История Вечевого Новгородского колокола | Поддорский муниципальный район
ГлавнаяКарта сайтаОнлайн обращение
Официальный сайт органов местного самоуправления
Поддорского муниципального района Новгородской области
175260, Новгородская область, Поддорский р-н, с. Поддорье, ул. Октябрьская, д. 26
Телефон: 8(81658) 7-13-23. Email: adm@admpoddore.ru
Глава Поддорского
муниципального района
Белебелковское сельское поселение Официальный сайт
Поддорское сельское поселение Сайт Совета Депутатов
Селеевское сельское поселение Официальный сайт
Найти:
Опубликовано в рубрике «Вечевой Колокол»
О судьбе вечевого колокола сложено много легенд.
Миниатюра Лицевого летописного свода. ХVI век
События этого времени в летописях описаны буквально по дням.
14 декабря, как сообщает Софийская вторая летопись, “новгородские послы учали бити челом, а вечей колокол отложили, чтобы государь сердце сложил и нелюбия отдал, и вывода бы не ученил, и во вотчины бы их в земли и в воды не всупился и в животы их”.
Летописец указывает и ту цену, которую запросили новгородские бояре за отказ от вечевого колокола – неприкосновенность вотчин, отказ от “вывода” из новгородской земли, освобождение от пограничной службы.
10 января 1478 года, приняв это “жалование” Иван III потребовал освобождения новгородцами Ярославова Двора, на котором находилось вече и вечевые учреждения.
18 января верхи били челом о службе московскому государю, и документ, подтверждающий это, принимается уже не на вече, а на совете господ, на Владычном дворе. Летописец замечает: “По той бо день веча не бысть в Новгороде”.
29 января в Новгород вошел Иван III.
8 февраля “князь великий велел колокол вечный спустити и вече разорити.”
“Марта 5 на Москву прииде князь велики… А после себя повелел князь велики из Новгорода и колокол их вечной привезти на Москву, и привезен бысть и вознесли его на колокольницу на площади с прочими колоколы звонити”.
Но с таким решением судьбы самого вольного колокола Руси народная молва не хотела соглашаться. И родилась легенда (вернее множество легенд) о том, что вечник новгородский, отправленный в Москву, туда, вопреки государевой воле, так и не явился – разбился на кручах валдайских и дал жизнь знаменитым колокольчикам Валдая, которым с момента их чудесного рождения суждено вечно скитаться по долгим российским дорогам, петь о вольности, то, тревожа души людей, то, утешая, и ждать, когда настанет время вернуться им в Новгород (а они вернуться только тогда, когда не Руси наступит воля), чтобы вновь слиться воедино, в вечевой колокол. Тогда и поплывет над Россией вольный звон, и кончатся все неустройства наши и неурядицы.
Полоцкое княжество в X — XI вв. Княжеско-вечевой строй | by Татьяна Сташкевич
Готовимся к экзамену
Первое государство на белорусских землях
Древнерусское государство восточных славян Киевская Русь возникает в конце IX в. Территория Беларуси рассматривается историками как западные земли Киевской Руси. В письменных источниках упоминается государственное образование восточных славян на территории Беларуси Полоцкая земля-княжество. Центром княжества был город Полоцк, упомянутый в летописи «Повесть временных лет» под 862 г. Город находился на реке Западная Двина, являвшейся частью важнейшего торгового пути «из варяг в греки»
Pогволод был первым известным в истории полоцким князем. В летописи под 980 г говорится, что «Рогволод же пришел из-за моря и имел волость в Полоцке». В 60–70-е гг. X в. Полоцку как возможному союзнику придавалось важное значение в соперничестве между Киевом и Новгородом, также находившимися на пути «из варяг в греки». Рогволод дал согласие на брак своей дочери Рогнеды с более сильным киевским князем Ярополком. Новгородскому князю Владимиру, также просившему руки дочери полоцкого князя, было отказано. Отказ оскорбил Владимира. Он отомстил полоцкой княжеской семье.
B дальнейшем Владимир стал великим князем киевским. С его именем связано принятие в 988 г. и распространение на землях восточных славян новой религии — христианства. Владимир дал Рогнеде новое имя — Горислава. Возможно, Рогнеда, прожив с Владимиром несколько лет, так и не простила ему смерти отца и братьев и решилась убить его. Но покушение не удалось, Рогнеду по законам того времени должны были казнить. Мать защитил с детским мечом в руках малолетний сын Изяслав.
Пораженный поступком сына, Владимир приказал выслать Рогнеду с Изяславом в Полоцкое княжество. Здесь для нее был построен город, названный именем ее сына — Изяславль (теперь Заславль). Рогнеда постриглась (по иной гипотезе, была пострижена) в монахини под именем Анастасия. Она осталась в истории как княжна с тремя именами и как одна из первых монахинь среди восточных славян.
При жизни Рогнеды жители Полоцка пригласили Изяслава на княжение. Он известен в истории как князь-книжник, знавший и распространявший грамоту вместе с христианством в Полоцке. Князь Изяслав умер молодым в 1001 г., всего на год пережив свою мать.
Усиление Полоцкого княжества произошло в XI в. при сыне Изяслава, полоцком князе Брячиславе. Он со своим войском захватил волоки, соединявшие Западную Двину и Днепр на пути «из варяг в греки» и принадлежавшие Новгороду. Они позволяли с помощью бревен провести (проволочь) суда и таким образом пройти от Балтийского (Варяжского) до Черного (Русского) моря.
Легендами овеяно имя сына Брячислава — полоцкого князя Всеслава, прозванного Чародеем. Он будто бы родился от колдовства, чародейства.
Hеизвестный автор «Слова о полку Игореве» сравнивает князя Всеслава с оборотнем. Более 50 лет, с 1044 по 1101 г., князь правил Полоцкой землей, достигшей при нем наивысшего подъема.
Bсеслав, расширяя свою власть, стремился захватить земли и города за пределами Полоцкого княжества. Не сумев взять Псков, он захватил и разграбил Новгород. В ответ трое сыновей киевского князя Ярослава Мудрого в 1067 г. напали на пограничный город Полоцкой земли — Менск (Минск). 3 марта состоялась жестокая битва на реке Немиге. Город был сожжен, а его жители — меняне — пленены.
Княжеско-вечевой строй в Полоцкой земле. Власть князя сочеталась с наличием вече — общего собрания взрослых мужчин, имевшего право снимать и назначать князя.
Название «вече», вероятно, происходит от того, что на собрании вели разговор («вещали») о важных общественных делах. На собрание горожан призывал колокол, а решение принималось по силе крика тех, кто его поддерживал.
B обязанности князя входили организация и командование войском, сбор дани с населения. Войско в Полоцке состояло из дружины — специально обученного военному делу отряда людей и народного ополчения, которое состояло из горожан и называлось «полком».
В восточнославянских землях действовали законы, называемые «правдами».
Наиболее известный среди них сборник «Русская правда», разработанный при киевском князе Ярославе Мудром.