Венера миф: Венера (мифология) | это… Что такое Венера (мифология)?

Содержание

Завиток Венеры, сыр Дали и тромбоциты Климта: «ключи» к великим картинам

Творчество

Завиток Венеры, сыр Дали и тромбоциты Климта: «ключи» к великим картинам

17 ноября 2019 6 352 просмотра


Олеся Ахмеджанова

Почему из поколения в поколения люди восторгаются «Рождением Венеры» Боттичелли и «Звездной ночью» Ван Гога? Как произведение становится шедевром?

Говорят, чтобы разбираться в искусстве, нужно ходить в музеи. Это полезно и страшно интересно. А можно читать книги.

Культуролог и обозреватель BBC Culture Келли Гровьер разобрал 57 шедевров живописи и скульптур — от фигурки из резного бивня мамонта до «Фонтана» Дюшана — и показал, почему они не теряют свою силу. Получилась невероятная и небанальная книга с «ключами» к произведениям искусства — «Что скрывают шедевры».


Что скрывают шедевры

Мы любим странности

Главный вопрос, который тревожил Гровьера: что делает картину, скульптуру шедевром? И он нашел ответ: странность. В каждом произведении есть деталь — она и есть ключ к величию.

Эти прекрасные странности мы попытаемся увидеть и изучить.


У Ван Гога тоже есть своя странность: океанический водоворот энергии, прорывающийся сквозь темное небо и желтое свечение. Источник

«Зацепкой» может стать что угодно: изысканный локон, странный фрукт или положение рук героини. То, что веками будет притягивать взгляды и сердца.

Гипнотический завиток

Знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» — это богиня любви, плывущая к берегам Киферы на створке раковины. А прямо в центре шедевра — геометрическая загадка. Оказывается, наш взгляд приковывает вовсе не сама Венера, а гипнотический завиток золотых волос на правом плече богини.


Картина «Рождение Венеры» — шедевр эпохи Возрождения

Если тщательно изучить «венерин завиток», обнаружится, что он идеально соответствует контурам логарифмической спирали. Через пару столетий швейцарский мыслитель Якоб Бернулли придумает ей подходящее название: spira mirabilis — «удивительная спираль».


Продумывал ли Боттичелли этот завиток или это лишь мимолетное украшение?

Самое интересное вот что: нередко критики называют мерилом красоты старинных картин именно один из видов логарифмической спирали, основанный на последовательности целых чисел, обнаруженной итальянским мыслителем Фибоначчи.

Кажется, завитушка на картине Боттичелли играет ту же роль. Она своего рода миниатюрный моторчик, движущий всю картину. Невероятно.

Часы и сыр

Забудьте об Эйнштейне. Забудьте о Фрейде. По признанию самого Дали, источником вдохновения для создания легендарных мягких часов был кусочек плавящегося сыра. «Будьте уверены, — настаивал он, — это всего лишь нежный, изысканный и одинокий паранойяльно-критический камамбер времени и пространства».


Неподражаемое текучее время Дали — эмблема эпохи, одержимой неизведанными областями относительности и подсознания

Прислушаемся к художнику. И тут же вспомним, что камамбер был почти национальным символом Франции и основным продуктом, который отправляли в траншеи солдатам. Объединив часы и мощный символ свободы, Дали, возможно, создал еще более загадочную метафору, чем та, которую увидели критики.


Часы — как трагический упадок цивилизации

Плавящиеся часы Дали — плач по чему-то очень дорогому и ускользающему. Возможно, по потерявшим форму культурным идеалам, чье время уходит в пустоту.

Поцелуй и медицина

На фоне золотого листа витает пара, навеки замершая в страстных объятиях, — это картина Густава Климта «Поцелуй». Ей восхищались за столкновение контрастных узоров на одеждах людей: символ единства старого (незамысловатые древние спирали) и нового (строгость модерновых прямоугольников).


Вот они на одежде — прямоугольники и спирали

Но, может быть, восторг и волнение вызывают не столько формы, а то, что пульсирует у героев под кожей? Сморите: внутри каждой из этих овальных зацепок дрожат и бьются яркие тромбоциты и агглютинирующие кровяные тельца, как будто мы смотрим в микроскоп на клеточное строение героини.


Слева — фрагмент одежды героев «Поцелуя», справа — фрагмент другой картины Климта «Медицина»

Климт всегда глубоко интересовался организмом человека. Поначалу он отрицал силу медицины, но в 1907 году изменил свое мнение — тогда было проведено первое успешное переливание крови. В этой картине он объединил плоть и дух, которые и составляют жизненные силы Вселенной.

В микроскопическом приближении художник показал устройство бесконечной любви.

Сокровищница смыслов

«Что скрывают шедевры» — глубокая книга о легендарных произведениях искусства. В ней собрались потрясающие догадки, необычные повороты и завораживающие иллюстрации.

Восхитительное внимание к деталям и нешаблонные интерпретации известных картин.


В книге десятки репродукций — листать, рассматривать и замирать в восхищении

Вот что вас ждет:

  • Мона Лиза и её пальцы
  • А была ли сережка? Секрет «Девушки с жемчужной сережкой»
  • Яйцо и «Сад земных наслаждений»
  • Геометрический нимб Фриды Кало
  • Как связаны «Крик» Мунка и лампочка Эдисона
  • Красный капюшон Рихтера

…и много-много удивительных деталей, которых вы раньше не замечали.

Гровьер пишет: искусство — как лимон. Его надо сжать, чтобы получить смысл. Кажется, эта книга до краев наполнена смыслами. Они поражают и восхищают. И не перестают доказывать: прелесть искусства как раз и состоит в этом бесконечном добывании «ключей».

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку по творческим книгам. Будете первыми узнавать о скидках и получать самые-самые отрывки из книг. Мы присылаем только самое интересное.

Обложка отсюда

Венера и Адонис: история божественной любви

21.04.2015

Более трехсот лет назад в апреле родился голландский художник Николас Верколье, известный в России тем, что создал прижизненный портрет Петра Великого в период пребывания русского государя в Голландии. Портрет был атрибутирован специалистами в Государственной Третьяковской галерее. Сам же мастер пределы своей исторической родины никогда не покидал. В Большом собрании изящных искусств ASG хранится работа Верколье «Венера и Адонис».


Николас Верколье «Венера и Адонис» Голландия, XVII век. Дерево, масло. БСИИ ASG Инв.№ 04-2222

Николас Верколье был сыном художника и гравера Яна Верколье, который стал заниматься рисованием в детстве. Будущий живописец играл в дарст и поранил ноги, которые начали гноиться. Десятилетнему ребенку посоветовал сделать копии игральных карт художник и гравер Ян Бронхорст. Мальчик справился с задачей прекрасно, после чего начал самостоятельно изучать основы живописи. Ян Верколье был успешным художником, после женитьбы в 1672 году он переехал в Делфт, где  в 1673 году стал членом гильдии Святого Луки. Верколье Старший писал портреты, картины на исторические и бытовые  сюжеты. Умер Ян Верколье на пике славы, прожив всего сорок три года и оставив после себя трех дочерей и двоих сыновей – Николаса и Яна II, последние пошли по пути отца.

Николас Верколье работал в жанре портрета, создавал картины на различные сюжетные темы. Работал над гравюрами меццо-тинта. Это так называемая «черная манера» — вид гравюры на металле, основным отличием которой от других видов офорта является не создание углублений с помощью штрихов и точек, а выглаживание светлых мест на зернёной доске. В собрании Эрмитажа есть две работы Верколье – «Целомудренный Иосиф» и «Фамар и Амнон». «Венера и Адонис» из Большого собрания изящных искусств ASG представляет собой произведение на популярную в живописи и скульптуре историю любви Адониса и Венеры (Афродиты).

Все знают, что богиня любви родилась из пены морской около острова Киферы, после чего легкий ветер перенес ее на остров Кипр, где юные Оры окружили богиню, одели ее в прекрасные платья и увенчали венком из благоухающих цветов. Где ни ступала богиня – везде расцветали цветы. Венера олицетворяет собой божественную красоту и неувядающую юность. Ее спутники Оры и Хариты, богини красоты и грации, которые прислуживают ей. Венера будит любовь в сердцах богов и смертных. Благодаря этой власти она царит над всем миром.

Даже боги не могут избежать ее власти.

Но богине любви не удалось избежать страданий. Ей пришлось оплакивать любимого ею Адониса, сына царя Кипра и Мирры. Адонис правил порядком вещей на земле.

Жил на Кипре справедливый и мудрый царь Кинир. Он родился в Библосе и перенес на Кипр достижения финикийской культуры. Кинир обучил жителей острова Кипр родной музыке, танцам и многим полезным ремеслам.

Кинир (Кинирас) — кипрский царь, сын Аполлона, отец Мирры (Смирны), отец и дед Адониса.

Однажды жена Кинира похвасталась, что ее дочь Мирра прекраснее самой Венеры. Богиня не стерпела такого оскорбления и внушила Мирре страсть к родному отцу. Однажды ночью, когда ее кормилица так напоила Кинира, что тот уже ничего не соображал, Мирра забралась к нему в постель.

Кинир, узнав о том, что его дочь обманом зачала ребенка, которого скоро должна была родить, от него же самого, так разъярился, что выхватил меч, и испуганная Мирра бросилась прочь из дворца.

Когда отец настиг ее у обрыва, Венера спешно превратила ее в мирровое дерево, и родительский меч расколол его ствол пополам. Из трещины выпал крошечный Адонис.

Венера, уже сокрушаясь о содеянном, заключила Адониса в ларец и передала его Персефоне — царице мертвых, попросив припрятать в укромном месте.

Сгоравшая от любопытства Персефона открыла ларец и обнаружила в нем Адониса. Он был так мил, что она взяла его на руки и отнесла в свой дворец, где и воспитала его.

Однажды Венера спустилась в Аид и спросила Персефону, что сталось с тем ларцом, что когда-то был ей дан на хранение. Персефона подозвала к себе юношу неземной красоты. Юный Адонис был так прекрасен, что Венера тут же загорелась страстью и потребовала вернуть его. Но Адонис уже был тайным любовником Персефоны, и та наотрез отказалась.

Тогда Венере пришлось обратиться к Зевсу. Но тот не захотел решать споры не поделивших красавца богинь и передал его на рассмотрение суду под председательством музы Каллиопы.

Та признала за Венерой и Персефоной равные права и решила, что он будет проводить время с каждой по очереди. Но чтобы Адонис имел отдых от посягательств любвеобильных богинь, Каллиопа разделила год на три равных части, одну из которых Адонис должен был проводить с Персефоной, вторую — с Венерой, а третью — по своему усмотрению.

Но Венера, пользуясь своей властью над любовью и поясом, сотканным из вожделения, пользовалась также и свободным временем юного бога, который по собственному желанию оставался с Афродитой.

Венера родила от Адониса сына Голга, основателя Голгов на Кипре и дочь Берою, основательницу фракийской Берои. Все время проводила Венера с возлюбленным. С ним охотилась Венера в горах и лесах Кипра, подобно деве Артемиде. Но иногда приходилось ей покидать возлюбленного, чтобы побывать на Олимпе. И Адонис охотился в одиночку.

Персефона же, узнав о том, что Венера нечестно проводит с Адонисом вдвое больше времени, решила отомстить.

Она отправилась к любовнику Венеры Аресу и заявила ему, что Пеннорожденная предпочитает ему, великому Аресу-Эниалию, какого-то смертного, женоподобного, смазливого Адониса. Воспылав ревностью, но, не желая ссоры с Афродитой, Арес превратился в дикого вепря и направился к местам охоты соперника. Когда собаки Адониса напали на след громадного кабана, юноша радовался такой богатой добыче. Он не предчувствовал, что это его последняя охота. Вепрь набросился на него и смертельно ранил.

Когда Венера узнала о смерти Адониса, то, полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Венера.

Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня.

Наконец, нашла Венера тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим прекрасным юношей. Чтобы навсегда сохранилась память о нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному анемону.

С тех пор эти два цветка стали растениями Афродиты, и влюбленные часто украшали себя венками из них.

Сжалился Зевс-громовержец над горем богини любви и велел он брату своему Аиду и жене его Персефоне отпускать каждый год Адониса на землю из печального царства теней умерших. С тех пор полгода остается Адонис в царстве Аида, а полгода живет на земле с богиней Венерой. Вся природа ликует, когда возвращается на землю к ярким лучам солнца юный, прекрасный любимец златой Венеры Адонис.

Эта история изложена по поэме Овидия «Метаморфозы», но сюжет пользовался популярностью во все времена. Например, у Лопе де Вега есть пьеса «Венера и Адонис», у И. Гундулича «Адонис» и т.д. Нашел свое воплощение миф и в поэзии, в частности, знаменитая поэма В. Шекспира с одноименным названием.

Адонис — один из самых популярных персонажей античной живописи (помпейские фрески, вазопись) и пластики (рельефы саркофагов, погребальных урн и др. ). Европейское искусство обращается к мифу в средневековой книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию). С начала XVI века миф находит воплощение во множестве произведений живописи; наибольшее распространение приобрели сюжеты: «Венера и Адонис» (Питер Пауль Рубенс, 1630), «Гибель Адониса» (Бакер Якоб Андрианс, 1650), «Венера оплакивает Адониса» (Холштейн Корнелиус, 1655). К мифу обращались Джорджоне, Тициан, Тинторетто, Аннибале Карраччи, Веронезе, Рени, Пуссен и другие художники. В XVIII-XIX столетиях миф находит воплощение главным образом в пластике («Венера и Адонис» скульптуры Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена; «Умирающий Адонис» Огюста Родена).

На картине Николаса Верколье из Большого собрания изящных искусств ASG показана сцена, на которой Венера как будто что-то хочет сказать Адонису. Подобные же сцены мы можем увидеть на полотнах других западноевропейских художников. Венера на картине Верколье смотрит на Адониса с любовью, а внимательный зритель заметит и охотничьи атрибуты, такие как рог, изображены и собаки, конечно, присутствуют и традиционные «спутники» Венеры – купидоны.

Это не единственная картина на данный сюжет из Большого собрания изящных искусств ASG. Стоит сказать, что в коллекции хранятся еще три полотна, рассказывающие о любви Венеры и Адониса. Первое – это полотно французского художника Пьера Жака Казе. В центре экспозиции – Адонис, полулежащий на земле. Он облачен в синюю одежду, его взгляд обращен на парящую над ним Богиню Любви, которая одета в белое платье и красный плащ. Одной рукой она посыпает голову Адониса анемонами – цветами, которые выросли по легенде там, где пролилась кровь юноши. В нижней части изображена собака, стоящая на задних лапах. Наверху в облаках парит купидон с урной в руках, из которой льется нектар.

Второе – это полотно Анри Антуана де Фаванна с одноименным названием, в центре изображена Венера, обнимающая Адониса, который отстраняется от нее. Можно предположить, что это сцена, в которой богиня отговаривает юношу идти на охоту, так как предчувствует беду. Оба героя на картине одеты в золотистые одежды. Позади них – два амура. На заднем плане – деревья и облачное небо.


Анри Антуан де Фаванн «Венера и Адонис» Франция, XVIII век. Холст, масло. БСИИ ASG Инв.№ 04-2768(1)

И, наконец, третье — это полотно Жан-Жака Лагрене Младшего «Венера и Адонис», на котором показана трагическая смерть Адониса и горе Венеры, которая предупреждала возлюбленного об опасности, но он не послушал ее. На картине в центре две фигуры, непременные атрибуты сюжета – купидоны, позади героев – облака, две белых птицы и деревья. Надо сказать, что стилистически полотно близко работе А.П. Лосенко «Смерть Адониса» (1764 год).


Жан-Жак Лагрене Младший «Венера и Адонис» Франция, 1774 год. Холст, масло. БСИИ ASG Инв. № 04-0976(4)

Таким образом, по коллекции Большого собрания изящных искусств ASG можно проследить историю любви Венеры и Адониса: от счастья влюбленных до гибели молодого охотника.

Алина ЕРШОВА
Источники:
en. wikipedia.org
www.liveinternet.ru


Поделиться:

Будьте в курсе последних новостей из мира искусств:

Венера – мифопедия

Римская богиня

Венера была римской богиней любви, секса, материнской привязанности и эротической страсти. Несравненно красивая, она была покровительницей любовников и проституток и почиталась как мать Энея, основателя римского народа.

Автор: Томас Апель13 мин чтения • Последнее обновление: 2 ноября 2022 г.

Венера была римской богиней любви, материнской заботы, полового размножения и эротического желания. Прекраснейшее из всех божеств, Венера желала — и была желана — как смертными, так и богами. Подобно греческому Аполлону, Венера обладала текучей сексуальностью и одинаково обнимала любовников мужского и женского пола. Она также была опекуном любовников и проституток и важной фигурой в римской религии. Венера была адаптирована от греческой богини Афродиты, с которой у нее были общие мифологические традиции.

Венера Милосская, скульптура Александра Антиохийского ок. 130 г. до н.э. Венера Милосская, считающаяся шедевром классической эпохи, изображает богиню в легкой, естественной позе, но при этом демонстрирует ее соблазнительное очарование. Потерянная на века статуя была обнаружена среди руин древнего Милоса греческим крестьянином. Хотя эта статуя на самом деле изображает римскую богиню, термин «венера» используется для описания любой обнаженной женской фигуры той эпохи.

Лувр, Париж, Франция / null

Венера была официально включена и принята в римский пантеон в третьем веке до нашей эры. Считалось, что во время Пунических войн второго и третьего веков до нашей эры Венера оказывала помощь римлянам и обеспечивала их победы над карфагенянами. Вскоре после этого ее значение как объекта поклонения достигло пика, хотя ее продолжали почитать до подъема христианства в четвертом веке нашей эры. Почитаемая за то, что она принесла победу римлянам, Венера также прославлялась как мать Энея, предка Ромула, основателя Рима. В последующие годы Юлий Цезарь публично связал наследие своей семьи с материнской линией богини, сделав Венеру прародительницей первой императорской династии.

#Этимология

Название «Венера» произошло непосредственно от классического латинского существительного venus , означающего «любовь». Это существительное часто использовалось для обозначения особой сексуальной любви или желания. Оно также было напрямую связано с формой глагола venerari , что означает «любить или благоговеть», а также с корнем английского слова «почитать».

Некоторые предполагают, что «Венера» была связана с латинским словом venenum , существительным, означающим «яд», «зелье», «очарование» или, возможно, даже «афродизиак», отсылка к ее предполагаемому контролю над любовным опьянением. .

Венера Феликс изображена на реверсе этого бронзового сестерция, отчеканенного где-то между 222 и 235 годами н. э. На этом изображении Венера держит скипетр в одной руке, а Купидон в другой.

Музей изящных искусств, Бостон / общественное достояние

Венера была идентифицирована рядом эпитетов, каждый из которых указывает на отдельный образ богини. Она была известна как Venus Caelestis , или «Венера Небес», и Venus Erycina , или «Венера Эрикс», ее карфагенское воплощение. Ее звали Венера Феликс , «Счастливая Венера», за ее роль в переломе хода битвы, как она это сделала во время Второй Пунической войны. Она также была  Venus Genetrix , или «Венера-Создательница», титул, продвигаемый никем иным, как Юлием Цезарем, основанный на роли богини в создании римского государства. В более беззаботном ключе она была Venus Murcia , «Венерой Мирта», а за то, что была любящей защитницей Рима, она была одновременно Venus Obsequens , «Венера, которая любит», и Venus Victrix , или «Венера, приносящая победу».

#Attributes

Будучи богиней любви и секса, Венера обладала способностью заставлять смертных и богов безумно влюбляться. Главным оружием Венеры были ее очарование и эротическая привлекательность, и в ее мифологической традиции многие пали их жертвами.

Венера в морской раковине, с сохранившейся фрески в древних Помпеях.

rusm/iStock.com / null

Изображения Венеры часто встречались в домашней обстановке. Во многих своих появлениях ее сопровождали такие символы, как роза — символ плодородия, сексуальной страсти и женских гениталий. Кроме того, ее часто изображали с короной из мирта (вечнозеленая кисть с белыми цветами). Эта корона быстро стала одним из ее главных символов. Еще одним распространенным мотивом были морские раковины; эти раковины служили как ссылкой на рождение Венеры в море, так и еще одним из многих эротических символов Венеры.

#Семья

Из-за необычных обстоятельств своего рождения у Венеры не было родителей в традиционном понимании. Формально отцом Венеры был Уран, отец Сатурна и дедушка Юпитера. Ее матерью было море, олицетворявшее в римской мысли пассивное женское начало.

В зрелом возрасте Венера вышла замуж за Вулкана, бога печи и мастера металлургии. Их брак, полный недоверия и неверности, не породил детей. Частым любовником Венеры был Марс, огненный и яростный бог войны, страсти и гнева. Среди детей Венеры и Марса были Тимор, божественное воплощение страха, и близнецы Конкордия и Метус, богиня гармонии и бог ужаса соответственно. У Венеры и Марса также была группа детей, известных как Купидоны — крылатые существа, которые символизировали любовь во всех ее проявлениях.

Древнеримская орнаментальная плитка с изображением Венеры и ее возлюбленного Марса.

Метрополитен-музей / Общественное достояние

Вместе с Меркурием Венера родила Гермафродита, андрогинного ребенка с мужскими и женскими половыми органами. От Анхиса Венера родила очень важного для Рима ребенка: героя-воина Энея. Согласно Вергилию, Эней установил царскую родословную, которая включала gens (клан) Юлиев, предков Юлия Цезаря (следует отметить, что приемный сын Цезаря Август был главным покровителем Вергилия).

#Семейное древо

#Мифология

#Рождение

Венера была создана при довольно необычных обстоятельствах. Ее отец, Уран, был первоначальным правителем космоса и создал мир с Террой, «землей». Когда сын Урана Сатурн сверг своего отца (поступок позже повторил собственный сын Сатурна), узурпатор отрезал гениталии своего отца и бросил их в море. Там отрубленные пенис и яички смешались с бурлящей морской пеной и образовали Венеру. В искусстве эта сцена часто принимала форму Венеры, выходящей из моллюска или другого моллюска.

Рождение Венеры (1485) Сандро Боттичелли. Эта картина может быть самым известным изображением Венеры, выходящей из моря, часто изображаемой сцены в древнем и неоклассическом искусстве.

Галерея Уффици, Флоренция, Италия. / Public Domain

#Мужья и любовники

Хотя Венера была замужем за богом-кузнецом Вулканом, у Венеры был ненасытный сексуальный аппетит, который не мог удовлетворить один мужчина. Одна известная история продемонстрировала неверность Венеры, а также ее несчастливый брак. Венера и Марс регулярно спали вместе. Во время одного из их многочисленных свиданий бог-посланник Меркурий обнаружил их роман. Всегда стремясь причинить вред, Меркьюри сообщил об этом Вулкану. Получив эту новость, Вулкан немедленно приступил к работе в своей мастерской. Вскоре он изготовил сеть из настолько тонкого материала, что ее было почти невозможно обнаружить; он накинул эту сеть на свое брачное ложе и стал ждать. Когда Венера и Марс в следующий раз попытались использовать кровать, они попали в ловушку сети. Затем Вулкан собрал богов, чтобы поиздеваться над обнаженными любовниками, попавшими в его ловушку.

В « Метаморфозах » Овидия Венера закрутила роман с Адонисом, смертным мужчиной, известным своей непревзойденной красотой. Как объяснил поэт, Венера была поражена стрелой Купидона, одного из ее сыновей, когда она наклонилась, чтобы поцеловать ребенка. Рана глубоко проникла в ее сердце и заставила ее влюбиться в смертного Адониса. Они были вполне счастливы вдвоем:

Она держит его и является его спутницей, и хотя она привыкла всегда праздно праздновать в тени, и, возделывая ее, преумножая свою красоту, она бродит по горным хребтам, и по лесам, и по колючим скалы, ее одежда доходила до колен, как у Дианы. 1

Венера и Адонис работы итальянского художника Тициана. В сцене, вдохновленной «Метаморфозами» Овидия, Венера пытается помешать Адонису отправиться на злополучную охоту.

Метрополитен-музей / Общественное достояние

С Адонисом Венера вела более деревенский образ жизни, хотя и оставалась настороженной. Она предупреждала Адониса избегать опасных диких животных, утверждая, что «ни юность, ни красота, ни чары, воздействующие на Венеру, не действуют ни на львов, ни на ощетинившихся кабанов, ни на глаза и умы других диких существ». Но Адонис не внял этим мудрым словам. Он охотился на кабана, когда один из зверей с клыками внезапно ударил его в пах, убив его. Когда Венера увидела, что произошло, ее охватило горе:

Когда она увидела с высоты бездыханное тело, лежащее в собственной крови, она спрыгнула вниз, разорвав на себе одежду, рвя на себе волосы, и яростными руками била себя в грудь, жалуясь на судьбы. 2

Собрав кровь Адониса и смешав ее с нектаром, Венера создала красный цветок в память о своем возлюбленном. Как и Адонис, цветок был прекрасен, но недолговечен, так как потерял свои прекрасные лепестки в течение нескольких дней после распускания почек. Этот цветок был известен как ветрянка, или  анемон .

#Венера, Эней и

Энеида

В мифической традиции Энеиды Вергилия Венера была возлюбленной Анхиса, члена царской семьи Трои. Согласно этой традиции, Венера замаскировалась под миловидную девственницу и соблазнила Анхиса, раскрыв свою истинную личность только после того, как забеременела. Вскоре она родила Энея, который вырос могущественным троянским героем. После падения Трои Эней отправился в Средиземное море, чтобы исполнить пророчество о том, что однажды он создаст великую итальянскую империю.

В  Энеиде Венера служила движущей силой событий, а также неустанным защитником своего борющегося ребенка. Венера пришла на помощь Энею после того, как обнаружила, что Юнона наслала сильный шторм, чтобы помешать его флоту достичь Италии. Венера обратилась к Юпитеру, который ходатайствовал, чтобы подавить бурю, прежде чем благополучно направить своего сына в Карфаген. Затем, переодевшись старухой, она привела Энея и его последователей к очаровательной королеве Дидоне. Когда они шли к королеве, Венера заслоняла группу своего сына от недружелюбных глаз:

Но Венера окутала их, когда они шли, сумеречным воздухом и окутала их, богиню, толстым покровом облаков, чтобы никто не мог их увидеть или коснуться, никто не задержал и не отыскал причину их прихода. 3

Венера в кузнице Вулкана (1704 г.) работы итальянского художника Франческо Солимены. В эпизоде ​​из «Энеиды » Вергилия Венера просит щит и доспехи для своего сына Энея.

Музей Пола Дж. Гетти, Лос-Анджелес / Public Domain

Позже, когда Эней отплыл из Карфагена в Италию, Венера умоляла Нептуна разрешить ему безопасный переход через Средиземное море. Нептун согласился на том основании, что незадачливый капитан Палинурус будет принесён в жертву. По прибытии Энея в Рим Венера снабдила его оружием и доспехами, изготовленными Вулканом. Это оружие будет использовано в грядущей войне против латинян. На щите Энея Вулкан изобразил будущие триумфы римлян, такие как победа Августа над своими врагами в битве при Акциуме в 31 г. до н. э. чтобы умилостивить Августа и представить его триумф как знаменательный момент в римской истории). Наконец, в предпоследние моменты Энеида , Венера вмешалась и исцелила Энея после того, как он был поражен стрелой.

#Венера и римская государственная религия

Венера была официально включена в римскую государственную религию в начале третьего века до н. э., когда консул Квинт Фабий Гургус посвятил храм  Venus Obsequens , или «Венере Дотер». Во время Второй Пунической войны в конце третьего века до нашей эры римляне обратились за помощью к Венере, которая в то время была признана покровительницей Карфагена. Они попросили ее перейти на другую сторону и даже разграбили Эрикс, карфагенскую крепость, в которой находился один из ее храмов, в попытке выслужиться. Римляне захватили святую реликвию из храма и увезли ее обратно в Рим, где она хранилась в храме Обследования Венеры . Считалось, что заступничество Венеры переломило ход войны в пользу римлян.

В первом веке до н. э. Юлий Цезарь утверждал, что является фактическим потомком Венеры через клан, который она основала через Энея; это утверждение позже было подтверждено поэтом Вергилием, который представил Венеру как основательницу семьи Юлиев. У Цезаря были политические мотивы, как и у его соперника Помпея, который также утверждал, что ему благоволит Венера. Позже Цезарь основал храм в честь  9 0017 Venus Genetrix , или «Венера-Творец».

Руины храма Венеры Прародительницы завершены в 46 г. до н.э. Заявляя о своем происхождении от Венеры и ее сына Энея, Юлий Цезарь заказал строительство храма в память о своих победах над Помпеем. Форум Цезаря, Рим, Италия.

Кэрол Раддато / CC BY-SA 2.0

Каждый год римляне проводили три праздника в честь Венеры. Венералия, состоявшаяся 1 апреля, была посвящена Venus Verticordia , или «Венере, меняющей сердца». Vinalia Urbana, проводившаяся 23 апреля, была винным праздником, совместным с Юпитером, на котором проститутки собирались перед храмом Венеры, предлагая мирт и мяту и получая взамен благословения. Состоится 19 августа, Vinalia Rustica был еще одним винным праздником и праздником плодородия, на котором благочестивые поклонники Венеры приносили в жертву ягненка.

#Pop Culture

Венера остается актуальной в современной поп-культуре и представляет собой культуру как символ любви и эротики. Благодаря ее ассоциациям с красотой и сексуальностью, Венера была присвоена несколькими известными косметическими брендами. Одна из таких компаний, Gillette, создала линию женских средств для бритья, носящих имя богини. Другая компания, Venus Skin Care, также использовала имя богини в качестве маркетинговой тактики.

Имя Венеры также использовалось в названиях ряда фильмов. Французский фильм Venus  (1984) рассказывает о приключениях двух американских бизнесменов, путешествующих в поисках модели для своей косметической линии (названной, конечно же, «Венера»). Три других фильма использовали название Venus . Один из этих недавних фильмов был посвящен жизни трансгендерной женщины, которая рассказывает о своей сексуальной идентичности.

Венера также появлялась в песнях, включая Дэвис Майлза 1957, «Venus de Milo», и хит 1969 года Shocking Blue «Venus». В последней песне, как известно, были слова: «Ну, я твоя Венера / Я твой огонь / По твоему желанию». В песне Леди Гаги 2013 года «Венера» прямо упоминается богиня и ее способность вдохновлять неуемную сексуальность: «Я ничего не могу поделать со своими чувствами / Богиня любви, пожалуйста, отведи меня к своему лидеру / Я не могу помочь, я продолжай танцевать / Богиня любви! Богиня любви. »

Наконец, Венера также дала свое имя второй планете от Солнца. В соответствии со своим тезкой Венера является самой яркой планетой в Солнечной системе.

#References

Notes

  1. Овидий,  Метаморфозы , 10.503–59.

  2. Овидий, Метаморфозы , 10.708–39.

  3. Вергилий, Энеида , 1.402–18.

Библиография

  1. Овидий. Метаморфозы . Перевод Сэмюэля Гарта, Джона Драйдена и др. Архив интернет-классики. По состоянию на 15 ноября 2019 г. http://classics.mit.edu/Ovid/metam.html.

  2. Вергилий. Энеида . Перевод HR Fairclough. Греческая мифология Теои. https://www.theoi.com/Text/VirgilAeneid1.html.

Цитирование

Об авторе

Томас Апель
Писатель и историк

Томас Апель — историк науки и религии, получивший докторскую степень по истории в Джорджтаунском университете

Мифы о Венере и Адони Красавице

Смерть Адониса , Джузеппе Маццуоли, ок. 1680-1709, Государственный Эрмитаж; с Венера и Адонис , Паоло Веронезе, 1580, Музей Прадо; и Венера и Адонис , Симон Вуэ, 1642, Музей Дж. Пола Гетти

 

Встретившись друг с другом, Венера и Адонис страстно полюбили друг друга и оставались вместе, пока смерть не разлучила их. Их миф был историей красоты, рожденной греховным инцестом, и любви, превратившейся в трагедию.

 

В этой статье мы внимательно рассмотрим греческий миф об Адонисе и Венере. Мы начнем с изучения его канонической версии из 9-й главы Овидия.0230 Metamorphoses рядом с другими классическими и постклассическими адаптациями древних орфических гимнов Уильяму Шекспиру.

 

Миф о Венере и Адонисе

Венера и Адонис, Тициан, 1554, Музей Прадо

Если бы нам нужно было найти самую поэтичную и полную древнюю версию мифа о Венере и Адонисе, то ответом могло бы быть не что иное, как Метаморфоз Овидия.

 

Однако история Венеры и Адониса появляется во множестве других древнегреческих и римских источников. С Орфический гимн Адонису , Нонну Дионисийке , и греки, и римляне были очарованы историей божественной любви между Венерой и Адонисом.

 

Несколько слов о главных героях мифа

Венера и Адонис , Паоло Веронезе, 1580, Музей Прадо

Вам понравилась эта статья?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Венера в римской мифологии или Афродита в греческой мифологии была одной из 12 богов Олимпа. Она была богиней любви, красоты и продолжения рода. Таким образом, она была самой красивой среди богов, и за ней почти всегда следовал Купидон (Эрос). Венера родилась из отрубленных гениталий бога Урана, после того как Кронос бросил их в море недалеко от Кипра. Она поддерживала серию романов с греческими богами, самыми известными из которых были ее брак с Вулканом и роман с Марсом. Тем не менее ни одна из этих любовных историй не превзошла той силы, с которой Венера любила Адониса.

 

Адонис был сыном Мирры и Киниры, другого кипрского божества. Культ Адониса в Греции был прочно связан с культом Венеры. Похоже, что истинное происхождение Адониса было семитским, и имя Адонис могло быть семитским титулом adon, означающим «(мой) господин».

 

Ханаанский бог Адон был таким же, как Адонис, богом красоты. Это означает, что мы можем с уверенностью предположить, что Адонис есть не что иное, как Адон, перенесенный в Грецию под эллинизированным именем. Существуют также связи между Адонисом и богами других цивилизаций, такими как Осирис в Египте, Баал в Угарите и Таммуз в Вавилоне. Цивилизации от Месопотамии до Греции обожали богов красоты с мифами, подобными Адонису. Кроме того, в месопотамских мифологиях Адонис фигурировал в паре с богиней Астартой. Сразу видно, что Астарта в данном контексте не может быть ничем иным, как эквивалентом Венеры. Действительно, у двух богинь много общего, например, они богини плодородия и обновления.

 

Мирра влюбляется в своего отца

Рождение Адониса , Паоло Веронезе, конец 16-начало 17 века, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер

 

История начинается не с кого иного, как с матери Адониса, Мирры. Мирра была дочерью Кинира и Кенхрея, короля и королевы Кипра. Киприотка страдала от огромного морального груза, который разрывал ее на части. Мирра была влюблена в своего отца. Овидий блестяще описывает экзистенциальную тоску Мирры, которой не повезло, и она полюбила собственного отца. С одной стороны, Мирра проклинает себя за то, что родилась дочерью Киниры:

 

«Его стоит любить, но только как отца. – Я мог бы лечь с Кинирасом, если бы я уже не был Кинирасом. Теперь он не мой, потому что он уже мой, и близость наших отношений проклинает меня: лучше бы я была чужой».

 

Затем она попыталась прогнать плохие мысли из головы, но мысль всегда возвращалась:

 

«Поскольку ты еще не совершил греха во плоти, не помышляй о нем в уме своем и не пренебрегай запретами, могучей природы, в гнусном съезде! Допустим, вы этого хотите: сама реальность запрещает это.
Он хороший человек и помнит нравственный закон, но, о, как бы я хотел, чтобы в нем была такая же страсть!»

 

История почти подошла к концу, когда Мирра попыталась покончить жизнь самоубийством. Когда она собиралась покончить с собой, медсестра вошла в комнату и остановила ее. Затем Мирра рассказала медсестре о своей неестественной любви и заявила, что есть только один способ, которым она может жить своей жизнью; быть с отцом. С неохотой медсестра согласилась помочь осуществить этот нечестивый союз, пока Мирра не покончила жизнь самоубийством.

 

«Живи, — сказала медсестра, — владей своим…» – и не смел сказать: «батюшка». Она молчала и подтвердила свое обещание перед небом».

 

Грех Мирры

Мирра и Кинира, Вирджил Солис, Wikimedia Commons

 

Во время праздника Цереры замужним женщинам Кипра не разрешалось видеться со своими мужьями в течение девяти дней. Кровать Синиры была пуста, так как его законная жена также принимала участие в торжествах. Медсестра увидела в этом возможность. Она подошла к Кинирасу и рассказала ему о женщине, которая действительно любила его. Она придумала вымышленное имя, и когда царь спросил, сколько лет девочке, кормилица ответила: «Таких же, как Мирра».

 

Медсестра устроила встречу этих двоих в абсолютной темноте. Мирра вошла в квартиру Синиры и « … вышла из комнаты, оплодотворенная своим отцом, неся в своем роковом чреве нечестивое семя, неся зачатую вину. »

 

Роман длился несколько дней, пока Синирас, заинтересовавшись личностью своей возлюбленной, не взял лампу и не обнаружил лицо своей дочери. Он немедленно потянулся за мечом с намерением убить. Однако Мирра убежала и избежала гнева отца. Девять месяцев она жила в изгнании, путешествуя, пока не достигла Сабеи на Аравийском полуострове. Мирра преодолела тысячи миль, чтобы избежать последствий своего греха. Но ей не удалось избежать вины. Уставшая, беременная и напуганная, она молила богов о пощаде. Затем мирра превратилась в дерево, которое стало известно как мирра.

 

Адонис: рождение греческого бога

Мирра, превращенная в мирровое дерево , рождает Адониса, последователя Луиджи Гарци, 17 век, Приветственная коллекция

 

Мирра, возможно, превратилась в дерево, но ее ребенок все еще жил внутри нее. Юнона нашла дерево и как Люцина (покровительница родов) помогла мальчику выйти из деревянного лона. Наяды-нимфы взяли мальчика и омыли его слезами (миррой), которые Мирра пролила во время родов. Мальчик был Адонисом, одним из самых красивых смертных, когда-либо ходивших по земле. Вызывает беспокойство тот факт, что результатом одного из самых навязчивых кровосмесительных союзов в мифологии стало такое прекрасное и совершенное существо.

 

Венера и Адонис в любви

 

Согласно Овидию, Венера целовала Купидона, когда стрела выскользнула из его колчана и ранила Венеру в грудь. Как известно, стрелы Купидона обладали силой влюблять людей, и боги не были исключением. Когда в нее попала стрела, Венера мельком увидела Адониса и с этого момента безумно влюбилась в него.

 

Венера отказалась от прежней жизни и любовников, чтобы полностью посвятить себя жизни в лесу с Адонисом:

 

«Она отказывается даже от небес: предпочитая Адониса небу».

 

Однако Венера понимала, что Адонис смертен, и пока они жили в лесу, охотясь вместе, он был восприимчив к диким зверям. Напуганная одной мыслью о его потере, Венера предостерегала его от могучих диких зверей леса.

 

Смерть Адониса , Джузеппе Маццуоли, ок. 1680-1709, Государственный Эрмитаж

 

Адонис не послушал ее и попытался бороться с напавшим на него вепрем. Худшие опасения Венеры сбылись, когда она обнаружила бездыханное тело своего любимца Адониса. Плача и вопя, Венера оплакивала своего возлюбленного:

 

«Адонис, будет вечный знак моего горя, и каждый год имитация твоей смерти завершит воспроизведение моего траура.
Но твоя кровь превратится в цветок. Персефона, тебе было дозволено превратить женское тело Менты в благоухающую мяту: неужели мне будет жалко превращение моего героя, крови Киниры?

 

Затем Венера окропила кровь нектаром, и был создан цветок цвета крови Адониса. Этим цветком был анемон.

 

Другие классические версии истории

Венера и Адонис , Симон Вуэ, 1642, Музей Дж. Пола Гетти

 

Согласно версии Аполлодора, греческого ученого 29093- гг. н. э., Мирра была проклята, заставив вожделение к своему отцу в отместку за то, что не поклонялась Венере. Таким образом, формируется треугольник боли, в котором Венера проклинает Мирру, страдающую от своих кровосмесительных инстинктов, бог Адонис умирает от кабана, а Венера поглощается печалью после его смерти. Мирра, по версии Аполлодора, была внучкой Пигмалиона, человека, который влюбился в свою статую.

 

Остальная часть этой версии согласуется с версией, найденной у Биона из Флоссы, который предшествовал Аполлодору на три столетия и написал лирическую поэму под названием Плач по Адонису . Поэма Биона почти наверняка была связана с культом Адониса и его ежегодным праздником Адония. Во всяком случае, согласно Биону, когда Мирра в виде дерева родила Адониса, Венера нашла младенца и, очарованная его красотой, спрятала его в сундуке, чтобы сохранить в тайне от других богов.

 

Затем Венера оставила ребенка под защитой Персефоны, королевы подземного мира. Однако, когда Адонис вырос и стал взрослым несравненной красоты, Персефона влюбилась в него, отказавшись вернуть его Венере, которая попросила вмешательства Зевса. Царь олимпийских богов решил, что Адонис должен будет провести треть года с Персефоной в подземном мире, треть года с Венерой, а затем одну треть в одиночестве. Однако Адонис решил провести эту последнюю часть с Венерой.

 

Версии Овидия, Аполлодора и Биона образуют две более или менее канонические сюжетные линии. Тем не менее, есть еще много разных версий. Все согласны с тем, что Адонис погиб от вепря, но не все согласны с тем, как это произошло. Нонн писал, что вепрь был замаскированным Дионисом, мстящим после того, как Афродита пренебрегла им из любви к Адонису. Анонимный автор гомеровского гимна Афродите считал Артемиду вепрем, отомстившим за Афродиту за смерть ее возлюбленного Ипполита. Наконец, Птолемей Гефестион утверждал, что Аполлон переоделся вепрем, чтобы убить греческого бога Адониса и расквитаться с Афродитой, ослепившей его сына Эрисиманта.

 

Постклассический прием

Пробуждение Адониса, Джон Уильям Уотерхаус, 1899–1900, частная коллекция, через jwwaterhouse.com

 

Миф об Адонисе и Венере оказался очень влиятельным на протяжении веков. Эти постклассические адаптации мифа были в основном вдохновлены версией Овидия.

 

В 1280 году Жан де Мён переписал эту историю как поучительную сказку, призывающую мужчин оставаться рядом со своей возлюбленной. Однако в большинстве адаптаций подчеркивалась либо роль судьбы, как в версии Ронсара 1563 года, либо то, что воспринималось как неортодоксальные гендерные роли мифа. Что касается этого последнего, многие авторы нашли своеобразный повествовательный импульс в том факте, что Венера пошла за Адонисом, которого они видели женским персонажем мужского пола. На протяжении многих лет адаптация продолжала подчеркивать эту концепцию, что привело к 9-летнему возрасту Рашильд.0230 Месье Венера в 1884 году. Там бог Адонис был представлен как женский мужчина, которого преследует женщина, работающая в цветочном магазине.

 

Уильям Шекспир

Венера и Адонис
Венера и Адонис, Корнелис ван Харлем, 1614, Канский музей изящных искусств, через Министерство культуры Франции

 

Тем не менее, смерть Адониса встретила интересный прием в адаптации Спенсера елизаветинской Англии в Королеве фей был опубликован в 1590 году. Однако самой популярной адаптацией мифа о Венере и Адонисе была, безусловно, адаптация Уильяма Шекспира, опубликованная в 1593 году.

 

Шекспира « Венера и Адонис » (1593) считается первой публикацией известного английского драматурга. Эта адаптация представляет собой повествовательное стихотворение, в котором Адонис представлен как довольно снобистский персонаж, отказывающийся разговаривать с женщинами. Его красоты достаточно, чтобы привлечь внимание Венеры, которая посещает землю, чтобы сделать Адониса своим. Однако Адонис отказывается от компании богини, которая отчаянно пытается добиться от него поцелуя. После ряда событий Адонис поддается чарам Венеры. В этот момент Венера видит видение, предсказывающее смерть Адониса, и умоляет его не ходить на охоту. Адонис все равно уходит, и на следующий день Венера обнаруживает его мертвое тело. Там, где лежал Адонис, его кровь окрасила окружающие цветы, а бело-фиолетовый цветок вырос на том месте, где юноша испустил последний вздох.

 

«От этого мальчик, лежавший рядом с нею убитый

Растаял, как пар, от ее взгляда,
И в его крови, что на земле пролилась,
Взошёл лиловый цветок, с белыми пятнами ,
Хорошо напоминающий его бледные щеки и кровь
Которая круглыми каплями стояла на их белизне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *