Краткое содержание пьесы «Вишневый сад» (по главам) Чехова А.П.
Действие происходит в имении Любови Андреевны Раневской.
Действие первое
Раннее майское утро. Цветут вишневые деревья.
Купец Ермолай Алексеевич Лопахин нарочно приехал в имение Раневской, чтобы встретить поезд, на котором она с дочерью прибывает из-за границы, где прожила пять лет. Приехал — и заснул сидя. Поезд опоздал на два часа. О Раневской Лопахин говорит с нежностью: «Хороший она человек. Легкий, простой человек». Отец Лопахина был простой грубый мужик, а про самого себя он говорит, что мужиком был — мужиком и остался. Вот только разбогател.
По дому слоняется конторщик Епиходов и жалуется: «Каждый день случается со мной какая-нибудь неприятность…»
Горничная Дуняша (одета и причесана, как барышня) между делом сообщает купцу, что Епиходов сделал ей предложение. «Человек он смирный, а только иной раз начнет говорить — ничего не поймешь… Человек он несчастливый. .. Его так и дразнят к нас: невезучий — его так и дразнят: «двадцать два несчастья», — вздыхает Дуняша.
Со станции прибывают Раневская и ее семнадцатилетняя дочь Аня с гувернанткой Шарлоттой Ивановной. С ними входят и встречавшие: брат Любови Андреевны Гаев, ее приемная дочь Варя двадцати четырех лет и сосед-помещик Симеонов-Пищик.
Из беседы Ани и Вари выясняется, что Аня не все пять лет жила с матерью в Париже. Варя отправила ее в сопровождении Шарлотты (нельзя же в семнадцать лет ехать одной!) к матери в Париж.
Аня: Мама живет на пятом этаже, прихожу к ней, у нее какие-то французы, дамы, старый патер с книжкой, и накурено, неуютно. Мне вдруг стало так жаль мамы, так жаль, я обняла ее голову, сжала руками и не могу выпустить. Мама потом все ласкалась, плакала…
Дачу свою около Ментоны она давно уже продала, у нее не осталось ничего.
Раневская не хочет понимать, что она — не богачка, что нужно экономить. В вокзальных ресторанах заказывает самое дорогое, швыряет лакеям на чай по рублю.
Наглый ее лакей Яша тоже требует себе порцию.У Вари дела плохи, проценты за огромный долг Раневской заплатить не удалось — и в августе будут продавать имение.
Аня надеется, что Лопахин сделает Варе предложение, но надежды напрасны. Варя возится целый день по хозяйству и все мечтает выдать сестру замуж за богатого человека, а сама хочет уйти в монастырь.
Заметно, что сестры очень любят друг друга.
В бане ночует студент Петя Трофимов — бывший репетитор утонувшего в семь лет сына Раневской Гриши.
Заботится о кофе для хозяйки дряхлый лакей Фирс. Раневская растрогана: «Мне хочется прыгать, размахивать руками. А вдруг я сплю! Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала… Шкафик мой родной… (Целует шкаф.) Столик мой…»
Гаев. А без тебя тут няня умерла.
Любовь Андреевна (садится и пьет кофе). Да, царство небесное. Мне писали.
Лопахин говорит, что Раневская сделала ему много добра, он любит ее, «как родную, больше, чем родную», и он хочет сделать для нее что-нибудь хорошее.
Он выдвигает свой проект спасения имения от долгов: нужно разделить сад на дачные участки и сдавать в аренду. Это обеспечит Раневской как минимум двадцать пять тысяч годового дохода. Правда, придется снести старые постройки, в том числе и сам ветхий дом, и вырубить вишневый сад.
Любовь Андреевна с жаром возражает. Против и ее брат: и в «Энциклопедическом словаре» упоминается этот сад.
Лопахин говорит, что сад выродился, что на участках дачники могут заняться сельским хозяйством, «и тогда ваш вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным…»
Но ни Раневская, ни ее брат (он постоянно и бессмысленно пересыпает свою речь бильярдными терминами: «От шара направо в угол! Желтого в середину!») не желают слушать разумных речей купца.
Гаев произносит речь, посвященную столетию стоящего в комнате книжного шкафа:
«Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет. ..
Раневская глядит в окно на сад:
«О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною… О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Если бы снять с груди и плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!»
Она уже собирается пойти поспать с дороги, но входит Петя Трофимов — как он говорит, только поздороваться.
Как и предвидела Варя, просившая Петю подождать до завтра, мать при виде студента вспоминает утонувшего сына и тихо плачет. После она упрекает Петю: «Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?»
Трофимов. «Меня в вагоне одна баба назвала так: облезлый барин».
Варя говорит лакею Яше, что в людской уже два дня сидит его пришедшая из деревни мать. Хочет повидаться с сыном. Яша отмахивается: «Очень нужно! Могла бы и завтра прийти…»
Пищик просит у Раневской взаймы, она велит брату дать просящему денег.
Гаев. Сестра не отвыкла еще сорить деньгами… Хорошо бы… попытать счастья у тетушки-графини. Тетка ведь очень, очень богата… нас она не любит. Сестра, во-первых, вышла… не за дворянина и вела себя нельзя сказать, чтобы очень добродетельно. Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, но, как там ни придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении.
Аня, случайно услышав эти слова, просит дядю, чтобы он уж лучше молчал.
Смущенный Гаев обещает изыскать все средства для того, чтобы имение не было продано: занять денег под векселя, поехать в Ярославль к бабушке-графине… «Всем существом моим клянусь!»
Аня верит дяде, покой возвращается к ней.
Действие второе
Поле недалеко от дома. Вечер. Солнце садится. Шарлотта, Яша и Дуняша сидят на скамье. Епиходов стоит, играет на гитаре.
Шарлотта. У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая. Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления, очень хорошие. А я прыгала сальто-мортале и разные штучки… Я выросла, потом пошла в гувернантки. А откуда я и кто я — не знаю. Кто мои родители, может, они и не венчались… не знаю. (,Достает из кармана огурец и ест). Так хочется поговорить, а не с кем… Никого у меня нет.
Епиходов тоже жалуется, что не знает, «жить ему или застрелиться», и даже показывает револьвер. Его гложет тоска — Дуняша не ответила согласием на его предложение. Она, по ее собственному признанию, «страстно полюбила» лакея Яшу.
Тот зевает: «По-моему, так: ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная…»
На смену предыдущей группе являются Раневская с братом и Лопахин. Любовь Андреевна заглядывает в кошелек. Удивляется, что осталось так мало денег — и куда они подевались, непонятно. Тут же рассыпает оставшиеся золотые…
Лопахин опять внушает ей, что нужно срочно отдать сад в аренду; Иначе имение будет продано с аукциона за долги! Никакая ярославская тетушка спасти Раневскую не может —столько денег, сколько нужно, она все равно не даст.
Раневская вяло возражает, что «дачи и дачники — это так пошло».
Лопахин. «Таких легкомысленных людей, таких неделовых, странных я еще не встречал. Вам говорят… а вы точно не понимаете…»
Любовь Андреевна не готова решиться на действие, она предпочитает перебирать свои грехи:
— Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая, и вышла замуж за человека, который делал одни только долги. Муж мой умер от шампанского, — он страшно пил, и, на несчастье, я полюбила другого…
Утонул сын Гриша, и Раневская уехала за границу, оставив дочь, «чтобы никогда не видеть этой реки».
Любовь Андреевна купила во Франции дачу, ее любовник приехал туда и заболел. Она ухаживала за ним три года, больной был груб и капризен, совсем измучил ее — «душа моя высохла».
Дачу продали за долги, пришлось переехать в Париж в бедную квартирку. Любовник Раневскую бросил, ушел к другой, она пробовала отравиться…
И вот вернулась в Россию, к своей девочке…
Теперь получила телеграмму из Парижа: он просит прощения, умоляет вернуться.
Раневская прямо рекомендует Лопахину жениться на Варе. Тот вроде соглашается, но без особой горячности.
Тут как раз к скамье подходят Варя, Аня и Трофимов. Лопахин подшучивает над Трофимовым: «Ему пятьдесят лет скоро, а он все еще студент».
На самом деле Трофимову около тридцати. Он философствует о гордом человеке, о необходимости работать, о предназначении интеллигенции, которая только себя так называет… А на самом деле «интеллигенты» ничего серьезного не читают, мужикам говорят «ты», «о науках только говорят, в искусстве понимают мало…».
Лопахин противопоставляет сетованиям вечного студента свой взгляд — купец встает в пятом часу утра, работает до вечера. Видит, как много вокруг непорядочных людей, особенно если дело пахнет деньгами. Он думает: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя Тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…»
Заботливый Фирс приносит Гаеву пальто — становится прохладно.
Уходят все, кроме Трофимова и Ани.
Студент посмеивается над Варей — старшая сестра «боится, а вдруг мы полюбим друг друга… Она своей узкой головой не может понять, что мы выше любви… Мы идем неудержимо к той яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!»
Трофимов говорит, что дворянство во искупление грехов перед прошлым крепостничеством должно упорно трудиться. Не философствовать, не водку пить, а трудиться!
Он уговаривает Аню бросить дом и уйти, чтобы быть свободной, как ветер!
Наивная молоденькая девушка в восторге от этих призывов.
Слышен тревожный голос Вари:
— Аня! Аня!
Вечер в гостиной Раневской. Играет еврейский оркестр. Танцуют. Шарлотта показывает фокусы. Дата: двадцать второе августа — день торгов.
Ждут Гаева с известием. Ярославская бабушка прислала пятнадцать тысяч, чтобы купить имение на ее имя, но этих денег не хватит даже на выплату процентов. Однако Раневская надеется на какое-то чудо. «Между нами все кончено!» Убегает, падает с лестницы.
Раневская.
— Какой чудак этот Петя…
Она просит прощения: «Ну, чистая душа… Пойдемте танцевать!»
И Трофимов с Раневской танцуют.
Фирс жалуется Яше на нездоровье, Яша равнодушно отвечает:
— Надоел ты, дед. Хоть бы ты поскорее подох.
Яша просит Любовь Андреевну, если она опять поедет в Париж, забрать его с собой. Ему здесь оставаться невозможно: «народ необразованный» и на кухне плохо кормят, «а тут еще Фирс этот ходит, бормочет разные неподходящие слова…»
Является Гаев со слезами: «Имение продано!» Кто купил?
Лопахин.
— Я купил. Вишневый сад теперь мой! Мой!
Его переполняет радость: он, Ермолай, который мальчишкой по снегу босиком бегал, купил имение, где его отца и деда даже на кухню не пускали… Музыка, играй!
Спохватившись, купец высказывает свое сочувствие Раневской, желает, чтобы ее «нескладная несчастливая жизнь» как-нибудь переменилась. Аня пытается утешить плачущую мать:
— Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась твоя хорошая чистая душа. .. Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама!
Действие четвертое
Обстановка такая же, как в первом акте. Только занавеси сняты, нет картин. В глубине сцены сложены чемоданы и дорожные узлы. Яша держит поднос со стаканчиками, наполненными шампанским.
Приходят прощаться мужики. Любовь Андреевна отдает им свой кошелек. Слышны укоры Гаева: «Так нельзя, Люба! Так нельзя!»
Лопахин предлагает выпить шампанского. Возникает неловкая пауза. Пьет только Яша.
Пора на станцию.
Лопахин собирается в Харьков — с семейством Раневской он «замучился без дела». Трофимов едет в Москву, как всегда опаздывая к началу занятий. Лопахин сначала подшучивает, по своей давней привычке, над «вечным студентом», а потом предлагает ему денег на дорогу. Студент гордо отказывается:
— Дай мне хоть двести тысяч, не возьму. Я свободный человек. И все, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти… Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!
Лопахин. Дойдешь?
Трофимов. Дойду. Дойду или укажу путь другим, как дойти.
Слышно, как вдали стучат топором по дереву.
Раневская просит, чтобы пока она не уехала, не рубили сада.
Фирса было решено отправить в больницу. Аня спрашивает у Яши, сделано ли. Яша отмахивается, — должно быть, сделано. Высокомерный лакей отказывается проститься с матерью и рекомендует плачущей. Дуняше вести себя прилично — тогда и плакать не придется. Яша мыслями уже весь в Париже — насмотрелся на невежество, хватит!
Раневская собирается жить во Франции на те деньги, что прислала ярославская бабушка. Конечно, денег хватит ненадолго. Аня собирается выдержать экзамен в гимназии, начать работать и помогать маме. Шарлотту бросают без средств к существованию. Однако Лопахин обещает найти ей место. Любовь Андреевна пытается в последний раз сосватать Варю за Лопахина, но из их разговора ничего не получается. Варя нанялась в экономки в богатое имение. Она привыкла работать.
ЛюбовьАндреевна. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад! Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай! Прощай!..
Слышно, как на ключ запирают все двери. Экипажи отходят.
В запертом доме остается всеми забытый дряхлый, больной Фирс — никто его в больницу не отправил. Он по привычке беспокоится, что хозяин не надел шубу — в пальто поехал. Обессилевший старик ложится и лежит неподвижно.
Слышно, как стучат топором по дереву.
Вишневый сад — краткое содержание пьесы Чехова
Действие происходит в имении Раневской Любови Андреевны.
Действие первое
Утро, восход солнца, май. Лопахин разговаривает с горничной Дуняшей о скором приезде хозяйки имения, Любови Андреевны Раневской, которая возвращается из Парижа, прожив там 5 лет. Слышатся звуки подъезжающих экипажей и затем в комнату входят Раневская с дочерью Аней, гувернанткой Шарлоттой Ивановной, Варей, Гаевым и Симеоновым – Пищиком.
Варя, исполняющая обязанности хозяйки, а заодно и экономки имения во время отсутствия матери, по привычке распоряжается подать чаю и с любовью обнимает сестру Аню. Варя очень рада приезду любимых родственников.
Аня рассказывает, что мать совсем обанкротилась, за свои долги продала уже дачу около Ментоны, денег сейчас совсем нет, еле добрались домой. Но при этом положении дел дворянские замашки и запросы, да и стиль поведения Раневской вовсе не изменился. На вокзале она требует самого дорогого обеда, лакеям продолжает раздавать на чай. Варя же говорит о том, что в августе планируется продажа и этого родового имения. Эта печальная новость омрачается еще и тем, что Варя все никак не может получить предложения руки и сердца от Лопахина, хотя давно всем известно, что он влюблен в девушку.
Раневская с Гаевым предаются воспоминаниям о том, как славно складывалась их жизнь в этом имении, какими счастливыми были их детство и юные годы: О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя
. Лопахин же вынужден своими разговорами вернуть их в реальность, предлагает некий план по спасению имения:
«Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать тысяч в год дохода»
Лопахину не безразлична судьба сада, его отец был крепостным у отца и деда Лопахиной, он вырос в этом имении и любит Раневскую, как родную мать. Но спасать положение Любови Андреевны как-то нужно. И она, и Гаев считают, что такое решение безрассудное, отдавать под дачи вишневый сад они не хотят, но и других вариантов не предлагают. Они живут лишь мечтами, снами и воспоминаниями о прошлой жизни. Так, например, Гаев вдруг начинает обращаться к старому шкафу, как к живому существу: Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости… воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания
. Все это выглядит очень комично, особенно в глазах Лопахина и герой уезжает по неотложным делам в Харьков.
После отъезда Лопахина в комнату входит Петя Трофимов, студент, бывший учитель покойного младшего сына Раневской Гришеньки, его приход вызывает болезненные воспоминания у Любови Андреевны, но Петю она любит, поэтому все равно рада его видеть. Это еще одна встреча с прошлым и нежелание жить в настоящем. В этот подходящий момент Симеонов-Пищик, до этого молчавший, просит в долг у Раневской, и она дает ему деньги, опять-таки по своей старой барской привычке. Нет у нее понимания трагедии своего положения. Гаев же надеется на какое-нибудь наследство, или на то, что Аню можно выдать за богатого человека, или на то, что тетушка из Ярославля вдруг даст им денег. Все – призрачные идеи, лишенные здравого реального смысла.
Все, утомленные дорогой, отправляются спать.
Действие второе
На поле, за имением сидят на скамейке Шарлотта, Епиходов, Дуняша и Яша. Незадолго до этого Епиходов сделал предложение Дуняше выйти за него замуж, но Дуняша влюблена в Яшу, мечтает остаться с ним наедине. Шарлотта и Епиходов уходят в имение, а Яша рассказывает горничной о загранице, целует ее, но при этом просит уйти другой тропинкой, чтобы никто не подумал, что у них было свидание.
На сцене появляются Раневская, Гаев, Лопахин. Раневская опять сокрушается о том, что денег совсем нет, но тут же упоминает, что они с Гаевым только из ресторана, где поели и попили на круглую сумму, при разговоре оставшиеся монеты из кошелька выпадают и их подбирает Яша. Лопахин настаивает на принятии решения о вырубке вишневого сада и обустройстве дачных домиков, но Раневская ни за что не соглашается.
«Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят, русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете»
Но Брат с сестрой считают «пошлым» сами понятия «дачи и дачники». Раневская лишь сокрушается о том, что все это ей в наказание за ее грехи: о том, что всегда сорила деньгами, что муж был страшный должник, что любовник ее в Париже ободрал ее, как липку, что она даже пыталась отравиться. А теперь этот любовник просит ее вернуться назад.
Раневская говорит Лопахину о том, что надо бы ему жениться, а еще лучше жениться на Вареньке, Лопахин соглашается с тем, что Варя – хорошая девушка, но пока не просит благословения и разрешения у Любови Андреевны. В это время появляются Трофимов, Аня и Варя.
Лопахин подшучивает на Петей, называя его вечным студентом, на что Трофимов сокрушенно отвечает:
«…вы будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен»
Все при этих словах смеются, а Варя переводит разговор. И Трофимов в беседе представляет свою жизненную позицию и, так сказать, философию:
«Человечество идет вперед, совершенствует свои силы, только надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину. У нас, в России, пока работают очень немногие. Громадное большинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно»
Все задумываются, только слышно, как тихо бормочет слуга Фирс, принесший пальто Гаеву, да вдали вдруг раздается звук лопнувшей струны, звук замирающий и печальный. Этот звук вызывает неприятные ощущения у всех. Фирс же говорит, что перед «волей», то есть отменой крепостного права, тоже были странные звуки. В этот момент по дороге идет прохожий и просит указать ему дорогу, а заодно и милостыню просит. Раневская, не задумываясь, дает ему денег, словно забыв о своем бедственном положении.
Все уходят, кроме Ани и Трофимова. Петя говорит, что Варя боится, что между ним и ее сестрой вспыхнут чувства: Она своей узкой головой не может понять, что мы выше любви. Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни
. Аня же, восхищаясь речами Пети, вдруг понимает, что уже совсем не так привязана к саду, как раньше, что ей хочется перемен, чего-то нового, неизведанного.
«Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест…чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывном трудом. Будьте свободны, как ветер»
Аня и Трофимов уходят к реке. Всходит луна.
Действие третье
Действие открывается сценой бала в гостиной у Раневской. Все танцуют парами. Фирс разносит водку. Играет еврейский оркестр. Варя сокрушается, что наняли оркестр, а платить нечем. Шарлотта показывает фокусы, Симеонов-Пищик снова просит в долг, Любовь Андреевна веселится, только нет Гаева, он поехал в город на торги, где должно было продаваться имение и так пока и не вернулся. Раневская просит Трофимова немного ее развлечь, потому что она волнуется о том, какие новости будут из города. Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза
. Он говорит Раневской, что не стоит возвращаться в Париж к любовнику, а она как раз это и собирается сделать, что тот обобрал ее, что он мошенник, а Любовь Андреевна этого не видит. Что он всего лишь негодяй и ничтожество. На что Раневская отвечает, что Петя не знает настоящей любви, что вздор – все его речи. Трофимов в ужасе осознания ситуации, в которую загнала себя Раневская, убегает и случайно падает с лестницы, вызывая у всех лишь смех. Раневская просит прощения у Пети.
Через некоторое время появляются Лопахин и Гаев. Лопахин радостно взволнован, а Гаев утирает слезы одной рукой, в другой держит покупки: анчоусы и керченские сельди. Оказывается, сад купил Лопахин. Наступает молчание.
Любовь Андреевна угнетена, Варя демонстративно бросает ключи от имения посреди гостиной и уходит.
«Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет) Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь»
Аня уводит заплаканную любовь Андреевну.
Действие четвертое
Декорации первого акта. Но нет ни мебели, ни занавесок, чувствуется пустота. Около двери сложены чемоданы. Действия как такого не совершается. Все поглощены приготовлениями к дороге. Герои даже не слышат и не чувствуют друг друга. Все происходит отрывочно, бессвязно. Любовь Андреевна бледна, не может говорить. Она только что отдала кошелек с деньгами мужикам из своего имения, которые пришли попрощаться с барыней. Лопахин зовет всех выпить по бокальчику на дорожку. Но никто не откликается на этот призыв. Трофимов решает проводить Раневскую, а сам намерен отправиться в Москву. Лопахин же уезжает в Харьков по делам. Гаев устроился в банк, только никто не верит, что это надолго. Аня распоряжается отправить Фирса в больницу, так как он совсем болен. Яша тоже уезжает с господами и с Дуняшей даже прощаться не хочет.
Пора ехать. Раневская прощается с домом: Прощай, милый дом, старый дедушка. Пройдет зима, настанет весна, а там тебя уже не будет, тебя сломают. Сколько видели эти стены!
Аня остается в Москве, хочет учиться; Шарлотта просит Лопахина найти ей место работы, податься ей некуда.
Раневская спрашивает Лопахина о намерении его жениться на Варе, на что тот отвечает, что не может и не станет этого делать. Варя собирает вещи и нанимается экономкой в семью в соседнее имение.
Все одновременно говорят, что-то спрашивают, но в тоже время не слышат друг друга. Присаживаются на дорожку и уходят. Лопахин закрывает двери. Прощай, старая жизнь!
, Здравствуй, новая жизнь!
— говорят одновременно Аня и Петя.
Сцена пуста. Раздается только звук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно. Из комнаты вдруг выходит Фирс. Он болен. Заперто. Уехали…Про меня забыли…Ничего…я тут посижу…
Ложится и замирает. Лежит неподвижно.
«Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду стучат топором по дереву»
Литературные пособия и сводки
Спасибо за знакомство с этим суперкратким изложением сюжета «Вишневого сада» Антона Чехова. Современная альтернатива SparkNotes и CliffsNotes, SuperSummary предлагает высококачественные учебные пособия, которые содержат подробные резюме глав и анализ основных тем, персонажей, цитат и тем эссе.
Пьеса Чехова Вишневый сад дебютировала в январе 1904 года. Поскольку изначально она была написана и исполнена на русском языке, имена некоторых персонажей в разных англоязычных изданиях приобрели несколько вариантов написания.
Действие пьесы начинается в загородном поместье перед рассветом прохладным майским днем. Несмотря на холод, сакуры цветут. Друг семьи Ермолай Лопахин и служанка Дуняша ждут возвращения хозяйки имения Любы Раневской из ее пятилетнего отсутствия в Париже. Она живет там с любовником после того, как ее маленький сын Гриша утонул.
Лопахин, местный бизнесмен, одновременно ценит прошлую доброту Любы и обижается на ее частые напоминания о его скромном воспитании. Также в имении находится Симон Ефикодов, приказчик имения, получивший прозвище «Простой Симон» из-за забавных случайностей.
Прибывает Люба со свитой на буксире: дочь-подросток Аня; гувернантка Ани, Шарлотта; пожилой слуга Фирс; незрелый старший брат Любы Леонид Гаев; ее приемная дочь Варя; и собака Шарлотты.
Люба счастлива быть дома в России и в поместье своей семьи. Аня говорит Варе, что Люба была почти без гроша в кармане, несмотря на щедрые траты. Ермолай здесь, чтобы напомнить всем, что ее долги стали огромными, и что в результате имение планируется продать с аукциона, чтобы оплатить все счета.
Разговаривая с Любой, Ермолай предлагает другое решение ее денежных проблем. Люба должна разделить имущество, построить коттеджи и сдать их дачникам. Он объясняет, что в последние годы отдыхающих стало больше, и что прибыль позволит Любе сохранить право собственности на землю, погасив при этом свои долги. Леонид и Люба отвергают эту идею, потому что для этого потребуется вырубить красивый и всеми любимый вишневый сад усадьбы.
Перед отъездом домой Ермолай предлагает братьям и сестрам кредит в 50 000 рублей на покупку имения на аукционе, если они передумают, сетуя на то, что другого способа спасти имение может и не быть.
На место прибывает Петр Трофимов. Он был наставником Гриши. Появление Петра навевает у Любы болезненные воспоминания.
Незадолго до окончания первого акта Леонид предлагает Любе три варианта спасения поместья: во-первых, кредитная схема у своего друга-банкира. Во-вторых, занять деньги у Ермолая с условием, что сад не будет вырублен. И в-третьих, занять деньги у их богатой тетушки в Ярославле.
Второй акт пьесы начинается с того, что дворовые слуги Яша и Ефикодов соперничают за расположение третьей служанки Дуняши. Вскоре прибывают остальные персонажи, продолжая обсуждение плана Ермолая. Люба до сих пор ненавидит эту идею и говорит, что если недвижимость будет продана, то и она должна быть продана вместе с ней. Во время разговора Люба рассказывает, что ее любовник в Париже отправлял ей телеграммы с просьбой вернуться, и что ранее он ограбил ее, бросил и довел до попытки самоубийства.
Петр возвращается и ко всеобщему удовольствию разъясняет лень русской интеллигенции и важность труда. Когда разговор заканчивается, все они слышат звук рвущейся струны, но не могут определить его источник. Появляется пьяный бомж, и после того, как он просит денег, Люба отдает ему все, что у нее есть, несмотря на протесты Вари. Обеспокоенные встречей, все, кроме Петра и Ани, уходят. Варя считает, что у них двоих роман, а на самом деле это не так, и Петр, как известно, заявляет, что они двое «выше любви». Действие заканчивается тем, что Ефикодов играет грустную песню на своей гитаре, а Варя зовет Аню, но ответа нет.
В начале третьего акта Люба устраивает вечеринку в честь аукциона. Шарлотта выполняет серию фокусов для группы гостей, в которую входят несколько местных политиков и чиновников. Люба переживает, что сад пропадет, и переживает, почему Гаев и Ермолай не вернулись с торгов. Люба переживает, что их богатая тетка не поможет, а другие планы Гаева могут провалиться. Она спорит с Питером. Петр говорит, что Люба не признает правды о своем финансовом положении, а Люба критикует Петра за то, что он никогда не влюблялся.
Гаев и Ермолай возвращаются с аукциона, и Ермолай объявляет, что купил имение. Он все еще планирует срубить сад. Люба обезумела, а Аня безуспешно пытается утешить мать.
Когда начинается четвертый и последний акт, сейчас октябрь. Сад находится в процессе вырубки. Все персонажи готовятся уйти, направляясь каждый своей дорогой. Однако Фирсу стало очень плохо, и Аня беспокоится, что его не возьмут в больницу, где ему самое место. Яша уверяет ее, что его забрали.
Люба и Гаев прощаются со своим домом и, когда все уходят, запирают дверь.
А Фирса, по сути, забыли. Он ворчит о том, как жизнь прошла мимо него, когда он бродит. Когда он тихо умирает на диване, он слышит две последние вещи: треск струны и топор, рубящий дерево в саду.
Большинство людей читают Вишневый сад как комментарий к событиям в России, пережившей большие политические перемены в конце 1800-х и начале 19-го века.00с. Люба представляет Старую Россию, устойчивую к переменам в новом климате. Речи Петра, с другой стороны, открыто обсуждают изменчивый ландшафт России и особенно рекомендуют новые философии марксизма и дарвинизма.
Звук рвущейся струны, который встречается в пьесе дважды, также указывает на тему перемен. Потеря поместья и уничтожение фруктового сада являются результатом разрыва со старыми идеологиями, особенно дворянскими, которые уходят в безвестность.
«Вишнёвый сад» — одна из последних работ Чехова, написанных им во время уединения в Ялте из-за туберкулёза. После дебюта пьеса получила неоднозначные отзывы: одни критики сочли ее пресной или даже плохой, а другие восхищались ее политической позицией. Чехов умер через несколько дней после первой публикации пьесы в 1904 году.
Вишневый сад Антона Чехова: Краткое содержание
«Вишневый сад» Антона Чехова рассказывает о жизни группы русских аристократов после Освобождения крепостных. Это месяц май. В усадьбе вишневого сада соседи, друзья и слуги готовятся к приезду госпожи Раневской и ее дочери Ани.
Антон Чехов (1860-1904)
Раневская — хозяйка вишневого сада. Она покинула поместье пять лет назад, когда умер ее муж, и уехала во Францию, чтобы остаться со своим жестоким любовником, который теперь бросил ее. Во время своего пребывания во Франции она влезла в огромные долги. По ее приезду все обрадовались и устроили грандиозную вечеринку. Люнов Раневская знакомится со старшей дочерью, которая в ее отсутствие присматривала за имением. На ее вечеринке представлены все основные персонажи.
Лопахин — прирожденный крепостной, но он упорно боролся за успешную жизнь. Фирс — еще один крепостной, сохранивший тот же пост и после освобождения. В сцену вечеринки вводится множество сюжетных линий: роман воспитателя Трофимова и Ани, еще один обнадеживающий роман ее сестры Варвары с богатым Лопахиным, любовный треугольник между слугами Дунышей, Яшей и Епиходовым, долг соседа Пищика, классовая борьба Лопахина и Фирса, изоляция Шарлотты и др.
На погашение долга мадам Раневской ни у нее, ни у ее брата Гаева нет денег. Если они не найдут решения по выплате ипотеки за имение «Вишневый сад», то в августе оно будет продано с аукциона. Лопахин, бывший крепостной, а ныне крупный преуспевающий купец, предлагает ей сделать в поместье виллы и сдать их в аренду иностранцам. Таким образом она сможет сохранить свои детские воспоминания в вишневом саду и вернуть долг. Но она отвергает эту идею, и по мере того, как проходит весна, она обнаруживает, что погрязла в долгах без решения.
Тем временем странные романы между Аней и Трофимовым и Дунышей и Яшей продолжаются, а между Лопахиным и Варварой и Дунышей и Епиходовым ничего не развивается. Здоровье Фирса ухудшается день ото дня. Мадам Раневская получает письма от любовника, и Гаев начинает подумывать о работе в банке. Пищик берет кредиты у госпожи Раневской, которая и сама погрязает в кредите.
Настал день аукциона. Мадам Раневская думает устроить прощальный бал и созывает всех своих друзей и родственников. На вечеринке мадам Раневская и Трофимов серьезно беседуют о расточительности мадам Раневской. Трофимов сердится на нее за ее решение вернуться к жестокому любовнику во Францию. Госпожа Раневская нервничает по поводу исхода аукциона, поскольку вишневый сад покупает Лопахин. Он слишком счастлив и не может скрыть своего крайнего счастья, ведь он купил то самое имение, где ее семья жила крепостными. Он продолжил вечеринку, хотя настоящая хозяйка вечеринки мадам Раневская не в настроении праздновать, потому что она разорена.
Мадам Раневская в последний раз выходит из вишневого сада. Лопахин и Трофимов нежно прощаются, когда он вернется в университет. Шарлотта жалуется, что у нее больше нет должности; У Епиходова новая должность у Лопахина. Пищик в состоянии погасить часть своих долгов. Гаев работает в банке, Варвара устраивается домработницей, а Яша останется у госпожи Раневской, которая возвращается во Францию. Многие персонажи пытаются подтвердить, что Фирса отправили в больницу. Лопахин упускает свой последний шанс с Варварой, а Дуныша плачет, что Яша уходит.
Мадам Раневская и Гаев переживают ностальгический момент наедине, прежде чем уйти на относительно оптимистичной ноте.