Владения арабов в 632 году: Закрасьте территорию государства арабов в 632 году. Арабские завоевания

Закрасьте территорию государства арабов в 632 году. Арабские завоевания

Всеобщая история. История средних веков. 6 класс Абрамов Андрей Вячеславович

§ 10. Завоевания арабов и создание Арабского халифата

Начало завоевательных походов арабов

Смерть Мухаммеда привела к восстаниям противников исламского государства, вспыхнувшим в разных концах Аравии. Однако эти выступления были быстро подавлены, и мусульмане приступили к завоеванию других стран. Главными противниками арабов оказались Византийская империя и Иран.

Арабский воин

Еще Мухаммед направил византийскому императору послание с призывом принять ислам. В нем говорилось: «Покорись (прими ислам) и ты спасешься. Аллах воздаст тебе двойную награду. О люди Писания! Объединяйтесь вокруг общего для нас и вас Слова!» Константинопольский владыка не счел нужным ответить пророку, но вскоре он ощутил силу оружия мусульман. Византийское войско не смогло противостоять натиску арабской конницы, окрыленной новой религией. Мусульмане с радостью принимали смерть, надеясь вкусить райское блаженство, обещанное пророком.

Военные успехи мусульман

В ходе завоевательных походов войско арабов во главе с халифами подчинило себе богатейшие страны Ближнего Востока. Сирия, Палестина, Междуречье были отняты им у византийцев. Арабы овладели крупнейшим городом Сирии Дамаском и священным городом христиан и иудеев Иерусалимом. После нескольких поражений перестала существовать Иранская держава. В решающем сражении арабы потеряли треть своего войска, но не устрашились и разгромили иранцев. Их царь бежал в дальнюю провинцию и там погиб.

Мусульмане штурмуют крепость в Сирии. Средневековый рисунок

В Африке арабы захватили Египет. Византийская армия и здесь не смогла противостоять завоевателям. Крупнейший город Египта Александрия без боя сдался мусульманам, которые обещали за богатый выкуп не трогать христианские храмы. Из своих восточных владений византийские императоры сумели сохранить лишь Малую Азию.

Арабы не раз осаждали Константинополь, но взять его не смогли.

Вспомните, в какую эпоху и кем был основан город Александрия.

Подчинив себе Северную Африку, арабы в начале VIII века переправились через Гибралтарский пролив и высадились в Испании. Небольшое войско арабов разгромило армию вестготского короля. Несмотря на упорное сопротивление, города вестготов пали один за другим. К 718 году вся Испания, кроме небольшой области на севере страны, оказалась в руках арабов. Затем они вторглись в пределы Франкского королевства и были остановлены только Карлом Мартеллом в битве при Пуатье.

К середине VIII века в результате завоеваний возникло огромное мусульманское государство – Арабский халифат. В его состав вошли страны с плодородными почвами – Египет и Междуречье, которые раньше были житницами Древнего Рима и Византии. Арабы захватили все известные в то время месторождения золота. Они поставили под свой контроль морские и сухопутные торговые пути, соединявшие рынки Средиземноморья со странами Дальнего Востока, Центральной Азии, внутренними районами Африки.

Все это сделало халифат богатейшим государством мира.

Первые халифы и раскол в исламе

Первые халифы по своему образу жизни мало чем отличались от простых мусульман. Как и пророк Мухаммед, они совмещали в своих руках светскую и духовную власть. В период завоеваний халифы должны были быть и военачальниками. Талантом полководца прославился халиф Омар (634–644). Он слыл суровым, но справедливым правителем, который не стремился к личному обогащению, хотя арабское войско овладело огромными сокровищами.

После смерти Омара халифом был избран Осман (644–656). Новый халиф происходил из рода, первоначально враждебного Мухаммеду, но затем принявшего ислам. При распределении богатств, захваченных во время походов, и назначении на важные должности Осман отдавал предпочтение своим родственникам. Наместники завоеванных областей, обладавшие реальной военной силой, все меньше прислушивались к халифу, жившему в Медине. Мусульманская знать организовала против Османа заговор, и халиф был убит на пороге собственного дома.

При этом кровь правителя попала на список Корана, который он держал в руках.

Еще более драматичные события развернулись при халифе Али (656–661). Междоусобная война и последовавшее за ней убийство Али привели к расколу мусульман на враждующие группировки – суннитов и шиитов. После гибели Али в 661 году халифом объявил себя наместник Сирии. Он не поехал ни в Мекку, ни в Медину, а остался в Дамаске, основав династию Омейядов.

Внутренняя жизнь Арабского халифата

В конце VII века халифы из «заместителей» пророка Мухаммеда превратились в неограниченных правителей, а их власть из выборной стала наследственной. В руках халифов сосредоточились несметные богатства, стекавшиеся из завоеванных стран. Ежегодно в их столицу в виде дани поступали тонны серебра и золота. Ими правители могли распоряжаться по своему усмотрению. Большое влияние на дела государства оказывала мусульманская знать, состоявшая не только из арабов, но и из представителей других народов, населявших халифат. Знатные мусульмане – полководцы и наместники провинций быстро забыли призывы пророка Мухаммеда презирать богатство и делиться своим имуществом с бедными. Подражая вельможам захваченных стран, они возводили великолепные дворцы, наполненные сокровищами.

Завоевания изменили жизнь и быт принимавших в них участие арабов-кочевников. Некоторые из них отказались от прежних занятий, становясь жителями городов и плодородных долин. Арабский язык стал общим для населения подчиненных стран. Однако многие арабы вернулись в Аравию, продолжая вести привычный образ жизни.


Торговля на мусульманском базаре. Средневековый рисунок

Завоеванные арабами земли были объявлены собственностью всей мусульманской общины. Люди, жившие на этих землях, должны были платить поземельный налог или принять ислам. На завоеванных землях арабы сначала насильно не принуждали местное население становиться мусульманами. «Людям Писания» – христианам и иудеям, признававшим единого Бога, разрешалось жить по законам их веры, но они должны были платить особую подушную подать. К язычникам мусульмане относились нетерпимо: под страхом истребления им предлагалось принять ислам. Населению завоеванных стран было выгодно переходить в новую веру, так как оно сразу освобождалось от налогов. Мусульмане платили только милостыню в пользу бедных.

Почему мусульмане терпимо относились к вере христиан и иудеев?

Однако через несколько десятилетий отношение мусульман к людям других религий изменилось, и начались их притеснения. Один из халифов издал указ, в котором приказывал христианам и иудеям «носить отныне платье желтое; не носить белого платья, дабы не походить на мусульман; разрушить заново построенные храмы, удвоить поголовную подать; не позволять им входить в мусульманские бани… не брать себе мусульман для личных услуг…» Христианин, посмевший ударить мусульманина, подвергался смертной казни.

Что изменилось в отношении мусульман к представителям других религий?

Распад Арабского халифата

Правление Омейядов вызвало недовольство в народе, которым воспользовались противники халифов. В 750 году власть Омейядов была свергнута, а сами они истреблены. Новыми правителями мусульманского государства стали Аббасиды, сделавшие столицей халифата город Багдад на реке Тигр в Междуречье.

Халиф Гарун аль-Рашид со своими приближенными. Средневековая миниатюра

В VIII–IX веках Арабский халифат достиг вершины своего могущества. Однако закат этой державы был уже близок. На землях халифата проживало около 80 миллионов человек. Большинство населения составляли завоеванные народы, принявшие ислам. Управлять таким большим государством было сложно, и халифы сохраняли свою власть только силой оружия. То тут, то там вспыхивали мятежи и восстания, которые расшатывали исламское государство. Его силу подрывала также непрекращающаяся вражда между суннитами и шиитами. Наместники отдаленных провинций отказывались подчиняться власти багдадского халифа и не посылали ему положенной дани. Постепенно они создавали собственные независимые государства.

Мусульманские воины.

Арабская миниатюра

Главной опорой халифов стали отряды, состоявшие из рабов, воспитанных и обученных при дворе. Такая армия жестоко подавляла выступления против правителя. Но и халифы порой не в силах были справиться с воинами-рабами, которые могли легко сместить их с трона. Постепенно к X веку халифат лишился большинства владений, сохранив под своей властью только земли вокруг Багдада. Став простой игрушкой в руках своей армии, халифы потеряли светскую власть, сохранив авторитет только в делах религии. На месте огромной державы возникло множество мусульманских государств, в которых говорили на арабском языке. Несмотря на распад Арабского халифата, вера пророка Мухаммеда распространилась далеко за пределы Аравии. В страны Азии, Африки, Европы ее несли не только воины, но и купцы и проповедники.

Походы и завоевания арабов. Арабский халифат


Пользуясь картой, назовите страны и народы, завоеванные арабами. Назовите места важнейших побед и крупнейших поражений арабов.

Подведем итоги

Арабские завоевания привели к возникновению огромного Арабского халифата. В странах, вошедших в его состав, жизнь людей была организована в соответствии с требованиями исламской религии.

Сунниты сторонники одной из группировок в исламе, почитающие не только Коран, но и устное предание о деяниях и высказываниях Мухаммеда – Сунну.

Шииты сторонники одной из группировок в исламе, признающие Коран единственной священной книгой, считающие законными халифами только Али и его потомков.

661 Начало правления династии Омейядов.

750 Свержение Омейядов, начало правления династии Аббасидов.

1. Расскажите о ходе арабских завоеваний. Почему арабам-мусульманам удалось быстро завоевать многие страны Востока?

2. Каково было отношение арабов к завоеванным народам? Как оно изменялось? Почему?

3. Какой властью обладали халифы?

4. Какие изменения произошли в Арабском государстве к Х веку по сравнению со временем первых халифов?

5. Назовите причины распада Арабского халифата.

С помощью текста параграфа и карты заполните таблицу «Завоевания арабов».

Из книги История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 10. Арабские завоевания и создание Арабского халифата Возникновение ислама. Самая молодая из мировых религий – ислам – зародилась на Аравийском полуострове. Большинство его жителей, арабов, занималось скотоводством и вело кочевой образ жизни. Несмотря на это, здесь

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Как дракон превратился в арабского царя Весьма интересно, что Атар, получивший в последующей авестийской трактовке образ смертного воина-богатыря, борется не с кем-нибудь, а с драконом. Борьба между драконоборцем и трехглавым драконом идет за обладание символом

автора Коллектив авторов

ЗАВОЕВАНИЯ АРАБОВ И ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ОТ АРАБСКОГО ГОСУДАРСТВА К МУСУЛЬМАНСКОЙ ИМПЕРИИ Переход власти от Омейядов к Аббасидам не просто знаменовал смену правящей династии, он сопровождался радикальными социально-политическими изменениями, в результате которых Халифат превратился из империи арабов в

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ЗАВОЕВАНИЯ АРАБОВ И ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА. ХАЛИФАТ АББАСИДОВ И РАСЦВЕТ АРАБСКОЙ КУЛЬТУРЫ Бартольд В.В. Сочинения. М., 1966. Т. VI: Работы по истории ислама и Арабского Халифата.Белл R, Уотт УМ. Коранистика: Введение: Пер. с англ. СПб., 2005.Бертельс Е.Э. Избранные труды. М., 1965. Т. 3:

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора

Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя После смерти Мухаммеда (632) в качестве главы мусульман был избран его родственник Абу-Бекр, с титулом халифа, т.е. «наместника». Следующие три халифа, Омар, Осман и Али, также были избираемы, но

Из книги Семь столпов мудрости автора Лоуренс Томас Эдвард

Книга II. Начало арабского наступления Мои начальники были изумлены такими благоприятными новостями, но пообещали помощь, а пока что послали меня, во многом против моей воли, назад в Аравию. Я достиг лагеря Фейсала в тот самый день, когда турки прорвали оборону

Из книги Очерк о золоте автора Максимов Михаил Маркович

Страны Арабского халифата Золотые маураведины, или динары, чеканились во многих странах Арабского халифата, включавшего территории юга Испании и юга Франции на западе, Средиземноморского побережья Африки, Среднего Востока и современной Средней Азии на востоке. На этой

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Завоевания арабов до начала VIII века. Константин IV и осада арабами Константинополя После смерти Мухаммеда (632) в качестве главы мусульман был избран его родственник Абу-Бекр, с титулом халифа, т. е. «наместника». Следующие три халифа. Омар, Осман и Али, также были избираемы,

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

7.2. Итог Великого = «Монгольского» завоевания XIV века — создание Великой Русской Средневековой Империи Согласно нашей реконструкции, в итоге великого = «монгольского» завоевания мира, вышедшего в начале XIV века н. э. из Руси-Орды, большая часть восточных и

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

9. 9. РАСПАД АРАБСКОГО ХАЛИФАТА Вернемся теперь к истории Ближнего Востока. Как отмечалось выше, в 810-830-х гг. Арабский халифат был охвачен тяжелым кризисом, который проявлялся в династических распрях, в восстаниях простого народа и в гражданских войнах. В ходе этих войн

Из книги Тайны Русского каганата автора Галкина Елена Сергеевна

Ученые Арабского халифата о географии Восточной Европы Очевидно, что Балтика и земли ильменских славян и кривичей из сферы поиска территории русов должны быть исключены. Другой интересующий нас ориентир в арабо-персидской географии, весьма легко поддающийся

Из книги Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

§ 10. Арабские завоевания и создание Арабского халифата Возникновение исламаСамая молодая из мировых религий – ислам – зародилась на Аравийском полуострове. Большинство его жителей, арабов, занималось скотоводством и вело кочевой образ жизни. Несмотря на это, здесь

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Путешественники арабского Востока

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

§ 10. Завоевания арабов и создание Арабского халифата Начало завоевательных походов арабовСмерть Мухаммеда привела к восстаниям противников исламского государства, вспыхнувшим в разных концах Аравии. Однако эти выступления были быстро подавлены, и мусульмане

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Транслитерация с арабского языка Транслитерация, обозначенная в таблице как «Английский», обычно используется в англоязычных научных публикациях. В эту систему включены несколько диграфов (например, th или sh). В некоторых публикациях эти диграфы объединяются чертой,


Готовое домашнее задания к рабочей тетради по Истории 6 класса «История Средних веков». Крючкова Е. А.
Ответы на задания из § 9. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад
Решая с нами домашние задания по истории, можно получить хорошие отметки при проверки тетради учителем.

Задание № 1.
Заполните контурную карту «Завоевания арабов в VII-VIII веках».
1. Закрасьте территорию Арабского государства, возникшего около 630 года.
2. Подпишите на карте названия стран: Аравия, Египет, Иран, а также городов: Мекка, Медина, Дамаск, Талас, Багдад, Кордова, Пуатье.
3. Раскрасьте стрелки, указывающие направления основных завоевательных походов арабов, отметьте места и подпишите даты важнейших сражений (Внимание, на карте места сражений отмечены крестиком и цифрой. В примечании ниже указаны даты и места отмеченных сражений).
4. Закрасьте территории, завоеванные арабами к 750 году.
5. Обозначьте границы Арабского халифата в 750 году.
6. Закрасьте территории, захваченные арабами после 750 года.
Цифрами на карте обозначены места крупнейших сражений:
1. 20 августа 636 года. Битва при Ярмуке между византийцами и арабами;
2. 2 декабря 636 года. Битва при Кадисии между персами и арабами;
3. 19 июля 711 года. Битва при Гвадалете между вестготами и арабами;
4. 717-718 год. Осада Константинополя;
5. 10 октября 732 года. Битва при Пуатье между франками и арабами;
6. июль 751 года. Битва при Таласе между армией танского Китая и арабами.

Задание № 2.
Заполните контурную карту «Распад халифата».
1. Обведите границы Арабского халифата в 750 году.
2. Подпишите на карте названия: Багдадский халифат, Кордовский халифат, Багдад, Кордова, Тигр, Евфрат, Нил.
3. Обозначьте границы государств, возникших в результате распада Арабского халифата в начале IX века.
4. Покажите приблизительные границы государства турок-сельджуков в конце XI века.


Задание № 3.
О чем или о ком идет речь: территория первоначального расселения арабов, арабское государство на Пиренейском полуострове, герой сказок «Тысяча и одна ночь», противники арабов в битве при Пуатье, река, на которой располагалась столица халифата Аббасидов?
1. Территория первоначального расселения арабов. Аравийский полуостров.
2. Арабское государство на Пиренейском полуострове. Мордовский халифат.
3. Герой сказок «Тысяча и одна ночь». Харун ар-Рашид
4. Противники арабов в битве при Пуатье. Франки под командованием Карла Мартелла.
5. Река, на которой располагалась столица халифата Аббасидов. Тигр.

Задание № 4.
Напишите даты событий из истории арабов: вторжение арабов на Пиренейский полуостров, захват турками-сельджуками Багдада, Хиджра, соглашение между знатью Мекки и Мухаммедом, битва при Пуатье, власть переходит к династии Аббасидов. В клеточках проставьте номера пунктов во временной последовательности.
1. Вторжение арабов на Пиренейский полуостров 711 год.
2. Захват турками-сельджуками Багдада 1055 год.
3. Хиджра 622 год.
4. Соглашение между знатью Мекки и Мухаммедом 630 год.
5. Битва при Пуатье 732 год.
6. Власть переходит к династии Аббасидов 750 год.
Даты по последовательности: 3, 4, 1, 5, 6, 2.

При первых преемниках пророка Мухаммада оформилось мусульманское государство — Арабский халифат со столицей в Медине. Оно утвердилось на всём Аравийском полуострове, а потом стало бороться за распространение своего влияния в других землях.

К середине VII в. арабы завоевали Сирию, Ирак, Палестину, Иран, Закавказье, в Северной Африке они подчинили Египет, Ливию (найдите эти территории на карте).

В начале VIII в. арабы, создавшие к тому времени мощный флот, преодолели Гибралтарский пролив и вторглись на европейскую территорию. Они разбили Вестготское королевство в Испании, а затем направились на север, в земли франков. Дальнейшее их продвижение было приостановлено после битвы при Пуатье (732 г.), где арабское войско потерпело поражение от франков, возглавляемых Карлом Мартеллом. Но практически весь Пиренейский полуостров попал под власть арабов. Здесь образовался халифат с центром в Кордове, а после его распада (в XI в.) в течение ещё нескольких столетий существовал Гранадский эмират. значительные территории? Можно

привести несколько объяснении. Во-

первых, арабы-бедуины, составлявшие основную часть войска, отличались большой воинственностью и храбростью, а также дисциплинированностью (поскольку отношения в племени приучали их к беспрекословному подчинению старшим). Их конные отряды были быстрыми, подвижными в бою. Во-вторых, походы проводились с целью распространения религии, которую каждый мусульманин считал единственно истинной. Вера придавала силы арабским воинам.

При этом


Аравийское

Направления завоевательных походов арабов Территории, завоёванные арабами к 750 г

Границы Арабского халифата в период его расцвета (750 г.)

захваченные земли и ценности считались собственностью не отдельных воинов, а мусульманской общины в целом. Например, около одной пятой части военной добычи следовало передавать нуждающимся единоверцам.

Со временем арабское войско, первоначально состоявшее из ополчения, стало наёмным. В нём появились отряды гвардии — профессиональных воинов (мамлюков), выученных в соответствии с требованиями жесточайшей дисциплины из мальчиков- иноверцев, купленных на рынке рабов или принудительно вывезенных из родных земель.

Так за сто с небольшим лет в жизни арабов произошли огромные изменения. Из группы разрозненных племён они превратились в народ, объединённый единой исламской религией, единой политической и духовной властью. Они завоевали обширные территории в Азии, Северной Африке и создали одно из крупнейших государств своего времени — Арабский халифат.

Вопросы и задания 1.

Расскажите об условиях жизни и занятиях арабских племён. 2.

Когда и каким образом возник ислам? Какую роль в этом сыграл пророк Мухаммад? 3.

Расскажите, используя карту, об арабских завоеваниях. 4.

Объясните, что изменилось в жизни арабов с появлением ислама. 5.

В чём заключалась особенность власти пророка Мухаммада, а затем халифов в мусульманском обществе? 6.

В каких книгах, сборниках изложены важнейшие положения ислама? Объясните, какое значение они имеют для повседневной жизни мусульманина (в том числе в наши дни). 7.

Объясните, почему арабам удалось подчинить себе такие значительные территории.

Рабочая тетрадь по истории Средних веков. Е.А.Крючкова. 6 класс. Параграф 9


Опубликовано автором hystory

Параграф 9 — ГДЗ к рабочей тетради по истории Средних веков. Е.А.Крючкова. 6 класс

  • ГДЗ к учебнику истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс
  • Все ГДЗ (Главная страница сайта)

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ И ЕГО РАСПАД.

Задание 1. Заполните контурную карту «Завоевания арабов в VII — VIII веках».

  1. Закрасьте территорию Арабского государства, возникшего около 630 года. — Территория закрашена светло коричневым цветом.
  2. Подпишите на карте названия стран: Аравия, Египет, Иран, а также городов: Мекка, Медина, Дамаск, Талас, Багдад, Кордова, Пуатье.
  3. Отметьте стрелками направления основных завоевательных походов арабов, укажите места и подпишите даты важнейших сражений. — Направления походов отмечены синими стрелками. Черным значком Х обозначены сражения при Пуатье (732 год), в долине Талас (751 год), начало завоевания Испании (711 год).
  4. Закрасьте территории:
    а) завоёванные арабами к 750 году; — Территория закрашена желтым цветом.
    б) захваченные арабами после 750 года. — Территория закрашена зеленым цветом.
  5. Обозначьте границы Арабского халифата в 750 году. — Границы обозначены красной линией.

Задание 2. Заполните контурную карту «Распад Халифата».

  1. Подпишите на карте названия: Багдадский халифат, Кордовский халифат (был эмиратом до 929 года), Багдад, Кордова, Тигр, Евфрат, Нил.
  2. Обозначьте границы государств, возникших в результате распада Арабского халифата в начале IX века.Багдадский халифат — желтый, Государство Тахиридов — синий, Государство Аглабидов — коричневый, Государство Идрисидов — зеленый, Кордовский эмират — фиолетовый.
  3. Покажите приблизительные границы государства турок-сельджуков в конце XI века. — Граница государства турок-сельджуков показана красной линией.

Примечание: Выполнение задания представляет определенную сложность, поскольку предлагаемые границы государств не совпадают с картой в учебнике и, вероятно, с картой атласа. На данной контурной карте предлагается показать государства, по состоянию на начало IX века. Мы выполним это задание с учетом требований контурной карты. Но вы должны знать, что на ней не показаны не все государства, даже которые образовались раньше начала IX века.

Задание 3. Найдите неправильное утверждение. Обоснуйте ответ с помощью своих знаний по географии.

Занятия населения Аравии

  1. Оседлые арабы занимались поливным земледелием (из колодцев, ручьёв) в оазисах на юге и западе Аравии. Их занятия — садоводство, виноградарство, выращивание сахарного тростника, хлопчатника.
  2. Основное занятие кочевых арабов — разведение верблюдов, овец, лошадей, получение продуктов животноводства.
  3. Арабы-земледельцы центра Аравии выращивали пшеницу на землях, орошаемых с помощью прорытых ими каналов, соединённых с Красным морем.
  4. Арабы-торговцы — жители побережья Красного моря — занимались посреднической торговлей.

Неправильное утверждение — 3

Задание 4. Расположите во временной последовательности.

  1. Вторжение арабов на Пиренейский полуостров. (711-718 гг.)
  2. Захват турками-сельджуками Багдада. (1055 г.)
  3. Хиджра. (622 г. — переселение Мухаммеда и мусульманской общины из Мекки в Медину)
  4. Битва при Пуатье. (732 г.)
  5. Правление династии Аббасидов. (750-945 гг.)

Ответ: 3, 1, 4, 5, 2


Ответы

2019, 6 класс, Агибалова, Всеобщая история, ГДЗ, Донской, историко-культурный стандарт, история, параграф 9, Просвещение, рабочая тетрадь, решебник, Средние века

Халифат | История, империя, значение и определение

Аббасидский халифат в 9 веке

Смотреть все СМИ

Основные события:
Битва при Туре Битва при Ярмуке Битва при Нахаванде
Ключевые люди:
Мухаммед Али Муавия I аль-Мамун ‘Абд аль-Малик
Похожие темы:
Исламский мир ислам Исламское государство в Ираке и Леванте халиф
Похожие места:
Саудовская Аравия Израиль Иран Османская империя Турция

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Халифат , политико-религиозное государство, включающее мусульманскую общину, а также земли и народы, находящиеся под его властью, в течение столетий после смерти (632 г. н.э.) Пророка Мухаммеда. Управляется халифом (араб. халифа, «преемник»), который обладал светской, а иногда и определенной степенью духовной власти, империя Халифата быстро росла за счет завоеваний в течение первых двух столетий и включала большую часть Юго-Западной Азии, Северной Африки и Испании. Позже династическая борьба привела к упадку Халифата, и он перестал существовать как действующий политический институт после разрушения Багдада монголами в 1258 году.

7–13 вв. См. халиф для общего обсуждения титульной должности главы халифата; см. Также Династия Фатимидов и Халифат Кордовы для других исторических примеров халифатов.

Лидерство после Мухаммеда

Острая потребность в преемнике Мухаммеда в качестве политического лидера мусульманской общины была удовлетворена группой мусульманских старейшин в Медине, которые назначили Абу Бакра, тестя Пророка, халифом. По мнению большинства мусульман, сам Пророк не оставил инструкций по выбору лидера после себя, хотя небольшое меньшинство — предшественники группы, позже известной как шииты, — выступали за притязания Али на халифат. Было бы анахронизмом предполагать, что эта ранняя группа поддерживала Али, потому что он был двоюродным братом и зятем Пророка. Скорее ранняя литература указывает на то, что законный халиф, как ожидалось, рано обратился в ислам (приоритет в обращении в ислам назывался sābiqah на арабском языке) и обладать набором моральных качеств ( faḍāʾil на арабском языке), таких как правдивость, щедрость, мужество и, прежде всего, знания. Власть халифа была в значительной степени эпистемической, то есть основывалась на его превосходных знаниях как в религиозных, так и в мирских делах.

Позже, в период правления Омейядов (661–750 гг.), все большее внимание уделялось родству с Пророком как критерию законного лидерства, вероятно, потому, что Омейяды хотели таким образом компенсировать отсутствие у них сабика , приняв ислам поздно при жизни Пророка. В ответ сторонники притязаний Али и его потомков на лидерство подчеркивали свое прямое происхождение от семьи Пророка как показатель их легитимности. К 10-му веку ортодоксальное суннитское большинство также пришло к признанию родства как фактора, понимая, что законное лидерство унаследовано от курайшитов, родового племени Мухаммеда, к которому также принадлежали первые четыре халифа.

Хотя правление первых четырех халифов — Абу Бакра, Умара I, Усмана и Али — было омрачено политическими потрясениями, гражданской войной и убийствами, последующие поколения мусульман вспоминали эту эпоху как золотой век ислама и четыре халифа были вместе известны как «праведные халифы» из-за их тесных личных связей с Мухаммедом. Праведные халифы в значительной степени установили административную и судебную организацию мусульманской общины и руководили завоеванием новых земель. В 630-х годах были завоеваны Сирия, Иордания, Палестина и Ирак, Египет был взят из-под контроля Византии в 645 году, и совершались частые набеги на Северную Африку, Армению и Персию.

Омейяды

Убийство Усмана и последовавший за ним неспокойный халифат Али спровоцировали первый межконфессиональный раскол в мусульманской общине. К 661 году соперник Али Муавия I, член клана Омейядов Усмана, вырвал халифат, и его правление установило династию Омейядов, которая просуществовала до 750 года. . Большинство мусульман считали Омейядов в лучшем случае номинально мусульманами, учитывая их мирской и богатый образ жизни. Они также были непопулярны из-за того, что силой установили династическое правление. Их правление презрительно именуется в более поздних источниках просто «царством» (9).0039 мульк ) — в отличие от халифата, который должен был основываться на высших личных достоинствах правителя и устанавливаться в процессе консультаций с народом. В сознательном стремлении придать себе легитимность и обрести религиозную ауру Омейяды выбрали титул халифат аллах , «наместник Бога», в отличие от первых двух халифов, в частности, которые, как говорят, сознательно избегали такое самовозвеличивающее название.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Между 680 и 685 годами было три правителя Омейядов, и только после почти 20 лет военной кампании следующему, Абд аль-Малик, удалось восстановить власть столицы Омейядов Дамаска. Абд аль-Малика также помнят за строительство Купола Скалы в Иерусалиме. При его сыне аль-Валиде (705–715) мусульманские силы навсегда овладели Северной Африкой, обратили местных берберов в ислам и захватили большую часть Пиренейского полуострова, когда там рухнуло вестготское королевство. Прогресс был также достигнут на востоке с поселением в долине реки Инд. Однако власть Омейядов никогда не была прочной, и Халифат быстро распался после долгого правления Хишама (724–743). В 747 г. вспыхнуло серьезное восстание против Омейядов, а в 750 г. последний омейядский халиф Марван II потерпел поражение в битве при Великом Забе от последователей семьи Аббасидов.

Мухаммад (ок. 570-632)

Мухаммед (ок. 570-632)

Мухаммед (ок. 570-632)

Полностью Абу аль-Касим Мухаммад ибн ‘Абдаллах ибн ‘Абд аль-Мутталиб ибн Хашим основатель религии ислама и мусульманской общины.

Жизнь и творчество

Мухаммед родился после смерти своего отца Абдаллаха. Сначала Мухаммад находился на попечении своего деда по отцовской линии Абд аль-Мутталиба. Поскольку климат Мекки считался нездоровым, его в младенчестве отдали кормилице из кочевого племени, и он провел некоторое время в пустыне. В шесть лет он потерял мать Амину из рода Зухры, а в восемь — дедушку. Хотя его дед был главой престижного клана Хашем (Хашим) и занимал видное место в политике Мекки, он, вероятно, не был ведущим человеком в Мекке, как предполагают некоторые источники. Мухаммад попал под опеку нового главы клана, своего дяди Абу Талиба, и, как считается, сопровождал его в торговых поездках в Сирию. Около 595, в таком путешествии он отвечал за товары богатой женщины, Хадиджи из клана Асада, и так впечатлил ее, что она предложила выйти замуж. Говорят, что ей было около 40 лет, но она родила Мухаммеду по крайней мере двух сыновей, которые умерли молодыми, и четырех дочерей, из которых самой известной была Фатима, жена двоюродного брата Мухаммеда Али, который считается божественно назначенным преемником Мухаммеда. шиитской ветвью ислама. До смерти Хадиджи в 619 году Мухаммед не женился ни на одной другой женщине. Брак стал поворотным моментом в жизни Мухаммеда. По арабскому обычаю несовершеннолетние не получали наследства, и поэтому Мухаммед не имел доли в имуществе своего отца или деда; но благодаря женитьбе он получил достаточный капитал, чтобы заниматься коммерческой деятельностью в масштабе, соответствующем его способностям.

Пророческий призыв и ранняя религиозная деятельность

Мухаммад, по-видимому, был склонен к размышлениям и, как говорят, принял привычку время от времени проводить ночи в пещере на холме недалеко от Мекки. Бедность и несчастья его ранней жизни, несомненно, заставили его осознать напряженность в мекканском обществе. Мекка, населенная племенем курайшитов (корейш), к которому принадлежал клан Хашим, была торговым центром, сформированным вокруг святилища Каабы (Каабы), которая обеспечивала безопасность тех, кто приезжал торговать на ярмарках. В конце 6 века между Йеменом и Средиземноморским регионом (Газой и Дамаском) велась обширная торговля караванами верблюдов, доставлявшими товары из Индии и Эфиопии в Средиземное море; и крупные купцы Мекки получили монопольный контроль над этой торговлей. Таким образом, Мекка процветала, но большая часть богатства находилась в руках нескольких человек. Племенная солидарность распадалась; купцы преследовали личные интересы и пренебрегали своими традиционными обязанностями по отношению к несчастным. Около 610 года, когда он размышлял над такими вопросами, Мухаммеду было видение величественного существа (позже отождествленного с ангелом Гавриилом) и он услышал голос, говорящий ему: «Ты Посланник Бога». Это положило начало его карьере посланника (или апостола) Бога (расул Аллах) или Пророка (наби). С этого времени через частые промежутки времени до самой смерти он получал «откровения», то есть словесные послания, которые, как он верил, исходили непосредственно от Бога. Иногда они сохранялись в памяти Мухаммадом и его последователями, а иногда записывались. Около 650 г. они были собраны и записаны в Коране (или Коране, священном писании ислама) в том виде, в котором они сохранились. Мусульмане верят, что Коран — это божественное откровение, написанное словами самого Бога.

Говорят, что Мухаммад был встревожен после видения и первого откровения, но его успокоила его жена Хадиджа. В его более позднем опыте получения сообщений обычно не было видений. (Иногда были физические сопутствующие симптомы, такие как потливость в холодный день, и это послужило поводом для предположения, теперь признанного необоснованным, что он был эпилептиком.) Иногда он слышал шум, похожий на колокольный звон, но, по-видимому, никогда не слышал голоса. Суть такого опыта заключалась в том, что он нашел словесное послание в своем сердце, то есть в своем сознательном уме. С помощью двоюродного брата Хадиджи-христианина Вараки он пришел к истолкованию этих посланий как в целом идентичных тем, которые были посланы Богом через других пророков или посланников евреям, христианам и другим, и к вере в то, что первое великое видение и получение сообщения, которые ему было поручено передать своим согражданам и другим арабам. Помимо провозглашения полученных им посланий, Мухаммад, должно быть, своими словами объяснял и излагал их, что видно из большого количества пророческих преданий, сохранившихся в общине.

Вскоре он собрал сочувствующих друзей, которые приняли его заявление о том, что он пророк, и присоединились к нему в общем поклонении и молитвах. Кульминацией их был акт земного поклона, когда они касались земли лбами в знак признания величия Бога — по-прежнему кардинальный акт в исламском богослужении. Примерно в 613 году Мухаммад начал публично проповедовать, и он и его последователи проводили дни вместе в доме молодого человека по имени аль-Аркам. Вероятно, иногда они вместе поклонялись в Каабе, святилище арабских язычников.

Жители Мекки в то время номинально поклонялись многим богам, но мало кто верил, что человек зависит от сверхъестественных сил. Купцы думали, что многое можно сделать за счет богатства и человеческого планирования. Некоторые люди считали Аллаха «высшим богом», который стоял выше меньших божеств. (Аллах, арабское слово, обозначающее Бога, используется как арабами-христианами, так и мусульманами.) Самые ранние отрывки Корана, открытые Мухаммеду, подчеркивают благость и силу Бога, видимые в природе и в процветании мекканцев. и призывают последних быть благодарными и поклоняться «Господу Каабы», который, таким образом, отождествляется с Богом. Благодарность должна выражаться в щедрости своим богатством и избегании скупости. В качестве санкции людей предупреждают, что они предстанут перед Богом в Последний день, чтобы быть судимыми в соответствии со своими делами и назначенными на небеса или в ад.

Публично провозгласив это послание, Мухаммед приобрел последователей39, как говорят, еще до того, как он вошел в дом аль-Аркама. До появления оппозиции новой религии известны имена 70 последователей, и, вероятно, их было больше. Большинство из них были молодыми людьми до 30 лет, когда они присоединились к Мухаммеду. Среди них были сыновья и братья самых богатых людей Мекки, хотя их можно было бы назвать людьми, исключенными из самых прибыльных форм торговли. О горстке первых последователей Мухаммеда говорят как о «слабых», что просто означает, что они не принадлежали к племени курайшитов и, следовательно, не были эффективно защищены каким-либо кланом. Новая религия в конце концов была названа исламом, т. е. «предавшимися [воле Бога]», а ее приверженцы стали называться мусульманами, т. е. «предавшимися», хотя Коран говорит о них, прежде всего, как о .»

Оппозиция в Мекке

Хотя проповедь Мухаммеда была в основном религиозной, в ней скрыто содержалась критика поведения и взглядов богатых купцов Мекки. Были предприняты попытки заставить его смягчить свою критику, предложив ему более полную долю в торговле и брачный союз с одной из самых богатых семей, но он решительно отверг такие предложения. Появилось еще около 615 активных оппозиционеров. Были подвергнуты сомнению некоторые моменты в послании Корана, такие как утверждение, что люди будут воскрешены до Суда. На сторонников Мухаммеда оказывалось коммерческое давление, а в некоторых семьях наблюдались умеренные преследования младших членов, которые следовали за ним. Иногда предполагают, что основной причиной противодействия был страх торговцев, что новая религия разрушит признание Каабы святилищем, но это маловероятно. Конечно, нападки на идолов появились в Коране, и ислам стал характеризоваться настойчивым утверждением, что «нет бога, кроме Бога» (Аллаха), но на Каабу не нападали, а упомянутые идолы имели свое значение. главные святыни в другом месте.

В лице Абу Джахля, современника Мухаммеда, возник лидер оппозиции, который, вероятно, чувствовал, что последний, несмотря на его заявления о том, что он «всего лишь предостерегает» (о грядущем суде), укрепляет положение власти, которое может однажды сделает его политически верховным в Мекке, потому что арабы глубоко уважали ту мудрость или знание, которыми явно обладал Мухаммед. Примерно в 616 году Абу Джахль организовал бойкот клана Хашима главными кланами Мекки якобы потому, что клан продолжал защищать Мухаммеда и не препятствовал его проповеди; но, поскольку немногие члены клана были мусульманами, могли быть затронуты и другие вопросы. Через три года бойкот утратил силу, возможно, потому, что некоторые его участники обнаружили, что наносят ущерб собственным экономическим интересам.

И жена Мухаммеда, Хадиджа, и его дядя Абу Талиб умерли примерно в 619 году, и другой дядя, Абу Лахаб, стал главой клана Хашима. Он был ближе к богатейшим купцам и по их наущению снял покровительство клана с Мухаммеда. Это означало, что Мухаммеда можно было легко атаковать, и поэтому он больше не мог распространять свою религию в Мекке. Он уехал в соседний город ат-Таиф, но жители были недостаточно подготовлены к его посланию, и он не нашел поддержки. Заручившись защитой главы другого клана, он вернулся в Мекку. В 620 году Мухаммед начал переговоры с кланами в Медине, что привело к его эмиграции, или хиджре, туда в 622 году.

Трудно оценить характер и масштабы гонений на мусульман в Мекке. Физического насилия почти не было, и то почти всегда в семье. Мухаммад страдал от мелких неприятностей, например, от того, что за его дверью скапливалась грязь. Говорят, что преследование привело к эмиграции некоторых мусульман в Эфиопию около 615 г., но они, возможно, искали возможности для торговли или военной поддержки Мухаммеда. Некоторые оставались до 628 года, спустя много времени после того, как Мухаммед обосновался в Медине. Какой бы ни была природа преследования, мусульмане очень ожесточились по этому поводу.

Эмиграция из Мекки в Медину

Летом 621 года 12 мужчин из Медины, посетившие Мекку для ежегодного паломничества к Каабе (все еще языческой святыне), тайно объявили себя мусульманами перед Мухаммедом и вернулись, чтобы вести его пропаганду в Медине. Во время паломничества в июне 622 года представительная группа из 75 человек из Медины, в том числе две женщины, не только исповедовали ислам, но и дали клятву защищать Мухаммеда, как своих родных. Они известны как два Залога аль-Акабы. Теперь Мухаммед призвал своих верных мекканских последователей отправиться в Медину небольшими группами, и таким образом около 70 человек эмигрировали. Говорят, что мекканцы замышляли убить Мухаммеда, прежде чем он успеет уйти. Вместе со своим главным лейтенантом он ускользнул незамеченным, воспользовавшись непроходимыми путями, и благополучно добрался до Медины 24 сентября 622 года. галстуки. Это традиционная отправная точка исламской истории. Исламская эра (AH или Anno Hegirae) начинается в первый день арабского года, в котором произошла хиджра — 16 июля 622 года по западному календарю.

Медина отличалась от Мекки. Это был оазис, в котором росли финиковые пальмы и можно было выращивать злаки. Сельское хозяйство было развито несколькими еврейскими кланами, поселившимися среди коренных арабов, и они все еще владели лучшими землями. Однако более поздние арабские иммигранты, принадлежащие к племенам аль-Аус и аль-Хазрадж, оказались в более сильном положении. Эффективными единицами среди арабов были восемь или более кланов, но почти все они были вовлечены в серьезные междоусобицы. Около 618 г. в битве было пролито много крови, и мир не был полностью восстановлен. Приглашая Мухаммеда в Медину, многие арабы, вероятно, надеялись, что он выступит в роли арбитра между противоборствующими сторонами. Их контакт с евреями, возможно, подготовил их к мессианскому религиозному лидеру, который избавит их от угнетения и установит царство, в котором восторжествует справедливость.

Сохранился документ, известный как Конституция Медины. В своем нынешнем виде он представляет собой комбинацию по крайней мере двух более ранних документов и, вероятно, датируется более поздним годом, чем 627 г., но его основные положения почти наверняка совпадают с положениями, первоначально согласованными между Мухаммедом и мусульманами Медины. По форме документ создает конфедерацию по традиционному арабскому образцу из девяти групп – восьми арабских кланов и выходцев из Мекки. Мухаммад не наделен особой властью, за исключением того, что в преамбуле говорится о соглашении, заключенном между «пророком Мухаммедом» и мусульманами, ныне проживающими в Медине, и говорится, что серьезные споры должны передаваться ему. Еврейские группы отказались признать Мухаммеда пророком и фигурируют в документе второстепенным персонажем, связанным с различными арабскими кланами. В течение по крайней мере пяти лет Мухаммед не имел прямой власти над членами других кланов, но в последние годы своей жизни престиж его военных успехов дал ему почти автократическую власть. Откровения, которые он получил в Медине, часто содержали юридические правила для мусульманской общины, но лишь изредка касались политических вопросов.

Первые пять лет в Медине

Первые 18 месяцев в Медине были потрачены на обустройство. Мухаммеду дали участок земли и построили дом, в котором в конечном итоге были квартиры, сгруппированные вокруг центрального двора для каждой из его жен. Мусульмане часто присоединялись к Мухаммеду в молитвах в его доме, который после его смерти стал мечетью Медины. Эмигранты (мухаджируны, мужчины из Мекки) сначала были гостями братьев-мусульман в Медине, но Мухаммад не мог предвидеть, что такая ситуация будет продолжаться бесконечно. Несколько эмигрантов вели торговлю на местном рынке, принадлежавшем еврейскому клану. Другие, с одобрения Мухаммеда, отправились в обычном арабском стиле на раззиас (газават, «набеги») в надежде перехватить мекканские караваны, проходящие возле Медины на пути в Сирию. Сам Мухаммед возглавил три таких раззии в 623 году. Все они потерпели неудачу, вероятно, потому, что предатели предали мусульманские движения врагу. Наконец, в январе 624 г. на восток была отправлена ​​небольшая группа людей с запечатанными приказами, в которых говорилось, что им следует отправиться в Нахлу, недалеко от Мекки, и атаковать караван из Йемена. Это им удалось, и тем самым они нарушили языческие представления о святости — тем самым дав мекканцам понять серьезность угрозы со стороны Мухаммеда.

Примерно в то же время в общей политике Мухаммеда произошли важные изменения. Одним из аспектов был «разрыв с евреями»; вместо того, чтобы идти на уступки евреям в надежде добиться признания своего пророчества, он утверждал специфически арабский характер исламской религии. До сих пор мусульмане обращались в молитве к Иерусалиму, но теперь откровение повелевает им обратиться к Мекке. Возможно, из-за этого изменения некоторые мусульмане Медины были более готовы поддержать Мухаммеда. В марте 624 года он смог возглавить около 315 человек на раззии, чтобы напасть на богатый мекканский караван, возвращавшийся из Сирии. Караван, возглавляемый Абу Суфьяном, главой клана Омейя, ускользал от мусульман окольными путями и форсированными маршами. Однако Абу Джахл, глава клана Махзум, возглавлявший вспомогательные силы численностью около 800 человек, хотел преподать Мухаммеду урок и не отступил. 15 марта 624 г. близ места под названием Бадр обе силы оказались в ситуации, возможно, созданной Мухаммедом, из которой ни одна из них не могла уйти без позора. В последовавшей битве не менее 45 мекканцев были убиты, в том числе Абу Джахль и другие лидеры, и почти 70 взяты в плен, и только 14 мусульман погибли. Мухаммеду это показалось божественным подтверждением его пророчества, и он и все мусульмане были в большом восторге.

В предвкушении победы некоторые люди в Медине, которые высмеивали Мухаммеда в стихах, были убиты, возможно, при его попустительстве. Он также использовал незначительные беспорядки в качестве предлога для изгнания еврейского клана, управлявшего рынком. Это ослабило его самого серьезного противника там, «лицемера» (мунафика), или номинального мусульманина, Абдаллаха ибн Убайя, который был в союзе с местными евреями. Оставшиеся колеблющиеся среди арабов, вероятно, примерно в это же время стали мусульманами. Таким образом, победа Бадра сильно укрепила Мухаммеда. В то же время он использовал брачные отношения, чтобы сплотить эмигрантов. Из его дочерей Фатима была замужем за Али (впоследствии четвертым халифом или лидером исламской общины), а Умм Кульсум — за Усманом (третьим халифом). Сам он уже был женат на Аише, дочери Абу Бакра (первого халифа), а теперь был женат на Хафсе, дочери Умара (второго халифа), чей предыдущий муж был одним из мусульман, убитых при Бадре.

В том же году Мухаммед повел более крупные мусульманские силы на раззии против враждебных кочевых племен и добился определенного успеха. Предположительно, он понял, что мекканцы обязаны попытаться отомстить за свое поражение. Действительно, Абу Суфьян энергично мобилизовал силы Мекки. 21 марта 625 года он вошел в оазис Медину с 3000 человек. Одной из особенностей Медины было большое количество небольших фортов, неприступных для арабского оружия и тактики. Мухаммед предпочел бы, чтобы мусульмане удалились к ним; но те, чьи посевы опустошались, убедили его выйти воевать. Ночным маршем с 1000 человек он достиг холма Ухуд на дальней стороне мекканского лагеря. Утром 23 марта мекканская пехота атаковала и была отбита со значительными потерями. Пока мусульмане преследовали, мекканская кавалерия начала фланговую атаку после того, как лучники, охранявшие левых мусульман, покинули свои позиции. Мусульмане пришли в замешательство. Некоторые направились к форту и были перебиты, но Мухаммеду и большей части его войск удалось захватить нижние склоны Ухуда, где они были в безопасности от кавалерии. Мекканцы из-за своих потерь не смогли использовать свои преимущества и без промедления отправились домой, в то время как Мухаммед на следующий день демонстрировал преследование. В битве не было ни явного победителя, ни проигравшего. Вместе в Бадре и Ухуде мекканцы убили примерно столько же людей, сколько потеряли; но они хвастались, что заставят мусульман платить в несколько раз больше, и не продемонстрировали той степени превосходства, которая соответствовала бы их лидирующему положению в Аравии. Мухаммед, хотя и потерял более 70 человек, понял, что это была военная неудача, а не поражение; но уверенности мусульман и, возможно, его собственной был нанесен серьезный удар. Если победа Бадра была знаком Божьей поддержки, значит ли это, что Ухуд оставил мусульман? Вера Мухаммеда вскоре преодолела любые минутные сомнения, и постепенно ему удалось восстановить доверие своих последователей.

В течение двух лет после Ухуда обе стороны готовились к решающей схватке. В раззиасах, которые Мухаммед возглавлял или санкционировал, он, по-видимому, стремился расширить свои собственные союзы и не допустить, чтобы другие присоединились к мекканцам. По крайней мере, в двух случаях небольшая группа мусульман попала в ловушку или попала в засаду, и большая часть их жизней была потеряна. А еще один еврейский клан был изгнан из Медины. Наконец, в апреле 627 года Абу Суфьян возглавил большой союз из 10 000 человек против Медины. В этом случае Мухаммед приказал собрать урожай и вырыть траншею, чтобы защитить основную часть оазиса от мекканской кавалерии. В течение двух недель конфедераты осаждали мусульман. Попытки пересечь траншею не увенчались успехом, а корма для лошадей было мало, а агенты Мухаммеда среди нападавших спровоцировали потенциальные разногласия. Затем, после ночи ветра и дождя, огромная армия растаяла. Мекканцы приложили все свои силы и не смогли сместить Мухаммеда, чье положение теперь значительно укрепилось.

Вот уже более двух лет Мухаммеду в Медине противостоят, в основном со стороны Абдаллаха ибн Убайи и других так называемых лицемеров (мунафикинов), которые оставили Мухаммеда в Ухуде и которые вместе сеяли недовольство. Незадолго до осады Мухаммед вступил в схватку с Абдаллахом ибн Убайем, который присоединился к распространению клеветы на жену Мухаммеда Аишу. Это противостояние показало, что у Абдаллаха было мало поддержки в Медине, и он примирился с Мухаммедом. После осады Медины Мухаммед напал на еврейский клан Курайза, который, вероятно, плел интриги против него. Когда они сдались, всех мужчин казнили, а женщин и детей продали в рабство.

Победа мекканцев

Дальновидность Мухаммеда как государственного деятеля проявляется в политике, которую он затем принял. Он мог бы приступить к разгрому мекканцев и действительно оказал на них экономическое давление; но его главная цель заключалась в том, чтобы добиться их добровольного присоединения к исламу. Он уже понял, что, поскольку арабы стали мусульманами, необходимо будет направить энергию, затраченную на раззиа, вовне друг против друга. Не могло быть и речи о том, чтобы мусульмане совершали набеги на мусульман. Примечательно, что его самые большие раззии, помимо походов против мекканцев, были на пути в Сирию, за которым после его смерти следовали арабские армии (см. Исламский мир). Он, несомненно, понимал, что для любого расширения его зачаточного состояния потребуются административные навыки мекканских купцов.

Во сне Мухаммад увидел себя совершающим ежегодное паломничество в Мекку, и в марте 628 г. он отправился в это путешествие, управляя жертвенными животными; но он был разочарован, потому что его сопровождало не более 1600 человек. Мекканцы были полны решимости помешать мусульманам войти в их город, поэтому Мухаммед остановился в аль-Худайбии, на краю священной территории Мекки. После нескольких критических дней мекканцы заключили договор с Мухаммедом. Военные действия должны были прекратиться, и мусульманам было разрешено совершить паломничество в Мекку в 629 г.. Организованный отход показал, насколько Мухаммед полностью контролировал своих последователей. Отчасти в награду за это упорядоченное поведение Мухаммад два месяца спустя повел те же силы против еврейского оазиса Хайбар к северу от Медины. После осады он сдался, но евреям разрешили остаться при условии отправки половины урожая фиников в Медину. Таким образом, на протяжении 628 и 629 годов могущество Мухаммеда росло, поскольку успех привел к тому, что все больше мужчин стали мусульманами, ибо религиозная привлекательность ислама, по-видимому, дополнялась материальными мотивами.

Тем временем Мекка находилась в упадке. Несколько видных деятелей эмигрировали в Медину и стали мусульманами. Новые лидеры сменили Абу Суфьяна, но мало что добились, хотя договор с Мухаммедом снял его давление на их караваны. Вскоре после заключения договора Мухаммед женился на Умм Хабибе, дочери Абу Суфьяна и вдове, чей муж-мусульманин умер в Эфиопии. Это привело к взаимопониманию с Абу Суфьяном, который стал добиваться мирной сдачи Мекки. Вероятно, это было, когда он был в Мекке для паломничества в марте 629 г.что Мухаммед примирился с другим дядей, аль-Аббасом, и женился на невестке своего дяди Маймуне.

Нападение союзников Мекки примерно в ноябре 629 г. на союзников Мухаммеда привело к денонсации последним договора аль-Худайбия. После тайных приготовлений он двинулся на Мекку в январе 630 г. с 10 000 человек. Абу Суфьян и другие ведущие мекканцы вышли ему навстречу и официально подчинились, и Мухаммед пообещал всеобщую амнистию. Когда он вошел в Мекку, сопротивления практически не было. Двое мусульман и 28 противников были убиты. Десятки лиц были специально исключены из амнистии, но некоторые были впоследствии помилованы. Таким образом, Мухаммад, покинувший Мекку преследуемым пророком, не только снова с триумфом вошел в нее, но и заручился поддержкой большинства мекканцев. Хотя он не настаивал на том, чтобы они стали мусульманами, многие вскоре сделали это.

Мухаммед провел в Мекке от 15 до 20 дней, решая различные административные вопросы. Идолы были уничтожены в Каабе и в некоторых небольших храмах по соседству. Чтобы помочь беднейшим среди своих последователей, он потребовал ссуды от некоторых богатых мекканцев. Когда он двинулся на восток, чтобы встретить новую угрозу, с ним пошли 2000 мекканцев.

Заключительные годы: объединение Аравии

Со времен хиджры Мухаммед заключал союзы с кочевыми племенами. Сначала это, вероятно, были пакты о ненападении, но, когда он был достаточно силен, чтобы предложить защиту, он поставил условием союза, что племя должно стать мусульманином. Находясь в Мекке, Мухаммад получил известие о большом скоплении враждебных кочевников и намеревался противостоять им. При Хунайне произошла битва, в которой часть армии Мухаммеда была обращена в бегство, но он сам и некоторые пожилые мусульмане устояли. В конце концов враг был разгромлен, а все его иждивенцы и имущество взяты в плен. Им разрешалось выкупать жен и детей, но их скот делился в качестве добычи.

Теперь Мухаммед был самым сильным в военном отношении человеком в Аравии. Большинство племен отправили депутации в Медину в поисках союза. Трудно сказать, какая часть Аравии присоединилась к его союзу, поскольку внутренняя политика каждого племени была сложной, и в некоторых случаях депутация могла представлять лишь небольшую часть. Мухаммад выиграл от поражения Персидской империи от Византийской (христианской) империи (627–628), поскольку в Йемене и в некоторых местах на берегу Персидского залива меньшинства, которые полагались на персидскую поддержку против Византии, теперь вместо этого обратились к Мухаммеду.

Марш к сирийской границе

Величайшее из всех раззиас Мухаммеда произошло в конце 630 г. , когда он взял 30 000 человек в месячный путь к сирийской границе. В этой кампании он стал пионером вторжения в Сирию и заключил соглашения, которые стали образцом договорных отношений с захваченными народами. Некоторые из племен вблизи Сирии были христианами и присоединились к византийцам; главным образом в результате этого прежняя дружба Мухаммеда с христианами, особенно с христианами Эфиопии, сменилась враждебностью. Перед его смертью в одной или двух частях Аравии возникла вооруженная оппозиция ему, но Исламское государство оказалось достаточно сильным, чтобы справиться с этим. Таким образом, он оставил большую часть Аравии объединенной и готовой к экспансии в Сирию и Ирак.

Мухаммед лично возглавил паломничество в Мекку в марте 632 года в форме, соответствующей исламским верованиям. Хотя в течение некоторого времени у него было слабое здоровье, никаких договоренностей о наследовании не было. Таким образом, его смерть в Медине в июне 632 г. спровоцировала серьезный кризис среди его последователей. Спор о лидерстве мусульманской общины в конечном итоге привел к самому важному расколу в истории ислама.

Персонаж и достижения

Несмотря на то, что средневековые европейские ученые сильно очерняли его, — чьи взгляды до сих пор сохраняют определенное влияние, — Мухаммед стал рассматриваться более объективно в XIX веке.век. Некоторые доказательства против него, такие как его попустительство убийствам и его одобрение казни мужчин из еврейского клана, являются историческими фактами, которые нельзя отрицать.

Однако современники восхищались Мухаммедом за его мужество, решительность и беспристрастность, а также за твердость, сдерживаемую щедростью. Он покорял мужские сердца своим личным обаянием. Он был нежен, особенно с детьми. Хотя он иногда молчал в раздумьях, большей частью занимался целенаправленной деятельностью. Он ходил энергично и быстро говорил. Он стал для более поздних мусульман образцом добродетельного характера, и истории представляли его как воплощение исламского идеала человеческой жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *