Васко да гама совершил открытие – Васко да Гама — Википедия

Васко да Гама. Что открыл. Биография. Путешествия

Путешествие Васко да Гама

Содержание статьи:

Васко да Гама (рожд. 3 сентября 1469 г. – смерть 23 декабря 1524 г.), португальский мореплаватель, первый проложил маршрут из Лиссабона в Индию и обратно. Как и большинство его коллег, занимался пиратским промыслом. Граф Видигейра (с 1519 г.), губернатор Португальской Индии, вице-король Индии (с 1524 г).

Происхождение

Знаменитый Васко да Гама, своими морскими путешествиями изменивший коренным образом политическую и экономическую ситуацию в Европе и Азии, родился в 1469 году в маленьком приморском городке Синише в самой южной португальской провинции Алемтежу. Род Гама не мог похвастаться ни богатством, ни знатностью, однако был достаточно древним, чтобы от поколения к поколению служить королям Португалии. Среди предков Васко были доблестные воины и даже королевский знаменосец. Его отец, Иштеван да Гама, был алькайди (градоначальник) Синиша. А у матери, Изабеллы Судре, среди предков были английские графы. Васко был их третий сын, у него было двое старших братьев и сестра.


Детство и юность

Несмотря на дворянское происхождение, дети Гама тесно общались с простонародьем. Товарищами их игр были сыновья рыбаков и матросов. Васко со своими братьями рано научились плавать, грести, умели управляться с рыбачьими сетями и парусом. Но в Синише невозможно было получить хорошего образования, потому на учебу Васко отправили в Эвор, любимую резиденцию короля. Здесь он обучался математике и тонкостям навигации.

Мы знаем, что в юности будущий открыватель морского пути в Индию принимал участие в осаде марокканского города Танжера. Есть предположение, что он совершил несколько морских экспедиций вдоль африканских берегов. Возможно, именно это заставило королевский двор обратить на него внимание. Может быть, были другие причины. Как бы то ни было, Васко оказался на службе у Жуана II и смог быстро выдвинуться.

Согласно хронике, еще в молодости юноша отличался твердым, решительным характером, изрядной долей вспыльчивости и властными повадками.

До путешествия в Индию

Португальцы и испанцы – народы, родственные по языку и культуре. Португалия постоянно соперничала с Испанией во всем, что касалось открытий и освоений новых земель и морских путей. Когда в свое время король Жуан II отказал Христофору Колумбу, который предлагал организовать экспедицию для поиска западного пути в Азию, он, как видно, не мог предположить, что этот настойчивый генуэзец сможет добиться своей цели под флагом испанских королей. Но вот «Западная Индия» открыта, к ее берегам проложены маршруты, и между Европой и новыми землями систематически курсируют испанские каравеллы. Наследники Жуана II поняли, что следует торопиться с закреплением своих прав на Индию Восточную. И уже в 1497 г. снарядили экспедицию для разведки морского пути из Португалии в Индию – вокруг Африки.

Первое путешествие в Индию (1497—1499 гг.)

Начальником экспедиции по выбору короля Мануэла I назначили Васко да Гама (португальцы произносят «Вашку») – молодой придворный знатного происхождения, который пока не зарекомендовал себя ничем, кроме лихого захвата каравана французских торговых судов. И хотя королю предлагали кандидатуру такого известного мореплавателя, как Бартоломеу Диаш, который в 1488 г. первым обогнул Африку с юга, миновав открытый им мыс Доброй Надежды, предпочтение он отдал молодому аристократу с пиратскими наклонностями. На предложение Мануэла I возглавить экспедицию Васко да Гама отвечал: «Я, государь, слуга ваш и исполню любое поручение, хотя бы оно стоило мне жизни». Такого рода заверения в то время давались отнюдь не для «красного словца»…

Отплытие Васко да Гамы в Индию

Флотилия Васко да Гамы состояла из четырех кораблей. Это были два 150-ти тонных корабля – флагманский «Сан-Габриэл» (капитан Гонсалу Алеариш, опытный моряк) и «Сан-Рафаэл» (капитан Паулу да Гама, брат адмирала), а также легкая 70-ти тонная каравелла «Берриу» (капитан Николау Куэлью) и транспортное судно с припасами. Всего под командованием адмирала да Гамы было 168 человек, в том числе дюжина уголовников, специально освобожденных из тюрем – они могли понадобиться для выполнения наиболее опасных поручений. Главным штурманом назначили бывалого моряка Педру Аленкера, десятью годами раньше плававшего с Бартоломеу Диашем.

1497 год, 8 июля – флотилия вышла из гавани Лиссабона. Пройдя без приключений до Сьерра-Леоне, адмирал да Гама, обоснованно избегая противных ветров и течений у берегов Экваториальной и Южной Африки, направился на юго-запад, а за экватором повернул на юго-восток. На эти маневры ушло около 4-х месяцев, и только 1 ноября португальцы увидали на востоке землю, а спустя 3 дня вошли в широкую бухту, которую назвали Святая Елена.

Высадившись на берег, португальские моряки впервые увидали бушменов. Это – группа народов, представляющая из себя древнейшее население Южной и Восточной Африки. Бушмены в значительной степени отличаются от большинства негритянских племен Африканского континента – они низкорослые, цвет их кожи скорей смуглый, чем черный, а в лицах есть некоторое сходство с монголоидами. Эти жители кустарниковых зарослей бушей (отсюда и европейское название «бушмены» – «люди кустарника») имеют удивительные способности. Они могут в течении длительного времени находиться в пустыне без запасов воды, так как добывают ее способами, неизвестными другим народам.

Путешественники попытались наладить с бушменами «культурный обмен», предлагали им бусы, бубенцы и прочие безделушки, однако бушмены оказались «неплатежеспособными» – у них не было даже самой примитивной одежды, а их первобытные луки и стрелы не были нужны португальцам, которые были вооружены арбалетами и огнестрельными бомбардами. Кроме этого, из-за оскорбления, нанесенного бушмену каким-то хамоватым моряком, возникла конфликтная ситуация, в результате чего несколько моряков были ранены камнями и стрелами. Сколько «кустарниковых людей» европейцы поразили из арбалетов, осталось неизвестным. А потому как никаких признаков золота и жемчуга у бушменов не заметили, флотилия подняла якоря и отправилась дальше на юг.

Обогнув южную оконечность Африки, португальские корабли, двигаясь на северо-восток, в конце декабря 1497 г. подошли к высокому берегу, которому да Гама дал название Натал («Рождество»). 1498 год, 11 января – моряки высадились на берег, где увидали множество людей, резко отличавшихся от известных им африканских дикарей. Среди моряков нашелся переводчик с языка банту, и контакт двух разных цивилизаций установился. Негры встретили португальских моряков очень дружелюбно. Землю, которую Васко да Гама назвал «страной добрых людей», населяли крестьяне и ремесленники. Люди здесь обрабатывали землю и добывали руду, из которой выплавляли железо и цветные металлы, делали железные ножи и кинжалы, наконечники для стрел и копий, медные браслеты, ожерелья и другие украшения.

Двигаясь дальше на север, 25 января корабли вошли в широкий залив, куда впадало несколько рек. Общаясь с местными жителями, которые хорошо приняли португальцев, и заметив присутствие предметов явно индийского происхождения, адмирал сделал вывод, что флотилия подходит к Индии. Там довелось задержаться – суда нуждались в ремонте, а люди, многие из которых болели цингой, в лечении и отдыхе. Португальцы в течении целого месяца стояли в устье реки Кваквы, которая оказалась северным рукавом дельты Замбези.

Мозамбик и Момбаса

Васко да Гама в Индии

В конце концов флотилия, полностью готовая к плаванию, направилась на северо-восток и 2 марта достигла острова Мозамбик. Здесь заканчивались земли «диких» племен и начинался богатый мир, который контролировали арабо-мусульмане. До прибытия португальцев в их руках сосредотачивалась вся торговля в Индийском океане. Для общения с арабами необходимы были недюжинные дипломатические способности, которыми Гама, увы, не обладал. Именно с этого момента стали проявляться его горячность, недостаток такта и рассудительности, бессмысленная жестокость.

Поначалу шейх и жители Мозамбика отнеслись к португальским морякам терпимо. Они приняли их за мусульман, но были недовольны подарками, которые прибывшему на корабль шейху пытался вручить Васко. Это был никому не нужный хлам, а восточные правители привыкли к иному отношению. В скором времени стало известно, что люди с непривычных взорам арабов кораблей являются христианами. Напряжение возрастало, и 11 марта на португальцев напали. Атаку удалось отбить, но для решительного сражения у команды, значительно сократившейся после эпидемии цинги, не было сил. Пришлось спешно покидать негостеприимный берег.

7 апреля португальцы прибыли в Момбасу, но вскорости, не заходя в гавань, вынуждены были покинуть и ее, узнав о намерении момбасского короля захватить корабли и взять команду в плен (сведения были получены от заложников, которых пытали кипящим маслом). В восьми милях от гавани взбешенные португальцы захватили барку, груженную золотом, серебром и съестными припасами.

Малинди

14 апреля флот подошел к Малинде, богатому мусульманскому городу. Местный шейх враждовал с правителем Мозамбика и был рад заключить союз с Гамой. В ответ на знаки внимания со стороны правителя португалец отослал ему воистину «царский дар»: монашескую рясу, две нитки кораллов, три шляпы, тазики для омовения рук, бубенчики и два куска дешевой полосатой материи. В другой ситуации шейх, может быть, не стерпел бы такого неуважения, но сейчас он боялся непрошеных гостей и согласился дать искусного лоцмана, который был нужен для дальнейшего плавания. Им стал Ахмед ибн Маджида, носивший арабско-санскритское прозвище Малемо Кана – «ведущий по звездам». С его помощью в середине мая 1498 года экспедиция добралась до Малабарского берега. Суда бросили якоря близ крупнейшего индийского города Каликут (Кожикоде). Долгожданный морской путь в Индию был разведан.

Каликут (Индия)

Местный правитель, саморин, который был заинтересован в развитии торговли с любыми странами, в том числе и христианскими, принял посланца Гамы радушно. Но дальнейшее поведение Гамы накалило ситуацию.

28 мая командир португальцев в сопровождении 30-ти человек отправился на свидание с саморином. Португальцев поразила роскошная обстановка дворца, дорогие одежды царя и придворных. Тем не менее Васко, не ощущая разницы между племенными вождями Африки и саморином, собрался преподнести ему жалкие подарки: 12 кусков все той же полосатой грубой материи, несколько шапок и шляп, 4 нити из кораллов, тазики для мытья рук, ящик сахара, по два бочонка масла и меда.

Увидав это, один из царских сановников презрительно рассмеялся и заявил, что даже бедные купцы преподносят саморину более дорогие подарки. Царя надо одарить золотом, а такого рода предметов он попросту не примет. Случившийся казус быстро стал известен и во дворце, и в городе. Этим сразу же воспользовались мусульманские купцы, которые видели в португальцах опасных конкурентов. Они настроили против гостей и так уже оскорбленного саморина, убедив его в том, что в Каликут прибыли жестокие, кровавые пираты, благо, до них уже дошли слухи о событиях в Мозамбике и захвате арабского корабля.

На другой день правитель несколько часов продержал делегацию в приемной, а при свидании вел себя холодно. В результате Гаме не удалось получить разрешение на основание здесь португальской фактории. С трудом португальцы смогли обменять товары на пряности. А 5 октября мореплаватели, захватив шесть заложников, чтобы показать их своему королю, покинули индийские воды.

Возвращение домой

Открытие морского пути в Индию

Уже знакомым путем к сентябрю 1499 года они смогли добраться до родного порта, потеряв два корабля и 105 из 160 человек команды. Среди умерших был и единственный горячо любимый Васко человек, его брат Паулу. Он умер от чахотки. Герой индийского плавания чрезвычайно тяжело переживал эту потерю. Некоторые из историков сообщают, что он на протяжении 9-ти дней в полном одиночестве предавался скорби и не желал никого видеть.

К сожалению, многие из документов, освещающие события после приезда Гамы в Португалию, погибли при страшном лиссабонском землетрясении 1755 года. Однако можно не сомневаться, что и король, и сограждане встречали путешественников с великим почетом и ликованием. В честь эпохального события отчеканили золотую монету, получившую название «португеш», стоимостью в 10 крузаду.

Васко да Гама в одночасье стал национальным героем, причем вполне заслуженно. Именно благодаря его воле, энергии и напористости экспедиция смогла выполнить все возложенные на нее задачи и вернуться обратно. Команда любила, но и панически боялась неистового и жестокого предводителя. Его нахмуренные брови ввергали в панику матросов, чьими действиями он был недоволен. А ведь это были отчаянные люди, всю жизнь проведшие в морских походах. Король осыпал героя индийского похода наградами. Во владение ему был передан г.Синиш, предоставлены льготы на торговлю с Индией. Ему и его потомкам был дарован титул дона и назначена пенсия. Он стал официально зваться «адмиралом Индийского океана». Однако сам путешественник, будучи алчным и жадным, остался недовольным.

О периоде жизни Гамы между первым и вторым путешествиями известны только отдельные факты. К примеру то, что в это время он женился на донне Катарине ди Атайди. От этого брака у него было шесть сыновей – Франсишку, Иштеван, Педру, Паулу, Криштован, Алвароу, – а также дочь Изабелла.

Второе путешествие в Индию (1502—1503 гг.)

На следующий год по этому же пути направилась экспедиция Педру Алвариша Кабрала. Прошло несколько лет, и король Мануэль, не удовлетворившись индийскими экспедициями Кабрала и Жуана да Нова, решил отправить в Индию большой флот. Командовать им поручили Васко да Гаме.

Флот состоял из 10-ти кораблей. Еще 10-ю, входящими в 2 вспомогательных флота, командовали близкие родственники адмирала. На этот раз экспедиция носила абсолютно иной характер. Вероятно, пиратский опыт близ Момбасы не прошел даром. По приказу короля надлежало силой брать товары, если их невозможно было получить мирным путем. Пряности необходимо было оплачивать золотом и серебром, которых Португалия, как и любая другая из европейских стран, в те времена не имела в достаточном для этого количестве. Это было началом португальской колониальной экспансии.

Во время пиратского рейда флотилия принудила правителей Мозамбика и Килвы уплатить дань, сожгла и разграбила купеческие корабли, уничтожила арабский флот и г.Каликут, заставила города западного индийского побережья признать верховную власть португальцев и выплачивать дань.

Среди в особенности кровавых злодеяний Гамы – захват каликутского судна, на котором было 380 пассажиров. Гама отдал приказ всех их запереть в трюме и сжег корабль вместе с пленниками. Когда судно загорелось, несчастные смогли вырваться на палубу. Мужчины топорами сбили пламя, а женщины с детьми на руках знаками умоляли пощадить малышей и предлагали свои золотые украшения. Адмирал был непоколебим. Он велел взять корабль на абордаж и вновь поджечь его. Потом флагманский корабль, как коршун, следовал за погибающим судном, не давая никому спастись, а Гама с каменным лицом наблюдал за душераздирающими сценами, происходящими на борту корабля-жертвы.

Не менее ужасающими были события, которые развернулись, когда флот подошел к Каликуту. Здесь множество рыбачьих лодок подплыло к кораблям. Адмирал велел схватить около 30-ти рыбаков. Их тут же повесили на реях. Ночью тела сняли. У трупов отрезали руки, ноги и головы, бросили их в лодку, а туловища выбросили за борт. В скором времени их прибило к берегу. Страшное содержимое лодки вывалили на берегу, а к куче прикрепили записку на арабском языке. В ней было написано, что еще более ужасная судьба постигнет весь город, если тот окажет сопротивление. Такого рода действия адмирал совершал не в порыве гнева, а с обдуманной и холодной жестокостью.

Экспедиция принесла колоссальную прибыль. Васко да Гама получил титул графа Видигейры, а в 1524 году был назначен вице-королем Индии.

Третья экспедиция в Индию и смерть (1524 год)

Новый наместник направился в Индию во главе крупной эскадры из 16-ти судов. В полностью завоеванном Кочине Васко да Гама основал административный центр. Но он не успел проявить свои административные способности, так как в том же году 24 декабря скончался в Кочине. Его тело было доставлено в Португалию и с честью похоронено в Видигейре.

Португалия высоко оценила деяния Васко да Гамы. Спустя 50 лет после его смерти поэт Луиш ди Камоэнс воспел их в эпической поэме «Луизиады». В литературе XVI века он представлен как смелый руководитель и бесстрашный администратор. На взгляд же современного человека, как пишет историк Дж. Бейкер, «он был жесток и упрям. Он не останавливался перед тем, чтобы обливать допрашиваемых заложников кипящим маслом; не стеснялся бросить в открытое море на произвол стихий триста мертвых и умирающих людей с их женами и детьми; по его приказанию непослушных португальских женщин гнали розгами по улицам одного из индийских городов.

В то же время он братски делил все трудности и лишения с экипажем и однажды во время землетрясения мужественным обращением к своим людям предотвратил панику. Если как вице-король он и проявил себя жестоким, то поразил как индийцев, так и португальцев тем, что наотрез отказался принимать какие-то подарки и ревниво следил за тем, чтобы его уважали».

Результаты же главного открытия Васко да Гамы были огромны – как с научной, так и с политической и экономической точек зрения. Благодаря ему стали окончательно известны очертания Африки. Индийский океан, до того считавшийся внутренним морем, был переведен в разряд океанов.
Пряности теперь начали попадать в Европу без посредников. Кончилось продолжавшееся веками господство арабов в торговле на Ближнем Востоке. Пришли в упадок процветавшие до того времени Венеция и Генуя. Началось превращение Португалии в одну из главных колониальных держав XVI века.

 

 


 

ред. shtorm777.ru

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

shtorm777.ru

Что открыл Васко да Гама? Путешествие Васко да Гама

Эпоха Великих географических открытий – чрезвычайно важная веха в истории человечества. Конечно, народы Южной и Северной Америки вряд ли согласятся с этим утверждением, но для нашей цивилизации в целом значение тех исследований огромно. Имена отважных капитанов славной эпохи навеки запечатлены в исторических документах, а потому их сегодня знает каждый школьник.

Но далеко не все могут перечислить истинные достижения этих великих людей. Не каждый, к примеру, ответит на вопрос о том, что открыл Васко да Гама. Это мы и рассмотрим в статье.

Основные вехи биографии

Ва́ско да Га́ма (1460-1524) – всемирно известный португальский мореплаватель, чья жизнь пришлась как раз на эпоху Великих открытий. Известен тем, что первым в истории проложил морской путь в Индию. В свое время даже занимал высокий пост вице-короля Португальской Индии. Словом, биография Васко да Гама богата выдающимися событиями.

Многие историки подчеркивают, что первооткрывателем в строгом понимании этого слова он не был (в отличие от того же Магеллана). В то время как Христофору Колумбу пришлось в поте лица убеждать сильных мира сего в необходимости организации экспедиции, Васко да Гама подобными вопросами не занимался. Объясняется это тем, что монарх попросту назначил его «открывателем морского пути в Индию».

Мореходу здорово повезло и с организаций похода: его и команду снабдили всем самым лучшим, прекрасно понимая важность всего мероприятия.

Как же начиналась биография Васко да Гама? О матери его много не известно, но отец принадлежал к древнему и состоятельному рыцарскому сословию. У будущего покорителя океанов было пятеро братьев и сестра.

Судя по «да» в его имени, его род точно принадлежал к высшему дворянскому сословию. Как утверждают португальские историки, один из предков Васко да Гама (биография путешественника это подтверждает) в свое время отличился в битве с маврами, за что ему и было пожаловано рыцарское звание.

Где же будущий первооткрыватель морского пути в Индию получал образование? Увы, здесь приходится судить только по косвенным следам. Более-менее достоверно известно лишь то, что математику и навигацию юный Васко да Гама постигал в Эворе. Учитывая, что сведения сохранились только об этих науках, можно предполагать, до чего португальцы уважали людей, которые были способны прокладывать курс и обращаться с секстантом.

Следует заметить, что у португальских дворян не было особенного выбора в вопросах, касающихся рода их занятий. Если человек принадлежал к дворянскому сословию, да еще и был рыцарем, то путь его – исключительно воинское дело. Учитывая, что более-менее серьезных сухопутных войн Португалия ни с кем не вела, но активно осваивала земли за океаном, практически все дворяне становились морскими офицерами.

Не избежал той же стези и молодой Васко да Гама: биография (открытия в том числе) его наглядно показывает, что более талантливых капитанов у Португалии в то время фактически не было.

Жизнь Васко да Гама до его путешествия в Индию

В далеком 1492 году некие французские корсары сумели перехватить богатый груз, шедший в Португалию. Монарх сей славной страны не стерпел такого нахальства, а потому поручил одному молодому дворянину пройтись с карательным рейдом вдоль берега, захватывая все суда французов, найденные в том районе. Порученец выполнил задание настолько быстро и эффективно, что разбойникам пришлось все вернуть. Как вы уже догадались, этим смелым рыцарем и был Васко да Гама. За свою решительность и храбрость он быстро приблизился к королевскому двору.

В 1495 году на трон Португалии взошел Мануэл I, который не только с удвоенным рвением продолжил дело морской экспансии уже известных земель, но и всерьез задумался об открытии мореходного пути в Индию. Первоначально предводителем эскадры был назначен Бартоломео Диаш. Но король понимал, что в экспедиции понадобятся таланты не только мореходного, но и сугубо военного толка. А потому на это место был назначен наш герой. Так что открыл Васко да Гама в дальнейшем?

О морском пути в Индию

Следует заметить, что предшественник деятельного монарха к тому времени уже успел попытать счастья в деле поиска сухопутного маршрута. Сделать это было непросто, так как вся северная часть Африки находилась в руках у вышеупомянутых мавров. Только лишь пройдя южнее Сахары, можно было выйти на искомый путь.

В 1487 году в поход отправилась серьезная экспедиция. Руководили ею опытные офицеры – Перу да Ковильяна и Афонсу ди Пайву. Первому удалось достичь желаемой Индии и передать на родину сообщение о возможности такого перехода. Уже в 1488 году Бартоломео Диаш проводит подробнейшее исследование южной оконечности Черного Континента. Казалось, что у Жуана II вот-вот будет сильнейший козырь на руках – путь в Индию гарантировал бы постоянный приток богатств. Так почему же Васко да Гама и открытие морского пути в Индию стали столь важной вехой в истории как Португалии, так и всей человеческой цивилизации?

Судьбе было угодно иное: у короля умирает единственный наследник, а потому он практически полностью отстраняется от занятий политикой. Впрочем, сделать он успел немало: так, для сопровождения экспедиции была выстроена целая эскадра первоклассных морских судов, чье проектирование в свое время возложили на небезызвестного Бартоломео Диаша.

Когда монарх скончался в 1495 году, Мануэл I – его преемник – сперва меньше всего думал об Индии. Но международная политическая обстановка сложилась таким образом, что без этого вскоре стало нельзя. Быстрая подготовка к великому походу продолжилась.

Снаряжение первой экспедиции

На каких кораблях провел свое путешествие Васко да Гама? Во главе эскадры встал «Сан-Габриэл». Аналогичный по классу корабль, «Сан-Рафаэл», перешел под командование Паулу – брата Васко да Гамы. Оба парусника относились к так называемому классу нао. Это были весьма крупные суда, водоизмещение которых достигало 120-150 тонн. За счет широких прямоугольных парусов они могли развивать приличную скорость, но были достаточно неповоротливы, а мореходы не слишком любили использовать их для длительных переходов без привязки к берегу.

Противоположностью флагману стала «Берриу». Судно это – верткая маневренная каравелла. Оно было оснащено косыми парусами, командовал им Николау Коэльо. Наконец, в состав эскадры входил некий транспортник, ни названия, ни прочих сведений о котором не сохранилось.

О навигации

Неудивительно, что при таком внимании к организации экспедиции для ее оснащения выделялись лучшие навигационные приборы того времени. Обер-штурманом стал Перу Аленкер. Сей выдающийся мореход уже успел прекрасно себя зарекомендовать в походе с Диашем (о котором мы говорили выше). Кроме основного офицерского состава на борту были священник, писарь и астроном. Позаботились и о нескольких переводчиках, которые помогли при общении с туземцами. По мнению некоторых историков, численность экипажа достигала 170 человек.

Человеколюбивая традиция

В те времена существовала одна любопытная традиция. На борт при подобных походах брали осужденных преступников. Разумеется, делали это не ради того, чтобы познакомить арестантов с красотами заморских земель. Их использовали в качестве разведчиков, десанта и в прочих ситуациях, когда не хотелось рисковать жизнями штатного экипажа. Впрочем, для самих узников был и «свет в конце туннеля». Каким бы тяжелым ни было прегрешение, которое человек совершил на воле, он получал свободу в конце плавания. Если доживал, разумеется.

Вопросы питания

Помните, мы упоминали о некоем транспортном судне? Включать его в составы экспедиций стали со времен Диаша, когда подобный подход к делу доказал высочайшую эффективность. На складском судне хранился огромный запас провизии, формы, запасного такелажа, инструментов. Рацион команды изобилием не блистал: каши, солонина, сухари. Кроме того, в стандартную пайку входил небольшой объем вина. Зелень и фрукты, рыба и свежее мясо добывались силами самих матросов на стоянках.

Все матросы и офицеры получали неплохое жалованье (за исключением «штрафбата»). Ради романтики морских странствий в походы никто не ходил. Впрочем, путешествие Васко да Гама являлось сугубо коммерческим мероприятием, так что удивляться точно не приходится.

Чем были вооружены корабли эскадры?

К тому времени вооружение на кораблях уже далеко ушло от тех примитивных мортир, которые повсеместно встречались в начале эпохи. Каждый из «нао» имел не менее 20 орудий, а каравелла была вооружена двенадцатью пушками. Личное оружие команды напоминало испанское: те же кирасы и алебарды, кортики и шпаги. Имелось также несколько мушкетов и пистолей. Качество и распространенность личного огнестрельного оружия были так малы, что серьезного влияния на исход схватки оно обычно не оказывало.

8 июля 1497 эскадра с великими почестями отчалила от порта Лиссабона. В путь отправился великий мореплаватель той эпохи – Васко да Гама. Открытие Индии (точнее, морского пути туда) было не за горами!

Начало похода

Процесс проходил в штатном режиме: корабли плыли вдоль Съерра-Леоне. Воспользовавшись добрым советом Диаша, экспедиция сильно отклонилась к западу от намеченного курса, дабы избежать сильнейшего встречного ветра. Сам он, к слову сказать, к этому времени уже отошел от армады на отдельном корабле, направляясь к крепости Сан-Жоржи-да-Мина. Там Диаш заступил на должность коменданта.

Тем временем, наша эскадра уже сделала впечатляющий крюк в атлантическом океане, после чего португальцы вновь увидели берега Черного Континента. 4 ноября 1497 произошел знаменательный спуск якоря в бухте, которая сразу же получила имя Святой Елены. Команды судов получили приказ для долговременной стоянки, так как корабли все же сильно потрепало в открытом океане, но выполнить все работы не получилось. По пути все же удалось отыскать несколько клочков суши, на которых подлатали отчаянно текущие корабли. Вот как Васко да Гама открыл необитаемые острова.

Местное население оказалось крайне враждебно настроенным. Впрочем, учитывая количество работорговцев в тех местах, ничего удивительного в этом не было. Сам Васко да Гама получил в одной из стычек стрелу в ногу, после чего эскадра двинулась дальше.

Но главные испытания были еще впереди. С огромным трудом обогнув Мыс Бурь (Доброй Надежды), флотилия бросила якоря в бухте Моссел Бей. Неповоротливое грузовое судно непогода потрепала так сильно, что пришлось его сжечь. К счастью, местные туземцы оказались куда добрее к путникам, а потому удалось не только без помех произвести ремонт кораблей, но и пополнить запасы воды и провианта. Дальнейший путь лежал на северо-восток.

Арабское коварство

16 декабря 1497 года моряки увидели последний памятный столб, который оставила экспедиция Диаша еще в 1488 году. Все сочли это за доброе предзнаменование, причем предчувствия оправдались: целый месяц плавание шло без задержек и происшествий. Во многом это объясняется тем, что корабли экспедиции проплывали вдоль вполне цивилизованных берегов.

Дело в том, что восточный берег Африки с давних пор был арабской вотчиной, а уж они-то, в отличие от полудиких племен западного побережья, прекрасно знали европейцев. Во многом из-за этого и прошла довольно мирно (для тех лет) экспедиция Васко да Гама. Морской путь в Индию отнял жизни многих моряков, но погибли они из-за некачественного питания и инфекционных болезней.

Несмотря на Крестовые походы, отношение к ним было вполне приемлемым, но без сложностей все же не обходилось.

Так, в Мозамбике начались трения с местной администрацией. И дело было вовсе не в религии, которой весьма циничные арабы вообще уделяли мало внимания, а в том, что местные купцы заподозрили в португальцах конкурентов. Васко да Гама в долгу не остался, слегка обстреляв негостеприимные берега.

В портах Момбаса и Малинди экспедицию встретили не в пример лучше. Как ни странно, но местный шейх приветствовал их как лучших друзей. Впрочем, у него были свои причины: польщенные португальцы легко подписали союзнический договор против некоторых общих врагов. В Малинди экспедиция наконец-то встретила индийских купцов. Огромных трудов и немалых денег обошлась процедура поиска надежного лоцмана. 20 мая 1498 корабли флотилии наконец-то достигли берегов Индостана.

Сперва Васко посетил город Каликут (нынешний Кожикоде). Градоначальник встретил гостей очень торжественно. Но и тут мусульманские купцы начали вновь вставлять им палки в колеса. Отношения с градоначальником резко ухудшились, торговля шла плохо. Впрочем, удалось наторговать немало драгоценных камней и специй. По старой традиции, Васко да Гама отплатил неблагодарным горожанам, всадив в городские стены несколько ядер и захватив пару-тройку ценных заложников. В Гоа португальцы попытались основать купеческую факторию, но и здесь их постигла неудача.

Морской путь к берегам Индии – вот что открыл Васко да Гама!

Обратный путь

Пришлось разворачиваться и плыть домой. Впрочем, жаловаться было грех: местность разведана, торговые отношения, пусть и плохо, налажены. Впоследствии это оказалось важным фактором установления владычества португальцев в тех краях, чему немало способствовал сам Васко да Гама. Великие путешественники тех лет нередко становились талантливыми политиками и военачальниками, так что ничего поразительного в данном факте его биографии нет.

Но это было впереди, а пока мореплавателям предстоял длинный и опасный обратный путь. Их донимали сомалийские пираты (как мало изменилась с тех пор обстановка в том районе), страшная жара и пищевые инфекции. Второго января 1499 город Могадишо был «для профилактики» обстрелян из пушек, после чего эскадра взяла курс на Малинди.

Отдых

7 января 1499 они достигли уже знакомого города, в котором наконец-то смогли отдохнуть от опостылевшего моря и корабельной тесноты. И на сей раз шейх предоставил прекрасную еду и апартаменты, а потому всего за пять дней команда изрядно приободрилась.

Путь продолжался, но не без потерь: 13 января около Момбасы из-за сильной течи снова пришлось распрощаться с одним из судов. К середине апреля сильно поредевшая флотилия все же смогла достичь Зелёного мыса. Дом был уже рядом. Чтобы приободрить членов семей и короля, вперед выслали корабль, который должен был первым доставить весть об удачном завершении экспедиции. В то же время брат Васко, Паулу, серьезно заболел, а потому сам капитан задержался.

И только в конце августа (или уже в сентябре) 1499 года остатки армады гордо пришвартовались в порту Лиссабона. Вот что открыл Васко да Гама. Марко Поло и прочие великие мореходы прошлых лет могли бы с полным правом гордиться делами своего коллеги!

Возвращение и награда

К родным берегам пришли только два судна и 55 человек экипажа. Но с финансовой точки зрения успех был просто феноменальный: выручка от торговли с арабами и индусами в 60 раз (!) превысила все затраты на организацию самой экспедиции. Неудивительно, что имя Васко да Гама и открытие морского пути в Индию стали синонимами на долгие годы вперед!

Мануэл I был в восторге. Васко получил высокий титул дона, немалую пенсию и огромный земельный надел. Учитывая, что Васко да Гама открыл путь в Индию, которая издревле славилась своими богатствами, такие почести легко объяснимы. Кроме того, наш герой стал приближенным советником короля, так что все тяготы не были напрасны. В Индию он отправится еще не раз, отстаивая интересы родной земли на дальних берегах.

В конце 1524 года Васко да Гама скончался, уйдя из жизни на индийской земле. Он все же сумел основать факторию на Гоа, которая оставалась под протекторатом Португалии вплоть до середины 20-го века. Соотечественники и по сей день высоко чтут память о легендарном мореплавателе, а открытия и жизнь Васко да Гама изучают в школах. В его честь назван мост в Лиссабоне, а уж количество посвященных ему произведений искусства и вовсе не поддается исчислению.

Мы рассмотрели, что открыл Васко да Гама. Надеемся, представленная выше информация будет вам полезна.

fb.ru

Васко да Гама. Биография, путешествия, открытие морского пути в Индию

Будущий великий путешественник Васко да Гама родился в португальском городе Синеш. Это произошло приблизительно в 1460 году, однако точный год его рождения неизвестен.

Его отцом был Эштеван да Гама, командующий крепостью Синеш на юго-западе страны, и Васко был третьим сыном в большой семье. Биография Васко да Гама умалчивает о его детстве, известно только, что в молодые годы он пошел на флот и там научился управлять судном. Он прославился как бесстрашный и уверенный в себе мореплаватель.

В 1492 году король Иоанн отправил его в Лиссабон и оттуда в провинцию Алгарве с приказом захватить все французские суда. Это было возмездием за захват французами португальского корабля.

В 1495 году новым королем Португалии стал Мануэль, очень интересовавшийся продвижением торговли в Индии. Для этого было необходимо отыскать туда морской путь. В то время Португалия была одной из самых могущественных морских держав в Европе, конкурируя с Испанией и Францией за новые земли.

Этими заслугами Португалия была обязана принцу Генри Мореплавателю, собравшему команду лучших мореходов, картографов и географов, и отправившему множество кораблей для исследования западного берега Африки, чтобы увеличить торговое влияние страны. Его заслуги в области исследования африканских берегов неоспоримы, но восточный берег все еще оставался Terra Nova для европейских судов.

Прорыв был осуществлен в 1487 году другим дерзким португальским мореходом, Бартоломеу Диашом. Он первый из европейцев обогнул Африку у Мыса Доброй Надежды и вышел в Индийский океан. Таким образом, было доказано, что Атлантический и Индийский океаны соединены друг с другом. Это открытие подхлестнуло желание португальского монарха проложить мореходный маршрут в Индию. Однако у него были не только коммерческие замыслы: Мануэль горел желанием завоевать исламские страны и провозгласить себя королем Иерусалима.

Историки до сих пор гадают, почему король отправил в столь важное путешествие Васко да Гама, ведь на тот момент в стране имелись и более опытные мореплаватели. Тем не менее, в 1497 году четыре корабля под командованием да Гама выдвинулись из родных берегов для выполнения ответственной миссии. Он направил корабли строго на юг, в отличие от Колумба, то и дело пытавшегося свернуть на восток. Через несколько месяцев корабли благополучно обогнули Мыс Доброй Надежды и двинулись вдоль восточного побережья Африки.

В январе, когда флотилия достигла берегов нынешнего Мозамбика, половина команды болела цингой. Да Гама был вынужден бросить якорь в этих водах на месяц, чтобы починить корабли и дать отдохнуть своим людям. Здесь мореплаватель попытался наладить контакт с местным султаном, однако его подарки были отвергнуты как слишком скромные. В апреле они добрались до Кении и оттуда выдвинулись в Индийский океан. Через двадцать три дня на горизонте показалась Калькутта.

Из-за того, что да Гама плохо знал эту местность, поначалу он думал, что в Индии живут христиане. Тем не менее, они провели в стране три месяца, налаживая торговые связи. Мусульманские торговцы, коих в Индии было очень много, вовсе не желали делиться с христианами, поэтому, чтобы не провоцировать конфликт, португальцы были вынуждены торговать лишь в прибрежной части города.

В августе 1498-го корабли отправились в обратный путь. Время было выбрано неудачное, так как оно совпало с сезоном дождей. К концу года несколько членов команды умерли от цинги. Чтобы как-то сократить расходы, да Гама приказал сжечь один из кораблей, распределив оставшихся людей по другим судам. Практически через год они сумели вернуться в Португалию. Из 170 членов команды выжило 54 человека. Открытие Васко да Гама морского пути в Индию, сделало его национальным героем.

Биография Васко да Гама включает еще одно путешествие в Индию, в 1502 году, уже не столь мирное. Король Мануэль отдал ему под руководство 20 кораблей с приказом запугать мусульманское население Африки и укрепить там португальское доминирование. Для выполнения приказа да Гама провел самый кровавый рейд эпохи открытий, проплыв вверх и вниз вдоль восточного побережья Африки, нападая на порты и мусульманские корабли. Он также отличился тем, что сжег дотла корабль с несколькими сотнями паломников, возвращавшийся из Мекки, не пощадив ни женщин, ни детей. Добравшись до Калькутты, армия да Гама разгромила порт и убила 38 заложников.

Путешествия Васко да Гама не были мирными, и до конца жизни за ним закрепилась репутация сурового и неподкупного человека.

puteshestwenniki.ru

Васко да Гама — ЭНЭ

Васко да Гама (Vasco da Gama, 1460 или 1469 — 24 декабря 1524), портрет из издания 1565 года.

Васко да Гама

(Vasco da Gama) — впоследствии граф Видигейра, знаменитый португальский мореплаватель; род. около 1469 г. в приморском городке Синес, был потомком старинного дворянского рода и смолоду пользовался репутацией отважного морехода. Уже в 1486 г. экспедиция под начальством Бартоломео Диаса открыла южную оконечность Африки, получившую от Диаса название мыса Бурь. Король Иоанн II велел называть мыс Бурь мысом Доброй Надежды, так как полагал, что открытие его может повести за собой отыскание морского пути в Индию, о которой уже были слухи от пилигримов, посещавших Святую землю, от купцов и от людей, которые были посылаемы королем на разведки. Мало-помалу созревал план завести непосредственные торговые сношения с Индией: индийские товары до тех пор проникали в Европу из Каира и Александрии через Венецию. Король Эммануил Великий снарядил эскадру и поручил командование ею Васко да Гаме, с полномочием заключать союзы и договоры и покупать товары. Флотилия состояла из 3-х кораблей; экипажа и солдат было всего 170 человек; люди, выбранные для этой экспедиции, были предварительно обучены разным необходимым ремеслам. Шкипера были назначены те самые, которые сопровождали Бартоломео Диаса. Для меновой торговли с дикарями был взят большой запас бус, зеркалец, цветного стекла и т. д., для старшин — более ценные подарки. 7-го июля 1497 г., при огромном стечении народа, флотилия В. отплыла из Лиссабона. До Зеленого мыса все шло благополучно, но затем неблагоприятные ветры стали замедлять движение к югу, в судах открылась течь; экипаж стал роптать и требовал возвращения в Португалию. Васко да Гама настоял на продолжении плавания. 21 ноября 1497 г. экспедиция обогнула мыс Доброй Надежды и повернула на север. Вторично разразился сильный шторм; люди страдали от страха, голода и болезней и сговорились заковать В., вернуться на родину и явиться к королю с повинною. В. узнал об этом и велел заковать зачинщиков заговора (в том числе и шкиперов), побросал квадранты в море и объявил, что впредь шкипером их будет один Бог. При виде таких энергических распоряжений устрашенная команда смирилась. Когда шторм стих, сделали остановку для починки кораблей, причем оказалось, что один из них пришел в совершенную негодность, так что пришлось его сжечь. Попутный ветер понес остальные суда на север. На берегу Наталь португальцы впервые увидели туземцев и обменялись с ними подарками. На службу к В. поступил мавр, знавший дорогу в Индию; он принес много пользы своими советами и указаниями. 1-го марта 1498 г. В. прибыл в Мозамбик, где завязал с жителями сношения, сначала очень дружественные; шейх местного племени согласился вести меновую торговлю и дал лоцманов; но мавры скоро узнали в португальцах тот самый народ, который в продолжение многих лет на противоположной стороне Африки вел беспощадную войну с магометанами. К религиозному фанатизму присоединился страх потерять монополию торговли с Индией; мавры постарались восстановить против португальцев шейха, который и приказал своим лоцманам посадить суда на рифы. Когда это не удалось, стали препятствовать В. запасаться пресной водой. Эти обстоятельства принудили В. покинуть негостеприимные берега. В Момбасе (на Занзибарском берегу), вследствие предупреждения шейха, португальцам оказан был прием, подобный мозамбикскому; только в Мелинде (3° южной широты) мореплаватели встречены были радушно. После обмена подарками, уверений в дружбе, взаимных посещений (сам В. да Гама отважился ехать на берег, чего в других местах не делал), португальцы, получив надежного лоцмана, отправились далее. 20-го мая увидели они Каликуту (11°15' сев. широты, на Малабарском берегу), средоточие торговли всего восточного берега Африки, Аравии, Персидского залива и Индостана. В течение нескольких веков мавры были настоящими властителями Индостана; гуманным обращением он сумел внушить к себе любовь туземцев и их царьков. Каликутский король считал выгодным союз с европейцами, которые послали ему великолепные подарки и начали закупать пряности, не торгуясь и не разбирая качества; но мавры наговорами и подкупом приближенных короля всячески старались очернить европейцев в его глазах. Когда это не удалось им, они многократными оскорблениями и даже двухдневным арестом В. хотели раздражить его и заставить взяться за оружие; но В., чувствуя себя слишком слабым для борьбы, все перенес и поспешил уехать из Каликуты. Властитель же Кананара счел за лучшее не ссориться с будущими владыками Индии (древнее пророчество говорило о завоевателях с Запада) и заключил с ними союз. После этого флотилия пустилась в обратный путь, тщательно исследуя и занося на карту очертания африканских берегов; мыс Доброй Надежды обогнули благополучно, но около Гвинеи опять начались разные трудности, которых не вынес брат В., Паоло да Гама, командовавший одним из кораблей; он был всеобщий любимец, настоящий рыцарь без страха и упрека. В сентябре 1499 г. Васко да Гама вернулся в Лиссабон с 50 человеками команды и 2 полуразвалившимися кораблями, нагруженными перцем и пряностями, доход с которых с избытком покрыл все расходы на экспедицию.


Король Эммануил немедленно (1500 г.) послал в Индию, под предводительством Педро Альвареса Кабраля, вторую флотилию, состоявшую уже из 13 парусных судов, с 1500 челов. экипажа, чтобы основать португальские колонии. Но португальцы своей чрезмерной жадностью, неумелым и бесчеловечным обращением с туземцами вызвали всеобщую ненависть; им отказывались повиноваться; в Каликуте человек 40 португальцев было убито, и фактория их разрушена. Кабраль возвратился в 1501 году. Монополия морской торговли с Индией в короткое время сделала Лиссабон важным городом; надо было удержать ее в своих руках — поэтому поспешно (в 1502 г.) снарядили флотилию из 20 судов и подчинили ее Гаме. Благополучно достиг он восточного берега Африки, заключил торговые договоры с Мозамбиком и Софалой, оставил там факторов; в Килоа заманил короля на корабль, угрозами взять его в плен и сжечь город заставил признать протекторат Португалии, заплатить контрибуцию и построить крепость. Приближаясь к Индостану, Васко да Гама разделил флот на несколько частей; несколько мелких судов были настигнуты и разграблены, несколько местечек бомбардировано и разорено; один большой корабль, шедший из Каликуты, взят на абордаж, разграблен и потоплен, а люди перерезаны. Страх охватил все побережье, все смирились перед сильным врагом; даже властитель Каликуты несколько раз присылал просить мира. Но В., мягкий с покорными царьками, с беспощадной жестокостью преследовал врагов Португалии и решил отомстить за смерть своих соотечественников: блокировал город, бомбардировкой почти разрушил его, сжег все суда, находившиеся в гавани и уничтожил флот, снаряженный для сопротивления португальцам. Построив факторию-крепость в Кананаре и оставив там людей и часть флота с предписанием крейсировать около берега и как можно больше вредить Каликуте, В. вернулся на родину 20-го декабря 1503 г. с 13 богато нагруженными кораблями. Пока В. пользовался на родине заслуженным покоем (хотя есть указание, что он руководил индийскими делами), над португальскими владениями в Индии властвовали один за другим пять вице-королей; управление последнего из них, Эдуарда да Менезеса, было так несчастливо, что король Иоанн III решился снова послать В. на арену его прежних подвигов. Новый вице-король отплыл (1524 г.) с 14 кораблями, с блестящей свитой, 200 человек гвардии и прочими атрибутами власти. В Индии он с твердостью и настойчивостью принялся искоренять лихоимство, казнокрадство, распущенность нравов и небрежное отношение к интересам государства. Для успешной борьбы с легкими арабскими судами он построил несколько такого же типа судов, запретил частным лицам вести торговлю без королевского разрешения и льготами старался привлечь как можно больше людей на морскую службу. Посреди этой кипучей деятельности он заболел и 24-го декабря 1524 г. скончался в Кохиме. В 1538 году останки его были перевезены в Португалию и торжественно преданы земле в городке Видигейре. Два сына его тоже были известными мореплавателями. В. был человек честный и неподкупный, соединявший решимость с осторожностью, но в то же время высокомерный; иногда жестокий до зверства. Чисто практические цели, а не жажда знания, руководили его открытиями. История его экспедиций рассказана Барросом, Каспаром Корреа, Озорио (историк Эммануила Великого) и Кастанледа. В городе Гоа в ХVII веке была ему воздвигнута статуя; но самый прочный памятник воздвигнул ему Камоэнс, в эпопее «Луизиада».

См.

  • О. Пешель, «История эпохи открытий» (Штутгардт, 1877, русский перевод),
  • «Дневник второго путешествия В. да Гама» (изд., перев. и объясн. Штиром, Брауншвейг, 1880).

Н. П.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Васко да Гама (1469—1524), португальский мореплаватель. В 1497 предпринял экспедицию в Индию вокруг Африки. Обогнув южную оконечность Африки, Васко да Гама весною 1498 прибыл в Индию. По проложенному В. да Г. пути направились в ближайшие годы другие португальские мореплаватели. Васко да Гама совершил еще два путешествия в Индию (1503 и 1524), где в 1502—1503 он с большой жестокостью подавил восстание, а в 1524, незадолго до своей смерти, был назначен вице-королем Индии. Открытие Васко да Гама и его продолжателей (вместе с открытием Америки) вызвало большое развитие морской торговли и огромный приток в Европу колониальных богатств.

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии.

Ссылки

wiki.laser.ru

Гама Васко да - это... Что такое Гама Васко да?

(Gama) (1469—1524), португальский мореплаватель. В 1497—99 совершил плавание из Лиссабона в Индию, обогнув Африку, и обратно, впервые проложив морской путь из Европы в южную Азию. В 1502—03 и 1524 совершил ещё 2 плавания в Индию.

ГА́МА (Gama) Васко да (1469—1524), португальский мореплаватель. В 1497—1499 совершил плавание из Лиссабона в Индию, обогнув Африку (см. АФРИКА) , и обратно, впервые проложив морской путь из Европы в Юж. Азию. В 1502—1503 и 1524 совершил еще 2 плавания в Индию.
* * *
ГА́МА (da Gama), Васко да (1469, Синиш, Португалия — 24 декабря 1524, Кочин, Индия), португальский мореплаватель, первооткрыватель морского пути вокруг Африки в Индию.
Первая экспедиция
Молодой придворный знатного происхождения, смельчак Васко да Гама возглавил в 1497 первую экспедицию из трех кораблей («Сан-Габриел», «Сан-Рафаэл» и «Берриу») и транспортного судна, которые снарядил король Португалии для открытия морского пути из Европы в Индию. Экипаж судов насчитывал ок. 170 человек.
Отправившись 8 июля из Лиссабона, после четырех месяцев плавания португальцы остановились в бухте Сент-Хелина, убедившись, что на протяжении 4200 км нет значительных земель и крупных островов.
Обогнув мыс Игольный (см. ИГОЛЬНЫЙ МЫС), Гама подошел к высокому берегу, названному им Натал («Рождество»). На своем пути на север экспедиция останавливалась в устьях рек Лимпопо (см. ЛИМПОПО) и Замбези (см. ЗАМБЕЗИ), в портах Мозамбик (см. МОЗАМБИК (город)), Момбаса (см. МОМБАСА) и Малинди, где местный правитель дал португальцам надежного лоцмана Ахмеда ибн Маджида. С попутным муссоном (см. МУССОНЫ) экспедиция добралась до индийского порта Каликут (см. КАЛИКУТ) (ныне Кожикоде). Там удалось приобрести немного пряностей и драгоценных камней. Вскоре Гама сообщил саморину (местному правителю) о своем скором отплытии и попросил в подарок королю около полутонны корицы и гвоздики. Саморин потребовал большую пошлину за пряности и сразу же запретил перевозить на суда оставшихся на берегу португальцев. Тем временем многочисленные горожане продолжали с любопытством осматривать корабли. Когда Гама узнал, что среди них есть знатные лица, он захватил их, предложив саморину обменять заложников на своих моряков. Португальцев доставили на корабли, но Гама освободил лишь часть заложников, обещав отпустить остальных после возврата задержанных товаров. Ответа не последовало, и экспедиция покинула Каликут с заложниками на борту. В январе 1499 мореплаватель достиг порта Малинди, где получил свежие продукты для больных цингой моряков. Близ Момбасы Гама сжег «Сан-Рафаэл», т. к. сильно поредевшая команда не могла управлять четырьмя кораблями.
В Лиссабон пришли только два судна. В живых осталось менее половины экипажа. Но на карту было нанесено более 4000 км восточного побережья Африки от устья реки Грейт-Фиш до порта Малинди. Первая экспедиция Васко да Гама, впервые проложившего морской торговый путь из Европы через Африку в Индию, относилась к эпохе Великих географических открытий (см. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ) и имела мировое значение.
Вторая экспедиция
Второе плавание в Индию во главе флотилии из 20 кораблей Васко да Гама совершил в 1502, проявив неслыханное коварство и жестокость по отношению к местному населению. Он сжег команду и 400 пассажиров арабского судна (доу) в районе Малабарского берега, подавил сопротивление местных властителей, разорил г. Каликут и с грузом пряностей огромной ценности вернулся на родину в октябре 1503. Он получил титул графа да Видигуэйра, но на много лет был отстранен от всякой деятельности.
Третья экспедиция
В 1524 Васко да Гама был назначен вице-королем Индии, куда он отправился в свое третье путешествие и где вскоре умер. Его прах был переправлен в Португалию в 1538.

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о