясь определением автора, «гневная» ода, то есть такая, которая призвана выразить горечь автора, видящего порочность современной ему жизни, и отразить обличительный пафос стихотворения, которое должно пробудить в читателях не только гнев, но и желание очиститься и исправить пороки.

Смысл произведения. Мы знаем, что сам Державин не вкладывал в свое произведение революционного смысла, он был монархистом по своим политическим убеждениям, к тому столь ярко и эмоционально выраженный протест против «неправедных и злых» многими стал восприниматься как политическое воззвание. Автор «Фелицы», восхваляющий «добродетели» императрицы и искренне верящий в ее мудрость и справедливость, в оде «За господ и судей» предстал в совершенно новом обличье: он стал гневным обличителем пороков правителей, растоптавших закон и литературу — одно из важнейших ее направлений. Позднее она получила блестящее развитие в творчестве Пушкина, Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий. Но для современного читателя это произведение тоже может быть близким и понятным: ведь пороки неправедной власти, ее стремление действовать в своих, а не общегосударственных интересах, попрание законов и справедливости, к сожалению, остаются актуальными Cегодня.

Г.Р. Державин. «Для правителей и судей»

История создания

С 1786 по 1788 год Державин был губернатором Тамбовской губернии. Как и в других службах, здесь он действовал активно, стараясь многое изменить в существующем порядке региона. Но вскоре он понимает, что его преобразования мешают местной знати, а идеалы просвещения, долга и справедливости вызывают открытую неприязнь чиновников. Он видит, как на высоких государственных должностях нарушается закон, а нарушители не получают никакого наказания. Он пытается навести порядок, но не находит единомышленников. Именно в это время, в 1787 году, им была написана гражданская ода «Властителям и судьям».

Державин взял за основу для этого произведения написанное ранее стихотворение на библейскую тему, которое называлось «Псалом 81».

Псалом — это библейская песня, обращенная к богу … Автором таких песен считается ветхозаветный царь Давид.

Державин перевел древнее произведение на современный язык, наполнил его обличительным содержанием и дал поэме новое название: «Властителям и судьям».

Основные темы и идеи стихотворения

На основе библейского текста автор рассказывает о современной жизни Российского государства. В его родной стране безнаказанное нарушение законов, угнетают слабых, торжествуют неправда и зло, а справедливости искать негде. Остается надеяться только на Бога, только он сможет навести порядок в стране. И если Господь спросит правителей, как они проводят в жизнь установленные ими законы?

Всемогущий Бог воскрес, да рассудит

Земные боги в своем воинстве;

Как долго, рёк, как долго ты будешь

Чтобы пощадить неправедных и нечестивых?

Ваш долг: соблюдать законы,

Не смотри в лица сильных,

Ни помощи, ни защиты

Сироты и вдовы не должны быть забыты.

Ваш долг: спасти невинных от бед,

Несчастливые должны прикрыться;

Защити слабого от сильного,

Чтобы вырвать бедняков из их оков.

Не обращайте внимания! Видят — и не знают!

Покрытие из бриарового флиса:

Злодеяния сотрясают землю,

Неправда сотрясает небеса.

Поэт гневно обличает «неправедных и нечестивых». Автор напоминает им, что люди, наделенные властью, все же люди, а не всемогущие боги. Поэтому они должны помнить о высшей каре, о том, как легко они нарушили закон справедливости, установленный самим Богом. В этом основная мысль стихотворения.

И ты упадешь вот так.

Как упадет с дерева увядший лист!

И ты умрешь так,

Как умрет твой последний раб!

Безусловно, эта работа была воспринята как революционное воззвание. Ведь в последнем четверостишии поэт призывает к суду над несправедливой властью.

Восстань, Боже! Бог прав!

И внемли их молитве:

Приди, судья, накажи нечестивых

И будь королем земли!

Художественное своеобразие стихотворения

С одной стороны, это произведение можно отнести к духовным одам так как оно основано на библейском тексте. Лексика и образы стихотворения, действительно, напоминают псалом, например, используются следующие слова: в сонме; не слушай; покрытые шерстяным бриаром; услышь их молитву. Автор включает риторические восклицания, вопросы, обращения: «Доколе будешь миловать неправедных и злых?»; «Короли! Я думал, вы, боги, сильны…»; «Восстаньте, Боже! Боже добрый!» Благодаря таким приемам создается ораторских звуков, убеждающих читателей в правоте поэта.

С другой стороны, это стихотворение направлено на пробуждение читательского сознания, пробуждение стремления к исправлению пороков, оно является своего рода предостережением, назиданием «правителей».

В чем смысл этой оды? Конечно, Державин не был революционером, он был монархистом, и своей поэмой он не собирался вызывать бунт в обществе. Но отсутствие справедливости в стране его очень возмущало. В будущем подобная тема прозвучит в произведениях Пушкина, Лермонтова и других поэтов.

Державин в этой оде выступает как новатор: он сочетает старославянскую лексику с общеупотребительными словами, говорит о власти с точки зрения общечеловеческих, нравственных идеалов. Поэт не воспевает правителя, как положено в оде классицизма, а обличает пороки королей и вельмож.

Державин. Правителям и судьям

Всемогущий Бог воскрес, да судит
Земных богов в их воинстве;
Пока реки, пока ты
Чтобы пощадить неправедных и нечестивых?

Твой долг: соблюдать законы,
Не смотреть в лица сильных,
Ни помощи, ни защиты
Нельзя оставлять сирот и вдов.

Твой долг: невинных от бед спасать,
Несчастных прикрывать;
Защитить бессильных от сильных,
Вырвать бедных из оков.

Не обращай внимания! видишь — и не знаешь!
Покрытый шиповником:
Злодеяния сотрясают землю,
Неправда рябит небеса.

Короли! Я думал, что вы, боги, сильны
Никто вам не судья,
Но вы, как и я, страстны,
И так же смертны, как и я.

И ты упадешь так
Как упадет с дерева увядший лист!
И ты умрешь так,
Как умрет твой последний раб!

Воскреси Бога! бог прав!
И внемли их молитве:
Приди, суди, накажи нечестивых,
И будь единым царем земным!

Ода Державина «Государям и судьям» (см. ее краткое содержание и анализ) выдержала три редакции. Первое не удовлетворило поэта. Вторая ода была издана в Петербурге. вестник», однако выпуск журнала, открывавшийся одой, был приостановлен, лист, на котором ода ранее была перепечатана. Настоящая ода дошла до читателя лишь в 1787 году, когда она была опубликована в окончательном издании в журнале «Зеркало света» под заглавием «Ода. Извлечено из псалма 81». В 1795, пытаясь испросить разрешения на издание своего собрания сочинений, Державин подарил Екатерине II рукописный экземпляр первой части, в которую он включил и эту оду. Однако то, что осталось незамеченным в 1787 г., в 1795 г., после Великой французской революции, казни короля Людовика XVI и т. д., производило впечатление разорвавшейся бомбы. Потом прошел слух, что 81-й псалом был использован якобинскими революционерами против короля.

Когда Державин явился сейчас ко двору, дворяне сторонились и просто «бежали» от него. Поэт тут же написал объяснительную записку — «Анекдот», в которой «наглядно доказал», что автор псалма «Царь Давид не был якобинцем», и разослал ее наиболее влиятельным лицам при дворе. После этого все «исчезло как от руки: все обращались с ним так, как будто ничего не случилось». Несмотря на это, Державин не получил разрешения на издание своих произведений, а рукопись была отдана князю Зубову, который хранил ее до самой смерти Екатерины II. В 179В 8-м издании ода была вычеркнута цензорами, и в своем окончательном издании она появилась под заглавием «Государям и судьям» только в I томе издания 1808 года.

Возможно, что прямым внешним толчком к написанию оды послужил следующий случай, описанный самим поэтом: «В 1779 году Сенат был перестроен под надзором его [Державина], и особенно общее собрание зал, украшенный… лепными барельефами…, среди прочего фигуры были изображены скульптором Раше Обнаженной Правды, и тот барельеф стоял к лицу присутствовавших за столом сенаторов; когда тот зал был сделан и генерал-прокурор князь Вяземский осматривал его, то, видя голую Правду, сказал душеприказчику: «Скажи ей, брат, прикрыть немного». И действительно, с тех пор правду в правительстве все больше и больше стали скрывать.

«Для правителей и судей» Гавриил Державин

Всемогущий Бог воскрес, да судит
Земных богов в их воинстве;
Пока реки, пока ты
Чтобы пощадить неправедных и нечестивых?

Твой долг: соблюдать законы,
Не смотреть в лица сильных,
Ни помощи, ни защиты
Нельзя оставлять сирот и вдов.

Ваш долг: спасти невинных от бед.
Несчастливые должны прикрыться;
Защитить бессильных от сильных,
Вырвать бедных из оков.

Не обращай внимания! видят — и не знают!
Покрытый шиповником:
Злодеяния сотрясают землю,
Неправда рябит небеса.

короля! Я думал, что вы, боги, сильны
Никто вам не судья,
Но вы, как и я, страстны,
И так же смертны, как и я.

И ты упадешь так
Как упадет с дерева увядший лист!
И ты умрешь так,
Как умрет твой последний раб!

Воскресите Бога! бог прав!
И внемли их молитве:
Приди, суди, накажи нечестивых,
И будь единым царем земным!

Анализ стихотворения Державина «Государям и судьям»

Со второй половины XVIII века русская поэзия перестала быть салонным и закулисным явлением, постепенно оказывая все большее влияние на жизнь общества. Красивые стихи, написанные «высоким спокойствием», сменились обличительными произведениями, на которых позже выросло не одно поколение бунтарей и революционеров. Одним из первых русских поэтов, не побоявшихся публично обличать тех, кто злоупотребляет своей властью, был Гавриил Державин. Именно ему принадлежит поэма «Владыки и судьи», написанная в 1780 г.

К этому времени автор оставил военную карьеру и успешно осваивал должность статского советника. Параллельно с достижениями на общественно-политическом поприще Державин начал публиковать свои первые стихи, которые принесли ему широкую известность сначала в салонах, а позднее во дворце императрицы. На волне заигрываний с французскими республиканцами императрица Екатерина II поощряла смелые заявления среди своих подданных. Именно по этой причине она довольно благосклонно отнеслась к стихотворению Державина, в котором содержатся довольно смелые и резкие высказывания в адрес власть имущих.

Поэт называет богами на земле тех, кто решает человеческие судьбы, и моделирует ситуацию, когда они сами предстанут перед высшим, божественным судом. Державин не считает себя высшим существом, но осмеливается говорить от имени Всевышнего, указывая соотечественникам на недопустимость тех действий, которые он совершает. «Доколе, реки, доколе будете щадить нечестивых и нечестивых?» — спрашивает поэт.

В первой части поэмы автор рассказывает, в чем именно состоит обязанность власть имущих. Эти люди, по мнению Державина, должны «хранить законы», помогать вдовам и сиротам, «спасать невинных от бед» и защищать слабых перед сильными. Кроме того, поэт озвучивает мысль о том, что необходимо «вырвать бедноту из оков», то есть, по сути, отменить крепостное право. Такое заявление еще при Екатерине II считалось проявлением вольнодумства, но благоволившая Державину императрица закрывала глаза на такую ​​дерзость.

Вторая часть поэмы носит обличительный характер. Автор отмечает, что люди не внимают доводам разума и уже давно живут не по Божьим заповедям, а по мирским законам. «Злые дела сотрясают землю, небеса сотрясают неправду», — с горечью констатирует поэт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *