Византийская феодора: Феодора, византийская императрица (VI в.)

Содержание

Феодора, византийская императрица (VI в.)

Для просмотра статей о других императрицах того же имени, обратитесь к статье Императрица Феодора (значения).

Феодо́ра (Θεοδώρας— «Божий дар») (ок. 500 — 28 июня 548) — византийская императрица, супруга императора Юстиниана I. Оказала большое влияние на религиозную и политическую жизнь Византийской империи середины VI века. Самая известная обладательница этого имени.

Почитается христианской церковью как святая. Память императрице Феодоре совершается в православной церкви вместе с её мужем 27 ноября (14 ноября по старому стилю).

Содержание

  • 1 Жизнеописание
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Брак
    • 1.3 Политическая и религиозная деятельность
      • 1.3.1 Участие в управлении империей
      • 1.3.2 Восстание Ника
      • 1.3.3 Благотворительная деятельность
      • 1.3.4 Религиозная деятельность
    • 1. 4 Смерть
  • 2 Оценка личности современниками и потомками
  • 3 Источники и историография
  • 4 В изобразительном искусстве
  • 5 В художественной литературе
  • 6 Сноски и источники
  • 7 Ссылки

Жизнеописание

Происхождение

Античные актрисы. Помпейская фреска I века. Судя по описанию Прокопия, одежды в театре мимов в VI веке почти не изменились.

Феодора родилась около 500 года (по одной из версий на Кипре) в семье служителя константинопольского цирка зверей, который после смерти оставил в нищете вдову и трёх малолетних дочерей, из которых Феодора была средняя. Впоследствии из почтения к императорскому дому появились биографии, в которых её отец именовался сенатором.[1] Мать Феодоры вторично вышла замуж снова за смотрителя за зверями, и девочки стали зарабатывать на жизнь в цирке.[2]

Единственным аутентичным источником о молодости Феодоры является памфлет её современника Прокопия Кесарийского «

Тайная история», написанный в 550 году (спустя 2 года после смерти Феодоры) против её мужа, императора Юстиниана. В памфлете супругам приписываются всевозможные пороки и злоупотребления.

С юных лет, как утверждал Прокопий, Феодора стала гетерой и вместе с сестрами участвовала в представлениях мимов — «Комито, уже блистала среди своих сверстниц-гетер; следующая же за ней Феодора, одетая в хитончик с рукавами, как подобает служаночке-рабыне, сопровождала ее».[2] Про этот этап биографии Феодоры Прокопий отзывался нелестно: «Но как только она подросла и созрела, она пристроилась при сцене и тотчас стала гетерой из тех, что в древности называли „пехотой“. Ибо она не была ни флейтисткой, ни арфисткой, она даже не научилась пляске, но лишь продавала свою юную красоту, служа своему ремеслу всеми частями своего тела».[2]

«Императрица Феодора в ложе цирка» Худ. Ж. Констан, конец XIX в.

Прокопий с осуждением снабдил описание занятий Феодоры в театре мимов многими подробностями, однако признал, что «была она необыкновенно изящна и остроумна. Из-за этого все приходили от неё в восторг». По его словам Феодора прерывала частые беременности, вызывая выкидыши.

Начальный этап жизни будущей императрицы и святой не подтверждается и не опровергается текстом житий Феодоры, в которых кратко указывается — «была сначала грешницей, но потом раскаялась».[3]

Феодора оставила Константинополь, чтобы последовать в северную Африку за любовником Гекеболом, получившим должность архонта Пентаполиса. Но тот вскоре прогнал её, и Феодора была вынуждена опять зарабатывать себе на жизнь проституцией в египетской Александрии.[2] Находясь в крупном культурном и научном центре своего времени, Феодора попала под влияние той просвещённой среды, познакомилась с монофизитством, которому потом тайно покровительствовала.

[4][5] Там же Феодора познакомилась с патриархами Тимофеем IV Александрийским и Севиром Антиохийским, которые любили в своих проповедях обращаться к женщинам и, возможно, способствовали произошедшим изменениям в её образе жизни. [1]

Брак

Император Юстиниан. Мозаика в базилике Сан-Витале (деталь), Равенна

После возвращения в Константинополь Феодора стала зарабатывать на жизнь рукоделием (прядением пряжи), оставив прежние способы добывания денег. Красотой, умом, необычайным обаянием и твёрдой волей она покорила сердце будущего императора Юстиниана I и стала его законной женой. Существует ряд версий их знакомства: по одной из них он увидел её в окне, по другой их познакомила актриса Македония, в доме которой Феодора жила после возвращения из Александрии.

[5] Для их бракосочетания был изменен древний закон, запрещавший браки знатных лиц с женщинами низкого происхождения, актрисами и куртизанками.[6]Бракосочетание Юстиниана, бывшего тогда только наследником престола, с Феодорой состоялось в 525 году в Святой Софии.

Юстиниан никогда не придавал значения происхождению Феодоры, считал её равной себе. Это объясняется тем, что сам Юстиниан был выходцем из крестьянской семьи[7], хотя и получил благодаря своему дяде (неграмотному императору Юстину) хорошее образование и власть. Император действительно любил Феодору, о чём свидетельствует его переименование крепости Аназарв (в Сирии) в Феодориаду и образование одноименной епархии в Сирии.[8]

После замужества, согласно Прокопию, Феодора более не запятнала себя какими-либо любовными историями. Когда её заподозрили в склонности к рабу-варвару Ареовинду, тот по приказу Феодоры был наказан плетьми и отправлен в ссылку.

[9] Прокопий же сообщает, что Ареовинд просто исчез, и никто о нём более ничего не слышал.

Детей у Феодоры и Юстиниана не было. Прокопий в своём трактате сообщает о её сыне Иоанне, рождённом до брака и воспитанном в Аравии отцом. Когда взрослеющий Иоанн появился в Константинополе, чтобы вернуться к матери, та, испугавшись гнева Юстиниана, сделала так, что больше его никто не видел. Историк Шарль Диль упоминает о дочери Феодоры, рождённой также до брака.[1] Сын приписываемой Феодоре дочери (то есть её внук) приобрёл при византийском дворе того времени высокое положение, что позволяет сделать предположение о том, что его происхождение императора не смущало. Данный факт подтверждает Прокопий, рассказывая о стараниях Феодоры удачно устроить брак своего внука с дочкой полководца Велизария.

Политическая и религиозная деятельность

Участие в управлении империей

Императрицей Феодора стала 1 апреля 527 года, когда её супруг был коронован императором (соправителем умирающего императора Юстина I). Феодора правила государством 22 года наравне с Юстинианом: смещала и назначала высших должностных лиц в империи, оказывала влияние на законодательную и внешнеполитическую деятельность императора, занималась дипломатической перепиской, принимала иностранных послов и т. д. Значимое положение Феодоры как в жизни Юстиниана, так и в делах управления империей, подчеркивает надпись, сделанная Юстинианом на передней стороне золотого престола в реконструированном им храме Святой Софии: «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора».[4]

Прокопий приводит случай, достоверность которого сомнительна, но характеризует влияние Феодоры в государстве.

Когда в горах Кавказа персидское войско терпело неудачи, то царь персов Хосров зачитал письмо Феодоры своему вельможе Завергану со следующей фразой: «За это я обещаю тебе многие блага со стороны моего мужа, который ничего не предпринимает, не посоветовавшись со мной».[2] Эти слова вызвали некоторый подъём боевого духа у персов, взгляды которых на роль женщины в обществе оставались патриархальными. По мнению Прокопия любое назначение на должность, произведенное без согласования с Феодорой, заканчивалось для того человека «самой позорной смертью».[2] Феодора была мстительной женщиной и императрицей, никогда не прощала своих врагов.

В управлении империей произошло размежевание интересов: Юстиниан проводил общую политическую линию, а Феодора интересовалась её деталями. Иоанн Эфесский, рассказывая о крещении нубийского племени (см. ниже в разделе религиозная деятельность), сообщает о том, что византийские чиновники на местах боялись больше императрицы, чем императора.

Один из них оправдывается перед послом Юстиниана: «Страх перед царицей хорошо мне известен, поэтому я не посмел противиться им [посланцам Феодоры]».[10]

Влияние Феодоры не ослабевало вплоть до её кончины. С влиянием Феодоры связывают принятие ряда законов, улучшавших положение женщин, а также суровых норм по отношению к гомосексуалистам, предусматривавших наказание в виде публичного оскопления.[11]

Восстание Ника

Основная статья: Ника (восстание)

Голова императрицы Феодоры. Кастелло Сфорцеско, Милан

В трудные минуты она проявляла редкое мужество и неукротимую энергию. Эти черты особено проявились в 532 во время восстания Ника, когда в обстановке всеобщей паники она помешала бегству Юстиниана из Константинополя и тем самым, по мнению ряда исследователей

[12][13], спасла трон. В момент, когда император готов был покинуть город, она на заседании императорского совета обратилась к нему с речью, приводимой у Прокопия в трактате «О персидской войне», и произнесла слова, ставшие афоризмом:

Сейчас, я думаю, не время рассуждать, пристойно ли женщине проявить смелость перед мужчинами и выступить перед оробевшими с юношеской отвагой. Тем, у кого дела находятся в величайшей опасности, ничего не остается другого, как только устроить их лучшим образом. По-моему, бегство, даже если когда-либо и приносило спасение и, возможно, принесет его сейчас, недостойно. Тот, кто появился на свет, не может не умереть, но тому, кто однажды царствовал, быть беглецом невыносимо. Да не лишиться мне этой порфиры, да не дожить до того дня, когда встречные не назовут меня госпожой! Если ты желаешь спасти себя бегством, государь, это нетрудно. У нас много денег, и море рядом, и суда есть. Но смотри, чтобы спасшемуся тебе не пришлось предпочесть смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что царская власть — лучший саван.

[14]

Литературным образцом для этой речи возможно стала указанная у Геродота речь карийской правительницы Артемизии на совете персов перед Саламинской битвой, хотя по смыслу Артемисия призывала к обратному, отказу от сражения.[15] Слова «царская власть — лучший (прекрасный) саван» — были заимствованы Прокопием от сиракузского тирана Дионисия Старшего. В 403 г. до н. э. Дионисий был осаждён восставшими в крепости, и на предложение друга спасаться, ответил: «Тирания — прекрасный саван».[16] Речь Феодоры подверглась Прокопием литературной обработке, однако никто из историков не сомневается в том, что Феодора произнесла нечто подобное, хотя и не в столь блестящих выражениях.

Благотворительная деятельность

Для бывших куртизанок и проституток Феодора открыла монастырь на берегу Босфора (так называемый монастырь раскаяния). По пристрастному мнению Прокопия условия проживания там были настолько суровы, что многие женщины по ночам бросались с высоты, чтобы покончить с мучениями.[2]

Иоанн Малала, современник Прокопия, не так враждебно настроен по отношению к Феодоре и сообщает следующее о благих деяних императрицы:

В то же самое время благочестивая Феодора после других своих добрых дел сделала следующее. Так называемые содержатели притонов шныряли вокруг, высматривая повсюду бедняков, имеющих дочерей, и, дав им обещания и немного номисм, они забирали тех [девиц] якобы на воспитание. [Сами же] выставляли их публично, пользуясь их несчастьем и получая низкую выгоду от [продажи] их тел. И вынуждали их выставлять себя. Таких содержателей притонов она [Феодора] повелела разыскать со всей тщательностью. И когда они были приведены вместе с девицами, она приказала каждому рассказать о клятве, данной их родителям. Те сказали, что дали по пять номисм за каждую [девицу]. После того как сказанное было подтверждено клятвой, благочестивая василиса, дав деньги, освободила девиц от ярма горького рабства, повелев, чтобы не было содержателей притонов, а девиц, одарив одеждой и дав по номисме, отпустила[8].

Религиозная деятельность

Феодора тайно покровительствовала монофизитам: способствовала избранию константинопольским патриархом Анфима, а после его низложения в 536 году укрывала его 12 лет в тайной кельи своего дворца.[17][4] Так же не без её участия происходило замещение александрийского патриаршего престола монофизитами. В её половине дворца (возможно с согласия Юстиниана) вместе с Анфимием проживал привезённый в Константинополь в 538 году патриарх Феодосий Александрийский, который образовал там подобие монастыря и вёл себя как глава всемирной монофизитской церкви.[18] По мнению А. В. Карташева именно Феодора «искусственно размножила монофизитские хиротонии и прямо создала и укрепила историческое существование монофизитских церквей вплоть до наших дней».[4]

Несмотря на пристрастия жены Юстиниан всё же не прекращал преследования монофизитов, начавшиеся после четвертого Вселенского собора, хотя и не был в них последователен, а из-за влияния Феодоры слишком нерешителен. Например, после землетрясения в ноябре 533 года, когда народ на улицах скандировал — «Август, сожги томос Халкидонского собора!», он издал богословский указ, растянутый и не вполне ясный, с формулами: «Одному и Тому же Христу принадлежат и чудеса и страдания». Так, по мнению Карташева, начали сдаваться позиции Халкидонского собора. [4] Но всё же гонимые монахи-монофизиты в Сирии оскорбляли портреты Юстиниана и в то же время молились о здравии благочестивейшей государыни, а с другой стороны православные, видя уступки Юстиниана монофизитам, желали ему поскорее избавиться от Феодоры.[4] Этот антагонизм использовался Юстинианом и Феодорой для оказания влияния на обе спорящие стороны.

Интерес Феодоры в укреплении позиций монофизитов выразился также в её поисках кандидата на престол римского понтифика. Им стал Вигилий, возведённый на престол через инцинированный по указанию Феодоры судебный процесс по обвинению папы Сильверия в политической измене.[4]

Историк Шарль Диль, оценивая Феодору, пишет, что она, как все византийки была очень набожной, но при этом тонким политиком и понимала, что богатые провинции Востока, где в то время господствовало монофизитство, были нужны империи. Сирия и Египет, по его мнению, через религиозные расколы проявляли свой сепаратизм, и Феодора, встав на сторону монофизитов и делая им всевозможные уступки, смогла успокоить их недовольство. [19][1] Также существует мнение, что Феодора, будучи сторонницей халкидонской веры[13], считала что «монофизиты круга Севира были весьма близки к православию и что если к ним относиться с терпимостью и уважением, они не смогут не понять и не принять Халкидонский Собор».[18] При этом отмечают, что личная протекция, оказываемая Феодорой лидерам монофизитов, привела к созданию параллельной церковной структуры и усилению раскола.

Феодора не только участвовала в религиозной борьбе, но и заботилась о распространении христианства. Так, епископ Иоанн Эфесский сообщает, что Феодора с радостью приняла предложение посланника александрийского патриарха монофизита Феодосия об обращении в христианство народа нобадов (одно из нубийских племён):

Заботясь об этом народе, блаженный Юлиан явился и сообщил покойной царице Феодоре, чтобы вызвать её усердие к обращению этого народа. Царица горела ревностью Божией, она приняла (его) с радостью и обещала, что будет сделано все, чтобы отвратить этот народ от заблуждения почитания идолов. Об этой радости она известила победоносного императора Юстиниана и обещала позаботиться, чтобы блаженный Юлиан был туда послан. Император же не обрадовался, когда узнал, что этого противника собора (Халкидонского) стремятся послать туда…[10]

Несмотря на возражения Юстиниана, Феодора хитростью смогла направить миссионеров-монофизитов к народу нобадов.

Смерть

Феодора скончалась 28 июня 548 года[8] после продолжительной болезни, как полагают от рака.[1] Она была похоронена со всеми императорскими почестями в церкви Двенадцати апостолов в Константинополе. Юстиниан после смерти жены, давая торжественные обещания, клялся её именем, которое он увековечил в названиях многих городов и провинций Византии и завоеванных территорий. В память о жене Юстиниан в монастыре Святой Екатерины на Синае в главной базилике, построенной по его указанию, приказал сделать надпись: «Упокоению блаженной памяти императрицы Феодоры». [20] После кончины Феодоры овдовевший Юстиниан остался верен её памяти и не вступал в повторный брак.

Оценка личности современниками и потомками

Наиболее положительную оценку Феодора получила от монофизитов:[4]

  • антиохийский патриарх Северий (Севир) (VI век) называл её «царицей, которая чтит Христа»;
  • историк и епископ Эфесса Иоанн (VI век) считал её правоверной царицей;
  • яковитский летописец Михаил Сириянин (XII век) сообщает, что она заботилась о мире церквей больше, чем её муж, и побуждала его работать в этом направлении.
  • армянский историк Киракос Гандзакеци (XIII век) повторяет утвердившуюся точку зрения на Феодору: «Православная по вере, она умоляла мужа утвердить православие. А он хоть и очень хотел, но не осмелился [сделать это] от страха перед двуестественниками [диофизитами], которые грозили ему смертью».[21]

Церковью Феодора была канонизирована вместе с её мужем Юстинианом в лике благоверной. Православная церковь признает раскаяние Феодоры в её неправедной жизни в молодости и считает, что она всё же отошла от монофизитской ереси[22] и стала защитницей православия. Константинопольская церковь с самого начала очень лояльно отнеслась к Феодоре: после её коронации, когда сильны были разговоры о её прошлом и многих оно смущало «ни один из священнослужителей не высказал открыто возмущения, несмотря на то что и им предстояло именовать ее владычицей».[2] При этом историки отмечают, что западная церковь не простила Феодоре грубого низложения папы Сильверия и её имя на западе долгое время предавали проклятиям и поношениям.[1]

Оценка Феодоры в области государственного управления, сделанная Прокопием, не менее категорична, чем его негативная оценка деятельности Юстиниана. Однако особо признается её роль в ходе восстания Ника, когда она предотвратила бегство Юстиниана из Константинополя.

Источники и историография

Основным источником сведений о императрице Феодоре является памфлет Прокопия Кесарийскийского «Тайная история» (греч. Ἀνέκδοτα), написанный спустя 2 года после её смерти. Данный труд был найден только в XVII веке директором Ватиканской библиотеки Н. Алеманном и сразу вызвал волну споров. При его написании Прокопий, как и знаменитый биограф цезарей Гай Светоний Транквилл, возможно использовал императорские архивы, однако его рассказы об образе жизни Феодоры до её вступления в брак подвергаются сомнениям. Так английская исследовательница А. Камерон в своей фундаментальной монографии о Прокопии вообще отказывается видеть в описании молодости Феодоры какую бы то ни было реальность.[16] Тем не менее осведомленность Прокопия не вызывает сомнений, так как он служил секретарем при крупнейшем полководце Юстиниана Велизарии и был свидетелем многих событий, которые описывал.

«Тайная история», написанная по мнению одного из исследователей «желчью, а не чернилами», была скорее реакцией Прокопия на опалу его патрона Велизария, в результате чего и он сам потерял благосклонность двора. Об отчасти необъективном характере данного труда свидетельствует, например, то, что шестая часть «Тайной истории» представляет уже мифотворчество на тему «Юстиниан — воплощение дьявола».[16] И всё же, историки не отвергают «Тайную историю» целиком как абсолютно недостоверный источник, поскольку другие приведённые им данные, в частности, о политической и религиозной деятельности Юстиниана и Феодоры, находят подтверждение в иных доступных текстах, в том числе и в кодексе Юстиниана.

Византинист Успенский Ф. И. в своём труде «История Византийской империи» признаёт, что Прокопий — практически единственный свидетель, описавший эпоху Юстиниана, — однако критикует негативный и предвзятый тон его «Тайной истории». По мнению Успенского, этот труд, относящийся к позднему периоду жизни Прокопия и разительно отличающийся от его прежних объективных трактатов, следует рассматривать в контексте распространённого тогда убеждения, «что современный ему порядок вещей не есть нормальный, что слава римская безвозвратно миновала, и современники не походят на героев прошлого». [23] Он не вдаётся в подробности молодости Феодоры и считает, что она «независимо от своей обстановки и исторической роли, приковывает к себе всеобщее внимание как характер и еще более — как литературный тип».[23]

Кроме труда Прокопия, отдельные аспекты жизни Феодоры были описаны в середине VI века одним из её приближённых — епископом Иоанном Эфесским в его сочинениях: «Жития восточных святых» и «Церковная история».

Житийная литература содержит о Феодоре очень краткие сведения. В минее Дмитрия Ростовского о ней лишь кратко сообщается в конце жития императора Юстиниана.

Деятельность Феодоры в области религии, а особенно её роль в укреплении позиций монофизитов подробно освещена А. В. Карташевым в его труде «Вселенские соборы», а также Шарлем Дилем в его многочисленных трудах по истории Византии. Из современных трудов Феодоре посвящена монография 1999 года итальянских исследователей Стефания Салти и Рената Вентурини «Жизнь Феодоры». [24]

В изобразительном искусстве

Императрица Феодора со свитой

Император Юстиниан со свитой

Наиболее знаменитое изображение императрицы Феодоры — мозаика в баптистерии Сан-Витале в Равенне, уникальное тем, что оно является прижизненным (546—547 годы), а также сохранившимся до наших дней.

Императрица с супругом изображена на двух мозаичных панно, которые располагаются на стенах апсиды. Оба правителя изображены как донаторы, стоящие порознь, они возглавляют две процессии, приносящие дары храму. Оба супруга держат в руках жертвенные литургические сосуды.[25]

Лазарев В. Н. пишет, что данные изображения выполнялись, по-видимому, лучшими из равеннских мастеров, которые создали их по столичным образцам — царским портретам, рассылавшиимся в провинции Византийской империи для копирования:

Феодора стоит в нарфике, собираясь пройти через дверь на лестницу, ведущую на женскую половину галереи (matroneum). В руках она держит золотую чашу, на ее голове, окруженной нимбом, роскошная диадема, на плечах тяжелое ожерелье. На подоле хламиды императрицы вышиты золотые фигуры трех несущих дары волхвов, намекающие на приношение Феодоры. Для большей торжественности фигура императрицы обрамлена нишей с конхой, которую А. Альфёльди склонен рассматривать как «нишу прославления». Перед Феодорой шествуют два телохранителя, один из которых отодвигает завесу перед дверью, а другой стоит совершенно неподвижно, скрыв руку под хламидой. За Феодорой следует группа придворных дам, возглавляемая дочерью и супругой полководца Велизария.[26]

В православной иконописи традиции изображения императрицы Феодоры нет (в отличие от весьма популярного сюжета изображения её тезки блаженной императрицы Феодоры, восстановившей в середине IX века иконопочитание).

В художественной литературе

  • Николай Гумилев. «Отравленная туника». Пьеса.
  • Harold Lamb. «Theodora and the Emperor». Роман.
  • Гарольд Лэмб. «Феодора. Циркачка на троне». Беллетризированная биография, русский перевод предыдущего.
  • Роберт Грейвс. «Князь Велизарий».
  • Валентин Иванов. «Русь изначальная». Исторический роман.
  • Монахиня Кассия (Т. А. Сенина). «Юстиниан и Феодора». Рассказ.
  • Джиллиан Брэдшоу. «The Bearkeeper’s Daughter». Роман о последних годах жизни Юстиниана и Феодоры, написанный с точки зрения её незаконного сына.
  • Михаил Казовский. «Топот бронзового коня», исторический роман.

Сноски и источники

  1. 1 2 3 4 5 6 Диль Ш. Византийские портреты. Часть I. Глава III. Феодора
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 Прокопий Кесарийский. Тайная История
  3. Память благоверного царя Юстиниана и царицы Феодоры
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 Карташев А. В. Вселенские Соборы
  5. 1 2 Феодора — дар Юстиниану // Вокруг света. 2007 г. № 10.
  6. Великие Правители. Императрица Феодора
  7. Юстиниан I Великий, Флавий Петр Савватий (Статья из БСЭ)
  8. 1 2 3 Иоанн Малала, «Хронография». Кн. XVIII
  9. Сборник История Византии. Т. 1 // Академик Сказкин С. Д. (отв.редактор) — Москва: Наука, 1967 г.
  10. 1 2 Иоанн Эфесский Церковная история. Книга 4
  11. Иоанн Малала сообщает: «Василевс повелел, чтобы у тех, кого уличат в педерастии, отсекали член, и было в это время обнаружено много, занимающихся мужеложеством. И возник тогда страх у страдающих этим злом.»: Иоанн Малала Хронография
  12. Диль Ш. История византийской империи (глава «Внешняя политика Юстиниана»)
  13. 1 2 Иоанн Мейендорф Единство империи и разделение христиан. Глава VII. Эпоха Юстиниана
  14. Прокопий Кесарийский, «Война с персами»
  15. Геродот, 8.68
  16. 1 2 3 Чекалова А. А. Прокопий Кесарийский: личность и творчество
  17. Поснов М. Э. История Христианской Церкви
  18. 1 2 Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Глава XXI. Эпоха императора Юстиниана
  19. Диль Ш. История византийской империи (глава «Характер, политика и окружение Юстиниана»)
  20. Гудзик К. Юстиниан — наставник епископов
  21. Киракос Гандзакеци. Краткая история
  22. Святой правоверный царь Иустиниан и царица Феодора
  23. 1 2 Успенский Ф. И. История Византийской империи Т. 1
  24. Stfania Salti, Renata Venturini. The life of Theodora. Ravenna, 1999. ISBN 88-87747-05-9
  25. Мозаики из смальты в церкви Сан-Витале в Равенне, VI в.
  26. Лазарев В. Н. История Византийской живописи

Ссылки

  • An Online Encyclopedia of Roman Emperors
  • Феодора — С. Б. Дашков. «Императоры Византии». — Изд. дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1997
  • Диль Ш. Византийские портреты. ч. I, гл. III. «Феодора»
  • «Отравленная туника» (театральная постановка о дворцовых интригах императрицы Феодоры)
  • The Mosaics of St. Vitale Ravenna
  • Знаменитая красавица XIX в. леди Рэндольф Черчилль в костюмах императрицы Феодоры. Галерея фотографий
  • М. Крылова, М. Тушинский. Феодора — дар Юстиниану

Святые византийские императрицы


Елена  († 330 год)  • Флацилла  († 386 год)  • Пульхерия  († 453 год)  • Евдокия  († 460 год)  • Феодора  († 548 год)  
Ирина  († 803 год)  • Феодора  († 867 год)  • Феофано († 895 год)  • Ирина († 1134 год)

 

   

Феодора, византийская императрица (VI в.

)
Для просмотра статей о других императрицах того же имени, обратитесь к статье Императрица Феодора (значения).

Феодо́ра (Θεοδώρας— «Божий дар») (ок. 500 — 28 июня 548) — византийская императрица, супруга императора Юстиниана I. Оказала большое влияние на религиозную и политическую жизнь Византийской империи середины VI века. Самая известная обладательница этого имени.

Почитается христианской церковью как святая. Память императрице Феодоре совершается в православной церкви вместе с её мужем 27 ноября (14 ноября по старому стилю).

Содержание

  • 1 Жизнеописание
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Брак
    • 1.3 Политическая и религиозная деятельность
      • 1.3.1 Участие в управлении империей
      • 1.3.2 Восстание Ника
      • 1.3.3 Благотворительная деятельность
      • 1.3.4 Религиозная деятельность
    • 1.4 Смерть
  • 2 Оценка личности современниками и потомками
  • 3 Источники и историография
  • 4 В изобразительном искусстве
  • 5 В художественной литературе
  • 6 Сноски и источники
  • 7 Ссылки

Жизнеописание

Происхождение

Античные актрисы. Помпейская фреска I века. Судя по описанию Прокопия, одежды в театре мимов в VI веке почти не изменились.

Феодора родилась около 500 года (по одной из версий на Кипре) в семье служителя константинопольского цирка зверей, который после смерти оставил в нищете вдову и трёх малолетних дочерей, из которых Феодора была средняя. Впоследствии из почтения к императорскому дому появились биографии, в которых её отец именовался сенатором.[1] Мать Феодоры вторично вышла замуж снова за смотрителя за зверями, и девочки стали зарабатывать на жизнь в цирке.[2]

Единственным аутентичным источником о молодости Феодоры является памфлет её современника Прокопия Кесарийского «Тайная история», написанный в 550 году (спустя 2 года после смерти Феодоры) против её мужа, императора Юстиниана. В памфлете супругам приписываются всевозможные пороки и злоупотребления.

С юных лет, как утверждал Прокопий, Феодора стала гетерой и вместе с сестрами участвовала в представлениях мимов — «Комито, уже блистала среди своих сверстниц-гетер; следующая же за ней Феодора, одетая в хитончик с рукавами, как подобает служаночке-рабыне, сопровождала ее». [2] Про этот этап биографии Феодоры Прокопий отзывался нелестно: «Но как только она подросла и созрела, она пристроилась при сцене и тотчас стала гетерой из тех, что в древности называли „пехотой“. Ибо она не была ни флейтисткой, ни арфисткой, она даже не научилась пляске, но лишь продавала свою юную красоту, служа своему ремеслу всеми частями своего тела».[2]

«Императрица Феодора в ложе цирка» Худ. Ж. Констан, конец XIX в.

Прокопий с осуждением снабдил описание занятий Феодоры в театре мимов многими подробностями, однако признал, что «была она необыкновенно изящна и остроумна. Из-за этого все приходили от неё в восторг». По его словам Феодора прерывала частые беременности, вызывая выкидыши.

Начальный этап жизни будущей императрицы и святой не подтверждается и не опровергается текстом житий Феодоры, в которых кратко указывается — «была сначала грешницей, но потом раскаялась».[3]

Феодора оставила Константинополь, чтобы последовать в северную Африку за любовником Гекеболом, получившим должность архонта Пентаполиса. Но тот вскоре прогнал её, и Феодора была вынуждена опять зарабатывать себе на жизнь проституцией в египетской Александрии.[2] Находясь в крупном культурном и научном центре своего времени, Феодора попала под влияние той просвещённой среды, познакомилась с монофизитством, которому потом тайно покровительствовала.[4][5] Там же Феодора познакомилась с патриархами Тимофеем IV Александрийским и Севиром Антиохийским, которые любили в своих проповедях обращаться к женщинам и, возможно, способствовали произошедшим изменениям в её образе жизни.[1]

Брак

Император Юстиниан. Мозаика в базилике Сан-Витале (деталь), Равенна

После возвращения в Константинополь Феодора стала зарабатывать на жизнь рукоделием (прядением пряжи), оставив прежние способы добывания денег. Красотой, умом, необычайным обаянием и твёрдой волей она покорила сердце будущего императора Юстиниана I и стала его законной женой. Существует ряд версий их знакомства: по одной из них он увидел её в окне, по другой их познакомила актриса Македония, в доме которой Феодора жила после возвращения из Александрии. [5] Для их бракосочетания был изменен древний закон, запрещавший браки знатных лиц с женщинами низкого происхождения, актрисами и куртизанками.[6]Бракосочетание Юстиниана, бывшего тогда только наследником престола, с Феодорой состоялось в 525 году в Святой Софии.

Юстиниан никогда не придавал значения происхождению Феодоры, считал её равной себе. Это объясняется тем, что сам Юстиниан был выходцем из крестьянской семьи[7], хотя и получил благодаря своему дяде (неграмотному императору Юстину) хорошее образование и власть. Император действительно любил Феодору, о чём свидетельствует его переименование крепости Аназарв (в Сирии) в Феодориаду и образование одноименной епархии в Сирии.[8]

После замужества, согласно Прокопию, Феодора более не запятнала себя какими-либо любовными историями. Когда её заподозрили в склонности к рабу-варвару Ареовинду, тот по приказу Феодоры был наказан плетьми и отправлен в ссылку.[9] Прокопий же сообщает, что Ареовинд просто исчез, и никто о нём более ничего не слышал.

Детей у Феодоры и Юстиниана не было. Прокопий в своём трактате сообщает о её сыне Иоанне, рождённом до брака и воспитанном в Аравии отцом. Когда взрослеющий Иоанн появился в Константинополе, чтобы вернуться к матери, та, испугавшись гнева Юстиниана, сделала так, что больше его никто не видел. Историк Шарль Диль упоминает о дочери Феодоры, рождённой также до брака.[1] Сын приписываемой Феодоре дочери (то есть её внук) приобрёл при византийском дворе того времени высокое положение, что позволяет сделать предположение о том, что его происхождение императора не смущало. Данный факт подтверждает Прокопий, рассказывая о стараниях Феодоры удачно устроить брак своего внука с дочкой полководца Велизария.

Политическая и религиозная деятельность

Участие в управлении империей

Императрицей Феодора стала 1 апреля 527 года, когда её супруг был коронован императором (соправителем умирающего императора Юстина I). Феодора правила государством 22 года наравне с Юстинианом: смещала и назначала высших должностных лиц в империи, оказывала влияние на законодательную и внешнеполитическую деятельность императора, занималась дипломатической перепиской, принимала иностранных послов и т.  д. Значимое положение Феодоры как в жизни Юстиниана, так и в делах управления империей, подчеркивает надпись, сделанная Юстинианом на передней стороне золотого престола в реконструированном им храме Святой Софии: «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора».[4]

Прокопий приводит случай, достоверность которого сомнительна, но характеризует влияние Феодоры в государстве. Когда в горах Кавказа персидское войско терпело неудачи, то царь персов Хосров зачитал письмо Феодоры своему вельможе Завергану со следующей фразой: «За это я обещаю тебе многие блага со стороны моего мужа, который ничего не предпринимает, не посоветовавшись со мной».[2] Эти слова вызвали некоторый подъём боевого духа у персов, взгляды которых на роль женщины в обществе оставались патриархальными. По мнению Прокопия любое назначение на должность, произведенное без согласования с Феодорой, заканчивалось для того человека «самой позорной смертью».[2] Феодора была мстительной женщиной и императрицей, никогда не прощала своих врагов.

В управлении империей произошло размежевание интересов: Юстиниан проводил общую политическую линию, а Феодора интересовалась её деталями. Иоанн Эфесский, рассказывая о крещении нубийского племени (см. ниже в разделе религиозная деятельность), сообщает о том, что византийские чиновники на местах боялись больше императрицы, чем императора. Один из них оправдывается перед послом Юстиниана: «Страх перед царицей хорошо мне известен, поэтому я не посмел противиться им [посланцам Феодоры]».[10]

Влияние Феодоры не ослабевало вплоть до её кончины. С влиянием Феодоры связывают принятие ряда законов, улучшавших положение женщин, а также суровых норм по отношению к гомосексуалистам, предусматривавших наказание в виде публичного оскопления.[11]

Восстание Ника

Основная статья: Ника (восстание)

Голова императрицы Феодоры. Кастелло Сфорцеско, Милан

В трудные минуты она проявляла редкое мужество и неукротимую энергию. Эти черты особено проявились в 532 во время восстания Ника, когда в обстановке всеобщей паники она помешала бегству Юстиниана из Константинополя и тем самым, по мнению ряда исследователей[12][13], спасла трон. В момент, когда император готов был покинуть город, она на заседании императорского совета обратилась к нему с речью, приводимой у Прокопия в трактате «О персидской войне», и произнесла слова, ставшие афоризмом:

Сейчас, я думаю, не время рассуждать, пристойно ли женщине проявить смелость перед мужчинами и выступить перед оробевшими с юношеской отвагой. Тем, у кого дела находятся в величайшей опасности, ничего не остается другого, как только устроить их лучшим образом. По-моему, бегство, даже если когда-либо и приносило спасение и, возможно, принесет его сейчас, недостойно. Тот, кто появился на свет, не может не умереть, но тому, кто однажды царствовал, быть беглецом невыносимо. Да не лишиться мне этой порфиры, да не дожить до того дня, когда встречные не назовут меня госпожой! Если ты желаешь спасти себя бегством, государь, это нетрудно. У нас много денег, и море рядом, и суда есть. Но смотри, чтобы спасшемуся тебе не пришлось предпочесть смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что царская власть — лучший саван.[14]

Литературным образцом для этой речи возможно стала указанная у Геродота речь карийской правительницы Артемизии на совете персов перед Саламинской битвой, хотя по смыслу Артемисия призывала к обратному, отказу от сражения.[15] Слова «царская власть — лучший (прекрасный) саван» — были заимствованы Прокопием от сиракузского тирана Дионисия Старшего. В 403 г. до н. э. Дионисий был осаждён восставшими в крепости, и на предложение друга спасаться, ответил: «Тирания — прекрасный саван».[16] Речь Феодоры подверглась Прокопием литературной обработке, однако никто из историков не сомневается в том, что Феодора произнесла нечто подобное, хотя и не в столь блестящих выражениях.

Благотворительная деятельность

Для бывших куртизанок и проституток Феодора открыла монастырь на берегу Босфора (так называемый монастырь раскаяния). По пристрастному мнению Прокопия условия проживания там были настолько суровы, что многие женщины по ночам бросались с высоты, чтобы покончить с мучениями.[2]

Иоанн Малала, современник Прокопия, не так враждебно настроен по отношению к Феодоре и сообщает следующее о благих деяних императрицы:

В то же самое время благочестивая Феодора после других своих добрых дел сделала следующее. Так называемые содержатели притонов шныряли вокруг, высматривая повсюду бедняков, имеющих дочерей, и, дав им обещания и немного номисм, они забирали тех [девиц] якобы на воспитание. [Сами же] выставляли их публично, пользуясь их несчастьем и получая низкую выгоду от [продажи] их тел. И вынуждали их выставлять себя. Таких содержателей притонов она [Феодора] повелела разыскать со всей тщательностью. И когда они были приведены вместе с девицами, она приказала каждому рассказать о клятве, данной их родителям. Те сказали, что дали по пять номисм за каждую [девицу]. После того как сказанное было подтверждено клятвой, благочестивая василиса, дав деньги, освободила девиц от ярма горького рабства, повелев, чтобы не было содержателей притонов, а девиц, одарив одеждой и дав по номисме, отпустила[8].

Религиозная деятельность

Феодора тайно покровительствовала монофизитам: способствовала избранию константинопольским патриархом Анфима, а после его низложения в 536 году укрывала его 12 лет в тайной кельи своего дворца.[17][4] Так же не без её участия происходило замещение александрийского патриаршего престола монофизитами. В её половине дворца (возможно с согласия Юстиниана) вместе с Анфимием проживал привезённый в Константинополь в 538 году патриарх Феодосий Александрийский, который образовал там подобие монастыря и вёл себя как глава всемирной монофизитской церкви.[18] По мнению А. В. Карташева именно Феодора «искусственно размножила монофизитские хиротонии и прямо создала и укрепила историческое существование монофизитских церквей вплоть до наших дней».[4]

Несмотря на пристрастия жены Юстиниан всё же не прекращал преследования монофизитов, начавшиеся после четвертого Вселенского собора, хотя и не был в них последователен, а из-за влияния Феодоры слишком нерешителен. Например, после землетрясения в ноябре 533 года, когда народ на улицах скандировал — «Август, сожги томос Халкидонского собора!», он издал богословский указ, растянутый и не вполне ясный, с формулами: «Одному и Тому же Христу принадлежат и чудеса и страдания». Так, по мнению Карташева, начали сдаваться позиции Халкидонского собора.[4] Но всё же гонимые монахи-монофизиты в Сирии оскорбляли портреты Юстиниана и в то же время молились о здравии благочестивейшей государыни, а с другой стороны православные, видя уступки Юстиниана монофизитам, желали ему поскорее избавиться от Феодоры.[4] Этот антагонизм использовался Юстинианом и Феодорой для оказания влияния на обе спорящие стороны.

Интерес Феодоры в укреплении позиций монофизитов выразился также в её поисках кандидата на престол римского понтифика. Им стал Вигилий, возведённый на престол через инцинированный по указанию Феодоры судебный процесс по обвинению папы Сильверия в политической измене. [4]

Историк Шарль Диль, оценивая Феодору, пишет, что она, как все византийки была очень набожной, но при этом тонким политиком и понимала, что богатые провинции Востока, где в то время господствовало монофизитство, были нужны империи. Сирия и Египет, по его мнению, через религиозные расколы проявляли свой сепаратизм, и Феодора, встав на сторону монофизитов и делая им всевозможные уступки, смогла успокоить их недовольство.[19][1] Также существует мнение, что Феодора, будучи сторонницей халкидонской веры[13], считала что «монофизиты круга Севира были весьма близки к православию и что если к ним относиться с терпимостью и уважением, они не смогут не понять и не принять Халкидонский Собор».[18] При этом отмечают, что личная протекция, оказываемая Феодорой лидерам монофизитов, привела к созданию параллельной церковной структуры и усилению раскола.

Феодора не только участвовала в религиозной борьбе, но и заботилась о распространении христианства. Так, епископ Иоанн Эфесский сообщает, что Феодора с радостью приняла предложение посланника александрийского патриарха монофизита Феодосия об обращении в христианство народа нобадов (одно из нубийских племён):

Заботясь об этом народе, блаженный Юлиан явился и сообщил покойной царице Феодоре, чтобы вызвать её усердие к обращению этого народа. Царица горела ревностью Божией, она приняла (его) с радостью и обещала, что будет сделано все, чтобы отвратить этот народ от заблуждения почитания идолов. Об этой радости она известила победоносного императора Юстиниана и обещала позаботиться, чтобы блаженный Юлиан был туда послан. Император же не обрадовался, когда узнал, что этого противника собора (Халкидонского) стремятся послать туда…[10]

Несмотря на возражения Юстиниана, Феодора хитростью смогла направить миссионеров-монофизитов к народу нобадов.

Смерть

Феодора скончалась 28 июня 548 года[8] после продолжительной болезни, как полагают от рака. [1] Она была похоронена со всеми императорскими почестями в церкви Двенадцати апостолов в Константинополе. Юстиниан после смерти жены, давая торжественные обещания, клялся её именем, которое он увековечил в названиях многих городов и провинций Византии и завоеванных территорий. В память о жене Юстиниан в монастыре Святой Екатерины на Синае в главной базилике, построенной по его указанию, приказал сделать надпись: «Упокоению блаженной памяти императрицы Феодоры».[20] После кончины Феодоры овдовевший Юстиниан остался верен её памяти и не вступал в повторный брак.

Оценка личности современниками и потомками

Наиболее положительную оценку Феодора получила от монофизитов:[4]

  • антиохийский патриарх Северий (Севир) (VI век) называл её «царицей, которая чтит Христа»;
  • историк и епископ Эфесса Иоанн (VI век) считал её правоверной царицей;
  • яковитский летописец Михаил Сириянин (XII век) сообщает, что она заботилась о мире церквей больше, чем её муж, и побуждала его работать в этом направлении.
  • армянский историк Киракос Гандзакеци (XIII век) повторяет утвердившуюся точку зрения на Феодору: «Православная по вере, она умоляла мужа утвердить православие. А он хоть и очень хотел, но не осмелился [сделать это] от страха перед двуестественниками [диофизитами], которые грозили ему смертью».[21]

Церковью Феодора была канонизирована вместе с её мужем Юстинианом в лике благоверной. Православная церковь признает раскаяние Феодоры в её неправедной жизни в молодости и считает, что она всё же отошла от монофизитской ереси[22] и стала защитницей православия. Константинопольская церковь с самого начала очень лояльно отнеслась к Феодоре: после её коронации, когда сильны были разговоры о её прошлом и многих оно смущало «ни один из священнослужителей не высказал открыто возмущения, несмотря на то что и им предстояло именовать ее владычицей».[2] При этом историки отмечают, что западная церковь не простила Феодоре грубого низложения папы Сильверия и её имя на западе долгое время предавали проклятиям и поношениям. [1]

Оценка Феодоры в области государственного управления, сделанная Прокопием, не менее категорична, чем его негативная оценка деятельности Юстиниана. Однако особо признается её роль в ходе восстания Ника, когда она предотвратила бегство Юстиниана из Константинополя.

Источники и историография

Основным источником сведений о императрице Феодоре является памфлет Прокопия Кесарийскийского «Тайная история» (греч. Ἀνέκδοτα), написанный спустя 2 года после её смерти. Данный труд был найден только в XVII веке директором Ватиканской библиотеки Н. Алеманном и сразу вызвал волну споров. При его написании Прокопий, как и знаменитый биограф цезарей Гай Светоний Транквилл, возможно использовал императорские архивы, однако его рассказы об образе жизни Феодоры до её вступления в брак подвергаются сомнениям. Так английская исследовательница А. Камерон в своей фундаментальной монографии о Прокопии вообще отказывается видеть в описании молодости Феодоры какую бы то ни было реальность. [16] Тем не менее осведомленность Прокопия не вызывает сомнений, так как он служил секретарем при крупнейшем полководце Юстиниана Велизарии и был свидетелем многих событий, которые описывал.

«Тайная история», написанная по мнению одного из исследователей «желчью, а не чернилами», была скорее реакцией Прокопия на опалу его патрона Велизария, в результате чего и он сам потерял благосклонность двора. Об отчасти необъективном характере данного труда свидетельствует, например, то, что шестая часть «Тайной истории» представляет уже мифотворчество на тему «Юстиниан — воплощение дьявола».[16] И всё же, историки не отвергают «Тайную историю» целиком как абсолютно недостоверный источник, поскольку другие приведённые им данные, в частности, о политической и религиозной деятельности Юстиниана и Феодоры, находят подтверждение в иных доступных текстах, в том числе и в кодексе Юстиниана.

Византинист Успенский Ф. И. в своём труде «История Византийской империи» признаёт, что Прокопий — практически единственный свидетель, описавший эпоху Юстиниана, — однако критикует негативный и предвзятый тон его «Тайной истории». По мнению Успенского, этот труд, относящийся к позднему периоду жизни Прокопия и разительно отличающийся от его прежних объективных трактатов, следует рассматривать в контексте распространённого тогда убеждения, «что современный ему порядок вещей не есть нормальный, что слава римская безвозвратно миновала, и современники не походят на героев прошлого». [23] Он не вдаётся в подробности молодости Феодоры и считает, что она «независимо от своей обстановки и исторической роли, приковывает к себе всеобщее внимание как характер и еще более — как литературный тип».[23]

Кроме труда Прокопия, отдельные аспекты жизни Феодоры были описаны в середине VI века одним из её приближённых — епископом Иоанном Эфесским в его сочинениях: «Жития восточных святых» и «Церковная история».

Житийная литература содержит о Феодоре очень краткие сведения. В минее Дмитрия Ростовского о ней лишь кратко сообщается в конце жития императора Юстиниана.

Деятельность Феодоры в области религии, а особенно её роль в укреплении позиций монофизитов подробно освещена А.  В. Карташевым в его труде «Вселенские соборы», а также Шарлем Дилем в его многочисленных трудах по истории Византии. Из современных трудов Феодоре посвящена монография 1999 года итальянских исследователей Стефания Салти и Рената Вентурини «Жизнь Феодоры».[24]

В изобразительном искусстве

Императрица Феодора со свитой

Император Юстиниан со свитой

Наиболее знаменитое изображение императрицы Феодоры — мозаика в баптистерии Сан-Витале в Равенне, уникальное тем, что оно является прижизненным (546—547 годы), а также сохранившимся до наших дней.

Императрица с супругом изображена на двух мозаичных панно, которые располагаются на стенах апсиды. Оба правителя изображены как донаторы, стоящие порознь, они возглавляют две процессии, приносящие дары храму. Оба супруга держат в руках жертвенные литургические сосуды.[25]

Лазарев В. Н. пишет, что данные изображения выполнялись, по-видимому, лучшими из равеннских мастеров, которые создали их по столичным образцам — царским портретам, рассылавшиимся в провинции Византийской империи для копирования:

Феодора стоит в нарфике, собираясь пройти через дверь на лестницу, ведущую на женскую половину галереи (matroneum). В руках она держит золотую чашу, на ее голове, окруженной нимбом, роскошная диадема, на плечах тяжелое ожерелье. На подоле хламиды императрицы вышиты золотые фигуры трех несущих дары волхвов, намекающие на приношение Феодоры. Для большей торжественности фигура императрицы обрамлена нишей с конхой, которую А. Альфёльди склонен рассматривать как «нишу прославления». Перед Феодорой шествуют два телохранителя, один из которых отодвигает завесу перед дверью, а другой стоит совершенно неподвижно, скрыв руку под хламидой. За Феодорой следует группа придворных дам, возглавляемая дочерью и супругой полководца Велизария.[26]

В православной иконописи традиции изображения императрицы Феодоры нет (в отличие от весьма популярного сюжета изображения её тезки блаженной императрицы Феодоры, восстановившей в середине IX века иконопочитание).

В художественной литературе

  • Николай Гумилев. «Отравленная туника». Пьеса.
  • Harold Lamb. «Theodora and the Emperor». Роман.
  • Гарольд Лэмб. «Феодора. Циркачка на троне». Беллетризированная биография, русский перевод предыдущего.
  • Роберт Грейвс. «Князь Велизарий».
  • Валентин Иванов. «Русь изначальная». Исторический роман.
  • Монахиня Кассия (Т. А. Сенина). «Юстиниан и Феодора». Рассказ.
  • Джиллиан Брэдшоу. «The Bearkeeper’s Daughter». Роман о последних годах жизни Юстиниана и Феодоры, написанный с точки зрения её незаконного сына.
  • Михаил Казовский. «Топот бронзового коня», исторический роман.

Сноски и источники

  1. 1 2 3 4 5 6 Диль Ш. Византийские портреты. Часть I. Глава III. Феодора
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 Прокопий Кесарийский. Тайная История
  3. Память благоверного царя Юстиниана и царицы Феодоры
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 Карташев А. В. Вселенские Соборы
  5. 1 2 Феодора — дар Юстиниану // Вокруг света. 2007 г. № 10.
  6. Великие Правители. Императрица Феодора
  7. Юстиниан I Великий, Флавий Петр Савватий (Статья из БСЭ)
  8. 1 2 3 Иоанн Малала, «Хронография». Кн. XVIII
  9. Сборник История Византии. Т. 1 // Академик Сказкин С. Д. (отв.редактор) — Москва: Наука, 1967 г.
  10. 1 2 Иоанн Эфесский Церковная история. Книга 4
  11. Иоанн Малала сообщает: «Василевс повелел, чтобы у тех, кого уличат в педерастии, отсекали член, и было в это время обнаружено много, занимающихся мужеложеством. И возник тогда страх у страдающих этим злом.»: Иоанн Малала Хронография
  12. Диль Ш. История византийской империи (глава «Внешняя политика Юстиниана»)
  13. 1 2 Иоанн Мейендорф Единство империи и разделение христиан. Глава VII. Эпоха Юстиниана
  14. Прокопий Кесарийский, «Война с персами»
  15. Геродот, 8.68
  16. 1 2 3 Чекалова А. А. Прокопий Кесарийский: личность и творчество
  17. Поснов М. Э. История Христианской Церкви
  18. 1 2 Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Глава XXI. Эпоха императора Юстиниана
  19. Диль Ш. История византийской империи (глава «Характер, политика и окружение Юстиниана»)
  20. Гудзик К. Юстиниан — наставник епископов
  21. Киракос Гандзакеци. Краткая история
  22. Святой правоверный царь Иустиниан и царица Феодора
  23. 1 2 Успенский Ф. И. История Византийской империи Т. 1
  24. Stfania Salti, Renata Venturini. The life of Theodora. Ravenna, 1999. ISBN 88-87747-05-9
  25. Мозаики из смальты в церкви Сан-Витале в Равенне, VI в.
  26. Лазарев В. Н. История Византийской живописи

Ссылки

  • An Online Encyclopedia of Roman Emperors
  • Феодора — С. Б. Дашков. «Императоры Византии». — Изд. дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1997
  • Диль Ш. Византийские портреты. ч. I, гл. III. «Феодора»
  • «Отравленная туника» (театральная постановка о дворцовых интригах императрицы Феодоры)
  • The Mosaics of St. Vitale Ravenna
  • Знаменитая красавица XIX в. леди Рэндольф Черчилль в костюмах императрицы Феодоры. Галерея фотографий
  • М. Крылова, М. Тушинский. Феодора — дар Юстиниану

Святые византийские императрицы


Елена  († 330 год)  • Флацилла  († 386 год)  • Пульхерия  († 453 год)  • Евдокия  († 460 год)  • Феодора  († 548 год)  
Ирина  († 803 год)  • Феодора  († 867 год)  • Феофано († 895 год)  • Ирина († 1134 год)

 

   

Феодора | Императрица, биография, достижения, Юстиниан и факты

Теодора

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
c. 497
Умер:
28 июня 548 г. Стамбул Турция

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Кто были родители Теодоры?

Мало что известно о молодости Феодоры, но некоторые источники говорят, что ее отца звали Акакий, и он был смотрителем медведей на ипподроме в Константинополе.

Чем запомнилась Феодора?

Феодора, византийская императрица VI века, вышедшая замуж за императора Юстиниана I, известна как одна из самых влиятельных женщин в византийской истории. Она использовала свою власть и влияние для продвижения важной для нее религиозной и социальной политики. Она была одной из первых правителей, признавших права женщин.

Во что верила Феодора?

Феодора верила в миафизитство, которое утверждает, что и божественность, и человечество в равной степени присутствуют в единой природе в лице Христа, противоречивое и неортодоксальное христианское учение в Византии VI века. Она также считала, что у женщин должно быть больше прав.

От чего умерла Теодора?

Теодора, вероятно, умерла от рака.

Феодора , (род. ок. 497 н.э. — ум. 28 июня 548, Константинополь [ныне Стамбул, Турция]), византийская императрица, жена императора Юстиниана I (годы правления 527–565), вероятно, самая влиятельная женщина в Византийская история. Ее интеллект и политическая проницательность сделали ее самым доверенным советником Юстиниана и позволили ей использовать власть и влияние своего офиса для продвижения религиозной и социальной политики, которая благоприятствовала ее интересам.

Мало что известно о ранней жизни Феодоры, но сочетание официальной версии с версией, найденной в ярко окрашенной Тайной истории Прокопия Кесарийского, вероятно, дает лучшее объяснение. Ее отец, Акакий, был смотрителем медведей на ипподроме (цирке) в Константинополе. Прокопий говорит, что она стала актрисой и проституткой еще в молодости, ведя нетрадиционный образ жизни, в том числе родив по крайней мере одного внебрачного ребенка. Какое-то время она зарабатывала на жизнь прядильщиком шерсти. Когда Юстиниан встретил ее, она была обращена в миафизитство, неортодоксальное учение. Привлеченный ее красотой и умом, он сделал ее своей любовницей и женился на ней в 525 году. Ее дурная репутация означала, что до брака должен был быть принят специальный закон, легализующий союзы между актрисами и мужчинами сенаторского ранга или выше. Когда Юстиниан унаследовал престол в 527 году, она была провозглашена Августой.

Феодора пользовалась значительным влиянием, и хотя она никогда не была соправительницей, ее превосходный ум и ловкое ведение политических дел заставляли многих думать, что именно она, а не Юстиниан, правила Византией. Ее имя упоминается почти во всех законах, принятых в тот период. Она принимала иностранных посланников и переписывалась с иностранными правителями, функции, обычно предназначенные для императора. Ее влияние в политических делах было решающим, о чем свидетельствует восстание Ники в январе 532 года. Две политические фракции в Константинополе, Синие и Зеленые, объединились в своей оппозиции правительству и создали соперничающего императора. Советники Юстиниана убеждали его бежать, но Феодора посоветовала ему остаться и спасти свою империю, после чего полководец Юстиниана Велизарий согнал мятежников на ипподром и разрубил их на куски.

Теодору помнят как одну из первых правителей, признавших права женщин, принявших строгие законы, запрещающие торговлю молодыми девушками, и изменившие законы о разводе, чтобы дать женщинам больше преимуществ. Она провела большую часть своего правления, пытаясь смягчить законы против миафизитов. Хотя ей удалось положить конец их преследованиям в 533 году, ей так и не удалось изменить религиозную политику Юстиниана, сделав упор на ортодоксальность и дружбу с Римом.

Самым известным изображением Феодоры является мозаичный портрет в церкви Сан-Витале в Равенне, Италия. Ее смерть, возможно, от рака или гангрены, стала тяжелым ударом для Юстиниана. О ее важности в византийской политической жизни свидетельствует тот факт, что малозначительное законодательство датируется периодом между ее смертью и смертью Юстиниана (565 г.).

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Майклом Рэем.

Императрица Феодора — Энциклопедия всемирной истории

Феодора правила императрицей Византийской империи вместе со своим мужем, императором Юстинианом I, с 527 г. н.э. до своей смерти в 548 г. н.э. Происходя из скромной среды и преодолевая предрассудки своей несколько сомнительной ранней карьеры актрисы, Феодора вышла замуж за Юстиниана (годы правления 527–565 н.э.) в 525 г. н.э., и они вместе правили в золотой период византийской истории. Императрица, которую современные писатели изображали коварной, беспринципной и аморальной, тем не менее также считалась ценной опорой императора, а ее прямое участие в государственных делах сделало ее одной из самых влиятельных женщин, когда-либо виденных в Византии.

Ранняя жизнь

Теодора родилась в ок. 497 г. н.э., дочь хранителя медведей по имени Акакий, который работал на Константинопольском ипподроме. Византийский историк VI века н.э. Прокопий Кесарийский заявляет в своей «Тайной истории » ( Anekdota ), что Феодора зарабатывала на жизнь, как и ее мать до нее, актрисой, что означало выступления на ипподроме в качестве акробата, танцовщицы, и стриптизерша. Говорят, что у Теодоры был один особенно зловещий распорядок с участием гусей. Подразумевается, что, учитывая общую связь двух профессий в то время, она также была куртизанкой. При этом Прокопий хотел, чтобы мы поверили в особо популярную и похотливую.

Удалить рекламу

Реклама

« Тайная история » Прокопия, тем не менее, многими рассматривается как возмутительная сплетня с несколькими фактами, добавленными для достоверности. Отношение писателя и к Юстиниану, и к Феодоре явно сводится к тому, что они были худшим из того, что когда-либо случалось с Византийской империей (в отличие от официальных произведений, написанных им под покровительством Юстиниана, которые должным образом восхваляют достижения императора в войне и особенно в архитектуре). Прокопий также имел дело с Антониной, женой Велизария (самого талантливого полководца Юстиниана), и она изображается как постоянно интригующая с Феодорой, чтобы создать разрушительные дворцовые интриги. Возможно, важно также учитывать, что наши знания о Феодоре исходят только от авторов-мужчин, и женщина, играющая любую другую роль, кроме традиционно покорной в византийском обществе, должна была быть в лучшем случае неодобрительной, а в худшем — откровенно демонизированный.

Своей пышной коронацией в соборе Святой Софии Юстиниан и Феодора, казалось, провозгласили новую эру для Византийской империи и ее народа.

Прежде чем выйти замуж за Юстиниана, племянника императора Юстина (годы правления 518-527 н.э.), в 525 г. н.э. Феодора покинула пески ипподрома, чтобы отправиться в Северную Африку в качестве любовницы государственного служащего среднего уровня. После разрыва отношений она вернулась домой через Александрию, где, возможно, обратилась в христианство.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Брак между такой скромной фигурой, как Феодора, и будущим императором был странным браком из грязи в князи, но при византийском дворе существовала традиция, когда императоры женились на победительницах конкурсов красоты, организованных для этой цели. Участники таких конкурсов могли быть выходцами из низших сословий и из дальних провинций, поэтому такие несоответствия не были чем-то необычным. Низкий статус Феодоры не был проигнорирован всеми, и одним особенно страстным противником была императрица Лупицина Евфимия, действительно, ее смерть, похоже, устранила главное препятствие для брака. Юстин I дошел даже до того, что внес поправки в законы (сенаторы, которыми был Юстиниан, не могли жениться на актрисах), чтобы разрешить брак и узаконить внебрачную дочь Феодоры. Прокопий также утверждает, что у него был внебрачный сын, но никакие другие источники не подтверждают это.

Императрица, моложе своего мужа на 20 лет, описана Прокопием как невысокая, но привлекательная, сторонница придворных церемоний и любительница роскоши. Феодора была коронована как императрица на той же церемонии коронации, что и ее муж, 1 апреля 527 г. н.э. Юстиниан настоял на том, чтобы его жена была коронована как равная ему, а не как его супруга. Пара также соответствовала друг другу в интеллекте, амбициях и энергии, и их роскошная коронация в соборе Святой Софии, казалось, возвестила новую эру для Византийской империи и ее народа.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Восстание Ники

Активная роль Феодоры в византийской политике и непоколебимая поддержка, которую она оказывала своему мужу, лучше всего проявляются в восстании Ники 11-19 января 532 г. н.э. Это был печально известный бунт, вызванный фракциями сторонников на Константинопольском ипподроме. Настоящими причинами для недовольства были повышение налогов Юстинианом (для оплаты его непрекращающихся военных кампаний) и его общая автократия, но бунт был вызван отказом императора помиловать сторонников Синих и Зеленых за недавнюю вспышку насилия на Ипподроме. Нарушители спокойствия на этот раз объединили свои силы и с помощью зловещего скандирования «Победи!» ( Ника ), которые они обычно кричали конкретному возничему, которого поддерживали в гонке, они организовались в эффективную силу.

Юстиниан I

При поддержке греческого банкира Юлиуса Аргентария (CC BY-NC-SA)

Неприятности начались с появления Юстиниана на Ипподроме по случаю открытия скачек игр. Толпа повернулась против своего императора, скачки прекратились, а бунтовщики хлынули с ипподрома, чтобы неистовствовать в городе. Куда бы они ни шли, они оставили впечатляющий след разрушений, сожгли дотла церковь Святой Софии, церковь Святой Ирины, бани Зевксиппа, Халкские ворота и большую часть форума Августея, включая, что немаловажно, Дом Сената. Отправная точка всех этих разрушений, ипподром, отделалась лишь незначительными повреждениями. Бунт перерос в полномасштабное восстание, и Ипатий, полководец и племянник Анастасия I (год правления 49 г.1-518 н.э.), был коронован бунтовщиками на Ипподроме как новый император.

Удалить рекламу

Реклама

Юстиниана не так легко было столкнуть с трона, хотя именно Теодоре приписывают убеждение Императора не бежать от толпы, а стоять твердо и сражаться. Ее слова в этот решающий момент были записаны Прокопием так:

Мне все равно, прилично ли женщине давать мужественный совет испуганному мужчине; но в моменты крайней опасности совесть — единственный проводник. Каждый человек, рожденный на свет божий, рано или поздно должен умереть; и как император может позволить себе стать беглецом? Если вы, милорд, желаете спасти свою шкуру, вам не составит труда это сделать. Мы богаты, там море, там и наши корабли. Но сначала подумай, не пожалеешь ли ты, когда достигнешь безопасности, что не предпочел смерть. Что касается меня, то я придерживаюсь древней поговорки: королевская власть делает лучший саван. (цитируется по Браунворту, 79-80)

Имперскому делу очень помогли талантливые генералы Велизарий и Мундус, которые безжалостно подавили восстание, убив 30 000 преступников на ипподроме. Ипатий, который на самом деле не желал быть коронованным бунтовщиками, тем не менее был казнен. Игры на ипподроме не проводились в течение нескольких лет после кризиса, но одним из счастливых последствий всего разрушительного эпизода стала необходимая программа восстановления, в результате которой был построен нынешний вариант храма Святой Софии.

Отношение к церкви

Религиозная политика Феодоры, по-видимому, была полностью ее собственной, она определенно не была политикой ее мужа, лидера византийской церкви и защитника ортодоксии. Императрица поддерживала монофизитство, то есть веру в то, что Иисус Христос имел только одну, божественную природу ( physis ), что шло вразрез с ортодоксальным представлением о двух природах — человеческой и божественной. Ее взгляды не были просто теоретическими размышлениями, поскольку Феодора действовала в соответствии с ними, защищая и размещая священников и монахов, которые придерживались монофизитских верований, даже используя для этого Большой Константинопольский дворец. Действительно, императрице приписывают продвижение и, в конечном итоге, принятие монофизитства в Нубии около 540 г. н.э.

Удалить рекламу

Реклама

Помимо мрачных историй о личных вендеттах и ​​кумовстве, Теодора была известна своим влиянием на социальные реформы Юстиниана и своей благотворительной деятельностью.

Политические интриги

Политические маневры Феодоры обвиняют в падении главного министра Иоанна Каппадокийского, хотя он не пользовался особой популярностью у византийского народа, поскольку считался зачинщиком репрессивных налоговых реформ, вызвавших восстание Ники. Прокопий тоже изображает министра финансов образцом коррупции и разврата. Джон был уволен после восстания как одно из требований бунтовщиков, но позже он вернулся в политику. Говорят, что именно тогда Феодора устроила против него заговор из личной ненависти. Таким образом, Иоанн был изгнан из двора в 541 году нашей эры.

Другими жертвами махинаций императрицы были Папа Сильвериус (свергнутый в 537 г. н.э.) и, возможно, готская королева Амаласунта, которая была убита, но реальных подробностей и веских доказательств не хватает. Велизарий был еще одним человеком, который попал в плохие книги Феодоры. Он мог быть великим полководцем, возможно, величайшим полководцем Византии, но его успех только возбудил подозрения у императрицы, которая вполне могла повлиять на отношения своего мужа с его главным полководцем, что привело к отсутствию материальной поддержки на поле боя, когда нужный.

Императрица Феодора и ее двор

Кэрол Раддато (CC BY-SA)

Хуже было для Велизария, когда весной 542 г. н.э. империю поразила разрушительная бубонная чума. Сам Юстиниан был заражен; он выжил, но пока он был тяжело болен, Феодора правила одна. Видя, что, если ее муж умрет и не будет наследника, для которого можно было бы играть регентом, ее положение будет несостоятельным, императрица быстро выступила против генерала, которого она считала своим величайшим соперником за трон. Велизарий был слишком популярен, чтобы просто сажать в тюрьму или убивать, но его можно было срезать на пару процентов, и поэтому Феодора приказала освободить его от командования и конфисковать его имущество. К счастью для генерала, когда в следующем году Юстиниан выздоровел, а мавры и готы лаяли на границах империи, он был восстановлен на прежнем месте.

Удалить рекламу

Реклама

Прокопий также утверждает, что императрица не замедлила поставить своих друзей и соратников на руководящие должности при дворе. Помимо этих более мрачных историй о личных вендеттах и ​​кумовстве, Феодора была известна своим влиянием на социальные реформы Юстиниана и своей благотворительной деятельностью, спонсируя создание многих учреждений для бедных, таких как приюты, больницы и (возможно, в значительной степени учитывая ее прежнюю профессию) дом для бывших проституток, стремящихся вернуться в респектабельное общество.

Смерть

Феодора умерла в 548 году н.э. в возрасте 51 или 52 лет, вероятно, от рака. У Юстиниана не было наследника, но, что немаловажно, он больше никогда не женился. У дочери Феодоры до замужества с Юстинианом было трое сыновей, и все они стали видными фигурами при византийском дворе. Юстиниан, после периода глубокого траура, будет править еще 17 лет, но он никогда не казался таким сосредоточенным или блестящим, как тогда, когда рядом с ним была Феодора.

Прокопий, возможно, украл похвалы за самый продолжительный и красочный литературный портрет императрицы, но в изобразительном искусстве есть грозный соперник тому, как Феодору запомнили в истории. Это самое знаменитое из изображений находится в церкви Сан-Витале в Равенне, Италия. Сверкающая настенная мозаика изображает императрицу на одной панели, а на другой изображены Юстиниан и архиепископ Равенны Максимиан (годы правления 546–556 н.э.). Феодора, как и ее муж, изображается с большим нимбом. Она также носит множество украшений с ожерельями, серьгами, сказочной короной, усыпанной драгоценными камнями, и тирийской пурпурной мантией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *