Вечер накануне ивана купала краткое содержание гоголь: Вечер накануне Ивана Купала. Краткое содержание повести Гоголя

Вечер накануне Ивана Купала. Краткое содержание повести Гоголя

Дьячок Фома Григорьевич уж некогда рассказывал эту быль, и некий «панич в гороховом кафтане» успел уж выпустить ее книжечкой, однако пересказ сей настолько не удовлетворил автора, что он взялся рассказать эту быль снова, как должно, а добросовестный пасичник — в точности передать его слова.

История, услышанная дьячком от собственного деда (славного тем, что в жизнь свою он никогда не лгал) и многие детали которой принадлежали дедовой тётке, содержавшей в то время шинок, — произошла лет за сто до того, на месте Диканьки, бывшей тогда «самым бедным хутором». Всякий народ шатался вокруг, многие без делу, и среди них Басаврюк, «дьявол в человеческом образе». В церковь он не ходил и на Светлое Воскресенье, а красным девушкам дарил подарки, давившие их, кусавшие и навевавшие всякие ужасы по ночам. Меж тем в селе жил козак Корж с красавицей дочкой, и был у него работник Петрусь, по прозванью Безродный. Приметив однажды, что молодые люди любят друг друга, старый Корж едва не побил Петруся, и только слезы шестилетнего Пидоркиного брата Ивася спасли бедного парубка: Петрусь был изгнан. А вскоре к Коржу повадился какой-то лях, «обшитый золотом», и вот уж все идёт к свадьбе. Пидорка посылает Ивася сказать Петру, что скорее умрёт, чем пойдёт за ляха, и, когда потрясённый Петрусь заливает горе в шинке, к нему подходит Басаврюк и предлагает несметные богатства за безделицу, за цветок папоротника. Они уславливаются встретиться в Медвежьем овраге, ибо только одну эту ночь, накануне Ивана Купала, цветёт папоротник. В полночь они пробираются топким болотом, и Басаврюк указывает Петрусю три пригорка, где будет множество цветов разных, а сорвать должно лишь папоротник и держать его не оглядываясь. Все, как ведено, делает Петро, хоть и страшно ему, что за цветком тянутся сотни мохнатых рук, а позади него что-то движется беспрестанно. Но сорван цветок, и на пне появляется недвижный и синий, как мертвец, Басаврюк, оживающий лишь от страшного свиста. Он велит Петрусю во всем слушаться той, что перед ними станет. Вдруг является избушка на курьих ножках, и выскочившая из неё собака превращается в кошку, а затем в безобразную ведьму. Она шепчет что-то над цветком и велит Петру бросить его — цветок плывёт огненным шаром среди мрака и падает на землю вдалеке. Здесь, по требованию старухи, Петрусь начинает копать и находит сундук, но позади раздаётся хохот, а сундук уходит в землю, глубже и глубже. Сказав, что надобно достать крови человеческой, ведьма подводит дитя лет шести под белою простынёю и требует отсечь ему голову. Срывает Петрусь с ребёнка простыню и, видя маленького Ивася, бросается на старуху и заносит уж руку. Но помянул Басаврюк Пидорку, а ведьма топнула ногой, — и стало видно все, что ни было в земле под тем местом, где они стояли. И помутился ум Петруся, «и безвинная кровь брызнула ему в очи».

Реклама

Тут начался подлинный шабаш, Петрусь бежит, все вокруг кажется ему словно бы в красном свете, в доме своём падает он и спит два дня и две ночи без просыпа. Пробудившись, не помнит Петрусь ничего, даже найдя в ногах своих два мешка с золотом. Он несёт мешки Коржу, и тот закатывает такую свадьбу, что и старики не упомнят подобной. Одного Ивася нет на той свадьбе, украли его проходившие мимо цыгане. Чудно Пидорке, что не помнит Петрусь и лица ее меньшого брата. Но ещё чего-то важного не может вспомнить Петрусь и день за днём сидит, припоминая. Уж к каким знахарям ни обращалась Пидорка — все без толку.

И лето прошло, и осень, и зима, — страшен Петрусь, и одичал, и злится, а все мучится тщетным своим припоминанием. И решается несчастная Пидорка на последнее средство — привести из Медвежьего оврага колдунью, что умеет лечить все болезни, — и приводит ее ввечеру накануне Купала. И вглядевшись, все вспомнил Петрусь, захохотал и пустил топором в старуху. И явилось вместо старухи дитя, накрытое простынёю. Узнает Пидорка Ивася, но, весь покрывшись кровью, он освещает хату, и Пидорка в страхе убегает. Когда же высаживают сбежавшиеся люди дверь, уж никого нет в хате, лишь горстка пепла вместо Петруся, а в мешках — битые черепки. Пидорка уходит на богомолье в Киев, в лавру. Явился вскоре Басаврюк, но все сторонятся его (ибо поняли, что человеческий облик он принимал, чтоб отрывать клады, а молодцев приманивал, поскольку клады не даются нечистым рукам), а тётка дьячкова деда так далее оставляет прежний свой шинок на Опошнянской дороге, чтоб перебраться в село. За то Басаврюк и вымещает злобу на ней и других добрых людях долгие годы, так что и дьячков отец помнил ещё его проделки.

Пересказала Е. В. Харитонова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

Краткое содержание Гоголь Вечер накануне Ивана Купала за 2 минуты пересказ сюжета

Краткие содержания за 2 минуты

  • Краткие содержания
  • Гоголь
  • Вечер накануне Ивана Купала

Жуткую быль поведал дед Фомы Григорьевича. А ему все рассказала родная тетка. История эта столетней давности. В ту пору села еще не было, был нищий хутор.

Повадился на хутор дьявол в образе человеческом, Басаврюк. Пил, гулял, дарил гостинцы девчатам. Только от подарков были проблемы – бусы душили ночью, снились кошмары, да и казалась ночью всякая нечисть в хате. А отделаться от презентов не выходило – они назад как завороженные возвращались.

У зажиточного казака Коржа была дочь Пидорка и батрак Петрусь Безродный. Пидорка и Петрусь влюбились. Корж застал их при поцелуе, хотел побить наймита, но упросил за него малый брат девушки, Ивась.

К Коржам начал ходить зажиточный лях. Отец стал готовить свадьбу дочки и ляха. Ивась сообщил Петру об этом.

Петр с горя напился в шинке. Басаврюк решил ему помочь, если парень пообещает выполнить одно желание нечистого. Петр согласился.

Басаврюк привел хлопца в лес и помог найти цветок папоротника. С цветком в руке он увидел сначала избушку Бабы Яги, потом превращения: собаки — в кошку, кошки — в ведьму. Колдунья пошептала на цветок и поплыл цветок по воздуху, упал на землю. В том месте сказала старуха копать. Петр раскопал клад в железном ларце. Но клад убегал ниже в землю. Ведьма возжелала крови людской. Привела малое дитя, дала нож и приказала отделить голову. Петр поднял простыню и узнал в мальце Ивася. Парень не хотел, но увидев золото, открывшееся в сундуке, убил Ивася. Ведьма выпила крови…

Как полоумный, Петр прибежал домой и свалился там. Пришел в себя через двое суток. Возле него было два мешка с золотом.

Выяснилось, что пропал Ивась, причем в день договора Петра с Басаврюком. Пидорку отдали замуж за Петруся. Жили они в достатке.

Спустя месяц Петр изменился – усох и стал блеклым. Все силился что-то вспомнить. Хирел на глазах. Через полгода от переживаний за него и Пидорка стала вянуть.

В канун праздника Ивана Купала Пидорка привела к мужу колдунью из Медвежьего оврага. Петр узнал в ней ведьму и хотел убить топором. Вместо нее показалось дитя – Ивась, весь в крови. В ужасе Пидорка выбежала из дома. Когда сбежались люди на ее крики, в хате был дым, а вместо Петра – горстка пепла, вместо золота – глиняные черепки.

Пидорка ушла на богомольство. Хутор забросили. В селе рядом тоже были случаи чертовщины.

В этой были поднята тема раскаяния за грехи.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гоголь.

Все произведения
  • Вечер накануне Ивана Купала
  • Вечера на хуторе близ Диканьки
  • Вий
  • Девяносто третий год
  • Женитьба
  • Заколдованное место
  • Записки сумасшедшего
  • Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
  • Игроки
  • История создания комедии Ревизор
  • История создания повести Тарас Бульба
  • История создания поэмы Мертвые души
  • Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • Коляска
  • Король забавляется
  • Майская ночь или Утопленница
  • Мёртвые души
  • Мертвые души по главам
  • Миргород
  • Невский проспект
  • Нос
  • Ночь перед Рождеством
  • Петербургские повести
  • Повесть о капитане Копейкине
  • Портрет
  • Пропавшая грамота
  • Ревизор
  • Рим
  • Сорочинская ярмарка
  • Старосветские помещики
  • Страшная месть
  • Тарас Бульба
  • Шинель

Вечер накануне Ивана Купала.

Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Время всегда хорошее А. Жвалевский, Е. Пастернак

    «Время всегда хорошее» — это книга, написанная Андреем Жвалевским и Евгением Пастернаком, изданная издательством «Время» в 2009 году. Состоит из 15 страниц.

  • Гёте

    Творческий вклад гениального творца Иоганна Вольфганга фон Гёте в мировую литературу сложно преувеличить, так как именно этот писатель и поэт сумел нарушить устои и создать новое течение в поэзии и прозе

  • Золя

    Золя, знаменитый не только как писатель, но и как ведущий приверженец натуралистического литературного движения, создал множество романов, пьес, новелл и повестей, а также большое число очерков

  • Краткое содержание Шмелёв Русская песня

    Рассказ Ивана Шмелева «Русская песня» впервые был опубликован в авторском сборнике «Лето Господне. Праздники» (Белград, 1933).

  • Краткое содержание Куприн Впотьмах

    Хорошо сложенный молодой инженер Аларин едет домой.

    В одном купе вместе с ним едут, неприглядная молодая девушка и мужчина с кавказкой внешностью. Спустя немного времени этот мужчина пристаёт к девушке

Н.В. Гоголь, «Вечер накануне Ивана Купалы»: краткое содержание

В данной статье мы рассмотрим краткое содержание повести «Вечер накануне Ивана Купалы». Произведение считается одним из лучших произведений Н.В. Гоголя. Он наполнен мистикой и фольклорными легендами о нечистой силе.

О произведении

Впервые рассказ был опубликован в 1830 году в «Отечественных записках». «Вечер накануне Ивана Купалы» (краткое содержание популярного рассказа будет рассмотрено ниже) был первым произведением, открывшим цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Критики и читатели были единодушны во мнении о невероятном таланте молодого писателя и сулили ему большое будущее.

В основе сюжета извечная тема сделки с дьяволом. Гоголь, изображая несчастливую судьбу Петруса, показывает, что человек должен преодолевать выпавшие на его долю трудности, а не принимать помощи от дьявола.

«Вечер накануне Ивана Купалы»: краткое содержание (галстук)

Дьяк Фома Григорьевич уже не первый раз рассказывает эту историю. Несколько лет назад паника записала это и опубликовала в маленькой книжке. Но пересказ был так неуклюж, что пономарь его совсем не удовлетворил. Вот почему он решил пересказать историю еще раз. Добросовестный пчеловод пообещал точно передать его слова.

Эту историю Фома Григорьевич услышал от своего родного бизнесмена, который прославился тем, что никогда в жизни не лгал. Произошла необыкновенная авария сто лет назад здесь, в Диканьке, которая в то время была беднейшим в уезде хутором.

Сделка с Басаврием

Теперь начинается основная часть произведения «Вечер накануне Ивана Купалы». Краткое повествование рассказывает нам о Басаврюке, «дьяволе в человеческом обличье», который среди других людей шатается. Он никогда не ходил в церковь, даже в Светлое Воскресенье, а дарил девчонкам такие безделушки, что они их кусали, давили и кошмары по ночам насылали.

В селе жил в то время старый казак Корж, у которого была красавица дочь Пидорка. А Петрус по прозвищу Безродный работал на него. Как-то старик заметил, что молодые люди полюбили друг друга. Он сначала хотел побить Петрусю, но за него вступился шестилетний Ивас, младший брат Пидорки. Но от изгнания разъяренного казака из дома этого молодого человека не уберег.

Вскоре по хутору поползли слухи, что Корж должен зайти в дом некой лли, весь в золоте, и дело идет к свадьбе. Ивас прибегает к Петрусе, чтобы передать от сестры весть — она ​​скорее умрет, чем выйдет за лиахом. От горя юноша зашел в кабак, где к нему подошел Басаврюк. Нечистый предложил свою помощь в обмен на цветок папоротника.

Петрус согласился, и было условлено встретиться в Медвежьем овраге в ночь перед праздником Ивана Купалы, так как только в это время цветет папоротник. Они пробираются в полночь через болота, и Басаврюк показывает пригорки, на которых растут цветы, а среди них есть папоротник.

Жертва

Краткое содержание («Вечер накануне Ивана Купалы» Гоголя) передает ужас и мистический ужас от того, что случилось с Петрюсом. И вот юноша срывает цветок, и ему кажется, что его мохнатые руки вытянуты за ним, а за ними движется что-то темное. А перед Петрусем на пеньке стоит Басаврюк, синий, аки покойник. Он приказывает юноше повиноваться только тому, что станет перед ним. И неизвестно откуда берется избушка на курьих ножках, из которой выбегает собака. Собаку бросают в кошку, а потом в страшную ведьму. Ведьма что-то шепчет над цветком, а потом приказывает его бросить. Петро бросает, и папоротник превращается в огненный шар, который плывет во тьме и вдали опускается на землю.

В этот момент герой начинает копать и натыкается на сундук. За его спиной раздается смех, и сокровище все глубже спускается в землю. Чтобы выкопать клад, нужна кровь ребенка. Ведьма приносит Петрусе ребенка под простыню, герой разрывает ее и видит Ивасию. Он бросается на ведьму с кулаками, но показывает сокровища, спрятанные под землей. Затем Петрус, глаза которого затуманены жадностью, убивает мальчика.

Свадьба

Произведение насыщено народными легендами и фольклорными образами, что подтверждается кратким содержанием сказки «Вечер накануне Ивана Купалы». Как только проливается кровь, начинается шабаш, Петрус убегает. Оказавшись дома, он падает и спит двое суток. Очнувшись, парень ничего не помнит, а у своих ног видит два мешочка с золотом. Он все рассказывает Коржу, и старик выдает за него свою дочь. На свадьбе есть только Ивася — его украли цыгане. Пидорка удивляется тому, что Петрус даже не может вспомнить лица своего младшего брата. С этого времени юноше стало грустно, он часами сидел, желая что-то вспомнить. Даже знахарь не мог помочь его горю.

Развязка

Работа «Вечер накануне Ивана Купалы» (краткое содержание) подходит к концу. Проходит год, а все терзает что-то Петруся. Тогда Пидорка решается обратиться за помощью к волшебнице, живущей в Медвежьем овраге. Ведьма приходит в их дом накануне Купалы. Только увидев ее, Петро все вспомнил. Он засмеялся, схватил топор и метнул его в старуху. Но тут вместо ведьмы появился ребенок, накрытый простыней. В нем Пидорка узнал Ивасию. Но покрывало начало медленно пропитываться кровью и светиться, и девушка в ужасе выбежала из хижины.

Пидорка собирает людей, которые вламываются в дом. Но там уже никого нет, только горсть пепла — все, что осталось от Петруси. А в мешках, где хранилось золото, — осколки осколков. В горах Пидорка отправляется в паломничество в Киев, где и остается. Вскоре Басаврюк снова появился в хуторе, но люди сторонились его больше, чем прежде, что только злило его и делало больше подлости.

Так заканчивается произведение «Вечер накануне Ивана Купалы». Краткое изложение его теперь вам известно.

Краткий обзор рассказа 50 часть: Иван Тургенев | Рассказы

Когда в 1852 году умер Гоголь, Иван Тургенев, человек, которого многие в России называли его преемником, был арестован за написание некролога в честь великого писателя. На самом деле официальная причина была предлогом. Тургенев уже вызвал недовольство царских властей серией зарисовок деревенской русской жизни, опубликованных в журнале «Современник» между 1847 и 1851 годами и собранных в 1852 году под названием «Очерки из охотничьего альбома».

Эта книга, которая, как утверждается, повлияла на решение царя Александра II об освобождении крепостных в 1861 году, содержит виньетки крестьянской жизни, наблюдаемые охотником-землевладельцем, очень похожим на Тургенева. Таких округлых изображений крепостных еще не давал даже Гоголь. Как отмечает переводчик Ричард Фриборн, хотя Тургенев и в рассказе, и в романе шел к большему, он вполне осознавал достоинства книги. На момент публикации писал:

«Многое вышло бледно и обрывочно, на многое только намекают, что-то не то, пересолено или недожарено, — но есть и другие ноты, отыгранные совершенно правильно и не фальшиво, и именно эти ноты спасут всю книга.»

Из них, пожалуй, лучше всего передана Бежин Леа. Этот мастерски написанный рассказ начинается с описания июльского дня, и точное изображение мира природы представляет собой одно из самых больших удовольствий тургеневского письма. Как пишет Эдмунд Уилсон, у Тургенева «погода никогда не бывает одинаковой; описания сельской местности вполне конкретны и полны, как у Теннисона, точных наблюдений за тем, как облака, солнечный свет, снег и дождь, деревья, цветы, насекомые, птицы и дикие животные, собаки, лошади и кошки ведут себя, но они также запятнаны настроением человека, который их воспринимает».

Возвращаясь домой в конце этого славного дня, охотник заблудился, а с наступлением ночи он проходит через бескрайние поля, стоячие камни и ужасающие бездны. Настроение сказочное, но вместо сверхъестественных существ охотник в итоге находит только группу мальчишек, охраняющих табун лошадей. Они собрались вокруг костра и рассказывают истории о привидениях. На протяжении всего своего рассказа Тургенев, убежденный реалист, неоднократно уравновешивает нереальное, призрачное с просто человеческим, фантастический ужас с житейским пафосом и сопереживанием. Маленькое кольцо рассказчиков, собравшееся в маленьком пятне мерцающего света на огромной равнине, легко сосуществует как конкретная обстановка и экзистенциальный символ. В конце истории, когда рассказчик сообщает, что один из мальчиков умер в следующем году, он действует быстро, чтобы разрядить любое сверхъестественное напряжение. Как замечает Фрэнк О’Коннор, Тургенев хотел «не содрогания детей, сидящих у костра зимней ночью и думающих о привидениях и банши, пока ветер кричит о маленьком домике, — но содрогания взрослого человека перед тайной человеческой жизнь».

Хотя Тургенев время от времени затрагивал сверхъестественные темы, особенно в конце своей жизни, его величайшие достижения в рассказе связаны с любовью и юностью в качестве основных тем. Лучше всего он писал автобиографически, и два его лучших рассказа, повесть «Первая любовь» (1860 г.) и «Пунин и Бабурин» (1874 г.), глубоко основаны на его собственных воспоминаниях. Ближе к концу своей жизни Тургенев сказал о Первой любви: «Это единственное, что до сих пор доставляет мне удовольствие, потому что это сама жизнь, она не была придумана… Первая любовь — это часть моего опыта». Эта длинная и красивая история мощно пробуждает как опыт любви подростка, так и сложную печаль пожилого человека, оглядывающегося на свою юность. История разворачивается летом, когда рассказчик Владимир Петрович становится одним из нескольких женихов, собравшихся вокруг Зинаиды, чья мать — обедневшая княжна, использующая свою дочь как приманку, чтобы заманить богатого мужа. Эта история является первым полным расцветом способности Тургенева создавать и перемещаться между отдельными, удивительно яркими персонажами и точками зрения, демонстрируя то, что В.

С. Притчетт называет «любопытным жидким даром, который в конечном итоге стал высшим у Пруста».

Если этот жидкий смысл пронизывает произведение Тургенева в целом, то источником его является отдельная фраза. Уилсон пишет: «Тургенев — мастер языка, он интересуется словами так, как другие великие русские романисты XIX века, за исключением Гоголя, — нет». Констанс Гарнетт, чьи переводы познакомили английских читателей с большинством великих русских XIX века, считала, что Тургенева труднее всего переводить, «потому что его стиль самый красивый». «Какой удивительный язык!» Чехов писал, перечитывая рассказ Тургенева «Собака» 1866 года. Будь то описание пони, выхоленных до тех пор, пока они не станут «гладкими, как огурцы», или «паром и блеском апрельской оттепели», большие здания его рассказов всегда строятся по кирпичику, с огромной и тщательной тщательностью. В «Смерти» из «Очерков» он описывает место страшной аварии:

Мы нашли несчастного Максима лежащим на земле. Вокруг него собралось человек десять мужиков. Мы слезли с лошадей. его синие губы. Его подбородок дрожал, волосы прилипали к вискам, а грудь неровно поднималась: он явно умирал. Легкая тень молодой липы спокойно бежала наискось по его лицу».

Эта последняя деталь — штрих мастера, сразу зрительно закрепляющий сцену, передающий безразличие природы к бедственному положению Максима, намекающий на грань между существованием и забвением и подчеркивающий одиночество момента смерти, когда наблюдатель отмечает деталь, которую Максим никогда бы не стал. Тургенев, возможно, не так часто, как Толстой, писал о реальном моменте смерти, но, возможно, столь же искусно вызывал двойные потоки ужаса и банальности, которые он так часто заключает в себе.

Тургенев — поэт разочарования, чьи восторженные описания юности всегда фильтруются через старшее сознание, знающее, что оно «тает, как воск на солнце». Потрясающее воспоминание о детстве у Пунина и Бабурина начинается со слов «Я теперь стар и болен». В очерке 1860 года Тургенев делит героев на кривляющихся Гамлетов и безумных Дон-Кихотов, которые добиваются своего. Как следует из этого различия, действие в его произведениях часто вызывает тревогу: откровенность Бабурина, которая дорого обошлась ему перед своими хозяевами, фатальное разрушение дома Харловым в тургеневской версии «Короля Лира», «Степного обучения», — в то время как бездействие оказывается не более выгодным (свидетельствуйте о патетическом фигура, описанная в «Дневнике лишнего человека»). И все же, несмотря на всю эту скорбь и тоску, которые заставили Генри Джеймса назвать тургеневские сборники «нагромождением мрака», его рассказы пульсируют жизнью, столь же яркой, как и любая другая в литературе. «Отцы и дети», один из величайших романов XIX века.Тургенев пишет о «тихой внимательности героя к широкой волне жизни, постоянно текущей в нас и вокруг нас». Это то, что направляет его работа, волна, которая неотвратимо несет нас к нашему концу, но которая также содержит всю мощную, мимолетную красоту существования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *