Васнецов призвание варягов: Призвание варягов

Содержание

«Призвание варягов» Васнецова — Proshloe

Что правда, а что – вымысел на знаменитой картине?

Вы любите занудствовать? Наверняка, любите, хотя, возможно, не признаётесь в этом даже самому себе. Мы в редакции журнала Proshloe точно любим. И поэтому сегодня начинаем новую занудскую рубрику, посвящённую известным историческим картинам из школьных учебников. Насколько хорошо художник разбирался в быте изображаемой эпохи? Что он знал, а что упустил? И как можно бы было исправить его промахи? 

Для того чтобы занудство было серьёзным и научно обоснованным, мы попросили принять в нём участие российских историков, лучших специалистов по своим эпохам. Начнём, как и на уроках по истории Отечества, с призвания варягов. Кандидат исторических наук, руководитель археологического отряда музея-заповедника «Гнёздово», начальник отдела археологии компании «Энерготранспроект» Василий Васильевич Новиков рассказывает об одноимённой картине Васнецова.

На картине Виктора Михайловича Васнецова изображена одна из ключевых историй «Повести временных лет», связанная с образованием Древнерусского государства, – легенда о призвании варягов, которая до сих пор вызывает всевозможные споры.

Было или не было? Кого и откуда призвали? И, в конце концов, кто такой Рюрик? Мы вряд ли получим точные ответы на эти вопросы, но некоторые вещи можно сказать уверенно. 

Мы хорошо знаем, в том числе и по данным археологии, что на территории Восточной Европы в VIII веке появились пришельцы с севера, то есть скандинавы. Они освоили так называемый Путь «из варяг в греки», пересекавший территорию будущей Древней Руси с севера на юг. Это был развитый торговый путь, соединявший север Европы с Константинополем, на тот момент крупнейшим экономическим и культурным центром ойкумены. К середине IX века скандинавы, занимавшиеся обеспечением работы этого маршрута, начинают активнее взаимодействовать с местным населением, чем раньше: они оседают в наиболее важных транзитных пунктах (Ладога, Рюриково городище, Гнёздово, Киев) и вместе верхушкой славянских племен формируют новое политическое управление. 

События могли развиваться по-разному: где-то силовыми методами, а где-то и мирно. В любом случае, скандинавы постепенно сливались с местной славянской элитой, вместе с которой и управляли подконтрольными территориями. Возникшие объединения стали затем усиливаться и разрастаться, север соединился с югом, и возникло то, что мы называем Древнерусским государством. 

А что с картиной? Пространство на ней разделено лежащими на земле дарами на два мира – скандинавский и славянский. Слева мы видим Рюрика и, вероятно, двух его братьев Синеуса и Трувора. За их спиной воины, выходящие из драккара. Надо сказать, что учёные до сих пор спорят, существовали ли Синеус и Трувор на самом деле, или же их имена – неправильно понятое летописцем шведское выражение «с родом и верной дружиной». Справа мы видим новгородского старейшину Гостомысла, который обращается к скандинавам с речью. Первые упоминание о Гостомысле, как об инициаторе призвания варягов относятся к XVI-XVII вв., а более ранними летописными источниками его существование не подтверждается. Поэтому Гостомысла стоит считать скорее легендарной, чем реальной фигурой. Тем не менее, Васнецов хорошо передал главное – момент встречи и взаимодействия двух культур – воинов-скандинавов и земледельцев-славян.

 

Что касается изображённой на картине одежды и предметов вооружения, то они довольно слабо соответствуют эпохе. В защиту Васнецова нужно сказать, что у него не было научных консультантов, да и археология тогда была на совсем другом уровне развития, чем сегодня. Художник взял за основу некоторые изобразительные источники (миниатюры, иконы), как отечественные, так и западноевропейские, и создал скорее собирательный образ. 

Предметный разбор изображённой на картине материальной культуры смотрите на прикреплённых изображениях.


Поделиться статьей в соцсетях

 

Подпишитесь на Proshloe

Только лучшие материалы и новости науки

« Предыдущая запись

Следующая запись »

Варяги. / О славянах и других народах, составивших Государство Российское. / Издательство СКИФИЯ

БИБЛИОТЕКА САЙТА

Подпишитесь на наши новости:      

Главная страница библиотеки   История государства Российского   Поэзия и проза наших дней   Прогулки с Соснорой   Всадники рок-н-ролла

Николай Карамзин «История государства Российского»

← листать назад :: листать вперёд →

Том I.
Глава 02. (4)

О славянах и других народах, составивших Государство Российское.

В. Васнецов «Призвание варягов»

Но могущество наших предков на Юге долженствовало быть следствием подданства их на Севере. Хазары не властвовали в России далее Оки: Новогородцы, Кривичи были свободны до 850 года. Тогда – заметим сие первое хронологическое показание в Несторе – какие-то смелые и храбрые завоеватели, именуемые в наших летописях Варягами, пришли из-за Балтийского моря и наложили дань на Чудь, Славян Ильменских, Кривичей, Мерю, и хотя были чрез два года изгнаны ими, но Славяне, утомленные внутренними раздорами, в 862 году снова призвали к себе трех братьев Варяжских, от племени Русского, которые сделались первыми Властителями в нашем древнем отечестве и по которым оно стало именоваться Русью.

– Сие происшествие важное, служащее основанием Истории и величия России, требует от нас особенного внимания и рассмотрения всех обстоятельств. Прежде всего решим вопрос: кого именует Нестор Варягами? Мы знаем, что Балтийское море издревле называлось в России Варяжским : кто же в сие время – то есть в IX веке – господствовал на водах его? Скандинавы, или жители трех Королевств: Дании, Норвегии и Швеции, единоплеменные с Готами.

Они, под общим именем Норманов или Северных людей, громили тогда Европу.

Еще Тацит упоминает о мореходстве Свенов или Шведов; еще в шестом веке Датчане приплывали к берегам Галлии: в конце осьмого слава их уже везде гремела, и флаги Скандинавские, развеваясь пред глазами Карла Великого, смиряли гордость сего Монарха, который с досадою видел, что Норманы презирают власть и силу его. В девятом веке они грабили Шотландию, Англию, Францию, Андалузию, Италию; утвердились в Ирландии и построили там города, которые доныне существуют; в 911 году овладели Нормандиею; наконец, основали Королевство Неаполитанское и под начальством храброго Вильгельма в 1066 году покорили Англию.

Мы уже говорили о древнем их плавании вокруг Норд-Капа, или Северного мыса: нет, кажется, сомнения, что они за 500 лет до Колумба открыли полунощную Америку и торговали с ее жителями. Предпринимая такие отдаленные путешествия и завоевания, могли ли Норманы оставить в покое страны ближайшие: Эстонию, Финляндию и Россию?

Нельзя, конечно, верить Датскому Историку Саксону Грамматику, именующему Государей, которые будто бы царствовали в нашем отечестве прежде Рождества Христова и вступали в родственные союзы с Королями Скандинавскими: ибо Саксон не имел никаких исторических памятников для описания сей глубокой древности и заменял оные вымыслами своего воображения; нельзя также верить и баснословным Исландским повестям, сочиненным, как мы уже заметили, в новейшие времена и нередко упоминающим о древней России, которая называется в них Острагардом, Гардарикиею, Гольмгардом и Грециею: но Рунические камни, находимые в Швеции, Норвегии, Дании и гораздо древнейшие Христианства, введенного в Скандинавии около десятого века, доказывают своими надписями (в коих именуется Girkia, Grikia или Россия), что Норманы давно имели с нею сообщение. А как в то время, когда, по известию Несторовой летописи, Варяги овладели странами Чуди, Славян, Кривичей и Мери, не было на Севере другого народа, кроме Скандинавов, столь отважного и сильного, чтобы завоевать всю обширную землю от Балтийского моря до Ростова (жилища Мери), то мы уже с великою вероятностию заключить можем, что Летописец наш разумеет их под именем Варягов.

Но сия вероятность обращается в совершенное удостоверение, когда прибавим к ней следующие обстоятельства:

  • — I. Имена трех Князей Варяжских – Рюрика, Синеуса, Трувора – призванных Славянами и Чудью, суть неоспоримо Норманские: так, в летописях Франкских около 850 года – что достойно замечания – упоминается о трех Рориках: один назван Вождем Датчан, другой Королем (Rex) Норманским, третий просто Норманом; они воевали берега Фландрии, Эльбы и Рейна. В Саксоне Грамматике, в Стурлезоне и в Исландских повестях, между именами Князей и Витязей Скандинавских, находим Рурика, Рерика, Трувара, Трувра, Снио, Синия.
  • – II. Русские Славяне, будучи под владением Князей Варяжских, назывались в Европе Норманами, что утверждено свидетельством Лиутпранда, Кремонского Епископа, бывшего в десятом веке два раза Послом в Константинополе. «Руссов, говорит он, именуем и Норманами».
  • – III. Цари Греческие имели в первом-надесять веке особенных телохранителей, которые назывались Варягами, а по-своему Waringar, и состояли большею частию из Норманов. Слово Vaere, Vara есть древнее Готское и значит союз: толпы Скандинавских витязей, отправляясь в Россию и в Грецию искать счастия, могли именовать себя Варягами в смысле союзников или товарищей. Сие нарицательное имя обратилось в собственное.
  • – IV. Константин Багрянородный, царствовавший в Х веке, описывая соседственные с Империею земли, говорит о порогах Днепровских и сообщает имена их на Славянском и Русском языке. Русские имена кажутся Скандинавскими: по крайней мере не могут быть изъяснены иначе.
  • – V. Законы, данные Варяжскими Князьями нашему Государству, весьма сходны с Норманскими. Слова Тиун, Вира и прочие, которые находятся в Русской Правде, суть древние Скандинавские или Немецкие (о чем будем говорить в своем месте).
  • – VI. Сам Нестор повествует, что Варяги живут на море Балтийском к западу, и что они разных народов: Урмяне, Свис, Англяне, Готы. Первое имя в особенности означает Норвежцев, второе – Шведов, а под Готами Нестор разумеет жителей Шведской Готии. Англяне же причислены им к Варягам для того, что они вместе с Норманами составляли Варяжскую дружину в Константинополе.

Итак, сказание нашего собственного Летописца подтверждает истину, что Варяги его были Скандинавы.

 


 

Комментарий Марины Георгиевой:

Когда норманисты и их противники стали внимательно изучать летописи, то обнаружилось, что и древнейшая хронология «Повести» неточна, и рассказ о начале Руси есть плод соображений ее автора.Так, например, Гедеонов разъяснил, что запись «Повести» о варягах-руси есть лишь предположение летописца.

Это подтверждается филологическим анализом летописи, сделанным Шахматовым: в записи, относящейся к 862 году, летописец после слов «идоша за море к варягом» прибавил — «к руси, сице бо ти звахуся варяги русь» и дальше после слов «и от тех варяг прозвася» написал «Русская земля». Таких слов не было ни в более древнем «Начальном своде», ни в древнейшем, Киевском.

Вот и Ломоносов не согласен: «Неправедно рассуждает, кто варяжское имя приписывает одному народу. Многие сильные доказательства уверяют, что они от различных племен и языков состояли и только одним соединялись — обыкновенным тогда по морям разбоем».

Некоторые историки обращают внимание и на такую странность: в летописях нет никаких намеков на различия языков славян и варягов. Вывод о славяноязычии варягов вытекает также из того, что города, которые они основали по своему приходу в Северо-Западную Русь, носят, на чем правомерно акцентировал внимание А. Г. Кузьмин, исключительно славянские названия, например: Новгород, Изборск, Белоозеро (последнее к тому же было расположено в землях угро-финского племени веси, куда еще не проникли славяне). Но, несмотря на такое бурное градостроительство варягов, «во всей древней Руси, — отмечал в 1962 году историк М.Н. Тихомиров, — не было ни одного города, который бы восходил бы ко временам первых русских князей и носил бы скандинавское название».

И еще цитата. В.В. Фомин «Варяго-русский вопрос и некоторые аспекты его историографии»:

«Наиболее ранним (ок. 1030) является текст о варягах ал-Бируни. Описывая океан, идущий «параллельно с землей саклабов», он отмечает, что «от него отделяется большой залив на севере у саклабов и простирается близко к земле булгар, страны мусульман; они знают его как море варанков, а это народ на его берегу». С. Гедеонов резонно акцентировал внимание на том, что во всех арабских известиях Балтийское море называется «Варяжским», т. е. так, как его называли славяне. Норманны называли Балтийское море Ostersalt.

«Варягами» (варенгами) же во всех этих источниках именуют народ, живущий по берегам моря. «Здесь есть большой залив, который называется морем варенгов. А варенги суть непонятно говорящий народ, который не понимает почти ни одного слова (из того, что им говорят). Они славяне славян»»

 

Комментарий Марины Георгиевой:

Андерс Стриннгольм «Походы викингов, государственное устройство, нравы и обычаи древних скандинавов». Очень, на мой непрофессиональный взгляд, убедительное резюме:

«Тема славяно-скандинавских контактов на заре государствообразования как на Севере, так и на Руси, поистине неисчерпаема, как неисчерпаема литература, посвященная этой теме.

В кратких комментариях невозможно сколько-нибудь подробно остановиться ни на одном из основополагающих и узловых вопросов, образующих тело проблемы. Поэтому мы дадим лишь самый общий абрис прошлых и современных подходов и решений, отослав любознательного читателя к важнейшим источникам и научным трудам.

В отечественной историографии вопрос об участии скандинавских викингов в генезисе Древнерусского государства приобрел болезненную и чрезвычайно политизированную, насыщенную эмоциями форму так называемой норманнской проблемы или варяжского вопроса. На практике эта полемика выражалась в борьбе двух непримиримых научных лагерей – норманистов и антинорманисгов.

На протяжении почти трех столетий, по крайней мере с середины 1730-х гг., роль скандинавов то искусственно преувеличивалась, то еще более необоснованно занижалась. Подробный анализ историографии вопроса дан в обобщающей работе А.А Хлевова «Норманнская проблема в отечественной исторической науке» (СПб., 1997, там же см. основную библиографию), а также в книгах М.А. Максимовича (Собрание сочинений, т. 1, К., 1876), В.А. Мошина («Варяго-русский вопрос», Slavia, X) и И.П. Шаскольского («Норманнская теория в современной буржуазной науке», М., 1965).

Отдельные периоды русской историографии — как, например, третья четверть XIX в. или 1940-1960-е гг. – были отмечены подъемом антинорманизма, в остальные периоды пальма первенства принадлежала норманистам. Дефект дискуссии, делавшей ее с философской и историософской точки зрения совершенно бесплодной, заключался в самой постановке вопроса.

В центре обсуждения очень долго была проблема этнической принадлежности призванных варяжских князей и пришедшей с ними дружины. Желание отстоять автохтонносгь великокняжеской династии приводило к генерации довольно курьезных и наивных идей, не имевших порой ничего общего с реальностью, но решительно отказывавших Рюрику со товарищи в скандинавском происхождении.

Всегда, а особенно в послевоенные годы, вопрос этот имел отчетливо выраженный идеологический «поддон», что мало способствовало поиску истины. ..»

 

← листать назад :: листать вперёд →



Рекомендуем обратить внимание на книгу:

Падение Третьего Рима.
Духовные основы возрождения Русского Православного Царства

Реформа патриарха Никона и истинные причины церковных преобразований XVII века.

Книга «Падение Третьего Рима» буквально взрывает наши представления о церковной реформе патриарха Никона.
Автор, собрав и систематизировав факты и сведения, убедительно описывает события, произошедшие в России во второй половине XVII века, показывая, что истоки многих проблем, как церковных, так и социально-политических, коренятся в трагедии раскола Русской Церкви.

При всей серьезности исследования книга написана доступным языком и будет интересна не только специалистам, но и широкому кругу читателей. Об этом свидетельствует и интерес читателей — с 2009 по 2015 год книга выдержала уже четыре переиздания.

► узнать больше и купить книгу по издательской цене


Как издать свою книгу?

Издательство «Скифия» выполняет заказы на издание книг от организаций и авторов, издающих свои произведения на собственные средства. Более чем 14-летний опыт работы, своя издательская и полиграфическая база, собственная отлаженная система распространения позволяют нам предложить оптимальное предложение на книгоиздательском рынке услуг. Мы работаем на всю Россию и Зарубежье.

► подробнее


Еще по теме:


Том II. Глава 07. (04) ► 1113—1125 г. Владимир Мономах.

Плен Володаря. Смерть трех Князей знаменитых.

Завоеванием Минска и приобретением Владимира (Волынского) Мономах утвердил свое могущество внутри Государства, но не думал переменить системы наследственных Уделов, столь противной благу и спокойствию отечества.

► читать полностью…

Том II. Глава 07. (03) ► 1113—1125 г. Владимир Мономах.

Усмирение Минского Князя и Новогородцев. Изгнание и бедствие Князя Владимирского. Венгры, Богемцы и Поляки в России. Их неудача.

Владимир, одолевая внешних неприятелей, смирял и внутренних. Князь Глеб Минский, Беспокойные Новгородцы, Князь Ярослав Владимирский,

► читать полностью…

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 →

► читать всю историю России


Это интересно:

Наши авторы: Вячеслав Овсянников

С удовольствием представляем рецензию А. Медведева на творчество нашего автора, лауреата Гоголевской премии Вячеслава Александровича Овсянникова.

► Подробнее

Наши авторы: К 80-летнему юбилею профессора И.Л. Альми

Представляем материал, подготовленный к юбилею замечательного литературоведа, филолога, доктора филологических наук, профессора Инны Львовны Альми. В издательстве «Скифия» вышли две книги этого выдающегося ученого.

► Подробнее

► читать издательский блог

Рекомендуем обратить внимание на книги:

Данилевская М.


Осколки голограммы
Статьи разных лет

Сборник статей включает в себя контекстуальные исследования биографии и творчества Н. А. Некрасова и его современников: И. С. Тургенева, А. В. Дружинина, Я. П. Полонского, Д. В. Григоровича, Т. Г. Шевченко, И. И. Панаева, А. Я. Панаевой.

Цена: 860

Чеглаков О.


Симфония жизни. Молитва истине
Книга третья, круг первый

Книга записей одного из деятелей Рериховского движения О.Н. Чеглакова «Молитва Истине» — третья из серии «Симфония жизни». Она является необходимым и важнейшим опытом записи Знаний, полученных путём взаимодействия с Учителями человечества

Цена: 540

► все книги


Полезное:


Торговля и война в Киевской Руси

Скандинавы с острова Готланд начали расселяться по Балтийскому региону вдоль русских рек в 700-х годах. В то время как викинги Норвегии и Дании с 8 по 11 века широко известны как грозные рейдеры и колонисты, готландские торговцы были такими же воинами, как и бизнесменами, и продвигались в новые районы через укрепленные аванпосты.

Гости из-за границы

Николай Рерих (Public Domain)

После того, как местное население было усмирено, были наняты новые поселенцы для создания городов и торговых городов. Этот процесс повторялся снова и снова по мере продвижения готландцев дальше на восток, пока их сфера влияния не коснулась византийского и исламского мира.

Удалить рекламу

Реклама

Готландцы стали называться варягами, что, вероятно, произошло от древнескандинавского слова var , что означает «обетованный союз». Готландские купцы держались вместе, принося взаимные клятвы защиты и участия в прибылях. Варяги разбогатели за счет торговли рабами, мехами (бобровыми и черными лисами) и мечами, а арабские дирхемы стали их излюбленным средством обмена.

YouTube Следите за нами на YouTube!

Торговля с мусульманами и византийцами

Со временем русы ассимилировались с коренными славянами и утратили свою отчетливую готландскую идентичность.

Готландских купцов, поселившихся в восточнославянской области современной северной России, арабы называли ар-Рус. Rhos ( Рус ) произошло от древнескандинавского слова ruotsi , что означало «экспедиция гребных лодок». Со временем эти русы ассимилировались с коренными славянами по рекам и утратили свою отчетливую готландскую идентичность.

Удалить рекламу

Реклама

Во второй половине 700-х годов русские торговцы начали двигаться на юг по водным путям северной части Центральной Европы и установили два основных торговых пути:

  1. вниз по Волге и через Каспийское море к мусульманским землям до Багдада
  2. через Черное море в христианскую Византийскую империю

Оба этих маршрута проходили через еврейское Хазарское царство, где взималась десятина.

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Удивительным зрелищем для русов, должно быть, был город Багдад. Между 903 и 913 годами арабский писатель Ибн Рустах написал свидетельство очевидца, в котором записано, что у русов не было «ни деревень, ни возделываемых полей» и что «их единственное занятие — торговля соболями, белками и прочими шкурами, которые они продают тем, кто купит их» (Гавриил, 3). Теперь Багдад был жемчужиной исламских халифатов, богато украшенным городом с обширными зелеными парками и садами, мраморными дворцами, променадами и искусно построенными мечетями.

Варяжские торговые пути

Брианготтс (CC BY-SA)

Русы путешествовали по своим торговым путям в погоне за арабскими серебряными монетами и шелком, пряностями, вином, драгоценностями, стеклом и книгами из Византийской империи. Взамен они торговали пленными славянами из евразийской степи и предлагали меха, мед, воск и древесину. Торговлю шелком можно проследить от Константинополя или Рея в Иране до Киева и Новгорода, затем в Прибалтику и Скандинавию и, наконец, в Англию. Готланд был определен как источник этой восточноевропейской торговой сети благодаря необычайному количеству исламских серебряных монет, которые были обнаружены там. Серебро, используемое для чеканки этих монет, добывалось в рудниках в контролируемых мусульманами провинциях Центральной Азии.

Образование Киевской Руси

В конце IX века князь Олег (879-912) из ​​династии варягов Рюриковичей образовал свободную федерацию в Восточной и Северной Европе, которая стала называться Киевской Русью. Олег основал Русь в 862 году, начав с Новгорода в качестве своей столицы (160 км к югу от Санкт-Петербурга), расширив свой контроль от Новгорода на юг вдоль долины реки Днепр и в конечном итоге переместив свою столицу на юг в более стратегически важный Киев (Киев на территории современной Украины).

Удалить рекламу

Реклама

В наибольшей степени Киевская Русь управляла территорией, простиравшейся от Белого моря на севере до Черного моря на юге и от истоков Вислы на западе до Таманского полуострова на востоке. Современные народы Беларуси, России и Украины имеют своими культурными предками Киевскую Русь. Киевская Русь правила 700 лет, пока не была побеждена монголами между 1237-1242 годами.

XI век н.э. Территории Киевской Руси

SeikoEn (CC BY-SA)

Многое известно о Киевской Руси благодаря рукописи под названием Русская Первичная летопись или Повесть временных лет , в которой дается подробный отчет о ранней славянской истории примерно с 850 по 1110 год. Считается, что монах по имени Нестор составили его при дворе великого князя Киевского Святополка II в 1113 г., используя материалы, взятые из других византийских летописей, славянских литературных источников, различных официальных документов и устных саг. Первоначальный манускрипт давно утерян, но до сих пор существует несколько исправлений, написанных столетия спустя; самый ранний назывался Лаврентьевский кодекс от 1377 года и более поздний, известный как Ипатьевский кодекс от 1500-х годов.

Русские атаки на исламский и византийский миры

Хотя большинство взаимодействий между русами и Багдадом, хазарами и другими мусульманскими землями были мирными, были и некоторые заметные исключения. Русы были настолько бесстрашны, что периодически совершали набеги на византийские и мусульманские твердыни. Записи об этих противостояниях дошли до нас в году. Русская Подлинная Летопись г. и несколькими средневековыми арабскими летописцами, включая Ибн аль-Асура, написавшего исчерпывающую 11-томную историю мира ок. 1231.

Удалить рекламу

Реклама

В первом крупном столкновении в 860 г. флот из примерно 200 русских кораблей проплыл по Босфору и напал на пригороды Константинополя. Атака застала греков врасплох, что святой Фотий Великий из Константинополя назвал ударом молнии с неба. В то время город практически не был защищен, так как византийский император Михаил III (годы правления 842–867) отсутствовал, сражаясь с Аббасидским халифатом, а его флот противостоял арабским пиратам в Средиземном море. После приземления русы неистовствовали, поджигая дома и церкви, а также топя и закалывая жителей. Впоследствии они по неизвестной причине отступили, разграбив пригород.

Нападение Руси на Константинополь

Неизвестный художник (общественное достояние)

В 941 году русы предприняли очередной поход на Константинополь, на этот раз с катастрофическими для себя последствиями. Они отправили в город огромный флот из 1000 кораблей, но потерпели поражение от небольшого флота из 15 старых византийских военных кораблей, оснащенных греческими огнеметами, которые изрыгали горящие химикаты в захватчиков. Было сожжено большое количество кораблей и солдат русов, и все солдаты, которые прыгали за борт, чтобы спастись от огня, тонули, отягощенные доспехами.

Русы также предприняли ряд набегов через Каспийское море на мусульманские земли. В самом большом в 913 году флот из 500 русских кораблей напал на область Горган, на территории нынешнего Ирана, где грабил товары и брал в рабство женщин и детей. Армия разъяренных хазар и несколько христиан в конце концов напали на них и победили, оставив в живых лишь немногих.

Удалить рекламу

Реклама

Во время очередного похода в 943 году большая армада русов напала на процветающий торговый город Барду на южном берегу Каспийского моря. Местные жители боролись с ними сильно, бросая камни и осыпая оскорблениями, но русы собрали их и перебили 5000 из них. Как описано арабским летописцем Ибн аль-Асиром:

После того, как это продолжалось долгое время, они приказали жителям города уйти, и [они сказали, что] они не будут нападать на горожан в течение трех дней, и каждый может уйти с любым имуществом, которое он может унести. . Большинство горожан осталось [в Барде] после назначенного срока, и русы тогда перебили многих людей, и взяли в плен душ десять тысяч. Они собрали тех, кто остался в Пятничной мечети, и сказали оставшимся горожанам: «Вы можете либо выкупить себя, либо мы вас убьем». Вышел христианин и остановился на двадцати дирхемах на человека. Но русы не удержались от сделки, кроме толковых, после того как поняли, что за некоторых горожан ничего не получат. Они вырезали всех [за кого не могли получить выкупа], и лишь немногие бежали от резни. Тогда русы забрали ценности у народа и оставшихся в рабстве пленников, а женщин забрали и наслаждались ими. (Уотсон, 434)

Русы несколько месяцев использовали Барду как базу для разграбления прилегающих районов, но в конце концов, они были вынуждены уйти, когда сильно ослабли от вспышки дизентерии от испорченных фруктов и оказались изолированными для обороны в цитадели Барды. Они покинули крепость ночью, неся на своих спинах все, что могли, из награбленных сокровищ, драгоценных камней и украшений.

Варяжская гвардия и восстание Москвы

Киевская Русь будет тесно связана с Византией в 988 г., когда их император Владимир Великий (годы правления 980–1015) решил отказаться от язычества и стать православным христианином. Он тщательно взвесил свое решение, предпочитая православное христианство византийцев иудаизму харзасов, западному христианству Рима и исламу арабов, вероятно, потому, что это давало ему самый сильный союз.

Обращение Владимира I в христианство

Виктор Михайлович Васнецов (Общественное достояние)

В знак признания их бесстрашия русы были завербованы византийским императором Василием II (год правления 976-1025) для защиты Константинополя. Около 6000 русских наемников были сформированы в элитную Варяжскую гвардию для защиты Константинополя и личной охраны императора. Эти наемники сражались во всех крупных византийских кампаниях с тех пор до 1204 года: разграбления Константинополя крестоносцами.

Когда Киевская Русь распалась как государство после монгольского нашествия на Европу в 1237-1242 годах, Москва была незначительным торговым форпостом. Со временем ряд князей расширил свои границы, и Москва стала политическим и культурным центром северных русских земель. Удаленное, покрытое лесами расположение Москвы защищало ее от монгольских оккупаций и нападений, и она располагалась недалеко от нескольких рек, которые обеспечивали выход к Балтийскому и Черному морям и всему Кавказскому региону. Москва на протяжении XV века постепенно объединила северо-восточные и северо-западные русские княжества и в 1480 году свергла монгольское владычество. Иван III Великий (годы правления 1462-1505) стал первым московским правителем, принявшим титул царя и именовавшим себя Властителем всех рус.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Викинги на Востоке

Курганы эпохи викингов в Старой Ладоге на северо-западе России. Изображение получено с Викисклада.

Введение

Введение

Хотя мы можем рассматривать Скандинавию как северную периферию Европы, Скандинавия находилась на перекрестке средневековых торговых сетей. Море обеспечивало быстрый доступ на лодке к Северной Атлантике, Британским островам, Ирландии и северо-западному побережью Фризии, Франции и Испании. На востоке сети обширных рек Днепра и Волги давали скандинавам доступ к центральным землям современной России и Украины. Лодки с мелкой осадкой, которые позволили норвежцам нанести удар в самое сердце Франции и англо-саксонской Англии, идеально подходили для дальних плаваний по этим речным системам. В районах, где реки были непроходимыми, лодки можно было поднимать из воды и переносить на короткие расстояния: это известно как перевалка. Таким образом, скандинавы могли пройти весь Днепр от Балтийского до Черного морей, откуда они могли плыть в Константинополь, столицу Византийской империи, которая в то время была одним из самых процветающих портов в Европе. мир. Константинополь предлагал как прибыльный рынок, так и работу для скандинавских воинов, стремящихся разбогатеть. Эти солдаты удачи были известны как варяги и пользовались особым спросом в качестве телохранителей византийского императора. Волга позволяла скандинавам добраться до Итиля, столицы Хазарского каганата на берегу Каспийского моря, что, в свою очередь, дало им доступ по суше к Багдаду, столице Аббасидского халифата.

Днепровская и Волжская сети.

Общение скандинавов на Востоке несколько отличалось от общения в Западной Европе, отчасти потому, что люди, с которыми они там встречались, были совсем другими. Вместо римских христиан, населявших всю Западную Европу, на Востоке норвежцы столкнулись с православными христианами, славянами-язычниками, еврейскими хазарами и мусульманами из Аббасидского халифата и империи Саманидов. Более того, география местности сформировала характер скандинавского опыта на Востоке. Атаки с наездом и бегством, которые проводились на Западе, были невозможны. Путешествие из Балтийского моря в Черное или Каспийское было опасным, так как системы рек давали широкие возможности для засад и пиратства. Это было дорогое и рискованное путешествие даже для военных экспедиций, не говоря уже о торговцах. Кроме того, в отличие от Западной Европы, было немного городов, где богатство было сосредоточено и его можно было легко извлечь. Для полного использования ресурсов этих земель требовалась постоянная инфраструктура. Это создавало давление для создания единых сообществ с самого начала. Скандинавы, поселившиеся вдоль этих восточных торговых путей, стали известны как русы (возможно, от древнефинского слова, обозначающего Швецию, «руотси»), и именно от них произошло название России.

Старая Ладога

Старая Ладога

Торговый поселок Старая Ладога был основан скандинавскими торговцами еще в 750-х годах на берегу реки Волхов на западе России, к югу от Ладожского озера. Город был идеально расположен как перевалочный пункт на торговых путях, ведущих с востока Балтийского моря на Волгу. Первые торговцы стали участвовать в прибыльной торговле мехами из северных районов; маловероятно, что это первоначальное поселение имело какое-либо отношение к деятельности «викингов», поскольку возможностей для грабежей в этом районе было немного. Торговля мехами с хазарами открыла поток исламских дирхемов в Россию и Скандинавию: это арабское серебро стало источником жизненной силы скандинавской экономики в девятом и начале десятого века.

Прибытие Рюрика в Ладогу, картина Виктора Васнецова, XIX век. Изображение получено с Викисклада.

Первоначально Старая Ладога была местом сезонной торговли, то есть заселена была только в определенное время года. Однако к середине девятого века город стал постоянным и имеет признаки ремесленного производства. Эти постоянные жители, вероятно, были смесью скандинавов, финнов и славян. Вскоре вдоль Волги начали возникать более мелкие торговые поселения, которые также были смешанными, причем скандинавы, вероятно, составляли небольшое (но богатое) меньшинство.

Волжские викинги

Волжские викинги

Группы торговцев, торговцев и налетчиков, которые зарабатывали на жизнь волжскими торговыми путями, широко известны как волжские викинги. Их жизнь вращалась вокруг торговли мехами с севера с товарами и серебром из Хазарского каганата и за его пределами. Поволжские викинги описаны в многочисленных арабских источниках эпохи викингов. Абу’л ибн Хордадбех был первым арабом, описавшим ар-Рус в отчете, написанном между 844–848 годами. Он описывает их путь на восток и товары, которые они привезли с собой. Он также утверждает, что эти торговцы часто перевозили товары на верблюдах в Багдад, выдавая себя за христиан, чтобы получить доступ в строго регулируемый город (христианам разрешалось входить, поскольку они также были последователями Книги). Однако самый известный арабский рассказ о волжских варягах принадлежит Ахмаду ибн Фадлану, который путешествовал к волжским булгарам (тюркским жителям земель к северу от Черного моря) в 9 в. 21–922, чтобы распространить среди них мусульманскую веру. По пути ибн Фадлан встретил «русиев» (так он называл русов), классно описывающих их ритуальное захоронение одного из их вождей. Из этого рассказа у нас складывается впечатление, что волжские викинги сохраняли традиции и верования своих скандинавских корней, хотя вполне вероятно, что со временем они немного изменились. Однако некоторые из волжских викингов могли принять ислам. Ибн Фадлан ссылается на группу людей, называемых «аль-барингар» (перевод от варяга?), которые обратились. Спустя столетия в трудах Амина Рази сохранились сведения об обращенных русами среди волжских булгар, отмечая, что обращенные продолжали есть свинину.

Русь Византия

Отношения с Византией не всегда были такими гармоничными, как предполагают эти события. На протяжении девятого века отряды скандинавов нападали на Константинополь (наиболее заметно в 860 г.) и другие греческие поселения вокруг Черного моря. В какой-то момент между 907 и 912 годами Олег Рюрикович совершил нападение на византийскую столицу, которое вынудило византийцев согласиться на предоставление русским торговцам преференций в Константинополе. Это, кажется, открыло дипломатическую переписку между двумя державами, поскольку византийские печати десятого века были найдены в Киеве. К 950 г. из Киева в Константинополь ежегодно ходили большие флотилии торговых судов. Тем не менее нападения Руси на византийские города вокруг Черного моря продолжались (особенно между 941–945 гг.). Это привело к еще одному договору, в котором византийские официальные лица пытались строго контролировать ведение торговли Руси в Константинополе (например, запрещая ношение оружия). Отношения улучшились к концу века. Ольга, жена русского царя Игоря, посетила Константинополь в 957 году и приняла христианство, хотя и не смогла убедить в этом своего сына Святослава (отца Владимира). Тем не менее, Святослав оставался в хороших отношениях с византийцами, прокладывая путь для положительного взаимодействия Владимира с империей.

Варяги

Ко времени Владимира уже не имеет смысла называть русов скандинавами, так как большинство из них жили по Днепру и Волге на протяжении многих поколений. Со времен Святослава правители Киевской Руси начали перенимать славянские обычаи своих подданных (хотя это не означает, что их скандинавское происхождение было полностью забыто). Тем не менее и в Киеве, и в Константинополе скандинавов было еще много. В то время как первые норвежские посетители Востока прибыли в качестве торговцев, те, кто путешествовал туда, теперь отправлялись в основном в качестве наемников, известных как варяги. Варяги помогли Владимиру захватить власть в 980 г. и продолжала оставаться ценным достоянием киевских правителей. Они также отправились на юг, в Константинополь, в поисках работы в телохранителях византийского императора и других высокопоставленных имперских чиновников. Многие варяги, по-видимому, были скандинавскими аристократами, отправившимися на Восток в качестве политических изгнанников или в поисках богатства и удачи. Некоторые из этих аристократов позже смогли вернуться в Скандинавию, чтобы отстаивать свои королевские права. Олаф Трюггвасон и Олаф 

Руническое граффити скучающего варяга в соборе Святой Софии в Стамбуле (город, когда-то известный как Константинополь). Изображение получено с Викисклада.

Харальдссон провел время при дворе Владимира и помогал ему в его борьбе. Однако самым известным варяжским царем, вероятно, был Харальд Жестокий Правитель, который продал свой меч как киевскому правителю Ярославу, так и византийскому императору между 1029 и 1046 годами, когда он вернулся в Норвегию с лодками, нагруженными золотом, и таким образом смог установить себя соправителем Норвегии вместе с Магнусом Добрым.

Киевская Русь

Возникновение Киевской Руси

Старая Ладога была не просто факторией на пути к Волге: она также стояла у входа на речной торговый путь, идущий на юг. По этому маршруту (и с некоторыми волоками) можно было получить доступ к реке Днепр, которая в конечном итоге впадала в Черное море, открывая доступ к Средиземному морю. С середины девятого века на этом пути начинают появляться места, показывающие признаки скандинавской торговли и поселений. Наиболее примечательны Рюриково Городище на берегу озера Ильмень и Гнездово на самом Днепре. В Гнездово были обнаружены обширные кладбища, в том числе не менее девяноста могил, содержащих скандинавские артефакты. Гнездово явно было важным торговым центром, который затмил его аналоги в Скандинавии, такие как Бирка и Хедебю.

Примерно в это же время, согласно тексту одиннадцатого века, известному как Русская Первичная Летопись, русская династия, известная как Рюриковичи, начала приобретать известность. В немного невероятном повествовании Хроники финны и славяне северо-запада России пригласили скандинава по имени Хрёрек в качестве своего правителя примерно в 862 году. ), который завоевал хазарский город Киев на берегу нижнего Днепра. Так родилась династия Рюриковичей Киевской Руси. Археологические свидетельства присутствия скандинавской аристократии в Киеве можно датировать 880-ми годами, что очень широко подтверждает эту версию. Сначала Киев, вероятно, был лишь одним из нескольких вождей или мелких царств в этом районе. Византийские источники упоминают князей в Чернигове, Полоцке, Ростове, Любеке и других городах. Однако к концу десятого века Киев стал центром Русского царства.

Первые правители Рюриковичей наиболее известны своей агрессией по отношению к соседям. Первым правителем, которого изображали как более государственного деятеля, был Владимир Великий, правивший с 980 по 1015 год. Владимир захватил трон у своего брата Ярополка, и его раннее правление было во многом похоже на царствование его предшественников, нападая на соседей и взимая дань с их. Однако в середине 80-х годов удача отвернулась от Владимира, когда наступление на булгар не увенчалось успехом. В 9В 88 году стойкий язычник Владимир принял решение перейти в православие. Согласно Русской «Первой летописи», Владимир послал послов к представителям трех основных религий в регионе, чтобы оценить их относительное превосходство: ислам, вера его булгарских врагов; христианство и иудаизм, которые исповедовала хазарская верхушка. Когда эмиссары вернулись, Владимира больше всего убедила сила и богатство Элладской православной церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *