Максим Горький. Пьеса «На дне»
1. максим ГОРЬКИЙ. ПЬЕСА «НА ДНЕ».
МАКСИМ ГОРЬКИЙ.ПЬЕСА «НА ДНЕ».
2. История создания пьесы
Пьеса «На дне» была написана для труппыМосковского Художественного общедоступного
театра. По словам Горького, пьеса появилась в
результате двадцатилетних наблюдений над
миром «бывших людей», к которым он относил «…
не только странников, обитателей ночлежек и
вообще «люмпен-пролетариев», но и некоторую
часть интеллигентов, оскорбленных и униженных
неудачами в жизни». Как указывал сам писатель,
он наблюдал прототипов своих героев в Нижнем
Новгороде: артист Колосовский-Соколовский
послужил прототипом Актера; Бубнова Горький
писал не только со своего знакомого босяка, но и с
одного интеллигента, своего учителя; образ Насти
во многом заимствован из рассказов Клавдии
Гросс.
Макет ночлежки.
Рисунок, присланный Максимом Горьким Московскому Художественному театру в связи
с работой над постановкой пьесы «На дне».
Наверху надпись Горького: «Это может дать общее представление о
внутренности ночлежки, но здесь слишком просторно, слишком много
воздуха».
4. Жанр произведения
Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается нестолько во внешнем действии — в обыденной жизни, сколько в
диалогах героев. Именно разговоры обитателей ночлежки определяют
развитие драматургического конфликта. Действие пьесы переведено в
внесобытийный ряд – это характерно для жанра философской
драмы.
5. Смысл названия пьесы «На дне»
Горький придумал несколько вариантов заглавия для своей пьесы: «Без солнца» ,«Ночлежка» , «Дно» , «На дне жизни» , но выбрал самое лаконичное и удачное — «На
дне» . Первая авторская ремарка, описывающая ночлежку Костылёва, даёт понять, что в
заглавии подразумевается «дно» общества, где оказались герои драмы. Это совершенно
опустившиеся люди, которым уже некуда дальше падать: у них нет дома, семьи,
нормальных человеческих привязанностей, у некоторых нет даже имени — все
окружающие обращаются к ним по кличкам. Таким образом, название указывает на
социальную проблематику пьесы.
6. Конфликт в пьесе
Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одномсодержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом – по
существу бесправные ночлежники. Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав
людьми. Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого
оказался в унизительном положении. Социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое. Мы
наблюдаем лишь результаты внесценических конфликтов.
В пьесе есть и традиционный любовный конфликт. Его обусловливают взаимоотношения Васьки Пепла,
Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы. Любовный конфликт становится
гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже
любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге.
Но не только социально-бытовые проблемы поднимаются в пьесе, также большое имеет философский
конфликт правды и сострадания. Первое представлено в виде Сатина. Это неоднозначный герой, так как все
его высказывания противоречат поведению. Сатинский монолог – это отражение мыслей самого Горького. По
мнению писателя, жизнь можно изменить только тогда, когда знаешь всю правду. Сострадание же
представлено Лукой, одним из главных героев произведения. Он жалеет Анну, Пепла и Актёра. Лука даёт им
мнимую надежду на лучшую жизнь. Но всё его милосердное участие не приводит ни к чему: Актёр
заканчивает жизнь самоубийством, Пепел отправляется в тюрьму, а Анна умирает. Ложь лишь облегчила им
восприятие этих фактов.
7. Новаторство М. Горького
Впервые перед зрителем предстал невиданный ранеемир воров, бродяг и проституток, а в нем отражение
мира, откуда были извергнуты эти люди. Изображение
этого страшного мира – обвинительный акт против
несправедливого общественного строя. Мрачный быт
костылевской ночлежки изображен как воплощение
социального зла.
Драматургическое мастерство Горького отличается
большим своеобразием. Внимание автора
сосредоточено на показе социальных типов и явлений,
а само изображение действительности отличается
глубокой обобщенностью. В пьесе несколько идейнотематических планов, которые в большей или меньшей
степени связаны с основной идеей. Важная
особенность драмы Горького отсутствие в ней
центрального героя и разделения персонажей на
положительных и отрицательных. Главное внимание
автор уделяет самосознанию героев, выявлению их
социальных и философских воззрений.
В пьесе «На дне» монологи занимают незначительное
место. Ведущим принципом раскрытия самосознания
героев и их характеров является диалог. Важное
средство достижения типичности и индивидуализации
образов — речевая характеристика персонажей.
8. Обитатели ночлежки
Обитатели дна выброшены из жизни всилу условий, царящих в обществе.
Подробные биографии этих людей не
даны, их судьбы обозначены
несколькими словами. Герои
изуродованы, сломлены жизнью и
обречены на гибель, хотя каждый из них
достоин лучшей участи. Перед нами –
глубоко страдающие и одинокие люди.
Каждый замкнут в своем горе и ведет о
нем нескончаемый рассказ, не слушая
никого и не надеясь быть услышанным.
Фотоснимок, присланный Максимом
Горьким Московскому
Художественному театру в связи с
работой над постановкой пьесы «На
дне».
Внизу надпись Горького: «Барон
Бухгольц, босяк. Грим и костюм
для Барона».
9. Васька Пепел, 28 лет
o Потомственный вор.o Он несколько раз отсидел в тюрьме, судя по всему,
за кражу.
o Васька — возлюбленный замужней Василисы, с
которой он расстается в начале пьесы.
o Васька ухаживает за Наташей и предлагает ей
начать новую, честную жизнь.
o В конце пьесы он попадает в тюрьму за убийство
Костылева.
«В женщине душа должна быть. »
«А куда они — честь, совесть? На ноги,
вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни
совести…Честь-совесть тем нужна, у кого власть да
сила есть…»
«Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть
имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее.»
«Ежели людей по работе ценить, тогда
лошадь лучше всякого человека.»
10. Андрей Митрич Клещ, 40 лет
o Слесарь.o Женат на Анне, которая больна чахоткой.
o Клещ всю жизнь плохо обращается с женой, бьет и
обижает ее.
o Мечтает выбраться из ночлежки и заняться честным
трудом.
o Живёт надеждой на освобождение, которое ему принесет
смерть жены.
o Когда жена оказывается при смерти, он ведет себя с ней
грубо и безразлично.
o Когда Анна умирает, Клещ вынужден продать свои
инструменты, чтобы похоронить жену.
o После этого он без работы и перспективы продолжает
жить в ночлежке.
«Какие они люди? Рвань, золотая рота… люди! Я рабочий человек… мне глядеть на них стыдно. .. я с малых
лет работаю… Ты думаешь — я не вырвусь отсюда?
Вылезу… кожу сдеру, а вылезу… Вот, погоди… умрет
жена… Я здесь полгода прожил… а все равно как шесть
лет…»
11. Анна, 30 лет
o Жена Клеща.o Смертельно больная чахоткой. Всю
жизнь Анна терпит побои и обиды
со стороны мужа.
o По словам Анны, она, вероятно,
«зачахла» из-за жестокого отношения
мужа.
o В конце концов героиня умирает от
своей болезни.
«Бога ради… не кричите… не
ругайтесь вы! Каждый божий день!
Дайте хоть умереть спокойно!..»
«Зачем мне есть?»
12. Квашня, около 40 лет
o Торговка пельменями.o Она 8 лет была замужем за человеком, который бил
ее.
o В конце пьесы Квашня становится женой
полицейского Медведева.
o Теперь Квашня сама бьет своего нового мужа,
который тем временем ударяется в пьянство.
«Чтобы я, — говорю, — свободная женщина, сама себе
хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы
я мужчине в крепость себя отдала — нет! Да будь он
хоть принц американский — не подумаю замуж за него
идти. »
«Замуж бабе выйти — все равно как зимой в
прорубь прыгнуть: один раз сделала — на всю жизнь
памятно…»
13. Бубнов, 45 лет
o В прошлом — хозяин меховой мастерской.o После развода он остался без мастерской, потому
что та была записана на жену.
o Оказался в ночлежке, уйдя из дома «от греха
подальше», чтобы не убить жену и ее любовника.
o Теперь нищий Бубнов живет в ночлежке и работает
картузником (шьет шапки и т.д.).
«А кто пьян да умён — два угодья в нем…»
«Все люди на земле — лишние…»
«Болезнь — боится слова, а смерть — нет…»
«Шум смерти не помеха.»
«Все хотят порядка, да разума нехватка.»
«Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье.»
14. Настя, 24 года
o Молодая девушка, которая мечтает о большой инастоящей любви.
o Судя по всему, Настя зарабатывает на жизнь
«непристойной работой».
o Девушка состоит в любовной связи с Бароном.
o Она терпит от него обиды и грубость, но все
равно дает ему деньги на пьянство.
o Настя любит читать любовные романы и
придумывает себе любовные истории, которые
якобы с ней произошли.
o Пытается вырваться из грязного прошлого и
настоящего, где «…опротивело всё! Вся жизнь…
все люди!» в мир «чистой любви».
15. Барон, 33 года
o Пьяница.o Дворянин по происхождению.
o В прошлом был состоятельным чиновником, но
попался на растрате казенных средств и попал в
тюрьму, после чего оказался в нищете.
o Всё его достояние – воспоминания о былом
величии своего рода.
o Барон состоит в любовных отношениях с Настей,
которая дает ему деньги на пьянство.
o Издевается над всеми и быстро теряет
человеческий облик.
«У всех людей – души серенькие… все
подрумяниться желают…»
«А… ведь зачем-нибудь родился… а?»
16. Сатин, около 40 лет
o Пьяница и шулер.o Бывший телеграфист.
o Он отсидел 5 лет в тюрьме за убийство: когда-то он
заступился за свою сестру и в драке по неосторожности
убил человека.
o Сатин привык существовать за счет шулерства и не
хочет жить честно.
o Сатин — неглупый, довольно образованный мужчина.
«Нет на свете людей лучше воров!»
«В карете прошлого никуда не уедешь.»
«Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог
свободного человека!»
«Человек рождается для лучшего!»
«Кто слаб душой, тем ложь нужна.»
«Дважды убить нельзя.»
17. Актёр, около 40 лет
o Пьяница.o Бывший театральный актер. Когда-то играл на сцене и
носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а
теперь спился.
o Живет воспоминаниями о прекрасном.
o Из всех ночлежников отличается тонкой душевной
организацией.
o Он узнает от Луки о том, что в каком-то городе якобы
есть бесплатная лечебница для пьяниц. Актер бросает
пить, чтобы накопить денег на дорогу в этот город.
o Лука исчезает, так и не назвав города с лечебницей,
после чего Актер снова начинает пить и в конце пьесы
кончает жизнь самоубийством.
«Образование — чепуха, главное — талант. »
«А талант — это вера в себя, в свою силу…»
«Без имени — нет человека…»
18. Алёшка, 20 лет
o Пьяница.o Сапожник.
o В свободное время он любит петь и играть на
гармошке.
o Из-за пьянства он время от времени попадает в
полицейский участок.
o Алешка — запутавшийся, несчастный молодой человек.
«А я такой человек, что… ничего не желаю! Ничего не
хочу и – шабаш! На, возьми меня за рубль за двадцать!
А я – ничего не хочу. Давай мне миллион – н-не хочу!»
19. Татарин
o Крючник (грузчик).o Татарин — законопослушный, честный человек.
o Он жалуется на то, что шулер Сатин и его приятель
Барон ведут нечестную игру в карты. Татарин
призывает их к честности.
o В конце пьесы Татарин ломает руку и, судя по всему,
надолго оказывается без работы.
«Не обижай человека – вот закон!»
20. Лука, 60 лет
o Странник.o Судя по всему, Лука ранее отбывал срок на каторге
за какое-то преступление, но сбежал оттуда.
o Лука — жалостливый, милый, добрый, неглупый
старик.
o Поселившись в ночлежке, он дает другим героям
советы и пытается утешить их, но его
вмешательство приносит больше вреда, чем пользы.
«Барство-то — как оспа… и выздоровеет человек, а
знаки-то остаются.»
«Без причины и прыщ не вскочит.»
«Кто крепко хочет — найдёт!»
«Не всегда правдой душу вылечишь.»
«Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком
родился, человеком и помрешь.»
21. Михаил Иванович Костылёв, 54 года
o Хозяин ночлежки.o Злой, лицемерный, жадный, подлый человек.
o Он грубо обращается со своей женой Василисой,
а также обижает ее сестру Наташу.
o Костылев скупает краденые вещи, которые
ворует Васька Пепел.
o В конце пьесы Костылев погибает в драке от рук
Васьки.
«Разве доброту сердца с деньгами можно
равнять? Доброта — она превыше всех благ. А
долг твой мне — это так и есть долг! Значит,
должен ты его мне возместить. .. Доброта твоя
мне, старцу, безвозмездно должна быть
оказана…»
22. Василиса Карповна, 26 лет
o Жена Костылева.o Умная, хитрая, жестокая, бездушная,
развратная женщина.
o Василиса издевается над своей родной
сестрой и предлагает своему бывшему
возлюбленному Ваське Пеплу избавиться от
ее мужа.
23. Наташа, 20 лет
o Сестра Василисы.o Наташа терпит издевательства со стороны своей
сестры и ее мужа.
o Наташа — добрая, милая девушка.
o За ней ухаживает вор Васька Пепел.
o После гибели Костылева девушка оказывается в
больнице при смерти, а затем пропадает без вести.
«Мало знать, ты — понимай.»
«Когда любят — плохого в любимом не видят.»
БАРОН И НАСТЯ.
30. Спасибо за внимание!
СПАСИБО ЗАВНИМАНИЕ!
Характеристика главных героев пьесы «На дне» Максима Горького
Содержание
- Костылев
- Василиса Карповна
- Васька Пепел
- Лука
- Актёр
- Сатин
- Барон
- Настя
- Бубнов
- Клещ
- Анна
- Квашня
- Медведев
- Алёшка
- Татарин
- Кривой Зоб
Пьеса «На дне» была написана молодым, но уже популярным Горьким в 1901-1902 году специально для Московского художественного театра. Задумка создать пьесу о жизни деклассированных элементов, где участвует больше 20 персонажей, появилась еще раньше. Чернуха с алкоголиками, драками и проститутками была популярна и 100 лет назад, и раньше, но Горький через нее решил задать важный вопрос: что же лучше, сострадание или истина. Для этого в мир нищих был введен старик Лука.
В статье ниже приведена краткая характеристика героев пьесы «На дне» Максима Горького с цитатами. Главные герои произведения, влияние на них второстепенных персонажей.
КостылевКостылев – визгливый и крикливый мужчина, хозяин ночлежки для бедняков и опустившихся на самое социальное дно людей – воров, пьяниц, проституток. Из всех героев повести к нему не расположен никто.
«Кто тебя – кроме чёрта – любит?..»
И правда, являясь плохим, дрянным и хитрым человеком, он отравляет жизнь каждому, кто находится рядом.
«И для всех он – яд…» — как говорит его жена Василиса.
Занимается скупкой краденых вещей, дважды сдал своего подельника вора, жадный и подлый. Набожен, но при этом лишён всякого понятия о морали. Оскорбляет жену и издевается над её сестрой. Упрекая других, слеп в своих поступках. Жестокая персона, которая заслуживает такого же жестокого к себе обращения.
Василиса КарповнаВасилиса Карповна – жена Костылева. Представлена читателю как хитрая, умная, бездушная, жестокая и развратная особа. Она красива, но несчастлива, живя в браке с мерзавцем.
«Он в меня, как клоп, впился… четыре года сосёт! А какой он мне муж? Наташку теснит, измывается над ней, нищая, говорит!»
Гордая и своенравная женщина, вернее «лютая баба», с характером под стать своему мужу.
«Сколько в ней зверства, в бабе этой!»
Наташа – младшая сестра Василисы. Хорошая добрая девушка, небезразлична к судьбам других людей. Жизнь в ночлежке изводит её, заставляет страдать, в том числе, из-за издевательств со стороны сестры и её мужа.
«Ну и часто они её бить стали»
Единственный, но не самый надёжный вариант – выйти замуж за Ваську, которого она не любит.
«И я скажу – иди за него, девонька, иди! Он – парень ничего, хороший!»
Однако после трагедии девушка пропадает без вести.
Васька ПепелВаська Пепел – вор, любовник Василисы, подначиваемый ей убить её мужа и получить Наташу в жёны.
«Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту…»
Он не верит в совесть, но, тем не менее, несмотря на чувства к Наташе, на аферу не соглашается.
«Вот и я то же говорю: честь‑совесть богатым нужна, да!»
Стремится стать лучше, но у него не получается – он убивает Костылева.
ЛукаЛука – милый, жалостливый, довольно не глупый старик. Странник, который придя в ночлежку, пытается направить живущих там, на путь истинный, однако его вмешательство приносит больше вреда, чем пользы. Значимый, но приходящий персонаж.
Актёр«…Старик? Он – умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…»
Актёр – пьяница, ранее выступавший в театре, играя в спектаклях, однако, прозябая в вечном пьянстве, память его ухудшается.
«Я – сам больной… отравлен алкоголем…»
На нём висят долги, он занимает деньги, при этом ничего делать не желает. Но в целом является неплохим и небезразличным человеком, имеющим веру в лучшее, что, однако, не спасает его от самоубийства.
Сатин«Снова… сначала… Это – хорошо… Н‑да… Снова? (Смеётся.) Ну… да! Я могу?! Ведь могу, а?»
Сатин – заправский пьяница и шулер. Не обделён умом – образован, рассудителен, начитан. В общении приятен и доброжелателен, в то же время скрытен. Сам себя считает «мёртвым человеком».
Барон«…Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! я – читал!..»
Барон – пьяница и дворянин одновременно. В прошлом состоятельный, но попавшись на растрате, он попадает в тюрьму, и становиться нищим. Находясь в отношениях с Настей, выуживает с неё деньги на выпивку.
Настя«Озорник! А ещё – барин…»
Настя – девушка, имеющая «низкую работу», и терпящая неподобающее и недостойное отношение к себе со стороны своего сожителя – Барона. Впечатлительная особа, потерявшая веру в себя.
Бубнов«…жизнь моя… я – одна… я – таковская! Пускай уж я… погибаю, – всё равно! Я – никуда не гожусь…»
Бубнов – нищий картузник, который потерял всё после развода. Живёт в долг, называет себя пьяницей и лентяем.
Клещ«Запой у меня, видишь ли… <…> Злющий запой! Как начну я заливать – весь пропьюсь, одна кожа остаётся… И ещё – ленив я. Страсть как работать не люблю!..»
Клещ – слесарь, находящийся в браке с женщиной больной чахоткой. Злой, грубый и жестокий человек, любить и уважать которого не за что. Не понимает тех, кто зарабатывает нечестным путём, но дело далеко не в справедливости, виной тому гордость.
Анна«Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота… люди! Я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю…»
Анна – смертельно больная женщина, прожившая свою жизнь в череде лишений и страданий. Зачахла благодаря несносному отношению к ней своего мужа. Характер Анны добрый, кроткий и незлопамятный.
Квашня«Побои… обиды… ничего кроме – не видела я… ничего не видела!»
Квашня – женщина, торгующая пельменями. Будучи несколько лет женой человека, избивавшего её, после его смерти выходит замуж за полицейского и, в периоды пьянства последнего, избивает его сама.
Медведев«Да я‑то всё одинакова! Как издох мой милый муженёк, – ни дна бы ему, ни покрышки, – так я целый день от радости одна просидела: сижу и всё не верю счастью своему…»
Медведев – полицейский, дядя Василисы и Наташи, довольно странный человек со странной точкой зрения, при этом интересный персонаж, по-своему мудрый, однако довольно слабохарактерный, нечестный и недобросовестный.
Алёшка«Жулики – все умные… я знаю! Им без ума – невозможно. Хороший человек, он – и глупый хорош, а плохой – обязательно должен иметь ум»
Алёшка – молодой парень, пьяница. Любитель покутить, поёт и играет на гармошке. Периодически становиться «гостем» в полицейском участке. Запутавшийся в жизни, отчаянный молодой человек. В целом нейтральный персонаж, не вызывающий ни уважения, ни порицания.
Татарин«Несчастный!.. молоденький ещё, а уж… так ломается…»
Татарин – грузчик, законопослушный и честный персонаж с определёнными моральными принципами, не любит вести нечестную игру.
Кривой Зоб«Я видел! Жулик! Не буду играть!»
Кривой Зоб – грузчик, приятель Татарина. Лёгкий и более свободный в плане принципов человек. Любитель петь песни вместе с другими обитателями социального дна.
«Ты — пойми! Коли им честно жить начать, они в три дня с голоду издохнут…»
Через четыре года после смерти мамы мы до сих пор не развеяли ее прах
От первого лица
Они в полиэтиленовом пакете в моем шкафу.
Хайди Хаверкамп
13 марта 2020 г.
Фото © azerberber / iStock / Getty
С пеплом не торопятся — оно не гниет и не воняет. И вот, как и у многих людей, у меня дома есть урна с прахом. Моя мать умерла три года назад, и ее прах в моем шкафу. Они в толстом полиэтиленовом пакете, стянутом стяжкой, завернуты в скатерть из небеленого льна и поставлены в толстую стеклянную вазу. Свидетельство о кремации размазано внизу, зелеными чернилами Келли на кремовой бумаге внутри блестящего конверта, ее полное имя напечатано спереди шрифтом пишущей машинки. В складках белья заправлены два креста из сложенных пальмовых листьев с давней службы в Вербное воскресенье.
Пока это моя попытка торжественного захоронения.
Мой отец, мой брат и я собирались развеять прах моей матери на ее любимом пляже в западном Мичигане, но, похоже, у нас не получается. Два года назад мы все были на палубе, чтобы провести там отпуск целую неделю, но мой брат, собирая двоих детей и все их пляжные вещи, забыл упаковать пепел, который в тот год находился в его подвале. С тех пор, из-за напряженного графика, плохой погоды и двух-четырехчасовой езды от наших разных домов, мы не могли договориться, чтобы все были там одновременно.
Пепел подождет. Тем не менее, мой папа регулярно вздыхает мне по телефону: «Нам очень нужно развеять этот прах».
Кремины на самом деле вовсе не пепел, а кость. Когда тело сжигают в течение часа или двух при температуре 1200 градусов по Фаренгейту, все распадается, кроме груды костей. Эти фрагменты помещают в мясорубку и мелко измельчают, чтобы они выглядели чистыми и безличными. (Вы можете попросить, чтобы крематорий оставил их кусками, и я бы так и сделал, если бы знал.) Их легко перемещать или хранить, хотите вы этого или нет. Моя подруга месяцами хранила прах своей матери в багажнике своей машины. Мама хранила прах своих родителей в шкафу, пока не смогла сесть в самолет и похоронить их на кладбище норвежской деревни, где они поженились. Ее собственный прах побывал в круговом туре: папин туалет, моя спальня, мой туалет, подвал моего брата (рядом с его пивным холодильником), мой книжный шкаф, а теперь снова в моем шкафу.
Я не осознавал, что на самом деле значило для меня тело моей матери, пока она не умерла. Мне было 40, а ей 73. Она потеряла сознание посреди ночи, по какой причине врачи не могли понять. Когда мы были готовы снять ее с аппарата ИВЛ, медсестры предложили нам уйти, чтобы нам не пришлось смотреть, как ее экстубируют. Мы помолились над ней, помазали ее, а потом пошли стоять в зале. Когда мы вернулись, они очистили кровь, и трубок не было, но она тоже. Она умерла, и мы пропустили это.
Уходить было неловко. Позже мне захотелось, чтобы мы были евреями или мусульманами, чтобы был какой-то обычай, который приглашал бы нас задержаться: самим раздеться, умыться и ухаживать за ее телом. Но моя семья представляет собой пеструю смесь протестантского, светского и несентиментального, поэтому мы побрели по широкому коридору, оставив ее тело позади. Позже сотрудники больницы отвезли его в морг, где, согласно счету за кремацию, он пролежал три дня, прежде чем пришел незнакомец, чтобы забрать его и отвезти в крематорий.
На следующий день после ее смерти мы с папой прошли полмили по июльской жаре до офиса общества кремации в его районе Чикаго. Мы сидели на обшарпанных стульях в маленькой витрине магазина, а входная дверь, то открываясь, то закрываясь, чуть не задевала наши колени. Назначенный нам помощник, неорганизованный, но добрый, объяснил процесс и показал нам, как заполнять формы. Папа подписал бумаги и заплатил кредитной картой.
Мы с семьей собирались развеять прах моей матери, но никак не можем этого сделать.
Десятки урн заполнили полки на стене: металлические, деревянные, керамические, стеклянные и известковая штукатурка, растворяющаяся в соленой или пресной воде. Некоторые имели форму ангела, дельфина, сумки для гольфа или сердца. Мой папа скупердяй, так что платить 1500 или даже 80 долларов за один из этих «хламов» не было и речи. Тем не менее, пояснил помощник, они не могли доставить нам прах без контейнера. Мы пошли в кухонный магазин через улицу и нашли высокую прозрачную пластиковую канистру с вакуумной крышкой, предназначенную для муки или макарон, за 20 долларов. Помощник принял его без замечаний и наклеил на дно наклейку с фамилией моей мамы и штрих-кодом.
«Можем ли мы присутствовать на кремации?» Я спросил. В то время я был приходским священником, поэтому знал, что это возможно, но ни клерк, ни литература об этом не упоминали.
Папа вопросительно посмотрел на меня. «Что? Нет, Хайди.
Зачем мне это? Стоять за стеклянным окном где-нибудь в пригородном промышленном комплексе и смотреть издалека на большую технику, чтобы видеть, как кто-то другой вставляет картонную коробку в стальную и затем щелкает выключателем?
Но я переспросил: «А нельзя ли нам быть там, — споткнулся я, — когда ее кремируют?»
Епископальная молитвенная служба проводится в крематории, хотя ни одна семья, пастором которой я был, никогда не хотела присутствовать на ней. Но я сделал. Я хотел сказать вслух: «Поскольку ее тело снова превращается в энергии и элементы земли, из которой оно произошло, пусть она вернется к вам, чтобы облечься в сияющее воскресшее тело».
Да, ответил ассистент, но до центра почти час пути, и это будет стоить дополнительно 400 долларов.
Пепел доставлен в канцелярию магазина, в пластиковом контейнере из кухонного магазина. Папа подобрал их. Когда я спросил, что он с ними сделал, он ответил, что они в чулане.
«Я не хочу их видеть и думать о них, — сказал он, — я просто хочу думать о маме».
Несколько дней спустя я пришел к нему домой, чтобы забрать его для семейной поездки. Пока он занимался чем-то другим, я подошел к чулану, достал из канистры мешок с пеплом — он был тяжелый — запеленал его в полотенце и сунул в рюкзак. Папа бы этого не запретил, но счел бы это глупостью. И я хотел ощутить ее тяжесть вместе с нами, на моей пояснице — как мешок с песком против наводнения, как памятник, который нужно поднимать и опускать, маневрировать, плечевать.
Неделю спустя, не говоря уже о том, что они у меня все время были, я спросил его, могу ли я их взять.
Он пожал плечами: «Меня они не интересуют».
Через пару недель я принесла прах в большой сумке на панихиду, которая проходила в церкви моих родителей. Я купил стеклянную вазу, улучшенную версию банки с макаронами и дорожку для стола, чтобы обернуть пластиковый пакет, как саван. Я не хотел прятать пепел, но я также не думал, что кто-то еще захочет его увидеть.
В отличие от гроба, урна мала и ее легко не заметить, особенно в большой церкви, а иногда так же просто оставить дома. В ящике или вазе с пеплом не видно человека — даже размера и формы. Но для меня все еще была связь с ней в этих песчаных крошках ее костей. Тем не менее выставлять их посреди церкви казалось сентиментальным и немного грубым. Итак, я поставил вазу за большой фотографией, которую мы показывали. Мой племянник помог мне поместить туда розу перед вступительной песней.
Мы договорились о двухчасовой поездке на следующий день на пляж, чтобы семьи, приехавшие из другого города, могли развеять с нами прах мамы, если захотят. Но мой папа и брат не хотели ехать после такого утомительного дня. После того, как служба и прием были закончены, я положил вазу и прах обратно в дорожную сумку и отнес домой.
Четыре года спустя мы все еще планируем развеять ее прах. Может быть, следующей весной или летом мы найдем выходные, когда все будем свободны. Возможно, к нам присоединятся дети моего брата и другие члены семьи. Надеюсь, я не забуду прах. Каким-то образом мы поймем, что сейчас подходящее время, и пойдем на пляж. Мы с братом будем ходить босиком, а папа наденет свои потрепанные нейлоновые сандалии. Мы разрежем застежку-молнию вокруг тяжелого пластикового пакета и разбросаем кусочки костей горстями по ветру. Никто не захочет много говорить, кроме меня. Я скажу слова, которые я говорил для многих других семей, на этот раз для моей матери, моей семьи и себя:
Мы смертны, созданы из земли, и на землю мы вернемся. Ибо так определил Ты, когда сотворил меня, сказав: прах ты и в прах возвратишься. Все мы сойдем в прах; но и у могилы поем нашу песню: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Вариант этой статьи опубликован в печатном издании под заголовком «Пепел подождет».
Контрольный список для церемонии развеивания праха
Контрольный список для церемонии рассеивания праха
После смерти друга или любимого человека многие люди находят успокоение и облегчение, развеивая прах в любимом или памятном месте. После того, как вы решили, где хотите развеять пепел, и убедились, что это законно, рекомендуется спланировать мероприятие до наступления дня. Церемонии развеивания праха могут включать чтение или стихи, музыку, обмен воспоминаниями и высвобождение останков. Планирование того, как развеять пепел, что сказать, когда развеять прах, кто будет выбрасывать пепел, и другие мелкие детали помогут церемонии пройти гладко.
Используйте этот контрольный список, чтобы спланировать церемонию развеивания праха любимого человека.
✔ Решите, какой тип услуги вам нужен
Поскольку нет жестких требований к тому, что должно быть включено в церемонию распространения праха, вы действительно можете спланировать свою церемонию так, чтобы наилучшим образом представить личность и жизнь вашего близкого.
- Запуск фейерверков : Красивое представление символизирует жизнь, длится лишь мгновение, но производит впечатление.
- Церемония Кастинга : Это типичная церемония рассеивания пепла, во время которой вы позволяете ветру уносить любимого человека туда, куда ему заблагорассудится.
- Выпуск самолета : хотите ли вы сами разбрасывать останки или предпочитаете, чтобы их разбрасывал пилот (часто лучший вариант), выпуск самолета — один из лучших способов разнести покойного по его или ее любимому району.
- Выкапывание праха : Хорошо известная практика, услуга выкапывания пепла, заключается в том, что вы роете яму или траншею, чтобы поместить прах вашего возлюбленного.
- Фонарики, которые направят их домой: Попрощайтесь с любимым человеком, запустив в небо бумажные фонарики и развеяв его прах. Свет представляет умершего, находящего свой путь на небеса. Убедитесь, что они не пожароопасны и биоразлагаемы.
- Пусть вода унесет их: Поместите останки в бумажные кораблики и поместите их в ручей или развейте пепел по реке. Затем позвольте воде смыть ваше горе и унести любимого человека в покой. Убедитесь, что выбранный вами водный путь позволяет проводить такую церемонию распространения праха, и обязательно используйте биоразлагаемую урну, если вы планируете поместить всю урну в воду.
- Сгребание в почву: Экологически безопасная идея, сгребание — это когда вы разбрасываете останки и загребаете их в землю там, где они лежат, будь то в саду, на пляже или в его или ее любимом месте.
- Связь в символизме с природой: Некоторые семьи выпускают стаю голубей, чтобы олицетворять безмятежность и надежду. Другим нравится думать о церемонии рассеивания пепла как о метаморфозе духа или переходе в жизни, поэтому они приносят на мероприятие бабочек.
- Освободите их : Присоединяйтесь к Обществу вечного восхождения и отправляйте любимого человека высоко в небо на высоту 30 000 футов на воздушном шаре, наполненном гелием. Большая высота заставит воздушный шар охладиться и лопнуть, что освободит останки.
✔ Выберите кого-нибудь, кто возглавит церемонию
Даже если вы планируете простую неформальную церемонию посыпания пеплом, было бы неплохо назначить одного человека в качестве ведущего. Вы можете взять на себя эту роль, если планируете мероприятие, или попросить кого-то другого возглавить его. Вы можете попросить члена семьи, друга или даже религиозного лидера помочь провести церемонию.
Работа лидера проста: знать, каков план, и поддерживать продвижение события в соответствии с ожиданиями. Он или она может просто следить за ходом событий или играть более активную роль, читая стихотворение или молитву, произнося хвалебную речь или разбрасывая пепел. Наличие кого-то, кто знает, что будет дальше на вашей церемонии, может помочь церемонии пройти гладко и избежать неопределенностей.
✔ Определить порядок событий
После того, как вы определились с формальностью церемонии развеивания пепла и с тем, кто ее проведет, вам нужно определить, что будет происходить во время мероприятия. Решите, что сказать, когда разбрасываете пепел выразительными способами, например:
- Молитвы или псалмы
- Стихи
- Музыка
- Цитаты
- Панегирик
- Истории и воспоминания
Выбирая высказывания, стихи и музыку, подумайте, были ли у умершего любимые произведения, подходящие для данного случая. Если нет, есть много общих стихов, песен и молитв о тяжелой утрате, которые могут быть очень значимыми. Убедитесь, что у вас есть копия всего, что будет прочитано, включая молитвы и хвалебные речи, если таковые будут даны.
Подумайте, кто будет приглашен для выступления, и посоветуйте им, что говорить, когда развеивают пепел. Для небольшого собрания у всех может быть достаточно времени, чтобы поговорить и поделиться воспоминаниями об умершем. Для более официальных мероприятий вы можете пригласить одного или двух человек для выступления или только члены семьи поделятся своими воспоминаниями об ушедшем.
✔ Убедитесь, что люди заранее знают, что их ожидает
Если вы хотите, чтобы гости поделились историями или прочитали стихотворение, сообщите им об этом до церемонии посыпания пеплом, чтобы они могли подготовиться. Некоторые люди чувствуют себя комфортно, говоря спонтанно, с небольшой подготовкой, но другим потребуется время для планирования. Как только вы и ваши гости окажетесь в центре церемонии, вы можете быть переполнены эмоциями и не сможете придумать, что сказать. Наличие времени на то, чтобы делать заметки или выбрать стихотворение, которое вы хотели бы прочитать, может помочь свести к минимуму смущение и неприятные моменты.
✔ Решите, кто будет развеивать прах
Заранее решите, кто будет разбрасывать прах во время церемонии. Вы можете захотеть, чтобы ответственность нес только один человек, будь то лидер, член семьи или вы сами. Некоторые семьи носят с собой декоративный совок, и у каждого человека есть возможность высыпать часть останков.
Тот, кто отвечает за эту задачу во время церемонии рассеивания пепла, должен проявлять осторожность, прежде чем открывать урну. Если пепел должен быть выброшен в воздух, важно обратить внимание на ветер и убедиться, что он сдувает пепел с людей или предметов. Это может быть проблемой на лодке, где ветер может быть сильнее, чем ожидалось, и быстро менять направление. Никто не хочет стряхивать останки со своей одежды или волос, не говоря уже о палубе лодки. Если вы развеиваете пепел в общественном месте, убедитесь, что вы выбрали место вдали от людей и что вам разрешено распространять там пепел.
✔ Изучите урну
Посмотрите на урну, которую вы получили из похоронного бюро или крематория. Он запечатан? Насколько сложно открыть? Вы не хотите стоять посреди церемонии только для того, чтобы обнаружить, что не можете открыть контейнер. Останки в запечатанном пакете внутри? Если вы уже переместили прах в декоративную урну, не болтается ли верх? Останки со временем слиплись?
Убедитесь, что урну можно легко открыть, или купите урну, предназначенную для разбрасывания праха, которую легко открыть, но при этом она плотно закрыта.
Проверьте, не находится ли прах в пластиковом пакете внутри урны. Вы можете оставить их так, но убедитесь, что вы готовы открыть сумку во время церемонии.
Если мощи не находятся в запечатанном пакете, убедитесь, что урна герметична, чтобы она не могла рассыпаться во время поездки к месту церемонии.
Проверьте, не спрессовался ли пепел. Это может произойти со временем и предотвратит их вытекание во время церемонии разбрасывания пепла. Возможно, вам придется осторожно размешать пепел, чтобы разрыхлить его, что лучше делать в уединении вашего собственного дома.
✔ Будьте готовы к локации
Тщательно продумайте, где будет проходить церемония разбрасывания пепла и что вам понадобится с практической точки зрения. Если вы отправляетесь в национальный парк, убедитесь, что у всех присутствующих есть удобная одежда, хорошая обувь для ходьбы, вода, головной убор, солнцезащитный крем и другие предметы первой необходимости. Вам, вероятно, понадобится солнцезащитный крем и солнцезащитные очки на лодке, а также спасательные круги для всех.
Позаботьтесь и о своих гостях. Будут ли присутствовать пожилые люди, которым может понадобиться помощь при ходьбе или лазании? А как насчет детей — будут ли они развлекаться или кто-то должен будет помешать им бродить или играть в местах, где они не должны быть? Есть ли место для людей, чтобы сидеть, если это необходимо? Хотя вы, возможно, не сможете быть готовы ко всем возможностям, вам следует тщательно обдумать практические детали дня и то, как с ними справиться.
✔ Рассмотрите возможность найма помощи
Если вы арендуете самолет или лодку, чтобы рассеять пепел, спросите у компании об их прошлом опыте. Есть также организаторы мероприятий, распорядители похорон и другие лица, которые могут помочь вам в планировании церемонии развеивания праха. Когда вы нанимаете кого-то, кто в прошлом занимался церемонией разбрасывания пепла или подобным мероприятием, он, скорее всего, будет знать, что работает хорошо, и расскажет о мелких деталях, которые часто упускают из виду.