Веча что такое: Вече | это… Что такое Вече?

Содержание

Вече | это… Что такое Вече?

У этого термина существуют и другие значения, см. Вече (значения).

«Новгородское Вече» (А. П. Рябушкин, конец XIX века)

«Псковское вече» (В. М. Васнецов)

Ве́че (общеславянское; от славянского вѣтъ — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.

Функции веча сближают его со скандинавским тингом и англосаксонским витенагемотом.

Содержание

  • 1 Общие сведения
    • 1. 1 Рыночные собрания
    • 1.2 Функции веча
    • 1.3 Социальный состав
  • 2 Вече в Новгороде
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 См. также

Общие сведения

Поскольку становление феодального строя шло медленно, так же медленно шёл и отход от первобытной демократии — в первобытном строе решения принимали те, от которых зависел весь материальный уклад жизни или унаследование. Последняя стадия первобытного строя — военная демократия, переросла в накоплении имущества в узком круге лиц, которые были заинтересованы в переемности, то есть сохранить имущество для потомков. Защита от захватчиков влекла за собой концентрацию власти и имущества в узких кругах — люди тоже постепенно стали имуществом. Сначала пленники, потом пошла кабала за долг. Получился замкнутый круг — для защиты от внешних нападений свободные землепашцы и ремесленники сначала выдвинули профессиональных военных, которые потом, накопив власть и имущество, ввергли в подчинение своих же. Несмотря на наличие определенных устойчивых вечевых традиций, само понятие «вече» в средневековой Руси было полисемантично, означая не только легитимные городские, кончанские или уличанские сходы, но и любые многолюдные сборища. Например, стихийные собрания в Белгороде Южном (997 год), Москве (1382 год), внегородской военный совет новгородцев (1228 год), направленные против политики легитимных городских сходов или знати, узкосословные собрания городского плебса (в Новгородской республике в 1228, 1291, 1338, 1418 годах и др., в Нижегородском княжестве в 1305 году) тоже носили названия веча.

Рыночные собрания

Известны также анархические «рыночные» собрании горожан на Торгу, прослеженные П. В. Лукиным в Киеве и западнославянских землях. В Новгородской республике тоже существовали своеобразные рыночные собрания. Например, в 1403 и 1406 годах решение городского веча выкликалось «на Торгу». Описывающая реалии XV века новгородская Повесть о посаднике Добрыне явно намекает на отдельное от легитимного городского схода у церкви Иоанна Предтечи, стоящей «посреди города [Великого Новгорода] на Торгу». Примечателен отмеченный Д. Г. Хрусталевым один из пунктов немецкого варианта договора Новгорода с Западом 1268—1269 гг. Согласно этому пункту, новгородцам запрещалось загромождать дорогу между Немецким двором и Николо-Дворищенским собором, То есть пространство, расположенное к северо-востоку от Св. Николы. Возможно, помимо простого запрета эксплуатации пролегавшего там ганзейского тракта, воспрещалось также стоять на этой дороге во время «рыночных» сходок.

Функции рыночных собраний, очевидно, в каждой земле были разными — в западнославянских землях они носили едва ли не откровенный характер легитимных городских сходов, в Киеве использовались горожанами для выступлений против политики князя (как в 1068 году). В Новгороде, по-видимому, помимо описанного в повести о посаднике Добрыни направленного против посадников сборища рыночные собрания служили местом всенародного сбора для объявления вечевого решения (как в 1403 и 1406 годах), так как на самом новгородском городском вече согласно археологическим данным помещались лишь 300—500 его представителей — те самые упомянутые в ганзейском донесении 1331 года «300 золотых поясов».

Функции веча

Вече возникло из племенных собраний славян. В летописях вече впервые упоминается в Белгороде Южном под 997, в Новгороде Великом — под 1016, Киеве — под 1068. Однако сведения о явно вечевых корпоративных действиях горожан упоминаются и под более ранними датами. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти в период феодальной раздробленности (вторая половина XI—XII века). Согласно наиболее распространенной точке зрения, вече в Древней и Средневековой Руси не было подлинным народовластием, фактически все решали князь и его «мужи» — бояре, от имени которых и составлялись все дошедшие до нас княжеские акты (начиная ещё со времён договоров Олега, Игоря, Святослава и т. д.) не считая нескольких совместных с вечем ранних новгородских актов. Однако, И. Я. Фроянов настаивает на том, что в древнерусский период вече было высшим правящим органом во всех русских землях, а не только в Новгородской республике. Согласно И. Я. Фроянову, несмотря на то, что представители знати (князья, бояре, церковные иерархи) являлись непременными участниками веча, и руководили его работой, они не обладали достаточными средствами, чтобы саботировать его решения или подчинять своей воле.

В компетенцию вечевых собраний входил широкий круг вопросов — заключение мира и объявление войны, распоряжение княжеским столом, финансовыми и земельными ресурсами.[1]

Согласно М. Н. Тихомирову и П. П. Толочко, в княжеских областях Руси в домонгольский период было своеобразное двоевластие княжеской и вечевой властей. То есть была не монархическая, но и не полностью республиканская в отличие от новгородских порядков, форма правления. Впервые эту идею фактически высказал ещё И. Н. Болтин, высказавший мнение, что и княжеская, и вечевая власти были сильны. Из летописей и княжеских уставов известно, что князь обладал отдельными от веча судебными и законодательными полномочиями, иногда составляя законопроект лишь в узком кругу приближенных (как, например, Церковный устав Ярослава Мудрого в XI веке). Известны случаи, когда князь самостоятельно распоряжался финансовыми и земельными ресурсами. Князю же принадлежали полномочия сбора дани. В этом плане вполне понятно, почему вечу, нередко активно влиявшему на политику, не всегда удавалось договориться с князем.

Например, восстание 1113 года в Киеве произошло сразу после смерти тогдашнего князя-антагониста, при жизни которого киевляне вынуждены были мириться с его политикой. Показательны и общенародные грабежи княжеского имущества владимирцами и боголюбовцами, развернувшиеся сразу после смерти Андрея Боголюбского. С Боголюбским при его жизни горожанам-вечникам было не договориться, и те были вынуждены ждать смерти князя, чтобы потом активно выместить свое недовольство.

Увоз вечевого колокола из Новгорода. Иллюстрация из рукописи XVI века

Социальный состав

Что касается социального состава вечевых собраний, то во всех русских землях, кроме Новгородской, в вече по древней традиции, могли принимать участия главы всех свободных городских семей. Другое дело что социальная неоднородность древнерусского общества все больше делала внешне демократичные вечевые сходы фактически подконтрольными боярской аристократии. Правда, вплоть по начало XI века боярство ещё было вынуждено считаться с народным мнением. Например в 1019 году новгородское боярство как самое богатое сословие выплатило по наибольшей сумме для найма выряжской дружины, однако не по своей воле, а по решению «новгородцев» — тогда ещё народного, веча. Однако, уже в XII—XIII веках не только в Новгородской боярской республике, но и в других русских землях, земская знать фактически подчинила своей воле вечевые собрания. Например, в 1176 году ростовское и суздальское боярство уже настолько усилилось, что воспользовавшись отсутствием князя «хотяше свою [узкосословную] правду поставити». При этом его затея чуть было не увенчалась успехом. Рядовые ростовцы и суздальцы на вече охотно «слушающе» своих бояр. Если бы не владимирские «люди меньзии» — небоярские слои, очевидно вопреки воле собственной знати, призвавшие-таки князя, двумя боярскими республиками бы на Руси стало больше. А в 1240 году бояре Галича «Данила княземь собе называху . а саме всю землю держаху», то есть откровенно сосредоточили в своих руках всю власть в Галицкой земле.

Что касается новгородской земли, то там боярское господство прослеживается ещё раньше. Крупные успехи Новгорода в антикиевской борьбе XI века дополнительно усилили естественный процесс усиления социальной стратификаци. О значительном усилении политической роли местной боярской знати красочно говорит откровенное господство бояр в межкончанской борьбе 1115—1118 гг., как межкончанская известной лишь по берестяным грамотам, в летописи же «бояр новугородских». Характерно и то, что разбиравший это дело киевский князь Владимир Мономах вызвал в Киев именно боярство в полном составе. Причем, не только как знатнейших представителей Новгорода, а именно, как главных участников смуты. За придерживающейся в этой смуте антикиевской ориентации Людин конец полностью понесла ответственность кончанская знать.

Тем более, что нейтральный характер этого сообщения свидетельствует, что явно продиктованное сугубо личными целями откровенное господство бояр в межкончанской борьбе уже в то время считалось естественным.

Что касается дальнейшей истории новгородского веча, то в 1136 году в Новгороде окончательно победил вечевой строй и властные полномочия перешли к местной боярской аристократии. С XIII века городское вече вырождается в совет представителей нескольких сот городских боярских семей. В то же время большинство новгородских актов — «вечных грамот» составлялось от имени «Всего Новгорода», поскольку вечевой орган был многоступенчатым за счет предваряющих городское вече всенародных собраний концов и улиц. Тот факт, что в 1392 году созывая городское нижегородское вече, звонили в колокола, дает основание полагать что наличие предварительных кончанских сходов было общерусским явлением. Что касается самой кончанской системы, она была во всех русских городах. Кроме городских вечевых собраний, были также веча в «пригородах» — подчиненных главному городу городах и в селах. Традиции сельских сходов «всем миром» — общиной сохранялись до аграрной реформы Столыпина нач. XX века. Исходя из новгородских, псковских и нижегородских традиций (в 1392 году созывая вече в Нижнем Новгороде, звонили в колокола) вече созывали звоном особого «вечного» колокола.
В Новгороде вечевые городские, кончанские, и уличанские вечевые колокола размещались в особых башнях — гридницах. Наиболее отображенный в источниках новгородский вариант вечевого уклада демонстрирует что кроме гридниц на вечевой площади стояла трибуна — «степень» — откуда вещали ораторы. Вечевые площади были также оборудованы скамьями. В 1359 году жители новгородского Славенского конца придя на городской вечевой сход «подсели» к своим противникам. В 1146 году по Лаврентьевской летописи, киевляне «седоша» на городском вече. Правда согласно Ипатьевской летописи, киевские вечники «вставшем», однако сам факт наличия первой версии говорит о том, что сидели на вече не только в Великом Новгороде.

Новгородци бо изначала, и смолняне, и кыяне, и полочане, и вся власти, якож на думу, на веча сходятся; на что же стареишии сдумають, на том же пригороди стануть.

— Лаврентьевская летопись//Полное собрание русских летописей. Т.1. М., 1997. Стб.377-378


В Северо-Восточной Руси, где города были ослаблены монголо-татарским вторжением, укреплявшаяся великокняжеская власть уже к концу XIV века ликвидировала вечевые учреждения.

Однако, в тех землях, где великокняжеской власти не было и князья не утверждались Ордой, вечевые порядки были более прочными и вечу иногда даже удавалось влиять на княжескую политику. Так, в 1304 году вечники Переяславля-Залесского не пустили призванного ими князя Юрия Даниловича в Москву на похороны отца. В 1392 году нижегородское вече деятельно участвовало во взаимоотношениях с Москвой. Как минимум вплоть по 1296 год сохранялась памятная по договорам Олега (907 год) и Игоря (945 г)древняя традиция участия в межкняжеских переговорах земских представителей. В 1296 году в одном из таких переговоров участвовали переяславские вечевые делегаты. Как видно по проходившей в Костроме в 1304 году вечевой казни нескольких местных бояр, веча сохраняли и некоторые судебные функции. Однако, власть князя усиливалась и в этих землях. Если в домонгольский период можно было говорить о примерно равном соотношении сил, то теперь княжеская власть была сильней вечевой. Уже князю, а не вечу, принадлежали основные судебные полномочия.

Когда в 1305 году в Нижнем Новгороде черные люди восстали против бояр, вече их не казнило. Напротив, оно специально дождалось приезда из Орды князя. Показателен и комплекс смоленских актов XIII—XIV веков, представляющий собой исключительно княжеские грамоты, без каких-либо упоминаний веча. Не удивительно, что такое положение дел сказалось и на терминологии. Если в домонгольский период русские земли носили название «земли» «волости», «области» такого-то главного города, что символизировало деятельное участие в управлении государством не только князя но и всего города — веча, то уже с XIV века появляется официальный термин «княжество» применимый не только к Великому княжеству Московскому, но и к другим княжеским областям, что свидетельствовало об откровенном приоритете княжеской власти над земской. Немудрено, что уже применительно к XV веку о вечевой деятельности даже в тех княжествах, которые ещё не были присоединены к Москве (Тверское, Рязанское, Ростовское, Ярославское и др.), до нас не дошло никаких известий.
Вполне возможно, что летописи во многом правы, персонифицируя все принимаемые политические решения в этих землях в лице князя и его приближенных. Если вечевой уклад ещё формально и сохранялся, то фактически вече уже перестало играть роль в управлении государством.

Наибольшего расцвета вечевой уклад достиг в Новгородской земле (до 1478) и позднее отделившейся от Новгорода Псковской республике (до 1510), а также в тоже изначально входившей в состав Новгородской Руси Вятской земле. Там вечевой уклад просуществовал вплоть до присоединения этих земель к Москве.

Что касается южнорусских и западно-русских земель, с XIII по XV век вошедших в состав Великого княжества Литовского, то там вечевой уклад сохранился до Люблинской унии 1569 года, вече формально сохраняло всенародный характер (новгородский пример вырождения городского веча был уникален), однако, как это видно по Полоцким актам, фактически было подконтрольным знати.

Наиболее демократичным был вечевой уклад Псковской республики, где до XV века знать была вынуждена считаться с мнением масс. Однако вечевые акты XV — начала XVI веков, где, несмотря на всенародный характер городского веча, упоминаются не все городские сословия вечников, показывают, что естественные для кастового[уточнить] общества олигархические тенденции развивались и там.

Вече в Новгороде

Основная статья: Новгородское вече

Лебедев, Клавдий Васильевич. Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча. 1889

Вече было высшим органом власти в Новгородской земле во время Новгородской республики. Новгородский вечевой орган был многоступенчатым, так как кроме городского веча имелись также собрания концов и улиц.

До сих пор не ясна природа новгородского городского веча. По мнению В. Л. Янина, Новгородское городское вече представляло собой искусственное образование, возникшее на основе «кончанского» (от слова конец — представители разных концов города) представительства, его возникновение относится ко времени формирования межплеменной федерации на территории Новгородской земли. Мнение Янина опирается на данные археологических раскопок, результаты которых склоняют большинства исследователей к мнению о том, что Новгород как единый город сформировался лишь в XI веке, а до этого было несколько разрозненных поселков, будущих городских концов. Таким образом, исконно будущее общегородское вече служило как бы федерацией этих поселков, но с объединением их в единый город приняло статус городского собрания.

В начальный период место сбора веча (вечевая площадь) находилось в Детинце, на площади перед Софийским собором, в дальнейшем, после перемещения княжеской резиденции за пределы города, вечевая площадь перемещается на Торговую сторону, и вечевые собрания проходят на Ярославовом дворище, перед Никольским собором. Но даже в XIII веке, в случаях противоборства разных концов Новгорода, вечевые собрания могут проходить одновременно и на Софийской, и на Торговой сторонах.

Однако в целом по крайней мере с начала XIII века чаще всего новгородцы собираются «на Ярославли дворе» перед Николо-дворищенским храмом (статус собора Св. Никола получил уже в московский период).

Конкретная топография и вместимость вечевой площади до сих пор не известны. Проходившие в 1930-40 гг. археологические раскопки на Ярославовом дворище не дали определенного результата. В 1969 году В. Л. Янин вычислил методом исключения вечевую площадь на неисследованном участке перед главным (западным) входом в Николо-Дворищенским собором. Сама площадь таким образом обладала весьма малой вместимостью — в первой работе В. Л. Янин называет цифру 2000 м², в последующих трудах — 1200—1500 м² и вмещала вовсе не всенародный, а представительный состав из нескольких сот участников, коими по мнению В. Л. Янина являлись бояре.

Правда, в 1988 году В. Ф. Андреев выразил мнение о всенародном характере городских сходов и локализовал вечевую на более, как ему казалось, просторном месте, к югу от Николо-Дворищенского собора. Существует также теория о расположении вечевой площади к северу от Николо-Дворищенского собора. Однако наиболее авторитетной является концепция В.  Л. Янина, которая даже попала в учебники.

Наиболее авторитетным считается мнение об аристократическом характере веча на Ярославовом Дворище во времена поздней республики (вторая половина XIV—XV века). Впрочем, вырождение общегородского вечевого органа в действительности произошло раньше. Составленный от одних «старейших» — бояр знаменитый «ряд» 1264 г.[2] убедительно говорит о том, что воля прочих свободных новгородских сословий — «меньших» — уже в то время порой официально не учитывалась, даже исходя из их прямого участия в общенародных кончанских вечах, предваряющих общегородские вечевые собрания на «Ярославли дворе». В немецком источнике 1331 года общегородское вече носит название «300 золотых поясов». Работа веча шла под открытым небом, что предполагало гласность народного собрания. Из письменных источников, в том числе летописей, известно, что на вечевой площади стояла «степень» — трибуна для посадников и других руководителей «республики», занимавших «магистратские» посты. Площадь также была оборудована скамьями.

В основе решений веча лежал принцип единогласия. Для принятия решения требовалось согласие подавляющего большинства присутствующих. Однако достигнуть такого согласия удавалось далеко не всегда и не сразу. При равном распределении голосов, зачастую происходила физическая борьба и повторение собраний, пока не будет достигнуто соглашение. Например, в Новгороде в 1218 году после битв одного конца против других, веча по одному и тому же вопросу продолжались целую неделю, пока не «сошлись братья все единодушно».

На вече решались самые существенные вопросы внешней и внутренней политики Новгородской земли. В том числе были случаи приглашения и изгнания князей[3], вопросы войны и мира, союза с другими государствами — всё это входило иногда в компетенцию веча. Вече занималось законодательством — на нём утверждена Новгородская судная грамота. Вечевые собрания — одновременно одна из (суду обычно совершал приглашённый в том числе и для этого князь) судебных инстанций Новгородской земли: изменников и лиц, совершивших другие государственные преступления, нередко судили и казнили на вече. Обычным видом казни преступников было низвержение виновного с Великого моста в Волхов. Вече распоряжалось земельными наделами, в случае если ранее земля не была передана была в отчину (см. например Наримунт). Оно выдавало грамоты на владение землёй церквям, а также боярам и князьям. На вече происходили выборы должностных лиц: архиепископов, посадников, тысяцких.

Посадники избирались на вече из представителей боярских семей. В Новгороде по реформе Онцифора Лукинича (1354) вместо одного посадника было введено шесть, правивших пожизненно («старые» посадники), из среды которых ежегодно избирался «степенный» посадник. Реформой 1416—1417 число посадников было увеличено втрое, а «степенные» посадники стали избираться на полгода.

В 1155 Юрий Долгорукий изгнал «незаконного» киевского митрополита Климента. По его просьбе Константинополь назначил нового митрополита Константина I. За верность в поддержке своей политики и за поддержку епископа Нифонта во время киевского раскола Константинопольский патриарх предоставил Новгороду автономию в церковных делах. Новгородцы стали избирать на своём вече епископов из числа местных священнослужителей. Так, в 1156 новгородцы впервые самостоятельно избрали архиепископом Аркадия, а в 1228 сместили архиепископа Арсения.

Кроме общегородского, в Новгороде существовали кончанские и уличные вечевые собрания. Если общегородское представительное вече было по существу искусственным образованием, возникшим в результате создания межкончанской политической федерации, то низшие ступени веча генетически восходят к древним народным собраниям, и их участниками могло быть все свободное население концов и улиц.

Примечания

  1. Фроянов И. Я. Киевская Русь. — Л., 1980. — С. 184.
  2. Грамоты Великого Новгорода и Пскова. — М.-Л., 1949. — С. 9—11.
  3. Минникес И. В. Основания и порядок избрания князя в русском государстве X—XIV вв. // Академический юридический журнал. — 2001. — № 4 (6).

Литература

  • Гуреев М. В. Специфика политического сознания новгородцев. Взгляды на республику и монархию // Новгородика-2008. Вечевая республика в истории России. Материалы Международной научно-практической конференции 21—23 сентября 2008 г. Ч. 2. — Новгород: Изд-во НовГУ, 2009. — 352 с. С. 191—201.
  • Лукин П. В. «Народные собрания» у восточных славян: возможности сравнительного анализа // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2004. № 3(17). С. 5-11.

См. также

  • Тинг
  • Витенагемот
  • Рада
  • Сейм
  • Дума
  • Новгородская республика
  • Псковская республика
  • Республика

Вече | это… Что такое Вече?

У этого термина существуют и другие значения, см. Вече (значения).

«Новгородское Вече» (А. П. Рябушкин, конец XIX века)

«Псковское вече» (В. М. Васнецов)

Ве́че (общеславянское; от славянского вѣтъ — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.

Функции веча сближают его со скандинавским тингом и англосаксонским витенагемотом.

Содержание

  • 1 Общие сведения
    • 1.1 Рыночные собрания
    • 1.2 Функции веча
    • 1.3 Социальный состав
  • 2 Вече в Новгороде
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 См. также

Общие сведения

Поскольку становление феодального строя шло медленно, так же медленно шёл и отход от первобытной демократии — в первобытном строе решения принимали те, от которых зависел весь материальный уклад жизни или унаследование. Последняя стадия первобытного строя — военная демократия, переросла в накоплении имущества в узком круге лиц, которые были заинтересованы в переемности, то есть сохранить имущество для потомков. Защита от захватчиков влекла за собой концентрацию власти и имущества в узких кругах — люди тоже постепенно стали имуществом. Сначала пленники, потом пошла кабала за долг. Получился замкнутый круг — для защиты от внешних нападений свободные землепашцы и ремесленники сначала выдвинули профессиональных военных, которые потом, накопив власть и имущество, ввергли в подчинение своих же. Несмотря на наличие определенных устойчивых вечевых традиций, само понятие «вече» в средневековой Руси было полисемантично, означая не только легитимные городские, кончанские или уличанские сходы, но и любые многолюдные сборища. Например, стихийные собрания в Белгороде Южном (997 год), Москве (1382 год), внегородской военный совет новгородцев (1228 год), направленные против политики легитимных городских сходов или знати, узкосословные собрания городского плебса (в Новгородской республике в 1228, 1291, 1338, 1418 годах и др., в Нижегородском княжестве в 1305 году) тоже носили названия веча.

Рыночные собрания

Известны также анархические «рыночные» собрании горожан на Торгу, прослеженные П.  В. Лукиным в Киеве и западнославянских землях. В Новгородской республике тоже существовали своеобразные рыночные собрания. Например, в 1403 и 1406 годах решение городского веча выкликалось «на Торгу». Описывающая реалии XV века новгородская Повесть о посаднике Добрыне явно намекает на отдельное от легитимного городского схода у церкви Иоанна Предтечи, стоящей «посреди города [Великого Новгорода] на Торгу». Примечателен отмеченный Д. Г. Хрусталевым один из пунктов немецкого варианта договора Новгорода с Западом 1268—1269 гг. Согласно этому пункту, новгородцам запрещалось загромождать дорогу между Немецким двором и Николо-Дворищенским собором, То есть пространство, расположенное к северо-востоку от Св. Николы. Возможно, помимо простого запрета эксплуатации пролегавшего там ганзейского тракта, воспрещалось также стоять на этой дороге во время «рыночных» сходок.

Функции рыночных собраний, очевидно, в каждой земле были разными — в западнославянских землях они носили едва ли не откровенный характер легитимных городских сходов, в Киеве использовались горожанами для выступлений против политики князя (как в 1068 году). В Новгороде, по-видимому, помимо описанного в повести о посаднике Добрыни направленного против посадников сборища рыночные собрания служили местом всенародного сбора для объявления вечевого решения (как в 1403 и 1406 годах), так как на самом новгородском городском вече согласно археологическим данным помещались лишь 300—500 его представителей — те самые упомянутые в ганзейском донесении 1331 года «300 золотых поясов».

Функции веча

Вече возникло из племенных собраний славян. В летописях вече впервые упоминается в Белгороде Южном под 997, в Новгороде Великом — под 1016, Киеве — под 1068. Однако сведения о явно вечевых корпоративных действиях горожан упоминаются и под более ранними датами. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти в период феодальной раздробленности (вторая половина XI—XII века). Согласно наиболее распространенной точке зрения, вече в Древней и Средневековой Руси не было подлинным народовластием, фактически все решали князь и его «мужи» — бояре, от имени которых и составлялись все дошедшие до нас княжеские акты (начиная ещё со времён договоров Олега, Игоря, Святослава и т.  д.) не считая нескольких совместных с вечем ранних новгородских актов. Однако, И. Я. Фроянов настаивает на том, что в древнерусский период вече было высшим правящим органом во всех русских землях, а не только в Новгородской республике. Согласно И. Я. Фроянову, несмотря на то, что представители знати (князья, бояре, церковные иерархи) являлись непременными участниками веча, и руководили его работой, они не обладали достаточными средствами, чтобы саботировать его решения или подчинять своей воле. В компетенцию вечевых собраний входил широкий круг вопросов — заключение мира и объявление войны, распоряжение княжеским столом, финансовыми и земельными ресурсами.[1]

Согласно М. Н. Тихомирову и П. П. Толочко, в княжеских областях Руси в домонгольский период было своеобразное двоевластие княжеской и вечевой властей. То есть была не монархическая, но и не полностью республиканская в отличие от новгородских порядков, форма правления. Впервые эту идею фактически высказал ещё И. Н.  Болтин, высказавший мнение, что и княжеская, и вечевая власти были сильны. Из летописей и княжеских уставов известно, что князь обладал отдельными от веча судебными и законодательными полномочиями, иногда составляя законопроект лишь в узком кругу приближенных (как, например, Церковный устав Ярослава Мудрого в XI веке). Известны случаи, когда князь самостоятельно распоряжался финансовыми и земельными ресурсами. Князю же принадлежали полномочия сбора дани. В этом плане вполне понятно, почему вечу, нередко активно влиявшему на политику, не всегда удавалось договориться с князем. Например, восстание 1113 года в Киеве произошло сразу после смерти тогдашнего князя-антагониста, при жизни которого киевляне вынуждены были мириться с его политикой. Показательны и общенародные грабежи княжеского имущества владимирцами и боголюбовцами, развернувшиеся сразу после смерти Андрея Боголюбского. С Боголюбским при его жизни горожанам-вечникам было не договориться, и те были вынуждены ждать смерти князя, чтобы потом активно выместить свое недовольство.

Увоз вечевого колокола из Новгорода. Иллюстрация из рукописи XVI века

Социальный состав

Что касается социального состава вечевых собраний, то во всех русских землях, кроме Новгородской, в вече по древней традиции, могли принимать участия главы всех свободных городских семей. Другое дело что социальная неоднородность древнерусского общества все больше делала внешне демократичные вечевые сходы фактически подконтрольными боярской аристократии. Правда, вплоть по начало XI века боярство ещё было вынуждено считаться с народным мнением. Например в 1019 году новгородское боярство как самое богатое сословие выплатило по наибольшей сумме для найма выряжской дружины, однако не по своей воле, а по решению «новгородцев» — тогда ещё народного, веча. Однако, уже в XII—XIII веках не только в Новгородской боярской республике, но и в других русских землях, земская знать фактически подчинила своей воле вечевые собрания. Например, в 1176 году ростовское и суздальское боярство уже настолько усилилось, что воспользовавшись отсутствием князя «хотяше свою [узкосословную] правду поставити». При этом его затея чуть было не увенчалась успехом. Рядовые ростовцы и суздальцы на вече охотно «слушающе» своих бояр. Если бы не владимирские «люди меньзии» — небоярские слои, очевидно вопреки воле собственной знати, призвавшие-таки князя, двумя боярскими республиками бы на Руси стало больше. А в 1240 году бояре Галича «Данила княземь собе называху . а саме всю землю держаху», то есть откровенно сосредоточили в своих руках всю власть в Галицкой земле. Что касается новгородской земли, то там боярское господство прослеживается ещё раньше. Крупные успехи Новгорода в антикиевской борьбе XI века дополнительно усилили естественный процесс усиления социальной стратификаци. О значительном усилении политической роли местной боярской знати красочно говорит откровенное господство бояр в межкончанской борьбе 1115—1118 гг., как межкончанская известной лишь по берестяным грамотам, в летописи же «бояр новугородских». Характерно и то, что разбиравший это дело киевский князь Владимир Мономах вызвал в Киев именно боярство в полном составе. Причем, не только как знатнейших представителей Новгорода, а именно, как главных участников смуты. За придерживающейся в этой смуте антикиевской ориентации Людин конец полностью понесла ответственность кончанская знать.

Тем более, что нейтральный характер этого сообщения свидетельствует, что явно продиктованное сугубо личными целями откровенное господство бояр в межкончанской борьбе уже в то время считалось естественным. Что касается дальнейшей истории новгородского веча, то в 1136 году в Новгороде окончательно победил вечевой строй и властные полномочия перешли к местной боярской аристократии. С XIII века городское вече вырождается в совет представителей нескольких сот городских боярских семей. В то же время большинство новгородских актов — «вечных грамот» составлялось от имени «Всего Новгорода», поскольку вечевой орган был многоступенчатым за счет предваряющих городское вече всенародных собраний концов и улиц. Тот факт, что в 1392 году созывая городское нижегородское вече, звонили в колокола, дает основание полагать что наличие предварительных кончанских сходов было общерусским явлением. Что касается самой кончанской системы, она была во всех русских городах. Кроме городских вечевых собраний, были также веча в «пригородах» — подчиненных главному городу городах и в селах. Традиции сельских сходов «всем миром» — общиной сохранялись до аграрной реформы Столыпина нач. XX века. Исходя из новгородских, псковских и нижегородских традиций (в 1392 году созывая вече в Нижнем Новгороде, звонили в колокола) вече созывали звоном особого «вечного» колокола. В Новгороде вечевые городские, кончанские, и уличанские вечевые колокола размещались в особых башнях — гридницах. Наиболее отображенный в источниках новгородский вариант вечевого уклада демонстрирует что кроме гридниц на вечевой площади стояла трибуна — «степень» — откуда вещали ораторы. Вечевые площади были также оборудованы скамьями. В 1359 году жители новгородского Славенского конца придя на городской вечевой сход «подсели» к своим противникам. В 1146 году по Лаврентьевской летописи, киевляне «седоша» на городском вече. Правда согласно Ипатьевской летописи, киевские вечники «вставшем», однако сам факт наличия первой версии говорит о том, что сидели на вече не только в Великом Новгороде.

Новгородци бо изначала, и смолняне, и кыяне, и полочане, и вся власти, якож на думу, на веча сходятся; на что же стареишии сдумають, на том же пригороди стануть.

— Лаврентьевская летопись//Полное собрание русских летописей. Т.1. М., 1997. Стб.377-378


В Северо-Восточной Руси, где города были ослаблены монголо-татарским вторжением, укреплявшаяся великокняжеская власть уже к концу XIV века ликвидировала вечевые учреждения.

Однако, в тех землях, где великокняжеской власти не было и князья не утверждались Ордой, вечевые порядки были более прочными и вечу иногда даже удавалось влиять на княжескую политику. Так, в 1304 году вечники Переяславля-Залесского не пустили призванного ими князя Юрия Даниловича в Москву на похороны отца. В 1392 году нижегородское вече деятельно участвовало во взаимоотношениях с Москвой. Как минимум вплоть по 1296 год сохранялась памятная по договорам Олега (907 год) и Игоря (945 г)древняя традиция участия в межкняжеских переговорах земских представителей. В 1296 году в одном из таких переговоров участвовали переяславские вечевые делегаты. Как видно по проходившей в Костроме в 1304 году вечевой казни нескольких местных бояр, веча сохраняли и некоторые судебные функции. Однако, власть князя усиливалась и в этих землях. Если в домонгольский период можно было говорить о примерно равном соотношении сил, то теперь княжеская власть была сильней вечевой. Уже князю, а не вечу, принадлежали основные судебные полномочия. Когда в 1305 году в Нижнем Новгороде черные люди восстали против бояр, вече их не казнило. Напротив, оно специально дождалось приезда из Орды князя. Показателен и комплекс смоленских актов XIII—XIV веков, представляющий собой исключительно княжеские грамоты, без каких-либо упоминаний веча. Не удивительно, что такое положение дел сказалось и на терминологии. Если в домонгольский период русские земли носили название «земли» «волости», «области» такого-то главного города, что символизировало деятельное участие в управлении государством не только князя но и всего города — веча, то уже с XIV века появляется официальный термин «княжество» применимый не только к Великому княжеству Московскому, но и к другим княжеским областям, что свидетельствовало об откровенном приоритете княжеской власти над земской. Немудрено, что уже применительно к XV веку о вечевой деятельности даже в тех княжествах, которые ещё не были присоединены к Москве (Тверское, Рязанское, Ростовское, Ярославское и др.), до нас не дошло никаких известий. Вполне возможно, что летописи во многом правы, персонифицируя все принимаемые политические решения в этих землях в лице князя и его приближенных. Если вечевой уклад ещё формально и сохранялся, то фактически вече уже перестало играть роль в управлении государством.

Наибольшего расцвета вечевой уклад достиг в Новгородской земле (до 1478) и позднее отделившейся от Новгорода Псковской республике (до 1510), а также в тоже изначально входившей в состав Новгородской Руси Вятской земле. Там вечевой уклад просуществовал вплоть до присоединения этих земель к Москве.

Что касается южнорусских и западно-русских земель, с XIII по XV век вошедших в состав Великого княжества Литовского, то там вечевой уклад сохранился до Люблинской унии 1569 года, вече формально сохраняло всенародный характер (новгородский пример вырождения городского веча был уникален), однако, как это видно по Полоцким актам, фактически было подконтрольным знати.

Наиболее демократичным был вечевой уклад Псковской республики, где до XV века знать была вынуждена считаться с мнением масс. Однако вечевые акты XV — начала XVI веков, где, несмотря на всенародный характер городского веча, упоминаются не все городские сословия вечников, показывают, что естественные для кастового[уточнить] общества олигархические тенденции развивались и там.

Вече в Новгороде

Основная статья: Новгородское вече

Лебедев, Клавдий Васильевич. Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча. 1889

Вече было высшим органом власти в Новгородской земле во время Новгородской республики. Новгородский вечевой орган был многоступенчатым, так как кроме городского веча имелись также собрания концов и улиц.

До сих пор не ясна природа новгородского городского веча. По мнению В. Л. Янина, Новгородское городское вече представляло собой искусственное образование, возникшее на основе «кончанского» (от слова конец — представители разных концов города) представительства, его возникновение относится ко времени формирования межплеменной федерации на территории Новгородской земли. Мнение Янина опирается на данные археологических раскопок, результаты которых склоняют большинства исследователей к мнению о том, что Новгород как единый город сформировался лишь в XI веке, а до этого было несколько разрозненных поселков, будущих городских концов. Таким образом, исконно будущее общегородское вече служило как бы федерацией этих поселков, но с объединением их в единый город приняло статус городского собрания.

В начальный период место сбора веча (вечевая площадь) находилось в Детинце, на площади перед Софийским собором, в дальнейшем, после перемещения княжеской резиденции за пределы города, вечевая площадь перемещается на Торговую сторону, и вечевые собрания проходят на Ярославовом дворище, перед Никольским собором. Но даже в XIII веке, в случаях противоборства разных концов Новгорода, вечевые собрания могут проходить одновременно и на Софийской, и на Торговой сторонах.

Однако в целом по крайней мере с начала XIII века чаще всего новгородцы собираются «на Ярославли дворе» перед Николо-дворищенским храмом (статус собора Св. Никола получил уже в московский период).

Конкретная топография и вместимость вечевой площади до сих пор не известны. Проходившие в 1930-40 гг. археологические раскопки на Ярославовом дворище не дали определенного результата. В 1969 году В. Л. Янин вычислил методом исключения вечевую площадь на неисследованном участке перед главным (западным) входом в Николо-Дворищенским собором. Сама площадь таким образом обладала весьма малой вместимостью — в первой работе В. Л. Янин называет цифру 2000 м², в последующих трудах — 1200—1500 м² и вмещала вовсе не всенародный, а представительный состав из нескольких сот участников, коими по мнению В. Л. Янина являлись бояре.

Правда, в 1988 году В. Ф. Андреев выразил мнение о всенародном характере городских сходов и локализовал вечевую на более, как ему казалось, просторном месте, к югу от Николо-Дворищенского собора. Существует также теория о расположении вечевой площади к северу от Николо-Дворищенского собора. Однако наиболее авторитетной является концепция В.  Л. Янина, которая даже попала в учебники.

Наиболее авторитетным считается мнение об аристократическом характере веча на Ярославовом Дворище во времена поздней республики (вторая половина XIV—XV века). Впрочем, вырождение общегородского вечевого органа в действительности произошло раньше. Составленный от одних «старейших» — бояр знаменитый «ряд» 1264 г.[2] убедительно говорит о том, что воля прочих свободных новгородских сословий — «меньших» — уже в то время порой официально не учитывалась, даже исходя из их прямого участия в общенародных кончанских вечах, предваряющих общегородские вечевые собрания на «Ярославли дворе». В немецком источнике 1331 года общегородское вече носит название «300 золотых поясов». Работа веча шла под открытым небом, что предполагало гласность народного собрания. Из письменных источников, в том числе летописей, известно, что на вечевой площади стояла «степень» — трибуна для посадников и других руководителей «республики», занимавших «магистратские» посты. Площадь также была оборудована скамьями.

В основе решений веча лежал принцип единогласия. Для принятия решения требовалось согласие подавляющего большинства присутствующих. Однако достигнуть такого согласия удавалось далеко не всегда и не сразу. При равном распределении голосов, зачастую происходила физическая борьба и повторение собраний, пока не будет достигнуто соглашение. Например, в Новгороде в 1218 году после битв одного конца против других, веча по одному и тому же вопросу продолжались целую неделю, пока не «сошлись братья все единодушно».

На вече решались самые существенные вопросы внешней и внутренней политики Новгородской земли. В том числе были случаи приглашения и изгнания князей[3], вопросы войны и мира, союза с другими государствами — всё это входило иногда в компетенцию веча. Вече занималось законодательством — на нём утверждена Новгородская судная грамота. Вечевые собрания — одновременно одна из (суду обычно совершал приглашённый в том числе и для этого князь) судебных инстанций Новгородской земли: изменников и лиц, совершивших другие государственные преступления, нередко судили и казнили на вече. Обычным видом казни преступников было низвержение виновного с Великого моста в Волхов. Вече распоряжалось земельными наделами, в случае если ранее земля не была передана была в отчину (см. например Наримунт). Оно выдавало грамоты на владение землёй церквям, а также боярам и князьям. На вече происходили выборы должностных лиц: архиепископов, посадников, тысяцких.

Посадники избирались на вече из представителей боярских семей. В Новгороде по реформе Онцифора Лукинича (1354) вместо одного посадника было введено шесть, правивших пожизненно («старые» посадники), из среды которых ежегодно избирался «степенный» посадник. Реформой 1416—1417 число посадников было увеличено втрое, а «степенные» посадники стали избираться на полгода.

В 1155 Юрий Долгорукий изгнал «незаконного» киевского митрополита Климента. По его просьбе Константинополь назначил нового митрополита Константина I. За верность в поддержке своей политики и за поддержку епископа Нифонта во время киевского раскола Константинопольский патриарх предоставил Новгороду автономию в церковных делах. Новгородцы стали избирать на своём вече епископов из числа местных священнослужителей. Так, в 1156 новгородцы впервые самостоятельно избрали архиепископом Аркадия, а в 1228 сместили архиепископа Арсения.

Кроме общегородского, в Новгороде существовали кончанские и уличные вечевые собрания. Если общегородское представительное вече было по существу искусственным образованием, возникшим в результате создания межкончанской политической федерации, то низшие ступени веча генетически восходят к древним народным собраниям, и их участниками могло быть все свободное население концов и улиц.

Примечания

  1. Фроянов И. Я. Киевская Русь. — Л., 1980. — С. 184.
  2. Грамоты Великого Новгорода и Пскова. — М.-Л., 1949. — С. 9—11.
  3. Минникес И. В. Основания и порядок избрания князя в русском государстве X—XIV вв. // Академический юридический журнал. — 2001. — № 4 (6).

Литература

  • Гуреев М. В. Специфика политического сознания новгородцев. Взгляды на республику и монархию // Новгородика-2008. Вечевая республика в истории России. Материалы Международной научно-практической конференции 21—23 сентября 2008 г. Ч. 2. — Новгород: Изд-во НовГУ, 2009. — 352 с. С. 191—201.
  • Лукин П. В. «Народные собрания» у восточных славян: возможности сравнительного анализа // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2004. № 3(17). С. 5-11.

См. также

  • Тинг
  • Витенагемот
  • Рада
  • Сейм
  • Дума
  • Новгородская республика
  • Псковская республика
  • Республика

vecha значение на английском | веча перевод на английский

Реклама — Удалить

  • Словарь
  • Произношение
  • Word Network
  • Примеры
  • Тезаурус
  • Спряжение
  • 0 Рифмы

    6 6 005 Trends

Ваш ввод «vecha» интерпретируется как «वेच».

vēca, vecha

Практика

существительное
  • вика

Advertisement — Remove

Реклама — Удалить

Приложения SHABDKOSH

Англо-хинди словарь для Android

Англо-хинди словарь для iOS

Англо-хинди словарь для Windows

Шабдкош Премиум

Работа без рекламы и многое другое

Узнать больше

Английские времена

Знание английских времен для новичка считается важным. Тем не менее, это не очень важно для тех, кто регулярно говорит по-английски или является ли это родным языком. Пройдите через эти времена и попытайтесь понять их. Подробнее »

Знаки препинания

Знаки препинания помогают читателю лучше понять смысл текста. Без знака препинания записи выглядят очень неорганизованными. Прочтите эту статью и поймите, как использовать знаки препинания. Подробнее »

Происхождение санскрита

Санскрит может быть старым языком, но он по-прежнему очень важен. Изучение санскрита помогает понять старые сценарии и письмена. Прочтите эту статью, чтобы узнать о его происхождении. Подробнее »

Разница между голосом и речью в грамматике

Изучающие английский язык могут запутаться между использованием этих двух тем и в конечном итоге сделать ошибки. Прочитайте эту короткую статью, чтобы помочь себе и улучшить свой язык. Подробнее »

Читать дальше статей »

См. также

Предложения со словом vecha

Слова, рифмующиеся со словом vecha

Hindi English Translator

Что означает vecha на английском языке?

Слово или фраза веча относится к . См. значение vecha на английском языке, определение vecha, перевод и значение vecha на английском языке. Изучайте и практикуйте произношение веча. Найдите ответ, что означает слово веча в английском языке. देखें веча का हिन्दी मतलब, веча का मीनिंग, веча का हिन्दी अरी अरी अरी हिन्दी अनुवाद।, веча का हिन्दी मीनिंग, веча का हिन्दी अर.

Теги для записи «vecha»

Что означает vecha на английском языке, перевод vecha на английский язык, определение vecha, произношение и примеры слова vecha на английском языке. веча का हिन्दी मीनिंग, веча का हिन्दी अर्थ, веча का हिन्दी अका हिन्द२ अद२ का हिन्दी मीनिंग, веча का हिन्दी अर्थ.

«>

Наши приложения тоже хороши!

Словарь. Перевод. Словарный запас.
Игры. Кавычки. Форумы. Списки. И еще…

Попробуйте наши словари и тесты.

Мы предоставляем возможность сохранять слова в списках.

Основные списки слов

Пользовательские списки слов

Вы можете создавать свои собственные списки слов по темам.


Вход/Регистрация

Для управления списками необходима учетная запись участника.

Это функция Premium.

Подпишитесь сейчас


Уже являетесь Премиум-пользователем?
Логин

 Вернуться к началу

Реклама — Удалить

Vacha : Преимущества, меры предосторожности и дозировка

      Преимущества

      Меры предосторожности

      Как применять 100

      100

        Преимущества

        Меры предосторожности

        Рекомендуемая дозировка

        Как использовать

          Проблемы с содержанием?

          Сообщить о проблеме

          Вача — древняя трава, обладающая разнообразными полезными свойствами. Название «Вача» на санскрите означает «ясно говорить», потому что эта трава стимулирует интеллект и самовыражение. В Аюрведе вача известна как омолаживающая трава из-за ее воздействия на нервную систему. Он горький на вкус и употребляется в сушеном виде.
          Согласно Аюрведе, ежедневный прием вачи вместе с медом помогает справиться с нарушениями речи благодаря балансировке Ваты и свойствам Медхьи. Его потребление также помогает при лечении кашля, способствуя удалению мокроты из дыхательных путей из-за его отхаркивающей активности. Вача также помогает улучшить память, борясь с повреждением клеток, вызванным свободными радикалами, благодаря своим антиоксидантным свойствам. Это также улучшает поведенческие изменения, память и умственную работоспособность. Он также помогает удалять камни в почках, увеличивая выработку мочи благодаря своей мочегонной активности. .
          Пасту из порошка вача и воды можно наносить на кожу, чтобы придать коже сияние и контролировать различные кожные инфекции благодаря своим свойствам тихта (горький) и тикшна (острый). Эфирное масло вачи можно считать полезным для уменьшения боли и воспаления при наружном применении из-за его противовоспалительных свойств. Местное применение порошка Vacha с порошком Triphala уменьшает жир на животе и бедрах.
          Избегайте чрезмерного употребления вачи, так как это может вызвать кислотность, если у вас слабое пищеварение [1][11][13][15][16][9].].

          Аир аир, Аир сладкий, Мирт стеклянный, Садгрантха, Ваямбур, Вадж, Осока сладкая, Калмус, Уграграндха, Бхута Нашини, Шатапарва, ГораВача для стимулятора аппетита?

          Хотя научных исследований недостаточно, вача может быть полезна для улучшения аппетита[13][16].

          Вача способствует улучшению аппетита благодаря свойству дипан (закуска). Это увеличивает пищеварительный огонь и ускоряет процесс пищеварения.

          Каковы преимущества Vacha при язве желудка?

          Вача может быть полезна в качестве противоязвенного средства, поскольку помогает контролировать кислотность и секрецию желудочного сока. Он также может защитить внутреннюю оболочку желудка от бактерий Helicobacter pylori и предотвратить повреждение[13][14].

          Вача помогает снизить риск возникновения язвы желудка за счет улучшения пищеварения. Это связано с его свойствами Deepan (закуска) и Pachan (пищеварительные). Вача увеличивает Пачак Агни (пищеварительный огонь). Это помогает легко переваривать пищу, а также контролирует чрезмерную секрецию желудочного сока.

          Каковы преимущества Vacha при метеоризме (образовании газов)?

          Несмотря на недостаточное количество научных исследований, вача может быть полезна при лечении проблем с пищеварением, таких как метеоризм (образование газов) и вздутие живота[15].

          Вача помогает уменьшить скопление газов в желудке благодаря своей природе балансировки Ваты и свойствам Дипана (закуска) и Пачана (пищеварительные). Он увеличивает Пачак Агни (пищеварительный огонь), который помогает легко переваривать пищу и предотвращает образование избыточного газа в желудке.

          Каковы преимущества Vacha при диарее?

          Vacha может быть полезен при диарее. Вача содержит такие компоненты, как алкалоиды, сапонины и дубильные вещества, которые обладают спазмолитическим действием и расслабляют гладкую мускулатуру желудка. Таким образом, Vacha можно использовать при желудочно-кишечных расстройствах, таких как колики и диарея[16][17]. Антимикробная и противовоспалительная активность Вача предотвращает рост бактерий и уменьшает воспаление, тем самым обеспечивая облегчение [10].

          Вача обладает свойствами Дипана (закуска) и Пачана (пищеварительная система), поэтому он хорошо помогает при всех проблемах, связанных с пищеварением, таких как расстройство желудка, гастрит и диарея.
          Совет:
          Принимать по 1 щепотке Вача чурны два раза в день после приема легкой пищи, запивая обычной водой.

          Насколько эффективен Vacha?

          Стимулятор аппетита, Диарея, Метеоризм (газообразование), Язва желудка, Инсульт

          Часто задаваемые вопросы о преимуществах Vacha

          Помогает ли Vacha справиться с заиканием?

          Помогает ли цветок вача от беспокойства?

          Помогает ли Vacha при лечении кашля?

          Как Вача помогает улучшить память?

          Может ли Vacha удалить мочевые камни?

          Каковы преимущества Vacha при газах в брюшной полости?

          Меры предосторожности при использовании Vacha

          Важно

          1. Vacha может воздействовать на центральную нервную систему и вызывать сильную сонливость в сочетании с другими лекарствами, используемыми во время или после операции. Поэтому рекомендуется прекратить прием Вачи как минимум за 2 недели до запланированной операции[4].

          Вачу следует принимать в рекомендуемой дозе и в течение рекомендованной продолжительности под наблюдением врача.

          Люди с аллергией или повышенной чувствительностью к Vacha или ее компонентам должны использовать его под наблюдением врача.

          Важно

          Избегайте Vacha, если вы кормите грудью[4].

          Антациды используются для снижения кислотности в желудке, тогда как вача может повышать кислотность в желудке. Таким образом, Вача может снизить эффективность антацидов. Таким образом, рекомендуется избегать Vacha с антацидами [4].

          1. Вача может усиливать побочные эффекты антидепрессантов[4].
          2. Вача может вызывать сонливость и сонливость. Поэтому следует избегать его использования с другими седативными средствами [4].

          1. Вачу следует применять с осторожностью у онкологических больных или пациентов, принимающих противоопухолевые препараты [12].
          2. Вача может увеличить риск запоров при приеме блокаторов кальциевых каналов[12].

          Вача может снизить кровяное давление. Поэтому, как правило, рекомендуется регулярно контролировать артериальное давление при приеме Вача вместе с другими антигипертензивными препаратами[4].

          Важно

          Избегайте приема Вачи во время беременности[4].

          Важно

          1. Расстройство желудка
          2. Тряска
          3. Судороги
          4. Поражение почек[4][12].

          Важно

          1. Не используйте Вачу в течение длительного времени (не более 5-6 недель) и в больших дозах.
          2. Следует избегать вачи, если в теле имеется избыток Питты.
          3. Вача может вызвать головную боль, если у вас избыточная Питта в теле.

          • Вача Чурна — по 1-2 щепотки 2 раза в день.
          • Вача Капсула — по 1-2 капсулы два раза в день.

          1. Вача Чурна
          а. Возьмите 1-2 щепотки вача чурны.
          б. Смешайте его с медом.
          с. Принимать два раза в день до или после еды.

          2. Вача-капсула
          а. Принимать по 1-2 капсулы Вача.
          б. Глотать его с водой два раза в день.

          Преимущества Vacha

          Каковы преимущества Vacha при кожных заболеваниях?

          Вача придает коже сияние и контролирует различные бактериальные и грибковые кожные инфекции благодаря своим свойствам тикта (горький) и тикшна (острый). Вача также обладает хорошим ропановым (целебным) свойством и способствует заживлению ран.

          Каковы преимущества Vacha при артрите?

          Благодаря своим противовоспалительным свойствам вача может быть полезна для уменьшения боли и отека при наружном нанесении на пораженный участок[16].

          Вача помогает уменьшить боль и отек, связанные с артритом, благодаря своей способности уравновешивать Вата-дошу в организме.

          Каковы преимущества Vacha при метеоризме (образовании газов)?

          Вача может быть полезна при проблемах с пищеварением, таких как метеоризм (образование газов) и вздутие живота[15].

          Вача может помочь уменьшить скопление газа в животе благодаря своему свойству уравновешивания Ваты.
          Совет:
          1. Растереть корень вачи в воде и приложить к животу ребенка.
          2. Или растереть вачу с касторовым или кокосовым маслом и нанести на живот ребенка, чтобы уменьшить вздутие живота из-за скопления газов.

          Насколько эффективен Vacha?

          Артрит, Метеоризм (газообразование), Кожные заболевания

          Часто задаваемые вопросы о преимуществах Vacha

          Можно ли использовать Vacha при герпесе?

          Можно ли использовать Vacha для лечения зубов?

          Полезен ли Вача при головной боли?

          Можно ли наносить на кожу пудру Вача (Сладкий флаг)?

          Меры предосторожности при использовании Вачи

          Избегайте применения Вачи, если у вас повышенная Питта в организме.

          Сначала нанесите Vacha на небольшой участок, чтобы проверить возможные аллергические реакции. Или используйте его только под наблюдением врача, если у вас аллергия на Вачу или ее составляющие[12].

          Если ваша кожа гиперчувствительна, вы можете нанести пасту из корня вачи, смешанную с медом или молоком.

          • Порошок вача — 1/2-1 чайная ложка или по вашему желанию.
          • Масло вача — 2-3 капли или по вашему желанию.

          1. Порошок вача
          a. Возьмите 1 чайную ложку порошка Вача.
          б. Добавьте немного воды, чтобы получилась паста.
          с. Нанесите его на пораженные участки.
          д. Используйте это средство для борьбы с кожными инфекциями.

          2. Порошок вача с порошком трифалы
          а. Возьмите 1 чайную ложку порошка Вача.
          б. Смешайте его с Трифалой.
          с. Помассируйте живот и бедра, чтобы избавиться от жира.

          3. Эфирное масло вача
          a. Смешайте 2 капли эфирного масла вача с кунжутным маслом.
          б. Мягко помассируйте пораженный участок.
          с. Используйте это средство два раза в день, чтобы справиться с болью[9].

          В. Что такое цветочная эссенция вача?

          В отличие от Вачи, цветочная эссенция Вача совершенно другая. Также известные как цветочные средства вача, это растворы, приготовленные из бренди и воды с использованием растворов различных цветов. Они коммерчески доступны и, как известно, улучшают настроение.

          В. Какие бывают виды цветов вача?

          Существует множество разновидностей цветов вача, которые вы можете выбрать в зависимости от пользы для здоровья и сущности. Некоторые из общедоступных вариантов или типов цветов вача: утесник, цикорий, осина, горчица, остролист, ива, горечавка, клематис, граб, лиственница, олива, вяз, сосна, мимулус, репейник, церато, вереск и бук.

          В. Где купить цветочные средства Vacha?

          Цветочные средства вача имеются в продаже. Вы можете купить эти продукты либо в аюрведических магазинах, либо в Интернете.

          В. Помогает ли Вача справиться с заиканием?

          Вача может помочь в лечении нарушений речи. Это связано с балансировкой Ваты и свойствами Медхая. Вача дает телу достаточную силу, чтобы контролировать все виды нервных расстройств.
          Совет:
          Принимайте 1-2 щепотки вачи (аира аира) с 1 чайной ложкой меда в день.

          В. Помогает ли цветок вача от беспокойства?

          Вача может помочь справиться с беспокойством, депрессией и стрессом благодаря своему свойству медхая (улучшать память).
          Совет:
          1. Принимать по 1-2 щепотки Вача чурны с медом через 2 часа после еды два раза в день.
          2. Продолжайте не менее 1 месяца для достижения лучших результатов.

          В. Можно ли добавлять вачу (аир) в пищу?

          Не рекомендуется добавлять в пищу любую разновидность вачи (будь то порошкообразную или жидкую) без консультации врача. Это связано с тем, что FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов) запретило использование определенных видов вачи, поскольку, как сообщается, она содержит химические вещества, вызывающие рак [4]. Следовательно, не все виды вачи можно употреблять внутрь.

          В. Помогает ли Вача справиться с кашлем?

          Да, Вача помогает при кашле благодаря своим отхаркивающим свойствам. Он помогает удалить слизь из дыхательных путей, облегчая тем самым кашель[13].

          Да, Вача помогает справиться с кашлем, возникающим из-за образования и скопления слизи в дыхательных путях. Это происходит из-за обострения Капха доши. Вача из-за своей Ушна (горячей) природы и уравновешивающих Капху свойств помогает справиться с симптомами кашля. Он разжижает слизь и выводит ее из организма.
          Советы
          1. Возьмите 1-2 щепотки Вача чурны.
          2. Смешать с медом.
          3. Принимать два раза в день до или после еды.

          В. Как Вача помогает улучшить память?

          Вача способствует улучшению памяти благодаря своим нейропротекторным свойствам. Антиоксиданты, присутствующие в ваче, борются со свободными радикалами, которые могут повредить клетки мозга (нейроны). Он защищает клетки и предотвращает воспаление, тем самым улучшая поведенческие изменения, память и умственную работоспособность[14].

          Да, Вача помогает решить проблемы с памятью, которые в основном возникают из-за дисбаланса Вата-доши. Он обладает медья (тоник для мозга) и уравновешивающими свойствами Ваты, которые помогают поддерживать правильные функции мозга и улучшают память.

          В. Может ли Vacha удалить мочевые камни?

          Да, Вача может помочь удалить мочевые камни благодаря своей мочегонной активности. Он увеличивает выработку мочи и вымывает камни. Он также способствует растворению кристаллов и предотвращает образование новых камней (в основном почечных камней) [15].

          Да, Вача помогает удалять мочевые камни, которые образуются в результате накопления токсинов в организме из-за дисбаланса Вата- и Капха-доши. Вача помогает справиться с этим состоянием, так как обладает свойствами Мутрала (мочегонного) и уравновешивающими свойствами Вата-Кафа. Это увеличивает выработку мочи и помогает в удалении токсинов, а также камней из организма.

          В. Каковы преимущества Vacha при газах в брюшной полости?

          Благодаря своим ветрогонным свойствам вача помогает избавиться от газов в брюшной полости. Предотвращает образование газов в желудочно-кишечном тракте и облегчает отхождение газов, тем самым избавляя от метеоризма [17].

          Газы в животе обычно возникают из-за слабого или плохого пищеварения, вызванного дисбалансом Вата-Питта-доши. Вача помогает справиться с этим состоянием благодаря своей ушна (горячей) природе и свойству уравновешивания Ваты. Это помогает улучшить пищеварение и справляется с газами в брюшной полости.

          В. Помогает ли Vacha при лечении астмы?

          Да, Вача может помочь при астме, так как расширяет дыхательные пути легких. Это делается путем расслабления мышц и очистки легких от слизи. Это помогает облегчить дыхание и облегчает симптомы астмы[18].

          Да, Вача помогает при астме, возникающей из-за дисбаланса Вата- и Капха-доши. Это приводит к образованию и скоплению слизи в дыхательных путях. Вача из-за своей Ушна (горячей) природы и балансирующих свойств Вата-Кафа помогает ослабить слизь и удалить ее из тела, тем самым обеспечивая облегчение.

          В. Можно ли использовать Vacha при язве?

          Да, Вача используется при язвах из-за присутствия определенных компонентов, обладающих антисекреторным свойством. Эти составляющие помогают уменьшить объем желудочной кислоты. Вача также обладает антиоксидантным свойством, которое борется со свободными радикалами и предотвращает повреждение клеток, тем самым защищая клетки желудка (гастропротекторное свойство)[20].

          В. Какая польза от Вачи при насморке?

          Вача может помочь при насморке (воспалении слизистой оболочки носа) благодаря своим противовоспалительным свойствам. Он уменьшает воспаление носовых оболочек и тем самым очищает носовые и придаточные пазухи[16].

          В. Используется ли вача (сладкий флаг) для разборчивости речи?

          Хотя нет достаточных научных данных, подтверждающих роль вача в речевых способностях, это может помочь улучшить качество речи и голоса[21].

          В. Можно ли использовать Вачу при герпесе?

          Да, Vacha можно использовать в качестве противогерпесного средства для лечения герпеса. Согласно исследованиям, он содержит соединение, известное как бета-азарон, которое оказывает сильное ингибирующее действие на вирус. Он предотвращает репликацию вируса герпеса типа 1 и типа 2, тем самым предотвращая распространение инфекции[6].

          В. Можно ли использовать Vacha как средство от стоматологических проблем?

          Антибактериальные свойства Vacha предотвращают рост бактерий и тем самым снижают риск возникновения различных заболеваний полости рта. Он также помогает облегчить боль благодаря своим противовоспалительным свойствам и, следовательно, обычно используется при зубной боли.

          Согласно аюрведе, вача может быть использована при проблемах с полостью рта и зубами благодаря своим свойствам тикта (горький) и ропан (исцеляющий).
          Совет:
          Смешайте 1-2 щепотки вача чурны с 1 чайной ложкой меда и нанесите на пораженный участок.

          В. Полезен ли Вача при головной боли?

          Хотя нет достаточных научных данных, подтверждающих роль вача при головных болях, его можно использовать для лечения головных болей[16].

          Да, Vacha может помочь справиться с головной болью, возникающей из-за кашля или простуды. Он обладает усной (горячей) природой и уравновешивающими свойствами Вата-Кафа, благодаря чему помогает разжижать слизь и облегчает симптомы кашля и простуды, тем самым облегчая головную боль.
          Советы
          1. Возьмите несколько капель эфирного масла вача.
          2. Аккуратно помассируйте голову.

          В. Можно ли наносить на кожу пудру Вача (Сладкий флаг)?

          Да, порошок Вача можно наносить на кожу благодаря его противовоспалительным свойствам. Он ингибирует медиаторы, ответственные за возникновение воспаления, и тем самым контролирует воспаление [19].

          Ссылки

          1. Хальса К.С., Тьерра М. \»Аир\». Путь аюрведических трав: наиболее полное руководство по естественному исцелению и здоровью с помощью традиционного аюрведического травничества (1-е изд.). Lotus Press; 2008 г. .

          2. Пури HS. \»Аир\». Расаяна: Аюрведические травы для долголетия и омоложения (1-е изд. ). CRC Press; 2003.

          3. Мукерджи П.К., Кумар В., Мал М. и др. Аир аировый.: Научное подтверждение аюрведической традиции на основе природных ресурсов. Фармацевтическая биология. 2007; 45:8, 651-666.

          4. WebMD.Calamus: использование, побочные эффекты, дозы, взаимодействие [Интернет].Atlanta [последнее обновление в 2016 году].

          5. Megoneitso RR. Этноботанические исследования в Нагаленде–4. Шестьдесят два лекарственных растения, используемые ангами-нагами.83; 4: 167–172.

          6. Мукерджи П.К., Кумар В., Мал М. и др. Аир аира: Научное подтверждение аюрведической традиции на основе природных ресурсов. Фармацевтическая биология. 2008; 45(8):651-666.

          7. Баладжи Н.С., Раджасекар Д., Ченгал Р.Д. и др. Этно-медицинские заметки о некоторых растениях холмов Тирумала для лечения стоматологических заболеваний. Этноботаника. 1996; 8: 88–91.

          8. Бхат С.Д., Ашок Б.К., Ачарья Р.Н. и др. Противосудорожная активность сырых и классически обработанных корневищ вачи (Acorus calamus Linn. ). Ayu.2012;33(1):119-122.

          9. Thaler K, Kaminski A, Chapman A и др. Цветочные средства Vacha для психологических проблем и боли: систематический обзор. BMC Complement Altern Med.2009 May 26;9:16.

          10. Шоба Ф.Г., Томас М. Изучение противодиарейной активности четырех лекарственных растений при диарее, вызванной касторовым маслом. J Ethnopharmacol.2001;76: 73–76.

          11. Паранджпе П., Паранджпе С. Травы для красоты: выявление аюрведических сокровищ. Том 33 исследований Чаукхамба Аюрвиджнан. Чаукхамба Санскрит Пратиштан. 2001.

          12. Ulbricht CE.Natural Standard:Руководство по травам и добавкам, Справочник, основанный на доказательствах.Elsevier;2010.

          13. Паттанаик Дж., Кумар Й., Хатри Р.С. Acorus calamus Linn.: Травяной тоник для центральной нервной системы. Журнал научных и инновационных исследований. 2013;2(5):950-954.

          14. Эсфандиари Э., Ганадян М. , Рашиди Б. и др. Влияние Acorus calamus L. на предотвращение потери памяти, беспокойства и окислительного стресса на моделях нейровоспаления, вызванного липополисахаридом, у крыс. Int J Prev Med. 2018;9:85.

          15. Гелани Х., Чапала М., Джадав П. Мочегонное и антиуролитиатическое действие спиртового экстракта корневища Acorus calamus L. в экспериментальных моделях на животных. J Tradit Комплемент Мед. 2016;6(4):431-436.

          16. Сингх Р., Шарма П.К., Мальвия Р. Фармакологические свойства и аюрведическая ценность индийского букового растения (аир аира): краткий обзор. Достижения в области биологических исследований.2011; 5(3): 145-154.

          17. Чандра Д., Прасад К. Фитохимические вещества аира аира (Sweet flag). Журнал исследований лекарственных растений. 2017;5(5):277-281.

          18. Виджаяпанди П., Аннабатхина В., Срикант С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *