Важнейшие экспедиции никитина афанасия: Важнейшие экспедиции афанасия Никитина и их цели

Важнейшие экспедиции афанасия Никитина и их цели

Содержание

  • Экспедиция Афанасия Никитина
  • Участники экспедиции «По следам Афанасия Никитина» посетили Волгоград
  • Почему Афанасий Никитин за три моря пошел?
    • Популярные темы:

Экспедиция Афанасия Никитина

Афанасий Никитин, купец из Твери. По праву считается не только первым русским купцом, побывавшим в Индии (за четверть века до португальца Васко да Гамы), но и первым русским путешественником вообще. Имя Афанасия Никитина открывает список блестящих и интереснейших морских и сухопутных русских исследователей и первооткрывателей, имена которых золотыми буквами вписаны мировую историю географических открытий.

Имя Афанасия Никитина стало известно современникам и потомкам благодаря тому, что он все время своего пребывания на Востоке и в Индии вел дневник, или точнее, путевые заметки. В этих заметках он со многими деталями и подробностями описал посещенные им города и страны, быт, нравы и традиции народов и правителей… Свою рукопись автор сам назвал «Хожение за три моря». Три моря – это Дербентское (Каспийское) Аравийское (Индийский океан) и Чёрное.

Совсем немного не дошел на обратном пути А.Никитин до родной Твери. Рукопись «Хожения за три моря» его товарищи передали в руки дьяка Василия Мамырёва. От него она попала в летописные своды 1488 года. Очевидно, что современники оценили важность манускрипта, коли решили включить его текст в исторические хроники.

Н. М. Карамзин, автор «Истории Государства Российского», в начале девятнадцатого века случайно наткнулся на один из летописных сводов «Хожения…». Благодаря ему, путешествие тверского купца А.Никитина стало достоянием широкой общественности.

Тексты путевых заметок А.Никитина свидетельствует о широком кругозоре автора, хорошем владении им деловой русской речью. При чтении их невольно ловишь себя на мысли, что практически все записи автора совершенно понятны, хотя написано было более пятисот лет назад!

Краткие сведения о путешествии Афанасия Никитина

Никитин Афанасий Никитич

Тверской купец. Год рождения неизвестен. Место рождения – тоже. Скончался 1475 под Смоленском. Точная дата начала путешествия тоже неизвестна. По мнению ряда авторитетных историков, это скорее всего 1468 год.

Цель путешествия:

Отплатие каравана купцов Афанасия Никитина из Твери обычная коммерческая экспедиция по Волге в составе каравана речных судов из Твери до Астрахани, налаживание экономических связей с азиатскими купцами, ведущими торговлю по Великому Шелковому пути, проходящему через знаменитую Шемаху.

Косвенно подтверждает это предположение тот факт, что русские купцы пошли вниз по Волге в сопровождении Асан-бека, посла властителя Шемахи, ширван-шаха Форус-Есара. Шемаханский посол Асан-бек был с визитом в Твери и в Москве у великого князя Ивана III, и отправлялся восвояси вслед за русским послом Василием Папиным.

А. Никитин с товарищами снарядили 2 судна, нагрузив их разным товаром для торговли. Товаром Афанасия Никитина, как видно из его записей, была рухлядь, то есть пушнина. Очевидно, что в караване плыли суда и других купцов. Следует сказать, что Афанасий Никитин был купец опытный, смелый и решительный. До этого не раз посещал дальние страны – Византию, Молдавию, Литву, Крым – и благополучно возвращался домой с заморским товаром, чему есть косвенные подтверждения в его дневнике.

один из важнейших пунктов на протяжении всего Великого Шёлкового пути. Расположен на территории нынешнего Азербайджана. Находясь на пересечении караванных путей, Шемаха являлась одним из крупных торгово-ремесленных центров на Ближнем Востоке, занимая важное место в торговле шёлком. Ещё в XVI веке упоминаются торговые связи шемахинских и венецианских купцов. В Шемахе вели торговлю азербайджанские, иранские, арабские, среднеазиатские, русские, индийские и западноевропейские купцы. Шемаха упоминается А. С. Пушкиным в «Сказке о золотом петушке» («Подари ж ты мне девицу, шемаханскую царицу»).

Караван А. Никитина заручился проезжей грамотой от великого князя Михаила Борисовича для перемещения по территории тверского княжества и великокняжескою проезжей грамотой за границу, с которой и поплыл в Нижний Новгород. Здесь планировали сойтись с послом московским Папиным, тоже следовавшим в Шемаху, но не успел его захватить.

Поидох от Спаса святаго златоверхаго и сь его милостию, от государя своего от великаго князя Михаила Борисовича Тверскаго…

Интересно, что изначально Афанасий Никитин посещения Персии и Индии не планировал!

Историческая обстановка во время путешествия А. Никитина

Золотая Орда, контролировавшая Волгу, в 1468 была еще достаточно сильна. Напомним, что Русь окончательно сбросила с себя ордынское иго только в 1480 году, после знаменитого «стояния на Угре». А пока русские княжества находились в вассально зависимости. И если исправно платили дань и «не выпендривались», то им позволялись некоторые свободы, в том числе и торговля. Но опасность разбойного нападения существовала всегда, поэтому купцы и собирались в караваны.

Почему русский купец обращается к великому князю Тверскому Михаилу Борисовичу как к государю? Дело в том, что на тот момент Тверь была еще самостоятельным княжеством, не входившим в Московское государство и ведшее с ним постоянную борьбу за первенство в русских землях. Напомним, что окончательно территория Тверского княжества вошла в состав Московского царства при Иване III (1485 г.)

Путешествие А. Никитина можно условно разделить на 4 части:

1) путешествие от Твери до южных берегов Каспийского моря;

2) первое путешествие по Персии;

3) путешествие по Индии и

4) обратное путешествие через Персию на Русь.

Весь его путь хорошо виден на карте.

Итак, первый этап — путешествие по Волге. Оно шло благополучно, вплоть до Астрахани. Возле Астрахани экспедиция была атакована разбойными шайками местных татар, корабли потоплены и разграблены

И Казань есмя проехали доброволно, не видали никого, и Орду есмя проехали, и Усланъ, и Сарай, и Берекезаны есмя проехали. И вьехали есмя в Бузанъ. Ту наехали на нас три татарины поганые и сказали нам лживые вести: ‘Кайсым салтан стережет гостей в Бузани, а с ним три тысящи татар’. И посол ширваншин Асанбегъ дал имъ по однорятке да по полотну, чтобы провели мимо Хазтарахан. А оны, поганые татарове, по однорятке взяли, да весть дали в Хазтараханъ (Астрахань) царю. И яз свое судно покинул да полез есми на судно на послово и с товарищи своими.

Нападение татарских ушкуйников на купеческий караван возле АстраханиПоехали есмя мимо Хазтарахан, а месяць светит, и царь нас видел, и татарове к нам кликали: ‘Качма, не бегайте!’ А мы того не слыхали ничего, а бежали есмя парусом. По нашим грехом царь послал за нами всю свою орду. Ини нас постигли на Богуне и учали нас стреляти. И у нас застрелили человека, а у них дву татаринов застрелили. И судно наше меншее стало на езу, и они нас взяли да того часу разграбили, а моя была мелкая рухлядь вся в меншем судне.

Бандиты отняли у купцов весь товар, закупленный, очевидно, в кредит. Возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Товарищи Афанасия и он сам, по его словам, «заплакав, да разошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь; а кой должен, а тот пошел, куды его очи понесли».

Путешественник поневоле

Таким образом, Афанасий Никитин стал путешественником поневоле. Путь домой заказан. Торговать нечем. Осталось одно – пойти в разведку в чужие страны в надежде на судьбу и собственную предприимчивость. Наслышанный о сказочных богатствах Индии, он направляет свои стопы именно туда. Через Персию. Прикинувшись странствующим дервишем, Никитин подолгу останавливается в каждом городе, и делится своими впечатлениями и наблюдениями с бумагой, описывая в дневнике быт и нравы населения и правителей тех мест, в которые заносила его судьба.

А яз пошелъ к Дербенти, а из Дербенти к Баке, где огнь горить неугасимы; а изъ Баки пошелъ есми за море к Чебокару. Да тутъ есми жил в Чебокаре 6 месяць, да в Саре жил месяць, в Маздраньской земли. А оттуды ко Амили, и тутъ жилъ есми месяць. А оттуды к Димованту, а из Димованту ко Рею.

А из Дрея к Кашени, и тутъ есми был месяць, а из Кашени к Наину, а из Наина ко Ездеи, и тутъ жилъ есми месяць. А из Диесъ къ Сырчану, а изъ Сырчана къ Тарому…. А изъ Торома к Лару, а изъ Лара к Бендерю, и тутъ есть пристанище Гурмызьское. И тут есть море Индийское, а парьсейскым языкомъ и Гондустаньскаа дория; и оттуды ити моремъ до Гурмыза 4 мили.

Первое путешествие Афанасия Никитина через персидские земли, от южных берегов Каспийского моря (Чебукара) до берегов Персидского залива (Бендер-абаси и Ормуза), продолжалось более года, от зимы 1467 до весны 1469.

Участники экспедиции «По следам Афанасия Никитина» посетили Волгоград

Экспедиция повторяет маршрут известного тверского купца, путешественника и писателя, в XV веке открывшего для России Индию. Она инициирована директором Культурного Центра им. Дж. Неру г-ном Абхаем Тхакурой при содействии администрации Тверской области.

Старт автопробега был дан в Твери у памятника Афанасию Никитину. В отличие от известного купца, который добирался до Индии по воде, экспедиция следует по «шёлковому пути» на трёх автомобилях.

Четырнадцать путешественников, в числе которых Советник по финансам Министерства путей сообщения Индии в отставке Фалгуни Матилал, известный фотограф Ашок Дилвали, танцовщица Хари Васудеван, доктор Раджендра Джайн, кинорежиссёр Раджеш Джала и другие, намерены преодолеть за 35 дней более 12 тысяч км по России, Турции, Ирану и Объединённым Арабским Эмиратам. Они уже проехали Тверь, Москву, Нижний Новгород, Казань, Самару, Саратов. В Волгограде члены экспедиции посетили музей-панораму «Сталинградская битва» и мемориальный комплекс на Мамаевом Кургане.

Впереди путешественников ждут Элиста, Астрахань и Сочи. Об этом сообщает пресс-служба областной администрации.

Почему Афанасий Никитин за три моря пошел?

Среди многих странствий, совершенных нашими предками в далекие времена, выделяется путешествие Афанасия Никитина в Индию. Сейчас примерно семь часов лету из Шереметьево или Домодедово – и вы на прекрасных песчаных пляжах Гоа или в предгорьях Гималаев. А во времена Никитина, в XV веке, до удивительной страны с молочными реками и кисельными берегами, где на земле лежат нетронутыми изумруды, жемчуг, алмазы и золото, годами искали дорогу лучшие первопроходцы мира.

В 1492 году Колумб открыл свою «Индию» (оказавшуюся Америкой), но очень скоро, в 1498 году, Васко да Гама все-таки добрался до настоящей Индии. Но наши и здесь опередили европейцев – и не на год или два, а на целых тридцать лет.

В 1468 году тверской купец Афанасий Никитин, не слишком богатый, но весьма энергичный, уехал из Москвы. Он стал путешественником поневоле: при спуске Волге до Астрахани один корабль разбился, другой ограбили разбойники. Обратного пути у Афанасия не было – товара не осталось, а за потерю ему грозила долговая яма…

Купец отправился на разведку в чужие страны, надеясь на судьбу и свою предприимчивость. Посуху он добрался до Дербента, перешел Персию и по морю попал в Индию. Здесь Никитин прикинулся странствующим дервишем (мусульманский монах), подолгу останавливался в каждом городе и все впечатления о быте и нравах населения записывал в свои путевые тетради. В Индии Афанасий провел три года, а затем через Африку (Сомали), турецкие земли Трабзона (Трапезунд) и Черное море он вернулся в Россию. Но, не доехав до дома, заболел и около 1475 года умер.

От Никитина остались его путевые записки («тетради»): их сохранили и доставили в Москву купцы, с которыми путешественник возвращался на родину. В Москве эти записи были включены в летопись. В дальнейшем ценный материал стал знаменитым «Хождением за три моря». Это памятник не только литературный, исторический и географический, но и памятник мужеству русского человека.

В начале XIX века путевые записи Никитина были обнаружены Николаем Михайловичем Карамзиным в архиве Троице-Сергиева монастыря в составе Троицкого сборника. Первоначально Карамзин опубликовал отрывки в примечаниях к VI тому «Истории государства Российского» в 1818 году, а полное издание «Хождений за три моря» выпустил русский историк П. М. Строев в 1821 году.

Афанасий никитин направление экспедиции. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина

Что открыл Афанасий Никитин? «Хождение за три моря» Афанасия Никитина Наверняка вам любопытно было бы узнать, что открыл Афанасий Никитин. Прочитав эту статью, вы узнаете, где побывал этот великий путешественник. Годы жизни Афанасия Никитина — 1442-1474(75). Он родился в Твери, в семье Никиты, крестьянина, поэтому Никитин — это отчество, а не фамилия путешественника. У большинства крестьян в то время фамилий не было. Лишь частично известна историкам его биография. Не существует достоверных сведений о юности и детстве этого путешественника. Известно лишь, что он стал купцом в довольно молодом возрасте и посещал Крым, Византию, Литву и другие государства по торговым делам. Довольно успешными были коммерческие предприятия Афанасия: он возвращался благополучно с заморским товаром на родину. Ниже представлен памятник Афанасию Никитину, находящийся в Твери. В 1468 году Афанасий предпринял экспедицию, в ходе которой побывал в странах Востока, в Африке, Индии и Персии. Это путешествие описано в книге под названием «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Ормуз Никитин через Баку отправился в Персию, после чего, перебравшись через горы, поехал дальше на юг. Он без спешки совершал свое путешествие, останавливаясь подолгу в селениях и изучая местные языки, а также занимаясь торговлей. Афанасий прибыл весной 1449 года в Ормуз — большой город, расположенный на пересечении различных торговых путей: из Индии, Китая, Малой Азии и Египта.

В России уже были известны товары из Ормуза. В особенности же славился ормузский жемчуг. Афанасий Никитин, узнав о том, что в города Индии из этого города экспортируют лошадей, решил совершить рискованное предприятие. Он купил арабского жеребца и сел на корабль в надежде перепродать его выгодно в Индии. Афанасий отправился в город Чаул. Так продолжилось русское открытие Индии. Афанасий Никитин добирался сюда морским путем. Первые впечатления об Индии Шесть недель заняло плавание. Сильнейшее впечатление на купца произвела Индия. Путешественник, не забывая о торговле, увлекся также этнографическими исследованиями. Он записывал подробно в свои дневники увиденное. В его записях Индия предстает чудесной страной, в которой все совсем не так, как на Руси. Афанасий писал, что все люди здесь ходят нагие и черные. Его поражало, что даже небогатые жители носят украшения из золота. Сам Никитин, к слову, также поразил индийцев. Редко доводилось раньше местным жителям видеть белых людей. Никитину не удалось в Чауле выгодно продать своего жеребца.
Он направился в глубь страны, побывав в небольшом городе, находящемся в верховьях Сины, а затем в Джуннаре. О чем писал Афанасий Никитин? Афанасий Никитин в своих путевых заметках отмечал бытовые подробности, описывал достопримечательности и местные обычаи. Это было чуть ли не первое описание быта Индии не только для Руси, но и для Европы. Афанасий писал о том, какую пищу едят местные жители, чем они кормят домашний скот, какими товарами торгуют, как одеваются. Им даже был описан процесс изготовления хмельных напитков, а также обычай хозяек дома в Индии спать в одной постели с гостями. История, произошедшая в крепости Джуннар В крепости Джуннар путешественник задержался не по собственной воле. Местный хан отобрал жеребца у Афанасия, когда узнал, что тот пришелец из Руси, а не басурманин, и выставил условие иноверцу: или он принимает ислам, или не только не вернет своего коня, но и будет продан ханом в рабство. На размышление было дано четыре дня. Лишь случай спас русского путешественника.
Ему повстречался Мухаммед, старый знакомый, который поручился за чужестранца перед ханом. Никитин изучал в течение двух месяцев, которые он провел в Джуннаре, сельскохозяйственную деятельность населения. Он заметил, что в Индии сеют и пашут пшеницу, горох и рис в сезон дождей. Он также описывает местное виноделие. Кокосовые орехи используются в нем в качестве сырья. Как Афанасий продал коня Афанасий посетил после Джуннара город Алланд. Здесь была большая ярмарка. Купец хотел продать арабского скакуна, но этого сделать вновь не удалось. И без него на ярмарке было много хороших коней. Афанасию Никитину только в 1471 году удалось его продать, да и то без выгоды, а то и с убытком. Произошло это в городе Бидаре, куда прибыл путешественник, пережидая сезон дождей в других поселениях. Он надолго остановился здесь, сдружился с местным населением. Афанасий рассказал жителям о своей вере и земле. Индусы также поведали многое о своем семейном укладе, молитвах, обычаях. Множество записей Никитина посвящено вопросам религии местных жителей.
Парват в записях Никитина Следующее, что открыл Афанасий Никитин, был священный город Парват. Он прибыл сюда, на берег Кришны, в 1472 году. Из этого города шли верующие со всей Индии на ежегодные празднества, которые посвящены были богу Шиве. Никитин отмечает в своих дневниках, что место это имеет столь же важное значение для индийских брахманов, как Иерусалим для христиан. Дальнейшее путешествие Афанасия Никитина Еще полтора года путешествовал по Индии купец, пытаясь вести торговлю и изучая местные нравы. Но коммерческие предприятия (то, зачем Афанасий Никитин ходил за три моря) потерпели крах. Подходящего для вывоза на Русь из Индии товара он так и не отыскал. Афанасий Никитин посетил на обратном пути Африку (восточное побережье). В Эфиопских землях, согласно дневниковым записям, ему чудом удалось избежать ограбления. Путешественник откупился хлебом и рисом от разбойников. Обратный путь Путешествие Афанасия Никитина продолжилось тем, что он возвратился в Ормуз и пошел на север через Иран, где в то время велись военные действия.
Афанасий миновал Кашан, Шираз, Эрзинжан и оказался в Трабзоне, турецком городе, находящемся на южном побережье Черного моря. Возвращение казалось близким, но удача отвернулась вновь от Никитина. Турецкие власти взяли его под арест, так как приняли за иранского шпиона. Так Афанасий Никитин, русский купец и путешественник, оказался лишен всего своего имущества. Все, что осталось у него, — его дневник. Афанасий занял денег на дорогу под честное слово. Он хотел добраться до Феодосии, где планировал встретить русских купцов и отдать долги с их помощью. В Кафу (Феодосия) он смог добраться лишь в 1474 году, осенью. Никитин провел зиму здесь, завершив записки о путешествии. Весной он решил отправиться обратно в Россию по Днепру, в Тверь. На этом закончилось путешествие в Индию Афанасия Никитина. Смерть Афанасия Никитина Но вернуться не суждено было путешественнику: он умер в Смоленске при невыясненных обстоятельствах. Вероятно, годы лишений и скитаний подорвали здоровье Афанасия. Спутники его, московские купцы, доставили в Москву его рукописи и передали их Мамыреву, дьяку, советнику Ивана III.
Записи позже включены были в летописи 1480 года. Они были обнаружены в 19-м веке Карамзиным и опубликованы под авторским заглавием в 1817 году. Упоминаемые в названии этого труда три моря — Каспийское, Черное и Индийский океан. Что открыл Афанасий Никитин? Задолго до прибытия европейцев в Индию в этой стране оказался русский купец. Морской путь сюда открыт был Васко да Гама, португальским купцом, несколько десятилетий спустя. Хотя коммерческая цель достигнута не была, результатом путешествия стало первое описание Индии. В Древней Руси до этого она была известна только по легендам и некоторым литературным источникам. Человек 15-го века смог увидеть эту страну собственными глазами и талантливо поведать об этом соотечественникам. Он писал о государственном строе, религиях, торговле, экзотических животных (слонах, змеях, обезьянах), местных нравах, а также зафиксировал некоторые легенды. Также Никитин описал местности и города, в которых не побывал сам, но о которых ему рассказали индийцы.
Он упоминает, в частности, остров Цейлон, Калькутту, Индокитай, которые были в то время неизвестны русским. Поэтому то, что открыл Афанасий Никитин, имело большую ценность. Тщательно собранные сведения сегодня позволяют нам судить о геополитических и военных устремлениях правителей Индии того времени, об их армии. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина — первый текст такого рода в истории русской словесности. Неповторимое звучание сочинению придает то, что путешественник не описывал исключительно святые места, как паломники до него. Не различные объекты христианской религии попадают в поле его зрения, а люди с другими верованиями и укладом жизни. Записки лишены внутренней цензуры и официальности, чем особенно ценны.

Страница 3 из 3

Краткая биография

НИКИТИНА Афанасия

НИКИТИН Афанасий (год рождения неизвестен — умер весной 1475), русский купец, путешественник и писатель.


Весной 1468 тверской купец среднего достатка Афанасий Никитин, снарядив два судна, направился Волгой на Каспий вместе со своими земляками торговать. На продажу везли дорогие товары, в том числе «мягкую рухлядь» — меха, ценившиеся на рынках нижней Волги и Сев. Кавказа. Под Астраханью на купцов напали татары и почти все разграбили. Никитин, вероятно, говоривший на двух-трех тюркских языках и на фарси, решил расторговать оставшийся товар в чужеземных странах. Из Баку он отплыл в Мазандеран. Проведя в Иране более двух лет, он двинулся дальше на юг. По дороге Никитин узнал, что в Индии ценятся породистые жеребцы и там же можно дешево купить дорогие на Руси товары. Приобретя коня, в апреле 1471 Никитин сел на судно, идущее в индийский порт Чаул. Выгодно сбыть жеребца удалось не сразу, и он путешествует по разным городам Индии под видом ходжи, терпя гонения от местных властей. Лишь в Бидаре, многолюдной столице государства Бахмани, ему удается продать коня. В январе 1472 он пришел в священный г. Парват, где прожил полтора года. Почти полгода Никитин провел в одном из городов «алмазной» пров. Райчур, где принял решение вернуться на родину.


Результаты путешествия разочаровали Никитина: «. . . для нашей земли нет ничего. . . перец да краска, то дешево. . . А нам привезти товар без пошлины не дадут. А пошлин много, и на море разбойников много». Около трех лет путешествовал тверской купец по Индии. Его путевые записи уточняют и дополняют индийские хроники 1471-74-го гг. Никитин описал пышные выезды местного султана, страшную нищету крестьян, кастовые и религиозные различия («разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся»).
В январе 1473 Никитин сел в Дабхоле (Дабул) на судно, которое почти после трехмесячного плавания с заходом на Сомалийский и Аравийский п-ва доставило его в Ормуз. Торгуя пряностями, Никитин прошел через Иранское нагорье к Тебризу, посетив кочевых «белобаранных» туркмен, пересек Армянское нагорье и осенью 1474 достиг Трабзона. Власти этого черноморского порта арестовали все его товары, в том числе индийские самоцветы, приняв Никитина за туркмена; дневник при этом не тронули.
5 ноября Никитин прибыл в Феодосию, где перезимовал и, вероятно, привел в порядок свои наблюдения. Весной 1475 года он двинулся на север скорее всего по Днепру. Из краткого вступления к его запискам, включенным в «Львовскую летопись» под 1475, следует, что он «умер, Смоленска не дойдя, весной или в начале 1475. А записи он своей рукой писал, и те тетради. . . привезли купцы в Москву».
В 16-17 вв. его дневник «Хожение за три моря» (имеется в виду Каспийское, Аравийское и Черное), неоднократно переписывался. Известно шесть списков. Один из них в нач. 19 в. был найден Н. М. Карамзиным, оценившим исключительное значение труда.
Не планируя заранее путешествие за три моря, Никитин оказался первым европейцем, который дал ценное описание средневековой Индии, обрисовав ее просто и правдиво. Его записи лишены расового подхода и отличаются редкой для того времени веротерпимостью. Своим подвигом Никитин доказал, что во 2-ой пол. 15 в., за 30 лет до португальского «открытия» Индии, путешествие туда мог совершить даже не богатый, но целеустремленный человек.
Труд Никитина представляет интерес не только как один из ярких образцов жанра путевых очерков, т. н. древнерусских «хожений», (основоположником которого принято считать игумена Даниила, нач. 12 в.), но и как памятник живого русского языка 15 в.

Именем Никитина, героя многих исторических повестей, в 1957 названа вершина (высота 3500 м) крупного (длина 275 км) подводного горного массива в Индийском океане недалеко от экватора. В 1955 в Твери ему поставлен памятник, а в начале 2002 г. — в Индии.

Владимир Дергачев

Тверской купец Афанасий Никитин по воле судьбы стал великим русским путешественником, оставившим путевые заметки, известные под названием «Хождение за три моря». Год рождения его неизвестен, умер (или трагически погиб?) в 1447 году вблизи Смоленска (на территории Великого княжества Литовского) на обратном пути из путешествия, можно сказать в нескольких шагах от дома. В Афанасии Никитине сконденсировалась важная черта русской ментальности — устремленность за горизонт. Это не было авантюрой, опытный и смелый купец уже посещал Константинополь в Византии, Литву, Крым и Молдавское княжество и благополучно возвращался с заморскими товарами.

Путешествие по Волге, Каспию, Персии, Аравийском морю, Индии, Турции и Черноморью продолжалось с середины 1471 до начала 1474 года (по другой датировки — с 1468 по 1474 год).

Первоначально целью купеческой поездки было налаживание торговых связей с азиатскими купцами, ведающими торговлей по , проходящему через кавказскую Шемаху. Русские купцы везли преимущественно пушнину. Русские купцы отправились вниз по Воле в сопровождении посла ширван-шаха (властителя) Шемахи. Плавание по Волге шло благополучно, но возле Астрахани на реке Бузан купцы были ограблены татарами. Разбойники отняли товар, закупленный, очевидно, в кредит. Возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Но часть купцов вернулось назад, а Никитин отправился дальше на Восток. Чтобы пустым не возвращаться в Тверь и не оказаться в долговой яме купец поплыл на Дербент, далее на Баку, Шемаху и Персию, где купил жеребца, которого решил выгодно продать в Индии и закупить товар для русской земли. Но и эта сделка особой выгоды не принесла.

Афанасий Никитин пробыл в Индии три года: «И тут есть Индейская страна, и люди все ходят наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякий год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. Яз куды хожу, ино за мною людей много, да дивуются белому человеку…». «Индусы быка называют отцом, а корову — матерью. На помете их пекут хлеб и кушанья варят, а той золой знаки на лице, на лбу и по всему телу делают. В воскресенье и в понедельник едят они один раз на дню». В своих записях Никитин употреблял выражения ненормативной лексики великого и могучего русского языка. В академических переводах крепкие слова исчезли.

В 1387 году на юге Индии было образовано первое мусульманское государство Бахмани, к югу от которого располагалась Виджаянагарская империя. С 1429 года столица султаната была перенесена в Бидар, который и посетил русский купец: «В Бидаре луна полная стоит три дня. В Бидаре сладких плодов нет. В Индостане большой жары нет. Очень жарко в Ормузе и на Бахрейне, где жемчуг родится, да в Джидде, да в Баку, да в Египте, да в Аравии, да в Ларе. А в Хорасанской земле жарко, да не так. Очень жарко в Чаготае. В Ширазе, да в Йезде, да в Кашане жарко, но там ветер бывает. А в Гиляне очень душно и парит сильно, да в Шамахе парит сильно; в Багдаде жарко, да в Хумсе и в Дамаске жарко, а в Халебе не так жарко».

Маршрут хождения Афанасия Никита за три моря

На снимке памятник Афанасию Никитину в Феодосии (бывшей Кафе). В 2002 году памятник Афанасию Никитину был открыт в индийском городе Ревданда.


http://leto.feodom.com/upload/arts/51.JPG

Исследователи путешествия «за три моря» пытаются ответить на вопрос, как удалось в чужих краях выжить русскому купцу? Возможно, ему помогла местная традиция: «А жены их со своими мужьями спят днем, а ночью ходят спать к чужестранцам, да спят с ними, да дают им корм и приносят с собой сахарную еду и вино сахарное, да кормят и поят гостей, чтобы их любили, а любят гостей людей белых, потому что их люди очень черны. А зачнет жена от гостя дитя, и мужья дают корм. А родится дитя белое, тогда гостю пошлины триста тенек…». Слова Никитина не вызывают сомнения, об этом в последствии писал и Марко Поло. Но скитания на чужбине были не легкими: «А все черные люди злодеи, а женки все бл…, колдуны да воры, да обман, да зелье, господ морят ядом».

Но, в первую очередь, купеческая жилка Афанасия Никитина искала выгодный товар для русской земли. Чтобы по возвращению в Тверь не только расплатиться с долгами, но и остаться с прибылью. В своих заметках он пишет о шелке, сандаловом дереве и жемчуге. Но больше всего его привлекли местные алмазы. Возможно, он и пытался их привести в русскую землю, но был ограблен и убит под Смоленском.

Что сделал Афанасий Никитин? Открытия в географии тверского купца повлияли на развития науки. А как именно Вы узнаете в этой статье.

Что открыл Афанасий Никитин и в каком году?

Был купцом из Твери. Он является первым русским исследователем-путешественником. Путешествие Афанасия Никитина в Индию было осуществлено еще за 30 лет до мореплавателя Кроме того, он побывал в Африке и Персии. А свои путешествия купец описал в труде «Хождение за три моря». Под тремя морями подразумеваются Черное и Каспийское моря, Индийский океан.

Путешествие Афанасия Никитина в Индию представляет особую ценность для потомков.

Стоит сразу отметить, что путешествие планировалось с банальной коммерческой целью: продать — обменять – купить – продать как можно выгоднее. И достичь поставленной задачи ему все же не удалось. Зато результатом данного странствия стало написание книги, первого реального описания далекой, неведомой страны. До него сказочная Индия была известна на территории Руси только по литературным источникам и легендам. И ему, человеку XV века, удалось увидеть воочию почти легендарную страну. В «Хождении за три моря» он талантливо описал все, что увидел на ее землях.

Афанасий Никитин открытия, которого имеют весомое значение для науки, ступил на территорию Индии в 1469 году. Он в подробностях описал государственный строй страны, религии местных жителей, торговлю, вооружение армии, представления о морали и местные права. В его книге впервые для европейцев прозвучали слова Будда, слон, обезьяна. Русский путешественник также записал информацию о тех городах и местностях, где он не успел побывать, зато слышал о них от местных индийцев. В книге имеется информация о Калькутте, Цейлоне, Индокитае.

Современникам Афанасий Никитин известен как мореплаватель и торговец, купец стал первым из жителей европейских стран, кто побывал в Индии. Путешественник открыл восточную страну за 25 лет до и других португальских путешественников.

В путевых записках «Хождение за три моря» российский путешественник подробно описал быт и политическое устройство восточных стран. Рукописи Афанасия были первыми на Руси, которые описывали морское путешествие не с точки зрения паломничества, а с целью рассказа о торговле. Сам путешественник считал, что его записки – это грех. Позже, в 19 веке, рассказы Афанасия опубликованы известным историком и писателем и вошли в «Историю государства Российского».

Детство и юность

О детских годах русского путешественника известно мало, так как биографию Афанасия Никитина начали записывать во время экспедиций купца. Мореплаватель родился в середине 15 века в городе Тверь. Отец путешественника – крестьянин, звали его Никитой. Поэтому «Никитин» – это отчество, а не фамилия.


Больше о семье, как и о юности путешественника, биографам ничего не известно. Афанасий в молодом возрасте стал купцом и успел повидать многие страны, например, Византию и Литву, где путешественник продвигал торговлю. Товар Афанасия пользовался спросом, поэтому нельзя сказать, что юноша жил в бедности.

Экспедиции

Афанасий Никитин, как опытный купец, стремился расширить торговлю в нынешней Астрахани. Мореплаватель получил разрешение тверского князя Михаила Борисовича III, поэтому Никитина рассматривали как тайного дипломата, однако исторические данные не подтверждают эти догадки. Получив поддержку первых государственных лиц, Афанасий Никитин отправился в дальний путь из Твери.

Мореплаватель поплыл через реку Волгу. Первоначально путешественник остановился в городе Клязин и отправился в монастырь. Там он получил благословение у игумена, а также помолился Святой Троице, чтобы путешествие сложилось благополучно. Далее Афанасий Никитин отправился в Углич, оттуда в Кострому, а затем в Плес.


Маршрут путешествия Афанасия Никитина

По словам путешественника, маршрут проходил без препятствий, однако в Нижнем Новгороде экспедиция мореплавателя затянулась на две недели, так как там купец должен был встретиться с послом Ширванского государства Хасан-беком. Первоначально Никитин хотел присоединиться к русскому посольству Василия Папина, но тот уже уплыл на юг.

Беда случилась, когда команда Афанасия проплывала мимо Астрахани: мореплавателей настигли татарские разбойники и разграбили корабль, а одно судно и вовсе утонуло.


Карта времен Афанасия Никитина

Путешественники не могли вернуться на родину, так как их ждали долговые обязательства за то, что те не сохранили товар, который был закуплен на государственные деньги в кредит. Некоторые из моряков, у которых хоть что-то осталось дома, возвратились на Русь, остальные люди Никитина разошлись в разные стороны, кто-то остался в Шемахе, некоторые отправились на работу в Баку.

Афанасий Никитин надеялся улучшить материальное положение, поэтому решил отправиться в плавание в сторону юга: из Дербента неунывающий мореплаватель отправился в Персию, а из Персии добрался до оживленного порта Ормуза, который представлял собой пересечение торговых путей: Малой Азии, Индии, Китая и Египта. В рукописях Афанасий Никитин называл этот порт «пристанищем Гурмызьским», знакомый на Руси поставками жемчуга.

Прозорливый торговец в Ормузе узнал, что оттуда поставляют редких жеребцов, которых не разводят в индийской стране, и там они дорого ценятся. Купец приобрел коня и с надеждой сбыть товар по заоблачной цене отправился на евразийский материк в Индию, территория которой хоть и была тогда на картах, но оставалась неизведанной европейцами.


В город Чаул Афанасий Никитин приплыл в 1471 году и прожил в незнакомом государстве три года, однако не возвратился на родину. Русский путешественник детально описал быт и устройство солнечной страны в своих рукописях.

Афанасий удивлялся тому, как индийские жители ходят по улице: женщины и дети гуляли нагими, а у князя были покрыты покрывалом бедра и голова. Но зато чуть ли не у каждого человека были золотые украшения в виде браслетов, что удивляло русского купца. Никитин не понимал, почему индийцы не могут продать драгоценные украшения и купить одежду, чтобы прикрыть наготу.


Иллюстрация книги Афанасия Никитина «Хождение за три моря»

Также его впечатлило, что население Индии было большое, и почти каждая вторая жительница страны ожидала ребенка.

В Чауле Афанасий не продал жеребца по выгодной цене, поэтому в начале весны мореплаватель отправился в самую глубинку Индии. Купец добрался до северо-западной крепости Джуннар, где встретился с Асад-Ханом, ее хозяином. Наместнику понравился товар Афанасия, однако он возжелал заиметь коня бесплатно и отнял его силой. В ходе разговора Асад узнал, что русский путешественник исповедует иную религию и обещал вернуть животное с золотом в придачу, если купец примет ислам. Наместник дал Никитину 4 дня на раздумья, в случае отрицательного ответа Асад-Хан пригрозил русскому купцу смертью.


Издания книги Афанасия Никитина «Хождение за три моря»

По книге «Хождения за три моря» Афанасия Никитина спас случай: наместнику крепости встретился знакомый старик Мухаммед, перед которым правитель показал милость и отпустил чужеземца, вернув коня. Однако историки спорят до сих пор: принял Афанасий Никитин магометанскую веру или же остался верен православию. Такие сомнения оставил купец из-за оригинальных записок, которые были насыщенны иноземными словами.

Также Никитин удивлялся обычаям Индии и экзотическим животным, в чужеземной стране он впервые увидел змей и обезьян. Путешествие в невиданные края было красочным и ярким, но Афанасий остался недоволен, ведь торговой выгоды купец так и не увидел. По словам мореплавателя, солнечная страна торговала красками и дешевым перцем – нечего было увезти на родину, чтобы получить прибыль. Индийское пребывание Никитина было интересным, но бедным: продажа единственного коня обошлась купцу в убыток и наложением штрафа.

Личная жизнь

О личной жизни Афанасия Никитина ученым неизвестно, ведь жизнеописание русского мореплавателя составлялось благодаря запискам купца. Были ли у Никитина дети, ждала ли его верная супруга – тоже остается загадкой. Но, судя по рукописям торговца, Афанасий Никитин был целеустремленным и неунывающим человеком, который не боялся трудностей в незнакомой стране. За три года путешествий Афанасий Никитин освоил чужеземные языки, в его дневниках встречались арабские, персидские и тюркские слова.


Нет фотографичных портретов Никитина, до современников дошли только примитивные рисунки. Известно, что купец обладал простой славянской внешностью и носил квадратную бороду.

Смерть

Скитаясь по солнечным странам, Афанасий Никитин жил мечтою вернуться на родину. Мореплаватель собрался в обратный путь и отправился в торговый порт Ормуз, откуда и началось путешествие в Индию. Из Ормуза купец отправился на север через Иран и оказался в Трабзоне, турецком городе. Местные турецкие жители приняли русского мореплавателя за шпиона, поэтому взяли Никитина в плен, отобрав все, что было на судне. Единственное, что осталось у мореплавателя при себе – рукописи.

Афанасия отпустили из ареста, и торговец отправился в Феодосию: там он должен был встретиться с русскими купцами, чтобы занять денег и расквитаться с долгами. Ближе к осени 1474 года купец приехал в феодосийский город Кафу, где провел зиму.


Весной Никитин намеревался отправиться по Днепру в Тверь, но умер в городе Смоленске. Причина гибели Афанасия Никитина остается загадкой, но ученые уверены, что продолжительное путешествие по разным странам с различными климатическими условиями резко ухудшило здоровье мореплавателя.

Записки Никитина были доставлены в Москву купцами, которые сопровождали странника. Дневник Никитина передали советнику князя , и в 1480 году рукописи вошли в летопись.

Именем русского мореплавателя были названы улицы и переулки в России, а также набережная в городе Твери. В 1958 году «Мосфильмом» было отснято кино «Хождение за три моря», а в 1955 в Твери поставлен памятник Никитину. Также памятники русскому купцу есть в Кафе и в штате Махараштра.

Экспедиция Никитина из Санкт-Петербурга в Шираз через шесть стран (2006 г.) – Свободная Индия

10000 км, 6 недель Россия, Турция, Грузия, Азербайджан, Иран, Бахарейн
Русская нога – Санкт-Петербург, Тверь, Москва, Нижний, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Калмыкия, Кропоткин, Астрахань, Сочи

 

Для этого слайд-шоу требуется JavaScript.

Турция

Для этого слайд-шоу требуется JavaScript.

Кавказ – Грузия, Азербайджан

Для этого слайд-шоу требуется JavaScript.

Иран

Для этого слайд-шоу требуется JavaScript.

По следам Никитина

Более пяти столетий назад, в эпоху, когда очертания земель за пределами собственных границ были в лучшем случае смутными реконструкциями по слухам путешественников; это было до того, как Васко да Гама очаровал мир необыкновенными рассказами о своих обширных путешествиях по Азии, когда все, что у вас было, это телефонная связь в кустах, да и то не доходило до соседней провинции; когда собственные ноги были самым надежным средством передвижения – одинокий русский торговец предпринял увлекательное путешествие в неизведанное, без помощи спутниковой картографии и систем глобального позиционирования. Он переплыл три моря, спустился по многим рекам, пересек горные хребты, прошел через густые джунгли и бескрайние степи, прошел маршем по раскаленным пустыням. А все потому, что у него было необыкновенное чувство авантюризма, желание познать неизведанное, увидеть невиданное и испытать экзотику.

Первоначальный путешественник

В 1471 году русский торговец Афанасий Никитин прошел весь путь от Твери, в 150 км к северу от Москвы, вдоль Волги и далее на юг вдоль Черного и Каспийского морей в Иран и Оман и наконец достигли западных берегов Индии около Мангалора в бывших тогда королевствах Бахмини и Виджаянагар. Никитин прожил в Индии три года с 1471 по 1474 год и вернулся обратно через Турцию, но умер, не доехав до родного города Твери. Фактически, путешествие Никитина предшествовало путешествию Васко да Гамы, и у него даже не было никаких средств или королевской поддержки, которыми пользовался последний. Именно целеустремленность одного человека, подкрепленная дальновидностью, мужеством и настойчивостью, привела Никитина к нашим берегам. Неудивительно, что Болливуд был вдохновлен на создание фильма о его жизни и временах. «Пардеси», индийско-российская постановка К.А. Аббас в 1957», в котором снимались Наргис и Балрадж Сахни вместе с российским актером Алексом Стриженовым.

Современные последователи

Ранее в этом месяце разношерстная группа из 13 индийцев, включая этого писателя, высадилась в Санкт-Петербурге, чтобы пройти по следам Никитина. Экспедиция Никитина пройдет через пять стран в Бандер-Аббас в Иране и снова возобновит путешествие из Мумбаи и отправится в некоторые районы Карнатаки, где находились бывшие королевства Бахмини и Виджаянагар. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, экспедиция проедет через Нижний Новгород, Казань, Самару, Саратов, Волгоград, Асахань, Сочи на Черном море (все в России), Трабзон в Турции, Тбилиси в Грузии, Баку в Азербайджане и через Тебриз, Тегеран, Исфахан и Шираз в Иране. Экспедиция будет путешествовать в основном по суше на трех полноприводных автомобилях Mahindra Scorpio, но иногда и на кораблях – через Черное море из Сочи в Батуми.

В состав команды входят известный российский историк, эксперт по Центральной Азии, фотограф, журналист, энергетик, съемочная группа, танцовщица катхак и профессиональные водители. В отличие от Никитина, у экспедиции будут некоторые атрибуты современной жизни, такие как мобильные телефоны, фотоаппараты и магнитофоны; но, что более важно, дипломатическая поддержка индийских миссий во всех странах, через которые он будет проходить. В то время как Никитину потребовалось три года, чтобы совершить путешествие в Индию, нынешняя экспедиция продлится немногим более шести недель, пять из которых — за границей, а последний этап — внутри Индии. Пока представители администрации Твери официально знаменуют экспедицию, путешествие уже началось здесь, в Санкт-Петербурге, где индолог Николай Карамзин – тот, кто перевел эпическую драму Шакунталам с санскрита на русский – впервые найдены рукописи Никитиных.

Никитин был типичным авантюристом, одиноким исследователем и увлекательным летописцем. Его путешествие является самым ранним свидетельством индо-русской дружбы. Во время своего долгого путешествия, продолжавшегося более 18 месяцев, Никитин был ограблен, избит и высмеян, но он не только выжил, чтобы добраться до места назначения, но и вел ежедневный журнал, который дает столь ценные сведения о демографии, политике, социальной структуре, институтах. , правовые системы и практика в регионах по его маршруту.

Талантов у Никитина было много, не в последнюю очередь среди них и его способности рассказчика. «На большом корабле мы вышли в море, но сели на мель в устье Волги. После этого татары схватили нас и отбуксировали корабль обратно к плотине. Там отняли у нас большой корабль и увели в плен четырех русских; ограбив нас, они отпустили нас за море. Они не позволили нам плыть вверх по течению, чтобы мы не известили». И еще: «Бидар — большой город, и мы ехали туда месяц; а от Бидара пять дней до Кулунгира и столько же от Кулунгира до Гулбарги. Между этими двумя большими городами много других городов… В Бидаре торгуют лошадьми и разными товарами: парчой, шелком и всякими другими товарами: продаются там и черные люди. Больше ничего не продается. И все товары идут из Индостана. А что касается еды, то кроме овощей ничего больше не продается». А потом произносит: «Нет хороших земель для земли Руси». Тем не менее, Никитин предпочел остаться на три полных года вокруг Бидара.

Вдохновение

Экспедиция черпает вдохновение в фундаменте индийско-русской дружбы, заложенном Афанасием Никитиным. Несмотря на многочисленные политические и экономические потрясения со времен Никитина, индо-русская дружба сохранилась и даже расцвела. Об этом свидетельствует большое присутствие индологов в Петербурге сегодня. Предприятие надеется подтвердить, укрепить и расширить эти отношения. Афанасий Никитин вновь стал актуален в глобализирующемся мире, который вечно ищет новые пути и новые рынки для обмена товарами и людьми. Теперь, когда Россия стала крупнейшим производителем нефти в мире, а российская евушка буквально вытеснила саудовскую бегуму, каковы возможности физически заставить российскую энергию течь в Индию? Например, можно ли построить трубопровод от иранского терминала Нека до Бандер-Аббаса, а российскую нефть отправлять танкерами по Каспию в Неку, чтобы забрать в Бандер-Аббасе и отправить к нашим западным берегам? Эти вопросы будут рассмотрены в ходе экспедиции.

Содействие торговле

Прикаспийские и среднеазиатские республики вдоль Никитинского маршрута только что вышли из многолетней изоляции от остального мира, навязанной случайностью истории и заговором географии. Они могут стать заинтересованными сторонами в торговых связях, если будет открыт наземный маршрут между двумя регионами. Связи Индии с Ираном имеют историческое значение и охватывают весь спектр — цивилизационный, культурный, языковой, религиозный и экономический. Теперь Индия рассматривает возможность укрепления отношений через энергетические связи, через газопровод, который мог бы доставлять иранский газ из Южного Парса к нашим западным берегам, а также в виде сжиженного природного газа, который будет поступать в контейнерах для освещения наших дома, поджигать наши фабрики и т. д. Еще одной захватывающей перспективой для экспедиции будут встречи с индийской диаспорой по пути. Например, в России есть индийская диаспора, в основном студенты, обучающиеся в Университете имени Патриса Лумбумбы в Москве и нескольких других университетах в Санкт-Петербурге. Экспедиция также возьмет интервью у членов Общества Рерихов в Санкт-Петербурге и расследует другие связи с Индией.

Опубликовано в The Hindu от 26 ноября 2006 г.

24 ноября 2006 г. Кусочек Канчипурам и Калакшетра в Казани

26 ноября 2006 г. Поездка в степной закат

28 ноября 2006 г. Проблемы путешествия по России

3 декабря 2006 г. В далеких краях

10 декабря 2006 г. Съехать с карты в буддийской России0009

15 апреля 2007 г. Слияние культур

7 октября 2007 г. Из куколки

 

Эпоха Великих географических открытий | History of Western Civilization II

Прелюдией к эпохе Великих географических открытий стала серия европейских наземных экспедиций по Евразии в позднем средневековье. Эти экспедиции были предприняты рядом исследователей, в том числе Марко Поло, который оставил после себя подробный и вдохновляющий отчет о своих путешествиях по Азии.

Цель обучения

Понять исследование Евразии в средние века Марко Поло и почему это было прелюдией к наступлению эпохи великих географических открытий в 15 веке Империя была получена из частичных отчетов, часто затемненных легендами.

  • В 1154 году арабский географ Мухаммад аль-Идриси создал так называемую «Табулу Роджериана» — описание мира и карту мира. Он содержит карты, показывающие Евразийский континент целиком, но только северную часть Африканского континента. Она оставалась самой точной картой мира в течение следующих трех столетий.
  • торговый путь в Индийском океане был пройден арабскими торговцами. Между 1405 и 1421 годами император Юнлэ династии Мин Китая спонсировал серию дальних миссий притоков. Флоты посетили Аравию, Восточную Африку, Индию, морскую Юго-Восточную Азию и Таиланд.
  • Серия европейских экспедиций, пересекших Евразию по суше в позднем Средневековье, стала прелюдией к эпохе Великих географических открытий. Хотя монголы угрожали Европе грабежом и разрушением, монгольские государства также объединили большую часть Евразии, а с 1206 г.0108 Pax Mongolica  разрешил безопасные торговые пути и линии связи, протянувшиеся от Ближнего Востока до Китая.
  • христианское посольство было отправлено в Каракорум во время монгольского нашествия в Сирию. Первым из этих путешественников был Джованни да Пьян дель Карпине, который путешествовал в Монголию и обратно с 1241 по 1247 год. Другие путешествовали по различным регионам Азии между 13 и третьей четвертью 15 веков; среди этих путешественников были русский Ярослав Владимирский и его сыновья Александр Невский и Андрей II Владимирский, француз Андре де Лонжюмо и фламандец Вильгельм Рубрук, марокканец Ибн Баттута и итальянец Никколо де Конти.
  • Марко Поло, венецианский купец, продиктовал отчет о своих путешествиях по Азии с 1271 по 1295 год. Хотя он не был первым европейцем, достигшим Китая, он был первым, кто оставил подробную хронику своего опыта. Книга вдохновила Христофора Колумба и многих других путешественников в следующую эпоху Великих географических открытий.
  • Ключевые термины

    Пакс Монголика
    Историографический термин, созданный по образцу оригинальной фразы Pax Romana , в котором описывается стабилизирующее влияние завоеваний Монгольской империи на социальную, культурную и экономическую жизнь жителей обширной евразийской территории, завоеванной монголами в XIII–XIV веках. Этот термин используется для описания облегчения коммуникаций и торговли, которые помогли создать единая администрация, а также периода относительного мира, последовавшего за обширными завоеваниями монголов.
    Табула Роджериана
    Книга, содержащая описание мира и карту мира, созданную арабским географом Мухаммадом аль-Идриси в 1154 году. Написанная на арабском языке, она разделена на семь климатических зон и содержит карты, показывающие Евразийский континент целиком, но только северная часть африканского континента. Карта ориентирована так, что север находится внизу. Она оставалась самой точной картой мира в течение следующих трех столетий.
    Приморские республики
    90 123 Города-государства, процветавшие в Италии и по всему Средиземноморью. С 10 по 13 века они строили флоты кораблей как для собственной защиты, так и для поддержки обширных торговых сетей по Средиземному морю, что давало им важную роль в крестовых походах.

     

    Европейские средневековые знания об Азии, недоступной Византийской империи, были получены из частичных сообщений, часто затемненных легендами, относящихся ко времени завоеваний Александра Македонского и его преемников. В 1154 году арабский географ Мухаммад аль-Идриси создал то, что впоследствии стало известно как Tabula Rogeriana при дворе короля Сицилии Рожера II. Книга, написанная на арабском языке, представляет собой описание мира и карту мира. Он разделен на семь климатических зон и содержит карты, на которых изображен весь евразийский континент, но только северная часть африканского континента. Она оставалась самой точной картой мира в течение следующих трех столетий, но она также продемонстрировала, что Африка была лишь частично известна либо христианам, генуэзцам и венецианцам, либо арабским мореплавателям, а ее южные пределы были неизвестны. Знания об атлантическом побережье Африки были фрагментарными и получены в основном из старых греческих и римских карт, основанных на карфагенских знаниях, включая время исследования Мавритании римлянами. Красное море было малоизвестно, и только торговые связи с приморскими республиками, особенно с Венецианской республикой, способствовали накоплению точных морских знаний.

    Арабские торговцы проложили торговые пути в Индийском океане. Между 1405 и 1421 годами император Юнлэ династии Мин Китая спонсировал серию дальних миссий притока. Флоты посетили Аравию, Восточную Африку, Индию, морскую Юго-Восточную Азию и Таиланд. Но путешествия, о которых сообщил Ма Хуань, мусульманский путешественник и переводчик, были внезапно остановлены после смерти императора и не получили продолжения, поскольку китайская династия Мин отступила в хайцзинь, политике изоляционизма, ограничив морскую торговлю.

    Серия европейских экспедиций, пересекших Евразию по суше в позднем средневековье, стала прелюдией к Эпохе Великих географических открытий. Хотя монголы угрожали Европе грабежом и разрушением, монгольские государства также объединили большую часть Евразии, а с 1206 года Pax Mongolica обеспечил безопасные торговые пути и линии связи, простирающиеся от Ближнего Востока до Китая. Ряд европейцев воспользовались этим, чтобы исследовать восток. Большинство из них были итальянцами, так как торговля между Европой и Ближним Востоком контролировалась в основном приморскими республиками.

    Христианские посольства были отправлены в Каракорум во время монгольского вторжения в Сирию, где они получили лучшее понимание мира. Первым из этих путешественников был Джованни да Пьян дель Карпине, совершивший путешествие в Монголию и обратно с 1241 по 1247 год. Примерно в это же время русский князь Ярослав Владимирский, а впоследствии его сыновья, Александр Невский и Андрей II Владимирский, путешествовали в Монгольская столица. Хотя их путешествия имели серьезные политические последствия, они не оставили подробных отчетов. За ними последовали и другие путешественники, такие как француз Андре де Лонжюмо и фламандец Вильгельм Рубрук, которые достигли Китая через Среднюю Азию. С 1325 по 1354 год марокканский ученый из Танжера Ибн Баттута путешествовал через Северную Африку, пустыню Сахара, Западную Африку, Южную Европу, Восточную Европу, Африканский Рог, Ближний Восток и Азию, достигнув Китая. В 1439 г., Никколо де Конти опубликовал отчет о своих путешествиях в качестве мусульманского купца в Индию и Юго-Восточную Азию, а позже, в 1466–1472 годах, русский купец Афанасий Никитин из Твери путешествовал в Индию.

    Марко Поло, венецианский купец, продиктовал отчет о своих путешествиях по Азии с 1271 по 1295 год. 1300 г.), книга, которая во многом познакомила европейцев со Средней Азией и Китаем. Марко Поло не был первым европейцем, достигшим Китая, но он первым оставил подробную хронику своего опыта. Книга вдохновила Христофора Колумба и многих других путешественников.

    Путешествие Марко Поло Путешествие Марко Поло, миниатюра из книги «Путешествие Марко Поло» (Il milione), первоначально опубликованной при жизни Поло (ок. 1254 г. — 8 января 1324 г.), но часто переиздаваемой и переводимой.

    Географические исследования позднего Средневековья в конечном итоге привели к тому, что сегодня известно как Эпоха Великих географических открытий: нечетко определенный европейский исторический период, с 15-го по 18-й век, когда обширные зарубежные исследования стали мощным фактором Европейская культура и глобализация. Многие земли, ранее неизвестные европейцам, были открыты в этот период, хотя большинство из них уже были заселены, и, с точки зрения неевропейцев, это был не период открытий, а период вторжения и прибытия поселенцев с ранее неизвестного континента. . Глобальные исследования начались с успешных путешествий португальцев к атлантическим архипелагам Мадейра и Азорские острова, к побережью Африки и морскому пути в Индию в 149 г.8; и, от имени Короны Кастилии (Испания), трансатлантические путешествия Христофора Колумба между 1492 и 1502 годами, а также первое кругосветное плавание в 1519-1522 годах. Эти открытия привели к многочисленным военно-морским экспедициям через Атлантический, Индийский и Тихий океаны, а также наземным экспедициям в Америку, Азию, Африку и Австралию, которые продолжались до конца 19 века и закончились исследованием полярных регионов в 20 веке. .

     Атрибуции

      • Первые торговые связи Европы
        • «Эпоха Великих географических открытий».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *