Вече руси: Veche Rusi — LiveJournal

ВЕЧЕ • Большая российская энциклопедия

ВЕ́ЧЕ, на­род­ное со­б­ра­ние у слав. на­ро­дов. Лек­се­ма «В.» про­ис­хо­дит из пра­сла­вян­ско­го vĕtjo («со­вет»), од­на­ко не­из­ве­ст­но, при­ме­ня­лось ли это по­ня­тие для обо­зна­че­ния кол­лек­тив­ных ор­га­нов вла­сти в до­го­су­дарств. эпо­ху. Са­мое ран­нее упо­ми­на­ние (в фор­ме вѣш­те) со­дер­жит­ся в Суп­расль­ской ру­ко­пи­си (Бол­га­рия, 10–11 вв.), где ис­поль­зу­ет­ся в сло­во­со­че­та­нии «вѣш­те тво­рятъ», пе­ре­даю­щем зна­че­ние греч. гла­го­ла «στασιάζουσιν» («вос­ста­ют»). Со 2-й пол. 13 в. сло­во «В.» встре­ча­ет­ся при­ме­ни­тель­но к кол­лек­тив­ным ор­га­нам вла­сти го­ро­дов-ком­мун в Дал­ма­ции (veћe, vijeћe), в позд­нем Сред­не­ве­ко­вье – при­ме­ни­тель­но к су­деб­ным со­б­ра­ни­ям в Поль­ше (wiec).

В Др.-рус. гос-ве в до­мон­голь­ское вре­мя В. (вѣ­че) на­зы­ва­лись по­ли­тич. со­б­ра­ния го­ро­жан, ко­то­рые обо­зна­ча­лись так­же др. тер­ми­на­ми (напр., «со­вет») или опи­са­тель­ной кон­ст­рук­ци­ей («кия­не ре­ша…»). С кон. 10 – нач. 11 вв. по­яв­ля­ют­ся ле­то­пис­ные со­об­ще­ния о со­б­ра­ни­ях в го­ро­дах Др.-рус. гос-ва, пре­ж­де все­го в Кие­ве и Нов­го­ро­де (впер­вые В. упо­ми­на­ют­ся под 997 в «По­вес­ти вре­мен­ных лет» и под 1015 в Нов­го­род­ской пер­вой ле­то­пи­си млад­ше­го из­во­да). В. ста­ли бо­лее час­ты­ми в 12 в. по­сле рас­па­да Др.-рус. гос-ва (под 1175 в Лав­ренть­ев­ской ле­то­пи­си име­ет­ся фра­за, ука­зы­ваю­щая на то, что та­кие со­б­ра­ния уже ста­ли обыч­ным яв­ле­ни­ем: «Нов­го­род­ци бо из­на­ча­ла, и Смол­ня­не, и Кыя­не, и По­ло­ча­не, и вся вла­сти яко­же на ду­му на вѣча схо­дят­ся»). В 12 – 1-й тре­ти 13 вв. В. фик­си­ру­ют­ся во мно­гих цен­трах рус. кня­жеств и зе­мель. Сре­ди их функ­ций вы­де­ля­ют­ся: из­бра­ние кня­зей, по­сад­ни­ков (в Нов­го­ро­де – ты­сяц­ких, ар­хи­епи­ско­пов, ар­хи­ман­д­ри­тов Юрь­е­ва мон.) и их из­гна­ние, за­клю­че­ние «ря­да» (до­го­во­ра) с кня­зем, при­ня­тие ре­ше­ния об уча­стии в вой­не гор. ополче­ния (час­то име­ну­ет­ся в ле­то­пи­сях «во­ями»). Ре­ше­ния В. стар­ше­го го­ро­да в кня­же­ст­ве (зем­ле) бы­ли обя­за­тель­ны­ми для др. го­ро­дов («при­го­ро­дов»). Ча­ще все­го (хо­тя и не все­гда) кня­зья счи­та­лись с во­лей В. Од­на­ко В. не яв­ля­лось по­сто­ян­но дей­ст­вую­щим ор­га­ном вла­сти, не име­ло чёт­ко оп­ре­де­лён­ных пол­но­мо­чий и рег­ла­мен­та, со­би­ра­лось, по-ви­ди­мо­му, в экс­т­ра­ор­ди­нар­ных си­туа­ци­ях, не уча­ст­во­ва­ло в не­по­средств. управ­ле­нии. По во­про­су о со­ста­ве уча­ст­ни­ков В. в ис­то­рио­гра­фии су­ще­ст­ву­ют разл. мне­ния: все сво­бод­ные жи­те­ли зем­ли (В. И. Сер­гее­вич и др. сто­рон­ни­ки «зем­ско-ве­че­вой» и «об­щин­но-ве­че­вой» тео­рий в 19 – нач. 20 вв.; И. Я. Фроя­нов и его уче­ни­ки во 2-й пол. 20 – нач. 21 вв.), сво­бод­ные го­ро­жа­не (М. Ф. Вла­ди­мир­ский-Бу­да­нов, А. Н. На­со­нов, М. Н. Ти­хо­ми­ров, Ю. А. Ли­мо­нов, П. В. Лу­кин и др.), толь­ко знать (В. Л. Янин, П. П. То­лоч­ко и др.). Вы­ска­зы­ва­лось так­же мне­ние (В. Т. Па­шу­то, К. Цер­нак) о том, что В. име­но­ва­лись раз­ные по ти­пу со­б­ра­ния с разл. со­ста­вом уча­ст­ни­ков. В рам­ках ха­рак­тер­ных для ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья спо­со­бов ре­пре­зен­та­ции и ле­ги­ти­ма­ции вла­сти, сис­те­мы взаи­мо­от­но­ше­ний ме­ж­ду вла­стью, эли­тар­ны­ми и ря­до­вы­ми слоя­ми на­се­ле­ния В. бы­ло тес­но свя­за­но с та­ки­ми тра­диц. яв­ле­ния­ми со­ци­аль­ной жиз­ни др.-рус. об­ще­ст­ва, как пи­ры, празд­нич­ные це­ре­мо­нии, тор­же­ст­вен­ные встре­чи и про­во­ды кня­зей, об­мен да­ра­ми. Мес­та со­б­ра­ний бы­ли раз­но­об­раз­ны (пло­ща­ди пе­ред со­бо­ра­ми, ры­ноч­ные пло­ща­ди, ино­гда да­же от­кры­тое по­ле; в Кие­ве – гл. обр. на «ве­ли­ком» Яро­сла­во­вом дво­ре и у Со­фий­ско­го со­бо­ра; в Нов­го­ро­де – на Яро­сла­во­вом дво­ри­ще и у Со­фий­ско­го со­бо­ра; в Пско­ве – у Тро­иц­ко­го со­бо­ра). Уча­ст­ни­ки со­би­ра­лись на В. по зво­ну спец. ве­че­во­го ко­ло­ко­ла или со­зы­ва­лись гла­ша­тая­ми.

По­сле мон­го­ло-та­тар­ско­го на­ше­ст­вия В. в го­ро­дах Сев.-Вост. Ру­си упо­ми­на­ет­ся всё ре­же, в осн. в свя­зи с вос­ста­ния­ми про­тив мон­го­ло-та­тар. По ме­ре уси­ле­ния кня­же­ской вла­сти зна­че­ние гор. со­б­ра­ний по­сте­пен­но со­шло на нет. Од­на­ко в ис­точ­ни­ках да­же Мо­с­ков­ское вос­ста­ние 1547 на­зва­но «В.». В зем­лях Юж., Юго-Зап. и Зап. Ру­си, ока­зав­ших­ся в 14–15 вв. под вла­стью Вел. кн-ва Ли­тов­ско­го и Поль­ши, тра­диц. сис­те­ма гор. са­мо­управ­ле­ния, где гл. роль иг­ра­ло В., по­сте­пен­но сме­ни­лась но­вой, ос­но­ван­ной на не­мец­ком пра­ве.

В Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ке и Псков­ской рес­пуб­ли­ке В. ста­ло вер­хов­ным ор­га­ном вла­сти, при­ни­мав­шим важ­ней­шие ре­ше­ния и из­би­рав­шим всех выс­ших долж­но­ст­ных лиц. В этом ка­че­ст­ве оно су­ще­ст­во­ва­ло там вплоть до при­сое­ди­не­ния этих зе­мель к Рус. гос-ву (со­от­вет­ст­вен­но в 1478 и 1510, хо­тя су­ще­ст­ву­ют дан­ные, что пско­ви­чи со­би­ра­лись на В. и по­сле 1510). Кро­ме об­ще­го­род­ско­го В., в Нов­го­ро­де и Пско­ве про­хо­ди­ли В. отд. тер­ри­то­ри­аль­ных еди­ниц – кон­цов и улиц.

В на­уч. лит-ре «В.» при­ня­то на­зы­вать так­же ср. -век. «на­род­ные со­б­ра­ния» зап. сла­вян (лю­ти­чей, обод­ри­тов, по­мор­ских сла­вян, лу­жи­чан, ру­ян в Поль­ше, Ве­ли­ко­мо­рав­ской дер­жа­ве и Че­хии), к ко­то­рым в ис­точ­ни­ках при­ла­га­ют­ся разл. лат. по­ня­тия (colloquia, consilia, pla­cita, conciones и др.). Со слав. В. со­по­став­ля­ют­ся нар. со­б­ра­ния древ­них гер­ман­цев и сканд. тинг (Х. Лов­мянь­ский, К. Мод­зе­лев­ский).

Всенародное вече кратко

Вече (совет) – народное собрание в древней и средневековой Руси и других славянских племенах, игравшее роль главного государственного органа.

История возникновения всенародного вече

Вече было основным государственным органом у восточнославянских племен, которые позднее объединились под властью Киева и образовали Киевскую Русь и раннефеодальное общество. Основная функция вече заключалась в решение важных насущных проблем племени или иной территории, а также в решении вопросов внешней и внутренней политики, территориальных вопросов, культурных и общественных. Вече считается одной из ранних форм прямой демократии, так как вступить в вече могли представители всех слоев населения. Участниками могли стать свободные мужи – главы рода, семейства, княжества или определенного участка территории. Права мужей в составе совета были либо равными, либо, на некоторых территориях, зависели от социального положения.

Схожие государственные органы самоуправления существовали у скандинавов и англосаксов.

С постепенным развитием феодализма, традиции военной демократии, царившие в племенах, постепенно начали отходить на второй план, уступая место более организованным и цивилизованным способам решать проблемы и управлять государством. Вече становились все более крупными, принимали официальный государственный статус. Одна, несмотря на это, само понятие «вече» в тот период использовалось для того, чтобы обозначать любые собрания людей, как официальные, так и неофициальные, не имеющие государственного статуса – например, люди могли стихийно собираться на рыночных площадях для решения тех или иных вопросов.

Первые упоминания о славянском вече на Руси относятся к началу 10 века, однако есть основания полагать, что практика подобных собраний существовала в племенах еще в конце 8-начале 9 века, просто позднее они сформировались в нечто более определенное и четко структурированное. В том или ином виде вече просуществовало на Руси вплоть до 16 века. Всенародное вече заседало в Киеве, так как это была столица государства

Краткая характеристика и функции вече

Сегодня историки не имеют единого мнения насчет реальной власти, которой обладали бы вече. Существует две противоположные точки зрения. Согласно одной считалось, что, несмотря на то, что вече сами выбирали князя, они на самом деле не обладали реальной властью, все важные вопросы решались самим князем или его дружинниками. Вторая точка зрения гласит, что вече, напротив, само брало на себя решение всех важных вопросов, в том числе и вопросов, связанных с самим князей. Князья, которые также были частью вече, не обладали достаточной силой для того, чтобы оспаривать решение совета. В целом, на Руси существовало двоевластие – власть вече и власть князя.

Вече занималось решением широкого спектра вопросов – заключение мира или объявление войны, вопросы торговли, распоряжение финансовыми, земельными и хозяйственными активами вверенной территории и самого князя. Князья могли лишь взимать налоги и принимать ряд решений, но должны были согласовывать их с советниками в вече. Важно сказать, что именно вече на раннем этапе развития Руси занималось «призванием князей» на трон, проще говоря, выборами.

Во всех землях, за исключением Новгорода, в вече могли войти так называемые свободные мужи (не находящиеся в зависимости от кого-либо). Именно критерий свободы в итоге и привел к тому, что позднее в вече могли войти лишь достаточно богатые, зажиточные люди, которые были свободны, в отличие от крестьян. В итоге по факту вече представляло собой аристократию, верхушку общества, а не полноценное народное собрание.

К сожалению, на сегодняшний день сведения о вече и их деятельности довольно отрывочные, поэтому невозможно составить полноценную достоверную картину. Известно, что вече не имело председателя или какого-то четкого протокола, они могли собираться по необходимости, часто это происходило стихийно. Власть и полномочия народного собрания, а также его состав, очень часто зависели от того, в каком регионе заседало вече. Наивысшего расцвета такой народный орган достиг в Новгороде, а затем и в отделившейся Псковской республике. На этих территориях вече не только прижилось, но и просуществовало дольше всего.

Вече в Новгороде

Новгородское вече является своеобразным образцом того, какими должны были быть подобные собрания на Руси. В Новгороде вече являлось главным органом власти и занималось решением всех важнейших государственных вопросов. Основным принципом работы Новгородского вече было единогласие, это значило, что решение не может быть принято до тех пор, пока с ним не согласятся все участники собрания. Это создавало определенные трудности – собрания могли проводить очень долго – но давало и результаты, решением вече в итоге оставались довольны все слои населения.

Вече в Новгороде призывало и изгоняло князей, решало вопросы военной политики, разбирало насущные вопросы, свершало суд. Новгородское вече имело пирамидальную структуру, помимо главного городского совета существовали и местные вече, например, уличные.

Конец вече

В разных регионах вече просуществовало разное количество времени и в разном статусе – где-то оно прижилось, а где-то нет. Там, где народные собрания имели реальную политическую власть, как в Новгороде, вече просуществовало до 16 века и было отменено лишь Иваном Грозным. В большинстве других регионов, в Галицко-Волынском, Владимиро-Суздальском и многих других княжествах эти собрания распались сами собой.

Вече | Encyclopedia.com

буря

просмотров обновлено

Вече — народное собрание в средневековых русских городах с десятого по шестнадцатый век. Вече стали особенно активными на рубеже двенадцатого века, прежде чем пришли в упадок, за исключением городов Новгород, Псков и Вятка. Иногда вече в Новгороде участвовало в избрании или увольнении посадников (городских голов) и тысяцких (тысячников). Первоначально один тысяцкий был начальником городской милиции, но со временем некоторые из них были избраны и стали судебными и гражданскими чиновниками. Вече также выбирало архиепископа и настоятелей крупных монастырей. Он также рассматривал дела, ратифицировал договоры и занимался другими общественными делами. Встречи иногда оборачивались насилием. В имперской и советской историографии вече часто использовалось в качестве примера, чтобы продемонстрировать, имела ли Россия какие-либо демократические традиции или всегда была самодержавной.

Вече остается загадочным явлением. Слово коренится в словах ве и вещати , последнее означает: проповедовать, играть оракулом или устанавливать закон. Однако средневековые летописцы использовали этот термин не только для обозначения народных собраний, но и для обозначения толпы или толпы. Первоисточники часто умалчивают о происхождении или упадке вече, объеме его полномочий, его конкретном составе или правилах и процедурах, регулирующих его деятельность.

В первоисточниках указывается, что, по крайней мере, в городах Новгороде и Пскове вече могло иметь широкую социальную базу. На вече, утвердившем в 1471 г. Новгородскую судную грамоту, в его состав входили избранные архиепископы, посадники, тысяцкие, бояре, житые люди (граждане знатного или среднего сословия), купцы, черные люди (букв. черные люди, относящиеся к низшему сословию или податным гражданам), и «все пять концов (районов) и весь Государь Новгород Великий». В других документах указаны вече более узкого состава. Например, в договоре 1439 г., заключенном между Новгородом и ливонским городом Колыванью (Таллинном), в состав вече числятся только посадники и тысяцкие. В торговом документе, подписанном в том же году между Новгородом и немецкими купцами, в состав вече числится только один посадник, один тысяцкий и «всего государя Великого Новгорода». Различный состав этих вече указывает на то, что, вероятно, не было установленного членства или что вече, возможно, были более демократичными, когда весь город должен был прийти к согласию, как, например, когда городская судебная хартия нуждалась в ратификации, но были меньшими по размеру и более олигархическими (или, скорее, республиканскими). чем демократический) по своему характеру, когда всему городу не нужно было ратифицировать решение, например, с торговыми договорами или мирными договорами.

Валентин Лаврентьевич Янин и другие ученые утверждают, что правительство Новгорода носило скорее олигархический, чем республиканский характер, и что вече не имело реальной власти. Они утверждают, что реальной властью в городе владела олигархия помещиков. Некоторые утверждают, что именно эти помещики упоминаются в рижской летописи как триста златопоясных мужей и составляли совет лордов (советский господ ), который управлял повседневным управлением в Новгороде. Однако рижская летопись — единственное такое упоминание о трехстах златопоясных, а русские источники не упоминают ни о Соборе, ни о трехстах. Дольше всего вече просуществовало в Пскове и было распущено великим князем Василием III в 1510 году, когда он подчинил этот город непосредственно Москве.

См. также: великий князь; киевская русь; Московия; новгород великий

Бирнбаум Хенрик. (1981). Господин Новгород Великий: Очерки истории и культуры средневекового города. Лос-Анджелес: Издательство Slavica.

Янин Валентин Лаврентьевич. (1990). «Археология Новгорода». Scientific American 262(3):84–91.

Тихомиров Михаил Николаевич. (1959). Города Древней Руси, тр. Ю. Сдовников. Москва: Издательство на иностранных языках.

Майкл К. Пол

Энциклопедия истории России

Подробнее с encyclopedia.com

Город-государство , Город-государство ГОРОД-ГОСУДАРСТВО. Города-государства были автономными, самоуправляющимися государствами во главе с городом. Они контролировали землю за стенами, площадью в несколько квадратных миль… Ништадтский договор , Ништадтский договор, Ништадтский мирный договор был подписан 30 августа (10 сентября по ст. ст.) 1721 года в финском городе Ништадт. Он положил конец двадцать первому… Договору о противоракетной обороне , ДОГОВОРУ О ПРОТИВ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ 1972 Договор о противоракетной обороне 1972 года (Договор по ПРО) ограничил количество оборонительных противоракетных комплексов (А… Империя Золотой Орды, анахроничный и вводящий в заблуждение термин для территории, более подходящей для названия Улус Джучи или Кыпчакское ханство (хотя Арабские источники временами… Анзусский договор , Анзийский договор Кучук-Кайнарджийский договор , Договор также дал России право иметь консульства на всей территории Османской империи и представлять интересы Православной церкви в…

Об этой статье

Обновлено Облизости Encyclopedia.com Содержание Печать статьи

Вы также можете как
Ближе. Орацио

Векки, Горацио (на самом деле, Орацио Тиберио)

век.

Веблен, Торстейн Бунде (1857–1929)

Веблен, Торстейн Бонде

Веблен, Освальд

Veblen

Vebego International BV

VEB

Veazie, Carol (1895–1984)

Veazie Bank v. Fenno 8 Wallace 533 (1869)

Veasey, Josephine

Veal, Michael. 1963–

Veasey, Josephine

. Веа, Альфредо-младший 1950(?)-

ve.

вэ-цин

ВДВ

ВДС

Вдрл Тест

ВДРЛ

ВДР

Вече

Вечес10–1991)

Veciana-Suarez, Ana 1956-

Vecinho, Joseph

Veco International, Inc.

Vecoli, Rudolp 1939–

Vécsey, JenÖ

vection

Vector (Mosquito) Control

Vector Autoregression

vector display

vector font

Vector Group Ltd. 9000 Marketing Corporation3

003

векторная норма

векторная обработка

Трансмиссивные болезни

Трансмиссивные болезни

векторкардиография

векторные прерывания

векторные

векторные

3.

Веданга Джйотиша

Колокола Валдай

Время работы:
09:30 — 18:00
9:30 — 18:00

Адрес:
Сенная площадь, 5, Великий Новгород

Телефон:
+7 (816 2) 77 30 74
+7 905 290 86 86

E-mail:
info@visitnovgorod. ru

www:
https://redizba.ru/

GPS:
58.52039600, 31.26971700

Найти поблизости

Иван-чай в Красной Избе

Соль из Старой Руссы в берестяном ящике

Традиция связывает начало производства колоколов на Валдае  по крушение вечевого новгородского колокола  там в конце XV в. По преданию

знаменитые ямщицкие валдайские колокола родились из его щепок…

…В 1478 году вечевой новгородский колокол , служивший для созыва городского собрания (или вече), было приказано взять из Софийскую звонницу и посланный в Москву царем Иваном Третьим для того, чтобы он звучал в ладу со всеми русскими колоколами и больше не проповедовал свободу . Но новгородский колокол так и не добрался до столицы . На одном из склонов Валдайской возвышенности сани с колокольчиком скатились вниз и испуганные лошади помчались галопом, колокольчик упал с телеги и, упав в овраг, разбился. Бесчисленные кусочки превратились в маленькие колокольчики. Местные жители собрали их и стали отливать свои колокола по своей модели, неся славу новгородской вольницы

по миру…

Еще одно народное поверье (а их много) относится к началу отливки на Валдае до XVII в. В 1656 году государев мастер Александр Григорьев отлил Никоновский колокол в Иверском монастыре . Остальную отлитую бронзу мастер отдал помогавшим ему горожанам. С тех пор, говорят, на Валдае отлили колокола…

Ямщицкие колокола нужны были на главной, очень оживленной дороге России — Московско-Петербургский тракт . Центр их производства возник на Валдае , который располагался в середине пути. Местные умельцы издавна славились кузнечными изделиями – в кузне они начинали отлить первые валдайские колокола .

Валдай общепризнан  первым центром литья ямщицких колоколов . Технология их изготовления отличается от литья церковных колоколов и впервые была разработана в России, поэтому ямщицкий колокол (и особенно валдайский)

явление исключительно русское, народное .

Слободской Вятской губернии, города Тюмень, Касимов Рязанской губернии, село Пурех Нижегородской губернии и другие города стали отливать ямщицкие колокола по примеру Валдая.

Ямщицкий колокол был сигнальным средством, определявшим безопасность движения, а также музыкальным инструментом , сопровождавшим пение водителя. Колокольчик задавал ритм движения лошадей , торопил их или давал возможность отдохнуть размеренным шагом. Звонок оповещал о приближающемся вагоне и выполнял еще один набор функций, который скрашивал непростые условия движения по дорогам России .

С годами Валдайские колокольные мастерские превратились в заводы, но после Октябрьской революции прекратили свое существование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *