Краткое содержание «Вишневый сад» по действиям за 6 минут
⭐⭐⭐⭐⭐ «Вишнёвый сад» за 2 минуты и подробно по действиям за 6 минут.
Содержание
Очень краткий пересказ пьесы «Вишнёвый сад»
Май, 1904 год, русская глубинка. Раневские, Любовь и её дочь Анна, спустя пять лет возвращаются в своё имение. Дамы гостили заграницей. Их встречают Варя, приёмная дочь Раневской, и её же брат Гаев.
Мадам Раневская и Гаев находятся в наисложнейшей финансовой ситуации. Всё настолько плохо, что встаёт вопрос о продаже с аукциона их «родового гнезда» и прилегающего к нему вишнёвого сада. У помещиков всего 3 месяца, чтобы решить вопрос с выплатами по долгам.
Один из хороших знакомых Раневской, обеспеченный купец Лопахин, родители которого когда-то были простыми крепостными в ныне разорившемся имении, предлагает выход из положения.
Он посоветовал вырубить вишни, а землю сдать в аренду дачникам. Вырученные средства с лихвой могли бы покрыть задолженности Раневской, но она категорически против вырубки деревьев. Сад для неё — напоминание о беззаботной юности. Собственных идей, которые могли бы спасти имение, ни у неё самой, ни у её брата так и не возникает.
Наступает день аукциона. Имение и сад Раневской выкупает Лопахин. Теперь он владеет землёй, которую когда-то возделывали его крепостные предки. Лопахин хотел бы жениться на Варе, но мешкает с предложением.
Осенью Раневская собирает вещи. Рабочие вырубают вишни. Любовь отправляется в Париж к своему ухажёру, Гаев оформляется служить в банк, Аня собирается учиться в гимназии. Варя устраивается на работу экономкой. Лопахин так и не позвал девушку замуж.
Дом оставлен до весны. Все уехали. В покинутых стенах остался старый Фирс, лакей, о котором всё забыли.
Краткое содержание пьесы «Вишнёвый сад» подробно по действиям
Действия пьесы переносят читателя в самое начало XIX века в имение Раневских, находящееся где-то в российской глубинке.
Действие I. Возвращение Раневской
Май, ещё прохладно, но уже цветёт вишнёвый сад. Комната, которую до сих пор называют «детская». Лопахин и Дуняша ожидают приезда Раневской и её дочери Анны, которые последние пять лет находилась заграницей.
Лопахин придаётся воспоминаниям и рассказывает о себе. Его родители были простыми крепостными, а он вот купец, причём весьма состоятельный. Правда, при всём своём богатстве так и не получил образования.
Дуняша, простая горничная, разоделась как барышня и взволновано ждёт встречи с хозяйкой. Появляется Епиходов с букетом цветов.
Наконец появляются Раневские и встречающие их действующие лица: брат Раневской Гаев, её приёмная дочь Варя, Фирс и Симеонов-Пищик. Все рады возвращению Раневских, а последние тому, что вернулись. Женщинам кажется, что вокруг них всё так, как было до отъезда. Имение оживает.
Дуняша пытается рассказать Анне все новости разом, но той интересна лишь одна — та, что касается визита к ним Пети Трофимова. Из разговоров выясняется, что Раневская на грани разорения: заграничная недвижимость уже ушла с молотка и вот очередь дошла и до имения с вишнёвым садом.
Это очень тревожит Варю и Аню, а сама Любовь Андреевна, понятия не имеющая, что такое экономия, лишь тяжко вздыхает по этому поводу и придаётся воспоминаниям о прошлой жизни в имении.
Практичный Лопахин предлагает спилить вишни, а освободившуюся землю сдать в аренду. Такой доход мог бы быстро поправить трудную денежную ситуацию Раневских. Однако хозяева сада категорически против его вырубки.
В конце действия появляется влюблённый в Анну Петя Трофимов.
Действие II. Прогулка возле церкви
Возле старой церкви. На горизонте — вишнёвый сад и город. До аукциона остаётся немного времени. На прогулке: Яша, Дуняша, Епиходов и Шарлотта Ивановна. Последняя сетует на одиночество и отсутствие родственной души, Дуняша влюблена в Яшу, для которого девушка лишь увлечение. Епиходов расстроен, что выбор горничной пал не на него.
Появляются Раневская, её брат и Лопахин. Они беседуют. Лопахин спрашивает, не решилась ли помещица сдать землю в аренду. Но та, лишь сетует на безденежье и по-прежнему не даёт ответа. Раневская и Гаев ожидают денежного перевода от богатой тётки, но этих средств не будет достаточно для соглашаются сдать в аренду никому ненужный сад.
За это Раневская обвиняет его в малограмотности и приземистом мышлении. Гаев делится новостью — его пригласили на службу в банк. Но Любовь Андреевна считает, что её брату там делать нечего. Старый слуга Фирс размышляет о том, как прекрасны были прежние времена, когда мир чётко разделялся на господ и крепостных.
Позже к гуляющим присоединяются Анна, Петя и Варя. Они говорят о гордости и интеллигентах, которые хоть и образованные люди, но внутри пустые, неинтересные. Оставшись с Петей наедине, Аня признаётся, что готова к новой жизни — прежние устои и вишнёвый сад для неё более не важны.
Действие III. День аукциона
Вечер в гостиной. 22 августа — день аукциона. Собрались все действующие лица. Отсутствуют только Гаев и Лопахин, отбывшие на торги. Играет оркестр, гости танцуют.
Беседу Трофимова и Пищика прерывает Раневская, которая чрезвычайно взволнована ожиданием разрешения аукциона. Шарлотта Ивановна пытается веселить всех своими фокусами.
Яша просится назад в Париж. Все нервничают. А Раневская больше других. У неё ещё «забота» — пристроить дочерей, ведь сама она вот-вот уедет во Францию к любовнику. Варю она не прочь отдать за Лопахина, а Аню, возможно, за Петю.
Тут рождается спор о любви. Раневская считает, что от любви можно терять голову и упрекает в холодности Петю. А тот считает, что так, как ведёт себя Любовь Андреевна тоже нельзя — она едет к недостойному человеку, который поступает с ней бесчестно.
Епиходов напрасно крутится возле Дуняши, и, в конце концов, за вольное поведение его прогоняет Варя. Фирс, который неважно себя чувствует, подаёт угощения.
Появляется светящийся от радости Лопахин и убитый горем Гаев. Имение ушло с молотка. А купил его сын крепостных, горбативших здесь некогда спину, — Лопахин! Ермолая Алексеевича распирает от собственной важности — он владеет вишнёвым садом, а чувствует себя хозяином мира! Он ждёт не дождётся начала вырубки деревьев.
Любовь Андреевна заливается слезами, её пытается успокоить Анна, считающая, что продажа имения далеко не конец света.
Действие IV. Прощай, вишнёвый сад!
В углу пустой «детской» стоит багаж. Доносится звук топора — это рубят вишнёвые деревья. Начинаются проводы бывших хозяев. Лопахин угощает всех шампанским, но его никто не желает.
Гаев и Раневская грустят, Аня и Петя ждут новой жизни, Яша счастлив, что уезжает в Париж, Лопахин жаждет поскорее замкнуть дом и осуществить свой проект.
И, хотя Любовь Андреевна едва сдерживает слёзы, всем понятно, что продажи имения одна лишь только польза. Уезжающие отправляются вместе в Харьков, где их пути надолго разойдутся.
Раневская и Яша покинут Родину, Аня отправится в гимназию, Петя — в Москву, Варя в соседнее имение для работы экономкой.
Лопахин взял к себе на службу Епиходова и обещал помочь Шарлотте Ивановне. Гаев согласился на службу в банке. Не суетится лишь Фирс, который заболел и ждёт отправки в больницу.
Лопахин так и не делает предложения руки и сердца Варе, чем девушка очень опечалена. Раневская и Гаев рыдают, прощаясь с друг другом и с родовым поместьем. Все уезжают. Появляется больной Фирс, которого в суматохе и сборах забыли отвезти в больницу.
Главные герои и их характеристика:
- ?? Любовь Андреевна Раневская
Любовь Андреевна была обеспеченной помещицей, которая легко расставалась с деньгами и не знала, что они имеют свойство заканчиваться. После смерти супруга и трагической гибели ребёнка, её красивая жизнь закончилась. Она уехала заграницу, чтобы забыть печали.
Там её обобрал и бросил любовник. Возвращение на Родину ни к чему не привело — скоро вновь вспыхнули чувства, родовое имение ушло с молотка, и героиня приняла решение о возвращении во Францию.
Любовь Андреевна слишком добрая, наивная, эмоциональная героиня. Она не приспособлена к самостоятельной жизни. Однозначным её образ назвать невозможно.
Она оставляет детей и Родину ради своего душевного удовлетворения, она похожа на избалованного ребёнка и подвержена сословным предрассудкам при оценке окружающих. Но при этом очень доверчива, прощает измену любимому и щедра даже к незнакомцам.
- ?? Анна Раневская
Ане 17 лет. Она образованна, энергична, но ещё не опытна. Девушка любит Петю Трофимова и готова отправиться за ним хоть на край света. У Ани доброе сердце и решительный ум. Она не боится новой жизни и полностью готова к переменам.
- ?? Приёмная дочь — Раневская Варя
Варе 24 года, она отличная хозяйка и не боится работы. Она строга к себе и окружающим, на неё держится всё вокруг. И эта ноша сделала девушку чёрствой и занудной.
Ей не хватает душевности, девичьей прелести. Возможно, это и стало причиной нерешительности Лопахина, который так и не попросил руки Вари.
- ?? Гаев Леонид Андреевич
Брат главной героини. Гаев не привык к работе. Он живёт за чужой счёт. Ответственность для него пустой звук. Ему не хватает образованности, совести и такта.
Для Гаева главное — он сам, а остальное пусть как-нибудь разрешится без его усилий.
- ?? Лопахин Ермолай Алексеевич
Купец из бывших крепостных. Не жадный, не агрессивный, ввиду своей сословной принадлежности необразованный. Привык трудиться, так как всего добился сам.
Лопахин человек деловой и представляет в пьесе буржуазию, новых людей мира предпринимательства. Главный его минус — потеря душевности в погоне за достатком.
- ?? Трофимов Петр Сергеевич
Студент, который учил погибшего сына Раневской. Университет так и не закончил, но обладает широким кругозором.
Как «вечный студент» герой не ухожен и беден, при этом бескорыстен и способен на чувства. Трофимов стремиться в «новую жизнь».
Второстепенные герои и их характеристика:
- Симеонов — Пищик Борис Борисович — ужасно меркантильный и вечно засыпающий на ходу помещик.
- Шарлотта Ивановна — гувернантка, у которой нет никого на белом свете.
- Епиходов Семён Пантелеевич — неудачник, безответно влюблённый в Дуняшу.
- Дуняша — горничная, не знающая что такое крестьянский труд.
- Старик Фирс — слуга, не представляющий иной жизни.
- Яша — молодой лакей, стесняющийся своего крестьянского происхождения.
Кратко об истории создания пьесы
Антон Павлович задумал создание этой пьесы ещё в 1901 году, а закончил работу над неё лишь в 1903. К этому времени писатель уже был известным драматургом. И пьесу ждали. Но её создание затянулось из-за шаткого здоровья автора. С каждым днём в процессе работы он терял физические силы. В 1904 году А.П. Чехова не стало.
Краткое содержание Вишневый сад для читательского дневника
Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» стала последней в его творчестве. Краткое содержание «Вишневого сада» по действиям поможет ознакомиться с этим произведением. Пьеса, написанная в 1903 году, она была поставлена на сцене Московского художественного театра в 1904 и стала итогом раздумий о судьбах России. «Вишневый сад» критики назвали драмой, а сам писатель считал, что ничего драматического в ней нет, и это, прежде всего, – комедия.
Содержание
- Основные персонажи пьесы
- Чехов «Вишневый сад» очень краткое содержание
- Короткий пересказ «Вишневого сада» Чехова
- Содержание «Вишневого сада» по действиям
- Сюжет пьесы «Вишневый сад» за 3 минуты
- Видео краткое содержание Вишневый сад
Основные персонажи пьесы
Главные герои:
- Раневская Любовь Андреевна – помещица, покинувшая свое поместье после трагической гибели сына. Одинокая женщина средних лет, склонная к необдуманным и легкомысленным поступкам, живущая в идеальном мире, не желающая принимать действительность, которая может ее ранить.
- Аня – семнадцатилетняя дочь Раневской. Юная, здравомыслящая девушка, понимающая, что реальность изменилась, и надо приспосабливаться к новой жизни, которую невозможно начать строить, не порвав с прошлым.
- Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской. Любит рассуждать обо всем на свете. Очень часто говорит невпопад, из-за чего его воспринимают как шута и просят помолчать. Взгляды на жизнь такие же, как у сестры.
- Лопахин Ермолай Алексеевич – купец, очень обеспеченный человек, типичный представитель буржуазной России. Сын деревенского лавочника с деловой хваткой и чутьем, с помощью которых он заработал своё состояние. При этом образованностью похвастаться не может.
- Варя – приемная дочь Раневской, мечтающая совершить паломничество к святым местам. Во время отсутствия матери выполняла роль хозяйки дома.
- Трофимов Петр Сергеевич – студент, бывший учитель Гриши (сына Раневской), погибшего в детстве. Вечный студент, любящий размышлять о судьбе России, о том, что правильно и нет. Весьма прогрессивные мысли, но никаких действий не предпринимает для их реализации.
Другие персонажи:
- Симеонов-Пищик Борис Борисович – помещик, сосед Раневской, как и она, весь в долгах.
- Шарлотта Ивановна – гувернантка, детство прошло в цирке, где работали ее родители. Знает множество трюков и фокусов, любит их демонстрировать, не понимает, для чего живет и постоянно жалуется на отсутствие родственной души.
- Епиходов Семен Пантелеевич – конторщик, весьма неуклюж, «22 несчастья», как зовут его окружающие, влюблен в Дуняшу.
- Дуняша – горничная. Молодая девушка, жаждущая любви, старается вести себя как барышня, «нежное существо, привыкшее к галантному отношению».
- Фирс – лакей, старик 87 лет, всю жизнь прослуживший семье Раневской и Гаева, отказавшийся от создания своего очага и приобретения свободы.
- Яша – молодой лакей, возомнивший себя очень важной персоной после поездки за границу. Наглый, распущенный молодой человек.
Чехов «Вишневый сад» очень краткое содержание
Действие пьесы происходит в имении Раневской где-то в глубинке Российской Империи.
Май 1904 года. Помещица Любовь Раневская и ее дочь Аня возвращаются в Россию после 5 лет жизни за границей. Раневская и ее брат Гаев разорены. Если они не заплатят долги, их имение с вишневым садом будет продано на аукционе через 3 месяца.
Раневская дружит с богатым купцом Лопахиным. Его родители были крепостными у родителей Раневской. Лопахин советует хозяевам вырубить сад и сдать землю в аренду под дачи (только это спасет имение от разорения). Но те отказываются вырубать сад, с которым у них связаны счастливые воспоминания.
Раневская и Гаев ничего не предпринимают, надеясь, что проблема решится сама собой. Наконец наступает 22 августа, день торгов. Лопахин лично выкупает имение с вишневым садом. Теперь он – хозяин имения, где его предки были простыми крепостными.
Октябрь. Раневская и члены семьи собираются покинуть дом. Тем временем рабочие рубят вишневый сад. Раневская уезжает в Париж к своему возлюбленному. Гаев собирается работать в банке. Варя, приемная дочь Раневской, едет работать экономкой. Лопахин так и не делает ей предложение. Аня, родная дочь Раневской, собирается учиться в гимназии.
Дом запирается до весны. Все уезжают на вокзал. В запертом доме остается старый лакей Фирс: его должны были отвезти в больницу, но в суматохе забыли о нем.
Это интересно: Рассказ был написан в 1895 году в традициях реализма. Это история о волчице, которая вместо ягненка по ошибке унесла из хлева белолобого щенка. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Белолобый» для читательского дневника.
Короткий пересказ «Вишневого сада» Чехова
Имение помещицы Любови Андреевны Раневской. Весна, цветут вишневые деревья. Но прекрасный сад скоро должен быть продан за долги. Последние пять лет Раневская и её семнадцатилетняя дочь Аня прожили за границей. В имении оставались брат Раневской Леонид Андреевич Гаев и её приемная дочь, двадцатичетырехлетняя Варя. Дела у Раневской плохи, средств почти не осталось.
Любовь Андреевна всегда сорила деньгами. Шесть лет назад от пьянства умер её муж. Раневская полюбила другого человека, сошлась с ним. Но вскоре трагически погиб, утонув в реке, её маленький сын Гриша. Любовь Андреевна, не в силах перенести горя, бежала за границу. Любовник последовал за ней. Когда он заболел, Раневской пришлось поселить его на своей даче возле Ментоны и три года за ним ухаживать. А потом, когда пришлось продать за долги дачу и переехать в Париж, он обобрал и бросил Раневскую.
Гаев и Варя встречают Любовь Андреевну и Аню на станции. Дома их ждут горничная Дуняша и знакомый купец Ермолай Алексеевич Лопахин. Отец Лопахина был крепостным Раневских, сам он разбогател, но говорит о себе, что остался «мужик мужиком». Приходит конторщик Епиходов, человек, с которым постоянно что-нибудь случается и которого прозвали «тридцать три несчастья».
Наконец подъезжают экипажи. Дом наполняется людьми, все в приятном возбуждении. Каждый говорит о своем. Любовь Андреевна разглядывает комнаты и сквозь слезы радости вспоминает прошлое. Горничной Дуняше не терпится рассказать барышне о том, что ей сделал предложение Епиходов. Сама Аня советует Варе выйти за Лопахина, а Варя мечтает выдать Аню за богатого человека. Гувернантка Шарлотта Ивановна, странная и эксцентричная особа, хвалится своей удивительной собакой, сосед помещик Симеонов-Пишик просит денег взаймы. Почти ничего не слышит и все время бормочет что-то старый верный слуга Фирс.
Лопахин напоминает Раневской о том, что имение скоро должно быть продано с торгов, единственный выход — разбить землю на участки и отдать их в аренду дачникам. Раневскую предложение Лопахина удивляет: как можно вырубить её любимый замечательный вишневый сад! Лопахину хочется подольше остаться с Раневской, которую он любит «больше, чем родную», но ему пора уходить. Гаев обращается с приветственной речью к столетнему «многоуважаемому» шкафу, но потом, сконфуженный, вновь начинает бессмысленно произносить излюбленные бильярдные словечки.
Раневская не сразу узнает Петю Трофимова: так он изменился, подурнел, «милый студентик» превратился в «вечного студента». Любовь Андреевна плачет, вспоминая своего маленького утонувшего сына Гришу, учителем которого был Трофимов.
Гаев, оставшись наедине с Варей, пытается рассуждать о делах. Есть богатая тетка в Ярославле, которая, правда, их не любит: ведь Любовь Андреевна вышла замуж не за дворянина, да и вела себя не «очень добродетельно». Гаев любит сестру, но все-таки называет её «порочной», что вызывает недовольство Ани. Гаев продолжает строить проекты: сестра попросит денег у Лопахина, Аня поедет в Ярославль — словом, они не допустят, чтобы имение было продано, Гаев даже клянется в этом. Ворчливый Фирс наконец уводит барина, как ребенка, спать. Аня спокойна и счастлива: дядя все устроит.
Лопахин не перестает уговаривать Раневскую и Гаева принять его план. Они втроем завтракали в городе и, возвращаясь, остановились в поле у часовни. Только что здесь же, на той же скамье, Епиходов пробовал объясниться с Дуняшей, но та уже предпочла ему молодого циничного лакея Яшу. Раневская и Гаев словно не слышат Лопахина и говорят совсем о других вещах. Так ни в чем и не убедив «легкомысленных, неделовых, странных» людей, Лопахин хочет уйти. Раневская просит его остаться: с ним «все-таки веселее».
Приходят Аня, Варя и Петя Трофимов. Раневская заводит разговор о «гордом человеке». По мнению Трофимова, в гордости нет смысла: грубому, несчастному человеку нужно не восхищаться собой, а работать. Петя осуждает интеллигенцию, не способную к труду, тех людей, кто важно философствует, а с мужиками обращается, как с животными. В разговор вступает Лопахин: он как раз работает «с утра до вечера», имея дело с крупными капиталами, но все больше убеждается, как мало вокруг порядочных людей. Лопахин не договаривает, его перебивает Раневская. Вообще все здесь не хотят и не умеют слушать друг друга. Наступает тишина, в которой слышится отдаленный печальный звук лопнувшей струны.
Вскоре все расходятся. Оставшиеся наедине Аня и Трофимов рады возможности поговорить вдвоем, без Вари. Трофимов убеждает Аню, что надо быть «выше любви», что главное — свобода: «вся Россия наш сад», но чтобы жить в настоящем, нужно сначала страданием и трудом искупить прошлое. Счастье близко: если не они, то другие обязательно увидят его.
Наступает двадцать второе августа, день торгов. Именно в этот вечер, совсем некстати, в усадьбе затевается бал, приглашен еврейский оркестр. Когда-то здесь танцевали генералы и бароны, а теперь, как сетует Фирс, и почтовый чиновник да начальник станции «не в охотку идут». Гостей развлекает своими фокусами Шарлотта Ивановна. Раневская с беспокойством ожидает возвращения брата. Ярославская тетка все же прислала пятнадцать тысяч, но их недостаточно, чтобы выкупить имение.
Петя Трофимов «успокаивает» Раневскую: дело не в саде, с ним давно покончено, надо взглянуть правде в глаза. Любовь Андреевна просит не осуждать её, пожалеть: ведь без вишневого сада её жизнь теряет смысл. Каждый день Раневская получает телеграммы из Парижа. Первое время она рвала их сразу, потом — сначала прочитав, теперь уже не рвет. «Этот дикий человек», которого она все-таки любит, умоляет её приехать. Петя осуждает Раневскую за любовь к «мелкому негодяю, ничтожеству». Сердитая Раневская, не сдержавшись, мстит Трофимову, называя его «смешным чудаком», «уродом», «чистюлей»: «Надо самому любить… надо влюбляться!» Петя в ужасе пытается уйти, но потом остается, танцует с Раневской, попросившей у него прощения.
Наконец появляются сконфуженный, радостный Лопахин и усталый Гаев, который, ничего не рассказав, тут же уходит к себе. Вишневый сад продан, и купил его Лопахин. «Новый помещик» счастлив: ему удалось превзойти на торгах богача Дериганова, дав сверх долга девяносто тысяч. Лопахин поднимает ключи, брошенные на пол гордой Варей. Пусть играет музыка, пусть все увидят, как Ермолай Лопахин «хватит топором по вишневому саду»!
Аня утешает плачущую мать: сад продан, но впереди целая жизнь. Будет новый сад, роскошнее этого, их ждет «тихая глубокая радость»…
Дом опустел. Его обитатели, простившись друг с другом, разъезжаются. Лопахин собирается на зиму в Харьков, Трофимов возвращается в Москву, в университет. Лопахин и Петя обмениваются колкостями. Хотя Трофимов и называет Лопахина «хищным зверем», необходимым «в смысле обмена веществ», он все-таки любит в нем «нежную, тонкую душу». Лопахин предлагает Трофимову деньги на дорогу. Тот отказывается: над «свободным человеком», «в первых рядах идущим» к «высшему счастью», никто не должен иметь власти.
Раневская и Гаев даже повеселели после продажи вишневого сада. Раньше они волновались, страдали, а теперь успокоились. Раневская собирается пока жить в Париже на деньги, присланные теткой. Аня воодушевлена: начинается новая жизнь — она закончит гимназию, будет работать, читать книги, перед ней откроется «новый чудесный мир». Неожиданно появляется запыхавшийся Симеонов-Пищик и вместо того, чтобы просить денег, наоборот, раздает долги. Оказалось, что на его земле англичане нашли белую глину.
Все устроились по-разному. Гаев говорит, что теперь он банковский служака. Лопахин обещает найти новое место Шарлотте, Варя устроилась экономкой к Рагулиным, Епиходов, нанятый Лопахиным, остается в имении, Фирса должны отправить в больницу. Но все же Гаев с грустью произносит: «Все нас бросают… мы стали вдруг не нужны».
Между Варей и Лопахиным должно, наконец, произойти объяснение. Уже давно Варю дразнят «мадам Лопахина». Варе Ермолай Алексеевич нравится, но сама она не может сделать предложение. Лопахин, тоже прекрасно отзывающийся о Варе, согласен «покончить сразу» с этим делом. Но, когда Раневская устраивает их встречу, Лопахин, так и не решившись, покидает Варю, воспользовавшись первым же предлогом.
«Пора ехать! В дорогу!» — с этими словами из дома уходят, запирая все двери. Остается только старый Фирс, о котором, казалось бы, все заботились, но которого так и забыли отправить в больницу. Фирс, вздыхая, что Леонид Андреевич поехал в пальто, а не в шубе, ложится отдохнуть и лежит неподвижно. Слышится тот же звук лопнувшей струны. «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».
Читайте также: Пьеса «Дядя Ваня» Чехова была написана в 1896 году. Рекомендуем прочитать по действиям, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Содержание «Вишневого сада» по действиям
Пьеса состоит из 4‑х действий, которые происходят в имении Л.А. Раневской.
Действие 1
Первое действие «Вишневого сада» разворачивается в «комнате, которая до сих пор называется детскою».
Ранний майский рассвет. Еще холодно, но вишневый сад уже расцвел, наполнив ароматом все вокруг. Лопахин (проспавший выезд к железнодорожной станции) и Дуняша ждут прибытия Раневской, которая последние 5 лет провела за границей с дочерью Аней, гувернанткой, и лакеем Яшей. Лопахин вспоминает Любовь Андреевну как человека легкого и простого. Тут же он повествует о своей судьбе, рассказав, что отец простым мужиком был, а он уж «в белой жилетке, желтых башмаках». Не стесняясь, упоминает, что, несмотря на богатство, образования не получил. Но при этом упрекает Дуняшу, тем, что она одевается как барышня и ведет себя неподобающе горничной. Дуняша очень взволнованна приездом хозяев. С букетом внезапно заходит Епиходов. Дуняша рассказывает Лопахину, что ранее Епиходов сделал ей предложение.
Наконец прибывают экипажи. Кроме приехавших на сцене появляются другие герои пьесы «Вишневый сад», встречавшие их на станции – Гаев, Варя, Семеонов-Пищик и Фирс.
Аня и Любовь Андреевна рады возвращению. Рады тому, что вокруг ничего не изменилось, обстановка настолько неизменна, что возникает ощущение, что они не уезжали. В доме начинается оживленная суета. Дуняша радостно пытается рассказать Ане, что происходило в их отсутствие, но Аня не проявляет интереса к болтовне горничной. Единственное, что заинтересовало её, это известие, что у них гостит Петя Трофимов.
Из разговоров в первом действии становится ясно, что сейчас Раневская находится в крайне бедственном положении. Она уже вынуждена была продать заграничную недвижимость, и в августе предстоит продажа ее имения с вишневым садом за долги. Аня и Варя обсуждают это и понимают, насколько в плачевном положении они находятся, в то время как Любовь Андреевна, не привыкшая экономить, лишь вздыхает и слушает воспоминания Фирса о том, как раньше продавали вишню и что из нее готовили. Лопахин предлагает вырубить вишневый сад, а территорию разбить на участки и сдавать под дачи горожанам.
Лопахин обещает «самое малое двадцать пять тысяч в год дохода». Однако Любовь Андреевна и ее брат категорически против такого решения, они дорожат своим садом: «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад». И все же Лопахин предлагает им подумать и уезжает. Гаев надеется, что будет возможность занять денег, чтоб погасить долги, а за это время получится наладить отношения с богатой тетушкой графиней и уже с ее помощью окончательно разрешить финансовые проблемы.
В этом же действии появляется Петя Трофимов, горячо влюбленный в Аню.
Действие 2
Второе действие «Вишневого сада» разворачивается на природе, возле старой церквушки, откуда открывается вид на вишневый сад и город, виднеющийся на горизонте. После приезда Раневской прошло уже немало времени, до аукциона по продаже сада остаются считанные дни. За это время сердце Дуняши покорено Яшей, который не спешит афишировать отношения и даже их стесняется.
Епиходов, Шарлотта Ивановна, Дуняша и Яша прогуливаются. Шарлотта рассказывает о своем одиночестве, что нет человека, с которым она могла б поговорить по душам. Епиходов чувствует, что Дуняша отдает предпочтение Яше и очень расстроен этим. Намекает, что он готов свершить самоубийство. Дуняша горячо влюблена в Яшу, но его поведение показывает, что для него это – лишь мимолетное увлечение.
Возле церкви появляются Раневская, Гаев, Лопахин. Гаев рассуждает о преимуществах железной дороги, которая позволила им легко добраться до города и позавтракать. Лопахин просит Любовь Андреевну дать ответ об аренде земель поместья, но она как будто не слышит его, рассуждая об отсутствии денег, и ругая себя за их неразумную трату. При этом чуть позже, после этих рассуждений отдает золотой рубль случайному прохожему.
Раневская и Гаев ждут денежного перевода от тетушки графини, но суммы не хватит для погашения долгов, а отдать землю в аренду дачникам для них не приемлемо, даже пошло. Лопахин удивляется легкомысленности и недальновидности их поведения, оно уже даже злит его, ведь имение продается, а если начать сдавать в аренду, то любому банку это будет лучшей гарантией. Но помещики не слышат и не понимают, что до них стремиться донести Лопахин. Любовь Андреевна упрекает купца в отсутствии образования и приземленности суждений. И тут же пытается сосватать ему Варю. Гаев, как всегда не вовремя, сообщает, что ему предложили работу в банке, но сестра его осаждает, говоря, что нечего ему там делать. Приходит старый Фирс, вспоминает свою молодость и как хорошо при крепостничестве жилось, все было ясно и понятно: кто господин, а кто слуга.
Затем к гуляющим присоединяются Варя, Аня и Петя. И продолжается вчерашний разговор о гордости, об интеллигентах, которые, при внешней образованности, по сути – мелкие и неинтересные существа. Становится понятно, насколько разные люди собрались вместе.
Когда все пошли домой, Аня и Петя остались наедине, и тут Аня призналась, что вишневый сад не так уж и важен для нее, и что она готова к новой жизни.
Действие 3
Третье действие «Вишневого сада» происходит в гостиной вечером.
В доме играет оркестр, танцуют пары вокруг. Все действующие лица здесь, кроме Лопахина и Гаева. 22 августа – день на который был назначен аукцион по продаже имения.
Пищик и Трофимов беседуют, их прерывает Любовь Андреевна, она крайне взволнована, ждет, когда с торгов вернется ее брат, он задерживается. Раневская гадает, состоялись ли торги, и каков их результат.
Хватило ли денег, присланных теткой на выкуп имения, хотя понимает, что 15 тысяч – сумма недостаточная, которой даже на погашение процентов по долгам не хватит. Шарлотта Ивановна развлекает присутствующих своими фокусами. Яша просится с хозяйкой в Париж, так как его тяготит окружающая грубость и необразованность. Атмосфера в комнате нервозная. Раневская, предвкушая свой скорый отъезд во Францию и встречу с возлюбленным, пытается уладить жизни своих дочерей. Варе она так же пророчит Лопахина, а Аню не прочь бы выдать за Петю, но опасается его непонятного положения «вечного студента».
В этот момент зарождается спор о том, что ради любви можно и голову потерять. Любовь Андреевна упрекает Петю, в том, что он «выше любви», а Петя напоминает ей, что она стремится к недостойному человеку, уже однажды ее обобравшему и бросившему. Хотя еще нет точных известий о продаже дома и сада, но чувствуется, что все присутствующие решили, чем они будут заниматься, если сад будет продан.
Епиходов пытается поговорить с Дуняшей, которая совсем потеряла интерес к нему; Варя, которая так же сильно взволнована, как и приемная мать, прогоняет его, упрекнув в том, что он слишком вольно себя ведет для слуги. Фирс суетится, подавая гостям угощения, все замечают, что он плохо себя чувствует.
Входит Лопахин, едва скрывая свою радость. Он приехал вместе с Гаевым, который должен был привести известия с аукциона. Леонид Андреевич плачет. Новость о продаже сообщает Ермолай Алексеевич. Новый владелец он! И уже после этого он дает волю своим чувствам. Он восхищен тем, что самое прекрасное имение, в котором его дед и отец были рабами, теперь принадлежит ему, и он может позволит себе делать в нем все, что хочет он, хозяин не только имения, но и жизни: «За все могу заплатить!» Он не может дождаться, чтоб начать вырубку сада, дабы на его месте построить дачи, и это новая жизнь, которую видит он.
Варя бросает ключи и уходит, Любовь Андреевна рыдает, Аня пытается ее утешить, говоря, что впереди еще много хорошего, и жизнь продолжается.
Действие 4
Действие четыре начинается в детской, но она пуста, только в углу стоит багаж и вещи, приготовленные для вывоза. С улицы доносится звук вырубаемых деревьев. Лопахин и Яша ждут, когда появятся бывшие хозяева, с которыми пришли прощаться их бывшие крестьяне. Лопахин провожает семью Раневской шампанским, но желания его пить нет ни у кого. Настроение у всех персонажей разное. Любовь Андреевна и Гаев грустны, Аня и Петя в предвкушении начала нового этапа жизни, Яша рад, что покидает надоевшую ему родину и мать, Лопахину не терпится поскорее закрыть дом и приступить к проекту, который он задумал. Бывшая хозяйка сдерживает слезы, но когда Аня говорит, что после продажи имения всем стало только легче, так как все они смогли понять, куда двигаться дальше, все с ней соглашаются.
Сейчас все вместе едут в Харьков, а там пути героев разойдутся. Раевская с Яшей уезжает в Париж, Аня – учиться, Петя – в Москву, Гаев согласился служить в банке, Варя нашла место экономки в соседнем местечке. Не пристроена лишь Шарлотта Ивановна, но Лопахин обещает помочь ей обустроиться. Он же взял к себе Епиходова, для помощи в решении вопросов с имением. Из бывших обитателей этого дома не суетится только заболевший Фирс, которого должны были с утра отвезти в больницу, но из-за суматохи не могут разобраться, отвезли его туда или нет.
На минуту забегает Пищик, на удивление всех, он отдает долг Лопахину и Раневской, и рассказывает, что сдал свою землю в аренду англичанам, для добычи редкой белой глины. И признается, что сдать земли имения для него было похоже на прыжок с крыши, но сдав, ничего страшного не произошло.
Любовь Андреевна предпринимает последнюю попытку устроить женитьбу Лопахина и Вари, но оставшись наедине, Лопахин так и не делает предложения, и Варя очень расстроена. Подъехали экипажи и началась погрузка вещей. Все выходят, только брат с сестрой остались попрощаться с домом, в котором прошло детство и молодость, они рыдают, обнявшись, прощаясь с прошлым, мечтами и воспоминаниями, друг с другом, осознавая, что их жизнь изменилась бесповоротно.
Дом закрывают. И тут появляется Фирс, которого просто забыли в этой суматохе. Он видит, что дом закрыт, а его забыли, но у него нет злости на хозяев. Он просто ложится на диван и вскоре умирает.
Звук лопнувшей струны и ударов топора по дереву. Занавес.
Читайте также: Произведение «Чайка» Чехова было написано в 1896 году. В этом же году она была поставлена в Александринском театре. На нашем сайте можно прочитать по действиям.
Сюжет пьесы «Вишневый сад» за 3 минуты
Действие пьесы происходит в имении Раневской где-то в глубинке Российской Империи.
Действие 1
Май 1904 года. Помещица Любовь Раневская с дочерью Аней возвращаются в Россию после 5 лет жизни за границей. Раневская и ее брат Гаев разорены, их имение с вишневым садом выставляют на аукцион за долги. Если не заплатить долги, через 3 месяца оно будет продано. Раневская дружит в богатым купцом Лопахиным. Его родители были крепостными у родителей Раневской. Лопахин своим трудом выбился в люди. Он советует Раневской вырубить сад и сдать землю в аренду под дачи (только так можно избежать разорения). Но Раневская и ее брат Гаев не хотят вырубать сад, символ их детства и молодости. Лопахин уезжает на 3 недели и советует хозяевам подумать.
Действие 2
3 недели спустя. Гаев и Раневская по-прежнему живут “на широкую ногу”, обедают в ресторанах и т.д. Лопахин снова приезжает в гости к Раневской и в течение дня не раз напоминает Раневской и ее брату о вырубке сада. Те отмахиваются от Лопахина, надеясь на какое-то “чудесное” решение своей проблемы. При этом Раневская и Гаев ничего по сути не предпринимают. В конце дня Лопахин снова напоминает им, что 22 августа будут торги, поэтому им нужно решаться.
Действие 3
22 августа, день торгов. Раневская ждет новостей с торгов. Чтобы развеять грусть, она зовет оркестр и устраивает танцы. Наконец вечером Лопахин и Гаев приезжают с торгов. Лопахин сообщает, что имение продано на торгах. Теперь Лопахин — новый хозяин имения и вишневого сада. Лопахин жалеет Раневскую за ее глупость. Но сам он рад за себя, ведь теперь он — хозяин прекрасного имения и сада. Он просит оркестр играть громче. Раневская плачет.
Действие 4 Октябрь.
Все обитатели дома готовятся уезжать. На заднем фоне слышно, как рабочие рубят сад. Раневская спешит на поезд, чтобы вернуться в Париж к своему возлюбленному-негодяю. Гаев собирается работать в банке. Варя, приемная дочь Раневской, едет работать экономкой к знакомым. Лопахин так и не решается сделать ей предложение. Аня, родная дочь Раневской, собирается учиться в гимназии. Все вместе в спешке уезжают на вокзал. Дом запирается до весны. В запертом доме остается старый лакей Фирс: его хотели отвезти в больницу, но в суматохе забыли о нем.
Это интересно: Пьеса «Три сестры» является одним из самых известных драматических произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание пьесы для ознакомления с сюжетом произведения.
Видео краткое содержание Вишневый сад
Комната, которая до сих пор называется детской. Лопахин и Дуняша ждут, когда со станции приедут Раневская и все, кто поехал ее встречать. Лопахин вспоминает, как Раневская жалела его в детстве…
Вишневый сад Акт второй [После появления Фирса] Сводка и анализ
Сводка
Входит Фирс и рассказывает о том, как хорошо было в старые времена, до освобождения крепостных. Лопахин, как сын крепостных, саркастически соглашается: «По крайней мере, порки были вдоволь». Фирс не слышит его и замечает, что больше не может понимать жизнь.
Входит Трофимов. Они с Лопахиным обмениваются колкостями. Лопахин называет Трофимова «вечным студентом» и задается вопросом, не достиг ли он уже своего пятидесятилетия. Трофимов называет это старой шуткой. Затем Лопахин спрашивает Трофимова: «Что ты обо мне думаешь?» Трофимов отвечает, что Лопахин, будущий миллионер, является хищным зверем, как того требует роль, которую он выполняет в природе. Все смеются, затем Гаев просит его возобновить дискуссию о гордости, которую они вели ранее.
Трофимов утверждает глупость гордыни. Его рассуждение: человек — «довольно бедный физиологический образец», и большая часть человечества бедствует, «единственное, что нужно делать, — говорит он, — это работать». Несмотря на свой пессимизм в отношении нынешнего состояния человека, он выражает оптимизм в отношении будущего. Он ругает русских интеллигентов за то, что они не понимают, что такое работа. Лопахин в чем-то с ним согласен. По словам Лопахина, он каждое утро встает в пять часов и весь оставшийся день только и делает, что работает. Затем он заявляет, что, учитывая природное великолепие России, он разочарован ее народом. Его люди должны быть «гигантами», говорит он. Раневский предупреждает их, чтобы они были осторожны с тем, о чем просят, потому что «гиганты» могут причинить больше проблем, чем они того стоят.
Гаев начинает читать то, что кажется почти декламацией стихотворения о природе и о том, как она объединяет прошлое с настоящим, прежде чем Аня заставляет его замолчать. В наступившей глубокой тишине можно услышать звук разрыва кабеля или струны; никто точно не знает, что это такое, но Фирс утверждает, что в последний раз он слышал подобные звуки перед освобождением крепостных.
Внезапно появляется пьяный мужчина, спрашивает дорогу и досаждает. Раневский заставляет его уйти, дав ему несколько золотых. Варя пугается встречи, поэтому вся компания, кроме Трофимова и Ани, решает уйти. Затем Трофимов и Аня обсуждают свои все более близкие отношения, которые Трофимов описывает как «выше любви», хотя Варя с подозрением относится к тому, что они перерастут в роман. Трофимов произносит еще одну речь о долгах всей России от наследия крепостного права, но о том, как он возлагает огромные надежды на будущее. Двое спускаются к реке, оставив Варю одну в лесу, зовущую Аню в темноте.
Анализ
В этом разделе пьесы Чехов эксплицирует социальную аллегорию, которая до сих пор лишь имплицитно присутствовала в характерах Лопахина и Раневского. Агентом этого изменения текста является Трофимов. Трофимов служит фоном для Лопахина. Его идеализм контрастирует с Лопахинским материализмом, его высокопарная риторика подчеркивает неискушенность Лопахина. Тем не менее, они разделяют одинаковое пренебрежение к прошлому, которое символизирует вишневый сад. Однако у Трофимова это пренебрежение имеет интеллектуальную основу, тогда как у Лопахина оно коренится в личных воспоминаниях.
Вишневый сад для Трофимова — символ угнетения: в его листьях полно лиц людей, которыми «когда-то владела» семья Ани, полно наследия крепостного права. Трофимов ругает русских интеллигентов, которые только говорят об идеях, но никогда не воплощают их в жизнь, а он превозносит практиков и людей действия. Для Трофимова все это свидетельство необходимости порвать с прошлым, ковать смелое новое будущее через работу. Воздействуя своими идеями на Аню, Трофимову удается уменьшить ее привязанность к саду; «Почему я не так люблю фруктовый сад, как раньше?» — спрашивает она. Он отвечает: «Вся Россия — наш сад», тем самым явно расширяя масштаб пьесы за пределы поместья Раневского на русское общество в целом. Спор, в котором участвует Трофимов, идет о том, кто напишет историю сада, выбрав тем самым все, что представляет собой сад. Некоторые видят в нем символ красоты, а некоторые видят в нем символ угнетающего прошлого России. Судя по его обращению к Ане, кажется, что Трофимову удается передать свое мнение о саде будущим поколениям.
Однако в речи Трофимова есть доля иронии. Прежде всего его позиция как бы возникла в интеллектуальной беседе с Гаевым. И если кто и подходит под трофимовское описание русского интеллигента, то Трофимов и Гаев подходят — их жизнь проходит в разговорах. Трофимов — «вечный студент», по словам Лопахина; он учился всю свою сознательную жизнь; это, по-видимому, сделало его очень «уродливым», по крайней мере, по словам Раневского. Он стереотипный ученый, определенно не человек действия.
В отличие от Гаева, Лопахин и Трофимов удивительно похожи. Можно было подумать, что Трофимов будет восхищаться Лопахиным. Лопахин как бы воплощает практичность, о которой говорит Трофимов: он встает «каждое утро в пять», чтобы весь день работать. Он придерживается основанной на здравом смысле версии более изощренного социального дарвинизма, за которую выступает Трофимов. Но вместо восхищения Лопахин вызывает (несколько веселое) пренебрежение, и это чувство взаимно. В то время как Трофимов апеллирует к таким идеалам, как истина и человечность, чтобы сформировать то, что по сути является социалистической утопической идеологией, находящейся под сильным влиянием работ Карла Маркса, а также теории эволюции Дарвина, Лопахин работает не для человечества, а для денег. «Звук рвущегося кабеля» раздается во время тишины в этих дебатах; и Фирсу, голосу прошлого, это очень не нравится. В последний раз он слышал об этом примерно в то время, когда крепостные были освобождены, что стало знаменательным событием в русской истории, ознаменовавшим начало конца для аристократии, начало смятения для Фирса и начало новой эры для Трофимова. Таким образом, разрыв кабеля отождествляется с концом эпохи. Это перерыв во времени. Если перевернуть метафору Гаева, мертвые и живые теперь «не соединены». И это звучит сейчас как раз перед продажей вишневого сада, знаменательным событием в личной истории семьи Раневских. Таким образом, звук рвущегося троса эксплицитно связывает личную историю героев с более широким миром российского общества.
Вишневый сад Акт 2
Вишневый сад Акт 2 | ШмупМагазин будет работать некорректно в случае, если куки отключены.
Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Для наилучшего взаимодействия с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.
Антон Чехов
Предыдущий СледующийАкт 2
- Все устроили пикник на улице.
- Шарлотта размышляет о своей необычной жизни. Она не знает, сколько ей лет. Ее родители были артистами, и когда они умерли, ее взяла к себе немка. Она стала гувернанткой. Теперь она одна.
- Епиходов играет на гитаре. Он пытается привлечь внимание Дуняши, но у нее его нет. Ее взгляд направлен на Яшу.
- Когда Епиходов хвастается револьвером, Шарлотта решает, что с нее хватит этих людей. Она взлетает.
- Епиходов тоже полон недовольства. Он чувствует себя обиженным судьбой. Он хотел бы поговорить с Дуняшей наедине, но она посылает его с поручением.
- Дуняша намекает Яше, какая она барышня, и что ему лучше не обращаться с ней дурно.
- Он целует ее. Затем говорит ей вести себя. Когда подходит Любовь, Яша просит Дуняшу убраться. Было бы плохо, если бы их увидели вместе.
- Входит Любовь с Гаевым и Лопахиным. Лопахин на свою любимую тему: будут ли сдавать вишневый сад под дачи?
- Любовь и Гаев полностью игнорируют его. У Любови плохое настроение. Она роняет монеты и корит себя за то, что потратила деньги на обед, когда Варя кормит крестьян горохом. Она также ругает своего брата за то, что он так много ест, так много пьет, так много говорит.
- Яша дразнит Гаева, который терпеть не может. «Либо он, либо я», — говорит Гаев. Любовь увольняет Яшу.
- Лопахин сообщает им, что богатый горожанин собирается купить их имение. Когда Любовь возражает, что тетя даст им денег взаймы — может, тысяч десять рублей, — Лопахин вне себя. Этого будет недостаточно. Им приходится сдавать вишневый сад под дачные домики.
- Но это так вульгарно! протестует Любовь.
- Лопахин грозится уйти, но Любовь извиняется. Ей кажется, что она вела грешную жизнь, растрачивая деньги, выйдя замуж за ни на что не годного пьянчугу. Она думает, что ее сын умер в качестве наказания. После его смерти она связалась с другим бездельником, который заболел и истощил ее эмоционально и финансово. Он только что отправил ей еще одну телеграмму, которую она рвет.
- Слышен еврейский оркестр. Любовь хочет, чтобы они закончились.
- Что касается развлечения, Лопахин вчера вечером смотрел спектакль. Любовь говорит, что ему следует уделять время своей жизни, а не играм. И он должен жениться. К Варе.
- Лопахин уклончив.
- Гаеву предложили работу в банке. Входит Фирс с пальто Гаева и ругает его.
- Фирс говорит об эмансипации – он с ней не согласен. Он остался на службе даже после освобождения.
- Входят Аня и Варя с Трофимовым. Лопахин дразнит его за то, что он всегда с дамами. И еще будучи студентом.
- Трофимов слышал это раньше, но все равно приходит в ярость.
- Они смеются над ним, но им нравится слушать мнение Трофимова. Он верит в работу и прогресс. Он ненавидит интеллектуалов, которые до сих пор обращаются со своими слугами как с животными.
- Лопахин подхватывает нить, размышляя о том, какие маленькие и ничтожные люди, когда на самом деле они должны быть великанами.
- Входит Епиходов с гитарой. Все в задумчивости.
- Гаев не может сдержаться. Он встречает закат и произносит оду Природе. Аня и Варя его замолкают.
- На мгновение все замолкают, затем слышен отдаленный звук, похожий на рвущуюся струну. Это мешает им.
- Вскоре после этого входит пьяный бродяга, прося денег. Варя кричит; Любовь дает ему золотую монету. Варя не может поверить, что Любовь так много ему дала.
- Когда Любовь заговорила о свадьбе, Лопахин отпустил в адрес Вари несколько грубых монашеских шуток. Все уходят, кроме Трофимова и Ани.
- Они чувствуют облегчение от того, что остались одни.
- Трофимов недоволен тем, что Варя продолжает за ними следить. Она боится, что они влюбятся, говорит он. Но они имеют в виду более высокие вещи.
- Аня под его чарами. Он заставил ее увидеть вишневый сад совершенно по-другому. Она не любит его, как раньше.
- Конечно не любит, говорит Трофимов. Это символ рабства. Ее предки владели крепостными, души которых обитали в деревьях.