Краткое содержание Медный всадник, Пушкин читать
Главная>Краткие содержания>Произведения Пушкина
Медный всадник, ПушкинБыстрый переход:
Очень краткое содержание (в двух словах)
Краткое содержание (подробно)
Очень краткое содержание (в двух словах)В Петербурге, через 100 лет, после его основания Петром I жил бедный человек — Евгений. Как-то вечером, в ноябре, он пришёл домой и задумался о том, что если воды ещё немного прибудет, то он не сможет видеться со своей возлюбленной — Парашей, которая жила на другом берегу Невы. Он хотел на ней жениться, завести деток, жить тихой семейной жизнью. Его опасения сбылись, на следующий день Нева затопила близлежащие улицы. Когда вода спала, Евгений поспешил к Параше, так как очень опасался за её домик, который стоял около реки. К его ужасу, домика на месте не оказалось, его смыла вода. Разум Евгения не выдержал потрясения, и он лишился рассудка. Скитаясь и побираясь, он однажды вышел к медному всаднику. Решив, что в его бедах виноват Пётр I, он начал грозить и выговаривать ему. Вдруг Евгению показалось, что Пётр смотрит на него. В страхе он побежал прочь, но услышал за собой стук копыт. Всю ночь ему казалось, что памятник следует за ним, а в дальнейшем, он обходил этот памятник стороной. Как-то весной на пустынном острове нашли тело Евгения около входа в ветхий домик, принесённого туда наводнением. Его сразу похоронили.
Краткое содержание (подробно)На берегу Невы стоит Петр I и думает о городе, который он хотел бы здесь возвести. Этот город по его расчетам должен стать окном в Европу. С тех пор прошло сто лет, и город появился на берегах Невы. Это творение Петра, олицетворяющее гармонию и свет.
На дворе стоял ноябрь. Погода была промозглой и ветреной. Нева шумела и выходила из берегов. Как-то вечером возвращался домой молодой человек по имени Евгений. Он был беден, чем очень тяготился. И жил он в жалкой каморке в одном из бедных районов города. Когда-то его род был знатен, но сейчас никому и дела не было до этого, а сам он сторонился богатых и знатных людей.
В эту ночь он не мог уснуть. Его тяготили мысли о жизни, о своем положении в обществе и о прибывающей реке. Из-за этого могут снять мосты, и тогда он не сможет пару дней видеться со своей возлюбленной Парашей, которая живет на другом берегу Невы. Думая о Параше, он представлял женитьбу, детишек и скромную семейную жизнь. С такими сладкими мыслями он и заснул.
На следующий день стало известно о страшном несчастье. Петербург оказался затоплен водой. Многие дома вместе с жителями смыло. Казалось, было в этом какое-то Божье наказание. Царь наблюдает за бедствием с балкона и страшно огорчается. Тем временем, Евгений беспокоится о Параше. Ведь она живет в обветшалом домике прямо рядом с заливом. Мысль о том, что Параша со своей матерью могли погибнуть не дает ему покоя. Рядом с ним возвышается памятник Петру — «Кумир на бронзовом коне».
Когда Нева вернулась в берега, Евгений отправился на противоположный берег искать любимую Парашу. Но там все было разрушено. Ни домов не осталось, ни жителей. Везде валялись мертвые тела, а берег напоминал поле сражения. От дома Параши осталась только одна ива, которая росла рядом. Такое потрясение молодой человек перенести не смог и лишился рассудка.
Новый день скрыл все давешние разрушения. Петербург снова зажил привычной жизнью. И только Евгений не мог жить как раньше. Он, молча бродил по городу с мрачными мыслями в голове и шумом бури в ушах. Так прошла неделя, месяц, а он все бродил по городу. Он стал питаться подаяниями и спать на пристани. Злые дети части кидали в него камни, а кучера били плетью, но ему было все равно. Он ничего не замечал, ведь его оглушала внутренняя тревога.
Ближе к осени, когда погода стояла такая же ненастная, как во время прошлогоднего ужаса, Евгений проснулся и побрел, куда глаза глядят. Внезапно он остановился у одного дома с мраморными львами, где на бронзовом коне восседал всадник с простертою рукой. Он понял, что стоит перед тем, чьим указом был основан этот город. Он обошел монумент, затем грозно взглянул ему в глаза. В ответ в глазах грозного царя сверкнул гнев, и Евгений бросился прочь. За собой он слышал топот медных копыт. Всю ночь он скитался с мыслью, что всадник следует за ним.
С тех пор, когда он проходил мимо этого памятника, всегда снимал перед ним картуз и с мольбой глядел на грозного всадника, как бы замаливая свой грех. Через некоторое время на острове был найден ветхий домик, смытый рекой, а у порога лежал мертвый Евгений. Несчастного тут же «похоронили ради бога».
см. также:
Краткие содержания других произведений
Характеристики главных героев произведения Медный всадник, Пушкин
Сочинения по произведению Медный всадник, Пушкин
Краткая биография Александра Пушкина
«Медный всадник» краткое содержание поэмы Пушкина – читать онлайн пересказ
Александр Сергеевич Пушкин Поэма «Медный всадник» Краткое содержание
В поэме «Медный всадник» великий русский поэт, главным образом, акцентирует внимание читателя на проблеме маленького человека и трагичности его судьбы на фоне величия окружающего мира. Таким миром в произведении становится главное «детище» Петра I город на Неве Петербург, попавший во власть стихии, в поединке с которой человеку не победить. Наводнение олицетворяет собой власть, а Евгений, потерявший из-за него любимую девушку и вместе с ней смысл жизни, — представителя простого люда. Для доподлинного понимания произведения недостаточно прочтения его краткого содержания, но получить общее представление о сюжете, героях и обстоятельствах, с которыми они сталкиваются, вполне реально.
I часть.
Холодным ноябрьским вечером, когда от сильного ветра и сердитого дождя «Нева металась, как больной в своей постеле», мелкий чиновник Евгений возвращается к себе домой в Коломну — небогатый район Петербурга, где он живет в жалкой съемной каморке. Когда-то он принадлежал к знатному роду, но сейчас он прозябает в нищете. На другом берегу Невы живет его возлюбленная Параша, но от нее нет известий вот уже несколько дней, так как разведены мосты из-за разгулявшейся в Петербурге стихии — наводнения. В мечтах о будущем счастье молодой человек долго не может уснуть. Он думает, что будет работать день и ночь, чтобы устроить хотя бы какой-нибудь приют для любимой, чтобы потом «препоручить ей семейство и воспитание ребят». Под утро он засыпает, еще не зная, какое известие его ждет. Ужасный день встречает героя. Нева всю ночь «рвалася к морю», но, возвращаясь назад, затопляла острова, а потом накинулась на город, и вскоре Петербург оказался под водой. Народ воспринимает это как гнев божий и ждет казни. Царь с прискорбием смотрит на страшное бедствие, но говорит, что даже ему «с Божией стихией не совладать». Его войска начинают спасать тонущий народ. А Евгений в это время сидит на возвышенном крыльце возле «площади Петровой» и в отчаянии глядит на противоположный берег, где живет его Параша с матерью. Он не замечает, как ветер сорвал с него шляпу, как дождь хлещет в лицо, а поднимающаяся из Невы вода уже замочила его подошвы. Евгений будто околдован своими мрачными мыслями и не видит, как «над возмущенною Невою» спиной к нему стоит «кумир на бронзовом коне».
Краткая характеристика героев поэмы «Медный всадник»
- Евгений — главный герой поэмы, чиновник скромного достатка и самых простых планов на жизнь. Он мечтает жениться на любимой девушке и построить с ней спокойный, размеренный быт. Со смертью невесты жизнь героя теряет всякий смысл. Он лишается рассудка, и вскоре сам погибает.
- Петр I — в начале повествования — самодержец, решивший воздвигнуть новую столицу своей державы. К концу — оживший в воспаленном от горя мозгу Евгения памятник на коне.
- Параша — любимая девушка главного героя. О ней читатель узнает из уст и мыслей Евгения.
Краткое содержание поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник» подробно по частям
Поэма «Медный всадник» включает в себя предисловие, вступление и две части повествования. С их содержанием можно ознакомиться ниже.
Предисловие
Здесь автор объясняет читателю, что его история основывается на реальных событиях, сведения о которых были им почерпнуты из архивов.
Вступление
Читатель знакомится с величественным Петром I, который размышляет о возведении города. Спустя сто лет на задуманном месте вырос молодой и величавый Петербург. Автор искренне восхищен его красотой и признаётся городу в любви: «Люблю тебя, Петра творенье..».
Часть I. Знакомство с Евгением. Наводнение.
Ноябрь. Поздний вечер. Евгений возвращается из гостей. Его одолевают мысли о бедном существовании, долгом пути к выслуге. Погода портится, черные думы сгущаются. Но лучиком в этом «тёмном царстве» для героя становится мечта о будущем рядом с любимой девушкой Парашей. Она живёт на другом конце города, у залива. Из-за непогоды вряд ли Евгений сможет увидеть её в ближайшее время. Герой засыпает с мыслями о возлюбленной.
Новый день приносит настоящий кошмар. Нева «взбесилась» и буквально набросилась на город. На месте площадей — озёра, улиц — реки. Кругом обломки, страх, смерть. Герой в этом хаосе словно застыл на пороге богатого особняка. Он сел возле мраморной статуи льва и глядел в ту сторону, где живёт его невеста. В тех краях буря была особенно безжалостна. Евгений понимал, что его девушка в страшной опасности. Но что он мог сделать? Он лишь видел перед собой тонны разбушевавшейся воды и медную спину всадника — памятника Петру I.
Часть II. Страшные последствия потопа.
Буря утихла. Вода стала отступать. Евгений спешит к месту, где стоял ветхий домишко его невесты. Но домик смыло страшными волнами. Осознав, что его любимой больше нет, Евгений теряет рассудок.
С наступлением нового дня, жизнь возвращается в город. Люди спешат на службу, открываются лавки. Но для героя поэмы потерян смысл существования. Он бесцельно скитается по городу, он бросает и службу, и дом. Спит где придётся, ест что попало, дети швыряют в него камнями, возницы бьют плетями, прогоняя с дороги.
В конце лета, когда над городом разразилась гроза, Евгений оказался на том самом месте, где был во время потопа. Он видит памятник Петру и винит его в своём горе. Затем герой бросается бежать. Ему кажется, что медный всадник ожил и преследует его по пятам. С той минуты, он в страхе, смиренно опускал глаза при виде памятника. А по весне бездыханное тело Евгения нашли рыбаки на одном из островов. Там беднягу и похоронили, как неизвестного.
Короткий пересказ «Медный всадник» Пушкин
«На берегу пустынных волн» Невы стоит Петр и думает о городе, который будет здесь построен и который станет окном России в Европу. Прошло сто лет, и город «из тьмы лесов, из топи блат/Вознесся пышно, горделиво». Творенье Петра прекрасно, это торжество гармонии и света, пришедшее на смену хаосу и тьме.
Ноябрь в Петербурге дышал холодом, Нева плескалась и шумела. Поздним вечером возвращается домой в свою каморку в бедном районе Петербурга, называемом Коломной, мелкий чиновник по имени Евгений. Когда-то род его был знатен, но сейчас даже воспоминание об этом стерлось, а сам Евгений дичится знатных людей. Он ложится, но не может заснуть, развлеченный мыслями о своем положении, о том, что с прибывающей реки сняли мосты и что это на два-три дня разлучит его с возлюбленной, Парашей, живущей на другом берегу. Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Наконец, убаюканный сладкими мыслями, Евгений засыпает.
«Редеет мгла ненастной ночи/И бледный день уж настает…» Наставший день приносит страшное несчастье. Нева, не одолев силы ветра, преградившего ей путь в залив, хлынула на город и затопила его. Погода свирепела все больше, и скоро весь Петербург оказался под водой. Разбушевавшиеся волны ведут себя, как солдаты неприятельской армии, которая взяла город штурмом. Народ видит в этом Божий гнев и ждет казни. Царь, правивший в тот год Россией, выходит на балкон дворца и говорит, что «с Божией стихией/Царям не совладеть».
В это время на Петровой площади верхом на мраморном изваянии льва у крыльца нового роскошного дома сидит недвижный Евгений, не чувствуя, как ветер сорвал с него шляпу, как поднимающаяся вода мочит его подошвы, как дождь хлещет ему в лицо. Он смотрит на противоположный берег Невы, где совсем близко от воды живут в своем бедном домишке его возлюбленная со своей матерью. Как будто околдованный мрачными мыслями, Евгений не может сдвинуться с места, а спиной к нему, возвышаясь над стихией, «стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».
Но вот наконец Нева вошла в берега, вода спала, и Евгений, замирая душой, спешит к реке, находит лодочника и переправляется на другой берег. Он бежит по улице и не может узнать знакомых мест. Все разрушено наводнением, кругом все напоминает поле сражения, валяются тела. Евгений спешит туда, где стоял знакомый домик, но не находит его. Он видит иву, росшую у ворот, но нет самих ворот. Не в силах перенести потрясения, Евгений захохотал, лишившись рассудка.
Новый день, встающий над Петербургом, уже не находит следов давешних разрушений, все приведено в порядок, город зажил привычной жизнью. Лишь Евгений не устоял против потрясений. Он скитается по городу, полный мрачных дум, и в ушах его все время раздается шум бури. Так в скитаниях проводит он неделю, месяц, бродит, питается подаянием, спит на пристани. Злые дети бросают ему камни вслед, а кучера хлещут плетьми, но, кажется, он ничего этого не замечает. Его все еще оглушает внутренняя тревога. Однажды ближе к осени, в ненастную погоду, Евгений просыпается и живо вспоминает прошлогодний ужас. Он встает, торопливо бродит и внезапно видит дом, перед крыльцом которого стоят мраморные изваяния львов с поднятыми лапами, и «над огражденною скалою» на бронзовом коне сидит всадник с простертою рукой. Мысли Евгения внезапно проясняются, он узнает это место и того, «чьей волей роковой/Под морем город основался…».
Евгений обходит вокруг подножия памятника, дико глядя на изваяние, он чувствует необычайное волнение и гнев и в гневе грозит памятнику, но вдруг ему показалось, что лицо грозного царя обращается к нему, а в глазах его сверкает гнев, и Евгений бросается прочь, слыша за собой тяжелый топот медных копыт. И всю ночь несчастный мечется по городу и ему кажется, что всадник с тяжелым топотом скачет за ним повсюду. И с этой поры, если случалось ему проходить по площади, на которой стоит изваяние, он смущенно снимал перед ним картуз и прижимал руку к сердцу, как бы прося прощения у грозного истукана. На взморье виден малый пустынный остров, куда иногда причаливают рыбаки. Наводненье занесло сюда пустой ветхий домишко, у порога которого нашли труп бедного Евгения и тут же «похоронили ради Бога».
Кратко об истории создания поэмы «Медный всадник» и её прототипах
В сюжет поэмы легла реальная история наводнения в Петербурге в 1824 году. Сам автор наводнения не видел, но основывался на показания очевидцев, статьи журналов того времени, архивы. Меньше чем за месяц написал Пушкин свою поэму в 1833 году в Болдино. Однако процесс создания требовал от поэта полной самоотдачи, он переписывал каждый стих чуть десятки раз, добиваясь, таким образом, идеальной формы.
Идея об «оживающем памятнике», возможно, была почерпнута классиком из истории о том, как Александр I помышлял перевезти памятник Петру из города. Он передумал, после того, как ему рассказали о сне одного майора, который видел скачущего медного всадника на улицах Петербурга и слышал грозные слова Петра Великого, обращенные к императору: «Молодой человек! До чего ты довел мою Россию! Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться». Есть и другое предположение. Возможно, Пушкин вдохновился идеей «оживить» памятник из произведения «Дон Жуан».
Поэма «Медный всадник» по объёму относится к самым небольшим произведениям великого русского поэта, при этом она вмещает в себя благоговение перед мощью самодержца и его бессмертного творения Петербурга, историю любви, жуткие сцены страшного потопа и раскрытие проблемы «маленького человека» на фоне большого жестокого мира.
Краткое содержание
Предисловие
Автор говорит, что рассказанная им история основана «на истине», а сведения о наводнении он почерпнул из журналов того времени, о котором пишет.
Вступление
У безлюдных берегов Невы стоял когда-то Петр I, размышляя о времени, когда здесь будет основан город:
«Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно».
По прошествии ста лет на месте, где раньше не было ничего, кроме «тьмы лесов» и болотных топей, «вознесся пышно, горделиво» молодой город. «Юный град» затмил красотой, богатством и мощью саму Москву. Автор признается в любви к городу, «Петра творенью», и верит, что созданный волею правителя, он будет многие века стоять «неколебимо как Россия», а побежденная стихия финских волн забудет о своем былом величии и не будет беспокоить «вечный сон Петра».
Повествователь приступает к рассказу о тяжелом времени, воспоминание о котором еще свежо.
Часть первая
Поздним ненастным вечером ноября герой по имени Евгений вернулся из гостей домой.
«Наш герой Живет в Коломне; где-то служит, Дичится знатных и не тужит Ни о почиющей родне, Ни о забытой старине».
Тяжелые мысли о бедности, о своей жизни, в которой еще предстоит заслужить «независимость и честь», не дают ему заснуть. К тому же из-за непогоды вода в Неве поднималась и, скорее всего, уже смыла мосты, – теперь Евгений несколько дней не сможет увидеть любимую девушку Парашу, живущую «у самого залива», на другом берегу. Евгений размечтался о жизни с Парашей, об их совместном будущем и, наконец, заснул.
Наступивший день был ужасен:
«Нева вздувалась и ревела, И вдруг, как зверь остервенясь, На город кинулась».
Площади превратились в озера, и в них «широкими реками вливались улицы». Вода разрушала дома и уносила людей, обломки жилищ, мосты, – все, что встречалось на пути.
На мраморном льве возле одного из новых богатых домов города неподвижно сидел среди общего хаоса Евгений. Он не видел и не слышал ни ветра, ни дождя, бьющего по лицу – он тревожился о судьбе возлюбленной. Молодой человек в отчаянии неотрывно смотрел туда, где, «словно горы, из возмущенной глубины вставали волны, буря выла, неслись обломки», – туда, где жила Параша со своей матерью. Герою казалось, он видит и некрашеный забор, и их ветхую лачугу.
Евгений сидел, не в силах сдвинуться с места. Вокруг везде была вода, а перед ним – обращенный к нему спиной «кумир на бронзовом коне». Памятник Петру I возвышался над бушующей Невой.
Часть вторая
Наконец вода начала спадать. Евгений, «душою замирая, в надежде, страхе и тоске», наняв перевозчика, плывет к любимой. Выйдя на берег, герой бежит к дому, где жила Параша, он не верит глазам, ходит вновь и вновь вокруг места, где жила девушка, и не находит ее дома – он смыт Невой. «Полон сумрачной заботы», Евгений громко говорит сам с собой, а потом смеется.
Наступил следующий день, Нева успокоилась, город вернулся к прежней жизни. Жители шли на службу, возобновилась торговля.
Только Евгений не смог перенести гибели любимой, его «смятенный ум» не выдержал потрясения. Занятый мрачными мыслями, он скитался по городу, не возвращаясь домой. Так прошла сначала неделя, потом месяц. Молодой человек спал, где придется, кормился подаянием. Бывало, дети бросали вслед ему камни, его стегали плети кучеров, когда он, не разбирая дороги, едва не попадал под колеса повозок. Внутренняя тревога съедала его.
«И так он свой несчастный век Влачил, ни зверь ни человек, Ни то ни сё, ни житель света, Ни призрак мертвый…»
Однажды в конце лета, ночуя возле невской пристани, Евгений был разбуежн наступающим ненастьем. Шел дождь, выл ветер, бурлила Нева. Вспомнив пережитый ужас наводнения, герой начал бродить по улицам. Со страхом внезапно остановился – он очутился возле дома, где спасался от бушующей реки в ночь гибели Параши. На крыльце большого нового дома все также сидели изваяния львов, а неподалеку высился на бронзовом коне Петр. Евгений узнал и место, где «потоп играл», и львов, и того, «чьей волей роковой под морем город основался». Именно Петра считает виновником своего горя.
Стиснув зубы, сжав пальцы, задрожав от переполнявшей злобы, взглянул он в глаза Петра и прошептал с угрозой: «Ужо тебе!..» И вдруг бросился прочь: герою показалось, что лицо царя вспыхнуло гневом и всадник начал поворачиваться в его сторону. Всю ночь бежал Евгений от мнимого преследования Петра – куда бы ни сворачивал он, везде слышался ему топот конских копыт ожившего «медного всадника».
С тех пор всегда, когда Евгений оказывался возле памятника, он смиренно опускал глаза, снимал картуз и прижимал руку к сердцу, «как бы смиряя его муку».
Герой так и не смог пережить потерю и прийти в себя. Мертвого «безумца» Евгения нашли весной у порога ветхой лачуги, которую наводнение занесло на безлюдный остров у взморья. Здесь же, на острове, его и похоронили.
Обзор: Медный всадник (№1, Медный всадник) Паулины Симонс
Мои мыслиЭпический. Трагический. Красивый.
Самая продолжительная и вдохновляющая история любви.
Потрясающее произведение искусства, которое полностью покорило меня, сердце и душу. Это незабываемая история двух людей, способных разбить вас на куски, а затем наполнить ваше сердце
радостью.ЗВЕЗДЫ БЕСКОНЕЧНОСТИ!!!!
- Похожие посты : 6-звездочное чтение, Избранное 2013 г., Мой отзыв о Татьяне и Александре (№2), Мой отзыв о Летнем саду (№3), Мой любимый сериал
Золотые небеса, полупрозрачные сумерки, белые ночи — все это обещает юность, любовь, вечное обновление. Война еще не коснулась ни этого города падшего величия, ни жизни двух сестер, Татьяны и Даши Метановых, которые делят одну комнату в тесной квартире с братом и родителями. Их мир переворачивается с ног на голову, когда гитлеровские армии нападают на Россию и начинают неудержимый натиск на Ленинград.
Но во тьме есть свет. Татьяна знакомится с Александром, храбрым молодым офицером Красной Армии. Сильный и уверенный в себе, но охраняющий таинственное и беспокойное прошлое, он тянется к Татьяне, а она к нему. Голод, отчаяние и страх вскоре охватывают их город во время ужасной зимы безжалостной немецкой осады. Невероятная любовь Татьяны и Александра угрожает разлучить семью Метановых и раскрыть опасную тайну, которую Александр так тщательно оберегает, — тайну столь же разрушительную, как и сама война, — поскольку любовников уносит жестокий прилив, который навсегда изменит мир и их жизнь. .
Мой отзыв
«Мы идем по этому миру в одиночестве, но если нам повезет, у нас есть момент принадлежности к чему-то, кому-то, что поддерживает нас на протяжении всей жизни одиночества».
В слезах. Я закончила эту удивительную, красивую, сильную книгу со слезами на глазах. Это будет невероятно сложно написать, так как все, что у меня осталось, это чистое, интенсивное, настоящее чувство . Вот что такое настоящая история любви… полная борьбы и вдохновения, разочарования и восторга, опустошения, надежды и жертвы среди неумолимого желания быть навсегда окутанным и поглощенным любовью своей второй половинки. Как далеко вы готовы зайти ради того, кого любите? Этот рассказ решительно отвечает на этот вопрос. На край земли, через опасные тиски войны, через изнурительный голод и невыносимые жертвы. Через что прошли Татьяна и Александр, посмотрите на все в перспективе… было так вдохновляюще видеть, как их дух и любовь пережили огромные трагедии и переживания, с которыми они столкнулись во время Второй мировой войны в Советском Союзе. Я плакала несколько раз на протяжении всей книги, мое сердце несколько раз разбивалось, только чтобы начать исцеляться, а затем снова разбивалось. И в конце концов, я был просто беспорядок.
Эта история не только невероятно красива и мощна, но и написана почти волшебно и поэтично. Это длинная книга, и история разворачивается медленно, позволяя своей силе нарастать, эмоциям усиливаться, и в результате я всем сердцем прочувствовал каждую часть книги. Я был очарован словами и укреплен силой нашего героя и героини. Тот факт, что это был исторический роман, действие которого происходило во время Второй мировой войны, времени, о котором многие из нас так много читали, делал его более реальным. История казалась такой бесконечно угнетающей, я действительно чувствовал их борьбу, голод, сокрушительную печаль и угасающую надежду. Их жизнь в Ленинграде была такой унылой и с каждым днем становилась все невыносимее. Меня также сильно злило то, как семья относилась к Тане. Видите ли, это было время, когда семьи жили в маленьких коммунальных квартирах, по полдюжины человек в одной или двух комнатах, делили кровати и работали долгие дни, чтобы заработать ровно столько, чтобы прокормить себя.
Так о чем эта книга? Татьяна Метанова, 17-летняя девушка, знакомится с Александром Беловым, солдатом Красной Армии, на следующий день после того, как Германия напала на Советский Союз, ввергнув Ленинград и всю страну в жестокий водоворот Второй мировой войны. Когда она сидит на скамейке, ждет поезд и ест мороженое крем-брюле, она видит этого солдата через дорогу, и внутри них мгновенно происходит что-то волшебное, как будто судьба свела их вместе именно в этом месте, в то самое время.
«Татьяна мгновение смотрела на него, и в тот момент, когда она смотрела ему в лицо, внутри нее что-то шевельнулось; шевельнулась, хотела бы она сказать незаметно, но это было не совсем так. Как будто ее сердце начало качать кровь сразу по всем четырем камерам, вливая ее в легкие и разливая по всему телу. Она моргнула и почувствовала, что ее дыхание стало короче. Солдат растворялся в асфальте под бледно-желтым солнцем».
Они проводят большую часть дня вместе, неожиданно притягиваясь друг к другу, надежда на что-то большее наполняет их сердца. Татьяна никогда не была влюблена, в отличие от своей сестры Даши, которая все время твердила о солдате, в которого влюбилась. Когда Александр провожает Таню домой, они обнаруживают Александра 9.0031 — это солдат Даши. Потеряв дар речи, их надежды рухнули и разбились еще до того, как они улетели. Однако в последующие дни Таня тайно видела Александра каждый день, становясь друзьями, когда их любовь начала расцветать. Таня настолько самоотверженна, что отказывается причинить вред своей сестре, заставляя ее и Александра вести двуличную жизнь, скрывая свои растущие чувства от всех остальных, опасаясь, чтобы страстный взгляд не предал их.
«Где-то в эти недели невинность Татьяны была потеряна. Невинность честности ушла навсегда, ибо она знала, что ей придется жить в обмане, каждый день в стихах и прозе, в тесноте, в одной постели, каждую ночь, когда ее нога коснется ноги Даши, она будет жить в обмане. Потому что она сочувствовала ему. Но то, что Татьяна чувствовала к Александру, было правдой. То, что Татьяна чувствовала к Александру, было непроницаемо для барабанного боя совести».
Татьяна замечательная. Ее семья мало обращает на нее внимания, думая, что она молода и слаба, но она бесповоротно сильнее всех. Такая самоотверженная, много раз во вред себе, но такая смелая, когда она берет на себя борьбу и ответственность за всю свою семью. Чем дальше развивалась история и чем больше я видел, что Татьяне пришлось пережить и пережить, тем больше я буквально доходил до слез из-за того, насколько она доблестна, поскольку ее любовь к Александру подпитывала каждый ее храбрый поступок.
«Я люблю тебя бездыханно, мой удивительный мужчина».
И Александр… Боже мой, этот мужчина потрясающий. Его доблесть, его страсть, его яростная защита Тани. Нет двух людей, которые любили друг друга так сильно. То, что они рассказывают друг другу, потрясающе красиво, романтично и проникновенно.
«Задайте себе эти три вопроса, Татьяна Метанова, и вы узнаете, кто вы. Спросите: во что вы верите? На что вы надеетесь? Но самое главное – спроси: что ты любишь?»
«Я Татьяна. И я верю, и надеюсь, и люблю Александра на всю жизнь».
Пока Татьяна борется с неуверенностью в себе и ответственностью за семью, Александр борется с тяжестью своего прошлого, с бременем данных обещаний. Их любовь и счастье кажутся навсегда недосягаемыми, несмотря на их искренность, глубину и честность.
В этой книге рассказывается обо всем, что с ними произошло, о трагическом опыте за трагическим опытом, с моментами радости и надежды между ними… что дает мне достаточно сил, чтобы выдержать эту историю. Вы не поверите, через что им пришлось пройти, чтобы быть вместе.
«Как будто так и должно было быть всегда. Как будто предательство, обман, война, голод, смерть — и не просто смерть, а смерть всех, кого она когда-либо любила, — были их ухаживаниями.
В конце концов, мы остаемся убитыми горем и полными надежд одновременно. В серии три книги и есть ХЭА, как мне сказали, но эта дорога к счастью вымощена задыхающейся сердечной болью и невыносимой болью. Вы почувствуете каждое мгновение, каждое слово, каждый украденный взгляд. Эта болезненно красивая история любви — это история выживания и самопожертвования, настоятельного желания быть вместе, несмотря на надвигающуюся угрозу смерти… никогда не зная, какая минута вместе станет последней. Совершенно незабываемый роман.
«Прощай, моя лунная песня и мое дыхание, мои белые ночи и золотые дни, моя пресная вода и мой огонь. Прощай, и пусть ты обретешь лучшую жизнь, обретешь вновь утешение и свою затаившую дыхание улыбку, и когда твое любимое лицо вновь озарится на западном восходе, будь уверен, что то, что я чувствовал к тебе, было не напрасно. Прощай и верь, моя Татьяна.
История Медного всадника освещена в уникальных документах из фондов Президентской библиотеки
236 лет назад, 18 августа 1782 года, на Сенатской площади Санкт-Петербурга Екатерина II торжественно открыла памятник своему кумиру Петру I. Известно, что она относилась к первому российскому императору с большим пиететом и даже говорила, что она всего лишь пыталась доделать недоделанный «хром», иными словами, Российскую империю. Позже, с легкой руки Александра Пушкина, величественный монумент был назван Медным всадником и стал одним из символов города на Неве. На портале Президентской библиотеки любой желающий может ознакомиться не только с многочисленными изображениями памятника на открытках и фотографиях разных лет, но и с уникальными документами, раскрывающими историю создания скульптуры, авторский замысел, степень участия в проектировании.
На портале Президентской библиотеки (которая, кстати, находится в здании на Сенатской площади, буквально напротив знаменитого памятника) можно просмотреть полную переписку императрицы Екатерины II с автором памятника Этьен Морис Фальконе. Переписка содержится в 17-м томе Собрания Императорского Русского Исторического Общества, изданном в 1876 году. Здесь — «Копия с определения Правительственного Сената о сооружении памятника», «Записка Билиштейна о выборе и устройстве площади для проектируемых памятников Петру I и Екатерине II», переписка о переселении Фальконе в Россию и др.
Из документов, упомянутых выше, можно узнать, например, как выбирался материал для памятника: «Что касается материи, то мрамор непрочен из-за суровости местного климата, следовательно, другого не будет». вещества, кроме металла».
Сама императрица выбрала по рекомендации своей подруги по переписке известного французского просветителя Дени Дидро. «Дидро дал мне человека, у которого не было такого, это Фальконе, он скоро приступит к статуе Петра Великого; если есть художники, равные ему по таланту, то можно смело сказать, что ни один из них не может сравниться с с ним в чувствах, словом, он друг души Дидро», — писала Екатерина. Позже она всячески поддерживала Фальконе в его начинании и отмечала в письме скульптору: «Не слушайте дурных рассуждений людей, ничего не понимающих, идите своей дорогой». В то же время против его видения памятника Петру высказались многие влиятельные вельможи.
Императрица, судя по всему, была не только щедрым «спонсором», но и строгим критиком Фальконе. Вот что он написал ей: «Никогда бы не подумал, что ваше величество так строго в скульптуре. Вы не покидаете мою мастерскую и уже более 20 раз заставляете меня начинать заново, чему многие были рады».
Сам скульптор остался доволен результатом: «Отлично видно, что моя лошадь не более чем животное, но из всех подобных она должна быть самой умной».
«Приветствую Петра Великого в одежде», — ответила Екатерина II. — У него выражение лица и изучена голова его лошади; — вот что вы мне пишите и я, к сожалению, не вижу. Вы ничего не говорите мне о его руке, которую он простирает над своим государством. Граф Орлов находит, что рука эта представляет собой одну из труднейших и тончайших частей работы и что только вы могли бы найти этой руке надлежащее выражение». И императрица замечает о лошади: раз статуя Пигмалиона, то, судя по выражению его лица, он устроил бы ужасный беспорядок».
Любопытно, что даже знаменитую надпись на памятнике Екатерина обсуждала со скульптором и прислушивалась к его мнению: «У подножия статуи я бы поставила такую краткую надпись: Петра Великого воздвигла Екатерина II. очень хочется больше ничего не видеть на самом камне…»
Свое название знаменитый памятник получил благодаря не менее известному стихотворению Александра Пушкина «Медный всадник» (1833). Литературное произведение было посвящено самому разрушительному наводнению в истории города, случившемуся 7 ноября (19), 1824.
В фондах библиотеки имеются аудиоматериалы, посвященные Медному всаднику. Так, из программы «Наша география» на «Нашем радио» можно узнать, что Екатерина Великая много думала об увековечивании памяти своей предшественницы в 1765 году, то есть на заре своего царствования. Этьен Морис Фальконе сначала вылепил макет памятника, а затем взялся доделать оставшуюся работу за восемь лет.
После отливки модели Екатерина приказала найти камень для подножия памятника, и Академия художеств обнародовала его «необходимый размер». В 1768 году в Академии явился Семен Вешняков, крестьянин из села Лахта, что в 12 верстах от Петербурга, и сказал, что у них есть такой валун. По местной легенде, сам Петр якобы неоднократно поднимался к нему для осмотра окрестностей…
Для перевозки каменного гиганта были построены огромные медные сани. 400 человек каждый день перемещали их примерно на 200 метров.
Перетащив камень на берег реки, его погрузили на специальное судно и благополучно доставили на место.
Но потом дело встало надолго, так как цена, запрашиваемая Фальконе за отливку, показалась императрице непомерно высокой. К соглашению Екатерина Великая и скульптор пришли только после шестилетней заминки.Но на этом проблемы не закончились. 25 августа 1775 года в глиняную форму влили 21 тонну расплавленной меди. Нижняя его часть уже была заполнена. Внезапно глина лопнула, и медь стала течь на пол. Фальконе, видя, что его восьмилетние труды рушатся, в отчаянии выбежал из мастерской, и все рабочие последовали за ним. Кроме одного, который не растерялся и, рискуя жизнью, стал подбирать вытекшую медь и снова заливать в форму. Его стараниями кастинг прошел с небольшими ошибками. Только задние ноги коня отказали. Но они были исправлены и отшлифованы за два года. Открытие памятника состоялось 7 августа (по старому стилю) 1782 года. Когда фата с царского всадника спала, взорам присутствующих открылась надпись на постаменте, придуманная самой императрицей: «Петр I Великий от Екатерины II».