Великая октябрьская социалистическая революция в литературе: Жест трагического преображения мира — Октябрьская революция в русской художественной литературе и мемуарной прозе

Великая Октябрьская социалистическая революция в мемуарной и художественной литературе

— Любой -АбаканАбатскоеАвтополигонАганАгаповкаАгидельАгиришАзиатская, п.Айкино, с.АккоАксайАксаркаАкъярАлейскАлександров ГайАлтай, с.АлтайскоеАлупкаАлябьевский (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)АнадырьАндреевка (Республика Башкортостан)Анжеро-Судженск (Кемеровская область)АнкараАнниноАпатитыАрадАрамильАргаяш, с.АрзамасАриэльАрлюк, п.ст.АрмавирАрмизонскоеАромашевоАрсеньевАрхангельскАсиноАскаровоАскиноАстраханьАфулаАчинскАшаАшдодАшкелонБ. СорокиноБагдарин, с.Баево, с.БайкаловоБаймакБака-аль-ГарбияБакалыБакуБалаковоБалашихаБанниковоБаня-ЛукаБаранчинскийБаргузинБарнаулБарселонаБарсовоБат-ЯмБатайскБейт-ШеанБейт-ШемешБейтар-ИлитБеково, р.п.БелгородБелградБелебейБеловоБелозерскоеБелокурихаБелоозерскийБелорецкБелоярскБелоярскийБелоярский, пгтБелый ЯрБердюжьеБерезово, пгт.БерезовскийБерезовский (Свердловская область)БеркутБерлинБеэр-ШеваБигилаБийскБикинБилимбай, п.БиробиджанБирскБишкекБлаговещенскБней-БракБобровоБогандинскийБогдановичБогородскоеБокситогорскБолгарБолотноеБолчары, с. Большая Мартыновка, сл.БольшевикБольшетархово, с.БольшеустьикинскоеБольшое СорокиноБорБорисовка, с.БоркиБоровинкаБоровскийБоровскоеБородиноБратскБредыБрестБронницыБрянскБудапештБуланашБуланиха, с.БураевоБухарестВагайВалдайВаргашиВаршаваВаховскВашингтонВеликие ЛукиВеликий НовгородВенаВереяВерхнеказымский, п.ВерхнеуральскВерхнеяркеевоВерхние ТатышлыВерхний УфалейВерхняя Пышма (Свердловская область)ВерхотурьеВеселоярск (Алтайский край)ВидноеВикуловоВинзилиВиноградовскийВифлеемВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВолгодонскВолжскийВологдаВолховВолчанск (Свердловская область)ВольскВоркутаВоронежВоскресенскВыборгВыездное, р.п.ВысоковскВьентьянГаджиевоГатчинаГвардейское, пгтГенеральское, с.ГеоргиевскГерцлияГиват-ШмуэльГиватаимГлазовГляденьГолицыноГолышмановоГомельГорки-2Горно-АлтайскГорноправдинскГороденкаГоршковоГорьковкаГорюновоГрозныйГрэсГубкинскийГуковоГурзуфГурьевскДавлекановоДагомысДалматовоДачное (Республика Татарстан)ДегтярскДеденево, пос.Дедовичи, п. (Псковская область)Демьянка (Тюменская область)ДзержинскДиксонДимонаДмитровДнепрДобринкаДовольное, с. ДолгодеревенскоеДолгопрудныйДомодедовоДрезденДроноваДубнаДубровкаДудинкаДушанбеЕгорьевскЕкатеринбургЕлабугаЕлатьмаЕлыкаево, с.ЕльцовкаЕманжелинскЕмбаевоЕрмолиноЕршовЕткульЖелезногорскЖердевкаЖуковскийЖуравлево (Кемеровская область)ЗаводоуковскЗавьяловоЗайцева речка, сп. (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)Залари, п.ЗалесовоЗаполярный (Мурманская область)ЗаречныйЗаринскЗвёздный городокЗеленоборскЗимовники, п. ЗлатоустЗлоказово, с.ЗмеиногорскЗнаменскоеЗональное, с.ИвановкаИвановоИвня, п.ИгаркаИглиноИгримИерусалимИжевскИзлучинскИкшаИланскийИльинско-Подомское, с.ИнтаИрбитИркутскИсетскоеИскаИсса, пгт.ИстраИсянгуловоИсянгуловоИшимИшимбайЙехуд-МоноссонЙокнеамЙошкар-ОлаКабанскКазанскоеКазаньКазымКалансуаКалач-на-ДонуКалининградКалтанКалтасыКалугаКамаКаменск-УральскийКаменск-ШахтинскийКамень-на-ОбиКамышинКанашево, с.КанскКарабашКарагандаКарасукКаргасок, с.КаркатеевыКармаскалыКармиэльКарпинскКарталыКасимовКаскараКаслиКатав-ИвановскКатравож, п.Кафр-КасемКашиноКемеровоКерчьКетовоКиевКижингаКизильскоеКиргиз-МиякиКириши (Ленинградская область)КировКировскКирьят-АтаКирьят-БяликКирьят-ГатКирьят-МалахиКирьят-МоцкинКирьят-ОноКирьят-ШмонаКирьят-ЯмКиселевск (Кемеровская область)КичигиноКишинёвКлепиково, с. КлинКлючи, с.КогалымКожевниково, с.КолесниковоКоломнаКолпашевоКолывань, р.п.КоммунистическийКомратКомсомольск-на-АмуреКомсомольскийКондинскоеКонстантиново (Рязанская область)КопейскКоркиноКоролёвКорсаковКоряжмаКостанайКостромаКотельникиКотовскКрабозаводское, с.Красная ГоркаКрасноармейскКраснобродский, пгт.КрасногорскКраснодарКраснознаменскКраснообскКрасносельское (Челябинская область)КраснотурьинскКрасноуральскКрасноярскКриулино (Свердловская область)КронштадтКуала-ЛумпурКузнецкКуйбышевскКулундаКумертауКуминскийКунашакКупиноКурганКурсавкаКурскКуртамышКурчатовКусаКушваКфар-СаваКызылКыштымКяхтаЛабытнангиЛангепасЛарёвоЛебедевкаЛебяжьеЛевашовоЛенино, пгтЛенинск-КузнецкийЛермонтово, с.Лесниково, с.ЛеснойЛеуши, п.ЛипецкЛиственичныйЛобняЛодЛодейное ПолеЛомоносовЛондонЛосино-ПетровскийЛотошиноЛугаЛуговойЛуговскойЛунино, р.п.ЛуховицыЛысые горы, р.п.ЛыткариноЛыхма (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)ЛюбаньЛюблянаЛянторЛяховоМаале-АдумимМаалот-ТаршихаМагаданМагасМагнитка, п.МагнитогорскМадридМайкопМайма, с. Малаховка, пос.Малеевка (Московская область)Малиновка, п.Малиновский (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)Малокурильское, с.МалоязМалый Атлым, с.МалышеваМаранка, с.Марушка, с.МарфиноМаслянино, р.п.МаслянскийМахалино, с.