Вечера на хуторе близ диканьки гоголь краткое содержание: Вечера на хуторе близ Диканьки краткое содержание повести Гоголя по главам

Прекрасный образ Украины (Н. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Любопытнее всего было мое свидание с типографией.
Только что я просунулся в двери, наборщики, завидя
меня, давай каждый фыркать и прыскать себе в руку,
отворотившись к стенке.

Из письма Н. Гоголя А. Пушкину

Во время работы над «Вечерами» Гоголь познакомился с Пушкиным. Лето 1831 года Гоголь провел в Павловске, по соседству с Пушкиным, жившим в это время в Царском Селе. Общение с Пушкиным во многом помогло начинающему писателю завершить свое чудесное, свежее произведение о жизни народа.

В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь обращает свои взоры к милой его сердцу солнечной Украине. В жизни ее народа, в ее песнях и сказках видит он подлинную поэзию и воссоздает ее в своих повестях. Интерес к народной жизни, возникший под влиянием патриотического подъема в Отечественную войну 1812 года, подсказал Гоголю путь к «Вечерам на хуторе близ Диканьки».

Гоголь и сам прекрасно знал жизнь и народное творчество Украины. Впечатления украинской деревни окружали его с самого детства. Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь, был автором комедий, в которых широко использовался украинский фольклор и изображался быт и нравы украинской деревни. Видел Гоголь в ‘детские годы и вертепы (кукольные театры) с их представлениями, полными задорами украинского юмора. Его сверстники по Нежинской гимназии рассказывали, что Гоголь в праздничные дни отправлялся в предместье Нежина к своим знакомым крестьянам, бывал завсегдатаем на крестьянских свадьбах. Интерес будущего писателя к Украине отразился и в многочисленных записях фольклора, которые он заносил в «Книгу всякой всячины», заведенную им в гимназии в 1826 году.

В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь создал глубоко лирический, прекрасный образ Украины, проникнутый любовью к ее народу. Образ Украины раскрывается писателем и в пленительных поэтических пейзажах, и в передаче национального характера народа, его свободолюбия, храбрости, юмора, лихого веселья.

Украина в книге Гоголя впервые предстала во всей чудесной красоте, яркости и вместе с тем нежности своей природы, с ее вольнолюбивым и мужественным народом.

По определению В. Г. Белинского, «Вечера на хуторе близ Диканьки» — это «поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, — все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах Гоголя».

Первая же повесть «Вечеров», «Сорочинская ярмарка», начинается описанием солнечного, знойного, охватывающего сладостным томлением летнего дня на Украине. Здесь все радостно и ослепительно ярко: и неизмеримый океан неба, и дрожащий в нем жаворонок, и зажженные солнцем листья, и статные подсолнечники, осеняющие пестрые огороды. Этот чудесный пейзаж как бы предваряет и подготавливает картины народной жизни, рассказ о любви красивых и чистых сердцем Грицько и Параски. Их любовь торжествует наперекор злой и завистливой мачехе, глупости Солопия Черевика, корысти и недоброжелательству, которые стоят на дороге их светлого чувства, пытаются помешать его торжеству.

Это безыскусное здоровое начало показано и в облике самой Параски с ее «круглым личиком, с черными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами, с беспечно улыбавшимися розовыми губками». Сколько теплоты и сердечного сочувствия в этом описании молоденькой крестьянской девушки, первый раз попавшей на ярмарку да еще встретившейся там со своим суженым! Но в этой сцене нет ничего искусственного, сентиментального: красавица охотно лущит подсолнечник, она с удовольствием потолкалась бы между полотняными палатками торговцев, продающих ленты, серьги и другие привлекательные товары.

Сколько жизненных, реальных красок в описании ярмарки, сколько юмора, веселого лукавства в рассказе о встрече Со-лопия Черевика с Грицько Голопупенко, легко заслужившим полное доверие Солопия, большого любителя варенухи. Эти сценки, разговоры словно выхвачены из жизни и обладают всеми оттенками живой разговорной речи, тем неуловимым юмором, который присущ народу.

В повестях сочетаются и реалистические картины быта, и образы народной фантастики, а также исторические мотивы, в своей совокупности рисующие широкую и многостороннюю картину жизни украинского народа. Создавая свои повести, Гоголь охотно обращался к народным песням и легендам — в них наиболее ярко и полно запечатлелось народное понимание жизни. В песнях видел Гоголь прежде всего отражение народного характера. В статье, посвященной украинским песням, он говорит: «Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа… Кто не проникнул в них глубоко, тот ничего не узнает о прошедшем быте этой цветущей части России…», так как в песнях передан «верный быт, стихии характера, все изгибы и оттенки чувств, волнений, страданий, веселий изображаемого народа…».

Создавая поэтические, овеянные лиризмом образы девушек: Ганны в «Майской ночи», Оксаны в «Ночи перед Рождеством», Параски в «Сорочинской ярмарке», — Гоголь широко пользуется народными песнями. В них он находит задушевные черты и краски, которыми наделены его героини: то лири-чески-задумчивые и нежные, как Ганна, то полные задорного веселья, как Параска, но одинаково преданные и нежно любящие.

Влюбленные у Гоголя даже объясняются между собой словами народных песен, потому что все красивое и чистое, что отличает чувства простых людей из народа, с наибольшей полнотой и поэтической силой выражено в народной песне. Лирическим, песенным является объяснение Левко и Ганны в повести «Майская ночь». Недаром начало первой главы так близко к одной из известных украинских песен — «Солнце низенько, вечер близенько».

Вера в Украину для писателя неотделима от веры в человека, которая с особенной полнотой нашла свое выражение в образе запорожца, неоднократно встречающемся в повестях. Смелость и вольнолюбие характерны и для таких героев, как кузнец Вакула, Грицько, дед-казак из повести «Пропавшая грамота», не говоря уже о Даниле Бурульбаше из повести «Страшная месть».

В людях из народа видел Гоголь лучшие человеческие черты и качества: любовь к Родине, чувство собственного достоинства, живой и ясный ум, человечность и благородство.

Кузнец Вакула в «Ночи перед Рождеством», Левко в «Майской ночи», ДанилаБурульбаш в «Страшной мести» являются воплощением тех положительных черт, какие запечатлелись в народных думах и песнях. Вакула не теряется ни в каких случаях жизни. Он заставил Служить себе черта, не робеет он и во дворце у царицы. Его поступки определяются большим и подлинным чувством любви к Оксане.

Одним из тех, кто особенно глубоко понял тесную связь творчества Гоголя с народом, был А. И. Герцен. «Не будучи по происхождению, подобно Кольцову, из народа, — писал Герцен, — Гоголь принадлежал к народу по своим вкусам и по складу своего ума».

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Двухтомный сборник повестей русского писателя Н.В. Гоголя. Публикация первого тома состоялась в 1831 году, второй том вышел в печать в 1832 году. 

Содержание

  • 1 Краткое содержание «Вечера на хуторе близ Диканьки»
  • 2 История создания
    • 2.1 Денежные затруднения Гоголя
    • 2.2 Первая часть «Вечера на хуторе близ Диканьки»
    • 2. 3 Вторая часть «Вечера на хуторе близ Диканьки»
  • 3 Основная тема
  • 4 Композиция сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»
  • 5 Жанр сборника
  • 6 «Вечера на хуторе близ Диканьки» в культуре

Краткое содержание «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Часть первая: повести «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота».

Вакула на чёрте из повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством». Рисунок Тарасенко, оформивший издание кн. маг. В. Думнова, п/ф «Насл. бр. Салаевых», 1887 года.

Часть вторая: повести «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место».

История создания

Николай Гоголь прибыл в Санкт-Петербург в декабре 1828 года 19-летним выпускником Нежинской гимназии, который жаждал посвятить всего себя служению Отечеству. Однако, в каком виде будет выражаться это служение молодой человек ясно не представлял. 

Денежные затруднения Гоголя

Первое, чем встретила вчерашнего украинского студента столица Российской империи – это дороговизна. Тех скудных средств, которые семейство Гоголя могло выделять на содержание сына и коими Гоголь привык обходиться у себя на родине, совершенно не хватало в блестящем Петербурге. Николай Васильевич попытался устроиться на государственную службу, однако, вскоре выяснилось, что он к ней совершенно не пригоден: служба чиновника была настолько бессодержательная и монотонна, что Гоголь не мог заставить себя ходить туда каждый день. 

Но потребность в деньгах оставалась. Тогда молодой человек и решил попробовать себя на стезе писательства, так как в гимназии он ярко выделялся именно своими литературными способностями. Гоголь видел, что большим спросом у читателей пользуется все, что связано с народной жизнью, поэтому решил написать несколько рассказов на тему жизни украинского села.  

Первая часть «Вечера на хуторе близ Диканьки»

В 1828 году он приступил к работе. Молодой литератор, который обожал во всем точность и скрупулезность, отправил письмо матери и сестре, где попросил их прислать ему как можно более детальное описание обрядов, обычаев, быта и костюмов сельских жителей Малороссии.

Опираясь на эти описания, а также на свои детские и юношеские воспоминания и рассказы любимой бабушки, Гоголь и написал первые четыре повести «Вечеров на хуторе близ Диканьки». 

В сентябре 1831 года книга была отпечатана в типографии и появилась в книжных лавках Петербурга. С первых же дней продажи стало понятно, что это успех! Весь тираж разошелся мгновенно, а об авторе веселых повестей с мистическим налетом говорила вся столица как о новом литературном даровании. Александр Пушкин, прочтя «Вечера на хуторе близ Диканьки», сделал такую запись: 

«Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…»

Вторая часть «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Вдохновленный успехом, Николай Гоголь без промедления приступил к написанию второй части сборника, который вышел в свет уже в марте 1832 года.

Незадолго до этого – в феврале 1832 года – состоялось личное знакомство Николая Васильевича с Александром Пушкиным. Это было знаменательное событие для начинающего литератора с Украины.

Пушкин тоже был рад знакомству и ввел Гоголя в круг своих товарищей по перу: Василия Жуковского, Константина Батюшкова, Николая Греча, Фаддея Булгарина и др. Еще пару лет назад Гоголь и мечтать о таком не мог!

Основная тема

Если взглянуть на сборник в целом и попытаться выделить одну тему, которая объединяет все повести цикла, то становится очевидным что это тема борьбы добра и зла, причем, в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» светлые силы побеждают нечисть.  

Федор Антонович Моллер (1812–1874) Портрет Н.В. Гоголя. 1840-е гг. Холст, масло.

Через истории своих персонажей Гоголь демонстрирует, что материальный достаток не всегда автоматически означает счастье, а страстные желания очень часто влекут человека прямиком в лапы темных сил. И единственным безотказным оружием в любые времена выступают искренняя вера и добродетель. 

Через все истории сборника красной нитью так или иначе проходит мысль о том, что все тайное рано или поздно становится явным, а причиненное другим зло обязательно вернется тебе в качестве расплаты за содеянное. При всем том автор не опускается до морализации и осуждения своих алчных и злых героев, потому как наказывает их уже в самом сюжете: все они несут заслуженное наказание и показаны в таком виде, что читатель не может не посмеяться над ними. 

Именно юмор – сильнейшее оружие Гоголя, с помощью которого он доносит до читателя главный урок: жить нужно по совести, сохраняя в сердце любовь и уважение к людям, тогда беды будут обходить тебя стороной и никакая нечистая сила не сможет взять верх.  

Композиция сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Главный художественный прием, которым пользуется Гоголь в своих «Вечерах» – контраст: размеренная жизнь с яркими радостными моментами во всех повестях соседствует с печальными и даже жутковатыми событиями. 

Вечера на хуторе близ диканьки. Вторая книжка. 1832

Сюжет каждой повести становится своеобразной ареной для борьбы добра и зла, истиной христианской веры и бесовщины. Высокий градус этой контрастности достигается Гоголем благодаря многочисленным вкраплениям фольклора, народным преданиям и фантастическим сценкам, которые автор в изобилии вплетает в повествование. Отдельным колоритным персонажем являет рассказчик – пасечник Панько Рудый, который как будто берет читателя за руку и ведет по всем рассказам сборника, от страницы к странице открывая ему самобытную жизнь украинского села. 

Жанр сборника

Литературоведы единодушно сходятся во мнении, что все произведения сборника относятся к жанру повести, их направление – романтизм. Сам Гоголь называл такой стиль повествования – поэтическая проза, и именно благодаря ей «Вечера на хуторе близ Диканьки» получились такими лиричными и даже мелодичными. Уже несколько веков читатели находят, что все повести читаются легко, на одном дыхании, как будто это не прозаическое произведение, а воздушное стихотворение. 

Гоголь сумел соединить в одной книге высокий поэтический стиль и романтические элементы с живой разговорной речью. И именно это необычное сочетание так полюбилось читателям, придало неповторимый шарм и народный характер. 

«Вечера на хуторе близ Диканьки» в

культуре

Бессмертное творение Гоголя вдохновило многих деятелей культуры на создание собственных произведений. 

Так, композиторы Николай Андреевич Римский-Корсаков и Петр Ильич Чайковский написали великолепные оперы: Н. Римский-Корсаков – оперу «Ночь перед Рождеством», а П. Чайковский – оперу «Черевички».

С возникновением кинематографа режиссеры непременно захотели снять художественные фильмы на сюжет гоголевских повестей. Первые немые фильмы «Страшная месть» и «Ночь перед Рождеством» вышли более ста лет назад – еще в 1912 году. 

Ночь перед Рождеством 1913 год

Наиболее известными и популярными считаются экранизации «Вечеров» режиссера Александра Роу. Его кинокартина «Майская ночь, или Утопленница» вышла в 1952 году, а «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 1961 году.

Также в советское время было создано несколько детских адаптированных мультфильмов на сюжет повестей Гоголя.

На сегодняшний день самыми свежими экранизациями повестей Николая Васильевича из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» является фильм режиссера Александра Баранова «Гоголь. Начало», который вышел на большие экраны в 2017 году.

краткое содержание сборника

Человека, не знающего творчества Н.В.Гоголя в нашей стране (да и на просторах СНГ), найти будет очень сложно. И стоит ли? Одним из самых популярных шедевров писателя являются «Вечера на хуторе близ Диканьки». Даже те, кто не читал книгу, наверняка видели фильмы или мюзиклы, основанные на рассказах из этого издания. Предлагаем вам изучить предельно сокращенный пересказ каждого произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (краткое содержание) — вашему вниманию.

Секрет успеха работ: в чем он?

Конечно, у каждого человека свои вкусы и предпочтения. Но, как ни странно, этот сборник рассказов нравится и людям старшего поколения, и молодежи. Почему это происходит? Скорее всего, из-за того, что Гоголь смог соединить в одной книге мистические сюжеты, юмор и приключения, а еще — историю любви. На самом деле, это беспроигрышный рецепт успеха! Итак, «Вечера на хуторе близ Диканьки». Краткое содержание поможет понять, стоит ли читать всю книгу!

Обратите внимание, что эта книга состоит из двух частей. Поэтому постараемся в нескольких предложениях изложить то, о чем идет речь в каждом из рассказов.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»: краткое содержание первой части

В рассказе о ярмарке в Сорочинцах читатель сможет от души повеселиться, наслаждаясь приключениями Черевика, его очаровательной дочери Параси , ее воздыхательница Грицка, предприимчивая цыганка и нелепая Хиври, жена Черевика. Мы можем понять, что любовь способна творить чудеса, но неумеренные возлияния и прелюбодеяния в конце концов оказываются достойными наказания!

«Вечер накануне Ивана Купалы» — история, наполненная мистикой и некоторой мрачной романтикой. Сюжет разворачивается вокруг Петруси, влюбленной в Педорку, состоятельный отец которой не особо стремится отдать дочь за бедную жену. Но и тут, как на грех, на помощь незадачливому любовнику берется нечистая сила. Конечно, не зря. Дьявол требует себе в помощь цветок папоротника. Совершив убийство, юноша добивается от него того, чего хотел сатана. Но это не приносит ему счастья. Сам Петрус гибнет, а его золото превращается в черепа…

«Майская ночь, или Утопленница» — история о том, как чистая любовь, мужество и находчивость побеждают даже свершившуюся много лет назад несправедливость.

Из рассказа «Потерянное письмо» мы узнаем, что в карточной игре можно победить даже чертей. Для этого нужно немного — с искренней верой скрестить игральные карты. Правда, не факт, что после этого ваша жена не станет танцевать каждый год, совершенно не желая.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»: краткое содержание второй части

И узнаем, что Дьявол может оседлать и летать на нем, а отвага и предприимчивость помогут покорить даже самую неприступную красавицу! Интересно, это только в канун Рождества?

«Страшная месть» — это история, которая действительно страшит! Все-таки как можно заранее догадаться, что отец вашей жены колдун? Кстати, в рассказе упоминаются вполне реальные исторические личности!

Также в сборнике есть рассказ о том, как горячее желание пожилой родственницы (тетки) устроить личную жизнь племянника (Ивана Федоровича Шпоньки) может существенно изменить монотонное и размеренное существование! Только в лучшем виде?

«Заколдованное место». Эта история расскажет о том, в какие приключения можно попасть, даже в старости. Эх, не связывайтесь с нечистой силой!

Приятного и приятного чтения!

Николай Гоголь.

Сборник рассказов

Я начинаю нервничать из-за двух последних испытаний. Времени становится все меньше. Некоторые из книг о возвращении к классике не являются обязательными, но мне все равно нужно прочитать обязательный выбор до 18-го века или 18-го -го -го века — Одиссея

. К сожалению, моему сыну приходится читать ее перед школой, так что у него первые бабки на книгу. Почему я не прочитал это первым?

А пока решил почитать свой выбор классических рассказов: Николай Гоголь — Сборник рассказов . Я купил этот сборник около четырех лет назад (после прочтения «Тезка » Джумпы Лахири, в котором заметно упоминается « Шинель » Гоголя). Но собирает пыль. Я не любитель коротких рассказов.

Гоголь — русский писатель украинского происхождения, живший в начале 1800-х годов. Я не изучаю русскую литературу, поэтому все, что я узнал о нем, взято из предисловия к книге. На его более ранние рассказы повлиял украинский фольклор, а более поздние рассказы более изощренны, но абсурдны. Он имел большое влияние на других русских писателей. Ни одно из этих вступлений не подготовило меня к тому, чтобы полюбить эту книгу так сильно, как я.

Что это за истории? Возможно, наиболее известными являются The Nose 9.0044 ; Пальто ; и, возможно, Дневник сумасшедшего , которые вошли в этот сборник. Его более ранними книгами были Вечера на хуторе близ Диканьки, тома I и II , а в этот сборник из этих книг вошли Сочельник и Сочельник . Всего в сборнике было тринадцать рассказов, представляющих собой смесь более ранних и более поздних рассказов. И все они были очаровательны. В них было сходство, но между более ранними и более поздними историями была разница в тоне. На самом деле, мне больше нравились предыдущие.

«Фольклорные» сказки были по стилю разговорными. И хотя рассказчик бродил по касательной, он был фантастическим рассказчиком, всегда увлекая меня дикими подробностями.

Было много ведьм и дьяволов, так что, возможно, это был своего рода магический реализм, но я не читал ничего подобного. Не столько страшно, сколько по факту, как будто как ты живешь с этими вещами, если эти вещи реальны, и они тебя пугают, но ты продолжаешь жить своей жизнью, потому что они часть жизни.

В средней части книги были рассказы, представляющие собой виньетки из жизни русских крестьян, изображенные с юмором и грустью. Одна история, которая, как мне кажется, была сделана блестяще, началась с того, что болтливый рассказчик жаловался на то, что его память подобна решету. Он услышал замечательную историю от великого рассказчика и настоял на том, чтобы тот записал ее. Некоторое время спустя он заметил, что его жена использовала некоторые страницы для упаковки тортов. Итак, если вы хотите узнать конец истории, вы должны найти рассказчика. Рассказчик очень подробно описывает, где найти рассказчика и как его узнать. Затем он приступает к рассказу. Это подробная и все более интересная маленькая семейная драма.

Я ЗНАЮ, что конец истории будет обрезан. Тем не менее, я продолжаю читать. Меня затягивает дилемма. Я хочу знать, как разрешится конфликт. И когда сказка обрывается резко, оставляя меня в подвешенном состоянии, мне некого винить, кроме себя. Кто бы СДЕЛАЛ это с читателем?

Пальто — последняя история в коллекции. Это грустная история о забитом клерке, довольном — даже счастливом — своей работой, но бедном. Случилось так, что ему нужно новое пальто. Он экономит, экономит и замышляет с другом-портным сшить новое пальто. Волнение от нового пальто становится центром его жизни, и когда оно наконец закончено, оно открывает для него целый новый мир возможностей. За исключением того, что в первый вечер, когда он его надевает, пальто украдено. Когда он пытается обратиться за помощью к властям, его игнорируют и высмеивают. Он заболевает и умирает. Его призрак берет своего рода приглушенную месть. Наброски голых костей не передают всей истории. Письмо Гоголя способно выжать из него все до последней крупицы чувства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *