Ленин и мифы. Кого вождь призывал «учиться, учиться и учиться» и нужно ли это современным школьникам
Улправда
Поделиться
Ленину — 150
14.04.2020 в 07:00
Анна Колчина
31002 просмотра
Знаменитая цитата Владимира Ильича сейчас особенно актуальна. Пока школьники Ульяновской области, да и всей страны на дистанционном обучении, мотивировать их к получению знаний приходится всеми доступными средствами, в том числе и заветами великих. Однако так ли уж справедлив троекратный призыв учиться, куда в этом случае подевались необходимые всем ученикам перемены, кому изначально была адресована фраза и выйдет ли из нее установка для школьников — ulpravda.ru все выяснила из исторических справок и посоветовалась с психологом.
На самом деле выражение «учиться, учиться и учиться» дедушка Ленин завещал вовсе не тем, кто осваивает науки за школьной партой.
— Очень часто родители и педагоги используют эту фразу для мотивации детей к учебе. Если рассматривать ее как некую установку, закладываемую в подсознание ребенка с благой целью, то следует учитывать следующие моменты, — объясняет психолог. — Во-первых, сколько бы вы не объясняли, что учится он для себя, в расчете на будущее, вряд ли это дойдет до сознания ребенка. Запомните, маленькие дети учатся для вас, ради вашей похвалы и признательности. Не надоедайте ему нотациями, а сделайте ставку на любознательность. Тогда и учеба станет для него радостным открытием, и круг интересов постепенно расширится.
Во-вторых, важно донести до ребенка, что школа (а именно с момента обучения в ней, внимание больше всего акцентируется на необходимости учиться, учиться и учиться) – это лишь одна часть его жизни. Он должен знать, что, помимо обучения, у него существуют и другие сферы жизни: общение с друзьями, увлечения, спорт, путешествия, семейные традиции и т.д., на которые он, безусловно, должен переключаться. Это будет способствовать формированию благоприятного эмоционального фона, психологической устойчивости, разностороннего развития в отличие от тех детей, чье внимание сосредоточено только на необходимости постоянно учиться, получать хорошие отметки и выигрывать всевозможные олимпиады. К сожалению, это прямой путь к формированию в будущем завышенных требований к самому себе, нестабильной психики, развитию тревожных расстройств и неврозов.
При этом и совсем отрицать пользу завета Владимира Ильича неправильно. Просто относится она не к школьной программе и организации учебного процесса, а имеет более глобальный посыл.
— Если фразу «учиться, учиться и учиться» рассматривать в более широком смысле, то, с точки зрения психологии, самая главная роль человека — это роль ученика по отношению к своей собственной жизни. На протяжении всего существования человек сталкивается с различными событиями, обстоятельствами, людьми, которые в итоге формируют его жизненный опыт. Этот опыт может быть как положительным, так и отрицательным. Задачи человека: спрашивать себя, для чего дана та или иная ситуация, выносить правильные уроки из своего опыта, корректировать свой характер, отношение к себе и к окружающему миру. Как правило, к психологическому росту нас приводят негативные события (утраты, конфликты, несчастные случаи и т.д.), а иногда и вовсе эти события представляют для человека закономерность, так называемая «черная полоса». Однако, если урок усвоен верно, то негативных обучающих событий в жизни человека случается меньше, и он постепенно выходит на ту линию жизни, в которой жить легко и комфортно, — поясняет психолог.
Именно поэтому, по мнению Светланы Артамоновой, выражение В.И. Ленина «учиться, учиться и учиться», включающее в себя смысл продолжительности действия, имеет самое прямое отношение к жизни человека не только на сегодняшний день, но и на многие столетия вперед.
— Мы учимся у своих родителей, у педагогов в школах и институтах, у своих собственных детей, у старшего поколения, у природы и т.д. Поэтому обучение — важное звено в непрерывном цикле развития человека и его совершенствовании, — отмечает специалист.
Добавить к профессиональному мнению остается только то, что если уж и мотивировать детей на знания, то не только заветами Ленина, но и собственным примером. Дистанционный режим обучения – прекрасная для этого возможность.
Кстати:
14.04.2020 в 07:00
Анна Колчина
31002 просмотра
Читайте также
Поделиться
Конец содержимого
Нет новостей для отображения
Сталин И.В. Речь на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа города Москвы 11 декабря 1937 года
Сталин И.В. Речь на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа города Москвы 11 декабря 1937 года
Предыдущаяпубликация |
Алфавитный указательсочинений И.В. Сталина
Содержание тома 14сочинений И.В. Сталина |
Следующаяпубликация |
Источник:
Сталин И.В. Cочинения. – Т. 14. –
М.: Издательство “Писатель”, 1997. С. 238–243.
Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания
Товарищи, признаться, я не имел намерения выступать. Но наш уважаемый Никита Сергеевич, можно сказать, силком притащил меня сюда, на собрание: скажи, говорит, хорошую речь. О чем сказать, какую именно речь? Все, что нужно было сказать перед выборами, уже сказано и пересказано в речах наших руководящих товарищей Калинина, Молотова, Ворошилова, Кагановича, Ежова и многих других ответственных товарищей. Что еще можно прибавить к этим речам?
Требуются, говорят, разъяснения по некоторым вопросам избирательной кампании. Какие разъяснения, по каким вопросам? Все, что нужно было разъяснить, уже разъяснено и переразъяснено в известных обращениях партии большевиков, комсомола, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов, Осоавиахима, комитета по делам физкультуры. Что еще можно прибавить к этим разъяснениям?
Конечно, можно было бы сказать этакую легкую речь обо всем и ни о чем. Возможно, что такая речь позабавила бы публику. Говорят, что мастера по таким речам имеются не только там, в капиталистических странах, но и у нас, в Советской стране. Но, во-первых, я не мастер по таким речам. Во-вторых, стоит ли нам заниматься делами забавы теперь, когда у всех у нас, большевиков, как говорится, “от работ полон рот”. Я думаю, что не стоит.
Ясно, что при таких условиях хорошей речи не скажешь.
И все же, коль скоро я вышел на трибуну, конечно, приходится так или иначе сказать хотя бы кое-что. [c.238]
Прежде всего я хотел бы принести благодарность избирателям за доверие, которое они оказали.
Меня выставили кандидатом в депутаты, и избирательная комиссия Сталинского округа советской столицы зарегистрировала меня как кандидата в депутаты. Это, товарищи, большое доверие. Разрешите принести вам глубокую большевистскую благодарность за то доверие, которое вы оказали партии большевиков, членом которой я состою, и лично мне как представителю этой партии.
Я знаю, что значит доверие. Оно, естественно, возлагает на меня новые, дополнительные обязанности и, стало быть, новую, дополнительную ответственность. Что же, у нас, у большевиков, не принято отказываться от ответственности. Я ее принимаю с охотой.
Со своей стороны я хотел бы заверить вас, товарищи, что вы можете смело положиться на товарища Сталина. Можете рассчитывать на то, что товарищ Сталин сумеет выполнить свой долг перед народом, перед рабочим классом, перед крестьянством, перед интеллигенцией.
Далее, я хотел бы, товарищи, поздравить вас с наступающим всенародным праздником, с днем выборов в Верховный Совет Советского Союза. Предстоящие выборы – это не просто выборы, товарищи. Это действительно всенародный праздник наших рабочих, наших крестьян, нашей интеллигенции. Никогда в мире еще не бывало таких действительно свободных и действительно демократических выборов, никогда! История не знает другого такого примера. Дело идет не о том, что у нас будут выборы всеобщие, равные, тайные и прямые, хотя уже это само по себе имеет большое значение. Дело идет о том, что всеобщие выборы будут проведены у нас как наиболее свободные выборы и наиболее демократические в сравнении с выборами любой другой страны в мире.
Всеобщие выборы проходят и имеют место и в некоторых капиталистических странах, так называемых демократических. Но в какой обстановке там проходят выборы? В обстановке классовых столкновений, в обстановке классовой вражды, в обстановке давления на избирателей со стороны капиталистов, помещиков, банкиров и прочих акул капитализма. Нельзя назвать такие выборы, даже если они всеобщие, равные, тайные и прямые, вполне свободными и вполне демократическими выборами. [c.239]
У нас, в нашей стране, наоборот, выборы проходят в совершенно другой обстановке. У нас нет капиталистов, нет помещиков, стало быть, и нет давления со стороны имущих классов на неимущих. У нас выборы проходят в обстановке сотрудничества рабочих, крестьян, интеллигенции, в обстановке взаимного их доверия, в обстановке, я бы сказал, взаимной дружбы, потому что у нас нет капиталистов, нет помещиков, нет эксплуатации и некому, собственно, давить на народ для того, чтобы исказить его волю.
Вот почему наши выборы являются единственными действительно свободными и действительно демократическими во всем мире.
Такие свободные и действительно демократические выборы могли возникнуть только на почве торжества социалистических порядков, только на базе того, что у нас социализм не просто строится, а уже вошел в быт, в повседневный быт народа. Лет 10 тому назад можно было бы дискутировать о том, можно ли у нас строить социализм или нет. Теперь это уже не дискуссионный вопрос. Теперь это вопрос фактов, вопрос живой жизни, вопрос быта, который пронизывает всю жизнь народа. На наших фабриках и заводах работают без капиталистов. Руководят работой люди из народа. Это и называется у нас социализмом на деле. На наших полях работают труженики земли без помещиков, без кулаков. Руководят этой работой люди из народа. Это и называется у нас социализмом в быту, это и называется у нас свободной, социалистической жизнью.
Вот на этой базе и возникли у нас новые, действительно свободные и действительно демократические выборы – выборы, примера которым нет в истории человечества.
Как же после этого не поздравить вас с днем всенародного торжества, с днем выборов в Верховный Совет Советского Союза!
Дальше я хотел бы, товарищи, дать вам совет, совет кандидата в депутаты своим избирателям. Если взять капиталистические страны, то там между депутатами и избирателями существуют некоторые своеобразные, я бы сказал, довольно странные отношения. Пока идут выборы, депутаты заигрывают с избирателями, лебезят перед ними, клянутся в верности, дают кучу всяких обещаний. Выходит, что зависимость [c.240] депутатов от избирателей полная. Как только выборы состоялись и кандидаты превратились в депутатов, отношения меняются в корне. Вместо зависимости депутатов от избирателей получается полная их независимость. На протяжении 4–х или 5–ти лет, то есть вплоть до новых выборов, депутат чувствует себя совершенно свободным, независимым от народа, от своих избирателей. Он может перейти из одного лагеря в другой, он может свернуть с правильной дороги на неправильную, он может запутаться в некоторых махинациях не совсем потребного характера, он может кувыркаться, как ему угодно, – он независим.
Можно ли считать такие отношения нормальными? Ни в коем случае, товарищи. Это обстоятельство учла наша Конституция, и она провела закон, в силу которого избиратели имеют право досрочно отозвать своих депутатов, если они начинают финтить, если они свертывают с дороги, если они забывают о своей зависимости от народа, от избирателей.
Это замечательный закон, товарищи. Депутат должен знать, что он слуга народа, его посланец в Верховный Совет, И он должен вести себя по линии, по которой ему дан наказ народом. Свернул с дороги, – избиратели имеют право потребовать назначения новых выборов и депутата, свернувшего с дороги, они имеют право прокатить на вороных. Это замечательный закон. Мой совет, совет кандидата в депутаты своим избирателям, помнить об этом праве избирателей – о праве досрочного отзыва депутатов, следить за своими депутатами, контролировать их и, ежели они вздумают свернуть с правильной дороги, смахнуть их с плеч, потребовать назначения новых выборов. Правительство обязано назначить новые выборы. Мой совет – помнить об этом законе и использовать его при случае.
Наконец, еще один совет кандидата в депутаты своим избирателям. Чего нужно вообще требовать от своих депутатов, если взять из всех возможных требований наиболее элементарные требования?
Избиратели, народ должны требовать от своих депутатов, чтобы они оставались на высоте своих задач, чтобы они в своей работе не спускались до уровня политических обывателей, чтобы они оставались на посту политических деятелей ленинского типа, чтобы они были такими же ясными и [c. 241] определенными деятелями, как Ленин; чтобы они были такими же бесстрашными в бою и беспощадными к врагам народа, каким был Ленин; чтобы они были свободны от всякой паники, от всякого подобия паники, когда дело начинает осложняться и на горизонте вырисовывается какая-нибудь опасность, чтобы они были так же свободны от всякого подобия паники, как был свободен Ленин; чтобы они были так же мудры и неторопливы при решении сложных вопросов, где нужна всесторонняя ориентация и всесторонний учет всех плюсов и минусов, каким был Ленин; чтобы они были так же правдивы и честны, каким был Ленин; чтобы они так же любили свой народ, как любил его Ленин.
Можем ли мы сказать, что все кандидаты в депутаты являются именно такого рода деятелями? Я бы этого не сказал. Всякие бывают люди на свете, всякие бывают деятели на свете. Есть люди, о которых не скажешь, кто он такой, то ли он хорош, то ли он плох, то ли мужественен, то ли трусоват, то ли он за народ до конца, то ли он за врагов народа. Есть такие люди, и есть такие деятели. Они имеются и у нас, среди большевиков. Сами знаете, товарищи, семья не без урода. О таких людях неопределенного типа, о людях, которые напоминают скорее политических обывателей, чем политических деятелей, о людях такого неопределенного, неоформленного типа довольно метко сказал великий русский писатель Гоголь: “Люди, говорит, неопределенные, ни то, ни се, не поймешь, что за люди, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан”. О таких неопределенных людях и деятелях также довольно метко говорится у нас в народе: “так себе человек – ни рыба, ни мясо”, “ни богу свечка, ни черту кочерга”.
Я не могу сказать с полной уверенностью, что среди кандидатов в депутаты (я очень извиняюсь перед ними, конечно) и среди наших деятелей не имеется людей, которые напоминают скорее всего политических обывателей, которые напоминают по своему характеру, по своей физиономии людей такого типа, о которых говорится в народе: “ни богу свечка, ни черту кочерга”.
Я бы хотел, товарищи, чтобы вы влияли систематически на своих депутатов, чтобы им внушали, что они должны иметь перед собой великий образ великого Ленина и подражать Ленину во всем. [c.242]
Функции избирателей не кончаются выборами. Они продолжаются на весь период существования Верховного Совета данного созыва. Я уже говорил о законе, дающем право избирателям на досрочный отзыв своих депутатов, если они сворачивают с правильной дороги. Стало быть, обязанность и право избирателей состоит в том, чтобы они все время держали под контролем своих депутатов и чтобы они внушали им ни в коем случае не спускаться до уровня политических обывателей, чтобы они, избиратели, внушали своим депутатам быть такими, каким был великий Ленин.
Таков, товарищи, мой второй совет вам, совет кандидата в депутаты, своим избирателям.
Правда. 12 декабря 1937 года
[c.243]
Предыдущаяпубликация |
Алфавитный указательсочинений И.В. Сталина
Содержание тома 14сочинений И.В. Сталина |
Следующаяпубликация |
This Stalin archive has been reproduced from Библиотека Михаила Грачева (Mikhail Grachev Library) at http://grachev62.narod.ru/stalin/ However, we cannot advise connecting to the original location as it currently generates virus warnings.
Every effort has been made to ascertain and obtain copyright pertaining to this material, where relevant. If a reader knows of any further copyright issues, please contact Roland Boer.
О национальной гордости великороссов
Ленин: О национальной гордости великороссовО национальной гордости великороссов
Опубликовано: Социал-Демократ № 35, 12 декабря 1914 г. Опубликовано по тексту в Социал-Демократ .
Источник: Ленин
Собрание сочинений ,
Издательство «Прогресс»,
[197[4]],
Москва,
Том 21,
страницы 102–106.
В переводе:
Транскрипция\Разметка:
Д. Уолтерс и Р. Симбала
Общественное достояние:
Интернет-архив Ленина
2002 г.
(2005).
Вы можете свободно копировать, распространять,
отображать и выполнять эту работу; а также делать производные и
коммерческие работы. Пожалуйста, укажите «Марксисты Интернет
Архив» в качестве источника.
• ПРОЧТИ МЕНЯ
Сколько сейчас разговоров, споров и криков о национальность и отечество! Либеральные и радикальные министры кабинета Великобритания, множество «дальновидных» журналистов во Франции (которые оказались в полном согласии со своими реакционными коллегами), и рой официальных кадетов и прогрессивных писак в России (в т. ч. несколько народников и «марксистов») — у всех экспансивные восхваление свободы и независимости своих стран, великолепие принципа национальной независимости. Здесь нельзя сказать где продажный восхвалитель мясника Николая Романова [1] или брутальный угнетателей негров и индейцев кончается, и где простому обывателю начинается тот, кто по глупости или бесхарактерности плывет по течению, начинается. И это различие не важно. Мы видим перед собой обширную и очень глубокое идейное направление, истоки которого тесно переплетаются с интересы помещиков и капиталистов господствующей нации. Десятки и сотни миллионов тратятся каждый год на пропаганда идей, выгодных этим классам: это довольно большая мельничная гонка, которая берет свои воды из всех источников — от Меншикова, шовинистом по убеждению, шовинистами по причине оппортунизма или бесхарактерность типа Плеханова и Маслова, Рубановича и Смирнова, Кропоткин и Бурцев.
Попытаемся же, великорусские социал-демократы, определить и наше отношение к этому идеологическому течению. Было бы неприлично нам, представителям господствующая нация на Дальнем Востоке Европы и значительной части Азии, чтобы забыть о громадном значении национального вопроса, особенно в стране, которую по праву называют «тюрьмой народов», и особенно в то время, когда на Дальнем Востоке Европы а в Азии капитализм пробуждается к жизни и самосознанию. количество «новых» наций, больших и малых; в момент, когда царская монархия призвала миллионы великороссов и нерусскими, чтобы «решить» ряд национальных проблем в в соответствии с интересами Совета Соединенных Дворянство [2] и из Гучковы, Крестовниковы, Долгоруковы, Кутлеры и Родичёвы.
Чужое ли чувство национальной гордости нам, великорусским сознательным пролетарии? Конечно нет! Мы любим наш язык и нашу страну, и мы изо всех сил стараются поднять ее трудящихся масс (т. девять десятых ее населения) до уровня демократического и социалистическое сознание. Нам больнее всего видеть и чувствовать безобразия, притеснения и унижения, которые наша прекрасная страна терпит в руки царских палачей, дворян и капиталистов. Мы принимаем гордость сопротивлением этим безобразиям из нашей среды, из великороссы; в , что среди произведенных Радищева, [3] г. Декабристы [4] и революционные простолюдины семидесятые [5] ; в великороссийском рабочем классе, имеющем создал в 1905 г. могучую революционную партию масс; и в Великорусское крестьянство, начав поворачиваться к демократии и приступив к свержение духовенства и помещиков.
Мы помним, что Чернышевский, великорусский демократ, посвятивший свою жизнь делу революции, сказал полвека назад: «А несчастный народ, народ рабов, сверху донизу — все рабы» [6] явные и тайные великорусские холопы (холопы по отношению к царскому монархия) не любят вспоминать эти слова. Однако, на наш взгляд, это были слова искренней любви к нашей стране, любви, огорченной отсутствием революционный дух в массах великорусского народа. Там было ни один из того духа в то время. Сейчас его мало, но уже существует. Мы полны национальной гордости за то, что народ великорусский, тоже , создал революционный класс, потому что он, тоже , доказал, что способен предоставить человечеству великие модели борьбы за свободу и социализм, а не только большими погромами, рядами виселица, темницы, великие голода и великое холопство попам, царям, помещикам и капиталисты.
Мы полны чувства национальной гордости, и именно поэтому мы особенно ненавижу наше рабское прошлое (когда приземлился знать повела крестьян на войну, чтобы задушить свободу Венгрии, Польша, Персия и Китай), и наше рабское настоящее, когда эти самые помещики с помощью капиталистов втягивают нас в войну в чтобы задушить Польшу и Украину, подавить демократическое движение в Персию и Китай, и усилить шайку Романовых, Бобринских и Пуришкевичей, позорящих нашу великорусскую национальную достоинство. Никто не виноват в том, что родился рабом; но раб, который не только сторонится стремления к свободе, но оправдывает и восхваляет его рабства (напр., называет удушение Польши и Украины и т. д. «защита отечества» великороссов) — такая раб — подхалим и хам, вызывающий законное чувство негодование, презрение и отвращение.
«Никакая нация не может быть свободной, если она угнетает другие нации», — сказал Маркс и Энгельс, крупнейший представитель последовательного девятнадцатого века демократии, которые стали учителями революционного пролетариата. И, полные чувства национальной гордости, мы, великорусские рабочие, хотим во что бы то ни стало мая, свободный и независимый, демократический, республиканский и гордый Великий Россия, которая будет строить свои отношения с соседями на человеческом принцип равенства, а не феодальный принцип привилегий, что так унизительно для великой нации. Просто потому, что мы этого хотим, мы говорим: невозможно, в ХХ веке и в Европе (даже в далекой к востоку от Европы), «защищать отечество» иначе, чем путем используя все революционные средства для борьбы с монархией, помещиками и капиталистов своего отечества, т. е. худший врагов нашей страны. Мы говорим, что великороссы не могут «защищать отечества» иначе, чем желанием поражения царизма в любой войны, это как меньшее зло для девяти десятых жителей Великой Россия. Ибо царизм не только угнетает эти девять десятых экономически и политически, но и деморализует, унижает, бесчестит и проституирует их уча их угнетать другие народы и прикрывать этот позор лицемерные и квазипатриотические фразы.
Можно возразить, что, кроме царизма и под его крылом, возникла и окрепла другая историческая сила, именно великорусская капитализм, ведущий прогрессивную работу экономически централизация и спаивание обширных регионов. Это возражение, однако, не извиняет, а, наоборот, еще более осуждает нашу социалисты-шовинисты, которых следует называть царистами-пуришкевичами социалистов [7] (точно так же, как Маркс называл лассальянцев Королевско-прусский социалисты). [8] Допустим даже, что история решит в в пользу великорусского капитализма господствующей нации, а против сто один малый народ. Это не невозможно, для всего История капитала — это история насилия и грабежа, крови и коррупция. Мы не выступаем за сохранение малых наций любой ценой; при прочих равных условиях , мы решительно за централизацию и противостоят мелкобуржуазному идеалу федерального отношения. Однако даже если бы наше предположение было верным, оно, во-первых, не наше дело, и не дело демократов (не говоря уже о социалистах), помогать Романовы-Бобринские-Пуришкевичи душит Украину и т.д. Юнкерской моде Бисмарк выполнил прогрессивную историческую задачу, но он действительно был бы прекрасным «марксистом», если бы на таких основаниях додумались оправдать социалистическую поддержку Бисмарка! Более того, Бисмарк способствовал экономическому развитию, объединив разрозненных немцев, которых угнетали другие народы. Экономическое процветание и быстрое развитие Великой России, однако, требует, чтобы страна была освобожденные от великорусского гнета других народов, — разница в том, что наши почитатели истинно-русских горе-бисмарков игнорировать.
Во-вторых, если бы история решила в пользу великорусского капитализма господствующей нации, отсюда следует, что социалистических Роль великорусского пролетариата как главной движущей силы коммунистическая революция, порожденная капитализмом, будет тем более велика. пролетарская революция требует длительного обучения рабочих в дух полнейшего национального равенства и братство. Следовательно, интересы великорусского пролетариата требуют, чтобы массы систематически воспитывались для защиты — самых решительно, последовательно, смело и революционно образом — полное равенство и право на самоопределение для всех угнетенные народы великороссами. Интересы Великого национальная гордость русских (понятно, не в рабском смысле) совпадает с социалистических интересов великороссийских (и всех другие) пролетарии. Образцом для нас всегда будет Маркс, который, пожив в Британия на десятилетия и став наполовину английской, требовала свободы и национальной независимости Ирландии в интересах социалистического движения Британские рабочие.
Во втором рассмотренном нами гипотетическом случае наша доморощенная социалисты-шовинисты, Плеханов и пр. и пр. окажутся изменниками не только своей стране — свободной и демократической Великой России, но и пролетарскому братству всех наций России, т. е. делу социализма.
Примечания
[1] Николай II (1868—1918) — российский царь (1894—1917).
[2] Совет объединенного дворянства — контрреволюционный помещичьей организации, основанной в мае 1906 г. Совет оказал значительное влияние на политику царской правительство. Ленин называл его «Советом объединенных Феодалы».
[3] Радищев , А. Н. (1749-1802) — русский писатель и революционер. В своем знаменитом произведении « Путешествие из Петербурга в Москва г., он выступил с первым публичным выступлением против крепостного права в России. К приказом Екатерины II он был приговорен к смертной казни за книгу, но приговор был заменен 10 годами ссылки в Сибирь. Он вернулся из изгнан по амнистии, но покончил жизнь самоубийством, столкнувшись с угрозой свежее преследование. Ленин считал Радищева выдающимся представителем русского народа.
[4] Декабристы — русские революционные дворяне, которые в декабре 1825 поднял восстание против самодержавия и крепостнического строя.
[5] Простолюдины ( разноехинци на русском ) — русский интеллигенции, состоящей из мелких горожан, духовенства, купечество и крестьянство, в отличие от выходцев из благородство.
[6] Цитата из романа Чернышевского Пролог.
[7] Пуришкевич , В. М. (1870-1920) — крупный помещик, Черносотенный реакционер и монархист.
[8] См. Маркса и Энгельса, Избранная корреспонденция , Москва, стр. 201.
< назад | вперед > | |
Работает Индекс | Том 21 | | | Собрание сочинений | Л.И.А. Индекс |
Был ли Ленин евреем? | Мое еврейское образование
Большевистская революция должна была изменить историю. В соответствии с этой целью его лидеры решили контролировать написание истории, в том числе путем контроля доступа к архивам, которые ее информировали. Ученый Йоханан Петровски-Штерн, родившийся в Советском Союзе и учившийся там до приезда в Соединенные Штаты, на горьком опыте усвоил, что история формируется в зависимости от того, как информация обрабатывается и становится доступной. Он считает, что, когда дело доходит до российского опыта, евреи особенно заинтересованы в честности процесса написания истории. Приняв вызов лицом к лицу, он опубликовал книгу « Еврейский вопрос Ленина о происхождении человека, который организовал революцию 1917 года и стал жестким диктатором раннего советского государства.
Прадедушка-еврей
Предыстория такая. Рассекречивание документов после падения советской коммунистической тирании в 1991 году предоставило неопровержимые доказательства того, что прадед Ленина по материнской линии был местечковым евреем по имени Мошко Бланк. Знал ли сам Ленин об этой информации, неизвестно, но ко времени его смерти в 1924 его сестра располагала фактами — и по приказу ЦК КПСС была вынуждена держать их в секрете. Порядок сохранялся до распада Советского Союза в начале 1990-х годов.
Как историку подойти к этому вопросу? Для Петровского-Штерна это не просто разоблачение правды, что уже сделали другие. При написании своей книги он прекрасно осознавал, что в сегодняшней России евреев продолжают обвинять: некоторые — в коммунизме и его грабежах в силу того факта, что ряд выдающихся большевиков были еврейского происхождения; другими, за крах коммунизма. Его особенно беспокоит прежняя угроза — то есть манипулирование истиной сегодняшними антилиберальными националистами, стремящимися переоценить роль евреев в пороках коммунизма. В этой книге он пытается исправить ситуацию, доказывая, что в ключевом случае с Лениным в этом человеке не было ничего еврейского.
Одним из его инструментов является генеалогия. Во-первых, Мошко, упомянутый прадед, принял православие в 1844 году. Он уже позаботился об обращении своих сыновей четверть века назад. Затем крещеный сын Мошко Александр, т. е. дед Ленина, женился на христианке немецкого происхождения. Наконец, Мария, дочь этой пары, которая явно не была еврейкой ни по каким признакам, вышла замуж за русского православного Илью Ульянова. Таким образом, к тому времени, когда мы достигаем их сына Владимира Ильича, мы находимся в четырех поколениях от первоначального еврейского предка, который, как мы видели, обратился в христианство.
Интернационалист
Что касается Владимира Ильича, то он стал убежденным интернационалистом, рассматривая всякую этническую принадлежность как сугубо временное зло. Также ничего нельзя сделать из его дружбы и сотрудничества с евреями; за всеми ленинскими союзами, как свидетельствуют документы Петровского-Штерна, стоял только прагматический расчет и идеология. «Когда вы присоединяетесь к большевикам, — пишет он, — вы думаете о классе, а не об этнической принадлежности. Более того, когда вы вступаете в РСДРП [партию Ленина], вы стираете свою этническую принадлежность и становитесь классом». Генеалогия сама по себе легкомысленна, не признающая силы человеческих решений, определяющих историческую судьбу.
Но на этом обязанности историка не заканчиваются. Как следует из названия Петровского-Штерна, вопрос о еврействе Ленина был тесно связан в сознании советских правителей с самим «еврейским вопросом». В ряды этих правителей входили этнические евреи на самых высоких уровнях коммунистической партии. Почему они настаивали на сокрытии происхождения Ленина? Петровский-Штерн считает, что партии нужен был образ «чистого» русского основателя. Действительно, русификация Ленина, непревзойденного интернационалиста, была частью парадоксального процесса деинтернационализации коммунизма и превращения его в идеологию, совпадающую с русским национализмом.
Любопытно, замечает Петровский-Штерн, что те коммунистические идеологи прошлого имеют своего аналога в лице сегодняшних русских ксенофобов, которые ссылаются на факт «еврейского» Ленина как на дополнительное доказательство своего тезиса о том, что коммунизм был заблуждением в русской истории, подрывной и совершенно чужой имплант, не имеющий корней в докоммунистическом русском прошлом. Так сознательное искажение исторической действительности порождает ее зеркальное отображение.
Настойчивость этого исследования в четком разграничении между исторической правдой и ложью приветствуется и создает освежающий контраст с большинством западных исследований, которые в этой области, как и в других, проявляют больший интерес к размыванию границ, чем к достижению ясности. Однако, стремясь избежать двусмысленности, Петровский-Штерн также ненароком открывает ту самую дверь, которую пытался закрыть. Он сделал это, сделав не Ленина, а Мошко Бланка наиболее полно реализованным персонажем своей книги.
Мошко и его соседи
А какой у него был характер. Привязанный к еврейской жизни в маленьком городке, Мошко вымещал свою обиду на своих еврейских соседях, которые сопротивлялись, донося на него языческим властям. В усиливающейся спирали взаимных обвинений Мошко не только в свою очередь осудил их, но и, как показывают записи, стал доносчиком против самого иудаизма. Мы видим, как он призывает царя «реформировать» российских евреев указом и предлагает меры по насильственному ограничению исповедания иудейской религии и обращению евреев к христианству.
Это знакомство с Мошко почти заставляет нас, короче говоря, связать его поведение с жестокими общенациональными репрессиями, которые были одними из знаковых «достижений» карьеры его правнука. Как, мы не можем не задаться вопросом, могли ли определенные аспекты семейной истории, в том числе само отрицание своей идентичности и своего Бога, способствовать насильственной, заговорщической жажде власти и паранойе потомков?
Для Петровского-Штерна такие спекуляции неправомерны, отменяют приверженность точности, которая является отличительной чертой историка.