Печорин и Вера – отношения, чувства в “Герое нашего времени”
Печорин и Вера – герои, с которыми связана любовная линия в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Отношение Печорина к Вере наиболее полно раскрывает личность центрального персонажа и его отношение к женщинам в целом.
Начало отношений
Вера и Григорий познакомились еще до момента повествования. Автор детально не описывает то, что было ранее, однако говорит о том, что отношения Печорина и Веры были наполнены страстью. Из разговора героев понятно, что они встречались, когда Вера была замужем. Героиня признается, что Печорин приносил ей только несчастия: «С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий». Он только мучил ее «пустыми сомнениями и притворной холодностью».
Встреча героев
Печорин узнает, что на Кавказ прибыла женщина с родинкой на щеке. Он сразу понимает, что это Вера. Известия о ее появлении заставили Печорина задуматься о своих истинных эмоциях: «Зачем она здесь? И она ли? И почему я думаю, что это она? и почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках?».
Григорий Александрович встречается с Верой, и их чувства загораются с новой силой. Герои видятся в тайне от всех, потому что Вера находится замужем за человеком, которого она не любит, но уважает.
Вера говорит Печорину, что она его любила и любит до сих пор: «Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться».
В результате муж Веры узнает о взаимоотношениях Печорина и Веры, между ним и женой происходит ссора. Однако Вера даже не помнит, о чем они говорили, что она отвечала. Вера говорит, что возможно, она сказала ему, что до сих пор любит Печорина.
Все это заставляет мужа Веры принять решение отъезда из Кисловодска. Вера пишет прощальное письмо Печорину и уезжает. В письме героиня признается Печорину, что никогда она больше не будет любить никого другого, потому что ее душа «истощила» на него все «свои сокровища, свои слезы и надежды».
Любовь Печорина
Печорин признается Вернеру в своих чувствах: «Узнаю в вашем портрете одну женщину, которую любил в старину…».
Вера в жизни Печорина играла огромную роль, потому что только она одна была способна понять настоящую сущность героя: «Это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями». Именно поэтому его отношение к ней не похоже на любовные связи с другими женщинами. Можно говорить о том, что Вера была единственной женщиной, которую любил Печорин в своей жизни.
Хотя Вера говорила, что Печорин «любил ее как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучно и однообразна», он не может без ее любви. Он думает, почему она не хочет видеться с ним, ведь «любовь, как огонь, – без пищи гаснет».
Когда Вера уезжает, он пытается догнать ее и загоняет до смерти свою лошадь. Это говорит о том, что для него Вера имела огромное значение. Это не кратковременный роман, а долгое чувство.
После расставания главный герой романа «Герой нашего времени» понимает, что он потерял свое счастье, что ее «горький прощальный поцелуй» не сможет принести радости, потому что тогда им будет еще больнее расставаться. Печорин искренне переживает трагичный финал отношений. Однако многие его поступки по отношению к Вере говорят о его эгоистичности и горделивости. Герой не смог построить отношения с женщиной, которая его любила, потому что он одинок во всем мире, и он это понимал. Отношения с Верой были для него прошлым, с которым суждено было расстаться.
Данная статья, которая поможет написать сочинение на тему «Печорин и Вера», подробно рассмотрит историю отношений персонажей романа «Герой нашего времени».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Отношения Печорина и Веры (взаимоотношения героев)
Лучшие сочинения и пересказы
- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- Отношения Печорина и Веры
Вера – одна из героинь повести Лермонтова «Княжна Мери» и самая большая любовь Григория Печорина.
Их взаимоотношения длятся долгие годы, но так и не переросли в нечто большее. Не дождавшись предложения от Григория, Вера уже второй раз вышла замуж за немолодого, но состоятельного человека, чтобы обеспечить будущее своего сына от первого брака.
Она приезжает вместе со своим мужем на лечение в Пятигорск и встречает там Печорина. Между ними вновь вспыхивает любовь. Так как Вера связана узами брака, влюблённые вынуждены встречаться тайно.
Чтобы подогреть чувства своей возлюбленной и вызвать у неё ревность, Печорин одновременно ухаживает за молоденькой княжной Мери. Вера мучительно страдает от этого. Она прекрасно понимает пагубность и обречённость их отношений, но в то же время не может от них отказаться, настолько сильны её чувства к Григорию. Вера готова принести себя в жертву их любви и ждёт такого же отношения от Печорина, но всё напрасно. Особенно сильно она переживает за Григория перед его дуэлью с Грушницким. Терзаемая муками страха за исход дуэли, Вера во всём признается мужу. По этой причине между супругами происходит крупная ссора. Вера стремится сохранить семейные отношения, поэтому принимает решение навсегда расстаться с Печориным. В отчаянии она пишет ему прощальное письмо и вместе с мужем покидает курорт.
Печорин любит Веру, как никакую другую женщину, но, вместе с тем, для него важнее свобода, которую он не готов променять ни на кого. За всё время их отношений Григорий никогда и ничего не обещал своей возлюбленной, надеясь, что и её устраивает такая любовь без обязательств. Вера, в свою очередь, ни о чём и не просила его.
Герой руководствуется только своими эгоистическими соображениями, когда волочится за княжной Мери. Он не думает о переживаниях своей возлюбленной, о том, что своим поведением причиняет ей боль. Наоборот, Григорию доставляет удовольствие терзать тех, кто его любит.
Насколько ему дорога Вера, он осознаёт лишь только тогда, когда получает от неё последнее письмо. Это единственный в жизни Печорина человек, который понимал и принимал его всеми его слабостями и недостатками. Он пытается догнать Веру, но загоняет до смерти лошадь.
Таким образом, заканчивается эта грустная история любви, которая не принесла героям счастья, а создавала лишь одни проблемы. И виноват в этом Печорин, потому что он не способен на самопожертвование в отношениях даже с любимыми людьми.
2 вариант
Герои романа Григорий Печорин и Вера были знакомы задолго до встречи на Кавказе. Их отношения, это встречи и расставания, воспоминания и ожидания. Интерес и некоторое равнодушие с одной стороны, любовь, ревность, страдание с другой. Они давно не общались, но по некоторым словам можно предположить, что в прошлом их связывали нежные чувства.
Вера оригинальный тип женщины, мученица своего чувства. В ней есть основа истинной женственности, способность любить, жертвовать собой, прощать. Обладает умом и проницательностью. Она могла бы составить счастье любого мужчины. Замужем за нелюбимым человеком. Ее мучает и огорчает отсутствие своих чувств в отношении к мужу.
Григорий, офицер, выходец из дворян, с сильной желающей страсти душой, с твердой волей и потребностью в деятельности, но с заботой только о себе самом. Умен и наблюдателен. С презрением относится к людям, играет на их слабостях. Находится в депрессии, ищет свое место в жизни. Но ничего не приносит ему душевного удовольствия.
Судьба снова сводит Печорина и Веру. Старая симпатия перерастает во взаимное влечение, и она готова на измену ради своей любви. Ее любовь, беззаботная, самозабвенная, не знающая границ могла бы согреть ожесточенное и холодное сердце Печорина. В отношениях с Григорием это увлеченная и беспечная женщина, без гордости и достоинства. А Печорин в своей любви к Вере все тот же эгоистичный человек, отвергающий в себе любовь, чувства к женщине, не стараясь и не желая что-то вкладывать в развитие отношений. Чтобы развлечься, вызвать ревность Веры он принимается ухаживать за княжной Мери. Вера страдает, но принимает его недостатки и не перестает его любить.
При известии о дуэли между Печориным и Грушницким, терзаемая страхом и внутренними переживаниями за исход поединка, Вера признается мужу в своей любви к офицеру. Супруги ссорятся, и муж увозит ее. Вера пишет Печорину письмо, где прощается с ним.
Прочитав письмо Печорин не чувствует угрызений совести за свое эгоистичное отношение к любившей его женщине. В его душе пустота и неразбериха. Возможно, у него и возникало искреннее желание осчастливить Веру. Ведь не просто так он загнал коня, догоняя экипаж, и плакал лежа на мокрой траве от бессилия и безысходности.
Несчастная в браке, Вера в отношениях с Печориным пыталась обрести внутреннюю гармонию. Она готова была отдать все ради счастья с любимым человеком. А Печорин ее любовью самоутвердился, порадовал свою эгоистичность.
Рассуждение
«Герой нашего времени» имеет основное действующее лицо — Григория Александровича Печорина. Он воспитан в лучших дворянских традициях, обладая чувством такта, высоким интеллектуальным уровнем, а также отсутствием вредных привычек. При этом, у Печорина красивая внешность и острый ум, что позволяет ему быстро входить в доверие новых компаний людей. Также он пользуется популярностью у большого количества женщин, которые мечтают заполучить такого статного кавалера.Несмотря на то, что изначально он встречался с книжной Mepи, у них ничего не получилось. Печорин напрочь забывает обо всём, когда встречают девушку Веру. Она запоминается ему, а их роман длится долгие годы. Основной особенностью этих отношений являются то, что их чувства то затихает, то разгораются, не давая влюблённым заскучать.
Вера знает, как найти подход к Печорину. Она понимает его как никто другой, рассматривая внутренний мир с максимальной четкостью. Перед тем, как уехать, она оставляет Григорию письмо, через текст которого можно понять всё отношение Веры к своему возлюбленному. Несмотря на то, что Вера состоит во втором браке, ей приходится изменить своему мужу с Григорием.
Если проводить параллели между Верой и Печориным, то можно увидеть, что у них очень хорошо подходят характеры, что позволяет им уживаться друг с другом, не мучаясь от ревности и других негативных эмоций.
После отъезда Веры проходит некоторое время. По счастливой случайности они встречаются в Пятигорске, возвращаясь к своему роману с новой силой. Чуть ранее произошла дуэль между Печориным и Гpyшницким, что узнаёт Вера. Она пытается подробнее узнать о событии, однако не выдерживает и вновь сознается в своих чувствах. Печорин делает то же самое, ведь именно этого он ждал от неё. Чуть позже муж узнаёт об этом, стремясь увести женщину из города. У мужа очень много денег и большие связи, из-за чего ему это удаётся.
Важное место Веры в сердце Печорина
Несмотря на то, что Печорин никогда не становился зависимым от отношений, Вера всё равно занимала почетное место в его сердце. Она смогла изменить его характер, став настоящим другом и спутником жизни. Она была единственной девушкой, которая Печорин смог полюбить. К слову, он занимал в её сердце аналогичное место.
Также читают:
← В чем Мцыри видит счастье ← Печорин и Бэла↑ ЛермонтовПечорин — герой или злодей? → Печорин и Грушницкий →
Картинка к сочинению Отношения Печорина и Веры
Популярные сегодня темы
- Сочинение Бабушка в рассказе Астафьева Конь с розовой гривой
Екатерина Петровна занимает важное место в жизни своего внука по имени Витя. Дочь Екатерины Петровны утонула в реке. Героиня проводила обряды и читала заговоры и просила у матери — природы вернуть ей дочь. После ее смерти бабушка взяла Витю к себе.
- Образ князя Василия Курагина и его характеристика в романе Толстого Война и мир
Василий Сергеевич Курагин – второстепенный герой романа-эпопеи «Война и мир». Он носит титул князя. Возраст достиг пятидесяти лет. Жена его немолода и не блещет красотой.
- Анализ произведения Фауст Гете
Основным персонажем пьесы является доктор Фауст, который олицетворяет в себе грезы и мечты многих людей своего времени. И в первую очередь – это познание мира.
- Сочинение на тему Саморазвитие
Человеку в любом возрасте необходимо развиваться, иначе жизнь его будет очень унылой, серой и скучной. Такие люди не имеют друзей, они не интересуются жизнью своей и другого человека. Докажем это утверждение на примерах.
- Сны Раскольникова и их значение в романе Преступление и наказание Достоевского
В романе «Преступление и наказание» Ф. М.Достоевский большое внимание обращает на внутренний мир главного героя. Читатель может увидеть не только мысли и переживания Раскольникова, но и его сны.
Сочинения
- По картинам
- По литературе
- Свободная тема
- Про Родину
- Про технологии
- Русский язык
- Про семью
- Про школу
- Про войну
- Про природу
- По пословицам
- Про времена года
- Праздники
- Про дружбу
- 9 класс ОГЭ
- 11 класс ЕГЭ
- Про животных
- Профессии
- Известные люди
- Города
Отношения Печорина и Веры. Печорин и Вера
Герой Лермонтова — молодой офицер, вращающийся в светских кругах петербургского общества, покоряющий молодых аристократов. Сам Григорий искренне влюбляется и умеет влюбить в себя девушек. Большинство его любовниц принадлежат к его кругу, хотя есть и исключения, например, «дикарка» Бэла.
На страницах романа описана не одна история любви. Самыми яркими среди пассий Печорина являются Вера и Мария, и именно они привлекают внимание в произведении.
Печорин познакомился с Верой перед поездкой на Кавказ. Их встреча произошла в Санкт-Петербурге. Молодой человек любил Веру, и она отвечала ему взаимностью. Влюбленные встречались тайно, так как Вера была замужем. Со временем страсть немного улеглась и эти отношения закончились разрывом.
В Пятигорске Григорий снова встретил Веру, их встречи продолжились. В то же время накануне этой встречи Печорин ухаживал за Марией, с которой тут же познакомился. Его отношения с принцессой не такие однозначные, как были с Верой.
Но уже перед дуэлью он признается, что из отношений с женщинами выносил только идеи, а не чувства, что давно не испытывал никаких страстей. Он анализирует в мыслях свои поступки и страсти уже давно без какого-либо участия.
Иногда чувствует себя увлеченным, винит себя за волнение. Его поступки иногда говорят о жесткой игре с Марией, а не о любви. Он тащится за принцессой, пытаясь развеять скуку. А к Печорину у княгини были серьезные чувства. Печорину надоело играть в любовь, он признается, что не хочет жениться на Марии, осуждая себя за это. На этой ноте связь между княжной и Печориным прекращается.
Он уже не тот, каким был раньше, когда впервые встретил Веру. Его вторая встреча с ней уже не имеет того романтизма, как прежде. Если бы не описание истории романа с этой девушкой, можно было бы сказать, что молодой офицер бездушен, неспособен к любви. Но история с Верой свидетельствует о том, что Печорин может вести себя безумно.
Внешний вид девушки во второй раз напоминает о молодости Григория. Глубокий, спокойный взгляд светской девушки, знакомой с чувствами и страданиями, отличается от взгляда неопытной принцессы. Вера испытывает к Печорину искренние чувства, и хотя молодой человек считает, что он не был рабом женщин, сам он удивляется ощущениям от знакомства с женщиной своей первой пассии.
Печорин записал в своем дневнике: «Она снова доверилась мне с прежней своей беспечностью, и я не обманул ее: она единственная женщина на свете, которую я не смог бы обмануть». Печорин также признал глубину чувств и характера Веры. Она проницательна, умна, хорошо видит все недостатки печоринской натуры.
Потеря Веры для Печорина стала еще одним ударом после потери Грушницкого. И расставание с Марией не оставило в его душе такого же глубокого отпечатка. Принцесса была для него еще одним развлечением. Разочарование, утраченная гармония отношений с людьми привели к тому, что Печорин отдался гармонии величественной природной гармонии, в очередной раз перешагнув через человеческие чувства других, поправ их любовь к себе.
В центре романа Лермонтова «Герой нашего времени» стоит проблема личности, «героя времени», который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с общества и окружающих его людей. Этот конфликт определяет образную систему произведения. Все персонажи группируются вокруг главного героя — Печорина и, вступая с ним в различные отношения, помогают выделить ту или иную черту его личности.
По натуре Печорин романтик байронического типа. Он, яркая, сильная и крайне противоречивая личность, выделяется на фоне всех остальных героев и сам осознает свою оригинальность, презирая других людей и пытаясь сделать их игрушками в своих руках. Интересно, что в глазах окружающих он тоже предстает в ореоле романтического героя, но отношение к нему неоднозначное.
Женские образы приобретают в романе особое значение. Давно утвердилось представление, что «женские лица наименее изображены», как отмечал Белинский. Но как бы то ни было, они играют очень важную роль в системе персонажей. Ведь «история души человеческой» раскрывается в романе в одном из самых ярких ее проявлений — в любви. И, пожалуй, именно здесь наиболее заметны противоречия печоринской натуры.
Печорин жаждет любви, он страстно ищет ее, «яростно гоняется» за ней по свету. Почти во всех частях романа сюжет либо основан на другой истории любви Печорина, либо так или иначе связан с женщиной. Именно в любви Печорин пытается найти то, что можно было бы принять.
убить его на всю жизнь, но каждый раз его ждет новое разочарование. Кто виноват в этом?
Очевидно, прежде всего сам Печорин. Ведь его отношение к женщине и к любви очень своеобразное. «Я только удовлетворял странную потребность сердца, жадно пожирая их чувства, их нежность, их радости и страдания и никогда не мог насытиться». В этих словах героя звучит нескрываемый эгоизм, и от него страдает даже сам Печорин, но еще более к тем женщинам, с которыми его связала жизнь. Почти всегда встречи с ним заканчиваются для них трагически — умирает Бэла, тяжело заболевает княжна Марья, опрокидывается устоявшийся образ жизни Ундины, любовь Печорина приносила Вере страдания и горе.
Но есть и другая причина, которая кроется в тех самых женщинах, с которыми встречался Печорин. Каждый из них, обладая собственной индивидуальностью, все же не может устоять перед натиском личности Печорина, становясь, по сути, его рабом. «Ты знаешь, что я твоя рабыня: я никогда не умела сопротивляться тебе», — говорит ему Вера.
Сам Печорин отмечает, что он «не любит женщин с характером», ему необходимо командовать другими, всегда быть выше всех — ведь он настоящий романтик. Но можно ли при этом надеяться найти настоящую любовь, такую, где не один, а оба влюбленных готовы пожертвовать своими интересами, отдавать, а не брать? Может, те, с кем жизнь Печорина оказалась слишком покорными и жертвенными натурами?
Во всяком случае, именно такие отношения связывали Веру и Печорина. Нам трудно представить, как именно они развивались, потому что в описании Веры автор часто использует аллюзии, этот образ обрисован не полностью и поэтому до конца остается неясным. Вероятно, на это отчасти повлияло то, что одним из прототипов этой героини была Варвара Лопухина, в замужестве Бахметева. Есть предположения, что она была единственной настоящей любовью Лермонтова, пронесенной им через всю жизнь. Но судьба разлучила их, и ревнивый муж Вареньки категорически противился всякому общению между ней и Лермонтовым.
В ситуации, которая нарисована в романе, действительно есть отдельные черты этой истории. Но главное, пожалуй, в том, что Вера — единственная женщина, действительно дорогая Печорину; она единственная, кто сумел понять и понять его сложную и противоречивую натуру. «Почему она меня так любит, право, я не знаю! Печорин пишет в своем дневнике. «Более того, это одна женщина, которая меня вполне понимала, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями». Именно об этом свидетельствует ее прощальное письмо, полученное Печориным после его возвращения с дуэли.
Прежде всего, это письмо подтверждает, что Печорин обладает какой-то особой властью над женщинами, и Вера, как и другие, подчиняется ему. «Мое слабое сердце снова поддалось знакомому голосу, — пишет она.
Вера признается, что любовь Печорина к ней эгоистична: «Ты любил меня, как собственность, как источник взаимно сменявших друг друга радостей, тревог и огорчений, без которых жизнь скучна и однообразна». Это абсолютно правильное замечание, ведь именно скука заставляет Печорина постоянно гнаться за все новыми и новыми впечатлениями, искать новую любовь и снова разочаровываться: «Никто не умеет постоянно хотеть быть любимым».
Вера права и в том, что, несмотря на это, Печорин несчастен: «Никто не может быть так искренне несчастен, как ты, потому что никто так не старается убедить себя в обратном». Но напрасно ожидать, что ему доступно понимание жертвенной любви: он принимает ее как должное, но сам не способен на такое же ответное чувство.
Почему Вера, как и другие женщины, так любит его, чем он навсегда покорил ее сердце? Пытаясь разобраться, она дает абсолютно точный портрет героя. «В вашей натуре есть что-то особенное, свойственное только вам», — отмечает она. Но это вовсе не значит, что Печорин лучше других. В этом Вера очень близка к авторской характеристике «героя времени», данной в предисловии к роману: «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в их полном развитии».
Вера напрямую связывает понятие зла с Печориным: «Зло ни в ком так не притягательно, — говорит она. Сам Печорин буквально повторяет ее слова в своих размышлениях о любви к нему Веры: «Неужели зло так притягательно?».
Мысль, на первый взгляд, выглядящая парадоксально: зло обычно не воспринимается как нечто привлекательное. Но у Лермонтова было свое особое положение по отношению к силам зла: без них развитие жизни, ее улучшение, это не только дух разрушения, но и жажда созидания.
Недаром образ Демона занимает такое важное место в его поэзии, и не столько озлобленного («зло надоело ему»), сколько одинокого и страдающего, ищущего любви, найти которую ему так и не дано . Очевидно, Печорин носит черты этого необычного лермонтовского Демона, не говоря уже о том, что сюжет Белы во многом повторяет историю романтической поэмы «Демон». Сам герой романа видит в себе того, кто несет зло другим, и спокойно это воспринимает, но все же пытается найти добро и красоту, которые гибнут при столкновении с ним.
Вероятно, особое притяжение зла у Печорина связано именно с такой параллелью между героями романа и поэмы. Демон горд и красив, и Тамара подчиняется ему, слыша только его голос. А вот как пишет о Печорине Вера, отмечая, что в нем есть «что-то гордое и таинственное»: «В твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть непобедимая сила».
Эту силу ощущают не только женщины, перед Печориным вынуждены отступить все остальные герои романа. Он, как Титан среди людей, возвышается над всеми, но при этом остается абсолютно одиноким. Такова судьба сильной личности, неспособной вступить в гармоничные отношения с людьми.
Конец письма Веры – рассказ о ссоре с мужем и причине ее срочного отъезда. Но и здесь главное тревога и волнение за любимого человека, принесшего ей столько страданий. Она, не в силах справиться со своими чувствами, когда узнала о ссоре Печорина с Грушницким, выдала себя мужу. «Я потерялся — но что нужно?» она пишет. Все ее мысли только о Печорине: «Ты жив, ты не можешь умереть!» Какое самоотречение, какая глубокая любовь и боль в ее напутственных словах: «Если бы я могла быть уверена, что ты всегда будешь помнить меня, не говоря уже о любви, нет, только помни…» Она для него «потеряла все на свет», принесший ему столько жертв, требует только одного: помнить ее и не жениться на Марии.
Как можно не реагировать на такое чувство? Правда, Печорин, получив письмо, в первую же минуту в отчаянии бросается за Верой, лошадь падает под ним, и герой плачет, «горько, не стараясь сдержать слез и рыданий». Но вот порыв прошел, эмоции поутихли, и их место занимает трезвый анализ: «Однако мне приятно, что я могу плакать!» Так мысли его снова вернулись к самому себе, и оказалось, что ему и Вера была не нужна.
Конечно, судьба Веры печальна, но она сохранила главное — любовь. Печорина, конечно, жаль, но трагизм его положения, мне кажется, во многом обусловлен именно тем, что он умеет любить только себя.
Любовь Печорина к Вере — большое и искреннее чувство. Сознание того, что он навсегда теряет Веру, вызывает непреодолимое желание сохранить «мертвое счастье». Искренний порыв Печорина, его волнение, заставляющее героя бешено гнать лошадь, определяют характер рассказа. Здесь все в движении! Печорин спешит, волнуется, ему не до мелькающих перед глазами картин, он не пишет о них, потому что не замечает окружающей природы. Над ним довлеет одна мысль: во что бы то ни стало догнать Веру. Выбор слов и характер предложений выражают это желание. Печорин действует, двигается и ничего не описывает, а потому в тексте нет определений прилагательных, зато он максимально насыщен глаголами (тринадцать глаголов на пять предложений).
Поскольку думать герою некогда, то и общая синтаксическая структура анализируемого отрывка оказывается естественной: простые и лаконичные предложения, часто прерываемые точками, как будто Печорин, торопясь, не успевает подумать выходи, закончи мысль. Эмоциональность героя определяет эмоциональность интонаций, многие предложения заканчиваются восклицательными знаками. Встречаются повторы, подчеркивающие силу переживаний Печорина: «одну минуту, еще одну минуту, чтобы увидеть ее…», «…Вера стала мне дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья. » Эмоциональность проявляется не только в восклицательных интонациях, но и в выборе слов. Большинство из них обозначают человеческие чувства и переживания. Таковы существительные «нетерпение», «тревога», «отчаяние», «счастье» и глаголы «ругаться», «плакать», «смеяться», «прыгать, задыхаясь».
Выразительность этого пассажа велика, хотя в нем почти нет эпитетов, метафор, сравнений, кроме очень убедительного и весомого метафорического сравнения: «Мысль. .. ударила молотом по сердцу». Описание прыжка, отчаяния и слез героя — одно из самых захватывающих мест в рассказе. А как много значит эта сцена для понимания Печорина! Не холодный и расчетливый эгоист, не безразличный к себе и другим скептик, а живой, глубоко чувствующий, бесконечно страдающий от одиночества и невозможности удержать счастье — таков здесь герой.
Эпизод прощания с Марией также важен для понимания Печорина. Часто его считают неверно, считая, что здесь герой последовательно доводит жестокую игру до конца, пользуется возможностью лишний раз помучить свою жертву. Действительно, Печорин говорит Марии безжалостные слова, объясняет «откровенно и грубо». Но, если подумать, не лучше ли было бы для Марии, если бы он, не считая возможным выйти замуж, оставил бы девушку в сомнении, любима ли она. В этом случае Марии было бы гораздо труднее преодолеть свою любовь к Печорину, потому что он остался бы в ее глазах загадкой, благородным богатырем, заступившимся за ее честь, но по неизвестной ей причине отказавшим ей в руке. Жестокая правда скорее вылечит ее, чем добрая ложь. Может, Печорин это понимает? Вряд ли случайны его слова: «Видишь ли, я играю в твоих глазах самую жалкую и гнусную роль и даже признаю это; это все, что я могу для вас сделать». Можно ли с полной верой отнестись к фразе героя: «Княгиня… вы знаете. что я смеялся над вами!..»
Ведь над Грушницким он смеялся, а в отношениях с Марией была сознательная игра, которая часто пленяла и самого Печорина, но не насмешки. Этой внешней жестокости противоположно то чувство жалости и волнения, которое овладело Печориным, когда он увидел бледную, исхудавшую Марию. «…Еще минута, и я бы пал к ее ногам», — пишет герой. О многом говорит и следующая запись: «Итак, сами видите», — сказал я, насколько мог, твердым голосом и с натянутой улыбкой… Печоринская человечность, душевная тонкость и благородство видны здесь, где на первый взгляд он кажется действительно бессердечным, намеренно разбивающим человеческие сердца и разрушающим жизни.
Обе героини повести — и Вера, и княжна Марья — проявляются главным образом в любви к Печорину. Глубокая любовь Веры, выделившей Печорина среди многих, усиливает обаяние героя, заставляет его увидеть свою необычность, скрытую в нем душевную красоту)’. С другой стороны, отношение самого Печорина к Вере и особенно к княжне Марье дает немало оснований для критики героя, который не в состоянии осчастливить даже тех, кого искренне любит, потому что в любви остается эгоистом; по его собственным словам, он «ничем не жертвовал для тех, кого любил», но «…любил для себя, для своего удовольствия».
Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является завершающим произведением творчества писателя. В ней нашли отражение проблемы, глубоко волновавшие автора, а также его современников. Их диапазон чрезвычайно широк, это обстоятельство определило глубокую и…
В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов изобразил 30-е годы 19 века в России. Это были тяжелые времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну в казарму — все живое, малейшие проявления вольнодумства. ..
1. Роман «Герой нашего времени» написан Лермонтовым в последний период его жизни, в нем нашли отражение все основные мотивы творчества поэта. 2. Мотивы свободы и воли занимают центральное место в лирике Лермонтова. Поэтическая свобода и внутренняя свобода личности…
При анализе характера и поступков Григория Александровича Печорина, героя своего времени, не приходило ли вам в голову смотреть на женские образы романа не как на фон, который делает образ главной героини ярче и полнее, но как самостоятельное явление героини…
Вера — важный персонаж для понимания образа Печорина
Характеристика Веры в романе «Герой нашего времени» дает читателю возможность лучше узнать и понять главного героя — Печорина. Вера была его единственной любовью, и именно в любви человек наиболее ярко проявляет себя.
Встречаем Веру в главе «Княжна Мэри». Она с мужем приезжает на отдых и лечение в Кисловодск, где к тому времени уже находился Печорин. Доктор Вернер сообщает ему о ее приезде, еще не зная, что они знакомы. Оказывается, эта девушка — давняя любовь Печорина, и что чувство к ней не угасло в нем до сих пор. Уже зная много неприятного о Печорине из предыдущих глав, эти сведения о нем кажутся нам необычными, раскрывают его с новой, неожиданной стороны. Действительно ли он способен любить? А кто та женщина, которая смогла пробудить в эгоисте Печорине искреннюю привязанность?
Характеристики Веры
Портрет
Описание Веры, ее внешности дает все тот же доктор Вернер, друг Печорина. Узнаем от него, что она родственница княгини Лиговской по мужу, «весьма хорошенькая… среднего роста, белокурая, с правильными чертами лица, чахоточным цветом лица и с черной родинкой на правой щеке». Ее лицо поразило доктора своей выразительностью. Такие лица бывают только у людей с богатым внутренним миром; они отражают наличие в них глубоких чувств и мыслей. Таким образом, уже по самому внешнему виду Веры можно сказать, что это не пустышка, а привлекательная, мудрая и чувствительная женщина.
Способность любить
Образ Веры в романе «Герой нашего времени» ярко характеризует ее любовь к Печорину. Она уже второй раз замужем, но в душе остается верна ему одному. Брак — это лишь материальная необходимость, возможность поставить сына на ноги, дань условностям общества. Тогда как любовь для Печорина – духовное влечение, неподвластное ее воле. Из содержания разговора во время их первой встречи на водах становится понятно, что Вера старалась, но не смогла забыть свою любовь. И она, вероятно, приехала в Кисловодск проститься с ним, предчувствуя близкую смерть от болезни.
Она ничего не требует от возлюбленного взамен, она принимает его таким, какой он есть, со всеми слабостями и пороками. Для нее удовольствие просто быть с ним, ловить его взгляд, ощущать рукопожатие.
Нравственная чистота
Вера уважает мужа как отца и ничего не может поделать со своими чувствами к Печорину. Она назначает ему тайную встречу у себя дома ночью в отсутствие мужа. Однако когда разразился скандал и все стали думать, что Печорин в это время гостил у княжны Марьи, Вера не выдержала и во всем призналась мужу. Ложь для нее невыносима.
Значение Веры для Печорина
Тот факт, что Печорин полюбил именно эту женщину, а не какую-либо другую, говорит о том, что он нашел в ней качества, изначально ему близкие. Только с Верой он чувствует, кто он есть на самом деле, ему не нужно притворяться, лицемерить. С ней он может быть нежным и честным, открыто проявлять свои чувства. Она очень хорошо его понимает, потому что сама вынуждена жить в свете, который уродует все хорошее и светлое. Как ему повезло встретить в этой духовной пустыне свою собственную душу, Печорин понимает только тогда, когда теряет ее.
В романе «Герой нашего времени» Вера — показатель здорового нравственного начала Печорина.
Художественный тест
«Почему она меня так любит, правда, я не знаю! Более того, это одна женщина, которая меня вполне понимала, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями. .. Так ли притягательна зло?
Печорин приносит Вере много страданий.
Вера для Печорина — ангел-хранитель.
Она ему все прощает, умеет чувствовать глубоко и сильно.
Даже после долгой разлуки Печорин испытывает к Вере те же чувства, в которых признается себе.
«С возможностью потерять ее навсегда, Вера стала мне дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья».
«Она единственная женщина в мире, которую я не смог бы обмануть.» Вера — единственный человек, который понимает, как одинок и несчастен Печорин.
Вера о Печорине: «…в твоей натуре есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть непобедимая сила; никто не умеет постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло так не привлекательно; ничей взгляд не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно несчастен, как ты, потому что никто так сильно не старается убедить себя в обратном.
История фаталиста
Печорин ищет ответ на вопрос: «Существует ли предопределение?»
Герой занят мыслями о судьбе и воле человека. Речь идет о предметах более значимых, чем человеческие чувства, отношения, противостояние тому или иному кругу общества. Один из присутствующих замечает: «А если определенно есть предопределение, то зачем нам дан разум, зачем нам давать отчет в своих поступках? ..»
Верит в судьбу, предопределение
Не верит в судьбу, предопределение
Вулич — игрок, который постоянно испытывает судьбу. Он ищет власти над судьбой. Его храбрость объясняется тем, что он уверен, что час его смерти назначен каждому человеку и иначе быть не может: «Каждому из нас назначена роковая минута».
Печорин — не верит, что есть высшие силы, управляющие передвижениями людей. «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были когда-то мудрые люди, которые думали, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах из-за клочка земли или из-за каких-то фиктивных прав».
«А как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или ошибку разума! .. Я люблю во всем сомневаться: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что касается меня, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ждет. Ведь ничего страшнее смерти не случится — а смерти не избежать!
Человек, у которого есть вера и цель, оказывается сильнее человека, который не верит в судьбу, не верит в себя. Если для человека нет ничего важнее собственных желаний, то он неизбежно теряет волю. Печорин понимает этот парадокс так: «И мы, их жалкие потомки, скитаясь по земле без убеждения и гордости, без удовольствия и страха, кроме того невольного страха, который сжимает сердце при мысли о неминуемом конце, мы уже не способны великих жертв ради блага человечества, даже не ради нашего собственного счастья, потому что мы знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению…»
Как Печорин относится к вере. Была ли любовь в жизни Печорина? В сочинении
В. Г. Белинский назвал роман «Герой нашего времени» «воплем страдания» и «грустной мыслью» о том времени. То время, ту эпоху с полным основанием называли эпохой безвременья, наступившей в России после поражения декабристов. Мрачные времена порождают мрачные характеры. Бездуховность порождает зло и вносит это зло во все сферы жизни. Это зло особенно болезненно для судеб людей.
В романе «Герой нашего времени» сам Григорий Печорин объяснял причины своего неудачного характера: «Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытным. Я глубоко чувствовал добро и зло — никто меня не ласкал, все меня оскорбляли: я стал злопамятным… Я был готов любить весь мир — меня никто не понимал: и я научился ненавидеть… Мои лучшие чувства, боясь насмешек , Я похоронил в глубине души: там они умерли, «Но, кажется, не все «лучшие чувства» умерли в Печорине, потому что он сам сознавал трагизм своего положения, своей судьбы. Он страдает, когда умирает Бэла, когда княжна Марья обижается на него; он стремится дать Грушницкому шанс и не быть подлецом в глазах других и в своих. Но больше всего глубоких, великодушных, истинно человеческих движений его души в истории его отношений с Верой, единственной женщиной, которую Печорин по-настоящему любил. Печорин говорит о себе с горечью и неудовлетворенностью: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия «. Вот как Печорин любил Веру. Мы ничего не знаем о ее личности, ее образе жизни, ее отношениях с людьми, мы даже не знаем, как она выглядит. Она говорит только с Печориным, и тема этих разговоров только любовь к нему. Это образ самой любви — бескорыстной, бескорыстной, не признающей границ, недостатков и пороков возлюбленного. Только такая любовь может открыть сердце Печорина — эгоистичное и горькое. В отношениях с Верой Печорин хотя бы отчасти становится тем, кем его создала природа, — глубоко чувствующим, переживающим человеком. Но это тоже случается нечасто.
В прощальном письме Вера пишет: «…ты любила меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей. ..» Так и быть, но это чувство сильное, неподдельное, искреннее. это настоящая любовь на всю жизнь. Ведь холодный, эгоистичный, насмешливый Печорин, который «смеется над всем на свете, особенно над чувствами», становится искренним, когда дело касается Веры. Вспомним: «страшная печаль» сжала его сердце при известии о появлении Веры в Пятигорске, «давно забытый трепет» пробежал по его венам от звуков ее голоса, долгий взгляд, которым он провожает ее удаляющуюся фигуру, — ведь, все это свидетельство истинного и глубокого чувства. Оставаясь эгоистом и влюбленным в Веру, Печорин все же не только забирает, но и отдает какую-то часть собственного существа. Достаточно вспомнить, как он гонится за ушедшей Верой, как рухнула загнанная лошадь, а Печорин, прижавшись лицом к мокрой траве, отчаянно и беспомощно рыдает.
Потеря Веры для Печорина, пожалуй, самая большая потеря, но его личность от этой потери не меняется. Он по-прежнему остается холодным, равнодушным, расчетливым эгоистом. Однако в нем проступает существенная черта «героя нашего времени», который под маской холодного эгоиста скрывает очень ранимую и глубокую душу.
Печорин раскрывается в отношениях с людьми с враждебной стороны. Рассмотрим отношения между Печориным и Вернером.
Доктор Вернер, не уступающий Печорину в уме и наблюдательности, отличается от него тем, что «он никогда не умел пользоваться своими знаниями». Вернер в рассказе представлен как свидетель жизни, а не ее участник. Его доброе сердце сочувствует боли, его благородный ум возмущается подлостью, но при этом доктора лишь сопровождает Печорин. По своей воле поступков не совершает, хотя и симпатизирует Печорину, оберегает его, как может. Скептицизм Вернера парализует его действия, делает его равнодушным ко всему, но неудовлетворенность жизнью Печорина приводит к протесту. Деятельность Печорина свидетельствует о его глубокой вере в людей и тем самым возвышает его над Вернером.
Вернер пассивен, и это ставит в наших глазах гораздо ниже Печорина. Но в отношениях с Вернером обнаруживается и эгоизм Печорина, который не признает дружбы, потому что требует самозабвения: «…я не способен к дружбе: из двух друзей один всегда раб другого, хотя часто ни один из них не признается себе в этом; Я не могу быть рабом, и в этом случае повелевать есть утомительное дело, потому что в то же время надо и обманывать. ..».
Отношение Печорина к Марии противоречиво. Печорин уверяет себя в бесстрашии. «Из бури жизни, — говорит он Вернеру перед дуэлью, — я вывел лишь несколько мыслей — и ни одного чувства. Я уже давно живу не сердцем, а головой. Я взвешиваю, анализирую собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Казалось бы, отношения с Марией полностью подтверждают это представление Печорина о себе и свидетельствуют о беспощадной холодности и резкости его игры. Но Печорин не так бесстрастен, как это рекомендуется. Несколько раз он чувствует себя увлеченным, даже возбужденным.
Печорин ругает за способность к живому чувству: ведь он уверял себя, что счастье для него не в любви, а лишь в «насыщенной гордыне».
Постоянные раздоры с окружающими и неспособность осветить свою жизнь высокой целью искажают его натуру. Идеал всеобщей гармонии сменяется деспотизмом покорителя сердец.
Но напрасно Печорин надеется, что «насыщенная гордость» принесет ему счастье. И Вера, и Мария любят его, но это не приносит ему счастья. И отношения с ними складываются не только по его воле.
Пока Печорин видит в Марии светскую барышню, избалованную поклонением, он получает удовольствие, оскорбляя ее гордость. Но по мере того как в Марии зарождается душа, способная искренне страдать, а не играть в любовь, его отношение к царевне становится иным. Страх перед обыкновенной долей, а не равнодушие, заставляет его отвергнуть свои чувства к Марии. При последнем объяснении с принцессой он старается быть спокойным и холодным, но его трогает не притворное страдание принцессы. Печорин судит себя сурово: «Видишь ли, я низок перед тобой…». И все же отвергает возможность любви.
«Жалкая и безобразная роль» Печорина в отношениях с Марией была им осуждена, и от этого иногда трудно увидеть, что при всем благородстве интриги Печорин сделал нечто удивительное: Барышня-Марионетка стала живой, хотя и страдание, человек.
Он остается «орудием казни» даже в отношениях с Верой, которую любит, единственную, хотя и разлучен с ней. Если бы не роман с Верой, развивающийся параллельно с историей княгини, мы убедились бы в бездушии Печорина, в его неспособности любить. Но отношения с Верой подчеркивают, что Печорин, вопреки своему убеждению, способен «сойти с ума под влиянием страсти».
Вера входит в роман как напоминание о «благотворных бурях» юности Печорина и как жертва его странной натуры. «Глубокие и спокойные глаза» Веры, познавшей чувство и страдание, так непохожи на «бархатные глаза» принцессы, которая еще не волнуется. Вера любит глубоко и искренне. «Упрек», «Глубокое отчаяние» и пыл — вот живое движение ее чувств за несколько минут встречи с Печориным в гроте. И Печорин, хотя и говорит без гордости, что «никогда не становился рабом любимой женщины», с удивлением замечает в себе дрожь и боль.
Под влиянием этой первой встречи с Верой в Пятигорске Печорин пишет: «Она доверилась мне опять с той же небрежностью, и я не обманул ее: она единственная женщина на свете, которую я бы не смог обмануть. »
Тем не менее, Печорин признает и глубину натуры Веры: «…это одна женщина, которая поняла меня вполне, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями…» Вера видит не только их: «…есть что-то особенное в твоей натуре, что-то такое гордое и таинственное… никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так искренне несчастен, как ты, потому что никто так не старается убедить себя в обратном.0003
Справедливость этих слов и жесткость логики жизни, которая порождает Веру и Печорина, подчеркивается местом эпизода с письмом в рассказе. Грушницкий только что убит. Печорин морально истощен, и новый удар — потеря Веры — обрушивается на него невыносимым потрясением. Не находя гармонии в человеческих отношениях, Печорин отдается величественной и ненарушенной гармонии природы.
В. Г. Белинский назвал роман «Герой нашего времени» «воплем страдания» и «грустной мыслью» о том времени. То время, ту эпоху с полным основанием называли эпохой безвременья, наступившей в России после поражения декабристов. Мрачные времена порождают мрачные характеры. Бездуховность порождает зло и вносит это зло во все сферы жизни. Это зло особенно болезненно для судеб людей.
В романе «Герой нашего времени» сам Григорий Печорин объяснял причины своего неудачного характера: «Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытным. Я глубоко чувствовал добро и зло — никто меня не ласкал, все меня оскорбляли: я стал злопамятным… Я был готов любить весь мир — меня никто не понимал: и я научился ненавидеть… Мои лучшие чувства, боясь насмешек , я похоронил в глубине души: они там умерли», Но, кажется, не все «лучшие чувства» умерли в Печорине, потому что он сам сознавал трагизм своего положения, своей судьбы. Он страдает, когда Бела умирает, когда княжна Марья обижается на него; он стремится дать Грушницкому шанс и не быть негодяем в чужих и в своих собственных глазах. Но более всего глубокие, щедрые, истинно человеческие движения его души проявляются в истории взаимоотношений с Верой, единственной женщиной, которую Печорин по-настоящему любил. Печорин говорит о себе с горечью и недовольством: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для своего удовольствия». Вот как Печорин любил Веру. Мы ничего не знаем о ее личности, ее образе жизни, ее отношениях с людьми, мы даже не знаем, как она выглядит. Она говорит только с Печориным, и тема этих разговоров только любовь к нему. Это образ самой любви — бескорыстной, бескорыстной, не признающей границ, недостатков и пороков возлюбленного. Только такая любовь может открыть сердце Печорина — эгоистичное и горькое. В отношениях с Верой Печорин хотя бы отчасти становится тем, кем его создала природа, — глубоко чувствующим, переживающим человеком. Но это тоже случается нечасто.
В прощальном письме Вера пишет: «…ты любила меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей…» Так и быть, но это чувство сильное, неподдельное, искреннее. Это настоящая любовь на всю жизнь. Ведь холодный, эгоистичный, насмешливый Печорин, который «смеется над всем на свете, особенно над чувствами», становится искренним, когда дело касается Веры. Вспомним: «страшная печаль» сжала его сердце при известии о появлении Веры в Пятигорске, «давно забытый трепет» пробежал по его венам от звуков ее голоса, долгий взгляд, которым он провожает ее удаляющуюся фигуру, — ведь, все это свидетельство истинного и глубокого чувства. Оставаясь эгоистом и влюбленным в Веру, Печорин все же не только забирает, но и отдает какую-то часть собственного существа. Достаточно вспомнить, как он гонится за ушедшей Верой, как рухнула загнанная лошадь, а Печорин, прижавшись лицом к мокрой траве, отчаянно и беспомощно рыдает.
Потеря Веры для Печорина, пожалуй, самая большая потеря, но его личность от этой потери не меняется. Он по-прежнему остается холодным, равнодушным, расчетливым эгоистом. Однако в нем проступает существенная черта «героя нашего времени», который под маской холодного эгоиста скрывает очень ранимую и глубокую душу.
В. Г. Белинский назвал роман «Герой нашего времени» «воплем страдания» и «грустной мыслью» о том времени. То время, ту эпоху с полным основанием называли эпохой безвременья, наступившей в России после поражения декабристов. Мрачные времена порождают мрачные характеры. Бездуховность порождает зло и вносит это зло во все сферы жизни. Это зло особенно болезненно для судеб людей.
В романе «Герой нашего времени» сам Григорий Печорин объяснял причины своего неудачного характера: «Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытным. Я глубоко чувствовал добро и зло — никто меня не ласкал, все меня оскорбляли: я стал злопамятным… Я был готов любить весь мир — меня никто не понимал: и я научился ненавидеть… Мои лучшие чувства, боясь насмешек , я похоронил в глубине души: они там умерли», Но, кажется, не все «лучшие чувства» умерли в Печорине, потому что он сам сознавал трагизм своего положения, своей судьбы. Он страдает, когда Бела умирает, когда княжна Марья обижается на него; он стремится дать Грушницкому шанс и не быть негодяем в чужих и в своих собственных глазах. Но более всего глубокие, щедрые, истинно человеческие движения его души проявляются в истории взаимоотношений с Верой, единственной женщиной, которую Печорин по-настоящему любил. Печорин говорит о себе с горечью и недовольством: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для своего удовольствия». Вот как Печорин любил Веру. Мы ничего не знаем о ее личности, ее образе жизни, ее отношениях с людьми, мы даже не знаем, как она выглядит. Она говорит только с Печориным, и тема этих разговоров только любовь к нему. Это образ самой любви — бескорыстной, бескорыстной, не признающей границ, недостатков и пороков возлюбленного. Только такая любовь может открыть сердце Печорина — эгоистичное и горькое. В отношениях с Верой Печорин хотя бы отчасти становится тем, кем его создала природа, — глубоко чувствующим, переживающим человеком. Но это тоже случается нечасто.
В прощальном письме Вера пишет: «…ты любила меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей…» Так и быть, но это чувство сильное, неподдельное, искреннее. Это настоящая любовь на всю жизнь. Ведь холодный, эгоистичный, насмешливый Печорин, который «смеется над всем на свете, особенно над чувствами», становится искренним, когда дело касается Веры. Вспомним: «страшная печаль» сжала его сердце при известии о появлении Веры в Пятигорске, «давно забытый трепет» пробежал по его венам от звуков ее голоса, долгий взгляд, которым он провожает ее удаляющуюся фигуру, — ведь, все это свидетельство истинного и глубокого чувства. Оставаясь эгоистом и влюбленным в Веру, Печорин все же не только забирает, но и отдает какую-то часть собственного существа. Достаточно вспомнить, как он гонится за ушедшей Верой, как рухнула загнанная лошадь, а Печорин, прижавшись лицом к мокрой траве, отчаянно и беспомощно рыдает.
Потеря Веры для Печорина, пожалуй, самая большая потеря, но его личность от этой потери не меняется. Он по-прежнему остается холодным, равнодушным, расчетливым эгоистом. Однако в нем проступает существенная черта «героя нашего времени», который под маской холодного эгоиста скрывает очень ранимую и глубокую душу.
Рассказ «Княжна Мери» состоит из отдельных дневниковых записей Печорина, позволяющих заглянуть в самые потаенные уголки сердца героя. Пейзажные зарисовки природы Кавказа свидетельствуют об умении Печорина увлекаться прекрасным, о его высокой внутренней культуре и развитом эстетическом чувстве. Возможные цитаты: «Я смотрю на страдания и радость других только по отношению к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы». «…подчинить своей воле все, что меня окружает; вызвать чувство любви, преданности и страха — разве это не первый признак и величайшее торжество силы? Быть причиной страданий и радости для кого-то, без имея на это положительное право: «Разве это не сладчайшая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость.» «Поскольку я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог умереть или отчаяться! Я был необходимым лицом пятого акта; невольно играл сетевую роль палача или предателя». «Я давно уже живу не сердцем, а головой». Печорин — молодой одаренный, тем не менее эгоистичный человек. Спасение от скуки герой ищет в приключения и разные истории. В то же время он часто вмешивается в жизнь других людей, становится причиной их несчастий.Испытывает потребность покорять других людей своей волей, пробуждать в них чувство любви, преданности, страх. Сам он живет не сердцем, а головой, т. е. постоянно анализирует свои поступки, мысли, переживания. Сердце остается холодным. Бездушно и жестоко сказал Печорин княжне Марье. Согласны ли вы с мысленным взором, что » комедия», которую так искусно сыграл Печорин для собственного удовольствия, закончилась большой трагедией для девушки? Разбитое сердце, разочарование в любви, позор. девушка в его жизни, которую он по-своему любил много лет и которая искренне любила его. Вера… История этой любви жаждет нашего внимания, так как о Григории Печорине можно рассказать много нового и неожиданного. Литературоведы утверждают, что М. Лермонтов срисовывал Веру со своей возлюбленной Вареньки Лопухиной. На портрете героини черта — родинка на правой щеке — точно такая же, как у Вареньки. С нежностью и любовью Лермонтов создает образ этой женщины. Похоже, Вера — единственная женщина, которую любил Печорин. Встретив ее в гроте, он записал в своем дневнике: «Мое сердце болезненно сжалось… О, как я был рад этому чувству!» Как он устал от одиночества! Ему нужен близкий человек. Только с Верой он мог быть самим собой, а не играть «комедии», потому что Вера — единственная женщина, которая понимала Печорина с его «мелкими слабостями, глупыми страстями». Вера искренне любит Печорина, хотя и утверждает: «С тех пор, как мы знаем друг друга, ты не дал мне ничего, кроме страданий…» И действительно, влюбившись в Григория, Вера развелась со своим первым мужем, вынуждена была выйти замуж ради ее сына для старого, больного, но богатого человека; от житейских неурядиц, душевного беспокойства сама заболела чахоткой (неизлечимой к тому времени болезнью). И даже после всего этого Вера признается Печорину: «…Я, может быть, скоро умру, я чувствую, что слабею день ото дня… и, несмотря на это, я не могу думать в будущей жизни, я думаю только о тебе . ..»Значит, было в герое что-то такое, что привлекало женщин, готовых на любые жертвы и страдания ради своей любви. Вера пишет об этом в своем последнем письме к Печорину: «Любящий, так как на тебя нельзя смотреть без некоторого презрения со стороны других мужчин… есть что-то особенное в твоей натуре; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть непобедимая сила; никто не умеет постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло так не притягательно…» Именно в минуты величайшего отчаяния героя проявляются его душевные силы и глубокие чувства. Но Печорин постоянно контролирует и подавляет в себе эти чудесные порывы. Почему? Так как он герой в свое время. И на этот раз сделал его «моральным калекой», который вынужден скрывать в себе благородные чувства, чтобы не казаться смешным в глазах высшего света («…если бы в этот момент меня кто-нибудь увидел, он бы отвернулся с презрением»). Светское общество получило власть над Печориным: «Моя бесцветная юность прошла в борьбе с собой и миром; Свои лучшие чувства, боясь насмешек, я похоронил в глубине души: они умерли там. .. Я стал нравственным калекой: одной половины моей души не было, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и выбросил ее…» Герой утратил способность сочувствовать, думать о других, искренне любить: «Моя любовь никому не приносила счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для мое собственное удовольствие»
Лучший ответ!
Печорин раскрывается в отношениях с людьми с враждебной стороны. Рассмотрим отношения между Печориным и Вернером.
Доктор Вернер, не уступающий Печорину в уме и наблюдательности, отличается от него тем, что «он никогда не умел пользоваться своими знаниями». Вернер в рассказе представлен как свидетель жизни, а не ее участник. Его доброе сердце сочувствует боли, его благородный ум возмущается подлостью, но при этом доктора лишь сопровождает Печорин. По своей воле поступков не совершает, хотя и симпатизирует Печорину, оберегает его, как может. Скептицизм Вернера парализует его действия, делает его равнодушным ко всему, но неудовлетворенность жизнью Печорина приводит к протесту. Деятельность Печорина свидетельствует о его глубокой вере в людей и тем самым возвышает его над Вернером.
Вернер пассивен, и это ставит в наших глазах гораздо ниже Печорина. Но в отношениях с Вернером обнаруживается и эгоизм Печорина, который не признает дружбы, потому что требует самозабвения: «…я не способен к дружбе: из двух друзей один всегда раб другого, хотя часто ни один из них не признается себе в этом; Я не могу быть рабом, и в этом случае командовать есть утомительное дело, потому что в то же время надо и обманывать…».
Отношение Печорина к Марии противоречиво. Печорин уверяет себя в бесстрашии. «От бури жизни «, — говорит он Вернеру перед дуэлью, — я вывел только несколько идей — и ни одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головой. Я взвешиваю, анализирую свои собственные страсти и поступки со строгим любопытства, но без участия. Казалось бы, отношения с Марией полностью подтверждают это представление Печорина о себе и свидетельствуют о беспощадной холодности и резкости его игры. Но Печорин не так бесстрастен, как рекомендуется. Несколько раз он чувствует себя увлеченным, даже взволнованным.0007 Печорин ругает за способность к живому чувству: ведь он уверял себя, что счастье для него не в любви, а лишь в «насыщенной гордыне».
Постоянные разлады с окружающими и неумение осветить свою жизнь высокой целью искажают его натуру. Идеал всеобщей гармонии сменяется деспотизмом покорителя сердец.
Но напрасно Печорин надеется, что «насыщенная гордость» принесет ему счастье. И Вера, и Мария любят его, но это не приносит ему счастья. И отношения с ними складываются не только по его воле.
Пока Печорин видит в Марии светскую барышню, избалованную поклонением, он получает удовольствие, оскорбляя ее гордость. Но по мере того как в Марии зарождается душа, способная искренне страдать, а не играть в любовь, его отношение к царевне становится иным. Страх перед обыкновенной долей, а не равнодушие, заставляет его отвергнуть свои чувства к Марии. При последнем объяснении с принцессой он старается быть спокойным и холодным, но его трогает не наигранное страдание принцессы. Печорин судит себя сурово: «Видишь ли, я низок перед тобой…». И все же отвергает возможность любви.
«Жалкая и безобразная роль» Печорина в отношениях с Марией была им осуждена, и от этого порой трудно увидеть, что при всем благородстве интриги Печорин сделал нечто удивительное: Барышня-кукла стала живой, хотя и страдающей , человек.
Он остается «орудием казни» даже в отношениях с Верой, которую любит, единственную, хотя и разлучен с ней. Если бы не роман с Верой, развивающийся параллельно с историей княгини, мы убедились бы в бездушии Печорина, в его неспособности любить. Но отношения с Верой подчеркивают, что Печорин, вопреки своему убеждению, способен «сойти с ума под влиянием страсти».
Вера входит в роман как напоминание о «благотворных бурях» юности Печорина и как жертва его странной натуры. «Глубокие и спокойные глаза» Веры, познавшей чувство и страдание, так непохожи на «бархатные глаза» принцессы, которая еще не волнуется. Вера любит глубоко и искренне. «Упрек», «Глубокое отчаяние» и пыл — вот живое движение ее чувств за несколько минут встречи с Печориным в гроте.