МахачкалаМашковоМегионМедыньМеждуреченскМеждуреченскийМелеузМесягутовоМиассМиасскоеМигдаль-ха-ЭмекМизоновоМинскМинусинскМихайловкаМичуринскМишкино с. Модиин-ИлитМодиин-Маккабим-РеутМожайскМокшан, р.п.Молодежный (Московская область)МолочныйМончегорскМорткаМоскваМосковскийМосрентгенМошковоМраковоМужиМулымья, с.п.Мундыбаш, пгт.МуравленкоМуриковоМурманскМытищиМюнхенНабережные ЧелныНавашиноНагарияНадымНазаретНазарово, п.НальчикНаро-ФоминскНаровчатка, п.Нарьян-МарНацрат-ИллитНекрасовскийНелидовоНемчиновкаНесвижНетанияНетивотНефтекамскНефтеюганскНешерНижневартовскНижний НовгородНижний ТагилНижняя СалдаНижняя ТавдаНикель (Мурманская область)Николаевка, д.Николо-БерезовкаНикольскНовая заимкаНовичиха (Алтайский край)НовоаганскНовоалександровкаНовоалтайскНовоаннинскийНовобелокатайНовоегорьевскоеНовоивановскоеНовокузнецкНоволыбаевоНоворомановоНовоселезневоНовосибирскНовосиньково (Московская область)НовотарманскийНовоуральскНовочеркасскНовошипуново, с. Новый ПутьНовый УренгойНогинскНорильскНоябрьскНур-СултанНяганьНязепетровскОбнинскОбъячево, с.ОбьОзерскОзёрыОктябрьский (Республика Башкортостан)Октябрьский, п. (Челябинская область)Октябрьское, Ханты-Мансийский автономный округОктябрьское, Челябинская областьОкуловкаОкунёвоОленегорскОлонецОльховкаОмскОмутинскоеОнохиноОпочкаОр-АкиваОр-ЙехудаОрджоникидзевскоеОрелОренбургОрехово-ЗуевоОрловкаОсинникиОстровОфакимОхаОхтеурье, сп.ОчёрП. им. МамонтоваПавловскПадунПарабель, с.ПекинПензаПервомайское, п.ПервоуральскПересветПермьПершиноПетергофПетровскПетровское (Московская область)ПетрозаводскПетропавловкаПетропавловка, с. (Челябинская область)Петропавлоск-КамчатскийПечорыПионерскийПионерский, пгт.ПластПлатоновкаПлесПлотниково (Кемеровская область)ПодольскПодосинки, пос.ПойковскийПокачиПокур, сп.ПоловинкаПолярныйПорховПоселки, с.посёлок Совхоза Будённовец (Дмитровский городской округ, Московская область)ПочинокПрагаПреображенскаяПрииртышскийПриобье, гп.ПриозерскПриполярный (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)ПрокопьевскПротвиноПрохоровкаПсковПуровскПуршевоПушкинПушкиноПущиноПыть-ЯхПышма, пгтПятковоРаананаРадужныйРаевскийРамат-ГанРамат-ха-ШаронРаменскоеРамлаРассветРахатРебриха, с. РевдаРегенсбургРежРеутовРеховотРимРишон-ле-ЦионРовноРогачевоРостов-на-ДонуРош-ха-АинРошальРощинскийРубцовскРузаРузаевкаРусскийРыбинскРыбноеРыбное, пос.РяжскРязаньСакиСалаватСалехардСалымСамараСанкт-ПетербургСаранскСаратовСасово СаткаСахнинСаяногорскСаянскСветлогорск, п.Свободный, п.СдеротСевастопольСеверо-Енисейский (Красноярский край)СеверобайкальскСеверодвинскСевероморскСевероуральскСеверск (Томская область)СелятиноСергиев ПосадСергиноСеребряные ПрудыСередаСеровСерпуховСестрорецкСетовоСеулСибайСибирскийСимферопольСингапай, сп.Синий БорСитне-ЩелкановоСкалистый (Челябинская область)СкопинСкоропусковский, п.СлавгородСладковоСланцыСмирных (Сахалинская область)СмоленскСнежинскСнежногорскСоветская ГаваньСоветскийСолнечногорскСолнечныйСолонешноеСортавалаСорумСосновкаСосново-Озерское, с.СофияСочиСпас-ЗаулокСпасскСредняя АхтубаСростки, с.СтавропольСтарая ЗаимкаСтарая ЛадогаСтароалейскоеСтаробалтачевоСтарокуктовоСтаросубхангулово, с.СтерлитамакСтрежевойСтрехниноСтуденческий, п.СтупиноСузунСургутСухой ЛогСызраньСыктывкарСысертьТабуныТаганрогТаежный (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)ТазовскийТайбеТайгаТалдомТалинка (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)ТалицаТамбовТамраТарасковоТарко-СалеТатарскТашкентТверияТверьТель-АвивТимоново (поселок)ТираТираспольТират-КармельТихвинТоболовоТобольскТогучинТолбазыТомскТопкиТосноТрёхгорныйТроицкТроицкий (Белгородская область)Троицкое, с. ТуапсеТуймазыТулаТунгор, с.Туринск (Свердловская область)ТуртасТюменьУватУвельскийУгловское, с.УдимскийУйскоеУлан-БаторУлан-УдэУльт-ЯгунУльяновскУмм-эль-ФахмУнъюганУпоровоУрайУральскУренгойУрюпинскУсинскУсовоУспенкаУсть-КалманкаУсть-КатавУсть-КачкаУсть-Кокса, с.Усть-Кулом, с.Усть-Кяхта, с.УфаУчалыУчкекенУшья, д.Уяр (Красноярский край)Федино (Московская область)ФедоровкаФедоровский, гп.ФедурновоФеодосияФершампенуаз, с.ФроловоХабаровскХабарыХадераХайфаХанойХанты-МансийскХанымейХарсаим, с.ХельсинкиХимкиХод-ха-ШаронХолонХомутининоХоринск, с.ХотьковоЦелина, п.ЦелинныйЦентральный, пос. (Челябинская область)ЦфатЧайковскогоЧалтырь, с.ЧандигархЧантырья, п.ЧаныЧастоозерье (Курганская область)ЧебаркульЧебоксарыЧекмагушЧелябинскЧервишевоЧеремшанка, с.ЧерепановоЧереповецЧеркесскЧерноголовкаЧерногорскЧерноморскоеЧерняховск (Калининградская область)ЧесмаЧеховЧистопольЧитаЧишмыШадринскШаляШамары, п. Шаран (Республика Башкортостан)ШатураШаховскаяШахтыШацкШевляковоШеметово, с.ШефарамШилово, р.п.Шипицино, пгтШугур, д. ШумихаШурупинскоеШушарыШушенское, пгт.ЩёлковоЩучьеЭйлатЭлектростальЭлистаЭльадЭнгельсЮганская Обь, сп.ЮгорскЮграЮжно-Курильск, пгт.Южно-СахалинскЮжноуральскЮжный, п.Юмас, п.ЮргаЮргинский, п.ЮргинскоеЯвнеЯгодный, п.ЯзыковоЯкутскЯлтаЯлуторовскЯнаулЯнгелька, п.ЯрЯр-СалеЯренск, с.ЯрковоЯрославльЯхромаЯя

Всемирная литература и социалистическая революция

1

В начале XX века всемирная литература находилась в состоянии глубокого кризиса.

В реакционных по своему духу «Боевых выступлениях» Брюнетьера постоянно говорится о том, что искусство утратило свое «равновесие». Вот один из заключительных абзацев его публичной лекции «Искусство и мораль», прочитанной в 1898 году: «Меня, может быть, спросят, известны ли мне основы этого равновесия и средства, при помощи которых можно восстановить его, если оно утрачено. Нет, это мне не известно! Приходится искать утешение в мысли, что такое равновесие когда-то существовало и еще может быть восстановлено, и каждый раз, когда оно нарушено, это значит, что «подгнило что-то в датском королевстве», пользуясь словами Шекспира»1.

Как видим, тон Брюнетьера безнадежно мрачен.

Кристиан Сенешаль начинает свой исторический обзор «Главных направлений современной французской литературы» с раздела, который называется «Кризис цивилизации» и где приведено немало выразительных формул и суждений на этот счет, начиная с Поля Бурже, который констатировал у своих современников «смертельную усталость жить, мрачное убеждение в тщетности любого усилия», и до Поля Дежардена, который приходит к выводу, что разочарование становится глубоким и всеобъемлющим: «человечество страдает оттого, что оно утратило веру в себя», оно неспособно «совладать с самим собой», оно чувствует свои возможности «исчерпанными»2.

Наш Блок, говоря о современном состоянии русского символизма, видел «пустое небо» над собой, а в статье о Стриндберге признавал, подобно Бурже, что «усталые души» – это явление широко распространенное. Позже он замечательно скажет о том, что «под игом грязи и мерзости запустения, под бременем сумасшедшей скуки и бессмысленного безделья, люди как-то рассеялись, замолчали и ушли в себя: точно сидели под колпаками, из которых постепенно выкачивался воздух»3.

Такова была обстановка и, зная ее, можно правильно воспринять многие явления литературы конца XIX – начала XX века, которые выступают перед нами из исторического далека уже несколько затуманенными.

Мы вспоминаем, что Роллан начинал свой творческий путь, испытывая состояние удушья, и это не было только поэтической метафорой.

Анатоль Франс в своих злых и полных яда философских романах и особенно в «Острове пингвинов» свидетельствует, что буржуазная цивилизация зашла в тупик. Отсюда структурный принцип яростной сатиры Франса, постоянно повторяющийся в его романах десятых годов, – принцип «замкнутого круга».

Конечно, не обходилось без многочисленных попыток навести розовый глянец на литературу начала XX века.

Анри Клуар, например, в своей двухтомной истории французской литературы уделяет много внимания явлениям, которые он описывает в главе «Модернистское наступление». И он не говорит правды о том, что все это было тщетными попытками поправить дела умирающей литературы – от «унанимизма», о котором сегодня можно вспомнить лишь с трудом, – до того, что Клуар называет «модернизмом тотальным» и что было связано с различными французскими вариантами футуризма, получившими свое начало, как известно, в Италии.

У французского модернизма не было ни энергии, ни подлинного простора, как этого не было ни у какого другого модернизма. Зато было много шума из ничего.

Характерны для этого периода многочисленные попытки провозгласить «возрождение» французской литературы, что было сделано не только Мореасом, но и другими. Но все эти тщетные «возрождения» не имели под собой серьезной почвы, и, конечно, Брюнетьер был прав, когда считал, что «утрата равновесия» в современной литературе столь серьезна, что трудно придумать средство от этой роковой беды.

Далеко не всякий историк литературы, описывающий этот период, набирается смелости, чтобы посмотреть фактам в лицо и признать глубочайший кризис, переживаемый литературой. Но зато как усердствуют они, подобно Клуару, в неимоверном раздувании «модернистского наступления», где микроскопические по своему значению явления, давно утратившие какое-либо значение, рассматриваются как нечто очень важное, существенное, многообещающее.

Надо сказать прямо: большинство официальных историков литературы оставляет в тени огромную и даже важнейшую часть литературного процесса, не умещающуюся в их плоские схемы литературного процветания.

Положение было совсем не таким, и настоящий историк литературы должен осветить период развития всемирной литературы, непосредственно предшествующий империалистической войне 1914 – 1918 годов, всесторонне. Необходимо поставить на свое место многие явления, которые обычно упоминаются лишь мельком, а то и совсем игнорируются.

Очень большое значение имело, например, для этого периода так называемое «разгребание грязи» в США, означавшее попытку передовых писателей рассчитаться с иллюзиями, которыми был опутан американский народ, и показать капиталистическую Америку не с пышно разукрашенного фасада, а с изнанки, такою, какова она есть на деле.

В замечательной книге, мимо которой не может пройти ни один серьезный историк американской литературы, – «Автобиография» Линкольна Стеффенса – очень хорошо показано, что движение «разгребателей грязи» привлекло к себе лучшую часть литературы и было смелым вызовом лжереализму и лжеромантике, которые выдавались за литературу в их время. Линкольн Стеффенс показывает, как разочарование американской демократией охватило лучшую часть интеллигенции и как реалистическое исследование действительности подтвердило их худшие опасения, показало им, что Америка является страной тиранической олигархии Уолл-Стрита, попирающей обманутый и сбитый с толку народ.

Несомненно, что социальный роман начала двадцатого века – произведения Норриса, такие книги, как «Джунгли» Синклера, романы Драйзера о Каупервуде, а также его «Гений», до сих пор остающиеся недооцененными социальные романы Джека Лондона «Железная пята» и «Мартин Идеи», – тесно связан с движением «разгребателей грязи». Это наступление обличительного реализма составляет важнейшую область всемирной литературы начала XX столетия.

Мы еще вернемся к Линкольну Стеффенсу более позднего периода, а пока необходимо констатировать, что такой огромный пласт литературы остается малоразработанным, потому что буржуазная история литературы является одной из наименее объективных областей науки.

Необходимо подчеркнуть, что «разгребанию грязи», представляющему чисто американское явление, прямо соответствуют параллельные явления в других литературах: «Ярмарка на площади» Ромена Роллана должна быть поставлена в тот же ряд ожесточенного антикапиталистического реализма; «Верноподданный» Генриха Манна (в этом романе действительно сосредоточилась вся грязь «вильгельмовской эры»; пропитывающая его ненависть к уродливой общественной системе приобрела значение сокрушительного удара) также принадлежит к тем явлениям, которые так глубоко осознаны в «Автобиографии» Линкольна Стеффенса.

И вот что является характернейшей чертой времени: мужественная атака Стеффенса и других «разгребателей грязи» приводит их к выводу, что одна критика не дает желаемого результата, а вера в возможность помочь делу отдельными реформами, подчистками и починками является чистейшей иллюзией. После десятилетней борьбы против олигархии Уолл-Стрита Стеффенс приходит к выводу, что только революция может спасти положение.

Вот почему такое большое внимание американских интеллигентов, подобно Стеффенсу, «твердо уверенных в том, что мир можно улучшить», привлекает накануне мировой войны революция в Мексике. Как известно, Джон Рид написал об этой революции, непосредственным свидетелем которой он был, великолепную книгу, полную энтузиазма, – «Восставшая Мексика». В Мексику направляется и Линкольн Стеффенс; глава его «Автобиографии», описывающая события, которые он там наблюдал, носит название «Первая революция». Этим автор хотел сказать, что близится время, когда разразится «вторая революция» – революция социалистическая.

Такой вывод, сделанный самым последовательным «разгребателем грязи», в высшей степени характерен, и его необходимо сопоставить с разочарованием в социализме, которым были охвачены многие передовые европейские писатели того времени.

Если в самом начале века Анатоль Франс был очень близок к социализму, и все его творчество, вся его духовная жизнь были освещены великой социалистической надеждой, что позволило ему, в частности, так глубоко осознать всемирно-историческое значение первой русской революции, которую он с энтузиазмом приветствовал, – то впоследствии эти социалистические симпатии Анатоля Франса заметно бледнеют. Неправильно было бы сказать, что Франс полностью разочаровался в социализме, но горькую безнадежность «замкнутого круга», который он так уверенно прочертил в романе «Остров пингвинов», все же с трудом можно представить себе в аспекте социалистического мировоззрения. Правда, выпуская почти одновременно свою «Историю Жанны д’Арк», Анатоль Франс сопровождает ее предисловием, которое с большой силой подтверждает его преданность социалистическим идеям и уверенность, что только в этом направлении человечество может ожидать спасения; но все же двойственность, противоречивость, какая-то нервная неуравновешенность отличают Франса накануне первой мировой войны. Это сказывается, конечно, и на том сложном положении, в котором оказался Анатоль Франс тогда, когда война началась.

Ромен Роллан в своих «Мемуарах» пишет: «Открытие социализма в те годы опьяняло меня. Оно меня спасало от меня самого. Оно приносило мне братство человеческое». В подтверждение он приводит выдержки из дневников 1895 года и называет «криком радости» эти записи, свидетельствующие о том, как социалистическое влияние буквально преображало молодого писателя. «По мере того, как я усваиваю откровение социализма, меня охватывает безграничная радость. Я чувствую, как я проникаю в бесконечность жизни». Роллан приветствует социалистическую революцию и готовится посвятить ее потребностям все свое творчество.

Его не страшит теперь, что «буржуазное искусство впало в старческое детство и достигло конца своего развития». Ему больше не кажется, что «искусству угрожает смерть». Он ясно видит, что «одно искусство угасает», а «другое разгорается».

И он уверенно смотрит в будущее, которое обещает «возрождение искусства», которое не может не стать «искусством социалистическим»4.

Но эти великие надежды молодого Роллана, как мы это видим уже в романе «Жан Кристоф», сменяются горестным разочарованием, и пройдет много времени, наполненного тяжелой и мучительной внутренней борьбой, прежде чем Роллан вернется к этим надеждам своей молодости, и революция станет его жизненным идеалом.

Известно, что искренние социалистические симпатии Джека Лондона, проявившиеся в его художественном творчестве и в его великолепной публицистике, так же не получают целостного и последовательного развития.

Особенно отчетливо видно на примере Верхарна, как стремление большого писателя начала XX века найти в социализме опору своего творчества приводит его к тяжелому разочарованию. «Зори» представляют кульминацию социалистических стремлений Верхарна. Но это – мир прекрасной абстракции, это мир возвышенной поэтической фразеологии, а не реальная социалистическая драма. Нарастание отвлеченности в поэзии Верхарна как раз в тот момент, когда он становится на путь социализма, не может быть иначе объяснено, как только тем, что перед поэтом был социализм соглашательский, трусливый, неспособный на то, чтобы действительно изменить мир. Это был социализм Вандервельде.

Начиная с Золя, который еще в восьмидесятых годах начал всюду «наталкиваться на социализм» 5, а к концу своей жизни прямо связал свое творчество с социалистическим движением, на всем протяжении предвоенной эпохи лучшие представители всемирной литературы ищут социалистического пути, но с поистине трагической неизбежностью их надежды остаются тщетными. Это – одна из самых важных проблем развития всемирной литературы в предвоенные годы.

Мы видим, как стремительно накапливается в произведениях литературы ненависть масс против капитализма, как она настойчиво ищет себе прямой и радикальный выход. Однако революционный идеал остается недостижимым для многих писателей, казалось бы совершенно подготовленных к его восприятию.

Повесть Горького «Мать» приобретает в этом аспекте значение всемирно-историческое. Этому произведению присущи как раз те черты, которых мы не встречаем в творчестве Анатоля Франса, Роллана, Верхарна, Джека Лондона. В нем происходит соединение ненависти к капиталистическому строю, беспощадной правды разоблачения – с последовательной, целеустремленной революционностью. Герои повести Горького на наших глазах превращаются в носителей революционного идеала и порывают с тем состоянием покорности, которое воспитывает в людях капиталистический строй. Эти образы Горького явились гениальным открытием, изменившим дальнейший ход развития всемирной литературы. Рано или поздно это открытие было бы сделано. В этом направлении двигались наиболее значительные писатели XX столетия, но только Горькому удалось осуществить эту мечту о революционном произведении, которое показало бы реальную возможность изменить мир и уничтожить капитализм, чье уродство было уже не только полностью осознано, но и всесторонне раскрыто и благородными «разгребателями грязи» и всеми другими писателями, стремившимися правдиво отобразить социальную драму своего времени.

Великое открытие Горького стало возможным только благодаря тому, что за ним стоял революционный опыт рабочего класса России, куда перемещается центр мирового революционного движения, за ним стояли исторические сдвиги, произведенные первой русской революцией, а также благодаря тому, что все передовое во всемирной литературе своими поисками, шедшими в этом же направлении, прокладывало путь к «делающему эпоху» открытию и этим самым становилось его соучастником.

Даже самый краткий обзор состояния всемирной литературы начала XX века показывает, насколько серьезны расхождения между тем, как освещают этот период официальные историки литературы и каков был действительный ход событий.

Совершенно очевидно, что уже перед первой мировой войной достигало огромного напряжения противоречие между двумя основными направлениями литературы: направлением, которое воспроизводило весь спектр оттенков, порожденных кризисом капиталистического общества, направлением, уходящим от реализма и опасающимся правды, и направлением убежденно-реалистическим, которое мучительно искало возможности соединиться с социалистической идеологией, с революционной борьбой рабочего класса. Если это соединение задерживалось многими трудными препятствиями, если возникали тяжелые и сложные кризисы в развитии отдельных писателей, это означало лишь то, что приходилось заново прокладывать путь вперед, приходилось сквозь чащу укоренившихся представлений пробиваться к новому. И это было во много раз плодотворнее, чем топтаться на месте, маскируясь всевозможными модернистскими ухищрениями.

Между тем официальные историки литературы продолжают убеждать своих читателей, что «ярмарка на площади» была господствующим центром всемирной литературы, отворачиваясь от великих изменений, назревавших в ее глубинах.

 

 

2

Прекрасно осведомленный и проницательный наблюдатель эпохи, Генрих Манн связывает «поворот духа, начавшийся с 1900 года» и выражающийся в глубоком упадке морали, в распространении всех видов иррационализма, непосредственно с надвигавшейся империалистической войной 1914 года.

«Неразумие», которое господствует на этом отрезке истории, самым последовательным образом могло выразить себя в мировой бойне – эта мысль Генриха Манна подтверждается хотя бы военными стихами Аполлинера – одного из французских «тотальных модернистов», для которого война представляется лишь возросшей в геометрической прогрессии бессмыслицей предвоенного времени. Конечно, большое число понюхавших пороха модернистов так и застряло на ощущении того, что война – это величайшая и чудовищнейшая бессмыслица. Но от подобного признания, если даже оно сделано с присущим Аполлинеру блеском, далеко до какого-либо выхода. А историческое значение первой мировой войны заключалось именно в том, что, пройдя ее школу, массы извлекли из нее волю и способность к революционному освобождению от капиталистического ига. Литература, конечно, не могла не отразить этой важнейшей стороны войны.

Вот почему рядом с бесконечными истериками, которые устраивались в стихах и прозе, наряду с пацифистским псевдогуманистическим сострадательством, которое никому ничего не давало, в недрах первой мировой войны созрело такое произведение, как «Огонь» Барбюса, впитавшее в себя огромный, кроваво-трудный опыт масс и выразившее недовольство, гнев и сознательный протест этих масс.

Это произведение появилось в свет, когда война была еще в разгаре, и сразу приобрело огромную силу воздействия на людей. Оно было великим открытием, которое не могло не оказать решающего влияния на дальнейший ход развития всемирной литературы.

Наряду с ним можно назвать произведение, которое было закончено перед самым началом войны и которое долго не могло увидеть свет на родном языке в силу того, что оно пророчески предсказывало крах «вильгельмовской эры». Это – «Верноподданный» Генриха Манна.

Это произведение содержит в себе черты обличительного реализма десятых годов, как он проявлялся в самых передовых произведениях всемирной литературы. Вместе с тем, роман Генриха Манна прямо связан с грандиознейшей катастрофой мировой войны, показывая, что неизбежность ее была заключена в чудовищном «неразумии» капиталистического строя.

Роман свидетельствует о том, что «вильгельмовская эра» была чревата войной, что капитализм с его «идеологией антиразума» без войны невозможен. Такой вывод, представляющий кульминацию романа, свидетельствует о том, какой высоты достигал обличительный реализм всемирной литературы в тот период, когда господствующая часть ее была охвачена глубоким кризисом. Историк литературы не может не поставить эту книгу рядом с книгой «Огонь», хотя внешне они не имеют никакого сходства друг с другом.

Генрих Манн показывает, что германский империализм, как и всякий другой империализм, ничего иного не может принести людям, кроме кошмара войны. Это как бы вводит нас в преддверие «Огня». Роман Барбюса показывает участь простых людей, которых загнали в окопы. Трагическую участь масс беспощадно правдивый роман Барбюса показывает со всей силой реализма.

Но если бы этим все ограничилось, роман Барбюса не стал бы великим произведением. Он стал таким произведением, ибо в нем обнажена глубочайшая трансформация, происходящая в душах простых людей, показано, как назревала в них воля к революционному действию. Вот почему, подобно «Матери» Горького, «Огонь» Барбюса излучает так много света, хотя в нем реально изображены самые страшные события и переживания. Вот почему этот роман, как и великая повесть Горького, стал подлинно народным произведением. Вот почему во всем мире нет такого уголка, куда бы не проникли обе эти книги.

Конечно, и раньше многие произведения всемирной литературы приобретали казавшееся безграничным влияние, но не будет преувеличением сказать, что ничего подобного всемирно-историческому значению, которое приобрели «Мать» и «Огонь», историку еще не приходилось никогда наблюдать. Такого всеобъемлющего народного авторитета, такого подлинно всемирного признания и распространения еще никогда не достигли повести и романы, может быть, по той причине, что произведения литературы никогда еще не несли в такой открытой форме идею социалистического преобразования мира.

«Непреходящая, истинно народная книга, оставленная в наследство прошлой войной», – так определяет Генрих Манн значение романа «Огонь».

Великая Октябрьская социалистическая революция осознается передовыми писателями во всем мире как начало новой эпохи существования человечества. Она была встречена с глубочайшей симпатией народами всего мира, ибо она открывала перспективу освобождения, перспективу торжества социальной справедливости.

Хотя официальные историки литературы до сих пор пишут свои, иногда очень пространные, сочинения, не учитывая того, что Октябрьская революция изменила ход мировой истории и оказала влияние на все стороны жизни человечества, что всемирная литература вступила в новую эпоху своего развития после Октябрьской революции, это – совершенно непреложный факт, и не замечая его – историк литературы ставит себя в очень неловкое положение.

Анатоль Франс, который был тогда уже стариком, приветствовал Октябрьскую революцию, и все последние годы его жизни освещены ее светом. Он называл новую Россию «страной, где сбывается невозможное».

Ромен Роллан «радостно восславил русскую революцию еще в первые дни ее тяжелых боев». Автор «Огня» с энтузиазмом становится на ее сторону, и этот шаг – совершенно естественное продолжение пути, на который Барбюс вступил, написав свой великий роман. Линкольн Стеффенс, державшийся того мнения, что мировая война не может не окончиться революционным взрывом, видит в Октябрьской революции величайшее событие, начало новых времен. Ему довелось быть в новорожденной советской России, беседовать с Лениным, и ему принадлежит великолепная, облетевшая весь мир формула, выразившая сущность великого социалистического переворота. «Я совершил путешествие в будущее, и оно прокладывает себе путь» 6 – эти навсегда запавшие в память человечества слова Линкольна Стеффенса передают впечатление, которое производила Октябрьская революция на передовых людей во всем мире.

Молодому американскому писателю Джону Риду, на глазах которого совершился Октябрьский переворот, принадлежит первая книга об Октябрьской революции, в которой дано эпическое изображение событий и в которой раскрыта великая сила совершившейся революции, заключенная в том, что это была революция всего народа. Джон Рид показал также и то, что Октябрьская революция являет собой великий пример, которому рано или поздно последуют все трудящиеся во всем мире. Джон Рид назвал свою книгу «Десять дней, которые потрясли мир», что очень выразительно передает ее пафос. Всемирный успех этой книги, переведенной на множество языков, свидетельствовал о том, что Октябрьская революция привлекла к себе широчайшие симпатии. Но это был также и литературный успех, свидетельство того, что новая литература и новая эстетика прокладывают себе путь вместе с величайшими изменениями в жизни общества. Джон Рид жил очень мало, но его вклад в новую, социалистическую литературу огромен.

  1. Ferdinand Brunetiere, Discours de combat, Paris, 1906, p. 116.[↩]
  2. Christian Senechal, Les grands courants de la litterature francaise contemporaine, Paris, 1934. pp. 8 – 9.[↩]
  3. Александр Блок, Сочинения в 2-х томах, Гослитиздат, М. 1955, т. 2, стр. 220.[↩]
  4. RomainRolland, Memoires, Paris, 1956, pp. 253 – 255.[↩]
  5. Письмо к Ван-Сантен Кольфу, июнь 1886 года.[↩]
  6. LincolnSteffens, Autobiography, 1931, p. 799.[↩]

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.

Великая Октябрьская Социалистическая Революция — ОТКРЫТАЯ ПОЛКА

  • Открыто для всех?

В октябре 2017 г. исполнилось 100 лет русской революции, которая положила начало новому этапу в развитии библиотечного дела, создав объективные предпосылки для свободного доступа к книгам, знаниям и информации от имени рабочего класса. В этих новых экономических и политических условиях пришлось радикально преобразовать традиционную библиотеку. Как говорил Ленин: «Раньше весь человеческий интеллект, весь его гений работал только на то, чтобы снабдить одних всеми благами техники и культуры, а других лишить необходимого образования и саморазвития».

При социализме достижения техники и культуры стали общественным достоянием. Ленин рассматривал библиотечное дело как показатель культурного уровня страны и неотъемлемую часть строительства социализма. Это наследие легло в основу социалистической библиотечной службы.

Библиотеки и общество

В соответствии с новыми историческими условиями Ленин определил задачи библиотек, а также их функции в повышении культурно-технического уровня рабочего класса. Ленин подчеркивал, что развитие библиотек тесно связано с общественными условиями и данной исторической ситуацией: библиотечное дело есть общественное явление, имеющее ярко выраженный классовый и партийный характер.

In Что можно сделать для государственного образования? Ленинский марксистский анализ библиотечного дела в дореволюционной России выявил «сотни формальностей и ограничений в пользовании книгами». Для Ленина правильное социальное назначение библиотек состоит в том, чтобы «сделать огромные фонды доступными не для профессиональных объединений ученых, академиков и других специалистов, а для масс, для толпы, для улицы».

Функция публичной библиотеки заключается «не в накоплении книг и редкостей рукописей, а в их широком распространении среди простых людей».

Подчеркивая необходимость всеобщего доступа к книгам, Ленин признал проблему доступности социальной проблемой, написав, что «влияние образования измеряется тем, сколько книг выдается напрокат и какие удобства предлагаются населению». Функции и место советских библиотек в общественной жизни, сформулированные Лениным, развивались параллельно с реальными задачами, стоявшими перед библиотечным строительством в СССР, и в последующие десятилетия после его смерти появились некоторые важные теоретические выводы:0013

  1. Подчинение библиотечной деятельности политическим и экономическим задачам, стоящим перед страной и каждым учреждением в частности
  2. Активное распространение творческих и просветительских работ с идейно-теоретической точки зрения
  3. Вклад в расширение теоретических убеждений и рост культурных, профессиональных и технических навыков читателей
  4. Развитие способности читателя оценивать идейно-теоретический уровень прочитанного
  5. Непрерывный рост читательской аудитории
  6. библиотек
  7. Вовлечение читателей в активную работу библиотек.

Фактическая реализация этих предложений была гарантирована государством и Коммунистической партией. В Постановлении ЦК КПСС 1974 г. № «Возрастающая роль библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе» № подчеркивалась ответственность библиотек в развитом социалистическом обществе. В нем утверждалось, что библиотека является: «Идеологическим и научно-информационным учреждением, организующим общественные книги и призванным содействовать коммунистическому воспитанию, повышению культурного и профессионального уровня, мобилизации масс на решение политических, экономических и культурных задач через всесторонняя помощь читателям, активные советы по чтению, предоставление библиографической информации».

Доступ к библиотекам

Советский Союз осознавал важность доступности и демократизации библиотек в мире, где миллионы людей не имели доступа к книгам. К середине 70-х гг. в СССР насчитывалось 350 тыс. библиотек с книжным фондом 4 млрд. экземпляров. Численность населения составляла 260 миллионов человек.

Все советские библиотеки были «общественными», так как не было ограничений на пользование, а наибольшее ускорение библиотек и книжного фонда происходило в сельской местности, социалистических республиках и многих национальностях Советского Союза. Акцент на обслуживании этих этнических регионов стал отличительной чертой советского библиотечного дела, налаживая контакты через библиотечные сети и укрепляя моральное и политическое единство людей. Духовная и интеллектуальная деятельность различных национальностей обогащалась взаимным приобщением к литературе своих соотечественников в пределах СССР. Более того, библиотечная служба выступала средством передачи, посредством которого классические и современные произведения мировой литературы доходили до рядовых читателей посредством книгообмена, международных заимствований и опубликованных переводов.

В соответствии со стандартами, установленными на государственном уровне, ни одна библиотека в Советском Союзе не располагалась дальше 2-3 км от дома.

Литература и коллекции документов были доступны через систему межбиблиотечного абонемента, что обеспечило достижение «широкого распространения книг», к которому стремился Ленин. Всесторонняя государственная поддержка библиотек в Советском Союзе создала надежную базу для их развития, создала необходимые предпосылки для постоянного повышения статуса и признания библиотекарей.

Конституция 1977 года, посвященная 60 годовщине Октябрьской революции, законодательно закрепила статус библиотек. Статья 46 гласила, что «граждане СССР имеют право на культурные блага», гарантированное на практике распространением государственных коллекций через многочисленные органы образования по всей стране. В этой статье подчеркивалась социальная значимость библиотек во всех духовных и материальных орудиях власти социалистического государства. Соответственно, такие явления, как «девальвация» и «инфляция», тормозившие развитие библиотек на капиталистическом Западе, были неслыханными в Советском Союзе.

Таким образом, советская концепция библиотек основывалась на гуманных, вдохновляющих критериях, всегда сочетавшихся с новаторством и уважением к передовому опыту других стран. Будущее социалистическое общество неизбежно потребует соответствующей адаптации, как того требует опыт, книги и другие средства массовой информации, но какие бы изменения ни произошли, значение публичных библиотек при социализме будет только возрастать. Это был основной постулат советского библиотечного дела, залог неизменной солидарности со всеми прогрессивными библиотечными работниками за рубежом, трудящимися во имя мира, гуманизма, демократии, социального прогресса, всеобщего доступа к знаниям и информации.

Джон Пейтман — генеральный директор публичной библиотеки Тандер-Бей. Он также является автором книги Open for All?

 столбец в Open Shelf . Он написал эту колонку в соавторстве с Джо Пейтманом. Джо является кандидатом наук, изучающим политику в Ноттингемском университете, с особым интересом к марксистской политической теории и международной политической экономии.

 

доступ к публичным библиотекамсоциальный класс

Редактор открытой полки

Говоря октябрь по Frederick Corney | Твердый переплет

Пропустить содержимое

{{/если}} {{#if item.templateVars.googlePreviewUrl }} Google Предварительный просмотр {{/если}}

{{#if item.imprint.name }}

Выходные данные

{{ item.imprint.name }}

{{/если}}

{{#if item.title}}

{{/если}} {{#if item. subtitle}}

{{/если}} {{#if item.templateVars.contributorList}} {{#if item.edition}}

{{{ item.edition }}}

{{/если}}

{{#каждый элемент.templateVars.contributorList}}

{{{это}}}

{{/каждый}}

{{/если}}

{{#if item.templateVars.formatsDropdown}}

Формат

{{/если}}

{{#if item. templateVars.formatsDropdown}} {{{item.templateVars.formatsDropdown}}} {{/если}} {{#if item.templateVars.buyLink }} {{item.templateVars.buyLinkLabel}} {{/если}} {{#if item.templateVars.oaISBN }}

Открытый доступ

{{/если}}

Эту работу можно загрузить в некоммерческих целях:
{{item.title}} находится под лицензией Creative. Общины Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 Международная лицензия.

{{#if элемент.описание}}

{{{элемент.описание }}}

{{/если}}

  1. СМИ
  2. {{#if item.templateVars.reviews}}
  3. хвалить
  4. {{/если}} {{#if item.templateVars.contributorBiosCheck}}
  5. Автор
  6. {{/если}}
  7. для педагогов
  8. {{#if item.templateVars.moreInfo}}
  9. больше информации
  10. {{/если}} {{#if item.templateVars.awards}}
  11. награды
  12. {{/если}}
  1. {{#if item. templateVars.reviews}}
  2. {{#каждый элемент.templateVars.reviews}} {{#если это.текст}}
    {{#если это.текст}} {{{этот текст}}} {{/если}}
    {{/если}} {{/каждый}}
  3. {{/если}} {{#if item.templateVars.contributorBiosCheck}}
  4. {{#if item.templateVars.authorBios}}

    {{#if item.templateVars.contributorImageCheck}}

    {{#каждый элемент.templateVars.authorBios}} {{#если это.изображение}} {{/если}} {{/каждый}}

    {{/если}}

    {{#каждый элемент. templateVars.authorBios}} {{#if this.bio}} {{{это.био}}} Увидеть все книги этого автора {{/если}} {{/каждый}}

    {{/если}}
  5. {{/если}}
  6. Запросить экзамен или настольную копию {{#if item.templateVars.contentTab}}

    Содержимое

    {{{ item.templateVars.contentTab }}} {{/если}}
  7. {{#if item.templateVars.moreInfo}} {{#каждый элемент.templateVars.moreInfo}}

    {{{ это }}}

    {{/каждый}} {{/если}}
  8. {{#if item.awards}}
  9. {{#каждый пункт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *