«Замкнутый и всегда одинокий». Каким был великий Магеллан, зачем он отправился в кругосветное плавание и за что был убит: События: Путешествия: Lenta.ru
27 апреля 1521 года на крошечном острове Мактан (Филиппинские острова) в ненужной и совершенно бесполезной потасовке с местными туземцами был убит Фернан Магеллан — величайший мореплаватель, задумавший и практически осуществивший первое кругосветное плавание. Произошло это в те времена, когда люди лишь отдаленно представляли себе истинные размеры земного шара, не знали, где расположены материки, сообщаются ли между собой океаны, а ориентировались по Солнцу и звездам. Следующая кругосветка состоялась лишь через 60 лет. Историю Фернана Магеллана, трагически завершившего свой путь ровно 500 лет назад, читайте в материале «Ленты.ру»
Многие представляют себе великих путешественников, мореплавателей и первооткрывателей как упертых романтиков, рискующих собой и товарищами ради прогресса и счастья всего человечества, ну, или из гордости, тщеславия и жажды славы. Ничего подобного. Для того чтобы лично попасть в книгу рекордов, нужно всего лишь съесть больше всех гамбургеров или много лет не бриться. А вот чтобы открыть Америку или первому обойти вокруг света, необходимо сперва убедить приличных размеров государство в финансовой целесообразности такого подвига. А это получается не всегда.
Эпоха великих географических открытий. Колумб объявляет открытую им землю собственностью испанского короля. Иллюстрация 1893 года
Изображение: L. Prang & Co., Boston / Библиотеки Конгресса США
«И последние станут первыми»
Почему король Португалии Жуан II не услышал Христофора Колумба, а 33 года спустя другой португальский монарх Мануэл I так же безразлично отверг Фернана Магеллана? Все очень просто. У Португалии к этому времени все и так было хорошо.
Находящаяся на задворках европейской цивилизации, граничащая по суше лишь с Испанией (а гордые испанцы и тогда, и до сих пор относятся к португальцам с изрядным презрением), маленькая, бедная Португалия была отрезана от Средиземного моря, по которому в течение полутора тысяч лет проходили главные морские и торговые пути человечества. Такой вот парадокс — половину страны занимает океанское побережье, а идти и некуда.
Но что значит некуда, а как же западное побережье Африки? И португальцы начинают вначале робко, а затем все смелее и смелее спускаться на юг. За бесплодными песками Сахары они открывают новые земли, богатые белой слоновой костью и черными невольниками. В 1471 году португальские корабли достигают экватора, в 1484-м устья Конго, а через два года Бартоломеу Диаш добирается до южной оконечности Африки и обнаруживает, что материк не примерз к Южному полюсу, как считал еще Птолемей, а проход в Индийский океан свободен.
Географические открытия, лоции и отчеты об экспедициях держатся в строжайшем секрете. 13 ноября 1504 года король издает указ:
Под страхом смертной казни запрещающий сообщать какие-либо сведения о судоходстве по ту сторону реки Конго, дабы чужестранцы не могли извлечь выгоды из открытий, сделанных Португалией
Король понимает, если все делать правильно, Португалия может стать сказочно богатой. И для этого есть все основания.
В 1453 году пал Константинополь. Под напором турок Византийская империя прекратила существование. Теперь все торговые пути с Востока на Запад контролируются мусульманами. Арабские, египетские, турецкие, да еще и венецианские перекупщики заоблачно поднимают цены на товары, без которых продвинутая Европа уже не представляет своей повседневной жизни. Перец, мускатный орех, имбирь, корица, хина, камфора, опиум, а также индийский жемчуг, китайский шелк и фарфор и другие драгоценные дары Востока многократно растут в цене.
1510 год. Радостные туземцы встречают португальские корабли
Изображение: Hulton Archive / Getty
Но если найти морской путь в Индию, Китай и на Острова пряностей, где перец растет, что нынче борщевик в Тверской области — то есть повсеместно, в изобилии и сам по себе, то можно обогатиться сказочно. Это знает король Португалии Жоан II. И когда к нему приходит неизвестный генуэзец с фантастическим предложением идти в Индию через Атлантику, король ему отказывает. Зачем тратить деньги на сомнительную авантюру, когда путь вокруг Африки уже открыт, секретные карты отпечатаны, флот строится. Более того, предусмотрительные португальцы уже получили у римского папы эксклюзивное право на владение всеми открытыми землями в Африке и на востоке, но не на западе.
Упорный Колумб отправляется в Испанию и находит там спонсоров для своего сумасшедшего предприятия. В 1492 году эскадра из трех судов с запасом продовольствия на год уходит на Запад. Неожиданно Атлантика оказывается не такой уж и бесконечной. Не повстречав кракенов и не сорвавшись с края земли, Колумб достигает суши всего за 36 дней. Он уверен, что это Азия и, если пройти еще немного на запад, то через несколько дней можно будет высадиться в устье Ганга.
Португалия в шоке. Западный путь в Индию оказывается в четыре раза короче и безопаснее. В 1493 году Папа Александр VI Борджиа отдает Испании все земли, которые будут открыты на Западе. Испания лихорадочно строит корабли и отправляет их через Атлантику. Но ни пряностей, ни китайских шелков, ни драгоценных камней во вновь открытых землях нет. Нет даже невольников, потому что тщедушные туземцы слабы и не выдерживают длительных морских переходов. Становится очевидно, что открытая Колумбом земля вовсе не Индия, а новый континент, с которым нужно еще разбираться.
Между тем уже в 1498 году Васко да Гама обходит Африку, достигает Индии и возвращается обратно. Несмотря на значительные потери, выручка от привезенных им товаров в 60 раз превышает расходы на экспедицию. Португальцы оперативно овладевают ключевыми пунктами вдоль африканского побережья и в самой Индии, громят объединенный египетско-индийский флот и устанавливают полный контроль над морскими и торговыми путями через Индийский океан. Крошечная Португалия стремительно становится владычицей морей.
Фернан Магеллан. Портрет работы неизвестного художника XVII века. Галерея Уффици, Флоренция
Человек тяжелый и малосимпатичный
Всего за какие-то 25 лет границы известного европейцам мира раздвигаются на тысячи и тысячи километров на запад, восток, север и юг. В сентябре 1513 года Васко Нуньес де Бальбоа пересекает Панамский перешеек и первым из европейцев видит еще один великий океан. Все это внушает оптимизм. В матросы вербуются целыми деревнями. Но покуда Франсиско Писарро еще не разграбил сокровища инков и не началась разработка Потосийских серебряных рудников, коммерческой ценности открытые испанцами земли не представляют.
Дорогие заморские экспедиции себя не окупают. Нужно двигаться дальше в вожделенную Индию и на Острова пряностей (Молуккские острова). Испанцы тщетно ищут западный морской проход, но натыкаются лишь на огромный материк, который, как кажется, невозможно обойти ни с севера, ни с юга. И тут при дворе испанского короля Карла V появляется португальский дворянин, закаленный в боях солдат и опытный моряк Фернан де Магальянеш.
Фернан де Магальянеш, или, как его принято называть, Фернан Магеллан, происходил из небогатого дворянского рода. В юности, предположительно, был придворным пажом королевы Элеоноры и получил неплохое образование. В 24 года фидальго поступил в военный флот, но всего лишь рядовым воином. В 1505 году принял участие в первом военном походе португальцев в Индию. Во время знаменитого сражения при Диу, когда одиннадцати большим португальским кораблям противостоял объединенный египетско-индийский флот из 200 кораблей, был ранен. В 1509 году проявил завидную храбрость в сражении у Малакки (Малайзия), буквально в последний момент предупредив командующего эскадрой о готовящемся нападении, а затем был единственным, кому удалось прорваться на лодке к берегу и спасти нескольких товарищей.
Был еще дважды ранен и получил младший офицерский чин. После службы на Востоке вернулся в Португалию, где ему положили унизительно малую пенсию. В 1513 году отправился в военную экспедицию в Марокко, вновь был ранен. Копье повредило колено, после чего Магеллан стал заметно хромать.
Вернувшись в Лиссабон, Магеллан добился аудиенции короля Мануэла I. У него уже был план, как доплыть до Молуккских островов западным путем, но прежде чем его озвучить, он попросил об увеличении содержания и принятии на службу во флот. И на обе просьбы получил отказ. После этого испросил разрешения предложить свои услуги другим государям. Мануэл не возражал. Магеллан — опытный воин и один из лучших знатоков морского дела того времени — слыл при дворе человеком тяжелым и малосимпатичным.
Каракка «Виктория». Фрагмент карты Ортелиуса 1590 года
Изображение: деталь карты Ортелиуса
Вот как характеризует Магеллана австрийский писатель Стефан Цвейг в яркой биографии мореплавателя («Подвиг Магеллана», 1938):
«Как ни мало мы о нем знаем, одно остается бесспорным: этот низкорослый, смуглый, малозаметный, молчаливый человек даже в самой малой степени не обладал даром привлечь к себе симпатии (…)»
Неразговорчивый, замкнутый, всегда укутанный пеленой одиночества, этот нелюдим, должно быть, распространял вокруг себя атмосферу ледяного холода, стеснения и недоверия, и мало кому удавалось узнать его даже поверхностно, а во внутреннюю его сущность так никто и не проник
В молчаливом упорстве, с которым он оставался в тени, его товарищи бессознательно чуяли какое-то необычное, непонятное честолюбие, тревожащее их сильнее, чем честолюбие откровенных охотников за выгодными местами, ожесточенно теснящихся у казенной кормушки.
В его глубоких, маленьких, сверлящих глазах, в углах его густо заросшего рта всегда витала какая-то надежно спрятанная тайна, заглянуть в которую он не позволял. А человек, прячущий в себе тайну и достаточно стойкий, чтобы много лет держать ее за зубами, всегда страшит тех, кто от природы доверчив, кому нечего скрывать.
Тайный проход между океанами
А скрывать Магеллану было что. Почти год он, не вызывая подозрения, изучал в Tesoraria — секретном архиве короля Маноэла — отчеты экспедиций в Новый свет, судовые журналы, разбирал и копировал карты, лоции и лаговые записи последних экспедиций в Бразилию. Часами просиживал в кабачках с капитанами и кормчими, побывавшими в южных морях. Свел близкое знакомство с лучшим астрономом своего времени Руйем Фалейро, также не принятым ко двору. Ну а чем еще должен заниматься бывший моряк?!
Рую Фалейро Магеллан открыл свою великую тайну — где-то на 38-м примерно градусе южной широты находится пролив, соединяющий океаны. Об этом он узнал благодаря карте, начертанной знаменитым придворным картографом Мартином Бехаймом и хранившейся в секретном королевском архиве. Эта карта была составлена на основании результатов нескольких португальских экспедиций, обследовавших побережье Бразилии и, возможно, Аргентины. В одной из них принимал участие Америго Веспуччи.
Карта 1561 года, на которой изображен американский континент
Изображение: Wikipedia
Как позже оказалось, за пролив между океанами тогда приняли широкое устье реки Ла-Платы. Но Магеллан этого не знал и был уверен, что его данные верны. Фалейро сделал расчеты (также неверные), и у него вышло, что Острова пряностей находятся в западном полушарии, а значит, исходя из буллы Папы Александра VI, должны по праву принадлежать не Португалии, а Испании.
И вот с таким багажом, за который Магеллана могли бы с полным правом отправить на родине на гарроту, спустя полтора года после неудачной аудиенции у Мануэла упрямый и скрытный португалец отправился к испанскому двору.
Прием у малинового короля
Магеллан умел ждать и терпеть. Португалец понимал, что у него будет не больше одной попытки, и основательно подготовился. Приехав в Севилью, он женился на дочке своего земляка Дього Барбозы, уже давно перебравшегося в Испанию и занимавшего прочное положение при испанском дворе. С помощью тестя Магеллан завел нужные знакомства.
К моменту аудиенции у Карла V члены Casa de Contractacion — Индийской торговой палаты — были уже подготовлены, а ее фактор (управляющий) Хуан де Аранда заключил с просителями личное соглашение на одну восьмую всех будущих доходов с предприятия в обмен за содействие и участие в финансировании.
Магеллан продемонстрировал испанскому королю восторженные письма своего товарища, обосновавшегося на Островах пряностей, одного из тех, кого он в свое время спас в сражении у Малакки, показал слугу — живого малайца Энрике, а на главное блюдо — карты и лоции предполагаемого прохода в Тихий океан, которые он раздобыл в секретных архивах Лиссабона.
Фалейро, со своей стороны, продемонстрировал математические расчеты, из которых следовало, что вожделенные острова расположены в зоне, которую его святейшество папа предоставил Испании. А поскольку португальцы контролируют путь вокруг Африки, единственная возможность воспользоваться своим законным правом на них — это дойти туда западным путем.
Все было решено быстро.
Эскадра Магеллана
Изображение: Álvaro Casanova Zenteno
Королева карта бита
20 сентября 1519 года флотилия из пяти кораблей — адмиральский флагман «Тринидад», «Консепсьон», «Виктория», «Сан-Антонио» и «Сантьяго» — уходят в плавание, которое станет самым протяженным из всех, что были когда-либо.
Переход через Атлантику уже не являлся чем-то необычным, но эскадра попадает в полосу штилей. Неделями корабли стоят без движения под палящим солнцем. Из-за скуки и однообразия возникают первые проблемы. Чванливые испанские капитаны недовольны тем, что ими руководит презренный португалец, да еще и незнатного рода. Происходят мелкие стычки.
Но вот долгожданный ветер наполняет паруса, и общее настроение улучшается. Эскадра идет на юг вдоль побережья Американского континента. 10 января на равнинном берегу мореплаватели замечают холм, который называют Монтевиди (современный Монтевидео — столица Уругвая). Чтобы укрыться от свирепого шторма, корабли заходят в обширный залив, тянущийся далеко на запад вглубь континента. Магеллан ликует, это и есть тот самый проход в другой океан, о котором он знал.
Но вскоре радость сменяется разочарованием, посланные на разведку корабли с меньшей осадкой возвращаются назад с сообщением, что вода в «проливе» пресная, а его берега сужаются. Магеллан понимает, что карта Бехайма неверна, а то, что моряки приняли за пролив, на самом деле огромная река (Ла-Плата), но другой карты у адмирала нет.
Это был решающий момент экспедиции. Что делать, вернуться с позором назад, признав поражение, и лишиться тем самым всего достигнутого? Или идти вперед в надежде на то, что пролив все же существует? Магеллан выбирает второе.
Бунтовщики умоляют Магеллана пощадить их после неудачного мятежа
Изображение: Stefano Bianchetti / Corbis / Getty
Бунт, казнь и пролив Всех Святых
В апреле флотилия добралась до 49 параллели. Начались морозы. Люди тряслись от холода, недовольство росло. В Севилье, когда они вербовались в плавание к Молуккским островам, им обещали тепло, изобилие и райские земли. Заботами вице-адмирала Картахены пополз слух:
Португальцу заплатили, чтобы погубить корабли нашего короля
Назревал бунт, и он случился. Бунтовщики захватили три корабля из пяти, при этом был убит верный долгу боцман «Сан-Антонио», а его капитан и часть команды связана и посажена в трюм. Бунтовщики решили, что дело сделано. Но они не знали, с кем имеют дело. Закаленный в боях, решительный и бесстрашный Магеллан действовал расчетливо и стремительно.
Бунт был подавлен. Капитан «Консепсьона» Касада, проливший кровь, публично казнен. А Картахена и участвовавший в заговоре священник оставлены на необитаемом берегу. Любопытно, но пройдет почти 60 лет, и во время второго в истории кругосветного плавания в этой же бухте при сходных обстоятельствах англичанин Френсис Дрейк казнит еще одного взбунтовавшегося капитана.
Порядок был восстановлен, а когда потеплело, корабли двинулись дальше на юг, обследуя каждую крупную бухту. Во время одной из таких разведок разбился о скалы «Сантьяго». К счастью, никто не погиб. На 54-м градусе южной широты Магеллан обнаружил проход, названный им проливом Всех Святых. Впоследствии его назовут Магеллановым проливом.
В 2020 году мне довелось проходить там на парусном фрегате. И сейчас это задача не из легких. Пролив представляет собой 600 километров лабиринта из островов, скал, проток и заливов. Даже имея все современные навигационные приборы, пройти его без опытного лоцмана мало кто решится.
Корабли Магеллана прошли пролив за месяц, но один из них, «Сан-Антонио», исчез. В эскадре думали, что он погиб. На самом же деле корабль дезертировал, благополучно вернувшись назад в Испанию.
22 ноября 1520 года горы с двух сторон расступились, и перед глазами отважных мореплавателей открылся морской простор с бесконечно далекой линией горизонта. В первый раз корабли сумели пройти из Атлантического океана в Тихий.
Новый огромный и тихий океан
Колумб перешел через Атлантику за 36 дней. Плавание Магеллана уже длилось год. Паруса и такелаж пришли в плачевное состояние. Несмотря на строжайшую экономию, запасов провизии оставалось совсем мало. Моряки вынуждены были есть пингвинов. Но погода благоприятствовала, постоянно дул ровный ветер слабой силы. Тогда Магеллан и дал новому океану название, которое сохранилось за ним навсегда — Тихий океан.
Тихий океан оказался намного больше, чем предполагал Фалейро. Мясо пингвинов было съедено, сухари превратились в пыль пополам с мышиным пометом, вода протухла. Деликатесом считалась пойманная крыса. В отсутствии витаминов началась цинга. Умерли 19 матросов. Заболел и сам Магеллан. В начале похода он объявил, что ни при каких обстоятельствах экспедиция не повернет назад: «Если надо, будем есть кожу на реях». И вот настал день, когда летописец экспедиции записал:
Чтобы не умереть с голоду, мы ели куски кожи, которой обтянут большой рей. Пробыв больше года под дождем и ветрами, кожа так задубела, что ее приходилось вымачивать в морской воде четыре-пять дней, чтобы потом съесть
Наконец 14 января 1521 года моряки увидели остров, но подойти к нему оказалось невозможно из-за рифов. Утром 6 марта, на 110-е сутки после отхода от Южной Америки, показался большой остров с обильной растительностью и пляжами с золотистым песком. Это был Гуам, самый южный из Марианских островов.
Острова пряностей (Молуккские острова)
Фото: Beawiharta / Reuters
Когда корабли подошли к берегу, их окружили пироги с дикарями. Мгновенно забравшись на борт, они принялись хватать все, что попадалось им под руку, украв даже одну из шлюпок. Измученная команда даже не сопротивлялась.
Магеллан отвел корабли от берега, но на следующий день вернулся. Для умиравших от голода и жажды людей было жизненно необходимо добыть воду и продовольствие. На берег высадили десант, моряки вернули украденные вещи и доставили на борт рыбу, свиней, кокосовые орехи и бананы. Но семь дикарей в ходе этой вылазки были убиты. Когда Магеллан отплывал, его сопровождал град стрел и камней. Остров назвали Воровским. Так прошло первое знакомство европейцев с аборигенами Океании.
Железо за золото и новые христиане
28 марта 1521 года флотилия приблизилась к еще одному большому острову. Ее встретили пироги, и тут обнаружилось, что местные аборигены говорят на том же языке, что и слуга Магеллана малаец Энрике. Острова пряностей, к которым стремилась Испания и Магеллан, были достигнуты. А первым человеком, обогнувшим земной шар, стал не мореплаватель-европеец, а раб-малаец.
Через несколько дней испанские корабли вошли в порт Себу на острове того же названия (Филиппинские острова). Правителем острова был хитрый раджа Хумабон. Сразу оценив величину европейских кораблей и мощь их пушек, раджа оказал гостям великолепный прием. Началась меновая торговля, исключительно выгодная для обеих сторон. Наибольший интерес для туземцев представляло железо, твердый металл, который в их глазах был полезнее золота. За 14 фунтов железа они отдали 15 фунтов золота. При этом европейцы вели себя вполне прилично. Магеллан не хотел лишних проблем с местным населением и поддерживал строгую дисциплину.
На радостях раджа пообещал быть верным подданным Испании и даже выразил желание перейти в христианство. Несколько дней подряд священник экспедиции крестил обретших истинную веру язычников, полагавших, что новый бог сделает их такими же сильными и богатыми, как пришельцы. Затем к новой счастливой жизни потянулись и жители других островов.
Смерть Магеллана. Рисунок 1860 года
Изображение: Wikipedia
«Тело не продается»
То ли из зависти, то ли по каким-то своим местным причинам, но столь тесная коллаборация не понравилась царьку крохотного островка Мактан по имени Силапулапу. Силапулапу оскорбил Хумабона и обещал подговорить к этому других царьков. Хумабон должен был грубияна проучить. И вот тут Магеллан совершил ошибку, стоившую ему жизни и едва не погубившую все, чего достигла экспедиция.
Опытный, осторожный, умный Магеллан зачем-то встрял в мелкую междоусобицу дикарей, решив показать мощь европейского оружия. Во главе 60 воинов адмирал лично высадился на мятежный остров, где был встречен несколькими сотнями дикарей. Из-за мелкой воды корабли не смогли подойти к берегу, чтобы поддержать десант огнем, а попасть из мушкета в скачущих по берегу дикарей оказалось непросто. Обнаружив, что ноги и руки испанцев не закрыты броней, туземцы принялись тыкать в них копьями. Магеллан был несколько раз ранен, окружен и убит.
Тело великого мореплавателя дикари с радостными криками таскали по всему острову. А когда испанцы вместо того, чтобы достойно наказать убийц своего адмирала, унизительно предложили обменять тело на выкуп из стеклянных бус, Силапулапу гордо ответил: «Тело нашего врага не продается». Что сделали туземцы с останками великого мореплавателя, осталось загадкой. Вроде каннибалами они не были. Но кто же их знает…
Со смертью Магеллана мгновенно изменилось и отношение островитян к европейцам. Недавние христиане, подданные Хумабона, напали на европейцев, когда те были на берегу. Началась резня, в которой погибли больше двухсот матросов и капитаны двух из трех кораблей. Удиравшие в панике каравеллы провожал горящий на берегу крест.
«Отплыв на запад, мы возвратились с востока»
Оставшейся в живых команды едва хватало, чтобы управлять двумя кораблями. Поэтому «Консепсьон» решили бросить. Без командующего и погибших капитанов экспедиция развалилась. «Тринидад» принялся пиратствовать в Филиппинских водах и в конце концов был захвачен португальцами. А «Виктория», пережив множество трудностей и лишений, вернулась в Испанию 6 сентября 1522 года.
Каракка «Виктория» — первый корабль, обошедший вокруг света. Встречают в Севилье
Изображение: Ipsumpix / Corbis / Getty
К этому моменту в живых осталось 18 моряков. За 1080 суток первого в истории кругосветного путешествия было пройдено 42 280 морских миль, или 85 700 километров. Интересно, что даже тех немногих товаров, что удалось сохранить в трюмах самого маленького из кораблей Магеллана, хватило, чтобы окупить всю экспедицию и даже получить прибыль в четыре процента.
Командир «Виктории» Тидоре Эльконо написал в своем отчете королю Испании:
Довожу до сведения Вашего Величества, что мы нашли камфору, корицу и жемчуг. Покорнейше просим оценить по заслугам тот факт, что мы совершили кругосветное плавание. Отплыв на запад, мы возвратились с востока
«Маленький шаг» Магеллана — РИА Новости, 27.04.2021
https://ria.ru/20210427/magellan-1730031194.html
«Маленький шаг» Магеллана
«Маленький шаг» Магеллана — РИА Новости, 27.04.2021
«Маленький шаг» Магеллана
Две недели назад мир праздновал 60-летие полета Гагарина. Впервые в истории человек совершил виток вокруг Земли и с победой вернулся домой. Эти 108 минут… РИА Новости, 27.04.2021
2021-04-27T08:00
2021-04-27T08:00
2021-04-27T07:58
история
испания
португалия
земля
фернан магеллан (мореплаватель)
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21. img.ria.ru/images/07e5/04/1a/1730037040_990:818:2820:1847_1920x0_80_0_0_053d2b01851ad6c66e5feb5d7a7cc9ab.jpg
Две недели назад мир праздновал 60-летие полета Гагарина. Впервые в истории человек совершил виток вокруг Земли и с победой вернулся домой. Эти 108 минут прославили его навечно.А ныне мы отмечаем 500-летие со дня гибели Магеллана. Первого человека в истории, организовавшего и возглавившего кругосветное путешествие. Ему не суждено было из него вернуться. Двадцать седьмого апреля 1521 года он погиб в стычке с воинами островного малайского царька Силапулапу, оставшегося в истории только благодаря этому.Смерть и нелепая, и злая, случившаяся в момент высшего торжества. Седьмого апреля, после четырехмесячного плавания по Тихому океану, воды которого впервые бороздили европейские корабли, а возможно, и корабли вообще (туземцы на своих лодках не заплывали столь далеко), флотилия завидела землю.Более чем кстати, потому что запасы еды и питья подходили к концу. Моряки стали есть куски воловьей кожи, которой для предохранения канатов от перетирания была обшита рея. Кожа затвердела, словно камень, и ее приходилось вывешивать за борт на несколько дней, чтобы хоть немного размягчить. Еще неделя-другая, и армаду постигла бы судьба «Летучего голландца» — корабля с мертвым экипажем.И вот земля, вода, плоды, целительные для погибающих от цинги. А также свежее мясо — после «шашлыков» из размоченной кожи. Но торжество Магеллана было еще в том, что его малайский раб Энрике, давным-давно увезенный в Испанию, услышав речь туземцев, стал понимать ее. Так невольник стал первым человеком в истории, который, обогнув земной шар, вернулся в родные края — на острова пряностей, ради которых все и затевалось.Но через три недели тонкости внутрималайской политики (царек Силапулапу имел в виду не столько убить испанского адмирала, сколько возвыситься в разборках с другими царьками) привели к гибели величайшего мореплавателя. «Умертвили они наше зерцало, свет наш, утешение наше и верного нашего предводителя», — писал историограф экспедиции, родосский рыцарь Антонио Пигафетта. История этого путешествия вообще читается как захватывающий роман. Ведь до гибели Магеллана были и поиски пролива, затем названного его именем, и мятеж во время зимовки в патагонской бухте Сан-Хулиан, и дезертирство двух из пяти кораблей, вернувшихся в Испанию. А после гибели, когда один корабль затонул, а другой попытался вернуться обратно через Тихий океан, была невероятная история возвращения «Виктории» — самого маленького корабля армады — в Испанию.Ибо выяснилось, что португальская корона, недовольная вторжением Магеллана в ее монопольную — на тот момент — сферу, объявила флотилию вне закона. С ней должны были поступить как с пиратами. А это значило, что на пути в Испанию — причем надо посмотреть на карте, где Молуккские острова, а где Испания, даже сегодня это солидный переход — надо было избегать всех портов, ибо ими владели португальцы.Припасы кончались, и капитан «Виктории» Себастьян дель Кано все-таки решился — уже в Атлантике — зайти на острова Зеленого Мыса, выдавая свой корабль за пригнанный бурей из испанских владений. И настрого запретил морякам, сошедшим на берег, рассказывать правду. Все вроде бы было хорошо, запасы были пополнены, но в последний момент кто-то проболтался, попытавшись обменять щепотку пряностей — скорее всего, на выпивку. Понимая, что случилось, капитан дель Кано распорядился поднимать паруса и бежать, хотя на «Виктории» в этот момент было только 18 человек.И последний перегон от островов Зеленого Мыса до Севильи щелястый и давший течь корабль преодолевал из последних сил. Малочисленная команда должна была и нести обычную вахту, и стоять возле помп, откачивая воду из трюма.Шестого сентября 1522 года «Виктория» все-таки дошла до берегов Испании, салютуя бомбардами. Так закончилось первое в истории кругосветное путешествие, начавшееся за три года до этого, 20 сентября 1519 года. Тогда из севильской гавани вышла армада из пяти кораблей с командой из 265 человек. Вернулось на победной развалюхе восемнадцать.Впрочем, спонсоры экспедиции не остались внакладе: 520 квинталов (26 тонн) пряностей, доставленных «Викторией», покрыли все расходы и дали чистую прибыль в 500 золотых дукатов. Людские потери не считались.Но самое поразительное открытие, по своему значению превышающее стоимость всех пряностей мира, было сделано во время хитрого захода на острова Зеленого Мыса. Ежедневные записи как историографа Пигафетты, так и корабельного кормчего Альвы показывали, что на корабле среда. Тогда как на суше был четверг. То есть, все время плывя на закат, мореходы урвали из календаря сутки. Сейчас джетлаг (например, при перелете из Старого в Новый Свет) — это привычное неудобство, никого не удивляющее. Полтысячелетия назад это было потрясающее открытие, меняющее всю космографию.Вообще главный результат экспедиции Магеллана был познавательный. Открытие пролива, соединяющего Атлантический океан, с другим, неведомым, который нарекли Тихим, открытие размеров этого океана и открытие джетлага, то есть вращающейся шарообразной земли.Пряности, покоренные земли, золото достались на долю иных первооткрывателей, и славу в потомстве им если и принесли, то, как правило, не самую светлую. Кортес и Писарро, да и Колумб изрядно поураганили в Вест-Индии. Может быть, поураганил бы и Магеллан, но Бог судил иначе, оборвав его земную жизнь 27 апреля 1521 года.Так что он предвосхитил именно Гагарина и Армстронга, первого человека на Луне, сказавшего: «Маленький шаг одного человека, огромный шаг всего человечества». Золота ему не досталось (как и пилотируемой космонавтике) — только великая слава в глазах человечества.
https://radiosputnik.ria.ru/20200920/1577498185.html
https://radiosputnik.ria.ru/20200523/1571875038.html
https://radiosputnik.ria.ru/20200517/1571339138.html
https://radiosputnik.ria.ru/20200126/1563885533.html
https://ria.ru/20210213/antarktida-1596972284.html
https://radiosputnik.ria.ru/20200928/1577864284.html
испания
португалия
земля
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
Максим Соколов
https://cdnn21. img.ria.ru/images/102132/50/1021325094_0:0:772:771_100x100_80_0_0_00368990cdfa1153b421f77aefd5ef9c.jpg
Максим Соколов
https://cdnn21.img.ria.ru/images/102132/50/1021325094_0:0:772:771_100x100_80_0_0_00368990cdfa1153b421f77aefd5ef9c.jpg
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/04/1a/1730037040_1077:852:2671:2048_1920x0_80_0_0_d3f35e45cf45575b01fca7653f3ede9a.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
Максим Соколов
https://cdnn21.img.ria.ru/images/102132/50/1021325094_0:0:772:771_100x100_80_0_0_00368990cdfa1153b421f77aefd5ef9c.jpg
история, испания, португалия, земля, фернан магеллан (мореплаватель)
история, Испания, Португалия, Земля, Фернан Магеллан (мореплаватель)
Две недели назад мир праздновал 60-летие полета Гагарина. Впервые в истории человек совершил виток вокруг Земли и с победой вернулся домой. Эти 108 минут прославили его навечно.
А ныне мы отмечаем 500-летие со дня гибели Магеллана. Первого человека в истории, организовавшего и возглавившего кругосветное путешествие. Ему не суждено было из него вернуться. Двадцать седьмого апреля 1521 года он погиб в стычке с воинами островного малайского царька Силапулапу, оставшегося в истории только благодаря этому.
Кругосветка Фернандо Магеллана
20 сентября 2020, 03:44
Смерть и нелепая, и злая, случившаяся в момент высшего торжества. Седьмого апреля, после четырехмесячного плавания по Тихому океану, воды которого впервые бороздили европейские корабли, а возможно, и корабли вообще (туземцы на своих лодках не заплывали столь далеко), флотилия завидела землю.
Более чем кстати, потому что запасы еды и питья подходили к концу. Моряки стали есть куски воловьей кожи, которой для предохранения канатов от перетирания была обшита рея. Кожа затвердела, словно камень, и ее приходилось вывешивать за борт на несколько дней, чтобы хоть немного размягчить. Еще неделя-другая, и армаду постигла бы судьба «Летучего голландца» — корабля с мертвым экипажем.
Находка мореплавателя Жюля Дюмон-д’Юрвиля
23 мая 2020, 09:29
И вот земля, вода, плоды, целительные для погибающих от цинги. А также свежее мясо — после «шашлыков» из размоченной кожи. Но торжество Магеллана было еще в том, что его малайский раб Энрике, давным-давно увезенный в Испанию, услышав речь туземцев, стал понимать ее. Так невольник стал первым человеком в истории, который, обогнув земной шар, вернулся в родные края — на острова пряностей, ради которых все и затевалось.
Но через три недели тонкости внутрималайской политики (царек Силапулапу имел в виду не столько убить испанского адмирала, сколько возвыситься в разборках с другими царьками) привели к гибели величайшего мореплавателя. «Умертвили они наше зерцало, свет наш, утешение наше и верного нашего предводителя», — писал историограф экспедиции, родосский рыцарь Антонио Пигафетта.
Через Атлантику: полвека знаменитой экспедиции Тура Хейердала
17 мая 2020, 10:00
История этого путешествия вообще читается как захватывающий роман. Ведь до гибели Магеллана были и поиски пролива, затем названного его именем, и мятеж во время зимовки в патагонской бухте Сан-Хулиан, и дезертирство двух из пяти кораблей, вернувшихся в Испанию. А после гибели, когда один корабль затонул, а другой попытался вернуться обратно через Тихий океан, была невероятная история возвращения «Виктории» — самого маленького корабля армады — в Испанию.
Ибо выяснилось, что португальская корона, недовольная вторжением Магеллана в ее монопольную — на тот момент — сферу, объявила флотилию вне закона. С ней должны были поступить как с пиратами. А это значило, что на пути в Испанию — причем надо посмотреть на карте, где Молуккские острова, а где Испания, даже сегодня это солидный переход — надо было избегать всех портов, ибо ими владели португальцы.
Припасы кончались, и капитан «Виктории» Себастьян дель Кано все-таки решился — уже в Атлантике — зайти на острова Зеленого Мыса, выдавая свой корабль за пригнанный бурей из испанских владений. И настрого запретил морякам, сошедшим на берег, рассказывать правду. Все вроде бы было хорошо, запасы были пополнены, но в последний момент кто-то проболтался, попытавшись обменять щепотку пряностей — скорее всего, на выпивку. Понимая, что случилось, капитан дель Кано распорядился поднимать паруса и бежать, хотя на «Виктории» в этот момент было только 18 человек.
Земля контрастов: как Бразилия встречала чужаков?
26 января 2020, 11:04
И последний перегон от островов Зеленого Мыса до Севильи щелястый и давший течь корабль преодолевал из последних сил. Малочисленная команда должна была и нести обычную вахту, и стоять возле помп, откачивая воду из трюма.
Шестого сентября 1522 года «Виктория» все-таки дошла до берегов Испании, салютуя бомбардами. Так закончилось первое в истории кругосветное путешествие, начавшееся за три года до этого, 20 сентября 1519 года. Тогда из севильской гавани вышла армада из пяти кораблей с командой из 265 человек. Вернулось на победной развалюхе восемнадцать.
Впрочем, спонсоры экспедиции не остались внакладе: 520 квинталов (26 тонн) пряностей, доставленных «Викторией», покрыли все расходы и дали чистую прибыль в 500 золотых дукатов. Людские потери не считались.
История советского-российского освоения Антарктиды
13 февраля 2021, 04:05
Но самое поразительное открытие, по своему значению превышающее стоимость всех пряностей мира, было сделано во время хитрого захода на острова Зеленого Мыса. Ежедневные записи как историографа Пигафетты, так и корабельного кормчего Альвы показывали, что на корабле среда. Тогда как на суше был четверг. То есть, все время плывя на закат, мореходы урвали из календаря сутки. Сейчас джетлаг (например, при перелете из Старого в Новый Свет) — это привычное неудобство, никого не удивляющее. Полтысячелетия назад это было потрясающее открытие, меняющее всю космографию.
Вообще главный результат экспедиции Магеллана был познавательный. Открытие пролива, соединяющего Атлантический океан, с другим, неведомым, который нарекли Тихим, открытие размеров этого океана и открытие джетлага, то есть вращающейся шарообразной земли.
Пряности, покоренные земли, золото достались на долю иных первооткрывателей, и славу в потомстве им если и принесли, то, как правило, не самую светлую. Кортес и Писарро, да и Колумб изрядно поураганили в Вест-Индии. Может быть, поураганил бы и Магеллан, но Бог судил иначе, оборвав его земную жизнь 27 апреля 1521 года.
Мореплаватель Литке и мистификатор Мериме
28 сентября 2020, 08:33
Так что он предвосхитил именно Гагарина и Армстронга, первого человека на Луне, сказавшего: «Маленький шаг одного человека, огромный шаг всего человечества». Золота ему не досталось (как и пилотируемой космонавтике) — только великая слава в глазах человечества.
Подробно | Магеллан – Исследование Солнечной системы НАСА
Космический корабль НАСА «Магеллан» запускается из грузового отсека космического корабля «Атлантис» в 1989 году. «Магеллан» был первым планетарным космическим кораблем, запущенным с космического корабля. Авторы и права: НАСА
Что такое Магеллан?
Миссия НАСА «Магеллан» к Венере была одной из самых успешных миссий в дальний космос. Это был первый космический аппарат, сфотографировавший всю поверхность Венеры и сделавший несколько открытий о планете. Магеллан сгорел примерно через 10 часов после того, как ему приказали погрузиться в атмосферу Венеры.
Страна | Соединенные Штаты Америки (США) |
Объектив(ы) | Орбита Венеры |
Космический корабль: | Магеллан |
Масса космического корабля | 7 595 фунтов (3 445 кг) |
Разработка миссии и управление | НАСА / Лаборатория реактивного движения (JPL) |
Ракета-носитель | Космический корабль «Атлантис» (STS-30R) |
Дата и время запуска | 4 мая 1989 г. / 18:47:00 UT |
Стартовая площадка | Космический центр Кеннеди, Флорида / Стартовый комплекс 39B |
Научные приборы | Радар с синтезированной апертурой (RDRS) |
Первые
- Первый космический зонд, запущенный космическим челноком
- Первый космический аппарат, сфотографировавший всю поверхность Венеры
Основные даты
4 мая 1989 г.: Запуск
5 мая 1989 г.: Выведен из грузового отсека космического корабля «Атлантис»
Прибыл на орбиту Венеры 10 августа 1909 г. 0003
окт. 13 сентября 1994 г.: Контакт потерян после того, как Магеллану было приказано погрузиться в атмосферу Венеры
In Depth: Magellan
Magellan, названный в честь португальского исследователя Фердинанда Магеллана (1480-1521), был первым зондом в дальний космос, запущенным Соединенными Штатами почти за 11 лет, а также первым зондом, запущенным космическим челноком.
Катастрофа «Челленджера» в январе 1986 года сильно повлияла на программу запуска шаттлов в 1990-е годы, которая включала ряд планетарных миссий. Магеллан, например, задержался как минимум на год.
Magellan был разработан для использования радара с синтезированной апертурой (SAR) для картирования 70% поверхности Венеры с разрешением 39от 0 до 985 футов (от 120 до 300 метров).
Базовый автобус был собран из запасных частей, оставшихся от различных предыдущих миссий, включая «Вояджер», «Галилео», «Улисс» и «Маринер-9». Отсек полезной нагрузки космического корабля «Атлантис». Через час сработал двухступенчатый инерционный разгонный блок (IUS), чтобы отправить космический корабль на траекторию встречи с Венерой.
После трех корректировок траектории в пути (21, 19 мая)89, 13 марта 1990 г. и 25 июля 1990 г.), «Магеллан» прибыл на орбиту Венеры 10 августа 1990 г. Параметры орбиты составляли 185 х 5 260 миль (297 х 8 463 км) при наклонении 85,5 градусов.
Через шесть дней после выхода на орбиту «Магеллан» потерял связь на 15 часов. После второго 17-часового перерыва 21 августа 1990 года с земли было отправлено новое профилактическое программное обеспечение для перезагрузки системы в случае таких аномалий.
Начиная с 15 сентября 1990 года, космический корабль начал передавать высококачественные радиолокационные изображения венерианской местности, на которых были видны следы вулканизма, тектонических движений, турбулентных поверхностных ветров, миль (километров) лавовых каналов и блинообразных куполов.
На изображении Магеллана, названном «Кратерная ферма», мы видим любопытное наслоение вулканической активности и ударных кратеров. На этом трехмерном перспективном изображении поверхности Венеры показаны три ударных кратера. Авторы и права: НАСА/Лаборатория реактивного движения-Калифорнийский технологический институт. Магеллан завершил свой первый 243-дневный цикл (то есть время, которое потребовалось Венере для одного оборота вокруг орбиты Магеллана) радиолокационного картографирования 15 мая 1991 года, обеспечив первые четкие изображения 83,7% поверхности.Космический корабль вернул 1200 гигабит данных, что намного превышает 900 гигабит данных всех планетарных миссий НАСА, вместе взятых в то время.
Второй картографический цикл космического корабля, уже выходящий за рамки первоначальных целей миссии, завершился 15 января 1992 года, увеличив охват до 96%. Третий цикл, посвященный стереоизображению, завершился 13 сентября 1992 г., охватив 98%.
Были проведены дополнительные циклы картирования: четвертый закончился 23 мая 1993 г.; пятый 29 августа 1994 г. и шестой 13 октября 1994 г. Эти циклы были сосредоточены на получении гравиметрических данных о планете.
Летом 1993 года диспетчеры приказали космическому кораблю спуститься в самые отдаленные области венерианской атмосферы, а затем успешно использовали метод аэродинамического торможения, чтобы выйти на круговую орбиту. Контакт был потерян после 10:05 UT 13 октября 1994 года, когда космическому кораблю было приказано погрузиться в атмосферу для сбора аэродинамических данных. Космический корабль сгорел в атмосфере Венеры примерно через 10 часов после одной из самых успешных миссий в дальний космос.
Магеллан обнаружил, что не менее 85% поверхности Венеры покрыто вулканическими потоками. Данные космического корабля показали, что, несмотря на высокие температуры поверхности (887 градусов по Фаренгейту или 475 градусов по Цельсию) и высокое атмосферное давление (92 атмосферы), полное отсутствие воды делает эрозию крайне медленным процессом на планете. В результате особенности поверхности могут сохраняться сотни миллионов лет.
Кроме того, космический аппарат обнаружил, что такие явления, как дрейф континентов, не проявляются на планете. Его изображения внесли свой вклад в лучшие на сегодняшний день радиолокационные карты поверхности Венеры с высоким разрешением, улучшив изображения, полученные советскими Венерой 15 и 16 в 1980-х годах.
Ключевые ресурсы
Сиддики, Асиф А. За пределами Земли: хроника исследования глубокого космоса, 1958-2016. Офис программы истории НАСА, 2018 г.
Веб-сайт миссии Legacy Magellan
Архивы миссии: STS-30 | Космический шаттл Atlantis-Magellan Mission
Venus
Magellan Explorer – Роскошный полярный круизный лайнер
Элегантные внутренние помещения корабля были спроектированы с тщательной проработкой каждой детали, чтобы сделать пребывание путешественника еще более приятным. Результатом является современная среда, обеспечивающая комфорт, стиль и эффективность. Общественные зоны включают в себя просторный смотровой холл и бар, который также используется для проведения брифингов и образовательных презентаций. Носовая часть корабля доступна для гостей; вместе с открытой смотровой площадкой он предлагает обширные виды и тесный контакт с окружающей средой во время исследования. Столовая вмещает всех гостей и сотрудников экспедиции за один присест. Также есть конференц-зал, библиотека, сувенирный магазин, охраняемая открытая площадка для барбекю, тренажерный зал и сауна.
Каюты
Гостям доступны пять различных категорий размещения. Номера просторные, площадью от 40 кв.м. (440 кв.м) до 20 кв.м. (220 кв. футов). Во всех люксах и большинстве кают есть собственный балкон. В большинстве случаев спальные места могут быть сконфигурированы как одна большая двуспальная кровать или две односпальные кровати.
Люкс «Гранд»
40 м2 / 440 кв. футов
Расположен на палубе 4, с 2 односпальными кроватями или 1 кроватью размера «king-size». Имеется Отдельная гостиная с диваном-кроватью размера «queen-size» и журнальным столиком. Наборы столов и стульев как в гостиной, так и в спальне, два кресла с тумбочками, два балкона с зонами отдыха. Есть комбинированные евро-американские розетки с USB портом, сейф, телефон, фен, ежедневно пополняемый выбор закусок, ежедневно пополняемый мини-бар, кофеварка. В люксе Гранд есть две большие ванные комнаты с отдельным душем, туалетно-косметические принадлежности премиум-класса, халаты и тапочки.
Penthouse Suites
Расположенные на палубе 5, площадью 30 м2 / 330 кв. футов, люксы Penthouse имеют две односпальные кровати или одну кровать размера «king-size», отдельную зону отдыха с диваном и журнальным столиком, письменный стол и стул, две кресла и собственный балкон с зоной отдыха. Есть комбинированные евро-американские розетки с USB портом, сейф, телефон, фен, ежедневно пополняемый выбор закусок, ежедневно пополняемый мини-бар, кофеварка. Имеется большая собственная ванная комната с отдельной душевой кабиной, туалетно-косметическими принадлежностями премиум-класса, халатами и тапочками.
Каюта Делюкс с верандой
Расположенная на палубе 4 и площадью 20 м2 / 220 кв. футов, каюта Делюкс с верандой имеет 2 односпальные кровати или 1 кровать размера «king-size», письменный стол и стул, одно кресло с тумбочкой и собственный балкон. с зоной отдыха. Есть комбинированные евро-американские розетки с USB-портом, сейф, телефон, фен, ежедневно пополняемый выбор закусок, ежедневно пополняемый мини-бар, кофеварка. В большой собственной ванной комнате с отдельным душем предоставляются туалетно-косметические принадлежности премиум-класса, халаты и тапочки.
Каюта Veranda
Расположенная на палубе 3 и площадью 20 м2 / 220 кв. футов, каюта Veranda имеет 2 односпальные кровати или 1 кровать размера «king-size», письменный стол и стул, одно кресло с тумбочкой и собственный балкон с местом для отдыха. область. Есть комбинированные евро-американские розетки с USB портом, сейф, телефон, фен. В собственной ванной комнате есть отдельный душ, туалетно-косметические принадлежности, халаты и тапочки.
Каюта с иллюминаторами
Расположенная на палубе 3 каюта с иллюминаторами площадью 20 м2 / 220 кв. футов имеет 2 односпальные кровати или 1 кровать размера «king-size», письменный стол и стул, а также два кресла с тумбочкой. Есть комбинированные евро-американские розетки с USB портом, сейф, телефон, фен. В собственной ванной комнате есть отдельный душ, туалетно-косметические принадлежности, халаты и тапочки.
Одноместная каюта с верандой
Расположенная на палубе 3 и площадью 20 м2 / 220 кв. футов, одноместная каюта с верандой имеет одну кровать размера «king-size», письменный стол, стул и одно кресло с тумбочкой, а также собственный балкон с зоной отдыха. . Есть комбинированные евро-американские розетки с USB портом, сейф, телефон, фен. В собственной ванной комнате есть отдельный душ, туалетно-косметические принадлежности, халаты и тапочки.
Трехместный люкс
Расположенный на палубе 4 и площадью 40 м2 / 440 кв. футов, трехместный люкс имеет две односпальные кровати и 1 кровать размера «queen-size»
(макс. размещение 3 человека). Имеется отдельная гостиная с диваном и журнальным столиком, письменные столы и комплекты стульев как в гостиной
, так и в спальне, два кресла с тумбочками, два балкона с зонами отдыха. Есть комбинированные евро-американские розетки с USB-портом, сейф, телефон, фен, ежедневно пополняемый выбор закусок, ежедневно пополняемый мини-бар, кофеварка.