Конспект по литературе на тему «.Р.Державин – поэт и государственный чиновник. Ода «Вельможа»» (8 класс)
Новая тема. | Обращение к иллюстрации учебника. Сообщение о портрете А. А. Васильевского (1815). Последний, самый поздний живописный портрет Державина был написан А.А.Васильевским в 1815 году, за год до смерти поэта. Державина художник изобразил в его любимом наряде – в колпаке и халате, отороченном мехом. Художник не льстил людям: на нас смотрит усталый старик. Таким Державина видел Пушкин на лицейском экзамене в 1815 году: «Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли; портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож».
Сейчас портрет поэта в колпаке и халате хранится во Всероссийском музее
А.С.Пушкина в Петербурге, вариант этого портрета – в Государственном
Литературном музее в Москве. Державин умер 3 июля 1816 года в своем имении Званка. С оригинала портрета Васильевского литограф Фаслер напечатал портрет Державина, подписав под ним первые четыре строки из стихотворения «Река времен…». Река времен в своем стремлении Уносит все дела людей, И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. Это был первый посмертный портрет великого поэта. Обращение к учебнику. Чтение определения оды, с.81, ч.1. Выразительное чтение оды «Вельможа». Сообщение о портрете князя А. Куракина работы В. Л. Боровиковского (1799) “Портрет князя А. Куракина” — одна из вершин в развитии русского парадного портрета. Исполняя
заказной портрет ближайшего сподвижника императора Павла I, Боровиковский
вспоминал слова своего учителя Д. Левицкого: «Нам приходится портретировать
не только тех, кого мы уважаем, кто пришелся нам по сердцу. Вот вам мой
совет: обращайтесь к принципу натюрморта. И художник виртуозно превращает его образ в сверкающий драгоценностями, атрибутами власти и званий «натюрморт». «Бриллиантовый князь», прозванный Державиным «павлином», на огромном портрете изображен среди дворцовой обстановки, каждая деталь которой “комментирует” его личность — напыщенного, опытного царедворца, хитрого и изворотливого интригана. Фигура
помещена рядом с бюстом императора Павла I, слева открывается вид на
Михайловский дворец, на кресле лежит мантия рыцаря Мальтийского ордена.
Живописец создает величественный образ вельможи, любящего роскошь,
занимающего высокое положение при дворе. Логическим центром портрета
становится лицо князя. Боровиковский дает ему точную психологическую
характеристику. По свидетельству современника, “смолоду князь Куракин был
очень красив и получил от природы крепкое, даже атлетическое сложение. Но
роскошь… размягчила телесную и душевную энергию, а эпикуреизм его был виден
во всех его движениях, и лучезарное тихонравие его долго пленяло и уважалось,
но в новое царствование, с новыми идеями, оно дало повод сравнивать его с
павлином”. — Что объединяет образ вельможи, воссозданный в оде Г. Р. Державина и на портрете В. Л. Боровиковского? Слово учителя. Ода «Вельможа» представляет собой взволнованный и вдохновенный монолог автора, разъясняющего, как должно поступать первым лицам в государстве, и обличающего их пороки. В основу положена одна из од Державина «На знатность», но текст был переписан заново и значительно расширен: десять первоначальных строф превратились в двадцать пять. Важная особенность оды, характеризующая высокий уровень литературного мастерства Державина, — собирательный портрет вельможи, обобщение его отличительных черт. Это и Потемкин, и Зубов, и Безбородко, и Нарышкин, и Панин, и Репнин, и многие-многие другие родовитые и «случайные», то есть находившиеся в фаворе у царицы люди, которых Державин знал, наблюдал как подчиненный и как писатель.
Державин нападает на фаворитов царицы, которые, не имея никаких достоинств,
как Зубов, приобретали вдруг нежданно-негаданно большой вес в государстве. Произведение основано на антитезе: идеальному образу честного и неподкупного государственного деятеля противопоставляется собирательный портрет царского любимца, грабящего страну и народ. Исследовательская работа с текстом. • Выписать из текста слова и словосочетания. 1 вариант «Слова и сочетания слов, передающие облик честного и неподкупного государственного деятеля». 2 вариант «Слова и сочетания слов, рисующие портрет царского любимца, грабящего страну и народ». 1 вариант «Которые собою сами // Умели титла заслужить // Похвальными себе делами; // Кого ни знатный род, ни сан, // Ни счастие не украшали; // Но кои доблестью снискали… // Себе почтенье от граждан». «Ум здравый, сердце просвещенно; орудье власти есть; подпора царственного зданья» 2 вариант «Се образ ложныя молвы, // Се глыба грязи позлащенной! О!
тщетно счастия рука, // Против естественного чина, // Безумца рядит в
господина, // Или в шутиху дурака». «А ты, вторый Сарданапал!.. — На толь, чтобы на все взирал // Ты оком мрачным, равнодушным… Средь радостей казался скучным… Проснися, // сибарит! — Ты спишь // Иль только в сладкой неге дремлешь, // Несчастных голосу не внемлешь //И в развращенном сердце мнишь… // Стыд, совесть — слабых душ тревога! // Нет добродетели! нет Бога» — // Злодей…» • Каков недостойный вельможа в изображении Г. Р. Державина? • Тема вельможи начинается с краткой и едкой, афористически звучащей характеристики: «Осел останется ослом, // Хотя осыпь его звездами; // Где должно действовать умом, // Он только хлопает ушами». Эта характеристика влечет за собой горестное
размышление автора о недопустимости положения, когда случай возносит на
недосягаемую высоту глупца, не имеющего никаких заслуг перед государством: «О!
тщетно счастия рука, // Против естественного чина, // Безумца рядит в
господина // Или шутиху в дурака». Державин создает собирательный образ екатерининского временщика, роводящего дни в обжорстве, «средь игр, средь праздности и неги». Пресытившийся наслаждениями вельможа — «глыба грязи позлащенной» — покойно почивает до полудня, в то время как его передняя, сени, лестница, двор забиты несчастными, тщетно ожидающими помощи. Выразительное чтение оды от слов «А ты, вторый Сарданапал!..» до слов «И в пресыщении зевал». • Каковы особенности изображения времяпрепровождения вельможи? • Выпишите слова, позволяющие представить картину в полном объеме (краски, звуки, запахи). • Державин вводит в своего «Вельможу» такие слова, как «грязь», «осел», «хлопать ушами», «дурак», «передняя», «сени». К какому лексическому пласту относятся эти слова? Слово учителя.
Почти в каждом своем произведении в большей или меньшей степени Державин
нарушает нормы классицизма. Он уже не придерживается строгого разграничения
высоких и низких жанров. В одном и том же произведении Державин может сказать высоким слогом: «Для возлюбивших правду глаз // Лишь добродетели прекрасны, // Они суть смертных похвала…» — и тут же, в следующей строфе почти басенные стихи: «Осел останется ослом, // Хотя осыпь его звездами…» («Вельможа»). Лексическая работа: рубище, осел. Осел останется ослом, // Хотя осыпь его звездами; // Где должно действовать умом, // Он только хлопает ушами». О недалеких («умственно ограниченных, глуповатых») людях. «Сияют добрые дела. Почтен и в рубище герой». Достойны уважения лишь ум, законность, справедливость, великодушие, а не богатство и знатность. • В каком произведении, изученном в 7 классе, пресыщенный вельможа противопоставлен скромным просителям, нуждающимся в его помощи? Стихотворение Н. А. Некрасова «Размышление у
парадного подъезда» содержит реалистическое изображение действительности и
также построено на контрасте образа жизни «владельца роскошных палат» и
бедствующего народа. • Прочитайте выразительно фрагмент оды Г. Р. Державина, в котором изображена похожая картина. Выразительное чтение от слов «A там израненный герой…» до слов «И грянул гром». • Что объединяет эти произведения? В стихотворении Некрасова и оде Державина реалистически изображена действительность. Слово учителя. Не надо думать, что грянувший гром поразил надменного себялюбца. Державин отлично знал, что в жизни так не бывает, и последнюю фразу следует понимать иначе. Когда-то древние греки считали, что гром, грянувший во время чьей-нибудь речи, — высшее подтверждение справедливости сказанных слов. Так и в «Вельможе» гром гремит в подтверждение гордо-самодовольного восклицания временщика: «Нет добродетели! нет Бога!», совпадающего с размышлениями самого поэта о том, что при дворе Екатерины добродетель, правду, честность, совесть, стыд нечего и искать.
Резко сатирическое изображение вельмож Екатерининского века в этой оде
сочетается с программным изложением тех требований, которые поэт предъявлял к
сановнику, первому помощнику государя, и к самому монарху, который не должен
поступать по своей прихоти в делах государственного управления. • Каким, по мысли Г. Р. Державина, должен быть государственный деятель? Выразительное чтение оды от слов «Блажен народ, который полн…» до «Повелевает же сама». • Каким должно быть справедливое государственное устройство? Концепция Державина сводится к иерархически выстроенному патриархальному обществу. Общество представляет единое тело, роль «главы» которого, то есть решающей инстанции, отдана монарху, царю. Народ с детской верой полагается на «главу», соблюдая полное единодушие. Не имея своей воли в политическом целом, народ может, однако, испытывать восхищение от переживания общего согласованного действия. Выразительное чтение оды от слов «Сим твердым узлом естества…» до конца оды. • Какую роль должны играть вельможи в обществе? Вельможи — «здравы члены тела», передаточные и
посредующие звенья между народом и монархом, формирующим иерархическую
структуру. • С кем сравнивает Г. Р. Державин достойного вельможу? Каков смысл этого сравнения? Борись вновь с бурями, мужайся, Как юный возносись орел. Сообщение о символическом значении образа орла, держащего в клюве весы. Орёл — самый распространенный символ, связанный с божественностью, храбростью, верой, победой, величием и властью, особенно имперской. Изображение орла использовалось в геральдике многих стран. Он является геральдическим символом власти, господства, великодушия и прозорливости. Подобно льву, орел воспринимается как царственная птица. Орёл держит в клюве весы — символ
справедливости, атрибут аллегорий закона, правосудия. Сравнение вельможи с
царственной птицей свидетельствует о позиции автора, желающего видеть в
вельможе идеал храбрости, великодушия, справедливости, законности. Слово учителя. Ода «Вельможа» затрагивает одну из важнейших, если не центральную, тем политических размышлений Державина. Новаторство поэта в жанре оды связано с тем, что он устранил антитезу «земное — божественное», определявшую в стихах Ломоносова отношение подданных и монарха. Монарх переведен в земной план и уравнен с простым человеком. Иногда царь или даже могущественный вельможа у Державина может быть назван «земным богом», но «земной бог» живет и владычествует, сознавая это или нет, перед очами «Всевышнего Бога», который некогда «восстанет» и будет «судить» его по делам его. Права царя даны монарху высшей властью Бога, или высшим Законом. • Назовите признаки классицизма в оде «Вельможа». Каковы отступления от классицизма?
|
Слушают учителя
Читают определение оды Читают оду Слушают учителя
Отвечают на вопрос
Слушают учителя
Работают с текстом, выписывают слова и словосочетания
Отвечают на вопросы
Читают фрагмент оды, отвечают на вопросы
Слушают учителя
Объясняют значение слов
Отвечают на вопросы
Читают фрагмент оды, отвечают на вопросы
Слушают учителя
Читают фрагмент оды, отвечают на вопросы
Читают фрагмент оды, отвечают на вопросы
Слушают учителя
Отвечают на вопрос
|
Уметь слушать
Знать определение оды Отличать оду от стихотворения
Уметь рассуждать
Уметь слушать
Уметь работать с текстом, находить нужную информацию
Строить устное высказывание
Уметь анализировать художественное произведение
Выразительно читать
Уметь работать с текстом
Объяснять значение слов
Сопоставлять произведения
Выразительно читать
Уметь работать с текстом
Строить устное высказывание
Высказывать своё мнение
Находить черты классицизма в оде
Отмечать элементы новаторства |
29.

Заслуживают внимания взгляды Державина на роль поэта и поэзии, которые он выразил в теоретической работе «Рассуждение о лирической поэзии» (1811 г.). Её автор справедливо подчеркнул значение художников слова как глашатаев истины, как пророков в отечестве, как творцов, которые призваны выполнять важнейшую гражданскую и наставническую роль. Поэт размышлял о величии культуры и о достоинстве художника, и эти суждения, подтверждённые стихотворением «Памятник» (1795 г.), также представляются сегодня вполне актуальными.
Д. высоко ценил роль
поэзии и считал поэта служителем правды.
Он пишет о праве художника на
самостоятельность суждений и оценок,
о необходимости служить своей лирой
делу, а не лицам. Кристальная честность,
по Д.,– главное качество поэта. Звание
поэта – поэта, обличавшего порок и
прославлявшего добрые дела, — дает, по
Д., право на бессмертие. Той теме посвящен
«Памятник», где он рисует «картину своей
посмертной славы среди многочисленных
народов, населяющих Россию», предвосхищая
«Памятник» Пушкина.
Лирический субъект державинского «Памятника» претендует на бессмертную славу для себя и своей поэзии, опираясь при этом на освященный традицией авторитет Горация. Он так определяет свое право на бессмертие:
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Главной особенностью эстетической поэзии Державина была искренность. Когда он хвалил императрицу – он не льстил, но писал Правду, веря, что приписываемые добродетели действительно были ей свойственны. В стихах он наиболее точно определял свои поэтические принципы. «Памятник» — в этом смысле важнейший эстетический документ. Опираясь на традицию, поэт открывал существо своего художественного новаторства, которое и должно было обеспечить «бессмертие».
В лирике Державина
— синтез ранее изолированных жанров и
взаимопроникновению противоположных
по иерархии жанрово-стилевых структур.
Первый пример такого сложного жанрового образования в лирике Державина — «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока» (1779), посвященные рождению будущего императора Александра I, старшего, внука Екатерины II. Тематически стихотворение, бесспорно, является торжественной одой. Но Державин называет свое стихотворение иначе — «Стихи», придавая ему тем самым характер камерной, домашней лирики. То, что впоследствии станут называть «стихами на случай», относится всецело к области интимной частной жизни человека. Таким образом, соединяя одический предмет с жанровой формой «стихов на случай», Державин упраздняет дистанцию между исторически и социально значимым фактом жизни государства и частной человеческой жизнью.
В этой оде Державин соединил быт с мифологическим мирообразом.
В результате того,
что одическое государственное событие
рождения престолонаследника предельно
сближается с частной человеческой
жизнью как ее равноправный факт, это
событие и само по себе претерпевает
изменения. В стихах Державина удачно
использован интернациональный сказочный
мотив принесения гениями даров
царственному младенцу. Порфирородное
дитя получает в дар все традиционные
монаршие добродетели: «гром <…>
предбудущих побед», «сияние порфир»,
«спокойствие и мир», «разум, духа высоту».
Однако последний дар из этого смыслового
ряда заметно выбивается: «Но последний,
добродетель // Зарождаючи в нем, рек: //
«Будь страстей твоих владетель, // Будь
на троне человек!» (27).
В мотиве самообладания
монарха и осознании его человеческой
природы, естественно уравнивающей
властителя с любым из его подданных,
трудно не услышать отзвука основного
лейтмотива сатирической публицистики
1769-1774 гг., впервые в истории русской
литературы нового времени высказавшей
мысль о том, что властитель — тоже
человек, но сделавшей это в плане
сатирического обличения человеческого
несовершенства властителя. В «Стихах
на рождение в Севере порфирородного
отрока», при всех сложностях их
синтетической жанрово-стилевой структуры,
эта идея переведена в высокий одический
план: «Се божественный, — вещали, — //
Дар младенцу он избрал!».
Одна из известнейших торжественных од Державина — «Фелица». В формальном отношении Державин в «Фелице» строжайше соблюдает канон ломоносовской торжественной оды: четырехстопный ямб, десятистишная строфа с рифмовкой аБаБВВгДДг. Но эта строгая форма торжественной оды в данном случае является необходимой сферой контрастности, на фоне которой отчетливее проступает абсолютная новизна содержательного и стилевого планов. Державин обратился к Екатерине II не прямо, а косвенно — через ее литературную личность, воспользовавшись для оды сюжетом сказки, которую Екатерина написала для своего маленького внука Александра. Действующие лица аллегорической «Сказки о царевиче Хлоре» — дочь киргиз-кайсацкого хана Фелица (от латинского felix — счастливый) и молодой царевич Хлор заняты поиском розы без шипов (аллегория добродетели), которую они и обретают, после многих препятствий и преодоления искушений, на вершине высокой горы, символизирующей духовное самосовершенствование.
Это опосредованное
обращение к императрице через ее
художественный текст дало Державину
возможность избежать протокольно-одического,
возвышенного тона обращения к высочайшей
особе. Подхватив сюжет сказки Екатерины
и слегка усугубив восточный колорит,
свойственный этому сюжету, Державин
написал свою оду от имени «некоторого
татарского мурзы», обыграв предание о
происхождении своего рода от татарского
мурзы Багрима. В первой публикации ода
«Фелица» называлась так: «Ода к премудрой
киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная
некоторым татарским мурзою, издавна
поселившимся в Москве, а живущим по
делам своим в Санкт-Петербурге. Переведена
с арабского языка».
Уже в названии оды личности автора уделено ничуть не меньше внимания, чем личности адресата. И в самом тексте оды отчетливо прорисованы два плана: план автора и план героя, связанные между собою сюжетным мотивом поиска «розы без шипов» — добродетели, который Державин почерпнул из «Сказки о царевиче Хлоре».
Особенности:
— синкретический жанр — совмещается 2 жанра: ода и сатира
— появляется негативный образ; контраст между мурзой и Фелицей
— написана не на случай, нет формального повода
— пространство и
время ограничены, они достаточно
локальны. Упоминается история, но не
явно.(шуты и лед дом у Анны Иоанновны,
щелканье по усам вельмож)
— двойной хронотоп:
1) формальный (обширный, канонический)
2)реальный (Россия)
— наличие комических моментов, сниженной лексики( н-р, рожа)
— аллегории — образ Фелицы (=Екатерина)
Аллегория формальна, он ее персонифицирует
— большое кол-во конкретных деталей (игра в азартн игры, охота, травля — все свидетельствует о Нарышкине
— за образом 1 мурзы стоят несколько людей
-окружение высмеивается
— в тексте оды две интонации: апологию в адрес Фелицы и обличение в адрес мурзы.
— бытовая конкретность и достоверность облика Екатерины II в ее повседневных занятиях и привычках, перечисляя которые Державин удачно использовал мотив распорядка дня, восходящий к сатире II Кантемира «Филарет и «Евгений»:
Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь:
Подобно в карты не играешь,
Как я, от утра до
утра (41).
— Державин, в сущности, воспользовался ломоносовским одическим приемом конструкции образа автора. В торжественной оде Ломоносова личное авторское местоимение «я» было не более чем формой выражения общего мнения, и образ автора был функционален лишь постольку, поскольку был способен воплощать собою голос нации в целом — то есть носил собирательный характер.
Таким образом, в «Фелице» Державина ода и сатира сливаются в один жанр, который, строго говоря, уже нельзя назвать ни сатирой, ни одой. И то, что «Фелица» Державина продолжает традиционно именоваться «одой», следует отнести за счет одических ассоциаций темы. Вообще же это — лирическое стихотворение, окончательно расставшееся с ораторской природой высокой торжественной оды и лишь частично пользующееся некоторыми способами сатирического миромоделирования.
Пожалуй, именно это
— становление синтетического поэтического
жанра, относящегося к области чистой
лирики — следует признать основным
итогом творчества Державина 1779—1783 гг.
Сатирические оды
Его сатирическая ода «Вельможа» (1783-84) — одно из наиболее крупных и последовательно выдержанных в обличительных тонах стихотворений сатирического плана — при всей своей кажущейся обобщенности имеет совершенно точный адрес. При том, что в оде не названо ни одно имя, у современников не могло быть ни малейшего сомнения относительно того, в чей адрес целит державинское обличение недостойного царедворца: Не украшение одежд
Моя днесь муза прославляет,
Которое в очах невежд,
Шутов в вельможи наряжает (137).
Сатирический образ типичного царедворца, озабоченного более всего собственным покоем и удовольствием, имеет собирательный, как и в «Фелице», смысл. Но эта собирательность, так же, как и в «Фелице», складывается из характеристических примет многих известных Державину царедворцев. Во всяком случае, картина передней, в которой посетители терпеливо дожидаются пробуждения вельможи и приема, написана Державиным с натуры:
А там израненный герой,
Как лунь во бранях
поседевший <. ..>
А там — вдова стоит в сенях
И горьки слезы проливает <…>
А там — на лестничный восход
Прибрел на костылях согбенный
Бесстрашный, старый воин тот <…>
А там, — где жирный пес лежит,
Гордится вратник галунами, —
Заимодавцев полк стоит,
К тебе пришедших за долгами (139-140).
В «Объяснениях» к
оде «Вельможа» упомянуты князь
Потемкин-Таврический и граф Безбородко,
в приемных которых, надо полагать,
Державину не раз приходилось наблюдать
такие картины. Но и в сатирической оде
«Вельможа» очерчена необходимая для
Державина сфера контрастности.
Недостойному вельможе, чей образ подан
в сатирико-бытовых тонах, противопоставлен
образ подлинного вельможи, достойного,
доблестного, добродетельного — то есть
носителя высших духовных ценностей. Получается соединение 2 сфер: возвышенной
и бытовой:
Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами (137) —
Хочу достоинствы я чтить,
Которые собою сами
Умели титлы заслужить
Похвальными себе делами (137).
И этот образ-тезис
тоже конкретен: последние строфы оды,
обращенные к истинному герою современности
в глазах Державина, кончаются стихом:
«Румяна вечера заря», которую поэт
откомментировал так: «Стих, изображающий
прозвище, преклонность лет и славу
Румянцева» (327). Так в сатирической лирике
Державина создается образная летопись
его исторической эпохи, галерея портретов
его живых современников, личности и
дела которых, как это было ясно уже при
их жизни, станут достоянием русской
истории. И это подводит нас к следующему
аспекту личности в творчестве Державина
— воплощенной в людях и делах большой
истории его эпохи.
Легендарное кафе «Пушкин» в Москве – WroteTrips™
Гейл А. СисолакIn Bookish Destinations
Изображение предоставлено Кафе ПушкинЯ люблю открывать для себя новые направления для книжных путешествий, и Кафе Пушкин вошло в мой список обязательных к посещению в следующий раз, когда я приеду в Москву. Кафе «Пушкин» — один из самых известных и уважаемых ресторанов Москвы. Его библиотечный этаж — это место, где можно увидеть и быть увиденным. Если вы планируете поужинать там, сделайте предварительный заказ заранее, оденьтесь соответственно и возьмите с собой платежную карту.
Изображение предоставлено кафе «Пушкин» Здание, в котором располагалось кафе «Пушкин», имеет долгую и легендарную историю, но ресторан открылся 4 июня 1999 года. из царского двора и переехал в Москву. Оказавшись там, он решил построить дом и нанял лучших итальянских архитекторов для создания сказочного баронского барочного особняка а-ля рюс.
Дом перешел к немецкому аристократу в середине XIX в.го века в составе приданого своей будущей жены. Финансовая разруха вынудила нового владельца открыть в здании аптеку. В результате здание было реконструировано, в него вошли:
- Аптека, расположенная на первом этаже. Аптечный прилавок был заставлен различными пузырьками с лекарствами и зельями.
- Библиотека со справочниками, установленная на верхнем и антресольном этажах.
Больше всего гостей привлекает обширная библиотека, насчитывающая более трех тысяч томов. Большинство книг в коллекции относятся к периоду с 18 по 9 г.0025-го -го века до 20-го -го -го века.
Изображение предоставлено Кафе «Пушкин» В коллекции представлены многонациональные авторы. Среди русских авторов представлены Пушкин, Гоголь, Белинский, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Лесков, Толстой, Фет, Державин, Жуковский, Чехов и Достоевский.
Есть много английских книг (Шекспир, Диккенс, Скотт, Мур, Бернс), произведений на французском ((Руссо, Дидро, Мопассан, Вольтер, Монтескье, Абат Прево) и итальянском (Данте, Петрарка) и Немецкий (Гёте, Гейне Шиллер, Гегель)
Кафе Пушкин, Москва | © EChaya/FlickrСвященная Библия представлена на многих языках, как и Священный Коран. Имеется огромное собрание справочной литературы, в том числе исторические труды, энциклопедии Брокгауза и Ефрона, труды по военной истории, медицине, минералогии. Хорошо представлены основные литературные, научные и политические периодические издания.
Изображение предоставлено Кафе ПушкинОбновление: Я написал в Кафе Пушкин, и они любезно ответили на мои вопросы.
Изображение предоставлено Кафе «Пушкин»Могут ли гости ходить в библиотеку или читать какие-либо книги во время обеда в Кафе «Пушкин»?
Конечно, наши гости могут просматривать Библиотеку и выбирать любую из книг для чтения.
Что касается изображений «Кафе Пушкин», было ли у вас специальное балетное мероприятие, и какова была история балета?
Эти фотографии навеяны историей об Александре Пушкине и Наталье Гончаровой.
Изображение предоставлено кафе «Пушкин»Знаменитый танцмейстер Йогель, долгие годы обучавший танцам детей московской и петербургской знати, устраивал детские балы в доме семьи Кологривовых, стоявшем на месте Московского Горького. Художественный театр сейчас стоит. На одном из таких балов Пушкин и познакомился со своей будущей женой Натальей Гончаровой.
Изображение предоставлено кафе «Пушкин»На этих фотографиях балерина — первая солистка Большого театра Мария Семеняченко.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Кресло ПутешествияБольшой ТеатрКнижный ресторанКнижные направленияКафе ПушкинМария СеменяченкоМоскваАлексей Гаврилович ВЕНЕЦИАНОВ (1780-1847) | Великие русские художники
- Период времени: 19 век
- Нравится? Поделиться этим!
Один из основоположников русской жанровой живописи Алексей Венецианов родился в небогатой купеческой семье в Москве. Его отец торговал фруктовыми кустами. Есть сведения, что он занимался и картинами, и это, возможно, способствовало пробуждению в юном Венецианове интереса к искусству. Первые уроки рисования будущий художник получил в частной московской школе-интернате.
Приехав в 1807 году в Петербург, он начал серьезно заниматься живописью. Учился у Владимира Боровиковского, в мастерской которого работал до 1810 года. Одновременно изучал и копировал произведения классического искусства в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
К ранним работам Венецианова относятся портреты А. И. и А. С. Бибиковых (1805-09, ГРМ, СПб). Его интерес к портретной живописи был не случаен — именно в этом жанре было сделано большинство новшеств в начале XIX века. Успехи молодого артиста были замечены сразу. Большинство его ранних портретов выполнены пастелью, мало используемой русскими художниками. Это непритязательные, простые работы, совершенно лишенные эффектности.
- Портрет К.
И. Головачевский, инспектор Академии художеств, с тремя воспитанниками
- Сбор урожая летом
- Дворянин
- Автопортрет
В 1811 году Венецианов написал одно из лучших своих ранних произведений — «Автопортрет» (ГРМ, СПб), за которое ему было присвоено первое академическое звание — адъюнкт Академии, а вскоре за «Портрет К. И. Головачевского» — Инспектор Академии художеств с тремя воспитанниками (1811, ГРМ, СПб), произведен в академики. Столь раннее, внезапное признание художника было полностью обусловлено заслугами его произведений. Его Автопортрет, написанный в сдержанных оливковых тонах, выделялся среди автопортретов других художников того времени своей беспристрастностью и естественностью. Портрет Головачевского более традиционен и страдает скорее дидактичностью, но тем не менее трактовка образов подкупающе сердечная и теплая.
Также в этот период Венецианов проделал интересную работу в области графики. Он попытался основать первый в России сатирический журнал — «Журнал карикатур», 1808 г., в котором надеялся посредством рисунков «улучшить нравы и воспитать общество в лучших традициях». Но самый первый номер этого издания был запрещен правительством. Причиной запрета считается офорт, сопровождавший оду Державина «Вельможа», значение которого далеко превышало значение простой иллюстрации. Сатирическое изображение тучного, ленивого дворянина и сочувственное изображение его просителей — раненого солдата, вдовы и ребенка — сделали этот офорт чрезвычайно злободневным и социально острым.
Венецианов не раз возвращался к сатирическим офортам. Во время Отечественной войны 1812 г. он выпустил серию тематических листов. Например, в своих офортах «Французский парикмахер» и «Французское образование» он высмеивал галломанию русского дворянства.
Свое настоящее призвание художник нашел, однако, не в графике и не в принесшем ему известность портретном искусстве. Его талант проявился совсем в другой области. Венецианов прекрасно это осознавал и на полпути своей карьеры нашел в себе силы бросить работу портретиста. На одном из его портретов находим примечание: «Венецианов настоящим отрекается от портретной живописи, март 1823 года».0007
В начале 1819 года художник уехал в небольшое имение Сафонково Тверской губернии. Здесь, в возрасте сорока лет, он более или менее вернулся на круги своя. Его восхищал простой народ, крепостные и крестьяне, героически сражавшиеся с войсками Наполеона и сохранившие свое человеческое достоинство и благородство, несмотря на гнет крепостного права. И хотя время от времени он все же делал портреты, главный интерес Венецианова с 1820-х годов был в жанровом искусстве.
Этот новый этап в творчестве художника явился, однако, не только результатом случайных обстоятельств в его личной жизни. Начало XIX века было временем, когда все передовые члены русского общества стремились к преобразованию страны и просвещению народа. Именно тогда в Петербурге было создано общество с благородной целью распространения грамотности среди простого народа. Это была та атмосфера, в которой искусство Венецианова приняло новый оборот. Сельская жизнь дала ему богатый материал и открыла новый мир — мир красивой, лирической русской деревни.
Первые картины Венецианова в новом жанре — пастели «Сбор свеклы» (ок. 1820, ГРМ, СПб) и «Жнец» (1820, ГТГ, Москва) — красноречиво свидетельствуют о том, что он делал сознательное усилие добиться реалистической достоверности, считая главной задачей живописца «ничего не изображать иначе, как так, как оно есть в природе… подчиняться только природе, не добавляя манеры какого-либо художника».
Центральное место в творчестве Венецианова занимает картина «Гумно» (1821, ГРМ, СПб), над которой он работал более трех лет. Изображая обыденную сцену, художник дает чрезвычайно реалистическое представление о замкнутом пространстве, освещенном потоками света, льющимися с обеих сторон. Однако стремление запечатлеть все именно «как оно есть в природе» привело к некоторой сухости и неподвижности в изображении человеческих фигур.
«Гумно» — первая из серии работ на крестьянскую тематику. В изображении Венецианова русские крестьяне — люди, исполненные красоты и благородства ума, нравственной чистоты и внутренней цельности. Стремясь опоэтизировать русского человека и утвердить его достоинство, художник стремился идеализировать жизнь и труд крестьянства, не показывая действительных тягот крепостного труда. Но сам факт трактовки «низкой» — с точки зрения официальной эстетики — темы крестьянского быта достоин внимания. Как никакой другой художник первой половины XIX века, Венецианов отстаивал свое право изображать крестьян, обрабатывающих землю.
Настоящий расцвет его таланта приходится на 20-30-е годы, когда им созданы такие шедевры, как «Весна вспашка», «Летом сбор урожая» (оба 1830-е гг., ГТГ, Москва), «Дети в поле» (начало 1830-х гг., ГРМ, Санкт-Петербург) и несколько эскизов.
Трудящиеся крестьяне на полотнах Венецианова прекрасны и полны достоинства. В «Весенней пахоте» тема труда переплетается с тематикой материнства и красотой русской деревни. Лучшее и наиболее совершенное жанровое произведение художника — «Сбор урожая летом» — отличается лирическим, эпическим восприятием жизни. Если на первой картине Венецианов изобразил весенний пейзаж с бескрайними просторами полей, только что появившейся листвой на деревьях и легкими облачками на голубом небе, то на второй он позволяет почувствовать разгар русского лета — пору тяжелого труда. в деревнях — с блестящими золотыми нивами и палящим небом. Оба полотна написаны яркими, чистыми красками.
Одно из самых поэтических произведений Венецианова, исполненное безмятежности и умиротворения, любви к человеку и природе, — небольшая картина «Спящий пастушок» (1823-26, ГРМ, СПб). Плавные, спокойные ритмы равнины, пологие склоны холмов, поросшие стройными молодыми деревцами, одинокие ели, ручей с низким берегом — все эти родные, знакомые мотивы нашел художник в родной местности. В картинах Венецианова пейзаж не только фон, но и играет активную роль в передаче настроения и общей концепции.
В 1824 г. выставка картин Венецианова в Петербурге вызвала восторженный отклик в прогрессивных кругах России. «Наконец-то у нас есть художник, употребивший свой чудесный талант на то, чтобы изображать вещи чисто русские, изображать окружающие его вещи, которые так близки его сердцу и нам. . — писал П. П. Свиньин, основатель РУССКОГО МУЗЕЯ в Петербурге.
В последующие годы Венецианов написал много портретов крестьянских девушек — «Крестьянка», «Крестьянка с грибами в лесу», «Пелагея» (1820-е, ГРМ, СПб), «Девушка с вышивкой», «Крестьянка с васильками» (1830-е, ГТГ). Галерея, Москва) и другие. При всем различии эти произведения объединяет стремление художника выразить свои новые представления о красоте в искусстве, о красоте народной, одухотворенной и благородной.
Однако эти работы не принесли Венецианову признания в официальных кругах. Академия художеств не скрывала своего отвращения к этому художнику, тянувшемуся к вещам, которые они считали низкими и связанными с народом. Он жаждал преподавать в Академии, чтобы иметь возможность передавать свои знания и опыт молодым художникам. «Но мне навеки отказано в возможности получить какую-либо должность в Академии художеств», — с горечью писал он. Его надежды обучить «тысячи подающих надежды» осуществились лишь позже, когда он на собственные средства открыл художественную школу для крестьян в селе Сафонково. В список талантливых и самобытных художников, открытых и воспитанных Венециановым, вошли Н. Крылов, Е. Крендовский, А. Тыранов, С. Зарянко, Г. Сорока и многие другие. Некоторых из них ему удалось освободить от крепостной зависимости. Его ученики расширили и во многом углубили темы и образы своего учителя, обогатив жанровую живопись новым содержанием.
Венецианов продолжал плодотворно работать и в 1840-е годы. Среди его лучших работ этого периода: «Спящая девушка» (Горький ГХМ), «Гадание» (ГРМ, Санкт-Петербург), «Девушка с гармошкой» (Горький ГХМ), «Крестьянка за вышиванием» (Третьяковская галерея, Москва).